автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Современное исполнительство на русских народно-академических инструментах: совершенствование и китч

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Сим Еунг Бо
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Современное исполнительство на русских народно-академических инструментах: совершенствование и китч'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современное исполнительство на русских народно-академических инструментах: совершенствование и китч"

На правах рукописи

Сим Еунг Бо

□03460472

СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА РУССКИХ НАРОДНО-АКАДЕМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И КИТЧ (на примере Санкт-Петербургского ансамбля «Терем-квартет»)

Специальность 17.00.02 - музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург - 2008

003460472

Диссертация выполнена на секторе инструментоведения Федерального государственного научно-исследовательского учреждения культуры «Российский институт истории искусств»

Научный руководитель: кандидат искусствоведения

Булатова Динара Айдаровна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения

Бычков Владимир Васильевич

кандидат искусствоведения, профессор Глазунова Наиля Нигматовна

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится «24» декабря 2008 г. в 16.00 на заседании Диссертационного совета Д. 210.014.01 при Российском институте истории искусств по адресу: 190000 Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского института истории искусств

Автореферат разослан «24» ноября 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор искусствоведения

Лапин В.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. Диссертация посвящена одному из наиболее ярких явлений в области современного исполнительства на русских народно-академических инструментах - творчеству санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет». Попыток изучения данного феномена еще не предпринималось в силу разных причин, прежде всего - в связи с тем, что ансамбль еще не прошел проверку временем и активно включен в современную музыкальную культуру. Тем не менее, уже на современном этапе на примере этого феномена можно сделать некоторые выводы о процессах, происходящих в современном исполнительстве на русских народно-академических инструментах.

«Терем-квартет» - неординарное явление в мире современной музыки, вызывающее разные эмоции и оценки со стороны слушателей - как любителей, так и профессионалов: от полного неприятия до восторженности в его оценках. Такая полярность взглядов кроется как в самом феномене, так и в исторически сложившихся в отечественной культуре взглядах на русское народно-академическое исполнительское искусство и в самом отношении к русским народным музыкальным инструментам. Попытка искусствоведчески осмыслить это неоднозначное явление, как и процессы, происходящие в современном русском инструментальном исполнительстве, предпринята в настоящей диссертации.

«Терем-квартет» - ныне действующий музыкальный коллектив, ансамбль, существующий уже 22 года. Исторические и социологические предпосылки возникновения подобного музыкального явления, почва, на которой стало возможным его появление - вопросы, требующие своего изучения.

«Терем-квартет» - ансамбль, который перевернул представление о музыке для русских инструментов и вывел ее на новый уровень. «Терем-квартет» стал одним из первых ансамблей, кто обновил и укрепил позиции народно-академической ансамблевой музыки на сценах ведущих отечественных филармонических залов, отказался от надоевшей за последние десятилетия XX века «клюквы» и аранжировок классической музыки, и, наконец, создал свой яркий неповторимый репертуар. Это единственный ансамбль в нашей стране и в мире, который зарегистрировал авторские права под именем «Терем-квартет» и является создателем большинства произведений своего репертуара, по сути -ансамблем-композитором. Кроме того, «Терем-квартет» - ансамбль, который открыл новые грани звучания русских академических инструментов.

Такое неординарное музыкальное явление, как «Терем-квартет», пышно расцвело на фоне общего интереса к России, возникшего в конце 80-х годов прошлого века. Напомним, что год создания ансамбля -1986-й - является знаменательным для России, когда в нашей стране начались серьезные исторические, политические и социальные преобразования, год «перестройки», время открытия «железного занавеса». Российские музыканты получили беспрепятственную возможность выезжать за рубеж, демонстрируя образцы русской культуры зарубежному слушателю, а иностранцы - наблюдать за преобразованиями, происходящими в русской музыкальной культуре.

Одновременно со внутренними преобразованиями, происходящими в России, это еще и время пробуждения общего интереса к этнической музыке на Западе. Именно в те годы возникает ряд фестивалей, объединяющих этническую музыку разных стран и народов, появляется термин «world music» - «музыка мира». Один из самых крупных фестивалей такого рода музыки - фестиваль Питера Габриэля WOMAD - World of Music, Arts and Dance (Мир музыки, искусства и танца). «Терем-квартет» стал одним из коллективов, наряду с Ансамблем Д. Покровского, представляющих на фестивале музыку России. Поскольку фестиваль включал не только и не столько чисто этнические музыкальные коллективы, но, прежде всего, коллективы, которые используют элементы народной музыки в современных музыкальных композициях, термин «world music» закрепился именно за подобными музыкальными явлениями. «Терем-квартет» в чистом виде не вписывался в это музыкальное направление, но для Запада он был одним из инструментальных коллективов, по которым слушатели в 80-е годы XX века получали представление о русской инструментальной музыкальной культуре.

За время существования «Терем-квартета» появилось множество музыкальных коллективов - подражателей ансамбля, а также продолжателей творческого стиля и метода «Терем-квартета». Это такие ансамбли, как «Экспромт-квинтет», «Арт-контраст» и многие другие. Обладая индивидуальностью и стараясь искать собственные пути развития, эти коллективы в той или иной мере перенимают опыт «Терем-квартета». Тем не менее, ансамбля, сопоставимого по силе и таланту «Терем-квартету», в современной культуре пока еще не появилось. Только «Терем-квартет» неизменно собирает полные залы, вплоть до зала Большого Кремлевского дворца, только этому коллективу под силу владеть вниманием тысяч слушателей.

Степень разработанности темы. К русским народно-академическим инструментам и исполнительству на них обращалось немало ученых. Деятельность В.В.Андреева и его оркестра, а также развитие его идей в

творчестве последователей становились предметом изучения многих исследователей - Ф. В. Соколова, М. И. Имханицкого, Ю. Е. Баранова, В. И. Акуловича и других. Современный же этап исполнительства на русских народно-академических инструментах почти не исследован. Лишь немногие феномены удостаивались внимания ученых (например, Государственный академический концертный оркестр «Боян» под управлением Анатолия Полетаева в исследовании В.В.Бычкова, ансамбль «Скоморохи» в работах его создателя и художественного руководителя В. И. Акуловича). Творчеству Санкт-Петербургского ансамбля «Терем-квартет» посвящено множество публикаций в периодической печати. Наибольшее количество источников составляет материал, опубликованный в газетах и журналах. Он представлен такими публицистическими жанрами, как рецензии, интервью, информационные заметки и статьи.

Объект исследования - современное исполнительство на русских народно-академических инструментах на примере творчества санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет».

Предметом научного осмысления стал творческий феномен ансамбля, фактически свершившего революцию в области исполнительства на народно-академических инструментах.

Цель исследования состоит в анализе сложившейся кризисной ситуации в области исполнительства на народно-академических инструментах в 80-е годы XX века, на фоне которой стало возможным возникновение подобного явления, в изучении этого неординарного феномена, тех новаторских черт, которые он привнес в исполнительство на этих инструментах. Обозначенная цель получила свою конкретизацию в следующих задачах:

- определение места этого феномена в современной музыкальной культуре;

- выявление своеобразия этого феномена на фоне других явлений в области народно-академического исполнительства;

- рассмотрение уникального свойства коллективного творчества;

- определение стилевой принадлежности ансамбля;

- изучение жанровой основы создаваемых им произведений;

- рассмотрение инструментов «Терем-квартета» и их роли в ансамблевом исполнительстве;

- изучение новых исполнительских приемов, которые привнесли в исполнительство на своих инструментах музыканты ансамбля;

- изучение исполнительского состояния, в котором существуют музыканты ансамбля на сцене, и соотношение его с другими подобными явлениями.

Методологической основой диссертации является системно-этно-фонический метод (И. Мадиевский), на новом уровне интегрировавший исторшсо-морфологический, структурно-типологический и музыкально-стилистический подходы к изучению инструментальной культуры. В ходе исследования были использованы методологические установки, сформировавшиеся при изучении народных и народно-академических инструментов и инструментальной музыки (М. Имханицкий, Н. Кравцов, В. Акулович, В. Бычков, Ю. Бойко и др.) Автор также опирался на широкий спектр методов, выработанных в отечественном и зарубежном инструментоведении (Е. Гиппиус, Э. Эмсгаймер, Н. Бояркин, О. Эль-шек, Н.Шахназарова, Р.Зелинский), музыковедении (Л. Мазель, Е. На-зайкинский и др.). В анализе были использованы некоторые методы социологических и когнитивных исследований.

Источниковую базу диссертации составили:

- источники по истории, теории, педагогике исполнительства на русских народно-академических инструментах;

- публикации в периодической печати;

- рукописи произведений «Терем-квартета»;

- звукозаписи произведений «Терем-квартета»;

- публичные концерты и выступления ансамбля;

- видеоматериалы: записи концертов, интервью, передачи о «Терем-квартете»;

- интернет-ресурсы.

Научпая новизна. Впервые в науку вводится обширный материал по современному исполнительству на русских народно-академических инструментах и одному из ведущих на сегодняшний день коллективов - «Терем-квартету». Автором впервые собраны, систематизированы и обобщены неизвестные ранее науке сведения о жанровой специфике, направлении музыки, репертуаре «Терем-квартета», о новаторских чертах, введенных в исполнительство на своих инструментах музыкантами ансамбля, а также впервые изучен новаторский феномен коллективного творчества, присущий «Терем-квартету».

Диссертантом впервые вводится термин «народно-академические инструменты» для определения инструментов, созданных В. В. Андреевым и введенных им в «Великорусский оркестр». Автор предпочел отказаться от использовавшегося до этого времени по отношению к этим инструментам термина «русский народный инструмент», чтобы отделить их от народных инструментов, функционирующих в живой традиции. Инструменты, которые используются в оркестрах андреевского типа, по своей сути не являются народными, хотя имеют в качестве про-

тотипов традиционные инструменты и используются в музыке академического характера.

Практическая значимость исследования. Выводы, теоретические положения диссертации могут быть использованы в курсах истории русского народного инструментального исполнительства, при составлении учебных пособий в курсах теории и истории отечественной инструментальной культуры. Работа может быть применена в научных исследованиях по проблемам инструментального исполнительства и современной инструментальной музыки, а также при создании обобщающих трудов по музыкальному искусству народов России. Положения диссертации будут использованы автором в лекциях по русской музыке для Музыкальной академии (Южная Корея, г. Сеул).

Апробация работы. Концепция и результаты исследования обсуждались на заседаниях сектора инструментоведения Российского института истории искусств. Отдельные проблемы диссертации являлись темами научных докладов на Международных инструментоведческих конференциях, проводимых в Российском институте истории искусств: «Музыкальные инструменты в истории культуры» (2006), «К столетию русского баяна: Хроматические гармоники в музыкальной культуре»

(2007), «Инструментальная музыка в межкультурном пространстве»

(2008). По теме диссертации была создана конкурсная работа, получившая диплом на Всероссийском смотре научных и творческих работ иностранных студентов и аспирантов (Томск, 2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (145 наименований) и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении дано обоснование темы, охарактеризована степень ее разработанности, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, обозначены методологическая основа и источниковая база диссертации, ее научная новизна и практическая значимость, дана информация о ее научной апробации. Здесь также содержится ряд исходных положений, на основе которых развертывается концепция работы.

В первой главе «Русские академические инструменты и их развитие в современной культуре. «Терем-квартет» как явлепие музыкальной культуры» рассмотрена история оркестров и ансамблей русских народно-академических инструментов и предпосылки возникновения современных форм в этой области искусства. Отдельное внимание уделено возникновению такого неординарного явления, как «Те-

рем-квартет», рассмотрены философия его творчества, музыкальный стиль, феномен коллективного творчества, репертуар и жанр музыкальных композиций.

1.1 Предпосылки возникновения современных ансамблей н оркестров русских инструментов. Оркестры и ансамбли русских народно-академических инструментов возникли во второй половине XIX века с целью популяризации русской народной музыки. Создание оркестра русских народно-академических инструментов связано с именем выдающегося энтузиаста Василия Васильевича Андреева. Его многолетняя деятельность была направлена на усовершенствование русских народных инструментов с целью приобщения широких масс народа к лучшим образцам народной и академической музыки.

Оркестр В. В. Андреева и вся его деятельность по реконструкции русских народных инструментов постоянно подвергалась критике со стороны музыкантов-профессионалов. Главной претензией, которая и по сей день остается основной, является то, что «усовершенствованные» и «реконструированные» инструменты В.В.Андреева по сути очень далеки от подлинно народных русских инструментов. Стремясь сохранить самобытность звучания русских инструментов и распространить их в широких народных массах, Андреев далеко ушел от их подлинного звучания. Критики еще во времена Андреева предъявляли в качестве основной претензии «лубочное подражание симфоническому оркестру»1. Домру же отождествляли с мандолиной: материал струн этих инструментов идентичный - металл, един и способ звукоизвлечения - плек-торный, из-за этого возникает схожесть в звучании инструментов.

Движение, основанное В. Андреевым, вот уже более ста лет продолжает функционировать и развиваться в условиях современной музыкальной культуры. С течением времени это искусство стало мало востребованным, интересным лишь узкому кругу самих исполнителей на этих инструментах. Репертуар андреевских оркестров и ансамблей состоит преимущественно из обработок русских народных песен. Они и по сей день преобладают в репертуаре большинства оркестров и ансамблей русских народно-академических инструментов. В наши дни, когда экспедиции в русские глубинки вскрыли подлинные пласты русского фольклора, явления псевдофольклорного характера постепенно перестали вызывать интерес у публики. Еще со времени В. Андреева другой составляющей репертуара стали переложения и обработки отечественной и зарубежной музыкальной классики. В. Андреев считал, что с помощью русских народных инструментов можно донести эту музыку до

1 Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987. С. 99.

большей части народных масс. В наши дни становится все более ясно, что и эта область малоперспективна в плане слушательского интереса. В исполнении на русских народных инструментах русская и особенно зарубежная классика воспринимается как суррогат, сильно уступающий по качеству оригиналу.

Главным же для любого музыкального инструмента является собственный репертуар. В этом русские народно-академические инструменты всегда ощущали недостаток. В связи с тем, что их история насчитывает всего немногим больше века, оригинального репертуара в достаточном количестве они не наработали2. Кроме того, композиторы с не очень большой охотой обращаются к русским народно-академическим инструментам, часто в связи с тем, что они многими считаются не серьезными, не достойными того, чтобы обращать на них внимание, инструментами второго сорта. Круг авторов, писавших и пишущих для этих инструментов -Н. Будашкин, Ю. Шишаков, Б. Глыбовский и др. -невелик. Многие современные исполнители вынуждены искать «своих» композиторов, которые бы писали для них музыку.

В современной музыкальной культуре функционирует множество оркестров и ансамблей русских народных инструментов. Ведущие из них - такие, как Русский концертный оркестр под управлением В. Попова, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова, Академический оркестр русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании и др. - в большей степени продолжают линию, начатую В. Андреевым. Одновременно с этим появляются музыкальные феномены, которые стоят особняком, резко отличаясь от «классических» образцов оркестров и ансамблей народных инструментов. Они выводят русские народно-академические инструменты на новый уровень их развития, дают им новую жизнь. Таков Оркестр баянистов и аккордеонистов им. П. Смирнова, таков и Санкт-Петербургский ансамбль «Терем-квартет».

1.2 У истоков создания «Терем-квартета». Фундамент «Терем-квартета» был заложен в начале 80-х годов прошлого века студентами Ленинградской консерватории. Первым подступом к созданию коллектива стал армейский ансамбль «Русский сувенир», в котором играли Андрей Константинов, Михаил Дзюдзе и Игорь Пономаренко, призванные в ряды Вооруженных Сил после первого курса консерватории. Ансамбль объездил с концертами всю ГДР и пользовался успехом у немецких зрителей. Создавая репертуар с нуля и при полном отсутствии нот,

2 Исключение составляет музыка для баяна.

его участники уже тогда определили для себя главные принципы организации жизни ансамбля, основанные на коллективности творчества. Впоследствии, уже после службы в армии, музыканты, в числе которых был и Андрей Смирнов, ездили подрабатывать в Дагомыс. Понимание творческого пути, по которому надо двигаться, у всех членов «Терем-квартета» было сформировано еще до его создания. Каждый имел богатый опыт игры не только в учебных классах и на экзаменах, но и на реальных концертах перед публикой, причем самой разной: рабочие, студенты, заключенные, пенсионеры, дети и пр. Музыканты играли в ресторанах, в кинотеатре «Весна» перед сеансами кинофильмов в составе ансамбля русских народных инструментов Ленконцерта, каждый из них до создания «Терем-квартета» играл в дуэте или трио, где воплощались разные идеи. Этот опыт говорил очень четко и определенно, что нужно играть что-то такое, что должно быть интересно и самим музыкантам, и, соответственно, тем, для кого они играют.

Своими настоящими учителями по консерватории «Терем-квартет» считает Ивана Ивановича Шитенкова (домра), Александра Борисовича Шалова (балалайка) и Валерия Николаевича Тихова (гусли). Они первые заметили неординарность и большой потенциал квартета. Это были разносторонние музыканты, деятельность которых выходила за рамки академических институтов. Играя во фронтовых бригадах, им приходилось овладевать разными инструментами, играть музыку, понятную и близкую простым слушателям.

«Педагоги старой школы помнили время, когда игра на русских народных инструментах была действительно народной, - говорит Андрей Константинов. - Как говорил Валерий Николаевич Тихов, «вы не посрамите наше босяцкое дело». Он не случайно сказал - именно босяцкое. Тогда это слово нам не совсем было понятно, но мы его запомнили. К нашему времени исполнительство на народных инструментах перестало быть босяцким. Оно превратилось в такое академическое - во фраках, в смокингах, а народ, как говорится, прошел мимо. А главная задача народных инструментов - отражать именно народное мировоззрение, которое существует, и живет в контексте жизни. Если этого не происходит, то народное исполнительство перестает быть народным».

Стоит сказать о том не простом времени, в которое начинал свою творческую деятельность этот коллектив. С одной стороны, время было благодарное, т. к. государственные структуры оказывали большую поддержку молодым и талантливым исполнителям, обеспечивая материальную базу и «прокат», т. е. гастрольную жизнь, с другой - полное отсутствие интереса к исполнительству на народно-академических инструментах при большой конкуренции среди коллективов, тем более,

что это не чистый фольклор, который пользовался спросом за рубежом. Были трудности в преодолении стереотипов и консервативных взглядов в кругу коллег-народников, и нужно заметить, что свою карьеру ансамбль строил, получая признание совсем в других кругах искусства: среди академических музыкантов, среди театралов, артистов эстрады -у публики, которую больше интересует мастерство, артистизм и нечто другое, чем «чистота жанра».

1.3 Философия творчества. Необходимо было новое звучание, чтобы то, что они играют, было интересно не только самим музыкантам, но и слушателям. Молодые таланты решили разрушить консервативные принципы развития народно-академической музыки и подходить к любому произведению не с позиций академической музыки, в русле которого развивалось исполнительство на народных инструментах, а с позиций музыки бесписьменной традиции.

Многие особенности творчества «Терем-квартета» заимствованы ансамблем из русской народной традиции. «Терем-квартет» обладает присущим народной культуре ироничным взглядом на все происходящее-то, что всегда было свойственно русской культуре. Другая важная черта - на Руси многое делалось сообща, артелями. «Терем-квартет» -это реальный пример жизни общиной, где нет одного лидера. Это выражается и в музыке, и в процессе создания аранжировок, и во всем укладе жизни коллектива.

1.4 Музыкальный стиль «Терем-квартета» - единство или множество? Время, когда формировалось музыкантское мировоззрение «Терем-квартета» и многие его стилевые установки - 80-е-90-е годы прошлого века - период расцвета постмодернизма, и многие музыкальные критики относят своеобычное искусство ансамбля к этой стилевой категории. Однако, если этим термином и можно объяснить неожиданный и ни с чем не сравнимый феномен «Терем-квартета», то вряд ли он проясняет суть творчества ансамбля.

Отнесение к той или иной сфере музицирования - краеугольный камень в определении творчества «Терем-квартета». Что это? Академическая музыка? Эстрада? Фольклор? Джаз? Ни в одно из этих направлений творчество «Терем-квартета» не укладывается. Известный музыкант Питер Габриэль сказал, что музыканты «Терема» работают вне жанра, и каждый раз, выходя на сцену, рождают новое дитя. Стиль «Терем-квартета» он назвал «теремизмом», который вбирает в себя немного классики, чуть-чуть фольклора, джаза...

На деле оказывается, что «Терем-квартет» рожден на пересечении множества стилей и жанров и справедливо относится к направлению

«кроссовер». «От «классики» берут высококачественный материал и профессиональную выучку, от «попсы» игровую манеру подачи и вседозволенность методов, - очень точно подмечает Анна Петрова. - Получается изящно адаптированная классика без занудства сонатных разработок и перегруженности полифонических стретт. То есть и полифония, и мотивно-тематическое развитие еще как присутствует, но лишь как элемент попурри»3.

На пересечении разных музыкальных стилей, жанров, направлений и течений «Терем-квартет» создал ярко индивидуальный, свойственный только ему музыкальный стиль. ««Терем-стиль» - явление беспримерное и, бесспорно, уникальное в нынешнем концертном обиходе. Экзотический фольклоризм a la russe с элементами джаза, круто замешенный на фонтанирующем остроумии и пародии, скрещивание русской народной песни с европейской традицией, попурри на темы популярной классики вперемешку с советской песней и Чайковским - вот что такое нынешний «терем-стиль»», - считает музыкальный критик Поляра Садых-заде4.

Несмотря на то, что ансамбль выводит русскую народно-академическую музыку на мировой уровень, он ценен прежде всего своей почвенностью. Главная особенность творчества ансамбля-композитора - это общий русско-славянский знаменатель цитируемого материала. Что бы ни играл «Терем-квартет» - Баха, Моцарта или Шуберта, эта музыка в исполнении ансамбля становится близкой отечественному слушателю. Музыканты часто нарочито подчеркивают «русскость» подаваемого материала путем особых музыкально-стилистических приемов. Излюбленный прием - имитация бряцанья балалайки, которую часто вставляют музыканты в свои композиции, а также в обработки и транскрипции - можно вспомнить такие произведения, как «Прелюдия» № 3 Дж. Гершвина, «Хабанера» Дж. Визе, «Русские страдания по токкате и фуге ре минор И.С.Баха» Терем-квартета и другие.

1.5 Ансамбль-композитор. Уникальность «Терем-квартета» состоит в том, что это единственный в нашей стране ансамбль, зарегистрировавший свои авторские права под именем «Терем-квартет», ансамбль -композитор исполняемых им произведений. «Терем-квартет» обладает такой уникальной особенностью как коллективность творчества. Композиторский метод «Терем-квартета» - сознательное преображение известных музыкальных тем в соответствии с мировоззрением ансамбля, его взглядами на современное творчество.

3 Петрова А. Сердца четырех // Коммерсантъ - Санкт-Петербург. 2001. 28 ноября.

4 Садых-заде Г. Тайные источники народной любви // Время МН. 2002.17 января. 12

1.6 Репертуар «Терем-квартета»: стилевые группы. Произведения, составляющие репертуар «Терем-квартета», можно разделить на три стилевые группы. В первую войдут переложения сочинений разных композиторов для «Терем-квартета», в которые не проникли элементы импровизации в народном или джазовом духе: симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакого и Ария № 5 из «Бразильских бахиан» Э. Вила-Лобоса. Это самая малочисленная группа - произведения, которые исполняет «Терем-квартет», перекладывая на инструменты своего ансамбля, не изменив внутреннего содержания музыки.

Вторую группу образуют авторские аранжировки «Терем-квартета» -произведения, выполненные в технике музыкальных цитат, отрывки из широко известных опусов великих мастеров, таких как В. Моцарт, Ф. Шуберт, Ж. Визе переплетаются с мелодиями народных песен, бытовых романсов и джазовыми ритмами: Вступление, Сегидилья и Хабанера из оперы «Кармен» Ж. Визе, «В подражание Альбенису» Р. Щедрина, «Маленькая ночная серенада» В.Моцарта.

К последней группе относятся авторские произведения композитора по имени «Терем-квартет». Часть из них - транскрипции и вольные фантазии на известные темы: «Русские страдания по токкате и фуге d-moll И. С.Баха», «Фантазии на темы из «Времен года П. И.Чайковского», некоторые отображают ту или иную страницу биографии коллектива: «Happy birthday или История одного дня рождения», «Рок-фолк-фанта-зия» и «Скрипач не нужен» для скрипки и «Терем-квартета».

Граница между второй и третьей группами очень зыбкая, и отражает степень внедрения «Терем-квартета» в авторский замысел первоисточника. Произведения обеих групп объединены общим принципом организации формы - зафиксированная импровизация на популярные песенные и инструментальные мотивы.

1.7 Жанр музыкальных композиций «Терем-квартета»: транскрипции, попурри и музыкальные истории. Говоря о музыкальных композициях «Терем-квартета», критики часто употребляют термин «попурри». Однако, думается, что это определение не вполне отражает суть композиторских поисков «Терем-квартета». Попурри не предполагает какого-либо вторжения в авторский замысел, это точное копирование музыкальных тем, следующих одна за другой. Музыкальные же композиции «Терем-квартета» представляют собой не простое соединение известных мелодических фрагментов. В произведениях «Терем-квартета» музыкальные темы подчиняются собственной, оригинальной музыкально-драматургической линии, являющейся воплощением особой художественной идеи.

Наиболее близким жанром для опусов «Терем-квартета» можно считать транскрипцию и парафраз. Композиции, которые выстраивают музыканты «Терем-квартета», можно назвать музыкальными историями, рассказами или сказками. Часто логика произведений квартета подчиняется не музыкальным, а литературно-драматургическим закономерностям.

Иногда музыканты предваряют свои «музыкальные истории» настоящей литературной преамбулой, вводящей в настроение произведения, или объясняющей музыкальную канву произведения. «Она жила на море северном, но всегда мечтала о море южном», - произносит Андрей Смирнов перед исполнением произведения «Царевна Лебедь», в основе которого - известная тема из оперы Н. А. Римскош-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Во П главе «Феномен «Терем-квартета»: совершенствование исполнительства на русских народно-академических инструментах или китч?» рассмотрены звуковая эстетика «Терем-квартета», инструменты и их роль в создании нового звукового образа и явления, выводящие ансамбль за сугубо музыкальные рамки - такие как театральность и элементы шоу.

2.1 Звуковая эстетика «Терем-квартета»: в поисках нового звукового образа. Звучание «клюквенных» русских народных ансамблей и оркестров за советское время всем сильно поднадоело. Очень далекая от подлинной русской традиции, интуристовская «калинка-малинка» становится мало интересной слушателям, и современные коллективы сосредотачивают свое внимание на новом звучании своих инструментов. Эксперименты в области звука часто не являются самоцелью, но становятся результатом новых соединений музыкальных инструментов.

Если в период расцвета оркестров и ансамблей русских народных инструментов их состав был, как правило, ограничен рамками этих инструментов, то в наши дни чаще можно встретить самые неожиданные сочетания. Так, петербургский ансамбль «Экспромт-квинтет» включает в свой состав гитару, «Ма.Гр.Иг. Ал» - смычковый контрабас. Тот же «Ма.Гр.Иг.Ал» в исполнении отдельных произведений привлекает и скрипку, и перкуссию (например, наиболее известно исполнение музыки из оперы «Кармен» Ж. Визе с перкуссионистом). Оркестр баянистов и аккордеонистов им. П. И. Смирнова включает в свой репертуар произведения с электроскрипкой.

Лидер в области экспериментаторства на русских народно-академических инструментах, ансамбль «Терем-квартет» постоянно занимается «расширением» своего состава. Любовь «Терем-квартета» к музы-

кальным экспериментам в области необычных звуковых сочетаний приводит к самым разным музыкантам, музыкальным коллективам различных направлений. Это и джазовые музыканты - Аркадий Шилклопер (альпийский рог), Андрей Кондаков (фортепиано) и его трио, Игорь Бутман (саксофон), и академические - скрипачи Мария Крестинская, Дора Шварцберг, виолончелист Борислав Струлев, пианист Алексей Гориболь, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», и даже рок-певец Юрий Шевчук. В репертуарном багаже ансамбля есть отдельные совместные произведения с Брасс-квинтетом Петербургской филармонии, с вокальными ансамблями «Римейк», «Swingle singers», «Real Group», с ансамблем старинной музыки «Музыка Петрополита-на». В диссертации рассмотрены наиболее яркие примеры звуковых сочетаний «Терем-квартета» с разными инструментальными составами, проанализированы роль и функции инструментов в этих соединениях.

2.2 Инструменты «Терем-квартета» a их роль в создание нового звукового образа. Состав «Терем-квартета» - две домры (малая и альтовая), баян и балалайка-контрабас - оказался необыкновенно жизнеспособным, очень гармоничным, способным выражать все звуковые и творческие идеи «Терем-квартета». Чисто интуитивно музыканты нащупали то звуковое поле, которое было необходимо им для выражения собственных музыкальных идей.

Музыканты, которых объединила общая идейная и концептуальная доминанта, которые решили играть вместе и вместе создавать нечто собственное и оригинальное, каждый из которых был равноправной единицей в этом коллективе, существуют в нем на правах солистов и композиторов. Это отражается и в создаваемой ими музыке: все инструменты, входящие в состав ансамбля, включая балалайку-контрабас, -инструменты мелодические, и каждый инструмент выступает в качестве солирующего.

По сути, «Терем-квартет» представляет собой такой универсальный состав, который в одинаковой мере может создавать самые разные звуковые образы. Они могут быть связаны как с ансамблем русских народных инструментов, так и с теми образами, которые с этой звуковой окраской никак не связаны. Во многом этому способствует фантастическое владение музыкантов своими инструментами, умение использовать те звуковые возможности, которые даже изначально не предусматривались. Часто музыканты «Терем-квартета» играют на грани возможностей своих инструментов.

Виртуозность владения инструментами указывалась неоднократно разными критиками. В виртуозности подразумевается не просто безуп-

речное владение техникой, но виртуозность владения звуковыми и тембровыми возможностями своих инструментов, умение «выжимать» из них все краски, различные звуковые эффекты, часто выходя за рамки возможностей этих инструментов.

Домра малая, как и другие инструменты «Терем-квартета», может выполнять и мелодическую функцию, и аккомпанирующую, фоновую. Но наиболее показательными становятся эпизоды, когда исполнитель на ней Андрей Константинов добивается от этого инструмента не свойственного ему звука. Самый показательный пример - имитация звучания банджо в «Импровизации в стиле кантри». Из наиболее запоминающихся моментов - оригинальная «кода» в «Одном дне из жизни «Терем-квартета»» - всем известная музыкальная фраза «Ах, мой милый Августин» звучит в исполнении Андрея подобно музыкальной шкатулке, вызывая неизменную улыбку у слушателя. Или другой показательный пример: соло малой домры в «Песни с Востока» - фантазии «Терем-квартета» на тему из «Песни индийского гостя» Н.А.Римского-Корсакова. Пентатонное изложение мелодии подтолкнуло музыкантов к оригинальной «китайской» трактовке темы, которую Андрей играет бабушкиным наперстком. В ряде произведений «Терем-квартета», где на первый план выходит «русскость» подаваемого музыкального материала, домра начинает звучать как балалайка. При необходимости «Терем-квартет» использует прием подражания другим народным инструментам. Например, на концерте, который состоялся в Казахстане, музыканты решили преподнести слушателям сюрприз, и вставили в свое произведение подражание казахской домре. Это подражание вновь очень точно воспроизвел на своем инструменте Андрей Константинов.

Домра-альт в «Терем-квартете» (на ней играет Алексей Барщев) -инструмент равный по функции всем остальным инструментам ансамбля. Соло, сыгранное на этом инструменте (можно вспомнить солирующие эпизоды в «Бесаме мучо» К. Веласкес, «Маленьком принце» «Терем-квартета» и ряде других произведений), всегда запоминается своим насыщенным, густым тембром.

Баян в творчестве «Терем-квартета» (исполнитель Андрей Смирнов) -безусловно, главный инструмент, который играет важную роль в цементировании звучания этого ансамбля. Многофункциональность баяна, его возможность выполнять и басовую, и мелодическую, и факгурообразу-ющую функцию, делает его ведущим инструментом в ансамбле. Остальные же инструменты наращивают на этот главный каркас свои тембро-фактурные свойства: балалайка-контрабас, как правило, басовую, а домры - мелодико-факгурную. Баян в некоторой мере выполняет функцию basso continuo, являясь единственным в ансамбле многоголосным инструментом.

Ведущая роль баяна в ансамбле объясняется также тем, что инструмент, благодаря своим техническим свойствам, имеет возможность менять свой тембр, а также использовать свойства готово-выборного инструмента - переключать функцию с гомофонно-гармонической на полифоническую. В жизни «Терем-квартета» были случаи, когда музыкантам по тем или иным причинам приходилось играть в неполном составе: то без малой, то без альтовой домры. Но без баяна, думается, выступление коллектива было бы невозможным. Невозможно это было бы из-за ведущей роли Андрея Смирнова как музыканта, который задает тон всем выступлениям «Терем-квартета».

Михаил Дзюдзе - уникальный музыкант, внесший много нового в исполнительство на балалайке-контрабасе, продвинувший этот инструмент до ранга солирующего.

Михаил был первым музыкантом-исполнителем, который стал играть на балалайке-контрабасе стоя в противоположность всем музыкантам, которые до того сидели - будь то в оркестрах или ансамблях. Михаил сделал это совершенно осознанно, так как те задачи, которые стояли при игре в ансамбле «Терем-квартет», требовали значительных нагрузок на технический аппарат, а при игре сидя аппарат значительно сковывал двигательную активность музыкангга. «Сковываются все движения, нет свободы, идет зажим, причем зажимается все - не только руки, но и плечи, позвоночник, все мышцы, тебя перекручивает, сидишь неестественно», - говорит музыкант. В оркестрах не было сложных партий, поэтому такое положение вполне устраивало оркестровых музыкантов. «Терем-квартет» стал сразу играть сложный в техническом отношении материал, и Михаил сразу почувствовал, что сидя играть он не сможет. Игра в положении стоя ведет за собой и совершенно иное, чем у сидячего, положение правой руки: оно освобождает руку - от локтя до кисти и плеча.

Это нововведение пришло в голову Михаилу не случайно. Еще в училище играть стоя на контрабасе его учил И. Г. Керлинг - педагог старой консерваторской закалки, который играл в оркестре Мравинского. Он учил Михаила играть так, как делали это несколько веков назад старые мастера контрабаса.

Те же технические необходимости вели музыканта к поиску и собственного медиатора, которым было бы удобно играть. Медиатор и держание Михаилом Дзюдзе медиатора - особая тема. То, при помощи чего играли музыканты до него (бруском, каблуком), его не устраивало. Михаил придумал для себя треугольную форму. Сначала он играл разными уголками, потом пришел к тому, что надо играть одним концом, а держаться за основание. Держит он медиатор не статично, а свободно, реб-

ром к фаланге первого пальца, рука при этом не зажимается. Это положение дает музыканту свободу при игре мелкой техники и обратного штриха, самого сложного для контрабасиста.

2.3 «Терем-квартет»: на грани музыкального и театрального искусства. Исполнитель своих собственных произведений, ансамбль существует в особом исполнительском состоянии, близком театральному искусству. Композитор Александр Чайковский назвал «Терем-квартет» инструментальным театром. «Их музыка - во взгляде, улыбке, крике, взмахе головы или, в конце концов, гримасе. Удивительно, но и у нас есть люди, видящие ее не только в партитуре...», - отмечает Николай Русский5.

Искусство «Терем-квартета» критики нередко связывают с китчем. «Свободное обращение с шедеврами - очень опасная игра: кто может сказать, где кончается мастерский полистилистический коллаж и начинается китч, где - тонкий диалог с предшествующей эпохой, а где -панибратское похлопывание великих по плечу?», - пишет Анастасия Лямина6. Повод для сомнений в искренности творческих намерений ансамбля дают устремления ансамбля, направленные на желание быть интересными публике.

За китч некоторые критики принимают и необычное существование музыкантов на сцене, которое не свойственно академическим музыкантам, резко выделяющее «Терем-квартет» на фоне других музыкальных коллективов подобного рода. Музыканты на самом деле устраивают на сцене своеобразный музыкальный спектакль, успеху которого способствуют колоритные внешности, мимика, а музыка проникнута изобретательностью и юмором.

Для того, чтобы понять, является ли творчество ансамбля «Терем-квартет» китчем, диссертант обращается к определениям понятия «китч». «Китч (кич) (нем. Kitsch) - дешёвка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект» (Большой энциклопедический словарь). Рассчитанное на широкую публику, искусство «Терем-квартета» в то же время не лишено творческого начала, а внешние эффекты - продолжение глубокого внутреннего содержания музыки. Используя опыт других композиторов, «Терем-квартет» выступает на равных со своими предшественниками, не принижая и намеренно не упрощая их творчество, а ставя в рамки своего времени, своего миро-

5 Русский Н. Веселый питерский «Терем-квартет» отмечает юбилей // Вечерняя Москва. 2006. 30 мая.

6 Лямина А. Кто в «Тереме» живет? // Агентство культурной информации: Новости культуры российских регионов. Нижний Новгород. 2006. 09 февраля.

воззрения и понимания музыки. Если это и китч, то оригинальный, неповторимый, направленный на развитие искусства и на пробуждение лучших человеческий чувств, создающий на основе всем известных сочинений самостоятельные произведения искусства.

В Заключении приводятся основные положения диссертации, подводятся итоги, намечаются перспективы дальнейшего изучения современного исполнительства на народно-академических инструментах. В результате своего исследования диссертант приходит к выводу, что феномен «Терем-квартета», возникший в результате совершенствования игры на русских народно-академических инструментах, на качественно новом уровне интегрировал элементы академического искусства и важнейшие принципы народного музицирования -импровизационность и коллективность творчества.

Публикации по теме диссертации

1. Сим Е. Б. В поисках нового звукового образа русских народных инструментов // Музыкальные инструменты в истории культуры: Сб. материалов Международной инструментоведческой конференции. СПб., 2006. С. 191-193. (в соавторстве с Д. А. Булатовой) 0,15 п. л.

2. Сим Е. Б. Балалайка-контрабас в ансамбле «Терем-квартет» // Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: Проблемы артикуляции: Сб. реф. докл. и материалов Международной инструментоведческой конференции. СПб., 2008. С. 168-172. 0, 3 п. л.

3. Сим Е. Б. Новая жизнь русских народно-академических инструментов (на примере санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 36 (77). Аспирантские тетради. СПб., 2008. С. 5861. 0,3 п. л.

Подписано в печать 19.11.2008 Формат 60x90 1\16 Бумага Бу^оСору. Усл. печ. л. 1,62 Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский комплекс ГНИИ «Российский институт истории искусств 190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 5 т. 314-21-83

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Сим Еунг Бо

Введение

Глава 1. Русские академические инструменты и их развитие в современной культуре. «Терем-квартет» как явление музыкальной культуры

1.1 Предпосылки возникновения современных ансамблей и оркестров русских инструментов

1.2 У истоков создания «Терем-квартета»

1.3 Философия творчества

1.4 Музыкальный стиль «Терем-квартета» - единство или множество?

1.5 Ансамбль-композитор

1.6 Репертуар «Терем-квартета»: стилевые группы

1.7 Жанр музыкальных композиций' «Терем-квартета»: транскрипции, попурри и музыкальные истории

Глава 2. Феномен «Терем-квартета»: совершенствование исполнительства на русских народно-академических инструментах или китч?

2.1 Звуковая эстетика «Терем-квартета»: в поисках нового звукового образа

2.2 Инструменты «Терем-квартета» и их роль в создании нового звукового образа

2.3 «Терем-квартет»: на грани музыкального и театрального искусства 84 Заключение 93 Список литературы 97 Приложение. Терем-квартет. Русские страдания по токкате и фуге ре минор И.С.Баха

Терем-квартет. Фантазия № 2 на темы из альбома П.И.Чайковского «Времена года»

Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее аранэюируем».

М.И. Глинка

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по искусствоведению, Сим Еунг Бо

Актуальность исследования. Диссертация посвящена одному из наиболее ярких явлений в области современного исполнительства на русских академических инструментах — творчеству санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет». Попыток изучения данного феномена еще не предпринималось в силу разных причин, прежде всего — в связи с тем, что ансамбль еще не прошел проверку временем и активно включен в современную музыкальную культуру. Тем не менее, уже на современном этапе на примере этого феномена можно делать выводы о процессах, происходящих в современном исполнительстве на русских народно-академических инструментах.

Терем-квартет» - неординарное явление в мире современной музыки, вызывающее разные эмоции и оценки со стороны слушателей - как любителей, так и профессионалов: от полного неприятия до восторженности в его оценках. Такая полярность взглядов кроется как в самом феномене, так и в исторически сложившихся в отечественной культуре взглядах на русское исполнительское искусство и в самом отношении к русским народным музыкальным инструментам. Разобраться в этом неоднозначном явлении, как и в процессах, происходящих в современном русском инструментальном исполнительстве, призвана настоящая диссертация.

Терем-квартет» - ныне действующий музыкальный коллектив, ансамбль, существующий вот уже 22 года, но попыток осмысления этого феномена до настоящего момента не предпринималось.

Исторические и социологические предпосылки возникновения подобного музыкального явления, почва, на которой стало возможным его появление — вопросы, требующие своего осмысления.

Терем-квартет» - ансамбль, который перевернул представление о музыке для русских инструментов и вывел ее на новый уровень. «Терем-квартет» был одним из первых ансамблей, кто вывел и укрепил позиции академической ансамблевой музыки на сценах ведущих отечественных филармонических залов, отказался от надоевшей к последним десятилетиям XX века «клюквы» и аранжировок классической музыки, а также создал свой яркий неповторимый репертуар. Это единственный ансамбль в нашей стране и в мире, который зарегистрировал авторские права под именем «Терем-квартет» и является автором большинства произведений своего репертуара, по сути - ансамблем-композитором. Кроме того, «Терем-квартет» - это ансамбль, который открыл новые грани звучания русских академических инструментов.

Такое неординарное музыкальное явление, как «Терем-квартет», пышно расцвело на фоне общего интереса к России, возникшего в конце 80-х годов прошлого века. Напомним, что год создания ансамбля — 1986-й - является знаменательным для России как год, когда в нашей стране начались серьезные исторические, политические и социальные преобразования, год «перестройки», время открытия «железного занавеса». Российские музыканты получили беспрепятственную возможность выезжать за рубеж, демонстрируя образцы русской культуры зарубежному слушателю, а иностранцы - наблюдать за преобразованиями, происходящими в русской музыкальной культуре.

Одновременно со внутренними преобразованиями, происходящими в России в 80-е годы, это еще и время пробуждения интереса к этнической музыке на Западе. Именно в это время возникает ряд фестивалей, объединяющих этническую музыку разных стран и народов, и появляется термин, объединяющий народную музыку разных стран - «world music» - «музыка мира». Один из самых крупных фестивалей такого рода - фестиваль Питера Габриэля «WOMAD» - «World of Music, Arts and Dance» («Мир музыки, искусства и танца»). «Терем-квартет» стал одним из коллективов, наряду с ансамблем Покровского, представляющих на фестивале музыку России. Поскольку фестиваль включал не только и не столько чисто этнические музыкальные коллективы, но прежде всего коллективы, которые используют элементы народной музыки в современных музыкальных композициях, термин «world music» закрепился именно за подобными музыкальными явлениями. «Терем-квартет» в чистом виде не вписывался в это музыкальное направление, но для Запада он был одним из инструментальных коллективов, по которым слушатели в 80-е годы XX века получали представление о русской инструментальной музыкальной культуре.

За время существования «Терем-квартета» появилось множество музыкальных коллективов - подражателей ансамбля, а также продолжателей творческого стиля и метода «Терем-квартета». Это такие ансамбли, как «Ма.Гр.Иг.Ал» (руководитель - бывший солист «Терем-квартета» Игорь Пономаренко), «Экспромт-квинтет» и многие другие. Обладая индивидуальностью и стараясь искать собственные пути развития, эти коллективы в той или иной мере перенимают опыт «Терем-квартета». Несмотря на все это, ансамбля, сопоставимого по силе и таланту «Терем-квартету», в современной культуре так и не появилось. Только «Терем-квартет» неизменно собирает полные залы, вплоть до зала Большого Кремлевского дворца, только этому коллективу под силу владеть вниманием тысяч слушателей.

Степень разработанности темы. К русским народно-академическим инструментам и исполнительству на них обращалось немало исследователей. Деятельность В.В.Андреева и его оркестра, а также развитие его идей в творчестве последователей становились предметом изучения многих исследователей - Ф.В.Соколова, М.И.Имханицкого, Ю.Е.Баранова, В.И.Акуловича и многих других. Современный же этап исполнительства на русских народно-академических инструментах почти не исследован. Лишь немногие феномены удостаивались внимания ученых (например, Государственный академический концертный оркестр «Боян» под управлением Анатолия Полетаева в исследовании В.В.Бычкова, ансамбль «Скоморохи» в работах его создателя и художественного руководителя В.И.Акуловича и Ю.Г.Ястребова). Творчеству санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет» посвящено множество публикаций в периодической печати. Наибольшее количество источников составляет материал, опубликованный в газетах и журналах. Он представлен такими публицистическими жанрами, как рецензии, интервью, информационно-хронологические заметки и статьи.

Объект исследования — современное исполнительство на русских народно-академических инструментах на примере творчества санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет».

Предметом научного осмысления стал творческий феномен ансамбля, свершивший революцию в области исполнительства на народно-академических инструментах.

Цель исследования состоит в анализе сложившейся кризисной ситуации в области исполнительства на народно-академических инструментах в 80-е годы XX века, на фоне которой стало возможным возникновение подобного явления, в изучении этого неординарного феномена, тех новаторских черт, которые он привнес в исполнительство на этих инструментах. Обозначенная цель получила свою конкретизацию в следующих задачах: определение места этого феномена в современной музыкальной культуре,

- выявление своеобразия этого феномена на фоне других явлений в области народно-академического исполнительства, рассмотрение уникального свойства коллективного творчества,

- определение стилевой принадлежности ансамбля,

- изучение жанровой основы создаваемых им произведений,

- рассмотрение инструментов «Терем-квартета» и их роли в ансамблевом исполнительстве, изучение новых исполнительских приемов, которые привнесли в исполнительство на своих инструментах музыканты ансамбля,

- изучение исполнительского состояния, в котором существуют музыканты ансамбля на сцене, и соотношение его с другими подобными явлениями, отнесение его к явлению инструментального театра.

Методологической основой диссертации является системно-этнофонический метод (И.В.Мациевский), на новом уровне интегрировавший историко-морфологический, структурно-типологический и музыкально-стилистический подходы к изучению инструментальной культуры. В ходе исследования были использованы методологические установки, сформированные при изучении народных и народно-академических инструментов и инструментальной музыки (М.И.Имханицкий, Н.А.Кравцов, В.И.Акулович, В.В.Бычков, Ю.Е.Бойко и др.) Автор также опирался на широкий спектр методов, выработанных в отечественном и зарубежном инструментоведении (Е.Гиппиус, Э.Эмсгаймер,

Н.Бояркин, О.Элынек, Н.Шахназарова, Р. Зелинский), музыковедения (Л. Мазель, Е. Назайкинский и др.). В анализе были использованы некоторые методы социологических и когнитивных исследований.

Источниковую базу диссертации составили:

- источники по истории, теории, педагогики исполнительства на русских народно-академических инструментах,

- публикации в периодической печати,

- рукописи произведений «Терем-квартета»,

- звукозаписи произведений «Терем-квартета»,

- публичные концерты и выступления «Терем-квартета»,

- видеоматериалы: записи концертов, интервью, передачи о «Терем-квартете»,

- интернет-ресурсы.

Научная новизна. Впервые в науку вводится обширный материал по современному исполнительству на русским народно-академическим инструментам и одному из ведущих на сегодняшний день коллективов - «Терем-квартету». Автором впервые собраны, систематизированы и обобщены неизвестные ранее науке сведения о жанровой специфике, направлении музыки, репертуаре «Терем-квартета», о тех новаторских чертах, введенных в исполнительство на своих инструментах музыкантами ансамбля, а также впервые изучен новаторский феномен коллективного творчества, присущий «Терем-квартету».

Диссертантом впервые вводится термин «народно-академические инструменты» для определения инструментов, созданных В.В.Андреевым и введенных им в «Великорусский оркестр». Автор предпочел отказаться от использовавшегося до этого времени по отношению к этим инструментам термина «русский народный инструмент», чтобы отделить их от народных инструментов, функционирующих в живой традиции. Инструменты, которые используются в оркестрах андреевского типа, по своей сути не являются народными, хотя имеют в качестве прототипов традиционные инструменты и используются в музыке академического характера.

Практическая значимость исследования. Выводы, теоретические положения диссертации могут быть использованы в курсах истории русского народного инструментального исполнительства, при составлении учебных пособий в курсах теории и истории отечественной инструментальной культуры. Работа может быть применима в научных исследованиях по проблемам инструментального исполнительства и современной инструментальной музыки, а также при создании обобщающих трудов по музыкальному искусству народов России. Положения диссертации будут использованы автором в лекциях по русской музыке в Музыкальной академии (Южная Корея, г. Сеул).

Апробация работы. Концепция и результаты исследования обсуждались на заседаниях сектора инструментоведения Федерального государственного научно-исследовательского учреждения культуры «Российский институт истории искусств». Отдельные проблемы диссертации являлись темами научных докладов на Международных инструментоведческих конференциях, проводимых в Российском институте истории искусств: «Музыкальные инструменты в истории культуры» (2006), «К столетию русского баяна: Хроматические гармоники в музыкальной культуре» (2007), «Инструментальная музыка в межкультурном пространстве» (2008). По теме диссертации опубликовано три работы, одна из которых - в сборнике, рекомендованном ВАКом. Диссертантом также была создана конкурсная работа, получившая диплом на Всероссийском смотре научных и творческих работ иностранных студентов и аспирантов (Томск, 2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит, из введения, двух глав, заключения, списка литературы (145 наименований) и приложения - двух наиболее показательных с точки зрения стиля не опубликованных произведений «Терем-квартета» - «Русские страдания по токкате и фуге ре минор И.С.Баха» и «Фантазия № 1 на темы из «Времен года» П.И.Чайковского».

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современное исполнительство на русских народно-академических инструментах: совершенствование и китч"

Заключение

Терем-квартет» как феномен

Санкт-Петербургский ансамбль «Терем-квартет» - дитя своего времени, коллектив, который появился в эпоху перестройки - время, отмеченное преобразованиями во всех сферах искусства, в том числе и в музыке. Ансамбль родился в то время, когда исполнительство на русских народно-академических инструментах переживало свой кризис, оно было интересным лишь узкому кругу самих же исполнителей на них. «Терем-квартет» сыграл колоссальную роль в возрождении интереса к этим инструментам, коллектив поднял русские инструменты на невообразимую высоту. С момента своего основания в 1986 году «Терем-квартет» стал первопроходцем нового исполнения музыки на народных инструментах. Страстная, живая, по-настоящему будоражащая музыка русской души, охватывающая практически весь мировой репертуар классической музыки, буквально ворвалась на сценические подмостки конца 80-х.

Потрясающий феномен «Терем-квартета» заключается в том, что ансамбль в своем творчестве объединил совершенно разные исполнительские традиции - академическую консерваторскую выучку с элементами, характерными для народного творчества с его юмором, смеховой культурой, театральностью. Другой уникальный элемент творчества «Терем-квартета» - возрождение древнейших традиций импровизации и сочинения музыки.

Терем-квартет» был первым коллективом, отказавшимся от того нежизнеспособного репертуара, который исполняли до него все народники - обработок народных мелодий и переложений классических сочинений - и создал свой неповторимый репертуар. Для этого «Терем-квартету» пришлось стать композитором, который зарегистрировал свои авторские права под именем «Терем-квартет».

В результате у ансамбля возник феномен коллективности творчества, который свойственен в большей степени музыкантам бесписьменной традиции - народным, джазовым музыкантам.

Композитор «Терем-квартет» объединил в себе яркие творческие личности, которые в самом начале творческого пути условились не ставить личное над коллективным. Их личные индивидуальности не рвутся наружу. Это означает, что творческая воля каждого из них обогащает другого и находится в развитии, а не подавляется. Индивидуальность всего «Терем-квартета» намного сильнее каждого из музыкантов по отдельности.

Композиции, которые создаются композитором «Терем-квартет» - транскрипции и вольные фантазии на известные музыкальные темы, которые переплетаются в произведениях коллектива, будоража культурную память слушателя. Все эти произведения, как правило, объединены понятием «кроссовер» и находятся на пересечении различных стилей и направлений.

Стремление к смешению разных музыкальных культур, а также новые звуковые поиски приводят «Терем-квартет» к сотрудничеству со многими выдающимися музыкантами разных направлений — академических, джазовых, этнических и прочих.

Одно из главных устремлений ансамбля - быть интересными слушателям, приводит ансамбль к постоянному совершенствованию -совершенствованию в звуковом отношении, поиску новых художественных и технико-исполнительских средств. Каждый из музыкантов вносит новые приемы в исполнительство на своих инструментах. Особое исполнительское состояние, в котором существуют музыканты ансамбля - в постоянном «диалоге» со слушателем — приводит их к использованию театральных приемов, и каждое выступление ансамбля становится своеобразным спектаклем с участием выразительной мимики, жестов, а порой и небольших инсценировок.

Такая работа в пользу слушателя дает основания говорить об искусстве ансамбля как о китче. Но если это и китч, то оригинальный, неповторимый, направленный на развитие искусства и на пробуждение лучших человеческий чувств, создающий на основе всем известных произведений самостоятельные произведения искусства.

Все участники «Терем-квартета» убеждены в том, что колоссальная сила, заключенная в музыке - одна из фантастических возможностей менять мир к лучшему. В этом отношении прослеживается крепкая связь «Терем-квартета» с древними русскими представлениями о музыкальном искусстве, в которых вера в чудодейственную силу музыки была определяющей. Создание музыки XXI века - позитивной, энергетически заряжающей, несущей радость и любовь, меняющий мир к лучшему - одна из фундаментальных задач «Терем-квартета».

В модели многолетнего существования четверых музыкантов, в их методе можно найти ответы на вопросы жизни и смерти. Как удается этим выпускникам Ленинградской консерватории соединять на первый взгляд несоединимое, превращая все это в легкие, ни к чему не обязывающие бестселлеры? Как они, играя по законам шоу-бизнеса, без дураков остаются виртуозами высшей академической пробы? Чтобы разобраться в секретах их успеха, нужно еще раз внимательно произнести имя - «Терем-квартет». Два слова соединены по принципу мифологического кентавра: «Терем» тянет за собой историю вечную, сказочную, народную, иррациональную, «квартет» - обращен к традиции академической. Оба слова срослись идеально, как сознание и подсознание, дав жизнь творчески жизнеспособному бренду» . Потому и представлял ансамбль Россию и в студии Питера Гэбриэла Real World, и на Фестивале русского кино в Канне по приглашению Никиты Михалкова, и в Ватикане на площади Святого Марка перед 120 тысячами паломников, собравшихся на встречу с Папой Римским, и на праздновании 200-летнего юбилея Пушкина в Сент-Джеймском дворце по приглашению принца Чарльза.

Существуют классические квартеты, например, струнные. И существует «Терем-квартет». Вот уже двадцать два года. Но что такое «Терем-квартет»? Исследователи еще поломают голову над этим непростым вопросом. Наверное, их можно считать «веселыми ребятами» - это не противоречит истине. И можно признать серьезными людьми, имея в виду путь, который они прошли. А истина проста: «Терем-квартет» - суть от сути народного мировоззрения. Потому что русский человек на жизнь смотрит немножко иронично, а в будущее - с надеждой. «Терем-квартет» противоречит протоколу, регламенту, «заданности» - это вольный ветер, глоток свежего воздуха. И кураж! Опять же, свойственный истинно народному характеру.

Л/"

Дудин В. «Терем-квартет» // TimeOut - Петербург. 2007. № 8.

 

Список научной литературыСим Еунг Бо, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Авксентьев В. Оркестр русских народных инструментов. М., 1962.

2. Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты. М. 1949.

3. Аксюк С. На концерте оркестра им. Н.П.Осипова // Советская музыка. 1956. № 6.

4. Акопян Л. Музыка как отражение человеческой целостности // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Сост. М.Г.Арановский. М., 2007. - С. 70-81.

5. Актуальные проблемы оркестрового исполнительства на узбекских народных инструментах / Отв. Ред. А.Х. Ливиев. Ташкент, 1988.

6. Акулович В.И. С элементами театрализации // Культурно-просветительная работа. Л.: Музыка, 1981, № 5. - С. 34-36.

7. Акулович В.И. Использование театрализации в оркестровой художественной самодеятельности // Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Труды ЛГИК имени Н.К. Крупской. Вып. 75, 1982. С. 113-126.

8. Акулович В.И. К вопросу о работе дореволюционных любительских оркестров // Роль клубных учреждений в развитии музыкального творчества. Труды ЛГИК имени Н.К. Крупской. Вып. ■74, 1982.-С. 128- 136.

9. Акулович В.И. Культурно-просветительная деятельность создателей и руководителей первых оркестров русских народных инструментов (В.В. Андреев, Н.И. Привалов). Автореферат дисс. . кандидата пед. наук. Л., 1983. - 1,0 п. л.

10. Акулович В.И. Претворение традиций В. В. Андреева и Н. И. Привалова в концертном исполнительстве на народных инструментах // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы научно-практической конференции. М., 1988. С. 305-307.

11. Акулович В.И., Гланц Л. Б. Чем заполнить 13 тактов паузы? (Разговор о том, нужны ли баянистам . режиссеры?) // Культурно-просветительная работа. 1988. № 6. С. 31-32.

12. Акулович В.И. Богданов Ю.Б. Просветительская деятельность В. В. Андреева // Творческое наследие В. В. Андреева и практика самодеятельного инструментального исполнительства. Труды ЛГИК имени Н.К. Крупской. Вып. 121. Л., 1988. - С. 37-49.

13. Акулович В.И. Абакшонк A.B. Психологические проблемы руководства творческим процессом в ансамбле русских народных инструментов // Обучение дирижированию в вузе культуры. СПб., 1996. - С. 90 - 100.

14. Акулович В.И. Древнерусские музыкальные инструменты в концертно-просветительской деятельности Н.И. Привалова. Тезисы международной научной конференции. Российский институт истории искусств и европейское инструментоведение. СПб. 2002. С. 42-44

15. Акулович В.И. Великорусский оркестр В. В. Андреева. -СПб., 2003.-9 с.

16. Акулович В.И. Василий Васильевич Андреев создатель оркестра русских народных инструментов. - СПб., 2003. - 8 с.

17. Алексеев К. Самодеятельный оркестр народных инструментов. М., 1948.

18. Асафьев Б. Музыка города и деревни // Асафьев Б. О народной музыке. Л., 1987.

19. Балалайка // Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь: В. 82-х томах. Т. II а (4). СПб., 1891.

20. Банин А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М. 1997.

21. Бедерова Ю. «Шуткабаха» как «русский рок» // Время новостей. 2006. 15 ноября.

22. Бендерский Л. Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1983.

23. Бирюкова Е. Михалков поможет «Терему» // Известия. 2006. 15 ноября.

24. Благодатов Г. Русская гармоника. Л., 1960.

25. Блок В. Оркестр русских народных инструментов. М.,1986.

26. Бойко Ю. Еще раз о народных и «народных» инструментах // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре: К 70-летию Альгирдаса Вижинтаса: Материалы Международной конференции. СПб., 1999.

27. Бойко Ю. Русские народные инструменты и оркестры русских народных инструментов // Традиционный фольклор в современной художественной жизни (фольклор и фольклоризм) / Сб. трудов ЛГИТМиК им. Н.К.Черкасова. Л., 1984.

28. Бычков В. Анатолий Полетаев и русский народный оркестр "Боян". Челябинск, 1995.

29. Бычков В. Николай Чайкин. М., 1986.

30. Бычков В. Баяно-аккордеонная музыка России и Европы. Кн. 1, 2. Челябинск, 1997.

31. Варламов Д. Метаморфозы музыкального инструментария. Саратов, 2000.

32. Варламов Д. Народность музыкального творчества как социальный феномен в общественном сознании россиян. Саратов, 2000.

33. Василенко С. Страницы воспоминаний. М.; JL, 1948.

34. Верникова К. Все в «Терем»! // Петербургский календарь. 2003. Ноябрь.

35. Вертков К. Гусли; Домра // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти томах. Т. 2. М., 1974.

36. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975.

37. Вертков К., Левин С. Музыкальные инструменты // Музыкальная энциклопедия: В 6-ти томах. Т. 3. М., 1976.

38. Ветхова А. Кто в тереме живет? «Собачий вальс» о грустном и веселом // Культура. 1998. 31 декабря.

39. Ветхова А. Скоморошьи забавы: 15 лет «Терем-квартету» // Культура. 2001. 5-11 апреля.

40. Виктор Ерофеев: «Демократия разъедает культуру». Не так страшен китч, как его малюют // Огонек. 2005. № 17-18.

41. Виноградов Д. У истоков новой музыки в республиках Советского Востока // Советская музыка. 1971. № 9.

42. Вольфович В. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Челябинск, 1997.

43. Вызго-Иванова И. Новые пути жанра: О сочинениях 1960-х годов для русского народного оркестра ленинградских композиторов // Советская музыка. 1973. № 2.

44. Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего Востока. М., 1982.

45. Ганкин Jl. Званый балаган // Коммерсантъ Weekend. 2008. 4 апреля.

46. Гданьский Л. Производство гармоник и других музыкальных инструментов кустарным путем. СПб, 1910.

47. Гиппиус Е. Интонационные элементы русской частушки // Советский фольклор: Сб. статей и материалов. № 4-5. М.; Л., 1936.

48. Глазунов В. Ансамбли русских народных инструментов в современных условиях // Механизм передачи фольклорной традиции. СПб., 2004.

49. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М.,1971.

50. Гусев В. Фольклор в художественной самодеятельности // Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968.

51. Давыдова Т. Балалайка и солянка международного потребления // Портал Культура. 2004. 18 марта.

52. Димант М. «Терем-квартет»: Фольклор это не мертвая музыка // Деловой Петербург. 2006. 3 марта.

53. Домра, балалайка: история, теория исполнительства, методика преподавания / Ред.-сост. В.С.Чунин. (Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 147). М., 2000.

54. Дорожкин А. К 45-летию Русского народного оркестра: О Таллиннском оркестре русских народных инструментов под управлением Г.К.Медведева // Советская музыка. 1951. № 9.

55. Дудин В. «Терем-квартет» // TimeOut Петербург. 2007.8.

56. Жажело Е. Музыканты пошутили второго апреля: 15-й день рождения «Терем-квартета» // Культура. 2002. 11-17 апреля.

57. Игнатьева М. Ноктюрн Шопена для большой балалайки. «Терем-квартет» в Кремле // Культура. 1998. 14 мая.

58. Илюхин А. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. Вып. 1. М., 1969.

59. Илюхин А. Методических материал к курсу исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 2. М., 1971.

60. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах: Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. М., 2002.

61. Имханицкий М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. М., 1981.

62. Имханицкий М. Переложения музыкальной классики в современном репертуаре русского народного оркестра // Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике / Ред.-сост. А.Малинковская. (Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 53). М., 1981.

63. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987.

64. Имханицкий М. Просветительские идеи В.В.Андреева: История и Современность // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюзной научно-практической конференции. Ч. 2. М. 1988.

65. История русской музыки. В 10-ти т. Т. 1 / Ю.Келдыш. М.,1983.

66. Калинина И. Фамилия композитора — «Терем-квартет» // Росбалт. 2002. 5 января

67. Киприянов В., Масляненко Д. В поисках репертуара для народных оркестров // Музыка и революция. 1929. № 7-8.

68. Колчева М. Творческая деятельность В.В.Андреева и его великорусского оркестра // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики / Ред.-сост. А.Малинковская. (Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 24). М., 1976.

69. Кошелев В. Скоморохи и скоморошья профессия. СПб.,1995.

70. Кошелев В. Скоморохи: инструментоведческий аспект // Вопросы инструментоведения: Сб. реф. Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения». СПб., 1993.

71. Леонова М. Николай Будашкин. М. 1987.

72. Липе Ф. К вопросу об исполнении современной музыки для баяна // Вопросы профессионального воспитания баяниста / Отв. ред. Б.Егоров. М., 1980.

73. Луначарский А. В мире музыки. 2-е изд. М., 1971.

74. Лювов-Почепский Л. Производство народных музыкальных инструментов // Пролетарский музыкант. 1930. № 6.

75. Лямина А. Кто в «Тереме» живет? // Агентство культурной информации: Новости культуры российских регионов. Нижний Новгород. 2006. 09 февраля.

76. Максимов Е. Оркестры и ансамбли гармоник. 3-е изд. М.1979.

77. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1983.

78. Максимов Е. Русские народные. // Советская музыка. 1985. № 11.

79. Максимов Е. Российские музыканты-самородки. М., 1987.

80. Мартынов И. Николай Будашкин и русский народный оркестр // Мартынов И. О музыке и ее творцах. М., 1980.

81. Мациевский И. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Алматы, 2007.

82. Мациевский И. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования // Актуальные проблемы современной фольклористики. JL, 1980.

83. Мациевский И. О взаимодействии традиционных и вторичных форм бытования фольклора в современности // Традиционный фольклор и современность. М., 1978.

84. Мациевский И. Отражение специфики инструментария в музыкальной форме народных инструментальных композиций // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л., 1986.

85. Мациевский И. Современность и инструментальная музыка бесписьменной традиции // Современность и фольклор. М., 1977.

86. Мациевский И. В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии // Методы изучения фольклора. Д., 1983. - С. 54-63.

87. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967.

88. Мирек А. Гармоника: прошлое и настоящее: Научно-исследовательская энциклопедическая книга.

89. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября (1917-1920) / Ред.-сост. С.Степанова. М., 1972.

90. Народ // Советский энциклопедический словарь. М., 1984.

91. Народные музыкальные инструменты // Энциклопедический музыкальный словарь / Авторы-сост. Б.Штейнпресс, И. Ямпольский. 2-е изд. М., 1966.

92. Новосельский А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. М., 1978.

93. Оркестр имени В.В.Андреева / Сост. А.Коннов; автор очерка А.Коннов. Л., 1987.

94. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер / Сост. В.Панин. М., 1986.

95. Павлова Е. Право творить что творят // Оренбургская неделя. 2000. 1 марта.

96. Пересада А. Справочник балалаечника. М., 1977.

97. Пересада А. Балалаечных дел мастер: очерк жизненного и творческого пути С.И.Налимова. Сыктывкар, 1983.

98. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов: Справочник. М., 1985.

99. Пересада А. Балалайка. М., 1990.

100. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993.

101. Перова Н. Аналогов не имеет // Новый город. 2003. 12 декабря. Саров.

102. Петрова А. Сердца четырех // Коммерсантъ Санкт-Петербург. 2001. 28 ноября.

103. Петрова Е. Хулиганствующие виртуозы // Аргументы и факты — Петербург. 2002. 6 марта.

104. Пожидаев Г. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны // Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. М., 1970.

105. Попов И. Ближе к народу // Советская культура. 1953. 4февр.

106. Попова Т. Основы русской народной музыки. М., 1977.

107. Попонов В. Оркестр хора имени Пятницкого. М., 1979.

108. Поспелов П. Петербургские оборотни // Ведомости. 2006. 19 мая.

109. Преображенский Г. Пути развития исполнительства на русских народных инструментах в Ленинграде в 1917-1941 гг.: Автореф. дис. канд. искусствоведения. JL, 1983.

110. Привалов Н. Танбуровидные музыкальные инструменты // Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний. Вып. 6. СПб., 1905.

111. Р. Своевременное начинание: Симфонический оркестр народных инструментов в Харькове // Музыкальная культура. 1924. №3.

112. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. Т. 4. М., 1956.

113. Роль оркестров народных инструментов в межэтническом общении / Ред.-сост. М.Имханицкий. (Сборник РАМ им Гнесиных. Вып. 153). М., 1999.

114. Рудица Р. Терем-концепт: Постмодернизм a la rus // Красный. 2003. Ноябрь.

115. Русский Н. Веселый питерский «Терем-квартет» отмечает юбилей // Вечерняя Москва. 2006. 30 мая.

116. Садых-заде Г. Тайные источники народной любви // Время МН. 2002. 17 января.

117. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. М., 1968.

118. Соколов Ф. В.В.Андреев и его оркестр. Л., 1962.

119. Соколов Ф. Русская народная балалайка. М., 1962.

120. Солосин И. Музыкальные инструменты русского народа. СПб., 1909.

121. Струве Б. Процесс формирования виол и скрипок. М.,1959.

122. Сухорослов В. Из истории народного инструментального исполнительства в Центральной России. Орел, 2000.

123. Тарасов В. Андреев и Москва // Народник. 2003. № 2.

124. Тихомиров Р. О музыкальной самодеятельности // Советская музыка. 1951. № 9.

125. Фаминцын А. Скоморохи на Руси. СПб., 1889.

126. Фаминцын А. Гусли. Русский народный музыкальный инструмент. СПб., 1890.

127. Фаминцын А. Домра и сродные ей танбуровидные инструменты русского народа. СПб., 1891.

128. Филановский Б. Терем-квартет. Classical // Мир Петербурга. 1998. № 1 (13).

129. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. В 2-х т. Т. 1.М.; Л., 1928.

130. Фокин М. «Терем-квартет»: Бах пришел бы на наш концерт // Новая Сибирь. 2002. 26 июля.

131. Хабаров К. Ударники культурного фронта // Клуб. 1933.1.

132. Цуккерман В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М., 1985.

133. Чагадаев А. В.В.Андреев. 2-е изд. М., 1961.

134. Черников Н. Балалайка и балалаечники // Неделя. 1968. 15сент.

135. Шервуд О. Бас-балалайка и ее друг контрабас // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 11 марта.

136. Штибер Н. В.В.Андреев. СПб., 1898.

137. Яковлев Ю. История русской домры: На подступах к Новому прочтению // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. трудов. М., 1993. Вып. 2. Ч. 1.

138. Ястребов Ю. Воспевший балалайку // Народник. 2000. №2.

139. Ястребов Ю. О «Скоморохах» и многом другом // Народник. 2001. № 3.

140. Ястребов Ю. Виктор Акулович и его «Скоморохи». СПб.,2004.

141. Sachs К. The history of musical instruments. N.-Y., 1940.

142. Русские страдания по токкате и фуге ре-минор И.С.Баха1. Токката1.ерем Квартет1. Домра малая1. Домра алы оная1. Баян1. Балалайка Контрабас1. П\1. Пг1. С.М. лД Л- М- Л- лй^енг г гг да1. Р+Ошвн-ЕтЖл