автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Современная революционная демократия: сущность и перспективы (60-90-ые годы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная революционная демократия: сущность и перспективы (60-90-ые годы)"
лрнинградсгага ордена енина и ордена трудового красного знамени государственный университет
На правах р;>иописи
Лебедев Сергей Викторович
СОВРЕМЕННАЯ РКВОЛПШОКНАЯ ДЕМОКРАТИЯ: СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ /60-90-ые годы/
Специальность 09.00.02. - Теория научного социализма
и коммунизма
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ленинград 1991
Диссертация выполнена на кафедре теории современного общества философского факультета Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета
Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент Прокякин Д. И.
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Губанов В.И.
кандидат йилосо^ских наук, доцент Змеев Б.М.
Ведущая организация - Ленинградский Технический Университет
Защита состоится 7/" {Ми-'Ш^(ФШ 1991 г. часов на заседании специализированного Совета
Д.063.57.49. по присуждению учэной степени кандидата философских наук в Ленинградском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете по адресу: Ленинград, Менделеевская линия, 5, философский факультет.
С диссертацией ыожно ознакомиться в научной библиотеке им. М.Горького ЛГУ.
Автореферат
разослан
Ученый секретарь специализированного
Совета, к.ф.н., доцент Сморгунов Л.В.
в
I. сетля ХАРАКТЕРИСТИК РАБОТЫ
Актуальность темг исследования. Возникшая почти полтора столетия тому казад, револхционная демократия остается одной из самых значительных сил политического развития современности, оказывая огромное влияние на общественно- политическую якзнь ь развивающихся странах. Еолеа того, дая многих стран и регионов т.н. "Третьего мира" роль революционной демократии еще' мокет взрасти. Как это ни парадоксально та первый взгляд, но революционно-демократические партии и организаиии получают как бы "пторое дыхание" в странах, добившихся определенных успехов в промышленном развитии. Практическая деятельность революционной демократии показывает, что она способна в силу специфику развивающихся стран не только участволать в революционном процессе, но и, как правило, возглавляет его. Ки либеральная буржуазия, ки рабочее и коммунистическое движение не играют в 'Третьем мире" такоС: роли, как революционная демократия /не говоря уже о том, что во многих странах и бур;?у-азия, и рабочий класс вообще отсутствуют/. В целом, не впадая в преувеличение, можно констатировать, что революционная демократия является одним из главных элементов политической жизни развивающихся стран и, видимо, еще долго будет играть такую роль. Революционная демократия способна довести революцию до ее первого, антиимпериалистического этапа, направленную против Феодальных /а кое-где и родоплеменных/ пережитков, диктаторских релшов, против господства реакционной олигархии, засилия иностранных монополий в экономике. Революционная демократия, таким образом, объективно решает задачи буржуазной революции в странах с незрелым /как в Африке/ или деформированным /как в .Латинской Америке/ капитализмом. Несмотря на свою принципиальную антибур^уазность, как свидетельствует опыт, революционная демократия мокет подняться до марксизма-ленинизма в идеологии, хотя по своей классовой опоре она остается движением трудящихся масс, включая и мелкую буржуазию, и рабочий класс. В подобных случаях революционная демократия политически интегрируется с пролетарскими революционерами в единую партию. Но возможен и другой вариант, когда революционные демократы
сдают свои революционные позиции перед империализмом или "отечественной реакцией", превращаются б консервативше силы. Вообще перерождение некогда прогрессивных правительств в диктатуры, когда официальная революционно-демократическая идеология служит лишь средством пропаганды режима, антиимпериалистические и интидапиталистические "преобразования" приводят лкпь к расыалу /как в Бирме/ или к застою /как в Алжире/ экономики, борьба за национальное освобождение превращаемся в кичливый шгэдкизм и ксенофобию, притеснения национальных и религиозных меньшинств, территориальные споры с соседями - все это, увы, очень распространенная эволюция правящих революционных демократов. Весьма характерно и то обстоятельство, что ни один революционно-демократический режим не достиг пока таких успехоЕ, как изначально ориентированные на капитализм государства "Треть его мира". Вернее сказать, определенные успехи были, и не малые, но слишком высокая цена этих успехов в значительной степани свела их на нет. Сейчас, в начале 90-х годов, можно констатировать обций кризис революционно-демократических режимов, именно режимов, а не самой революционной демократии, которая еще будет долго существовать, испытчвая спады к подъем', дробясь к дифференцируясь на различные направления, пока будут существовать те классы и слои, которые всегда составляют классовую базу революционной демократии.
Самая широкая массовая опора среди всех классов и слоев общества, но особенно среди мелкобуржуазных слоев с их метаниями из одной крайности в другую, весьма туманная и путанная идеология, зачастую представляющая лишь набор лозунгов с проклятиями империализму и преданности воадо н другие объективные и субт-ективныэ причины приводят революционную демократию к эволшии в савдэ разнне стороны.
Что же мы подразумеваем под революционной демократией и кого мы относим к ней? Под революционной демократией мы подразумеваем те идеологические и политические движения, которые представляют интересы мелкобуржуазных трудящихся масс и ориентируется на реяличные формы социализма. В целом революционная демократия является наиболее существенной частью всех левых лвнченнЛ в "Третьем мире".
Степень научно" разработанности те:,.ц. Тема эта, на наш взгляд, недостаточно разработапна. Хотя существует значительная литература, посьящеккая революционной демократии, ее идеологам, политике и организации в странах Азии и Африки, например, сборники: ''Рсролсционнад демократия и коммунисты Востока", "Идеология революционных демократов Африки", "Лосток: идеи и идеояоги'1. Эту тему анализировали в своих трудах Н.А.Симония, Г.И.Мирский, Р.Л.Ульяновский, К.Н.Брутенц, В.Г.Хо-рос, А.Н.Кива и целый ряд других ученых. Однако, они совершенно ке касались латиноамериканской революционной демократии. В свого очередь, существует обиирная литература, посвященная революционному процессу в Латинской Америке, например, труды И.Р.Григулевича, Б.М.Мерина, К.А.Хачатурова, А.з>.0ульговского, Э.А.Гриневича и др. Но во всех атих трудах лиль мимоходом касаются революционной демократии. Наконец, имеющие давние традиции исследования революционной демократии России XIX века и начала XX века практически не касались общих черт с современной революционной демократией "Третьего мира". Следует заменить, что для многих из этих работ, опубликованных с конца 1960-х годов по середину СО-х годов была характерна некоторая упрощенность во взглядах на леворадикальные и, в частности, на революционно-демократические концепции и политическую практику. Б некоторых работах реальны!"' облик восточных и латиноамериканских левы;< подгонялся под заранее заданные стереотипы и разоблачительный стиль критики, навешивания лрлшгов. 3 результате некоммунистические левые рассматривались однозначно негативно как "агенты", "ставленники" или, в лучшем случае, как "искренне заблуядаюг;иеся!1.
В настоящее время интерес к революционным демократам упал, многие их отряды подвергаются в советской литературе резкой критике за. их антизападность, скептическое отношение к рыночной экономике, политической демократии и т.п., что так ке.является односторонним и необъективным.
| Актуальность, практическая значимость, в так же недостаточный уровень разработанности проблемы обусловили выбор темы, логику и структуру диссертации. Кроме того, диссертант стремится показать и перспективы революционного демократизма.
Цель и задачи исследования. Целью работы является выяснение места и роли революционно-демократического движения в обцем спектре левых течений "Третьего мира", выяснение идейных к политических процессов, происходящих внутри революционное демократии, уточнение сущности, массовой базы и деятельности правящих революционно-демократических регамов.
Предметом данного исследования г;вляется революционная демократия как политическое и организационное движение, закономерно появляющееся в стране, испгтывакцей крутую ложу всех общественных и экономических структур, вызванную ускоренным и при этом деформированным развитием капитализма. Рассматривается место и роль революционно»! демократии в общем потоке левого спзктра вдейкых течений и воззрений "Третьего мира". Анализируется дифференциации революционной демократии на различнее направления, дается краткая классификация этих направлений. Уделено внимание местным, национальным вариантам революционное? демократии.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1960-1990-х годов, т.е. от начала социалистической ориентации в ряде освободившихся стран до современного "отлива" революционного демократизма /поражение сандинистов, крах эфиопского режима, кризис и реформы уцелевших режимов, падение влияния революционно-демократических партий и движений/. За эти три десятилетия революционная демократия наглядно проявила свои сильные и слабые стороны, что и делает возможным проведение данного исследования. Особый упор сделан на 80-е годы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в
ней:
-социальная сущность революционного демократизма раскрывается на основе комплексного анализа всей совокупности социальных источников и предпосылок, создающих благоприятную почву для существования и воспроизводства данного явления как в прошлом, так и в современных условиях;
-на основе исторического анализа революционной демократии выделены наиболее существенные ее черты, показана объективная необходимость и неизбежность ее появления п воспроизводства при определенных экономических, социальных, политических и
духовно-идоологических условиях не только в прошлом, но и в настоящем и будушем;
-рассмотрена эволюция револ^ционно-демократическ;« режимов, дала характеристика социально-экономические преобразованиям правящей революционной демократии;
-впервые дается классификация различных направлений реЕолюци-оннчого дегократизма.
В данной диссертации предпринимается попытка рассмотреть сущность Феномена революционного демократизма, проявляющаяся почти одинаково в разные эпохи и на разных континентах, его эволюции, тенденции и перспективы. Показано, что социальными носителями революционной демократии являются огромные по численности трутовые мелкобуртзуазные мессы. Рассмотрены социально-экономические преобразования революционных демократов у власти. Обоснован вывод о закономерном характере "ухода" революционно-демократического режима.
Методологической основой исследования является диалекти-ко-материа^истически« метод анализа социально-политических явлений. Использованы работы советски и зарубежных ученых по данной проблеме, документы и материалы партий, движений и организаций революционно-демократической ориентации, труда и речи их лидеров, сггравочно-статистические материалы по различным странам и регионам "Третьего мира", где существует и действует революционная демократия.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что теоретические ензоды и положения работы могут быть использованы при изучении:
-идейно-политической и партийной *гизни России первых двух десятилетий XX века в курсе истории СССР;
-в политологических, исторических и социологических учебных, курсах по темам "Социально-почитические концепции XX века", "Дви:1уцие силы мирового общественного развития",. "Социально-экономические и политические проблемы развивающихся стран"' и др; ■
- как справочный материал по вопросам развития некоммунистических левых движений Азии, Лирики и Латинской Америки.'
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования донладмвались:
-на республиканской научно-практической конференции "Демократические движения в СССР и мире", Ленинград, март, 1991 г.; - на теоретическом семинаре аспирантов кафедры теории современного общества ЛП>; -ряде публичных выступлений в некоторых учебных заведениях по линии общества "Знание1'.
Основное пологсения исследования отражены в ряде публикаций.
ОСНОВНОЕ С0,1ЧРШШ РАБОТЫ.
Во введении обосновыЕается актуальность темы, показана степень ее разработанности, формулируются цели и задачи исследования, научная новизна и возможность практического применения результатов исследования.
Первая глава "Методологические принципы анализа революционной демократии" посвицена комплексному анализу экономических, социальных, политических и психологических предпосылок возникновения революционной демократии в развивающихся странах в современных условиях. Расссматр/.ваются и анализируются основные направления революционной демократии.
В первом параграфе "Ленинская концепция революционной демократии" в самом скатом и общем виде рассматривается роль революционной демократии в трех российских революциях, взаимоотношения народнических партий с другими,.в том числе с большевиками, а так же ленинские оценки данного явления. На основании объективно рассмотренного идейного наследия В.И.Ленина. в основном его публицистики, можно придти к однозначному выводу о существовании у него своей концепции революционно-демократического движения в стране среднеразвитого капитализма подобно России начала века. Ленин выделял такие характерные черты у революционной демократии, как, например, неопределенны*! классовый состав, в силу чего революционная демократия способна совершать эволюцию в самые различные стороны и как бы "запрограммированна" на расколы, антибуржуазность и стремление к социализму. При этом невозможно отрицать того обстоятельства, что реализация революционно-демократических замыслов максимально ускорит капиталистическое развитие страны, а не приведет к победе социализма.
Во втором' параграфе "Социально-экономические корни и политические предпосылки становления к деятельности рсволюци-оннной демократии" анализируются пабсгр- Факторов объективного и субъективного порядка, которые постоянно воспроизводят революционную демократию. После краха колониализма освободившиеся страны прошли бочылой путь. Многие молодые государства вырвались в число новых индустриальных стран. По чисто экономическим показателям ряд из них, например, ВАМ /Бразилия, Аргентина, "'ексика/ в Латинской Америке, или "четьра дракона" в 1]го-Бос-точной Азии уже трудно назвать развивающимися, п все х;е шогие соцкальк 'з проблеет "Третьего мира" не только не излиты, но и обостряются. Разрыв между богатым "Севером'' и бедным "Йгом" продолжает углубляться. Если в 60-70-е года разрыв ме^ду ними составлял 13:1, то в начале СО-х годов он составляет 15:1. В политическом плане развивающиеся страны дали за последние десятилетия целую полсоу переворотов, путчей, диктатур, гражданских и внешних войн и т.п. Политическая нестабильность во многом есть следствие экономического лолуразвития отих стран. Капиталистический уклад утвердился в большинство разви-гагччкея стран /з том числе и г странах евцогиентации/. Но почти нигде этот процесс не достиг необратимости. Но к слаборазвитым странам, где активно формируется местный капитализм, нельзя подходить с теми гэ мерками, что и к "обычным" капстранам. I о. о в достигших серьезных успехов странах нет еще четко выратешшх, сильных, способных к гегемонии классов, как буржуазия или пролетариат.
'Лестная, т.н. национальная буржуазия, еще только становится на ноги. В осноьном она представлена "бюрократической бур^'азией", тесно связанной с госаппаратом, коррумпированной и совершенно лишенной духа предпринимательства. Промышленная бур^гуазия не имеет ни достаточного опыта, ни крупных финансов. Бразильский социолог Гундер Франк назвал буржуазию Латинской Америки люмпен-буржуазией. Еще более верно это определение для буржуазии Азии и Африки.
К этому надо добавить, что во многих странах буржуазия является инонациональной по составу. Китайцы в 1?го-Восточной Азии, отщиЯг.н в Восточной Африке, арабы в Западной Лирике,
христиане-леванги.Чцы и армяне в преимущественно мусульманских странах Елигнего Востока дертат в своих руках всю торговли, Финансы и промышленность, не дагая возможности прорваться сюда "чут-э::ам" из коренной нации. Да*е в такой стране, как Индия, крупневшие монополистические группы /например, Тага, Бирла и др./ принадлегат к религиозной об::;ине парсов, насчитывающей 30 тыс. человек, в то не са-/ое время выходцев из неприкасаемых и низших каст /а это сотни миллионов человек/ почти нет в мире индийского бизнеса. Е этих условиях авторитет предпринимателя в глазах местного населения ■ невелик. Кроад того, влиятельные на Востоке религии и традиции так же не способствуют предпринимательству.
Пролетариат развивающихся стран так л:е не стал еще самостоятельной силой. Его численный рост не означает роста его классового сознания, тем более, что увеличение численности объясняется слабым уровнем автоматизации производства. К тому же рабочие Востока раздроблены по национальному, религиозному, клановому и пр. признакам.
Крестьянство составляет основную массу населения в большинство развиватацихся стран. Впрочем, термин "крестьянство" достаточно условен, ведь так мо-яо называть и общинников, живущих натуральным хозяйством, почти оторванных от современной цивилизации, и крупных капиталистических фермеров, всецело ориентированных на мировой рынок. В большинстве развивающихся стран были проведена аграрные реформы с различной степенью радикальности. "Зеленая революция" во многих странах Востока способствовала росту продуктивности и рентабельности крестьянских хозяйств. Однако, даже в наиболее процветающих стропах "Третьего мира'' аграрии?'; сектор экономики далек от западного уровня. В развивающихся странах подъем сельского хозяйства нередко означает "раскрестьянивание", появление огромной масон "лишних дадеГ", которые на могут найти себе применение в городе и деревне. Короче говоря, в "третьемирскоЯ" деревне накопилось много горючего мвтериача. Для крестьян и сольских пауперов во гее времена бил близок традиционный революционно-чпмократичеок;;4 лозунг "Земля и Воля". Крестьяне составляли основную массу бойцов повстанческих армий, многие теории и ¡чокт^ии» революционно?* демократии исходят из главенствующей
роли крестьянства б революции и будущем переустройстве общества. И действительно, в "Третьем мире" револщионш-е демократа никогда не приходили к власти без поддержи крестьянских масс и всегда теряли ее при отсутствии этой поддержки.
В целом мо;*но констатировать, что крестьянство является одним из наиболее "восприимчивых" к революционно-демократической идеологии классов и является его традиционной опорой.
Нельзя не упомянуть о сотнях миллионов люмпенов и маргиналов в бедных странах. Огромные массы людей, склонные к мятежам и беспорядкам, могут оказать самое разнообразное воздействие на политические силы стран периферии капитализма.
Отсюда понятна та роль, которую играют в развивающихся странах средние слои. Для данной тем' особенно ваянш является то обстоятельство, что средние слои Востока и Латинской Америки как правило настроены если не антикапиталистически, то ук во всяком случае протиз такого "чапитализма, который видят в своих странах. В этих условиях революционная демократия на могла не появиться.
Б третьем пяраграФе "Ой^ие черты и основные направления революционной демократии 1960-1990-х годов" дается классификация основных направлений и течений современной революционной демократии, т.к. в "чистом виде" революционная демократия не существует. Между ее направлениями существует большая разница в идеологии, политике классовых союзов и практической деятельности, хотя общая массовая база и основные черты ¡урологии объединяют революционную демократию в единое целое. Условно и грубо мо?шо выделить шесть направлений революционной демократии:
I. Рациональная демократия гаи лепонационалистическая революционная демократия возглавляла антиколониальные революции и стала во главе стргн соцориентации "первого поколения".
Краеугольный камень всех теоретических концепций этого направления - национализм, но не сколько национализм нации, т.к. таковне отсутствуют и лишь Формируются в больиинстве стран Азии и Африки, а "государственный национализм", проводчтчй политику интеграции всех племен,этнических и конфессиональных групп населения страны под лозунгом "Одно государство - один "<чроц". Социализм сводился теоретиками национальной революционна! де«:ократш! лишь к росту госсектора и государственной
политике помощи неимущим, а так же к весьма прогрессивным преобразованиям /аграрная реформа, культурная революция и т.д./, которые, однако, не выходят за рамки буржуазной революции. Национальная демократия яэляется самой пестрой в идейно-теоретическом плане, наиболее националистичной и наименее социалистической из всех направлений революционного демократизма.
В 50-60-е годы именно это направление лидировало среди всех течений революционного демократизма. 70-80-е гг.. стали годами краха большинства национально-демократических режимов. Исчезли многие партии "национального социализма", а те, что существуют, переживает потерю влияния.
Но скидывать со счетоз национальных демократов было бы преждевременно. В диссертации особенно подчеркивается возможность возрождения идей такого рода в конкретно-исторических условиях "Третьего мира".
П. Религиозная революционная демократия редко выступает самостоятельно, хотя идеология почти всей революционной демократии окрашена в религиозные тона. Под этим направлением диссертант подразумевает те революционно-демократические партии и организации, чья идеология основывается на социальной доктрине какой-либо религии, как, например, концепции "исламского социализма" »¡ли "геологии освобождения". Сторонники этого направления организованы в ряд латиноамериканских политических партий, но чаще, не создавая собственных движений, активно участвуют в деятельности левых, в т.ч. и повстанческих организаций.
Надо так же добавить, что религиозные революционные демократы не являются фундаменталистами, которые тоже выступают под революционными и религиозными лозунгами, а скорее модернистами, стремящимися приблизить церковь к требованиям конца XX века. При этом религиозные революционные демократы, в отличие от Фундаменталистов, отводят церкви вспомогательную роль, ограниченную чисто моральным воспитанием масс в своих концепциях будущего устройства общества.
Резюмируя все вы"е сказанное, можно отметить, что религиозная революционная демократия остается одним из влиятельных направлений революционной демократии. Сам факт ее появления
слупит наглядным подтверждением кризиса всех социальных структур общества "Третьего мира", в т.ч. и традиционных. Включающиеся в борьбу массы пытаются, в силу общей и политической неграмотности сделать знаменем своего движения привычные им с детства религиозные символы и обра,ты, иайги ответ своим чалн'.'ях в эгалитаризме, которым отличаются мировые религии.
Ш. Левоэкстремистская революционная демократия часто смешивается с собственно левыми экстремистами. Под этим течением понимаются те революционно-демократические организации и движения, которые испытали сильное воздействие ультралевых и, что самое собственное, являются экстремистами в своей практике. Этот экстремизм зачастую бывает оправдан конкретно-историческими условиями многих стран "Третьего мира". Имен-, но в этом заключается главное отличие ультралевых революционных демократов от левнх акстремистов Запада.
Наиболее характерными для этого направления следует считать уругвайских тупамэпос рубета 50-70-х гг.., МИР Боливии, Чили и Перу того же периода, организацию Федаинов иранского народа и некоторые палестинские группировки. Для этого направления характерен ультрареволюционизм, склонность к насильственным действиям, скептическое отношение к предстагительной демократии и т.п.
1У, Марксистско-ленинская революционная демократия. Это направление появл: этея на более поздних этапах развития революционной демократии, уже после того, как успели разочаровать страны соцориентаг.ии "первого поколения" и начала приходить в кризисное состояние национальная демократия. Вот именно тогда наиболее радикально настроенные революционные демократы и начали обращаться к марксизму-ленинизму, отдельные элементы которого знали и использовали предыдущие поколения революционной демократии.
Из особенностей марксистско-ленинского направления мозгно указать на то, что эти революционные демократы лишены антикоммунистических предрассудков, зато имеют предубеждения против социал-демократии, еврокоммунизма; организационная структура. партий почти полностью копирует структуру компартий; опорой провозглашен рабочий класс, но по причине его малочисленности такие партии остаются партиями трудящихся в целом, В услоишх перестройки в СССР и революций в Восточной
Европе, сокращении помощи со стороны прежних социалистических стран, правящие партии этого направления начали свою собственную перестройку, провозглашая многопартийность, национальное примирение и проводя экономическую либерализацию.
V. Социал-демократически оркектированная революционная демократия появляется у нас на глазах. Е этом направлении идут партии, организации и движения, объявившие о намерении идти к "демократическому социализму" и установившие свяси с Социнтерном и мировой социал-демократией. Это направление является одним из самых терспективных в революционной демократии. Социал-демократия в "Третьем мире" возникает, как прэвито, не на базе организованного рабочего движения, а путем эволюции различных, в первую очередь революционно-демократических партий и движения. "Социал-демократизация" получила наибольшее распространение соеди латиноамериканских революционных демократов, где полноправными или ассоциированными членами Социн-терна являются около 10 партий революционной демократии континента. Тесные рабочие контакты Социалистический Интернационал подчеркивает о СФНО.
VI. "Военная" революционная демоксатия. Диссертант имеет
в виду не военных по профессии среди революционно-демократических лидеров /таких из них большинство/, а специфическую <?орму существования военного режима, проводящего в жизнь революционно-демократические преобразования, но не организованного в политическую партр'(п, не имемего четко сформулированной теории и организованно^ идеологии. Речь идет о режимах типа Веласко Альварадо в Перу в 1968-75гг.., Торрихоса в Панаме в Т968-76гг.., первое правительство Ролингса в Гаче в 1979г. и т.п. Сегодня не трудно заметить, что эти режимы, не основы- . ваясь на какой-либо идеологии, проводили в жизнь программу радикальных революционно-демократических преобразований.
3 наий время происходит и усиление расхоздений между нап-ртвлениями, выделение как наиболее радикальных, так и умеренных меуду ними. Можно отметить так же более высокую зрелость латиноамериканской революционной демократии.
Вторая глава "Практически-лолитиче'':ая деятельность ' революционной демократии" посвящена исследованию действий правяце,Г( революционной демократии в странах с различным уровнем социально-экономического развития.
Л первом параграфе "Революционные демократы у власти: характер социально-экономических преобразований" рассматривается вопрос о революционно-демократической власти, классовой опоре правительств, системе реформ в экономике, социальной и ■ духовно-идеологической сферах, возможности ^раяс^рмации ре-гим а. '
Правящую революционную демократию необходимо разделить кр две части: а/в слаборазвитых странах, с зачаточной промышленностью и преобладанием отсталого аграрного сектора, где БЗП составляет менее I тыс. долларов на дучу населения; б/ среднеразвитых с относительно передовой экономикой, но с зэЕ7си:гостью от мировых финансовые центров, влиянием конъюнктуры и пр.
Главное, что отличает правящую революционную демократию в первой группе стран - не алтикаютализтические преобразования, т.н. национальной капитачиэм почти отсутствуем1, а стремление ке допустить рост капиталистических элементоз в хозяйственной згчзни стран:! и сохранение традиционного уклада. /Примером мочго поймет»! политику правительства Танзании при Ньерере/. Результатом была экономическая деградация. Кячитали-стичесгке элемент:; росли в виде бюрократической буржуазии. 3 странах соцориентацик, где создается огромный аппарат чиновников для управления госсектором и при этом всячески ограничиваются возможности "честного" бизнеса, буржуазия только и мочет существоьать в виде бюрократической, т.е. наиболее паразитической и наименее производительной силы в развивающихся странах.
Во второй группе стран преобразования носят уже антикапи-талиотдаеский характер. Национальная буржуазия не имеет власти и возможности влиять на нее через политический партии и прессу. Следует заметить, что частая собственность как принцип ке отвергается. В исследовании подробно рассматривается деятельность революционных демократов ряда стран и указаны обстоятельства, положившие постепенный конец "социалистическому выбору" в ряде их /как, например, и Алгире/. Рассмотрены так же экономические и политические реформы правящей революционней демократии в Никарагуа.
Во втором параграфе "Итоги революционно-демократических преобризовани?!" г-малиэируется эволюция и судьба револвимочной
демократии на сегодняшний день в различных странах. После впечатляющего списка развала и краха революционно-демократических правительств мояно придти к выводу об утопическом характере революционно-демократической идеологии и тупиковости практики. Но ведь разве преобразования революционных демократов не ускорили социальный прогресс в отсталых странах? Ликвидация Феодального землевладения, экономической зависимости и т.д. - все это максимально облегчает буржуазное развитие страны. Проще говоря, революционные демократы сделали то, чего не смогла сделать местная буржуазия.
В это:! смысле можно ли вообще говорить о контрреволюционном характере правительств, пришедших на смену революционным демократам, будь то Садат, Виолетта де Чаморро и т.п. Диссертант подробно рассматривает вопрос о контрреволюционности контрреволюции и приходит к парадоксальному выводу о закономерности "ухода" революционной демократии, причем это является таким же прогрессивным явлением, как и сама ее деятельность. В диссертации рассматриваются варианты этого ухода: по-санди-нистски /власть в обмен на мир/; по-садатовски /тихий, ползучий тер.мдор/; по-перуански /как армия в i960 г., выполнив свою задачу/; по-эфиопски /народная контрреволюция/.
Диссертант останавливается так же на вариантах "перестройки", т.е. политической и экономической либерализации проводишь в большинстве сущестгующкх революционно-демократических режимах, подчеркивает сложности и трудности этого пути.
На вопрос, сущастЕ/ет ли будущее у революционной демократии, диссертант отвечает утвердитзльно. Причины, породившие революционную демократию, не исчезли, более того, капиталистическое развитие "по-восточному" или "по-латиноааерикански" вновь и вновь порождает возможность для появления политических сил, ставящих своей целью революционное преобразование общества. Теоретически можно представить, что со временем революционная демократия исчезнет вовсе, разделившись на социал-демократов, коммунистов и т.п., но на деле большинство стран "Третьего мира" еще далеки от этого. Напротив, в политическую жизнь с революционных позиций вступают те слои, которгт раньше считались консервативными. Для них революционно-демократические теории являются наиболее передовыми. Любое изменение мировой экономической и политической обстановки неминуемо вызовет новый
"прилив" революционного демократизма, возмогло, в новых формах.
В заключении диссертации из.чопеик общие выводы и результаты исследования.
Основное полотения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
1. "Национальные модели" социализма в развивающихся странах.// Современные политические движения з мире, Г., ЛМК им. Д.5.Устинова, 1991. 1,5 п.Ло
2. Легенды и уж"т новой эпохи, ж-л "Диалог", Барнаул. № 5,6,7, 1991, I п.л.
3. .Методические указания к семинарским занятиям по политологии. Л., Л!.1И кн. Д.'¿.Устинова, 1990. 0,5 п.л.