автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Становление концепции демократии в социальной философии В.Г. Белинского
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление концепции демократии в социальной философии В.Г. Белинского"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА
Специализированный совет К 053.05.64 по философским наукам
На правах рукописи
ГАЙВОРОНСКАЯ
Таисия Алексеевна
УДК I ми
СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В. Г. БЕЛИНСКОГО
Специальность 09.00.03 — история философии
"ЛГ-
г ^ '
У
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва — 1991
Работа выполнена на кафедре истории философии народов СССР философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Научный руководитель — кандидат философских наук,
доцент Козлов Н. С.
Официальные оппоненты: доктор философских наук.
профессор Федоркин Н. С.; кандидат философских наук Латышева В. В.
Ведущая организация:
Московский областной педагогический институт им. Н. К- Крупской, кафедра философии.
Защита состоится « » /Сь-ЛьЛл'. - 1 <101 года в . часов на заседании специализированного </овета /К 053.05.64/ по философским наукам б Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, -Н-й этаж, аудитория 1156.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных
факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова.
•
Автореферат разослан « [Л.' » 1991г.
Ученый секретарь *
специализированного совета $$ Г. Г. СУДЬИН
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Происходящие в последние годы в нашей стране перемены сопровождаются критическим осмыслением отечественной истории, нашего социального опыта и культурного наследия. В этом про- . цессе общественного самоосознания обществу предстоит по-новому осмыслить традиции нашей духовной культуры, раскрыть общечеловеческий смысл теоретических представлений о свободе, демократии, праве, выработанных нашими предшественниками, сверить эти идеи и понятия с реалиями общественной практики, ее идеалами и целями.
Обращаясь к духовному наследию прошлого, общество постигает его на разных уровнях и каждый раз в чем-то по-новому, в зависимости от собственной зрелости, социального опыта и конкретных исторических задач. В условиях демократизации советского общества несомненный интерес представляет изучение демокра-
ч
тической традиции отечественной духовной культуры, особое место в которой занимает идейное наследие Виссариона Григорьевича Белинского /1811-1848/.
Учение В.Г.Белинского было передовой для России середины XIX века теорией, в которой нашли обоснование саше злободневные проблемы общественно-политической жизни страны того времени. Считая Белинского одним из предшественников российской социал-демократии, В.И.Ленин Так определил его место в русском освободительном движении: "Как декабристы разбудили Герцена, так Герцен и его "Колокол" помогли пробуждению разночинцев... Предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении был еще при крепостном праве В.Г.Белинский. Его.знаменитое "Письмо к Гоголю", подводившее
итог литературной деятельности Белинского, было одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору"■'"Л
В.Г.Белинский был одним из первых русских мыслителей, искавших правильную революционную теорию, способную объяснить окружающую действительность и указать пути к ее изменению. Теоретическая деятельность мыслителя внесла значительный вклад в развитие демократической традиции русской социально-философс-кой'мысли и распространение идей демократии, свободы личности и общественного прогресса в России.
Демократизм является сущностной характеристикой мировоззрения Белинского: разработка философских и социологических проблем б его творчестве была подчинена главной цели - обоснованию необходимости утверждения в обществе демократии, права и свободы каждого человека.
Б воззрениях мыслителя на личность и общество, свободу и демократию концентрировались наиболее важные' аспекты его миропонимания: связь философско-исторических взглядов с идеями демократии и социализма, антропологический материализм, служивший философским основанием его концепции демократии, связь теоретических построений с задачами освободительного движений в России, сочетание непримиримости к проявлениям реакционности в общественной мысли со смелой критикой отсталых и консервативных тенденций в литературе и науке.
Обращение к проблеме становления концепции демократии Белинского определяется необходимостью более глубокого изучения идей демократии и свободы, получивших теоретическое обоснова-
^Ленин В.И. Поли.собр.соч.- Т. 25.- С. 93-94.
ние в идеологии революционного демократизма.
.Безусловно, задачи, стоявшие перед Россией полтора столетия назад, решению которых посвятил свою теоретическую деятельность Белинский, и наши сегодняшние проблемы не равнозначны. Тем не менее, некоторые идеи демократии русского.мыслителя представляет интерес и в настоящее время.
С этой точки зрения исследование теоретического наследия Белинского, особенно его демократических воззрений, представляет собой весьма важную задачу. Разработка данной темы приобретает особую актуальность в свете современного общественно-политического опыта, когда идеи демократии, свободы и прав человека получили мощное социальное звучание.
Степень разработанности проблемы.
Изучение наследия В.Г.Белинского, в том числе, его революционного демократизма, имеет в советской науке давнюю традицию. Советскими учеными проделана большая работа по исследованию творчества русского мыслителя, систематизации его произведений и популяризации его взглядов.
Начало осмыслению творчества В.Г.Белинского с марксистских позиций было положено Г.В.Плехановым в его статьях, напи-сатшх в разные годы и посвященных в основном рассмотрению философских и литературных взглядов мыслителя. Полностью статьи были опубликованы в 1923 году. В'этом же году вышла работа П.С.Когана "Белинский".
Серьезное исследование творчества В.Г.Белинского начинается с конца 30-х годов нынешнего столетия. Работы советских авторов., появившиеся в эти года, носили в основном обобщающий характер и давали целостное представление о мировоззрении мыслителя. Много, работ, посвященных Белинскому, вышло в 40-х го-
3
дах в связи со столетием со дня его смерти. На этом этапе исследования теоретического наследия мыслителя значительный вклад в освещение его философских и социально-политических воззрений внесли советские ученые Г.С.Васецкий, М.Т.Йовчук, 3.В.Смирнова, В.Г.Баскаков, В.Е.Иллерицкий, И.Я.Щипанов и другие авторы^.
В 1948-1951 годах вышли три тома "Литературного наследства", посвященных В.Г.Белинскому, в которых были опубликованы ранее неизвестные статьи мыслителя и ряд новых материалов по исследованию его творчества..Советскими учеными была проделана большая работа по подготовке к изданию Полного -собрания со-г чинений Белинского, которое увидело свет в 1953-1959 годах. По' мере расширения исследования теоретической деятельности русского мыслителя отчетливо обнаруживалась необходимость более глубокого анализа отдельных сторон его мировоззрения, конкретного и всестороннего изучения его демократических и социалистических взглядов. В 60-70-х годах отечественная историко-философская наука обратилась к специальному изучению социально-политического аспекта творчества Белинского.. Социально-философские и политические воззрения . мыслителя, в том числе и некоторые его идеи демократии, получили освещение в исследованиях
^См.: Баскаков В.Г. Социологические воззрения В.Г.Белшско-го.- М.: Моск. рабочий, 1948; Васецкий Г,С. Белинский великий мыслитель и революционный демократ.- М;: Моск. рабочий,. 1948; Иовчук Й.Т. Белинский, его философские и социально-политические взгляды.- М.: Соцэкгиз, 1939;.Иовчук М.Т. В.Г.Белинский и его роль в развитии материалистической философии в России.- В кн.: Московский университет и развитие философской и общественно-политической мысли в России.- М.: Изд-во МГУ, 1957; Иллерицкий В.Е. Исторические взгляда В.Г. Белинского.- М.: Госполитиздат, 1953; Смирнова 3.В.,Общест- . венно-политические и философские взгляды В.Г.Белинского.-М.: Знание, 1952; Щипанов И.Я. В.Г.Белинский - великий мыслитель и революционный демократ. В кн.: Из истории русской, философии. Сборник статей.- м,, 1951. ■
И.Я.Полякова, Ю.С.Мелентьева, С.С.Степанищева, Е.П.Прохорова, Е.М. Филатовой^. Краткий очерк революционно-демократических взглядов мыслителя был дан в "Истории русской философии" /1961/, во втором томе "Истории философии в СССР", вышедшем в 1968 году. Наряду с достоинствами советской историографии прежних лет следует отметить и некоторые присущие ей недостатки, такие,.как гипертрофированный классовый подход к наследию В.Г.Белинского, умаление общечеловеческих начал в его демократизме, абсолютизация его революционности.
Новая публикация произведений В.Г.Белинского была осуществлена в 1975-1982 годах. Вышло в свет Собрание сочинений мыслителя в 9-ти томах с предисловием Н.Гея. В 70-80-ые годы советскими исследователями создан ряд фундаментальных трудов, посвященных рассмотрению целой системы идей русских революционных демократов, в том числе и Белинского. Эти работы позволила глубже понять как закономерности возникновения и станов' ления идеологии революционного демократизма в России, так и логику формирования мировоззрения отдельных ее представителей. Исследование демократических и социалистических взглядов Белинского нашло отражение в статьях и публикациях А.И.Володина,
I/
А/Сы.; Мелентьев Ю.С. Критика буржуазного государства и буржуазной демократии русскими революционными демократа™ XIX века.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук.- Свердловск, 1961; Мелентьев Ю.С. Революционная мысль России и Запад /1^сские революционеры-демократы о капитализме и буржуазной демократии/.- и.: Наука, 1966; Поляков М.Я. Виссарион Белинский. Личность - идеи -эпоха,- М.: Гослитиздат, 1960; Прохоров Е.П. В.Г.Белинский.-М.:.Мысль, 1978; Степанищев С.С. Общественно-политические взгляды В.Г.Белинского.- Л., 1960; Степанищев С.С. Развитие общественной мысли в трудах русских революционеров-демократов. Анализ социально-политических, атеистических и этических,, идей А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, К.П.Огареьа.- Минск, 1975; Филатова Е.М, Белинский.- М.: Мысль, 1975.
В.А.Малинина, М.А.Маслина, А.Т.Павлова, И.К.Пантина, Н.С.Фе-доркина и других историков русской социально-философской мыс-ли1/.
Наследие В.Г.Белинского как составляющая компонента русской духовной культуры было и остается предметом исследования западного обществоведения. Необходимо отметить, что в последние годы заметно стремление западных ученых отойти от односторонней трактовки идейно-теоретического наследия русского мыслителя, умалявшей оригинальность и значимость его социально-философских воззрений, и дать более объективную оценку его творчества /Ф.Коплстон, Е.Ламперт, Ф.Вентури и др./
Следует подчеркнуть также, что внимание советских авторов к наследию В.Г.Белинского и проделанная в срязи с этим работа по исследованию его творчества не означает полной изученности всех аспектов мировоззрения мыслителя. Обстоятельного анализа заслуживают проблемы антропологического материализма Белинского, его политическая философия, идеи демократии и социального
См.: Володин А.И. Гегель и русская социалистическая мысль •. XIX века.- М.: Мысль, 1973; Калинин В.Л. История русского утопического социализма /от зарождения' до 60-х годов XIX века/.- М.: Высшая школа, 1977; маслин М.А. Современные буржуазные интерпретации концепции русской революционной демократии 40-60-х годов XIX века. В кн.: Революционная демократия и марксизм. История, методология исследования и современность.- М.: Йзд-во МГУ, 1989; Павлов А.Т. От дворянской революционности к революционному демократизму.- М.: Изд-во МГУ, 1974; Павлов А.Т, Советская историко-философская наука: некоторые итоги исследований философского наследия русских революционных демократов XIX века //Философские науки,- М., 1987,- № 9; Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от.утопии к науке.- ы,: Политиздат, 1973; Пантин И.К.,.Плимак 1Г.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России 1783-1883 г.г.- М.: Мысль, 1986; Шёдоркин Н.С. Исторические особенности развития российской революционной демо-кратги и современность. В кн.: Революционная демократия и на-'
§кскзм. Истошя, методология исследования и современность.-.: Изд-во МГУ, 1989.
прогресса. Существует необходимость более глубокого изучения философско-методологических оснований формирования революционного демократизма В.Г.Белинского.
В настоящее врем перед историками русской философии стоит качественно новая задача - осмыслить демократические взгляда Белинского в свете современного социального и политического опыта, раскрыть общечеловеческий смысл и историческую значимость его идей демократии, права, свобода личности. Необходимость всестороннего, детального исследования формирования концепции демократии русского мыслителя диктуется тем обстоятельством, что эта проблема до сих пор не получила конкретного изучения и освещения в отечественной историко-философской науке. ,
Дель и задачи исследования. Проведение специального анализа становления концепции демократии В.Г.Белинского, выявление ее значения и места в отечественной духовной культуре и является главной целью диссертационного исследования.
В связи с этим автор ставит перед собой следующие задачи:
I/ раскрыть социально-культурные предпосылки формирования демократизма В.Г.Белинского;
2/ выявить теоретические источники концепции демократии мыслителя;
3/ проанализировать философско-методологические аспекты становления воззрений Белинского на проблемы свободы личности, государства, права и проследить логику формирования этих воззрений;
4/ дать специальное историко-философское рассмотрение взглядов мыслителя' на проблемы демократии в света его теоретической конструкции будущего общества и путей его достижения;
7
5/ раскрыть сущность и значение адей демократии Белинского в контексте социально-исторических условий России середины ХН столетия.
Научная новизна исследования. Основным выносимым на защиту научным результатом диссертационного исследования является специальный детальный анализ становления концепции демократии В.Г.Белинского, впервые осуществленный в советской историко-философской науке. В диссертации предпринята первая в отечественной научной литературе попытка проследить, логику формирования взглядов мыслителя на проблемы свободы личности, происхождения и сущности государства и права, их связи со свободой. Результатом данного исследования является углубление представлений о фило софско-ме тодологических основаниях становления концепции демократии мыслителя, более полной рассмотрение его воззрений на проблемы взаимоотношений личности и общества, прав человека и гуманизма, социального прогресса и путей достижения демократии.
В ходе разработки избранной теш автор диссертации опирался на принципы диалектике-материалистической методологии историко-философского исследования и современный подход к изучению традиций русской общественной мысли, который в качестве основной задачи ставит проблему выявления общечелове- . ческого содержания исследуемых концепций. В диссертации использованы работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Г.В.Плеханова.
Кроме того, в методологическом плане диссертант стремился использовать опыт советских исследователей истории русской философии и общественной мысли. В этой связи автор обращался к трудам В.В.Богатова, А.И.Володина, В.А.Малинина, М.А.Масли-
8
1шя мыслителя, этапов развитие его идей демократии.
В первом параграфе данной главы диссертант дает краткий очерк возникновения и развития демократии в истории человеческого общества. Подчеркивается, 'что современная демократия, являясь величайшим завоеванием человеческой цивилизации, прошла в своем развитии ряд этапов. Демократия, буквально означающая народовластие, имеет корни еще в первобытном обществе, однако, как форма политической власти она впервые возникает в Древней Греции.
Рассматривая историю развития демократических государственных форм и принципов демократии, диссертант отмечает, что господствующей формой государства демократия стала только при капитализме. Продуктом развития демократии,явилось становление правового государства, основным принципом которого'признается нерушимость прав человека и верховенство закона, обязательного для всех.
Автор диссертации подчеркивает, что огромную роль в становлении демократии как социальной практики сыграла прогрессивная общественно-политическая мысль: вдеология французского Просвещения, идеи правовой государственности, теоретически обоснованные в философских концепциях прогрессивных раннебур-жуазшх идеологов - Б.Спинозы, Дж.Локка, Ш.Л.Монт.ескье, Т.Дже-фферсона, и получившие дальнейшее развитие в немецкой классической философии, прежде всего, в учении И.Канта.
Определяя демократию как равную возможность для всех граждан пользоваться правами и свободами, диссертант утвервдает, что главным принципом демократии является политическая свобода, ибо ее обеспечение создает условия для реализации всех остальных свобод человека. Равной мерой свободы выступает право,
10
основанное на признании равенства прав всех граждан.
Диссертант акцентирует внимание на тон, что существующие ныне в цивилизованных странах Западной Европы и США демократические общественно-политические системы утвердились в результата длительной борьбы за демократию, достоянной демократизации социальной жизни, развития демократической культуры народа, его стремления к свободе.
Обращаясь к истории России, автор диссертации анализирует опыт демократических движений в стране /крестьянских восстаний под предводительством Разина и Пугачева, восстания декабристов/. Отмечается, что основы демократической традиции в русской общественной шсли были заложены А.Н.Радищевым и декабристами, их преемниками стали революционеры-демократы.
В диссертации подчеркивается, *:то идеология русской революционной демократии форгаровалась в 40-х годах прошлого столетия в общем русле возникновения прогрессивных направлений социально-философской шсли России: славянофильства и западничества. Оппозиционная официальной идеологии русская общественная мысль выступала против произвола самодержавия и существования крепостного права, однако в вопросе о путях дальнейшего развития страны взгляда представителей этих течений различались. Характеризуя основные положения складывавшейся в рамках западничества идеологии революционной демократии, диссертант раскрывает содержание понятий "демократизм", "революционный демократизм"
Второй параграф первой главы посвящен анализу атапоя развития мировоззрения В.Г.Белинского и фогьмрования его демократизма.
В параграфе отмечается, что мировоззрение мыслителя с-кла-II
давалось под воздействием событий в истории России и Западной Европы 30-40-х годов XIX столетия. Идейное становление Белинского рассматривается в контексте развития передовой философской и общественно-политической мысли как отечественной, так и западноевропейской. Летор диссертации указывает на преемственность традиций русской духовной культуры, огромное влияние литературы на общественное сознание. Рассматривая идейное развитие Белинского в русле поиска русской общественной мыслью правильной революционной теории, диссертант подчеркивает, что одной из .форм освоения мира и теоретического решения общественных вопросов было для Белинского обращение к передовой западноевропейской социально-философской мысли, в которой ответы на "проклятые вопросы" российской действительности искала вся мыслящая интеллигенция. •
Теоретическую деятельность Белинского автор диссертации делит на три етапа; первый охватывает собой период с начала 1830-х до середины 1837 года, второй - с середины 1837 года до конца 1830-х, третий - с начала 1840-х годов и до конца жизни мыслителя.
В параграфе акцентируется внимание на философском развитии мыслителя, поскольку оно явилось методологическим основанием формирования его социально-политических воззрений. Особая роль в создании философско-исторической концепции Белинского, по мнению диссертанта, принадлежит его диалектическому взгляду на мир. В 30-х годах идею о непрерывной бесконечном развитии мира мыслитель развивал в рамках идеализма, утверждая, что "весь беспредельный, прекрасный божий мир есть не что иное, как дыхание единой, вечной идеи /мысли единого,
вечного бога/.,. Для этой идеи нет покоя: она яивет беспрестанно, то есть беспрестанно, творит, чтобы разрушать, и разрушает, чтобы творить"^. Особенностью творчества Белинского, как считает автор диссертации, в первый период его деятельности, является сочетание идеалистического миропонимания с демократической направленностью его общественно-политических воззрений. Социальная позиция мыслителя, не предлагавшего радикальных общественных преобразований, а апеллировавшего к человеческому разуму как движущей силе исторического развития, рассматривается как позиция просветителя-демократа.
Анализируя причины перехода Белинского на позиции "примирения с гнусной расейской действительностью", диссертант подчеркивает закономерность этого периода в идейной - эволюции мыслителя. Философское развитие Белинского в этот период совершалось под знаком философии Гегеля, включавшей в себя идею закономерности развития и дававшей рациональное объяснение истории и перспектив ее развития. Автор указывает в диссертации на неоднозначность и противоречивость суждений Белинского в эти года, на его ошибочную социально-политическую позицию, заключавшуюся в отказе от борьбы с действитег-.ностью, однако подчеркивает, что это был период серьезных достижений мыслителя в. области философии, что, в конечном итоге, способствовало наряду с другими объективными и субъективными обстоятельствами его разрыву с "примирительными" настроениями.
Начало 40-х годов открывает новый период в творчестве Белинского, который был наиболее плодотворным во всех сферах
■^Белинский В,Г. Собр.сеч. в 9-ти т.т.- М.: Худ.лит., 1976.Т. 1.-.С. 56.
его деятельности: философской, социально-политической, литературно-критической. Диссертант отмечает, что изменение собственной социально? позиции в начале 40-х годов Белинский обозначил как переход от философии созерцания к философии действия: "Я теперь совершенно сознал себя, понял свою натуру: то и другое может быть вполне выражено словом Tat /действие - Т.Г./, которое есть моя стихия"*^. Философское развитие мыслителя в этот период рассматривается в диссертации как переход от идеалистического миропонимания к материалистическому, которое окончательно сформировалось к середине 40-х годов.
Автор диссертации подчеркивает, что в 40-х годах в понимании природы человека и общества Белинский исходил из принципа антропологического материализма, который был методологической основой решения социально-философских проблем и определил гуманистическую и демократическую направленность его общественно-политических взглядов. Чдеи свобода и праь человека, исторического прогресса и социального едеала, которые мыслитель развивал в первой половине 30-х годов в рамках просветительства, в 40-х годах в сочетании с идеями революции, радикальной демократической реформы и социализма начинают выстраиваться в концепцию, от орал приобретает революционно-демократический харат • р.
Вторая глава диссертации - "Философско-ыетодологическиа аспекты становления концепции демократии В.Г.Белинского" -состоит из трех параграфов, посвященных анализу развития взглядов мыслителя на основные проблемы демократии: свободу личности, ее взаимоотношения с общество;.', происхождение к
т /
"Репинский В.Г. Собр.соч. в 9-ти т.т.- Т. 9.- С. 435,
сущность государства и права.
Открывается глава параграфом, в котором рассматривается центральная проблема формирующейся концепции демократии Белинского - проблема свободы. Диссертант отмечает, что мыслитель по-разному понимал сущность свободы в различные периоды своей деятельности, что было обусловлено его философским развитием, но неисменно признавал право каждого индивида быть независимым и равным другим людям. В основе его понимания свободы ле-яит идея "естественного права", воспринятая им от Радищева и
Г"
декабристов.
Анализируя взгляды Белинского на сущность свободы в первой половине 30-х годов, диссертант подчеркивает, что проблема свободы решалась мыслителем в эти годы как нравственная проблема. Понимая свободу как свободу'человеческого духа, он утверздал, что царство свободы "внутрь нас, оно есть свобода нашего духа, гармония'нашей вочи с наши сознанием; полная и совершенная победа нашей нравственной природы над внешнею природою, законов разума над законами необходимости"^. Идеалистическое истолкование природы человека, признание человеческого разума источником исторического развития, отмечается в дис-оертащш, явилось основой акцентирования Белинским нравственного совершенствования людей как способа достижения свободы личности в обществе.
Социальная позиция Белинского в период "примирения" с действительностью, признание абсолютности объективных законов исторического развития обусловили иную интерпретацию свобода, которую он понимает теперь как познанную необходимость: "ссть
^Еэлинский В.Г. Собр.соч. в 9-ти т.т.- Т. I.- С. 338.
15
внешность, которая требует, чтоб ей покорялись, если хотят бить от нее свободны... Самая свобода есть не произвол, но согласие с загонами необходимости"*''. Считая, что свобода де-терлинируегся объективными условиями существования индивида, путь к свободе Белинский видит не в бунте личности против неразумной действительности, а в познании законов развития общества.и согласии с ними. Отсюда и апелляция тс человеческому сознанию, и вывод, что "гражданская свобода должна быть плодом внутренней свободы каждого индивида, составляющего народ, а внутреннсч свобода приобретается сознанием"^.
Значительнее место в параграфе отведено анализу воззрений мыслителя на проблему свободы в последний период его теоретической деятельности. Диссертант подчеркивает, что с переходом Белинского на позиции революционного демократизма трактовка проблемы свободы приобретает у него политический и правовой характер. Белшский отрицает свою прежнюю идею о подчинении личности государству и восстанавливает личность во всех
ее правах; "для меня теперь человеческая личность выше исто-
•э/
рии, вше общества, выше человечества" . В диссертации отмечается, что существовавшее в России крепостное право мыслитель рассматривал как форму отчуждения личности от ее действительней природы и первым условием становления свободы в русском обществе считал отмену сословного права и утверждение принципа всеобщего формального равенства. Методологическим обосноганием свободы и прав человека и, прежде всего, личной
^Гсдинский В.Г. Собр.соч. в 9-ти т.т.- Т. 9.- М., 1982.-С. ПО. .
^Аг им С. 54.
*.с.- С. 403.
независимости, служил принцип материалистической антропологии, ставшей философским основанием демократизма Белинского. Свое понимание свободы он не ограничивает теперь, как в предыдущие годы, автономностью сознания и свободой духа индивида, а распространяет на все сферы бытия человека. Свобода личности, по его мнению, - это политические и гражданские свободы, основанные на равенстве прав всех граждан. Свободу он погашает как свободу слова и мысли /"в свободном царстве мысли не должно быть казней и аутодафе! Пусть всякий свободно выговаривает свое убеждение, если только оно свободно..."*//, право каждого гражданина участвовать в делах общества и государства, равенство прав мужчин и женщин. Гарантом свободы личности и действительного равенства прав всех Белинский считает материальную независимость каждого гражданина.,
Возникает вопрос: как соотносятся в концепции Белинского права и свободы отдельной личности с правами и свободами других людей? Возможно ли гармоничное сочетание индивидуальной свободы и суверенности общества?
Анализу проблемы взаимоотношений личности и общества в социальной философии Белинского посвящен втс ой параграф данной главы. Диссертант отмечает, что, мыслитель, стремясь отыскать причины отсутствия в России политических и гражданских свобод, обращается к социологическому анализу российского общества.
Идеалистическое истолкование общественных отношений Белинским в 30-х годах, сущность которых он сводит к духовным интересам людей, обусловило идеалистическое понимание пробле-
Г/Белшский В.Г. Собр.соч. в 9-ти т.т.- Т. 3.- И., 1978.-С. 183.
мы социального неравенства в России, причину которого он видит в необразованности народа, его духовном невежестве.
В диссертации подчеркивается, что в 40-х годах в трактовке проблемы общественных отношений у Белинского появляются новации. Так, причиной личной зависимости крестьян он считает теперь существование сословного права, обусловившего отчуждение народа от его гражданских прав и свобод. Полагая, что "дух разъединения враждебен обществу"*/, «щслитель утверждает необходимость консолидации людей, отмены сословного деления. Автор диссертации показывает, что современное общество мыслится Белинским под знаком "нового единения", уста-нсзления гармонии личных и общественных интересов. В этой связи диссертант приводит высказывания Белинского по вопросу о социальной гармонии из.его статьи "Стихотворения М.Лермонтова" .
В диссертации отмечается, что условием ооциальной гармонии Белинский считал утверждение равенства прав всех и каждого, свободу личности, становление гражданского общества. "Новое единение" он понимал как утверждение в обществе демократии, которая, по его мнению, обеспечит гуманное отношение к человеку, единство материальных и духовных интересов людей. Приди-ая огромное значение удовлетворению материальных потребностей человека, цель исторического развития Белинский видел в духовно" развитии каждого индивида, а новое общество мыслил как сообщество свободных, нравственно развитых личностей. Гармонизацию взаимоотношений личности и общества он рассматривая через призму становления новой "социальности",
^Белинский В.Г. Собр.соч. в 9-ти т.т.- Т.8.- М., 1982.-С. 34.
где, наряду с высоким уровнем ее развития будет осуществляться свободное развитие личности. "Высочайший и священнейший интерес общества, - утверждал Белинский, - есть его собственное благосостояние, равно простертое на каждого из его членов"
В третьем параграфе второй главы диссертации, носящем название "Проблема государства и права в свете демократии", рассматривается политико-правовой аспект концепции демократии Белинского. Диссертант отмечает, что проблема государства является наиболее разработанной в политической философии русского мыслителя. Обратившись к проблеме происхождения к сущности государства в конце 30-х годов, Белинский подошел к ее решению с позиций идеалистической диалектики. Подчеркивая закономерность возникновения государства, мыслитель утверждает, что "государство есть высший момент общественной жизни и ее высшая и единая разумная фор»1а"2Л Причину возникновения государства он видит в развитии общественной жизни, усложнении ее форд и в столкновении народов. Однако, как подчеркивает диссертант, философская идея закономерности исторического развития отягощается у Белинского телеологической тенденцией: она"\ сочетается у него с верой в божественный про' чсел, с мыслью о возникновении государства как осуществлении разумной божественной идеи. Отсюда и обожествление мыслителем государства и царской власти.
В праве, которое Белинский справедливо связал с исторической жизнью народа, он видит формальное начало социальной жизни, отражающее состояние общественных отношений. "Право
^Белинский В.Г. Собр.соч. в 9-ти т.т.- Т. 8,- С. 367. 2/Там же.- Т. 2.- М., 1977.- С. 124.
есть краеугольный камень общественного здания, цемент, связывающий его части"*/ - писал он в 1839 году. Источником государственных законов и постановлений мыслитель считает не волю народа, а волю государства.
Подводя итоги анализа взглядов Белинского на проблемы государства и права в период "примирения с действительностью", диссертант подчеркивает, что сильной стороной этих воззрений был вывод мыслителя об историческом происхождении государства и права и понимание ici неразрывной связи. Однако здесь же отмечается, что общефилософская тенденция его идейного развития обусловила ошибочность общественно-политических выводов, заключавшихся в отрицании актирной деятельности людей, их влияния на государствет!ую и общественную жизнь и в утверждении необходимости подчинения личности государству.
Переходя к рассмотрению политических воззрений мыслителя в последний период его деятечьности, автор диссертации отмечает, что юс особенностью является конкретный анализ современных Белинскому государств и систем законодательства. На основе критического анализа наиболее распространенных в XIX веке форал государственного устройства мыслителем решалась и позитивная задача - создавалась модель будущего государства.
,.ак показано в диссертации, Белинский был решительным противником монархии. "Нет, не должно быть монархов, ибо монарх не есть брят людям"^ - утверждал он. Альтернативу монархии он гидел в буржуазной республике, однако не считал ее идеальной моделью госудерства, поскольку в ней, по его мнению,
^Белинский В.Г, Собр.соч. в 9-ти т.т.- Т. 2,- С. 465. Щсм ко.- Т. 9.- С. -169.
"вся власть, все влияние на государство сосредоточены в руках владельцев"*^, а народ совершенно отчужден от власти. Идеалом государства была для мыслителя демократическая республика, в которой власть принадлежит всему народу. Не будучи сторонником диктатуры какого-либо класса, Белинский признавал право каждого гражданина на участие в делах государства.
Диссертант отмечает, что становление буржуазного государства Белинский рассматривал как определенный этап в движении человечества к новой государственности, основу развития демократии и утверждения политических и гражданских свобод.
С установлением республиканских порядков Белинский связывал ближайшую перспективу России, возможность демократизации ее общественно-политической жизни, экономический и культурный прогресс страны. Выступив с критикой' доктрины славянофилов, обосновывающей особый путь развития России, мыслитель утверждал неизбежность движения страны к демократии в рамках мирового процесса цивилизации. Белинский был сторонником установ-лешш в стране демократического права, основанного на принципе всеобщего■формального равенства. Именно в утверждении лра-ва, а не сохранении традиций.и обычаев общины он видел путь к свободе личности. "Где нет права и закона, развившихся из жизни государственных постановлений, там нет и свободы, нет граждан"^/ - считал он. Признавая неотчуждаемость естествен- . шх прав человека, мыслитель утверждал приоритет в обществе права, гарантирующего личности свободу, защиту ее достоинства, право собственности.
^Белинский В.Г. Собр.соч. в 9-ти т.т.- Т. 7.- М., 1981.-С. 64.
2/Тгш же.- Т. 4.- М,, 1979.- С. 236.
21
Третья глава диссертации - "Пути и фор.ш воплощения принципов демократии в действительность" - состоит из двух параграфов.
В первом.параграфе диссертант дает характеристику взглядов Белинского на общественный прогресс и рассматривает проблему социального ццеала в его концепции демократии. В диссертации подчеркивается, что исторический процесс мыслитель понимал как развитие человечества от низших ступеней к высшим, как постоянный прогресс общества. Источником.прогресса, по мнению Белинского, является человеческий разум, а его целью и результатом - самосознание человечества, в развитии и совершенствовании которого он видит путь к наилучшему общественному устройству. В концепции прогресса Белинского история человечества предстает как последовательная смена форд социальной жизни, движение к свободе. Новейшую историю человечества, начало которой он видит в Великой французской революции, мыслитель рассматривает как важнейшее завоевание' цивилизации, как огромный прогресс во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, духовной.
В диссертации отмечается, что с идеей прогресса у Белинского связано решение вопроса о месте капитализма в истории человеческого общества. По мнению мыслителя, капитализм, помимо демократических завоеваний в политико-правовой сфере общественной жизни, создал условия для промышленного и технцчес» кого процесса, экономического процветания, без которого не-шс.тло свободное, благоденствующее общество.
Глубокое, всестороннее решение проблемы социального прогресса, пс мнению диссертанта, было обусловлено материалистическим млропоша;шшем Белинского, его диалектическим подходом
22
к явлениям общественной жизни.
В диссертации отмечается, что с историческим прогрессом, развитием человеческого разума Белинский связывал неизбежность социальных преобразований, утверждение в обществе демократии и свобода. Опираясь на идею закономерности исторического развития, мыслитель полагал, что буржуазный строй в конечном итоге сменит более справедливый обществегашй порядок - социализм, в котором он видел практическое воплощение принципов демократии, свобода и прав человека. Диссертант подчеркивает, что проблема социального идеала и, в частности, принципы с.циализ-ма не получили детальной разработки в социальной философии Белинского. Будущее общество обрисовано мыслителем лишь в общих чертах. Это следует отнести на счет того обстоятельства, что Белинский не преследовал задачи априорно решить вопрос о конкретных принципах устройства будущего общества, считая, что -вопрос этот может быть решен только опытом.
В центре его идейных исканий были непосредственные задачи освободительного движения в России, проблема ее ближайшей исторической перспективы. Рассмотрению взглядов мыслите тя на непосредственные и перспективные проблемы освободительного движения посвящен второй параграф - "Пути достижения демократического идеала: просвещение, революция, реформа".
В диссертации подчеркивается, что, исходя из многообразия исторического процесса, а тагосе из понимания ближайшей и отдаленной перспективы развитая человеческого общества, Белинский рассматривал различные пути достижения демократического идеала. Признавая право народа на революцию в борьбе за свои права и свободу, мыслитель не отрицал и необходимости проведения реформ, создающих возможность для демократизации
23
общественной жизни. С проведением реформы Белинский связывал и решение самых злободневных проблем российской действительности того времени: отмену крепостного права, соблюдение в обществе законности, пробуждение- в народе чувства собственного достоинства. Придавая огромное значение пробуждению в народе чувства свободы, воспитанию у него демократической культуры, распространение просвещения в обществе мыслитель рассматривал как подготовительный этап освободительного движения, предшествующий коренным социальным преобразованиям. < Завершает диссертацию заключение, где подводятся итоги проведенного исследования и дается общая оценка формировавшейся в социальной философии В.Г.Белинского концепции демократии.
По теме диссертации.автором опубликованы следующие работы: I/ Концепция демократизации общества в философии истории В.Г.Белинского //Молодежь и творчество: сощшльно-философс-кие проблемы. Часть 3. /Тезисы выступлений'участников У111 Всесоюзных философских чтений молодых ученых/.- М.: Философское общество СССР, ЦК ВЛКСМ, Высшая комсомольская школа при Щ ВЛКСМ.- 1988.- С. 162-164.
2/ Проблема демократии: истоки, история и современность. //Актуальные проблемы общественного воспитания в условиях совершенствования социализма. М.: ШИШ АН СССР, деп. КЗ 75751 от II октября 1988 г.- 17 с.
3/ В.Г.Белинский о просвещении как основе становления гражданского общества //Социально-культурные аспекты воспитания личности: Сб. науч. тр. Вып. I,- Москва - Запорожье: йзд-во АЛИ СССР, 1990.- С. 54-59.