автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Предметы украшений Азербайджана (IV-XIII вв. ), как источник по истории культуры

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Раджабова, Бадисабах Аликули кызы
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Самарканд
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Предметы украшений Азербайджана (IV-XIII вв. ), как источник по истории культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Предметы украшений Азербайджана (IV-XIII вв. ), как источник по истории культуры"

АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ ИМ. Я. Г. ГУЛЯМОВА

На правах рукописи УДК 930.26 (479.24)

РАДЖАБОВА БАДИСАБАХ АЛИКУЛИ кызы

предметы украшений азербайджана (iv— XII! вв.), как источник по истории культуры (археолого-этно графическое исследование)

Специальность: 07.00.06 — археология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Самарканд — 1990

Работа выполнена в секторе археологии и этнографии Института истории АН Азербайджанской ССР и в институте археологии АН Узбекской ССР г. Самарканда.

Научный руководитель:

доктор исторических наук Р. Б. Геюшев

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук Е. Атагарыев кандидат исторических наук А. Б. Нуриев

Ведущее учреждение — Бакинский ордена Трудового Красного знамени Государственный университет.

Защита состоится 990 г. в «_[}/» часов

на заседании регионального специализированного совета /К. 015.26,01/ по присуждении ученой степени кандидата исторических наук, в Институте археологии АН Узбекской ССР

Адрес: 703051, г. Самарканд, ул. академика Абдуллаева, 3. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института археологии АН Узбекской ССР.

Автореферат разослан

«¿5 » НЯлд!?^ 1990 г.

Ученый секретарь регионального специализированного Совета, кандидат исторических

■мЯ^сй/лй') ФИЛАН0ВИЧ и-и

О)¿'ЛЯ ХАРЛКТКРЛЦ'ПКЛ РА1ЖЦ

Актуальность рроблемн. I» число палнойшгас задач азербайджанской археологической науки кемаадвахноа моста занимает всестороннее изучение предметов украшений, в том число ювелирных изделий. П »том отношении за многие годи лрхоологичоекмх работ п Азербайджане накопился огромпий материал, который в той или иной мера описчнался, но глашгш образом в связи с другими археологическими находками, Комплоксиое жо изученио предметов украшений, пштленпых на территории Азербайджана, по этапам исторического развития, выявление специфических черт гас технология и семантики до сих пор не 6шт объектом споциалышх исследова -ний.

При комплексном изучении предметы украшений могут послужить для вынснония направления и путей исторических связей народов, а также дадут возможность говорить о культах и религиозных воззрениях производителей данных украшений.

Цель и запачи исследование. Цельо исследования является всестороннее изучение внянленных при археологических раскопках Предметов украшений 1У-ЛИ вв., на территории Азербайджана. Исходя из этой обцей дели в диссертации предпринята попытка решить следующие конкретные задачи:

- классМякация предметов украшений;

- периодизация предметов украшений;

- изучение технологии изготовления предметов украшений;

- определение места производственных очагов предметов украшений;

- установление связей Азербайджана о другими отравами на основе изучения предметов украшений;

- определение сеиаптикл предметов украшений;

- определена» места и значения древних образцов, используемых в современной ювелирном искусстве.

3 работе исследуются материалы погребальных памятников таких поселений, как Мингочаур, Кабала, Шемаха, Торпаккала, Юор-гях, Кодитопо и др.

-'птод. исолздопащщ основывается на типологической дифференциация каждой категории предметов укршлеипй, подробном тот о-

_ о _

логическом и художественном анализе каждой тияологичоскоЯ груп-1Ш. определении осношшх центров щюиэиодстпа каадоЯ группы предметов. Ото позволило вшшить характерные особенности технологии производства кавдоЯ категории материалов, их оскогоше ху-докоствешшо черти, проследить пути м ареал распространения этю предметов. В работа путои сопоставления ювелирных изделий с комплексом материалов друглх категорий уточнена их хронология, социальная принадлежность. Посредством семантического анализа уточнена этнокультурная среда, ос ворованкк и кулг.п;. ¡5 злпер-шенпи определено ;.:есто предметов укралст?. и ряду другйх источников истории Азербайджана»

Научная заключается в том, что данная раОото пред-

ставляет перпое в Азербайджане комплекское иссдсдопшпте всех категорий предметов украшений, в котором прослежена технология производства, приведена сплошная классификация предметов, определены роль и место предметов украшений в раду исторических источников Азербайджана.

Пл1КТ!?чоскоо значение. Результаты данной работы позволяют создать четкую технологическую теорию изготовления средневековых ювелирных украшений и иогут быть кспользоланм при проведении их археологического анализа. Выводы работы могут служить наложным историческим источником для выявления этнических и культурных традиций Азербайджана, уточнения датировок оашггнкков.

Апробация и Работа была обсуждена ка совмест-

ном заседании отделов "Археологические исследования не новостройках" и "Средневековая археология" Института истории Академии «а/к АэорбаПдааяс«оЛ ССР я на ученом Совете института археологии АН Узбекской ССР г.Самарканда. Основные ее положения докладывались на Всесопзной кэ^ерекгикархеологов /1985г./, республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана /Гаку, 1985/, республиканской научной конференции аспирантов Академии наук Азербайджанской ССР /Беку, 1986/. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ.

Структура работу. Диссертация состоят хэ введения, четырех глав, заключения в описка литературы, К ней прилагаются вписок литературы и альбом с иллюстрацией.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЗШИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во ^ведении обосновала актуальиость темы, показано во значение для изучения истории Азербайджана, сформулированы цель и задачи, раскрыты новизна и практическая значимость исследования.

Первая глот посвящена характеристике й классификации украшений 1У-УН1 вв. Классификация основывается на анализе функционального назначения предметов, способов их ношения, материала, формы и отдельных элементов декора. В зависимости от определенной категории выделяются группы, типа и подтипы украшений. Каждая категория подробно описывается по группам /а иногда попред-метно/ и указываются место и характер обнаружения, сопровождавший инвентарь, иыещи'еоя аналогии и ареал распространения. На основе стратиграфия археологических памятников, сопровождающего комплекса иаториалов я аналогий определяются хронология и ареал распространения изучаемых предметов. В некоторых случаях определяются функция и иконография отдельных предметов, определяются производственный центры их изготовления.

К исследованию привлечены материалы 4 рагаехристианских грунтовых и 8 катакоыбных погребений из Иингочаура, 23 каменных ящиков ГУ-УГ вв. иэ.Евдигепе, 4 камошшх ящиков и 8 кувшинных погребений 1У-УШ вв. из Шемахи.

В первом параграфе исследуются голошшо украшения - днадэ-т и серьги. Диадема рашгасредиевекового периода представлены лишь одним экземпляром, найденным в Хшыслах в каменном ящике, содержащем, женское захоронение. с богатым комплексом украшений. Диадема состоит из трех частей, заготовлена из бронзы, докрыта лаотовш золотом а украшена рубакаш разлхгшой огранкя. Верхняя часть завершается тршиепесгковам вистусои. Подобные диадемы характерна для отопей Восточной Евроян. Ареал находок и сопровождавшие комплексы указывают на принадлежность тс нскуоотву кочевников.

Диадема из Хыиыаяоэ прянадлагшу на в иестноку производственному центру, на что указывает технология изготовления и,главный образом, орнаментация, киовдая ооракао варадлолн в подшсром-яых изделиях гуннских племен.

Серьга, судя по археологическим материалам я ттошвпяш

источником, носили в основном жошцшш, в ограниченном масштаба мужчины, йти украшения нередко выполняли функции амулетов-оберегов. Сорьги имели различные <}ормы, изготовлялись из различных материалов. Для их изготовления .употребляли золото и соребро.

Наиболее характерна для ранносрсдневекового периода серьги из драгоценных металлов, нередко украшенные драгоценными камнями. В большом количостив такио серьги выявлены в катакоубинх погребениях Мшге чау ра. Они отличаются значительной индивидуальностью как в отношении применения материалов, так и приемов изготовления. ла|>акторно использование дужек и прополки круглого сечения со свисающими на лих богато орнаментированными детали™: различных шариков, цепочек, колокольчиков, пластин, ввоздочок, капель, сердечек, колоц, украшенных сердоликом, жемчугом и другими камнями или нередко покрытых зернью.

Еронзовые и медные серьги менее разнообразны, здесь долаюг-оя жесткие и расчлененные варианты. Первые представлены, в основном, округлой, слегка загнутой проволкой с закрепленными на ной одной или парой бусин, fyxna вторых соединяется с остальной пастью серьги посредством свисающих колец.

Во втором параграфе оазбипаытся нагрудные украшения, среди которых вцдолош три категории предметов: буоы, подвески и пе-чати-подвеоки.

.Наиболее многочисленные бусы, которые изредка косились танке и ка эапаотьях в пкде браслетов.

Богатство территория Азербайджана месторождениями различных минералов издревле стяцулиронало изготовление глиняных, каменных, а позже металлических и стеклянных буо. Наибольшей популярность® пользовались изделия из сердолика, агата, каолинита.

IIa основе материала изготовления бусы изучаемого периода можно разделить па три группа. Первой труппе относятся глиняные бусы, в основном, круглой илк бочкообразной форыы, белого,красного, аодтого тиш оранжевого цвета, иногда покрытые голубой глазурью. Среда глиняных буо много глазчатых - покрытых глазками в другими анаками. Во вторуг группу входят бусы из полудрагоценных камней. Больше всего сердоликовых буо, которые по форме огранка разделяется т паровидаша, »ллидоовидные и граненые.Третья грутша - стеклянные бхен разделяете* на рубленые, гладкая» наро-

вщцшо, граненые, в основном, они тускло-зелоиого или коричневого цвета. Изготовлены из натриево-кальциевого стекла с примененном различной технологии.

Количиственное преобладание сердоликовых и глазчатых буо, помимо их худохестпенно-эстегическюс свойств, вероятно, стимулировалось и тем, что на территории Азербамдкана, как на воем Кавказе, им приписывалось магическое свойство.

К нагрудным украшениям принадлежат таюко различные подвески Лот л количественно их меньше буо, Но они обладаыт большей индивидуальностью. В зависимости от материала их мокно разделить на четыре грущш. К первой относятся подвески из драгоценных металлов. Наиболее характерна длл этой группы золотая подвеска в формц ромба, ук^-адюнная минеральными вставками различных цветов и покрытая зернью. Do вторую группу выделены подвески из недрагоценных минералов различного цвета о отверстием для шнура, напоминающие крупную бусину, иногда с орнаментированной поверхностью. Подвески из пасти, отнесенные к третьей группе, встречаются редко, в основном, изготовлены из голубоватого материала и имеют форму стилизованной бычьей головки, шэото глаз просверлены отверстия длл шнура.. Четвертую группу составляет подаеоки из раковин, большей частью из раковин каури. Des они имеют проовер-ленные отверстия для шнура и различаются наличием или отсутствием дополнительной обработки.

Следующая категория нагрудных укравший представлена деда-гям-подвеокаш. которые несли неоколько функций: использовались как личные печати и как украшения, помимо того» m приписывалась магичеокая сила оберега. Эта категория предметов отличается большой индивидуальностью-каждого экземпляра, что предопределило юс клаоаи|{шкацию, основаннуи на материале изготовления, К первой группе, наиболее малочисленной, относятся изделия из металла /бронза, серебро/. Наиболее характерен экземпляр, выявленный из катакомбшго погребения Мишгечаура. Ou овальной формы, имеет отворотив для шнура, изготовлен из железной руда о пооледущей шлифовкой поверхности. Одна сторона уплощена и на пой выгравирован сжшгьй сюжет с пэойряжениви человека о хорошей проработкой дйтялчй, Вторпл группа яздмий объодлняет основную me а у украшении этой категория, одолжит* яз полудрагоценных камне!. Их раз-

меры колеблются от 0,8 до 3 см. Наиболее характерная форма -вытянутый овал с одной срезанной стороной. Вместе с тем имеются и образцы дисковидной формы с обеими плоскими сторонами или с одной плоской, другой слабо выпуклой стороной. Изготовлялись такие печати-подвески из халцедона, агата, сердолика, залежи которых издревле били освоены местными жителями. Характерно также обнаружение экземпляров бракованных изделий этого рода. lia изделиях нанесены изображения различных птиц, быка, скорпиона, оленя, собаки, полумесяца, древа жизни и других символов, имеющих широкие параллели в изобразительном искусстве и верованиях жителей территории Азербайджана. Все это указывает на местное производство печатей-подвесок, хотя не исключено, что имеются отделите экземпляры импортного производства.

Третий папаграД посвящен украшениям для рук - это браслеты, кольца, перстни.

Гтаслета являются одним из древнейших видов украшений, ilx носили на левой или на правой руке в различном количестве. Они поли|ункцпоиалыш - то есть использовались как украшение, указывающие на социальную принадлежность их обладателей, кроме того им приписывалась способность оказкзать магическое воздействие, оберегать от злых духов. Браслеты часто украшались изображениями различных животных-тотемов /покровителей/, главным образом змей.

Б зависомостя от материала выделены две группы браслетов, различающиеся, в свою очередь, по форме и техшке изготовления. Браслеты первой группы из золота и серебра представлены тремя топами: круглого сечения с несомтогутыш концамк, изготовлены из толстого литого стержня с последугцей ковкой, круглого сечения о несомкнутыми рйсплщепнтш концами и. утолдением посередине, отлиты в жесткой форте, витые браслеты изготовлены из тонкого витого прута. Ко второй группе относятся бронзовые и медные браслеты, все они круглого сечения с несомкнутыми конца?«, изготовлены и? отлитого прута с последующей зубчато-орнаментальной нарезкой.

Перстни и кольца также разбиты на две группы с выделением типов. Золотые и серебряные изделия первой труппы представлены двумя типами. Наиболее распространенным видом является перстни , о сердоликовой или стеклянной вставкой: квадратной, треугольной, овальной и ромбической формы, Крепление вставки производилось двумя способаыа - на лапках н ва ободке. Ко второму типу отно-

сятся перстни с изображением различите символов выгравированных на вставках или щитках. Вторая группа представлена бронзовыми перстнями. На перстнях со стеклянной вставкой выгравированы различные магичоско-символические знаки. Второй тип включает перстни со щитком. К этоЯ категории относгши и многочисленнее сердоликовые круглые и овальные вставки перстней-печатей с изображением человека, льва, быка, козла, дракона, птицы, а также различных сждюлических знаков.

13 четвертом патгтаГе исследуются украшения одеадн: прялки, пояенно украшения, булавки.

Пряжки разделяются на две группы: серебряные и бронзовые. Вторая группа наиболее многочисленна и отличается большим разнообразием. Ццесь можно выделить четыре типа: кольцевые, квадратные, лировидные и зооморфные пряжки,

Пдясныо украшения. Из раннеоредневоковых памятников Азербайджана выявлены два поясных набора. Один из них происходит из могилы воина в кургане Учтепе. Он состоит,из 24 предметов, по форме и размерам принадлежащих к разным типам. Другой поясной набор из погребения Цщптепе включает прялку и 18 поясных украшении /10 больших и 8 маленьких, изготовленных пз бронзы в литейной ({ярмо. Отдельные элементы поясных наборов выявлепы из ряда бытовых и погребальных памятников. Они изготовлены из серебра и бронзы, имеыт квадратную, круглую, ромбическую, подковообразную форму. Некоторые украшены орнаментом.

Булавки по функциональному назначению разделяются на две группы. Фибулы используются для закалывания верхней одекды. Из-за отсутствия целых экземпляров типологический разбор их затруднен. Булавки, входящие во вторую группу, используются для закалывания головных платков. Здесь выделяются три типа: булавки о зооморфной головкой, головкой геометрической и растительной формы.

Вторая глава посвящена характеристика и классификации ук-ряшоний Гх-ХШ вв. Как в предшествующей главе, в зависимости от категории предметов наделяется группы « типы. Для отдельных категорий делается попытка определить производственные центрн.

Щщ исследовании украшоний 1Х-ХШ вв.,в основном, били ис-пользоволн млтйриалы, выявленный из Кабалы, БаЯлаханл, Забрана,

Гаку. Нузшо отметить, что погребальные материалы в этот период отсутствуют, так как исламская религия запрещала класть в могилу усопшего предметы личного обихода и другую утварь.

В первом параграфе рассматриваются кольца и браслеты.

Как и в продшсств.укший период, в IX—ХШ вв. кольца и перстня являлись одним из наиболее распространенных украшений. Они изготовлялись из золота, серсбра и меди. Бытовые перстни- имеют вставки или щитки, отличающиеся большим разнообразием <Горм: овальные, треугольные, миндалевидные, многоугольные, ромбические и шестилепестковые. Вставки украшались зернью и различными грапированными рисунками /изображение птиц и других символических знаков/. В некоторых экземплярах в месте прикрепления вставки к ободку нередко имеется орнамент. Следует особо отметить золотой перстень из Набрана. Б местах соединения его обруча с щитком имеется кувппшоподобннй орнамент, на ободке переходящий в виноградную гроздь. IIa краях щитка выгравирован роговидный рисунок. Шиток овальной г|ормы с четырьмя заклепками для крепления.

Как и в предшествующий период, в исследуемое время широко пользовались перстнями-печатями. Но в отличие от предшествующего периода на них надписи мусульманского толка. Как считает Н. В. Минкеянч-;.;усгафаева, они служил* для снискания благословения аллаха или его пророка. Следовательно, кольца, помимо декоративных функций, несли и религиозно-магическую нагрузку оберега, фактически продолжая древнюю традицию, но в мусульманском обличил. Похгамо того этп перетки имели я практическое назначение, так как использовались как лггчные « родовые печати.

Интересны два образца перстней-печатей из Избрана с надписями на щетках, изготовдепшэ лптьегд из серебра п различающиеся размера!.®. На болшои перстне на место спайки жуковтш со пяткой с обоих сторон кзо<Зрагеиы зыокине головки, различно моделированные. Массивный таток в форма 10-лепестково2 розетта воыпозншошю как бы приподнят змояш. На шпгке кубической арабской письменность» надшгсь: "Сахиба Худа Бахып Афялт" /Владелец Худа Бахгав Афият/, вырезанная в зеркальном отрааэгош.что не оставляет сомнений в es назначения. Второй перстень меньшего размера по технология изготовления н художественным особей-

ностям близок первому. Выгравированная на нем надпись "Бехейр" также дана в зеркальном отражении.

В зависимости от характера надписи иерсгни-почати разделены на три типа: перстни со знаком принадлежности, ппрстни-доворен-ности, перстни с изречениями, Наряду с металлическими кольцами бытовали и стеклпнныо двух типов: ободковио п плетошга, Осюдко-вне кольца круглые в сечении, с гладкой полированной поверхностью, в большинстве случаев синего и черного цвета, имеются образцы со вставкой из того же стекла. Плетеные кольца изготовлялись волочением из черного стекла, поверхность, как правило,покрывалась светлой краской. ^¡ногие снабжены местом для вставок овальной формы, иногда выделенным гравированной линией.

Традиционное ношение браслетов продолжалось а в развитом средневековье, но по технологии производства ы по материалам они несколько отличаются. Исходя из материала браслеты разделены на три груши. К первой группе принадлежат браслеты из ценных металлов. Они наименее распространены 11 представлены лишь одним типом. Характерен серебряный браслет из Астары, уплощенной в сечении $орт, с носомкнутши и загнутыми во внутрь концами. Вторая группа, включающая бронзовые и медные браслеты,более многочисленна. Ццесь по [орл!е различайся 4 типа: лентообразные кование браслет« з виде плоской пластины с несомкнутыми, слегка загнутыми во внутрь концами, лицевая сторона покрыта различными гравированными мотивами; браслеты, продолжающие зооморфные традиции предшествующего периода, но сильно стилизованные, изготовлялись из стержня круглого сечения: плосковьшуклые браслеты, изготовленные зз ластовой бронзы пухе;.: ковки, внешняя выпуклая сторона покрыта гравированным орнаментом растительного и зооморфного мотивов, концы несомкнутые, иногда завершаются стилизованными звериными головками; мало распространенные витые браслеты, изготовленные из витого пучка проволок, на концах одного целого образца имеются петли для застежек. Широкое распространение получили браслеты из стекла, отнесенные к третьзй группе. Она изготовлены из черного, голубого, синего, фиолетового, зеленного, желтого ттвряпла и характеризуются единством формн к технологии производства, йта группа также разделена на четыре тшм; I тин оЛьйдтжРТ ок.я,ште я сочвииа самолеты со спаянными концчмк.

- и -

изготоплсшшо из стеклянного прута. Имеются зкзошлярн из рельефной заготовки, крученной при изготовлении. 2-й тип болое разнообразен - это браслеты, изготовленные из стеклянного прута полукруглого сечения с выпуклой или нарезной поверхностью. Витые браслеты 2-го типа изготавливались из прута круглого сечения, крученного в дла витка,-котш состыкованы, но не спаяны. 4-й тип обт.ед1Шлот браслеты из стоила со стеклягаш.ти же цветными инкрустациями. Сиг. изготовлены из прутков круглого, подукрут-лого и квадратного сечения. Браслеты главным образом из черного стекла, инкрустированного белыми и красными вставками.

Ро втором параграфе анализируются бусы, подвески, медальоны, относящиеся к нагрудным украматга.

Как п в предшостгукшй период, в эпоху развитого средневековья бусы являлись широко распространенным видом украшений. Они, как и прсуде, разнообразны по размеру, коркам к материалу. Но в исследуемый период среди них количественно преобладают глпэковнв и инкрустрировшише бусы. В основном, они шаровидной фюрг.ти -oinnot тонов /черный, темно-синий/, хотя есть и светлые образцы. На глазковых бусах имеется белые, красные, желтые и зеленые глазки, порой выполненные очень реалистично с проработкой деталей глаза. Как я в древности, глаэковне и инкрустированные бусы были полифункциональнкмя.

■Родрески разделены на три группы. I группа - подвески из драгоценных металлов - малочисленна и представлена лишь находкам* из йпегечаурл. Они изготовлены из золота, состоят кз полых колокольчиков, украшенных двойными накладными полосками и под-вемогашми каждый на небольшом кольцо. Посредством кольца большого размера, пропущенного через малые кольца, они соединены по три колокольчика. 2-ая группа объединяет бронзовые и медные под-реекп. Они немногочисленны и представлены двумя типами: антропоморфные подвеокл, в форле бубенчиков с выгравированными личпна-irr п в форме кепской фигурки к подковообразные плоские подвески, иногда покрытое геометричоеккм гравированным орнаментом, 3-я группа представлена костяными подвесками.

В целом подвески, вероятно были полифункционашш: помимо художественно-встетических функций им придавалось и определенное магическое значение, повтоцу она служила амулетам*. Особен-

но ото относится к подсоскам второй и третьей группы.

К категории нагрудных украшений относятся также ожерелья и медальоны, йинственннА экземпляр ожерелья изготовлен из 22 серебряных дутых шаров, соединенных цепочкой, Медальоны представлены серебряной и бронзовыми пластинками с выгравированным орнаментом. Вероятно, они служили не -только украшением, но и амулетом.

П тгетьом параграф разбираются серьги, поясные украшения, пуговицы.

Сорьги по материалу разделены на две группы: первая представлена парой золотых серог из Шнгечаура, изготовленных из витой проводки с подвешенным шариком; 2-ая группа - бронзовые и медные серьги - представлена двумя вариантами - литая серьга из меди грушевидной <1орми и серьга из бронзы сохрашштаяся частично, в видо шара с отверстием.

Поясные украшения представлены тремя л ряж каш квадратной и лировидной 'Торми. Наиболее многочисленны п.угопицы, в основном, костяные. По -Торне их можно разделить на четыре типа: - пуговицы в -|орме-конуса с одним сквозным отверстием, орнаментированию вырезным и точечным рисунком в плде звезд л кружков; чашовтщныо и пуговичы с одним отверстием, поверхность которых покрыта геометрическим и растительным вырезным орпа/.тонтом; плоские пуговицы, та к*, о покрытые вырезным геометрическим или зооморфным орнаментом и имеющие одно отворстие; круглые пуговицы с выпуклыми кольцевыми бортиками, покрытые вырезным орнаментом.

В третьей главе исследуется технология изготовления украшений.

Изделия из металла

Из обзора украшений, приведенного в I и П главах, видно, что основным та материалом является метай. Следовательно, без высокой культуры металлургия и металлообработки изготовление и* было бы невозможным. Наличяо богатых рудных месторождений издревле способствовало развитию цветной металлургии. Кроме того, как известно, через территорию Азербайджана проходили караванные пути, связавшие Восток о Западом. В результате этих связей создавались возможности для обогааегаш местных традиций передовым! достижениями своего времени, В изучаемый период дальнейшее

развитие получила художественная металлообработка, которая на ранних этапах являлась частью металлургии, а затем постепенно выделилась в отдельную отрасль. О высоком уровне художественной металлообработки на территории Азербайджана можно судить как по археологическим находкам, так и на основе сообщений средневековых источников.

В раннем средневековье художественная металлообработка испытывала влияние Византии и Ирана. Она развивалась в двух направлениях: изготовление художественной торевтики, изготовление ювелирных изделий. Основными центрами ювелирного производства были Шнгечаур, Кабала, Гянджа, Байлакан, Шемаха, Баку и Шабран. В средневековый период главным образом развивалось ювелирное производство.

Дня изготовления ювелирных изделий требуется определенный набор орудий и приспособлений, количество которых прямо пропорционально уровню производства. Высокий художественный и технологический уровень ювелирных изделий средневекового Азербайджана, естественно, не мог быть достигнут без наличия большого арсенала орудий труда. Ыногие из них до нас не дошли, но имеющиеся образцы, как и сами ювелирные изделия, позволяют с достаточной полнотой восстановить набор орудий и приспособлений ювелиров средневекового Азербайджана.

При раскопках выявлены тигли, с[ормы, конические медные трубочки, отдельные фрагменты железных инструментов.

Тигли в основном имели коническую форму. Изготавлялиоь из хорошо отмученной глины, красноватых гонов, хотя изредка встречается светлая глина о кварцевой примесью. Пользовались как односторонними, так и двусторонними литейными формами - каменными в металлическими. Створки двусторонних форм соединялись при помощи сквозных отверстий со вставными штырями и выпукло-вогнутыми связками. Огверотия служили для заливки металла. Сохранились формочки для отливки перстней, серег, подвесок-медальонов и т.д. Для пайки зерня и филиграни пользовались коническими трубочками, свернутыми из медных листов.

Технология изготовления ювелирных изделий прэдаолагаэт использование широкого набора пасоатнкей, щипцов, плоскогубцев, ножниц-резаков, штихелей, пилок, напильников, сверл, штампов,

матриц, циркулей, волочильных досок. Отсутствие их среди археологических материалов можно объяснить, с одной стороны, плохой сохранностью железа, а с другой преемственным использованием этих инструментов многими поколениями. Ювелиры должны были хорошо разбираться и в кислотах для составления флк:сов, без которых невозможна качественная панка.

В средневековом Азербайджане широко использовались сплавы золота, имощйе высокие художественно-эстетические свойства и кроне того обладающие хорошей прочностью. Серебро и медь также применяли в виде сплавов.

Способы обработки металла в эпоху средневековья являлись продолжением древних традиций. В ооновном, это плавка, литье, чеканка, волочошю. штамповка, филигрань,-зернь. Одним из основных процессов являлись проковка и волочение металла. Отлитый кусок металла /золото, серебро, медь/ проковывали, придавая ему нужную форму. Как известно, при этом металл становится хрупким. Для восстановления первоначальной пластичной структуры производился его обжиг. Для изготовления проволок равномерного диаметра и тончайлей прополки для %лл::гра1!и применяли волочение через волочильную доску - плитку из прочного камня или железа с отверстиями разного размера.

Другим важнш.! технологическим приемом было литье в форме пли по восковой модели. Предметы многократно отливали в каменных, металлических и глиняных формах. Чаще всего формы применялись для отливки брусков и заготовок, которые подвергались дальнейшей обработки ковкой. Для создания уникальных изделий ювелиры производили литье по выплавляемой модели, сделанной из легкоплавкой п мягкой массы /воок, олово, свинец и т.д./. Модель предмета зоформовывалась в глину и производился обжиг. Для извлечения изделий глиняную оболочку разбивали. При необходимости изделие подвергали дальнейшей обработке /полирование, гравировка и пр./. По восковой модели изготовлялись и серийные издолия.Для этого создавался эталон, о которого снималась форда. В форму многократно заливали воск и получала множество восковых моделей, с которых отливали предметы.

Наиболее вероятный! способом пайкп, применяемым оредаевеко-внма ювелирами Азербайджана, являлась пайка о использованием

трубочек, через которые мохами нагнетался воздух, направляющий пламя в нужное место. Среди археологических материалов тлеется много находок подобных трубочек.

Обнаруженные ювелирные изделия указывают на пользование мастерами способами штамповки и тиснения» Для этого употребляли матрицу - железную форму с вырезным рисунком. При штамловке по положенной на матрицу заготовке наносился удар штампом. Для тиснения на матрицу укладывалась тонкая пластинка, которая тонкой заостренной палочкой вдавливалась в узор. Лишние куски срезались. Из тшлювки и тисненных полусфер спаивали "душе" бусы.

Средневековые ювелиры также применяли золочение и серебрение, для чего мелко истолченный металл растворяли в ртути. Покрытый этой смесью-адмадьгамой предает подогревали, при этом ртуть улетучивалась, оставляя слой ценного металла.

Изделия из стекла

Как археологические материалы, так и средневековые источника указывают на широкое развитие в городах средневекового Азербайджана стеклоделия. Из предметов ювелирного искусства, главным образом, производились браслеты, кольца, бусы.

При изготовлепии браслетов применялись различные приемы: вытягивание, кручение, инкруотация. Предварительно размягченный нагреванием стеклянный прут закладывали в Форму; При изготовлении крученых браслетов использовали пучок тонких размягченных Прутьев, перекручиваемых несколько раз.

Несколько сложнее была технология инкрустированных брасло-тов. По железной или глиняной поверхности, посыпанной толченым цветным стеклом, насколько раз прокатывали размягченный толстый стеклянный прут, к которому прилипали крупинки. После этого прут растягивали и придавали ему нужную форму.

Дня изготовления цветного стекла в жидкую массу добавляла химические вещества различных цветов в зависимости от требования.

Еде бодее разнообразным приемами пользовались при изготов-деняи бус. Мелкие бусшш получай разрубанием тонких трубочек. Из таках хе трубочек путем расчленения нршцамж изготавливал* шюгочастше проназкн. Дал иаготошшнзш бус применяли такке ж

стеклянные прутья, разрубленные на куски. Отверстие на них высверливалось после полной обработки бусины. Многогранные бусы изготовлялись из охлажденной стеклянной массы.

Сложнее было изготовление глазковых и инкрустированных бусин. Для изготовления колец размягченный стеклянный прут сворачивал* при помощи щипцов, причем прякатыо концы образовывали . бугорок. При необходимости изготовить кольцо со вставкой этот бугорок расплющивали, придавая нужную форму.

Изделия из камня

Лри изготовлении пз камня колец к бус технология изготовления сводится к следующему. Шнерал раскалывали на нужные куски, которые обрабатывали для получения требуемой формы: шлифовали, иногда гравировали, завериакхцим этапом являлось сверление. Мастерами средневековья применялось двухсторннео сверление, при котором отверстие получалось равномерным. Подобным же способом изготовлялись вставки для перстней и перстней-печатей, но без сверления.

Изделия из кости

Имеющиеся в иаличии образцы Костяных украшений - это различные пуговицы, орнаментированные вырезным орнаментом. Техно- . логия их изготовления сводится к следующему: предварительно размягченную кость для облегчения обработки распиливали на необходимые куски, которым придавалась нужная форма. После этого каменным сверлом высверливали отверстие, а в завершение на поверхности уже оталгДовашого предмета вырезали орнамент.

В четвертой главе определены место н роль украшений в быту населения, дан семантический анализ всех ювелирных изделий.

Как известно, в древности н средневековье люди верили в магическую силу предметов украшений, изображала на них тотеми-ческнх яивотных и различные силы природы, которые, по представлениям того времени, отражали конкретные явления природы. Так, з¿^eя считалась покровителей семейного очага, ее изображение якобы приносило изобиляо, символизировало аенщлну, воду я мудрость. Изображение собака являлось оборотом от злых духов, так как якобы а собаку после смерти человека перасояллась его дула.

Различные многоплановые функции оберегов придавались символам льва, оленя, быка, солярным знакам и т.д.

Наряду с эгиы, изображение различных животных и небесных сил связывалось с тотемическими представлениями. Сохранив древние тотешческие традиции, подобные представления в несколько завуалированном ввде органически вошли в атрибуцию христианства и ислама, отразились в искусстве и символике этих религий.

Ювелирное искусство воплотило в себе многие духовные,эстетические и мировоззренческие представления народа. Поэтому ношение украшений имело определенное магическое значение. С развитием представлений об окружающем мире гаги чес кий смысл того или иного предмета, того или иного рисунка предавался забвению, и предмет сохраняя лишь функции украшения и престижности. Многие реалыше изображения со временем приобретали стилизованный облик.

Кроме того непременной функцией предметов украшений в древности и средние века было указание на этническую и- социальную принадлежность,, выделение различных групп населения.

С момента своего зарождения искусство отражало мировоззрение человека. По мере исторического развития совершенствовалось и его мировоззрение, что конкретно отражалось на уровне искусства. Следовательно, кавдоцу историческому периоду свойственен соответствующий ему уровень искусства. Это относится и к предметам украшения. Таким образом, они становятся достоверным источником, по которое можно судить об истории народа, в частности об истории Азербайджана. В предметах украшения в сжатом виде отражались различные социальные, научно-технические, эстетические н духовные стороны кязша. На основе четких технолого-художествекнцх характеристик. Эти предметы мокло использовать при определения хронологии комплексов, а такие духовного и технического уровня каоалешш.

В заключении подводятся основные итоги продаладкой работы.

Как в ранней, так и в разввтом средневековье предметы украшений широко бытовали среда населения. Раскопками обнаруаено значительное количество различных их образцов. Так, к головню.! украшениям того времена относятся серьги, известна также одна диадема, относимая к привозным нодалаям. Среди нагрудных укра-

шений выделены бусы, подвсски к печати-подвески, позднее появились и своего рода медальоны. Многочисленны находки украшений для рук, uto различные кольца, перстни и браслеты, В отдельную группу выделяются украшения для одежды - прякки, поясные украшения, булав!Ш.

Нужно отметить, что многие из ювелирных изделий носили как женщины, так и мужчины. Это относится, например, к браслетам, перстням, поясним украшениям. Часто их ношение выражало социальные признаки. Материал ювелирных украшений весьма разнообразен

- украшенные металлы, бронза и медь, различные поделочные камни, стекло, кость.

Безусловно, создание украшений неразрывно связано с наличием достаточно сложной технологии, которая восходит к более древнему периоду. Найдено большое количество орудий, свдетельствую-тих о местных центрах производства украшений.

Семантический анализ показывает, что а средневековье, как и в древности, люди ворили в магическую силу некоторых предметов украшений, на которых изображали животных - тотемов, а также символы, отображающие явления природы. Поэтому многие предметы была полисункциональными: служили не только как украшения, но и как обореги, т.е. их ношение имело магическое значение.

Таким образом, изучение ювелирного искусства помогаот по- ; пять в историческом аспекте мировоззрение народа. .

ОСНОВНЫЕ ПСШ0£Ж1Я ДИССЕРТАЦИИ НАШ ОТРАЖЕНИЕ В (УЩЕУШИХ ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ РАБОТАХ:

1. О некоторых украшениях из городища Шабран. Археологические п этнографические изыскания в Азербайджане /1980-1981 гг./.

- Баку, 1985, с.З.

2. Об одном перстне-печати из Шабрана. - ДАН Азерб.ССР, 1985, » 5, с.З.

3. Об одной группе женских украшений средневекового Азербайджана. Археологические п этнографические изыскания в Азербайджане /1983-1984 гг./..- Баку, 1985, I о.

4. Женские украшения Азербайджана. Материалы тезисов научной конференции аспирантов вузов Азерб.ССР. - Баку, 1985, с Л /на азерб.яз./.

5. О бусах из Шабрана. - ДАН Азерб.ССР, 1386,.« 9, 3 с. /на азерб.яз./.

6. О средневековых предметах украшений из Азербайджана. Материалы тезисов научной конференции аспирантов АН Азерб.ССР. - Баку, 1986, 2 с. /на азерб.яз./.

7. Предметы украшений и религиозные представления. - Зам ве хаят. - 1988, й I, 5 с. /на азерб.яз./.