автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Дизайн российских журналов

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Сундуков, Александр Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Дизайн российских журналов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Дизайн российских журналов"

На правах-рукописи

Сундуков Александр Сергеевич

ДИЗАИН РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Специальность 10.01.10 - журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

**оои429

Воронеж - 2011

1 6 нюн 2011

4850429

Работа выполнена в Воронежском государственном университете

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Тулупов Владимир Васильевич

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Березин Валерий Матвеевич; кандидат филологических наук Мазенко Владимир Станиславович

Ведущая организация:

Башкирский государственный университет

Защита состоится «29» июня 2011 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 212.038.18 в Воронежском государственном университете по адресу: 394068, г. Воронеж, Московский проспект, 88, к.211 -а (конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета.

Автореферат разослан « 26» мая 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета ЛХГГ"

кандидат филологических наук С.Н. Гладышева

/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Говоря о графическом дизайне, мы имеем в виду язык визуальной коммуникации, назначением которого является представление информации в определенном виде, готовом к потреблению: удобном, полезном, приятном. Соответственно важнейшее значение для дизайна имеют как уровень технических средств производства, непосредственно наборно-верстально-печатных технологий, так и характер восприятия информации (физические, психологические, социальные и др. особенности). Обе эта сферы, определяющие развитие дизайна, серьезно изменились за последние 10-20 лет.

Актуальность исследования. Сегодняшний уровень развития компьютерных технологий таков, что возможности дизайнера ограничиваются лишь его фантазией и вкусом. Верстая полосы, он можег создавать любые композиции, смешивать различные слои, фигуры и цвета. Если говорить о печати, то современная техника гарантирует самое высокое качество воспроизведения текста и иллюстраций, а, например, при выпуске специальных номеров или для уникальных рекламных вставок можно, помимо глянцевой мелованной бумаги, использовать различные виды специальной дизайнерской бумаги. Цифровые технологии повлияли и на процесс восприятия реципиентом получаемой информации. Конвергенция СМИ, гипертекст, формирование так называемого «клипового мышления» -все это потребовало разработки новых подходов к моделированию формы периодических изданий. Пока еще не найден идеальный цифровой носитель-воспроизводитель, который объединит в себе все достоинства цифровой и аналоговой среды. Не найдена и лучшая форма подачи информации на таких устройствах (очевидно, что это должно быть не простое копирование печатного оттиска на экран и не простое слайд-шоу мультимедийного формата). А значит, печать еще будет какое-то время оставаться наиболее надежным, удобным, эстетичным, проверенным источником информации. Что же касается иллюстрированных журналов (особенно массовых глянцевых, научно-популярных, общественно-

политических, делающих ставку на фоторепортаж), то, несмотря на существующие электронные версии, бумажные варианты подобных изданий - в силу именно визуальной специфики - в настоящее время наиболее востребованы.

Объектом данного исследования избраны российские журналы различных типов: наиболее значимые издания прошлого; современные общественно-политические, научно-популярные, глянцевые издания, дифференцируемые по полу и интересам.

Предметом исследования выступает дизайн журнала как процесс и результат создания идейной стилевой концепции, рассмотренный как в ретроспекции, так и в современном его состоянии.

Гипотеза исследования. Дизайн представляет собой некий «язык», на котором выражается идея в послании получателю и с помощью которого получатель «расшифровывает сообщение», реализуя его смысл и функцию. В прессе этот «язык» эволюционировал с развитием технической базы (способов печати) и уровня ожиданий потребителя (подготовленности к восприятию той или иной формы сообщения). Сегодня дизайн журналов должен учитывать современные особенности восприятия, которые диктуют новые требования к структурированию информации. Современный журнальный дизайн - это результат коллективной деятельности. Издатель (главный редактор), формулируя стратегию (уровень всего проекта) и тактику (уровень отдельного номера), по сути, занимается дизайном. Пишущий журналист создает не просто текст с заголовком, а политекст, предполагающий деление на подзаголовки, дополнительные блоки, учитывающий характер и расположение иллюстраций, инфографики (автору также необходимо представлять, как все эти части будут взаимодействовать композиционно и логически).

Целью работы является исследование и представление журнального дизайна как ключевого связующего звена в информационной цепочке «производитель - продукт - потребитель».

Для реализации нашей цели предстоит выполнить ряд задач: 1 ) проследить историческое развитие дизайна журналов, отражающего главенствующий стиль эпохи;

2) проанализировать понятие дизайна при помощи информационного подхода и его положение в коммуникационной цепи «отправитель - канал связи - получатель» и сформулировать авторское определение информационного дизайна;

3) изучить типологию российских журналов и определить место дизайна в системе типологических признаков современной системы журнальных изданий;

4) на конкретных примерах выявить значение дизайна при выпуске журнала (показать, как и почему со временем меняется облик издания, какие факторы на это влияют; как сказываются на оформлении особенности восприятия, уровень ожидания и подготовленности аудитории).

Степень разработанности темы. В России оформлению периодики как объекту исследования стали уделять особое внимание в начале XX века. Одними из первых отечественных авторов книг по технике газетного дела были П. Керженцев1 и С. Срединский2. Эта тема периодически возникала на страницах профессионального журнала «Журналист», издававшегося с 1914 года3. В 1930-е гг. практики, ратовавшие за применение форм-стандартов при выпуске газет, были обвинены в формализме4. Тем не менее, с появлением нового интереса к дизайну в 1950-1960-х гг.,5 идея применения профессиональных стандартов в процессе оформления периодики получила новое развитие.

1 Керженцев П.М. Газета. Ее организация и техника / П.М. Керженцев. - М.: Изд-во Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Р., С., К. и К. Депутатов, 1919. -158 е.; Керженцев П.М. Газета. Организация и техника газетного дела. — 4-е изд., доп. / П.М. Керженцев. - М.-Л.: Гос. изд-во., 1925.178 с.

2 Срединский С.Н. Основы газетного дела. / С.Н. Срединский. - Пг_: Изд-во Петрогр. Совета раб. и красноарм. депутатов, 1918. - 75 с.

3 Срединский С. Газета в Америке / С. Срединский // Журналист,-1926. -№ 11. - С.27-23.; Срединский С. Симметрия и асимметрия в газетной верстке / С. Срединский // Журналист. -1929. - № 21. - С. 671-672..

* Деев А. Война шаблону/ А. Деев // Журналист. -1932. - №34. - C.17-18.

s Хатт А. Искусство оформления газеты / А. Хатт // Советская печать. -1957. - № 5. - С. 74-76.; Хатт А. Об искусство оформления газеты / А. Хатт // Советская печать. -1965. - № 4. - С. 51-54.

Процесс формообразования печатного издания стал рассматриваться с позиций художественного конструирования (В. Ляхов), возникла идея композиционно-графического моделирования газет и журналов (В. Бакшин, С. Галкин, Д. Георгиев, С. Гуревич, А. Киселев, И. Табашников)6. В рамках системного подхода (моделирования) теория газетно-журнального оформления стала учитывать типологический аспект. Углубленно изучаются аудиторный фактор, специфика восприятия газетно-журнальных полос (С. Васильев, В. Тулупов)7. Со второй половины 1990-х годов начинается освоение компьютерного опыта, его возможностей при выпуске печатных СМИ8. Сегодня же, на наш взгляд, особое внимание следует уделять тому, как новые цифровые способы распространения информации, влияющие на общее восприятие сообщений реципиентом, сказываются на дизайне печатной периодики.

6 Бакшин В. В. Оформление газет разного типа : учеб.-метод, пособие / В. В. Бакшин. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981. - 72 е.; Галкин С.И. Нужна ли газете модель? / С.И. Галкин // Демократический журналист. -1973. - №1. - С.13-14.; Галкин С.И. Моделирование и проблемы теории газетного оформления. К постановке проблемы / С.И. Галкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XI. Журналистика. -1977. - № 4. - С. 29-37.; Георгиев Д. Режиссура газеты/Д. Георгиев-М.: Мысль, 1979. -264 е.; Гуревич С.М. Оформление и выпуск районной газеты / С.М. Гуревич. - М.: Книга, 1969. -142 е.; Киселев А. П. От содержания к форме : основные понятия и термины газетного оформления / А.П. Киселев. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1974. - 48 е.; Ляхов В.Н. Оформление советской книги: Суперобложка, переплет, обложка, форзац / В.Н. Ляков. - М.: Книга, 1966. -135 е.; Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги / В.Н. Ляхов. - М.: Книга, 1971. - 91 е.; Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги. Системное проектирование, функциональный анализ / В.Н. Ляхов. - М.: Книга, 1975. - 91 е.; Ляхов В.Н. Искусство книги / В.Н. Ляхов. - М.: Советский художник, 1978. - 244 с. Табашников И.Н. Газета делается по модели / Теория и опыт композиционно-графического моделирования. -М., 1980.-94 с.

7 Васильев С.Л. Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий: Дис....

канд. филолог, наук / С.Л. Васильев - М., 1985. - 206 л.; Васильев С. Л. Удобочитаемость газеты / СЛ. Васильев. - Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1999. - 72 е.; Тулупов В.В. Оформление молодежной

газеты: теория и практика (на материале областных газет РСФСР): Дис.... канд. филолог, наук / В.В. Тулупов -Воронеж, 1982. - 230 л.; Тулупов В.В. Основы бильдредактирования / В.В. Тулупов // Вестник МГУ. Сер. XI.

Журналистика. -1993. - № 5. - С. 20-26.

11 Беляев A.A. Особенности графической модели Интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ): дис.... кандидата филол. наук / A.A. Беляев. - М., 2009. -244 л.; Дизайн газеты и журнала: Учеб. пособие/под ред. В.В. Волковой-М.: Аспект-Пресс, 2003. - 224 е.; Дизайн периодических изданий: Учеб. пособие / под ред. Э.А. Лазаревич - М.: Изд-во Моск. го. ун-та, 2000. -120 е.; Зэковырина Н. С. Особенности развития советской фотожурналистки 1920-1930-х гг. и журнал «Советское фото» : дис.... кандидата филол. наук / Н.С. Заковырина. - СПб., 2007. - 213 л.; Коровкина E.B. Иллюстрация в английской печати XVII-XIX веков: дис.... кандидата филол. наук / E.B. Коровкина. - М., 2005. - 219 л.; Ныркова Л.М. Как делается газета / Л.М. Ныркова. - М: ТОО «Гендальф», 1998. - 68 е.; Осетрова О.В. Шрифт в рекламном дизайне: На примере печатной полиграфической и пресс-рекламы : Дис.... канд. филол. наук / О.В. Осетрова. - Воронеж, 2005.-222 л.; Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание / В.П. Ситников. - М.: Слово, 2004. - 415 с.

Теоретическую базу исследования составили работы по истории журналистики Б. Есина, А. Западова, И. Кузнецова, Ю. Лучинского, Р. Овсепяна9; работы по типологии А. Акопова, А. Кажикина, Е. Корнилова, М. Шкондина; работа по дизайну Н. Воронова, А. Лаврентьева, Л. Новиковой10; труды по дизайну периодики В. Бакшина, С. Галкина, И. Табашникова, В. Тулупова и исследования С. Васильева, С. Головко, Г. Кнабе, В. Тулупова, в которых рассматривались аспекты восприятия печатной продукции.

Эмпирическую базу составили российские журналы и русскоязычные аналоги западных журналов. В исторической части диссертации представлены наиболее показательные отечественные журналы, выходившие на протяжении трех столетий («Ежемесячные сочинения», «Зритель», «Вокруг света», «Нива», «Огонек», «Смена», «Техника молодежи» и другие); в части, касающейся современной практики выпуска журналов, - наиболее характерные образцы изданий последних пяти лет разных типов («Русский репортер, «Огонек», «Вокруг света», GEO, National Geographic, Cosmopolitan, Glamour, Vogue, Maxim, Men's Health, Esquire, Rolling Stone, Top Gear, «За рулем», «Сноб», «Хакер», Computer Bild и другие).

Методологическую базу работы составили общенаучные принципы системности и объективности. В качестве основного метода использовалось наблюдение с последующим применением системного анализа к эмпирическому материалу. Помимо этого в исследовании использовались распространенные в гуманитарных науках методы сопоставления, сравнения, классификации.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что нами осуществляется попытка применения информационного подхода к

9 Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): Учебно-методический комплект/ Б.И. Есин. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 464 е.; История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. A.B. Западова. - М.: Высшая школа, 1973. - 518 е.; Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000) / И.В. Кузнецов - М.: Флинта: Наука, 2002. - 640 е.; Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики / Ю.В. Лучинский. - Краснодар : Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1996. -140 е.; Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики : учеб. пособие / Р. П. Овсепян. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2005. - 352 с.

10 Воронов Н.В. Дизайн: русская версия / Под ред. Г.В. Вершина. М.: Тюмень, 2003. - 220 е.; Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие - М.: Гардарики, 2007. - 303 е.; Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. - М.: Политиздат, 1976. - 287с.

пониманию дизайна и выявления его связующей роли в коммуникации как «языка», с помощью которого создается и потребляется продукт. В типологии журналов данный подход нашел отражение в группировке признаков по трем ключевым параметрам: производитель, продукт, потребитель.

Теоретическая значимость исследования представляется в уточнении понятия дизайна, рассмотренного в информационной среде; в предложенном варианте классификации типологических признаков, сделанной на основе информационного подхода; в рассмотрении эволюции журнального дизайна.

Практическую значимость работы составляет возможность использования положений диссертационной работы при запуске нового журнала или корректировке модели уже существующего (осуществление редизайна). Кроме того, поскольку в исследовании показано, как в процессе дизайна участвует весь творческий коллектив редакции, на наш взгляд, оно будет полезно и практикующим журналистам, а также студентам, изучающим дисциплины «Техника и технология средств массовой коммуникации» и «Система СМИ».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дизайн в индустриальной коммуникации выступает своеобразным «языком» или совокупностью методов по кодированию «сообщения» источником и интерпретированию его получателем. Иными словами, в дизайне (в графическом в том числе) учитывается и уровень подготовленности производителей, процесс планирования и создания вещи, и уровень ожиданий, подготовки потребителей, процесс выбора и использования предметов.

2. Идея, концепция издания являются тем компонентом содержательной модели, на основе которого строится формальная модель - композиционно-графическая. Дизайн журнала начинается уже на этапе моделирования содержания, логически продолжается на этапе создания КГМ и завершается на этапе планирования, макетирования и верстки конкретного номера.

3. История журнального дизайна демонстрирует нам этапы становления визуального языка: формирование его основных единиц одновременно с эволюцией аудитории, способности читателей к восприятию новых более сложных форм.

4. Иллюстрация с появлением первого в мире журнала Journal des savants стала неотъемлемым атрибутом данного вида периодики (за исключением литературных изданий). И сегодня она играет ключевую роль в дизайне, являясь одновременно и содержательным, и оформительским элементом. Печать по-прежнему остается наиболее удобным и презентабельным средством передачи статичного изображения.

5. Трансформация психологии восприятия в связи с увеличивающимися информационными потоками и реализацией цифровых технологий заставляет оформителей изменять дизайн журналов в сторону большей пунктуации (представления текста пронумерованным или маркированным списком), гипертекстовое™.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях, проводимых факультетом журналистики Воронежского госуниверситета (2006-2010 годы). Основные идеи диссертации опубликованы также в журнале «Акценты. Новое в массовой коммуникации». Две из девяти публикаций вышли в журнале «Вестник Воронежского государственного университета» (Серия «Филология. Журналистика»), включенном в перечень ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении определяется объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, ставятся цели и задачи, рассматривается актуальность темы, степень ее разработанности, описываются теоретическая,

методологическая и эмпирическая базы работы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «История оформления российских журналов» рассматриваются особенности появления журнала как нового вида СМИ, его содержательные и формальные отличия от книг и газет.

В параграфе 1.1. «Возникновение и развитие журналов в России» рассмотрены первые европейские журналы, затем отечественные журналы -в их развитии вплоть до начала XX века. «Примечания» создавались с целью пояснения, растолкования новостей, выходящих в газете «Ведомости». «Ежемесячные сочинения», помимо аналитической функции и функции обозрения, реализовывали также познавательную (полезную) и рекреативную (развлекательную) функции (второй важной особенностью стало увеличение объема издания в связи с размещением развернутой аналитической информации). Журнал и по оформлению, и по конструкции приблизился к книге - отсутствовал лишь переплет (фактически, это была подшивка за год).

Ранний этап развития отечественных журналов можно охарактеризовать как период «персональных» («авторских») изданий, поскольку номер готовился преимущественно одним человеком (журналистом, редактором, владельцем). Со временем, когда структура редакции стала более разветвленной, разделились и обязанности учредителя, владельца, издателя.

В конце XVIII века в оформлении журналов проявилась тенденция смещения акцента с пышных барочных декоративных конструкций на характерные для эпохи классицизма гармонично простые, строгие модели. Это привело к повышению значимости типографических элементов, что, в свою очередь, повлияло на формирование заголовочной иерархии. В первой трети XIX века закрепилась классическая текстовая форма литературного журнала. Российская литература (шире - культура) переживала свой золотой век, и на тот момент подобный визуальный язык был самым актуальным и достаточным. Однако нельзя утверждать, что в таких изданиях, с точки

зрения дизайна, не было ничего примечательного помимо удобочитаемых и эстетически выверенных гарнитур. Именно в литературных журналах зародилось логическое структурирование формы: появились постоянные разделы, рубрики.

Постепенно зарождались и стали развиваться рыночные механизмы журнального дела, в которых значительную роль играли интересы и уровень подготовленности аудитории - именно обращение к массовой аудитории позволило издателям выйти на уровень прибыльности. Это сказывалось не только на подборе информации, но и на отношении к ее упаковке, что выразилось в увеличении изобразительной составляющей журналов.

К середине XIX века уже накопился достаточный опыт выпуска дорогих иллюстрированных альманахов. Отечественные книгоиздатели, имевшие достаточный капитал, стали запускать массовые журналы с гравюрами («Вокруг света», «Нива»), В толстых журналах, помимо беллетристики и литературной критики, ярко заявила о себе острая публицистика. Менялась и роль изображения - журналы переходили от рисунков, репродукций и портретов к событийным фотографиям. Новая технология, позволявшая документировать реальность, оказалась прекрасно совместима с характером («форматом») печатного периодического издания. Проникая из отдельных полос в текст, изображения встраивались в колоночную верстку, давая начало формированию различных композиционных приемов совмещения текста и графики на странице. Также в это время оформляются принципы подачи журнальной обложки.

В параграфе 1.2. «Дизайн журналов в XX веке» продолжается анализ развития методов «упаковки информации». С закреплением эстетики обложки началось поэтапное освоение журналами цвета. Сатирические издания, использующие рисунки, уже выпускали их цветными. Те журналы, которые размещали фотографии, оставаясь черно-белыми, могли подобрать какой-то дополнительный цвет заливки для обложки.

Тип массового иллюстрированного журнала, активно развивавшийся до 1917 года {«Нива», «Огонёк», «Синий журнал», «Искры»), готовился к серьезным структурным изменениям. На тот момент фотографии в них часто оставались все еще отдельными материалами с подписью или небольшим текстом. Но доминирование публицистической составляющей при уменьшении беллетристической доли способствовало объединению журналистского текста и фотографии на одной полосе или развороте.

С началом периода централизации СМИ при советской власти связаны серьезные типологические изменения в области прессы: диверсификация изданий по назначению с сегментированием аудитории (при этом были возрождены такие массовые журналы, как «Огонёк» и «Вокруг света»).

Если говорить об оформлении, то в это время закрепляется форма подачи материала на разворот с заголовком, переходящим с одной полосы на другую, и фотографией, помещенной в сгиб. Становится популярным обтекание текстом рисунков на белом фоне. Активное движение конструктивизма в 20-х годах находит яркое выражение в журнальной периодике («Смена», «Радиолюбитель» и др.). Конструктивизм привнес иные способы работы с иллюстрацией, которые в определенной степени опередили свое время. Речь идет о фотомонтажах и коллажах, ломавших представление о фотографии как о чем-то неизменном, закрепленном навсегда.

В журналах послевоенных лет закреплялся уникальный фирменный стиль, применялась стилизация, членение крупных материалов на подзаголовки. Цвет все чаще применялся при воспроизведении фотографий, хотя первые опыты и не выглядели очень убедительно. Тем не менее на обложках и отдельных вкладках журналам удавалось достигать действительно хорошей цветопередачи. Полноцветная печать прогрессировала, а к 80-м годам уже закрепились многие современные элементы оформления: анонсы на обложке, крупные заголовки, лиды, врезки, выделения в тексте вопросов интервью.

С распадом СССР и приходом иностранных брендов бывшая строго вертикальной система СМИ получила горизонтальное измерение и стала функционировать по правилам рынка. Здесь продуманная стратегия получения читательского внимания, дизайн и стайлинг приобрели важнейшее значение. Цветная печать вышла на новый уровень, и в журналах все реже встречалось соседство черно-белых и цветных страниц. Читатель, вовлекаемый в нарастающие информационные потоки, все больше приучался к фрагментарному восприятию информации.

Вторая глава «Теоретические проблемы печатного дизайна» посвящена общему и графическому дизайну и его зависимости от типологии. Понятие информации сегодня трактуется не просто как совокупность сведений, передаваемых в обществе, но и как основное средство организации вообще всего в мире (на уровне атомов, клеток, искусственных сред). Не углубляясь в теорию информации, мы рассмотрели информационный процесс как связь источника и получателя через обмен сигналами в передающей среде, применив его к промышленной сфере и рассмотрев место дизайна в нем. Говоря о количественном аспекте информации, стоит отметить значительное увеличение потока сигналов в современном обществе. Все это создает так называемый информационный шум. Грамотная организация дизайна предполагает предложение собственного канала к каждому типу потребителя. В качественном аспекте важную роль играет уровень подготовленности адресата (обладает ли он знаниями и методами, необходимыми для извлечения информации из сообщения, какое эстетическое значение имеет для него содержание и форма).

В параграфе 2.1. «Информационный подход к пониманию дизайна» мы замечаем, что, несмотря на общепризнанное представление о дизайне как о порождении индустриальной эпохи, он в некотором роде существовал всегда при сознательной творческой деятельности человека. В информационном потоке между источником, сообщением и адресатом дизайну отводится промежуточное положение - этапы кодирования и

декодирования информации. Применительно к промышленной сфере это выглядит как замысел, планирование, создание нового продукта (кодирование) и возможность, полезность, желание использовать данный продукт (декодирование). Если посмотреть на то, как выглядит коммуникация в сферах искусства, науки и техники, соотношение которых часто взвешивается в философии дизайна, то мы увидим, что соответствующие фазы некоего дизайна присутствуют и в них. Они проявляются на этапе планирования будущего произведения. Но для техники характерна значительная сосредоточенность на самом предмете, его функции. Так изобретатель создает концепт или «архетип» вещей или методов, конструктор средств производства решает задачи сборки механизма, строго выполняющего определенные функции по возможности лучшего качества и с наименьшими затратами. То есть в технике упор делается на самом сообщении, на функции. В искусстве же превалирует особое видение художника, его стиль, эстетика. Авторский язык создает такие сообщения, которые могут быть непонятны большинству аудитории или некоторой: ее части (порой даже сам автор может не до конца осознавать созданное им). Но все же, как правило, хороший художник всегда тщательно планирует свое произведение, делает эскизы, продумывает композицию -все, что присуще и дизайну. Говоря о науке, стоит отметить, что здесь акцент делается на самом исследователе - ему не ведомы «замыслы» природы, но он пытается в меру своей одаренности и грамотности расшифровать ее естественный «дизайн», устройство этого самоорганизованного хаоса, который не спешит раскрывать свои секреты.

В «сознательном» дизайне, проявляющемся, в частности, в промышленной сфере, всегда находится компромисс между всеми тремя составляющими информационной цепи.

Автор предлагает следующее определение информационного дизайна: это - совокупность методов, направленных на структурную разработку функциональных и эстетических качеств запланированного предмета,

соотносящихся с нуждами и возможностями потребителя/производителя. На наш взгляд, такое понимание отражает современную системность дизайна и позволяет объединить различные близкие понятия в единую группу дизайнерских методов. К ним можно отнести моделирование вещи; производственное проектирование; художественное конструирование; а также креатив, построенный на анализе и поиске новых решений.

Говоря о дизайне как о комплексе проектов применительно к графической (журнальной) среде, мы обращаем внимание, что дизайном в редакции занимаются не только проектанты КГМ (ответственный секретарь, художник, верстальщик), а в той или иной степени весь творческий коллектив. Эффективный информационный дизайн учитывает не только издательское видение и редакционные технические возможности сбора и обработки информации, а также уровень ожидания и квалификации аудитории, физиологические и социально-психологические особенности восприятия.

Здесь встает проблема зависимости дизайна от типа журнала. Этой теме посвящен параграф 2.2. «Типология и дизайн». Рассмотрев различные типологические школы, мы предложили в их развитие свой подход, актуальный для избранной темы исследования, - на основе трех главных звеньев информационной цепочки в индустриальной сфере: «производитель», «продукт», «потребитель».

К издательским признакам («производитель») мы отнесли такие критерии, как непосредственно владелец-издатель, их цели и задачи (главные факторы, формирующие тип); маркетинг и менеджмент редакции; техническая база конкретного издательства и выбранной типографии; стратегии развития журнала; группа журналистов, редакторов (модель редакции); наличие/отсутствие тех или иных рекламодателей. Посмотрев на современную издательскую систему, можно обратить внимание, что гораздо удобнее развиваться коммерческим компаниям, поскольку они сосредоточиваются преимущественно на издательской деятельности, в то

время как некоммерческие организации обычно создаются изначально с иными целями и выпускают журналы как «приложения» к своей работе (вестники, сборники трудов и т.д.). Также можно обратить внимание на то, как рыночные условия создают «правила игры» на журнальном рынке -издательства сосредоточивают свою деятельность в конкретной области информационного пространства, при этом стараясь охватить максимальную аудиторию, расширяя предметно-тематический ряд своих журналов.

К признакам «продукта» (или функциональным) мы отнесли тематическую направленность; характер информации, ее интерпретацию (жанровое разнообразие) - как главные факторы, формирующие тип. Также в эту группу включены внутренняя структура; оформление; ареал и способы распространения; периодичность, тираж, объем; цена. Тематика журнала серьезно сказывается на его облике, поскольку она определяет содержание. То, какая информация будет содержаться в издании, какими средствами будет подаваться (текстовые и визуальные формы подачи и жанры), определяет арсенал оформительских элементов, с которыми работает дизайнер.

Наконец, в список потребительских признаков мы включили квалификацию аудитории (уровень ее подготовленности); интересы и увлечения; профессию; социальное положение и материальный достаток; пол и возраст. Все эти факторы обязательно должны учитываться профессиональным дизайнером, поскольку в его задачу входит умение говорить с покупателем на «родном» ему языке. Например, издания для массового читателя подразумевают определенную интерпретацию информации, учитывающую обращение к различной аудитории. Это находит прямое отражение в дизайне, суть которого сводится к построению своей собственной модели на основе простых - «общедоступных» - средств. Для читателей, занимающихся бизнесом, экономикой, будет актуально активное использование информационной графики. Для подростковой, юношеской аудитории, увлекающейся компьютерными играми, можно использовать

дизайн «с погружением», предполагающий стилизацию материала под конкретную игру с использованием соответствующей графики в качестве подложек, рамок, деталей.

Таким образом, адекватный дизайн - это, с одной стороны, умелое применение дизайнерских клише (стереотип, стандарт, модель); с другой стороны, постоянный поиск нового, обучение своего читателя (целевая группа воздействия - ЦГВ, читательское «ядро») особенному визуальному языку (фирменные приемы, фирменный стиль).

В заключительной третьей главе «Концепции и дизайн современных российских журналов» на конкретных примерах детально рассмотрено применение системного дизайна и использование определенных приемов. Особое внимание уделено концепции издания как результату анализа издателем и редакцией своих возможностей, потенциальной аудитории и функциональных особенностей журнала.

В параграфе 3.1. «Запуск нового журнала и редизайн» на примере двух общественно-политических изданий («Русский репортер» и «Огонёк») рассмотрены два ключевых момента: выпуск на рынок нового франчайза и типологическое моделирование (с последующим редизайном) журнала с богатой историей после смены его владельца.

К моменту старта «Русского репортера» в нише общественно-политических еженедельников уже находились такие известные бренды, как «Огонёк», «Русский Newsweek», «Итоги» и др. Для успешного запуска издателям требовалось сформировать уникальную концепцию, отвечающую на ряд вопросов: на какого читателя будет рассчитан журнал? какие из возможно интересующих его проблем не затрагиваются в других изданиях? какого рода информация и какими средствами будет подаваться? Поиск ответов на выделенные вопросы и был, по сути, начало дизайна. КГМ журнала во многом соответствовала его концепции, но издание перешло на более широкий формат, почти в два раза увеличило объем, что позволило активно использовать иллюстрации, делать ставку на репортаж и

фоторепортаж. Рубричная композиция достаточно строга. Интересно, что в журнале часто встречаются фотографии немедийных людей. Для активной работы с читателем «РР» использует различные приемы игры: «топ 10» (писателей, городов России, открытий и т.д.); контрасты (высокого и низкого, смешного и печального, курьезного и серьезного); шок (откровенные, смелые фотографии, которые не поместил бы другой журнал).

Анализ «Огонька» последних пяти лет показал, что за такой относительно небольшой отрезок времени читателям были предложены четыре варианта КГМ, первые три из которых еще во многом схожи, а последняя кардинально отличается (прежде всего, форматом). Последние серьезные изменения в дизайне «Огонька» были связаны с корректировкой концепции издания новым владельцем ИД «Коммерсантъ». Новый крупный формат возвращал «Огонёк» к истокам (и позволял печатать очень крупные фотографии), более дешевая бумага позволила снизить цену на издание почти вдвое. Эти внешние признаки соответствовали направленности журнала - издание для семейного (спокойного, вдумчивого) чтения.

Большое пространство полос позволило активно - «и по смыслу, и по эстетике» - применять «воздух». Крупный формат также дал и возможность еще более эффективно использовать дробную структуру материалов. В крупных текстах на несколько полос («Тема номера» и др.) «подвал» и некоторые внешние колонки, как правило, отдаются под дополнительные тексты в «боксах» («Хроника», «Досье» и т.п.). Таким образом, один материал имеет множество «точек входа».

В параграфе 3.2. «Тенденции оформления журналов разного типа» рассмотрены журналы других типов, наиболее ярких представителей рынка, и выделены следующие характерные черты, отличающие современный дизайн российских журналов.

Пунктуация и политекстовый дизайн. Стало важным не просто дробление материала на части с подзаголовками, но и разделение частей текста визуально, создание своего рода презентации, с пунктами («1, 2, 3...»

или тому подобное) и связями (дополнительные информационные блоки). Материалы становятся «инфографичнее», имеют множество «точек входа». Все это соответствует современному восприятию информации небольшими связанными порциями.

Рубричный и авторский дизайн предполагает создание особой формы, от которой уже идут к конкретному содержанию, меняющемуся периодически («модель в модели»). Некоторое количество связанных частей, воспринимаемых в любой последовательности, на полосе (на одном развороте и более) выступают микро-рубриками, которые необходимо как-то укомплектовать. Форму могут спланировать и закрепить сами редакторы, и ее наполнением будут заниматься меняющиеся авторы. Может быть и авторская форма, когда непосредственно пишущий журналист вырабатывает свою «фирменную» структуру политекста, включающую характер текстовых блоков (а также иллюстративных, если подбором изображений для своего материала занимается сам автор), их расположение. Все это иллюстрирует факт непосредственного включения современных авторов в оформительский процесс.

Трансформация жанровой формы небольших текстов. Крупный объем современных журналов позволяет размещать один текст на отдельной странице с иллюстрацией. Такой жанр, как «колонка», утратил обязательную пространственную связь с краем полосы. В этом смысле с ним произошло то же, что в свое время случилось с фельетоном, когда название жанра закрепилось за внутренней формой текста, потеряв связь с внешней (обязательное расположение текста в «подвале» полосы).

Журнал в окурнале. Данная форма подачи также явилась следствием увеличенного объема - суперрубрики начинаются с особой обложки или целого разворота. Это может быть просто фото с названием рубрики и небольшой подписью, или маленький материал. Иногда. помещают даже внутренний отдельный анонс для всей рубрики.

Разворотное вступление. Большой объем также позволяет отдавать первый разворот многостраничного материала под фотографию только с заголовком и лидом (как вариант несколько абзацев или одна колонка основного текста). Это ярко обозначает начало нового крупного материала, позволяет прочувствовать его читателю («предвкусить») - эффект достигается за счет правильного подбора фотокадра, расположения текста на нем. Как вариант еще возможен подбор цвета заголовка под тон иллюстрации.

Фотографии-подложки. Дизайнеры не ограничиваются цветными подложками (однотонных заливок). Журнальный фотокорреспондент, выполняющий функции бильдредактора фактически занимается дизайном, представляя необходимое количество снимков по теме, их конфигурацию, формат, способ подачи (на обложке, в указателе содержания, на вступительном развороте; с отступами от края, «под обрез» и т.д.).

Дизайн с «погружением». Сюда можно отнести наглядность ощущений, которая достигается специальным подбором фотографий, их размеров и расположения. Также в эту категорию тенденций входит прием стилизации (или визуализации темы). Создается при помощи графических элементов (предметы, фигуры), соответствующих тематике материала. Это может быть несколько уникальных деталей, повторяющихся на протяжении всего материала, а может быть целая коллажная конструкция, в которую заливается текст и полноценные (прямоугольные) фотографии. Также встречается стилизация под определенный вид печати, когда на полосе размещается некая текстура (газетная, тетрадная).

В Заключении подводятся итоги, формулируются главные выводы исследования, намечаются перспективы дальнейшего развития дизайна журналов.

Основные положения работы нашли отражение в следующих публикациях диссертанта:

Статьи, опубликованные в издании, входящем в список Высшей аттестационной комиссии:

1. Сундуков A.C. Информационный подход к пониманию природы дизайна / A.C. Сундуков // Воронеж, гос. ун-та. Сер. Филология, журналистика. - 2011. - №1. - С. 191-196.

2. Сундуков A.C. Редизайн журнала «Огонек» / A.C. Сундуков // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. Филология, журналистика. - 2010. - №1. -С. 215-218.

Публикации в иных изданиях:

3. Сундуков A.C. Концепция, стратегия и дизайн нового журнала. На примере журнала «Русский репортер» / A.C. Сундуков // Акценты: новое в массовой коммуникации. - Воронеж. - 2009. - №7-8.- С. 40-42.

4. Сундуков A.C. Отличительные особенности журнального дизайна / A.C. Сундуков // Акценты: новое в массовой коммуникации. - Воронеж. -

2008.-№7-8.-С. 71-72.

5. Сундуков A.C. Методика преподавания дисциплины «Компьютерная верстка» / A.C. Сундуков // Тезисы участников Летней школы «Преподавание творческих дисциплин в условиях развития рынка СМИ -2009». - Москва, 2009. - С. 41-44.

6. Сундуков A.C. Редакционная концепция как основа журнального дизайна / A.C. Сундуков // Коммуникация в современном мире: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» 30-31 октября 2009 г. - Воронеж,

2009. - Часть 2 - С. 95-97.

7. Сундуков A.C. Дизайн в сравнении с искусством и техникой / A.C. Сундуков // Коммуникация в современном мире: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой

коммуникации: новые подходы» 29-31 октября 2007 г. - Воронеж, 2007. -Часть 1-С. 69-71.

8. Сундуков A.C. Этапы создания и изменения КГМ печатного издания / A.C. Сундуков // Коммуникация в современном мире: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» 30 октября-1 ноября 2006 г. - Воронеж, 2006.-С. 60-61.

9. Сундуков A.C. Четыре уровня газетного дизайна / A.C. Сундуков // Проблемы массовой коммуникации: Сб. материалов Всероссийской научной конференции 16 мая 2006 г. - Воронеж, 2006. - С. 238-240.

Две статьи (№ 1 и 2) опубликованы в периодическом издании, входящем в список Высшей аттестационной комиссии.

Отпечатано в типолаборатории факультета журналистики ВГУ 394068, г. Воронеж, ул. Хользунова, 40-а. Сдано в набор 24.05.2011. Подписано в печать 24.05.2011. Объем 1,0 п.л. Тираж 100 экз.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сундуков, Александр Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ.

§ 1.1. Возникновение и развитие журналов в России.

§ 1.2. Дизайн журналов в XX веке.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕЧАТНОГО ДИЗАЙНА.

§ 2.1. Информационный подход к пониманию дизайна.

§ 2.2 Типология и дизайн.

ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИИ И ДИЗАЙН СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ.но

§ 3.1. Запуск нового журнала и редизайн.m

§ 3.2. Тенденции оформления журналов разного типа.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по филологии, Сундуков, Александр Сергеевич

Диапазон определений дизайна широк, и в некоторой степени это связано с английским происхождением понятия. В русском языке термин «дизайн» все чаще заменяет термины «оформление», «моделирование», «проектирование», и это не случайно: дизайн предполагает нечто большее, чем просто работа с вещью, - это также и работа с идеей.

Если обратиться к первым газетам и журналам или более поздним изданиям, выходившим в конце XIX - начале XX вв., то можно предположить, что люди в то время действительно получали огромное удовольствие от чтения. Периодическую печать выписывали или покупали потому, что она в то время была единственным (кроме слухов) источником актуальной информации. Дизайн же выполнял прежде всего свою чисто утилитарную функцию - визуализировал информацию.

Сегодня, в эпоху активной информационной конкуренции, у дизайна появляются новые задачи: не только привлечь внимание к изданию, облегчить процесс восприятия его содержания, но и закрепить полученные сведения в сознании читателя.

С появлением телевидения реципиент стал отдавать предпочтение аудиовизуальному восприятию, что усилило конкурентную борьбу между электронными СМИ и прессой и что, в свою очередь, стало дополнительным стимулом для изменения дизайна газет и журналов в сторону большей наглядности. Сегодня за оперативной информацией обращаются в первую очередь в Интернет. И это - новая проблема для прессы. Правда, журнальная информация не предполагает обязательной оперативности — даже еженедельный журнал рассчитан либо на глубокое вдумчивое чтение, либо на просмотр крупных цветных иллюстраций (что в большинстве случаев делать с печатным вариантом намного предпочтительнее, чем с цифровым)1. К тому же журналы обычно собираются в подшивки, к которым можно обратиться в любой момент. Хранить же информацию в цифровом виде так же долго, как на бумаге, пока не позволяют ресурсы (долговечные цифровые носители находятся на стадии разработки), хотя процесс самого создания печатной продукции уже практически полностью « оцифровался».

Степень разработанности темы. В России оформлению периодики как объекту исследования стали уделять особое внимание в начале XX века. Одними из первых отечественных авторов книг по технике газетного дела были П. Керженцев2 и С. Срединскийз. Эта тема периодически возникала на страницах профессионального журнала «Журналист», издававшегося с 1914 года4. В 1930-е гг. практики, ратовавшие за применение форм-стандартов при выпуске газет, были обвинены в формализме^. Тем не менее, с появлением нового интереса к дизайну в 1950-1960-х гг.,6 идея применения профессиональных стандартов в процессе оформления периодики получила новое развитие.

Процесс формообразования печатного издания стал рассматриваться с позиций художественного конструирования (В. Ляхов), возникла идея композиционно-графического моделирования газет и журналов (В. Бакшин, С. Галкин, Д. Георгиев,

1Лишь последние компьютерные устройства (такие, как сенсорные планшеты), позволяющие прикасаться к информации, можно рассматривать как серьезных конкурентов печатной периодике.

2 Керженцев П.М. Газета. Ее организация и техника / П.М. Керженцев. - М.: Изд-во Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Р., С., К. и К. Депутатов, 1919. -158 е.; Керженцев П.М. Газета. Организация и техника газетного дела. — 4-е изд., доп. / П.М. Керженцев. - М.-/1.: Гос. изд-во., 1925.178 с.

3 Срединский С.Н. Основы газетного дела. / С.Н. Срединский. - Пг.: Изд-во Петрогр. Совета раб. и красноарм. депутатов, 1918. - 75 с.

4 Срединский С. Газета в Америке / С. Срединский // Журналист. -1926. - № 11. - С.27-23.; Срединский С. Симметрия и асимметрия в газетной верстке / С. Срединский // Журналист. -1929. - № 21. - С. 671-672.

5 Деев А. Война шаблону / А. Деев // Журналист. -1932. - №34. - С.17-18.

6 Хатт А. Искусство оформления газеты / А. Хатт // Советская печать. -1957. - № 5. - С. 74-76.; Хатт А. Об искусство оформления газеты / А. Хатт// Советская печать. -1965.- № 4.-С. 51-54.

С. Гуревич, А. Киселев, И. Табашников)7. В рамках системного подхода (моделирования) теория газетно-журнального оформления стала учитывать типологический аспект. Углубленно изучаются аудиторный фактор, специфика восприятия газетно-журнальных полос (С. Васильев, В. Тулупов)8. Со второй половины 1990-х годов начинается освоение компьютерного опыта, его возможностей при выпуске печатных СМ№.

Таким образом, можно утверждать, что степень изученности темы достаточно высока. Но время не стоит на месте, и сегодня, на наш взгляд, особое внимание следует уделять тому, как новые цифровые способы распространения информации, влияющие на общее восприятие сообщений реципиентом, сказываются на дизайне печатной периодики, как учитывается оформителями современные особенности полиграфии, распространения журнальной продукции.

7 Бакшин В. В. Оформление газет разного типа : учеб.-метод. пособие / В. В. Бакшин. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981.-72 е.; Галкин С.И. Нужна ли газете модель? / С.И. Галкин //Демократический журналист. -1973. - №1. - С.13-14.; Галкин С.И. Моделирование и проблемы теории газетного оформления. К постановке проблемы / С.И. Галкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XI. Журналистика. -1977. - № 4. - С. 29-37.; Георгиев Д. Режиссура газеты / Д. Георгиев - М.: Мысль, 1979. - 264 е.; Гуревич С.М. Оформление и выпуск районной газеты / С.М. Гуревич. - М.: Книга, 1969. - 142 е.; Киселев А. П. От содержания к форме : основные понятия и термины газетного оформления / А.П. Киселев. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1974.-48 е.; Ляхов В.Н. Оформление советской книги: Суперобложка, переплет, обложка, форзац / В.Н. Ляхов. - М.: Книга, 1966. -135 е.; Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги / В.Н. Ляхов. - М.: Книга, 1971. - 91 е.; Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги. Системное проектирование, функциональный анализ / В.Н.Ляхов. - М.: Книга, 1975. - 91 е.; Ляхов В.Н. Искусство книги / В.Н. Ляхов. - М.: Советский художник, 1978. - 244 с. Табашников И.Н. Газета делается по модели / Теория и опыт композиционно-графического моделирования. -М., 1980.-94 с.

8 Васильев С.Л. Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий : Дис. канд. филолог, наук / С.Л. Васильев - М., 1985. - 206 л.; Васильев С. Л. Удобочитаемость газеты / С. Л. Васильев. - Краснодар : Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1999. - 72 е.; Тулупов В.В. Оформление молодежной газеты: теория и практика (на материале областных газет РСФСР): Дис. канд. филолог, наук / В.В. Тулупов -Воронеж, 1982. -230 л.; Тулупов В.В. Основы бильдредактирования / В.В. Тулупов// Вестник МГУ. Сер. XI. Журналистика. -1993. - № 5. - С. 20-26.

9 Беляев A.A. Особенности графической модели Интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ): дис. кандидата филол. наук / A.A. Беляев. - М., 2009. -244 л.; Дизайн газеты и журнала: Учеб. пособие / под ред. В.В. Волковой - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 224 е.; Дизайн периодических изданий: Учеб. пособие / под ред. Э.А. Лазаревич - М.: Изд-во Моск. го. ун-та, 2000. -120 е.; Заковырина Н. С. Особенности развития советской фотожурналистки 1920-1930-х гг. и журнал «Советское фото» : дис. кандидата филол. наук / Н.С. Заковырина. - СПб., 2007. - 213 л.; Коровкина Е.В. Иллюстрация в английской печати XVII-XIX веков : дис. кандидата филол. наук / Е.В. Коровкина. - М., 2005. - 219 л.; Ныркова Л.М. Как делается газета / Л.М. Ныркова. - М: ТОО «Гендальф», 1998. - 68 е.; Осетрова О.В. Шрифт в рекламном дизайне: На примере печатной полиграфической и пресс-рекламы : Дис. канд. филол. наук/О.В. Осетрова. - Воронеж, 2005. - 222 л.; Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание / В.П. Ситников. - М.: Слово, 2004. - 415 с.

Актуальность исследования. Сегодняшний уровень развития компьютерных технологий таков, что возможности дизайнера ограничиваются лишь его фантазией и вкусом. Верстая полосы, он может создавать любые композиции, смешивать различные слои, фигуры и цвета. Если говорить о печати, то современная техника гарантирует самое высокое качество воспроизведения текста и иллюстраций, а, например, при выпуске специальных номеров или для уникальных рекламных вставок можно, помимо глянцевой мелованной бумаги, использовать различные виды специальной дизайнерской бумаги. Цифровые технологии повлияли и на процесс восприятия реципиентом получаемой информации. Конвергенция СМИ, гипертекст, формирование так называемого «клипового мышления» - все это потребовало разработки новых подходов к моделированию формы периодических изданий. Пока еще не найден идеальный цифровой носитель-воспроизводитель, который объединит в себе все достоинства цифровой и аналоговой среды. Не найдена и лучшая форма подачи информации на таких устройствах (очевидно, что это должно быть не простое копирование печатного оттиска на экран и не простое слайд-шоу мультимедийного формата). А значит, печать еще будет какое-то время оставаться наиболее надежным, удобным, эстетичным, проверенным источником информации. Что же касается иллюстрированных журналов (особенно массовых глянцевых, научно-популярных, общественно-политических, делающих ставку на фоторепортаж), то, несмотря на существующие электронные версии, бумажные варианты подобных изданий - в силу именно визуальной специфики - в настоящее время наиболее востребованы.

Объектом данного исследования избраны российские журналы различных типов: наиболее значимые издания прошлого; современные общественно-политические, научно-популярные, глянцевые издания, дифференцируемые по полу и интересам.

Предметом исследования выступает дизайн журнала как процесс и результат создания идейной стилевой концепции, рассмотренный как в ретроспекции, так и в современном его состоянии.

Гипотеза исследования. Дизайн представляет собой некий «язык», на котором выражается идея в послании получателю и с помощью которого получатель «расшифровывает сообщение», реализуя его смысл и функцию. В прессе этот «язык» эволюционировал с развитием технической базы (способов печати) и уровня ожиданий потребителя (подготовленности к восприятию той или иной формы сообщения). Сегодня дизайн журналов должен учитывать современные особенности восприятия, которые диктуют новые требования к структурированию информации. Современный журнальный дизайн - это результат коллективной деятельности. Издатель (главный редактор), формулируя стратегию (уровень всего проекта) и тактику (уровень отдельного номера), по сути, занимается дизайном. Пишущий журналист создает не просто текст с заголовком, а политекст, предполагающий деление на подзаголовки, дополнительные блоки, учитывающий характер и расположение иллюстраций, инфографики (автору также необходимо представлять, как все эти части будут взаимодействовать композиционно и логически).

Целью работы является исследование и представление журнального дизайна как ключевого связующего звена в информационной цепочке «производитель - продукт - потребитель».

Для реализации нашей цели предстоит выполнить ряд задач:

1) проследить историческое развитие дизайна журналов, отражающего главенствующий стиль эпохи;

2) проанализировать понятие дизайна при помощи информационного подхода и его положение в коммуникационной цепи «отправитель - канал связи - получатель» и сформулировать авторское определение информационного дизайна;

3) изучить типологию российских журналов и определить место дизайна в системе типологических признаков современной системы журнальных изданий;

4) на конкретных примерах выявить значение дизайна при выпуске журнала (показать, как и почему со временем меняется облик издания, какие факторы на это влияют; как сказываются на оформлении особенности восприятия, уровень ожидания и подготовленности аудитории).

Теоретическую базу исследования составили работы по истории журналистики Б. Есина, А. Западова, И. Кузнецова, Ю. Лучинского, Р. Овсепяна10; работы по типологии А. Акопова, А. Кажикина, Е. Корнилова, М. Шкондина; работы по дизайну Н. Воронова, А. Лаврентьева, Л. Новиковой11; труды по дизайну периодики В. Бакшина, С. Галкина, И. Табашникова, В. Тулупова и исследования С. Васильева, С. Головко, Г. Кнабе, В. Тулупова, в которых рассматривались аспекты восприятия печатной продукции.

Эмпирическую базу составили российские журналы и русскоязычные аналоги западных журналов. В исторической части диссертации представлены наиболее показательные отечественные журналы, выходившие на протяжении трех столетий («Ежемесячные сочинения», «Зритель», «Вокруг света», «Нива», «Огонек»,

10 Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): Учебно-методический комплект / Б.И. Есин.-М.: Флинта: Наука, 2000. - 464 е.; История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. A.B. Западова. - М.: Высшая школа, 1973. - 518 е.; Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000) / И.В. Кузнецов - М.: Флинта: Наука, 2002. - 640 е.; Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики / Ю.В. Лучинский. - Краснодар : Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1996. -140 е.; Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики : учеб. пособие / Р. П. Овсепян. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2005. - 352 с.

11 Воронов Н.В. Дизайн: русская версия / Под ред. Г.В. Вершина. М.: Тюмень, 2003. - 220 е.; Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие - М.: Гардарики, 2007.-303 е.; Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. - М.: Политиздат, 1976. - 287с. 8

Смена», «Техника молодежи» и другие); в части, касающейся современной практики выпуска журналов, — наиболее характерные образцы изданий последних пяти лет разных типов («Русский репортер, «Огонек», «Вокруг света», GEO, National Geographic, Cosmopolitan, Glamour, Vogue, Maxim, Men's Health, Esquire, Rolling Stone, Top Gear, «За рулем», «Сноб», «Хакер», Computer Bild и другие).

Методологическую базу работы составили общенаучные принципы системности и объективности. В качестве основного метода использовалось наблюдение с последующим применением системного анализа к эмпирическому материалу. Помимо этого в исследовании использовались распространенные в гуманитарных науках методы сопоставления, сравнения, классификации.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что нами осуществляется попытка применения информационного подхода к пониманию дизайна и выявления его связующей роли в коммуникации как «языка», с помощью которого создается и потребляется продукт. В типологии журналов данный подход нашел отражение в группировке признаков по трем ключевым параметрам: производитель, продукт, потребитель.

Теоретическая значимость исследования представляется в уточнении понятия дизайна, рассмотренного в информационной среде; в предложенном варианте классификации типологических признаков, сделанной на основе информационного подхода; в рассмотрении эволюции журнального дизайна.

Практическую значимость работы составляет возможность использования положений диссертационной работы при запуске нового журнала или корректировке модели уже существующего (осуществление редизайна). Кроме того, поскольку в исследовании показано, как в процессе дизайна участвует весь творческий коллектив редакции, на наш взгляд, оно будет полезно и практикующим журналистам, а также студентам, изучающим дисциплины «Техника и технология средств массовой коммуникации» и «Система СМИ».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Дизайн российских журналов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели наиболее характерные приемы оформления журналов разного типа, а также выявили их фирменные приемы, и пришли к выводу, что дизайн в некоторой степени ограничивает стремления оформителей создать индивидуальное издание рамками типа. Многие типологические факторы напрямую влияют на облик журнала, будь то читательская аудитория или техническая оснащенность издателя. Самые яркие и продвинутые композиционно-графические модели свойственны богатым массовым журналам (прежде всего, женским и мужским, научно-популярным) - издания с большим количеством рекламы требуют соответствующего оформления для журналистских материалов, чтобы они не потерялись на фоне рекламных предложений.

Ознакомившись с основными концепциями типологии, мы увидели, что исследователи журналистики расходятся в представлениях об универсальных типологических признаках, и то, что для периодики характерна интерференция типов в одном издании. Это связано со специфичностью творческой деятельности журналиста. Мы имеем дело не с биологической или физической системой, в которой можно все четко классифицировать. В то же время на рынке СМИ представлены и «издания-клоны». В первую очередь это касается массовых журналов, специализирующихся на конкретной аудитории (например, женские журналы Glamour, Mini и т.п., спортивные, автомобильные, компьютерные журналы).

Изучив различные подходы к пониманию сущности дизайна, мы пришли к выводу, что он может рассматриваться как концептуальная модель в самом широком смысле, как компромисс между технологией и искусством (оформление, основанное на принципах утилитарности и эстетичности) и как проектная деятельность, охватывающая все этапы производства и учитывающая этапы потребления. Последний аспект, на наш взгляд, характеризует истинную сущность дизайна, возникшего на заре индустриализации. Анализируя понятие при информационном подходе, мы показали, что дизайн представляет собой особый «язык» в коммуникационной цепочке «производитель -товар - потребитель». Он моделирует то, как вещь будет создаваться, привлекать внимание покупателя, как он ей будет пользоваться (возможно также планирование утилизации вещи). В журналистике под дизайном принято понимать именно процесс и результат формообразования, выраженный в методах художественного конструирования и композиционно-графического моделирования.

В современном журнальном деле форма играет очень важную роль. Она несет смысловую нагрузку (вот почему можно говорить о смысловом восприятии визуальной информации). Для этого дизайнеру приходится учитывать особенности психологии восприятия, активно сотрудничать с пишущими журналистами, добиваться, чтобы в процессе создания гармоничного сочетания содержания и формы все принимали участие. Это отчасти связано с усложнением, дроблением журналистских текстов. Данные тенденции обусловлены формированием новой психологии восприятия информации в условиях информационного шума.

Сегодня же формируется новый читатель, тип мышления которого называют «клиповым» (зачастую приписывая явлению отрицательную окраску), что приводит к превращению линейного текста в политекст или презентацию. Для развлекательных журналов это в большей степени выражается в пунктуации (например, «1, 2, 3.»), для научно-популярных и аналитических - в дополнительных блоках, позволяющих рассмотреть ситуацию как бы со всех сторон (исторические, терминологические пояснения; статистические данные; комментарии; советы и так далее). Также мы увидели стремление журналов стилизовать форму под тему, что способствует большему эмоциональному погружению в материал, наглядности через сопереживание.

Говоря о том, что будет с журналами завтра, мы далеки от пессимизма (в некоторых странах печать вообще переживает расцвет). При чтении журналов люди наслаждаются процессом вдумчивого поглощения информации (серендипити, ритуальность), отличным качеством полиграфии (хотя, конечно, нельзя не заметить важных тенденций при выпуске изданий, связанных с приходом цифровых технологий). Появившаяся в середине прошлого тысячелетия печать не отменила сразу рукописной книги, как не отменила письма вообще. Фактически же произошла лишь смена методов создания информационного сообщения, а методы его восприятия остались те же. Так вот, цифровые технологии предполагают именно новые методы восприятия. Какое выражение они находят в печати, мы уже разобрали, теперь следует сказать и о виртуальных журналах. Если раньше скептицизм в рассмотрении цифровых носителей, как альтернативы бумаге, объяснялся «неудобностью» контакта с персональным компьютером (читать можно только сидя за столом), то сегодня удобные электронные мобильные устройства вызывают серьезные опасения за судьбу бумажной периодики. Речь идет о цифровых книгах, которые используют технологию электронных чернил (чтение в отраженном свете), и планшетных компьютерах с сенсорными экранами. Первые пока воспроизводят монохромный текст (или изображения), происходят попытки отображения анимации и внедрения сенсорного управления. Такие устройства вытесняют традиционные простые книги (чтение которых скоро будет считаться варварством по отношению к окружающей среде). В пользу этого утверждения свидетельствуют последние статистические данные крупнейшего книжного портала Amazon.com. В 2010-м году объем продаж электронных изданий превысил объем продаж печатной продукции. Планшетные же компьютеры, хоть и предоставляют информацию в исходящем свете (больше усталость для глаз), зато уже обладают возможностями яркой цветопередачи, подключения к сети, просмотра мультимедиа сообщений, наконец, сенсорным управлением, привыкнув к которому читатель будет ощущать еще большую «ритуальность», чем при чтении книги или журнала. Некоторые современные издания (крупные представители рынка) уже обладают электронными газетами и журналами (например, GEO для iPad - см. рис. 46/1-я). Подчеркнем, это не сайт, а электронное периодическое издание в виде особого приложения.

Пока же мы наслаждаемся последними достижениями печатного оформления, подготовка которого уже полностью компьютеризирована. Многие издания сейчас выкладывают на своих сайтах pdf-версии номеров. Остается сделать следующий шаг к полной оцифровке и полноценной реализации гипертекстового дизайна.

 

Список научной литературыСундуков, Александр Сергеевич, диссертация по теме "Журналистика"

1. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) / А. И. Акопов. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1985. - 96 с.

2. Акопов А.И. Периодические издания : учеб.-метод, пособие / А.И. Акопов. Ростов-на-Дону : Изд-во Ин-та массовых коммуникаций, 1995- - 79 с.

3. Акопов А. И. Общий курс издательского дела : учеб. пособие для студентов-журналистов / А. И. Акопов. Воронеж : Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004. - 220 с.

4. Акопов А.И. Отечественные специальные журналы 1765—1917 / А.И. Акопов. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского ун-та, 1986. — 83 с.

5. Бакшин В. В. Оформление газет разного типа : учеб.-метод. пособие / В. В. Бакшин. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981. - 72 с.

6. Бышова B.C. Истоки газетного дизайна : учеб. пособие /В. С. Бышова. Саранск : Красс. Окт., 2004. — 100 с.

7. Васильев С. Л. Удобочитаемость газеты / С. Л. Васильев. -Краснодар : Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1999. 72 с.

8. Васильев С.Л. Удобочитаемость газеты и журнала / С.Л. Васильев. Воронеж : Кварта, 2010. - 152 с.

9. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия / под ред. Г.В. Вершина. М. : Тюмень, 2003. 220 с.

10. Вырковский A.B. Деловые журналы США и России: прошлое и настоящее / A.B. Вырковский. М.: МедиаМир, 2009. - 160 с.

11. Газетное оформление. Теория и практика моделирования : сб. статей / под ред. И. С. Галкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 91 с.

12. Галкин С.И. От дизайна «вещей» к дизайну СМИ / С.И. Галкин. -М.: Фак-т журналистики МГУ, 2010. 8о с.

13. Галкин С. И. Оформление газеты и журнала : от элемента к системе / С. И. Галкин. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. - 152 с.

14. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала: Учеб. пособие / С.И. Галкин. М.: Аспект Пресс, 2005. - 216 с.

15. Галкин С. И. Уроки моделирования газеты : учеб.-метод, пособие для фак. и отд. журналистики гос. ун-тов / С. И. Галкин. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1987. - 75 с.

16. Георгиев Д. Режиссура газеты / Д. Георгиев М.: Мысль, 1979. -264 с.

17. Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л. Глазычев. М.: Искусство, 1970. - 192 с.

18. Головко С.Б. Дизайн деловых периодических изданий : учеб. пособие / С.Б. Головко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 423 с.

19. Гуревич С.М. Оформление и выпуск районной газеты / С.М. Гуревич. М.: Книга, 1969. - 142 с.

20. Дизайн газеты и журнала: учеб. пособие / под ред. В.В. Волковой- М.: Аспект-Пресс, 2003. 224 с.

21. Дизайн периодических изданий: учеб. пособие / под ред. Э.А. Лазаревич М.: Изд-во Моск. го. ун-та, 2000. - 120 с.

22. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учебно-методический комплект / Б.И. Есин. М.: Флинта: Наука, 2000. -464 с.

23. История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. A.B. Западова. М. : Высшая школа, 1973. - 518 с.

24. Керженцев П.М. Газета. Ее организация и техника / П.М. Керженцев. М.: Изд-во Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Р., С., К. и К. Депутатов, 1919. — 158 с.

25. Керженцев П.М. Газета. Организация и техника газетного дела.4.е изд., доп. / П.М. Керженцев. М.-Л.: Гос. изд-во., 1925.178 с.

26. Киселев А. П. История оформления русской газеты (1702-1917) / А.П. Киселев. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 192 с.

27. Киселев А. П. От содержания к форме : основные понятия и термины газетного оформления / А.П. Киселев. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1974. - 48 с.

28. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции / Г.А. Кнабе. — М.: Диалектика, 2006. 736 с.

29. Корнилов ЕА. Типология периодической печати: основные понятия и категории / Е.А. Корнилов. Ростов-на-Дону. : Изд-во Рост, ун-та, 1984. - 160 с.

30. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (19172000) / И.В. Кузнецов М.: Флинта: Наука, 2002. - 640 с.

31. Куршин В.Д. Дизайн и реклама / В.Д. Куршин. М.: ДМК Пресс, 2006. - 272 С.

32. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие / А.Н. Лаврентьев. М.: Гардарики, 2007. - 303 с.

33. Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики / Ю.В. Лучинский. Краснодар : Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1996. -140 с.

34. Ляхов В.Н. Оформление советской книги: суперобложка, переплет, обложка, форзац / В.Н. Ляхов. М. : Книга, 1966. - 135 с.

35. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги / В.Н. Ляхов. М. : Книга, 1971. - 91 с.

36. Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги. Системное проектирование, функциональный анализ / В.Н. Ляхов. М.: Книга, 1975. - 91 с.

37. Ляхов В.Н. Искусство книги / В.Н. Ляхов. М.: Советский художник, 1978. - 244 с.

38. Маккей Дж. Все о журналах / Дж. Маккей. М.: Университетская книга, 2008. - 265 с.

39. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человекапечатной культуры / М. Маклюэн.- К. : Ника-Центр, 2004.- 432 с.

40. Маклюэн М. Понимание Медиа. Внешние расширения человека / М. Маклюэн. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 464 с.

41. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. Вып.1. Техническая эстетика и эстетика промышленных форм / Г.Б. Минервин. М.: ВНИИТЭ, 1970. - 54 с.

42. Морриш Д. Издание журнала. От идеи до воплощения / Д. Морриш. М.: Университетская книга, 2008. — 304 с.

43. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция / Л.И. Новикова. М.: Политиздат, 1976. - 287с.

44. Ныркова Л.М. Как делается газета / Л.М. Ныркова. М : ТОО «Гендальф», 1998. - 68 с.

45. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики : учеб. пособие / Р. П. Овсепян. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2005. - 352 с.

46. Осетрова О.В. Шрифт. Дизайн. Реклама: учеб. пособие / О.В. Осетрова. Воронеж : фак-т журналистики ВГУ, 2008. - 52 с.

47. Оформление периодических изданий / под ред. Киселева А.П. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1988. 158 с.

48. Пресс М., Купер Р. Власть дизайна: ключ к сердцу потребителя / М. Пресс, Р. Купер. М.: Гревцов Паблишер, 2008. - 352 с.

49. Робин У. Недизайнерская книга о дизайне / У. Робин. — СПб. : ИД «ВЕСЬ», 2003. — 128 с.

50. Рожнова О. И. История журнального дизайна / О. И. Рожнова. -М.: Университетская книга, 2009. 272 с.

51. Срединский С.Н. Основы газетного дела. / С.Н. Срединский. Пг.: Изд-во Петрогр. Совета раб. и красноарм. депутатов, 1918. - 75 с.

52. Табашников И.Н. Газета делается по модели. Теория и опыт композиционно-графического моделирования / И.Н. Табашников.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 94 с.

53. Табашников И.Н. Газета и дизайн / И.Н. Табашников. Тюмень : Софтдизайн, 1994. - 160 с.

54. Типология периодической печати : учеб. пособие для вузов / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М.: Аспект-пресс, 2007. - 236 с.

55. Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты / В.В. Тулупов. Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 2000. - 336 с.

56. Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама / В.В. Тулупов.- Воронеж : Кварта, 2001. 320 с.

57. Тулупов В. В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В. В. Тулупов. Воронеж : ИНФА, 1996. - 112 с.

58. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий / В.В. Тулупов. -СПб : Изд-во Михайлова В.А., 2006. 224 с.

59. Тулупов В.В. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий / В.В. Тулупов. Воронеж : фак-т журналистики, 2005. -200 с.

60. Уайт Ян В. Редактируем дизайном / Ян В. Уайт. М. : Университетская книга, 2008. - 248 с.

61. Фрост К. Дизайн газет и журналов / К. Фрост. М.: Университетская книга, 2007. - 232 с.

62. Харроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера / Т. Харроуэр. Воронеж : Комсомольская правда-Воронеж, 1999. -222 с.

63. Хрестоматия по дизайну / Составители Вершинин Г.В., Мелентьев Е.А. Тюмень : ГОУ ВПО «Тюменский филиал УралГАХА «Институт дизайна», 2005. - 1056 с.

64. Шкондин M.B. Организация средств массовой информации и пропаганды / М.В. Шкондин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. -185 с.

65. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий / О. Яцюк. СПб.: БХВ Петербург, 2004. - 240 с.

66. Диссертации и авторефераты:

67. Беляев A.A. Особенности графической модели Интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ) : дис. канд. филол. наук / A.A. Беляев. — М., 2009. — 244 л.

68. Васильев С.Л. Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий : дис. канд. филол. наук / С.Л. Васильев М., 1985. - 206 л.

69. Заковырина Н. С. Особенности развития советской фотожурналистки 1920-1930-х гг. и журнал «Советское фото» : дис. . канд. филол. наук / Н.С. Заковырина. СПб., 2007. - 213 л.

70. Кажикин A.A. Типология отечественной региональной прессы рубежа XX-XXI веков (На примере печатной периодики Воронежской области) : автореф. дис. канд. филол. наук / A.A. Кажикин. Воронеж, 2004. - 22 с.

71. Коровкина Е.В. Иллюстрация в английской печати XVII-XIX веков : дис. кандидата филол. наук / Е.В. Коровкина. М., 2005. - 219 л.

72. Осетрова О.В. Шрифт в рекламном дизайне: На примере печатной полиграфической и пресс-рекламы Дис. канд. филол. наук / О.В. Осетрова. - Воронеж, 2005. - 222 л.

73. Тулупов В.В. Оформление молодежной газеты: теория и практика (на материале областных газет РСФСР): дис. канд. филол. наук / В.В. Тулупов. Воронеж, 1982. - 230 л.

74. Тулупов В. В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философскопсихологический и творческий аспекты): автореф. дис. д-ра филол. наук / В. В. Тулупов. Краснодар, 2000. - 47 с.

75. Публикации в периодических изданиях, сборниках статей:

76. Срединский С. Американская газета / С. Срединского // Журналист . 1927. - № 1. - С. 20-26.

77. Галкин С.И. Нужна ли газете модель? / С.И. Галкин // Демократический журналист. 1973. - №1. - С.13-14.

78. Галкин С.И. Моделирование и проблемы теории газетного оформления. К постановке проблемы / С.И. Галкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Xi. Журналистика. 1977. - № 4. - С. 29-37.

79. Георгиев Д. Будущее газеты и газета будущего / Д. Георгиев // Журналист. 1972. - №9. - С. 48-51.

80. Георгиев Д. Графическая архитектура болгарской газеты / Д. Георгиев // Interpressgrafic. Budapest. 1975. - № 4. - С. 5-7.

81. Деев А. Война шаблону / А. Деев // Журналист. 1932. - №34. -С. 17-18.

82. Корнилов Е. А. Типология периодической печати: основные понятия и категории / Е. А. Корнилов // Типология периодических изданий. Ростов-н/Д., 1984. - С. 7-31.

83. Кузнецова А. Информация и сообщения в медиатексте / А. Кузнецова // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2010. -№7-8. - С. 32-3782. Срединский С.Н. Газета в Америке / С.Н. Срединский //

84. Журналист. 1926. - № 11. - С. 27-23.

85. Срединский С.Н. Симметрия и асимметрия в газетной верстке / С.Н. Срединский // Журналист. 1929. - № 21. - С. 671-672.

86. Тулупов В.В. Основы бильдредактирования / В.В. Тулупов // Вестник МГУ. Сер. Xi. Журналистика. 1993. - № 5. - С. 20-26.

87. Тулупов B.B. Системный подход к типологии газеты / В.В. Тулупов // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2003. - С. 41~44

88. Тулупов В. В. Теоретический и практический аспекты типологии / В. В. Тулупов // Теория и практика современной российской журналистики. Воронеж, 2007. - С. 183-200.

89. Хатт А. Искусство оформления газеты / А. Хатт // Советская печать. -1957. № 5. - С. 74-76.

90. Мироненко H.H. Новые тенденции развития журнального рынка России / H.H. Мироненко // «Медиаскоп». 03.052007. - URL: http://mediascope.ru/node/ 1Q4 (дата обращения: 12.06.2010).

91. Вартанова Е.Л. Современный медиабизнес и фрагментирующиеся аудитории / Е.Л. Вартанова // «Медиаскоп». 23.09.2006. - URL: http://mediascope.ru/node/183 (дата обращения: 12.06.2010).

92. Санкт-Петербург (энциклопедия). Журналы : сайт. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc sp/847/%Do%Q6%Di%8.q%Di%8o %Do%BD%Do%Bo%Do%BB%Di%8B (дата обращения: 21.04.2010).

93. Библиотека Evarlist: сайт. URL:http: //www.evartist.narod.rn/iourn.htm (дата обращения: 17.07.2010).

94. Скоробогатько В. Чем привлекательны культурологические журналы / В. Скоробогатько // «Журналист. 2007. - №11. - URL: littp://old.iournalist-virt.ru/mag.php?s=2007ii77i (дата обращения: 24.12.2009).

95. Скоробогатько В. Как выглядит «общий интерес»? / В. Скоробогатько // «Журналист. 2008. - №10. - URL: littp://0ld.i0urnalist-virt.ru/mag.php?s=2Q08i07ii (дата обращения: 24.12.2009).

96. Скоробогатько В. Красота в дамском стиле / В. Скоробогатько // «Журналист. 2008. - №2. - URL: http://old.journalist-virt.m/mag.php?s=2008027Qi (дата обращения: 24.12.2009).

97. Карамашева Е. Создание индивидуального облика издания / Е. Карамашева. URL: http: / /www-compuart.ru /Archive/СА/2001 /q/я / (дата обращения: 07.08.2010).

98. Как : журнал : сайт. http://www.kak.ru (дата обращения:0310.2009).

99. Первый номер «Огонька». URL:http : / /www, ogoniok.com / inside/first number / (дата обращения: 14.05.2010).

100. История журнала «Огонек». URL:http : / /www.ogoniok. com/inside /hystorv/ (дата обращения: 14.05.2010).105. «Огонек» может погаснуть / П. Гарин // «Вести». 07.02.2009. -URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2^io8Q

101. Mercure François Présentation. URL: http://mercurefrancois.ehess.fr/presentation.php (дата обращения: 14.05.2010).

102. Mercure François Accueil. URL: http://mercurefrancois.ehess.fr/index.phpP/categories

103. ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

104. Сундуков Александр Сергеевич042.01 1 6 1 30 0 "

105. Дизайн российских журналов: история, теория, практика