автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Современная мусульманская проповедь (Социологические и религиоведческие аспекты)(на материалах Узбекской ССР)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Каримов, Ильхам Ахмедович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Современная мусульманская проповедь (Социологические и религиоведческие аспекты)(на материалах Узбекской ССР)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная мусульманская проповедь (Социологические и религиоведческие аспекты)(на материалах Узбекской ССР)"

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС

Специализированный совет Д—151.04.04 при Академии общественных наук ЦК КПСС

СОВРЕМЕННАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРОПОВЕДЬ (Социологические и религиоведческие аспекты) (на материалах Узбекской ССР)

Специальность 09.00.06 — научный атеизм, религия (история и современность)

На правах рукописи

КАРИМОВ Ильхам Ахмедович

УДК 297

Автореферат диссертации на соискание учен кандидата философских ]

Москва —1991

Работа выполнена в Институте религиоведения и атеизма Академии общественных наук ЦК КПСС.

Научный руководитель — кандидат философских наук

САКСАНОВ Т.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук ~

САИДБАЕВ Т. С.

кандидат философских наук —

ЦЕРБАЕВ Т. О.

Ведущая организация — Институт философии и права АН Таджикской ССР, сектор истории религии и научного атеизма.

Защита состоится 24 мая 1991 г. в 16.00 час. на заседании специализированного совета Д—151.04.04 при Академии обще ственных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АОН ЦК КПСС.

Автореферат разослан 23 апреля 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета /.^Л. А. БАШИР(

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОШ

Актуальность исследования. Принятие нового закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях" явилось итогом осмысления новых реалий, сложившихся в нашей стране, которые стали возможными благодаря перестройке и демократизации'общества. Новый подход к государственно-церковным отношениям создал благоприятные условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих всех конфессий. Сняты недемократические ограничения в функционировании религиозных организаций и деятельности служителей культа всех конфессий. Все это дало возможность гражданам СССР открыто исповедовать свою веру, религиозные убеждения.

В современной общественно-политической и религиозной ситуации в стране представляет большой теоретический и практический интерес научный анализ реальных процессов, происходящих во всех конфессиях, в том числе и в исламе. Без глубоких знаний процессов, происходящих в религиозных организациях, невозможен правильный подход к формированию политики Советского государства в отношении религиозных организаций и верующих. В этом плане приобретает актуальность изучение современного состояния мусульманской проповеди как канала религиозной информации и одного из источников формирования религиозного сознания верующих - мусульман.

Серьезный научный интерес представляют содержание мусульманских проповедей, масштабы их идейно-психологического воздействия на массы, их тематическая направленность, догматическая основа, содержащиеся в них нравственные поучения. Эти знания дают возможность лучше сориентироваться и найти верные подходы в идеологической и политической работе среди населения.

Многолетние наблюдения ж исследования современного состояния ислама приводят к выводу, что одним из основных каналов распространения религиозных идей я настроений оказываются проповеди, оглашаемые с минбаров мечетей. С отделением церкв* от государства и школы от церкви служители культа утратил* многие былые, векам* испытанные формы и каналы воздействия на

массы. Проповедь же не только не утратила своей былей значимости, но и приобрела первостепенное значение для мусульманских проповедников, ибо для подавляющей части прихожан она служит едва ли не единственным источником религиозной информации.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что предметом научных исследований еще не стали ни особенности механизма восприятия проповедей прихожанами мечети, ни роль проповедей и их практическое значение в жизни и деятельности верующих. В советском исламоведении слабо проанализированы различные точки зрения по религиозным вопросам, существующие среди служителей культа, которые находят отражение в проповедях.

Между тем в настоящее время заметно изменяется формы проповеднической деятельности мусульманских служителей культа, расширяется тематика самих проповедей, более доходчивым становится их язык, увеличивается продолжительность проповедей и т.д. Но обновляющиеся идейная направленность, содержание проповедей облекавтея, как правило, в традиционную, привычную для прихожан форму. В догматических же вопросах имам-хатыбы, как правило, весьма консервативны. И в этом они идут навстречу запросам верующих, которых интересуют прежде всего не политичес кие вопросы, хотя в проповедях эти проблемы тоже затрагивается, а основы мусульманской религии, о которой они хотят узнать как можно больше. Обращаясь к этрй проблеме, один из авторов журнала "Мусульмане Советского Востока" указывает, что "Священный Коран ч хадисы Пророка не нуждаются в дальнейшем совершенствовании, ибо они неизменны и неприкосновенны. Богословы нуждаются лишь в более внимательном их изучении, исходя из чувств преданности исламу и, разумеется, обладая свойством мыслить, верно резюмировать и, конечно же, сделать правильные выводы". ,

Что касается социально-политических процессов, происходящих в нашем обществе, то, служители культа имеют на них свою

I. Иджтихад и его важность в наше время // Мусульмане Советского Востока (на англ.яз.). - Ташкент. - 1У84. - № I. -СЛ.

точку зрения. Это является выражением их позиции как граждан, которые живут в этом обществе. Они широко ее высказывают в проповедях в соответствии с известным хадисом: "Бы, более знающие в своих мирских делах"

Таким образом, здесь для исследователя открывается широкий простор для изучения и анализа современного состояния ислама в нашем обществе.

Состояние исследования проблемы. В Узбекистане ежегодно издается достаточное количество религиоведческой литературы. Как правило, там рассматривается социальная сущность и специфика вероучения и культа ислама, его воздействие на сознание и быт местного населения. Но практически остается вне конкретного анализа вопрос о современной мусульманской проповеди.

В научном ислемоведении исследование этой проблемы тлеет немалые традиции. Такие видные исламоведы, как А.Мюллер, И.Гольциер, А.Массе и многие другие не раз подчеркивали в своих трудах, что проповедь имеет исключительное значение для распространения идей ислама среди его приверженцев Не ограничиваясь признанием этого, А.Мец изложил классификацию различных видов проповедей, их содержания, приводил конкретные примеры пропеведей рядавыдающихся улемов .

Отдельные аспекты изучения мусульманской проповеди нашли отражение в трудах таких отечественных исследователей, как А.Е.Крымский, В.Соловьев, Н.П.Остроумов, В.В.Бартольд, H.H. Смирнов, С.П.Толстой. О.А.Сухарева, Е.Н.Беляев, Л.И.Климович

1. Иджтихад и его важность в наше время // Мусульмане Советского Востока (на англ. яз.). Ташкент. - 1984. — № I. — С.2.

2. Мюллер А. История ислама, с основания до новейших времен. -СПб, 1895; Гольциер И. Лекции об исламе. СПб, 1912:

Массе А.Ислам. Очерк истории (пер. с франц.). М., 1982.

3. Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1966.

И.Ю.Нрачковский И. М. Фильштинскиы мусульманская проповедь была рассмотрена с филологической точки зрения. 0.Г.Большаковым - в свете истории становления ислама. Проанализировав пророческое движение в доисламской Аравии, М.Б.Пиотровский показал, в частности, его влияние на развитие мусульманского проповедничества В ряде современных публикаций на арабском, английском и турецком языках приведены как тексты проповедей, так и методические разработки по их ведению

В числе тех, кто занимался изучением в нашей стране мусульманской проповеди в зарегистрированных мечетях, Н.Аширов. Он привлек внимание к отдельным характерным чертам и общей тематике мусульманской проповеди. Автору, однако, не удалось достигнуть должной глубины анализа В.Ю.Гадаев попытался ос-

1. Крымский А.Е. История мусульманства. - М., 1903-1904,

т.1-3; История арабов и арабской литературы, советской и

Говной (Корана, фикха, сунны и др.). - И., 1912; Соловьев . Магомет, его жизнь и религиозное учение. - СПб, 1902; Остроумов Й.П. Ислвмоведение. Ташкент, 1914 г. Работы по истории ислама и арабского халифата. - Сочинения. Т., 1966; Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата. Сочинении. - Т.б. - М., 1966: Смирнов H.H. Ислам и современный Восток. - М., 1928; Толстой С.П. Религия народов Средней Азии/В сб.: Религиозные верования народов СССР. T.I. - М.-Л., 193I; Сухарева О.Н. Ислам в Узбекистане. -Т. , i960; Беляев КН. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. - М., 1965; Климович Л.И. Ислам. -М^,1965; Крачковский И.О. Коран.Перевод, комментарии.-М.,

2. Фильштинский И.М. История арабской литературы У - нач.Х вв.-М. ,1985; Большаков 0.Г.История халифата. ТД. - М. Д989; Пиотровский М.Б.Пророческое движение в Аравии УП /В сб.: Ислам.религия,общество,государство. - М., 1984.

3. Шейх Аодаллах Хият.Сборник проповедей. Мекка, 1980 (на арабском яз.); Мулла Абду аль-Хаким. Сборник пятничных и праздничных проповедей. Г. , 1913г. (на арабском яз.); Шейх Ао-дуррахим ибн Мухаммед ион Исмаиль. Диван проповедений ибн. Набата.Бейрут,1982 (на арабском яз.); Мавлапа Мухаммед Али. Ислам,современное толкование источников,принципов и практики ислама. Каир,1965 (на англ.яз.); Исламская энциклопедия. Исламский мир. история,география, этнография и биографический словарь. Стамбул, i960. Т.1-5 (на турецком яз.).

4. Аширов Н. Мусульманская проповедь. - М., 1978.

ветить на основе анализа проповедей основные направления идеологии современного мюридизма на Северном Кавказе Ценным подспорьем послужили диссертанту религиоведческие труды Н.С. Гордиенко, В.Н.Никитина, Я.Ф.Трофимова, где анализируется современное состояние христианского проповедничества

Целью исследования является изучение на материалах Узбекистана места и роли современной мусульманской проповеди в жизни верующих и в деятельности служителей культа.

Задачами данного исследования является анализ форм и методов, направленности и идейного содержания мусульманских проповедей, выяснение специфики содержащихся в них поучений и наставлений, уточнение отражения принципов вероучения, подходов к мировоззренческим, нравственным и социально-политическим проблемам, соотношение традиционных начал и новых тенденций в практике проведения проповедей.

Научная новизна диссертации определяется прежде всего тем, что в ней впервые в советском религиоведении прослеживаются истоки становления современной мусульманской проповеди; выясняется отношение улсмов и прочих духовных лиц к проблеме проповедничества как в прошлом, так и в настоящем;

- вводится в научный оборот большой объем фактологического материала, почерпну!ого в ходе проведенных автором полевых исследований;

- определено место мусульманской проповеди в комплексе распространения религиозных знаний среди населения;

- изучен уровень подачи догматических основ ислама в проповедях;

- исследован вопрос об истолкован™ в проповедях нравственных норм и общечеловеческих ценностей;

1. Гадаев В.Ю. За частоколом мусульманской проповеди. - Грозный, 1986.

2. Гордиенко Н.С. Чему учат с амвона. - Л., 1972: Никитин В.Н. Критика современной христианской проповеди. - Л., 1967; Трофимов Я.Ф. Современная христианская проповедь. - Алма-Ата, 1986.

- исследован процесс подготовки прихожан к восприятию проповедей, отношение к этому вопросу служителей культа и самих верующих; !

- выяснены формы и методы проповедования, продолжительность проповедей, лексика их языка и приемы использования технических средств.

Теоретические основы и методы исследования базируются на разработанном классиками марксизма-ленинизма диалектико-мате-риалистическом учении о происховдении, социальной сущности и роли религии в обществе.

Автор руководствовался материалами и установками ХХУШ съезда КПСС, постановлениями ЦК КПСС по идеологическим вопросам, документами съездов и пленумов ЦК Компартии Узбекистана. В диссертации использованы труды отечественных и зарубежных исламоведов.

Трудности осуществления данного исследования состояли в том, что в научной литературе отсутствует готовая и апробированная методика социологического изучения мусульманской проповеди и проповеднической деятельности служителей культа в исламе. Это потребовало от диссертанта, опираясь на опыт и консультации многих видных ученых-религиоведов, разработать собственную оригинальную методику исследования.

Выборка объектов велась с учетом наличия различий в содержании и форме мусульманских проповедей, произносимых в разных по своему положению мечетях. При определении конкретных объектов для исследования главным критерием служила степень значимости и популярности мечети среди прихожан, а также степень авторитета местного имам-хатыба. Для стационарного изучения были выбраны мечети: "Шайх-Зайнутдин" (г.Ташкент), "Тилля Шайх" (г.Ташкент), "Шайх Зиевутдин Хон" (г.Ташкент). Выбор этих мечетей определялся тем обстоятельством, что они носят имена видных суфиев, а также тем, что имам-хатыбы, служащие в, этих мечетях, имеют высшее духовное образование и большой авторитет среди прихожан. Для нестационарного изучения были выбраны мечети районного, городского и областного характера.

Основным источником исследования являются тексты проповедей, прослушанных во время пятничных и праздничных богослужений и в зарегистрированных мечетях. Вспомогательным источником исследования являются религиозная литература и фетвы Среднеазиатского духовного управления мусульман (СДДУМ). Дис-, сертант шел возможность воспользоваться консультациями ряда служителей культа. Он имел 'гакже многочисленные беседы с прихожанами отдельных мечетей.

Практическая значимость работы заключается в том, что она вводит в научный оборот значительный объем исламоведчес-ких данных, восполняющих пробелы в понимании механизма воздействия мусульманского проповедничества на сознание и поведение верующих - мусульман.

Методика данного исследования может быть использована для дальнейшего изучения ислама как в республике, так и в других регионах традиционного распространения ислама.

Результаты исследования, изложенные в диссертации, могут способствовать выработке новых подходов к религии и верующим в условиях строительства правовой государственности. Эти результаты могут быть использованы при чтении в вузах спецкурсов по религиоведению, в лекционно-пропагандистской работе, при подготовке материалов в средствах массовой информации и т.д.

Апробация работы. Теоретическая концепция, методология и результаты исследования были изложены автором в научном сообщении на заседании проблемной группы "Новые тенденции в идеологии и деятельности религиозных организаций в СССР" Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС (июнь 1985 г.), на зональном семинаре работников ЦК и обкомов КПСС, журналистов Средней Азии, Казахстана, Азербайджана, Северного Кавказа и Поволжья по вопросам совершенствования атеистического воспитания (февраль-март 1987 г.) в г.Ташкенте.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка литературы.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы,.анализируется степень ее разработанности, намечены цель и.задачи исследования, , сформулирована его научная новизна, показано теоретическое и практическое значение диссертации. ,

Первый раздел - "Место и роль мусульманской проповеди в системе исламского культа".

В этом разделе диссертант показывает, что мусульманская проповедь.есть та качественная форма ораторского, искусства, корни которого уходят в далекие глубины древнеарабекой куль-, туры. Древнеарабское ораторское искусство зародилось и развивалось как отражение в народной памяти исторических преданий и легенд, в которых рассказывалось о реальных событиях доисламского прошлого или о героических деяниях племен и отдельных героев и т.д. На протяжении долгого времени она видоизменялась, раскрывая все новые и новые грани. В зависимости от времени менялся стиль и язык изложения, расширялась тематика, что не исключало преемственности.

Исследование истории становления и распространения ислама показывает, что во времена пророка Мухаммада и после его кончины произнесение проповеди - хутбы - с кафедры в мечети - минбара стало обычным делом в мусульманской общине.

В первые века распространения ислама в Средней Азии проповедничество стояло не на первом месте во всем том, что касалось культовой обрядности. Объясняется это тем, что первыми служителями культа, внедряющими религию Мухаммада в жизнь и быт народов Средней Азии, были арабы. Они не знали своих прихожан и старались больше воздействовать на паству посредством ритуальных действий, которые старались вводить во все сферы жизни и деятельности верующих.

Постепенно сменившие арабских местные служители культа продолжали проводить все службы, следуя доставшейся им в наследство традиции. Однако такая практике не способствовала укреплению позиций ислама. Возможно, это обстоятельство побудило местных богословов к некоторым переменам в проведении

пятничных И праздничных богослужений. То, чш является сугубо догматическим, ракаты молитвы и хутба, продолжали читать на арабском я'зыке, потому что хутба входила строго в ритуальный комплекс богослужения. Мавьиза же являлась покаянной, или увещевательной проповедью, ее читали после окончания богослужения добровольцы-проповедники, которым разрешалось расширить круг тем. Эту проповедь можно было произносить на национальных языках. Подобная практика чтения этого вида проповеди облегчила распространение религиозных знаний на завоеванных территориях, делая их доступными и приемлемыми для неарабских народов.

Анализируя собранный материал, диссертант пришел к выводу, что проповедническая деятельность современных служителей культа имеет свои особенности.

Все формы пропаганды целенаправленно служат подготовке верующего к пятничной и праздничной проповеди, которая вобрала в себя все грани различных видов пропаганды религиозных знаний. В проповедях прихожанам систематически разъясняются догматические основы религии и ее культа, нравственные стороны жизни, формируется отношение верующих к социально-политическим изменениям, происходящим в нашем обществе. Как подчеркивают служители культа, "мечеть была и остается центром религиозной жизни мусульман, здесь ровдается исламская мысль и претворяется в жизнь учение ислама. Более того, это дом божий и все, что повелевает Аллах, доходит до мусульман именно в мечетях"

Диссертант исследует деятельность Среднеазиатского духовного управления мусульман, связанную с подготовкой текстов проповедей и совершенствованием проповеднической деятельности имам-хатыбов. В этих целях в медресе "Ми|>.Араб" и исламском институте "Имам-аль-Бухари" читается специальный курс по методике проповедничества. Для имам-хатыбов управлением постоянно

I. "Мечеть - центр религиозной жизни мусульман". "Мусульмане Советского Востока" (на арабском языке). - 1986. - № I. -СЛ. .

- 10 -

организуются семинары, конференции, в которых даются рекомендации по усовершенствованию¡текстов проповедей и проповеднической деятельности в целом. В отделе фетв Духовного управления специально готовятся тексты проповедей, а в журнале "Мусульмане Советского Востока" и газете "Светоч ислама" систематически публикуются материалы, призванные поднять уровень проповеднической деятельности. Диссертантом рассмотрено место : мусульманской проповеди в пятничном, праздничном богослужении, в практической деятельности современных служителей зарегистрированных мечетей.

Проведя исследования в мечетях во время пятничных и праздничных богослужений и опираясь на личные беседы с верующими, диссертант делает заключение, что среди прихожан преобладают люди, не знающие перевода Корана и хадисов и других религиозных книг-на узбекский язык. Эти люди не очень хорошо разбираются в исламской догматике и фактически мало осведомлены об обрядности. Поэтому сегодня проповедь адресована людям, которым таким путем представляется возможность получить понятия о содержании сур и аятов Корана, о жизни и деятельности пророка Мухаммеда. Это дает имам-хатыбвм возможность доводить до сведения прихожан религиозную информацию и формировать у них религиозное миропонимание, чтобы верующие на основании их интерпретаций могли сделать мировоззренческие выводы и осмыслить все происходящее в мире с позиции религии. Диссертант исследовал усилия служителей культа, направленные на эффективное восприятие прихожанами проповеди. Для этого чтение проповеди ведется на простом, понятном для прихожан языке, их продолжительность удлиняется или укорачивается, исходя из запросов и интересов прихожан, соответственно подбирается и тематике проповедей. В итоге в мечетях создается торжественная обстановка, которая способствует созданию особого настроения прихожан и других лиц, находящихся в мечети.

Изучение проповеднической деятельности имам-хатыбов показало, что верующие в свою очередь сами оказывают влияние на характер и содержание читаемой проповеди. Они высказывают желание прослушать проповедь по тому или иному вопросу, который

ш кажется важным.

Многолетние наблюдения за проповеднической деятельностью ямам-хатыбов свидетельствуют, что временами имам-хатыбов в тятничные дни вызывают ив какие-нибудь мероприятия в Духовное /правление, и они не в состоянии читать проповеди и возглавить пятничную молитву. В этих случаях их замещает кто-нибудь яз членов "двадцатки", которые способны возглавить молитву и ■гатать Коран. Однако ни один из них не произносит проповедь-лавьиза, хотя перед обязательными двумя ракатами молитвы они читают хутбу. В таких случаях во время, отведенное для проповеди, читаются суры из Корана или транслируются магнитофонные затаен проповедей знаменитых в прошлом руководителей САДУМ и зарубежных проповедников. На территории УзССР не практикуется чтение проповеди прихожанами. Проповедь представляет собой моно-тог имам-хатнба, диалог отсутствует. Проповедь прослушивается верующими, сидя в молельных комнатах и во дворе, где расстелены "джой намаз" - ковры, дорожки и настилы из различного материала для совершения молитвы.

Во втором разделе - "Догматическое содержание мусульманской проповеди" - диссертант исследует вопрос о том, как освещаются в проповедях догматические основы ислама.

Служители мусульманского культа постоянно утверждают единство Аллаха, разъясняют, почему ислам отвергает догматы христианской религии о Троице. В проповедях систематически проводится «ысль о том, что Аллах есть единый владыка всего мира, и чело-зек должен поклоняться только ему.

Анализируя тексты прослушанных проповедей, диссертант тришел к выводу о том, что основное направление проповеднической деятельности служителей культа заключается в том, чтобы тостоянно разъяснять прихожанам мысль о том, что ислам - это самая верная и справедливая религия, которая учит мусульман цобру, стойкости и терпению. Ислам, утверждают служители куль-га, - это самая полноценная среди религий, которая отвечает на все жизненные вопросы мусульман. В ней расписана вся каждодневная деятельность мусульман, которая ,ведет к нравственному-совершенствованию..Благодаря этим свойствам ислам отличается

от других мировых религий. Также утверждается, что ислам имеет свойства преобразовзватьтазнь народов, принявших его, и способствует внесению ими значительного вклада в развитие мировой Ш вилизацик.

Изучение собранного материала показывает, что одним из важных моментов в проповеднической деятельности имам-хатыбов является постоянное обращение к Корану, к комментариям его аятов и сур для обоснования тех или иных положений своих проповедей. Мусульманские проповедники подчеркивают, что Коран есть творение Аллаха, и он ниспослан всему человечеству как руководство в жизни до дня Страшного суда. Отсюда вытекает необходимость его чтения по самым различным поводам во время совершения религиозных и нерелигиозных обрядов, по случаю всевозможных событий в жизни верующих и неверующих. При помощи коранических цитат современные служители религиозного культа убевдают прихожан в том, что они выступают не от своего имени, а от имени Аллаха.

Обращая особое внимание на эти достоинства Корана, служители культа поясняют, что каждое человеческое общество имеет свои нравственные ценности, моральные и этические устои, понятия. Коран же является средоточием эти установлений для мусульманской общины, поэтому Коран читается и комментируется по самым различньм поводам во время совершения религиозных и нерелигиозных обрядов, по случаю всевозможных событий в жизни верующих и неверующих.

Как показывает анализ прослушанных проповедей, наряду с Кораном в проповедях огромное место отводится хадисам, или сунне (изречениям Мухаммеда, его деяниям, такрирам, а также описанию его облика, поведения и жизненного пути до и после того, как он стал пророком Во всем исламском мире они признаны, вслед за Кораном, в качестве основы вероучения, где на-

I. Изречениями Мухаммадасчитаются его слова и речи, произнесенные им в различных'обстоятельствах и касающиеся догм шариата. Деяниями Мухаммеда считаются его поступки, сведения о которых были переданы через его сподвижников - то, как он совершал намаз, выполнял обряды, соблюдал пост, и т.д. Такрир - высказывания или поступок сподвишиков Мухаммеда, совершенные ими в его присутствии или отсутствии и получившие его молчаливое

р5атВкого пред&исанил!ИХ П0СТУПК0В Мухаммедом дает им силу ша-

1яду с догматикой и культом большое место отводится нравствен-юй стороне вероучения. В них имеются установки, которые долж-[ы беспрекословно выполняться мусульманином или же являются клательными для исполнения. Эти религиозные установки связы-1аготся с образом пророка Мухаммада, который преподносится как [деал человека и конкретная модель нравственного поведения [ля каждого мусульманина. Служители культа заявляют, что: "Как [звестно, Пророк разъяснял священный Коран, комментировал его . 1яты, детализировал, его указания и т.д.-Все это осуществлялось ерез его хадисы - изречения. Исходя.из этого»все мусульане и 1 прошлом, и в настоящем единогласно отмечают, что Сунна Про-юка, да будет мир над ним, состоящая из,его изречений, дея-ий и такриров, является вторым источником для законов Исла-:а, после священного Корана"

В популяризации хадисов значительное место отводится ;ш> розвдения Мухаммада (мавлюд) Этот день особо отмечается усульманами всего мира, в,том числе в СССР, Накануне празд-ика руководители Духовных управлений мусульман Советского оюза специально в каждую мечеть направляют поздравительные ослания, в которых выражают наилучшие пожелания верующим и лужителям мечети, рекомендуют имам-хатыбам подробно расска-нвать в своих проповедях об образе жизни Мухаммада, о значе-ии и смысле празднования его дня рождения, читать аяты из орана и отрывки из книги имама аль-Барзанджи "Мавлюднаме". : -уководствуясь указаниями религиозных центров, служители куль-а подготавливают к этому дню специальные проповеди, посвящение жизни и деятельности пророка. Накануне торжества служите-и культа оповещают прихожан о предстоящем проведении мероприя-ий. '

Материалы исследования дают возможность сделать выводы тем, что в проповеднической деятельности обращается внима-ие, помимо Корана и Сунны, на такие основные источники ис-

. М. Мухаммад Юсуд. Хадисы и мухаддисы // Мусульмане Советского Востока (на арабском яз.). - 1984. - № 3. - С.6. . Праздник отмечается 12-го числа месяца раби аль-авваль по лунному календарю.

I 2

дамского законодательства, как иджма и кияс . Притом служители культа подчеркивают, что наряду с Кораном и Сунной весь мусульманский мир признает иджма и кияс и придерживается* Все положения, указанные в этих четырех источниках веры, являются обязательными. По значимости источников улемы установили следующий порядок: Коран стоит на первом месте, ибо он является первоисточником для тех, кто хочет найти то или иное решение по основным вопросам фикха и шариата. Если нужного ответа в Коране не оказалось, тогда обращаются к Сунне. По некоторым же вопросам фикха ответы ищут, руководствуясь принципом иджма ил! кияс

Диссертант отмечает, что отношение служителей культа к хадисам и празднованию дня рождения Мухаммада - мавлюда - не одинаково, как и не одинаково отношение к иджма и кияс. Одни считают, что хадисы не надо ставить на один уровень с Кораном, а мавлюд, иджма и кияс рассматривают как бидат (нововведение). По их мнению, от них надо отречься и вести активную борьбу с теми, кто придерживается их. Другие же считают, что хадисы являются вторым после Корана источником для мусульман в познании ислама, а мавлюд - это день, когда мусульмане еще раз экзаменуют себя мысленно перед своим пророком в искренности своих убеждений. Что касается иджма и кияс, то другая часть служителей культа считает, что, во-первых, решение на осно-

1. Значение термина "Иджма": I) намерение, твердое решение сделать что-либо; 2) единодушное согласие на что-либо. В терминологии улемов-законоведов Иджма - означает единогласие муджтахидов (богословов, достигших высших вершин знани{ из уммы Мухаммеда,живших в одно время после смерти пророка,

2. Термин "Кияс" означает измерение одной вещи другой и их сопоставление между собой. В терминологии улемов-законоведов Кияс означает присоединение одной вещи (мысли, высказывания, поступка), о которой не сказано в Коране,Сунне и Индт к другой вещи, о которой сказано ясно в одном из этих исто* ников, указаны их мотивы и т.д.

3. Ыухаммад Садык ибн Мухаммад Юсуд. Иджма и Кияс - источники исламского фикха // Мусульмане Советского Востока (на арабском языке). - 1985. - № 4. - С.З.

1ании иджма и кияс выносились улемами и учеными в духе Кора-[а и хадисов, а во-вторых, они принимались в конкретно-исто-ютеской обстановке. Иными словами, те решения, которые удов-:етворяли в прошлом, сегодня не могут быть таковыми. В этом лучае предлагается брать из иджма и кияс то, что отвечает шешним запросам верующих.

Современные служители религиозного культа особенно часто бращеются в проповедях к теме поста в месяц рамазан я репш-'иозному празднику - Рамазан-хайт и Курбан-хайт.

В праздничных проповедях служители культа стремятся подобно изложить богословскую версию истории возникновения ре-:игиозных праздников, популяризовать религиозные праздники, юзбудить интерес к ним у верующих. Как показывает анализ ма-ериала, во всех проповедях во время месяца рамазан идет по-уляризация значений поста в жизни верующего. Как утвервдают лужители культа, у Аллаха на все благородные поступки есть ознаграждения, которые известны всем, но к тем мусульманам, оторые несмотря на жару и холод, от чистого сердца и покорно О дней соблюдают пост, для таких мусульман у Аллаха есть вой награды, которые он знает только сам (24.У1.1983 г., :ечеть Шейх-Зайнутдин).

Анализ содержания проповедей свидетельствует о том, что овременные служители религиозного культа во время месяца ра-азан также обращаются к нравственным предписаниям, которые ,олжны соблюдать постящиеся. В проповедях значительное место тводится ритуалам, обрядам, обычаям, которые окружают челове-а с ролздения и до смерти. В этих проповедях в деталях разьяс-яются чисто религиозные ритуалы, обряды и обычаи и осуждают-я нерелигиозные,которые сохраняются в быту от языческих вре-ен или появились в последние годы.

Все это говорит о том, что проповедническая деятельность овременных служителей мусульманского культа является одним з главных способов распространения вдей ислама среди коренно-о населения.

Третий раздел - "Нравственные нормы и общечеловеческие ценности в современной мусульманской проповеди". В нем диссер тант анализирует рассмотрение проблемы нравственности в проповедях и то, как они увязываются имам-хатыбами с остальными сферами жизни мусульман. Притом берется в расчет то, что прихожане проявляют исключительный интерес к тому, как поступать в тех или иных случаях и житейских ситуациях. Проповеди же строятся таким образом, чтобы наставлять верующих в вопросах нравственности, чтобы мусульманин ограждал себя от безнравственности.

Надо отметить, что сегодня нет семьи, которую не волнова ли бы те или иные вопросы взаимоотношений ее членов, их права и обязанности. Здесь перед прихожанами в качестве главных кон сультантов выступают служители культа, которые рассматривают проповедях систему взаимоотношений в мусульманской семье, раз ясняют принципы обустройства жизни не только семьи, но и обще ства в целом.

Диссертант исследовал, каковы оглашаемые в проповедях требования ислама относительно обязанностей родителей в деле религиозного воспитания детей. Наряду с таким воспитанием слу жители культа возлагают на родителей обязанность дать ребенку и светское образование, которое сделало бы его высокообразованным, нравственно чистым, справедливым, добрым и достойным продолжателем традиций отцов и дедов. Говоря о воспитании, служители культа просят прихожан, чтобы они больше внимания уделяли девочкам и девушкам. В проповедях даются рекомендации как родителям поступать в отношении детей разного возраста. То, что некоторые родители отдают своих детей в детские дома, вызывает резкое осуждение со стороны служителей культа, и те призывают прихожан активно бороться с этими явлениями, которые появились среди мусульман.

Рассматривая различные аспекты воспитания, имам-хатыбы поднимают вопрос о взаимоотношениях между братьями и сестрами обязывая родителей быть притом справедливыми. В проповедях также разъясняются обязанности детей перед своими родителями, излагаются взгляды на идеальные взаимоотношения супругов, на