автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Современные смыслы эпистемологических идей Дж. Вико
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Меликов, Евгений Александрович
Введение
Глава 1. Концепция Дж. Вико в контексте современной философии.
§1 Философские воззрения Дж.Вико.
§2 Инвариантные структуры человеческого мира и элементы трансцендентальной антропологии.
§3 Семантический и прагматический аспекты эпистемологии: Filosofía е Filología.
§4 Мифологизация и конструирование реальности
Глава 2. Дж.Вико и современная эпистемология гуманитарного познания.
§1. Современный смысл принципа verum ipsum factum».
§ 2. Истина науки и истина здравого смысла: трансцендентальные и эмпирические аспекты.
§3. Виконианские идеи в контексте современной эпистемологии и онтологии гуманитарного познания.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Меликов, Евгений Александрович
Проблемы методологии гуманитарного познания являются предметом одной из самых динамичных и актуальных дискуссий в современной философской мысли. В самом общем виде можно указать два ее полюса. С одной стороны располагается неокантианская концепция «двух культур» - наук о природе и наук о духе, - с другой стороны - монистические концепции сводимости одной из «культур» к другой. Часто решающим значением для сторонников той или другой позиции обладают не столько собственно философские аргументы, сколько аргументы, созданные на основе анализа практики исследований в конкретных гуманитарных и точных науках. Среди наиболее привлекаемых к философской дискуссии наук могут быть названы математика и филология, физика и социология. Значительное место среди них занимает история в узком смысле, поскольку история в широком смысле со времени Э.Гуссерля заняла прочную позицию среди собственно философских предметов.
История занимает свое место в системе общественно-гуманитарных наук, определяемое предметом изучения, методикой и логикой рассуждений. История изучает прошлое во всем разнообразии его диахронных и синхронных проявлений: общество, власть, традиции и тенденции, поведение индивидуумов, социальных групп, творчество людей, стереотипы социального сознания и поведения, культура, цивилизации и т. д. Разумеется, различение недалекого прошлого и современности - условно и зависит от постановки проблемы в конкретном исследовании.
Стремление исследователей к обнаружению единства и различения субъективных и объективных проявлений исторической реальности - неотъемлемая черта исторического познания. Однако познание находится само во власти названной дихотомии, свойственной гуманитарному и общественному сознанию в целом, способному лишь к частичному разграничению субъективных и объективных факторов. Комплексный характер предмета исследования в исторической науке определяет междисциплинарность исследовательских процедур.
Можно выделить два уровня исторического исследования. Первый из них предполагает реконструкцию изучаемых явлений прошлого путем вхождения исследователя в знаковую ситуацию изучаемой эпохи, т. е. благодаря восстановлению свойственного этой эпохе понятийно-категориального аппарата. Второй связан с выявлением исторической роли изучаемых феноменов, их места в системе других явлений с учетом исторической перспективы, неизвестной современникам, но определяющей их оценку с точки зрения последующей истории. Оценка осуществляется с помощью высказываний, в которых используются категории и понятия науки, современной авторам исторических исследований.
Можно констатировать возрастание роли исторического метода в современном научном познании. Соответственно, возросла роль гуманитарного знания, в том числе и истории, в системе наук, тогда как в соответствии с классической европейской рационалистической традицией, восходящей, в частности, к механистической социологии эпохи Просвещения, история, предмет изучения которой составляли, как считалось, несущностные, случайные проявления общественного бытия, носила маргинальный характер.
Следует различать два аспекта или уровня изучения исторического познания или два уровня гносеологии истории: теоретической и прагматический. На теоретическом уровне, связанном с философией, происходит определение места исторического знания и познания в системе других научных дисциплин. Прагматический уровень означает изучение исторического познания как процесса, связанного со спонтанным автономным развитием исторического знания, с естественным стремлением историка к совершенствованию методики познания. Взаимосвязь этих двух уровней гносеологии истории - сложна, ее механизм постоянно меняется.
Для уяснения роли философии и ее значения для становления методологии истории как строгой науки существенно отметить, что философские приоритеты, будучи включенными в конкретную исследовательскую ситуацию, меняют свой вид.
С этих позиций обращение к теории Дж. Вико может быть продиктовано, с одной стороны, историко-философским, с другой,-собственно философским интересом. В его творчестве традиционно видят завершение философских и историко-философских теорий Ренессанса и начала философии истории Нового времени.
Актуальность избранной темы определяется современным состоянием философии гуманитарного познания и ситуацией поиска ее места в системе всей научной философии. В настоящее время можно констатировать существование нескольких базовых методолого-мировоззренческих моделей, которые прямо или опосредованно приводят к формированию философских позиций, касающихся именно проблем гуманитарного познания. Среди этих моделей можно назвать герменевтический (Х.-Г. Гадамер, П.Рикер), логический (К.Г. Гемпель, К.Р. Поппер, Г. фон Вригт), феноменологический (Э.Гуссерль, М. Хайдеггер) и ряд других подходов. Отношения различных подходов могут быть описаны либо как отношения выводимости, либо как отношения несоизмеримости. Представляется, что источником такой ситуации является значительная удаленность философско-методологического рассмотрения от рассмотрения эмпирического. Творчество Вико представляет собой один из ярких образцов единства теоретического и практического аспектов гуманитарного познания, в связи с чем в оно может рассматриваться как альтернативный, не представленный широко в современной философской мысли, путь сочетания формы, предмета и цели познания. Именно виконианские принципы построения философии гуманитарного познания могут войти в систему принципов, способных дать достаточное основание для абстрактных построений. Иными словами, философская концепция Вико может стать тем мыслительным пространством, на котором будет задано множество современных философско-методологических подходов.
Научная новизна. В отличие от большинства работ, посвященных творчеству Вико настоящая работа не является историко-философским исследованием и не преследует цели добиться как можно более полной аутентичности. Главной целью является встраивание виконианского наследия в современный научный и философский контекст. Данная задача решается путем применения при анализе творчества Вико методов, сформировавшихся в более позднее время. В частности, рассмотрение ведется в рамках феноменологической и логико-аналитической традиций, что позволяет провести параллели между основными элементами философской концепции Вико и рядом современных философских проблем и подходов.
Исследование позволяет сформулировать ряд новых положений, имеющий большое значение как для изучения философского наследия Вико, так и для более полного рассмотрения современных философских проблем. В частности, удается провести связь виконианской концепции с трансцендентальной и экзистециально-феноменологической проблематикой, показать глубокую внутреннюю связь виконианской методологии с философской герменевтикой, с одной стороны, и логико-аналитической традицией, с другой; показать значение работ Вико для формирования ряда понятий, становление которых и составляет собственно историю философии.
Степень разработанности проблемы. Изучение творчества Вико начинается широко с конца 1-й половины XX века, когда Вико, благодаря исследованиям Б. Кроче и Э. Кассирера, перестает быть только «национальным» философом. Краткая история исследований наследия Вико закономерно определяет современную ситуацию в данной сфере. В отечественной литературе нет значительных исследований творчества Вико, способных претендовать на фундаментальное рассмотрение тех или иных аспектов его концепции. К настоящему времени наибольший интерес из отечественных работ представляет «От Макиавелли до Юма»1, где одна из глав посвящена описанию философских и исторических взглядов Вико.
Зарубежные исследования представлены тремя основными направлениями . Итальянское направление ориентировано в большей степени на историко-философское осмысление работ Вико в контексте культуры позднего Возрождения и Просвещения. Германское и англоамериканское направления наполняют анализ творчества Вико, соответственно, герменевтико-феноменологическим и логико-аналитическим содержанием, что, с одной стороны, безусловно, отражается на аутентичности результатов исследования и исходного материала, но с другой, - позволяет проводить постоянное обновление и интеграцию идей Вико в контексте современного философского развития. В числе наиболее заметных представителей последних двух направлений необходимо указать К.-О.Апеля, Г.-Г. Гадамера, Д.Ф. Верена, Л. Помпу (внимание по
1 Барг М.А., Авдеева К.Д. .От Макиавелли до Юма.- М., 1998.
2 См. подробнее об историографии проблемы в §1 Гл. 1 наст. раб. следнего к историко-философским аспектам проблемы позволяют отнести его частично и к итальянскому направлению).
Целью настоящей работы является на основе анализа концепции Дж. Вико, связи ее с современной философской проблематикой продемонстрировать логическую и эпистемологическую специфику гуманитарного, в частности, исторического познания и подойти к началам построения эпистемологии и онтологии гуманитарного знания.
Задачи, которые решаются в настоящей работе, также могут быть объединены в две группы. Задачи первой группы касаются рассмотрения и синтеза основных концепций Дж. Вико таких, как концепция Здравого Смысла как трансцендентальной основы исторического действующего субъекта, концепция универсального языка как основы единства человеческой культуры и сознания, концепция повторяемости исторических эпох. Задачи второй группы касаются рассмотрения возможностей трансляции и интеграции эпистемологических идей Дж. Вико в контекст современной философии гуманитарного познания. Здесь можно указать на рассмотрение теории имагинативного познания, описание имагина-тивной логики, анализ проблем истинности и достоверности результатов познания, моделирование важных элементов процесса научного гуманитарного познания с учетом современного уровня развития логико-семантических дисциплин и теории информации. Интеграция этих двух групп задач достигается путем анализа и применения основного методологического принципа Дж. Вико - принципа совпадения истинного и сделанного.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются основные структурные элементы философской концепции Дж. Вико, в частности, проводится анализ с учетом современной проблематики философии познания базовых идей Вико - таких, как идея операцио9 нального знания, цикличность развития социума, соотношение истинного и достоверного и ряда связанных с ними положений, касающихся роли языка в формировании человеческого общества, роли мифологизации и символизации в развитии культуры и собственно человеческого ментального пространства. Во второй главе производится попытка реконструкции целостной системы философских идей Вико в контексте современной философской мысли, в результате которой формируется эпистемологический и онтологический уровни вико-нианской мысли, проявленной через мыслительное пространство современности.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Современные смыслы эпистемологических идей Дж. Вико"
Заключение
Проведенное исследование позволяет прийти к следующим важным выводам.
Творчество Вико воплощает единство теоретического и практического аспектов гуманитарного познания, и должно рассматриваться как самостоятельный путь сочетания формы, предмета и цели познания. Ви-конианские принципы построения философии гуманитарного познания должны войти в систему принципов, способных дать достаточное основание для существующих на сегодняшний день недостаточно скоординированных абстрактных подходов к гуманитарному познанию.
При анализе творчества Вико применялись методы, созданные в более позднее время. В частности, рассмотрение проводилось в рамках феноменологической и логико-аналитической традиций, что позволяет установить связь основных элементов философской концепции Вико и ряда современных философских проблем и подходов.
Исследование позволяет сформулировать некоторые новые положения, имеющие большое значение как для изучения творчества Вико, так и для решения проблем современной философии. В работе показана связь виконианской концепции с трансцендентальной и экзистециально-феноменологической проблематикой, проведены соответствия между виконианской методологией и герменевтикой, с одной стороны, и логико-аналитической традицией, с другой. Рассмотрено значение работ Вико для формирования ряда понятий, становление которых и составляет собственно историю философии.
В работе широко представлены зарубежные исследования, большинство из которых впервые вводятся в отечественный научный оборот.
Список научной литературыМеликов, Евгений Александрович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Вико Дж. Основания Новой Науки об Общей Природе Наций.-М., 1940.
2. Барт М.А., Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма. -М., 1998.
3. Бессмертие философских идей Декарта. -М., 1997.
4. Бэкон Ф. Великое восстановление наук// Сочинения в двух томах.-М., 1978. Т. 1.5. фон ВригтГ.Х. Логико-философские исследования. -М., 1986.
5. Гадамер Х-Г Истина и метод. -М., 1988.
6. Гемпель К.Г. Логика объяснения.-М., 1998.
7. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. -М., 1980.
8. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени,- М., 1994.
9. Ю.Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества. Логические исследования Т. 1,- Новочеркасск, 1994.
10. Исследования по математической лингвистике, математической логике и информационным языкам. -М., 1972.
11. Кассирер Э. Индивид и Космос. Избранное. -СПб., 2001.
12. Киссель М.А. Дж. Вико.-М.,1980.
13. Коллингвуд Р.Д. Идея истории. -М.,1980.1514.Лагутина И. Символическая реальность Гете,- М., 2000.
14. Лангер С. Философия в новом ключе. М., 2000.
15. Мальцева С. Философско-эстетическая концепция Бенедетто Кро-че.-СПб., 1996.
16. Микешина Л.А., Опенкин М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М., 1997.
17. Мюнхенская школа трансцендентальной философии: методологические аспекты,- М., 1994.
18. Плотников H.С. Жизнь и история. Философская программа В. Дильтея,- М., 2000.
19. Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. -М., 1991.
20. Райл Г. Понятие сознания.-М.,2000.
21. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней,- СПб., 1996. Т. 3.
22. Рикер П. Конфликт интерпретаций. -М., 1995.
23. Сидоренко Е.А. Релевантная логика.- М., 2000.
24. Соболева М.Е. Философия символических форм Э.Кассирера.-СПб.,2001.
25. Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. -М., 1999.
26. Сыров В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории,-Томск, 1997.
27. ФукоМ. Археология знания. -Киев, 1996.
28. Хайдеггер М. Бытие и Время. -М., 1997.
29. Хайдеггер М. Тождество и Различие. -М., 1997.
30. Хюбнер К. Критика научного разума. -М., 1994.
31. Шелер М. Избранные произведения. -М., 1994.
32. Эко У. Отсутствующая структура. -М., 1998.
33. Язык и Интеллект. -М., 1996.
34. Badaloni N. Itroguzione a G.B.Vico. -Milano, 1961.
35. В er gin T.B. The New Science ofG. Vico.-L.,1970.
36. В erlin I. Vico and Herder. N-Y.,1976.
37. Castelliani C. Dalla cronologia alia metafísica della mente: Saggio e Vico.-Bologna, 1995.
38. Child A. Making and Knowing in Hobbes, Vico and Dewey.-Los-Angeles, 1955.
39. Croce B. La Filosofía di G. Vico.-Bari, 1933.