автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Сказовые формы мордовской литературы

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шеянова, Ирина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Сказовые формы мордовской литературы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шеянова, Ирина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СКАЗОВЫХ ФОРМ В МОРДОВСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ И В ЛИТЕРАТУРЕ

ГЛАВА 2. СИНТЕЗ ТРАДИЦИЙ СКАЗОВОСТИ И РЕАЛИЗМА КАК ИСТОЧНИК ЖАНРОВОГО И СТИЛЕВОГО ОБОГАЩЕНИЯ ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Шеянова, Ирина Ивановна

Внимание исследователей мордовской литературы сравнительно давно уже привлекает проблема сказовых форм как особого типа художественных повествований. Первые попытки вычленения сказовых форм были предприняты по отношению к национальному фольклору еще в конце 50-х г. составителями сборника «Эрзя-мокшанские песни, сказы и баллады» («Эрзя-мокшонь морот, сказт ды балладат», 1958 г.) литературоведом В.В. Горбуновым и фольклористом Л.С. Кавтаськиным. Но, рассматривая народный сказ как самостоятельную форму мордовской эпической поэзии, они не выделяли его специфические жанровые признаки.

К решению этой проблемы первоначально обратился мордовский фольклорист А.И. Маскаев в работе «Мордовская народная эпическая песня» (1964 г.). Но ученый, как и его предшественники, тоже лишь констатировал наличие сказовых начал в мордовской устной традиции, четко не выделяя их специфические жанрообразующие признаки.

Произведения сказового характера анализируются и в «Предисловиях» к серии книг «Устно-поэтическое творчество мордовского народа», которые регулярно стали публиковаться в Мордовском НИИЯЛИЭ с 1963 г. Иначе говоря, несмотря на то, что сказ как жанр и поныне еще не стал предметом самостоятельного теоретического изучения ни в фольклористике, ни в литературоведении, он на протяжении всей истории мордовской литературы был и остается одним из наиболее характерных явлений в типологии жанрового развития литературной культуры мордовского народа.

Литературная практика Мордовии, углубление связей между национальным литературоведением и фольклористикой в значительной мере способствовали закреплению и живучести традиций сказовых форм. И в силу того, что ни в национальной фольклористике, ни в литературоведении и поныне нет еще обобщающих работ, посвященных исследованию сказа и сказовых форм повествовательности, теория сказа по-прежнему остается в ряду наиболее актуальных проблем мордовской филологической науки.

В своих наблюдениях по теории развития мордовского сказа мы опираемся, прежде всего, на теоретико-методологические основы русской отечественной науки, в частности на работы В.В. Виноградова «Проблема сказа в стилистике» (1928 г.). Б. В. Томашевского «Статистика и стихосложение» (1959 г.), Б.М. Эйхенбаума «Сквозь литературу» (1924 г.), М.М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» (1929 г.), Н.И. Рыбакова «Масштабы жанра» (1973 г.) и других ученых, в трудах которых отчетливо наметились два аспекта изучения сказа как жанровой формы лингвистический и литературоведческий.

Они дают следующие определения сказу - это «форма сложной комбинации приемов устного, речевого и письменно-книжного монологического речеведения» [71, с. 28]; «произведение, целиком построенное на особом, оригинальном языке, отклоняющемся от литературной нормы и характеризующем личность говорящего, рассказывающего» [49, с. 174]; «прежде всего установка на чужую речь, а уж отсюда, как следствие - на устную речь» [9, с. 115] и др.

В мордовскую литературу сказовая манера повествования проникает из устного народного творчества.

Сказ в мордовской народной и профессиональной литературе непременно связан с «преданиями старины глубокой», в нем обязательно наличие сказочной условности и он по существу почти целиком основывается на легендах и преданиях.

Сказ как таковой в мордовской литературе достиг значительного развития на рубеже XIX - XX столетий, т.е. на этапе перехода мордовской литературы от дореал исти ческих форм художественности к художественности собственнол итературной. В этот период довольно интенсивное развитие получили повествования типа «историй»

Мордовская история» и «Мордовская земля» Т. Завражнова, С. Ларионова), «поэм-сказов» (поэмы Игнатия Зорина и других народных литераторов), «жизнеописаний» («Жизнеописание Р.Ф. Учаева», «Жизнеописание B.C. Саюшкина»), «преданий» («Предание мордовского села Сухой Карбулак» Р.Ф. Учаева, «Предание мордовского села Оркино» И.А. Цыбина) и др.

Мордовская литература XX века в дальнейшем своем развитии постепенно начинала тяготеть к более емким жанровым образованиям сказового характера.

В 70-80 гг. XX столетия мордовские исследователи А.Г. Борисов («Художественный опыт народа и мордовская литература», 1977 г.) и А.В. Алешкин («Эпос дружбы», 1985 г.) вводят в мордовское литературоведение понятия «песня-сказ», «поэма-сказ». В гуще самой литературной жизни, в том числе на современном этапе, рождается особый тип повествования -«роман-сказание» (например, «Пургаз» (1988 г.) К.Г. Абрамова).

Для исследования сказовых форм повествовательности богатый материал давали не только поэтические разновидности мордовской литературы: поэма-сказка («Эрьмезь», 1935 г.) Я. Кулдыркаева, эпическая поэма («Сияжар» (1960 г.), «Пенза и Сура» (1972 г.), «Тюштя» (1991 г.) В. Радаева), стихотворный роман «Яблоня у большой дороги» («Покш ки лангсо умарина» (1958 г.) А. Куторкина), но и прозаические формы: роман-сказание «Пургаз» (1988 г.) К. Абрамова), сказовая повесть («Ради братий своих» (1986 г.) М. Брыжинского) и др.

В мордовской реалистической литературе сказовые формы повествования первоначально стали складываться в творчество первого профессионального поэта З.Ф. Дорофеева (баллада «Из-под южных стран», 1912 г.).

Но в мордовской литературно-эпической поэзии сказа в «чистом» виде не существует, как жанровая разновидность литературного эпоса мордовский сказ формируется в виде фольклорной стилизация.

Стилизация в данном случае - это сознательное и целенаправленное проведение художником характерных особенностей устно-разговорного стиля, либо литературного стиля, свойственного писателю какого-то течения, занимающему определенную общественную и эстетическую позицию. Мы попытались разграничить народный сказ от фольклорной стилизации на основе следующих основных моментов:

1. дистанции между автором и повествователем;

2. отношения повествователя к «чужому слову»;

3. характера выражения «личного»;

4. отношений между автором и рассказчиком-повествователем ;

5. особенностей речи рассказчика;

6. ориентации на слушающую или читающую аудиторию

Исходя из этого, жанровые разновидности сказа можно свести к двум формам:

1 - как фольклорное произведение, выраженное в форме бытоописательного повествования;

2 - как особая форма литературно-авторского повествования, поэтика и сюжетные элементы которого в основе своей в значительной мере опираются на поэтику и язык повествований народной (фольклорной) литературы.

Фольклорная стилизация утверждает себя своей «внелитературностью» на фоне традиционной книжно-литературной речи. Она, опираясь на художественно ориентированную фольклорную поэтику, по-своему воспроизводит не только стиль первоисточника, но и его содержательную первооснову.

Относительная стабилизация общественных отношений в середине XX столетия требовала от литературы уже анализа эпохи. И мордовская поэзия, и проза XX столетия все заметнее тяготели к более крупным жанрам, в основе которых лежит народное миропонимание и миросозерцание.

На протяжении всего XX столетия многие мордовские поэты и прозаики направляли и направляют свои творческие интересы на отражение историко-бытовых явлений, отражающих специфику' национально-исторического бытия своего народа. И вследствие этого в формах сказовой мордовской литературы установились две основные тенденции: с одной стороны, повышенная ориентация на «народный реализм» (термин Н.И. Черапкина) устных сказаний, а с другой - на углубление и конкретизацию историзма сказовых форм.

Такая направленность развития сказовых традиций в мордовской литературе привела к расширению влияния проблемно-тематических и художественно-содержательных возможностей сказа: он стал динамично проникать в самые различные жанры национальной литературы.

Сказ оказал влияние не только на поэзию и прозу, но и на мордовскую драматургию, хотя и не такое значительное, как на поэзию и прозу. В середине 60-х г. на страницах газеты «Мокшень правда» была опубликована драма-легенда Ф. Атянина «Невеста грома» («Атямсь кельги мокшень стирь»). Драма была написана по мотивам устно-поэтического творчества. Автор придал своему произведению свободную сказовую форму, заложив тем самым основу для развития в национальной литературе новой жанровой разновидности в мордовской драматургии.

Со сказом в мордовской литературе тесно соприкасается литературная сказка. В литературоведении и фольклористике нередко происходит смешение, и даже отождествление этих жанров. Это происходит в первую очередь в силу кажущегося совпадения в них такого существенного признака, как фантастичность.

Фантастика не является обязательным признаком сказа, но она - один из существенных художественно-составных элементов сказа.

В произведении сказового жанра реальное и фантастическое соединяются воедино, представая в своеобразном поэтическом переосвещении.

Сказ силен не фантастикой вообще, а специфическим художественным вымыслом. Для нее отправным моментом может стать очень маленькая невымышленная история, порой лишь слегка обогащенная вымыслом. В мордовской детской литературе нашли место сказки с элементами сказовой повествовательности («Серебряное озеро») Ф. Атянина и («Сорокины сказки») Я. Пинясова.

Своеобразным свидетельством проникновения сказовых начал в различные жанры мордовской литературы явилась историческая проза. Еще в 30-е г. XX столетия была опубликована повесть М.И. Зевакина о терюшевском восстании на мокшанском и эрзянском языках «Терюшевское восстание» («Терюшевской восстаниясь» и «Терюшевань восстаниясь»). Перед автором этой повести стояла сложная задача - соединить возможности художественно-документальной прозы и потенциальных начал легенд и преданий, сохранившихся о руководителях терюшевского восстания. Попытка эта была далеко не во всем удачной, но она в мордовской литературе положила начало дальнейшему развитию сказовых начал в других ее жанрах. В 90-е г. в Мордовском книжном издательстве были опубликованы научно-популярные очерки В. Юрченкова «Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории» (1991 г.), где на основе такого же принципа автор показал различные этапы исторического развития мордовского народа. К такому же типу произведений относится и художественно-историческая поэма В. Абрамова «Легенда о серебряном всаднике» (1996 г.), где на широком мифологическом фоне и на основе авторского вымысла дается история легендарной судьбы героя мордовских преданий и сказок Тюшти.

Актуальность исследования определяется необходимостью выявления стилизирующих и репрезентативных начал сказовых форм мордовской литературы, установления более четких границ самого понятия «сказовые формы повествования».

Цель диссертации в том, чтобы проследить, как в процессе развития мордовской литературы народная форма сказа трансформируется в профессиональной литературе в новую разновидность поэтического и прозаического эпоса. Исходя из этого, в работе ставятся следующие задачи:

1. Охарактеризовать специфику и основные тенденции влияния народно-сказовых начал на жанровую структуру мордовской литературы.

2. Проследить роль сказовых традиций в развитии романных форм национальной литературы.

3. Осмыслить вклад наиболее известных мордовских поэтов и прозаиков в развитие сказовых форм повес гвовательности.

Методология диссертационного исследования основывается на разработанных в отечественном литературоведении вопросах теории жанра. В основу методологического подхода к изучению сказовых повествований положен метод конкретно-исторического анализа.

Источники и материалы исследования. В качестве материалов были использованы фольклорные тексты и художественные произведения мордовских поэтов и прозаиков.

Теоретической базой исследуемой проблемы являются работы российской академической науки (В. Виноградова, Б. Томашевского, Б. Эйхенбаума, М. Бахтина, С. Бочарова, А. Чудакова, М. Чудаковой, Б. Кормана, Н. Рыбакова) и исследователей мордовской литературы (А. Алешкина, А. Борисова, В. Горбунова, Л. Кавтаськина, А. Маскаева, А. Самошкина, Н. Черепки на и других ученых).

Научная новизна диссертации в том, что впервые в ней сказовые формы мордовской литературы выдвигаются для самостоятельного научного изучения как специфическая жанровая форма повествования, наиболее ярко характеризующая репрезентативные начала мордовской национальной литературы.

10

Практическое значение исследования в том, что его результаты восполняют существующие представления о жанровом многообразии профессиональной мордовской литературы. Факты и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в курсах лекций по мордовской литературе, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам жанров, при подготовке учебников и учебных пособий для национальных школ Республики Мордовия.

Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждалась на заседании отдела литературы и народного творчества Мордовского НИИЯЛИЭ при Правительстве Республики Мордовия, на кафедре финно-угорских литератур Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Основные ее положения отражены в пяти научных публикациях.

Структура диссертационного исследования продиктована логикой раскрытия темы и решения поставленных задач. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Сказовые формы мордовской литературы"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказ и сказовые формы повествования в мордовском устно-поэтическом творчестве и литературе конца XIX - XX века хотя и не стали предметом самостоятельного изучения, однако, в критике, да и в самом литературоведении интерес к этим жанровым сферам был незначительным. Исследователи мордовского фольклора и литературы это связывают с необходимостью изучения особенностей национально-эстетических потребностей литературного развития мордовского народа, с выявлением репрезентативных жанров, в которых эти потребности выражаются в более отчетливой форме.

В понятие «репрезентативный» включаются «представительные» художественные формы, позволяющие распространить выводы частичного обследования объекта на весь объект. Эти наиболее характерные художественные формы мордовской литературы, преимущественно народно-эпической и исторической содержательности в совокупности своей отражают историю народа как нации. Сюда вошли такие жанры как: эпическая поэма, роман-сказание, повесть-легенда, баллада. Репрезентативные жанры свойственны прежде всего переходным периодам развития мордовской литературы. На этапе перехода национальной словесности от фольклорно-художественной стадии к литературно-художественной это выразилось в преобладании сказовых форм в эпической поэзии (поэмы-сказы И. Зорина, эпические поэмы В. Радаева, роман в стихах А. Куторкина и др.). В дальнейшем развитии литературы - в преобладании сказовых форм в прозе (роман-сказание К. Абрамова, сказовые повести М. Брыжи не кого, И Ведяшкина и др.).

Иначе говоря, репрезентативность сказовых форм повествования в национальных литературах типа мордовской, т.е. и поныне еще прочно связанных с фольклором, выступает как явление национальнотипологическое, как жанровая система со своими историческими обусловленными закономерностями и особенностями.

Все эти произведения, как показало время, явились не просто любопытным явлением в истории мордовской литературы, но и получили значительный общественный резонанс, вызвали пристальный интерес как литературной критики и литературоведения, так и читателей.

Следует отметить, что сказовые формы повеетвовательности - явление весьма распространенное не только в мордовской литературе, но и в других младописьменных национальных финно-угорских литературах - марийской (В. Васильев. С. Чавайн), удмуртской (Г. Верещагин, II. Васильев), чувашской (М. Федоров) и др.

Как типологически общее явление в формировании письменного поэтического эпоса поволжских литератур, большую роль сыграли народно-эпические песни, на основе которых поэты-импровизаторы первоначально осваивали такие разновидности эпической поэзии, как литературный сказ и баллада. Особенно распространенными среди первых произведений основоположников мордовской, удмуртской, чувашской литератур были, в частности, баллады о беглецах и разбойниках, о всякого рода приключениях, случавшихся с крестьянами в лесу или в поле («Беглец» С. Чавайна, «Из под южных стран» 3. Дорофеева, «Леший» М. Федорова, «Беглый» М. Можгина и др.).

Зародившись в недрах XVIII века, мордовская литература до 80-х г. XIX века формировалась как литература эволюционно-замедленного типа развития. В силу этого ее системные признаки и прежде всего связи с историей народа были непрочными и неглубокими, развивавшимися в сложных обстоятельствах зависимости языка и культуры народа в целом от социальных и идеологических задач централизованного русского государства.

Растущая заинтересованность народа в воскрешении исторической памяти веков свое выражение нашло, в частности, в песнях о Емельяне Пугачеве, взятии Казани, крещении мордвы, в повестях типа «историй» («Мордовская история», «Мордовская земля» Т. Завражнова и С. Ларионова), «жизнеописаний» («Жизнеописание» Р.Ф. Учаева, «Жизнеописание» В. Саюшкина), «преданий» («Предание мордовского села Сухой Карбулак» Р.Ф. Учаева, «Предание мордовского села Оркино» И. А. Цыбина) и др.

Именно такого рода произведения становятся фундаментом, на котором в конце X1X начале XX века получает распространение так называемая «крестьянская литература», т.е. произведения, публиковавшиеся со слов мордовских крестьян русскими и зарубежными исследователями.

В переходный период в мордовской литературе сказовые формы складывались в жесткой зависимости от традиционного сказа; дальнейшем своем развитии письменная литература стремилась ко все более емким жанровым образованиям сказового характера.

Одной из первых попыток мордовской литературы овладеть поэтикой сказа и фольклорной стилизации является поэма М. Безбородова «За волю» («Воляикса»), являющаяся первой частью задуманной поэтом поэтической трилогии «Три песни, или три века».

Поэма «За волю» (1929 г.) является первым произведением поэмного жанра мордовской литературы. Уже с первых строк она ориентирует читателя на сказовые начала нарождающейся мордовской поэмы. В ней автор складывающийся реализм письменной национальной литературы попытался соединить с фольклоризмом народных сказов. Однако стремление поэта конкретно противопоставить дореволюционное прошлое мордовского народа и кажущуюся сказочность послереволюционной действительности в конечном счете привели лишь к показу контрастности идеологий, и это в значительной степени ослабило художественность сказовых начал поэмы. Хотя начала эти (наличие рассказчика, близкая к народной стилистика поэмы и другие элементы сказовости) в поэме выражены довольно отчетливо.

В развитии сказовых форм мордовской поэзии 30-40-х г. можно отметить две отчетливо наметившиеся тенденции в изображении человека как личности: с одной стороны - осмысление через конкретные образы судеб общенародных (поэмы П.С. Кириллова «Утро на Суре», М. Бебана «Ушман Байка»), а с другой - их тяготение к выявлению индивидуальности поэмных героев (поэма А. Мартынова «Мой друг» («Монь ялгам»), баллады В.К. Щеглова «Звени бандура» («Гайкстак бандура») «Поэма о бессмертии» («Аф куломать колга») А.С. Малькина).

Своеобразным этапом в развитии сказовых форм повествования в мордовской литературе была вторая половина 50-х - начало 60-х г. В это десятилетие поэтический эпос характеризуется освоением крупных репрезентативных жанров, в частности романа в стихах.

Весьма поучительным в этом отношении стал роман А. Куторкина «Яблоня у большой дороги» («Покш ки лангсо умарина», 1958 г.), который, по словам литературоведа А.В. Алешкина, «как бы завершал в нашей литературе период непосредственной опоры на фольклорные традиции и начинал новую полосу в развитии мордовского поэтического эпоса, связанную еже с более творческим и органическим использованием фольклора для решения задач, стоящих перед современной литературой» [3, с, 118].

Это произведение выходит за рамки чисто романного жанра, в нем соединились эпос и лирика, традиции и новаторство. Надо заметить, что органичность связей поэтики романа с народным эпосом не только в прямых обращениях к фольклорным мотивам и образам, а в умении поэта через эти образы показать характер исторических явлений и народной жизни в целом.

Творчество известного мордовского поэта В.К. Радаева стало вершиной, своего рода итоговым моментом движения от фольклора к литературе. Его эпические поэмы «Сияжар», «Пенза и Сура», «Тюштя» отвечают всем основным признакам литературного сказа. Это достигается стилевой близостью сказового слога, интонационного строя, свободным владением богатствами национальной лексики

В творческой личности В. Радаева слились воедино художник литератор и талантливый профессиональный сказитель. Результатом такого слияния стали его поэмы.

Как известно, благоприятные условия для активизации сказовых форм возникают тогда, когда в эстетическом сознании общества возникает потребность видеть в литературе художественное выражение реальных основ народной жизни. В этом случае закономерным становится стремление авторов предоставить слово для эпического повествования народному рассказчику. Это тот случай, когда книжный повествователь и устный рассказчик сближаются между собой, оказывается на одной плоскости, называемой стилизацией.

Стилевые поиски прозы середины - конца XX века происходили под воздействием двух эмоционально-образных стихий: субъективной и объективной. В этих условиях сказовые формы проявили высокую приспособленность, сумели оказаться соответствующими новому жизненному материалу и закономерностям литературного процесса. Более того: народные формы сказа оказали заметное влияние на возникновение в письменной мордовской литературе особых сказово-жанровых форм

В этот период в мордовской литературе были опубликованы такие произведения как роман-сказание «Пургаз» К. Абрамова, сказовые повести «Набат» и «Ради братин своих» М. Брыжинского, «Соловей Окся» И. Ведяшкина и др.

Все эти произведения сказовых форм повествования привлекли пристальное влияние не только литературной критики, но и широкого крута читателей. Опыт развития этой формы повествовательности приводит к выводу о достаточно широких и еще не до конца реализованных возможностях сказовой литературы. Как жанровая разновидность сказовая традиция мордовской поэзии и прозы, несмотря на кажущуюся исчерпанность вновь и вновь возрождается на различных этапах литературного развития мордовского народа.

В чем причина живучести сказовых форм?

Одной из причин этого, на наш взгляд, является народная основа жанрово-эстетической содержательности сказовых форм. Это, как подчеркивают теоретики сказа, порождает «свои несомненные преимущества. Во-первых, «сказ, вводя слушателя в традиционную систему «автор-герой-читатель», значительно сокращает дистанцию между элементами этой системы (автор-герой, герой-читатель, автор-читатель). В результате возникает особая атмосфера повествования - атмосфера доверительной импровизационное™, читательское ощущение неповторимости свидетельств, идущих, если так можно выразиться, «из первых уст»» [90, с. 11 ].

Вместе с тем, сказовые формы повествовательное™ как разновидность общения писателя со своими читателями содержат в себе многообразие форм выявления авторской позиции. На первый взгляд может показаться, считают исследователи, что представление слова рассказчику, выступающему наравне с действующими лицами, не позволяет с достаточной полнотой выразить авторское мировосприятие. Однако, это не так.

В сказе, как и во всяком художественно полноценном произведении, значение автора остается преобладающим. Причина этого неоспоримого лидерства состоит в том, что в сказовой форме повествования авторская позиция выявляется на пересечении слов рассказчика, действующих лиц и системы эпического действия.

 

Список научной литературыШеянова, Ирина Ивановна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

2. Алешкин А.В. Единство традиций: (Народ и личность в мордовской эпической поэзии). Саранск: Мордов. кн. из-во, 1978. - 192 с.

3. Алешкин А.В. Петр Кириллов: Очерк творчества. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. - 154 с.

4. Алешкин А.В. Эпос дружбы: (Типология жанра поэмы в литературе народов Поволжья). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. - 184 с.

5. Алешкин А.В. Эпическая поэзия младописьменных народов Поволжья (дооктябрьский период): Учеб. пособие / MB ССО РСФСР, Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1983. - 83 с.

6. Аникин В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

7. Аспект 1989: Исследования по мордовской литературе. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 192 с.

8. Аспект 1990: Исследования по мордовской литературе. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 120 с.

9. Аспект -1991: Исследования по мордовской литературе: Современный литературный процесс, вопросы поэтики жанров. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 240 с.

10. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929.

11. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд-во 2-е. - М.: «Сов. писатель», 1963. - 364 с.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, -М.: Искусство, 1979. 423 с.

13. Борисов А. Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. 191 с.

14. Брыжинекий А.И. В едином строю. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1984.- 120 с.

15. Брыжинекий А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-90-е годы). Саранск: Мордов. кн. изд-во. 199 5. - 192 с.

16. Гельгард P.P. Стиль сказов Бажова. Пермь: Пермск. кн. изд-во, 1958.

17. Горбунов В.В. Поэзия душа народа: (О становлении, развитии и современном состоянии мордовской поэзии). - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973.-296 с.

18. Горбунов В.В. Признание: Литературно-критические статьи. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. 152 с.

19. Документы и материалы по истории MAC СР. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1939.

20. Домокош П. Формирование литератур малых уральских народов. Пер. с венг. Нош кар Ола: Марийск. кн. изд-во, 1993. - 288 с.

21. Domokos P. Handbuli der Uralischen Literaturen. Szeged, 1982. - 397 с.

22. Dugantsj M. Eposet Sijazjar Literaturens roe! mordvinernas kamp for nationell identitet. Uppsal: Finsk-ungriska institutienen Uppsala imiversitet. -1999.- 112 c.

23. Ермаков Ф.К. Удмуртская поэма. (Историко-литературный очерк). -Устинов: «Удмуртия», 1987. 200 с,

24. Ефимова М.Ф. История в песнях. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.- 127 с.

25. Забавина В.М. Кузьма Григорьевич Абрамов: (Очерк жизни и творчества) Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - 88 с.

26. Инжеватов И К. На службе народа: Очерки о мордовских писателях. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. 1 12 с.

27. Инжеватов И,К. Литература и жизнь: Литературно-критические статьи.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. 272 с.

28. История мордовской советской литературы: В 3-х тт. Т. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. 416 с. - Т. 2,- 1971. - 420 с. - Т.З. - 1974. - 302 с.

29. Квятковский Л.П. Поэтический словарь. М.: «Сов. Энциклопедия», 1966.- 375 с.

30. Кирюшкин Б.Е. Мордовский советский роман /МНИИЯЛИЭ; отв. ред. В М.Пискунов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. - 185 с.

31. Конакова Ж.А. Михаил Ильич Безбородов: Очерк жизни и творчества. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. - 132.

32. Кормам Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. - 400 с.

33. Краткая литературная энциклопедия: В 9 тт. Т. 6. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1971. - 1040 с.

34. Лом шин М.И. А. Д. Куторкин: (Эрямозо ды творчествазо). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - 136 с.

35. Литература возрожденного народа: Сборник критических статей о мордовской литературе / Сост. В.В. Горбунов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959.- 167 с.

36. Маскаев А.И. Мордовская народная сказка / НИИ при Совете Министров МАССР. Саранск: Мордгиз. 1947. - 186 с.

37. Маскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. -440 с,

38. Мордовское народное устно-поэтическое творчество: Очерки. .

39. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. -432 с.

40. Мордовское устное народное творчество: Учебное пособие / MB ССО РСФСР, МГУ им. М П. Огарева, Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. - 288 с,

41. Очерк истории мордовской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1959.-226 с,

42. Проблемы современной мордовской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. - 272 с.

43. Проблемы эпической традиции удмуртского фольклора и литературы. Сборник статей / НИИ при Совете Министров Удмуртской АССР. Устинов: 1986.-136 с.

44. Паасонен X. Образцы мордовской народной литературы. Гельсингфорс, 1891. 154 с.

45. Рыбаков Н.И. К проблеме сказа в художественной литературе. «Учен, зап. Моск. пед. ин-та», 1972.

46. Самошкин С.А. Мордовская детская литература. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970, - 184 с.

47. Самошкин А.Г. Сказительские традиции мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 192 с.

48. Словарь литературоведчекских терминов. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

49. Современная мордовская литература. 60-80-е годы: В 2-х ч. Ч. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 240 е.; Ч. 2. - 1993. - 319 с,

50. Тингаева Л.А. Дооктябрьская мордовская литература: Учебное пособие / MB ССО РСФСР, Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 1989. -80 с,

51. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Курс лекций. Л.: Учпедгиз, 1959. - 174 с.

52. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 8 тт. Т.1. -Саранск: Мордов. кн.изд-во, 1963. 253 с; Т. 2. - 1966. - 372 е.; Т.З. - ч. 1. -1966. - 383 е.; Т.З. - ч. 2. - 1967. - 382 е.; Т.1. - кн. 2. - 1977. - 352 с; Т.10. -1983.- 256 с.

53. Черапкин Н.И. В братском содружестве. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969.-384 с.

54. Чернов Е.И. Годы и конфликты (мордовская драматургия). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.- 152 с.

55. Что такое сказ? М.: Изд-во Моск. мастерской худож.-героич. сказа, 1926.

56. Шахматов А.А. Мордовский этнографический сборник. СПб.: 1910. 368 с.

57. Шкляев А.Г. Времена литературы времена жизни. - Ижевск: «Удмуртия», 1987. - 200 с.

58. Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу. Сборник статей. Л.: 1924. - 187 с.

59. Эрзя-мокшонь морот, сказт ды балладат. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958. - 208 с. - Мордов.-эрзя яз.1. СТАТЬИ, РЕЦЕНЗИИ:

60. Адушкин Н. Эпос о красоте, мудрости и величии души народа. // Изввестия Мордовии, 1996. 19 ян в.

61. Алешкин А.В. Безбородое тячи. // Мокша. 1989. - № 2. - с, 65-72.

62. Алешкин А.В. Васенцесь (О З.Ф. Дорофееве к 100-летию со дня рождения). /У Мокша. - 1990. № 2. - с. 35-36.

63. Алешкин А.В. «Наивный эпос» в действительности не существует (О книжных формах народного эпоса «Сияжар»), // Соврем, мордов. лит. 60-80-е годы. Ч. I. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. с. 32-50.

64. Алешкин А.В. Песни и думы земли Тюштяна. // Поволжские финны (краткий очерк истории развития мордовского народа). М.: 1991. с, 55-95.

65. Атешкин А.В. Тюштянь моронза. // Мокша. 1991,- № 4. - с, 73-78.

66. Алешкина С.А. Формирование дооктябрьского историко-литературного процесса и ранних форм мордовской книжной словесности. // Аспект 1990. Исследования по мордовской литературе. Труды, вып. 102. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - с, 3-61.

67. Баландина Н.В. Приемы сказа (на материале романа М.М. Пришвина «Кощеева цепь»), // Вопросы языка современной русской литературы. М.: «Наука», 1971. - с. 384-401.

68. Бардин П.Я. Мастер эпического повествования (Кузьма Григорьевич Абрамов). // Современная мордовская литература. 60-80-е годы. Ч. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. с.60-75.

69. Борисов А.Г. Мзярда корхтайхть нармоттне и зверьхне. (Яков Пинясовонь творчестваса ефксонь традициятне). // Мокша. 1972. - № 1. - с. 82-83.

70. Борисов А.Г. Народно-поэтические традиции в мордовской литературе. // Мордовское устно-поэтическое творчество. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. с. 401-430.

71. Бочаров С.Г. «Вещество существования». Выражение в прозе. /'/ Приемы худ. формы соц. реализма: В 2-х тт. Т.2. - М.: «Наука», 1971. - с. 334-344.

72. Васильев И.Е. О типологии стихотворного сказа (на материале советской поэзии 20-40-х годов). // Проблемы стиля и жанра в советской литературе, сб. 7. Свердловск: 1974. - с. 50-70.

73. Виноградов В.В. Проблемы сказа в стилистике. // Поэтика. JT.: «Academia», 1926. - с. 24-40.

74. Горбунов Г.РГ Раськень эрямонть невтиця: (А. Куторкин). // Горбунов Г.И. Вастомат: Лит.-критич. статьят. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - с. 5-51.

75. Горбунов В.В. , Меркушин Г.Я. Щуляев А.Д. Тюштянь мастор (об эпосе мордовского народа. /7 Вопросы финно-угроведения. Вып. 4. -Саранск: 1975. с. 290-300.

76. Гофман В. Фольклорный сказ Даля, // Русская проза. Л.: «Academia», 1926. - с. 235-236.

77. Девяткин С.Г. Фольклор как источник обогащения эстетического опыта современной мордовской литературы. //Аспект 1990. Исследования по мордовской литературе. ~ Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - с. 61-74.

78. Доронин A.M. Be чияк апак сермадо (А.Д.Куторкиндэ). // Доронин А. Кинть ютасы молицясь: Очеркть. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - с. 66-79.

79. Доронин A.M. Покш писательтнень ютксто вейкесь (В.К. Радаевде). /7 Доронин А. Кинть ютасы молицясь: Очеркть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994.-с. 118-125.

80. Дорожкин М., Меркушкин Г., Самородов К., Шаронов А. «Сияжар» и мордовский народный эпос. // Советская Мордовия, 1978. 24 дек.

81. Ефимова М. О взаимосвязях фольклора и мордовской литературы. // Проблемы современной мордовской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980.-с. 179-204.

82. Заварюхин Н.В. «Масторава»: Герои и события: Эпос (А.Шаронов). .// «Известия Мордовии», 1995. 3 авг.

83. Зиновьев Н.В. Андрей Дмитриевич Кугоркин. /У Зиновьев Н.В. Человек и время: Мордовская литература и национальная школа. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994.-с. 178-185.

84. Зиновьев Н.В. Легенда о серебряном всаднике. /У Известия Мордовии. -1997.-3 июн.

85. Имяреков М. Фольклоронь традиниятне М. Безбородовонь творчестваса. // Мокшень правда, 1977. 24 фев.

86. Имяреков М. Кизотне и ломаттне: (Г. Пинясов). /У Имяреков М. Писательсь и зряфсь. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. - с. 176-185.

87. Кириченко Т. О «Пургазе» и не только. // Советская Мордовия, 1993. -28 окт.

88. Кирюшкин Б.Е. Исторический темась М. Безбородовонь творчестваса. // Мокша, 1957. №2. - с. 92-100.

89. Кирюшкин Б.Е. Тема и образы в историческом романе А. Куторкина «Яблоня у большой дороги». // Литература возрожденного народа. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959. - с. 78-101.

90. Кудаев С П. Риторические особенности эпоса «Сияжар». // Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направление, развитие. 4.2. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - с. 90-93.

91. Кузьмичев И.К. Жанровая природа сказа. // Русская народная поэзия. -Горький: 1961.

92. Кройчик Л.Е. Возникновение сказовой формы повествования. Народный характер и сказовая форма повествования. /У Поэтика сказа. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1978. с. 6-13.

93. Лом шин М.И. Становление жанра стихотворного романа как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы, // Вестник Мордов. ун-та. 1994. - № 3. - с. 31-33.

94. Маскаев А.И. Мордовские песни о ногайском полоне. // Труды МНИИЯЛИЭ. 1962. - Вып. 23. - с. 138-168.

95. Мельникова М. Прекрасная во всех отношениях. // Известия Мордовии. 1997. - 3 и юн.

96. Мушенко Е.Г. Пути развития сказа в прозе первой половины 20-х гг. /У Поэтика сказа. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978. с.187-191.

97. Мордовский эпос «Сияжар». /7 Советская Мордовия. 1966. - 11 нояб.

98. Народно-поэтические традиции и мордовская литература. // Мордов. нар. уст.-поэтич. тв-во: Очерки. Саранск: 1975. - с. 401-429.

99. Осовский О. Повесть об отважной героине (М. Брыжинский «Ради братий своих»), /У Советская Мордовия. 1987. - 31 мая.

100. Подлинная поэзия (О поэме «Тюштя» В. Радаева). // Советская Мордовия. 1968. - 2 и юн.

101. Рыбаков Н.И. К проблеме сказа в художественной литературе. // «Учен, зап. Москов. пед. ин-та. 1972.

102. Рыбаков Н.И. Масштабы жанра. // Некоторые вопросы русской литературы XX века. Сборник трудов МГ ПИ. М: 1973, - с. 89-90.

103. Скобелев В.П. Сказ и фольклорная стилизация. («Русские сказки» В. Даля). // Поэтика сказа. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1978. - с. 5461.

104. Самородов К.Т. Эпос мордовского народа. // Советская Мордовия. -1965. 24 апр.

105. Самошкин А.Г. Поэтэсь-сказителесь Игнатий Зорин. // Сятко. -1982. -№3. с. 75-78.

106. Троицкий В.Ю. Стилизация. // Слово и образ. Сборник статей. М.: «Просвещение», 1964. - с. 185-193.

107. Федосеева Е. Кие сон, Пургаз9: К.Г. Абрамовойь «Пургаз» романсонт исторической образонь невтемась. // Сятко. 1998. - № 8. - с. 87.

108. Федь Н.М. Литературный сказ в соотношении с фольклорной традицией. // Фольклор. Поэтическая система. М.: «Наука», 1977. - с. 242276.

109. Химич В.В. Сказ в творчестве раннего Леонова. // Проблемы стиля и жанра в сов. лит. Сборник 5. К вопросу о сказовой форме. Свердловск -1974.-с. 68-87.

110. Черапкин НИ. Неиссякаемый родник: О фольклоре. К изучению проблемы. // Н И. Черапкин В братском содружестве. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. - с. 66-86.

111. Чернов 1 И. Идейно-эстетические проблемы современной мордовской советской драматургии. // Проблемы современной мордовской литературы. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. с. 217-238.

112. Шибаков НИ. Со всех концов. // Советская Мордовия. 1976. - 20 окт.

113. Шуляев А.Д., Шаронов A.M. Об исторических основах и времени создания мордовского эпоса. /'/ В братской семье. Саранск: 1981. - с. 262265.1. ИСТОЧНИКИ:

114. Абрамов В.К. Легенда о серебряном всаднике: Поэма. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. - 368 с.

115. Абрамов К.Г. Пургаз: Кезэрень пингеде евтнема. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 480 с, - Мордов.-эрзя яз.

116. Абрамов К.Г. Пургаз: Роман-сказание. / Авториз. пер. с мордов.-эрзя яз. К. Евграфова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 464 с.

117. Атянин Ф.С. Атямсь кельги мокшень стирь. // Мокшень правда. 1965. - 26 сен., 3,6, 10, 15, 17 окт.

118. Атянин Ф.С. Серебряное озеро: Рассказы, сказки, легенды и повести. / Пер. с мордов.-мокша яз. авт. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. - 191 с,

119. Безбородов М П. Сочиненият: Драматическяй произведеният, стихса повесть, стихотвореният: В 2-х тт. Т. 2. -Саранск: Мордгиз, 1941. 156 с.

120. Безбородов М.И. Стихи и поэмы. / Пер. с мордов.-мокша яз. В. Щепотева. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958. - 88 с.

121. Беззубова Ф.И. Сказт ды морот. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958. -136 с. - Мордов-эрзя яз.

122. Брыжинский М.И. Половт: Исторической повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983,- 148 с. - Мордов.-эрзя яз.

123. Брыжинский М.И. Ради братий своих: Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. - 280 с.

124. Ведяшкин И. Цеков Окся: Исторической повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. - 100 с. - Мордов.-эрзя яз.

125. Дорофеев З.Ф. Песни и думы народного учителя. -М.: Тип. Торгов. Дома «МБ. Балдин и К.», 1912. -178 с.

126. Зевакин М.И. Терюшевань восстаниясь. М.: Молодая гвардия, 1934. -94 е.- Мордов.-мокша яз.

127. Зевакин М.И. Терюшевской восстаниясь. М.: Молодая гвардия, 1934. -103 с. Мордов.-эрзя яз.

128. Завражнов Т.Е., Ларионов С.А. Мордовская: история. /7 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Саранск: Мордов. гос. издат., 1939. - с. 308-314.

129. Завражнов Т.Е., Ларионов С.А. Мордовская земля. // Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Саранск: Мордов. гос. издат, 1939.-с. 314-315.

130. Кириллов П. Кочказь сочиненият. Колмо томсо. . 1-це том ось.

131. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 216 с. Мордов-эрзя яз.

132. Кривошеева Е.Г1. Кочказь произведеният. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. - 139 с. - Мордов.-мокша яз.

133. Куторкин А.Д. Покш ки лангсо \ марина: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958. - 222 с. - Мордов.-эрззя яз.

134. Куторкин А.Д. Яблоня у большой дороги: Роман. / Авториз. пер. с мордов. эрзя яз. П. Железнова и П. Панченко. - Саранск: М.: Сов. писатель, 1961.-272 с.

135. Масторава: Кемгавксово евтамот эрзянь ды мокшонь раеькетнеде. (Эрзянь ды мокшонь кезэрень пингень мифтнень, эпической моротнень ды евтамотнень коряс сермадызе A.M. Шаронов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - 496 с. - Мордов.-эрзя яз.

136. Пенза ды Сура: Кезэрь пингень евтамот. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. - 220 с. - Мордов.-эрзя яз.

137. Петра Эрьке. Валске Сура лангсо. М.: Гос. изд-ва «Художествань литература», 1934. 48 с. - Мордов.-эрзя яз.

138. Сияжар: Эрзянь народонь моротнень пурнынзе ды гейсь тенет литературной обработка В.К. Радаев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. -196 с, - Мордов.-эрзя яз.

139. Сияжар: Сказания мордовского народа. / Собрал и лит. обработал В. Радаев: Пер. с мордов.-эрзя С, Поделкова. -- М.: Современник, 1976. 240 с,

140. Тюштя: Евтамот. / Сермадынзе В.Радаев эрзя-мокшонь фольклоронь коряс. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 208 с. - Мордов.-эрзя яз.