автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Иванова, Татьяна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Иванова, Татьяна Николаевна

Введение з

Глава 1. Место православных периодических изданий 16 в системе печатных СМИ России

1. Социально-исторический контекст формирования типологической группы православных изданий

2. Типологический анализ православных периодических изданий

3. Официальные издания

4. Официозные издания

5. Электронные православные издания

Глава 2. Основные тематические направления, содержание, жанровая структура и язык православных периодических изданий

1. Характер публикуемой информации в православных изданиях.

2. Светские (не церковные) жанры в православной прессе

3. Религиозные жанры печати

4. Язык православной прессы

5. Реклама в православных изданиях 148 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Иванова, Татьяна Николаевна

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Важную роль в формировании и функционировании культуры играет религия. Многие идеи, ценности, установки, связанные с религией, составной частью включаются в культуру того или иного народа, нации, страны.

В дореволюционной России наряду с понятиями самодержавия и народности всегда стояло рядом Православие. Определений ему довольно много: предания отцов, вероучительные и догматические соборы, традиция, сложившиеся формы культа, историческое прошлое народа и т.д.

Между тем, древнерусское слово «православие» превосходит свой греческий оригинал «orthodoxia», слишком тяготеющий книжностью. Orthos прямой, правильный; doxa — мнение, учение.

Святорусское слово «Православие» нельзя перевести на другой язык, как и другие слова; «пакибытие», «держава», «затвор», «старец». В его основе не учение, а слава Божия, т.е. Православие — правильно славить Господа. Речь идет не о катехизации, не о книжном познании — о прославлении.

Непереводима на другие языки, непонятна неверующим и миссия России. Наша страна — это не какой-то орлиный образ о двух головах, глядящий в разные стороны — на мусульманский Восток и католический Запад и воспринимающий оттуда свою культуру. Россия смотрит не по сторонам, а вглубь себя, питая свое развитие из внутренних источников. Основа этого существования — православная вера. Через наш народ, считают верующие, осуществляется промысел Бога.

Русское Православие — это, пре>кде всего, душевная доброта и любовь. Любить добро — главное для истинного православного. Такое отношение к вере идет из глубины русского национального сознания, согласно которому человек по природе добр, а зло в мире — отклонение от нормы. Еще в древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и лада.

На основе Православной веры Россия за десять столетий стала самобытной страной с прочными духовными и культурными традициями. Даже семидесятилетнее господство атеизма не смогло пошатнуть православные устои. Русские люди более половины века прославляли коммунистическую идеологию, ее вождей, отрекались от своей веры, но в итоге вернулись к Господ у.

В любом политическом процессе ведущую роль играют средства массовой информации (СМИ). Они обладают способностью прямой связи с общественностью, минуя традиционные институты связи: церковь, семью, школу.

СМИ оказывают влияние почти на все сферы общества, включая политику, образование, здравоохранение, религию. Вера во всемогущество телевидения, радио, печатных изданий настолько велика, что многие считают: тот, кто их контролирует, управляет государствами.

Отказ нашей страны от коммунистической доктрины и переход к рыночным отношениям повлек за собой пересмотр прежней системы информационных связей и, в первую очередь, отразился на важнейшем инструменте социального управления и идеологии — СМИ.

Последние десять лет в жизни Церкви оказались очень важными для возрождения всех сторон церковной жизни, в том числе и православной журналистики. Появилась иная система информационных потребностей, которая повлияла на реорганизацию структуры православной печати. Современная православная пресса, о становлении типологической структуры которой идет речь в данном диссертационном исследовании, достигла заметных успехов. В своем докладе на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий И отметил, что количество публикуемой церковной литературы и периодической печати возрастает с каждым годом1.

Книги по православной тематике в совокупности с иной духовной литературой и учебно-методическими изданиями составили к началу XXI века 31,5% всех книг, 33,5% общего тиража и 31,7% общего листажа. Суммар

1 Московский церковный вестник, 2000, № 15(197)., ный же тираж продукции крупных православных издательств превысил 2 млн. экз., что говорит о влиянии православной прессы на общественную жизнь, духовный, нравственный и интеллектуальный уровни нашего наро-да2.

В 2002 году на юбилейных X Международных Рождественских образовательных чтениях Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев в своем докладе «Концепция развития церковных СМИ» подчеркнул следующее: «По количеству изданий мы превзошли дореволюционные показатели. В начале XX века по подсчетам библиографов было около 400 церковных периодических изданий — газет, журналов, листков. Сегодня у нас нет точных данных, до сих пор не выпущен общероссийский каталог церковной прессы, но мы знаем, что уже в конце 90-х годов периодика была в каждой епархии. С учетом активно обновляемых Интернет-страниц епархий, духовных учебных заведений, приходов у нас не менее 600 православных периодических изданий. это количественные показатели.»3.

Какие условия и факторы оказывают влияние на изменения типологической структуры православной прессы? Этот вопрос представляет не только научный интерес. Он имеет практическое значение для последующих преобразований в православной периодической печати в XXI веке. Системные исследования, анализ структуры православной периодики, на наш взгляд, помогут найти научно обоснованные ответы на этот вопрос.

Актуальность диссертационной работы состоит в том, что она исследует типологию православной периодической печати в новых социально-политических условиях российской действительности, механизмы ее формирования и развития. В последние годы православные издания заняли достойное место в системе российской периодики. Поскольку религиозные газеты и журналы дают представление о конкретных направлениях духовной жизни общества, их изучение необходимо и весьма своевременно. В специальной литературе, посвященной теме типологии прессы, церковные изда

2 www.russian-orthodox-diurch.org.ru

3 http://oroik.netda.ru http://www.xxc.ru ния практически не учитываются, хотя обладают большим охватом населения. Благодаря такой информационной системе, как Интернет, значительно расширяются возможности православных верующих и невоцерковленных людей получать необходимую информацию и активно принимать участие в жизни Церкви.

ОБЪЕКТ диссертационного исследования — православная печать в системе постсоветских СМИ.

ПРЕДМЕТОМ исследования является типологическая структура православных периодических изданий, ее современное состояние и тенденции развития.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: проанализировать систему современной отечественной православной периодической печати, выявить ее типологическую структуру, определить типообразующие признаки православных газет и журналов, исследовать их проблемно-содержательную и жанровую структуру, формы и методы участия а них читателей.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛИ осуществлялась поэтапным решением следую* щих задач:

1. Разработать теоретическую концепцию типологии современной православной печати. Осмыслить основные типообразующие факторы: характер аудитории, характер публикуемой информации, целевое назначение издания; определить особенности их влияния на типологическую структуру православной прессы.

2. Раскрыть специфику влияния православных изданий на общественно-политическую и социальную жизнь через своеобразие их проблемно-тематических направлений и жанровой палитры.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В годы советской власти православных изданий было ничтожно мало, к тому же, интересовались ими немногие исследователи. Церковь жила своей внутренней, замкнутой жизнью. Большинство исследователей СМИ изучали деятельность советской и партийной периодики. Популярной была и тема атеизма.

Возрастание интереса советских людей к отечественной истории непосредственно связано с изменениями в социально-экономическом развитии страны в период «перестройки» Горбачева. Люди стали изучать и лучше знать послеоктябрьскую историю. Вместе с этим возникла потребность в объективной оценке нашего далекого прошлого. Этот общественный интерес точно выразил писатель Михаил Алексеев: «Историю советского периода мы все-таки знаем, но что же делать с остальной тысячью лет? Из чьих же рук мы получили вот эту одну шестую часть земли с названием кратким «Русь»? На чем мы строим наше социалистическое Отечество?»4.

Интерес к духовному прошлому стимулировало знаменательное историческое событие 1988 г. — празднование 1000-летия Крещения Руси, которое сыграло существенную роль в жизни нашего государства и общества, в развитии национальной культуры. Идеологи Православия впервые, гласно, заявили о славной истории и великой роли Русской Православной Церкви (РПЦ), рождение которой непосредственно связано с Крещением Руси.

Философы принялись размышлять о роли Православия в развитии нашей страны. Вспомнили и слова известного церковного историка XIX в. Митрополита Макария (Булгакова) из его «Истории Русской Церкви» о том, что Крещением Руси были «разом положены первые основы русского государства и русской церкви»5. Интерес к Русскому Православию заметно повысился и среди зарубежных теологов и богословов, так как РПЦ более семидесяти лет функционировала в советском государстве, а ее миротворческая деятельность давно получила международное признание. Например, представитель Епископальной церкви США профессор Пол Вальтер заявил: «Мой интерес к русской церкви связан с миротворчеством и стремлением1 понять духовную традицию православия»6.

1000-летие Крещения Руси явилось и объектом идеологической борьбы. Противники Православия тщетно старались исказить историю нашей веры, использовать религию для разобщения верующих и неверующих. Как

4 Правда, 1988,13 января.

5 Михалин Н. Святитель Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси II Журнал Московской Патриархии, 1987, № 4, с.8.

6 Журнал Московской Патриархии, 1987, № 2, с.8. ни парадоксально, но атеистические издания здесь сыграли положительную роль. Они поддержали единство РПЦ, а в дальнейшем послужили незаменимой информационной и аналитической базой в создании новых православных газет и журналов.

О российской церковной периодике до празднования 1000-летия Крещения упоминалось главным образом в связи с какими-либо общественными явлениями. Причем их более подробное рассмотрение было ограничено историческими рамками. Подавляющее большинство авторов монографий, статей, брошюр по православным СМИ, видимо, и не ставило перед собой цель глубокого изучения православной прессы.

Попытки рассмотреть структуру церковной печати, систематизируя периодику, были предприняты только в конце 90-х гг. прошлого века. В числе первых постсоветских трудов по религиозной печати, которые помогли автору диссертации в осмыслении развития православной прессы в России в конце XX века, следует отметить работу Л.В. Кашинской и Н. А. Костиковой «Печать русской Православной Церкви. Типологические характеристики православной печати» (М., 1996). Для студентов факультетов и отделений журналистики вузов до сих пор это единственное учебное пособие, в котором представлена система православной печати в России. Это интересное, содержательное исследование — заметное явление в истории отечественной журналистики. Авторы анализируют типологических предшественников современных церковных изданий, делают акцент на современной православной периодике как возрождающейся системе центральных и региональных изданий РПЦ.

Ценной работой по истории русской православной прессы является кандидатская диссертация преподавателя МГУ М.И. Пискуновой «Православие в журналистике и православная журналистика». Автор особое внимание уделяет эволюции старейших православных газет и журналов, глубоко рассматривает церковные издания, появившиеся до и после революции 1917 г. и существующие по сей день, делает акцент на печатной деятельности Троице-Сергиевой лавры.

Полезными и содержательными явились статьи (в «Журнале Московской Патриархии», в журнале «Прозрение», в Интернете на сайтах pravoslavie.ru, http://iriney.vinchi.ru и www.russian-orthodox-church.org.ru) члена Священного Синода РПЦ Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Издательского Совета Московского Патриархата протоиерея В. Силовьева, архиепископа Бронницкого Тихона, известного сектоведа А.Л. Дворкина, руководителя миссионерского и катехизаторского отделов РПЦ Владимира Зайцева, священника Михаила Дудко. Тема развития православных СМИ нашла отражение в докладах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейских соборах РПЦ, архиепископа Бронницкого Тихона на Конгрессе Православной прессы, в выступлениях священнослужителей, журналистов на научных конференциях в высших православных и светских учебных заведениях. Вышеперечисленные доклады и выступления были проанализированы и использованы при написании данной работы.

Последнее десятилетие объединило практически все, что было создано ранее и появилось в последние годы в сфере религиозной журналистики. Оно связывает печатные церковные периодические издания с грядущими электронными информационными технологиями. Поэтому данный период представляет для исследования особый интерес. Он находит отражение в публикациях в церковной прессе, в сборниках тезисов и докладов, в выступлениях на научных конференциях, Архиерейских Соборах РПЦ, заседаниях Священного Синода. Большинство этих материалов обращено к локальным ситуациям, процессам, конкретным церковным изданиям, лицам, различным сторонам деятельности РПЦ. Они составляют своеобразную мозаику, из которой складывается довольно противоречивая деятельность православной периодики. Вместе с тем, эти работы являются существенными фактами развития религиозной журналистики в России.

Однако исследований, создающих целостную картину функционирования отечественных православных периодических изданий, за исключением упомянутой работы Л.В. Кашинской и H.A. Костиковой, предпринято не было.

Отдавая должное неоспоримым достоинствам этого труда, необходимо отметить, что его авторы решали поставленные перед собой исследовательские задачи в определенных исторических рамках — в первые годы демократических реформ в России (1991—1993 гг.).

На основании сказанного выше можно констатировать, что последовательного изучения современной православной периодической прессы в масштабах всей России на рубеже веков, которое представлено в данной диссертации, ранее не предпринималось.

В последние годы, в связи с ростом общественного значения Русской Православной Церкви, в церковной периодике интенсивно развиваются направления, связанные с освещением работы с молодежью, организациями миссионерской деятельности на епархиальном уровне, читательской аудиторией. С этой целью в изданиях создаются специальные рубрики, отделы и целые приложения. Опыт религиозной печати успешно используется в светских газетах и журналах.

Рынок православной прессы постоянно растет и обновляется. В связи с появлением новых систем информационной связи, открытием духовных институтов, семинарий, училищ, школ, монастырей, храмов, православная культура находит свое отражение на страницах новых клерикальных изданий.

Сегодня православные сетевые ресурсы охватывают все пространство от Калининграда до Владивостока. В сети церковного российского Интернета можно найти такие православные сайты и порталы, как: www.pravoslavie.ru,www.meparh.aj,www.russian-orthodox-church.org.ru, http://iriney.vinchi.ru, http://www.orthodoxy.ru/nevskiy/, http://www.rusk.ru, http://www.propovednik.ru.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование основано на принципах объективности, историзма, системности, единства теории и практики, единства эмпирического и теоретического подходов, диалектическом методе, который дает возможность научного анализа происходящих процессов во всей их сложности и многообразии.

Методологической базой исследования являются сочинения Н. Бердяева7, Н. Данилевского8, Р. Декарта9, И. Ильина10, К. Леонтьева11, О. Платонова12, В. Соловьева13, П. Флоренского14, протоиерея Г. Флоровского15 и

ДР

Методической основой типологического исследования стали работы теоретиков журналистики, занимающихся исследованием проблем типологии изданий: А.И. Акопова16, Ю.П. Буданцева17, А.А. Грабельникова18, Е.А. Корнилова19, М.В. Шкондина20. С приходом рыночных отношений в иерархии типообразующих факторов аудитория начинает занимать определяющие позиции. Наиболее полное представление об информационных интересах аудитории дают результаты социологических исследований. Поэтому в ходе работы над диссертацией необходимо было обратиться к трудам по социологии журналистики и, прежде всего, по поведению аудитории21.

Отдельную группу источников составили материалы, позволяющие глубже понять специфику церковных изданий. В этом плане весьма полезными стали работы Архиепископа Аверкия (Таушева)22, Иерея Артемия Владимирова23, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла24, Т.П. Мироновой25.

7 Вопль русской церкви И Наука и религия, 1991, № 4; Философия свободы. М., 1989; Смысл истории. М., 1990; Судьба России. М., 1998.

8 Россия и Европа. М., 1991.

9 Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения в 2-х томах. М. 1989. Т. 1., с. 260.

10 Что сулит миру расчленение России. М., 1992.

11 Восток, Россия и Славянство. М., 1996.

12Русская цивилизация. М.,1992; Терновый венец России. М„ 1995.

13Русская идея. М„ 1989.

14 Столп и утверждение истины. М., 1990.

15 Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

16Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск,1985.

17 В контексте жизни. М., 1979.

Средства массовой информации постсоветской России. М.,1996; Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М„ 2000.

19 Типология периодической печати: основные понятия и категории // Типология периодических изданий. Ростов-на-Дону, 1979.

20 Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995; Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты // От книги до Интернета. М., 2000.

21 Федотова Л.Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М„ 2001; Она же. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. М., 1988; Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. Теоретические проблемы и опыт изучения городской аудитории средств массовой информации и пропаганды. М., 1976.

22 Руководство по гомилетике. М., 2001.

23 Искусство речи. М„ 1998.

24 Вызовы современной цивилизации. М., 2002.

25 Церковнославянский язык. М„ 1997.

Типологический анализ предполагает рассмотрение СМИ во взаимосвязи с существующими общественными отношениями, что определило необходимость изучения социальных особенностей нынешнего исторического периода. Представления о характере межсистемной трансформации формировались на основе аналитических работ в журналах «Отечественная история» и «Вопросы философии».

Поскольку одна из главных задач диссертации — выявление новых черт православной периодики, анализировались работы современных ученых о влиянии Интернета на образование и государственную безопасность, которые были опубликованы в ежемесячном сборнике «Научные и технические библиотеки».

Труды всех названных авторов способствовали более глубокому пониманию диссертантом изучаемой проблемы и помогли комплексно подойти к изучению православных изданий.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В основе данной диссертации лежит метод типологического анализа, который активно разрабатывался и разрабатывается многими учеными — Акоповым А.И., Ахмадулиным Е.В., Корниловым Е.А., Буданцевым Ю.П., Грабельниковым А.А., Прохоровым Е.П., Станько А.И., Шкондиным М.В.

Типологический подход предполагает рассмотрение объекта на трех уровнях. Прежде всего, проводится типизационный анализ. Он позволяет выделить в изучаемом объекте основные типизационные черты, такие как: особенности аудитории, целевое назначение, характер передаваемой информации, сфера отражения, периодичность, объем, место и время выхода и др.

На втором уровне по одному или двум признакам осуществляется классификационный анализ объекта. Прохоров Е.П. отмечает: «Сама типологическая характеристика имеет системный характер, и в этом плане типологический анализ серьезно отличается от классификации и систематики, которые проводятся преимущественно по одному или двум признакам»26.

26 Прохоров ЕЛ. Типологический анализ в журналистской науке // Типология периодических изданий. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростов, ун-та, 1984, с. 4-5.

Третий уровень предполагает структурно-функциональный анализ объекта, результаты которого указывают на его основные функции в системе СМИ. Типологический анализ в целом позволяет рассмотреть процесс становления и развития объекта — исследуемых православных периодических изданий — во взаимосвязи с информационными потребностями и ожиданиями аудитории.

Для исследования информационно-тематической структуры православной печати был проведен анализ более 600 публикаций. С целью выявления концепций православной периодики методом очного стандартизированного интервью были опрошены главные редакторы и ведущие сотрудники православных газет и журналов27.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Эмпирический материал диссертации составили выпуски центральных и региональных православных газет и журналов за 1999—2002 гг.: «Журнал Московской Патриархии», «Московский церковный вестник», «Православная Москва», «Прозрение», «Радонеж», «Татьянин День», «Православный христианин» (Калужская епархия), «Верую». Автор также проанализировал выпуски новых изданий РПЦ: «Нескучный сад», «Церковь и время», «Приход».

Начиная с 1997 г., диссертант отслеживал эволюцию православных изданий в электронной системе Интернет.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА настоящего исследования определяется тем, что впервые представлена типологическая модель современной православной периодической печати.

Особое внимание уделено анализу церковного языка, духовному наследию Русской Православной Церкви.

Автором данной работы предпринята попытка исследования российских православных изданий не только в традиционном ракурсе — как информации, распространяемой Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, Издательским, Миссионерским отделами РПЦ, но и как информации, идущей от самой паствы, производимой при непосредствен

Православная Москва», «Прозрение», «Церковь и время», «Нескучный сад», «Татьянин День», «Фома», «Калужский Благовест», «Православный христианин» (Калуга), «Ковчег», «Православная газета для простых людей» (Владимир), «Верую», «Славянское единство».

13 ном участии верующих. Это потребовало включить в изучение проблемы большой объем источников РПЦ, провести анализ читательской аудитории каждого издания.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет уточнить научные представления о процессе формирования системы СМИ в России в конце XX — начале XXI века. В научный оборот введены новые данные о православных периодических изданиях. Теоретическую значимость имеют проведенные исследования в области церковно-славянекого языка, гомилетики (анализ жанра, форм, стиля, средств выражения в построении проповедей).

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики светских и православных вузов при чтении спецкурсов, посвященных современному состоянию и перспективам развития православных периодических изданий. Результаты диссертации также могут быть полезны при проектировании новых православных газет и журналов, определении направлений коррекции уже существующих изданий.

Материалы проведенного исследования прошли АПРОБАЦИЮ: в публикациях в альманахе «Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations»:

Религиозные СМИ в информационном поле России // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations, 1999, № 10-11, с.36-37;

Реклама в религиозных изданиях. Православная и мусульманская пресса // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations, 2000, № 34, с.16-18; в научном журнале «Вестник Российского университета дружбы народов»: Религиозные СМИ в системе российской журналистики // Вестник Российского университета дружбы народов, серия Литературоведение. Журналистика, 2001, № 5, с.73—78; на научно-практических конференциях, проводимых Ассоциацией преподавателей и исследователей журналистики, факультетом журналистики МГУ и филологическим факультетом Российского университета дружбы народов. Тезисы докладов, с которыми выступил автор диссертации, опубликованы в материалах данных конференций:

Международная научно-практическая конференция филологического факультета Российского университета дружбы народов «Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи, перспективы» (19—20 октября 1999 г.) — «Православная и светская газеты в системе вуза (на примере МГУ)», с.63-66; научно-практическая конференция факультета журналистики МГУ «Журналистика в 1999 году» (24—30 января 2000г.) — «Религиозные СМИ в России», с.29—32; научно-практическая конференция факультета журналистики МГУ «Журналистика 2000 году: реалии и прогнозы развития» (30 января—3 февраля 2001г.) — «Реклама в православных периодических изданиях», с.14— 17; научно-практическая конференция факультета журналистики Воронежского Государственного Университета «Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий» {15—16 мая 2001 г.) — «Электронные региональные православные издания», с.63—65.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ определена ее целями и задачами, а также логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования подтверждают, что за последние годы в типологии православной печати произошли существенные изменения. В данной работе представлена структура современной православной периодической прессы.

На основании значительного расширения состава учредителей православных изданий предложено новое деление православной периодики на официальную {учреждается официальными структурами РПЦ) и официозную (обращается к Священноначалию за благословением своей деятельности).

На большом фактическом материале доказано, что религиозная пресса пополнилась современными средствами доступа и передачи информации, новыми изданиями.

В частности, в ходе исследования были выявлены новые типы православных изданий — о делах милосердия и студенческие. Существование газет и журналов, созданных учащимися вузов, еще раз подтверждает интерес к Православию в молодежной среде.

Информация, публикуемая в церковной прессе, отражает все сферы деятельности РПЦ. Для Русской Православной Церкви православные периодические издания представляют большую важность с точки зрения проведения миссионерской, катехизаторской, проповеднической, церковно-об-щественной деятельности. Одновременно православная периодика является эффективным средством внутри церковной коммуникации.

Подробное исследование региональной православной периодики показало, что будущее православной журналистики начинается с епархиальной печати, прочно охраняющей православные традиции. Епархиальные газеты первыми из православных изданий установили тесную связь со своими читателями, стали жить их проблемами, поэтому с каждым днем возрастает влияние этих изданий на духовную и социально-политическую жизнь регионов.

Новым видом в типологии религиозной печати являются электронные издания. В 2001 г. на официальном сервере Московского Патриархата «Русская Православная Церковь» были представлены всего лишь 22 епархии на территории Российской Федерации. К 2003 г. уже 32 российские епархии создали свою страничку в Интернете, но, по-прежнему, среди них мало, кто имеет электронные версии периодических изданий.

В данной работе впервые выделены.и подробно.исследованы жанры православной периодической печати. На основании проведенного анализа публикаций автор диссертации выделил в православных газетах и журналах светские (не церковные) и религиозные (характерные для текстов публикаций в православной периодике) жанры печати.

В светских жанрах исследован жанр писем читателей. Письма свидетельствуют о стремлении людей к православному образу жизни, к знанию истории своего народа, к общению и взаимопониманию. Православная печать объединяет людей, так как в спорах, беседах определяется место для последующих встреч и диалогов.

Старейший и всегда современный жанр православной прессы, в котором гармонично соединены светскость и религиозность, форма, стиль, средства выражения, ритмические особенности, — проповедь. К ее написанию обращались и обращаются величайшие русские богословы. Каждый из них внес в проповедь свои черты.

К жанрам современной православной периодической печати автор условно отнес духовные стихи, церковные песни, анекдоты, которые после творческой обработки журналистов попадают на страницы православной прессы из других изданий. Публикации таких материалов востребованы самими читателями.

Одновременно получает распространение участие читателей в издании православных газет и журналов. Читательские письма, стихи, песни, материалы в жанре исповеди стали неотъемлемой частью православной прессы. Таким образом, православные издания сегодня — это интерактивные издания.

На основе многочисленных конкретных материалов диссертант пришел к выводу, что новые жизненные реалии привели к появлению в православной периодической печати жанра рекламных объявлений. Сегодня этот жанр занимает твердую позицию. Реклама выполняют коммуникативную функцию, помогает Церкви в сфере социального служения, благотворительности, миссионерской деятельности, одновременно являясь и источником финансирования.

В данной работе проанализирован ряд печатных и электронных публикаций, связанных с проблемой языка православных изданий. По мнению диссертанта, язык православных изданий — это пре>кде всего, язык самой Церкви. Он всегда ясный, точный, правильный, доступный каждому читателю.

Подробное исследование материалов, опубликованных в православной периодике, показало, что употребление языка наших предков — церковнославянского является необходимостью. Цитирование на страницах православных изданий Святого Евангелия, Псалтыря, творений Святых Отцов всегда актуально. Святоотеческое слово воспринимается наиболее остро, оно содержит богатство живого духовного опыта.

История журналистики подтверждает, что православные издания были востребованы во все времена, при любом общественно-политическом строе.

На основе проведенного анализа православной печати, можно сказать, что дальнейшее развитие по пути информационного общества приведет к более существенным изменениям в типологии православной прессы. Возрастет влияние аудиторных потребностей на структурирование религиозных СМИ. Получат дальнейшее развитие субъектно-субъектные отношения между православными периодическими изданиями и аудиторией. Это касается, прежде всего, региональной епархиальной прессы, в которой на протяжении последних лет наблюдается устойчивая динамика обмена информацией между издателями и читателями.

Автор пришел к выводу, что активное развитие новых связей в сфере финансовых отношений повлечет учреждение новых газет и журналов в структуре православных СМИ. В свою очередь это приведет к частичному решению проблем финансирования религиозных изданий.

В будущем православная периодика прочно утвердится в системе российских СМИ. Она соединит в себе новые черты времени и характерные особенности традиционной православной русской журналистики.

 

Список научной литературыИванова, Татьяна Николаевна, диссертация по теме "Журналистика"

1. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 1997 г. (Московский церковный вестник, 1997, № 2(127)).

2. Архиерейский Юбилейный собор Русской Православной Церкви 2000 г. (Московский церковный вестник, 2000, № 15(197)).

3. Государство, СМИ и Церковь (материалы и рекомендации научно-практической конференции 14 ноября 2001 г.). М.: МПТР РФ совместно с Институтом повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002.

4. Документы Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века». (Московский церковный вестник, 2001, № 8(214); www.russian-orthodox-church.org.ru).

5. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях». (Православная Москва, 1997, № 19-21 и № 28; www.russian-orthodox-church.org.ruj.

6. Итоговый документ Первой европейской конференции «Секты, деструктивные культы и психогруппы». (Прозрение, 2000, № 1(4)).

7. Конференция «Религия и дипломатия». (Журнал Московской Патриархии, 2001, N9 6; www.russian-orthodox-church.org.ru).

8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. (www.russian-orthodox-church.org.ru).

9. Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.01 № 490). (Приход, 2002, № 1).

10. Устав Русской Православной Церкви, (www.russian-orthodox-church.org.ru).1. Книги

11. Аверкий (Таушее) архиепископ. Руководство по гомилетике. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 2001.

12. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985.

13. Акопов А.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону: Книга, 1999.

14. Алфавит Духовный Святителя Димитрия Ростовского (в русском переводе епископа Иустина). М.: Паломник, 1991.

15. АльшицД.Н. Начало самодержавия в России. Л.: Наука, 1988.

16. Андрианова Т.В., Ракитов А.И. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества. М.: ИНИОН, 1991.

17. Антоний Митрополит Сурожский. Школа молитвы. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

18. Артемии Владимиров иерей. Искусство речи. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1998.

19. Асов AM. Мифы и легенды древних славян. М.: Наука и религия, 1998.

20. Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1986.

21. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль,1990.

22. Бердяев Н. Судьба России. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998.

23. Бердяев H.A. Философия свободы. М.: Правда, 1989.

24. Березин В.М. Теория массовой коммуникации. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1997.

25. Библия. М.: Российское библейское общество, 2001.

26. Богослужебный язык русской церкви. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1999.

27. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976.

28. Большой энциклопедический словарь. М.:1997.

29. Борее В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.

30. Буданцев ЮЛ. Антропотекстовая коммуникация Н Взаимодействие массовых информационных процессов. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1986.

31. Буданцее Ю.П. В контексте жизни: Системный подход и массовая коммуникация. М.: Мысль, 1979.

32. Буданцее Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1986.

33. Варжанский Н. Доброе исповеданю. Почаевъ, Волынской губернии: Типограф1я Почаево-Успенской Лавры, 1910.

34. Воробьееский Ю. Путь в апокалипсис: Точка Омега. М.: Патриарший издательско-пол и графический центр г. Сергиев Посад, 1999.

35. Воробьееский Ю. Путь в апокалипсис: Шаг змеи. М.: ГУП ИПК «Московская правда», 1999.

36. Воробьееский Ю. Путь к апокалипсису: Стук в золотые врата. М.: Патриарший издательско-пол и графический центр г. Сергиев Посад, 1999

37. Воробьееский Ю.г Соболева Е. Пятый ангел вострубил. Масонство в современной России. М.: Палитра-статус, 2002.

38. Выбор судьбы (сборник бесед с архиереями Русской Православной Церкви). СПб.: Изд-во «Царское дело», 1996.

39. Гаджиее К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1995.

40. Глас тихий (Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений в Русской Православной Церкви). Выпуск 1. М.: Паломник, 2000.

41. Гордон Д. Фи, Дуглас Стюарт. Как читать Библию и видеть всю ее ценность. СПб., Кишинев: Изд-во Логос, 1993.

42. Грабельникое A.A. Общественное самоуправление и массовая коммуникация. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1992.

43. Грабельникое A.A. Редакционный коллектив: прошлое, настоящее, будущее. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1990.

44. Грабельникое A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2000.

45. Гоабельникое A.A. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов. 1996.

46. Грабельников АА. Средства массовой коммуникации и самоуправление народа // Философские проблемы массовых информационных процессов. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1990.

47. Гречишников С.Е. Поиск надежды и дух утешения. М.: Изд-во МСХА, 1991.

48. Григорий Богослов. Собрание творений. В 2-х т. Минск: «Харвест»; М.: ACT, 2000.

49. Данилевский Н. Россия и Европа. М.: Книга,1991.

50. Декарт Р. Сочинения. В 2-хт. Т. 1. М.: Мысль, 1989.

51. Димитрий Ростовский (Смиренный архиерей Димитрий, Божиею Милостию Митрополит Ростовский и Ярославский). О Кресте. М.: Синодальная типография, 1855.

52. Димитрий Ростовский. Пяточисленные молитвы. Н.Новгород, Чебоксары: Изд-во православного братства во имя св. Александра Невского, 1996.

53. Димитрий Ростовский. Творения в 2-х частях. СПб.: Книгоиздательство П.П. Сойкина. Б.г.

54. Достоевский Ф.М. Бесы. М.: Славянка, 1994.

55. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Л.: Наука, 1980.

56. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 7-ми т. Том 7. М.: Лексика, 1994.

57. Древнерусские повести. Тула: Приокское книжное изд-во, 1987.

58. Дугин А. Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997.

59. Егорцев А. Тоталитарные секты: свобода от совести. М.: Изд-во МГУ, «Сектор», 1997.

60. Забытый путь опытного богопознания. Православное братство во Имя Всемилостивого Спаса. Вышний Волочек: Типография B.C. Соколовой, 1902.

61. Знаменский П.В. История Русской Церкви. Bibliothèque Slave de París. Париж; M.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000.

62. Зубов В.П. Русские проповедники. Очерки по истории русской проповеди. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

63. Ильин Иван. Что сулит миру расчленение России (избранные статьи). М.: Изд-во «Пересвет», 1992.

64. Иоанн (Береславский) архиепископ. Православие преображается. Статьи и проповеди. М.: Изд-во «Новая Святая Русь», 1997.

65. Иоанн Кронштадтский Святой Праведный. Моя жизнь во Христе. Ницца: 1928. Репринтное издание М.: «Р. $.», 1990.

66. Иоанн Высокопреосвященнейший, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление Смуты. СПб.: Изд-во «Царское дело», 1996.

67. Иоанн Высокопреосвященнейший, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. СПб.: Изд-во «Царское дело», 1995.

68. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М.: Советская Россия, 1985.

69. Казин А.Л. Последнее царство: Русская Православная цивилизация. СПб.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1998.

70. Кашинская Л.В., Костикова H.A. Печать Русской Православной Церкви. Типологические характеристики православной печати. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.

71. Кирилл Митрополит Смоленский и Калининградский. Вызовы современной цивилизации. М.: Даниловский благовестник, 2002.

72. Красников Н.П. Русское православие: история, современность. М.: Московский рабочий, 1988.

73. Крестовый поход Кароля Войтылы. СПб.: Русская линия, 2001.

74. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М.: Мысль, 1980.

75. Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования. М.: Паломник, 1999.

76. Куломзина С. Закон Божий. М.: Паломник; Нью-Йорк: «R.B.R.», 1991.

77. Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки. М.: Наука, 1978.

78. Ленин В.И. Государство и революция II Полн. собр. соч., т.ЗЗ. М.: Политическая литература, 1981.

79. Ленин В.И. Социализм и религия II Полн. собр. соч., т.12. М.; Политическая литература, 1972.

80. Ленин В. И. Что делать? М.: Изд-во политической литературы, 1978.

81. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. М.: Республика, 1996.

82. Массовая коммуникация в современном мире // Под ред. Буданцева Ю.П. М.: МГИМО, 1991.

83. Махнач В. Очерки православной традиции. М.: Хризостом, 2000.

84. Методика изучения периодической печати. Сб. статей // Под ред. Есина Б.И. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.

85. Методика типологического анализа периодической печати. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

86. Миронова Т.Л. Церковнославянский язык. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословски4й Институт, 1997.

87. Миссионерский пролог. М.: «Благовест», 2000.

88. Митрофан Зноско-Боровский протоиерей. Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство. М.: Издательство московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.

89. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2001.

90. Мороз А. Секта Муна. СПб.: «Сатисъ», 1996.

91. Непознанный мир веры. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.

92. Нилус С. Близ есть, при дверех. СПб.: «ОЮ-92», 1996.

93. Нилус С. Великое в малом. Ново-Николаевск: «Благовест», 1993.

94. О церковном пении (сб. статей). М.: Лодья, 2001.

95. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1983.

96. Островский Константин священник. Умереть нам не удастся. Красногорск: Издание Красногорского Успенского храма, 1997.

97. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия // Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

98. Пастырь добрый. Венок на могилу Иоанна Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. СПб.: Изд-во «Царское дело», 1996.

99. Платонов О. Русская цивилизация. М.: Рада, 1992.

100. Платонов О. Терновый венец России: История масонства, 1731 — 1995. М.: Родник, 1995.

101. Политическая культура: теория и национальные модели. М.: Интерпракс, 1994.

102. Попов Евгений протоиерей. Пастырское богословие. СПб.: Диоптра; Лъствица, 2000.

103. Православная Москва. Справочник монастырей и храмов. М.: Издательский Совет Московского Патриархата, 2001.

104. Православная Церковь. Современные ереси и секты в России. СПб.: «Православная Русь», 1995.

105. Православный собеседник. Издание Казанской Духовной Академии. Часть I. Казань: Университетская типография, 1864.

106. Проповеди московских священников. М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Новая книга», «Ковчег». 2000.

107. Прохоров ЕЛ. Введение в теорию журналистики. М.: Изд-во «РИП-холдинг», 1998.

108. Прохоров Е.П. Социология журналистики: теория, методология, практика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

109. Пряхин М.Н. О типологии риторических средств // Взаимодействие массовых информационных процессов. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1986.

110. Псалтырь. М.: Правило веры, 2000.

111. Псалтырь. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001.

112. Расторгуев С.П. Информационная война. М.: «Радио и Связь», 1998.

113. Религии народов современной России: Словарь // Под. ред. Мчедло-ва М.П. М.: Республика, 1999.

114. Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.

115. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М.: Икар, 1999.

116. Рождественский Д.В. священник. Нравственное богословие. М.: Лъствица, 2001.

117. Рождественский Д.В. священник. Нравственное богословие. М.: Лъствица, 2001.

118. Роман иеромонах. Внимая Божьему веленью. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2000.

119. Русская цивилизация и соборность (сб. статей). М.: АКИРН, 1994.

120. Русский первопечатник. «Азбука» Ивана Федорова 1578 г. М.: «Сполохи», 2000.

121. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988.

122. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

123. Сапунов Б.М. Религия и массовая культура (на материалах телевидения и радиовещания). М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1994.

124. Святое Евангелие. СПб.: Синодальная типография, 1874.

125. Серафим Вырицкий Преподобный. Акафист и житие. М.: Изд-во Братства Святителя Алексия, 2002.

126. Серафим Вырицкий Преподобный. От меня это было. М.: «Благовест», 2001.

127. Система средств массовой информации России // Под ред. Засур-ского Я.Н. М.: Аспект Пресс, 2000.

128. Сказания русской летописи. М.: Отчий дом, 2001.

129. Словарь иностранных слов в русском языке. М.: «Юнвес», 1996.

130. Современный философский словарь. Лондон — Франкфурт-на-Майне, Париж — Люксембург, Москва — Минск: «Панпринт», 1998.

131. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1941.

132. Соловьев В.С. Русская идея. М.: Правда, 1989.

133. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992.

134. Теория и практика советской периодической печати // Под ред. В.Д. Пельта. М.: Высшая школа, 1980.

135. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002.

136. Типология периодической печати // Под ред. Засурского Я.Н. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

137. Тютчев Ф.И. Сочинения. В 2-х т. М.: Правда, 1980.

138. Федотова Л.Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир, 2001.

139. Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

140. Филарет Московский и Коломенский Святитель. Десять слов о Кресте и глаголы жизни вечной. М.: Храм во имя Преображения Господня Русской Православной Церкви, 1995.

141. Филарета Митрополита Московского и Коломенского Сочинения в 5-ти тт. М.: Типография Мамонтова, 1873—1885.

142. Филарета Митрополита Московского и Коломенского Творения. М.: Отчий дом, 1994.

143. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

144. Флоренский П. A. Pro et contra. Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996.

145. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990.

146. Флоренский П. А. Христианство и культура. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001.

147. Флоровский Г. протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс: Изд. по заказу Вильнюс. Православного епархиального управления, 1991.

148. Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. Теоретические проблемы и опыт изучения городской аудитории средств массовой информации и пропаганды. М., 1976.

149. Церковнославянский словарь. Минск: Свято-Петро-Павловский собор, 2002.

150. Шаргунов А. Пророческое служение в России. М.: «Новая книга», 1998.

151. Шафран Э. Создание Web-страниц: самоучитель. СПб.: Москва-Харьков-Минск: Изд-во «Питер», 2001.

152. Шкондин М.В. Организация средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

153. Шкондин М.В. Печать: основы организации и управления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

154. Шкондин М.В. Система средств массовой информации и пропаганды в СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

155. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

156. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия. М.: Правда, 1990.

157. Я связь миров. М.: Правда, 1989.

158. Язык наш — поводырь наш в рай или в ад. СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 2001.1. Статьи

159. Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Русская Православная Церковь сегодня: духовное возрождение в открытости к обществу II Международная жизнь,1999, № 2.

160. Афанасьев В. Опыт живой веры // Москва, 2003, № 3.

161. Афинов В. В паутине МАСИНТа II Независимое военное обозрение, 2001, № 33.

162. Балла О. Логика одиночки. Путь Павла Флоренского // Алфавит. 2002, № 46(208).

163. Бердяев Н. Вопль русской церкви // Наука и религия, 1991, № 4.

164. БерташА. Горние вершины духа // Наука и религия, 2002, № 10.

165. Бонецкая НЛ. Имяславец-схоласт // Вопросы философии, 2001, № 1.

166. Буданцев Ю.П. Соборное начало профессии журналиста // www.auditorium.ru

167. Буфеев Константин священник. Паломничество к мощам святителя Николая II Москва, 2002, N9 1.

168. Васянин А. Профессор бесстрашия (Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий))// Алфавит, 2003, № 5(219).

169. Вениамин (Новик) игумен. Актуальные проблемы российского пра-ославного церковного сознания // Вопросы философии, 1999, № 2.

170. Володихин Д.М. Феномен фольк-хистори // Отечественная история, 2000, № 4.

171. Всеволод (Филильев) инок. О делании умном и .безумном // Москва, 2003, № 3.

172. Гэзызоеа О. Моление царя-космоса II Наука и религия, 1996, № 6.

173. Гараджа В. Политика и религия II Наука и религия, 1991, № 3, № 5.

174. Горбачев Ю., Тюрин В. К вопросу о «войне в четвертой сфере» // Независимое военное обозрение, 2001, № 14.

175. Гордеев К. Русь — Россия: духовные истоки национального возрождения // Православная беседа, 1998, № 6.

176. Григорьева Е., Максимов Ю. Паломничества на русский север. Ко-жеозерский Богоявленский монастырь// Москва, 2002, № 1.

177. Гриняев С. Интернет под колпаком //Независимое военное обозрение, 2001, №17.

178. Дайнес В. Россия — Польша. Работа над ошибками // Независимая газета, 2000, 3 ноября.

179. Дамаскин (Орловский) игумен. Житие священномученика Амфило-хия (Скворцова), епископа Красноярского II Москва, 2002, № 1.

180. Дунаев М. О смысле таинства Крещения и методах миссионерской деятельности // Православная беседа, 1999, № 1.

181. Дунаев М. Тайна — это человек // Москва, 2003, № 3.

182. Дьячков В. Зачем православным другая Библия? // Патриот, 1999, №2-3.

183. Зиновьев А. Евангелие от Ивана // Вопросы философии, 1992, №11.

184. Зиновьев А. Только восстание уничтожит режим в России // Патриот, 1999, № 2-3.

185. Иоелев И. Соборное прощание с тысячелетием II Новое время,2000, № 34.

186. Кара-Мурза С., Брушлинская О. Православие в прошлом, настоящем и будущем России // Наука и религия, 1996, № 7.

187. Кожиное В. О грядущем пути России И Москва, 2002, № 1.

188. Кокухин Н. Чудеса Храма Гроба Господня // Чудеса и приключения, 2002, № 4.

189. Кокшеноеа К. Наследники Достоевского // Москва, 2003, № 3.

190. Краснопольская И. Мифоклония II Российская газета, № 244 {2002, 28 декабря).

191. Кром М.М. Герменевтика, феноменология и загадки русского средневекового сознания // Отечественная история, 2000, № 6.

192. Крутских А.В. Информационный вызов безопасности на рубеже XXI века II Международная жизнь, 1999, № 2.

193. Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Вопросы философии, 1999, № 2.

194. Лазарев В. Скрижали «Старого Валаама» И Наука и религия, 2002, №10.

195. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм II Вопросы философии, 2001, N2 4.

196. Литвинова Н. Северный Иерусалим // Чудеса и приключения,2001, № 5.

197. Лобачев В. Град Святой Троицы // Наука и религия, 2002, № 4.

198. Макин С. От Ярослава до Фотия // Наука и религия, 2002, № 11.

199. Макин С. Свет в конце пещеры // Наука и религия, 2002, № 4.

200. Малиничев Г. От Библии ни на шаг! // Чудеса и приключения, 2002, № 11.

201. Михайлов Андрей священник. Об издании православной литературы в России // Москва, 1999, № 9.

202. Михалин И. Святитель Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси // Журнал Московской Патриархии, 1987, № 4.

203. Мумриков Александр дьякон. Задание от Бога // Наука и религия, 2002, № 3.

204. Мухин В. Станичники блюдут прадедовские заветы // Независимое военное обозрение, 2001, № 28.

205. Никандров И. Россия православная: тысячелетие третье Н Православная беседа, 1999, № 1.

206. Никитаев В.В. Пресса и журналистика в рамках культуры // Вопросы философии, 1988, № 2.

207. Никон (Воробьев) игумен. «Я искренне всегда стремился к Богу.» // Москва, 2002, № 2.

208. Осипов А. Кризис духа или кризис экономики II Православная беседа, 1998, № 6.

209. Паклин И. Из ватиканского окна площадь Красная видна II Российская газета, 2001, 1 июня.

210. Петров А.Е. Памятники Куликовского цикла // Отечественная история, 2000, № 6.

211. Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х годов // Вопросы философии, 2001, № 6.

212. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии, 2001, № 3.

213. Рудаков В. Крещенская метель // Чудеса и приключения, 2002, №7.

214. Рыбко Сергий иеромонах. Беседы о воспитании молодежи // Москва, 2001, № 3.

215. Сердюк Л. Ангела благая весть // Наука и религия, 2002, №11.

216. Сеть для верующих Н Алфавит, 2003, № 7(221).

217. Смирнов Г. Обретение Московской святыни // Чудеса и приключения, 2002, № 4.

218. Соболева H.A. Происхождение печати 1497 года: новые подходы к исследованию II Отечественная история, 2000, № 4.

219. Соловьев Э.Ю. Секуляризация—историзм—марксизм (тема чело-векобожия и религии прогресса в философской публицистике С.Н. Булгакова) // Вопросы философии, 2001, № 4.

220. Суворов А. Лик преподобного // Москва, 2001, № 5.

221. Сысоев Даниил диакон. О зарубежной Церкви в России // Москва, 1998, № 6.

222. Тарасевич Г. Крест на парте // Алфавит, 2002, № 48(210).

223. Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Полис: политические исследования, 1999, № 3.

224. Хведченя С. Тайны киевских гробниц // Вокруг света, 1996, №11.

225. Хильдесхаймский И. О трех святых царях // Наука и религия, 2001, №1.

226. Цимбаев ИМ. Русская Православная Церковь в годы испытаний (1900 — 1941) // Вопросы философии, 2001, № 5.

227. Чекулаева Е. Святой Николай из Миры, или подлинная история Деда Мороза И Вокруг света, 2000, № 11-12.

228. Чуркина И.В. Национальная церковь и формирование южнославянских наций // Вопросы истории, 2001, № 3.

229. Шевченко М. Византийская традиция в связи с римским архиереем // Независимая газета, 2001,10 июня.

230. Янин В.Л. У истоков новгородской государственности // Отечественная история, 2000, № 6.