автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Становление английской драматической хроники XVI века и эволюция сценической поэтики жанра
Текст диссертации на тему "Становление английской драматической хроники XVI века и эволюция сценической поэтики жанра"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
(ГИТИС)
Добровольская Анна Вячеславовна
СТАНОВЛЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ХРОНИКИ XVI ВЕКА И ЭВОЛЮЦИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ ЖАНРА.
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор
Бартошевич Алексей Вадимович
Москва 1998
Оглавление
страница
Введение............................................................................................... 3
Глава I. Основные предпосылки и условия возникновения
жанра драматической хроники...................................................... 8
Глава II. Некоторые особенности становления сценической поэтики английской драматической хроники в первой
половине XVI века ( от интерлюдии к хронике)......................... 32
Глава III. Драматическая хроника елизаветинской эпохи и публичный театр 90-х гг. XVI в.
("Беспокойное царствование Джона, короля Англии" и
"Жизнь и смерть короля Джона В. Шекспира).......................... 67
Заключение...................................................................................... 107
Библиография................................................................................... 113
ВВЕДЕНИЕ.
Данная диссертационная работа посвящена проблеме становления английской драматической исторической хроники XVI столетия и исследованию некоторых особенностей эволюции сценической поэтики жанра. Материалом исследования стала совокупность тех произведений английской средневековой и ренессансной драматургии, в которых можно проследить зарождение, развитие и формирование жанра.
В структуре рассматриваемых произведений может быть выявлен сам процесс перехода от категорий средневекового театра, с присущими ему аллегоричностью и дидактизмом, к историческому мышлению, к задачам отражения современной жизни, к новому театральному языку.
С точки зрения генезиса жанра особый интерес представляет первая английская драматическая хроника - "Король Джон" Джона Бейля. Центром тяжести в работе становится детальное исследование этой пьесы, включающее театроведческую реконструкцию спектакля в парадном зале дома Кранмера.
Особенности жанра хроники в ее зрелых образцах исследуются на материале анонимной хроники "Беспокойное царствование Джона, короля Англии" и хроники В. Шекспира "Жизнь и смерть короля Джона".
Материал, на котором строится исследование, отсутствует в научном обороте в нашей стране: ни моралите и интерлюдии, ни "Король Джон" Дж. Бейля и "Беспокойное царствование Джона, короля Англии" не переведены на русский язык. В отечественном театроведении вопрос об их жанровом своеобразии и значении для становления исторической хроники не исследовался.
Английская дошекспировская драматическая хроника фактически ни разу не становилась реальным поводом для монографического исследования в отечественной исторической науке о театре.
Работы Н.И.Стороженко, посвященные драматургии предшественников В. Шекспира, в частности, его монография о Роберте Грине, касаются проблем развития этого жанра только в контексте творчества отдельных авторов,
отдавших дань жанру драматической хронику. Основная масса работ, затрагивающих вопросы, связанные в английской хроникой, сосредотачивают внимание, главным образом, на высших достижениях жанра в творчестве В. Шекспира. Тема "Шекспир и история" в различных аспектах оказалась в центре внимания отечественных исследователей в послевоенный период. Ее довольно плодотворно разрабатывали А. Аникст, Л. Пинский, А. Смирнов, М.и Д. Урновы, Ю. Шведов и другие. Книга М. Бар га "Шекспир и история" (1979 г.) обращается к неисследованной грани этой темы - хроники Шекспира как воплощение английской исторической мысли XVI века.
Между тем к тому времени, когда В. Шекспир начал пробовать свои силы в исторической хронике, жанр этот уже сформировался и пользовался большой популярностью у публики, что побуждало многих драматургов дошекспировского времени обращаться к нему. Безусловно, большинство дошекспировских образцов жанра сложно назвать шедеврами на все времена, тем не менее в них четко выражены законы и функции жанра драматической хроники и именно они составили тот фундамент, на котором выросло внушительное здание елизаветинской драмы и театра.
Первый обобщающий труд по драматической хронике вышел в 1956 г. Это была книга Ирвина Рибнера (затем дважды переизданная) "Английская историческая драма в шекспировский век" Камнем преткновения большинства исследований стало определение ренессансной исторической хроники как отдельного жанра. Попытки сформулировать, по каким специфическим чертам можно отличить хронику от других пьес елизаветинской эпохи, долгое время не приводили к окончательному результату. Главный предмет споров И. Рибнера с его предшественниками состоял в определении различия между терминами "хроника" и "историческая пьеса" Скажем, почему "Генри V" озаглавлен как хроника, а "Юлий Цезарь" - как историческая пьеса? По мнению. Рибнера, единственное жанровое отличие состоит в том, что сюжет первой взят из английской истории, а второй - из римской. Обосновывать жанровые отличия национальной принадлежностью источника
представлялось И.Рибнеру нецелесообразным. Сами елизаветинцы не слишком заостряли внимание на классификации исторических пьес. В прологе к пьесе "A Warning for Fair Women"(1599) История появляется на сцене вместе с Трагедией и Комедией и даже не вспоминает о таком явлении, как историческая пьеса.
Издатели шекспировского фолио 1623 года разделили его пьесы на трагедии, комедии и истории. Причем "историями" были названы те произведения, которые основывались на британской истории. Конечно, для англичан XVI века историчность таких пьес, как "Юлий Цезарь" или "Король Лир" была неоспорима, и вполне логично было бы согласится с Рибнером, что издатели фолио выделили пьесы, написанные на сюжеты из английской истории, с тем, чтобы расположить их в хронологической последовательности. Но тогда возникает вопрос, видимо, упущенный Рибнером, почему же их интересовала хронология именно этих пьес? Согласившись с исследователем в том, что "пьесы, касающиеся истории любой страны - исторические пьесы" (124, 97) мы склонны все-таки выделить "хронику", если не как отдельный жанр, то как особое национальное явление в жанре, которому подходят основные характеристики исторической пьесы, сформулированные в первой главе данной диссертации. Еще Шеллинг назвал хронику специфически английским произведением, которое появилось в связи с подъемом английского национализма и патриотизма, сопутствовавших борьбе с Испанией. Шеллинг, как и Вильям Бриггс, придерживались мнения, что хроника гораздо ближе к недраматической поэзии, чем к различным формам драмы. Их мнение увековечило так называемый "академический миф, созданный ненавистью прошлого века к моралистам и политикам" (126,19). Как результат, он отмечает неверную оценку формообразующего влияния моралите и аллегории на зрелую елизаветинскую историческую драму. Этот миф был широко распространен и определял хронику тюдоровского времени как
бесформенный, состоящий из слабо связанных между собой эпизодов, вид простонародного зрелища.
Более лестное определение хронике дал профессор А. Харбедж. Разделив шекспировские хроники на исторические и мифологические, он вывел, что основным отличием между двумя группами пьес является то, что во второй группе, куда попало все, кроме десяти английских, трех римских пьес и "Троила и Крессиды", отношения между персонажами в основном личные и семейные, а не политические. И порок и добродетель проявляются главным образом в индивидуальном плане, а не через национальные проблемы или политические пристрастия" (105,143). Соответственно, в исторических пьесах, моральный выбор детерминирован скорее национальным и политическим аспектами, нежели "Личными Также, по его мнению, содержание так называемых мифологических пьес, может свободно меняться в соответствии с замыслом драматурга, то6да\ак автор исторической пьесы более или менее скован источником.
Еще один вклад в определение исторической пьесы сделала Лили Б. Кемпбелл. Хотя критерий, предлагаемый ею, слишком узок, он тем не менее заслуживает внимания. "Драматург-историк использует политику, как оппозицию этике. ... Его больше интересуют добродетели общественные, чем личные... На основе различия между частной и общественной моралью можно определить различие между трагедией и хроникой. Трагедия касается тех человеческих поступков, которые определяются философской категорией "этика", хроника тех, которые определяются как политика" (84,29).
Свое понимание жанра демонстрирует Э.М.У Тиллиард в "Исторических пьесах Шекспира". На примере этого автора отчетливо видны недостатки изучения драматической хроники преимущественно на примере Шекспира. Тиллиард рассматривает хронику, как произведение, предназначенное для освещения событий прошлого в духе "тюдоровского мифа". С этим вряд ли нужно спорить, но только в отношении некоторой части общего количества хроник. Сфера исторической драмы XVI века
значительно шире, хотя бы потому, что в елизаветинской Англии существовала не одна историографическая школа.
XVI век в Британии был веком исторической драмы. Он стал выражением рождения нового типа историографии в стране. Поэтому нельзя не принять во внимание исторические работы, которые служили источниками английских драматических хроник.
Главное же - новизна исследования определяется постановкой принципиальных методологических вопросов. Эволюция мировоззренческой системы и, соответственно, некоторых особенностей сценической поэтики от Средневековья к Возрождению рассматривается в диссертации через историю развития одного сюжета - о короле Джоне. Это позволяет с наибольшей отчетливостью выявить основные этапы развития жанра, особенностей его проблематики и поэтики.
Данное исследование вводит в отечественное театроведение малоизученный материал, что дает возможность создать более полную картину жизни английского театра в переходную эпоху - от Средневековья к Возрождению. Проблема становления жанра, являющаяся одной из неизменно актуальных в искусствоведении, и связанные с ней факты истории театра на данном материале поставлены в широкий историко-культурный контекст.
Основные источники цитируются следующим образом: "Король Джон" Джона Бейля - по книге Elizabethan History Plays. London, 1965, "Беспокойное царствование Джона, короля Англии" - по изданию Дж. В.Сайдера (The Troublesome Raigne of John, King of England, L.,-N.-Y., 1979), в переводе автора. (Первая цифра в скобках после цитаты обозначает сцену или акт, вторая - строку.) "Король Джон" В.Шекспира цитируется по изданию Shakespeare W. The Complete Works, Oxf., 1995 в переводе авторами по собранию сочинений Шекспира в восьми томах под редакцией А.Аникста и А.Смирнова (перевод И.Рыковой). После цитаты моралите или интерлюдий первая цифра в скобках означает номер в библиографии, вторая - номер строки произведения.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖАНРА ДРАМАТИЧЕСКОЙ ХРОНИКИ
Бурный и противоречивый XVI век в Англии проходил под именем династии Тюдоров. В эпоху "тюдоровской Англии" сформировалась целостная идеологическая, политическая и культурная система. В Англии, как и во Франции в XVI веке, утвердился абсолютизм. Но если во Франции абсолютная монархия фактически уничтожила сословное представительство в лице Генеральных Штатов, то англичане сохранили свой парламент, который даже содействовал установлению абсолютизма.
События, происходившие в Англии в эту эпоху, подчас не имели ни оправдания, ни объяснения в традиционной системе ценностей. С санкции парламента король Генри VIII осуществил реформу церкви и, порвав с Римом, присвоил себе высшую церковную власть на территории своего государства. Он секуляризовал церковное имущество , включая обширные земельные владения католической церкви. Однако реформационный пыл в этот раз не затронул ни богослужение, ни догматику.
Опираясь на тот же парламент, Мария Тюдор, придя к власти, пыталась вернуть страну в лоно римской католической церкви.
Наконец, при Елизавете 1 снова "волею парламента" королева объявила свой народ англиканами. Богослужения стали проводиться на национальном языке, Библия в переводе Уильяма Тиндаля стала доступна всем грамотным англичанам, поправки в догматику и церковный быт были внесены "Книгой общих молитв". Религия в Англии получила название от имени страны, а светский властитель, король или королева, получил полную власть в отношении духовных дел.
Разумеется, разрыв с Римом чрезвычайно осложнил отношения Англии со всем католическим миром, в частности, с Испанией. Дамоклов меч католической реакции в значительной степени определял умонастроения
эпохи вплоть до разгрома Непобедимой Армады в 1588 году и некоторое время после того.
Социальный порядок, установленный Генри VIII, мог окончательно утвердиться и поддерживаться только на более определенной протестантской основе. В царствование Генри VIII оксфордские реформаторы У.Гросин, Т.Линакр, Т.Колет и Т. Мор с готовностью отозвались на реформационный призыв Эразма Роттердамского, а когда на трон взошел сын Генри VIII, Эдуард VI, кембриджские реформаторы Т. Кранмер, Т. Латимер, Д. Ковердаль, У. Тиндаль - подхватили новую идеологию, движимые уже идеями М. Лютера.
Хотя ряд столкновений короны с парламентом тянется через все царствование Елизаветы I, время это было отмечено уникальным единодушием народа с правительством. Отстаивая национальную независимость и интересы Реформации в Европе, народ сплотился вокруг трона. Казалось неуместным и преступным сводить личные счеты с правительством в такое время.
При таком непостоянстве религиозных установок государства людям ничего не оставалось, как обратиться в поисках умственной и моральной опоры к историческим примерам.
В то время авторитет истории был столь общепризнанным, что даже в глазах сильных мира сего история уступала, может быть, только теологии. Судьбами правителей на небесах и на земле распоряжались в равной степени духовник и историк.
Можно сказать, что на троне Англии восседала История. В служении этому "тирану" современники видели проявление высшего интеллекта и гражданских доблестей. Ни раньше, ни позже в европейской культуре нельзя было встретить подобной оценки значения истории.
В представлении англичан эпохи Возрождения практическая польза истории не знала себе равных. В ней видели школу политики, сокровищницу опыта, ведущего к открытию универсальных принципов
власти, независимости, управления, незаменимую школу морали, житейской мудрости и прозорливости.
Вторая половина XVI века вся проходила под знаком исторической литературы разного рода, призванной удовлетворить самый широкий спрос. Следует немного подробнее остановится на этих сочинениях, так как именно ни служили основой для драматических произведений.
В 1562 году Ричард Графтон опубликовал "Сокращение английских хроник", компиляцию, мало чем отличавшуюся от своих средневековых прототипов.
В 1565 году выходят в свет хроники Джона Стау. Они были чрезвычайно популярны, хотя университетские магистры искусств называли подобные "истории" - "ремесленными". К 1611 году книга была переиздана десять раз.
В 1577 году появляется многотомная компиляция "Хроники Англии, Шотландии и Ирландии", составленная Рафаэлем Холиншедом и другими. Через десять лет книга была переиздана.
Читательским интересом к историческому повествованию пользовались и поэты. Уильям Болдуин и другие в 1559 году опубликовали историко-дидактический поэтический сборник "Зерцало правителей". За тридцать лет книга выдержала шесть изданий.
Между 1586 и 1612 годами Уильям Уорнер выпустил шестнадцать книг поэтической истории Англии под названием "Англия Альбиона". Следуя его примеру, Самюэль Дэниэль между 1595 и 1601 гг издал шесть стихотворных книг, излагавших историю войны Роз.
Тот же живой интерес к истории в значительной мере обусловил расцвет английской исторической драмы. Из всех исторических пьес, созданных в так называемое "столетие хроник" (1533- 1633), большинство приходится на период от 1588 года до смерти королевы Елизаветы 1. Век хроник и время их расцвета были кратковременны, но плодотворны. При отсутствии четкой системы жанров в английском театре этого периода,
именно хроника вмещает в себя весь жанровый хаос эпохи и в своем развитии начинает приводить его к некой системе.
В понимании елизаветинцев именно историзм мог включать в себя всю полноту изображаемого в драматургии, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявлялись к драматургии и театру того времени. Хроника (историческая драма) по сути - основной, магистральный жанр елизаветинской эпохи, ибо почти каждая пьеса , написанная в это время, неизбежно была исторической. И если в хронике, которая носила в себе больше черт трагедийн�