автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Современные кыргызско-украинские этнокультурные взаимосвязи (на материалах Кыргызстана)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Мамбетова, Бубушайыр Акматалиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Современные кыргызско-украинские этнокультурные взаимосвязи (на материалах Кыргызстана)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современные кыргызско-украинские этнокультурные взаимосвязи (на материалах Кыргызстана)"

. АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОВЕЕЕНИЯ. ФОЛЬКЛОРИСТИКИ И ЩВ.ОЛОШ им. М.Ф.РЬИЬСКОГО

На правах рукописи ГШБЕТОВА Бубушайнр Акматалиевна

СОВРЕМЕННЫЕ КЫРГЫЗСКО-УКРАИНСКИЕ

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ /на материалах Кыргызстана/

Специальность 07.00.07. - Этнология /этнография/

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученей степени кандидата исторических наук

КИЕВ- 1993

Работа выполнена в отделе проблем этносоциологии Института искусствоведения, фолнклористики и этнологии им.М.Ф.Рыльского АН Украины .

Научный руководитель

Официальные оппоненты:

- кандидат исторических наук А.В.Орлов

доктор исторических наук, профессор В.И.Наулко

кандидат исторических наук Г.С.Щербий

- Центр этносоциологических и эгнополитических исследований Института социологии

^ АН Украинч у/

Защита состоится "5 "-яянл 1993 г. в —— час. на заседании. Специализированного совета Д.016.36.01 по защите диссертаций на ■ соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте искусствоведения, фольклористики и'этнологии им.М.Ф.Рыльского АЙ Украины /252001, Киев-1. ул.Грушевского,4, 1У этаж, кинозал/

Ведущая организация

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им.М.Ф.Рыльского

Г.

Автореферат разослан 1993 Г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат филологических наук (

О.О.Микитенко

-АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Изучение специфики этнического развития групп некоренного населения, проживающих за пределами основной территории расселения этноса, в инонациональном окружении - одно из важных исследовательских направлений в современной этнографической науке.

Развитие национальных групп, оказавшихся вне рамок своей этнической среды, сопровождается формированием специфических этнокультурных контактов. В связи с этим большое значение имеет систематическое изучение этнодемографических, этносоциальных, этнокультурных, этнопсихологических и этноязыковых аспектов развития этих, групп, оказавшихся в инонациональном окружении1.

В условиях обретения своей национальной государственности йыешими республиками Союза особенно возрос интерес к изучении проблемы взаимоотношений коргнной нации и этнических групп, которые, как известно, складываются далеко не однозначно. Они требуют к себе пристального внимания со стороны этнологов, этносоциологов и политологов, и прежде всего для выработки принципиально новых

подходов в политической и культурной сферах жизни не только для обеспечения всем этносам равных возможностей для полнокровного национально-культурного развития и свободного проявления этпичнос-ти, но и для поддержания социально устойчивого равновесия в развитии всего общества.

Примером подобного рода может служить объект нашего исследования - сельское украинское население, проживаюцге впе основной территории расселения украинского этноса. Конкретно-речь о Кыргыз-• стане. По'данным Всесоюзной переписи населения 1689 года, численность украинцев здесь составляет 108,0 тыс. человек, то есть около 2,2% от всего населения. Большинство украинцев проживает в городах и районах республиканского подчинения Чуйекой области - 47,5 тис. человек и в г.Бишкеке - 33,9 тис. человек. Кроме того, 18,4 тыс. человек живут в Ошской области и 7,7 тыс. человек - в Иссак-Куль-ской котловине. Первые появления украинцев на территории Кыргиаста на приходятся на вторую половииу Х11 в. Таким образом, формирование украинской диаспоры протакало на Тянь-Яанв в течение весьма длительного времени. В некоторых районах значительная "эсть украин-

^Тишков В.А. Современная этнография! преодоление кризиса //Этнографическое обозрение, 1992, Я1; Евтух В.Б. Етвопол1тнчний ренвсанс в Укра1н1 та ;кра1иська д1аспора: проблема взаемод11 //Укра1нська д1аспира. -Китв-Чикаго, 1992, %2.

цев по-прежнему проживает компактными группами. В ходе тесных контактов киргизов и украинцев тли естественные процессы взаимообмена культурными ценностями и трудовыми навыками.

Материалы проведенного исследования позволяют проследить истории этого переселения, вчяеить закономерности этнического развития, охарактеризовать современное состояние исследуемых зтногрупп.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ, Анализ литературы по избранной теме показывает, что с. )блематика этнокультурных взаимосвязей кыргызов и украинцев практически не исследовалась. Е статьях, записках дореволюционных авторов о Туркейганоком крае встречаются лишь разрозненные наблюдения о численности, национальном составе жителей, влиянии внутренних и внешних миграций на структуру населения Кыргыз-стана после его вхождения в состав России!

И лишь с середины 60-х годов начинает проявляться интерес у кыргызских историков к изучению состава и численности населения дореволюционного Кыргызстана. В работах Б.Д. Дкамгерчинова и K.J. Усенбазва^ эти проблемы рассматриваются, как правило, попутно при разработке других тем. Специально проблемам демографии населения Кыргызстана посвящена статья В.М. Плоских? охватывающая период со.второй половины XIX - до 50-х годов XX в. Автор обобщи! фок—, тичаемай материал я * проанализировал в основном динамику

численности кыргызского населения в досоветский период.

6 работах Г.К. Кронгардта4 рассматриваются основные демогра-

^ Пален К К. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению сенатором гофмейстером К.К. Паленом. Переселенческое дело в Туркестане. - СПб: Сенатская типография, 1910.

2

Лжамгорчннов Б.Д. Добровольное вхождение Киргизии в состав России. - Фрунзе, 1963; '.Усеябавв К.У. Общественно-экономические отношения киргизов /вторая половина ИХ - нач. XX в./. - Фрунзе. 1980.

3 Плоских В.М. Динамика численности населены Киргизии за 100 лет // Изв. АН Кирг. ССР. - 1966, »91.

4 КронгардтГ.К. Динамика численности Семареченской области я последней трети XIX - нач. XX в. // История к современность. - «рун-зв, 1982; Он хе. Население Южного Казахстана и Северной Киргизии

в последней трети XU - нач. XX в. /1867-1914гг./. - Автореф. ДЯСС...К8НД. ист. наук. - Фрунзе, 1985.

фические характеристики населения Южного Казахстана и Северной Киргизии с последней трети Х1Х в. по 1914 г. В его публикациях впервые предпринята попытка дать цельную картину переселения украинцев в Кыргызстан, рассмотрены процессы формирования и изменения в ^вязи с этим этнического состава населения. В той или иной связи затрагиваются интересующие нас проблемы и в публикациях А.С.Желоховцева. В них показаны изменения' в этническом составе и в социальной струк- -туре республики в те или иные периоды времени. Наряду с другим материалом здесь приведейы сведения, относящиеся к украинцам! ■

В работе привлечена различная по тематике литература, в которой в той или иной мерс затрагиваются вопросы, связанные с формированием этнического состава населения республики, с переменами в се-мейно-брачннх отношениях киргизов, с материальное и духовной культурой народов региона, процессами их взаимодействия и взаимовлияния. В этом плане следует выделить публикации З.Н. Басилова. Н.Е.Бешаха-повой, Г.П.Васильевой, Т.В.Станюкович и др.

Диссертант также использовал значимые в методологическом и методическом отношении для его темы работы современных этнографов - О.В: Бромлея, С.И.Брука,М.Н.Губогло. Л.М.Дробихевой, В.С.Ззлепчука,

о

В.И.Козлова и дрт

Существенную помощь в разработке темы оказали работа М.Грушевского? в которых содержатся конкретно-исторические подходы к проблемам национальных меньшинств в условиях построения независимого украинского государства, а также обобщающие исследования таких этнографов Украины, как В.И.Нзулко, А.В.Орлова, А.П.Пономарева, Л.ф.Дртюх и др1, посвященные изучению этнокультурных характеристик украинцев,

1елоховцев A.C. Миграционные процессн населения дореволюционной Киргизии //Изв. АН Кирг.ССР, 1988.Л1i Он же. Национальная и социальная структура населения Киргизии /конец Х1Х - 30-годы XX в./ -Авто-реф. дисс... канд. ист. наук. -Фрунзе, 1987.

2См..например: Бромлей О.В.Очерки теории этноса.-М.,1983; Арутю-пян Ю.В., Дробижева Л.М.Многообразие культурпой лизни пародов СССР. -М.,1937; Зеленчук В.С.Население Бессарабии и Погнзстрорья в XII в. /Этнические и социально-демографические процессы/.-Кишинев.1979} Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР.-М. ,1984; и др.

3Сн..например: Грушевський И. На пороз1 ново1 Укра1ни.-К.,1?Лй.,

4См.,например: Наулко В.И. Развитие межэтнических связей на Украине.-К.,1975; Украинско-молдавские этнокультурные взаимосвязи в период социализма.-К., 1987; Пономарев А.П. Развитие семьи и брачно-семейиых отношений па Украине.-К;, 1939; Артет Л.Ф. Народна харчу-вання укра1нц1в та рос1ян п1 вн1чно-сх1дних район1в Укра1ни.-К. ,1982; Пашкова Г.Т. Етнокультурн1 зв'язки ук'ра1нц1в та б1лорус1в Пол1сся.-К.. 1978.

проживающих в иноэтнической среде. В этих публикациях отражен накопленный украинзкими учеными значительный теоретико-методологический опыт изучения как национальных групп, так и этнокультурных взаимосвязей украинцев с соседними народами.

Из трудов этнографов республики Кыргызстан были использованы работы Т.Б.Баялиевой, A.A.Асанкэнова, А.С.Кочкунова, Ч.К.Омурбекова и др!

Таким образом, есть основания говорить о том, что специального исследования, посвященного украинцам Кыргызстана, до сих пор не проводилось.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ. Основная цель предложенной работы в ток, чтоби на конкретном историко-'этнографическом и этносоциологическом • материале выявить и проанализировать те изменения или значимые явления, которые складываются или уже сложились в культуре и быту сельского кыргызского и украинского населения Кыргызстана, определить главные причины и закономерности этих явлений и попытаться дать общую оценку этнокультурных процессов среди населения республики.

Таким образом, конкретные задачи настоящей диссертационной работы состоят в том, чтобы:

- охарактеризовать особенности расселения украинцев в республике Кыргызстан и прежде всего в сельской местности, их этносоциальной структуры;

- проследить характер и интенсивность культурно-хозяйственных взаимовлияний украинцев-переселенцев и ыеотных жителей;

- проанализировать этнокультурные перемени в духовной сфере, семейно-бытовой и культурной жизни украинцев и киргизов, общее и этноспецифичеокоо в их обычаях, обрядах и традициях, состояние этнокультурных взаимосвязей.

Баялиева Т.Б.Религиозные пережитки у киргизов и их преодоление. - Фрунзе, 1981; Асанканов A.A. Социально-культурное;развитие сов-' ременного киргизского сельского населения. - Фрунзе, 1989: Кочкунов A.C. Новое к традиционное в структуре современной киргизской сельской семы. - Автореф. дисе... канд. ист. наук. - и,, 1986; Омурбеков Ч.К. Развитие материальной культуры киргизского сельского яаоеления. - Автореф. диос... канд. ист. наук. - И., 1990.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации заключается в том, что в данной работе на основе изучения и обобщения этнографического и этносоцио-логического материала впервые .рассматривайте* вопроси расселения украинцев и динамика их численности, изменения в духовной сс*».рв, изучайте* традиции в внновацци в семье и семенном би?у._ в обрядах и обычаях украанцев Кнргнзстана.

Значительное внимание уделено роли меянадиоиальннх атноконтактов в повседневной жизни и бйтовой культуре населения республики. В научный обиход вводится значительное количество новых фактологических данных.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом исследования стало сельское кыргызско-украинское население в. пределах Кыргызстана» В качестве объектов репрезентации для этносог(иологического изучения проблемы внимание сконцентрировалось яа таких населенных пунктах - с.Теплоключенка /кыргызско-украинская этническая среда/ Ак-Суйского. района Иссы. Куль ской области, с.Садовое /украинско-русско-кнргызская этническая среда/ Московского района Чуйской областей с.Куршаб /кыргызско-украин-ско-узбёкская среда/.Узгенского района ОшскоЙ области.

При построении выборки учитывались следующие факторы: пояиэт-ничность исследуемых областей и■процентное соотношепио в них осио>5-ных национальностей; близость /отдаленность/ городских а размеры сельских поселений. КрЬме того, во внимание принимались социально-экономические характеристики этих районов и особенности культурной среды,яа основании'.чего типологизировая выбор характерных для всего региона поселений. При исследовании кыргызско-украинского населения в силу его многочисленности использована так называемая районированная выборка о пропорциональной раскладкой по полу, возрасту и социально-профессиональной принадлежности. Аналогичные методы отбора типичных единиц использовались■и в других социологических исследованиях!

ИСТОЧНИКИ. Первую группу источников составляет материалы автора, личные наблюдения, беседы о информаторами. Вторую группу источников представляют материалы этносоциологического исследования

1См. гАрутвияя Ю.В., ,Дробижева -J-.H., Кондратьев B.C.,., Сусоко-лов A.A. Этносодиология: цели, методы и некоторые результаты'исследо-■ вания. - М., 1984. . ..

проведенного диссертантом в 1989-1990 гг. в с.Теплоключенка Ак-Суй-ского района, в с.Садовое Московского района и с.Куршаб Узгенского района. Массовые опросы проводились в форме анкетирования. В ходе анкетирования было опрошено почти 2.5 тыс. человек /среди них 1,2 тыо. украинцев/ взрослого населения. Опрос проводился в форме стандартизированного интервью. Составление я подготовка программы для ЭВМ, как и обработка материалов /кодирование, ввод данных в ЭВМ, получение конечных результатов/, осуществлены в Вычислительном центре КыргызгосуниБерситета.

Третью группу источников представляют данные переписей 1897, 1926, 1959, 1970, 1979, и 1989 годов. Они позволили воссоздать картину формирования национального состава Кыргызстана и место украинской этнической группы в его структуре. Помимо данных переписи во всех обследованных сельсоветах обрабатывались нехозяйственные книги.

Важным фактическим источником стали документы Центрального Государственного архива /ЦГд/'Кыргызстана, Центрального Государственного архива /ЦТА/ Узбекистана, Центрального Государственного архива /ЦТА/ Казахстана, а также материалы республиканской и честной периодической печати.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации заключается в том, что на основе изучения различных сторон украинско-кыргызских отношений в Кыргызстане возможно использовать полученные результаты для прогнозирования их дальнейшего развития, для дальнейшего сравнительного анализа положения украинцев, проживающих вне своей этнической территории. Основные положения и выводы, сформулированные в данной работе, могут быть использованы ж ужа используются при подготовке лекций по этнографии, при исследовании современных этнических процессов,в республике, для подготовки учебно! литературы, а также как фактологические источник при последующем изучении этнических процессов в Кыргызстане. . ■

АПРОБАЦИЯ РАБОТН. Некоторые результаты исследования и основные положения диссертации отражена в докладах и сообщениях на ряде международных, всесоюзных, республиканских и региональных конференций и семинаров, в т. ч. на республиканской научно-теоретической конференции *Ети1чна саносв1 дсм1 сть: нац1 ональна культура" в Киеве /1991/,. всесоюзной научной конференции "Веянациональные проблемы в конфликты: поиски их решения" в Бишкеке /1991/. всесоюзном семинаре "Мировоззрение и научное познание: человек, быт*е. культура" в Переяслав-Хмель-

ницком /1991/, международной научной конференции "Етнограф1 чна спадщина 1 нацЮнальне вТдродження"' в Киеве /1992/, По теме диссертации опубликованы 8 работ общим объемом 3,5 п.л.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, грех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

, Во введения обоснованы актуальность я научная значимость темы диссертации, цель и задачи исследования, показаны новизна и степень разработанности темы, изученности объекта, дано также описание источниковедческой базы и структура работы.

В первой главе - "Формирование и динамика численности современного сельского население Кыргызстана" аналязируе.история переселения украинцев в Кыргызстан и их место в современной этническим составе республики. Речь идет о том, что первые группы украинцев появились на территории Кыргызстана во второй половине XIX в» с началом масштабной крестьянской реформы в России, начатой в 1861 г. В этот период обозначился резкий переход экономики, в том числе сель-• скахозяйствеяной:, на капиталистический путь развития. В это зреия в центральных губерниях России,1 Украина. Белоруссии, Прибалтики отмечается интенсивное оббеэемеливаняе больших масс крестьянства, что и стало побудительной причиной массовых переселений украинских крестьян.

Основной поток переселенцев на территории Киргизетана распределялся по трем основным направлениям: северном - Пржевальский уезд в нынешней Иссык-Кульской области, центральном - Пишпекский уезд в нынешней Чуйской области и южном - Андижанский уезд в нынешней Ошской области. Царское правительство старалось регулировать это перемещение, создавало определенные условия для переселенцев: им предоставляли льготы при получении земельного надела, води, леса и другие. С каждым годом размещение переселенцев становилось все более затруднительным. Но несмотря на это росло число так называемых самовольных переселенцев. Случалось так, что прибыв ча место, переселенческая беднота, полностью разорившаяся в дороге, вынуждена была возвращаться в Украину.

Па новых местах расселения украинца достаточно быстро адаптировались к новому образу жизни, к климату, земельным особенностям, к ведению хозяйства в ином этническом окружении. Помимо традиционинх землед^пия, стойтового животноводства, пчеловодства, переселенца

очень быстро осваивают совершенно новые для них отрасли хозяйства -"такие, как охота, шелководство и др.

В результате миграций, а такие потоки шли не только из Европейских/России, Украины, Прибалтики М другие'/.. • Сибирских, но также из восточных районов, Кыргызстан стал многонациональным краем, на развитие которого оказали прямое влияние многие народы. В течение столетий в Кыргызстане'формировался очень сложный этнический состав населения. По данным Всесоюзной переписи 1989 г., население республики составило 4,3 млн. человек, в том числе киргизов насчитывалось 2,2 млн. человек, русских - 919,6 тыс., узбеков -550,0 тыс., украинцев - 108.0, тыс.немцев - 101,3 тыс.. татар -70,0 тыс.. казахов - 37,3 тыс., уйгур - 36,8 тыс., дунгая - 36,9 тыс., турков - 21,2 тыс., корейцев - 18,4 тыс. в др. В современном этническом составе Кыргызстана сегодня представлены около ста национальностей

Материалы переписи населения 1926 г. в. сопоставлении с данными переписи других лет дают наглядное представление о подвижности населения Кыргызстана. Мигранты /внутри и вне республики/ составляли 172,2 тыс. человек, или 17,3% от всего населения. Из них на кыргызов приходится 34,4%, на русских -'33,4? и украинцев - 18,5%. Цо переписи 1926 г. в Кыргызстане коренное население составляло 66;6%, русских - 11,7%, узбеков - 11,ОХ, украинцев - 6.4%, дунган - 0.6%, татар - 0,5$ и др. А сельское население составляло 872,0 ^ тне. человек.. Наибольший удельный вес среди сельчан-составляли кыргызы /75,2Х/, русские /в,2%/, украинцы/6,9%/, узбеки./6,7%/,

С 1926 по 1959 гг. чяслепность коренного населения киргизов увеличилась- на 1и72,8 тыс. человек. К 1959 г. отмечено резкое увеличение численности всего населения, несмотря на существенные военные потери. Значительный рост русского этноса за этот же период /32,1% от общего числа населения/ объясняется интенсивными миграциями. главным образом с целью создания новых промышленных предприятий. Более чем втрое увеличилась и численность украинцев - от 41,3 тыс. до 137,0 тыс. человек.- Что касается другого крупного этнического меньшинства - узбеков /с 109,0 тыс. в 1926 г. до .218,8 тыс. в 1959г./, то здесь продолжался начавшийся процесс ассимиляции их части киргизами. В период между этими переписями особенно заметно изменился этнический состав городов. Так, удельный вес кыргызского городского населения вырос с 4,6 до 13,2%, русских - с 37,3 до 60,0%. Удельный

-'и -

вес сельских кителей в составе всего населения республики-уменьшился с 87.8 до 66,2$.

■Столь же существенные изменения этнического соотава показали и последующие переписи населения в 1970-1989 гг. На динамику этнической структуры населения-заметное влияние ока5&ли различия в. демографическом поведении•отдельных групп, а также этнические процессы. Помимо миграций определенное воздействие на динамику этнического состава оказывали различия в уровне естественного прироста у разных народов. Численность кыргцзой возросла с 43,8$ в 1979 г. до 52,4$ в 1989 г. Обшее число населения в республике в 1989 г. достигло 4257,8 тыс. человек, увеличившись за 30 лет на 1325.0 тыс. Удельный рост численности русских имел лишь незначительную тенденцию к росту. Численность украинцев начала снижаться. Это объясняется частичной асслмиляцизй украинцев с русскими, а также очень низким естественным приростом-в этой этногруппе. Незначительно возросла численность уйгур, казахов, таджиков, дунган* Абсолютное и относительное число евреев я немцев в эти десятилетия уменьшилось, и, в первую очередь, в результата интенсивной эмиграции.

Вторая глава - "Социальнаькультурная характеристика кыргызского и украинского, населения" - состоит из двух параграфов, в которых рассматриваются социально-этническая структура кыргызов и украинцев, современные национально-языковые процессы в их среде.

Перемены в социальной структуре кыргызов и украинцев связаны с интенсивными интеграционными процессами в экономике, культуре и духовной шзни. Это' подтверждает существенные изменения в 1970-1990 гг. социального состава населения республики. Так, с 1970 г. по 1989 г. доля рабочих среди занятого населения у кыргызов увеличилась с 41,1 до 55,2/5, служащих - с.12,1 до 26,3%, а число колхозников .уменьшилось с 46,4 до 18,4$. У украинцев доля рабочих в 1970 г.- составляла 60,1 /С, к 1979 г> она уменьшилась на 8,7# и к 1939 г. вновь поднялась на 2,2%, что свидетельствует о неравномерности социальных изменений.

Доля всего сельского населения и доля колхозников сокращается разными.темпами. Наиболее заметные темпы характерны здесь для украинцев, в то время как у кыргызов сельское население остается относительно стабильным. ЗСог*. заметим, доля колхозников.также ощутимо сокращается. Вообще Кыргызстан относится к числу тех государств СНГ, где сельское население продатаает преобтадать и где' наблюдается его абсолютный количественный прирост. Причем, здесь нужно отметить определен- .

кую специфику: если в абсолютном исчислении прослеживается рост, то удельный вез сельских жителей в составе населения, наоборот, уменьшается. Однако процессы эти происходят невысокими темпами и отличаются эволюционным характером. Причина этого - активная миграция сельского населения в городскую местность и за пределы республики.

Внутриреспубликанская миграция из села в город существенно влияет на повышение удельного веса интеллигенции и рабочих. В 1989 г. из общего числа выбывших из городских поселений мигранты составили в пределах республики 52,5%, а за пределами республики - 47,5%. Из выбывших за пределы республики мигрантов 3,5% мигранты-украинцы. Кроме того среди сельчан немало маятниковых мигрантов. Например, в с.Теплоююченка 23% всех сельских кителей заняты на городских предприятиях и ежедневно совершают поездки в г.Пржевальск и обратно. Более 46% маятниковых мигрантов составляли кыргызы и 38% - украинцы.

Современная социально-профессиональная структура сельского населения стала складываться после войны, когда в колхозах и совхозах начали интенсив;о формироваться кадры квалифицированных специалистов и механизаторов. В параграфе освещены основные структурные изменения, происходящие в социально-профессиональных группах украинцев и кыргы-зов, их образовательном и квалификационном уровнях.

По- приведенным в диссертации данным видно, что в исследуемых селах численность специалистов высшей и средней квалификации, руководителей с высшим в средним специальным образованием по некоторым специальностям возросла в два и более раза.- Однако в целом образовательный уровень сельского населения существенно отстает от городского.

В этой же главе рассматриваются этнические процессы, связанные с функционированием национального языка. Материалы переписей населения свидетельствуют о том,' что'-у украинцев Кыргызстана круг лиц, назвавшим родным язык своей национальности, постепенно сужается, В то же время растет число украинцев, для которых родным стал русский язык. В 1989 г. 'считали родным язык своего этноса 99,455 киргизов, 35,2% украинцев. Цифрн эти представляются несколько завышенными в связи.С начавшимися процессами росга национального самоосознания. В сельской местности, где у украинцев глубже слой элементов традицион но-бытовой культуры и выше удельный вес ценностных ориентаций на сохранность родного языка, сфера его функционирования значительно шире, чем в городе. При этом снижение престижа родного языка в селе заметно меньше, нежели в городской среде, в которой процессы языковой асси миляция получили -у украинцев широкое распространение.

Особую роль в развитии культуры всех народов Кыргызстана играл и продолжает играть русский язык. В 1989 г. удельный вес указавших родным языком русский язык у украинцев составил 64,8$. Таким образом, почти две трети украинцев Кыргызстана считают русский язык родным. Но наряду с этим, для части украинского населения вторым родним языком, .особенно -в, сельской местности, становится кыргызский и реже -узбекский, казахский, немецкий языки. Например, по переписи населения 1989 г. 0,02$ украинцев в республике считают родным языком кыргызский язык, а свободно владеют им 1,6^ украинцев. Одновременно с этим в сельской местности республики возростает число лиц коренной национальности, .которые свободно владеют русским языком, наряду с родным. Если в 1979 г. из общего числа сельских кыргнзов. 21,6% свободно владели вторым языком /русским/, то в 1989 г. - 28,8%. Значительное число сельского кыргызского населения свободно владеет также украинским и немецким языками, главным образом в местах совместного проживания.

В процессе повышения.языковой компетенции сельских киргизов и украинцев основную роль играет еощеобразовательная школа. Современная школьная система в республике позволяет каждому'ее жителю свободно выбирать кыргызский или русский язык в качестве языка обучения в школе. Из опрошенннх кыргнз'ов и украинцев в русской школе хотят обучаться 39,7% киргизов и 86,2% украинцев, а на украинском язнке всего лишь 6,6% украинцев. Однако в настоящее время в республике нет ни одной школы для украинцев на их родном языке, отчасти из-за отсутствия преподавательских кадров. Не издаются учебники и учебное пособия по украинскому языку и литературе. В результате украинца теряют свой родной язык. Весьма показателен тот факт, что украинцы•отрицательно относятся /во всяком случае до недавнего времени относились/ к- попытке открыть школы о украинским языком обучения, поскольку считают более полезным для реализации своих жизненных планов и интеграции с населением Кыргызстана русский язык. Всего лишь 5% из опрошенных сельских украинцев хотят обучать своих детей на родном языке, остальные предпочитают отдавать детей, в школу' с русским языком обучения". Из опрошенных в кыргызско-украинской этнической среде разговаривают на кыргызском языке в семье В А,2% кыргнзов и 1,7% украинцев, а. 12,7 киргизов и 2,5% украинцев разговаривают дома на кыргызском и.русском языках. В семьях, даже в тех, где хорошо знают украинский, говорят в большей мере на русском.

Третья глава - "Национальное и этноспецифическое в духовной сферо бытовой культуры кыргызов и украинцев". В ней анализируется традиционно-бытовые компоненты культуры и современные формы освоения ' культуры.

Один из параграфов главы посвящен проблематике семьи, в кйтор.й наиболее ярко удерживается этническая специфика. На основе статистических материалов исследуются типы современной кыргызской и украинской сельской семьи.

Диссертант не ставил своей задачей полностью осветить проблематику, связанную с семьей и семейно-бытовыми отношениями кыргызов и украинцев. _ Цель работы-заключалась в выяснении общих тенденций развития семьи у кыргызов и украинцев и тех особенностей, которые присущи братно-семейным отношениям в различных группах населения отдельных' регионов республики, соотношение традиционных и новых черт в брачно-семейных отношениях кыргызского и украинского этноса в Кыргызстане,

В настоящее время у многих народов Кыргызстана превалирует малая семья. Навример, по данным исследования 1989 г., малые семьи составляют у кыргызов 85^2%, -у украинцев - 98,2% в с.Тепдоключенха,. а в с.Садовое у кыргызов - 89,-7%. у украинцев - 97,2%. Наиболее распространенной по численному составу является семья из 4-5 человек у кыргызов и из 2-3 человек у украинцев. Средний состав семьи в селах у кыргызов достигает в с.ТеЬдо.ключеНха - б,-а у украинцев - 4,5 человек в с.Садовое'соответственно -'5,6 и 3,3 человека.

Число детей в исследованных семьях равпределял'ось следующая обра зон: в С.Теплоключенка среди кыргызов имеют, одного ребенка 21,2%, ■среди украинцев - 32,7%; двух - 14,3 я 10,9%; трех - 24,1 и 1,8%; четырех - только у кыргызов - 17,8%; пять и более - 13,0%,В с.Садо-. вое один ребенок у кыргызов 16,1%, у украинцев - 10,5%; два - 18,6 и 15,3%; три - 23,4 и 6,4%; четыре - 10,2 и 4,0%; пять и более - у киргизов 12,0 н у'украинцев -' 2,9$.' ■ '

' При изучении семьи как микросреды этнических процессов большой интерес представляют как однонациональные, так и межнациональные бра ки. В этнических структурах межнациональных браков у всех без исключения национальностей-просматривается тенденция к созданию супружеских пар с русскими. Например, у украинцев браки с русскими составляю от 40,3 до 42,3%. Значительно возрастает численность межнациональных браков и с другими национальностями. Гораздо реже вступают в межнаци нальнне.браки кыргызы. Например, в С.Теплоключенка киргизеко-украин-

ские браки составляют 1.3$, а кыргызско-русские - 2,8$.

Как свидетельствует наше исследование, от этнического окружения во многом зависит сохранность различных форм традиционной культуры. Естественно, в деревне дольше бытуют традиционные формы культуры. Так, по данным ответов украинцев, 38.2$ из них в интерьере жилья используют рушники, фабричные ковры - 85,5$, кыргызские национальные домотканные ковры /туш кийиз, килем/ - 11,7$. В некоторых украинских семьях полы застилают кыргызскими национальными домотканными половиками.

В то же время сельские украинцы по-прежнему ощущают потребность в тех элементах материальной культуры, которые сохраняют национальные особенности.' Это касается и украинской национальной кухни: 67,4$ украинцев готовит борщ, 29,7$ - вареники, 27,7$ - голубцы. .В то же время мясо по-кыргызски 9,3$ из опрошзнных украинцев считают своим национальным блюдом. '

Одним из существенных показателей культуры населения и одновременно важнейшим каналом ее передачи является образование* Между переписями населения 1979 и 1989 гг.' в Кыргызстане количество лиц, имеющих высшее образование /на Т000 человек/, выросло на 26 чел., а лиц, имеющих среднее специальное образование, на 167 человек. Важным шагом в развитии культуры села является образовательная школа. В 1991 г. в Кыргызстане насчитывалось 168 тыс. общеобразовательных школ.

Наиболее массовыми учреждениями культуры такого назначения в течение многих десятилетий были и остаются клубы, библиотеки и кинотеатры. К 1991 г. в республике насчитывалось 1,2 тыс. клубных учреждений, среди которых больше половины функционировали в сельских местностях, и мало чем отличавшихся по условиям и возмоглостям обслуживания населения от городских.

Еще одним важным показателем развития национальной культурной среды является наличие вкблиотек, обеспеченность населения книгами на различных языках. Выпуск книг и брошюр по республике в 1990 г. составил 9,7 млн. экземпляров, в том числе на кыргызском языке - 3,1 млн. экз. Домашнюю библиотеку имеют в с.Теплоключенка изопрошенных-кыргызов около 80%, украинцев' - около 77,0$. В с.Садовое '12,4$ украинцев имеют литературу на родном языке.

В современных условиях исключительно важным драктором приобщения людей к культуре становится средства массовой информации. Телевидение, радио, периодическая печать прочло вошли в <5нг сельских людги. М/рокое распространение телевидения является сеголня преимуществегмым спеев-

бом удовлетворения культурных запросов сельчан. О глубокой их ориентации на просмотр телепередач свидетельствуют и материалы нашего опроса: 50.среди кыргызов и 62,0% украинцев обращаются к телевидению ежедневно, 27,8 и 22,5% - часто, 16,6 и 11,6% - время от времени.

Культурный рост сельского населения во многом зависит от распрос транения профессиональных форм культуры. Самой широкой популярностью среди сельских киргизов и украинцев пользуется эстрадная и народная музыка. Народной музыке отдали предпочтение в с.Теплоклгоченка 89,7% кыргызов, в с.Садовое - 92,3%; среди украинцев соответственно - 96,1' и 86,3%. Таким образом, регулярное чтение художественной литературы, периодической печати, просмотр телевизионных программ, прослушивание радио стали неотъемлемым элементом повседневной культурной активности кыргнзов и украинцев.

В заключении диссертации подведены основные итоги исследования, сформулированы главные выводы.

В течение почти полуторавековой истории формирования народа Кыр» гызстана процессы расселения и изменения численности украинцев, как показывает исследование, происходили неравномерно, но тем не менее в общем характеризуются благоприятным развитием кыргызско-украинских контактов в различных сферах хозяйственной деятельности и быта. В пос ледние десятилетия наблюдается уменьшение удельного веса украинцев в республике. Это явилось следствием как оолее низких темпов р^. га украинской этнической группы по сравнению с кыргызами и прекращением притока извне, так и процессами этнической ассимиляции некоторой части украинцев,главным образом со стороны русской этнической группы. Сказывается и наметившийся уже в 70-е годы отток украинцев в Украину я Россию.

Уровень сохранности этноспецифических черт в культуре' украинцев в настоящее время относительно невысок, что обусловлено рядом причин исторически сложившейся высокой степенью языковой ассимиляции украин цев с русскими, многочисленными культурными заимствованиями у окружа щего населения, а также высоким уровнем межнациональной брачности.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях . 1.РЬль средств массовой информации в духовной жизни сельских кыргызов /на материалах этносоциологического исследования/: Материалы 1Х межреспубликанской научной конференции молодых ученых. -Фрупзе 1988.,-С.21-22.

2. О роли средств массовой информации в формировании начионель-

- Т7 -

ного и интернационального в Духовной жизни сельских киргизов /на материалах этносоциологических исследований/ //Актуальные вопросы этнографии и археологии Киргизии: Сб. статей. -Фрунзе, 1989. -С.106-111.

.3. Современные киргизско-украинские этнокультурные взаимосвязи: Опростай лист4 -Фрунзе-Киев, 1989. -15 С. /в соавторстве/

4. Етнокультурн! процеси в киргизько-укра1 нськоиу середовищ! //Республ1 канська наукова теоретична кон$еренц1я "Етн1чна самосв1до-м1сть: нац1ональна культура? - Тези. доп. -КиУв, 1991. - С.3-4

/ в соавторстве/.

5. Национальные интересы украинцев в Кыргызстане //Всесоюзная научная конференция "Межнациональные. проблемы и конфликты: поиски путей их решения". -Тез.док. -4.1. -Бишкек. 1991.. -С.53

6. Культурные ориентации сельских украинцев в Кыргызстане //Мировоззрения и научное познание: Всесоюзный теоретический семинар "Человек, бытие, культура". -Тез. док. -Ч.2.-Киев-Пэреяслал-ХмельнвцкпЯ,

1991. -С.84-85.

7. Украинцы в Кыргызстане //М1жнародна наукова конференц1я мЕт-нограф1чна спадщина 1 нац1ональне в1дроджеппя". -Тези доп.-Ки^в.

1992. -С. 62-64.

8. 1стор1я пере с еле пай й розм1щення укра1нц1в на терятор1 V Киргизстану //Укра1нська д1аспора. -КиТв-Чикаго, 1993. №3 -С. 31-40.