автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Средневековый пергамен

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Киреева, Вилена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Средневековый пергамен'

Текст диссертации на тему "Средневековый пергамен"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РЕСТАВРАЦИИ

Иа правах рукописи

КНРЕЕВА Вилеиа Николаевна

Средневековый пергамен:

сравнительный анализ технологий

(по историческим и экспериментальным данным)

Специальность 24.00.03. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель доктор искусствоведения Мокрецова И.П.

Москва 1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРГАМЕН

1.1. Историография вопроса 12

1.2. Тактильно-визуальные исследования 21

1.3. Исследования современными физико-химическими методами 27 ГЛАВА 2. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ПЕРГАМЕН

2.1. Историография вопроса 40

2.2. Тактильно-визуальные исследования 60

2.3. Исследования современными физико-химическими методами 66 ГЛАВА 3. РУССКИЙ ПЕРГАМЕН

3.1. Историография вопроса 69

3.2. Тактильно-визуальные исследования 85

3.3. Исследования современными физико-химическими методами 95 ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРГАМЕН 102 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110 ПРИЛОЖЕНИЕ 115 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 128

ВВЕДЕНИЕ

Целью настоящей работы является изучение средневекового пергамена -византийского, западноевропейского и русского, способов его производства, обусловивших его различные особенности. Особое внимание при этом, уделено малоизученному византийскому и совсем неизвестному для исследователей древнему русскому пергамену.

Интерес к изготовлению таких материалов, как бумага и пергамен, в качестве основания для рукописных памятников, вышел за рамки палеографических исследований и приобрел самостоятельный характер. Многое из того, что относится к рукописным книгам на бумажной основе, изучено достаточно подробно. Это касается как технологии производства бумаги в прошлом, так и появления, например, такой вспомогательной дисциплины как филигранология, без которой не может обойтись современная палеография. Этого нельзя сказать о пергамене, хотя очевидно, что особенности, присущие пергамену как писчему материалу, полезно принимать во внимание при историко-кодикологических и палеографических исследованиях и совершенно необходимо учитывать при проведении реставрационных работ, аналогично тому, как это делается при исследовании и реставрации любых исторических рукописей на бумаге и художественных памятников. Благодаря зарубежным исследованиям последних десятилетий, можно внести весьма существенные коррективы в историю пергамена - его производство, распространение, разновидности. Под своим нынешним названием пергамен стал известен только с III - IV века нашей эры. На основании этимологического родства предполагается, что он получил свое название от места, где он был, согласно легенде изобретен. Согласно легенде, пергамен, как материал для письма, был изобретен в середине второго века. Это обстоятельство было вызвано, якобы, запретительными мерами александрийских Птолемеев, касающимися вывоза из страны основного материала для письма того времени - папируса, в Азию. Это заставило

царя Пергама Евмена III искать замену папирусу для своей библиотеки. Для этой цели был усовершенствован распространенный ранее кожевенный материал для письма, называемый "дифтера".

Использование животной шкуры в качестве материла для письма имеет весьма глубокие исторические корни. До нас дошли документы на арамейском языке, датированные 400 годом до нашей эры, свидетельствующие об использовании такого рода писчего материала (53, стр. 261), В сохранившихся мееопотамских исторических текстах описывается технология изготовления писчего материала из шкуры животных, по сути идентичная технологии изготовления пергамена (53, стр. 135, 261). Писчий материал в этой форме распространился от Египта до Персии, а затем проник в Иудею. Широта распространения, качество материала в сохранившихся памятниках и достаточно высокий уровень технологии, описанный в древних текстах, не свидетельствуют в пользу необходимости значительных усовершенствований. Во-вторых, пергамен под названием «мембрана» уже был известен в I веке новой эры в античном мире. Все это находится в противоречии с укоренившимися представлениями о времени и месте изобретения пергамена. Знакомство с историей других традиционных для человечества производств -металла, бумаги, дубленой кожи - показывает, что любое из них не возникло в одночасье, а прошло долгий путь развития, впитавший опыт многих поколений, а иногда и народов. Пергамен не является исключением. Очевидно, в Пергаме было успешно налажено массовое производство писчего материала из животной шкуры на основе накопленного технологического опыта, что отвечало возникшим потребностям в материале для письма. Важную роль при этом сыграли: благоприятные климатические условия, очень важные при производстве пергамена, а также обилие животного сырья, необходимого для этогр.

Постепенно пергамен полностью заменил использовавшийся раще папирус, поскольку превосходил его долговечностью и прочностью. В процессу использования

пергамен проявил еще одно качество, выгодно отличающее его от папируса. Он обладал способностью перегибаться без вреда для материала. Именно это качество пергамена способствовало появлению книги в виде кодекса, более удобной, по сравнению с папирусным свитком. Название "пергамен" (фр. "parchemin", англ. "parchment", нем. " pergament", и. т. " pergamena" и т. п.) стало самым устойчивым названием этого материала для письма и сохранилось до наших дней.

Интерес к истории и технологии изготовления пергамена так или иначе не ослабевал в Европе на протяжении многих столетий. Это обстоятельство связано с тем, что пергамен продолжали использовать в XVII - XIX вв. для различных целей - дворянских дипломов и других важных документов, в качестве основания под живопись (портретная миниатюра, пастель, для росписей вееров и т.д.), для бытовых надобностей (абажуры, экраны, музыкальные инструменты), а в настоящее время для личных документов (в Англии, Франции) и культовых целей (в Израиле). Надо все же отметить, что пергамен, изготовляющийся в современных условиях, имеет мало общего со средневековым, что объясняется рядом факторов - неподходящим сырьем, а главное, отказом современных производителей от ручного труда. Исключением является пергамен, вырабатывающийся в английской фирме «William Cowley» и в Израиле, где придерживаются средневековых приемов.

В период с 20-ых по 60-ые годы нашего столетия был опубликован ряд трудов по технологии средневекового искусства (главным образом, западноевропейского), где изготовлению пергамена отведено значительное место (52, 59). Об изготовлении пергамена почти всегда можно встретить более или менее подробные сведения в пособиях по палеографии (9, 19, 64). Данные, приведенные в этих публикациях, основаны исключительно на сохранившихся средневековых рецептах, хотя положиться на эти сведения часто не представляется возможным. В дальнейшем исследования пергамена

стали приобретать более научный характер. В работах Т. Стамболова (58), М. Райдера (55) и Г. Саксл (56) йе только относительно подробно описывается производство западноевропейского пергамена, но и отмечается самобытность его строения, по сравнению с обычной кожей.

Но особенно обширные сведения, практически все, что было известно о пергамене к началу семидесятых годов нашего столетия, можно найти в фундаментальном труде Р. Рида - итоге многолетней работы автора по изучению древнееврейского и средневекового европейского пергамена (53).

В настоящее время интерес к пергамену не угас. Свидетельством тому, являются, например, работы А. Валлерта (63) и А. Кейнса (46). В последние годы изучение пергамена вышло за рамки традиционных методов - тактильного и визуального. Начало этому положил Р. Рид. Он привлек к изучению пергамена современные естественнонаучные методы. Это позволило ему объективно доказать специфику структуры пергамена в ряду других кожевенных материалов. Дубильные вещества, обнаруженные при исследовании древнееврейского пергамена, позволили Риду дифференцировать пергамен и провести сравнительный анализ технологий его изготовления в различных регионах. Подобной обоснованной дифференциации до этого в литературе практически не прослеживалось.

Дошедшие до нашего времени рецепты производства пергамена в Европе позволяют, в случае необходимости, моделировать производство средневекового пергамена.

Обширный интерес к пергамену и технологии его изготовления в настоящее время проявляется, главным образом, в отношении европейского и древнееврейского пергамена1. Иным образом обстоит дело с византийским и древнерусским, не говоря уже, об пергамене, на котором писались книги в средневековой Армении, Грузии или же на Балканах.

1 Интерес к древнееврейскому пергамену возник после того, как были найдены « Свитки Мертвого моря

Особенности этих пергаменов практически не учитываются. Некоторые попытки как-то отметить очевидные особенности того или иного пергамена можно наблюдать в каталогах, где иногда указывается, что рукопись написана на "велене" или "пергамене". Под "веленом" при этом может подразумеваться бархатистый европейский пергамен, а под "пергаменом" - гладкий византийский (61). Дифференциация восточно-европейского пергамена по его визуальным характеристикам была проведена И. П, Мокрецовой, Она отметила и описала особые свойства греческого и русского пергамена, а также армянского, грузинского, балканского и сравнила их с западноевропейским пергаменом (24). Естественно предположить, учитывая положительный опыт исследований Рида, что корень этих различий, надо искать в особенностях национального производства. Учитывая, что производство греческого пергамена старше европейского, представляется интересным установить - имело ли оно влияние на европейское и другие национальные производства. Об изготовлении византийского пергамена делает попытку написать А. П. Каждан (13). Это описание, как и большинство палеографических пособий, носит прежде всего литературный характер, поскольку базируется на сведениях, почерпнутых из европейской практики. По сути дела никогда не предпринимались серьезные попытки вникнуть в технологию производства византийского пергамена. Поэтому представляется интересным ответить на вопрос: какой была реальная технология изготовления пергамена в Византии?

Если византийский пергамен и его производство иногда привлекали хотя бы слабое внимание ученых кодикологов, то древнерусский пергамен и его производство, по существу, остались вне сферы интересов современных исследователей. Лишь в трудах по русской кодикологии начала нынешнего столетия можно встретить некоторые попытки сравнения свойств пергамена русских рукописных памятников с византийским и западноевропейским пергаменом (37, 38). При этом, возможность производства пергамена в древней Руси

отрицалась. Однако, количество древнерусских рукописных памятников и своеобразие их пергамена, позволяют усомниться в правильности сделанного вывода. Поэтому в диссертации рассматривается вопрос о существовании пергаменного производства в древней Руси и о его позднейшем развитии.

Кроме решения этих двух вопросов, была поставлена также задача - сравнить технологию византийского, западноевропейского и русского производства, если наличие такового будет доказано, и выявить особенности каждого.

Оправдан ли такой пристальный интерес к вопросам изготовления пергамена? Реставрационная практика показала, что повреждения значительной части рукописных памятников на пергамене находятся в прямой связи с сохранностью пергамена, которая, в свою очередь, зависит от его качества и фактуры. Как показывает современный взгляд на проблему, свойства пергамена находятся в прямой зависимости от технологии его пергамена. Поэтому вопрос изучения древнего пергамена и сравнительный анализ технологий изготовления в разных географических регионах, кроме самостоятельного культурологического интереса, имеет еще и прикладное значение.

Изучение пергамена может идти несколькими дополняющими друг друга путями: изучение и воспроизведение старинной и поздней рецептуры; визуальное и тактильное исследование пергамена рукописных памятников разного происхождения и времени; исследование пергамена современными физико-химическими методами.

Сравнение старинных рецептов с поздними описаниями позволяют выявить устойчивость принципиального подхода в изготовлении пергамена, а также картину технологического совершенствования производства. Это позволяет уверенно проецировать картину позднего описания производства пергамена на более ранние исторические периоды, сведения о которых не сохранились, как в случае русского производства.

Тактильно-визуальные методы исследования пергамена трудно недооценить. Они позволяют определить внешние особенности пергамена. Фактура поверхности, толщина, плотность, цвет - все это позволяет дифференцировать пергамен на группы и выделить наиболее характерные и устойчивые черты каждой. Результаты исследований позволяют определить направление и вид будущих естественнонаучных методов.

Естественнонаучные методы исследования в этой областй приобретают особое значение. Они позволяют объективно подтвердить или опровергнуть сведения, полученные другими путем. В случае отсутствия фактических данных о производстве пергамена, хотя бы частично, восстановить его картину. В настоящее время в распоряжении исследователей имеются химические реакции, адаптированные в результате многолетней исследовательской практики к особенностям материалов, использованных при создании средневековых иллюстрированных рукописей. Эти реакции достаточно избирательны и не требуют большого количества материала для исследований, что очень важно при проведении реставрационных работ. Кроме микрохимических реакций, в арсенал методов исследования рукописей входит метод гистохимического окрашивания. В последние годы возможности этого метода чрезвычайно расширились за Счет введения в круг используемых для этой цели материалов новых красящих веществ из класса нейтральных активных красителей. Метод не требует сложного приборного оснащения и не разрушает пробы, позволяя изучать послойную структуру материала. Однако, оба метода, можно назвать предварительными, поскольку они позволяют решать лишь общие вопросы наличия или отсутствия тех или иных веществ в пергамене или на его поверхности.

Привлечение новых методов, таких как поляризационная микроскопия и электронная сканирующая микроскопия позволили значительно расширить возможности исследователей. Эти методы представили возможность изучить структуру пергамена при больших увеличениях до бОООх. В обиход исследователей манускриптов вошли также такие методы

как жидкостная, газовая и тонкослойная хроматография, инфракрасная и ультрафиолетовая микроскопия. Особенно результативным методом для исследования особенностей обработки пергамена оказался метод электронной сканирующей микроскопии, адаптированный для исследования макроструктуры пергамена2. Такой уровень исследования пергамена гарантировал объективность полученной информации.

Совершенно очевидно, что все особенности, присущие пергамену как материалу, совершенно необходимо принимать во внимание при иеторико-кодикологических исследованиях, так как от них зависит характер и особенности письма, а также учитывать при проведении реставрационных работ, аналогично тому, как это делается при исследовании и реставрации художественных и исторических памятников. Знание этих особенностей, при выработанной годами общей стратегии реставрации пергамена, позволит правильно выбрать реставрационную тактику.

В диссертации использованы источники следующих видов:

1. Письменные источники античности, средневековья и нового времени, содержащие прямые и косвенные сведения о производстве пергамена. Самостоятельную группу составляют опубликованные древнерусские рукописи Х1-ХП вв. и технологические описания начала XIX века.

2. Данные, полученные в ходе тактильных и визуальных исследований манускриптов, проходивших реставрацию в отделе реставрации рукописей Государственного института реставрации.

3. Данные, полученные в результате экспериментальных физико-химических исследований.

4. Результаты, полученные в процессе сопоставления литературных и экспериментальных сведений.

2 Исследования проводились на базе Института физической химии Академии наук России.

Основная цель диссертации - изучение средневекового пергаменного производства, особенно византийского и отечественного, сведения о которых полностью отсутствуют, а также сравнительных анализ виза�