автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Специфика дизайн-проектирования стенда для промышленных экспозиций
Полный текст автореферата диссертации по теме "Специфика дизайн-проектирования стенда для промышленных экспозиций"
Серяков Вадим Александрович
СПЕЦИФИКА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТЕНДА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
- о ЛЕН 2010
Санкт-Петербург - 2010
004615922
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» на кафедре автоматизации и роботизации в машиностроении.
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Кухта Мария Сергеевна
Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор
Жукова Любовь Тимофеевна
кандидат технических наук Канюков Никита Владимирович
Ведущая организация: ГОУ ВПО Ижевский государственный
технический университет
Защита диссертации состоится » ООсссоАЛ. 2010 г. в/СДОшсов на заседании диссертационного совета Д 212.236.04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18, Инновационный центр, 1 этаж.
Текст автореферата размещен на сайте: http://www.sutd.ru С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18.
Автореферат разослан «
АсакЛлЛ. 2010 г.
/
Ученый секретарь 4 /
диссертационного совета —Т/1-^ С. М. Ванькович
ч '/
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы
Современная экспозиция выставочного стенда собирается из модульных систем за несколько дней или часов. Дизайн выставок и принцип построения экспозиционного пространства стенда унифицированы. Лаконизм, рационализм, обилие технической информации, использование цифровых технологий и в целом отсутствие концепции выставочного стенда, завершенного дизайн-проекта, привели к тому, что выставки посещают только узкие специалисты. В связи с этим актуальным является развитие сферы арт-дизайна выставочного стенда и, как следствие, решение проблемы эстетико-художественной организации выставок и экспозиций. Актуальность диссертационной работы вызвана необходимостью систематизации знаний в области дизайн-проектирования выставочного стенда, недостаточной проработанностью терминологии выставочной культуры.
Объектом изучения является выставочный стенд для промышленных экспозиций, предметом - системное проектирование выставочного стенда для промышленных экспозиций.
Дизайн-проектирование выставочного стенда направлено на создание конкурентоспособного проекта с логически выстроенной концепцией повествования, нового формообразования, художественных и технологических приемов за счет многоплановости решения зон-секторов комбинированного стенда, использования модульных систем в составе эстетико-функционального мобильного трансформера. Под выставочной модульной системой понимается комплекс стандартных элементов, позволяющий составить из них индивидуальный выставочный стенд. Модульность предполагает многовариантность и потому актуальным является исследование проблем формообразующего планирования выставочного стенда собранного на основе модулей. Дизайн-проектирование стенда связано с потребностью гармонизации формы пространства и возможностью формирования эффективной траектории движения посетителя. Вариативность расположения выставочных модулей связана с актуальностью представления экспонатов в пространстве любой архитектурной сложности, а также с изменением концептуально-функциональных задач экспозиционного пространства стенда при многократном проведении выставок. Эстетико-художественная выразительность выставочного стенда способствует повышению конкурентоспособности товаров и достигается за счет средств графического дизайна, арт-дизайна, структуро- и формообразования стенда.
з
Цель и задачи работы
Цель диссертационной работы - выявление особенностей в дизайн-проектировании выставочного стенда для промышленных экспозиций.
Достижение цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Выявить особенности разработки концепции выставочных стендов, логику их структурной организации.
2. Определить принципы организации стенда и их влияние на формирование пространства выставочного комплекса.
3. Выявить функциональные возможности секторного варианта планирования выставочного стенда.
4. Установить возможности каркасно-модульных систем и выставочных материалов при проектировании мобильного трансформера.
5. Выработать рекомендации по дизайн-проектированию стенда.
Методы работы
В работе использовался системный подход, позволяющий развить концепцию дизайн-проектирования стенда в дизайне выставок, предметно-аналитический и сравнительно-исторический подходы, систематизирующие исследования российских и зарубежных теоретиков и практиков в области дизайна выставочных стендов, метод экспертных оценок, метод В.А. Филина для исследования степени агрессивности визуальной среды.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Обоснована и упорядочена система базовых понятий в области дизайн-проектирования выставочных стендов.
2. Определены принципы организации стенда и их влияние на формирование пространства выставочного комплекса.
3. Впервые предложен вариант секторного деления пространства, создающий комфортную визуальную среду и позволяющий увеличить информационную эффективность стенда, установлены его преимущества по сравнению с существующими схемами решения экспозиционного пространства стенда.
4. Определены возможности рационального выбора мобильного трансформера.
5. Выработаны рекомендации по дизайн-проектированию стенда для промышленных экспозиций.
Теоретическая и практическая значимость работы
Полученные результаты способствуют созданию эстетически-выразительного и технологичного дизайн-проекта выставочного стенда.
Теоретическая часть работы служит основанием для рациональной организации работы дизайнеров промышленных экспозиций.
Апробация работы
Результаты исследования на разных этапах и по различным аспектам общей проблематики диссертации отражены в 11 научных статьях, в том числе 3 работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.
Основные результаты исследования обсуждались на научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Знания, умения, навыки - путь к созданию новых инженерных решений» (Томск, 2007); II научно-практической конференции «Наука промышленности и сервису» (Тольятти, 2007); международных научно-практических конференциях «I и II Исторические чтения Томского института Академии ВЭГУ» (Томск - Уфа, 2008, 2009); международных научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техники и технологии» (Томск, 2007,2009); XII Всероссийской научно-практической конференции по специальности «Технология художественной обработки материалов» (Ростов-на-Дону, 2009).
Результаты диссертационной работы представлялись на международные и всероссийские конкурсы и были отмечены дипломами: диплом I степени за научный доклад «The Vanguard style execution of Christmas shop windows», представленный на XIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии» (Томск, 2007); диплом I степени Всероссийского конкурса научных работ студентов и молодых ученых «Креативный дизайн выставочного пространства фирмы ELE-CARD в Лос-Анджелесе» в номинации «НИР» (Ростов-на-Дону, 2009).
Полученные теоретические результаты реализованы в проекте «Промышленный стенд фирмы ELECARD в Лос-Анджелесе» (акт внедрения от 10.10.2009).
Материал диссертационной работы включен в курсы лекций по теории дизайна и истории развития дизайна промышленных выставок и экспозиций, а также в спецкурсы по арт-дизайну и проектированию выставочных стендов для студентов и аспирантов Национального исследовательского Томского политехнического университета.
Материалы диссертации докладывались, обсуждались 28 сентября 2010 г. на заседании кафедры автоматизации и роботизации в машиностроении Национального исследовательского Томского политехнического университета и 20 октября 2010 г. на заседании кафедры техноло-
гии художественной обработки материалов и ювелирных изделий Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна и рекомендованы к защите.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованных источников из 114 наименований. Текст работы изложен на 210 страницах, содержит 72 рисунка и 14 таблиц.
Достоверность результатов
Теоретически достоверность результатов подтверждается публикациями и докладами, практически - участием в конференциях, конкурсах научных работ, в том числе и международных.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрывается актуальность темы диссертации, сформулированы цели и задачи работы, отражается научная новизна и практическая значимость работы. Выявлена степень теоретической и практической разработанности проблемы.
В первой главе «Формирование выставочного стенда как многоуровневой коммуникационной среды», состоящей из четырех параграфов, представлены историко-культурные тенденции развития концепции повествования в пространстве экспозиции. Обоснован и упорядочен понятийный инструментарий, определяющий и уточняющий, с учетом поставленных задач диссертационной работы, основные термины. Выставочный стенд определяется как объект, построенный на основе оригинальной идеи, с учетом конструкторско-технологических принципов и эстетико-художественных приемов, проецирующий эмоции, востребованный и конкурентоспособный. Под комфортной визуальной средой понимается пространство стенда, создающее наиболее благоприятные с точки зрения эргономики, условия для проявления физиологических механизмов зрения. Мобильный трансформер представляет собой набор стандартных унифицированных деталей различных модульных систем и мобильных конструкторов, эстетически сочетающихся друг с другом и технологически подходящих друг другу. Под мобильным конструктором понимается универсальная система оборудования, предназначенная для организации зон и формы конструкции стенда.
Выявлены основные стадии последовательной разработки концепции повествования - развитие сюжетной линии выставки за счет формообразующей и структурообразующей организации выставочного стенда. Исследованы объемно-пространственные композиции стендов
(«Плаза», «Кафе», «Клуб» и др.) и определено их взаимодействие с выставочной средой.
Учитывая требования к выставочному стенду и современные принципы его организации, предложено системное проектирование стенда для промышленных экспозиций, этапы которого представлены на рис. 1.
Рис. 1. Системное проектирование выставочного стенда
Во второй главе «Особенности пространственной организации стенда для промышленных экспозиций», состоящей из шести параграфов, выявлены взаимосвязи типа стенда от размеров экспоната, типа пространства от типа стенда, представлены требования к выбору планировочных схем стенда. Предлагается новая формообразующая схема стенда, новый тип решения экспозиционного пространства - секторная сетка и выявляются их преимущества по сравнению с существующими.
По принципу взаиморасположения и по степени открытости стендов предложена их классификация, представленная на рис. 2.
- Стенд в ряду;
| - Угловой стснд; — Головкой стснл; □ - Блок-стенд;
- Сквозной стснд; [ ] - Стенд "визави"'
Рис. 2. Типы стендов
Исследованы основные характеристики выставочных стендов в зависимости от их организации и функционально-эксплуатационного назначения (табл. 1).
Таблица I. Основные характеристики типов пространств
Открытое (Open space)
Закрытое (Magic box)
Комбинированное
(Magic box + Open space)
Двухуровневое (Double Decker)
Характеристика пространства стенда
Открытое пространство, максимально взаимодействует со средой павильона.
Замкнутое пространство (пространство «ящика»), доминанта в выставочном ансамбле.
Частично открытое и закрытое пространство стенда.
Двухэтажная конструкция стенда.
Функционально-эксплуатационное назначение
Презентация крупных промышленных экспонатов (автомобили). Применяется, в тех случаях, когда необходимо привлечение наибольшего количества посетителей.
Реклама услуг. Применяется в тех случаях, когда необходимо оградить посетителя от влияния внешних источников.
Демонстрации промышленных объектов соразмерных человеку (оргтехника, бытовая техника, бытовая электроника и др.) Применяется для непосредственных контактов с посетителями.
Демонстрация промышленных объектов, соразмерных человеку. Применяется в условиях ограниченной площади, т. к. позволяет рационально разграничить взаимосвязанные пространства на небольшой площади.
Выбор типа пространства в зависимости от типа стенда
Угловой, головной, блок-стенд и сквозной стенд.
Угловой, головной и блок-стенд.
Угловой, головной, блок-стенд, сквозной стенд, стенд в ряду и стенд «визави».
Угловой, головной, блок-стенд, сквозной стенд, стенд в ряду и стенд «визави».
Методом экспертных оценок определены особенности восприятия информации для различных типов выставочных стендов (рис. 3). Выявлено, что наиболее эффективным является стенд, формирующий закрытое пространство.
Оценка, % 90
Закрытое Двух- Комбини- Открытое Тип
уровневое рованное пространства
Рис. 3. Восприятие типа пространства стенда
Выявлена необходимость создания новой схемы формообразующего планирования стендов выставочного комплекса, которая сформирует втягивающее пространство, задаст траекторию движения посетителей в выставочном комплексе (рис. 4).
Рис. 4. Схема формообразования и организации стендов выставочного комплекса
Рис. 5. Схема секторного деления
Рис. 6. Пример траектории движения
Выявлена необходимость организации выставочного стенда как среды, окружающей человека и передающей информацию с мощным интерпретационным потенциалом за счет структуро- и формообразования, объединения коммуникационного и выставочного дизайна.
Предложено создание новой схемы решения экспозиционного пространства стенда - секторной сетки, основным достоинством которой является организация динамичности экспозиции и, как следствие, организация втягивающего пространства, задающего траекторию движения посетителя внутри стенда (рис. 5, 6).
Выявлены функциональные возможности секторного варианта планирования стенда: модульность элементов мобильных конструкторов при зонировании стенда; зонирование пространства стенда; создание траектории движения, определяемой целями и задачами выставки; создание вариантов зонирования пространства стенда (рис. 7).
Рис.7. Варианты зонирования пространства стенда на основе секторной сетки
Выявлены принципы организации выставочного стенда:
1. Принцип структурообразования (секторная сетка);
2. Принцип формообразования (модульная система, мобильный конструктор);
3. Принцип модульности (мобильный трансформер);
4. Эстетико-художественный принцип (принцип единства содержания и формы экспозиционного ансамбля, основными приемами организации которого являются графический дизайн и арт-дизайн).
На рис. 8 приведен выставочный стенд, организованный на основе секторной сетки. В структуре стенда выделены сектора (зоны), которые расположены в порядке их посещения: зона бренд, зона ресепшн, зона презентации, зона информации, зона переговоров.
I
I )
Рис. 8. Выставочный стенд на основе секторной сетки
На основе проведенных исследований выработаны основные приемы организации эффективного выставочного стенда: зонирование пространства; организация секторного типа деления пространства; использование мобильного трансформера; вариативность экспозиции стенда; расположение логотипа фирмы в бренд-зоне; использование фирменных цветов.
В третьей главе «Особенности использования современных модульных систем и материалов при проектировании стенда», состоящей из трех параграфов, приведен сравнительный анализ современных материалов, мобильных конструкторов и модульных систем. Выделена эстетически-функциональная модульная система «ARTHEMA» («Joker», «Tritix», «Uno») и мобильный конструктор «Expo Frame», доказаны их преимущества использования для организации секторного пространства стенда (рис. 9, 10). Исследована выставочная система CLIC со встроенной подсветкой из светорассеивающих фотопанелей, не требующая дополнительного освещения.
Рис. 9. Модульная система «ARTHEMA» Рис. 10. Мобильный конструктор («Joker», «Tritix», «Uno») «Expo Frame»
Проведено исследование по определению минимального радиуса прогиба для основных конструкционных пластмасс при формировании пространства на основе секторной сетки, которое выявило, что наиболее пластичным листовым материалом среди основных конструкционных пластмасс, использующихся на выставках, является поливинилхлорид (рис. 11).
0,5
Основные
конструкционные
пластмассы
Рис. 11. Определение минимального радиуса прогиба основных конструкционных пластмасс при толщине листа 10 мм
В четвертой главе «Рекомендации по дизайн-проектированию выставочного стенда» проведены исследования, позволяющие организовать визуально комфортную и, как следствие, информационно эффективную среду стенда.
Определены факторы, влияющие на информационную эффективность стенда: физические, зависящие от дизайна пространства стенда и психофизиологические, эволюционно и экологически обусловленные (механизм саккад').
Исследовано влияние типа и формы стенда, типа пространства на комфортность визуального восприятия. Представлены результаты экспериментов для линейного стенда, организованного двумя различными способами. Выявлено, что более комфортной визуальной средой обладает секторный стенд. Выводы не противоречат исследованиям, Дж. Гибсона и Р. Грегори, согласно которым основной особенностью комфортной визуальной среды является наличие кривых линий различной толщины и контрастности, что позволяет при любой амплитуде саккад, при любой их ориентации и любом интервале находить доста-
1 Глаз наиболее чувствителен к измененным и насыщенным, а не к монотонным изображениям, которые не несут никакой информации. Это связано с физиологией глаза: сканированием, изменением ритма и амплитуды саккад.
точное число элементов для фиксации. Информационная эффективность выставочного стенда - визуально воспринимаемая зона стенда, учитывающая особенности психологии визуального восприятия. Выявлено, что комфортная визуальная среда способствует увеличению информационной эффективности стенда (рис. 12).
а) Стенд ортогональный К агр.,%
б) Стенд секторный
11сихологический комфорт
Восприятие информации
в) Коэффициент агрессивности визуальной среды стенда Рис. 12. Исследование визуальной среды стендов
С учетом эргономических требований выявлены взаимосвязи уровней коммуникации с зонами стенда, что позволило определить рациональный, отвечающий эргономическим требованиям, размер каждой зоны (табл. 2).
Уровни коммуникации Публичный Персональный Интимный
Зоны стенда Зона бренд и зона ресепшн Зона презентации и зона информации Зона переговоров
Расстояние Выше 4 м До 4 м До 1 м
На основании эргономических данных определено расстояние осмотра основных групп промышленных экспонатов при значении угла зрения а =30° . Выявлено, что площадь стенда в зоне презентации зависит от размеров экспонатов, типа стенда (табл.3), а в зоне переговоров -от предполагаемого количества участников переговоров.
Таблица 3. Зависимость расстояния до экспоната от его высоты
Промышленный экспонат Малые габариты Средние габариты (переносная) Средние габариты (стационарная) Большие габариты
Высота экспоната, м до 0,4 0,4-0,65 0,65-1,3 от 1,3
Расстояние до экспоната, м 0,74 1,21 1,86 2,42
Рекомендуемая площадь зоны презентации, м2 6-11 12-35 12-35 от 35
На основании выше приведенных исследований предложена методика расчета полной площади стенда:
8ст.= 8публ.+ Зпер.+Бинт.,
где Бпубл. - площадь публичного уровня, Бпер. - площадь персонального уровня, Бинт. - площадь интимного уровня.
Ширина прохода внутри стенда определяется расстоянием до экспоната с учетом эвакуационных требований, применяемых к площади выставочного стенда2.
Исследованы проблемы освещения стандартного выставочного стенда высотой Н=2,5м с длиной выноса светильника Ь=0,4м и выработаны рекомендации по выбору системы освещения, типа источника света в зависимости от уровней информационного стенда (табл. 4).
2 При выставочной площади до 100 м2 ширина прохода должна быть не менее 1,4 м.
Таблица 4. Зависимость освещения от уровней подсветки для следующих типов _ламп: Г - галогеновой, Л - люминисцентной, С - светодиодной.
Уровни подсветки информационного стенда Высота освещения в расчетной точке Н, м Сила света, МВД Световой поток, лм Тип лампы Модель лампы
1. Подсветка бренда от 1,5 до 2,5 393600 84 Г Ml 1/H10G4, 140лм
Л Энергосберегающая 5WGU5.3., 125лм
С 54 светодиода Gu, 108 лм
2. Подсветка презентационной части от 0,5 до 1 397700 290 г Hi-Spot ES 50 50 W/FL 1360кд
л Энергосберегающая 7W GU5.3, 200 лм
с 60 светодиодов JCDR, 280 лм
3. Подсветка контактной информации до 0,5 1355000 851 г Hi-Spot ES 50 35 W/FL 850лм
л Z7BV15ЕСВ, 825лм
с Т8 120см, 1050лм
Для определения влияния различных типов ламп на уровень комфортности визуальной среды стенда использован метод экспериментальной оценки коэффициента агрессивности визуальной среды (рис. 13).
К агр.,%
Психологический Различие Эффективность комфорт информации рекламы
Ряс. 13. Результаты исследования визуальной комфортности стенда при его освещении различными типами ламп
Установлено, что наиболее комфортной по уровню визуального восприятия является люминесцентная лампа, т. к. ее спектр излучения приближен к естественному, что не противоречит исследованиям Дж. Гибсона и В.А. Филина, связанных с экологией визуального восприятия. Наиболее эффективна с точки зрения восприятия рекламы -светодиодная лампа, т. к. она позволяет создавать цвето-световые эффекты, привлекающие внимание.
В пятой главе «Эстетико-художественный принцип организации выставочного стенда», состоящей из трех параграфов, рассмотрены приемы и средства создания экспозиции стенда и определена их роль в формировании визуально-эмоционального восприятия выставочного стенда. Среди принципов организации выставочного стенда выделен эс-тетико-художественный принцип, основными приемами организации которого являются графический дизайн, учитывающий основные цвета и формы бренда и арт-дизайн, акцентирующий специфическими средствами идею выставки. Выделены современные эстетико-художественные свойства стендов - информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции. Арт-объекты и объекты арт-дизайна завершают концептуальный образ выставочного стенда. На основе системы дизайн-проектирования и выработанных принципов организации реализован выставочный стенд секторного типа фирмы «ЕЬЕСА1Ш» представленный в Лос-Анджелесе в 2009 году, в арт-дизайне которого учтён фирменный стиль (рис. 14).
Рис. 14. Выставочный стенд фирмы «ЕЬЕСА1Ш»
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. Обоснован и упорядочен терминологический инструментарий дизайн-проектирования выставочного стенда.
2. Разработана система дизайн-проектирования выставочного стенда, позволяющая организовать многоуровневую коммуникационную среду за счет реализации концепции стенда.
3. Представлена и обоснована классификация стендов в зависимости от их функционально-эксплуатационного назначения, а также от габаритов экспонатов.
4. Определены принципы организации стенда: принцип структуро-образования, принцип формообразования, принцип модульности, эсте-тико-художественный принцип. Выявлено, что реализация этих принципов наиболее рациональна с помощью мобильного трансформера.
5. Выявлены возможности мобильного трансформера, позволяющего унифицировать, рационализировать, варьировать планировку выставочного стенда. Определены возможности использования таких материалов как полиэтилен низкого давления, полипропилен, поливинил-хлорид, поликарбонат, органическое стекло, полиоксиметилен. Определены требования к конструкционным пластмассам с учетом минимального радиуса прогиба.
6. Впервые предложена секторная схема решения выставочного стенда, исследованы ее функциональные возможности и выявлены преимущества: организация втягивающего пространства, формирование траектории движения посетителей;
7. Установлены требования к созданию комфортной визуальной среды выставочного стенда, зависящие от пространства и формы стенда и от освещения стенда. Выявлено, что повышение комфортности визуальной среды позволяет увеличить информационную эффективность стенда.
8. Выработаны рекомендации по дизайн-проектированию выставочного стенда. Разработана методика расчета площади, учитывающая эргономические требования к коммуникационным зонам выставочного стенда. Представлены расчеты ширины проходов, определяемые антропометрическими и эргономическими требованиями к визуальному восприятию объекта-экспоната в зависимости от его габаритов.
9. На основе предложенной концепции дизайн-проектирования разработан и реализован выставочный стенд фирмы «ЕЬЕСАГШ».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНО В РАБОТАХ
Статьи в журналах, входящих в «Перечень...» ВАК РФ:
1. Серяков, В.А. Художественные и технологические принципы дизайна новогодних витрин [Текст] / В.А. Серяков, М.С. Кухта II Дизайн. Материалы. Технологии. - 2008. - № 1(4). 0,5 п.л. (0,3/0,2).
2. Серяков, В.А. Арт-дизайн промышленных экспопространств [Текст] / В.А. Серяков, М.С. Кухта // Дизайн. Материалы. Технологии. - 2008. - № 3(6). 0,5 пл. (0,4/0,1).
3. Серяков, В.А. Специфика формообразования и структуризации дизайна промышленных экспозиций [Текст] / В.А. Серяков, М.С. Кухта // Дизайн. Материалы. Технологии. - 2010. - № 1(12). 0,5 п.л. (0,4/0,1).
Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов:
1. Серяков, В.А. Авангардный стиль оформления новогодних витрин [Текст] / В.А. Серяков // Наука промышленности и сервису: сборник статей второй научно-практической конференции, 22-23 ноября, 2007. 4.II / Тольяттинский гос. ун-т сервиса. - Тольятти: Изд-во ТГУС. (0,3 п.л.).
2. Серяков, В.А. Креативный дизайн выставочного пространства фирмы «ELECARD» [Текст] / В.А. Серяков, М.С. Кухта // «Знания, умения, навыки - путь к созданию новых инженерных решений» / Университетская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященная 100-летию со дня рождения Н.В. Никитина. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 0,4 (0,2/0,2).
3. Seryakov, V.A. The vanguard style execution of Christmas shop windows [Text] / V.S. Seryakov, M.S Kuhta. // The twelfth International Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists «Modern Techniques and Technologies» (MTT'2007). Tomsk, Tomsk Polytechnic University - Tomsk: TPU Press, 2007. 0,5 п.л. (0,3/0,2).
4. Серяков, В.А. Динамика развития промышленных экспозиций в культурно-историческом контексте [Текст] / В.А. Серяков, М.С. Кухта // I Исторические чтения Томского института Академии ВЭГУ: Материалы Международной научно-практической конференции (22-23 января 2008 г.). - Томск - Уфа, 2008. 0,4 (0,2/0,2).
5. Серяков, В.А. Теоретические и историко-культурные основания организации промышленных экспозиций [Текст] / В.А. Серяков // XIV
Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «СТТ» (24-28 марта 2008 г.) Сборник трудов: в 3 т. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - Т.З. (0,3 пл.).
6. Серяков, В.А. Тенденции развития дизайна экпопространства и вариативные методы организации выставочной экспозиции арт-объекта [Текст] / В.А. Серяков // II Исторические чтения Томского института Академии ВЭГУ: Материалы Международной научно-практической конференции (24-25 марта 2009 г.) - Томск - Уфа, 2009. (0,3 п.л.).
7. Серяков, В.А. Арт-дизайн архитектурной среды как основополагающий фактор построения экспопространств [Текст] / В.А. Серяков // Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции по специальности «Технология художественной обработки материалов». Ростов-н-Д, 2009. (0,2 п.л.).
8. Серяков, В.А. Оптимизация процессов создания вариативных экспопространств [Текст] / В.А. Серяков // XV Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «СТТ» (4-8 мая 2009 г.): Сборник трудов в 3-х том. Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - Т.З. (0,3 п.л.).
Подписано к печати 16.112010.Формат60х84/16. Byviara «Снегурочка».
Печать XEROX. Усл.печ.л. 1,14. Уч.-изд.п. 0,96. _Заказ 1926-10 Тираж 100 экз._
Национальный исследовательский Томский политехнический университет Система менеджмента качества Томского политехнического университета сертифицирована NATIONAL QUALITY ASSURANCE по стандарту ISO 9001:2008
штшп7$Ппг. 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30 Тел./факс: 8(3822)56-35-35, www.tpu.ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Серяков, Вадим Александрович
Введение
Глава 1. Формирование выставочного стенда как многоуровневой коммуникационной среды
1.1. Средства образования коммуникационной среды первых промышленных выставок
1.2. Объемно-пространственные композиции стендов и их взаимодействие с выставочной средой»
1.3. Стенд для промышленных экспозиций как средство передачи концепции повествования
Глава 2. Особенности пространственной организации стенда для промышленных экспозиций
2.1. Определение взаимосвязи типа стенда от размеров экспоната
2.2. Основные типы пространственной организации стендов: достоинства и недостатки
2.3. Специфика формирования экспозиционных схем
2.4. Функциональные возможности использования секторной схемы
2.5. Функциональные особенности использования мобильного трансформе
Глава 3. Особенности использования современных модульных систем( и материалов при проектировании стенда
3.1. Анализ-современных модульных систем, использующихся*для проектирования выставочных стендов
3.2. Анализ современных материалов, использующихся при проектировании выставочных стендов
3.3. Рекомендации по выбору мобильного трансформера
Глава 4. Рекомендации по дизайн-проектированию выставочного стенда
4.1. Информационная эффективность стенда и площадь стенда
4.2. Определение максимальной нагрузки для модульной системы «Joker»
4.3. Специфика расположения экспонатов и формирование траектории движения посетителя
4.4. Исследование визуальной комфортности стенда при различном осве- 126 щении
4.5. Технология сборки выставочного модуля
4.6. Требования к безопасности работы на стенде
Глава 5. Эстетико-художественный принцип организации выставочного стенда
5.1. Комплексный подход к художественному решению выставочных стендов
5.2. Виды художественно-проектной деятельности при организации стенда
5.3. Особенности визуального восприятия выставочного стенда
Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Серяков, Вадим Александрович
Проблема исследования эстетико-художественной организации промышленных выставок и экспозиций возникла в 1851г., с момента проведенияшер-вых всемирных промышленных выставок. В настоящее время проблема эстетической, художественной- выразительности, функциональной технологичности^ промышленных экспозиций, становитсявсе актуальней,.в связи с чем ее необходимо исследовать в условиях современной'выставочной культуры.
Современные международные, узкоспециализированные выставки, оснащенные* рекламой различных товаров, услуг, новых технологий открываются каждый* месяц. Дизайн выставок унифицирован, принцип построения доведен до автоматизма: любая экспозиция собирается' из модульных систем- за несколько, дней'или часов. Лаконизм,, рационализм, обилие технической информации, использование цифровых технологий; с одной стороны, и отсутствие развлекательно-образовательных элементов и самой концепции построения промышленной экспозиции, завершенного дизайн-проекта, с другой стороны, привели к тому, что выставки интересны скорее специалистам, а не простым посетителям:
Сегодня^ ежегодно только в России проходит несколько десятков тысяч выставок. В Москве существуют несколько сотен профессионально оборудованных выставочных площадок. Крупнейшие из них: Экспоцентр на КраснойПре-сне, Сокольники, Центральный Дом Художника и так далее. Существуют специализированные выставки-гиганты, которые в силу своей' специфики* размещаются на специальных площадках (например, российский аэрокосмический салон МАКС). Здесь в момент авиа-шоу базируются сотни летательных аппаратов с разных концов света, посмотреть которые ежедневно приходит до полуI миллиона посетителей. '
Организация подобного рода уникальных мероприятий требует титанической подготовительной и организационной работы по формированию определенной концепции всей выставки, понимания, что выставки является мощным информационным поводом, художественно-эстетическим формообразованием научной деятельности, технологий, достижений.
I | 1
Сфера арт-дизайна промышленных экспозиций развивается^ быстрыми темпами, однако это не свидетельствует о качестве представляемых экспонентами дизайн-проектов, которые, в большинстве случаев, не имеют никакой художественной и композиционной ценности. В таких проектах не раскрыт концептуальный образ выставки, девиз, не определен или неправильно определен состав мобильного трансформера, не разработаны варианты вариативности выставочных модулей в процессе работы выставки. Также существенные проблемы возникают с выбором типа выставочного пространства, с определением схемы решения экспозиционного пространства, планировочной схемы, зонирования пространства.
Таким образом, актуальность диссертационной работы определяется: I
-необходимостью формообразующего планирования выставочного ком
I ' ' плекса и экспозиционного пространства стенда, связанной, с потребностью логически организованного расположения, павильонов, задающеей траекторию движения и посещения павильонов посетителем и разработки дизайн-проекта,
1 , создающего не только неповторимый стиль подачи товаров, продукции фирмы, » но и привлекающего посетителей* уникальными инсталляциями и другими I приемами оформления;
- необходимостью повышения эстетико-художественной выразительности промышленных экспозиций, с целью повышения конкурентоспособности промышленных товаров;
- необходимостью вариативности структуры выставочных модулей, связанной с актуальностью представления промышленных экспозиций в различных пространствах, а также с изменением концептуально-функциональных задач экспозиционного пространства при многократном проведении выставок.
Система дизайн-проектирования стенда для промышленных экспозиций способствует созданию конкурентоспособного проекта, с четкой, логически выстроенной концепцией повествования, достигающейся за счет нового формообразования художественных и технологических приемов, многоплановости решения структуры выставочных модулей, секторов, корректного использования модульных систем в составе мобильного трансформера.
Использование стандартных модульных систем и различных приемов в оформлении выставочных пространств, в соответствии с разработанными в диссертационной работе принципами организации выставочного стенда, способствует созданию неповторимого стиля подачи товаров, продукции фирмы, что, в свою очередь, подчеркнет имидж фирмы и ее успешность на рынке данных товаров и услуг.
Существует закономерность решения многоплановости структуры и вариативности выставочных модулей стенда во времени, и пространстве в связи с необходимостью проведения выставок многократно*и в связи с изменением концептуально-функциональных задач. Дизайнером-проектировщиком на первом этапе разрабатывается дизайн-проект как основополагающий фактор деятельности арт-дизайна. В дизайн-проект входят основные критерии необходимые как для» построения выставочного стенда, так и» для, его «жизнедеятельности». Без определения^ структурного разбиения- экспозиции стенда* и структурного «движения» проект будет не интересен в ходе всей выставки. Задача дизайнера направлена, в первую очередь, на работу по решению ряда вопросов, связанных с рациональной, художественно-эстетической и технологичной^ организацией экспозиции хтенда. Результатом работы будет являться выставочное пространство как самостоятельная структура, с вариативными возможностями формообразования отдельных составных частей. В свою очередь, инвариантности и организации динамики выставочного стенда дизайнер-проектировщик добивается путем использования мобильных модульных систем трансформера при секторном делении пространства.
Теоретическая актуальность диссертационной работы вызвана необходимостью систематизации знаний в области дизайн-проектирования выставочных стендов для промышленных экспозиций.
Объектом диссертационной работы является выставочный, стенд а для промышленных экспозиций. Предметом исследования является системное проектирование выставочного стенда для промышленных экспозиций.
Степень теоретической^ и практической разработанности проблемы выявляется в следующих научных работах:
- по истории развития промышленных экспозиций: Д.С. Алена, Н.В. Воронова, B.JI. Глазычева, Э.Б. Гусева, В.П. Зайцева, H.A. Ковешниковой;
- по теории и философии дизайна: К. Бергера, Я. Лоренца, М.С. Кухта, С.М. Михайлова, A.C. Михайловой, Б. Монтгомери; Ю!В. Назарова, Д. Олвуда, В.Ф. Рунге, Ji: Сколника;
- по практическому дизайну промышлен^ис выставок: Е.В. Волкодавовой, Е.В. Добробабенко, Н.С. Добробабенко, Г.А.Захаренко, P.P. Кликса, Е.А. Комяковой, Я.Г. Критсотакиса, Л.Ф. Назаренко;
- по формообразованию в дизайне: Ч". Дженкса, A.B. Иконникова, о *
И: Иттена; I
- по- проектированию промышленных" изделий: В.Г. Бандорина, Н.М. Беляева, С.А. Васина, Ю.А. Грабовенко, Л.А. Морозовой, В.А. Редько, А.Ю. Талащука;
- по оценке эстетических свойств промышленных экспозиций: Ю.С. Сомова, М.В. Федорова;
- по психологическому восприятию визуального образа: Р. Арнхейма, Дж. Гибсона, Р.Л. Грегори, Э. Плесси, В.А. Филина;
- по организации среды выставочного пространства (реклама, магазин, витрина, музейные экспозиции): В.В. Литвинова, A.B. Лебедева, Р. Нельсона, Н.В. Петровой.
Л.Ф: Назаренко в своей работе «Выставка как инструмент маркетинга» исследует актуальные тенденции проведения выставок, прежде всего как «разнообразнейших международных смотров», а не «рядового рабочего мероприяI тия»:
I I *
- «торгово-промышленные выставки являются; своего рода социально-экономическим индикатором* состояния»делш конкретной отрасли*, что придает^ им особенно важное значение в условиях отсутствия развитой системы стратегического государственного планирования»;
- «торгово-промышленные выставки из идеологизированного мероприятия превратились в привычный инструмент повседневной работы» [63, с. 4].
Также приводятся маркетинговые исследования максимальной эффективности работы выставки, основные типы выставок.
Е.В. Волкодавова и Е.А. Комякова в своей работе «Международные* выI ставки как фактор формирования», рассматривают выставки и основные их хаI рактеристики (количество выставок и соотношение специализированных выставок по отраслевым тематикам в России за 2001 г.), не выделяя при этом эстетико-художественных принципов построения экспозиционного пространства
1 í стенда?[11].
В* работе же ЯТ. Критсотакиса «Торговые ярмарки и выставки. Техника I участия и коммуникации» прослеживается тенденция, комплексной работы по организации и планированию выставочного стенда. Я.Г. Критсотакис рассматривает всемирные выставки, где упоминает Хрустальный дворец в Лондоне (1851 г.), Эйфелеву башню(1889 г.), дает типологию торговым выставкам, описывает организацию работы на стенде персонала, рассматривает стенд как средство коммуникации (размеры, расположение, топ стенда), дизайн стенда, правила проектирования стенда и так характеризует стенд:
- «эстетически удавшийся, но непрактичный стенд похож на птицу, у которой есть крылья, но нет ног!»;
- «дизайн стенда как результат строго распланированного процесса проектирования с сильным эмоциональным подтекстом является основным фактором презентации фирмы-экспонента»;
- «проектирование стенда - это разработка и воспроизведение в трех измерениях такого материального комплекса, который способен показать в выгодном свете экспонаты и фирменное лицо экспонента»;
- «неполноценность стенда может сама по себе «похоронить» даже самый лучший экспонат» [39, с. 108].
Я.Г. Критсотакис не приводит вариантов экспозиции выставочного пространства, проектирование стенда включает в себя разработку его внешнего вида (основная конструкция) и внутренней планировки, от которой зависит показ экспонатов и контакт с посетителями.
Б.Монтгомери и Д. Олвуд в своей работе «Выставки: планирование и дизайн» приводят характеристики стендов и практические советы по планированию стенда (выбор модульной системы, экспонаты, привлечение внимания к стенду, элементы оформления), однако не раскрывают основных композиционных принципов и приемов по организации выставочного пространства [56].
Из последних зарубежных исследований, посвященных проблеме организации промышленных экспозиций, можно выделить работу Яна Лоренца в соавторстве с Ли Сколником и Крейгом Бергером «Дизайн выставок», в которой дизайн выставки рассматривается- с точки зрения разработанной коммуникационной среды для посетителями экспонента. Дается классификация дизайна выставочных экспозиций, среди которых выставочный дизайн для музеев; исторические, научные, художественные, детские, корпоративные музеи; выставочI ный дизайн для общественных центров; парки, центры наследия и ботаниче- • ские сады; выставочный дизайн для промышленных ярмарок и демонстрационных залов; промышленные ярмарки, демонстрационные залы и передвижные выставки. Также предложен поверхностный подход к процессу построения экспозиции стенда, который не дает представления о закономерностях организации экспозиции с конструкторско-технологической и с эстетико-художественной точки зрения. Работа является своеобразным практическим
I 1 руководством, в ней отражена современная ситуация развития дизайна выстаI вок и тематических сред, дана характеристика работ, но нет анализа, сопоставI ления, не предложен и не обоснован с научной точки зрения процесс организации экспозиции стенда для промышленных экспозиций [49].
Цель диссертационной работы — выявление особенностей в дизайн-проектировании выставочного стенда для промышленных' экспозиций.
Достижение цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Выявить особенности разработки концепции выставочных стендов, логику их структурной организации.
2. Определить принципы организации стенда и их влияние на формирование пространства выставочного комплекса. I
3. Выявить функциональные возможности секторного варианта планирования выставочного стенда.
4. Установить возможности каркасно-модульных систем и выставочных 1 материалов при проектировании мобильного трансформера. I
5. Выработать рекомендации по дизайн-проектированию стенда. ' I
В работе использовался системный подход, позволяющий развить концепцию дизайн-проектирования стенда в дизайне выставок, предметно-аналитический и сравнительно-исторический подходы, систематизирующие исследования российских и зарубежных теоретиков и практиков в. области дизайна выставочных стендов, метод экспертных оценок (критерий Стьюдента), метод исследования степени агрессивности визуальной среды (В.А. Филин).
Научную новизну, определяющуюся результатами работы, которые правомерно считать новыми, можно сформулировать следующим образом:
1. Обоснована и упорядочена система базовых понятий в области дизайн-проектирования выставочных стендов.
2. Определены принципы организации стенда и их влияние на формирование пространства выставочного комплекса.
3. Впервые предложен вариант секторного деления пространства, создающий комфортную визуальную среду и позволяющий увеличить информационную эффективность стенда, установлены его преимущества по сравнению с существующими схемами решения экспозиционного пространства стенда.
4. Определены возможности рационального выбора мобильного транс-формера.
5. Выработаны рекомендации по дизайн-проектированию стенда для промышленных экспозиций.
С 1999 года наблюдается тенденция к идеальной проработке простых геометрических форм, выявление кристаллической конструкции, так называемый природный конструктивизм. В формообразовании преобладают простые геометрические поверхности высочайшего качества. Стиль проектируемого предмета сочетает комбинацию простой геометрии с мягкими скульптурными переходами между объемами.
Современный предметный мир перенасыщен устаревшими формами и чувствуется некая неудовлетворенность, желание и требование нового, оригинального, специфического, того, что внесет разнообразие в уже устоявшийся в своем развитии привычный предметный мир. В силу устоявшегося правила, новые веяния в формообразовании в первую очередь прослеживаются в космической и авиационной промышленности. Дальнейшее развитие новые формы получают в автомобилестроении, а потом переходят или не переходят на бытовые предметы.
Известно, что взаимодействие в предметном окружении человека не ограничивается формулой «человек - предмет». Помимо этого существуют также взаимодействия: «предмет - человек» и «предмет — предмет». Человек выказывает свое отношение к предмету, но и предмет, в свою очередь, тоже влияет на человека посредством своих характеристик: размера, формы, цвета, материала
1 11 и даже цены. Форма характеризуется идеальностью и простотой! В цветовом отношении лучше всего воспринимаются родственные цвета1 спектра или кон I ■ .• ■ ■ трастные (теплый-холодный): ' :
Эволюция формообразования- в предметном мире в последнее время переживает период застоя, хотя и наблюдаются некоторые свежие концепции, поддерживающие на уровне эстетику форхмы.
Специфика формообразования экспозиции выставочного стенда подразумевает, что помимо- актуальных инноваций* на выставке необходимо демонстрировать не только сам товар и достижения, а также презентовать концептуальный образ экспозиции стенда, который необходимо так же оценивать,, как и результаты. научных достижений' и открытий:, Результатом суммы научных достижений и последних технологии в области экспозиционной презентаций этих же достижений:станет максимальный-эффект воздействия нашосетителяш; максимальная; отдача. ' ' . '
Арт-дизайш является инструментом, , системой; средств по воплощению смелых дизайнерских идей художника в выставочшлй стенд. В то же время выставочный стенд является результатом двух направлений в: проектной культуре:
- особое художествепно-концептуальное направление в современном искусстве и выставочной культуре, предмет'формообразования творческой мысли дизайнера, функциональный; объект, обладающий? художественно-культурной ценностью (эстетико-художественное: проектирование);
- направление технологических, инноваций и достижений в структуре модульных систем мобильного трансформера — функциональная, эстетико-технологичнаясоставляющаяпрезентации экспозиционного пространства (кон-структорско-технологическое проектирование). ' ' >
В процессе работы были рассмотрены творческие установки зарубежных дизайнеров; систематизирован материал по последовательности формообразования^ идей, определены принципы организации стенда и эстетико-художественные приемы его оформления. ,
Г 12
Проведен сравнительно-сопоставительный анализ современных выставочных стендов и на их основе:
- выявлена зависимость определения типа стенда от вида и размеров экспоната, типа пространства от типа стенда, зависимость, выбора схемы решения экспозиционного пространства от типа пространства;
- предложен вариант секторного деления пространства, доказаны его преимущества на основе анализа существующих схем решения экспозиционного пространства;
- установлена взаимосвязь определения траектории движения, организации динамики и вариативности экспозиции пространства при секторном делении и использовании оптимальных модульных систем трансформера.
Выработаны рекомендации по дизайн-проектированию выставочного стенда, заключающиеся в определении площади стенда, ширины проходов в зависимости от антропометрических и эргономических параметров, расположения экспонатов и условий их обзора, траектории движения посетителя. Выявлена зависимость определения ширины прохода от уровня расположения экспонатов. Результаты подтверждены расчетами на прогиб и прочность материалов при формировании стенда и его формы.
Практическая значимость полученных теоретических результатов подтверждается проектом выставочного стенда «Промышленная экспозиция фирмы «ЕЬЕСАБШ» в Лос-Анджелесе» (Акт внедрения, Приложение) реализованном автором диссертационной работы в 2009 году.
Материал диссертационной работы включен в курсы лекций по теории дизайна и по истории развития дизайна промышленных экспозиций, а также в спецкурсы по арт-дизайну и проектированию выставочных пространств для студентов и аспирантов Национального исследовательского Томского политехнического университета.
В современном мире актуальным становится презентация своей фирмы, компании и успешное продвижение ее товаров и услуг, оптимальным и наиболее эффективным* способом решения этой задачи: будет являться запоминающийся эстетически-выразительный и: функционально-технологичный , выставочный стенд. Разработанные в диссертационной работе положения по < структурному разбиению (секторный;тип деления?пространства), вариативности, динамичности экспозиции стенда: будут полезны не только; историкам« и теоретикам дизайна, но и дизайнерам-проектировщикам.
Логика организации? структуры: диссертационной работы определяется целью и спектром задач, ведущих к ее достижению.
Во введении обозначена актуальность темы диссертации, сформулированы цели и задачи исследования, отражена научная новизна и практическая значит мость работы. Также разъяснены; термины в контексте^ содержания' работы и; определены границы работы. Приведено краткое- изложение структуры диссертации. Проанализированы отечественные и зарубежные литературные источники, описывающие проблему организации экспозиции стенда на?, основе конст-рукторско-технологических и эстетико-художественных приемов , дизайна: Исследована отечественная; и зарубежная литература, содержащая иллюстративный! ш аналитический' материал по- формированию и организации* всемирных промышленных;выставок:: , •' 1
ВС первой? главе: «Формирование: выставочного» стенда; как многоуровневой* коммуникационной» среды», - состоящей из, четырех параграфов; представлены историко-культурные, тенденции, развития концепции; повествования; в пространстве экспозиции» стенда: Выявлены основные: стадии последовательной разработки концепции повествования, исследованы объемнопространственные композиции стендов и определено их взаимодействие с выставочной средой:
Предложено рассмотрение выставочного дизайна, как системы, дизайн-проектирования выставочного стенда, которая- включает следующие этапы: разработку концепции, определение планировочных схем и дизайнпроектирование в области конструкторско-технологического проектирования выставочного стенда и эстетико-художественных приемов его формирования
Во второй главе «Особенности пространственной организации стенда для-промышленных экспозиций», состоящей из шести параграфов, представлена; детализация разработки проекта на уровне определения типа стенда от вида и размеров экспоната, типа пространства от типа стенда и выбора планировочных схем выставочного стенда; Предлагается новая формообразующая схема стенда, новый тип решения экспозиционного пространства - секторная сетка и выявляются ее преимущества.
В третьей главе «Особенности использования современных модульных систем и материалов при проектировании стенда», состоящей из трех параграфов, приведен сравнительный анализ современных материалов; мобильных конструкторов и модульных систем. Выделена эстетически-функциональная модульная система «ARTHEMA» («Joker», «Tritix», «Uno») и мобильный конструктор «Expo Frame», доказаны их преимущества использования для организации секторного пространства стенда.
Рассмотрены основные особенности и характеристики конструкторско-технологического проектирования мобильного трансформера: выбор материалов; определение его состава («Joker», «Tritix», «Uno», «Expo Frame»), организация: выставочных модулей- составление проектной документации. Выявлена закономерность использования рациональных модульных систем трансформера при создании экспозиции стенда. Рассмотрена специфика создания экспозиции стенда на основе дизайна опыта и поведения для улучшения организации тематических сред и лишения экспозиционного пространства социальных барьеров.
Проведено исследование по определению минимального радиуса прогиба для основных конструкционных пластмасс при формировании пространства на основе секторной сетки.
В четвертой главе «Рекомендации по дизайн-проектированию выставочного стенда» проведены исследования направленные на выявление эффективного выставочного стенда. Приведен пример расчета площади стенда в зависимости от количества работников стенда; площади, необходимой для работы одного работника стенда; коэффициента дополнительной площади, необходимой для переговоров работника стенда с клиентом (зона переговоров) и коэффициента площади размещения экспозиции.
Рассчитано наилучшее с точки зрения эргономических требований расстояние до обозреваемого предмета и, как следствие, определено расстояние между проходами выставочного пространства.
Установлено, что при освещении различных уровней стенда, необходимо в зависимости от полученных результатов значения силы света и светового потока выбирать тип и модель лампы для экономии средств на освещение стенда и электроэнергии.
Выявлены три зоны выставочного стенда с позиции возможности общения человека: публичная, персональная и интимная. Установлено), что для формирования пространства комфортного общения в интимной зоне, необходимо' определить траекторию движения в зависимости от рационального расположения экспонатов в публичной и персональной зонах.
Для выявления влияния различных типов ламп на уровень комфортности визуальной среды стенда использован метод экспериментальной оценки коэффициента агрессивности визуальной среды. Установлено, что наиболее комфортной по уровню восприятия является люминесцентная лампа, т.к. ее спектр излучения приближен к естественному, а наиболее эффективна с точки зрения восприятия рекламы - светодиодная лампа, т.к. она позволяет создавать цвето-световые эффекты, привлекающие внимание.
В пятой главе «Эстетико-художественный принцип организации выставочного стенда», состоящей из трех параграфов, рассмотрены приемы и средства создания экспозиции стенда и определена их роль в формировании визуально-эмоционального восприятия выставочного стенда.
Среди принципов организации выставочного стенда выделен эстетико-художественный принцип, основными приемами организации которого явля
I | 1 ются графический дизайн, учитывающий основные цвета и формы бренда и I арт-дизайн, акцентирующий специфическими средствами идею выставки. Вы, I делены современные эстетико-художественные свойства стендов: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, технологичность. Проведены исследования, позволившие определить параметры визуально комфортной среды стенда.
Арт-объекты и объекты арт-дизайна завершают концептуальный образ выставочного стенда. На основе системы дизайн-проектирования и выработанных принципов организации выставочного стенда реализован проект выставочного стенда секторного типа фирмы «БЬЕСАЯБ», получен акт внедрения результатов диссертационной работы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Специфика дизайн-проектирования стенда для промышленных экспозиций"
Выводы диссертационной работы можно представить в следующем виде:
1. Разработана5 СИстема дизайн-проекти|зования выставочного стенда; позволяющая организовать многоуровневую коммуникационную среду за счет реализации концепции стенда.
2. Определены принципы организации стенда: принцип структурообразо-вания, принцип формообразования, принцип модульности, эстетико-художественный принцип. Представлены результаты рационального использования мобильного конструктора при формировании стенда секторного типа и при определении траектории движения посещения павильонов (стендов) посетителем. Установлена взаимосвязь определения типа стенда от размеров экспоната, типа пространства от типа стенда, рассмотрена специфика формирования экспозиционных схем.
3. Выявлены функциональные возможности секторной схемы решения пространства выставочного стенда, определены ее преимущества - организация :-:7 187 структуры стенда; функциональное разделение пространства на сектора, задающее траекторию движения по стенду; формирование: втягивающего пространства; создание комфортной визуальной среды, что в целом, позволяет, увеличить информационную эффективность стенда.
4. Установлены возможности мобильного трансформера, позволяющего унифицировать, рационализировать, варьировать, планировку выставочного стенда: Определены возможности использования таких материалов как полиэтилен: низкого-давления; полипропилен, полйвинилхлорид, поликарбонат; органическое стекло, полиоксимс гилен при формировании изогнутой формы ■ стенда:. ' • , '
5. Выработаны рекомендации по дизайн-проектированию выставочного, стенда, состоящие в определении площади стенда; ширины .проходов в зависимости от антропометрических и эргономических параметров, расположения экспонатов и условий их обзора, траектории движения посетителя. Выявлена зависимость ширины прохода от расстояния до обозреваемого экспоната с учетом» эвакуационных требований: от площади выставочного? стенда. Результаты подтверждены расчетами на прогиб и прочность материалов при; формировании; стенда и его формы.
6. На основе предложенной концепции формообразующего дизайн
• • ' ■ ■ I ■ ' ■ проектирования разработан и реализован проект выставочного стенда фирмы «ЕЬЕСА1Ю». Установлено, что стенд на основе секторной схемы комбинированного типа и использования мобильного трансформера позволяет реализовать динамику и инвариантность экспозиции.
Заключение
Полученные результаты исследования способствуют развитию функциональных особенностей- формообразования выставочных модулей в определенном контексте промышленной экспозиции стенда.
Таким образом, эволюция формообразования стандартных унифицированных каркасно-модульных систем позволит помимо актуальных инноваций« т достижений на выставке демонстрировать концептуально-новый .образ прог мышленной экспозиции стенда.
Исследованные и разработанные положения по структурному разделению (секторный- тип деления пространства);! вариативности, динамичности выставочного пространства будут служить> практическим руководством по? формообразованию и дизайну промышленных выставок и экспозиций. Результатом использования системного проектирования выставочного стенда, будет запоминающийся конкурентоспособный эстетически-выразительной и функционально-технологичной дизайн-проект.
Список научной литературыСеряков, Вадим Александрович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Ален, Д.С. Отрасли Британской промышленности и их организация Текст. / Д.С. Ален М., 1961. - С. 28.
2. Арнхейм, Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент Текст. / Р. Арнхейм — Душанбе: Издательство Дониш, 1973.-С. 8-98.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арнхейм -М.: Прогресс, 1974. 392 с.
4. Беляев, Н.М. Сопротивление материалов Текст. / Н.М. Беляев — М., 1965. 856 е.: илл.
5. Бергер, К. Путеводные знаки. Дизайн графических систем навигации Текст. / К. Бергер М.: РИП-Холдинг, 2006. - 176 е.: илл.
6. Бхаскаран, JI. Дизайн и время. Стили и направления в современномiискусстве и архитектуре Текст. / JI. Бхаскаран. М.: Арт-родник, 2006. - 320 с.
7. Бердышев, С.Н. Организация выставочной деятельности Текст. / С.Н. Бердышев — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-228 с. ' .
8. Воронов, Н:В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна: том 2. Текст. / Н.В: Воронов. М: Союз* Дизайнеров России, 2001.-392 е.: илл.
9. В мире науки- 1984.-№ 12.-С. 69-70.
10. Васин, С.А. Проектирование и моделирование промышленных изделий Текст. / С.А. Васин, А.Ю. Талащук, В.Г Бандорин, Ю.А Грабовенко, JI.A. Морозова, В.АРедько М.: Машиностроение-1,2004.-692 е.: илл.
11. Волкодавова, Е.В. Международные выставься как фактор формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предпри- 'Ятий Текст. / Волкодавова Е.В., Комякова Е.А - Самара, 2004. - 158 с.12.