автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Современный газетный редизайн
Полный текст автореферата диссертации по теме "Современный газетный редизайн"
На правах рукописи
Тышецкая Анна Юрьевна
СОВРЕМЕННЫЙ ГАЗЕТНЫЙ РЕДИЗАЙН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Специальность 10.01.10 — журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
1 4 НОЯ 2013
Воронеж — 2013
005537746
005537746
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»
Научный доктор филологических наук, профессор
руководитель: Тулупов Владимир Васильевич
Официальные оппоненты:
Васильев Сергей Леонидович
доктор филологических наук, доцент, ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», профессор кафедры политики, социальных технологий и массовой коммуникации
Беляев Александр Ашотович
кандидат филологических наук, ФГБОУ ВПО «Московский
государственный университет имени М.В. Ломоносова»,
преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ
Ведущая ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский
организация: государственный университет»
Защита состоится 4 декабря 2013 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.038.18 в Воронежском государственном университете по адресу: 394068, г. Воронеж, Московский проспект, 88, к. 211а (конференц-зал).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета.
Автореферат разослан «31» октября 2013 года
Ученый секретарь 7' Н/ ." Гладышева Светлана
диссертационного совета ' Николаевна
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Исследования WAN-IFRA1 последних лет показывают, что, несмотря на сокращение еженедельного обращения печатных версий газет или их полную ликвидацию, аудитория прессы растет. Так с 2007 г. всемирная аудитория газет выросла на 4,2%2. В основном это происходит за счет запуска газетами мобильных и интернет-продуктов. Однако, как видно из докладов, выход в Интернет, не решил многих проблем газетной отрасли. В частности, оправдались прогнозы аналитиков о том, что к 2013 г. совокупные доходы от печатной и цифровой рекламы прессы не увеличатся и даже окажутся ниже доходов газетной индустрии только от печатной рекламы в 2008 г.3 Поэтому проблема формирования новых моделей потребления информации остается для газет по-прежнему актуальной.
Актуальность исследования. Описанные выше процессы в газетной индустрии послужили предпосылками возникновения тенденции «массового» редизайна. Проведение редизайна становится нормой и для отечественной практики периодических изданий — не только федеральных, но и региональных.
Стоит пояснить, что в практике моделирования периодической печати термин «редизайн» может употребляться в двух значениях. Первое обозначает сам факт изменения дизайна газеты. Дословно с английского языка «redesign» переводится как «изменение дизайна».
В нашем исследовании мы используем второе значение. Мы говорим о редизайне газет как о концепции и методике корректировки модели периодического издания. Оформление редизайна в отдельное направление связано со становлением и развитием интегративных концепций газетного дизайна, таким образом, редизайн как концепция и методика предполагает внедрение в практику выпуска газеты определенных принципов дизайна, менеджмента и структурирования содержания периодического издания.
Интерес, который сегодня проявляют отечественные издатели к ре-дизайну, напрямую связан с проблемой поиска новых решений в орга-
1 С 1989 года Всемирная ассоциация издателей газет и новостей (World Association of Newspapers and News Publishers/WAN-IFRA) ежегодно проводит исследование тиражей и доходов от размещения рекламы в странах, на которые приходится свыше 90% оборота мировой индустрии печатных СМИ. На основе этих данных формируется доклад «Глобальные тенденции прессы».
2 Тенденции развития мировой прессы: аудитория газет увеличивается, доходы цифровых изданий отстают. Гильдия издателей периодической печати [Электронный ресурс]/ URL: http://ww\v.gipp.ru/opennews.php?id=42174 (дата обращения 04.09.2013)
Ежегодный доклад Всемирной ассоциации издателей газет и новостей (WAN-1FRA) «Глобальные тенденции прессы 2010». Содружество бумажных оптовиков [Электронный ресурс]/ UR1: http://www.sbo-paperju/publications/NPI/WIT2010/ (дата обращения 20.05.2012)
низации и презентации информации в газете. Российские СМИ функционируют в глобальном информационном поле, и мировые тенденции в газетной индустрии оказывают влияние и на развитие отечественных изданий. Но осмысление и адаптация передового зарубежного опыта невозможны без знания базовых понятий и подходов, существующих в других международных школах оформления.
Изучение методологической сущности газетного редизайна является актуальным и с точки зрения развития отечественной теории моделирования печатных СМИ. В современных исследованиях очевидна тенденция углубления обсуждения и разработки проблем дизайна с позиции формирования коммуникативной стратегии газеты4. Поэтому особый интерес представляют методики, опирающиеся на принципы интегративных концепций газетного дизайна. Изучение данных подходов поможет уточнить представления о роли дизайна в современной газете, расширить методологический аппарат, а также разработать подходы к моделированию периодических изданий, учитывающие специфику медиарынка, на котором функционирует газета.
Степень разработанности темы. В зарубежных источниках существует большое количество материалов, посвященных проблемам редизайна газеты. Однако редизайн до сих пор не получил достаточного осмысления в теории моделирования периодических изданий. Основные принципы и подходы редизайна газет представлены в книгах и статьях Марио Гарсиа5 (Mario Garcia), Роберта Локвуда6 (Robert Lock wood), Да-
4 См. работы: Газанджиев, С.Г. Визуализация как средство структурирования со-
держания в печатных медиа [Текст] / С.Г. Газанджиев// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — Издательство Московского университета. 2010. №3. — С.10-14; Мясников, И.Ю. Коммуникативное моделирование прессы: жанровая структура издания как ключ к структуре его дискурса [Текст]/ И.И. Мясников// Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011 .№3. — ■С. 133-145; Волкова, В.В. Проблемы дизайна качественных изданий [Текст]/ В.В. Волкова// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — Издательство Московского университета. 2006, №3. — С.60-67; Тулупов, В.В. Новые возможности и иная ответственность газетных дизайнеров [Текст]/ В.В. Тулупов// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2008.№7. — С.118-122; Никулова, Г.А. Средства визуальной коммуникации — инфографика и метадизайн [Текст]/ Г.А. Никулова, А.В. Подобных// Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). — Казанский государственный университет, 2010. Том 10.N°2. — С. 369-387, Васильев, С. Л. Удобочитаемость газеты и журнала / С. Л. Васильев. — Воронеж: Кварта, 2010. — 152 с. и др.
í Garcia, M. Contemporary Newspaper Design: A structural Approach [Текст]/ Mario R. Garcia — Englewood Cliffs, NJ: Prentic Hall, 3d ed., 1993. — 245 p. " Lockwood, R. News by Design: A Survival Guide for Newspapers [Текст]/ Robert Lockwood — Denver, CO: Quark Press, 1992. — 145 p.
рела Моэна7 (Daryl Moen), Рона Ризона8 (Ron Reason). Эти авторы — практики, признанные специалисты в своей области, работа которых получила колоссальное мировое признание. Но исследовательскими в полной мере их работы назвать нельзя. Скорее, речь идет об описании авторских методик проведения редизайна. В этом ряду можно выделить работу Стивена Эймса9 (Steven Ames), в которой обобщен опыт ряда ведущих американских периодических изданий. Тем не менее, Стивен Эймс не ставил своей целью проведение комплексного анализа методики редизайна, он заостряет внимание на отдельных ее аспектах.
Таким образом, цель диссертационной работы — комплексное изучение редизайна как специфической методики и концепции корректировки модели издания, а также возможностей ее использования в практике отечественных газет разных типов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. описать основные понятия и принципы интегративных концепций газетного дизайна;
2. определить понятие редизайна и базовые его принципы;
3. описать основные тенденции развития современного зарубежного газетного редизайна;
4. выделить базовые компоненты методики газетного редизайна;
5. на примере опыта модернизации ряда региональных периодических изданий проанализировать способы и тактики проведения редизайна;
6. экспериментально апробировать методы и техники газетного редизайна на примере корректировки модели газеты Шегарско-го района Томской области «Шегарский вестник», осуществляемой в рамках хоздоговорной НИР по заказу редакции газеты.
Объектом данного исследования является газета как канал СМИ в условиях трансформации информационного рынка.
Предметом исследования выступает газетный редизайн, который рассматривается одновременно и как методика корректировки модели периодического издания, и как конечный результат реализации подходов интегративных концепций газетного дизайна в практике печатных СМИ.
7 Moen, D. Newspaper Layout & Design: A Team Approach [Текст]/ Daryl Moen — Ames, IA: Iowa State University Press, 3d ed., 1995. — 238 p.
" Reason, R. The Newspaper Redesign: Why? Now? Who? Answers to Common Questions/ Ron Reason// Ron Reason News Design[Элeктpoнный ресурс]/ URL: http://www.ronreason. com/personal/redesign.html (дата обращения 15.04.2010)
* Ames, S. Elements of Newspaper Design [Текст]/ Steven E. Ames — New York Westport, 1989.— 327 p.
Рабочая гипотеза. В практике современных изданий роль редизай-на не сводится только к корректировке жанрово-тематической и композиционно-графической моделей газеты. Сегодня большинство изданий рассматривают модернизацию как возможность найти свой путь развития в новом информационном поле. Основные предпосылки изменения изданий имеют не просто маркетинговые корни, но напрямую связаны с реорганизацией коммуникативной стратегии.
В исследованиях, посвященных проблемам развития современных массмедиа, коммуникативные стратегии рассматриваются как программа выстраивания взаимообуславливающих отношений между СМИ и аудиторией, «концептуальный посыл, который и определяет во многом уровень и качество реального влияния СМИ на свою аудиторию как реализацию возникшего доверия к нему»10. Ключевыми категориями становятся «доверие аудитории» и «бренд», которые представляются как взаимосвязанные и имеющие отношение не только и не столько к самоидентификации массмедиа, но и, главным образом, к его экономической состоятельности.
С этой точки зрения, правомерно рассматривать редизайн как часть формирования концепции газеты, основывающейся на выбранной коммуникативной стратегии, и реализации данной концепции через разработку стратегии рассказывания истории (story-telling strategy) и стиля оформления, принципов структурирования содержания, системы оформления, разделения коммерческой и редакционной информации, организации работы редакции и принятия решений, а также закрепления и формирования профессиональных стандартов и норм.
Методологическую базу работы составили общенаучные принципы системности и объективности. Недостаточная теоретическая изученность темы работы также обусловила применение подходов таких методов, как «восхождение к теории» (или grounded theory) и case study.
Теоретическую базу исследования составили работы по истории дизайна периодической печати США К. Барнхёрста (К. Barnhurst), Г. Эван-са (H. Evans), А. Хатта"; по дизайну газет — авторов, разрабатывающих принципы интегративных концепций газетного дизайна: И. Заппатерры (Yo. Zappaterra), Р. Бол (R. Bohle), Дж. Вайт (J. White), M. Гарсиа (Mario
'" Ненашев, М.Ф. Аудитория СМИ: третья сторона в решении вопроса о независимости средств массовой информации/ М.Ф. Ненашев//Журнал Gibrid.ru [Электронный ресурс]/ URL: http://gibridju/main/vedenie/jurn012.htm (Дата обращения: 20.04.2012) " Barnhurst, К. Seeing the Newspaper [Текст]/ Kevin G.Bamhurst. — NY: St. Martin's Press, 1994.
— 222 p.; News As Art. Journalism Monographs [Текст]/ Kevin G. Barnhurst. — Association for Education in Journalism and Mass Communication, 1991. — 39p.; Evans, H. Newspaper design.An illustrated Guide to Layout [Текст]/ Harold Evans. — Holt, Rinehart and Winston, 1973. — 214 p.; Hutt, A. The Changing Newspaper [Текст]/Allen Hutt. — Gordon Fraser, London, 1973. — 227 p.
Garcia)12, P. Локвуда (Robert Lockwood), Д. Моэна (D. Moen), P. Ризона (R. Reason), С. Эймса (S. Ames); работы по моделированию периодической печати — А. Киселева, С. Галкина, И. Табашникова, В. Тулупова, Ю. Мясникова13; исследования С. Васильева, М. Оуэна (М. Owen), Г. Прайса (Н. Price), Ч. Бэйна (С. Bain), Д. Вивера (D. Weaver), М. Гарсиа (М. Garcia), П. Старк (P. Stark), И. Миллера (Е. Miller), М. Тинкера (М. Tinker), Дж. Стоуна (G. Stone), П. Холл (P. Hall), С. Утт (S. Utt) и С. Пастернака (S. Pasternack)14, в которых рассматриваются аспекты восприятия информации в печатных СМИ; по общим вопросам «маркетинг-менеджмента» и проблемам «маркетинг-менеджмента» периодической печати — работы В. Тулупова, Ф. Котлера, В. Истамова, Р. Саксена (R. Saxena), Д. Лоудона (D. Loudon)15; исследования, посвященные проблемам развития
12 Garcia, М. Redesigning Print for the Web [Текст]/ Mario R. Garcia. — In: Hayden Books, 1997. — 240 p.; Zappaterra, Yo. Editorial Design for Print and Electronic Media [Текст]/ Yolanda Zappaterra. — Roto Vision SA, 2002. — 150 p.; Ее же. Editorial Design ]Текст]/ Yolanda Zappaterra. — Laurence King Publishing Ltd, 2007. — 208 p.; Bohle, R. Publication Design for Editors [Текст]/ Robert Bohle. — NJ: Prentice-Hall, Inc., 1990. — 190 p.; White, J. Editing by Design: for designers, art directors, and editors: classic guide to winning readers [Текст]/ Jan V. White. — NY: Allworth Press, 3th ed„ 2003. — 247 p.
13 Киселев, А. П. От содержания к форме : основные понятия и термины газетного оформления [Текст]/ А.П. Киселев. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1974. — 48 е.; Галкин, С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе[Текст]/ С.И. Галкин — М„ Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 152 е.; Табашников, И. Н. Газета и днзайн[Текст]/ И.Н. Табашников. Тюмень, 1994. — 160 с.; Тулупов, В .В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты [Текст]/Тулупов В.В. — Воронеж: Издательство «Воронежский университет», 2000. — 336 е.; Мясников, Ю Н. Технология моделирования и проектирования периодики региона. Пособие по спецкурсу [Текст]/ ЮЛ. Мясников. — Томск: изд-во HTJI, 2009. — 90с.
14 Васильев, С. Л. Удобочитаемость газеты и журнала 1С. Я. Васильев. — Воронеж: Кварта, 2010. — 152 е.; Owen, M.The Nonverbal Language of Typographic Layout: an experimental study of consumer preferences for various arrangements of type and abstract elements in typographic layout [Текст]/ Martin, Richard Owen. Diss. Syracuse University, 1963.; Price, H. The Effect of Newspaper Design Complexity on Readership, Comprehension, Interestingness and Pleasingness/ Price, Henry Thomas — Fh.D. Dissertation, Michigan State University, 1972. Education Recourse Information Center [Электронный ресурс]/ URL: http://www.eric.ed.gov/ERICWebPortal/search/ deЫlmini.jsp?_nfpb=trae&_&EИCExtSearch_SearchVЫue_OtЫЭ080940&ERICExtSearch_ SearchType_0=no&accno=ED080940 (дата обращения 30.052012); Bain, Ch. Newspaper Design and Newspaper Readership/ Chic Bain, David H. Weaver// Annual Meeting the Association for Education
in Journalism. 62nd, Houston,Texas, August 5-8,1979. Education Recourse Information Center. [Электронная версия]/ URL: ht^://www.eric.ed.gov/PDFS/ED175047.pdf (дата обращения 30.052012); Garcia, M. Eyes on the News [Текст]/ M. Garcia, P. Stark, E. Miller. — St. Petersburg,PL: Poynter Institute, 1991. — 96 p.; Tinker, M. How to Make Type Readable: AManual for Typographers, Printers andAdvertixers [Текст]/ Miles A. Tinker, Donald G.Paterson. — Harpe Brothers: NY, 1940. — 450p.; Utt, S. How They Look: An Updated Study of American Newspaper Front Pages [Текст]/ Sandra Utt, Steve Pasternack//Journalism Quarterly, 1989. Vol. 66 (3). — p.621-627 и др.
" Исгамов, BX. Маркетинговые стратегии в предпринимательстве [Текст]: монография / В.К.Ис-тамов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 230 е.; Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]/ Филипп Котлер. — М.: Изд-во Вильяме, 2007. — 656с.; Saxena, R. Marketing Management [Текст]/ Ragan
современной системы средств массовой информации и «новых медиа» — Я. Пиетерса (J. Pieterse), Е. Вартановой, Р. Гордона (R. Gordon), X. Дженкинса (Н. Jenkins), В. Кросби (V. Crosbie), М. Кастелса (М. Castells), Дж. Эббэта (J. Abbate), А. Петерсон (A. Peterson)16.
Эмпирическую базу составили зарубежные и отечественные газеты разных типов. В главе, посвященной теоретическим основаниям современного газетного редизайна, автор обращается к опыту зарубежных изданий, редизайн которых состоялся в период с 2005 г. по 2010 г. Для исследования были выбраны издания, модернизация которых проводилась под руководством таких авторитетных студий графического дизайна, как Cases i Associats17 и Garcia Media'8, а также редизайн которых вызвал большой резонанс и был высоко оценен мировым журналистским сообществом (например, отмечен на ежегодном конкурсе SND The Best of Newspaper Design в номинации «Редизайн»)19.
В части, касающейся практики и методики проведения редизайна, автор фокусирует внимание на отечественных региональных изданиях, которые были отмечены высшими наградами в номинации «Редизайн» на ежегодном международном конкурсе «Газетный дизайн» с 2005 по 2010 г.20
Saxena — Tata McGraw-Hill, 4d ed., 2009. — 885 p.; London, D. Marketing Management Text and Cases [TeKCT]/David L. Loudon. Robert E. Stevens, Bruce Wrenn. — Best Business Books, 2005. — 388 p.
16 Pieterse, J. Globalisation as hybridization [Текст]/ Jan Nederveen Pieterse. — Publications Office, Institute of Social Studies, 1993. — 31 p.; Castells, M. Information Technology, Globalization and Social Development [Текст]/ Manuel Castells. — UNRISD Discussion Paper. No. 114. September 1999. — 15 p.; Его же. The Internet Galaxy [Текст] / Manuel Castells. — Oxford University Press, Oxford, 2003. — 304 p.; Вартанова, ЕЛ. Медиаэкономика зарубежных стран. [Текст]/Елена Вартанова. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 335 с.; Gordon, R. The Meaning and Implications of Convergence [Текст]/ R. Gordon// Digital journalism: Emerging media and the changing horizons of journalism — Lanhan, MD: Rowmans Littleiield, 2004. — P. 57-74; Jenkins, H. Convergence culture: Where old and new media collide [Текст]/ H. Jenkins — New York: NYU Press, 2006. — 308 p.; Crosbie, V. What is 'New Media'?/Vin Crosbie//Corante [Электронный pe-,cypc]/URL: http://rebuildingmedia.corante.com/archives/2006/04/27/what_is_new_media.plip (дата обращения: 12.022012); Slevin, J. The Internet and Society Polity Press [Текст]/ James Slevin. — Cambridge,2000. — 266 p.;Abbate,J. Inventing the Internet [Текст]/JanetAbbate. — MITPress, Cambridge, 1999. — 264 p.; Peterson, A. Internet and Cross Media Productions: Case Studies in Two Major Danish Media Organizations [Текст]/ Anja Bechmann Petersen// Australian Journal of Emerging Technologies and Society. 2006. Vol. 4, №2. — P. 94-107.
17 A Gazeta, Бразилия; A Tribuna, Бразилия; A Critica, Бразилия; Clarin. Аргентина; Cronica, Парагвай; Daily Mirror, Великобритания; Gazeta Wyborcza, Польша; Gazzeta di Parma, Италия; Jutarnji List, Хорватия; I Sole 24 Ore, Италия и др.
18 De Morgen, Бельгия; La Tribune, Франция; Hindu, Индия; Wall Street Journal, США и др.
" El Pais, Испания; National Post, Канада; Politiken, Дания; Publico, Португалия; Guardian, Великобритания; Times, Великобритания; Washington Post, США; издания меди-агруппы Mediafin (деловые газеты De Tijd, L'echo), Бельгия и др.
«НЭП» (г. Ухта), «Свободный курс» (г. Барнаул), «Деловой Петербург» (г. Санкт-Петербург), «Тюменские известия» (г. Тюмень), «Саратовская областная газета» (г. Саратов), «Ока Инфо» (г. Серпухов)
А также представлены результаты экспериментальной апробации использования методов и технологий редизайна на примере корректировки модели газеты Шегарского района Томской области «Шегарский вестник», осуществляемой в рамках хоздоговорной НИР по заказу редакции газеты.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается объемом используемого эмпирического материала, а также уровнем экспертов и организаций, предоставивших эмпирическую базу для исследования.
Теоретическая значимость. Результаты работы представляют интерес в части уточнения понятия газетного редизайна и описания его основных принципов; выделения базовых компонентов методики газетного редизайна; экспериментальной апробации методов и технологий редизайна в практике корректировки модели издания.
Научная новизна исследования состоит в том, что газетный реди-зайн рассматривается как инструмент формирования концепции издания, а также ее закрепления на уровне содержания, дизайна и менеджмента издания.
Практическая значимость работы в том, что положения диссертационной работы, выносимые на защиту, можно использовать при корректировке модели уже существующих периодических изданий разных типов. Также работа будет полезна и практикующим журналистам, редакторам, арт-директорам, ответственным секретарям и студентам, изучающим дисциплины «Техника и технология средств массовой коммуникации» и «Дизайн СМИ».
Результаты и апробация. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях, проводимых факультетом журналистики Воронежского государственного университета (2006—2010 гг.), Томским государственным университетом (2007—2011 гг.) и Московским государственным университетом (2008—2009 гг.). Основные идеи диссертации опубликованы также в журнале «Акценты. Новое в массовой коммуникации». Четыре из четырнадцати публикаций вышли в журналах, включенных в перечень ВАК: «Вестник Воронежского государственного университета» (серия «Филология. Журналистика»), «Вестник Томского государственного университета. Филология».
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, степень ее разработанности, определяются объект, предмет и гипотеза исследования, определяются цели и задачи. Здесь же анонсируется методологическая, эмпирическая и теоретическая базы исследования, обосновываются теоретическая и практическая значимость, указывается
факт апробации результатов и перечисляются положения, выносимые на защиту.
В первой части («■Теоретические основания современного газетного редизайна») автор ставит перед собой задачу описать редизайн с позиции основных категорий и принципов интегративных концепций газетного дизайна. Представлен анализ основных интегративных концепций газетного дизайна с целью выявления их базовых понятий и теоретических положений. Отталкиваясь от них, автор затем определяет понятие газетного редизайна и выявляет его основные принципы. Завершает главу анализ тенденций развития современного зарубежного редизайна. Автор диссертационного исследования выделяет основные тенденции, которые определяют развитие медиа сегодня, и на примере опыта зарубежных изданий показывает, как эти тенденции влияют на развитие современной теории и практики газетного редизайна.
Во второй части («Методика и практика газетного редизайна») представлено описание основных компонентов методики и ее методов. Также на примере модернизации шести региональных изданий разных типов, которые в разное время получили высшие награды на международном конкурсе «Газетный дизайн» (2005—2010 гг.) в номинации «Редизайн», анализируются тактики и способы проведения корректировки модели издания в соответствии с вышеизложенными принципами газетного редизайна. Выделяется ряд специфических особенностей использования данной методики и обозначаются наиболее интересные, с позиции решения прикладных вопросов, аспекты освоения методики редизайна. В завершение предлагается описание опыта корректировки модели газеты Шегарского района Томской области «Шегарский вестник» с целью апробации перспективных, с точки зрения автора, методов и технологий газетного редизайна.
Заключение содержит основные выводы и рекомендации в соответствии с поставленными целями и задачами исследования, а также намечаются перспективы дальнейшего изучения газетного редизайна.
Приложения содержат примеры полос анализируемых зарубежных и отечественных изданий.
Научные результаты, выносимые на защиту.
1. Появление и развитие интегративных концепций, помимо объективных факторов (формирование нового информационного поля, появление иных типов читателей, изменение информационных привычек аудитории), также было обусловлено непосредственно логикой развития школы газетного дизайна в США.
2. В качестве концепции корректировки модели периодического издания редизайн базируется на понимании газеты как целостного информационного продукта, где оформление, содержание и менеджмент представляют собой единый механизм формирования, закрепления и реализации концепции издания и выбранной маркетинговой стратегии. Данный концепт является определяющим в формировании основных принципов газетного редизайна.
3. Можно выделить три основных уровня моделирования в реди-зайне: содержание (включает моделирование структуры истории, жанровой и тематической структур); оформление (композиция и графика); менеджмент (структура и система организации работы, процесс принятия решений). Методика редизайна не предполагает возможности исключения одного из этих уровней в процессе моделирования издания. Однако узловым компонентом, в формировании которого участвуют все аспекты моделирования в редизайне, является структура истории.
4. Под влиянием процессов медиаконвергенции, демассовизации и глобализации изменилась не только практика выпуска газет, но и понимание роли редизайна в газете. Если в начале 2000-х редизайн воспринимался как разовый проект, вложение долгосрочных инвестиций, сегодня популярность приобретает идея «непрерывной эволюции».
5. Можно выделить ряд ключевых компонентов данной методики: (1) наличие сильного менеджера проекта; (2) личная заинтересованность и создание сильной мотивации для активного участия в процессе модернизации газеты рядовых сотрудников; (3) формирование и закрепление новых организационных рутин. Данные компоненты являются опорными точками модернизации издания вне зависимости от выбранной стратегии и технологии.
6. На данном этапе в практике отечественных региональных изданий редизайн не представляет собой модернизацию целостной концепции издания, включающей систему менеджмента и маркетинговую структуру. Данный факт во многом объясняется отсутствием специальных исследований, посвященных теоретическим основаниям методики газетного редизайна. Таким образом, особое значение приобретает апробация методов и техник редизайна в практике региональных печатных СМИ.
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
. 1. Появление идеи «интегративного дизайна» во многом было обусловлено изменениями информационного поля, которые произошли в 50-е гг. XX в. в связи с активным развитием телевидения и журналов. Подобные процессы характерны не только для медиарынка США второй половины XX в. Сокращение доли газет на рекламном рынке, изменение функций и ролей печати в обществе происходит и в западноевропейских странах. Однако формирование интегративных концепций именно в американской школе газетного дизайна во многом было обусловлено непосредственно логикой развития теории и практики оформления прессы в США.
По итогам анализа основных этапов становления школы газетного оформления в США можно выделить следующие предпосылки формирования интегративных концепций газетного дизайна.
Во-первых, в силу специфики развития периодической печати в США, газетный дизайн развивается параллельно с рекламным дизайном и многие идеи черпает из оформления плакатов, в то время как на развитие европейской прессы сильное влияние оказывают традиции книжного оформления. И только в 30-е гг., с проникновением эстетики модернизма в дизайн американских газет, представители новой школы обращаются к принципам книжного оформления и далее идут по пути совмещения эстетики рекламного дизайна и функциональности дизайна книги.
Во-вторых, несмотря на то, что вопросы взаимоотношения функционального и эстетического в газетном дизайне начинают обсуждаться с конца 30-х — начала 40-х гг., уже на первом этапе становления периодики в США наиважнейшим фактором формообразования издания ■являлась эффективность «продажи новости».
В-третьих, в теории и практике американского газетного дизайна особое место отводится вопросу взаимосвязи редактирования и оформления. Заголовок долгое время оставался приоритетным коммуникативным инструментом, и на первом этапе своего становления газетный дизайн рассматривался как часть редактирования и создания заголовков.
Формирование модернистской школы газетного дизайна в США начинается также с дискуссии об эффективности существующей системы расположения заголовков. В этом ключе закономерным выглядит и то, что представители модернистской школы переводят ответственность за оформление с работников типографии на редакторов. Содержание определяется не просто как наиважнейший компонент издания,
влияющий на его оформление, но как неотделимая часть дизайна газеты, а дизайн — как компонент единого механизма передачи новостей. Соответственно, успешная коммуникация возможна только при полной интеграции визуальных и вербальных элементов сообщения. В полной мере эта идея развивается в конце 60-х — начале 70-х гг.
Происходящие в то же самое время изменения в медиасистеме (реструктуризация рынка рекламы, появление новых групп аудитории) ставят перед редакторами и издателями новые задачи. Восприятие газеты в контексте развития рынка порождает иное понимание задач газетного дизайна. Коммуникативные цели остаются по-прежнему приоритетными, но также актуализируются и маркетинговые задачи дизайна периодического издания (визуализация типологических признаков газеть'1, создание индивидуального и легко узнаваемого образа, максимально близкого целевой аудитории).
2. Базовый концепт редизайна основывается на понимании газеты как целостного информационного продукта, где дизайн, содержание и менеджмент представляют собой единый механизм формирования, закрепления, реализации концепции издания и выбранной маркетинговой стратегии. Отталкиваясь от этого тезиса, можно выделить следующие принципы редизайна.
— Базовый уровень моделирования — содержание. Уровень менеджмента и оформления отражают основополагающие подходы к организации жанрово-тематической структуры номера и в целом принципы формирования контента.
— Согласно концепции визуальной журналистики дизайн входит в систему редакционного менеджмента. Таким образом, редизайн не означает только смену оформительского стиля, он направлен на изменение совокупности всех аспектов производства газеты.
— С позиции современных подходов к проблеме оформления периодических изданий, хороший дизайн должен обладать тремя характеристиками: эффективно передавать информацию, быть эстетичным и увеличивать коммерческие возможности выпуска. Важно не просто найти удачный способ презентации информации, но установить между текстом и графикой связи, понятные и очевидные для целевой аудитории издания. Поэтому цель изменения системы оформления газеты в процессе редизайна — совершенствование механизма коммуникации между газетой и читателем.
Специфика газетного редизайна заключается в его тесной взаимосвязи с процессами бизнес-моделирования периодического издания. С этой точки зрения редизайн можно описать как процесс, имеющий двойственную природу.
С одной стороны, процесс модернизации газеты направлен на работу с внутренними ресурсами моделирования (принципы формирования содержания, принципы планирования, организация производственного цикла, принципы управления творческим процессом, профессиональные стандарты и т.д.). Цели и задачи редизайна определяются стремлением объективно улучшить качество информационного продукта. Но при этом работа с внутренними ресурсами подчиняется и принципам созданной бизнес-модели издания, выбранной маркетинговой стратегии, а также напрямую связана с формированием бренда издания. Поэтому новая модель газеты должна отражать не только индивидуальный и творческий подход тех людей, которые ее создавали, но и социокультурный, политический, экономический, исторический контекст, в котором существует издание. Таким образом, в процессе редизайна большое значение приобретает анализ и учет таких факторов моделирования, как общественно-экономическая формация, тип общества, социально-экономическое положение и политическая ситуация в стране (конкретном регионе), законодательная база, конъюнктура информационного рынка, развитие технологий, мировые тенденции развития медиа и парадигма мышления аудитории.
3. Можно выделить три основных уровня моделирования в редизайне:
• содержание (включает моделирование структуры истории, жанровой и тематической структур газеты);
• оформление (композиция и графика);
• менеджмент (структура и система организации работы, процесс принятия решений).
В интегративных концепциях газетного дизайна понятие «содержание» является комплексным, согласно ему формирование смысла сообщения происходит за счет использования различных способов передачи информации — не только вербальных, но и визуальных. С этой точки зрения ключевым элементом моделирования содержания является структура материала (или структура истории). Под структурой материала мы понимаем составные части журналистского произведения, связанные между собой в единое целое. Структура материала не только отражает внутреннюю форму издания, но и определяет ее связь с композиционно-графической моделью издания. С позиций концепций визуальной журналистики структура материала является частью формирования графической концепции полосы. Использование графики, фотографий, врезок, типографики и др. позволяет сделать эту структуру очевидной и понятной для читателя, а также показать связи на микроуровнях текста (слова и словосочетания, предложения, фразы,
сверхфразовые единства 1-й, 2-й и 3-й ступени) и макроуровнях (параграф, разделы, главы, части, абзацы и т.д.).
С другой стороны, структура материала, которая фиксирует композиционно-графические элементы дизайна, отражает и определенные подходы к формированию организационной модели издания и процессу принятия решений. Разрабатывая и закрепляя стандартные элементы структуры «истории», дизайнер/ответственный секретарь, по сути, проектирует систему организации работы творческих отделов редакции, закладывает базовые принципы управления коллективом и планирования.
4. За последние десять лет в практике редизайна зарубежных газет произошел ряд изменений. Еще в начале 2000-х гг. редизайн газеты рассматривался как исключительный шаг менеджмента. Многие европейские и американские издания с давней репутационной историей на протяжении нескольких десятилетий не меняли единожды принятую модель оформления и содержания. Традиционно редизайн рассматривался издателями как проект (т.е. ограниченный по времени процесс целенаправленного изменения отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов), стандартная процедура которого занимает от трех до шести месяцев. Однако сегодня газетный редизайн начинает утрачивать черты проекта. Редакторы газет все чаще в своих выступлениях подчеркивают, что результаты проведенной модернизации издания — лишь начало масштабных изменений.
Очевидно, что тенденция массового редизайна связана с необходимостью перехода изданий на новые бизнес-модели, основанные на концепции конвергентной журналистики. Однако, как показывает опыт зарубежных печатных СМИ, нередко редизайн газеты является не следствием перехода на новую бизнес-модель, а инструментом ее реализации, реструктуризации производственных процессов и содержания газеты в соответствии с новой парадигмой построения бизнеса. Базовые идеи конвергентной журналистики реализуются на основных уровнях моделирования издания (менеджмент, содержание, оформление).
На уровне менеджмента ключевым элементом становится создание единого производственного цикла между всеми медиаплатформами. На уровне содержания — реализация принципов трансмедийного повествования. На уровне оформления основную тенденцию можно обозначить как «компактизация»21. «Компактизация» содержания по аналогии с «компактизацией» формата ставит своей целью сделать процесс
21 Термин, использованный Марио Гарсиа. См.: Гарсиа М. Как сделать содержание компактным. Семь успешных стратегий для тех, кто намерен попробовать/ Марио Гарсиа// Журнал «КАК». 2005. №2(34). — С. 23-26
получения информации из газеты удобным. Используя инструменты визуальной журналистики, систематизировать содержание отдельного сообщения и номера в целом, визуализировать иерархию информации на уровне полосы и материала, предоставить возможность читателю самостоятельно определять уровень детализации публикуемых в газете историй. Основными стратегиями, которые используют газеты, являются: объединение рубрик, создание многоуровневой системы навигации, использование пакетного способа подачи материала на полосе.
Тем не менее, под влиянием идей конвергентной журналистики методика газетногоредизайна не только сохраняет, но и усиливает свои основные компоненты. Например, в конце 90-х исследователи отмечали, что в практике редизайна многие издатели игнорировали необходимость пересмотра менеджмента. Сегодня, в связи с объединением редакций, организационная модель становится одной из узловых. С одной стороны, это связано с необходимостью введения новых позиций. С другой стороны, одним из важнейших становится вопрос формирования новых профессиональных парадигм. Поэтому в процессе редизайна нередко акценты переносятся с физической реорганизации всех аспектов производства новостей на формирование новой парадигмы мышления сотрудников редакции.
5. Как методика газетный редизайн обладает большой степенью вариативности методов и технологий ее реализации в практике периодического издания, позволяя подстраивать ее под нужды и условия существования конкретной газеты. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых компонентов данной методики:
• наличие сильного менеджера проекта;
• личная заинтересованность и создание сильной мотивации для активного участия в процессе модернизации газеты рядовых сотрудников;
• формирование и закрепление новых организационных рутин.
Все эти составляющие стоит рассматривать не как отдельные компоненты, но как единую систему, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, менеджер (бригадир/taskmaster) является «движущей силой» процесса редизайна, определяет главную идею и основной курс модернизации. С помощью генерального расписания (master plan) он выстраивает четкую и жесткую структуру взаимодействия между отделами, отслеживает их работу в соответствии с планом предстоящих работ и контролирует общий ход проекта. Вовлечение в процесс всех сотрудников происходит через создание комитета, в котором присутствуют представители всех отделов газеты, и «мозговой штурм». Как показывает анализ зарубежной практики, еще одной
формой задействования в процессе редизайна всех работников газеты становится обучение. Также оно является и важнейшим инструментом формирования и закрепления новых организационных рутин, которые затем фиксируются в редакционных документах.
Однако принципы создания новой модели газеты обусловлены задачами не только менеджмента издания, но и его маркетинга. Как правило, редизайн направлен на решение вполне конкретных задач по увеличению доли постоянных читателей и объемов рекламных поступлений. Поэтому особую роль, помимо исследований аудитории, занимает оценка эффективности редизайна газеты. В современной практике редизайна «оценка» перестает восприниматься как завершающий этап процесса изменения издания. Скорее, она выступает инструментом фиксации промежуточных точек изменения периодического издания, оценки их эффективности и определения дальнейших путей развития газеты.
6. Как показывает анализ практики редизайна региональных газет, мировые тенденции развития печатных медиа оказывают существенное влияние на отечественные издания, особенно на уровнях корректировки модели содержания газеты и ее оформления. Но, если говорить в целом, нельзя не отметить ряд существенных ее отличий от опыта зарубежных изданий.
Очевидно, что, если в зарубежной практике редизайн направлен на адаптацию газеты к конвергентной бизнес-модели, то в российских региональных изданиях пока речь идет о внедрении принципов интегративного дизайна. Нельзя сказать, что тенденция медиаконвергенции игнорируется владельцами и редакторами региональных изданий. Однако пока в практике можно выделить единичные удачные примеры перехода локальных газет на конвергентную бизнес-модель. Из анализируемых нами изданий к таковым можно отнести «Деловой Петербург» (г. Санкт-Петербург) и «Свободный курс» (г. Барнаул). Тем не менее стоит отметить, что в обоих случаях редизайн газет не был связан с переходом на конвергентную бизнес-модель и был направлен, скорее, на решение локальных задач изданий.
Российские издатели используют редизайн для решения маркетинговых задач. Однако реальная связь между корректировкой модели содержания и дизайна газеты и ее стратегией на медиарынке практически отсутствует. Одной из иллюстраций этого тезиса является отказ от проведения маркетинговых исследований до, после и во время проведения редизайна. Многие региональные издатели не рассматривают исследования в процессе редизайна как ценное обоснование для принятия решений. Что касается «оценки», в проанализированных нами изданиях редизайн описывался как успешный, то есть приведший к желаемому результату. Однако каких-либо критериев, по которым проходила оценка модернизации, названо не было.
Также в процесс обсуждения программы редизайна ни в одной из проанализированных нами газет не были включены представители маркетинговых служб редакций. На наш взгляд, во многом это связано с пониманием менеджерами газет сущности редизайна как модернизации содержания и дизайна газеты, связанного исключительно с аспектом технологии передачи сообщения (story-telling), но не во взаимосвязи с другим важнейшим аспектом функционирования газеты — product-making.
Характерным для отечественной практики редизайна является и то, что изменения системы менеджмента не были запланированы в рамках модернизации, а следовательно, не рассматривались как таковые. Изменения структуры редакции и организационных рутин являлись, скорее, возникшей необходимостью вследствие пересмотра модели содержания и дизайна газеты.
III. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Методика редизайна сегодня получила широкое распространение в практике периодических изданий во всем мире. На наш взгляд, ее популярность объясняется актуальностью и востребованностью предлагаемых подходов к моделированию и проектированию печатных СМИ.
Разговор о роли и месте редизайна в практике выпуска периодического издания имеет прямое отношение к дискуссии о процессах, которые определяют развитие газетной индустрии сегодня. Можно выделить несколько основных тенденций.
1. «Старение» аудитории газет. Как показывают многочисленные исследования, основную группу читателей составляют люди в возрасте
' от 45 лет и старше. Это не может не отражаться на оформлении (выборе шрифтов, цветовой палитры, презентации материала и т.п.), содержании и собственно выборе маркетинговых стратегий.
2. Меняются потребности аудитории. По выражению одного из авторов editorswebblog.com, «элементы дизайна попали в зависимость от экрана монитора»22. И действительно, как показывает современная мировая практика газет, огромное влияние на формирование трендов в области оформления прессы оказывает веб-дизайн. Причем его воздействие распространяется не только на выбор тех или иных приемов, но и на общие принципы структурирования текстовой информации.
21 Editorswebblog.com [Электронный pecypc]/URL: http://www.editorswebIog.org/special. php?cat_archives=Newspaper&offset=0 (дата обращения: 10.03.2011)
3. Интеграция дизайна прессы и онлайн-СМИ. Тут важно заметить, что в зарубежной теории моделирования прессы дизайн газеты и дизайн онлайн-медиа рассматриваются как единая профессиональная область. Все ведущие дизайнеры (Марио Гарсиа, Рон Ризон, Ален Джейкобсон, Марк Портер и др.) являются экспертами и в сфере веб-дизайна. Физические отличия, которые существуют между газетой, напечатанной на листе бумаги, и «газетой», опубликованной на экране компьютера — значительны. Однако, по мнению ведущих мировых специалистов, интеграция между этими областями не просто возможна, но является важным компонентом развития каждой из них. Таким образом, блоги, веб-сайты, подкасты, различные интерактивные элементы — все они входят в сферу интересов современного редакционного дизайна. Более того, появление каждой новой технологической платформы воспринимается дизайнерами как открытие новых возможностей для совершенствования процесса коммуникации с аудиторией.
Таким образом, дизайну в газете сегодня отводится совершенно особая роль. Издания, находясь в поиске новой коммуникативной стратегии, отводят ему роль экспериментальной площадки формирования инновационной модели взаимодействия газета — читатель. Именно здесь отрабатываются все основные приемы организации и структурирования информации, возможности реализации маркетинговых задач. И на этом пути особое значение приобретает редизайн, который уже давно вышел за рамки только пересмотра системы оформления и содержания газеты. В современной практике редизайна мы видим все большее сращивание аспектов, связанных одновременно с качественными характеристиками газеты и как творческого продукта, и как продукта, нацеленного на продажу. И решение задач менеджмента и маркетинга становится частью модернизации издания наравне с решением задач творческого характера.
В процессе проведенного исследования мы только обозначили существование данной связи на уровне реализации целей и задач редизайна. Однако за рамками остался широкий круг вопросов о том, как именно происходит взаимодействие в процессе модернизации издании как единой системы коммуникативная стратегия — концепция газеты — бизнес-модель23 — система менеджмента — маркетинг — контент — дизайн.
В контексте разговора об использовании методики редизайна в практике российских изданий особую актуальность приобретает тема возможности интеграции зарубежных методик с наработанными отечественными подходами и существующими традициями в области моделирования. Данный вопрос не рассматривался нами специально. Тем не
2' Используется в узком значении, как совокупность определяющих бизнес-решений.
менее, анализ теоретических оснований редизайна позволяет говорить о том, что данная концепция, композиционно-графическое и комплексное моделирование отталкиваются от схожих представлений о газете как системе. То есть речь идет о понимании объекта как единого целого, включающего определенные структурные элементы, каждый из которых является подсистемой, по отношению к собственным составляющим — системой. В западной традиции отсутствует понятие «моделирование», тем не менее, очевидно, что результатом любого редизайна является создание «образцов», эталонов композиции и графики. И как показывает анализ практики региональных изданий и опыт проведения редизайна газеты автором работы, методы и техники редизайна основываются на тех же принципах, что и методы композиционно-графического и комплексного моделирования. Они могут эффективно использоваться в дополнение к уже имеющемуся инструментарию. К таковым, например, мы относим создание специальных редакционных документов, в которых, помимо общих требований к созданию публикаций для определенных рубрик, описываются элементы структуры материалов (требования к заголовкам, подзаголовкам, лиду, сайдбарам, врезкам и т.д.). Подобные редакционные документы следует рассматривать не только как детализацию жанрово-тематической структуры издания, но и как важную часть его планирования и реализации организационной модели. Они являются эффективным инструментом закрепления новых организационных рутин. Такая стандартизация процесса написания материалов не ограничивает возможности творческого коллектива. Напротив, на этапе внедрения модели газеты это помогает журналистам адаптироваться к новым принципам формирования содержания.
Предложенная нами в заключительном параграфе технология проведения редизайна не претендует на универсальность. Более того, в рамках одного проекта сложно проследить все аспекты взаимодействия между уровнями моделирования в столь сложном и комплексном процессе. Например, актуальной остается проблема соотношения установок менеджмента и их реализации в структуре содержания, дизайне и организационной модели. Практически не был затронут вопрос о критериях оценки результатов модернизации. Так как редизайн рассматривается нами как инструмент формирования и реализации концепции издания, важным представляется изучение влияния на конечный результат модернизации таких факторов, как культура и парадигма мышления аудитории. И только дальнейшее расширение практики редизайна, накопление опыта работы в данном направлении позволит определить наиболее рациональные, эффективные пути использования данной методики в практике отечественных изданий.
IV. СПИСОК РАБОТ, В КОТОРЫХ ОПУБЛИКОВАНЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
Статьи в изданиях, входящих в список Высшей аттестационной комиссии:
1. Тышецкая, А.Ю. Современный газетный редизайн: к определению понятия [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Вестник Томского государственного университета. Филология. — Томск, 2009. — № 2 (6). — С. 109—115
2. Тышецкая, А.Ю. Методологические основания современного газетного редизайна [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Вестник Томского государственного университета. Филология. — Томск, 2010. — № 3(11). - С. 114-121
3. Тышецкая, АЛО. Медиаконвергенция и практика газетного редизайна [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — Воронеж, 2011. - № 2. — С. 226-232
4. Тышецкая, А.Ю. Дизайн современной газеты и новые подходы к формированию ее содержания [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Вестник Томского государственного университета. Филология. — Томск, 2012. - №2 (18). — С. 130-138
Публикации в других изданиях:
5. Тышецкая, А.Ю. Система моделирования и проектирования региональных изданий: к проблеме адаптации зарубежного опыта [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Актуальный проблемы журналистики. Сб. трудов молодых ученых, вып. 2/ Под ред. Н.В. Жиляковой, П.П. Каминского. — Томск: УПК «Журналистика», 2005. — С. 51-53
6. Тышецкая, А.Ю. Влияние технологий визуализации информации на методы работы журналиста в периодическом издании [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Коммуникация в современном мире. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 16 мая 2006 год. — Воронеж, 2006. — С. 137-138
7. Тышецкая, А.Ю. Возможности использования принципов веб-дизайна в моделировании региональной прессы [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Мультимедийная журналистика Евразии — 2008: информационные войны, партизанский маркетинг, кризисные коммуникации Востока и Запада. Сборник научных статей и материалов международной научно-практической конференции. Казань, 18-19 декабря 2008 года / Под научной редакцией Дорощук Е.С. — Ка-
зань: Изд-во «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина», 2008. — С. 217-219
8. Тышецкая, А.Ю. Районная газета: к проблеме поиска новой модели [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Журналистика в 2008 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Москва, 2008. Материалы международной научно-практической конференции «Журналистика 2008». — М.: Факультет журналистики, 2009. — С. 171
9. Тышецкая, А.Ю. Новая «модель» и ежедневная практика выпуска номера: к проблеме внедрения [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Коммуникация в современном мире. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». 11-13 мая, 2009 года. — Воронеж, 2009. — С. 80-83
10. Тышецкая, А.Ю. Стратегии развития газеты в новом информационном поле [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Альманах. Выпуск 5-6 (84-85). — Воронеж, 2009. — С. 20-23
11. Тышецкая, А.Ю. О формировании нового профессионального мировоззрения у студентов-журналистов газетной специализации [Текст] / А.Ю. Тышецкая, В.Н. Титова // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Москва, 2009. Материалы международной научно-практической конференции «Журналистика 2009». — М.: МедиаМир, 2010. — С. 156-157
12. Тышецкая, А.Ю. Современные тенденции зарубежной практики газетного дизайна [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Журналистика в поисках моделей развития. Вып. II / Под. ред. Н.В. Жиляковой, П.П. Каминского. — Томск: Учебно-экспериментальное издательство ФЖ ТГУ, 2010. — С. 250-255
13. Тышецкая, А.Ю. О «компактном» содержании газет (обзор зарубежной практики) [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Коммуникация в современном мире. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». 13-15 мая, 2010 года. — Воронеж, 2010. — С. 96-98
14. Тышецкая, А.Ю. Медиаконвергенция и практика газетного дизайна [Текст] / А.Ю. Тышецкая // Современные проблемы журналистской науки. Ежегодный сборник научных статей. — Воронеж, 2011. — С. 108-118
Четыре статьи (№ 1—4) опубликованы в периодических изданиях,
входящих в список Высшей аттестационной комиссии.
Отпечатано в типолаборатории факультета журналистики ВГУ 394068, г. Воронеж, ул. Хользунова, 40-а. Подписано в печать 29.10.2013 г. Объем 1,0 п.л. Тираж 100 экз.
Текст диссертации на тему "Современный газетный редизайн"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ю „
СО
со °
На правах рукописи
Тышецкая Анна Юрьевна —'
СОВРЕМЕННЫЙ ГАЗЕТНЫЙ РЕДИЗАЙН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Специальность 10.01.10 - Журналистика
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
С\1
Научный руководитель -^ доктор филологических наук, профессор
^ Тулупов Владимир Васильевич
Воронеж - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания современного 22 газетного редизайна
§ 1 Интегративные концепции дизайна периодических изданий 22
§2 Редизайн: к определению понятия 51
§3 Тенденции развития современного зарубежного 76 газетного редизайна
Глава 2. Методика и практика газетного редизайна 109
§ 1 Основные компоненты методики газетного редизайна 109
§2 Редизайн региональных газет: 143 тенденции и особенности современной практики
§3 Опыт редизайна газеты «Шегарский вестник» 175 (Шегарский район, Томская область)
Заключение Литература Приложения
203 207
ВВЕДЕНИЕ
Исследования WAN-IFRA1 последних лет показывают, что, несмотря на сокращение еженедельного обращения печатных версий газет или их полную ликвидацию, аудитория прессы растет. Так, с 2007 г. всемирная аудитория газет выросла на 4,2% . В основном это происходит за счет запуска газетами мобильных и интернет-продуктов. Однако, как видно из докладов, выход в Интернет, не решил многих проблем газетной отрасли. В частности, оправдались прогнозы аналитиков о том, что к 2013 г. совокупные доходы от печатной и цифровой рекламы прессы не увеличатся и даже окажутся ниже доходов газетной индустрии только от печатной рекламы в 2008 г.3 Поэтому проблема формирования новых моделей потребления информации остается для газет по-прежнему актуальной.
Актуальность исследования. Описанные выше процессы в газетной индустрии послужили предпосылками возникновения тенденции «массового» редизайна. За последние пять лет многие известные бренды {Times, Wall Street Journal, Publico, Daily Mirror и др.) обновили свое содержание и оформление. Проведение редизайна становится нормой и для отечественной практики периодических изданий. В качестве наиболее резонансных можно отметить редизайн «Известий» в 2004 г., «Ведомостей» в 2007 г. и «Труда» в 2008 г. при участии испанской студии графического и веб-дизайна Cases i Associais, а
1 С 1989 г. Всемирная ассоциация издателей газет и новостей (World Association of Newspapers and News Publishers / WAN-IFRA) ежегодно проводит исследование тиражей и доходов от размещения рекламы в странах, на которые приходится свыше 90% оборота мировой индустрии печатных СМИ. На основе этих данных формируется доклад «Глобальные тенденции прессы».
2 Тенденции развития мировой прессы: аудитория газет увеличивается, доходы цифровых изданий отстают. Гильдия издателей периодической печати [Электронный pecypc]/URL:
http://www.gipp.ru/opennews.php?id=42174 (дата обращения 04.09.2013).
3 Ежегодный доклад Всемирной ассоциации издателей газет и новостей (WAN-IFRA) «Глобальные тенденции прессы 2010». Содружество бумажных оптовиков [Электронный ресурс]/ URI: http://www.sbo-paper.ru/pubMcations/NPI/WPT2010/ (дата обращения 20.05.2012).
также редизайн «Московских новостей» в" 2010 г., который осуществлялся компанией Garcia Media при непосредственном участии Марио Гарсиа.
Стоит пояснить, что в практике моделирования периодической печати термин «редизайн» может употребляться в двух значениях. В первом случае обозначается сам факт изменения дизайна газеты. Дословно с английского языка «redesign» переводится как «изменение дизайна». В нашем исследовании мы обращаемся ко второму значению. Мы говорим о редизайне газет как о концепции и методике корректировки модели периодического издания. Оформление редизайна в отдельное направление связано со становлением и развитием интегративных концепций газетного дизайна4, таким образом, редизайн как концепция и методика предполагает внедрение в практику выпуска газеты определенных принципов дизайна, менеджмента и структурирования содержания периодического издания.
Интерес, который сегодня проявляют отечественные издатели к редизайну, напрямую связан с проблемой поиска новых решений организации и презентации информации в газете. Российские СМИ функционируют в глобальном информационном поле, и мировые тенденции в газетной индустрии оказывают влияние и на развитие отечественных изданий. Но осмысление и адаптация передового зарубежного опыта невозможны без знания базовых понятий и подходов, существующих в конкретной школе оформления. Таким образом, исследование редизайна как концепции и методики представляется интересным и с точки зрения теории моделирования.
В. Тулупов среди прочих формообразующих факторов, влияющих на развитие дизайна периодических изданий в отдельно взятой стране, выделяет «международный фактор». Под этим термином понимается взаимодействие
4 Под интегративными концепциями газетного дизайна понимается группа методик оформления периодического издания, основанных на понимании содержания печатного СМИ не как суммы текстов (в данном случае используется «узкое» значение понятия «текст» - вербальная реализация сути произведения), а как комплекса вербальных и визуальных компонентов, где иллюстрации, графика, цифры являются частью журналистского произведения, а не его формальным дополнением.
существующих типов журналистики и СМИ, развивающихся тенденций в области масс-медиа за рубежом5. Международный фактор является неотъемлемой частью развития школы оформления газетного дизайна в любой стране, в том числе и в России.
Так, печатное дело пришло в Россию из Западной Европы, и, естественно, как отмечает А.П. Киселев, первые отечественные издания перенимали эталоны газетных форм, общепринятых в европейских странах6. В первые послереволюционные годы основные издания ЦК КПСС («Правда», «Крестьянская газета», «Известия») также придерживались принципов оформления, близких европейским солидным изданиями. Однако новое содержание нуждалось в новых формах для его выражения. В этот период редакторы обращаются к опыту североамериканских изданий. Уже в середине 20-х гг. классические приемы американской верстки - заголовки-лозунги (flag headlines), переходные (jump head) и «многоэтажные» (drop-line head) заголовки, использование контрастных шрифтов, симметричное размещение иллюстраций, «страницы иллюстраций» - активно заимствуются многими советскими газетами, в том числе и региональными.
Проникновению зарубежных приемов и методов журналистики в практику советских изданий во многом способствовали публикации в журнале «Журналист». В период с 1919 по 1933 г. в издании вышло более 700 различных заметок, статей и очерков, посвященных проблеме адаптации зарубежного опыта во всех сферах журналистики, в том числе и в области оформления. Существовала постоянная рубрика «За границей», где печатались обзоры мировых рынков прессы7. В этой же рубрике на протяжении 1929 г.
5Тулупов, В.В. Дизайн периодических изданий [Текст]/В.В. Тулупов - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 224 с.
6 См. подробнее: Киселев, А.П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.) [Текст]/А.П. Киселев - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 192 с.
См. подробнее материалы в рубрике «За границей» в журнале «Журналист»: Газетный мир Лондона [Текст]// 1930. - №24. - С. 764 -765; Китайская газета с натуры[Текст] // 1930. - N97-8 - С. 30-31; Фрейман, Б. Газетное дело в Америке [Текст]/ Б. Фрейман// 1930. - №21 - С. 28-30; Датская печать [Текст]// 1925. - №3 - С. 64-65; Газета для широчайших масс [Текст]//1925. - №3 - С. 67-70; Страна, богатая газетами [Текст]// 1925. - № 8-9 - С.
выходила серия очерков редактора «Крестьянской газеты» М. Михайлова об
о
американской системе работы с подписчиками и методах экспедирования . В рубрике «Техника и организация»9 печатались отчеты с мировых выставок ротационных и печатных машин, обзоры новейшей техники, обсуждались эксперименты по ее внедрению в производство.
В разделе «Библиография» выходили рецензии на наиболее заметные зарубежные работы по журнально-газетному делу10. Переводы глав из некоторых книг этих авторов были опубликованы в «Журналисте». Под общим названием «Американская газета» вышли отрывки из популярных учебников того времени Дж. Бастиана (George С. Bastian) «Редактирование ежедневных
новостей» (Editing the day's news)11 и Эдвина Шумана (Edwin Shuman)
12
«Практическая журналистика» (Practical Journalism) .
На наш взгляд, столь большой интерес именно к американской школе журналистики вполне объясним. На тот момент она являлась наиболее развитой, американские журналисты первыми в своей практике стали
70-69; Нравы румынской прессы [Текст]// 1925. - №8-9 - С. 63-65; Буржуазная пресса Франции [Текст]// 1926. -№1 - С. 76-77; Книжное дело в Саксонии [Текст]// 1927.- №3 - С. 71-72; Японская газета [Текст]// 1927. - №4 -С.66-68; Нью-Йорк Тайме [Текст]// 1929. - №19 - С. 595-598; «Бизнес» (лицо американской прессы) [Текст]//1930. - №7-8 - С.29 и др.
См. подробнее: Михайлов, М. Что нам дала поездка за границу. Общие впечатления [Текст]/ М. Михайлов// Журналист. -1929. - №3. - С.; Его же: Издательство трех журналов в Филадельфии [Текст]// Журналист. - 1929. - №4. - С.110-112; От ручного труда к машине [Текст]//Журналист. - 1929. - №6. - С.182-185; О машинах для экспедирования почто-багажом [Текст]// Журналист. - 1929. - №17 - С.381-384; Распространение периодики в С.-А.С.Ш. [Текст]//Журналист. - 1929. - №17. - С.538-541, №18. - С. 570-573; 2.827.000 экземпляров. Первые итоги подписной кампании издательства «Крестьянская газета» [Текст]//Журналист. - 1930. - №3. - С.94-96
9 См. подробнее материалы в рубрике «Техника и организация» в журнале «Журналист»: Фотографическое печатание [Текст]// 1926. - №2. -С.58; Кугель, В. Новости газетной техники/ В. Кугель [Текст]// 1926. - №2. -С.59-61; Его же: По американским типографиям [Текст]// 1926. - №3. - С.67-69; Механизация экспедирования [Текст]//1925. - №8-9. - C.64-65; О новых машинах [Текст]/ 1925. - №11. - С.66-67; Фото-наборные машины [Текст]// 1926. - №4. - С.59-60; Революция в газетной технике [Текст]// 1925. - №3. - С.67-68 и др.
10 См. подробнее материалы в рубрике «Библиография» в журнале «Журналист»: Срединский, С. Американская литература по журналистике и газетному делу/С. Срединский [Текст]// 1926. - № 4-5. - C.76-80, С. 76-79; 1928. -№7-8.-C.47
11 См. подробнее цикл статей с предисловием Срединского С.: Газета в Америке [Текст]// Журналист. -1926. -№11 - С.27-33; 1927. №1 - С. 20-26; №5 - C.30-36
12 Деревенская газета в Америке[Текст]//Журналист. - 1927. - № 5 - С.70-71
применять научный подход к организации труда в редакции и рациональный принцип оформления газет. Кроме того, именно в США появляются и первые практические руководства по написанию новостей и заголовков, верстке материалов и обработке рукописей. Поэтому вполне естественно, что и в основу первых пособий по оформлению периодических изданий на русском языке также были положены работы американских авторов: Гранта Хайда, Чарльза Росса, Нормана Рэдлера, Уильяма Блейра, Джоржа Бастиана и др.
Пособия С. Срединского13, П. Керженцева14, В. Павлова и А. Гарри15, М. Дмитриева16 и по своей структуре, и по содержанию были сделаны по аналогии с западными образцами. Вопросы, которые в них рассматривались, имели сугубо прикладной характер. Но уже на этом этапе очевидна попытка адаптировать зарубежный опыт с учетом специфических задач советской прессы. Первые исследователи акцентировали внимание на том, что главная цель их работы — формирование отечественной культуры газетного дела.
Однако уже в начале 30-х гг. общественно-политическая ситуация в стране складывается таким образом, что сама идея адаптации опыта «буржуазных» газет подвергается жесткой критике. Со страниц «Журналиста» уходят материалы о практике зарубежных изданий, а обзоры приобретают явный пропагандистский характер. В 1934 г. выходит учебное пособие Б. Вяземского и М. Урлауб «Техническое оформление газет», в котором авторов первых пособий по журналистике критикуют за проповедование «чистой» формы и отвлеченную красоту в верстке газеты, пропаганду идеи создания коммерческо-ориентированного оформления.
С этого времени развитие отечественной школы оформления периодических изданий происходит практически изолированно от мирового опыта. За
13 Срединский, С. Основы газетно-издательского дела [Текст]/ С. Срединский. - Петроград, 1918. - 75 е.; Его же. Газетно-издательское дело. Основные вопросы газетного хозяйства [Текст] - М., 1924. - 95 с.
14 Керженцев, П. Газета. Ее организация и техника [Текст]/ П. Керженцев. - М..-Л., 1919. - 158 е.; Его же. Газета. Организация и техника газетного дела. [Текст] - М., 1925. - 178 с.
15 Павлов, В. Как нужно делать газету [Текст]/ В. Павлов, А. Гарри. - М., 1928. - 196 с.
16 Дмитриев, М. Техника газеты [Текст]/ М. Дмитриев. - Харьков, 1928. - 214 с.
исключением того, что «в Советском Союзе распространялись печатные органы
коммунистических партий стран социалистического содружества, исторически
следовавшие западной традиции оформления»17. В период с 1950 по 1990 г. в
«Вестнике Московского государственного университета» (Серия
«Журналистика») и «Советской печати» (затем «Журналист») было
18
опубликовано несколько работ крупных зарубежных специалистов и обзоров западноевропейской и американской практики оформления прессы19. В 1962 г.
7П
выходит первый сборник переводов «Современная газетная печать» . В 1979 г.
Л 1
на русском языке опубликована книга Д. Георгиева «Режиссура газеты» .
Тем не менее, как полагает В. Скоробогатько, даже при таких ограниченных возможностях знакомства с зарубежным опытом нельзя отрицать влияния
«международного фактора» на развитие отечественной школы
22
моделирования . В частности, методика композиционно-графического моделирования, основные принципы которой разрабатывались в работах таких исследователей, как А.П. Киселев, Е.В. Фастовец, С.И. Галкин, И.Н.
23
Табашников, В.В. Бакшин и др. , вбирает в себя наработки и зарубежных
17 Тулупов, В.В. Дизайн периодических изданий [Текст]/В.В. Тулупов - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - С. 22
18 См., например: Хатт, А. Искусство оформления газеты [Текст]/ А. Хатт// Советская печать. - 1957. - №5. - С.74-76; Его же. Об искусстве оформления газеты// Советская печать. - 1965. - №4 — С. 45; Кафель, М. Проблемы технического оформления польской печати [Текст]/ М. Кафель// Вестник Московского ун-та, сер. журналистика.
- 1966. - №5. - C.68-70; Георгиев, Д. Газета требует поиска [Текст]/ Д. Георгиев// Журналист. - 1979. - №3. -С.64-66 и др.
19 Киселев, А.П. Из опыта оформления газет за рубежом [Текст]/ А.П. Киселев// Вестник Московского ун-та, сер. журналистика - 1969. - №6. - C.76-86; Дудников, B.M. Развитие фотоиллюстрирования на страницах журналов США. Основные этапы и тенденции [Текст]/ B.M. Дудников// Вестник Московского ун-та, сер. журналистика. -1986. - №6. - С. 57-68
20 Современная газетная печать: Сборник переводов под редакцией и с предисловием канд. техн. наук А.Н. Чернышева. [Текст]- M.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 389 с.
21 Георгиев, Д. Режиссура газеты [Текст]/ Д. Георгиев. - M., 1979. - 259с.
22 См. например: Скоробогатько, В. Моделирование: экскурс в советское прошлое [Текст]/В. Скоробогатько//Журналист. - 2005. - №8 - С.88
23 См. работы: Бакшин, В. В. Оформление газет разного типа : учеб.-метод, пособие [Текст]/ В. В. Бакшин. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981. - 72 е.; Галкин С.И. Нужна ли газете модель? [Текст]/ С.И. Галкин // Демократический журналист. -1973. - №1. - С.13-14.; Галкин С.И. Моделирование и проблемы теории газетного оформления. К постановке проблемы [Текст]/ С.И. Галкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика.
- 1977. - № 4. - С. 29-37.; Гуревич, C.M. Оформление и выпуск районной газеты [Текст] / C.M. Гуревич. - M.: Книга, 1969. -142 е.; Киселев, А. П. От содержания к форме: основные понятия и термины газетного
исследователей. Сам термин «композиционно-графическая модель» имеет прямое отношение к понятиям «концепция газеты» и «профиль газеты», разрабатываемым в это же самое время учеными из Восточной Германии, а также к термину «графическая концепция газеты», введенному в научный оборот известным болгарским исследователем Димитром Георгиевым.
Очевидно, что важное влияние на развитие идей композиционно-графического моделирования оказало и модульное конструирование, зародившееся в 60-е гг. в Швейцарии и Германии. В практику советских изданий внедрение моделирования на основе модульных сеток происходит в 80-е гг. (хотя эксперименты в этом направлении начинаются еще в середине 60-х гг.). Интерес к новой методике во многом был обусловлен переходом на офсетную печать в сочетании с фотонабором. Поэтому перед редакторами газет встали новые проблемы технического, организационного и, в том числе, эстетического порядка. Внедрению в практику модульного дизайна способствовало еще и появление ряда книг. Например, в 1982 г. выходит сборник «Оформление газет и журналов за рубежом»24, где были представлены наиболее значимые работы зарубежных авторов по новейшим методам моделирования. На русском языке публикуется известная книга Алена Херлберта «Сетка. Модульная система конструирования и производства газет,
25
журналов и книг» . В