автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Категория истины в познании виртуальной реальности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Категория истины в познании виртуальной реальности"
На правах рукописи
БАЙЗИГИТОВА (Салахова) Нелли Рустамовна
КАТЕГОРИЯ ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
005550054
1 п I ■ -.'! т.-
Уфа-2014
005550054
Диссертация выполнена на кафедре философии и истории науки факультета философии и социологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории науки ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Султанова Линера Байраковна
доктор философских наук, профессор кафедры философии РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева Ильин Виктор Васильевич
кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» Бондаренко Александр Викторович
Ведущая организация: ФГБОУ«Уфимский государственный
авиационный технический университет»
Защита состоится« 01 » июля 2014 г. в 14.00 часпя на заседании диссертационного совета Д212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450076, г. Уфа, ул.З.Валиди 32, главный корпус ауд.400. н ^ '
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета, с содержанием автореферата - на официальном сайте Башкирского государственного университета: http://www.bsunet.ru/dissovets7cH3, а также на сайте ВАК Минобрнауки РФ: http://vak.ed.gov.ru.
Автореферат разослан « 29 » мая 2014 г.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
И.о. ученого секретаря диссертационного совета
Р.Х. Лукманова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется существенными трансформациями, имеющими место как в сфере современного естественнонаучного знания и научно-экспериментальной практики, так и в области фундаментального теоретико-философского знания. Специфика этих трансформаций вызвана в основном стремительным развитием и распространением информационных технологий, оказывающих огромное влияние, как на мировоззрение отдельного человека, так и на представления о мире всей современной цивилизации, когда «в условиях стремительного развития общества возникает необходимость философского осмысления таких феноменов, как виртуальная реальность ... и виртуализация общества» (Захряпин A.B.).
XXI век характеризуется особым, радикализированным, типом мышления и постнеклассическим типом рациональности. Происходит становление такого философского и научного категориального аппарата, который отличается от классического, сформировавшегося в процессе становления и развития научного познания. Основой же данных научных и теоретико-методологических трансформаций является не только высокая популярность и распространение идей кибернетики и синергетики, но и востребованность междисциплинарных комплексных подходов. Следствием данной тенденции является обнаружение и теоретико-познавательное осмысление в современных философских исследованиях феноменов, получивших в научных и философских трудах определение «виртуальности».
Обращение современного субъекта познания к явлениям виртуальной реальности спровоцировало широкое распространение понятия «виртуальности» и его высокую популярность. Некоторые исследователи феномена виртуальной реальности сч1ггают, что интерес к явлениям, обладающим статусом виртуальности, может быстро погаснуть, и мода на них может также быстро пройти, как и возникла. Однако, отметим, что это утверждение неприменимо к идее «виртуальности», поскольку результаты, полученные в процессе исследования феномена виртуальной реальности, обладают не только высокой степенью применимости, но и получают теоретико-методологическое развитие и обоснование в работах специалистов самого широкого профиля: от психиатров и наркополицейских до исследователей в области философских проблем.
Современные философы утверждают, что наше восприятие мира неизбежно виртуализируется, что с необходимостью требует изучения данного феномена. Именно виртуалистика как междисциплинарная область научно-философского знания, в широком смысле обозначающая комплекс идей, объясняющих природу виртуальной реальности,
3
возникших как за рубежом, так и в нашей стране, и занимается исследованием данного феномена в теоретическом и практическом плане (аретея). При этом основным фундаментальным принципом вир-гу алнстики становится признание множественности возможных реальностей. Это отличает виртуалистику от традиционного, классического моноонтологичного (монистического) подхода, предполагающего единственную реальность. Возможности полионтичного подхода позволяют использовать его как в многообразном мире культуры и искусства, так и в науке. Выявляется тенденция, согласно которой «происходит поворот к полионтическим парадигмам, которые предлагаются независимо друг от друга множеством авторов. В рамках данных парадигм удается описать непротиворечивым образом многие явления, не ухватываемые классической парадигмой» (Севальников А.Ю.).Плодотворен такой подход и в области фипософско-научного познания, что будет продемонстрировано в рамках настоящего исследования.
Автор полагает, что в связи с формированием нового теоретико-методологического подхода в области теории познания, а именно, философии виртуальной реальности, становится не просто возможным и оправданным, но и необходимым рассмотрение проблемы истины в ином, нетрадиционном для философии ракурсе. Это связано с тем, что в современных условиях возникают новые познавательные проблемы, решение которых оправданно и необходимо в рамках неклассических и постклассических концепций, что особенно актуально для исследования проблемы истины как наиболее фундаментальной проблемы теории познания.
Думается также, что современная теория познания не имеет права игнорировать тот факт, что сегодня, в век интенсивного развития науки, в том числе и в рамках междисциплинарного подхода, проблема истины в философии практически вытеснена на периферию философских исследований, что выражается в высокой популярности дефляционной теории истины. Объясняется это тем, что сегодня выявляется тенденция, согласно которой философия и наука в целом отвергает понятие истины как безрезультативного понятия при анализе процессов познания. Как ни парадоксально это выглядит, теория познания и истинностная проблематика, в современной философии взаимно исключают друг друга.
Такое положение вещей автору диссертационного исследования представляется крайне нежелательным. Думается, что результаты нашего исследования в перспективе смогут существенно обновить ракурс истинностной проблематики в рамках современной теории познания.
Степень научной разработанности проблемы. По сравнению с зарубежной виртуалистикой, где больше уделяется внимание научно-
4
практическому аспекту, отечественное направление виртуапистики обладает более значительным научно-философским потенциалом и имеет онтологический уклон, что позволяет отечественной виртуалистике развиваться в рамках фундаментальной метафизики, а не ограничиваться только когнитивными исследованиями. Однако необходимо добавить, что, на наш взгляд, в виртуалистике пока что не выработано единой парадигмы, и все подходы представляются имеющими смысл, что отражается в соответствующей литературе1.
В связи с данной тенденцией, к вопросам философии виртуальной реальности обращаются крупнейшие российские философы. Теоретико-познавательными проблемами виртуалистики занимаются B.C. Степин, B.J1. Васюков, И.А. Акчурин, ХЛ. Дрейфус, Н.Ф. Овчинников, Е.Д. Смирнова, М.Б. Менский, С.Н. Жаров, А.Ю. Севальников,
B.И. Самохвалова и др.
Культурно-исторические аспекты виртуалистики изучаются в работах Ю.А. Мелкова, Е.А. Мамчур, Ю.Г. Скорупской, Д.В. Целикова,
A.B. Юхвид, A.C. Мигунова. Естественнонаучные основания виртуалистики исследуются такими специалистами в данной области как,
C.B. Илларионовым, Л. Вайдман, A.B. Родиным, Ю.В. Сачковым, E.H. Князевой, O.E. Баксанским, E.H. Кучер, A.A. Печенкиным, Л.Г. Антипенко и др.
Экзистенциальные аспекты виртуалистики разрабатываются в статьях Н.Б. Маньковской, В.А. Глазунова, В.В. Моторина и др. Также виртуальная реальность как тема исследования обозначена в работах
B.М.Розина, A.A. Крушанова, М.М. Кузнецова, В.В. Шаповалова, рассматривающих виртуальную реальность в отношении к компьютерным технологиям. Такие исследователи как, В.В. Тузов и А.Ю. Поведской анализируют феномен виртуальной реальности в связи с виртуальным пространством культуры и социальной реальностью. И.Г. Корсунцев исследует феномен виртуальной реальности через взаимосвязь субъекта и объекта. Также, взгляды относительно виртуального бытия излагаются М.С. Кунафиным в его подходе, опирающемся на философский анализ языка, согласно которому виртуальное бытие рассматривается как бытие, лишенное основания, «врастающее» в языковую реальность. А.Ф. Кудряшев анализирует феномен виртуальной реальности на основе идеи о единстве трансцендентного, объективного и субъективного. О.И. Елхова в своих работах комплексно подходит к изучению виртуальной реальности,
'Генезис категории виртуальная реальность: Материалы II Международной научной конференции (25-26 июня 2009 г.). - Саранск: тип. «Рузаевский печатник», 2009.
выделяя основные подходы при ее рассмотрении и анализируя виртуальную реальность с позиций философии экзистенциа^Го присутствия М. Хайдеггера. Также, понятие виртуальной реальное™ встречается и в работах Ж. Делеза, и Ж. Бодрийара. Щей виртуальное™ присутствуют в трудах классиков философской мысли: Аристотеля Фомы Аквинского, Николая Кузанского и др.
Поскольку идей о виртуальной реальности высказывается большое количество, то автор констатирует, что постепенно формируется особая философия виртуальной реальности, которая будет способствовав дальнейшему осмыслению виртуалистики в целом и придаст ей фундаментальный характер. Представляется, что в этой области исследований сегодня можно выделить такие эффективные и перспективные философские концепции виртуальной реальности как концепция «v.rtus» H.A. Носова, основанная на признании полионтичнош характера реальности, и триадная модель бытия С.С Хоружего базирующаяся на синергийной антропологии. При этом существенное внимание уделяется феномену виртуальной реальности, который анализируется в работах A.B. Захряпина, Д. Дойча, Л. Рополи и др
Проблема истины традиционно рассматривается как важнейшая проблема теории познания. В диссертационном исследовании по этой тематике были привлечены труды следующих авторов: А.Л. Никифорова который придерживается классического понимания истины, определяя ее как соответствие мысли предмету теории; а также работы В.В. Ильина и Ь.А.Мамчур. Исторически сложившиеся, наиболее популярные в философии основные концепции истины, такие, как, корреспондентская когерентная и прагматическая рассматривает в своих работах А А Ивин' Логико-методологические аспекты проблемы истины рассматриваются в работах М.М. Новосёлова, П.С. Куслего, Г.Д. Левина, A.M. Л „„сова С. А. Павлова, И. А. Герасимовой и др.
Социально-эпистемолоппеские подходы к изучению вопроса истины предлагают такие исследователи как И.Т. Касавин, М.А. Розов МаРК0Ва' Н М- Смирнова, A.C. Майданов, Э.Ю. Калинин. В рамках' эволюционно-эпистемологического подхода проблему истины разрабатывают Е.Н Князева, И.А. Бескова. Историко-философский характер исследований по проблеме истины отмечается в статьях
¡? Г°реЛ0Ва' Е Н" Попытки рационального разрешения
матер™предста"
Проблеме истины посвящено значительное количество работ представителен философии Башкортостана. Это, прежде всего В.Л. Бенин, B.C. Хазиев, Р.Х. Лукманова. '
Значительная часть философских работ, посвященная фундаментальным проблемам и основаниям гносеологии, представлена И. Кантом и Г.В.Ф. Гегелем - это классика философской мысли. Определение истины как полезности разрабатывается в трудах Ч. Пирса и У. Джеймса. Уникальная концепция истины разработана советскими философами, представителями диалектического материализма. В этих работах истина рассматривается с точки зрения исторического процесса и приближения к абсолютной истине, носит относительный характер, и ее критерием становится практика. Анализ природы истины и различных концепций истины представлен в работе австрийского философа и логика П. Вейнгартнера. Концепцию «несокрытой истины» разрабатывали крупнейшие экзистенциалисты М. Хайдеггер и К. Ясперс. Исследовал проблему истины в рамках современной логики финский философ Я. Хинтикка.
Определённое значение для развития основных идей данного исследования имела концепция неявного знания,разрабатываемая в отечественной философии, в рамках которой неявное знание рассматривается в основном как «фоновое» знание, на базе которого строится вся познавательная, в том числе и научная, стратегия личности. Для диссертационного подхода наибольшее значение имела идея о роли «неявных предпосылок» в научном познании, развиваемая Л.Б. Султановой.
Объектом диссертационного исследования выступает истина как философская категория.
Предмет исследования определяется как категория истины в философии виртуальной реальности.
Целью диссертационного исследования является осмысление категории истины в рамках философии виртуальной реальности.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- проанализировать историю становления категории «виртуальная реальность»;
- выявить специфику основных моделей виртуальной реальности;
- определить основные подходы к исследованию проблемы истины в современной философии;
- исследовать трансформации категории истины в контексте философии виртуальной реальности;
Методологическая и теоретическая база исследования.В качестве теоретико-методологической базы исследования автором используются основные принципы виртуалистнки, разработанные H.A. Носовым, а также его основополагающая идея о множественности реальности. Синергийная антропология как подход в изучении виртуальной
реальности, определяемой С.С. Хоружим в качестве «недорода бытия», также нашла методологическое применение при разработке диссертационного исследования.Идея экзистенциального присутствия философии М. Хайдеггера является наиболее корректной и актуальной для исследования проблемы истины. В качестве теоретической базы исследования были использованы подходы к анализу виртуальной реальности таких отечественных философов как О.И. Елхова, А.Ф. Кудряшев, М.С. Кунафин. В диссертационном исследовании нашла своё применение концепция неявного знания в математике, разработанная Л.Б. Султановой.
В процессе работы над диссертационным исследованием были применены следующие теоретические методы: метод анализа и синтеза, метод обобщения, метод сравнительного анализа, диалектический метод.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- выявлено, что кажущаяся смысловая противоречивость категорий «virtus» и «виртуальная реальность» в ходе историко-философского анализа снимается;
- установлено, что онтологический аспект идей виртуальной реальности хорошо разработан и представляет собой адекватный плацдарм для исследований проблематики истинности, при этом в рамках постнеклассической философии проблема истины должна исследоваться на основе принципа полионтичности;
- обосновано, что в философии виртуальной реальности, где признается полионтичная парадигма бытия, не ставится вопрос об объективной реальности, поэтому для решения проблемы истины применение концепции когерентной истины является более предпочтительным;
- обнаружено, что процесс научного познания в рамках идей виртуальности можно представить в качестве «шагов» реализации виртуалистического контекста;
- доказано, что в контексте идей виртуальной реальности достижение абсолютной истины возможно на основе некоторого гармоничного и корректного синергийного синтеза истин, полученных в других виртуальных реальностях.
Положения, выносимые на защиту.
1. Философские представления о феномене виртуальности со временем углубляются и трансформируются. Идея виртуальности, понимаемая схоластами как возможности существования многих равноправных субстанций, эволюционировала в философскую категорию виртуальной реальности, обладающую такими свойствами, как порожденность, автономность, актуальность и интерактивность. При этом
8
кажущаяся смысловая отдаленность категорий «virtus» и «виртуальная реальность», а также их, в некоторой степени, противоречивость, в ходе историко-философского анализа снимается: выясняется, что смысловым звеном понятий «virtus» и «виртуальная реальность» является идея энергетического обеспечения акта действия, будь то энергия, осуществляющая событие, невозможное в действительности, или энергия, позволяющая совершить выход в иное измерение реальности.
2. Онтологический аспект философии виртуальной реальности имеет широко разработанную исследовательскую базу, а это, в свою очередь, представляет собой адекватную научно-теоретическую основу для исследований уже гносеологической, т.е. истинностной, проблематики в рамках философии виртуальной реальности. При этом в рамках постнеклассической философии проблема истины должна исследоваться в контексте философии виртуальной реальности, то есть на основе принципа полионтичности, что позволит выявить новые аспекты в исследовании этой, наиболее фундаментальной, проблемы теории познания.
3. Поскольку в рамках философии виртуальной реальности, основанной на принципе полионтичности, вопрос об объективной реальности не ставится, представляется, что для решения проблемы истины в философии виртуальной реальности применение концепции когерентной истины является наиболее корректным и эффективным.
4. Процесс научного познания, рассматриваемый в рамках философии виртуальности, можно представить на основе реализации основных этапов формирования виртуалистического контекста. При этом начальная или первичная, виртуализация осуществляется в рамках конкретной научной парадигмы. Дальнейшая виртуализация осуществляется в процессе научного поиска. Вторичная, или конечная виртуализация имеет место уже в контексте научного обоснования.
5. В контексте философии виртуальной реальности идея абсолютной истины, как полного и завершенного знания о мире, существенно трансформируется, поскольку процесс виртуализации теоретически бесконечен из-за неограниченного числа возможных виртуальных реальностей, что обусловлено особенностями мышления субъекта познания. При этом в рамках философии виртуальной реальности абсолютная истина интерпретируется не иначе как результат теоретически возможного гармоничного и корректного синергийного синтеза абсолютных истин, каждая из которых связана с конкретной виртуальной реальностью. В целях упорядочения научно-философской терминологии, такую абсолютную истину мы предлагаем определить как «суперабсолютную истину».
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в определении особенностей трансформации категории истины в рамках философии виртуальной реальности, а также, в выделении основных онтологических принципов и подходов в изучении феномена виртуальной реальности. Данные положения должны способствовать более глубокому пониманию и осмыслению философии виртуальной реальности и исследованной на ее основе проблемы истины.
Кроме того, необходимо учитывать, что теоретическая значимость результатов данного исследования определяется фундаментальным статусом проблематики истинности в общефилософском, и, в особенности, в общегносеологическом контексте. Думается, что результаты диссертационного исследования будут иметь определённое значение и для разработки общефилософской проблемы истины, что позволит в перспективе получить фундаментальные результаты.
Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью применения полученных выводов и результатов при чтении курсов по философии, онтологии и теории познания, а также может способствовать разработке методических пособий по данной специализации.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационной работы были представлены автором на таких научных и научно-практических конференциях различного уровня, как: VI Российский философский конгресс (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.), Российская научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения В.И. Свидерского «Диалектико-материалистическая и современная онтология» (Уфа, 24 апреля 2010 г.), И Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы науки и техники» (Уфа, УГНТУ, 9 декабря 2010 г.), III Международная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы науки и техники» (У<Ьа УГНТУ, 22-24 ноября 2011 г.). '
Промежуточные и итоговые результаты исследования отражены в 11 публикациях (в том числе 3 - в изданиях из Перечня ВАК) общим объемом 3.5 п.л.
Структура и объем диссертацни.Текст диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы, включающего в себя 189 наименований (из них 10 - на иностранных языках). Работа изложена на 149 страницах компьютерной верстки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, раскрывается степень её научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи и теоретико-методологические основания, характеризуется научная новизна и положения, выносимые на защиту, оцениваются теоретическая и практическая значимость исследования, а также приводятся сведения об апробации результатов исследования и структуре диссертации.
В первой главе «Онтологические основания внртуалыюн реальности», состоящей из двух параграфов, выделяются главные онтологические основания виртуальной реальности, и раскрывается сущность феномена виртуальной реальности, позволяющие, по мнению автора, сформировать теоретико-методологическую базу для анализа проблемы истины в рамках диссертационного исследования.
В первом параграфе «Становление категории «виртуальная реальность» осуществляется краткий историко-философский обзор становления категории «виртуальная реальность». Необходимость проведения автором данного анализа в диссертационном исследовании обусловливается семантической неоднозначностью выражения «виртуальная реальность» и, на первый взгляд, радикальной дифференциацией смыслов терминов «virtus» и «виртуальная реальность». Следует признать тот факт, что в лингвистическом отношении происхождение категории «виртуальная реальность» не может быть определено однозначно. Возможно, это объясняется амбивалентностью смыслов и значений термина «виртуальность» в различных языках.
В Древнем Риме термином «virtus» обозначали состояние душевного подъема воина, определенную воинскую доблесть, проявляемую в бою. В трудах античных философов, например, в текстах Аристотеля, «virtus» используется для обозначения силы души, относящейся к божественным телам, в противовес силы как «spiritus», принадлежащей растительным и животным телам. Здесь нет даже и намека на существование виртуальной реальности как некоего отдельного бытия, но у Аристотеля есть понимание того, что душа - это особая нематериальная субстанция, которая не существует вещественно в нашем материальном мире, поэтому и обозначается как «virtus».
В эпоху Средневековья идею виртуальности Фома Аквинский использует для разрешения онтологической проблемы сосуществования реальностей различных уровней, а также для решения проблемы сосуществования души мыслящей, души животной и души растительной.
11
Предвосхищая современные представления о понимании виртуального, Дуне Скотт определяет виртуальное в качестве такого явления, которое заставляет человека чувствовать себя в виртуальной реальности таким образом, как если бы он и в самом деле находился бы в физической реальности. Николай Кузанский рассуждает в духе аристотелевской терминологии и логики, определяя «виртуальность» как некую потенцию, которая дает силу семени, например, орехового дерева.
Для современного человека, имеющего дело с информационными технологиями, виртуальная реальность выступает в качестве системы интерактивной симуляции синтеза трех измерений с помощью образов.
Закономерно, на взгляд автора, то, что философские воззрения на виртуальность в истории философии и в науке со временем углубляются и трансформируются. В порядке рассмотрения простого «virtus», использованного в трудах Аристотеля для обозначения «силы души», намечаются основные принципы исследования виртуального бытия. В дальнейшем, в рамках философских исследований, осуществляется переход к рассмотрению проблемы существования виртуального как реального, т.е. как автономного по отношению к действительности, или исходной реальности.
В итоге, автор приходит к выводу, что кажущаяся смысловая отдаленность категорий «virtus» и «виртуальная реальность», а также их, в некоторой степени, противоречивость, в ходе историко-философского анализа здесь снимается: выясняется, что смысловым звеном понятий «virtus» и «виртуальная реальность» является идея энергетического обеспечения акта действия, будь то энергия, осуществляющая событие, невозможное в действительности, или энергия, позволяющая совершить выход в иное измерение реальности.
Во втором параграфе «Основные модели виртуальной реальности в современной философии» анализируются наиболее значимые для диссертационного исследования представления о феномене виртуальной реальности, онто-гносеологическая направленность которых позволяет автору говорить о формировании особой философии виртуальной реальности, благодаря чему проблема истины получает возможность для исследований в новом ракурсе.
Известно, что в современном постнеклассическом дискурсе четкое разграничение субъекта и объекта уже отсутствует: теперь субъект и объект взаимообусловливают друг друга. Это вызвано новыми жизненными ситуациями и новым отношением человека к миру. В постнеклассической философии приобретают все большую значимость определенные ментальные конструкты, образующие новую глобальную духовно-символическую сферу. В результате данных изменений обнаруживаются феномены, которые можно обозначить термином
12
«виртуальное». Поэтому в научно-философских исследованиях формируется новый постнеклассический инструментарий, например, виртуалистика, рассматриваемая как методология, основанная на идее полионтичности, означающей признание возможного одновременного существования нескольких бытийно автономных, т.е., не сводимых друг к другу, реальностей. H.A. Носов, как основатель виртуалистики, разработавший идею полионтичности и использовавший латинское понятие «virtus» в своем, фактически, новаторском подходе, выделил следующие характерные свойства виртуальной реальности: порожденность, автономность, актуальность и интерактивность. Разработанные H.A. Носовым идея полионтичности и специфические свойства виртуальной реальности представляют для автора диссертационного исследования наибольшую ценность, поскольку это необходимо для анализа феномена виртуальной реальности, в принципе, а также для исследования категории истины в рамках философии виртуальной реальности, в частности.
Для решения задач диссертационного исследования автор опирается на концепцию виртуальной реальности С.С. Хоружего, которую можно квалифицировать как триадную модель бытия, или «подлинную» онтологию виртуальности, где в рамках «энергийного дискурса» строится триадическая модель мира. Эта модель включает в себя «горизонт событий трансцендирования», «горизонт событий наличествования» и «горизонт виртуальных событий», последний определяемый как «недород бытия» (Хоружий С.С.). На основе идеи виртуальной реальности С.С. Хоружий разрабатывает новый антропологический подход, охватывающий антропологическую реальность в целом и определяет его в качестве «антропологии размыкания», или «синергийной антропологии».
Другой российский философ Г.Г. Копылов отождествляет понятие виртуальной реальности с понятием «инженерного мира». Этот инженерный мир представляет собой самостоятельную онтологическую конструкцию, или, регион «неоформленной реальности». Для диссертационного исследования значимость идей Г.Г. Копылова состоит, прежде всего, в признании им, пусть и неявным образом, идеи полионтичности, которая выражается в признании жизнеспосбоности и автономности онтологически сконструированных, т.е., виртуальных миров, порожденных человеческой рефлексией как константной реальностью. Представляется, что идея «инженерных миров», обоснованная Г.Г. Копыловым, доказывает практическую ценность дальнейшего анализа феномена виртуальной реальности.
Полезными и имеющими методологическое значение для диссертационного исследования представляются также идеи анализа
13
виртуальной реальности М.С. Кунафина. Феномен виртуальной реальности М.С. Кунафин рассматривает сквозь призму философии языка и выделяет измерения виртуальной реальности, в которой человек постоянно пребывает, теряя истинные ориентиры и чувство истинной реальности. На наш взгляд, в данной ситуации происходит следующее: исследовательская деятельность ученого,как процесс достижения истины, искажается и фальсифицируется под влиянием разрушительной деятельности «масс» и СМИ как их инструмента.
Интересен взгляд на феномен виртуальной реальности А.Ф. Кудряшева, согласно которому виртуальная реальность определяется как то, что рождается и существует в так называемом пространстве <шежду», полюсами которого являются человек и компьютер. Участие человека в формировании виртуального мира должно быть активным, что обеспечивается такой способностью человека как воображение. Онтологический аспект. исследования виртуальной реальности А.Ф. Кудряшева состоит в понимании виртуального бытия как своеобразного «смешения» нескольких типов бытия.
Большой интерес в области исследования феномена виртуальной реальности представляют разработки О.И. Елховой. Онтологическая концепция, выстраиваемая ею, является основой интегрального направления в исследовании всей сферы виртуального. В этом подходе подробно анализируются представления о виртуальной реальности, выделяются основные направления её философского исследования. Важным теоретико-методологическим моментом в исследовании виртуальной реальности О.И. Елховой является ее приверженность принципам философии М. Хайдеггера, а именно, его экзистенциальной «аналитике присутствия». В работах по виртуальной реальности О.И. Елхова и А.Ф. Кудряшев опираются на идею единства «субъективного, объективного и трансцендентного», разработанную В.Н. Сагатовским. При выработке стратегии исследования феномена виртуальной реальности О.И. Елхова применяет теоретические положения постнеклассической рациональности, синергетики и виртуалистики.
В рамках исследованных философских трудов, посвященных феномену виртуальности и категории виртуальной реальности, автором диссертационного исследования не было замечено основательных попыток решения проблемы истины как одной из фундаментальных философских проблем и основной гносеологической проблемы. В результате осмысления этого факта автор пришел к выводу, что представляется необходимым дальнейшее продвижение исследований как по проблемам виртуальности, так и по истинностной проблематике именно в рамках философии виртуальной реальности.
И
Во второй главе «Проблема нстины в философии виртуальной реальности» раскрываются основные подходы исследований по проблеме истины в современной философии, а также ставится проблема истины в принципиально ином философском ракурсе, т.е. в рамках философии виртуальной реальности.
В первом параграфе «Концепции истины в современной философии» исследуются основные результаты теоретических разработок истинностной проблематики, полученные в современной философии.
Автор полагает, что в современной философской традиции вопрос об истине до сих пор остается открытым: по крайней мере, многие современные мыслители придерживаются точки зрения, согласно которой истина как фундаментальная категория не имеет исчерпывающего определения, а сама истина, по сути, остается недостижимой, и, вообще, понятие истины должно быть элиминировано из круга философских проблем. Совершенно логично, что лозунг об отрицании истины в итоге ставит под сомнение необходимость всей философии как таковой. Ведь создание философии как специфической области исследования было продиктовано, прежде всего, стремлением человека разобраться в сути окружающих его проблем и законах мироздания, т.е. желанием достичь истинного знания об этом.
Наиболее значительными в современной философии автору представляются такие концепции истины как корреспондентская, когерентная и прагматистская. Также, думается, что существенный интерес представляет концепция истины, выработанная в рамках философии экзистенциализма. Обращает на себя внимание тот факт, что в философской литературе, в основном, отображается тот или иной аспект понимания истины. При этом для диссертационного исследования наиболее значимой представляется концепция «многомерной истины» как результат многолетних разработок истинностной проблематики в современной философии. Эту концепцию истины развивают отечественные философы В.В. Миронов и Л.В. Иванов, а также Р.Х. Лукманова. Отечественный философ Э.Ю. Калинин опирается на принципы постклассической рациональности и связывает такой подход с феноменом виртуального существования. Главный акцент Э.Ю. Калинин делает на интерпретации виртуальных событий на основе введения постклассической концепции истины.
От подходов, рассмотренных ранее, авторский подход отличается тем, что в нем ставится и исследуется преимущественно сама проблема истины, взятая в рамках философии виртуальной реальности. Кроме того, в порядке дальнейшего развития этого подхода в параграфе обосновывается мысль, что именно концепция когерентной истины наилучшим образом согласуется с идеей полионтичности, поскольку эта
15
идея позволяет проигнорировать вопрос о наличии объективной реальности. В нашем исследовании категория истины исследуется как первичная по отношению к феномену виртуальности: фактически в данной работе принципы философии виртуальной реальности выступают в качестве потенциальной эвристической и методологической базы Причем здесь речь идёт как о постановке проблемы, так и о получении выводов по истинностной проблематике в контексте философии виртуальной реальности.
Несомненно, проблема истины до сих пор остается основной проблемой теории познания. Возможно, это и к лучшему, поскольку элиминация и последующее снятие проблемы истины с повестки дня как основной проблемы гносеологии, а также философии науки, могло бы привести (и уже приводит) к существенному снижению интереса к теории познания и философии науки, что, вообще говоря, ранее трудно даже было бы себе представить. В связи с обращением здесь к попытке интерпретации идеи абсолютной истины в контексте философии виртуальной реальности, без чего, в принципе, невозможно полноценное исследование истинностной проблематики, думается, что необходимо учесть следующее. С позиции авторского подхода, базирующегося на контексте философии виртуальной реальности, многомерность истины связывается преимущественно с категорией абсолютной истины под которой в диссертации понимается не просто полное и завершённое знание о мире, согласно исторически сложившейся философской традиции, но такое полное и завершенное знание о мире которое формируется на основе синтеза всех истин, полученных во всех виртуальных реальностях (возможных мирах). Очевидно, что этот подход не исключает возможностей разработки и других концептуализации многомерной истины, и определённым образом будет с ними соотноситься.
Во втором параграфе «Трансформации истины в философии виртуальной реальности» проблема истины анализируется в рамках неклассической философской парадигмы, а именно, в контексте философии виртуальной реальности, на основе которого в диссертационном исследовании, прежде всего, предлагается иная постановка проблемы истины.
Если в концепции корреспондентской истины изначально задана одна единственная объективная реальность, доступная нашим ощущениям то в теории когерентной истины о полагании статуса внешней реальности как только единственной, речь не идёт вообще. В теории когерентной истины статусом реальности обладает только некоторая система непротиворечивых и доказанных опытом или временем высказываний и утверждений. В силу того, что в концепции когерентной истины
16
согласованность высказываний осуществляется относительно некоторой определенной системы основополагающих и непротиворечивых высказываний, можно предположить, что систем высказываний также может быть множество. Система же непротиворечивых высказываний полагается как некоторая самостоятельная реальность. Поэтому автор считает, что с учётом концепции когерентной истины правомерно говорить о корректности использования идеи полионтичности для постановки проблемы истины в рамках философии виртуальной реальности. При этом реальность, заданная как система высказываний, выступает в качестве виртуальной реальности. Происходит это по причине того, что система высказываний, с одной стороны, порождена реальностью мышления как реальностью константной. С другой стороны, эта реальность как языковая может рассматриваться как автономная социокультурная реальность. В этом отношении она даже не нуждается в какой-либо порождающей реальности и может иметь свою онтологию.
Как известно, в философии XX века разрабатывались уже неклассические представления об истине, в которых мыслители были уже не столь категоричны в своих выводах и более осторожны в использовании категории истины, поскольку полностью была осознана вся сложность и специфика истинностной проблематики. Противоречивость и множественность подходов и трактовок в определении истины в итоге не позволили выработать эффективного подхода в исследовании проблемы истины. Философская проблема истины и сегодня остаётся наиболее актуальной проблемой теории познания, т.е. такой проблемой, которая всегда находится в центре философских исследований, и решать которую необходимо не только с помощью традиционных, но и с применением новейших методологических инструментов. В качестве одного из таких инструментов, позволяющих эффективно исследовать проблему истины в рамках неклассической философской парадигмы, автор предлагает идею полионтичности, связанную с философией виртуальной реальности.
Относительно научного познания автор выводит следующее: в формировании виртуальной реальности научного поиска в мышлении субъекта познания существенное значение имеют социокультурные ориентиры, господствующие в обществе в тот или иной исторический период. Как известно, одним из важнейших и неотъемлемых элементов научного познания является научная картина мира. В этом параграфе на основе исследованных авторомвзаимосвязей гегелевской идеи Абсолютного духа и идеи виртуальности делается вывод, согласно которому, фактически, научная картина мира представляется субъекту познания как виртуальная реальность. Важно учесть, что здесь речь вдет о виртуальной реальности уже второго уровня, когда в качестве
виртуальной реальности первого уровня принимается сам материальный мир как результат отчуждения Абсолютного духа. Автор полагает, что проблема истины в данном аспекте также приобретает иной характер.
Прежде, чем определить специфику этих изменений, автором было выявлено, что идеал абсолютной истины, если таковой вообще имеется в современной философии, сегодня существенно «размыт», и контуры его все более бледнеют. Поэтому в контексте виртуальной реальности актуальной, в рамках диссертационного исследования, является ориентация на теорию когерентной истины, сводящую истину к критерию когерентности, т.е. к критерию самосогласованности и непротиворечивости. Это означает, что истинность каждого высказывания системы может быть установлена на основе его принадлежности к непротиворечивой и согласованной системе. Система высказываний, сформированная языковыми средствами, и раскрывающая смыслы константной реальности, выступает в качестве виртуальной реальности. Следовательно, автор заключает, что достижение абсолютной истины при таких условиях возможно на основе некоторого гармоничного и корректного синергийного синтеза всех истин, полученных в других реальностях - виртуальных, число которых, в' принципе, теоретически, ничем не ограничено.
Автор полагает, что в век понимания и признания парадигмы полионтичности, именно данный подход, опирающийся на научно-эвристический потенциал философии виртуальной реальности, в исследовании истинностной проблематики представляется наиболее полезным и перспективным.
В Заключении диссертационной работы в краткой форме подводятся итоги, обобщаются и формулируются основные выводы, а также намечаются дальнейшие перспективы исследований по данной проблематике.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования России:
1. Салахова Н.Р., Султанова Л.Б. Виртуальное измерение научного познания // Вестник Башкирского университета: Научный журнал - Уфа* РИЦ БашГУ, 2011. - Том 16. - №3. — С.823-829. (0,5/0,25 п.л.).
2. Салахова Н.Р. Антропологизм в отечественной виртуалистике (концепция «virtus» H.A. Носова и триадная модель бытия С.С.Хоружего)
// Вестник ВЭГУ: Научный журнал. - Уфа: Академия ВЭГУ, 2012. -№2(58).-С.157-161. (0,3 п.л.).
3. Салахова Н.Р. Виртуальность и проблема истины: постнеклассический аспект // В мире научных открытий: Научный журнал. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013.-№9.1(45). — С.345-360. (0,4 п.л.).
Другие публикации:
4. Салахова Н.Р. Литературное произведение как вид виртуальной реальности (на примере произведения Цвейга С. «Фантастическая ночь») // Генезис категории виртуальная реальность: Материалы II Международной научной конференции (25-26 июня 2009 г.) / Под ред. A.B. Захряпина и др. - Саранск: типография «Рузаевский печатник», 2009. - 317 с. - С.219-222.
5. Салахова Н.Р. Виртуапистика сегодня: общее представление // Сборник трудов Г1 Международной научной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы науки и техники». Т.2., Уфа 9 декабря 2010 г. -Уфа: Нефтегазовое дело, 2010. - 360 с. - С.105-106.
6. Салахова Н.Р., Султанова Л.Б. Проблема научной истины в виртуалистике // VI Садыковские чтения: Сборник научных трудов. -Уфа: РИО БашГУ, 2010. - 172 с. - С.158-165.(0,5/0,25 пл.).
7. Салахова Н.Р. Виртуальный аспект образовательной реальности // Духовность: традиции и проблемы: Межвузовский научный сборник / Отв.ред. A.B. Лукьянов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. -336 с. - С.243-247.
8. Салахова Н.Р. Модель виртуальной реальности по H.A. Носову: современная оценка // Диалектико-материалистическая и современная онтология: Материалы российской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Свидерского. 4.1 / Отв.ред. А.Ф.Кудряшев. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - 154 с. - С.76-82.
9. Салахова Н.Р. Двойная виртуализация в научном познании Н Сборник трудов III Международной научной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы науки и техники». Т.2., Уфа ноябрь 2011 г. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2011. - 286 с. - С.95-96.
10. Салахова Н.Р. Специфика виртуальности в контексте философии Гегеля Г.В.Ф. // Философия и научная картина мира: Материалы Международной научно-практической конференции 8 июня 2012 года. Выпуск 1. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2012. - 284 с. - С. 189-191.
11. Салахова Н.Р. Категория Абсолютного Духа в философии виртуальной реальности // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (НижнийНовгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. III. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверснтета им. Н.И. Лобачевского, 2012. -377 с. - С.272-273.
Байзигитова (Салахова) Нелли Рустамовна
КАТЕГОРИЯ ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Лицензия на издательскую деятельность ЛР№ 021319 от 05.01.99
Подписано в печать 23.05.2014 г. Формат 60x84/16 Усл. печ. л. 1,16. Тираж 100. Заказ 84.
Редакгщонно-издателъский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул. ЗакиВалиди, 32.
Отпечатано в редакционно-издателъском отделе Института права Башкирского государственного университета 450005, РБ, г.Уфа, ул. Достоевского, 131-105.
Текст диссертации на тему "Категория истины в познании виртуальной реальности"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
04201459601
Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания
На правах рукописи
САЛАХОВА НЕЛЛИ РУСТАМОВНА
КАТЕГОРИЯ ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Султанова Л.Б.
Уфа 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ..................................................................................................19
1.1. Становление категории «виртуальная реальность»..........................19
1.2. Основные модели виртуальной реальности в современной философии..........................................................................................................37
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ..................................................................................................66
2.1. Концепции истины в современной философии...................................67
2.2. Трансформации истины в философии виртуальной реальности.... 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................123
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................131
V
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется существенными трансформациями, имеющими место как в сфере естественнонаучного знания и научно-экспериментальной практики, так и в области фундаментального теоретико-философского знания. Специфика этих трансформаций вызвана в основном стремительным развитием и распространением информационных технологий, оказывающих огромное влияние, как на мировоззрение отдельного человека, так и на представления о мире всей современной цивилизации, когда «В условиях стремительного развития общества возникает необходимость философского осмысления таких феноменов, как виртуальная реальность ... и виртуализация общества»1.
XXI век характеризуется особым, радикализированным, типом мышления и постнеклассическим типом рациональности. Происходит становление такого философского и научного категориального аппарата, который отличается от классического, сформировавшегося в процессе становления и развития научного познания. Основой же данных революционных методологических трансформаций является не только высокая популярность и распространение идей кибернетики и синергетики, но и вообще смена характера объекта процесса познания и востребованность междисциплинарных комплексных подходов для изучения такого объекта. Следствием данной тенденции является обнаружение и теоретико-познавательное осмысление в современных философских исследованиях феноменов, получивших в научных и философских трудах определение «виртуальности».
'Захряпин A.B. Виртуальное мировоззрение как феномен развития науки и общества. — Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2008. С.5
Обращение современного субъекта познания к явлениям виртуальной реальности спровоцировало широкое распространение понятия «виртуальности» и его высокую популярность. Некоторые исследователи феномена виртуальной реальности считают, что интерес к явлениям, обладающие статусом виртуальности, может быстро погаснуть, и мода на них может также быстро пройти, как и возникла. Однако, отметим, что это утверждение неприменимо к идее «виртуальности», поскольку результаты, полученные в процессе исследования феномена виртуальной реальности, обладают не только высокой степенью применимости, но и получают теоретико-методологическое развитие и обоснование в работах специалистов самого широкого профиля: от психиатров и наркополицейских до исследователей в области философских проблем1.
Современные философы утверждают, что наше восприятие мира неизбежно виртуализируется, что с необходимостью требует изучения данного феномена. Именно виртуалистика, как междисциплинарная область научно-философского знания, которая, в широком смысле «обозначает комплекс идей, направленных на объяснение природы виртуальных реальностей, идей, возникших за рубежом и у нас в стране...»", и занимается исследованием данного феномена в теоретическом и практическом плане (аретея). При этом основным фундаментальным принципом виртуалистики становится признание множественности возможных реальностей. Это отличает виртуалистику от традиционного, классического моноонтологичного (монистического) подхода, предполагающего единственную реальность. Возможности полионтичного подхода позволяют использовать его как в многообразном мире культуры и
'См., например: Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. Пер. с нем. - М.: Логос, 2010; Грунвальд А. Техника и общество. Западноевропейский опыт исследования социальных последствий научно-технического развития. Пер. с нем. - М.: Логос, 2011;
"Пронин М.А., Юрьев Г.П. Введение в виртуалистику. - Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2008. С. 16.
искусства, так и в науке. Выявляется тенденция, согласно которой «происходит поворот к полионтическим парадигмам, которые предлагаются независимо друг от друга множеством авторов. В рамках данных парадигм удается описать непротиворечивым образом многие явления, не ухватываемые классической парадигмой»1. Плодотворен такой подход и в области философско-научного познания, что будет продемонстрировано в рамках настоящего исследования.
В связи с формированием нового теоретико-методологического подхода в области теории познания, а именно, философии виртуальной реальности, становится не просто возможным и оправданным, но и необходимым рассмотрение проблемы истины в ином, нетрадиционном для философии ракурсе. Это связано с тем, что в современных условиях возникают новые познавательные проблемы, решение которых оправданно и необходимо в рамках неклассических и постклассических концепций, что особенно актуально для исследования проблемы истины. Это означает, что проблематика истинности должна исследоваться и решаться на основе признания принципа полионтичности, что позволит выявить новые аспекты в исследовании этой, наиболее фундаментальной проблемы теории познания.
Кроме этого, невозможно игнорировать тот факт, что сегодня, в век интенсивного развития науки, в том числе и в рамках междисциплинарного подхода, проблема истины в философии практически вытеснена на периферию философских исследований, что выражается в высокой
/у
популярности дефляционной теории истины". Объясняется это тем, что
'Севальников АЛО. Триадная модель в описании виртуальной реальности // Эпистемология: перспективы развития / Отв.ред. В.А. Лекторский. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. С. 533.
См., например: Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. - СПб.: РХГИ, 2001; Дэннетт Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно // Вопросы философии. 2001, №8. С. 93-100; Апель К.-О. Язык и истина в современной
сегодня «философия науки отказывается от понятия истины как неработающего при анализе процессов познания»1. Как ни парадоксально это выглядит, теория познания и проблема истины в современной философии взаимно исключают друг друга.
Такое положение вещей представляется крайне нежелательным. Думается, что результаты нашего исследования проблемы истины в контексте философии виртуальной реальности в перспективе смогут существенно обновить ракурс данных исследований.
Степень научной разработанности проблемы.
По сравнению с зарубежной виртуалистикой, где больше уделяется внимание научно-практическому аспекту2, отечественное направление виртуалистики обладает более значительным научно-философским потенциалом и имеет онтологический уклон, что позволяет отечественной виртуалистике развиваться в рамках фундаментальной метафизики, а не ограничиваться только когнитивными исследованиями. Однако необходимо добавить, что в виртуалистике пока что не выработано единой парадигмы и все подходы представляются имеющими смысл, что отражается в соответствующей литературе3.
В связи с данной тенденцией, к вопросам философии виртуальной реальности обращается значительное количество известных российских философов. Теоретико-познавательными проблемами виртуалистики занимаются B.C. Степин, В.Л. Васюков, И.А. Акчурин, Х.Л. Дрейфус,
ситуации философии // Апель К.-О. Трансформация философии. - М.: Логос,2001. -С.33-60.; Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988.
1 Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. - СПб.: РХГИ, 2001. С. 226.
2См., например, Artifical life and Virtual reality / Edited by ThalmannN.M. and Thalmann D. Chichester: John Wiley & Sons Ltd, 1994.
3Генезис категории виртуальная реальность: Материалы II Международной научной конференции (25-26 июня 2009 г.). - Саранск: тип. «Рузаевский печатник», 2009.
Н.Ф. Овчинников, Е.Д. Смирнова, М.Б. Менский, С.Н. Жаров, АЛО. Севальников, В.И. Самохвалова1 и др.
Культурно-исторические аспекты виртуалистики изучаются в работах Ю.А. Мелкова, Е.А. Мамчур, Ю.Г. Скорупской, Д.В. Целикова, A.B. Юхвид, A.C. Мигунова". Естественнонаучные основания виртуалистики исследуются такими специалистами в данной области, как
'Степин B.C. Философия как деятельность по построению моделей возможного будущего // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 10-25; Васюков B.JI. Виртуальные объекты с точки зрения логики и формальной феноменологии // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 26-44; Акчурин И.А. «Новая фундаментальная онтология» и виртуалистика // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 4561; Дрейфус X.J1. Телеэпистемология: последний рубеж Декарта // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 91107; Овчинников Н.Ф. Предрасположенность и виртуальные миры // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 285-327; Смирнова Е.Д. Роль идеи возможных миров в обосновании аподиктического знания // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2008. С. 16-26; Менский М.Б. Многомировая интерпретация квантовой механики и проблема сознания // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2008. С. 27-54; Жаров С.Н. Жизненный мир как исток всех теоретически возможных миров (трансценденция непредметного бытия в структуре научного мышления) // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2008. С. 55-78; Севальников АЛО. Виртуальное и метафизика // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2008. С. 79-91; Самохвалова В.И. Виргуал. К вопросу идентификации реальностей разного генезиса и уровня // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2008. С. 92109.
Мелков Ю.А. Виртуальная реальность как феномен культуры // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2008. С. 110-139; Мамчур Е.А., Скорупская Ю.Г. Виртуальные миры искусства и науки: проблема референции // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии PAIL - М.: Наука, 2008. С. 140-160; Целиков Д.В. Художественная виртуальность: проблема идентификации // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2008. С. 161-176; Юхвид A.B. Современные философские подходы к проблемам виртуальности, виртуальной реальности и виртуальных технологий // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2008. С. 177-194; Мигунов A.C. Многоликий мир современного искусства // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН.-М.: Наука, 2008. С. 195-217;
C.B. Илларионовым, JT. Вайдман, A.B. Родиным, Ю.В. Сачковым, E.H. Князевой, O.E. Баксанским, E.H. Кучер, A.A. Печенкиным, Л.Г. Антипенко1 и др.
Экзистенциальные аспекты виртуалистики разрабатываются в статьях Н.Б. Маньковской, В.А. Глазунова, В.В. Моторина2 и др. Также виртуальная реальность как тема исследования обозначена в работах В.М. Розина, A.A. Крушанова, М.М. Кузнецова, В.В. Шаповалова3, рассматривающих
'Илларионов C.B. Виртуальные объекты современной физики // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 144-159; Вайдман JI. «Раздвоение сознания» у нейтрона, или Почему мы должны верить в многомировую интерпретацию квантовой теории // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 160-185; Родин A.B. Понятие виртуальности и модальность // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 242-261; Сачков Ю.В. Развитие научного метода и виртуалистика // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 186-207; Князева E.H. Синергетическое погружение в бездны виртуальной реальности // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2008. С. 237-261; Баксанский O.E., Кучер E.H. Когнитивное репрезентирование как механизм виртуализации реальности // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 262-284; Печенкин A.A. Возможные миры в истории науки // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. - М.: Паука, 2008. С. 277-294; Антипенко Л.Г. Виртуальные процессы в микрофизике и в области современных компьютерных и квантово-компыотерных технологий // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2008. С. 295312.
Маньковская Н.Б. Виртуалистика: художественно-эстетический аспект // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 328-341; Глазунов В.А. О некоторых истоках и возможных границах виртуалистики // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 362-367; Моторин В.В. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника средствами компьютерных технологий // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 368-383.
3Розин В.М. Философия техники. - M.: Nota Вепе, 2001; Крушанов A.A. Современный образ мира: признаки скрытой виртуализации // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 108-142; Кузнецов М.М. Виртуальная реальность — техногенный артефакт или сетевой феномен?// Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 62-90; Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: о смысле науки и техники и глобальных угрозах научно-технической эпохи. — М.: Фиар-Пресс, 2004.
виртуальную реальность в отношении к компьютерным технологиям. Такие исследователи, как В.В. Тузов и АЛО. Поведской1, анализируют феномен виртуальной реальности в связи с виртуальным пространством культуры и социальной реальностью. И.Г. Корсунцев исследует феномен виртуальной реальности через взаимосвязь субъекта и объекта: виртуальная реальность выступает как субъективный феномен в соотнесении со сферой объективной реальности2. Также, взгляды относительно виртуального бытия излагаются М.С. Кунафиным в его подходе, опирающемся на философский анализ языка, согласно которому виртуальное бытие рассматривается как бытие, лишенное основания, «врастающее» в языковую реальность . А.Ф. Кудряшев и О.И. Елхова анализируют феномен виртуальной реальности на основе идеи о единстве трансцендентного, объективного и субъективного4. О.И. Елхова5 в своих работах комплексно подходит к изучению виртуальной реальности, выделяя основные подходы при ее рассмотрении и анализируя виртуальную реальность с позиций философии экзистенциального присутствия М. Хайдеггера. Также, понятие виртуальной реальности встречается в работах Ж. Делеза и Ж. Бодрийара6.
'Тузов В.В. Виртуальный мир духовных сущностей как фактор стабилизации социальной системы первобытного общества // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 49-51; Поведской АЛО. «Русский космизм» на гребне виртуальности // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 3640.
Корсунцев И.Г. Субъект и виртуальная реальность. - М., 1998.
3Кунафин М.С. Виртуальное бытие // Бытие: Коллективная монография / Ответ, ред. А.Ф. Кудряшев. - Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2001.
4Кудряшев А.Ф. Бытие реального, ви