автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Средства массовой информации как фактор становления и развития франкофонной культуры в странах Западной Африки

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Гбагиди Улож
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Средства массовой информации как фактор становления и развития франкофонной культуры в странах Западной Африки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Средства массовой информации как фактор становления и развития франкофонной культуры в странах Западной Африки"

РГ8 ОД

2.ü-fii0ilJS93_______________________________________________________________________________________

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАГСТВВШШ УШШЕРСИТЕТ ИМЕНИ и.влсшюсош

ШУЛЬТЕТ дУНШЖТШ! Кафедра зарубежной цетати и литература

IIa правах рукопиои

ГНАГИДИ HQI

СРЕДСТВА МАССОВО*! ИНФОРМАЦИИ КАК «АКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФРАНКОФОШЮЙ КУДМУШ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ АвйЖИ

IÛ.OI.10 - зурналиотшбэ.

А в s о р в $ я»а 7

диссертации за ооиояаян© учавой отвтил «падида га фштогэтесююс .ааук

Ы О О К s а - 1993

Работа выполнена на кафедре зарубежно.'! печати и литературы факультета яурначпстшш Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель ■- доктор филолоплоских наук, профессор ' Я.Н.Засурский'.

Официальные оппоненты: кандидат филологических наук Л.П.Киселев

А.М.Проскунова

Ведущая организация -Институт Африки.

Запита диссертации состоится ■ Ж VI „1993 Г.

журналистике 9.053.05.10 при Московском государственном университете имени П.В.Ломоносова по адресу: Москва, К-9, Моховая, 9.

С диссертацией можно ознакомиться е библиотеке факультета журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова. . ,

заседании специализированного совета по

Автореферат разослан

Ученый секретарь

специализированного совета кандидат исторических наук ведущий научниЯ сотрудник

Ю.Я.Орлов

В к.-шцо XX века кропзоялп Су: "но сойнтля, ноторпв корошшм' стразом ошоодна изменить лицо гц». Везде лпот осу^доиве ют ряэ-/рупенне авторитарно-тоталитарных реотшов; зарождается демократия, ! п, следовательно плюрализм в области идеологии и шкТюрмащпи Усе • верное становится переход от холодной, психологической войны к принципу взаимодействуя на основе общечеловеческих ценностей во к ют рдения как глобачъных проблем, так и локальных и национальных. Такая атмосфера не может не открывать новые подходи, решения или приемы н рассмотрении проблематики международной ;.изня, в том число "франкофонии" (сообщества стран, имевших общий французский . язык)*, которая после долгого колебания наконец определилась в. 1986 году в Париже на встречах в верхах стран членов. Одной из. главных пята направлений деятельности "франкофонии" считается культурно-информационный обмен по каналам средств массово.", информации (СМИ), которые До сих пор не смогли в полной кого раэшвпп деятельность в области культурно-информационного обмена, несмотря на имевшиеся технические технологические и лингвистические потон-- цналы.

^ -Термин "франкофония" впервые употребил французский географ Оцезим Раклю в книге "ФранцияАлжир и колонии" (1880),' чтобы обозначить место, где присутствовал французский язык. По в офчгольтпс - документах'первой встроит в Париже по предложению Нъетнама, франкэ-Фошш определяется как "сообтество стран, имевших обиий французский язык (Жён-Африк Л 1391 2(9)67). Значит, что употребление термина "франкофония" в данной работе нужно понимать именно как это было , сделано па первой конференции. Хотя следует сдслгтъ оговорку, что все франкоязычные страны но принимают участия р организации- "-"ран-когГюпия", Алжир, например, ссылаясь па конггитущзо, отказался принять ирпглсонгив первой и последузпих встреч в верхах. »<? гее еттп-ны члени организации "йранкофонш" обязательно я!штсля пит странами пан, например, Гвинея-Бисау. В пзстоягсое ?ре."я пзу-чавтея кандидатуры Руншпл и Молдовы на предмет их участил в мероприятиях франкофонно.1 организации.

А^тхальдорть диссертационного но с л р Д р пл.! определяемся движущей ролью сродств массовой информации в трансформации культурных ценностей либого общества (социодинампкп культур» по Абрахаму Мо'лсу)*, и 1тх растуией ролью в современном многообразном взаимосвязанном и взаимозпппсимом мира, где в условиях отказа от старой модели моядународинх отношений, основанных на сохраненшт классовых интересов и заменой ео повой моделью, в центре которой находятся поиск общечеловеческих ценностей, поиск интбгюсоп государств и зашита прав человока, где бы он пи прожппал. В итоге всо больше и болыле выделяется передний план вопросов о культурно-информационном обмено. Само многообразие мира и многовариантность культур определяют человеку оставаться открытой системой - неизбежное условие к познанию другого окружавшего мира.

Рассматриваемая проблематика в данной работе, но всходит из русла проблем мездунпроднох1о обмона новостями, культурными про-' граммами мевду странами и континентами. Общеизвестно, что информация и коммуникация -представляют самостоятельное направление деятельности такой авторитетной международной организации, как ЮНЕСКО, которая начиная с 50-х годов занимается проблемами информшщи и коммуникации не только в регламентируюгавр, но и практической плоскостях, отводя при этом важную роль выработке стратегии и формированию концептуальных подходов, к этим средствам.

История деятельности ЮНЕСКО в сфере кошуникации показывает,

что в 70-е годы после успешной работы Мевдуиародной комиссии по

.,.. ......................- /

* В своей книге "Сощгодинамика культуры" (1965 г.) Абрахам Моле утверадает, что "способствуя распространению и постоянному обноЕЮнига идеи, т.о. "культуроносителой" СМИ является дпижушей силой культурного преобразования общества.

исс/ояонмш» проблем коммуникации ужо додается поштка свести /' вовтяго вес аспекта ияфоркацяоиннх щюцоссов, болоо того - появились в рагишс годи основные ковдопщш международных информационных отношений: "свободный поток информации (конец 40-х годов)" 4 "право на коммуникоцш" (конец 60-х - начало 70-х годов), 1 новый моядународный информациоинт! порядок..Но к история деятельности П1ЕСК0 тоже показала, что именно такие томи, связанные с информацией оказались в центре идеологической и политической борьбы, то что привело в своего рода концептуальный "тупик" в 80-х годах. г ■

В атом "тупике" франкофоиия на первой конференции в верхах в Париже (1986) принимает решение единогласно развивать средства, информации и коммуникации, обеспечить культурно-информационный обмен» И здесь, как и в деятельности ЮНЕСКО, проблема коммуникации и пнформаиш становится отдельным направлением деятельности франкофонии наряду с другими (экологические, экономические и т.д.).

Каков бы но бил уровень (ЮНЕСКО или франкофонии), ревенне вопроса информации и коммуникации не возможен без разработки и одобрения всеми минимума стандарта информационной концепции. Но, учитывая, что такой минимум стандарта должен основываться т консенсусе Грганкофотшх стран, ясно, ч?о требуется револпцгл монталь-ности в Франкофзпннх странах Африки. Революция, без которой не возмомга демократизация обиественного процесса, в том числе информационного, без которого речь не может идти о "диалоге".культур с другими странами и народами тара.

Таким образом, ревдв принять участие Е деято^ьно^ти *гян1<о-фонии по рпзтотя» средств гассово.'! глфргтг.:::, стрьчн-члени -*рг:;!-коФоннп С'ападчой Африки вступают, в новый период сеоой истории и

' ••■■,• . ' '

' " ' / < призваны окончательно сломать баръерн на путях свободного обгаопия

франкоязычных стран Африки как между собой, так и со всеми ;франко-

- фонами мира. , /■■•; . ;

Ндучнэд повизцд. диссертации.определяется там, что она представляет собой практически первое и пока единственное монографическое исследование, полностью посвяшенное такому объекту как фран-когоЕоряшее сообщество в цалом и применительно к Западной Африка, в частности, в информационно-культурном аспекте. То есть до сих пор но создано работ, полностью шевяишшнх анализу и изучения информационной деятельности внутри франкофонип и болов целенаправленно отношениям по линии франкофонии Западной Африки. В то яо время тленно такой аспект позволяет раскрыть.асе аспект .взаимодействия и взаимозависимости, которые складываются в ипформацнонно-культурной сфере в рамках франкоговоряшего сообщества.

До сих пор внимание исследователей сосредотачивается или на анализе информационно-пропагандистской деятельности Франции в Аф-. рнке, что предполагает' преете всего исследование аппарата, каналов и доктрин французской информационной практики на'африканском контияенто от на анализа общих информацлошшх проблем стран Африки к югу от-Сахари в цалом, или же на исследовании специфики развития СМИ в той или иной западноафриканской страна*. Ряд работ известных 'исследователей как во Франции, так и в Западной Африке тоже в большинстве случаев рассматривает или же проблемы неравно-

* Мы имеем в виду диссертации,-Лебедевой Т. "Информационно-пропагандистская деятельность Франции в развивавшихся странах. Аппарат. Доктрины. Практика" (I.!., 1083); О.Кинзонзи-Китуму "Африканские сродства кассовой информация и распространение информации 'о культуре Черной Африки" (М., 1903); Ага Соду Маш "Эволюция роли СМИ в общественно-политкчоской жизни Бенина" (М., 1989).-

мориого :'!!'Ь,"1),г'."1ц.!')н:!оп об;,-.она, б иогорих участвуют страны рптао-'пп ().'!1'>то О.^ул^л), уяп жо особенности разя:? 1 С" ¡11 в атдодыю взятых странах, или обашв особенности информационной цлят*»л?,пое-т-и в регионе (труни Подч Ансаха, В.Сипа).

4'Р',')коХ'1Нкя в ое информационном аспекта по била анализом ' самостоятельных ясодоцйтопрй по ряду объективных и оубъ'М'ттггп.'х причин, Прежде всего, ¡ало¡1 но сонремонннй этап, когда'мировое со-обшоство освобождается от стороотипов "холодной войны1' и борьбы против "информационного империализма", признавая неизбежность взаимодействия, в том число - и особенно - в информационной сфере -. именно франкофония дает интересный пример такого взаимодействия, представляя собой функционирующий живой организм. Это одна из причин. Немаловажно и то, что именно со второй половина 80-х годов, когда, как ми ужо подчеркнули, франкофония в области информации предприняла активные координирующие действия и когда стало возможным реализовать совместно проекты в рамках сообществ, оно более чотко оформилось пан таковое в информационном аспекте. Всо это еио раз актуализировало проблемы, поставленные в диссертации.

Цдтодолр.гцУ!СК,ив принципы, иеслодррашщ. Методологической основой диссертации является системный подход к анализу проблем» возникновения, создания, деятельности и разлития средств массовой информации во франкоязычных странах Западной Африки. Специфика поставленной задачи определила то, что при работа над диссертацией автор опирается на принцип функционализма, позволят^ рассматривать указанные проблемы в контексте не только общего соцко-кул'ь-турногп развития западно-африканских стран, но и в контексте ктн-кретно-нсторичеокоЯ цел л (функции), поста рлвииой. (формально или но,Г"р:этлыи>)'перед этими средствами массовой кнформапта, Так как

коммуникация и информация, как сощшдьная функция определялась целевыми установками общества как система норм, статусов пли институтов, характерными для определенного общества в данный момент. Здесь также автор считает необходимым упомянуть, что принцип функционализма в птой работе - есть определенное решение вопроса о том, какой принцип эволюционизм пли диффузжМшзм болоо полно подходит к изучению вопросов культурного преобразования в франкофон-ной Западной Африке. '

В качестве теороигчоского основания диссертации привлечены положен™ профессора 1Сагана о структурном анализо модели процесса обшения. Данное голоиоште Каган предлагает выделить в структурном анализе процесса обшения как можсубъектнвное отношение трех основных элементов этого процесса. Это, во-первых, субъекты взаимодействия, во-вторых," средства и язык взаимодействия и,, някопоц, социальная среда, которые находятся в постоянном, прямом взаимовлиянии (Мир обшения. М., 1908). "Обтоппо (о именно как средство общения мы рассматриваем СМИ) осуществляе тся в той ми иной социаль-по-культурноД среде, которая обусловливает его характер, направленность, содержание и форыч, я которая в свою очередь испытывает его взаимодействие"*.

Положение профессора Кагана подтверждает положенио Пауланы о том, что в изучении СШ как фактора или элемента международного -отномоштя, возможно ограничиться спекулятивном подходом (что могли делать СМИ) или нормативным подходом (что должны делать СМИ). Нужен

о

л функциональный подход (как в конкретно}; среде СИ! действуют) .

Наконец, принцип профессора Кагана усиливает положение Абра-

1 Каган М.С. Мир обшения. - И., 1980. - С.255.

^Mowlam Hnmid. Ьа circulation Internationale de 1 4nforw>tion-Paris. иИВЛСО ,1965.

хпм1 Мол о а о том, что српдстпг. массовой информации представляют /' собой ..пи'жусзо силу культурного 'лреоб'япгнодпя.

ЛФ.ЯРТЯШЧ обеспечивается прежде всего ттате.чъннч отбором источников, многое но иоторьтс мшргце стопятся в «яучинЛ оборот; сопостппю« ген различных, порой весьма далеких одной от другой, исторпко-сопиологччеокяг сравнений., разбором нескольких злег.'.оитон культурно-'! антропологии народов Западной Африки, сопоставлением оценок возможностей и перспектив свободного культурно-информационного обмена внутри франкофошшх стран и меязду ними, а такяо роли государства в процессе разработки информационной политики да различных этапах общественного развития; признанием общественной практики высшим критерием истины, подтверждающим или опровергающим справедшвость и обоснованность выводов исследователя, Автор исходит из признания приоритета обгоочоловочеснях ценностей перед классовыми, государство:!!!!'/.;!!, национальными и иными групповыми интересами. По мнению автора, отказ от старых стереотипов, которые нередко заставляют учоных выступать в роли простнх иллюстраторов доминирующих в данный момент идеологических концепций не должен сопровождаться сотворением новых клише в угоду ко-нънктурным соображениям. Работа автора янляется попыткой оценттгь перспективы можфранкофоняого обмена-без апологии, но и без предвзятости. '

Отдельные положения диссертации были апробированы ученым советом Отделения международной яурналисгики историко-^илологн-• ческого факультета Российского университета зружй) народов, доложены н.а научных конференциях молодых ученых РУД!!, поддйг~л:;ц несколькими французскими :;сследо!;а':<эл^ми-а~;г;гкаяпста;.г:: в ходе я.-г;~.-яой переписки по проблематике диссертация. Основные г.олоетлия г

выводы автора нашш отражение в гядо подготовленных научных ота-той для учебного пособия отдаления международной журналистики РУД!. _

П,РАКТ1?чгокая значимость, дирсортощр; связала прогде псего с актуальностью теми - рассматриваемые в нэ!! факты и процоосы продолжают развиваться по сей день. Результаты' исследования могут быть использованы при оценке и прогнозировании дапьнейшой ииформашюнио-культурной политики, предпринимаемой правительствам!! $ряпкофошшх стран Западной Африки для динамизации доятолытсти СМИ, их укрепления, расширении сотрудничества в области информации в Западноафриканском регионе, в масштабе Африки и мира.

Работники правительствошшх учреждений и иопргш;тпльотвошшх организаций в Африке и за ее продолами, в том число и в Российской Федерации, почерпнут сведения, которые способны послужить необходимым подспорьем в цх практической работо, в частности, при разработке предложений и рекомендаций по таким актуальным вопросам, как содействие созданию средств и атмосферы, .способствующих диалогу внутри -и мовду странам: цри поыоии средств массовой информации.

Поскольку автор впервые подвергает анализу вопрос средств массовой информации в контоксте франкофотш, материалы диссертации могут представить определенный интерес и для работников СМИ, равно как для преподавателей и студентов высших учебных зпвелопий, спецпализирумшихся по специальностям "журналистика" и "массовая коммуникация". ¡'

Наконец, автор предполагает, что попытка внедрить элемент культурной антропологии в апа^з СМИ стран Западной Африки сможет открыть новыо аспекты исследований для специалистов по Африке.

- проанализировать значимость появления современных средств 'массово" информации в формировании франкофонной культуры и ее развитии в недрах традиционной, устной культуры;

' - выяснить закономерности и оспоепыо характерные черты развития мокфранкофониогэ обшит по каналам средств массовой инфор- , мации/в качественно разные этапы эволюта! франкофонноя Афршш, от колониальной Африки до постколониального периода;- исследовать влияние субъективных и объективных внутренних факторов тормоза информационно-культурного обмана, включая устойчивость национальных обычаев, негативно влияшие на установленные в бывши колониях порядки и нормы, на способствующие свободному обмену, как внутри отдельных франнофонных государств, так и меящу этими государствами;

- выделить особенную роль и значение просвещения населения, использования французского языка в СШ в. виду того, что по историческим причинам все франкофонные государства, в полном значении слова, являются билингвистическими, и французский язык в данной работе рассматривается как законное наследие' истории этих государств, точно как "ручку", которую они получили е результате приобретениям Франции -письменности;

- исследовать влияние внешних факторов, включая глобализацию проблем стабильности мира, преодоление раскола мира на две противоборствует-то военпо-политотеские группировки дергав Востоке и Запала, стремление преодолеть клише "центр" и "пер^оргт:" н.т: "бывадР колонии :• бывшей метрополия". Нанят в таком духе рчсс-'г-ртрлется фглософгл ^рапкофонпи}-

- автор ставит целые подняться вы:.:е чисто

подхода к п тросу разнит:^! СМИ Африки и вести исследование в у.уа-

- 10 -

тексте учета культурно-психологических фактории я постколониальной политике метрополии и в западной современной культов i| ее ценностях жизни; . i

- рассмотреть тенденции дальнейшей эволюции сродств кассовой информации в франкофонной Западной Афрдое à свете фантичаского( формирования "франкофошш" как мениународной организации в 1906 г., что означает отказ от прошого мышления, конфронтации и подозрения и начало этапа широкого обмона и сотрудничества, обиованного ■ на взаимном довории и общечеловеческих ценностях;

- раскрыть значение программы фраикофопии по развитию СМИ

I

для франкофонных стран Африки для их развития и выбора модели общества будущего. _ •. . ' ■

Иотояници и лцтетатура. Анализируя средства массовой иифор-' мацш! как фактор 'становления и развития франкофонной культура в ,, странах Западной Африки, трудности, которые стоят перед ними, и прогнозирование условий дальнейшего развития СМИ и-обмон, автор опирался па исключительно богатую идеями и фактическш материалом документацию. фраикофонного движения, такую, как "акты конферен-, шж"1 1986 и 1987 годов, "состояние франкофошш в мире"2 1985 и 1987 годов. Следует отметить, что уникальным источником по вопросу информации и коммуникации является заключитолышй доклад Международной комиссии по изучению проблем коммуникации под председа-

1 Aote de la conférence' des chefe d'état' et de eourernement ayant en commun l'usage du français,- Paris. 19A6| Documentation française, - Par is, 1986 1 Deuxième oonfdrenco dee chefs d'état et de Gouvernement des pays ayant en commun l'usage du français. - Québec,1987| Rapport general

- Diffusion ¡Prison Roche. » Paris/

; f

2

Etat de le franophonie dans le nonde, Rapport 1985. Documentation française. - Parie, 1907.

tmlcttom К'.vio го государственного и общественного деятеля Кона 1 Мак 'Брайда. и ,Щ>упш пзпания MILliCKÛ1.

С рода других источников фактических данных, использоглшшх при roirotcamm диссертации, следует назвать книгу видного канадского ^профессора Мишеле Уэтю^, которая считается авторитетной ■ среди, всех исследований проблематики франкошотта. К числу фактического материала нужно отпасти видеокассеты серии "Эспас франкофон" и научную порописку о бившим министром по делам франиофошш Дэко, ■ " 1

Отдельного упоминания заслуживают многочисленные работы научного, популярного и справочного характера i изданные под эгидой различных ассоциаций и организаций франкофонии.

Роль печати, радио, телевидения я современной ягат* подроби.) разбирается в фундаментальных трудах крупных ученых и практиков информации Пьора Альбера, Франснса Балля, Борнара Вуаэиа, Марка панэ .

Сорьозные аналитические работы,, близкие к указанной теме, шгали из-под пера ученых самых различных стран. В списке авторов наиболее значительны из них Француз Эрве Бурж^-, ; ' За последнее.десятилетие вытло несколько исследор?.»"й, авторы которых привлекают впиманне к спецпфгческим проблемам Афр"кн.

Международная комиссия по изучению проблем кошуникашет. Зак-дачитолышй доклад. - Париж, ЮНЕСКО, I9C0; 10 concept de pouvoir en

Afrique. UNESCO-,-Parla, '1961 {£• Affirmation de l'Identité .culturelle et la formation de la conscience nationale dans ï'ATrimie contomoralr«, VME3CO. 198V (Sirle Introduction à la'culture "afrt™ ) » Hvid Ht.inrm. • La sirculation internationale de 1' information.- ШШЗСО. Paris, 1r 05

* -'J1^0! TETU1iîisto_ire, yi4bl¿matiqueeiperpeotiveá» ,(íner<Ti-I¿ttírr,t7P8 «•Montreal, 1987.

Alfcirt P. La-pr^nse. Parla, 198S¡iBálle Et «i la р»««вч n''--intait рая. .-?ЧГ1», 1<Ш7; Id .Hedida et eocietéa. - Pariai 19'JOî Bernard 7. I-droit k l'information. -Parle, »98», Karo Paillet. I> Joum«.lisr,e,Fonction et langage. - Parin, 1474. ...,,.• - -- -

Bourses И. ï,>info^na*ion,-.elef du d<Sv»loTjp*n-mt i -YAQtm. I/

le village planétaire. - Paría, Í986 ' * ' ' ' " к

лис модно назвать труда Анта Диопа, Ки Зорбо,. М'Боколо М.Бом^а,

Т 1 ^

Кабу, Этунга, Ф.Окву., Т.&тамби Тиам Ф.Бопалла1-. . j

Что касается российских авторов, то их труда били использованы в сравнительно меньшой стопони. И всо-яо невозможно но назвать работ таких ученых, пай Абрамова С.Ю,'^ Ан.А.Громыко, Е.К.Кр-миши!а, Я.Н.Засурсккй, P.II.Исшилова, Ю.Е.КаЬшзв, В,С.Коробейников, Т.Ю.Лебодова, Л.В.Скворцов, М.О.Каган, Ю.П.Булпнцов, О.Л.Николаева, Э.Г.Гаоргиев, П.ПЛоркасов, В.П.Славенов2. Петь такло нооб-

(

i Anta Diop. L'unité culturelle de l'Afrique Noire, - Paris, 1V02j Benhala F,,Pas de'.dialocue des cultures eane démocratie, - 1987r Daniel J". *frique a-t-elle besoin d'un ajustement culturel. 7 - Parie, 19911 Mbembe. bee Jeunes et l'ordre politique en Afrique Boire, - Parie, M. K'Bo kolo B. L'Afrique au xx ei&ele.. -PARIS,-19851 Kabou A. Et ei l'Afrique refusait le développement? Parie, 199'J Kizerbo J. Esprit et dieu d'Afrique Hico, 198o > Okwu F. lîasa comnunioatlon, culture and sooiety in Weat-Africa Kunioh, 1SB5) Djibl Thinm. £eo flou* 4e l'information Sud-Suâeen Afrique Noire. - Pribourc, 1982,

о

* Абрамова С.Ю. Африка - колониапизм и антикплониачизн. - М., 1900; Громыко Ан.А. Африка в мировой политике.' - M.f. 1986; Пришвина Е.В. Международный обман «¡формацией. - И.;, 1988; Засурский Л.II. Журналистика и политика. -M., 1987; Исмаилова P.II. Африка: культурное наследие и современность. - M., 1985; Катаев Ю.Б., Лебедева Т.10. Информационное взаимодействие : реальность, перелоктнш, императивы. - Прага, 1990; Коробейников B.C. Пресса и общественное мнение. -М., I960; его. же. Пирамида мнений. - M., 1991; Скворцов Л.В. Культура самосознания. - М.,1909; Каган U.C. Мир'обяоикя, -H., 1983; Буданцев Ю.П. Внешнеполитическая пропаганда и международная журналистика. - M., 1987; Николаева О.Л. Африка: опыт культурных преобразований. - M., 1991 ;;Георгиев Э.Г. Африканская политика Франции. - M., 1988; Черкасов Ц.П. Распад колониальной империи Франции. - M., 1985; .Славонов В.П. Очерки внешней политики Франции (I98I-I9BG). - M., 1986. ' ■

ходимость назвать издания из сории, основанной я T0D9 г, в Института Африки AÍÍ СССР "Современная Африка - пто.'и и перспективы развития^.

Уместно также особенно выделить работу Т.В.Лпбпдовой^, ечнн-ствоппую работу постсоветского периода о телевидении в Африке, дух которой частично вписывается в логику данной диссертации

Eme следует отметить одну из последних диссертаций, заиитон-ных на (Шкультете журналистики МТУ, - работу кандидата фгиологи-чоских наук Олоста Кинзонзи Китуму, основные положения и выводы которой мы но можем но разделять''.

В ропвой главе "Информационно-культурное пространство' современной франкофонной Западной Африки" рассматривается специфика информационного пространства стран региона, т.о. Бенина, Того, Кот Д'Ивуарп, Мали, Буркпна toco, Нигера, Мавритании, Сенегала, íla примере Бонина автор диссертации пытается покапать предпосылки условия зарождения современных средств массовой информации.

Автор констатирует, что в Бенине и других странах, о которых вдот речь, ото сильны традиционные формы коммуникации: устная речь, гриот там там, и нормы лх деятольности. Такое положение, по мнению автора, определяет эклектичность всего информационно-культурного процесса этого западноафриканского региона, гпа по возможно в данный момент говорить об органичном и полном взаимодействии

* Современная Африка. Итоги и перспективы развития. Идеология

и культура. -М., 1990; Эволюция политических структур. -М., Т9Г0.

р

Лебедева Т.Ю. На волне тамталюв. '.Злфы г. традию::; п африканском эфире. - 1.1., 1993.

о

Опост Кинзонзи Кутуму. Африканские средства масоого" гп*пр;,у-ции и распространение тЪоргацпя о культуре Черной Африки.-И., 1993.

традиционных и современных средств массовой информации. Всем ив-востно, что в 1865 г. Бо]шипская конференция европейских дорж^В1 положила начало формального разделения Африки-и колониальной политики. Именно тогда и начался процесс фраикоииэации Западней Африки, т.е. -экспорт новых средств, технолога!, языка и ценностей.

Порше школы появились в Западной Африке в 1817 г.' А в 1903 r.j было принято постановление об организации просвотительской деятель- ■ ности Франции в колониях. В 1920 г. в Бонине появились первые частные издательства и газеты. О том, что вначале, процесс культурного преобразования .успешно прошел, свидетельствует утверждение африканского историка Елпкья Мбоколо о том, что "в то время, когда в большинство стран Африки возникновение интеллигенции и ее рост задерживались до окончания второй мировой войны, в Загаушой Африке сформировалась в первые же десятилетия колонизации блестящая элита как в практическом доле, так и в духовном"'''. О роли печатных органов в формировании, этой элита хорошо написал бошшский исследователь Хуаму: "Открывая внешний мир для элита, кнети, журналы, газеты с помощью которых она узнала актуальные1 проблемы, стремления и борьбу других народов; приобшая ее с понятиями "справед- ; ливооть", "равенство", "свобода", "права человека н гражданина", они (книги, журналы и газеты) способствовали;формированию полп-

<3 . .

тичсского и культурного самосознания в колониях .

Ко как замечает автор, такой успех начального периода фран-Еэфониой культуры в странах региона не получил продолтатш.'Политика ассимиляции с метрополией, отрицание культурных ценностей оч:нь быстро привели к самоэашнте от угрозы уничтожения фактора-

^ Elikta К* Bokolo. l'Afrique яц XX eieele. - Paris. Seuil, 1985. - У.1Э5 1

. ' ' - I

о

Airien Huaneu. La littérature béninoise. - Paris. Xarthala, 1964. -P.22

мн тэтшо. Тлкяя с..туадая сыграла очень вихлуо роль я том.что претя d Западной Л-Т-рчко сты орущем к-шфроитшгя с. янимшстрацко'! и утвер-домни афрпкаиского "Л", "самобытности", "унтигольности", т.".' n.TWmívricTWfiKVf цлоологпп.

Главное, ечктаот автор, в том, что несмотря па негативные исслелояпния ип*г«томгя? л1« стран Еацздпо« Африки, именно онч от1ф;;ла путь для Африки к мировой культуре, к французской, в частности, к диалогу культур с помотаю современных средств массовой информации. Значит что эти средства потенциально могут ускорить и развивать обшонио в Западной Африке могвду странами и с внешним миром. i

' . Странл регйона Западной Африки одна за другой получили политическую независимость в 60-их годах. Они имеют возг.мжнпсть улучшать информационный процесс в фрапкофонпом пространстве. По авт.р констатируот однако и такио тенденции, как то что черный кзнти-нонт изолируется, путается оградиться от средств массовой информации, от нормального нзаимодойсташ. с внешним миром различными приемами, лозунгами, идеологическими доктринами в то время, когда ухудши1) о о ся эдоношчоское, социальное и политическое пплояшшо этого региона диктует обратное.

3l2ES¿Liaasa иосЕЯ'чена внявчошш факторов, тормозящих развитие информационного процесса в франко-ршшх государствах Западной Африки сразу после обретения политической независимости большинством бивших колоний во второй половине XX вока.

К концу колониального управления -Златим, с шпочдао СОРА'УК (Сосьоге до радиодиф^оздоя•до ля Франс д'Утр «эр) иояшлись радло-стгицгп в каждой стране региона.

Радио Дакар (I0S9) было создало сенегальскими учреждениями

- 1С -

связи (П.Т.Т.). С помошыо С0РА5Ш радио Дакар стало самой крупной станцией региона и вешало на все страны Западной Африки. В других государствах возникли такио радиостанции: в Кот Д'Нвупра - 1949, в Того (1953, в Бонине - 1953, Мали - 1960, в Нигеро - 1958, в Буркина Фасо - 1960.

Автор считает, что с учотом появления в 1947 г. в Париже издательской групгш "Прэзанс африкен" или "Кбн Африк", которая издает одноименный массовый еженедельник, распространяемый не только в Африке и Европо, по и Аморике и Азии, создание радио в стра-г нах Западной Африки является объективным дополнительным фактором развития информационного процесса внутри этих стран и мевду собой. Следует отметить, что признание этого.положительного момента не метает автору' признать одновременно наличие объективных факторов, которые негативно влияют на информационный процесс. Автор имеет в виду: маториачьно-инфраструктуриую слабость, проблему нехватки кадров, высокий уровень неграмотности, неравномерность географического размещения СМИ, хотя нужно сказать здесь, что автор дает но традиционные интерпретации сулоствушэго положения и полностью разделяет позицию о вешании в Африке Лебедевой Т.Ю.'о том,, что преобладание "централизованной структуры вощания, обусловливалось тохнпчоскКми, финансово-экономическими, и другими прпчлна№1. Не последнее мосто.при этом занимали причины политического и культурного порядка (...), подобная структура централизованного вещания представляет собой существенное препятствие для учета запросов аудитории"*,

Признанно автором зтого положения усиливает его убеждение

* Лебедева Т.Ю. На вэлпе тамтамов. Мифы и традиции в африканском эфира. 1993, С,27.

О ТОМ, ЧТО ПИСТП ТПУИО((рП'|'!Г!ОГ'Л'.';Л ПОДХОД к рл^'ОГ'Т» irpod 1ПГ.-.

raiw ип'Мрг'пгпмт р nfptWMOKHX странах in r"pn:j". Что ирпноло автора )< л,п'' 1!тпу cy5*o«f""T">T ".штор-»?. " »—iji»/-»*гу / юл::т!:):о-п-лл-чоггртсюи "'С K'.n"v, о!!"-.' ]1>>;-':пог г.пцу Typn и V""imo, Knprnty т> Тонине , Эядема п Tora о многом говорит. В этих странах били самые •«пс'гкно тт"п>"пг^пс«"" рлграос:"т, ал'.'орг.тотдоо рллотн, осчп-вя'шкс на аоцлопапяг'ччосг.'эс идеологиях, на культурной агрессп-nnoj'ii. Но-вторых, о тпто культурно;! тпчкп яр»тот "олоро с Африке подобно огню" (поэтому ого никогда но "дают" ииколу кроме мудрецов. Л п Африке старость ость мудрость, олодогсгсолыю слояо дают СТСфЫМ, ОНИ умирав? с ним). „

. Таким образом, учет политп.ко-чдоологнческнх и культурных особоаеостл.'! ^paJiHD'j'o/umro прострачстгл Ротдио" Л'.тагнп лротно-лон''ачьного поргола заставляет автора иртапать, что гоя г)"'орг.:о-цотплля нап:тт::кп стран чанного persona ость постоянное строги««"" фоодал.пз'»' соррсиоши-х сродстр глооовой ^'и^ормацпп, чнторнлцчонл-лизпцчг, пороопал''зшцш процесса обмена информацией и культурно.'! продукцией.

Автором долаотся попытка оценить информационную политику всего постколониачьного периода грран кошомной Раплднои A'rmt с точкг зронгя стратегической поли, т.е. foprtspomnm государстгоч-пости молодых государств. Автор пршел к отводу о том, что средства массовой информации на фоне "тоталитаризма л политике, исключения многовариантности развития, пторглгпма и "нглтгнтле.т.ш"^, по слунпп долу мл?р!оначьпого яоетрооппя, наоборот способствовали усилении клановых факторов - следствие того, что, кок написала

~ Лебедева Т.¡Ü. !!а голое тамтамов. ' v тр^/гч^т. р ,r"'prlf; г с ; яфгтре. LI., ITO3. СЛО.

..'ободом Т.Ю, "ишор?рофпров£Ш!ю градиндоплпх культурных цоино(с-

т • '

топ породило культурны;! национализм"-1- (для африканцев граница

культурных ценностей ость граница рода, клана). И наконп, гипертрофирование национальных факторов привело к гинотрофпрогашпо чувства связи с миром и к сутопии знаний о внонпем миро и горизонта молодого поколотит африканцев.

Л тд°.т>.п'1 ГЛ'У'Р рассматриваются некоторые шаги франкофонного движения в направлении улучшения сутоствуюпего положопия в области средств массовой информации. Автор дает краткую история движения, цель которой опровергнуть распространенное мноние о том, что франкофон га является творением Франции, цель которой продолжение имперской политики. Краткая история франкофонии, ое апа.члз показывает парадоксы африканского образа мышления и поводе пил. Уместно упомянуть то, что пишет Лебедева по поводу африканского сознания: "Иногда верят' (африканцы) и в одно, и п другое, и в третье сразу

поистине африканское сознание-полно тайн, а жизнь в Африке - па~ р

радоксов". ;

Парадокс в том, что Сенгор, философ негритюда- ость один из основоположников фраякофонного движения, выступающий за диалог

культур. Парадокс к в том, что посла данного слоей на первой кон»- -

форенции франкофонии в Париже в 1986 г. о том, что- нужно строить новый м:р и новые отношения - те же африканские гбсударства начали призывать охранять континент от завоеваний с помошыо электронных средств. Возникает вопрос: дтя чего была одобрена программа развития телевидения с помощью спутника? Дчя чего существует организация франкоязычных курноллстов? Первая парижская конференцея и

* "предок* Т.Ю. Ка волне тамтамов, Цд'к и тралицч: в а?.рикан-ссм. г.;::ге. 1993. С.19.

^т'пр^л — rv: г^птп T*ny"r"!iVi п 'Ч'^'г'У'гп Г|Г':,'С','1 и oj^'if:'::: С',']'

л|-"гогп' i]r°riv!'",y ;,*)'-> -тур гмчри.'ичлшх огочстт) l.r.rr:^-:'."; f!i'<np-T-

IX""i в ]" ." I:OT">, -О ^ity w\Z, И; :'i"!\4i'f) н^гсппкт-!;'-

л:: <""r,'/>',"iyri i югг."0'''гм1 те т-Р"до!.:"!. Г'бздт'"'"!'.^

порспоктивияя лрогрнггл создания франкоязычного толоппзионлого b'/Jtuii.TI'm/rcv^'i OTIHWIQX веаоОп.йну r>T)wvi»>№'0 <Р;,'"1П!"">Тп',>Н,!!'Х' Ллаинруг.иоо агентство дапгаю йпякроваться пп каигеинтп Рядго <!рлис Утр-гор, деятельность kotoj-oH охлатапаот Огквкоязипиу» AJjawy и 'I'Pnnnysni'vn патронш территории. Ппррни тагом и poairaaigin этоп пропита тжот riim, создание центра го обкому выпусками новостей и трлорашюпрограгглш культурного соло ржал гл. Французской и ка-падоко'! стпрплрмк била иггааоиа. готоиюстт» napenntvm. яупи^п»-зуятажп iij orjT":r, rpornpnirorprn я рпт>нгп'<"гхся столпах. Хотя ПВТОР попитая-.;, vn 6гп-чютил iwco? тчрт^ч:«

г к'ч,кр"т"»0 ; суп'5гтсэrnr.ru (1 липой «¡рпимязгчноп тплгр'""":1-

тплыю!*! c;ic-"i:i: " п.чдчпгл пространств, on п^тт"":''""? о топ, '.то илном пр^цус с'Т.''::),чтлпнл Ст-ni:ко-7°>''И>го гростроп-ст".'1 угл азлопоно. I! птои ш оцессе лообое пргнрчр-м тг,"::-

слялгш г. ч?и; плпбольшого прослупплашгя по кгшалам европейских

пгг"- гугл^пп^.созданных р f

ТРCV.i^ :тттт^*"1?'in рг1г,.с'1отрн"'Т> РОЗ.'М."'<'ОСТг' ОТР^Г'^"'7 ^"(Г'^Л" "^— Birx т в л с е< а; :глу i!!;с цг гЛ инфраструктур института лфрттгнскнх языков я культур. Лакогюц, рабочим ггул нам поручено доработать стр-отог'Г!

*Т т пп гл ттгЧ'Т ТЛ7ГТ,0 ¡VИ о'"'Г' ." 'И,'И

>.,„ 't'itt г] 'г.'!'4 "t'o. 'r'м

..-ji-riTt " ' ~'р-1 fP Г.Г1 , ."м^рп 'I' *) j10 i"' ' РЯ ^

о.т.т'ту Африки в "пуд1Гор:;г!уплт-."о" тоЛно", " го ело /'ого рлл н:""ол-

!

•лентуалов усилили пропаганду кроют поноП формп передачи информации. Вистумопио Оолого и Спряду очень папомнпапт позиции политика, поэта и бисыого президента С оно rata Сонгора о культивнрова-ннп телевидения в Африке, о котором иииот профессор Засурокпй Я.П.: "Он опасался, что толовидонио погубит самобнтнуи культуру Сенегала"1 ,

Автор на основании таких фактов не мог не коснуться вопроса африканского .сознания, образа мышления, Автор рассматривает нелогичность, непрактичность, непосредственность, недиалективность африканского (.ышления. Образ мышления - табу для исследователей, но автор диссертации считает, что именно от этого должны начаться

все преобразования африканских обшеств, без которых невозможно

»

формирование ношх аородошх ценностей, где СМИ способны играть роль движущей сшш культуры.

В за_1ушчеди_ц к диссертации делаются следующие основные выводы. , •

Информационно-культурный процесс в франкофоином. пространстве Западной Африки выявляет эклектичность всех элементов взаимодействия этого процесса, что требует четкого определения типологии средств, которые мы изучаем. В данном случае в диссертации рас-сматрнвались только cospet,teimue средства информации. Более того, она внимание уделила,только средствам деятельности, которые реализуются на французском языке.

Несмотря на спор вокруг фраякофонной культуры, именно благодаря ей африканский континент вступил на путь нового развития

и екшол в совримонность. Анализ показывает, что на начальном этапе т

оасурскпД Я.Н. Предисловие к книге Лебедевой Т.Ю. lia волна тамтамов. UVivJa п традиции в африканском эфире. ,, 1993. С.З.

сшю)ыо<шя фряннофлшого щ-оатрппотт Оппыау-п роль сыграла г.о.чп -дня пресса, которая бистро усвоила свое предназначение в борьбе против вляошта ¡ыюй администрации, дроотш ирш:з»>ла', за утг:о)>;к— данис культурных цишюстоИ черного континента. оярождоппе печати, появление радио и странах Западной Африки заложили хорошие условие франкофонному общению и обмену культурной продукцией.

Национализм, культивиронаиио агресоинности и отрицания )ю>мм чужого, иностранного но могли но отразиться на СМИ, их деятельности, строении, управлении, что привело к резкому тормозу внутри этих- стран и мовду ниш. Невозможно говорить о дальнейшем развитии, культурного обмола после обретения независимости. В результате взлета ментальности национального "гротеска"'после завоевания независимости страш Западной Африки но)>еяили этап самоизоляции,

Шаги франкофонного движения в направлении решения вопроса о развитии современных средств массовой информации и формирования франкофонного единого пространства, по наоему мнению, очень своевременные, положительные и,' может Оыть, последняя попытка спасти континент Африки от изоляция, которая углубляется.

Эти шаги внутри франкофонного движения являются тем самым внешним фактором, который способен влиять на решение информационных вопросив, выи они найдут встречную реак^ио у африканских .партнеров. Если вопрос технологии зависит от вне, то есть и человеческий фактор, который прежде всего зависит только от африканских государств. Положительный внутренний чоловечоскиЛ фактор еогь вопрос политический, психологичнскиЛ.

Политически;; и лсдхологггчоскпй прорыв требует от африканских государств понять наконец, что мир взаимосвязан, взапмозл-

- 'и -

висим и его процессы сложные н диалектичные.

Основные положения диссертации отражены в слодуюшнх рабртах.

1. Роль средств массовой информации в межфранкофонном двп-кешш/Лйвое политическое мышление и социально-экономические проблемы развивавшихся стран (Научная конференция, посвященная 30-ле-тизо Университета Друкби народов. ¡Л., 1991).

2. Роль СШ в развитии сотрудничества в рамках франкофонци (для сборника кафедры теории и истории журналистики РУДИ). В печати.