автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Справедливость как социальный феномен и философская категория

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Кудринская, Наталья Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Справедливость как социальный феномен и философская категория'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Справедливость как социальный феномен и философская категория"

На правах рукописи УДК 101.1:316(043.3)

Кудринская Наталья Ивановна

Справедливость как социальный феномен и философская категория

Специальность 09.00.11 - социальная философия

автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

г ° иоя 2013

005540469

Санкт-Петербург 2013

005540469

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Научный руководитель:

доктор философских наук, доцент Кожурин Антон Яковлевич

профессор кафедры философии Российского государственного университета

им. А.И. Герцена

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Арефьев Михаил Анатольевич

заведующий кафедрой философии и культурологи Санкт-Петербургского государственного аграрного университета

кандидат философских наук, доцент Шестакова Ирина Григорьевна

заместитель заведующего кафедры философии Национального минерально-сырьевого университета «Горный»

Ведущая организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»

Защита состоится 27 декабря 2013 г. в 13:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.010.02 при Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова по адресу: 190005, Санкт-Петербург, 1-ая Красноармейская ул., д. 13, ауд. 401.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова по адресу: 190005, Санкт-Петербург, 1-ая Красноармейская ул., д. 1.

Автореферат разослан « _ 2013 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат философских наук

__.—~0. П. Семенов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В социально-философской мысли проблема справедливости занимает существенное место. В последние годы её принято рассматривать в качестве социального феномена и философской категории, затрагивающих практически все сферы общественной жизни. Во-первых, современные представления о справедливости являются значительной ценностью для анализа социальной действительности и решения вопросов об изменении общественных отношений. Объективный взгляд на различные явления жизни общества в качестве справедливых или несправедливых -это отображение политических, экономических, правовых, социальных и других условий, которые их вызвали. Во-вторых, категория справедливости - это вечная тема размышлений человека о смысле жизни с нравственно-этических позиций, поэтому актуальность проблемы справедливости с философской точки зрения является оборотной стороной ее вечности. В понятии «справедливость» заложен конкретный ценностный смысл для каждого поколения. Отметим, что интерес к проблеме справедливости значительно усиливается в эпоху социально-политических кризисов, когда происходит ломка сложившихся ценностей и традиций в духовном развитии человечества. Современную социальную ситуацию можно рассматривать в качестве очередного этапа переосмысления справедливости, имеющего свою специфику. В этой связи насущно необходимым становится рассмотрение проблемы справедливости с двух позиций - как социального феномена и философской категории.

Актуальность проблемы справедливости как социального феномена в российском обществе обусловлена, во-первых, необходимостью разработки теоретической модели справедливого социума с учетом онтологических, гносеологических, аксиологических и прагматических проблем бытия на фоне усугубления социально-экономического неравенства; во-вторых, практической значимостью, поскольку философский анализ ключевых оснований справедливости откроет перспективу проектирования и осуществления эффективной социальной политики в будущем; в-третьих, с каждым годом в современном российском обществе увеличивается необходимость переосмысления главных принципов учения о бытии, теории познания, аксиологии, объективности истины.

В связи с этим отметим, что проблема неравенства в российском обществе с каждым годом все больше обостряется, обнаруживая противоречия между принципами нравственности и свободы, либерализмом и демократией. Теоретически обосновано, что достижение социальной справедливости в обществе укрепляет «уверенность людей в преемственности их самоидентификации и в постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они действуют»1. Если в государстве преобладает идеология соци-

Szfraniec K. The Polish Systems Residue or the Question on the Role of the Countryside and the Peas-

3

альной справедливости, это способствует достижению полноценной жизнедеятельности граждан в условиях гуманного и справедливого общества. Однако трансформационные процессы в российском обществе не завершены, сопровождаются нивелированием существующих представлений о равенстве - неравенстве (справедливости - несправедливости) современной социальной реальности". Все это обусловило необходимость расширения идейно-концептуального поля исследуемой проблемы.

Актуальность проблемы справедливости как философской категории состоит, прежде всего, в доминировании духовных мотивов в историко-философской традиции, преобладании нравственных ценностей над материальными, вечных поисках смысла жизни. В настоящем исследовании для лучшего понимания категории «справедливость» в русской философской мысли представлен процесс формирования представлений о справедливости с позиций двух аспектов - диахронического и синхронического. Если диахроническая (рассмотрение понятия «справедливость» на различных этапах его исторического развития) трактовка справедливости достаточно известна, то понимание справедливости в синхроническом плане (современная интерпретация одновременно происходивших социально-политических и других событий относительно биполярного поля «справедливость - несправедливость») пока изучено недостаточно.

Актуальность темы настоящего исследования также обусловлена тем, что решение проблемы справедливости в качестве социального феномена и философской категории требует прогресса философской теории в целом, т.е. необходимо углубленное исследование некоторых фундаментальных оснований реализации принципов справедливости в современном обществе. Это связано с тем, что философские основания справедливости остаются неизменными, определяя сущность данного феномена с позиций онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии. Отметим, что современная философская мысль представлена, главным образом, работами, в которых феномен справедливости изучается с позиций правового или нравственно-этического аспектов. Вместе с тем нет исследований, посвященных осмыслению справедливости через призму философских оснований, за исключением научных работ советского периода, в которых философские основания справедливости рассматривались через идеологические клише прошлого века. В современной литературе укажем на работу «Социальная справедливость»

amry in the Process of Systematic Transformation// Polish Sociological Review. Vol. 3, 21)04. P. 21У-244.

Зорьки и В.Д. Философия права: прошлое настоящее и будущее// Философия права в начале XXI столетня через призму конституционализма и конституционной экономики. М.: Летний сад.2010. С.32

Г.М. Мунтяна'\ в которой онтологические основания справедливости рассматриваются через категорию меры и равенства.

С онтологической точки зрения справедливость традиционно понимается как бытийная упорядоченность и устроенность. В большинстве современных исследований справедливость трактуется в связи с категориями меры и равенства. Однако до настоящего времени эти онтологические основания справедливости не получали своей конкретизации, а именно: феномен справедливости не рассматривался как степень общественно-бытийного равновесия между свободой и ответственностью, правами и обязанностями, как пропорциональность, или «справедливое неравенство» между людьми разных способностей, прилежания и мотивации, т.е в контексте политико-правовой культуры.

В рамках гносеологии до сих пор не был представлен философский анализ справедливости как непознаваемой и познаваемой категории (трансцен-денция - симуляция). Также в современности отсутствует анализ понятия справедливости с точки зрения его ценностного содержания и практической реализации философских воззрений относительно данного феномена. Все вышеперечисленные проблемы мы решаем в настоящем исследовании.

Философский анализ идейно-концептуального поля справедливости с позиций наиболее значимых аспектов этого понятия связан, на наш взгляд, с достижением двух важных исследовательских целей. Во-первых, нужно реконструировать те аспекты понятия справедливости, которые так или иначе связаны с осмыслением сущности бытия (онтологические основания), процессом познания (гносеологические основания), понятием ценностей (аксиологические основания) и интересов (прагматические основания). Во-вторых, необходимо расширить идейно-концептуальное поле понятия справедливости, то есть определить наиболее оптимальную форму философского обоснования справедливости с учетом базовых представлений, сформировавшихся на разных этапах истории философской мысли и в контексте многозначной проблематики философских исследований. Интегративный подход к феномену справедливости с этих позиций наиболее оптимален в рамках социальной философии.

Степень разработанности проблемы. Первые попытки осмыслить специфику справедливости практически совпадают с ее возникновением в период Античности (Платон, Аристотель, Сократ). В основе понимания справедливости как философской категории, по нашему убеждению (основываясь на исследованиях А.А. Гусейнова4, В.В. Зеньковского^ и др.), - глубокие проти-

' Мунтян Г.М. Социальная справедливость: философские основания и формы понимания / Мунтян Геннадий Михайлович : дис. ... канд. филос. наук. Волгоград. 2009.

4 Гусейнов A.A. Свобода и справедливость: точки сопряжения ) A.A. Гусейнов // Ведомости НИИПЭ. Выи. 28: Свобода и/или справедливость / Ред. В.И. Бакштановский, H.H. Карнаухов. Тюмень: НИИГП, 2006. С. 17-83.

воречия между существующими интерпретациями справедливости в системах права и нравственности. Это связано с переходом от теоцентрической картины мира Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Ансельм Кен-терберийский, Пьер Абеляр), к антропоцентрическому пониманию идеи справедливости в Новое время (Н. Макиавелли, Т. Мор, Ж. Боден и др.).

С одной стороны, представители раннего либерализма (теория общественного договора в понимании Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо) пытались обосновать право индивида на свободу (принцип равной свободы Канта), а с другой - навязывали ему необходимость подчинения авторитарной власти («воля к власти» Ницше).

Немаловажную роль сыграли труды западных мыслителей при рассмотрении справедливости в политическом и правовом контекстах, обеспечивающих более целостное восприятие проблемы справедливости именно как философской категории (в теоретическом аспекте) или социального феномена (в практическом аспекте). В этой связи несомненный интерес представляют идеи Р. Дворкина, Р. Дарендорфа, Р. Нозика, А. Гевира, в которых переосмысливается идеально-типическая модель справедливости Дж. Роулза в либерально-демократических обществах. Подробный анализ критических взглядов на абстрактно-рационалистический подход к осмыслению проблемы справедливости Дж. Роулза дается в монографии Т.А. Алексеевой «Справедливость как политическая концепция: очерк современных западных дискуссий»6.

Также нельзя умалять значение научных изысканий О. Хеффе7, который впервые предлагает рецепцию современной справедливости как толерантности (социальная обязанность людей друг перед другом). Кроме того из современных исследований справедливости как социального феномена целесообразно выделить работы Г.Ш. Аитовой М.Л.Буровой ч, А.В.Сажина Р.К. Шамилевой", в которых проблема справедливости рассматривается в тесной связи с социальным неравенством.

5 Зеньковский В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. М.: Академический Проект, Раритет, 2001.

"Алексеева Т.А. Справедливость как политическая концепция: очерк современных западных дискуссий / Т.А. Алексеева. М.: Московский общественный научный фонд. 2001. ' Хеффе О. Справедливость: философское введение / О. Хеффе / Пер. с нем. О.В. Кильдюшо-ва. М.: Прогресс, 2007.

s Аитова Г.Ш. Новое в понимании справедливости в эпоху глобализации: социально-философский анализ / Аитова Гульнара Шайдулловна, Автореф. дис. кандидата философских наук. М„ 2011.

"Бурова МЛ. Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX -начала XX веков / Бурова Мария Леонидовна. Дис. ... канд. филое. наук. СПб., 2003. '"Сажин A.B. Социальная справедливость в российском обществе: социально-философский анализ / Сажин Александр Викторович. Автореф. дис. доктора философских наук. Краснодар, 2010. " Шамилева Р.К. Проблема справедливости в истории и современности: социально-философский аспект / Шамилева Роза Камилевна. Автореф. дис.... докт. филос. наук : 09.00.11. М, 2004.

Заслуживает отдельного внимания монография М.И. Козлова «Социальная справедливость в контексте русской традиции»12, посвященная исследованию идеи социальной справедливости в отечественной социальной философии середины XIX - XX веков. Также стоит отметить значение монографии Г.Ю.Канарша «Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация»'3, в которой справедливость рассматривается как социальная (распределительная) и этико-политическая категория. Кроме того здесь представлена попытка сравнительного анализа западных либеральных теорий справедливости, которые основываются на приоритете принципов равенства и свободы, и теорий этнокультурной (межкультурной) справедливости, предлагающих новую версию демократического общественного договора в условиях культурной неоднородности общества.

Следует указать на значительную роль для раскрытия сущности справедливости в настоящем исследовании трудов следующих ученых: М.С.Козловой, В.П.Котенко (анализ понятия научных и философских оснований); О.Д.Гаранина и А.И.Козлова (онтологические основания науки как ее объект и предмет); В.И.Стрельченко (соотношение теории познания с философским осмыслением справедливости); В.В.Тузова (справедливость как фактор устойчивости социальной системы), В.А.Кушелева, К.С.Пигрова, Ю.В.Пую, А.А.Грякалова, В.В.Балахонского (взаимосвязь категории справедливости с социумом); А.М.Орехова (обоснование справедливости как социального феномена); А.Я.Кожурина (понимание справедливости в истории философии); А.Маслоу (теория потребностей и ценностей); В.Г.Галушко, А.Г.Шабурова (справедливость как духовная ценность); Л.Ю.Пионткевича (справедливость как культурная и моральная ценность); М.С.Яницкого (справедливость как оценочная категория); И.Кучуради, Д.Гудинга (практическое применение категории «справедливость») и др.

Тем не менее, упомянутые выше работы рассматривают лишь отдельные аспекты всех проблемы, связанных с формированием справедливости как социального феномена и философской категории в отечественной философской мысли. Необходимость выбора темы диссертационного исследования обусловлена также тем, что проблема справедливости в социально-философском ракурсе является не до конца изученным процессом. Настоящее исследование восполняет существующие в проблемном поле социальной философии концептуальные и методологические пробелы.

Гипотеза исследования: справедливость - это не только и не столько социокультурное понятие, но реальное действие. Во многих сферах общест-

1: Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции / М.И. Козлов ; М-во образования и науки Рос. Фелерации, Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т». Архангельск, 2010 (КИРА).

" Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация / Г'.К). Канарш. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 2011.

венной жизни философская категория справедливости выступает в качестве разумно устроенного социума и как результат познавательной деятельности.

Концепция диссертационного исследования заключается в исследовании сущности справедливости путем выделения её главных составляющих -философских оснований, - поиск которых осуществляется в сфере человеческого познания через процесс обоснования. Изучение справедливости в контексте философских оснований придает ей объективность, трансформируя из области идеальной (мыслимой категории) в реальную (социальный акт, действие).

Теоретико-методологическая база исследования. В диссертационной работе автор опирается на фундаментальные категории и принципы социальной философии, которые в методологических аспектах основываются на системном подходе исследования социальных явлений. Применение данного подхода позволяет рассматривать эволюцию категории «справедливость» в рамках целостного исторического процесса на основе структурно-функционального анализа, определяя, таким образом, разнородные измерения этого процесса и скрепляющие их связи. Согласно такому анализу, в исследовании выявляются противоречия в понимании справедливости, разрешение которых требует поиска новых смысловых рецепций проблемы справедливости.

В связи с тем, что автор пытается определить особенности интерпретации справедливости в двух аспектах - как философской категории и социального феномена - в исследовании значительное место уделяется сравнительному анализу отечественной и западной традиций понимания справедливости (компаративистский подход).

В процессе поиска и обоснования теоретических истоков концепций справедливости, существующих в философской мысли, диссертант использует диалектический метод, составляющий методологическую основу исследования. Это позволяет увидеть единство исторических и логических аспектов проблемы справедливости в существовании двух противоположных сторон (тезис - антитезис) в исследуемой действительности. Противоречия, обязательно возникающие между этими сторонами, снимаются только посредством их синтеза. Это значит, что столкновение двух аспектов воплощения справедливости - философской категории формально-правового равенства и социальной идеи общего блага - всегда ведет к увеличению непонимания и расхождений во взглядах между сторонниками разных теорий интерпретации справедливости. Чтобы решить данное противоречие, необходим синтез, при котором принципы справедливости соответствуют социально-экономическим и культурно-историческим особенностям развития сообществ в ходе исторического процесса.

Цель диссертационного исследования - проанализировать проблему справедливости с позиций ее понимания как социального феномена и философской категории, реконструировать философско-мировоззренческие осно-

вания справедливости. Для достижения поставленной цели в настоящем исследовании ставятся следующие задачи.

1. Проследить историю происхождения и развития философских представлений о справедливости от Античности до Нового времени.

2. Рассмотреть особенности осмысления справедливости как социального феномена в философии Новейшего времени.

3. Выявить фундаментальные онтологические основания справедливости.

4. Определить гносеологические аспекты феномена справедливости.

5. Выявить ценностные основания справедливости.

6. Определить прагматические аспекты справедливости как философской категории на современном этапе развития философской мысли.

Объектом исследования являются представления о справедливости в истории философской мысли (от истоков до современности); предметом исследования выступает проблема справедливости как социального феномена и философской категории, исходящая из анализа философских оснований справедливого общественного устройства.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Происхождение идеи справедливости и ее развитие на протяжении основных исторических этапов философской мысли связано с обоснованием этого понятия как социального феномена. Общие представления о справедливости в трудах философов Античности, Средневековья и Нового времени можно сравнить с колебаниями маятника, так как в ходе истории постоянно наблюдались переходы от одной крайности в другую, воплощая в сущности бытия такие антиномии, как воля - власть, индивидуальное - коллективное, справедливое - несправедливое.

2. Дискуссии о справедливости осуществлялись в пространстве между социально-правовым и нравственным аспектом. В течение истории наблюдается закономерная последовательность в их чередовании: в период Античности и Нового времени приоритет - за правовым подходом, в эпоху Средневековья и Новейшего времени опять происходит смещение в сторону аксиологического подхода.

3. На современном этапе центральная проблема справедливости лежит в социальной плоскости и ее основным вопросом является соответствие качества реальных отношений между людьми социальному качеству или сущности социального, решение которых в различные исторические периоды колебалось между справедливостью как идеалом человеческих отношений и соглашением между людьми. Решение этого вопроса требует анализа соответствия аксиологического аспекта онтологическому, а поэтому проблемное поле справедливости представляет собой рассмотрение меры соответствия реального социального отношения сущности социального.

4. Онтологические основания идеи справедливости состоят в условиях достижения равновесия, с одной стороны, между общественной значимостью

и гарантированной бытийной свободой индивидуального поведения, а с другой - между мерой такой свободы и мерой ответственности субъекта. Фундаментальное онтологическое основание справедливости целесообразно рассматривать не как равенство, а как пропорциональность, формулируя при этом категорию «справедливого неравенства» между людьми разных способностей, прилежания и мотивации.

5. Смена основных исторических эпох отмечена эволюцией понимания справедливости от непознаваемости к познаваемости, или от трансценденции к симуляции. На современном этапе развития философской мысли феномен справедливости - это не только социокультурное понятие, но и реальное действие. Модель анализа категории справедливости составляет уровневую структуру: на первом уровне располагаются идеалистические факторы, затем следуют содержательные (регулятивные структуры), и верхний уровень составляют функциональные факторы, на которые возложена функция конструирования для решения проблем справедливости.

6. Аксиологическими основаниями в общефилософском плане выступает структурированная ценностная или иерархическая шкала категорий, с учетом которых формируются ценности и антиценности, идеалы и антиидеалы. Анализ понятия справедливости с точки зрения его ценностного содержания позволяет выявить два аспекта аксиологии справедливости - индивидуальный и социальный. Иначе говоря, справедливость есть ценность в большей степени либо для индивида, либо для социума. Категория справедливости в рамках социума ценна, однако не является вершиной ценностной шкалы, так как служит для достижения высшей ценности. Категория справедливости в рамках мировоззрения личности становится ценностью-императивом, основой и критерием иных ценностных категорий.

7. Философские системы направлены не только на теоретическое обоснование категории «справедливость», но и на реализацию своих воззрений на практике. Основным методом реализации справедливости является трансляция ее от одного человека к другому. Средствами трансляции служат: обучение принципам справедливости, собственный пример, стимулирование собственного понимания нравственности и справедливости. Гарантом поддержания чувства справедливости становятся: окружение, разделяющее чувство справедливости, подчинение идеологии церкви или государства.

8. Решение антиномии «справедливость - несправедливость» осуществляется посредством диалектического синтеза, при котором принципы справедливости вступают в зависимость от социально-экономических и культурно-исторических особенностей развития сообществ в ходе истории. Без учета этого трудно осуществить трансформацию философской категории.«справедливость» в сферу социального, т.е. практически невозможно осуществить переход исследуемой проблемы из мыслимой категории в реальный акт, действие.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертанту удалось по-новому сформулировать и представить свой вариант решения важного теоретико-методологического проблемного поля справедливости посредством выявления фундаментальных философских оснований исследуемого феномена.

Научная новизна конкретизирована в следующих наиболее значимых результатах исследования:

1. Концептуально рассмотрен путь от теории справедливости к способу воплощения принципов справедливости в различные исторические периоды. Доказано теоретическая несостоятельность утверждений о справедливости лишь как всеобщем благе или сохранении личностных интересов.

2. Выделены и проанализированы два подхода к пониманию феномена справедливости - социально-правовой и нравственный.

4. Предложена концепция анализа концепта справедливости, в основе которой лежит принцип единства онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии.

5. Выявлены фундаментальные онтологические основания справедливости. В частности, обоснована ценность справедливости как идеала, доказан диалектичный характер справедливости, определено взаимоотношение равенства и пропорциональности в понимании исследуемого феномена.

6. Теоретически обоснован механизм осуществления трансляции философской категории «справедливость» в сферу социального, т.е. обеспечения перехода справедливости из мыслимой категории в реальный акт, действие.

7. Определены гносеологические основания справедливости, устанавливающие соотношение модели разума и результата познавательной деятельности. В частности, разработана модель выявления гносеологических аспектов справедливости, сочетающая в своей структуре комплекс содержательных, идеальных и функциональных факторов; представлена интерпретация категории справедливости в аспектах познаваемости и достижимости.

8. Обоснован иерархический характер аксиологических оснований категории справедливости и показано место справедливости в системе ценностей современного человека.

9. Вскрыты философские основания практических аспектов справедливости и обоснована мысль о том, что сегодня представляется сложным утверждение идеи справедливости на практике, в силу противоречий между самой концепцией справедливости и наличием механизма ее реализации.

Теоретическая значимость диссертации состоит в обосновании различных трактовок осмысления справедливости с позиций классической философской мысли и современной западной социально-философской теории, что в перспективе позволит разработать методику комплексного исследования проблемы справедливости как социального феномена и философской категории. Кроме того теоретическую ценность представляет авторский подход к анализу представлений о справедливости на онтологическом, гносеоло-

гическом, аксиологическом и прагматическом уровнях, в частности, через интересы индивидов и социальных групп.

Практическое применение основных идей и положений исследования возможно в следующих направлениях:

1. В научно-методической работе социальной философии, философии справедливости, философии ценностей и других областях социально-философского знания.

2. При разработке социологических исследований, ориентированных на выявление интересов индивидов и социальных групп с целью реализации принципов социальной справедливости.

3. При разработке и чтении курсов по философским проблемам теоретического обоснования проблемы справедливости и формирования социальной справедливости.

4. В контексте исследования особенностей реализации социальной справедливости в российском современном обществе с учетом западных моделей справедливости.

Основные выводы диссертации могут быть использованы в качестве методологического материала для дальнейших исследований проблемы справедливости в условиях современных модернизационных преобразований образовательной системы.

Апробация результатов исследования. Апробация основных теоретических положений, полученных в ходе исследования, проходила на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе и международных, на которых диссертант выступал с докладами и сообщениями: Международной научной конференции «Человек-объект и субъект глобальных процессов», проведенной в Санкт-Петербурге 15-17 ноября 2009 года в рамках «Дней Петербургской философии 2009», VII Всероссийской научной конференции «Информатизация. Коммуникация. Общество» 28-29 января 2010 года на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 63-й Научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава университета 2010 года, проходившей в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Научной конференции «Глобализация и проблемы мира: российский проект» (СПб, Военмех) 19-20 ноября 2010 года, Научно-практической конференции «Российская цивилизация: социальная теория и практическая философия», состоявшееся на факультете философии и политологии СПбГУ в рамках « Дней Петербургской философии 2010», VIII Всероссийской научной конференции «Информатизация. Коммуникация. Общество» 27-28 января 2011 года на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Международной научной конференции ««Философия и образование в современном мире», проведенной в Санкт-Петербурге 15-17 ноября 2012 года в рамках «Дней Петербургской философии 2012», X Всероссийской научной конференции ИКО «Взаимодействие поколений: проблемы, конфликты, возможности» 24-25 января 2013 года на базе СПбГТУ «ЛЭТИ».

Структура и объем работы отражают логику, содержание научного поиска и результаты исследования. Диссертация включает введение, две главы, содержащие шесть параграфов, заключение и список использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 174 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, характеризуется степень ее разработанности, формулируется концепция диссертации, представляется теоретико-методологическая база исследования, определяются цель и задачи исследования, формулируется научная новизна, практическая и теоретическая значимость диссертационной работы.

В первой главе «Справедливость как социальный феномен» рассматривается возникновение, происхождение, становление категории «справедливость» как социального феномена; выявляются предпосылки образования новых требований справедливости на современном этапе.

В первом параграфе исследования «Происхождение идеи справедливости и ее развитие в эпоху Античности, Средневековья и Нового времени» диссертант рассматривает основные этапы развития идеи справедливости в социально-философском наследии представителей с эпохи Античности до современности в условиях единого социального пространства.

Через всю историю научной мысли справедливость понимается в тесной связи с правом, поскольку в формальном смысле выступает как сущностное свойство права. Так, все интерпретации понятия справедливость в западной культуре показывают концентрацию вокруг юридически-правовых смыслов (от лат. - справедливость). Применение философского учения к спра-

ведливости связано с наследием древнегреческих философов, в котором мир социальных норм и оценок представлялся в гармоничном единстве с миром природы.

В ходе сравнительного анализа исторической и философской эволюции идеи справедливости мы выявили две традиции ее философской и социально-политической интерпретации. А именно:

1. Справедливость как доминирование общего социального блага над индивидуальным.

2. Справедливость как приоритет личностного блага над социальным.

Проанализировав взгляды Платона и Аристотеля на проблему справедливости, мы можем отметить, что эти философы по-разному представляют идею идеального государства, не смотря на общую общественную цель - достижение блага и справедливости. Так, у Платона все идеи подчинены целостной концепции бытия, суть которой есть всеобщее благо. Аристотель, наоборот, требует относительного, а не абсолютного доминирования целого над частями. В этом плане Аристотель выступает за сохранение личных интересов в государстве, в котором счастье каждого гражданина является идеальным социальным благом для всего государства.

При рассмотрении средневековой философии следует отметить тенденцию трактовок справедливости в неразрывном единстве с правом, исходящим от периода Античности. Главная новация в понимании справедливости в средневековой философии, на наш взгляд, заключается в представлении о том, что источником справедливости является божественная воля, исходящая от единого Бога. Первоначальное христианское понимание порядка в значительной степени воспроизводило содержание, которое вкладывалось античными мыслителями в понятие «гармония» (Аврелий Августин, Фома Аквин-ский). В отличие от Августина, который обуславливал государство и его законы исторической необходимостью, зависимой от первородного греха, Фома, следуя за Аристотелем, видит в государстве природную необходимость бытия человека.

Также значительный вклад в понимание справедливости в отношении воли и поступка внесли мыслители средневековья в период ранней схоластики рубежа IX и X веков (Ансельм Кентерберийский и Пьер Абеляр). Обобщая понимание справедливости в христианском моральном учении средневековых философов, мы приходим к выводу, что справедливость считается одной из основных моральных добродетелей, требующей определенной сбалансированности в учете интересов различных лиц и групп.

Эпоха Нового времени характеризуется отвержением церковно-догматических обоснований учения о праве в силу рассмотрения последнего в тесной связи с человеческой природой (Н. Макиавелли, Т. Мор, Ж. Боден). Главная идея большинства философов Нового времени заключается в том, что справедливость является объектом соглашения (теории общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо). На наш взгляд, теории общественного договора отделяют государство как политико-правовой институт от общества, а также объявляют его созданием воли людей, то есть понимают справедливость в тесной зависимости от воли человека. Таким образом, теория договора допускает различные политические взгляды, однако требует одного обязательного условия - признания важности согласия индивидов с нормами, которые будут ограничивать их внутреннюю свободу.

Особое внимание в рамках исследования уделяется концепции справедливости Ницше, основанной на примате человеческой воли. Анализ ключевых концептов метафизики Ницше показывает, что установление справедливости предполагает доминирование личностных, а не коллективных интересов, в отличие от идеологии социализма, сторонники которой в начале XX века пытались во имя справедливости сделать всех людей равными, независимо от их потребностей, способностей, места в социуме, насильственно распределив материальные блага.

Заканчивая разговор о понимании справедливости в периоды Античности, Средневековья и Нового времени, отметим диалектичность социально-философской мысли, которую можно сравнить с колебаниями маятника, т.е. постоянными переходами от одной крайности в другую:

воля <-» власть, индивидуальное <-» коллективное, справедливое«-» несправедливое.

Второй параграф «Осмысление социального феномена справедливости в Новейшей философии» посвящен исследованию справедливости как социального феномена на примере идеологических моделей справедливого общества в отечественных и западных теориях философской мысли. В этой связи выделяются несколько подходов к пониманию критериев и путей достижения справедливости в системе социальных связей и отношений. Их сущность заключается в разделении права и нравственности как имманентной, то есть идущей от самого человека, правды.

Таким образом, справедливость рассматривается во взаимоотношениях с нравственной и правовой истиной, в поиске разрешения противоречия между различными трактовками справедливости в системах права и нравственности (H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, П.А. Кропоткин, B.C. Соловьев, Г.В. Фло-ровский, СЛ. Франк). В итоге разрешение противоречия между правом и нравственностью видится в возвышении одной из сторон: либо права (И.А. Ильин), либо нравственности (B.C. Соловьев), либо путем провозглашения принципа дополнительности с утверждением самостоятельности каждого из этих начал (Б.Н. Чичерин).

При рассмотрении русской традиции понимания справедливости обнаруживаются две стороны интерпретации исследуемой проблемы:

1. Утилитарный смысл справедливости, подразумевающий упорядочивание общественных отношений в государстве и нивелирующий понятие о собственной ценности справедливости (И.А. Ильин);

2. Справедливость в парадигме христианской философии, в антиномии права и морали, законничества и благодати (H.A. Бердяев).

С точки зрения представителей западной теории философской мысли справедливость рассматривается в контексте наиболее значимых политических ценностей. Если классический либерализм делал акцент на свободе и равенстве, оставляя справедливость на усмотрение социально-коммунистическим теориям, то современный либерализм ставит справедливость рядом с ценностью свободы. В этом плане наиболее показательна теория Дж. Роулза, предлагающая идеально-типическую модель справедливости в либерально-демократических обществах.

В исследовании обозначены три современных подхода к проблеме справедливости при отсутствии общей формулировки этого понятия.

1. Утилитарный подход: общественное благо приоритетно над правом (Д. Юм, И. Бентам, Д.С. Милль, Р. Брандт, Дж. Смарт).

2. Деонтологический: право - основа формирования общего блага. Проблема долга перед обществом, людьми - это нравственная форма проявления социальной необходимости (Дж. Роулз, Р. Нозик, Р. Дворкин).

3. Религиозный, частично заключающий в себе общеполезные нормы взаимоотношений людей.

Дальнейшее развитие «дискурса справедливости» в контексте западных теорий обусловлено, с одной стороны, пониманием проблемы справедливости как социальной обязанности, нравственной идеи права и государства (О. Хеффе), а с другой - обоснованием неотъемлемых права отдельной личности (Дж. Роулз).

Таким образом, анализ исторического изменения представлений людей о справедливости в различные эпохи приводит к выводу, что самая тесная зависимость категории справедливости от всей системы социально-экономических отношений обязывает выделить два аспекта - социально-правовой и нравственный. И хотя справедливость включает в себя экономический, политический, правовой аспекты, различия между ними отнюдь не абсолютны и относятся больше к конкретным сферам применения.

Во II главе «Справедливость как философская категория» определяется сущность научных и философских оснований вообще, формулируется проблемное поле справедливости с учетом базовой градации философского знания на онтологию, гносеологию, аксиологию и праксиологию, исследуется вопрос достижимости (познаваемости) справедливости в человеческом обществе. Если справедливость познаваема, она не должна быть областью философских категорий формально-правового равенства. Если непознаваема, то возникает необходимость поиска оптимальных форм ее воплощения в жизнь, т.е. происходит актуализация философских оснований справедливости с учетом базовой модели градации философского знания на онтологию, гносеологию, аксиологию и праксиологию. Проблемное поле справедливости в данной главе представляет собой рассмотрение меры соответствия реального социального отношения сущности социального.

В первом параграфе «Онтологические основания справедливости» определяется сущность объективного и субъективного характера онтологии справедливости, обозначаются основные механизмы и условия реализации идеалов справедливости, выделяются онтологические основания исследуемого феномена.

По сути, сама идея справедливости как соблюдение естественных прав человека генерируется под воздействием развития материально-бытийных отношений; так же онтологически стимулируемой является историческая эволюция осмысления оснований дифференцирования справедливого и несправедливого. Примечательно, что формируемые человечеством идеалы справедливости способны превращаться в реальные ценностные регулятивы лишь настолько, насколько они выявляют свою общественно-бытийную релевантность, то есть своевременность и уместность.

Необходимо признать, что такой подход не всегда получает одобрение исследователей, рассматривающих данную проблему. Например, в понимании Дж. Роулза справедливость предстает преимущественно в своем распре-

делительном значении, как «обеспечение для каждого гарантированной минимальной части социальных благ» и предоставление возможностей на равной правовой основе участвовать в их распределении.

Онтологические фундаменты понимания справедливости в общем контексте конкретных культурно-исторических содержательных модификаций заключаются в осознании условий достижения равновесия, с одной стороны, между общественной значимостью и гарантированной бытийной свободой индивидуального поведения, а из другой - между мерой свободы и мерой ответственности субъекта. В целом стремление к общественному равновесию (балансу свободы и ответственности, прав и обязанностей, индивидуальных и коллективных интересов, между общественно полезным трудом и вознаграждением, реальными заслугами и мерой общественного признания и т.п.) можно считать тем общим содержанием справедливости, которое в каждом культурно-бытийном контексте добывает свою соответствующую конкретизацию.

История философии справедливости направлена в сторону повышения степени общественно-бытийного равновесия, которое можно считать онтологической основой жизнеспособности форм организации и упорядочивания человеческих взаимоотношений.

Анализ путей от теории справедливости к способу воплощения принципов данной теории в реальной истории человечества приводит нас к пониманию справедливости как особой формы «диалектического противоречия»: с одной стороны, она проявляет себя как равенство в своем первичном, изначальном основании, а с другой - в своих конкретных формах проявления чаще всего бывает неравенством. Таким образом, мы приходим к противоречивому пониманию принципа равенства. С одной стороны, равенство выступает неявной посылкой достижения справедливости. А с другой - становится препятствием, которое придется обходить на пути к справедливости. Другими словами это можно сформулировать так: равенство очевиднее справедливости, но далеко не всякое равенство означает справедливость.

Перед современным обществом поставлен онтологический выбор: или усугублять процессы дисбаланса в человеческой цивилизации, или способствовать установлению справедливого равновесия индивидуальных прав и свобод, которое, на наш взгляд, должно способствовать дальнейшему развитию человечества в значительно большей мере, чем любая «несправедливость ради прогресса».

Заканчивая разговор об онтологических основаниях справедливости, можем сказать, что если индивиды и внешние условия являются равными, то отношение к ним должно быть одинаковое; когда же наоборот - неравное. Это закономерно выплывает из познания объективно существующей общественно-правовой и социальной действительности. То, что с равными должно быть и равное обхождение, в качестве онтологического основания справедливости может применяться лишь в сочетании с тем утверждением, что с неравными должно быть неравное обхождение. При этом нужно учитывать, что

неотъемлемой составляющей принципа равенства в социуме является положение о том, что ко всем субъектам должно быть неодинаковое отношение (справедливое неравенство).

Второй параграф «Гносеологические аспекты справедливости» посвящен поиску и определению точек соприкосновения философских оснований справедливости с теорией познания.

Мы предполагаем, что все аспекты понятия справедливости были изначально даны в синтетическом виде. Такое положение вещей встречается, прежде всего, в платонизме, характерной особенностью которого в этом плане можно назвать невозможность методологического разложения единого понятия справедливости по различным направлениям. В целом рассуждения о гносеологических аспектах справедливости были сведены к мысли о том, что человек не должен стремиться к пониманию или познанию справедливости, так как в хорошем государстве она дана всем гражданам априори и по праву рождения. В ходе истории наблюдается эволюция трактовок справедливости от мифологических блаженных до познаваемых представлений о справедливости (от непознаваемости до познаваемости).

Исследуя справедливость как социальный феномен, мы выделяем социальную философию справедливости как основное направление гносеологических аспектов справедливости. Следуя такому подходу, справедливость представляет собой идею, согласно которой должно устраиваться человеческое общежитие.

В качестве основы для определения гносеологических аспектов мы проводим сравнительный анализ либеральной и марксистской теорий справедливости, позволяющий проследить изменение качества идеи всеобщей справедливости с целью понимания ее гносеологических оснований.

Так, представитель либеральной теории философии справедливости Рональд Дворкин выделяет две когнитивные модели гносеологического понимания справедливости:

Натуралистическая модель, которая описывает справедливость как объективную моральную реальность. Таким образом, данный гносеологический аспект утверждает о том, что люди, государство и общества не создают теорию справедливости, а просто «открывают» ее.

Конструктивная модель, формирующая представление о гносеологических аспектах справедливости как о тех целях, которые общество стремится создать или сконструировать.

В рамках концепции социальной справедливости Дж. Роулза справедливость рассматривается как «исходное положение», в которое помещены изначально свободные и равные граждане, способные строить справедливое общество. В качестве основы для формирования модели Роулз использует довольно популярный метод «максимина», то есть «максимизация минимума». Философ утверждает, что, применяя принцип к справедливости, можно проводить анализ возможных альтернатив по их худшим последствиям. Таким

образом, Дж. Роулз формирует принцип деонтологичеекого либерализма, направленного на возможность создания институциональной структуры общества и определения ориентиров общего блага его граждан на базе основополагающих принципов социальной справедливости, которые рассматриваются как вытекающие из имманентной природы деятельности субъекта, наделенного даром рациональности.

В коммунистическом же обществе идея высшей справедливости может вступать в конфликт с субъектным правом только на уровне бытовом, то есть последнее не институализировано. Здесь власть политическая полностью превалирует над возможностями, которые дает исключительное право на распределение материальных благ. Это замкнутое общество, резко очерченное своими границами, понимает справедливость только как сущность, имманентную ему самому.

Таким образом, если во времена традиционного общества (и даже общества «коммунистического») идея справедливости обуславливалась неким трансцендентным началом, то в постиндустриальную эпоху она является произведением коллективных усилий меньшинства, наделенного исключительными материальными благами.

Широкое согласие по вопросу справедливости - в понимании этого понятия как признака здоровья общества и государства, одного из условий нормального функционирования демократических институтов. По нашему мнению, все гносеологические аспекты справедливости можно рассматривать как содержательные, идеальные и функциональные факторы. Таким образом, в данной модели могут быть объединены теории всех философов, рассмотренных в данном разделе. На первом уровне, основополагающем, могут располагаться идеалистические теории, затем следуют содержательные как те, которые и управляют нашим обществом в данный момент. Верхушкой модели будут являться функциональные аспекты как те, которые могут конструироваться для решения проблем справедливости.

Первое применение данной модели выражается в представлении о том, что является справедливым, которое, безусловно, имеет значение лишь в контексте конкретной культуры.

Второе использование данной модели справедливости касается ее социального предназначения, роли, которую то или иное представление о ней играет в обществе.

Результаты сравнительно-дискусионного исследования гносеологических оснований справедливости представлены в таблице 1, отражающей в схематической форме разные взгляды на идею справедливости, ее познаваемость и достижимость.

Табл. ]. Интерпретация категории справедливости в аспектах познаваемости и достижим ости

Справедливость как трансценден-ция (непознаваема) Справедливость как симуляция (познаваема)

Достижима Недостижима Достижима Недостижима

1. Классический коммунизм. 2. Либеральная демократия. 1. Платоническое идеальное государство. 2. Христианская высшая справедливость. 3. Государства утопии социалистов- просветителей. 1. Деятельность ТНК. 2. Массовая культура. 1. Разнообразные типы частных идеологических конструкций (марксистская, националистическая, постколониальная, феминистская и др.)

В третьем параграфе «Аксиологические основания справедливости»

осуществляется анализ справедливости с позиций ее понимания как высшей ценности, выявляется причина ее вхождения в иерархию ценностей, анализируется и классифицируется понимание справедливости и ее условная ценность в различных эпохах и типах культуры, делается попытка осмысления ценности справедливости для современного человека.

Аксиологическим основанием справедливости выступает структурированная ценностная или иерархическая шкала категорий, которая позволит сформировать идеалы и антиидеалы, ценности и антиценности, а также определить приоритеты осмысления проблемы справедливости на современном этапе. Мы предполагаем, что ценность справедливости тесно связана с пониманием другой ценности - личности как отдельного индивида.

Справедливость как ценность предстает в разных формах: и как абсолютная моральная ценность, и как относительная, историческая, и общечеловеческая. В ходе анализа понятия справедливости с точки зрения его ценностного содержания в рамках различных периодов и воззрений мы выявляем две ярко выраженные позиции:

1. Категория «справедливость» ценна в большей степени в рамках социума.

2. Категория «справедливость» относится в большей степени к личностному пространству и может быть ценностью или антиценностью для конкретного индивида.

Стоит подчеркнуть следующее: категория справедливости в рамках социума ценна, но не является вершиной ценностной шкалы, а служит для достижения высшей ценности. Категория справедливости в рамках мировоззре-

ния личности становится ценностью-императивом, основой и критерием иных ценностных категорий.

Уточняя вышесказанное, отметим следующее соотношение аксиологических аспектов справедливости, характерное для истории философской мысли. Во-первых, категория справедливости тяготеет к размещению либо в социальном, либо в индивидуальном континууме. Подобное отношение к справедливости связано с приоритетной ценностью социума или личности, то есть с социоцентрическим или антропоцентрическим мировоззрением. Во-вторых, в случае принадлежности категории справедливости к социальному континууму она имеет безусловную, но не абсолютную ценность, являясь средством достижения высших социальных ценностей («добра», «блага»). В случае принадлежности справедливости к личностному континууму она становится либо высшей ценностью, с помощью которой человек творит мир и взаимодействует с другими, либо антиценностью, сравнимой с жаждой мести.

При определении места справедливости в аксиологической иерархии для нас наиболее показательна теория потребностей и ценностей А. Маслоу, выраженная в пирамиде потребностей среднестатистического человека. По мере удовлетворения низлежащих потребностей актуапизуются потребности более высокого уровня, хотя это совсем не означает, что место предыдущей потребности занимает новая только в том случае, когда прежняя удовлетворена полностью.

Учитывая соотношения между блоками потребностей и блоками ценностей, можно сказать, что место справедливости как ценности находится в третьем блоке, связанном с взаимоотношением между людьми, что является довольно высоким положением в ценностной шкале. Если же обратиться к анализу ценностной шкалы исключительно ценностей бытия, то иерархическое место справедливости станет едва ли не приоритетным.

Ценность справедливости для современного человека актуальна и должна формироваться в процессе социализации ребенка, поскольку современное общество, считая справедливость ценностью, тем не менее утратило механизмы ее достижения. Следовательно, укоренение в общественном сознании ценности категории справедливость зависит от наличия последней в сознании индивида.

Четвертый параграф «Прагматические аспекты справедливости» посвящен рассмотрению способов реализации справедливости в различных философских учениях, анализу данных способов в качестве прагматических оснований справедливости для современного общества, то есть рассмотрению категории справедливости не только и не столько в теоретическом плане, но и относительно ее применения на практике.

Справедливость как социально-нравственная категория с древних времен на практике получила особый статус регулятора общественных отношений.

Прагматические аспекты категории «справедливость» недопустимо рассматривать в контексте исключительно философии. В данном случае мы об-

ращаемся к метапонятию, находящемуся на грани таких наук, как философия, психология, педагогика, социология, культурология.

Следует также напомнить следующий факт: мы сознательно исключили юридический аспект понятия «справедливость» в силу того, что справедливость в данном случае не является категорией, а становится отработанным процессом и понимается исключительно в рамках реализации системы законов. Справедливость рассматривается как категория философского континуума, что предполагает многоплановость и многогранность ее толкования и реализации, некоторую идеализацию понятия, а также изначальную концентрацию на глобальном понимании проблемы.

В результате проведенного в работе герменевтического анализа историко-философской мысли, посвященной дискуссии об основаниях справедливости, мы уже сделали вывод, что проблема справедливости с древних времен и до наших дней являлась предметом исследования различных философов и важной категорией философии в целом. На каждом этапе развития общества и в рамках каждого типа культуры она имела свои стандарты и особенности как в теоретическом, так и практическом плане.

В первобытно-общинном строе мы можем наблюдать справедливость исключительно как праксиологическую категорию, у которой, несмотря на отсутствие теоретического базиса, имелось практическое применение. В понимании Платона справедливость выступает как интуитивное чувство, присущее идеальному правителю по определению. Исходя из его стремления осуществить теоретические изыскания на практике, можно утверждать, что чувство справедливости, равно как и остальные моральные качества философа на троне, должны быть сформированы.

Философия Средневековья рассматривает категорию «справедливость» в рамках теоцентрической картины мира. Если в теории философии справедливость является атрибутом Бога, и Бог воздает каждому то, что тот заслуживает, то в рамках праксиологии категория «справедливость» принадлежит как небесному, так и земному миру. Следовательно, реализация справедливости в реальном мире должна исходить от личности и представлять данную дефиницию как неизменное и постоянное предоставление каждому своего, того, что он заслуживает (Фома Аквинский).

Исходя из вышесказанного, мы в очередной раз возвращаемся к тому, что истоки справедливости оказываются связанными с личностью.

Новое время представило иные формы праксиологических аспектов справедливости. В теории философии справедливость принадлежит в первую очередь индивидууму, его сознанию и мировоззрению. Однако для праксиологии данного периода характерно утверждение категории «справедливость» главным образом в рамках социума. Источником справедливости является личность, но реализатором - общество. В данном плане наиболее показательна концепция общественного договора Т. Гоббса, согласно которой государство как сплоченное коллективное сознание отслеживает реализацию спра-

ведливости, закрепленную с помощью описанных норм. Подобные прагматические аспекты категории «справедливость» характерны в большей степени для права, а не для философии, поэтому они реализовывались в рамках английской правовой системы Нового времени.

Для обоснования справедливости как практической категории немаловажную роль сыграл метод И. Канта. Это диалог, провоцирование поисков собственного мнения и решения, побуждение достижения и становления категорического императива, но не навязывание его. Отсюда мы приходим к выводу, что основным методом реализации справедливости является трансляция ее от одного человека к другому. Вспомогательными средствами трансляции служат: обучение принципам справедливости, собственный пример, стимулирование собственного понимания нравственности и справедливости.

Справедливость как мировоззренческая ценность поддерживается на протяжении жизни индивида с помощью окружения, признающего ценность категории «справедливость». Данным окружением может быть как локальный социум, так и глобальные институты (церковь или государство).

В заключении обобщены основные результаты диссертационного исследования. Здесь нужно отметить, что каждый из выделенных нами этапов в истории философии представляет своеобразный подход к решению исследуемой проблемы. Следует подчеркнуть, что понимание справедливости как философской категории и социального феномена связано с особенностями мировоззренческой картины на отдельных этапах развития философской мысли и обусловлено онтологическими, гносеологическими, аксиологическими и прагматическими основаниями. Можно сказать, что в рамках исследования отечественной и западной традиции понимания справедливости накоплен богатый духовный потенциал, к истокам которого следует обращаться в целях переосмысления проблемы справедливости соответственно меняющимся запросам современности.

Основные положения диссертации представлены в следующих публикациях автора: Статьи в периодических научных изданиях, входящих в «Перечень», рекомендованный ВАК

1. Кудринская Н.И. В поисках онтологических оснований справедливости // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на северном Кавказе.-2011,- № 1,- 0,4 п.л.

2. Кудринская Н.И. Идеи справедливого государственного устройства в творчестве И.А. Ильина // Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ,- 2011.- № 6,- 0,3 п.л.

3. Кудринская Н.И. Онтологические основания справедливости в разных типах мировоззрений // Вестник Орловского государственного университета,- 2011-.JV« 3.-0,5 п.л.

4. Кудринская Н.И. Проблема справедливого правления // Научное мнение.-2011,-№2,- 0,3 п.л.

5. Кудринская Н.И. Гносеологические аспекты справедливости // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. - 2012,- № 1,- 1,0 п.л.

6. Кудринская Н.И. Аксиологические основания справедливости // Философия и культура,- 2012-. № 1. - 0,7 п.л.

7. Кудринская Н.И. Анализ онтологии справедливости // Научное мнение. -2012,-№ 1.- 0,7 п.л.

8. Кудринская Н.И. Прагматические аспекты справедливости // Вестник университета Московской области.- 2012.-№3 - 0,5 п.л.

В других изданиях

1. Кудринская Н.И. Справедливость как условие развития социальных систем в условиях глобализации (исторические истоки) // VII Всероссийская научная конференция «Информатизация. Коммуникация. Общество» 28-29 января 2010 года: сборник научных трудов.- СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ»,- 2010.0,2 п.л.

2. Кудринская Н.И. Тузов В.В. Справедливость как фактор устойчивости социальной системы // 63-я научно-технической конференция профессорско-преподавательского состава университета 2010 года: сборник научных трудов,- СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010,- 0,3 п.л.

3. Кудринская Н.И. Юридическая ответственность как условие справедливого государственного устройства российского общества // Конференция «Глобализация и проблемы мира: российский проект» 19-20 ноября 2010 года: сборник научных трудов,- СПб: « ВОЕНМЕХ»,- 2010. - 0,3 п.л.

4. Кудринская Н.И. Проблема справедливости в научном наследии И.А. Ильина // VIII Всероссийская научная конференция «Информатизация. Коммуникация. Общество» 27-28 января 2011 года: сборник научных трудов-СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2011.- 0,2 п.л.

Компьютерный набор и верстка Н.И. Кудринская

Подписано в печать 29.10.2013. Формат 60x84/16. Печать трафаретная. Бумага документная. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ М> 143 Балтийский государственный технический университет

Типография БГТУ 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д. 1

1

'■" / *

 

Текст диссертации на тему "Справедливость как социальный феномен и философская категория"

04201454182

На правах рукописи

КУДРИНСКАЯ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

09.00.11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель, доктор философских наук, профессор Кожурин А.Я

Санкт-Петербург 2013

) I

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................4

Глава I. Справедливость как социальный феномен........................................20

1.1. Происхождение идеи справедливости и ее развитие в эпоху Античности, Средневековья и Нового времени............................................................................20

1.2. Осмысление социального феномена справедливости в Новейшей философии...........................................................................................................................43

Глава II. Справедливость как философская категория..................................55

2.1. Онтологические основания справедливости..................................................57

2.2. Гносеологические аспекты справедливости..................................................74

2.3. Аксиологические основания справедливости..............................................96

2.4. Прагматические аспекты справедливости.....................................................120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................152

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................158

t

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В социально-философской мысли проблема справедливости занимает существенное место. В последние годы её принято рассматривать в качестве социального феномена и философской категории, затрагивающих практически все сферы общественной жизни. Во-первых, современные представления о справедливости представляют собой ценность для анализа социальной действительности и решения вопросов об изменении общественных отношений. Объективный взгляд на различные явления жизни общества в качестве справедливых или несправедливых - это отображение политических, экономических, правовых, социальных и др. условий, которые их вызвали. Во-вторых, категория справедливости - это вечная тема размышлений человека о смысле жизни с нравственно-этических позиций, поэтому актуальность проблемы справедливости с философской точки зрения является оборотной стороной ее вечности. В понятии «справедливость» заложен конкретный ценностный смысл для каждого поколения. Отметим, что интерес к проблеме справедливости значительно усиливается в эпоху социально-политических кризисов, когда происходит ломка сложившихся ценностей и традиций в духовном развитии человечества. Современную социальную ситуацию можно рассматривать в качестве очередного этапа переосмысления справедливости, имеющего свою специфику.

В этой связи насущно необходимым становится рассмотрение проблемы справедливости с двух позиций - как социального феномена и философской категории.

Актуальность проблемы справедливости как социального феномена в российском обществе обусловлена, во-первых, необходимостью разработки теоретической модели справедливого социума с учетом онтологических, гносеологических, аксиологических и прагматических проблем бытия на фоне

усугубления социально-экономического неравенства; во-вторых, практической

значимостью, поскольку философский анализ ключевых оснований справедливости откроет перспективу проектирования и осуществления эффективной социальной политики в будущем; в-третьих, с каждым годом в современном российском обществе увеличивается необходимость переосмысления главных принципов учения о бытии, теории познания, аксиологии, объективности истины.

В связи с этим отметим, что проблема неравенства в российском обществе с каждым годом все больше обостряется, обнаруживая противоречия между принципами нравственности и свободы, либерализмом и демократией1. Теоретически обосновано, что достижение социальной справедливости в обществе укрепляет «уверенность людей в преемственности их самоидентификации и в постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они действуют»2. Если в государстве преобладает идеология социальной справедливости, это способствует достижению полноценной жизнедеятельности граждан в условиях гуманного и справедливого общества. Однако трансформационные процессы в российском обществе не завершены, сопровождаются нивелированием существующих представлений о равенстве - неравенстве (справедливости - несправедливости)

л

современной социальной реальности . Все это обусловило необходимость расширения идейно-концептуального поля исследуемой проблемы.

Актуальность проблемы справедливости как философской категории состоит, прежде всего, в доминировании духовных мотивов в историко-философской традиции, преобладании нравственных ценностей над

1 Зорькин В.Д. Философия права: прошлое настоящее и будущее// Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционнй экономики. М.: Летний сад,2010. С.30

2 Szfraniec К. The Polish Systems Residue or the Question on the Role of the Countryside and the Peasantry in the Process of Systematic Transformation // Polish Sociological Review. Vol. 3,2004. P. 219-244.

3 Зорькин В.Д. Философия права: прошлое настоящее и будущее// Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционнй экономики. М.: Летний сад,2010. С.32

материальными, вечных поисках смысла жизни. В настоящем исследовании для лучшего понимания категории «справедливость» в философской мысли представлен процесс формирования представлений о справедливости с позиций двух аспектов - диахронического и синхронического. Если диахроническая (рассмотрение понятия «справедливость» на различных этапах его исторического развития) трактовка справедливости достаточно известна, то понимание справедливости в синхроническом плане (современная интерпретация одновременно происходивших социально-политических и др. событий относительно биполярного поля «справедливость -несправедливость») пока изучено недостаточно.

Актуальность темы настоящего исследования также обусловлена тем, что решение проблемы справедливости с позиций социального феномена и философской категории требует прогресса философской теории в целом, т.е. необходимо углубленное исследование некоторых фундаментальных оснований реализации принципов справедливости в современном обществе. Это связано с тем, что философские основания справедливости остаются неизменными, определяя сущность данного феномена с позиций онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии. Отметим, что современная философская мысль представлена, главным образом, работами, в которых феномен справедливости изучается с позиций правового или нравственно-этического аспектов.

Вместе с тем нет исследований, посвященных осмыслению справедливости через призму философских оснований, за исключением, работ советского периода, в которых философские основания справедливости рассматривались через идеологические клише прошлого века. В современной литературе укажем на работу «Социальная справедливость» Г.М.Мунтяна1, в

' Мунтян Г.М. Социальная справедливость: философские основания и формы понимания / Мунтян Геннадий Михайлович • автореф.. . канд. филос. наук. Волгоград. 2009.

которой онтологические основания справедливости рассматриваются через категорию меры и равенства.

С онтологической точки зрения справедливость традиционно понимается как бытийная упорядоченность и устроенность. В большинстве современных исследований справедливость трактуется в связи с категориями меры и равенства. Однако до настоящего времени эти онтологические основания справедливости не получали своей конкретизации, а именно: феномен справедливости не рассматривался как степень общественно-бытийного равновесия между свободой и ответственностью, правами и обязанностями, как пропорциональность, или «справедливое неравенство» между людьми разных способностей, прилежания и мотивации, т.е. в контексте политико-правовой культуры.

В рамках гносеологии до сих пор не был представлен философский анализ справедливости как непознаваемой и познаваемой категории (трансценденция - симуляция). Также в современной литературе отсутствует анализ понятия справедливости с точки зрения его ценностного содержания и практической реализации философских воззрений относительно данного феномена. Все вышеперечисленные проблеммы мы решаем в настоящем исследовании.

Философский анализ идейно-концептуального поля справедливости с позиций наиболее значимых аспектов этого понятия связан, на наш взгляд, с достижением двух важных исследовательских целей. Во-первых, нужно реконструировать те аспекты понятия справедливости, которые так или иначе связаны с осмыслением сущности бытия (онтологические основания), процессом познания (гносеологические основания), понятием ценностей (аксиологические основания) и интересов (прагматические основания). Во-вторых, необходимо расширить идейно-концептуальное поле понятия справедливости, то есть определить наиболее оптимальную форму философского обоснования справедливости с учетом базовых представлений,

сформировавшихся на разных этапах истории философской мысли. И в контексте многозначной проблематики философских исследований интегративный подход к феномену справедливости с этих позиций наиболее оптимален в рамках социальнолй философии.

Степень разработанности проблемы. Первые попытки осмыслить специфику справедливости практически совпадают с ее осмыслением в период Античности (Платон, Аристотель, Сократ). В основе понимания справедливости как философской категории, по нашему убеждению (основываясь на ис-

1 2 следованиях A.A. Гусейнова , В.В. Зеньковского и др.), - глубокие противоречия между существующими интерпретациями справедливости в системах права и нравственности. Это связано с переходом от теоцентрической картины мира Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберий-ский, Пьер Абеляр), к антропоцентрическому пониманию идеи справедливости в Новое время (Н. Макиавелли, Т. Мор, Ж. Боден и др.).

С одной стороны, представители раннего либерализма (теория общественного договора в понимании Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо) пытались обосновать право индивида на свободу (принцип равной свободы Канта), а с другой - навязывали ему необходимость подчинения авторитарной власти («воля к власти» Ницше).

Немаловажную роль сыграли труды западных мыслителей при рассмотрении справедливости в политическом и правовом контекстах, обеспечивающих более целостное восприятие проблемы справедливости именно как философской категории (в теоретическом аспекте) или социального феномена (в практическом аспекте). В этой связи несомненный интерес представляют идеи Р. Дворкина3, Р. Дарендорфа1, Р. Нозика, А. Гевира,

1 Гусейнов A.A. Свобода и справедливость: точки сопряжения // Ведомости НИИПЭ. Вып. 28: Свобода и/или справедливость / Ред. В.И. БакштановскиЙ, H.H. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2006. С. 17-83.

2Зеньковский В.В. История русской философии. М.-. Академический Проект, Раритет, 2001.

3 Дворкин Р. Справедливость и права / Р. Дворкин //Отечественныезаписки. 2011. № 2 (10). 131-138с.

2 л

С.Анспергера , С.М.Гриффина в которых переосмысливается идеально-типическая модель справедливости Дж. Роулза в либерально-демократических обществах. Подробный анализ критических взглядов на абстрактно-рационалистический подход к осмыслению проблемы справедливости Дж. Роулза дается в монографии Т.А. Алексеевой «Справедливость как политическая концепция: очерк современных западных дискуссий»4.

Также нельзя умалять значение научных изысканий О. Хеффе5, который впервые предлагает рецепцию современной справедливости как толерантности (социальная обязанность людей друг перед другом). Кроме того из современных исследований справедливости как социального феномена целесообразно выделить работы Г.Ш.Аитовой6, М.Л.Буровой 1, АЛЗ.Сажина 8, Р.К.Шамилевой9, Г.Хилла10 в которых проблема справедливости рассматривается в тесной связи с социальным неравенством.

1 Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: Очерк политической свободы / Р. Дарендорф. М.: РОССПЭН, 2002.

2 Arnsperger, С. John Rawls et lengagement moral // Rev. de metaphysique et de morale. - P., 1998. - A. 105, N 2. - P. 237-257

3 Griffin, S.M. Reconstructing Rawls's theory of justice: Developing a public values philosophy of the constitution // New York univ. law rev. - 1987. - Vol. 62, N 4. - S. 715-785

4Алексеева Т.А. Справедливость как политическая концепция: очерк современных западных дискуссий. М.: Московский общественный научный фонд. 2001..

5 Хеффе О. Справедливость: философское введение / Пер. с нем. О.В. Кильдюшова. М.: Прогресс, 2007.

6 Аитова Г.Ш. Новое в понимании справедливости в эпоху глобализации: социально-философский анализ / Аитова Гульнара Шайдулловна. Автореф. дис. кандидата философских наук. М., 2011.

7 Бурова М.Л. Проблема справедливости в русской социально-философской мысли конца XIX - начала XX веков / Бурова Мария Леонидовна. Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2003..

8 Сажин А.В. Социальная справедливость в российском обществе: социально-философский анализ / Сажин Александр Викторович. Автореф. дис. доктора философских наук. Краснодар, 2010..

9 Шамилева Р.К. Проблема справедливости в истории и современности: социально-философский аспект / Шамилева Роза Камилевна. Автореф. дис.... докт. филос. наук : 09.00.11. М, 2009.

10 Hill, G. Justice and natural inequality // J. of social philosophy. - Villanova, 1997. - Vol. 28, N 3. - P. 16-30

Заслуживает отдельного внимания монография М.И. Козлова «Социальная справедливость в контексте русской традиции»1, посвященная исследованию идеи социальной справедливости в отечественной социальной философии середины XIX - XX веков. Также стоит отметить значение монографии Г.Ю.Канарша «Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация»2, в которой справедливость рассматривается как социальная (распределительная) и этико-политическая категория. Кроме того здесь представлена попытка сравнительного анализа западных либеральных теорий справедливости, которые основываются на приоритете принципов равенства и свободы, и теорий этнокультурной (межкультурной) справедливости, предлагающих новую версию демократического общественного договора в условиях культурной неоднородности общества.

Также нельзя умалять значительную роль для раскрытия сущности справедливости в настоящем исследовании трудов следующих ученых: М.С.Козловой, В.П.Котенко (анализ понятия научных и философских оснований); О.Д.Гаранина и А.И.Козлова (онтологические основания науки как ее объект и предмет); В.И.Стрельченко (соотношение теории познания с философским осмыслением справедливости); В.В.Тузова (справедливость как фактор устойчивости социальной системы), В.А.Кушелева, К.С.Пигрова, Ю.В.Пую, А.А.Грякалова, В.В.Балахонского (взаимосвязь категории справедливости с социумом); А.М.Орехова (обоснование справедливости как социального феномена); А.Я.Кожурина (понимание справедливости в истории философии); А.Маслоу (теория потребностей и ценностей); В.Г.Галушко, А.Г.Шабу-

1 Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т». Архангельск, 2010 (КИРА).

2 Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011.

рова, В.С Нерсесянца, (справедливость как духовная ценность); Л.Ю.Пионткевича (справедливость как культурная и моральная ценность); М.С.Яницкого (справедливость как оценочная категория); И.Кучуради, Д.Гудинга (практическое применение категории «справедливость») и др.

Тем не менее, упомянутые выше работы рассматривают лишь отдельные аспекты проблемы, связанные с формированием справедливости как социального феномена и философской категории в отечественной философской мысли. Необходимость выбора темы диссертационного исследования обусловлена также тем, что проблема справедливости в социально-философском ракурсе является не до конца изученным процессом.Настоящее исследование восполняет существующие в проблемном поле социальной философии концептуальные и методологические пробелы.

Гипотеза исследования: справедливость - это не только и не столько социокультурное понятие, но реальное действие. Во многих сферах общественной жизни философская категория справедливости выступает в качестве разумного устройства социума и как результат познавательной деятельности.

Концепция диссертационного исследования заключается в исследовании сущности справедливости путем выделения её главных составляющих - философских оснований, - поиск которых осуществляется в сфере человеческого познания через процесс обоснования. Изучение справедливости в контексте с понятием философских оснований придает ей объективность, трансформируя из области идеальной (мыслимой категории) в реальную (социальный акт, дейст�