автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Способ существования общества
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Режеп, Светлана Владимировна
Введение.
ГЛАВА 1. Философско-методологические проблемы в исследовании общества как целостной системы.
1.1. Понятие целостной системы. Общество как целостная система.
1.2. Традиционная и нетрадиционная методология в исследовании общества как целостной системы.
1.3. Социально-онтологический смысл категории существования. Критерий существования.
ГЛАВА 2. Концептуальное представление способа существования общества.
2.1. Социально-философский смысл понятия "способ существования общества".
2.2. Механизмы и процессы способа внутреннего и внешнего обмена в обществе.
2.3. Социально-онтологический смысл понятия "общественная координация" и способ координации общества.
2.4. Социально-философский смысл понятия "способ пространственно-временной организации общества".
ГЛАВА 3. Изменение способа существования общества под влиянием изменений способов обмена, координации и пространственно-временной организации.
3.1. Философское и естественнонаучное понимание антропосоциогенеза.
3.2. Становление общественного способа существования в антропосоциогенезе.
3.3. Тенденции изменений в способах обмена, координации и пространственно-временной организации современного общества.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Режеп, Светлана Владимировна
Актуальность темы исследования. В конце XX и в первые годы XXI столетия особое внимание в научной литературе стало уделяться проблемам глобализации общественной жизни. Это связано с тем, что в результате НТР, во-первых, стало явно наблюдаться усиление интеграционной деятельности людей в сферах экономики, политики, духовной жизни. Чему во многом способствует постоянно совершенствующаяся система связей, коммуникаций, а также возрастающая интенсивность информационного обмена. Во-вторых, всё больше различных социальных проблем становятся общими для народов всех стран мира, превращаются в глобальные. Общество всё в большей степени предстаёт как целостная глобальная система. На первый план выходят его общие интегративные свойства.
Изучение такой системы требует к себе соответствующей методологии, основу которой должны составлять методы, учитывающие особенности её целостности, характер внутренних и внешних отношений, её структурных образований и интегративных системообразующих факторов, при которых изменение внутренних частей находится под влиянием целого, а изменения целостной системы обусловлены изменениями её частей, что позволяло бы оценивать в целом как внутреннее состояние общества, так и его поведение, функционирование во взаимосвязанной с ним среде.
Сущность такой системы, её составляющих и их функциональная значимость и направленность с наибольшей полнотой раскрываются при рассмотрении их как явлений системных, как составных процессуальных частей целостной общественной системы.
Именно в рамках системного подхода эти процессы получают своё отчётливое выражение. Применение системного подхода к социальным явлениям дало немало положительных результатов. Вместе с тем системная методология позволяет заметить и то, на что ранее не обращалось внимания. Стал вырисовываться новый аспект социально-философского исследования. В поле зрения попадает такой эффект целостности, который можно обозначить понятием «способ существования общества». Это не является простым абстрактым понятием.
Способ существования общества — это то, как, с помощью чего, каким образом, на основе каких видов социальных объектов, социального вещества и энергии осуществляется существование общества, каким образом, с помощью чего согласуются его внутренние и внешние отношения.
Представление объектов-систем с точки зрения их способа существования дает особое видение систем в их органичной целостности, что предполагает раскрытие механизмов и процессов, составляющих основу единства, условие динамического равновесного состояния, способов функционирования и тенденции изменения. По существу, это определенная методология целостного рассмотрения систем любой природы, в том числе и общества. Концептуально она может быть представлена как содержательная теория способа существования систем и как методология исследования целостных систем. Данное концептуальное видение объектов-систем, в определенном смысле, активизирует действие различных методов исследования как общенаучных, частных, так и собственно философских, поскольку требует привлечения всего богатства и многообразия методов и методологий исследования различных уровней теоретического и прикладного характера, аналогов, применяемых в различных областях исследования.
В целом, в способе существования общества находит свое выражение конкретное историческое проявление жизни, с конкретно сложившейся пространственно-временной индивидуализацией, с определенно установившимися процессами внутреннего и внешнего обмена веществом, энергией, информацией и соответствующими механизмами обмена, а также с определенными конкретными процессами координации, включающих в себя корреляцию, регуляцию, саморегуляцию, управление и самоуправление, с исторически определенными механизмами, осуществляющими эту координацию. Конкретная жизнь современного общества, с его внутренними и внешними противоречиями, порождающими новые и обостряющие существующие глобальные проблемы, несомненно требует к себе пристального внимания. В этой связи, социально-философский аспект исследования способа существования приобретает особую актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. В социально-философском познании способ существования общества выступает в качестве нового предмета исследования. Разработка проблем, связанных с выявлением сущности, механизмов и составных компонентов способа существования общества, его становления и развития, находится по существу в начальной стадии. Но по отдельным аспектам этих проблем в философии, социологии, психологии, биологии, физике имеются существенные достижения.
Так для выявления смыслового содержания понятия «способ существования» важное значение имеют работы Т.Р. Хоанга, В.В. Бажана, П.С. Дышлевыго, B.C. Лукьянеца, A.M. Мостепаненко, Г.М. Вершкова, JI.A. Минасян, В.П. Саченко, выделивших целую систему критериев существования применительно к явлениям микромира. Хотя эти критерии являются частными, но они применимы для ряда частных конкретных социальных явлений. Кроме того, авторы выделяли данные критерии в соотнесении с субъектом познания, поэтому достаточным критерием существования, в таком случае, является согласованность теории с научным экспериментом. На уровне философском, критерий существования, в соотнесении с субъектом познания, выделялся И. Кантом, отмечавшим, что, то, связь чего с действительностью определяется согласно общим условиям опыта, существует необходимо.
Особое значение для философского понимания существования имеют догадки Платона и Аристотеля о том, что явления существуют лишь в отношении друг к другу. На основе понятия «отношение», Г. Гегель, фактически, формулирует один из важнейших признаков существования: существовать значит находиться в отношении. Данный признак рассматривался И.Д. Панцхава и Б.Я. Пахомовым. Определенную ясность в понимании социального существования вносит исследование В.И. Пржиленским онтологических предпосылок познания социальной реальности. Фактически, как работающее в теории, понятие «способ существования общества» впервые было использовано В.П. Свечниковым в социально-философском исследовании системно-структурных отношений в обществе. Им же были введены понятия «способ координации» и «способ обмена» и показано, что специфика способа существования общества во многом определяется способом обмена и способом координации.
В разработке проблемы становления способа существования общества в антропосоциогенезе важную роль играют работы Ж. Ламарка, Ч. Лайеля, учение Ч. Дарвина и его последователей, работы Ф. Энгельса, К. Маркса, исследования Э. Ларте, Дж. Леббока, А.П. Окладникова, И.У. Ачильдиева, К. Ясперса, Л.Н. Гумилева, Э. Майра, И.И. Шмальгаузена, Ю.П. Семенова, А.И. Опарина, В.Г. Афанасьева, Б.Г. Мещерякова и И.А. Мещеряковой.
Что касается развития и направленности изменений в способе существования современного общества, то здесь определенный вклад сделан В.П. Свечниковым. Им рассмотрены механизмы материального обмена, исторические типы их взаимосвязи и влияние изменений в механизмах обмена общества на характер исторических форм собственности и стимулирования творческих производственных функций: дана общая схема способа координации общества, рассмотрен информационный обмен и проблемы формирования вещественных элементов общественной памяти, как материальной основы становления глобальной общественной памяти и функционирования планетарного сознания.
В развитие идей глобализации общественной жизни соответствующий вклад внесли В.И. Вернадский, A.JI. Чижевский, К.Э. Циолковский, Тейяр де Шарден, Р. Рей, Дэвис Ли, И. Пригожин И. Стенгерс, Аурелио Печчеи, Ольвин Тоффлер, Хосе Ортега-И-Гассет, Дэйн Радьяр, К.Г. Баллестрем, H.H. Моисеев, В.А. Зубаков, А. Панарин, В.В. Налимов, В.И. Каширин и др. Теоретическая мысль постепенно приходит к признанию того, что современное развивающееся общество все в большей степени предстает как целостное общепланетарное явление, как целостная глобальная система, способ существования которой требует соответствующего теоретического осмысления.
Предмет, цель и задачи диссертационного исследования. Предметом исследования является сущность, становление способа существования общества и его развитие. В соответствии с этим, ставится цель: на основе соединения социально-философского и естественнонаучного подходов раскрыть сущностные характеристики способа существования общества и исследовать характер их изменения в процессе становления и развития. Для достижения данной цели предлагается решение следующих задач: выявить параметры, характеризующие целостность системы и особенности их проявления в обществе; представить положительные моменты и недостатки некоторых нетрадиционных подходов к рассмотрению общества как целостной системы, таких как энергетический, термодинамический, феноменологический, синергетический; выразить особенности концептуального представления способа существования общества; раскрыть общефилософский и социальный смысл категории «существования» и понятия «способ существования»; дать общую характеристику таких составляющих компонентов способа существования, как способ обмена, способ координации и способ пространственно-временной организации; рассмотреть характер становления общественного способа существования в антропосоциогенезе; выявить направленность изменений способа существования современного общества, под влиянием изменений в способах обмена, координации и пространственно-временной организации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Раскрыты параметры, характеризующие общество как целостную систему, основными из них являются: наличие системообразующих функций, выполняемых структурными элементами различных уровней; наличие координирующих воздействий целостности на составные структурные единицы общества; направленность всех координационных процессов и системообразующих функций на сохранение данной целостности.
2. Выявлен системный характер предназначения человека и смысла жизни. С точки зрения системной целостности общества человек имеет два предназначения: первое — обусловленное биологической видовой системной целостностью, самосохранением вида — порождать себе подобных; второе — обусловлено социальной целостностью, социумом, самосохранением социума — способствовать общественному прогрессу.
3. Проведён критический анализ таких нетрадиционных подходов к осмыслению общества, как энергетический, термодинамический, синергетический и определена их роль с учётом осознанной в современной науке необходимости проводить изучение общества во взаимосвязи всех качественных сторон его жизнедеятельности, не преувеличивая и не приуменьшая их роль и значение.
4. Проведено разграничение базовых онтологических категорий «бытие», «реальность», «действительность», «существование» по объёму, предмету и степени абстрагирования.
5. Проведён социально-философский анализ категории существования и установлено, что смысловое содержание данной категории определяется через такие необходимые признаки, как движение, относительная самостоятельность (индивидуализация), бытие во множестве других «нечто».
6. Показано, что выделенные признаки существования, соответствующим образом проявляясь в обществе, составляют объективную и субъективную социальную реальность.
Раскрыта сущность объективации идеального, как процесса проектирования идеального в объективную социальную реальность.
7. Дано определение понятия способа существования общества, как конкретного проявления жизни общества, как то, с помощью чего, каким образом, на основе каких видов социальных объектов, социального вещества и энергии осуществляется существование общества, каким образом, с помощью чего согласуются его внутренние и внешние отношения.
8. Представлена структура способа существования общества и выделены такие его основные компоненты как способ обмена, способ координации, способ пространственно-временной организации.
9. Исследованы механизмы и процессы внутреннего и внешнего обмена социальным веществом и энергией. Элементарный механизм внешнего обмена основан на конкретном труде человека и средствах труда; материалом внешнего обмена служат предметы труда. Характер и направление перемещения внутренних процессов обмена зависят, главным образом, от существующих форм собственности.
10. На основе выделенных производственных функций человека и анализа исторических изменений во взаимосвязи «человек — средства труда» даётся схема направленности изменения производительных сил общества.
11. Определён социально-философский смысл понятия «общественная координация». В широком понимании общественная координация представляет собой процесс любого согласования взаимодействий и взаимосвязей элементов и структурных образований общества, проявляющихся в виде общественной корреляции, регуляции, саморегуляции, управления и самоуправления.
12. Представлены процессы информационного движения на уровне отдельной личности (движение образной информации) и на уровне межличностных отношений (движение информации в абстрактной знаковой форме).
13. Раскрыт социально-философский смысл понятия «способ пространственно-временной организации общества». Выявлены особенности социального пространства-времени и характер его соотношения с физическим и биологическим пространством-временем.
14. На основе современного естественнонаучного материала и философских обобщений дана периодизация антропосоциогенеза в целом.
15. С учётом предложенной периодизации антропосоциогенеза и анализа изменений в механизмах и процессах обмена, координации и пространственно-временной организации, рассмотрен характер становления общественного способа существования.
16. Выявлены особенности изменений в способах обмена, координации и пространственно-временной организации современного общества и общая направленность изменения в способе существования общества.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют диалектические принципы развития и всеобщей связи, системный подход, сравнительный анализ, общенаучные методы исследования, а также базовые понятия, отдельные положения и концепции, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, биологов и физиков.
Исходя из указанных пунктов новизны на защиту выносятся следующие основные тезисы:
1. Общество представляет собой сложное многокачественное структурное образование, в котором переплетаются физико-химические, биологические и социальные процессы. Эти процессы интегрированные на различных уровнях субординации образуют единую целостную общественную систему, в структурной иерархии которой социальные процессы стремятся подчинить себе и преобразовать все другие, взаимосвязанные с ними, процессы, входящие в общество, придавая им социальный характер. Поэтому в современной науке всё более осознаётся, что изучение общества необходимо проводить с учётом всех качественных сторон его жизнедеятельности, не преувеличивая и не приуменьшая их роли и значения.
2. Общество как социальная система, социум, проявляется в силу взаимодействия людей по социальным связям. В эти связи люди вступают, поскольку обладают социальными качествами, социальными свойствами, к числу которых относятся такие, как способность к мышлению, обладать сознанием, способность к трудовой производственной деятельности, способность к выполнению политических функций, к осуществлению духовной жизни, способность к семейно-бытовой жизни, а также приобретать определённые этнические, национальные, классовые черты, признаки, создавать культурные ценности и др.
3. Возникновение тех или иных социальных свойств и качеств происходит во взаимосвязи единичного и общего, случайного и необходимого, субъективного и объективного. Новые социальные свойства, способности появляются сначала как случайные новые действия, догадки, новый порядок отношений, новые элементы в образе жизни отдельных индивидов и закрепляются в их сознании. Новые социальные элементы могут угасать с гибелью отдельных индивидов, но воспринимаемые другими индивидами эти единичные случайные элементы нового в социальной жизни охватывают всё большее количество людей, становятся новыми социальными признаками, свойствами не только отдельных людей, но и социальных групп, социальных общностей, давая толчок к появлению новых направлений в жизнедеятельности, новых общественных структурных элементов, структурных организаций и, наконец, новых сфер общественной жизни.
4. Общество является целостной системой. Для целостных систем характерным является наличие системообразующих связей, по которым элементы и части выполняют системные функции направленные на сохранение данной целостности. Направленность функций элементов и частей осуществляется самой целостностью. В обществе системообразующие связи и отношения складываются не только при взаимодействии отдельных индивидов друг с другом, но и из взаимодействий отдельных социальных групп людей, классов, наций, а также из взаимодействий и связей отдельных сфер жизнедеятельности общества." Фактически, все сферы общественной жизни органически взаимосвязаны и результат их взаимоотношений даёт общий эффект, единую социальную определённость, эффект целостности. Он проявляется, прежде всего, в том, что каждая сфера жизни, любая их составляющая часть, существуют не сами по себе, а в связи с целостностью, с составляющими её другими сферами и частями; их собственное существование обусловлено данной целостностью.
5. Общество как целостная система оказывает координирующее действие на составляющие его компоненты. И в этой связи отчетливо представляется системный характер предназначения человека и смысла жизни. С точки зрения системной целостности общества человек имеет два предназначения. Первое — обуславливается биологической видовой системной целостностью, потребностью самосохранения данного вида живых. Поскольку каждый конкретный человек живёт только определённый период времени, он не долговечен, то важнейшей системной функцией каждого человека является порождение себе подобных. В этом его видовое предназначение. Второе предназначение обусловлено социальной целостностью, социумом. Для поддержания социальной устойчивости, самосохранения данного социума необходимо чтобы люди выполняли социальные функции, направленные на сохранение социальной целостности и поэтому важнейшим социальным предназначением человека является способствование общественному прогрессу. И соответственно с этим, потребности социальной целостности, её организационные структуры обусловливают необходимость приобретения каждым индивидом социальных качеств и способностей.
6. В развиваемой концепции способа существования общества исходной является фундаментальная категория существования. По своему смысловому выражению она близка к категориям «реальность», «действительность», «бытие». Рассматривая уровни абстрагирования в соотношении данных категорий, можно заметить, что в качестве исходного и более конкретного уровня абстрагирования является уровень понятия существования. По отношению к данному понятию более высокой ступенью абстрагирования является «бытие». Бытие — как все существующее, весь мир и все его состояния. Актуальное, наличное бытие составляет реальность. Аспект становления бытия возможного в актуальное, наличное бытие выражается понятием действительности.
7. В выявлении смыслового содержания категории существования следует исходить из определенного количества выделенных признаков, являющихся одновременно критериями существования. Проведенный анализ показывает, что в качестве основного предельного широкого критерия существования является движение. Существовать — значит быть в движении. Но это не единственный критерий. Выделяется и такой признак существования, как относительная самостоятельность, относительная выделенность; быть «нечто» значит быть относительно выделенным, относительно самостоятельным, обладать индивидуализацией. Это предполагает и наличие такого признака, как существовать совместно с чем-то (или кем-то); существовать — значит быть во множестве других нечто.
8. Каждый объект существует определенным образом, с помощью чего-то, на основе каких-то элементов вещества, поля и других видов материи, каких-то видов движения и механизмов внутренних и внешних взаимосвязей. Эта особенность существования объектов фиксируется в понятии «способ существования». Основными сущностными характеристиками способа существования общества являются способ обмена, способ координации, способ пространственно-временной организации.
9. Становление способа существования общества в антропосоциогенезе непосредственно связано с качественными изменениями в компонентах способов обмена, координации и пространственно-временной организации. Это ясно представляется при рассмотрении различных ступеней антропосоциогенеза.
10. На основе накопленного к настоящему времени археологами, антропологами, палеонтологами фактического материала и философской концепции становления человека, развитой Ф. Энгельсом, можно выделить следующие ступени антропосоциогенеза: 1) стадо обезьян, использующих необработанные естественные предметы в качестве орудий; 2) стадо человекообразных обезьян, использующих в качестве орудий примитивно обработанные естественные предметы; 3) стадо диких людей, дикарей; 4) стадо первобытных людей (homo habilis); 5) клановая (родовая) общность людей (homo sapiens).
11. Развитие живой материи создало предпосылки к становлению социальной материи, появлению социальных свойств. На основе физической и биологической пространственно-временной организации начинает проявлять себя и функционировать социальная пространственно-временная организация. Постепенное нарастание социального вещества, социальной энергии и социальной информации приводит к возникновению и формированию различных социальных измерений. Социальная пространственно-временная организация, в отличие от физической пространственно-временной организации, является многомерной.
Научно-практическая значимость работы заключается в использовании полученных результатов при анализе общественных процессов в социальной философии и социологии, а также для разработки общеметодологических подходов в биологии и психологии, связанные с проблемами антропосоциогенеза. Содержание диссертации использовано в процессе преподавания общественных дисциплин в высшей школе как в предметно-лекционном курсе, так и при разработке и чтении спецкурсов.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре СевКавГТУ и экспертном Совете при СевКавГТУ. Основные положения и выводы диссертации отражены в 27 публикациях, общим объёмом 22,55 п.л., в том числе в двух монографиях. Отдельные результаты докладывались автором и обсуждались на трех межвузовских региональных конференциях, а также на общеуниверситетских итоговых научных конференциях и методологическом семинаре кафедры СевКавГТУ.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, содержащих десять параграфов, заключения, примечаний и списка литературы включающий 210 наименований. Общий объем работы 240 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Способ существования общества"
Заключение
Рассмотренные в диссертации проблемы находятся в начальной стадии разработки. Понятие "способ существования общества" является нетрадиционным для социальной философии и социологии. Однако значимость данного понятия и развиваемой на его основе концепции обусловливается потребностью изучения общества как целостной системы.
Представление общества с точки зрения его способа существования дает особое видение системных процессов сквозь призму единого органичного целого, в единстве и взаимосвязи всех составных частей и сторон, в единстве внутренних и внешних отношений, что предполагает раскрытие механизмов и процессов, составляющих основу единства, условия динамического равновесного состояния, способов функционирования и тенденций изменения. Это позволяет выделить некоторые особенности общества как целостной системы, ее важнейшие параметры, и прежде всего, такие как наличие системообразующих функций, выполняемых структурными элементами различных уровней; наличие координирующих воздействий целостности на составные структурные единицы общества; направленность всех координационных процессов и системообразующих функций на сохранение данной целостности.
Именно поэтому каждая часть целостной социальной системы несет на себе печать этой целостности, ее жизнедеятельность, функционирование координированны целостностью; каждая часть в структуре общества как бы предназначается для выполнения системообразующих функций. В этой связи отчетливо представляется системный характер предназначения человека и смысла человеческой жизни. Во-первых, он предназначается биологической видовой системной целостностью, потребностью самосохранения вида, для порождения себе подобных. Во-вторых, его предназначение обусловлено социальной целостностью, социумом, для поддержания социальной устойчивости, самосохранения социума, способствования общественному прогрессу. Чтобы индивид выполнял свое социальное системное предназначение, он, прежде всего, должен приобрести эти социальные системные свойства и качества. Степень овладения такими свойствами и качествами зависит не только от объективных, но и субъективных факторов.
Потребность в адекватном описании целостной общественной системы обусловило поиск соответствующей методологии. В рамках системной методологии выделились такие нетрадиционные подходы, которые стали применять в социальных исследованиях. К их числу относятся, прежде всего, энергетический, термодинамический и синергетический подходы. Эти подходы дают соответствующие положительные результаты при описании общества как целостной системы. Однако, они оперируют феноменологическими параметрами, которые являются результатами проявления тех или иных социальных отношений, определенных структурных образований, но эти отношения и образования, сами по себе, остаются в тени, выполняя, как бы теневую роль. Фиксируется, прежде всего, то, что можно количественно оценить. Используются те же методы, что и в исследовании физических систем. Такое исследование полезное, необходимое, но оно не дает полной картины структурных изменений целостной общественной системы. В разрабатываемой концепции "способа существования общества" устраняется этот недостаток. В поле зрения попадают не только феноменологические параметры, но и внутренние социальные процессы, механизмы, структурные образования.
Представляя концептуально сущность, становления и проявление способа существования общества, диссертант прежде всего уделяет особое внимание категориальному аппарату, поскольку он определяет специфику теоретического исследования. В этой связи анализируются нетрадиционные для социальной философии и социологии понятия, такие как способ обмена, способ координации, способ пространственно-временной организации, способ существования. При этом исходной категорией в исследовании является "существование".
Выделяя в структуре общества такие основные взаимосвязанные компоненты, как способ обмена, способ координации и способ пространственно-временной организации, автор стремился показать, что они определяют характер существования общества, являются сущностными компонентами способа существования, и что исходными в структурных изменениях общества являются изменения в механизмах, процессах и материалах обмена, координации и пространственно-временной организации. Это наглядно проявляется, прежде всего, при рассмотрении становления способа существования в антропосоциогенезе.
Так, например, сформировавшаяся стадная общность человекообразных обезьян - австралопитеков, объединенных в группы-стада, стала отличаться своим способом существования от предшествующих им сообщества древесных обезьян-дриопитеков, прежде всего, по таким основным компонентам, как способ пространственно-временной организации, способ обмена и способ координации. В способе пространственно-временной организации изменилось поле пространственно-временной деятельности, расположение частей тела при ходьбе. Австралопитеки приобрели двуногое хождение. Изменился объем мозга. В способе обмена изменился материал обмена, в употребление пошли новые растения и мясная пища, средствами добычи пищи стали не только зубы и лапы, но и естественные предметы, используемые как орудия для охоты, сбивания плодов и обороны.
Изменения в способах пространственно-временной организации и обмена оказали соответствующее воздействие на изменение способа координации индивидов. Хождение на двух ногах, манипулирование предметами повлияли значительно на ориентационно-приспособительную и контрольно-управляющие функции организма, что связано с изменениями механизмов координации. Главный механизм координации сконцентрирован в коре головного мозга. Австралопитеки, как обезьяны среднего размера, обладали уже крупным мозгом. Новое пространственное поле деятельности (жизненное пространство), необходимость правильной ориентации при прямохождении, поиск выхода из опасных ситуаций, к которым еще не всегда мог приспособиться индивид, найти способы защиты, постоянные стрессовые ситуации становились нормой жизни австралопитеков, что приводило к совершенствованию не только аппарата головного мозга, но и ориентационно-двигательных процессов. Манипулирование различными предметами, соответственно, улучшало кинетику, развитие двигательных функций расширяло представление о мире. Совершенствовалось осязание, что в свою очередь способствовало увеличению ассоциативных центров мозга. Важнейшим результатом изменений условий окружающей среды явилось развитие центральной нервной системы.
Все это привело к более интенсивному оперированию образной информацией и элементами опережающего отражения. На этажах образной памяти уже хранились в закодированной форме обобщенные образы определенных классов объектов, развивалось образное мышление. Это обусловливало, в целом, формирование нейрофизиологических основ предвидения. Изменения в способе координации индивидов, уже в стадной общности предлюдей, обусловило возникновение элементов общностной стадной координации. Индивиды не только коррелировали и согласовывали свои собственные действия в отношении окружающей природной среды, но им приходилось коррелировать и согласовывать свои действия с действиями индивидов стада. Хотя в отношениях индивидов основу составляла природная видовая координация (коррелирование и саморегуляция) на уровне животного инстинкта, но эффект коллективных действий при защите и участии в охоте, добыче, хотя и спонтанных, приводил в определенной мере к "пониманию" значения их уже на уровне образного мышления. Оперирование обобщенными образами и природный инстинкт "подсказывали" возможный результат надвигающегося события и выбор индивидуальных и коллективных действий. У предлюдей "чувство" коллективизма проявляется уже в большей степени. Поэтому на внутреннюю видовую регуляцию стадной общности накладываются элементы целевой согласованности индивидов. И здесь можно уверенно сказать, что это уже свидетельствует о появлении элементов надвидовой регуляции, хотя и не социальной, но предсоциальной, связанной с развитием координационных процессов на уровне психики, психических форм отражения действительности.
Дальнейшие изменения в способах обмена, координации и пространственно-временной организации приводили к появлению различных популяций австралопитеков. Среди них выделилась такая популяция, особи которой стали приобретать способность к большей наблюдательности, замечать и хранить в памяти образы тех свойств и особенностей окружающих предметов, которые использовались и могут быть использованы прежде всего для добычи объектов пищи, их разделки, а также для защиты от нападений, по устройству соответствующих стоянок для ночлега и укрытий при ненастной погоде. Они не просто захватывали первые попавшиеся предметы для выполнения тех или иных действий, но как бы подыскивали их заранее, используя их как постоянные орудия.
Эта способность целенаправленного использования свойств и особенностей предметов окружающего мира, равнаценна творчеству. Она приводит к творческому "осмыслению" уже на уровне образного мышления и неизбежно приводило к действиям, с целью придать используемым естественным предметам необходимую форму, побуждало проводить элементарную примитивную обработку. Эта способность непосредственно связана с перестройкой механизмов координации и прежде всего в механизмах памяти.
Механизмы памяти предчеловека данной популяции начинали кодировать в образной памяти не только образы полезных свойств и особенностей предметов внешнего мира (образы объектов пищи и предметов служащих орудием), но и тех действий, которые приводят к положительным результатам, а также действий придающих орудиям удобную форму, не развитая рука приобретала соответствующие навыки манипулирования, которые также кодировались и сохранялись. Производимый отбор запоминался и хранился в памяти. Фактически, накапливался, кодировался и хранился в механизмах памяти жизненный опыт отдельных индивидов и опыт совместных действий стадной общности, который передавался из поколения в поколение.
Популяция, индивиды которой приобрели сравнительно развитые механизмы координации и выработавшие способность к примитивной обработки орудий, привела к образованию новой биологической общности - стадо человекообразных, использующих в качестве орудий примитивно обработанные естественные предметы. Такую стадную общность человекообразных в научной литературе называют часто первым биологическим обществом, сменившим стадо обезьян и превратившееся в объединение ранних гоминидов - первых людей, первобытное стадо.
Дальнейшие изменения связаны со становлением механизмов социального обмена и социальной регуляции. Мы получаем более полное представление о сущности антропосоциогенеза и характере становления общественного способа существования.
Рассматривая характер изменений в способах обмена, координации и пространственно-временной организации современного общества, диссертант замечает, что эти изменения происходят с большой интенсивностью, обусловленной современной научно-технической революцией. Под влиянием НТР происходят постоянные количественные и качественные изменения в способах обмена, координации и пространственно-временной организации.
Изменения во внешнем обмене определяются тем, как происходит распределение производственных функций между человеком и средствами труда. Общая тенденция здесь такова, что происходит постоянная передача всех производственных функций техническим средствам труда. Человечество вступает в эру автоматизированного производства. Интенсивный обмен с внешней средой обусловливает и интенсивный внутренний обмен через существующую ныне систему механизмов распределения, в которой участвуют все ныне действующие формы собственности. Они обусловливают нынешнюю тенденцию изменений внутреннего обмена, при которой, наряду с циркуляцией социального вещества, энергии внутри отдельных общностей, наций, стран, значительно возрастают поток регионального, континентального и мирового масштаба в целом. Фактически просматривается тенденция к формированию единого целостного общественного организма в глобальном масштабе.
Этому способствуют и изменения, происходящие в механизмах и процессах способа координации, под влиянием современных научно-технических достижений, с созданием ЭВМ, компьютерных систем, с совершенствованием информационной связи, созданием международных информационных банков. В современном обществе создались предпосылки к появлению высокоэффективных вещественных элементов общественной памяти, в полной мере пригодных для комплектования вещественных ячеек общепланетарной общественной памяти. Общепланетарная общественная память должна стать координационным центром всего целостного глобального общественного организма. Роль центров приема, хранения и выдачи информации могут играть в полной мере таки вещественные ячейки памяти, как информационные банки, "банки памяти".
В целом, рассмотрение жизнедеятельности общества с точки зрения его способа существования открывает новую область, исследования, раскрывает общественные процессы в новом освещении, с учетом интегративных эффектов и особенностей взаимосвязи целого и частей.
Обобщенно можно представить некоторые аспекты для дальнейшей разработки рассматриваемой в диссертации проблемы:
- исследование проблемы устойчивости в развитии способа существования общества;
- исследование диалектики взаимосвязи способов обмена и координации;
- основательный анализ формирования и развития способа пространственно-временной организации общества;
- проблема соотношения внутреннего и внешнего в развитии целостного общества.
Эти аспекты имеют важное как теоретическое, так и методологическое значение для дальнейшего развития концепции способа существования общества.
Список научной литературыРежеп, Светлана Владимировна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аксенов Г. П. О причине времени // Вопросы философии, 1996, №1.
2. Алексеев B.J1. Историческая антропология и этногенез. М.: Наука, 1989.
3. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат,1984.
4. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Проспект, 1998.
5. Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М.: Мысль, 1977.
6. Алтухов В. Л. Цель исканий человеческого духа // Общественные науки и современность, 1991, №4.
7. Амосов Н.М. Кибернетика и медицина. 3-я серия "Биология и медицина". М., 1963.
8. Андреев И. Л. Осторожно с «часами» истории! / Методологические проблемы цивилизационного процесса // Вопросы философии, 1998, №9.
9. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии, 1962, № 7.
10. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1978.
11. Арский Ю.М., Данилов-Данилян В.И., Залиханов М.Ч. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М., 1997.
12. Афанасьев В.Г. Человек в системе управления // Вопросыфилософии, 1973, № 6.
13. Ахиезер A.C. Россия как большое общество // Вопросы философии, 1993, №1.
14. Ашин Г.К. Формы рекрутирования политических элит // Общественные науки и современность, 1998, №3.
15. Бажан В.В., Дышлевый П.С., Лукьянед B.C. Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. Киев, 1974.
16. Баллестреми К.Г. На пути ко всемирной республики? // Вопросы философии, 1996, №9.
17. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. М.: ВИЭМ, 1935.
18. Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии // Вопросы философии, 1993, №10.
19. Борзенков В.Г., Фролов И.Т. Познание человека: комплексный подход // Свободная мысль, 1998, №5.
20. Борисова О.В. Политическая социализация этнических групп; в пост-колониальном пространстве // Общественные науки и современность, 1998. № 1.
21. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.
22. Брагина H.H. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности // Вопросы философии, 1975, №5.
23. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М.: Физматгиз,1960.
24. Будыко М.И. Климат в прошлом и будущем. Л.: Гидрометеоиздат, 1980.
25. Вебер А.Б. Возможно ли устойчивое развитие? // Свободная мысль, 1998, №5.
26. Величко A.A. Природа у колыбели человечества // Природа, 1985, №3.
27. Величко A.A. Природный процесс в плейстоцене. М.: Наука,1973.
28. Величко A.A. Связь динамики природных изменений в плейстоцене с развитием первобытного человека // Вопросы антропологии, 1971, Вып. 37.
29. Верешков Г.М., Минасян JT.A., Саченко В.П. Диалектика целого и части в физике кварков //Философские науки, 1988, №8.
30. Вернадский В.И. Избранные труды по биохимии. М.: Мысль,1967.
31. Веселов Е.А. Чарлз Дарвин, жизнь, деятельность и труды основоположника эволюционного учения. М.: Учпедгиз, 1959.
32. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. И. Добронравов и Д. Лахути. Общ. ред. и предисл. В.Ф. Асмуса М.: Изд. иностр. лит., 1958.
33. Водолагин A.B. Мировая история в интерпретации Мартина Хайдеггера (к 100-летию со дня рождения) // Философские наукй, 1989, №9.
34. Войтенко В.П. Время и часы как проблема теоретической биологии // Вопросы философии, 1985, №1.
35. Волошинов Марксизм и философия языка // Вопросы философии, 1993, №1.
36. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии, 1997.7.
37. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопросы философии, 1994, №6.
38. Галактионов В.Г. К проблеме иммунологической элиминации соматических мутаций // Журнал общей биологии, 1971, № 3.-257 с.
39. Гегель Г. Соч. Т. 5. М.-Л., 1929.
40. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1971.
41. Герасимов И.П., Величко A.A. Проблема роли природного фактора в развитии первобытного общества // Первобытный человек его материальная культура и природная среда в плейстоцене и голоцене. М., 1974.
42. Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуации. / Пер. с англ. М.: Мир, 1973. -280 с.
43. Гордиенко A.A. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы // Академия социальных наук. Новосибирск, 1998.
44. Горячкина Е.А. Синергетика и творческая синергия как моделирование космических первообразов // Общественные науки и современность, 1995, №2.
45. Губанов Н.И. Пространственная локализация и проекция чувственных образов // Философские науки, 1984, № 3. 74 с.
46. Губин В.Б. О роли деятельности в формировании моделей реальности // Вопросы философии, 1997, №8.
47. Гудожник Г.С. Материальные основы многообразия цивилизаций // Вопросы философии, 1988, №4.
48. Гурков И.Р. Промышленный и банковский капитал в процессе реформ // Общественные науки и современность, 1994, №5.
49. Гутиер Г. Категории модальности и математическоесуществование // Вопросы философии, 1998, № 9. -121 с.
50. Дарвин Ч. Сочинения. М.: Изд. Акад. наук СССР, 1959.
51. Дарвин Ч. Сочинения. Т. 2. СПб., 1896. 4 с.
52. Де Грот С.П., Мазур П. Неравновесная термодинамика. М.: Мир, 1966.
53. Декарт Р. Рассуждение о методе. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953.
54. Делокаров К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность, 1994, №2.
55. Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика // Общественные науки и современность, 2000, № 6.
56. Донцов А.И., Баксанский O.E. Схемы понимания и объяснения физической реальности // Вопросы философии, 1998, №11.
57. Дубровский В.Н. Молчанов Ю.Б. Эволюционирует ли время, пространство и причинность? // Вопросы философии, 1986, №6.
58. Ермолаева В. Космизм и экологическая этика // Общественные науки и современность, 1995, №4.
59. Жданов Г.Б. О физической реальности и экспериментальной «невесомости» // Вопросы философии, 1998, №2.
60. Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе: введение в эколого-философскую антропологию. М.: Изд-во МИЭПУ, 1995.
61. Завадский K.M. К пониманию прогресса в органической природе // Сб. Проблемы развития в природе и обществе. M.-JI.: Академия наук СССР, 1958. 296 с.
62. Задорожнюк И.Е. Является ли общество всего лишь «рыночной площадью»? // Вопросы философии, 1995, №10.
63. Заковоротная M.B. Информатизация общества, модели национальной идентичности // Научная мысль Кавказа, 1997, №4.
64. Заславский Г.М. Стохастичность динамических систем. М.,1984.
65. Зачесов К., Магомедов А. Магия понятии и социальная реальность // Общественные науки и современность, 1991, №6.
66. Золотухин В.Е. К вопросу об историческом развитии труда // Философские науки, 1986, №4.
67. Зубаков В. А. Параметры экогеософской стратегии выживания // Общественные науки и современность, 2000, № 5.
68. Зуев К. Существует ли смысл истории? О философии истории К. Поппера// Общественные науки и современность, 1999, №5.
69. Илюшечкин В.П. О соотношении и взаимосвязи теории общественных формаций и политической экономии // Вопросы философии, 1988, № 4.
70. История Древнего Мира / Под ред. Дьякова В.Н. и Ковалева С.И. Учебник. М., 1956.
71. Казначеев В.П. Проблема человековедения. М.-Новосибирск,1997.
72. Канке В.А. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Логос, 1998.
73. Кантор K.M. Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории // Вопросы философии, 1997. №3.
74. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего // Сб. Серия "Кибернетика: неограниченные возможности и возможности ограничения". М.: Наука, 1997.
75. Карпинская P.C., Алешин А.Н., Фесенкова Л.В. и др.
76. Глобальный эволюционизм. М, 1994.
77. Кейзеров Н.М. Духовное имущество как комплексная проблема // Общественные науки и современность, 1992, №4.
78. Кестлер А. Дух в машине // Вопросы философии, 1993, №11.
79. Князев Ю. К новому обществу через новый коллективизм // Общественные науки и современность, 1991, №6.
80. Князева E.H. Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии, 1997, №3.
81. Князева E.H. Случайность, которая творит мир. (Новые представления о самоорганизации в природе и обществе) // В поисках нового мировидения: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. М.: Знание, 1991.
82. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, № 12, 1992.
83. Ковальзон М.Я., Эпштейн Р.И. О специфике пространства и времени как категории социально-философской теории // Философские науки, 1988, №8.
84. Кокин А.Р. Интеллект в истории мировой цивилизации // Научная мысль Кавказа, 1997, №4.
85. Коломийцев В.Ф. Цивилизация 21-го века // Свободная мысль, 1996, № 11.
86. Кохановский В.П., Тилинина Т.В. Методология современного естествознания // Научная мысль Кавказа, 1997, №4.
87. Кравченко И.И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций // Вопросы философии, 2000, № 8.
88. Кричевский С.В. Космическая деятельность: итоги XX векаи стратегия экологизации // Общественные науки и современность, 1999, №6.
89. Кричевский C.B. Космонавтика и гражданское общество // Общественные науки и современность, 1995, №2.
90. Кругликов Р.И. О методологии исследования молекулярных основ обучения и памяти // Вопросы философии, 1988, №7.
91. Кудрявцев В.Н. Механизмы социальной деформации // Вопросы философии, 1989, №11.
92. Кузнецов П.Г. Возможности энергетического анализа основ организации общественного производства // В сб. Эффективность научно-технического творчества. М.: Наука, 1972.
93. Кузьмин В.П. Категория меры в марксистской диалектике. М.: Наука, 1966.-222 с.
94. Кутырев В. Космизация Земли как угроза человечеству // Общественные науки и современность, 1994, №2.
95. Левич А.П. Метаболическое время естественных систем // Системные исследования. Ежегодник. 1988, М., 1989.
96. Левич А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии, 1993, №4.
97. Левич А.П. Субситуционное время естественных систем // Вопросы философии, 1996, №1.
98. Левич А.П. Тезисы о времени естественных систем // Экологический прогноз, М., 1986.
99. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии, 2001, №4.
100. Лесков А.П. Устойчивое развитие в космическом измерении // Общественные науки и современность, 1995, №2.
101. Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации // Общественные науки и современность, 1998, № 3.
102. Лобанов С.Д. Бытие и реальность. М.: Наука, 1999.
103. Лолаев Т.П. О «механизме» течения времени // Вопросы философии, 1996, №1.
104. Мадатов A.C. Пространственно-временные измерения демократии // Общественные науки и современность, 1998, №1.
105. Майнцер К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии, 1997, №3.
106. Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории // Политические исследования, 1995, №4.
107. Маковельский А.О. Досократики. Т. 1-3. Казань, 1914-1919.
108. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и "историческая механика" // Общественные науки и современность, 1997, №2.
109. Мамлеев Ю.Г. Судьба бытия // Вопросы философии, 1993,4.
110. Мамут Л.С. Учение Маркса о государстве требует переосмысления // Общественные науки и современность, 1991, №5.
111. Маргулис A.B., Степанов Г.И. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования // Вопросы философии, 1986, №5.
112. Маркс К. Капитал, т. 1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 23.
113. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3.
114. Маршакова-Шайкевич И.В. Сравнительный анализ вклада стран в общемировой прогресс науки // Вопросы философии, 1998, №1.
115. Маслов В.А., Муладжанов Ш.С. Робото-техника берег старт.1. М.: Полит, литер., 1986.
116. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человекознание. М.: РГГУ, 1994. 320 с.
117. Миронов В.Б, Техника и человек: Историко-культурный аспект. М.: Молодая гвардия, 1988. 238 с.
118. Мишина Н.Ф., Аршавская Т.В., Джандарова Т.Н., Владимирова Е.Г. Гипоталамамическая регуляция гипофизарно-надпочечниковой системы леммингов О. Врангеля // Сб. Нейроэндокринные механизмы адаптации. Ставрополь, 1985.
119. Мкртчян J1.B. Информационное взаимодействие человека с ЭВМ как проблема гносеологии и теории управления // Философские науки, 1986, №4.
120. Моисеев H.H. Быть или не быть. человечеству? М., 1999.
121. Моисеев H.H. Оправдание единства (Комментарии к учению о ноосфере) // Вопросы философии, 1988, №4.
122. Моисеев H.H. Судьба цивилизаций. Путь разума. М., 1998.
123. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия) //Вопросы философии, 1991, №3.
124. Мостепаненко A.M. Неисчерпаемость микрообъектов и проблема многообразия пространственно-временных отношении. // Философские науки, 1971, № 1.
125. Мостепаненко A.M. Проблема существования в физике // Физическая теория и реальность. Воронеж, 1976.
126. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в 21-ом веке // Вопросы философии, 1996, №11.
127. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к 21-му веку. М., 1994.
128. Наумов С.П., Гибет JI.A. Баталова С.П. Динамика полового состава при изменении численности млекопитающих // Журнал общей биологии, 1969, №6.
129. Новиков И.Д. Черные дыры во Вселенной. Серия "Космонавтика, астрономия". № 7. М.: Знание, 1997.
130. Нуждин Н.И. Ламарк, Дарвин и современная биология. М.: Знание, 1959.
131. Оезер Э. Мозг, язык и мир. Формализм против натурализма в "Логико-философском трактате" Л. Витгенштейна // Вопросы философии, 1998, №5.
132. Ойзерман Т.Н. Homo Sapiens преодолевает свою видовую ограниченность // Вопросы философии, 1988, № 4.
133. Окладников А.П., Окладникова Е.А. Заселение земли человеком. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
134. Основы философии / Ред. Горшков В.А., Медведев Н.П., Агамов A.A. Ставрополь: СтГТУ, 1996.
135. Панарин А. От постчеловеческого мира к человеческому // Общественные науки и современность, 1991, №5.
136. Панцхава И.Д., Пахомов Б.Я. Диалектический материализм в свете современной науки. М.: Мысль, 1971. 262 с.
137. Парожданов В.Д. Проект экологизации науки // Общественные науки и современность, 2000, №5.
138. Платон. Парменид, 133 c-d.
139. Пржиленский В .И. Онтологические предпосылки познания социальной реальности. Ставрополь: СтГТУ, 1998.
140. Пригожин А.И. Организационные управленческие патологии // Общественные науки и современность, 1998, №3.
141. Пригожин А.И. От существующего к возникающему. М.,1985.
142. Прытков В.П. Оправдание синергетики // Вопросы философии, 2001, № 4.
143. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.
144. Рассказы о науке и ее творцах. Хрестоматия для всех. / Под общ. ред. академика А.Е. Ферсмана. M.-JL, 1946.
145. Режеп С. В. Изменения в способе обмена при антропосоциогенезе // Сб. Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов университета. Карачаевск: КЧГПУ, 1999.
146. Режеп C.B. Категория существования в философии // Сб. научных трудов. Серия: "Гуманитарных и социально-экономических наук". Выпуск 2. Ставрополь: СтГТУ, 1998.
147. Режеп C.B. Механизмы становления социальной регуляции и социального обмена в антропосоциогенезе // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы. Выпуск XI. Ставрополь: СтГТУ, 1999.
148. Режеп C.B. Сущность и системное предназначение человека // Сб. научных трудов кафедры философии. МПГУ. Вып. X. Ч. 1. М.: Промитей, 2001.
149. Режеп C.B. Человек в биосоциальной системе // Алиевские чтения: Научная сессия преподавателей и аспирантов университета. Карачаевск, 1998.
150. Режеп C.B., Свечников В.П. Общественная информация как социальное явление и механизмы общественной памяти // Вестник. Научно-методический журнал: КЧГПУ №1. Карачаевск: КЧГПУ, 1998.
151. Резвых П.В. Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Г.В.Й. Шеллинга (К шеллинговской постановке проблемы творения) // Вопросы философии, 1996, №1.
152. Розин В.М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры // Общественные науки и современность, 1993, №5.
153. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии, 1995, № 8.
154. Сафронов И.А. Человек. Вселенная. Время. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 1997.
155. Сачков Ю.А. Независимость в структуре бытия и познания // Свободная мысль, 1995, №2.
156. Свечников В.П. Воспитание в системном представлении // Проблемы воспитания учащейся молодежи. СПб.-Черкеск, 1995.
157. Свечников В.П. Проблема упорядочения информационных потоков и формирования глобальной общественной памяти // Сб. научных трудов. Серия "Гуманитарные науки". Ставрополь: СевКавГТУ, 2001.
158. Свечников В.П. Системно-структурные отношения в обществе как объект социально-философского анализа // Док. диссертация, Ставрополь, 1996.
159. Свечников В.П. Системный подход и системные свойства объектов // Карачаевск: КЧГГТУ, 1996.
160. Свидерский В.И. О диалекте элементов и структуры. М.,1962.
161. Свидерский В.И. О диалектике отношений. Л.: ЛГУ, 1913.
162. Седов Е. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. 1993, № 5.
163. Семенов В. Труд и капитал в конце XX века // Диалог, 1998,
164. Симкин Г.Н. Когда уйдет питекантроп. // Общественные науки и современность, 1991, №4.
165. Синельников Б.М., Горшков В.А., Свечников В.П. Системность бытия и Вселенной. Книга вторая. М., 2001. 271 с.
166. Синельников Б.М., Горшков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. М., 1999.
167. Скотт П. Промышленные роботы переворот в производстве. Сокр. пер. с анг. М.: Экономика, 1987.
168. Смолян ГЛ., Шошников K.P. Феномен персональной ЭВМ: философско-методологический аспект // Вопросы философии, 1986, № 6.
169. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.169. «Столкновение цивилизации»: перспективы и альтернативы. «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность. 1995. №4.
170. Тимофеев-Рессовский Н.Ф., Воронцов H.H., Яблоков A.B. Краткий очерк теории эволюции. М.: Наука, 1969.
171. Титов С.А. Герменевтические аспекты функционирования и развития биологических и социальных систем // Общественные науки и современность, 1997, №2.
172. Тихоенко А.Ф. О понимании социального бытия // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы. Выпуск XI Ставрополь: СтГТУ, 1999.
173. Толмачев Н.И. Пространственно-временные характеристикименталитета современного потребителя // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказского региона общественные науки, 2000, № 3.
174. Тюхтин B.C. Чувственное отображение пространственно-временных отношений // Сб. Пространство, время, движение, М.: Наука, 1971.
175. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии, 1993, №4.
176. Урманцев Ю.А. Специфика пространственных и временных отношений в живой природе // Сб. Пространство, время, движение. М.: Наука, 1971.
177. Урсул А.Д. Космические перспективы автотрофности человечества // Общественные науки и современность, 1995, № 2.
178. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии, 1995, № 12.
179. Филимонова О.Ф. Жизненное пространство человека: аксиологический аспект. Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 1998.
180. Философия в вопросах и ответах (учебное пособие). Ставрополь: СтГТУ, 1998.
181. Философские чтения. М., 1982.
182. Философский словарь. Изд. пятое. М.: Политиздат, 1986.
183. Флиер Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность, 1995, № 3.
184. Хайдеггер М. Бытие и время. / Пер. с нем. В.В. Бибихина. -М.: АД MARGJNEM, 1997.
185. Хантингтон С. Столкновение цивилизации и что оно может означать для России // Общественные науки и современность, 1995, №3.
186. Хоанг Т.Р. О некоторых критериях «физической реальности» // Методологические проблемы современной науки. М., 1970.
187. Холопов Ю.Н. О формах постижения бытия // Вопросы философии, 1993, №4.
188. Цапко Л.И. Биологическое и социальное в личности // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы, выпуск XI.-Ставрополь: СтГТУ, 1999.
189. Царфис П.Г. Действие природных факторов на человека. М.: Наука, 1982.
190. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1934.
191. Чичибабин А.Е. Основные начала органической химии. Т. 1. М., 1953.
192. Чупров Г.С., Чупров А.Г. Кто или что управляет нами. Краснодар: Советская Кубань, 1995.
193. Шкловский И.С. Звезды. Их рождение, жизнь и смерть. М.: Наука, 1977.
194. Шмальгаузен. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М., 1982.
195. Шрендингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М.: Иностранная литература, 1947.
196. Эллюль Ж. Технологический блеф // Философские науки, 1991, №9.
197. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Полит, литер., 1967.
198. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 20.
199. Яковец Ю.В. Социогенетика: становление интегрированнойотрасли знаний // Общественные науки и современность, 1993, №4.
200. Яковлев В.П. Социальное время. Ростов: РГУ, 1981.
201. Яншин A.JI. Арал должен быть спасен // Общественные науки и современность. 1991, №4.
202. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
203. Alexander J.C. Modern, Anti, Post and Neo: How Social Theories Have Trade to Understand the «New World» of «Our Time» // Zeitschrift fur Soziologie. Jg. 23. Helt 3. Juni 1994.
204. Gribbin J. and Rees M. Cosmic Coincidences. Dark Matter, Mankind and Anthropic Cosmology. New York, 1989.
205. Hoke F. Scientists See Broad Attack Against Research and Reason // The Scientist, 1995, Vol. 9., № 14, Julg 10.
206. Hurrington M. Socialism: Past and Future. N.Y., 1989.
207. McCarthy H.M. The Crisis of Philosophy. New York, 1990.
208. Parsons T. Aktor, Situation und normative Muster. Ein Essau Zur-Theorie Sozialen Handels. Fr/TVS, 1986.
209. Quentin J. Mutation 2000: he tournant de la civilization. P., 1982.
210. Roy R. An Appropriate God fo a Technological culture. Valparaiso, Indiana: Valparaiso University, 1992.