автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Средневековые зооморфные изделия Азербайджана (IV - XIII вв.)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Аббасова, Фатма Али кызы
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Средневековые зооморфные изделия Азербайджана (IV - XIII вв.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Средневековые зооморфные изделия Азербайджана (IV - XIII вв.)"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

На правах рукописи

АББАСОВА ФАТМА АЛИ кызы

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЗООМОРФНЫЕ ИЗДЕЛИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА (IV - XIII вв.)

Специальность: 07. 00. 06 — Археология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

БАКУ — 1992

Работа выполнена в Секторе археологии и этнографии Института истории АН Азербайджанской Республики.

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Р. Б. Геюшев

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук А. Б. Нуриев кандидат исторических наук, Г. Дж. Джабиев

Ведущее учреждение — Бакинский государственный Университет им. М. Расулзаде.

Защита состоится <¿0 « 1992 г. в ^^часов

на заседании Специализированного чювета Д. 04.02.01. по защите диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальностям: 07. 00. 02. — Отечественная история, 07. 00. 06. — Археология, 07. 00. 07- — Этнография при Институте истории АН Азербайджанской Республики.

Адрес: 370143, г. Ба^ проспект М. Азизбекова, 31.

С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института истории АН Азербайджанской Республики.

Автореферат разослан «/^ » & 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного совета доктор исторических наук

ПИРИЕВ В. 3.

оьиля ¿и&.йжх^лд ¿}:ССЕРТ.^1И

Актуальность темь:. Азербапдаан является одним г.з древнсидих .ентров мировой цивилизации, давних человечеству своеобразные ригинальные произведения искусства. Об этом свидетельствуют аскальиые изображения Гобустаца, предметы прикладного искусства материала с зоолюрую.: темой из памятников Азербайджана.

-НгЗдвинде целые коллекции кздзлил различного характера с оомордныш мотивами до сиг пор не былу объектом специальных изу-оний и пото;/.у требуют осподательного исследования.

Зооморфные изделия являются ценным источником для изучения ировогзрений людей, в том числе преемственности и инноваций в деологии народа, его- взанлюотно&екдях с соседями, тррговых и улътураых связях с сопредельными страшат, ¿роме того, о;:.; иг-ают важную роль в определения степени развития различных отраслей емесла эпоху феодализма", раскрывая художественные и эстети-еские представления того периода. Именно поэтому язучение темы реднеЕекоЕых изделий с зооморфнш стида1 яеляотся весьма акту-льнш.

цель и задачи работы. Целью настоящего исследования является зученш неделий с зосморйнг.м стилем ?. период раннего и разги-ого средневековья. В езязи с этим перед исследователем ставятся ледущие задачи: '

- передать классификацию материалов с зооморфной •.•емой, в:> вленкнх из лаютникоЕ Азербайджана,

- определить -топографию и ареалы расярострдн?ния этих исде-ий. а также этнокультурную принадлежность;

- показать экономическое, еоцпально-пожгивеское положение срана и их влияние на создднко кздели»: с зоааор;жкм си»лем;

-- В1ши1ть архзииесы:е элементы градационной культуры, опре-

-лг'.ть характернее особенности и раличие кахдоя в отд-зллюст:: по-

роди сиютных применительно к изделиям раннего и развитого среди езковья;

• учитывая древние источники, устные и письменные ггроизве, имя народа, этнографические материалы, различные связи с соседними странами охарактеризовать соответственно с общественно-политические положением страны место кивотнкх мотивов в религиоэно-ш-фологических представлениях азербайджанского парода.

Методологическую основу исследования составляют закономерности развития общества в условиях -Азербайджана^ изучение процесса эволюции и формирования различных селигисзных представлений в ча ности, культа кивотных. С этой цель» наряду с трудами археологов, этнографов, искусствоведов были использованы письменные и устные произведения азербайджанского народа и ш^ы народов Востока, а такие исторические источники.

Кптег'.галыюй базой работы служат публикации» а также изделия, выявленные из средневековых археологических памятников Апер» байддана, сохранившиеся в музейных коллекциях и архивных фондах Института истории АН Республики, Музея литературы ш.Низаыи, а такав материалы публикаций. Привлечены к работе и некоторые предметы из Южного Азербайджане, без учета которых исследования оказа-яись бы недостаточными.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в азербайджанской археологической науке впервые сделана попытка комплексного изучения средневековых зооморфных изделий. С разработкой этой темы в азербайджанской исторической кауке будут устранены имеющиеся пробелы ибо духовная история на$<зда р.а сих пер нз была объектом специальна исследований. Представленная работа отражает релизу •^■иозные представления азербайджанцев и художественно-эстетическое воззрение эпохи среднененовья. В ре"ультате анализа шопочисяенных

изделия с зооморфным стилем, подавляющее большинство которых ппсо-выа язодится 3 нлуиниП оборот Зю»« исй."с4~сг>7Н!' «чг.'чции различию "ультоя яипотнюг, связанных с идеей жизни-в пгг:;од феодализма.

Практическое'значение работы. Материалы исследования можно тптчтк в многотомную "Археологии АаерйаЯДкана" при разработке отдельных зопросоо эстетической, религиозной темы,. истории искусств, 'Г ОрГ О ВЫЛ и и ультурных спязей и других проблем истории Азербайджана, относящихся к периоду феодализма. Результаты данной работы, науи- ' ио-теоротическио.положения ео.могут быть использованы-при иссло-допанни различных аспектов археологии,, этнографии и искусства Азербайджана, п также прогода'пании археологии, этнографии в учебных

• ч ,

гаведениях. - .

Аптюбэпия работы.ц публикаций. Диссертация обсуждена,и реко-иендоязна к защите на заседании отдела археологичэсккх исследований на ноностройках и отдела.раннего средневековья Азербайджана Института истории АН республики. '

Основные вопросы диссертации наали свой отражение в статьях, опубликованных автором в научных изданиях/Отдельные положения ра-пг.ти били иаломод на республиканских и всесоязних сессиях и конфе- . ррициях» пропедекных в гор. Баку.

Но темп диссертации опубликовано 10 работ.

• Диссертация состоит из введения, трех "лэв, гаг&кеип*, бчЗлиогпа^'ии и списка сокращений, а также альбома с ил-

Содержа ни е дис сертац.м

Но пгедени'и обоснована актуальность исследуемой ?ем«|, сфор-му.я..!>оряни гючь ¡1 задачи, укаг-зны материалы исследования, методоло-

ппсскип си*' и, шршйп нор/?на » практическая гнзч'Л!ог>,* л. Помимо

'.•ого> анализируется степень изуечнности проблемы.

?. п^ртюй главе "Типологическая классификация зооморфных из-А-глий раннего' средневоковья" - дается характеристика изделий в двух парагрсфйхг■домашние животные и дикие жияотнуе. Делее указк-ется, чте изучаемые материалы в зависимости от рремени ияготоь-и я разделяются .на две части: материалы раннего, средневековья Развитого средневековья. И согласно этому дается их типологически. классификация-. '

Среди изделиГ., сформованных в виде домашних''животных, доминирует' .крупнорогатый'скот, в частности.бык. С развитием производительных сил повышается роль быка в хозяйстве. В работе анализированы глиняные-головки, быка, из гор.'Шемах», пастрвые подяеекй в виде головки быка из с.Эных'(Кусарский р-н), Мингечаурские броцзовые и глиняные прёдметы-иррушки, булавки и т.д. Здесь особо следует от-мег;:теь эныхекие подвески, аналогичные Которым в данный период обнаружены з Дагестане. Подвески инструктированы и имеют особую форму для нанизывания на нитку, - ,

3 отличие от кр/пноротатых животных, изображение мелкорега-того скота среди материалов, раннего, средневековья встречаются ред-•ко. Кроме Мингечаурских игрушек, переданных & идиллической, позе, другие изделия ;в /ви,-э 'барана не известны.

' . Зятем в.диссертации рассматриваются изделия из другого.рвдв' ;;0;!жн1'гс животного - кйзла. Указано, что южнс-дагестанекпе брон- . г-г,-к'з. гоголей в видч,гордостощего козла, а также Мингечаурские глуйойбррботаннке глиняные Игрушки того же виде единичны. Характерней особенностью дагестанских водолеев является их Инкрустирован-.'¡ость; Водолей в'книгах А.Й.Попа, посвященных «едеьрем Иранского искусства, характеризуется как сас'анидский и напоминает оленя. '

Тома т'оЬ'л нэралд'Шй.иэ от раниссредневекових зооморфных изделий Азербайджана. В это« отношении большое значение в работе уделг-ется нахичеванеккм бронзовьм курильницам, храня \:мся в Ленинградском Эр-иитаже наряду с фигурками* найденном;: из с. Аруз (Ярдыллик-ский р-ч> и Мингеч&Ура. Отмечается, что Нах'лчованская курильница представляет собой всадника, из - шеиего ранга на постамента. Коротко даны-сведения, которые отражают попытки ученых р. определении личности.всадника; .Позы'коня и орнаменты на постайенте.характерны для искусства региона изучаемого периода. ....'•.

О связи с .оставшимся еще в силе-зороастризмом в; стране э данной период.'свидетельствуют найденные 'предметы отражающие одного иэ'сйядонных ^"-огных тоге' периода-собэку. Нобалинским, гяуркалин-скиы изделиям, з такта изделиям из Шергеха (Йемахинекий р-н) уделяется э работе большое внимание.. Крема того, здесь также рассмотрены шерЬяхс.чиэ пряжииот пояса, на ■ Которых, изображены две ' лающие друг на друга собаки. п ,-.-■....'. ■

. Далее в' работе даетск характеристика изделий в-форме диких животных. Преобладающее большинство последних составляют предметы, изображающие льва. К ->тоЯ категории изделий" относятся бронзовая подвеска из Гяндяи, масаялинские <ригя.-:"' с ч^я«?*—»-.•:: ,-"п'ками на . голове, дербентские скульптурные изваяния и'т.д. Гяндяинская фигурка льва изображена с большой экспрессией. В ее орнаментации были, использованы приемы штамповки.

. Среди материалов Азербайджана.изучаемого периода - минге-^аурские глиняные, фигурки' кабана, являются едянствь.ннкл' примеров из •Н!СЛП отих. видов животных.

Йа- раш&средйевековик' памятников Азербайджана. . предмет; тре,- ^тзрлявщйй' -травоядное животное оленя. Этот фрагмент, кувшина яв-шет, собой глйнякуто гсловку. оленя, из па*, лтников Топраккалы (Тауз-

пк.:!' г—t-,}, р.-.ужйгсшр лля вливания в нет жильт-си:, Кроме »того изделия, ним но изаесткы примеры из данного Рида « тотних.

В диссертации также говорится ort. изделиях, представлявших кг. ••• пресмыкающихся - о змея*. Они обычно использовались в качес-Tiупрощений - серег, браслетов, либо как корпусы глиняных много-ivpfü-rjc сосудов иь Шсмахинского, Геокчайского районов и т.д.

Для нашэго исследования немалое значение представляет я гру-€оэ*>рдбота)Шые фигурки рыб из Иингечеура.

Наряду с рькеояисанныЫи зооморфмьми изделиям;!, с работе бн-л; х.-г.ссифициропаны материалы с элементами птичьего моткрз. Они rcv. разделяются на домашние и дикие пиды.

■ К категориш изделий, представляющих домаяших птиц, относятся гкно-дагестанские фигуры в виде утек с хохолками на голове и гуси, а также кзладжикские глиняные фигурки, сочетающие в себе элемент!.: курицы и петухе. Предполагается, что производством южно-двгес-1енсст.х оригинальных изделий-фигурок уток и гусей ярнимался один и тог не мастер. Характерной особенностью этих изделий является их инкрустированность. Во рту гусей имеются веточки. Кроме того, несколько отверстий не корпусе этой курильницы предусмотрены для выхода дыка. ;

Описывая изображение диких птиц, особо отмечается изделие в форке ирлз. В раннеередне веков ом искусстве это птица царей составляет большинство по сравнении с другими видами птиц,

В диссертации всестронне проанализированы кабалинеккз и ие-махинокке издёлия, которые привлекают внимание исследователей. 'Изделия, подобные - КабалнНским бронзовым фигуркам, найдены а Дагестане; они имеют вставные подвески. Вместо наг имеется одна опора, которую вдевают на крестовидну» подстарку. В етличне от Шемахинских

изделий, фигурки, в том числе гяндкинские, но изображены с роспрос-тертши крыльями. Согласно материалам, обнаруженным в Мингечауре, Н'Зргяхс, Кабале и т.д., можно прийти к выводу, -то они являются украшениями культового назначения. •. .

К изделиям с птичьим мотивом исследуемого периода относятсч токже кугиины с лепньми пуговками на-слиле, пы/твденные на многих памятниках Азербайджана.

Вторая глава диссертации "Зооморфные'изделия Азербайджана з • период развитого феодализма"Вначале коротко характеризуется общественно-политическое положение страпи, когда были созданы и. сохранены изделия с зооморфными темами исследуемого периода. Отмеча-стся, что с распространением исламской религии в. стране происходят , большие изменения. Например, как известно, в езяшенной книге мусульман "Коране" имеются стихи, запрещавшие поклонение идолам. Време-нэ«и эти пункт1: использовались мусульманскими.теологами для укрепления пояипий своей религии. Такие государственные деятели и теологи, как А бу Халид Ал-Гаэали, Хасан.йбн Саббах, 'Ан-НаваВй -и т.д., были пкцаадчмися представителями втмх. нде^ я восточных странах.

Отношение к животному миру и ряйритом средневековье в определенной степени зависело и 'о*г" прежних. религиозных представлений, которые до сих пор традиционно находили.свое•отражение в'мировоззрении -азербаГдаанцсо. 3. этом немалую роль играло запрещение создания идолов и поклонение им з зороастризме, христианстве, которые гсспопствсппд}' в Азербайджане. • В связи, с этим'проблема запрещения изделий с кивотньии мотивами в средневековом: Азербайджане быль-причиной р-лногласиЯ среди медиевистов»,В Ьтой проблеме ученые немалое значение придают ихокоберчбеккм движениям,' охватившим «но. ив страны мир?. . ' ' . ■ '• '.' ' . •'.

. Мусу, •.•^кскад -культура и развито«, среднетековье, сложившаяся.

...»тсгрзльно нпгс-мненно повлияла на идеологическую и хозяйственную. иг-епбоГу'кйНцеп. Это влияние, а также попытки творческих людей •>г4'7:* от абстрактности к реализму явились основной базой для по.. .>.-),.« зооморфных изделий, п частность, предметов с зооморфными I.".-.ситами, Все а?« явлонкя прослеживаются в обноруяеиннх археоло-.••.■чсских материвхах АэербаГдквна. .

3 диссертации классифицируются зооморфные изделия Лзербай--развитого феодализма по. таким принципам, как материалы ран-г-сгс средневековья. сни также группируются по типам домашних и ди-животных.

Совершенно новыми элементами выделяются изделия в виде круп-

у.ооогатого животного, традиционно нзходрвиие свое отображение р- пев

рас-.'•итого средневековья. Они обычно встречаются среди архео-ч логических материалов * в форг.:е венчика или носика в таких предметах быта, как юдолей. В связи с этим следует отметить, что не найдено кл одного целого изделия, чтобы полностью восстановить эти предметы.

'' На всех неЕденных водолеях в головной части бына пасть животного сделана в виде трубочки-носика и служит для сливания веды. Глаз ки их обычно инкрустированы. Отличительной особенностью этих головок является небольшие шипы или выступы'между "рогами." Среди этих изделий имекг^я неполивные, но чаще встречаются, глазурованные и инкрустиро-тиу.н---.. К чй"яу этих изделий относятся материалы из Кабалы, Шабранв, ■ ГррГлгканэ,Тспраккалы.

Наряду с этики одинарными фигуркечи, в работе говорится и О г< ¡п'-гч'цискньсс фигурках» представляющих трех, животных._ 3 центре'на- ' корова,.под ней сосущий теленок, а над ним вцепившийся пастьк в .«ею животного лев, выполняющий роль ручки изделия. Согласно надпи-.

на корпусе изделий, установлено, что фигурки были отлиты один раз в '•'¿Об год% по заказу лиц из высшего сословия."

По'пшо а?их глгрваиских броиоошх водолоов,- в диссертьцш! упоминаются пюгофягурниз светильники из дворца Широаняахов культового назначения, укрзгиялпга фгруркаки поил, всадника, а такта че-щагд-цдтш ролозлки аисоетшх из роде кошачьих. Надо отпзтт'Ь, ::"!" к.! врэанпх фигурках, етк и ш этик прецпочтониз дастся хфуписр&г улг, •.тпс^шу; Ссгляепо пооледозптолыюстя капп яллссйСгпгзцяй, его • г-сиякруйся п отгос *«щ010гуп"скгас гтупяи.

Сх-плпзо'изгпт.."; чИх;по;зии стг<п*с :: п/. г ■

>¡2 -'-г'.т'^": теалоиги ./¡'¡о: Е^м-.-гиыздсоз, гч^г-с

сп ч

а'о"'орл о йОО?лор*кг'::: .^л:;;::: .".аоутоа^и-г'пг:; 'пуп ч^р^зло-. 1 ртзш'то" дрогнуогдиссортго^оо ■;." . :;уг::;.";, лрчшгдмКс;: I) Лугрс':>т; !:у:\т;. 1'.;г' к.'-' ■:■).■•■•

рп-ллс:1 данз ого сопрсуг-цп:'. Отоу сгс-уд мряуо ого езт:;!а '-.они;;;: с' ^г ¡5 ного ниЕОтного-оу;г!Юла - Г;у~;;сп сг':.--:!.::!пт.ч чл минул ¡с ра 1 „

Вслед оп ;:ругш1г>огпг>'>,'!1 ;! >13,'!' -

лил, вкраяаеециэ иелко-рогатюе никл-н:::;.

Кронп того, здесь хартстаризуигся 1>рон*»оснз иотяг-г.тгаяи «о с»»веро~восточ?!Сга ЛпсрОДдззпз, и:етуки т стопко гдиняиш: изделий, многоруч!я:о тш с рогообразтми втаяукакк, олицетпорг/гда ucpr.su, п та ¡ко кобалннсчий кувпнк, отрзеткпг.гЛ гзнчик изделия а вида стилизованной головки козла, топраккалинскал брон^свая нряюа с чзоЗрекс-нием ¡созла.

В развитом средневековье зооморфный изделия с мотивами коня по свояку назначении отличаются от предметов прежнего пер/ода. Т-чс, шабрзнскиеи и гырх»' ф.лгские висячее замки, имеющие аналогии по «но-

П!х кесггах '¿врлЪ'лк, хла бъадацг.нс/.йг. гг-.т. го: с/ргиг коня с :к>чу-то:л иа вее, « подставка г виде йогам ¿оня, сиил^;-.ко.'орке «зессгяц из Топрачкалы Лъус-скш-: р-н/. псадстазлт' оочь.ао:! шисрсс

Ь!£2иу;Шби'Ш»е За;.:КИ отоорс»".СГОЛПОГО КОПЯ с ПрОГОКОЯ ШИриЛЮй-

в протквоподоглкне сто^циги'с'ауи:.,^ вверх хой-л. При украдсьии гэдодзя бил г.спаяьзо&дц сталь ».ллцпзш: ь вида кс-ицснтри и-шсого круга. Несг.отрл яа то, что ки.ки {¿Ддск:; из рь^.чух гест, окн й-стслы;о ¿нелогичны, что вцдшщ/тг г»ц-'сдь оо изготовлен:;! кх I!

одной (.'.аотпрскоп.

Ь диссертации из числа до:..ц;иш" лШеотквх ктссиф:цкрутся ыеднво фигурки вьрблзвдг и осла, ссосрики&асся в ;..уз*с искусств Авербайдлака. Оба гшютпш: пгздстаглеки б стоящей поьб. Ьгдкт? ль-ню ногк Еербявд» чуть приподняти, ш корпусе его находатси ке-дальён о кообракекиим -¡ело^еча. Кроме того, корпус этих вздели?. укушен геометрииескшм орк&ывяго«.

При описании фигурок цохазнах яисотнчх я исследовании некалое значение предается птица],; о.игурка петуха на колодца городпза Кабалы, медный чайник с петузинкми гребешкагп на ручка, находящиеся в К.узее искусств Азербайджана, оронзогы.а светильник с птичг.агл н-а ручке из шекп, фигурка гуся и фрагменты венчика сосуда в вице стилизованного иззбргаеьая петуха из ¿айрана, матры, считавшиеся ке-тафори чески;.: обозначением утки из средаегскози: иамлт;лкоЕ? .Азербайджана, кодгнерждаот умение мастеров и богатство д'ховного азербайджанцев в изучаемый период.

Криле домалних киеоткых, изделия с иотиза^и ^».ккх киеотнкх е разыясй средневековье, в отлЕчае от ирегких пер:, о дог, характерх-гузтея своеобразшл качеством. адрь диких ¡тот :-х - лев опять оос-".'.'вляет преимущество среда этих категорий изображении. Это иолецо

увидеть ио кляссифичаци!' изделий с данной, видами едвоткых '-'.с лн» Байлакана, Гянджи, &брака и т.д.

Вэйлакакская бюонзоп-эя фигурка с трехзубой короной по «ело-па^ёсксЕ! голове и львиным корпусом считается одним мз уникальнгзх шедевров азербайджанского зодчества, который тематически связывается с масалл^нсккми фигурками прошлого периода.

Наряду с вгим, я работе описывается фигурка спящего льва с подставками, архитекрунные средства я виде голоекч льва !> другие формы львикых голопск с зеленьми поливами- из, БаРлакачаЛьвиный фонтан с зеленым!'1 поливами из Кабалы, гянджинская голое«:э кувшина в яиде стилизованного льва, метаАюеская подвеска, .олицетворяющая данное кивотное иг. Шебрака также были рассмотрены а данной главе.

Велоглиняная фигурка тигра' из Гянджи, ручка кувшина из Хан-лрр.?, бчйлакенскиэ и бакинские архитектурные средства в виде тигра клзссюМайруотсг далее, указывая на положительное отношение к этим кщшм ;-;ияотн1л« населения Азербайджана в изучаемый период. •

Зосмсрф:-п:с изделия Азербайджана- в развитое средневековье богаты изделиями, продсгавлятаими класс пресмыкающихся - змей. Ори служили обычно предметами украшения, но встречались и на стенке изделий бытового назначений. К ним относятся металические браслеты из Избрана , Гсбустяча5 Байлскана, Гянджи и т.д. .с треугольными и полу-хруглшк а сечении. Перстни из Шабраяа и Гобустана сходятся с теми яяобоаженпями, которые в обоих концах изображений, змеи держат «сорок,/ во рту, Из средневековых городовАзербайдлшка данного периода известно много стеклянных предметов украшения, хаких, лак серьги, ггрстн.., браслеты с обрпг,?ми з^еи. В д.!«сертация указано, что в раскопках Еяйлакена таяв'лен стеклянный сосуд с извивающимся змеями, окружающими его горлышко.

Водоплавающие в обре г.« рн'.и били гфкмсипиы дли укрппчпш кзделиЙ. й скязи с згим в рг.оот« сиксзнм бронг«ошдз фигурга и:» Нчку, «пряркалинсквя П'аузский р-н) ручьъ сосуд« г» ькдо п. гаме

((.;:иГ»'.онть; стеклянных изделий, укразишнь.«1 г нидо рыбных чмиуй. ,»т> у.ододу1й, сик»олизиру>оайд во.коплаг-аодих, клоссифииировишш кг»'*:.-.-»/дюкк« и харабагияанский фдгуоки в виде »скиоррджвс* ляеуйнч

Среди птиц доминирующую роль играют предаете г. «г»;-«:^* :-ояуЬу?. ' ,..•/,1йи голубей из Байлаиана,_Ваку, Дербента являйся о'л.'М":'-.н !.<•.-...олойани?., я, по мере возможности, дается их пньяогву г /игли«'р-ай особенности. Учитилая, что голубь в научаемый период :•.!'/.!• «?т-•а едикстиекнш предстовктеяск птиц, яриьен#с«ш* к дед« ри'.сс/- ¡м: >я&, з данной главе описываются и другие виды, как сорока, дки ?:

с

,л Байлак&ка и '»'.д.

Большое аншвние уделяется исследователем стилизсг-чнным т*о--брьжекиям атиц кз Шидевеигс (Дкаяилебадский р-н)'г Шабранл, Но^л'-'^пе, Байлакана, Вызквв»? интерес ¿однообразные фигурки с гремя н-лккиии '¿абрани, в ток числе ручки вазы из Карате«« в фор«« кист«!? ¡пи» « >' • д -

• Третья главе диссертации называется "О ксете животных котиеов в -¿«яигиозно-кифологхмеском кшяенод азербайджанского '.череда". %ееь укезгчо, что р эпоху средне веке ля ггреобладаювее бол^киечео зоокорф-нъ'7 иадели?. бкло предназначено дли битовых нужд люде? а ьоеи.ло чисто йггетически.й характер. Некоторые зооморфные изделия кос«:» ритуальны» характер и „бьаи • евядани с тотемическики реззреиияи* р."готои/.теля клк заказчика.

Чтобы предстаеить себе, какое значение имели зооморфные из, ,е-..'/.. 2 быту ' идеологий населения Азербайджана, необходимо охаракте-г'/с-звать некоторые из них в истооическом плане, В »том отнесении

одним из популярных зооморфных изделий является бык. Появление изображений быка в Азербайджане восходит своими корнями.к очень древнему периоду, т.е. неолиту. Поввдение роли крупного рогатого скота, в .частности, быка в жизни человека привело к обожествлений этого вида животного и постепенно появились определенные обряды, связанные й ним. Древние люди видели в нем одно из средств существования человека на земле. Бессильные перед силами природы лоди начали предполагать' свое происхождение от окружающих их одушевленных предметов, в'частности, от быка. Все иеторико-археологические памятники, связанные с откм яивотньм. отражали именно идею низни, жиэнего.ости в различные стадии истории человечества в Азербайджане.

Локализация быка в средней части тернарной структуры мира характеризуется как мир яивых; с сочетанием красных красок, лазурито-вые5бирюзовые оттенки символизируют мир небес, отношение между быком и небесным миром, отождествляющим потусторонний мир, подтверждается треугольными круглыми нарезками, солнечными розетками на лбу выявленных фигур, на ьшсгофигурных изображениях.

Остеологические остатки, как и фигурки быка в могилах человека, несомненно, свяяены с по.усторсннта подземным миром. Противопоставление быка, как травоядного животного плотоядному характеризует его как смертное существо. А смерть быка считаемся эквивалентов жертвенных животных, совераенных ради блага кизни-сохранения гизки ча земле(прощение грехов, помощь человеку в трудностях и т.д.). Жертвоприношение быка, которое встречается в мифологии и материальной жизни Азербайджана, осталось среди народа и в наш дни. Согласно' . этим изложением, в работе даются интерпретации изделий с' мотивами быка, кЛЕССифмдиро?шшых в вьиеуказашюй главе. Диссертант приходит к такому выводу, Ч'"С зоологический знак мпроописания в виде быка,

ишаирая на то, потерпел метаморфозу или нет, символизировал вечность mam.

Вслед за этим в диссертации указано, что при передаче семантем изображения быка в средневековья: паиятнитах Азербайджана астро» «заотея соотношение ого с яоаадью. Не определив, какуэ роль играло яошэдь в кизни народа в протлш археологические периоды, невоеког« та говорить о ев роли в средневековых памятниках Азербайджана. Для кнгврпрэтацяи срадневоковызс изображений коня надо обратить вюашгоа иг древнейшее назначение фигур, семантические связи его с индоиранской мифологией и генетичэекиз узы с представлениями твркоязвдньк народов. Аэербвйдкан являемся одним из дрёЕних центров обитания ло-Еэдейи е прнручениеи кх и возникновением верховой езды. Здесь0 как и тевду на Кавказе, встрэчаатся ритуальные захоронения лошадей.Так, бшэ обваруаано погребение ваесте с частями лошади-череп,, ноги и ещкздеяедаша конные принадлежности» Следует положительно отнеслись к той вдв9е которая объясняет происхождение курганов и аертвощшо-вениа коше захоронение» знатных яиц. Так гас в дровнвета гибель везде «т царя врздетавлядась как нарушение мироустройства „ ад с комель 'шгрошшорфша фигур или кшешсас изваяний старались либо ааменсть «гаретшй, якба устраните нарушенный икрошрядок. Изваяния коня, ассгавхзшгое над могйяой человека ,указываем на факт существования ©того человека на чш свете по представлениям общества данного периода.

По шфшзгшвешш представлениям азербайяшадев0 как к шко~ торга тиркояэмчжз? н инщоввровейсюос народов, конь причислялся х не бесюш« воднш 8 аодавшши существам» Конь как шздиатор, еоверсав-йий путь изаду эвшда н аотусторонкям мирон, со мнению исследователей* дежек доставлять умерша техническим путей в загробный мир.

Независимо от того, что конь ассоциирует, какие зоны миро-

-•15 - '

понимания, он заступает как один из неотъемлемых атрибутов жизненных процессов. При изготовлении предаете с изображением коня, мастера предусматривали идеи низни к бессмертия.

- В работе предпринята попытка определить какую роль играет изображение мелкого рогатого скота, в частности, барана на археоло-го-исторических памятниках ¿Иербаадана. Конечно, невозможно сразу отштить на Еопрос, какие семантические, прагматические функции выполняет изображение барана. Прежде всего надо обратить вншанио'га мифологическое мышление азербайджанцев. Безусловно, в основе обо- ' жествления образа банана стоит тотемизм. . При господстве классической религии реликты тотемизма пока еще не миновали народа АзербаЙ¥ джина.Это миропонимание проявилось в погребальных и'битовых изделиях. Этот обособленней обрэч барана существует к е наши дни среда населения как апэгропей от нечистых оил.как символ плодородия .Баран как копытное животное сиязан со средне;! частью мироздания:он смертное животное.Этим он характеризуется как существо.имеющее уза с подземным миром,миром смерти.Смерть барана рассматривается как икициащгондый акт,выполненный ради продолжения жизни(жизкенной силы,семантический эквивалент жертвоприношений, йловеческпе яертво-приношения.замеяешшл с жертвоприношенляш животных,в том числе барана,получиелкх глобальное распространение в Азербайджане в период средневековья, подтверждают их суцяость, предоотатавяие служение мироздания продлению жизни человека - вечности. Кроме того, в диссертации передаются семантикн.,и другие елды животных, в частности, образ козла. Это животное предстаатено в сознании людей как божественное, как один из атрибутов вечной жизни. Так, в мире восточных народов, в том числе и в Азербайджане, образ козла применен либо в могильных инвентаря*, либо в предметах.'обихода- посуде, либо а почитаемых местах, р иятерпре-.тирован в конечно,.'; счете как симеол жизни. Эта функция, прйнад-

' л

лежащая образу козла, как было отмечено,сохранилась и б средние века. Постепенно исчезнувший из сферы жизни, прикладного искусства под влиянием различных религиозных представлений, этот образ сохранился в сознании людей, в определенной степени связан с жизнью народа'как реликт древнейших традиций.

Соответственно с типологической классификацией зооморфных изделий, в данной главе говорится о семантике предмета, изображающей верблюда, Верблюдоводство играло определенную роль в хозяйстве и в религиозных представлениях азербайджанского народа. Как и другие виды животных, образ верблада, воплощающий идеи жизни в себе, встречается в погребальных обрядах} обнаружены курганы, где верблюды захоронены вместе с человеком. Следует стмэтить, что как и лошадь, барак использовался ь. форме каменнньи изваяний над могилами* умерших. &10Т образ, как и образ осла, очень редко встречающийся в средневековых материальное культурах Азербайджана, остался в сознании народе как символ: плодородия, выносливости, защиты от нечистых сил.

Большое значение в работе предается семантике образа собаки -Собака - одна из прирученных животных, считается самым лучщям стражем человека в повседневной иизни, одновременно с этим превращается .в сторожевое животное для человека в загробном мире, в целом олицетворяя желание бессмертия жизни. Это документируется наскальными изображениями собаки, их отражением на сосудах, предметах украшений и в погребальных обрядах. В этой час^ и исследования захоронение ссбаки с человеком истолковывается как их однозначность в представлении многих тюрксязычных народов. Исследователи эту проблему связывают с зороастризмом. Исходя из ечестийских канонов и сведений античных авторов, эта проблема нашла свое решение в диссертации.

Ееосыертие, стоядее в основе мироописания по теме собаки, ярко

- ]? -

-Ун- -¡-У! ■■:! памятниках ЛзорбаИдяана . Обряз ог"'5лт<-;! на бинарна:* огнот» ¡. ..-я» ; ¡»гиг/и структуру мира, гоотввтсяввнно по /«»"лл: — гкчгским 'Ч >''1у; ил-:шкч. СсЗака толнуотся как сушептно земное, оо~ п\т.?7••((>; К'>',-у(т)р'»нн«»4-подэ'г!лнол мире. Она на бикзрнг.П

ОСНОРО Г1'ГИ^1<-гг): :<■'.'<<■ МИР . П ЭТИХ СЛУЧ&ЯХ. ГНЗНЬ ЧеЛОВвКП 8<Т-

ПрОИ.-.г.СДИТСИ ';с»;1!ОН1?ЧНа. При онночь;!!! прядкетсш в сочетай«« О НОТ' -иач.1 ча.чки и других ала/ептоЬ мироолисання, разумеете и, предш-ч;;-тнйгя-ь ;угя ид<я>. Утей идее присуц опии из оригинальных шедепрон йнврбок««внского иснусстро-сосуд о пообрат-чем собаки я птип.

йтни, из ¡»сего шл'ейчлскеиисго шрио заключить, что образ собчки лг-:лж "!''■/; одни;« и я зоологических кодов иироописания, оооть^-ляшлго четту и.-ь^чног», делания челоьечеетЕа-^епсмерт'ла жизни.

Ь •гррт! ой 1,.чян9 поело кнтерпретяции т^иы доиптних животных, ко>«> -"«ругу.— р .-;:'- я'-'.}<у.,: животных,* согласи кифологнчвеким пред-с'1'н" »г.^ЬЧдзжвккер5 « созданных зооморфных ИГ-ДеЛКЯХ. Г'рь

.. Лп,г, к ¡(г/кльдиид ¡'ег'усстЕс Азербайджана, как и во всем »»яр«, '/^'.тй(Л'г.С" нррдагудрстьо. Исследование зооморфных изделий с темой лье8 укаБь,'!лет на,то, что лей - больие всего среди изображений материальной культура, ассоциируется'-одним ни •заочников твогэния, о/'упевленных пркзнакоь •+'н,-ни на зекле-с солнцем.

Сочетание обраг-о« лы?я и -геловека, льва и орла, являреихся одним у? боле* распространении/ че¡ментов, встреуаеиых г памя«'х~ гах, ' было нш.'л исследоракс. Архитектурный орнш'ент в памятниках Азербайджан?, отраялющиР парные изображения лъвэе, стоящих

друг против друга, тоже был объек.ом исследования.___

Тема льве р йифрлогических представлениях бьла связана и с культом мертви«., к с водой, в будущем кахедивоэк свое отражен л г лемяткикях Арер^'д: дне. Соглр^с мифологии, образ яьбз анег/ше.'

здесь как пололдалльное существо.

Что касается образа ды«9 как хищного животного, • ис мифологическим воззрениям он связан с потусторонним миром-миром смеоти. В этом сочетании-солярные знаки, древо жизни и т.д., факторы подтверждав? предусмотренные идеп-представление о мире, его структуре, ко; :чной цели, которые направлены на сохранение кизни человеко-бессмертие.

Одно из важных мест среди зооморфных изображений Азербайджана занимаю'? змеи. Во всех этих памятниках прослеживаемся историческая традиционность, касающаяся сути изображения змеи. К змея?-' ь представлениях азербайджанцев, наблюдается двоякое отношение: как положительное-доброе и как злые духи.

Совмещение идеи, касающийся образ змеи с другими зоологическими кодами архаических миропонимании, аргументируется вьдсеиз-ло.танньми данными. Идея, характеризующая изображение змеи и вытекающая из общих принципов 'миропонимание древних азербайджанцев, об,¿.'■"'вливается рассуждениями о змее как существе подземного мира. Обитель итого мира одновременно означает мир смерти, т.е. является метафорическим обозначением бесконечной жизни-бессмертия. Здесь обращают на себя внимание реликты, сохранившиеся среди народа до недавнего времени, которые кэнстатируют обрез змеи как символ обновления { омоложения.

В эпоху средневековья предметы с изображением.-рыб также .-¡а-ниыаю? -собое место. В памятниках Азербайджана изображение рыбы паведано как обителя воды подземного мира, и соответствует .чинней Ч80"п модел" ыипа по микологическим представлениям народов. Чгдтоа' к 5?орснисм нир-м в искусств« иа тему рыбы является тако... «.*■* ермй отр?*е* как иетофорическая извечная тема человеческого Ск»е-

•■■"::гмЧ!1То Зтч? :;д(;л ьргз^юнтирусгся *r;i'{!!;;:! фзэтсг:'), к:::: г.одосг.г.а!; '»•:п, сч!'?лгтиЛск рариглисП чррсял.-.иого кродожоикя которая

ЯЯЯЯЛККИ ЯР'ЯВЯЮП вОадвКп;« .'ЯХ'ГОПКСЛСЧ^ЯК ПСрСПЯ» вЗЯСОШШХ С С!!?--

>;азог« P'-'í. Во ¡'.нспгх ¡таг'фпя": pü'Ju згопт а оснозс создания да -oís HcmiccTii, лнвоП води. Этт1 идол Оцли кас.'ойько u-ipOKoríccrrícC.;:.'. '■">) maivt спой огкдт: о гсллсслчеснгк религиях мирз. По-тпщ:-: -слу» :щоя обусдовила создан;;:: г?<-,:-,;цак капегешх г.ззяяицй-пил:;:-.t, ноед^етов укрзгеккя, поливной керамики с изображением рк-Зы "> .asíOD3ci:c то, что,>!ачиная с древних периодов до позднего ерздио-üí-'ксг.ья,, обрзя рыбы кок пояс, круг опсясшзет конкротнуа час-гь предметов сосулоз, нанизанные- особыми способами. Сто ояоясивзкяэ чцскпптно те?»} рпои как существу еодноЯ стихии, связанно.1 iy с по?у-ÜTOPOUW?» МИРОМ, составляет одну из чсстсй СУР31СТура-ВОрУЯКЙЛЬПЗ{1 оистеми í«tpoco33pcH!tn. Несомненно, а отсм предусматривается глгель -лрпнссл; додам счастье, благополучие, изобилие и, а кеткмвем счсго, ориентированное un сохранение готэки чеяоюзка от всяких ксдугов п нзнечнео - из угасить .гтпн".- чсловечсстза.

В да.пгой гласе укйзиоается и на семантическое н прагматическое значение птиц, а частности, докашшпе.

Образ утки как птицы, существа небесного и земного, гассоцк-:фует его с подземнкм ыярок, сочетает годную стихша и гграснуя ярас-ку5 солнечный знак и т.д. Здесь предусштриглагся кодификации мира, стоящие в основе мироздания, вечного ззелашш человечества о бссскер-тии.

В материальной культур? Азербайджана имеет место изобрзке-ние гуся. В этой части диссертации указано, что он является еимзо- ' лом плодородия,обожествление его не имеет общего размаха.

На основе идей зороастризма делаются попытки.объяснить при-

tшш продолжения мзобрашния потуха в материальной культура Азар-с'аivv.auj а период раннего среднеизковья. Петр: в новорьях каскад цэв бил сытеттл шротшсл» гссно связанна с ндос-й плодородия ' и;ош. Потух как птица связан с иоЗсснш шгроы, is в то ;.;с врсая как seiaioe существо, кертшшая птица» сиязана е подгемкш ар«

гуцонтирушяш суцосевовашю взчпоеуи-етзип чолоизка в г.нра.

ИоруБСва.чие потуха после' «шрллошш колодюЯ цояи» оздоровление, щкщшпю иолкнх гpaxes напраилено т сохранонио буиуд21> шагш 4W.o«8K6. По мк^одепмесгсгу пркиэзст«* петухе v

¡.аргку ездрта как И£йгьоллс:.ц.;Р атр-лиу? mr&jioiiiiwo процеосс.,. дели-рглсл ounuDLOHiui »uismi, fosro.'oryw.MU сч'*суья, о'о->

Еолшоо а a:.Tt п.:. :■;/.■:;•

a«.sro р&п'.одсистпш у пног;:;: народов Boston, и '¿с:; низдо cpwv;

Н'-ряду с дсиа&зглгс кгкцьий, г сгок чыг.ш дг:гсор1<-ц:!'. иред-пр,п;луа попшко откршвя cc;.:;.;;riiici: и диюве п.'иц. В [.кторпалыюг; "'."jLaypi АуербаРдиана болт,а бо^го иетрьчаотсл изобрймснчс годуй»} ;:ь.£,-рхфг:ирус"1.'ск кы: сш^лаш ттщо шиыцая пюхме шалого: еде до сродасг.ипОБЬ;.. Опроделкз-гся irocw кзейрзкешя голубя, шлокго

до цдоа клессетоекой рзядош и шч'рлчлпгческих прадвшодсмЗ р^да, пр^шшояьио к, материала: s плитняков.

Голуо'ь, осначагхдей сшгаол tutpa, счастья на всех концах асг-зюго пара, по с.'лклу шое? гонеткчоекка узи с древиейщой формой мирозданий .

Согласно-кпфологическ;;;.: структура.! икра, голубь как представитель неба относился ц условному знаку ииропсниманнЛ. Фигурки голубя, встречачадсзя на погроЗони/ас, в ;:акоГ:-то степени оли-цстсоряк".' подаентгГ-хтсннческпй Иф. В этом смысле голубь дсл;кен

присутствовать в отправлении дуки человека в рай, п иной спет.

Таким образом, зоологический знак голубя, маркирующий верхние зоны мирозданий в материальной культуре азербайджанцев, отождествляется с продолжительность» жизни, в конечном счете - бессмертием .

Другой яид диких птиц-орел. В работе отмечается, что срел как зоологический образ имел широкий ареал шспространения#памят-никах Азербайджана. В памятниках, относящихся к развитому средневековью, этот образ встречается в основном на днище глазурованной керамики. Говоря о различных мифических представлениях, связан««* с царственной птице;* следует заключить, что орел как птица ес-сопиирогялся с небом, небеным светилом,в то же время он являлся смертоносной хитной птицей, олицетворявшей мир смерти с пст1оторок-ним загробным миром, ради, сохранения жизни. Обожествление и превращение орла в символику уходит корнями в тотемические г.'егоиани^ тюркояэычных народов.

В заключение подводятс." итоги вышеизложенны-! главам диссертации. Коротко описывается общее' положение стран..,, когда запрещалось язычество поклонение идолам,, в том числ' создание зооморфных изделий. Ибходя из классификаций-зооморфных изделий, даются общие выводы, касающиеся отдельных видов животных. Из домашних животных, как было указано, что доминирующую роль играл бык. о^от образ представлен обычно в предметах быта, украшениях и архитектурных орнаментах. В отличие от прежних времен, в развитом средневековье он в предметах бита обычно'выполнял роль венчика и носика сосуда, и многие из них как традиционный элемент сохранили краснокравен-ность. Но уже больше не встречаемся' фигурка с резными треугольниками на лбу, характерная для ЛР«РЙРЙ«Г0 периода зо многих ареалах мира.

В металич^ских изделиях развитого средневековья отображающих быка, встречаются племеиТы культуры мусуяьмано.тьа, к частности, арабские надписи географических и растительных'орнаментов, нане- ■ сенных на поверхность фигурок, которые являются характерной чертой мусульманского искусства.. Как видно из' вышеописанного, слияние исторически традиционных .образов с элементами мусульманских культур является характерной особенностью зооморфных изделии Азербайджана в указанный период. ''

3 сличив от античного периода., изображение #»елсарагаит»к -*■; как средства описания мира резко сходит со сцены. С изменением общественно-политического положения стра .'Ы,.-сложилось новое отношение к этому виду искусства. Выступы и кругляшки на стенках и ручках гончарного сосуда еимвохпэирогюхи бчрана, а образ козла как яггамг.овакииГ. орнамент опоясывал кошуса нг-делий.

Больше кё-'встречается не фигурках йш;;:, барана и козла вмятины л дчрочкк, которыеначиная с бронзового периода, продолжали существовать в этом стиле.

.-.ороастр-лйскоя идеология била влиятельной, т.е. в раннее средневековье встречались ."-делил с котиками собак,' но и с вяз;! с распрг^транением исламской •дигии они больше не упоминается в ма-ториильной культов, исключая их-втекпопоинке образы на по^гх и днищах кша. Б ранш'~ ^содсл^з»;-: глот «ораз обычно сочотаетсь с плухтм-птицаш:, считавшимися священными по 'гороастрийссш'. кдьснам

верблюда, осла, сайтана, лягушек, не имекхш ср<ди нат»р:{8лов рандегс зредневековья, з последующих периода хо. пт строение среди зооморфных ияде.-пй Азербайджана.-

Лггчы-.; ••■/г:;,, лиг. 'год:-: звезд, стеклянных бгаоле-

1'.'^ с млтк.-ак;- зоо»ор$а яедовтея'характерными оообеннсссши средне-

вековых зооморЛн1« изделий. С распространением ислама, по-видимому, были связаны многочисленные изделия с олементпми в виде рыбы, в частности, мусульманскими знаками.

Несмотря на то, что синкрет1гчоски9 образы в раннем средне-гековье - частое явление, в развитом средневековье они не встречаются, о производство стилизованных форм изделий составляет преимущество, наряду с реальными изображениями :-цсотшк.

В отлично от раннего средневековья, появлтотсл и новые применения форм животных. Н-этоП категории относятся клейма и меда., г>~ онм, укрошзпапе изделия. Классификация изделий показала, что з развитом ереднерековье орнаментация богато тем, что выбранные на поверхности зооморфные изделия часто инкрустированы' и заполняются кивотными, геометрическими и раститольт-ми мотивами.

На основе анализа зооморфных4изделий средневекового Азербайджана з заключении диссертации был оделан следующий вывод:

I. Если р опоху раннего феодализма в Азербайджане наблюдается. господство так называемой христивно-языческой с 1Хв. в стране полностью господствует исламская идоОдогяЗ.

В эпоху средневековья многие изделия с зооморфными зло-ментами носят чисто эстетический характер, но тсто^чиво сохраняют традиций, характерные для предццукего периода.

3, Среди средневековых издел^Ч -Азербайджана встречаются многие предметы чисто культового назначения. Это особенно относится к предметам украшений и изделий, предназначенных для погребения.

"4. Для изготовления зооморфных изделий использовали всевозможные материалы, такие как камень, глина, металл, стекло й т.д.

5. Производство зооморфных изделий, как нем кажется, сформировалось как неотъемлемая чаете' средневекового городско-

го ремесла, хотя не исгчачеио, что в ряде мест оно носило и .натуральный характер. . • '-.•••

Основное -йыводы и положения Диссертации нашли отражение вследукщих публикациях соискателя:

Г. Шабрйн. "Наука и жизнь" (на азерб.яз), Баку, 1963, № 8, с.11-12. . '

2. Об одном .стеклянном изделии с зооморфными признаками, найденном в Шабране-Тезисы .науч.конфг молодых ученых Ин-та исто--рии АН ;Ъерба'йдя;1.да и исторического.факультете ЛГУ. Ваку.^ 1?83, с. ЬЗ. : ....-•'

'3. Об одной группе зооморфных ..изделий из средневековых памятников Аэербайда на (по материалам раскопок 1983-1984 гг.).-Всесоюан. археол. конференция. Тез. докл. Баку, 1985,. с.33-34,

4. № одной группе-глиняных кувшинов из Шабрана (по материалам раскопок 1980-1981 гг.) - Археол. и этнограф, изыскания в'Азербайджане (1900-1981 гг.),-Ёану, 1986, с. 3-5.

. 5, Иообрвженке домашних птиц, в среднесекрй'ьк памятниках материальной культуры Азербайджана. - Материалы респуб. .науч. кои: аспирантов, кн. П, .Бак\, 1386, с. 59-70 (на .азерб.яз).

..б,. Об .изображениях голубя на памятнике материальной культуры средневекового Аз «рбз Здешне..- Материалы Л, Науч. копф. молод; ученых/Ваку, 1987-^207-212 ("на рб'.яз.).

7. Поселение Еу лаг-баш.-Тез. докл. конференции...Баку, 1988, е.. 79-80.- • ; - -

В. О средневековых светильниках Азербайджана- с зоомоч $ньда -; кзманта и. - АН АзССР, 1939, )? 7, т. Х1У, е., 57-60. '

9. Тайн« Дашды-тепо. - "Наука й .кизнь-('на азерб.яз.) .Баку, "1331, р е, е. 12-13.