автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему: Сознательная эволюция человека в философско-религиозном учении Г.И. Гурджиева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Сознательная эволюция человека в философско-религиозном учении Г.И. Гурджиева"
на правах рукописи
Греков Игорь Михайлович
Сознательная эволюция человека в философско-религиозном учении Г.И. Гурджиева
09.00.14 - философия религии и религиоведение
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
005531934
Ростов-на-Дону 2013
005531934
Работа выполнена в отделе социальных и гуманитарных наук СевероКавказского научного центра высшей школы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Защита состоится 17 апреля 2013 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в Северо-Кавказском научном центре высшей школы Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан « »_2013 г.
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор
Несмеянов
Евгений Ефимович
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, доцент Астапов
Сергей Николаевич
доктор философских наук, профессор
Склярова
Елена Алексеевна
Ученый секретарь диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблема человека как существа уникального и загадочного па планете Земля была и остаётся в центре внимания философии религии на протяжении многовековой ее истории. Природа человека, представляя собой основную тайну бытия, порождает противоречивые суждения относительно его потенциала и предназначения, роли в эволюции Вселенной. Представители различных философских школ и религиозных направлений, создавая стройные системы относительно мироздания, неминуемо сталкивались с необходимостью осмысления человеческой экзистенции. Какие бы проблемы не рассматривались в недрах философской мысли, их анализ без антропологической составляющей остается неполным. Не имеющая общепризнанного решения, проблема человека на сегодняшний день является предметом изучения различных областей гуманитарного и естественнонаучного знания, постигающих лишь отдельные ее аспекты.
Вопрос «Что такое человек?» относится к той сфере познания, которая находится за пределами возможностей ее постижения строго научными методами, позволяющими измерять, доказывать, объективировать. Поэтому религиозно-философские и философско-антропологические исследования природы человека нуждаются не столько в уточнении понятий, увеличении абстракций, а в комплексном рассмотрении проблемы человека с учетом тех знаний, которые накопило человечество в рамках отдельных ее областей: философии, науки, мифологии, религии, эзотерики.
В настоящее время те научные направления, которые оперируют
общечеловеческими ценностями, укорененными в различных
мировоззренческих системах, набирают силу и обретают всеобщую
значимость. Это вызвано ситуацией, сложившейся на рубеже двух
3
тысячелетий, когда цивилизация оказалась перед лицом проблем, названных глобальными, несущими угрозу физического уничтожения человека как биологического вида. Рассмотрение данных проблем в контексте сугубо технологического, экономического, социально-политического знания не позволяет приблизиться к пониманию того, что привело человека к возможно уже предельной границе выживания. В связи с этим актуализируется потребность рассмотрения самой природы человека: от каких усилий и от развития каких составляющих внутренний мир человеческого существа зависит сохранение человеческой популяции и ее дальнейшая эволюция?
В условиях разобщенности подходов и позиций в антропологической мысли возникает необходимость обращения к антропософским системам, призванным восполнить односторонность таких направлений как психоанализ (во многом абсолютизирующий роль бессознательных процессов), бихевиоризм (концентрирующийся на поведенческом аспекте человеческого существования), экзистенциализм (подчеркивающий безысходность «заброшенности бытия-в-мире»). Одной из таких систем является гурджиевская система сознательной эволюции человека, так называемый «четвертый путь», претендующий на статус транслятора опыта гностической традиции в XX веке.
Актуальность темы исследования состоит в рассмотрении соотношения механизмов духовной трансформации человека в гурджиевской антропологии и гностических учениях. В данном ракурсе на сегодняшний день проблематика не является разработанной в достаточной мере.
Степень разработанности проблемы. Учитывая, что
основоположником учения о сознательной эволюции человека был Георгий
Иванович Гурджиев, в диссертационном исследовании есть обращение к
воспоминаниям современников, в которых дана характеристика его
личности. В этом отношении наибольший интерес представили работы М. де
4
Зальцман, Т. де Гартмана, Ф. Петерса, Дж. Беннетта, Ч. Нотта, М. Андерсон, Л. Повеля, П.Д. Успенского, К. Риордаи, П. Брука, Р. Лефорта. Данные авторы сходятся во мнении о неординарности личности Г.И. Гурджиева, проявляющейся в демонстрации способностей во многих областях, в том числе и в сфере воздействия на людей.
Необходимой основой для понимания антропософии Г.И. Гурджиева послужили его работы, среди которых «Вестник грядущего блага», «Беседы с учениками», «Встречи с замечательными людьми», «Рассказы Вельзевула своему внуку», «Жизнь реальна только когда «Л есть»». Написанные в метафорической манере, произведения отличается сложностью для восприятия идей учения как целостной системы.
В связи с этим существенное влияние па разработку темы оказали исследования его ближайших учеников и последователей, систематизировавших и структурировавших гурджиевское учение: П.Д. Успенского, Б.П. Муравьева, М. Николла, Дж. Беннетта, Ч. Нотта, Р. Коллина, Р. Бёртопа.
К числу значимых результатов изучения гурджиевской системы, послуживших основой для понимания сущности «четвертого пути», следует, прежде всего, отнести труды П.Д. Успенского как главного идеолога и формализатора: «Tertium Organum», «Новая модель Вселенной», «В поисках чудесного», «Психология человеческих возможностей», «Психология возможной эволюции человека», «Космология возможной эволюции человека», «Четвертый путь».
Среди авторов, чьи идеи относительно интерпретации природы человека, уровней сознания человека в контексте функционирования его психических центров нашли применение в данном диссертационном исследовании, следует назвать Б.П. Муравьева, М. Николла, П.Д.
Успенского, С. Грофа, Э. Ласло, П. Рассела, Г.С. Киселева.
5
В диссертации учитывается комплекс исследований, позволяющий представить проблему соотношения понятий личность и сущность в системе «четвертого пути»: С. Айселя, Ч. Нотта, Р. Коллина, Г. Бенджамина. Среди них, прежде всего, следует выделить работу С. Айселя «Сущность и личность», послужившую теоретической основой рассмотрения дайной проблематики.
Существенное влияние на разработку темы, раскрывающей особенности гностических традиционных учений и отдельные аспекты взаимосвязи гностицизма и «четвертого пути» оказали идеи В. Соловьева, У. Джеймса, Э. Доддса, Г. Шолем, К. Юнга, С. Хёллер, Ф. Йейтса, Киприана, Б.П. Муравьева, М.М. Шульмана, Р.В. Светлова, А.Л. Хосроева, Д. Щедровицкого, И. Шаха.
Опираясь на работы Г.И. Гурджиева, П.Д. Успенского, Б.П. Муравьева, М. Николла, М. Ласа, Дж. Беннетта, Р. Бёртона, С. Айселя, Ф. Петерса, Ч. Нотта, Р. Коллина, в диссертационном исследовании мы анализируем идею работы в духовном опыте школ «четвертого пути».
Среди современных исследований, появившихся в России о «четвертом пути», следует назвать работы А. Ровнера, И. Калинаускаса, И. Нежинского, В. Руднева, А. Арлашина, В. Алексахина, чьи идеи так же нашли свое отражение в диссертации.
В работе учитываются результаты диссертационного исследования Кучеренко В.А. «Учение о человеке Г. И. Гурджиева в контексте духовных исканий современности», защищенного в 2005 г., в г. Ростове-на-Дону (диссертационный совет Д.212.208.13 по философским наукам).
Анализ литературы показал, что выбранная тематика в отечественной философии религии не рассматривалась комплексно, что дает возможность рассматривать цель данного исследования как новационную.
Методологические и теоретические основания исследования.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составили исследования зарубежных и отечественных ученых.
В диссертационной работе рассмотрение антропологии «четвертого пути» как системного учения обусловило обращение к структурно-функциональному методу, использование аспектов системно-функциональной теории Т. Парсонса и Р. Мертона.
Методологической основой диссертации является системный подход, ориентирующий исследование на раскрытие целостности объекта, каким представляется гурджиевская система сознательной эволюции человека, выявление взаимосвязей элементов, составляющих характерную особенность учения и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход позволил увидеть «четвертый путь» как сложную систему, в которой выстроена иерархия Человек - Вселенная.
В процессе работы использовался герменевтический метод, давший возможность понимания и уточнения смысла природы человека в контексте изучения трудов Г.И. Гурджиева.
В ходе исследования использовался также диалектический метод, позволивший выявить противоречия в индивидуальном развитии человека, характеризуемые последователями «четвертого пути» как противоречия между личностью и сущностью.
Инструментами для выявления специфики антропософии «четвертого пути» послужили сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы, позволяющие провести исторические параллели, анализируя особенности гностических традиционных учений и «четвертый путь» как опыт поиска гностической традиции в XX веке.
Диссертационное исследование базируется на использовании общенаучных методов, среди которых методы эмпирического описания, сравнения, классификации, анализа, обобщения.
Объект исследования: гурджиевская религиозно-философская система сознательной эволюции человека.
Предмет исследования: гностическая традиция в духовном опыте гурджиевских школ XX века.
Цель: выявить специфику гурджиевской антропологической системы как современного духовного гностического опыта.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
— проанализировать основные работы последователей Г.И. Гурджиева, идеологов и теоретиков его учения в контексте темы диссертационного исследования;
— определить специфику интерпретации природы человека и возможностей его развития в контексте гурджиевских идей о сознательной эволюции человека;
— рассмотреть и проанализировать содержание понятий низших и высших психических центров человека, являющихся базовыми в гурджиевской антропологии ;
— выявить специфику оснований гностических учений о практике духовной работы человека;
- проанализировать основные направления работы в духовном опыте школ «четвертого пути».
Научная новизна работы состоит в следующем:
- систематизированы и критически осмыслены основные концептуальные основания гурджиевских школ, выявлена их специфика изложения религиозно-философских идей, заключающаяся в использовании
метафористического языка многих смыслов и в переведении данного языка в строго рациональную словесно-логическую систему;
- определена специфика гурджиевской интерпретации человека как существа двойственной (высшей и низшей) природы и возможностей его индивидуальной сознательной эволюции в пределах собственной жизни;
- прояснено содержание понятий низших и высших психических центров человека, отражающих функционирование высшей и низшей природы в каждом человеке;
- выявлена специфика интерпретации понятия духовной работы в гностических учениях;
- раскрыты особенности понимания идеи «Работы» в опыте школ «четвертого пути».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Учение Г.И. Гурджиева о сознательной эволюции человека, получившее свое распространение в XX веке, является сложной религиозно-теоретической системой, в которой выстроена иерархия Абсолют — Вселенная - Человек. В данной антропологически центрированной системе господствует идея о необходимости духовной трансформации человека, которая начинается с осознания своей «несовершенной природы», а также возможности устранения этой «несовершенности», осуществления индивидуальной прижизненной эволюции в процессе познания самого себя, достижения изменения уровня бытия и сознания посредством устранения в себе негативных интеллектуальных, эмоциональных, инстинктивно-двигательных проявлений.
2. В гурджиевской философско-религиозной антропологии человек —
существо двойственной природы. С одной стороны, как часть органической
жизни на Земле, он существо биологически «совершенное», «законченное»,
отвечающее задачам Вселенной по передаче космических влияний (это
9
«низшая природа» в человеке). С другой стороны, в духовном отношении, человек — существо «несовершенное» и «незаконченное», созданное Абсолютом как эксперимент в саморазвитии, в возможной трансформации сознания с целью достижения нового уровня, соответствующего эволюции сознания Вселенной. Возможность духовной трансформации (развития своей «высшей природы») осознается в разграничении сущностного и личностного, в котором сущность рассматривается как врожденная, собственная внутренняя структура человека, базис его физического и умственного строения, а личность как «сознательно или бессознательно» приобретенные качества в процессе взаимодействия с другими людьми.
3. Функционирование высшей и низшей природы в человеке происходит благодаря работе низших (интеллектуальный, эмоциональный и двигательно-инстинктивный) и высших (высший эмоциональный и высший интеллектуальный) психических центров, осуществляющих управление интеллектуальной, эмоциональной и инстинктивно-двигательной его жизнью. Уровень трансформации психических центров определяет уровень сознания человека: бессознательность, бодрствующее сознание «обычного человека», уровень самосознания, единого «я» и объективное сознание, характеризуемое как сознание человека, обладающего истинной Волей и воспринимающего действительность, находящуюся за пределами его чувств.
4. В гностицизме как учении, базирующемся на специфическом виде
индивидуального опыта (откровения, прозрения, мистические видения),
достижение уровня сознания, при котором человек приобретает шанс
познания объективной истины, возможно при условии постоянной «работы
над собой», включающей самопознание и познание божественной реальности
(в гностическом христианстве такой практикой является «непрестанное
делание» - молитва, в суфийской традиции ислама - зикр). Гностическая
традиция, разработанная на базе индивидуальных переживаний,
10
интуитивного процесса познания, обращена, прежде всего, не к «слепой» вере, а к внутренней сущности знания, освобождающего человека от его беспомощного бессознательного состояния.
5. Работа (в широком смысле) в гностической традиции, а также в гурджиевской системе «четвертого пути» - это усилия, прилагаемые человеком с целью осуществления духовной трансформации, завершения внутренней эволюции, реализации шанса, данного для удачного завершения личного «эксперимента по саморазвитию». В узком смысле слова, в духовном опыте гурджиевских школ, работа - это совокупность практических методов, духовных практик, упражнений, движений, медитаций, способствующих гармонизации функционирования психических центров человека. Работа по сознательной трансформации самого себя носит внутренний характер (самонаблюдение, самовоспомшгание, внутреннее и внешнее учитывание) и направлена на получение индивидуального понимания. В данном контексте «четвертый путь» может рассматриваться как реализация опыта гностической традиции в современном мире.
Научно-нрактическая значимость и апробация результатов исследования. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов диссертационного исследования при чтении вузовских курсов по философии, философской антропологии и религиоведению. Полученные выводы могут быть реализованы в практике педагогической работы, при разработке учебных пособий, лекционных курсов, учебно-методических комплексов.
Результаты исследования применялись при разработке и чтении автором учебных курсов по философии. Материалы работы использовались при разработке УМК по философии, религиоведению, философской антропологии, нашли свое отражение в научных статьях и докладах.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы (141 наименование). Общий объем диссертации составляет 146 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава I. Антропологическое учение Г.И. Гурджиева. Предметом анализа в первой главе диссертационного исследования являются концептуальные основания гурджиевской системы сознательной эволюции человека.
1.1. Исследования гурджиевской системы сознательной эволюции человека. В первом параграфе отмечается, что особое место среди путей познания человека занимает гурджиевская система сознательной эволюции человека, оформившаяся в XX веке и вызывающая интерес у современных искателей истины. Интерес к гурджиевским идеям в XXI отчасти вызван надеждами на возможное понимание сущности феномена, которым является человек, возможность с помощью данной системы сформулировать главные ответы на смысложизненные вопросы: «Кто ты - человек?», но, прежде всего, «Кто - я?». Эти надежды дают импульс изучению системы, опирающейся на видение человека в перспективе его духовного роста, на мировые духовные гностические традиции, разнообразные способы самопознания. В плане изучения содержательных и сущностных характеристик человека гурджиевская система рассматривает его в широком спектре проявлений «множественности Я», множественности проявлений личности, меняющихся в зависимости от внутреннего состояния и внешнего воздействия, приводящих человека к духовному кризису. Избежать крайностей проявления личности, в соответствии с гурджиевскими идеями, возможно лишь благодаря внутренним усилиям, следуя пути сознательной эволюции.
Этот путь, названный как «четвертый», был призван открыть для
западной культуры духовные знания и традиции человечества, сохраненные
и передаваемые непосредственно от учителя к ученику в рамках закрытых
13
эзотерических школ. Путь, продвигаясь по которому, человек приобретает шанс познания истины, шанс обретения таких свойств, которыми он не обладает по праву рождения, но может трансформировать в себе лишь благодаря сознательным усилиям.
В параграфе обращается внимание на происхождение названия системы — «четвертый путь». Цитируя Г.И. Гурджиева, П.Д. Успенский пишет о том, что все общеизвестные пути к бессмертию (души) можно разделить на три категории: путь факира, путь монаха, путь йога. Каждый из которых (один длиннее, другой короче, один труднее, другой легче) ведет или стремится вести в одном направлении. Самый долгий и ненадежный из них — путь факира, который состоит из сложных упражнений, страданий, истязаний тела, развития физической воли, достижения власти над телом. Путь монаха - это второй путь. Ему следует человек с сильными религиозными эмоциями, который годы и десятилетия тратит на борьбу с собой, своими чувствами с целью подчинить все эмоции одной - вере. Но физическое тело и интеллект могут остаться неразвитыми. Часть работы на пути монаха состоит в полном послушании учителю, но главное - это вера в Бога, любовь к Богу и служение. Третий путь, путь йога, путь знания, заключается в том, что человек развивает свой ум, понимая свое положение и осознавая необходимость развития физического тела и эмоций. Есть общая черта, объединяющая эти три пути: следование им начинается с полного отречения человеком от всего «мирского», он должен «умереть» для мира, отправившись в пустыню, в монастырь, школу йоги.
«Четвертый путь» не является простой комбинацией путей факира, монаха и йога. Он не требует от человека отказа от своей «мирской» жизни, от семьи, профессии, друзей и близких, т.е. не требуется внешнего отказа от вещей, так как вся работа (усилия по сознательной трансформации самого себя) носит внутренний характер.
«Четвертый путь» - это духовное направление сознательной эволюции человека, согласно которому раскрытие человеческой сущности начинается с осознания своей «несовершенной природы», а так же данной возможности устранить эту «несовершенность», осуществить индивидуальную эволюцию в процессе познания самого себя, достигнуть изменения уровня бытия и сознания посредством устранения в себе негативных интеллектуальных, эмоциональных, инстинктивно-двигательных проявлений.
Основоположником «четвертого пути» был Г. И. Гурджиев, чьи идеи о человеке и Вселенной распространялись среди его учеников и последователей в результате их непосредственного взаимодействия с учителем и передавались как устная традиция.
Философское творчество самого Г.И. Гурджиева отличается оригинальностью, сложностью для восприятия ввиду необычной формы изложения, которая, по словам М.А. де Зальцман, служит цели «создавать непривычные впечатления или идти наперекор автоматизмам читателя» 1.
Изначально не являясь разработанной академической системой, учение Г.И. Гурджиева было систематизировано и структурировано его ближайшими учениками и последователями. Среди них, прежде всего, следует назвать Петра Демьяновича Успенского (1878 - 1949), Бориса Петровича Муравьева (1890 - 1966), Мориса Николла (1884 - 1953), Джона Годолфина Беннетта (1897 - 1974), Чарльза Стэнли Нотта (1887 - 1978), Родни Коллина (1909 - 1956). Роберта Эрла Бертона (1936). Благодаря их работам философия Г.И. Гурджиева представляет собой не просто «метафизическую сказку», а целостное теоретическое явление, части которого были согласованы его подвижниками. В параграфе анализируются
1 Де Зальцман М.А. Предисловие редакции // В кн: Гюрджиев Г.И. Рассказы Вельзевула своему внуку. Объективно-беспристрастная критика людей. М. 2010. С. 7.
15
основные труды последователей и учеников Гурджиева, послужившие методологической базой данной диссертации.
1.2. Учение о природе, сущности и духовной трансформации человека. Во втором параграфе диссертационного исследования рассматривается проблема природы и сущности человека, занимающая центральное место в гурджиевской антропологической системе. В рамках данного учения человек, прежде всего, фигурирует в контексте представлений о всеобщем фундаментальном единстве, помогающем увидеть аналогии в явлениях разных порядков. Изучение человека (микрокосма) идет параллельно изучению мира (макрокосма).
Исходной позицией по вопросу о наличии всеобщих закономерностей развития Вселенной, человека, явлений и процессов является утверждение о том, что за всеми вещами в мире стоят два первичных закона, называемые соответственно - Закон Трех и Закон Семи. Эти законы одинаковы как для мира, так и для человека. Поняв принципы какого-то одного закона, проявление в мире, можно наблюдать одновременно его действие и в человеке. Вторым, но не менее значимым, положением данного учения является следующее: Вселенная и всё, что в ней существует, является созданным и упорядоченным.
Идеологи «четвертого пути» не претендуют на статус первооткрывателей идей о созданном мире, существующем и развивающемся в соответствии с законами Трех и Семи. Г.И. Гурджиев и его последователи ссылаются на наличие «подлинного, точного или объективного» (гностического) знания о Вселенной и человеке, основанного на древних методах и принципах наблюдения: знания «вещей в себе», сопровождающее «объективное состояние сознания».
Человек рассматривается как существо двойственной природы. С
одной стороны, человек - это часть органической жизни на Земле наряду с
16
растениями и животными (низшая его природа). В этом контексте человек -существо «совершенное» и «законченное», в полной мере отвечающее задачам Природы. Человечество выступает проводником космических влияний для Земли, и, вырабатывая определенные вибрации, обеспечивает передачу сил, энергии к растущей Луне. С другой стороны, человек — существо «несовершенное» и «незаконченное», созданное как эксперимент в духовном саморазвитии (своей высшей природы), в возможной трансформации сознания с целью достижения нового уровня бытия, разума, соответствующего задачам эволюции Вселенной.
Проявлением высшей природы в человеке является его сущность, определяемая как врожденная, собственная внутренняя структура человека, базис его физического и умственного строения, в отличие от личности, приобретенной в процессе воспитания, образования, профессиональной деятельности и т.д. Личность характеризуется как заимствованные «сознательно или бессознательно» качества человека в процессе его взаимодействия с другими людьми.
Подчеркивается, что первой ступенькой сознательной эволюции человека является осознание, понимание того факта, что человек в обыденно-практической жизни не является единым, нераздельным существом. Иллюзия единства или целостности создается его именем, ощущением одного физического тела, множеством механических навыков, внушенных ему воспитанием или приобретенных путем имитации.
Отсюда проистекает утверждение о том, что «человек есть машина»,
что у него нет одного постоянного и неизменного «я», он всегда различен (в
зависимости от настроения, окружения, обстоятельств и т.д.). Человек - это
марионетка, которую приводят в движение невидимые нити. Однако осознав
свою абсолютную механичность, приняв ее как факт, человек обретает шанс
постижения своей иной природы, более «глубокой» и «скрытой» от него
17
самого. Это постижение начинается с наблюдения, изучения своего психического устройства, психических центров, осуществляющих управление интеллектуальной, эмоциональной и инстинктивно-двигательной его жизнью.
1.3. Понятия низших и высших психических центров человека. В
третьем параграфе первой главы диссертационного исследования
характеризуются понятия низших и высших психических центров человека,
являющихся базовыми в учении Г.И. Гурджиева. Подчеркивается, что
последователи данного направления считают, что основными психическими
центрами человека являются: интеллектуальный, эмоциональный и
двигателыю-инстинктивный (низшие) и высший эмоциональный и высший
интеллектуальный центры (высшие). В зависимости от доминантности
психических центров выделяются разные уровни сознания человека: первый
уровень сознания - бессознательность (состояниями бессознательности
являются сон, кома), второй - бодрствующее сознаЕше «обычного человека»,
третий уровень самосознания - сознание единого <сЯ» и четвертый уровень -
объективное сознание. Соотнося знания об уровнях сознания, психических
центрах человека, нашедшие свое обоснование в антропософии «четвертого
пути», можно представить классификацию людей следующим образом:
человек № 1 - человек физический, с преобладающим инстинктивно-
двигательным центром, находящийся на первом или втором уровне сознания;
человек № 2 - человек эмоциональный, с преобладающим эмоциональным
центром (первый или второй уровень сознания); человек № 3 -
интеллектуальный, у которого интеллектуальный центр преобладает над
эмоциональным, двигательным и инстинктивным (второй уровень сознания);
человек № 4 - находящийся «в работе над собой», который способен
достигнуть гармонизации работы трех психологических центров (второй
уровень сознания, моменты осознанности своего истинного «Я»); человек №
18
5 - достигший единства и самосознания, осознания своего постоянного истинного «Я» (третий уровень сознания); человек № 6, с преобладающим высшим эмоциональным центром, достигший объективного Сознания, лежащего за пределами понимания обычного человека (четвертый уровень сознания); человек № 7, с преобладающим высшим интеллектуальным центром, который обретает истинную Волю и достигает всего того, чего вообще может достигнуть человек в результате своей индивидуальной эволюции (четвертый уровень сознания). Пройти весь путь трансформации способен человек, постоянно «работающий над собой».
Глава II. Практики духовной трансформации человека в гностических учениях и гурджиевских школах. Во второй главе диссертационного исследования рассматриваются проблема понимания внешнего и внутреннего делания (работы) человека в гностической традиции человечества и идея работы в духовном опыте «четвертого пути».
2.1. Понятие работы в гностической традиции человечества. В данном параграфе подчеркивается, что слово работа употребляется в гностической традиции, а также в системе «четвертого пути» для обозначения усилий, прилагаемых человеком с целыо осуществления духовной трансформации, завершения внутренней эволюции, реализации шанса, данного для удачного завершения личного «эксперимента по саморазвитию».
Гностицизм как учение, основанное на мистическом опыте человечества, является фундаментом построений многих религиозных систем (эзотерическое христианство, суфийская традиция в исламе, буддизм). Это учение о природе человека и Вселенной, полученное благодаря индивидуальному опыту, мистическому переживанию, прозрению, откровению.
Данный специфический вид опыта сложно поддается фиксации и формализации, отсюда возникает «специальный язык», включающий многообразие образов и символов, язык «скрытых смыслов», сложно подвергающийся декодировке. Проживание и переживание высшего знания претендует на более глубокое проникновение в «суть» божественного и человеческого, чем то, которое достигается посредством веры и разума, т.к. оно связано с собственным пониманием истинной природы вещей.
Это понимание достигается человеком, следующим традиции эзотерического христианства, прежде всего, посредством «умного делания», «духовного трезвления» - молитвы, в результате «непрестанного делания» которой человеку может открыться то, что находится за «грубой корою вещества».
В суфизме как религиозно-мистическом направлении также присутствует идея о пути восхождения к Творцу посредством духовного самосовершенствования человека, осуществляемого благодаря его индивидуальным усилиям, постоянной «работы» над собой.
2.2. Идея работы в духовном опыте школ «четвертого пути». Во втором параграфе второй главы ставится вопрос о понимании идеи работы в учении «четвертого пути», рассматриваются основные линии и направления работы.
В духовном опыте «четвертого пути» работа — это, прежде всего,
совокупность практических методов, духовных практик, упражнений,
движений, медитаций, способствующих гармонизации функционирования
психических центров человека с целью настраивания «его машины» для
трансформации различных видов пищи, к которым относится воздух, вода,
пища и впечатления. В целом, гурджиевская система — это попытка
освободить человека от тяжелого груза законов, под которым человечество
принуждает жить его место во Вселенной. Эта техника состоит в
20
предотвращении утечек энергии и ее использовании для трансформации своей «низшей» природы, открытия в себе «высшей природы».
Гурджиевская работа призвана приблизить человека к пониманию «ужаса жизни обычных людей», поглощенных круговоротом интересов, дел и целей, которые порабощают, заключая каждого в свою собственную тюрьму, тем самым, ограничивая поиски духовной свободы.
Осуществить переход обычного человека (любого из трех типов -интеллектуального, эмоционального и физического) к высшим порядкам бытия возможно в процессе работы над собой, кристаллизации и отрегулирования своего природного начала - сущности, образования постоянного и неизменного «я» в борьбе между сущностью и личностью. В процессе этой борьбы сущность набирает силы и зрелость.
Для этой внутренней борьбы необходимы и сущность, и личность. Сущность нуждается в личности, которая обеспечивает человека материалом для изучения самого себя, препятствиями, искушениями, иллюзиями, чтобы дать возможность противостоять им, сделать их недействительными.
Гурджиевская работа не требует ухода из «мира», она может протекать в условиях, которые являются для человека повседневными: его окружение, семья, профессия, привычки и обязанности. Условия, в которых человек находится в данный момент времени, в настоящий момент, считаются наиболее благоприятными для начала трансформации, работы с целью познания самого себя и мира. Человек способен наблюдать свое привычное функционирование в повседневных условиях, анализируя его в терминах неправильной работы центров и до некоторой степени изменяя. В данном контексте, возможно, «четвертый путь» и кажется более доступным, чем другие пути духовного саморазвития, но требует от человека собственных волевых усилий, внутренней мотивации.
Работа по сознательной трансформации самого себя носит внутренний характер (самонаблюдение, самовоспоминание, внутреннее и внешнее учитывание) и направлена на получение индивидуального понимания. В данном контексте «четвертый путь» может рассматриваться как реализация опыта гностической традиции в современном мире.
В заключении сформулированы выводы диссертационного исследования.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК для публикации основных научных результатов диссертации
Греков И.М. Гностическая традиция о сущности и роли мистического опыта // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6. http://www.hses-online.ru.
Греков И.М. Идея работы в духовном опыте школы «четвертого пути» Г.И. Гурджиева // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1. http://www.hses-online.ru.
Греков И.М. Развитие и интерпретация идей Г.И. Гурджиева в работах его последователей // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1.
Греков И.М. Понятие работы в гностической традиции / Всероссийская научная конференция молодых ученых «Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания» 25 января 2013 г. // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1. http://www.hses-online.ru. 0,1 п.л.
Сдано в набор 06.03.2013. Подписано в печать 06.03.2013. Формат 60x84 1/16. Цифровая печать. Усл. печ. л. 0,9. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ 0603/01.
Отпечатано в ЗАО «Центр универсальной полиграфии» 340006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, телефон 8-918-570-30-30
www.copy61.rn e-mail: info@copy61.ru
Текст диссертации на тему "Сознательная эволюция человека в философско-религиозном учении Г.И. Гурджиева"
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................3
I. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Г.И. ГУРДЖИЕВА................12
1.1. Исследования гурджиевской системы сознательной эволюции человека..............................................................................................12
1.2. Учение о природе, сущности и духовной трансформации человека.....................................................................................37
1.3. Понятия низших и высших психических центров человека..............62
II. ПРАКТИКИ ДУХОВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ГНОСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ И ГУРДЖИЕВСКИХ ШКОЛАХ...............91
2.1. Понятие работы в гностической традиции человечества................................................................................91
2.2. Идея работы в духовном опыте школ «четвертого пути»................104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................134
ЛИТЕРАТУРА............................................................................138
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблема человека как существа уникального и загадочного на планете Земля была и остаётся в центре внимания философии религии на протяжении многовековой ее истории. Природа человека, представляя собой основную тайну бытия, порождает противоречивые суждения относительно его потенциала и предназначения, роли в эволюции Вселенной. Представители различных философских школ и религиозных направлений, создавая стройные системы относительно мироздания, неминуемо сталкивались с необходимостью осмысления человеческой экзистенции. Какие бы проблемы не рассматривались в недрах философской мысли, их анализ без антропологической составляющей остается неполным. Не имеющая общепризнанного решения, проблема человека на сегодняшний день является предметом изучения различных областей гуманитарного и естественнонаучного знания, постигающих лишь отдельные ее аспекты.
Вопрос «Что такое человек?» относится к той сфере познания, которая находится за пределами возможностей ее постижения строго научными методами, позволяющими измерять, доказывать, объективировать. Поэтому религиозно-философские и философско-антропологические исследования природы человека нуждаются не столько в уточнении понятий, увеличении абстракций, а в комплексном рассмотрении проблемы человека с учетом тех знаний, которые накопило человечество в рамках отдельных ее областей: философии, науки, мифологии, религии, эзотерики.
В настоящее время те научные направления, которые оперируют общечеловеческими ценностями, укорененными в различных мировоззренческих системах, набирают силу и обретают всеобщую значимость. Это вызвано ситуацией, сложившейся на рубеже двух тысячелетий, когда цивилизация оказалась перед лицом проблем, названных
глобальными, несущими угрозу физического уничтожения человека как биологического вида. Рассмотрение данных проблем в контексте сугубо технологического, экономического, социально-политического знания не позволяет приблизиться к пониманию того, что привело человека к возможно уже предельной границе выживания. В связи с этим актуализируется потребность рассмотрения самой природы человека: от каких усилий и от развития каких составляющих внутренний мир человеческого существа зависит сохранение человеческой популяции и ее дальнейшая эволюция?
В условиях разобщенности подходов и позиций в антропологической мысли возникает необходимость обращения к антропософским системам, призванным восполнить односторонность таких направлений как психоанализ (во многом абсолютизирующий роль бессознательных процессов), бихевиоризм (концентрирующийся на поведенческом аспекте человеческого существования), экзистенциализм (подчеркивающий безысходность «заброшенности бытия-в-мире»). Одной из таких систем является гурджиевская система сознательной эволюции человека, так называемый «четвертый путь», претендующий на статус транслятора опыта гностической традиции в XX веке.
Актуальность темы исследования состоит в рассмотрении соотношения механизмов духовной трансформации человека в гурджиевской антропологии и гностических учениях. В данном ракурсе на сегодняшний день проблематика не является разработанной в достаточной мере.
Степень разработанности проблемы. Учитывая, что основоположником учения о сознательной эволюции человека был Георгий Иванович Гурджиев, в диссертационном исследовании есть обращение к воспоминаниям современников, в которых дана характеристика его личности. В этом отношении наибольший интерес представили работы М. де Зальцман, Т. де Гартмана, Ф. Петерса, Дж. Беннетта, Ч. Нотта, М. Андерсон, Л. Повеля, П.Д. Успенского, К. Риордан, П. Брука, Р. Лефорта. Данные
авторы сходятся во мнении о неординарности личности Г.И. Гурджиева, проявляющейся в демонстрации способностей во многих областях, в том числе и в сфере воздействия на людей.
Необходимой основой для понимания антропософии Г.И. Гурджиева послужили его работы, среди которых «Вестник грядущего блага», «Беседы с учениками», «Встречи с замечательными людьми», «Рассказы Вельзевула своему внуку», «Жизнь реальна только когда «Я есть»». Написанные в метафорической манере, произведения отличается сложностью для восприятия идей учения как целостной системы.
В связи с этим существенное влияние на разработку темы оказали исследования его ближайших учеников и последователей, систематизировавших и структурировавших гурджиевское учение: П.Д. Успенского, Б.П. Муравьева, М. Николла, Дж. Беннетта, Ч. Нотта, Р. Коллина, Р. Бёртона.
К числу значимых результатов изучения гурджиевской системы, послуживших основой для понимания сущности «четвертого пути», следует, прежде всего, отнести труды П.Д. Успенского как главного идеолога и формализатора: «Tertium Organum», «Новая модель Вселенной», «В поисках чудесного», «Психология человеческих возможностей», «Психология возможной эволюции человека», «Космология возможной эволюции человека», «Четвертый путь».
Среди авторов, чьи идеи относительно интерпретации природы человека, уровней сознания человека в контексте функционирования его психических центров нашли применение в данном диссертационном исследовании, следует назвать Б.П. Муравьева, М. Николла, П.Д. Успенского, С. Грофа, Э. Ласло, П. Рассела, Г.С. Киселева.
В диссертации учитывается комплекс исследований, позволяющий представить проблему соотношения понятий личность и сущность в системе «четвертого пути»: С. Айселя, Ч. Нотта, Р. Коллина, Г. Бенджамина. Среди
В диссертационной работе рассмотрение антропологии «четвертого пути» как системного учения обусловило обращение к структурно-функциональному методу, использование аспектов системно-функциональной теории Т. Парсонса и Р. Мертона.
Методологической основой диссертации является системный подход, ориентирующий исследование на раскрытие целостности объекта, каким представляется гурджиевская система сознательной эволюции человека, выявление взаимосвязей элементов, составляющих характерную особенность учения и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход позволил увидеть «четвертый путь» как сложную систему, в которой выстроена иерархия Человек - Вселенная.
В процессе работы использовался герменевтический метод, давший возможность понимания и уточнения смысла природы человека в контексте изучения трудов Г.И. Гурджиева.
В ходе исследования использовался также диалектический метод, позволивший выявить противоречия в индивидуальном развитии человека, характеризуемые последователями «четвертого пути» как противоречия между личностью и сущностью.
Инструментами для выявления специфики антропософии «четвертого пути» послужили сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы, позволяющие провести исторические параллели, анализируя особенности гностических традиционных учений и «четвертый путь» как опыт поиска гностической традиции в XX веке.
Диссертационное исследование базируется на использовании общенаучных методов, среди которых методы эмпирического описания, сравнения, классификации, анализа, обобщения.
Объект исследования: гурджиевская религиозно-философская система сознательной эволюции человека.
Предмет исследования: гностическая традиция в духовном опыте гурджиевских школ XX века.
Цель: выявить специфику гурджиевской антропологической системы как современного духовного гностического опыта.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
- проанализировать основные работы последователей Г.И. Гурджиева, идеологов и теоретиков его учения в контексте темы диссертационного исследования;
- определить специфику интерпретации природы человека и возможностей его развития в контексте гурджиевских идей о сознательной эволюции человека;
- рассмотреть и проанализировать содержание понятий низших и высших психических центров человека, являющихся базовыми в гурджиевской антропологии ;
- выявить специфику оснований гностических учений о практике духовной работы человека;
- проанализировать основные направления работы в духовном опыте школ «четвертого пути».
Научная новизна работы состоит в следующем:
- систематизированы и критически осмыслены основные концептуальные основания гурджиевских школ, выявлена их специфика изложения религиозно-философских идей, заключающаяся в использовании метафористического языка многих смыслов и в переведении данного языка в строго рациональную словесно-логическую систему;
- определена специфика гурджиевской интерпретации человека как существа двойственной (высшей и низшей) природы и возможностей его индивидуальной сознательной эволюции в пределах собственной жизни;
Следует обратить внимание на само название гурджиевской системы -«четвертый путь». В связи с чем появляется данное название? Что это значит - первый, второй, третий пути? Учитывая, что систематизация, теоретическая разработка «четвертого пути» осуществлялась близким учеником Георгия Ивановича Гурджиева Успенским Петром Демьяновичем, который не только записывал сказанное Гурджиевым, но и сыграл важную роль в распространении гурджиевских идей на Западе, обратимся к его комментариям, данным в работе «В поисках чудесного» 1.
Цитируя Г.И. Гурджиева, П.Д. Успенский пишет о том, что все общеизвестные пути к бессмертию можно разделить на три категории: путь факира, путь монаха, путь йога. Каждый из которых (один длиннее, другой короче, один труднее, другой легче) ведет или стремится вести в одном направлении.
Самый долгий и ненадежный из них - путь факира, который состоит из сложных упражнений, страданий, истязаний тела, развития физической воли, достижения власти над телом.
Факир может стоять годами в одном и том же положении, истязает себя огнем, холодом, но как только он разовьет в себе то, что можно назвать физической волей, он приступает к развитию других функций -эмоциональной и интеллектуальной. Как правило, к тому времени он уже слишком стар, чтобы начинать новую работу в школе йоги. На Востоке человек становится факиром из-за религиозного чувства, или потому что его в детстве отдают бедные родители на воспитание в качестве ученика, подражающего учителю и зачастую не осознающего смысла своих действий. Он приобретает волю над телом, но теряет все то, к чему ее можно приложить и не в состоянии воспользоваться данной волей для приобретения знаний о своей эмоциональной сфере и интеллектуальной.
Успенский П.Д. В поисках чудесного. М., 2010.
13