автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Специфика демократии в Японии
Текст диссертации на тему "Специфика демократии в Японии"
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РФ
Кафедра Философии и Политологии
На правах рукописи
Биричевский Дмитрий Анатольевич
СПЕЦИФИКА ДЕМОКРАТИИ В ЯПОНИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТЫ
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук
Научный руководитель: д.и.н., профессор ДА МИД РФ Розанов Г.Л.
Специальность 23.00. 02.: политические институты и процессы
Москва 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение с, 4
Глава 1 Некоторые аспекты японской политической истории до 1868 г. с. 10
1.1.Происхождение японцев. Влияние буддизма
на формирование японской государственности. с. 10
1.2.Политические реформы в Японии в 7-17 с. 13 веках.
1.3. Влияние религии на мировоззрение японцев с. 29 Глава 2 Становление демократии в Японии с. 33 (1868-1932 гг.).
2.1. Открытие страны. Политические с. 33 преобразования в эпоху Мэйдзи
2.2. Особенности «демократии Тайсё» с. 56 Глава 3 Оккупационная политика США. с. 66 Политические процессы в Японии (1945- 55гг.)
3.1.Первые послевоенные политические с.66 преобразования. Возникновение новых партий
3.2. Формирование системы 1955 года с.76 Глава 4 Особенности японской демократии на с. 88 современном этапе
4.1. Особенности системы 1955 года с. 88
4.2 Распад системы 1955 года. Реформы с. 110 избирательной системы
4.3. Формальные признаки демократии в Японии с. 128
4.4. Национально-психологический фактор с. 135 эволюции демократии в Японии
Заключение с. 143
Библиография с. 156
ВВЕДЕНИЕ
Япония - страна со своеобразной, даже таинственной культурой, резко отличающейся от всех других мировых культур, -в настоящее время является экономическим гигантом, стоящим в авангарде многих достижений человеческой цивилизации. О японском экономическом чуде много писали и говорили, политическая система страны как таковая также достаточно хорошо изучена, однако такой феномен, как "японская демократия" обсуждается российскими японоведами-политологами сравнительно с недавних пор, хотя это явление представляет огромный интерес и заслуживает особого внимания и изучения.
В настоящей работе предпринята попытка проследить ход японской политической истории с целью показать особенности политической жизни этой страны. Пожалуй, все исследователи едины в том, что в Японии существуют формальные основания демократии западного типа, однако особенности национальной психологии, основанной на традициях, уходящих в глубокую древность, религии, способах организации общества не позволяют японцам полностью принять западную модель демократии.
В самом общем виде под демократией обычно понимают форму правления, в рамках которой политические решения принимаются большинством голосов представителей, избранных всем народом, и гражданские права личности - свобода слова, совести, собраний, передвижения и другие - конституционно гарантируются. Более полное название такой формы правления -либеральная (конституционная) представительная демократия.
Сегодня российское общество близко к тому, чтобы воспринять именно такое, во многом оптимальное, понимание демократии.
Демократия предполагает борьбу за голоса избирателей. Лучше всего приспособлены для этого партии парламентского типа, не скованные никакими идеологическими постулатами, готовые учитывать интересы избирателей в целях получения их поддержки. В целом же парламентская демократия сродни рынку в том смысле, что, как и последний, имеет сильный механизм саморегуляции, изначально не совместимый с идеологической зашореннностью.
Демократия - это то, что в европейской политологии обозначается как возможность всех социальных слоев и групп косвенно или прямо участвовать в политическом процессе и влиять на него. Но очевидно, что демократий много, они разнообразны не только по характерам и формам, но некоторые из них носят явно выраженные национальные особенности. Важнейший момент -соотношение между юридическими и практическими аспектами демократий. Например, конституционно закрепленные демократические нормы или даже целостная демократическая система иногда оказывается полностью деформированной политической практикой.
Из чего слагается реальное народовластие - прямое и неограниченное и в то же время свободное от насилия большинства над меньшинством? Наконец, что принимать за условную, но столь важную грань, за которой свобода волеизъявления переходит в анархию и безответсвенность, способные представлять реальную опасность для общества? И кто устанавливает этот рубеж?
Относительно отчетливы лишь некоторые самые общие критерии. Из них первым4 следует, наверное, назвать наличие развитых представительных институтов, правовой базы, надежно гарантирующей право на выбор во всех сферах общественной жизни - от экономики до семейных отношений, равно как и реальные механизмы осуществления этого права. Именно наличие реального выбора - главный признак демократии.
Если говорить непосредственно о японской демократии, то очевидно, что конституционные и иные юридические основания демократического процесса в японском обществе были заложены при огромнейшей роли американской администрации. Однако их дальнейшая судьба, степень их упрочения в социуме, формы их реализации - все это целиком и полностью зависело от самих японцев, особенно после прекращения оккупации.
Получение адекватного ответа на вопрос о степени демократичности японского общества нередко затрудняется значительным "национальным колоритом" японской демократии, бросающимися в глаза проявлениями ее специфики по отношению к американской и западноевропейской моделям, весьма заметной модифицированностью институтов, привнесенных извне, под воздействием сугубо "местных" факторов. Здесь крайне важно не преувеличить и не преуменьшить как родство японской демократии с "классической" западной, так и их различия.
Как уже отмечалось выше, Япония - экономический гигант, стремящийся усилить свое политическое влияние в мире. Кроме того, это сосед Российской Федерации, ее партнер в торгово-экономической и культурной областях. Сотрудничество между нашими странами развивается по нарастающей, а знаний друг о
друге еще крайне мало. Таким образом, очевидна актуальность избранной темы диссертации, поскольку в работе рассматриваются внутренние структуры государства, которое занимает ведущие позиции в АТР и является второй в мире экономической державой.
Россия семь десятилетий жила вне мира демократии. Япония вступила на путь демократического развития также относительно недавно - после второй мировой войны. Россия, как и Япония имеет свою специфику развития, но у Японии опыта немного больше. Кроме того, Япония уже многого достигла в плане применения демократических ценностей и инструментов. Знание японского опыта, учет его достижений и ошибок дает возможность говорить и о практической значимости предпринятого исследования.
Научная новизна исследования обусловлена следующим:
■ данная тематика освещалась весьма однобоко по известным причинам в советское время и недостаточно полно освещена в российской и зарубежной литературе. Монографий, полностью посвященных проблемам японской демократии не обнаружено.
■ Кроме того, в данной работе впервые предпринята попытка рассмотрения японской демократии с акцентом на культурно-психологические особенности нации. В последние 5-6 лет предпринимались отдельные попытки увязать особенности политических процессов в Японии с культурно-религиозным фактором (в основном они принадлежат перу крупнейших российских японоведов - Саплину, Саркисову и Еремину), однако монографических исследований на эту тему до сих пор нет, хотя мы полагаем, что именно данный фактор определяет ход политических процессов и оказывает постоянное влияние на
выстраивание политической системы послевоенной Японии, несмотря на огромное влияние и давление американцев после второй мировой войны.
■ Новым является также применение исторического метода анализа политических процессов при соотнесении их с историкокультурной ситуацией.
Предмет исследования - специфика демократии в Японии, связь политических процессов с культурно-психологическим особенностями нации.
Цели исследования:
1. Рассмотреть основные политические события в Японии, начиная с периода раннего средневековья и заканчивая 1868 годом -годом Реставрацией Мэйдзи; в особенности уделить внимание роли религиозного фактора.
2. Проанализировать политические процессы в Японии в эпохи Мэйдзи и Тайсё, дать этнокультурные харатеристики особенностей становления демократии.
3 . Дать описание и оценку политических процессов в первые 10 лет после второй мировой войны.
4 . Показать специфику японской демократии на современном этапе, сделав акцент на системе 1955 года и политических реформах кабинета Хосокава.
Работа состоит из четырех глав и библиографии. В первой главе рассматриваются политические, религиозные и культурные особенности средневековой Японии. Во второй главе дан анализ становления и развития демократии в периоды Мэйдзи и Тайсё, а также возврата от демократии к тоталитаризму. В третьей главе
описывается развитие политических событий в Японии в период американской оккупации, указаны особенности восприятия японцами западных ценностей. В заключительной четвертой главе предпринята попытка выявить специфику японской демократии в настоящее время, опираясь на ход политических процессов, правовые обоснования демократии, реформы начала 90-х годов, культурно- психологические особенности нации. Делаются выводы об уникальности такого явления, как японская демократия.
В процессе написания работы был проработан ряд работ крупнейших российских японоведов и политологов, использованы материалы японских и американских авторов.
Политические процессы в Японии весьма динамичны. Меняется психология людей, меняется и облик демократии. Нам представляется, что уже в первые годы будущего тысячелетия взгляд на демократию в Японии будет иметь несколько иной ракурс, и интерес к данной проблематике будет только усиливаться.
Глава 1
Некоторые аспекты японской политической истории до 1868 года
Для того чтобы понять особенности и характер японской демократии, необходимо обратиться к политической истории страны и в том числе к той ее части, которая может наглядно показать наличие или отстутствие демократических институтов и принципов во внутренней и внешней политике. В данной главе мы будем рассматривать некоторые вопросы, связанные с периодом древней и средневековой японской историей с целью показать особенности формирования японской нации, методы руководства страной и этнокультурные аспекты развития сознания, психологии японского народа.
$1 Происхождение японцев. Влияние буддизма на формирование японской государственности.
Происхождение японцев до сих пор является предметом споров и обсуждений. Однако, основываясь на географических и исторических фактах, априори можно утверждать, что японцы представляют собой совокупность групп людей, населявших в доисторические времена разные участки азиатского материка. Географическая близость японского архипелага к северо-восточной Азии позволяет предположить, что этими группами были монгольские племена, прибывшие в Японию через корейский полуостров в эпоху неолита. В то же время отдельные черты ранней
японской цивилизации, главным образом, метод выращивания риса, делают вполне вероятной версию о том, что эти племена прибыли из южного Китая, где данный метод был изобретен. Сами же японцы придерживаются теории божественного происхождения страны, связывая это с чудесным появлением на земле Ямато (древнее название Японии) сына священной богини Аматэрасу Дзимму, который и стал первым японским императором (Дзимму-тэнно).
Необходимо отметить, что независимо от того, какая из вышеупомянутых версий верна, бесспорным остается факт колоссального влияния китайской цивилизации на становление и развитие японской культуры и государственности. Известный американский автор, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Японии в 1961-1966 гг. Эдвин Рейшауэр утверждает, что японцы являются обладателями двойного наследия - своей национальной культуры и более высокой китайской цивилизации1.
Начало первых мощных потоков китайского влияния обычно датируют 552 годом, временем, когда одно из южнокорейских княжеств официально представило буддизм как религию двору Ямато. На протяжении нескольких последующих веков буддизм играл роль важнейшего механизма передачи китайской культуры в Японию.
1 См. Е. Ые1зс11аиег ^рап. ТЬе э-Ьогу с^ а па-Ьл-оп. Токуо, 1981.
Во второй половине шестого века буддизм и другие новшества с континента настолько потрясли двор Ямато, что внутри его образовались противоборствующие группировки: одни выступали за введение буддизма в стране, другие противились этому. На самом деле буддизм был инструментом борьбы за власть в Ямато между отдельными родами (удзи). Победил пробуддистский род Cora, во главе которого стоял Умако. Это был крупный лидер, он внедрил ряд значительных нововведений, которые порой приписываются правившему в то время принцу Сетоку. Однако принц был лишь партнером Умако и не более, ибо чтобы принцу стать регентом, Умако убил собственного племянника и поставил на трон свою племянницу - императрицу Суико. До самой смерти в 622 году Умако был самой могущественной фигурой в стране.
Суико была первой из женщин, правивших с 592 по 770 год. Это являлось, как правило, следствием компромиссных решений, к которым прибегали с целью не накалять до предела страсти в борьбе за власть. Когда последняя из правительниц попала под сильное влияние одного буддийского монаха и создалась опасность узурпации им власти, практика выдвижения на престол женщин была оставлена навсегда (исключения составляют два случая в XVII и XVIII веках, когда при правлении сегунов и намека на какую-нибудь власть со стороны императора не могло быть). Нужно отметить, что была еще одна причина недопущения женщин во власть. Это объясняется все возраставшим влиянием Китая, где женщины никогда не имели реального веса ни в семье, ни в обществе. В этом отношении Япония до последнего времени ничем не отличалась от
других стран Востока, где влияние женщины на общественные и политические процессы практически сведено к нулю.
$2. Политические реформы в Японии в VII-XVII веках.
Одним из наиболее значительных нововведений Умако было возобновление посольских миссий в Китай в начале VII века. Эти миссии не дали немедленных политических или экономических результатов, но они имели огромное культурное значение. Буддийские монахи, ученые, художники и др. сопровождали посольства, многие оставались в Китае на несколько лет и по возвращении на родину становились "передовиками" в своей области, людьми, ответственными за перенесение в изолированную страну науки, искусства, идеалов великой континентальной цивилизации.
Умако учредил в 603 году институт 12 рангов при дворе. Это была попытка усиления центральной власти, попытка внедрить китайскую бюрократическую систему и одновременно ослабить престиж родоплеменных сословий. С 604 года стал использоваться китайский календарь, в этом же году была принята Конституция 17 Статей, являвшая собой основные положения буддизма и конфуцианства. Конституция отражала стремление политических лидеров к централизации власти и принятию буддистских идей.
Тем временем продолжалась политическая борьба внутри двора. Недовольство постоянным господством дома Cora, страх перед узурпацией им власти вылились в государственный переворот 645
года, в результате которого Cora были низложены. Одним из лидеров переворота был Накатоми Каматари, который впоследствии изменил фамилию на Фудзивара. Он стал основателем одного из самых древних японских домов, обладавшим абсолютной властью на протяжении нескольких веков. Сам переворот стали именовать Реформой Тайка (Великих Перемен). Реформа Тайка явилась по существу фундаментом японской государственности: под императором, теоретически обладавшим всей полнотой власти, был образован бюрократический аппарат по китайской модели. Однако создание центральной администрации было более легкой задачей, чем установление аппарата этой власти в провинциях. Коммуникации практически отсутствовали, местнические настроения были очень сильны. Тем не менее эта проблема была решена, и опять по китайскому образцу (здесь надо отметить, что японцы не слепо копировали китайскую систему, а брали ее за основу, приспосабливая отдельные ее элементы к местным условиям, традициям, выгоде правящих кругов): страна была поделена на 66 провинций, которые в свою очередь подразделялись на княжества, и далее на деревни. Официальные пр�