автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Становление Белорусской советской прозы и традиции Л. Н. Толстого

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Маханьков, Юрий Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Становление Белорусской советской прозы и традиции Л. Н. Толстого'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление Белорусской советской прозы и традиции Л. Н. Толстого"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ

На правах рукописи

МАХАНЬК. ОВ Юрий Владимирович

СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ПРОЗЫ И ТРАДИЦИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (Я. КОЛАС, М. ГОРЕЦКИЙ, К ЧОРНЫЙ)

Специальности 10.01.02 - литература народов СССР (советского периода) 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Минск - 1991

Работа выполнена в Институте литературы имени Янки Купали •АН Республики Беларусь.

Научный руководитель — член-коррэопондент АН ЕСОР,

доктор филологических наук, профессор Адамович A.M.

. Официальные оппоненты — академик АПН СССР,

доктор филологических наук, профессор Ивашин В.В.;

кандидат филологических наук, доцент т1убаков С.Н.

Ведущее научное учреждение — Мознрокий государственный

педагогический институт.

Защита ооотоитоя h-c-Lt^j^ _________ 1991 г. в "15" часов

на заседании специализированного №~ета Д.006.16.01 по защите диссертаций на соискание учёной отэпени доктора филологических: наук при Институте литературы имени Янки Купялы. Академии наук Республик!»- Беларусь /220072, ГЛлиск,-72, Ленинский проспект, 66/.

.0 диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотэке имени ЯкугЗа Коласа All Республики Беларусь.

Автореферат разослан . c/e^sffiA . I99X г.

Учёный секретарь специализированного совета

Л. eilijiu, 11с М ,11. Мугавдгокий

Инотатут литературн лк{-да.!,:п наук Республики Бег^.ъусь, T.99I.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность темы. Глубокие преобразования, происходящие во всех областях жизни страны, выдвигают на первый план потребность поиска новых возможностей использования идейного, нравственного и эстетического потенциала классической и современной литературы, осмысления социальной и эстетической значимости для становления и развития литератур народов СССР явлений общечеловеческого характера. Проблема литературной преемственности, традиций и новаторства занимает одно из центральных мест л современном литературоведении.

Становление белорусской литературы проходило в сложных исторических уоловиях, поэтоцу оообый интерес у исследователей вызывает ■воздействие на неё традиций русской к мировой классики, влияние соседних литератур3-. Без этого невозможно осознать генезис национальной литературы, понять основные закономерности её развития.

Особое место в истории становления литератур народов СССР занимают традиции творчества Л.Н. Толстого. Это объясняется особенностями художественного мира писателя, дагацего целостное философское осмысление кизни, бескопромиссной правдой толстовского г^а-лязма, истинньз.! гуманизмом его творчества. Л.Н. Толстой "широко раскрыл взаимодействия между движением жизни и развитием человека. Высоко ценя самобытность личности, писатель отнюдь не обособлял духовные искания индивидуума от широкого потока жизни, от решения --- »■ ■ --------- ■> ■ ■ - ■.-

х См.: Адамович A.M. Лев Толстой и белорусская литература:

/Война и человек/. — Мн.: Наука и техника, 1978; Андоаюк С.А. Традыпы! I сучаснаснь. — Мн.: Навука i тохнпса, 1981; Барысенка В.В., 1вашн В.У. Роля рускай клас1чкай л!таратуры У pa3Bimxi рэа-л!зму беларускай л^таратуры пачатку XX стагоддзя. — Мн.: Выд-за ЛН БССР, 1963; Букчнн С. ... Народ, издревле нагл родной. — Мн.: Нар. асвета, 1904; Пваппн В.В. и др. Изучение русской литературы . зо взаимосвязи с белорусской. — Мн.: Нар. асвета, 1988; Кавален-ка В.А. Витокf. Уплызы. Паскоракасць. — ¡.'т.: Навука i тэхн!ка, 1975; Ло? Талстой i Беларусь: Артикулы, эсэ, вшеазванн!.' /Уклад. '2.1. Кудшяо?. —Ын.: ^астац. лiт., 1981; Становление классических основ белоруской поэзии: /Я.Гопала, Я.Колас, Н. Богданович и творчество A.C. Пушкина/: Авторе']?, дао. ... канд. филолог, наук.— Ш?., IS8I г другие работы. •

крупных социальных, нравственных проблем"1. Влияние толстовских традиций, как правило, усиливалось в переломные эпохи, когда главной для кавдого человека становилась проблема социального, а значит и морального выбора. Именно нравственность утверждалась •русской классической литературой как высшее проявление человечности. В современном литературоведении принято выделять как бы два "пика" воздействия художественного шЬа Толотого на литературы.народов, населяющих Советский Союз, Первый связывают с подъёмом революционного движения в конпе XIX — начале XX веков, о развитием национальной демократической мысли, второй — о национальным культурным

возрождением народов в ооветское всегда, как правило в первое после?

октябрьское десятилетие ,

Толстовская чуткость совести, обеспокоенность самыми коренными вопросами, прямота и резкость, жизненное полнокровие и щедрость натуры обусловили притягательность его уроков и для молодой белорусской прозы, ускоренное развитие и становление которой пришлось на начало XX века и продолжилось з 20-е года.

С именами Якуба Коласа /1882—19об/ Максима Горепкого /1893— 1939/,Кузьмы Чорного /1900—1944/ связано обращение белорусской прозы к общечеловеческим проблемам, её моральное, психологическое и философские обогащение, В их произведениях ярко отразились слонные процессы становления национальной литературы. Поэтому сопоставление их творчества с толстовскими традициями, игэет большое методологическое значение для более глубокого познания самобытности каждого из них. Несмотря на наличие некоторого опыта литературоведческого анализа проблемы воздействия толстовских традиций на становление белорусской прозы, задача обстоятельного её изучения остаётся актуальной.

II? ль дссвдованият. В работе, во-первых, на примере творчеотка Я. Колаоа, М. Горецкого, К. Чорного наследуются особенности и характер влияния традиций Л.Н. Толстого на формирование белорусской прозы в ооветское время, показываются сущность, масштабы и направ-

-1---—-™

Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.

С. 275—276..

" См.: Юоуфов Р.Ф. Л.Н. Толстой и литеоатуры народов Советского Союза // Л.Н. Толстой и современность. ;«!., 1931. С. 143—146; Лев Толстой: проблемы творчества. Киев, 1978; Толстой и литература народов Советского Союза. Клеван, 1976; 1:>пТ;,;ан А.И. Лео Толсто« и -жтедатуря народов СССР // Ясноподляо^т;! сботот, 11376. Тула, 1976. С. 17—27 и др.

*ие такого влияния; во-вторых, принимая во внимание то, что са-понятие "традиции творчества" Л.Н. Толстого" многослойно, мно-)Todohh9 и универсально, автор отремитоя выяснить какие художеот-пше открытия великого реалиста оказывались наиболее близкими 1еобхсдимыми белонуоской прозе на переломных, определяющих эта-с. Такими судьбоносными в жизни белорусского народа стали первое ¡дореволюционное десятилетие, конец 20-х — ЭО-е годы и Великая эчественная война, поскольку именно в эти годы наиболее ярко вы-глись как сближения о толстовскими традициями так и отход под данном оботаятельотв, в угоду узко-классовым интересам и луль-жзаторским концепция!,! от общечеловеческих ценноотей, приводив-i к утрате прозой своего неповторимого национального облика, третьих, л тесной взаимосвязи о раосмотрением этих вопросов, забивается такая вазшая проблема, как ориентация белорусской пров процессе своего становления на соединение общечеловеческого линовального, причём решение этой задачи связывается с раосмот-гаем некоторых общих тенденций и закономерностей литературного >цесса.

МдтрдодогдчерддД „рол.о,?о% pop ледованум яйляются принципы spia-:тико-материалистической философии и эстетики, а также выеоды голояения, содержащиеся э работах советских учёных-компаративнс-г.М.П. Алексеева, A.C. Бушмина, А.Н. Веселовского, B.Li. Кирмун-iro, H.H. Конрада; в монографиях и отатьях учёных-толстоведоэ

Ардвнса, Б.И. Бурсова, К.Н. Ломунова, В.Д. Дйепрова,- М.Б. .пченко; в исследованиях белорусских литературоведов A.M. Адамова, G.A. Андрегака, Д.Н. Бугаёва, Л.Я. Гранина, В.В. Гниломёдо- ,

П.К. Дюбайло, В.В. Ивашина, В.А. Коваленко, И.Я. Науменко, .. Тычины, В.П. Куравлёва, А.П. Ыатрунёнка, М.И. Мушинокого и гих.

В основу данной диссертации положен принцип сочетания сравни-ъмо-акаштического(!г .конкретно-исторического методов исследо-ия.

Даучрлл иовпзгтд определяется предметом и задачами исследова-и заключается в попытке проанализировать прозаические прояз-ения Я. Keinen, И. Горепкого и К. Чориого в новом аспекте, распял своеобразие ттх творчества через взаимодействие с толстов-м'т худогкествешшш открытия?к, даотупаадш как ияктор, стиму-yirprfl прогресс кятональвоЗ литературу.

Практическая .знадтмор-ТЬ рродедоданяя. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурса "Л.Н. Тойотой I белорусская проза", в практике преподавания белорусской литератз ш на филологических факультетах вузов, при разработке учебных го бий для отудентов и школьников, в процесое отуденческой научно-т слэдователъской работы,

Дрр9б;эдтд .даДатд, Диссертация в полном объёме обсуждалась I была рекомендована к защите на заседании отдела взаимосвязей лгг ратур ордена Дружбы народов Института литературы имени Я. Купал: ЛИ Республики Беларусь, а также на заседании кафедры белорусское языка и литературы Витебского государственного педагогического I ститута имени С.М. Кирова, Положения и выводы, вытекающие из исследования, излагались на научной конференции "Каласав^ы" в 1989 г., на научных конференциях професоорско-преюдавательскоп ооотава Витебского государственного педагогического института и; ни С.М. Кирова в 1988, 1989, 1990, 1991 гг., а также отражены в четырёх публикациях автора, выходные данные которых представлен] в конав автореферата.

Структура дчсоерташзд. Работа ооотоит из введения, трёх гл заключения ц библиографии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ

' 2й_ва9ДШ2- обосновывается актуальность те,'ч, определяются основные направления, цель и задачи исследования, делается крат] обзор литературоведческих работ, посвящённь>х проблемам традиций новаторства, раскрывающих значение толстовского' художественного опыта для становления литератур народов СК^Р. Отмечается, что л тературная традиция не монет иметь сама по себе решающего.значе ния, что только реальная историческая обстановка определяет теми образы писателя и его отношение к прошлому и настоящему. Худо жественное творчество вырастает из реальной яизни, но только гл бокое усвоение писателем' опыта предшественников является одним из главных условий успешного развития литературы, решения тех я дожественных задач, которые ставит перед писателем жизнь. Поэто! гоьоря о влиянии традиций творчества Л.Н. Толстого на белорусок прозу, необходимо учитывать тот факт, что дало не во внешнем .сх стве ил1? отдельных совпадениях. Связи кеосходкмо искать значите, но глубже, учитывая при зтом как особенности творческой эволюта жилого писателя, так и характер развития воей белорусской яг те

эатуры. В этой связи актуальной представляется мысль A.C. Дуга.тана том, что процесс освоения писателем классических традиций необходимо рассматривать "прежде всего как закономерное следствие особенностей объекта изображения и творческой индивидуальности ш-:ателя. Только исходя из этого, только выявив внутренний гонезио г идейно-эстетическую мотивировку образной системы, и можно объяс-гать, почему в арсенал писателя вошли те или другие элементы лите-).турно-художественной традиции""'". Плодотворность такого подхода шко выявляется при рассмотрении процессов формирования и движе-?ия национальной эстетической мысли. Чем более значительным и на-монально своеобразным является произведение искусства, тем более голно и многогранно связано оно о мировой культурой.

Поэтому наиболее важным для диссертанта представляется выявле-гае на примере воздействия толстовского художественного и нравст-¡нного опыта на белорусскую прозу конкретных связей, порождённых данетвои мирового литературного процесоа, поскольку при всей спе-ифичности развития национальных литератур такие связи давт возмож-ость устанавливать общие закономерности в литературах географичес-и близких и отдалённых народов: неизбежность появления тогсДиля ного творческого метода, школы, направления, преобладание тех- или них жанровых структур, появление аналогичной проблематики и тема-кки произведений. Эти аналогии не всегда синхронны, что, безуслов-о, является выражением неравномерности развития мирового истори-еского процесса. Кроме того, нужно иметь в виду, что сходство вдений — это ещё не тождество их. Как подчёркивают И.Г.Неупокае-а, в каждой литературе они выступают в наш ональной неповторимос-я красок, что позволяет констатировать своеобразие вклада каждо-о народа в мировую сокровищницу культур^. Поэтому главную свою адачу диссертант видит в том, чтобы изучение внешнего, случайного сходства не подменяло исследования внутренних, глубинных провесов.

в первой главе Б.

1-е, грдн, п. рс.т1Ходог.ч,зи Тодс.того" отмечается, что в первое после-

1 Душт.ш A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. , ICRO. С. 177.

о

Неупокоега И .Г. Проблшы взаимосвязей и взаиыодоВо;гзия ля-рятур // ВзачтсзЯзч и взаимодействуя национальны:: литератур. , I9G9. С. 20, 28.

октябрьокое десятилетие, когда глубочайшие перчены затронули не только общее та еннув, но и куль тушуй жизнь всех народов, roo б лама традиций приобрела небывалую остроту. Литература прошла период увлечения оамыми различными теориями /пролеткульт, футуризм, формализм и т.п./, прежде, чем в спорах 20-х годов зазвучало имя Льв Толстого, как признанного авторитета, мастера психологического анализа, который, по словам Н.Г. Чернышевского, "еоть едаа ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту"^ Толстой никогда не изображал внутренний мир героев ради него само го. В любом душевном .движении ему было важно увидеть истинный смысл, показать, где в мыслях и чувствах правда, а где локь и не-еотественнооть. Отмечается, что особенностью толстовского психоло гизма является стремление раскрыть нравственный смыол кизни человека, Споры велиоь о том, насколько подвешены изменениям принцш психологического анализа в литературе на протяжении истории общественного развития. Ставшее возможным в эти года, творческое соперничество различных группировок и течений в области стиля и художественной формы, в значительной г.;ере обусловило осознание всё большим чиолом писателей невозможности сколько-нибудь плодотворно го дальнейшего развития литературы без использования классических традиций.

В дасоерташя отмечается определённая общность поисков в области психологически достоверного раскрытия челелечеекцх характеров, свойственная первым крупным прозаическим произведениям таких пиоателей как А,'Фадеев, Л. Леонов, К. Федии, Q. Панфёров в русской прозе и Я. Колас, М. Гореший, К. Чорный, М.Зарецкий в белорусской. Вместе с тем имелись и отличительные особенности в осво еняи классического наследия, которые были характерны именно для белорусской литературы, обусловленные исторической судьбой народа его культуры. Главное отличие состояло аз том, что в 20-е годы решалась двуединая- задача, поставленная жизнью: с.о,иной стороны, не обходимо было в процессе'ускоренного развития "добирать" то, чего не удалось "добрать" до революции, а с другой — быть на уровне современности'. '

Лменно народностью, стремление?., доискаться причин неоправедлц вости, разоблачить ложь и лицемерно, гозлодстаучсяе в обществе, лото, по мнению диссертанта, объяснить абдтеенгге национальной

Чеьииоевсетй Н.Г. Литературная критчка: В 2 т. Т. 2. М., 1981. 0. Зй—ЗЭ. ■ . ■

■{тератуш о толстовскими традициями, выявившееся ещё в доювволи-яаннне года в ранних произведениях Я. Коласа и М. Горецкого. Рао-датриваются рассказы Я. Коласа "Павлюковы дут", "Нёмаиов дар*', Васнль Чурила", "Молодой дубок", в которых писатель всё более элонаправленно обращается к исследовании внутреннего мира оэоих

ороов,

В художественной палитре Якуба Колаоа самые разнообразные о о дотла создания ярких, запоминающихся образов: использование /тронного монолога, ёмкой художественной детали, подробной пся-ологичоокой характеристики героя. В полной мере это тчпотт т~ ательского таланта вчяаилиоь в шряой часто бу,пущай трилогия ¡{а росстанях" — полости "В полаоокой глуши", которая раооматри-аетоя л диссертации как произведение, обозначившей поворот юей елоруоокой прозы 20-х годов к психологизму.

Характеры героев Толстого, лшуиих нрааотвенно-ф1лософоку1о истя-у, — ото характеры, развивающиеся, меняющиеся под влиянием раэ-ггчних тзтмых оботоятелвотн и напряжённой внутренней работы. . Коме первым п белорусской прозе оумзл создать развёрнутую во ремопи и прооттнотв,о картину жизни своего героя, л одпнакол.арй топени использовать возможности показа внешней цепи событий и . нализа внутреннего мира человека. Писатель подробно раскрывает Р0Ц9С0 формирования у сельского учителя Андрея Лобаиоздаа кш-ичеокого отношения к действительности. Б результате такого под-ода Лобанович выступает как противоречивая, интеллектуально и ЗЯХОЛОГИЧ001СИ многогранная личность. Интеллектуализм кодаоовокой позы проявляется в оамом принципе лоихологизма, когда адтосокое, ;глооофокое понимание человека, его моста в мяро поотояино шиоут-тлуот в произведенияI в лирических отступлениях п пейзажных, яари-овках. Такое стремление к поотановка сложных киэнонных проблем, яоггхо логически убодатольной мотаировяе лоагулкоя героя и тпэо-¡ш, по мнении диссертанта, Я. Колаоа — прозаика к толотовокому' удожестленноад. опыту. Отличительной оообенноотыэ колаоояокоЦ яро-и является то, что ктзншшнэ явления рассматриваются в его проведениях преимущественно и социальном ллано. Однако, как и для . Толстого, для Я. Коласа самой высшей цонноотью в мире яэлялаоь амобнтная, неповторимая человеческая личность.

Говоря о творчеотво М. Горецкого, даооерталт подчёркивает, то укс и ра;шх его рассказах выявилась тенденция фялоос^юкд лубокого осглыс!ло!пя жизни., Писатель как бн'водЧт ноггоекшщапшгй-п спор со оз'одоп герояш и о о» собой о путях дальнейшего

9

развитая белорусского крестьянства. Ранние рассказы М. Горецкого бане", "Родные корни", "Страх", "В чём его обида", "Стоны души" ярко выявили веру писателя в моральную аилу народа. Отмечаются характерные черты, оближащне эти произведения о "народными рассказами" ч пуАлишютикой Льва Толотого, а также подробно рао-оматгиваптоя драма "Антон", « которой М, ГорешотЙ стремился отобразить трагичнооть положения простого белоруоа, разгадать тайну человечаойой дач. Вмеоте о тем, как отмечается в доооертавди, у Горецкого, э отличие от Колаоа, именно моральный аспект выходит на первый план, ■что, по мнений диссертанта, явилооь ректором, обусловившим сближение о толстовской чрадишей утверждения нравственного превосходства проотого народа над "олатоким миром",

В таких произведениях М, Горецкого как повести "Две души", "Меланхолия", "Тихое течение", *удокеотвенно-документальные записки "Наимпериалистичеокой войне" не только овоё дальнейшее развитие получичн те доишщпы поихологиша, которые были выработаны ии-оателем в дореволюционные годы, но, как подчеркивается п диссертация, проявилооь истинное новаторство, глубина художественной концепции , стремление к эпичности. Появление подобных произведений свидетельствовало о вхождении белоруоской прозы в пору зрелости, о творчеоком усвоения опыта руоокой и мировой класоики.

Писателем, наиболее подаю и органично воспринявшим и развившим в новых исторических условиях вместе с Я. Когасом и М. Горец-ким тенденшю дальнейшего поихологичеокого обогащения национальной прозы, был К, Чорный. Главное, что отличало К. Чорного о самого начала его творческого пути было умение находить в каждом человеке большое "психологическое содержание", открывать в обычных людях душевные богатства, понимание того, что "движение человека... уже само по себе подразумевает движение событий"-1'. Рассматривая рассказы К. Чорного "Железный крик", "Еыльниковы межи", "Захар Энвга", "Буланый", "Трагедия моего учителя" и другие, дчсоертант подчёркивает,, что именно увлечение писателя в 20~ё годы теорией "живого человека" в литературе привело К, Чорного к традициям Л.И. Толотого л Ф.М. Достоевского. '

творческая учеба.на традициях классики декларировалась и в программном заявлении.объединения "Узвыми", одрад из создателей и руководителей которого был К. Чорныц. Е д^соертацта творческие

1-Чорнк К. 36. тв.: у 3 т. Т. 8. Ын., 1975. С. 191.

' "О

принципы литетатурного объединения "Узвьгшша" сопоставляются с трограммой объединения "Перевал'^ существовавшего примерно в эти ке годы в русской советской литературе, Фактором,- сближающим оба* объединения, является то, что в литературной жизни усилились щп~ гессы дальнейшей психологизации художественной прозы, и вместе о рем начиналась, особенно со второй половины 20-х годов, всё боль-пая поляризация взглядов по вопросам соотношения в литературе оо-гтального и психологического. Само возникновение "Узвшша" было 5условлено назревшей в белорусской прозе необходимостью осмыслить гооисшедаие перемены в жизни народа, выработать концепцию дальней-юго развития национальной литературы. "

Роман К..Чорного "Сестра", по мнению диссертанта, аккумуляро-¡ал в себе понимание писателем главной задачи, стоявшей перед бе-юрусской литературой — задачи психологического её обогащения. В 1Ротивовес молодняковскому романтизированное и идеологизированному показу человека как носителя классовых признаков. К. Чорный ¡тремился наполнить свой роман образами обычных люден, с их мучительными раздумьями о происходящем вокруг. Диссертант приходит к !Ыиоду, что критика до сих пор недооценила ту роль, которую суграл >омач "Сестра" в становлении национальной прозы. Зтгл ротном по ¡ути завершался целы»! период, правда весьма непродолжительный, :огда в литературе происходили действительно творческие поиски, :огда традиции Толстого, Достоевского, Чехова, Горького и других :лассиков по-новому освещали для наших писателей действительность, . широкие перспективы дальнейшего развития национальной литерату-ы, казалось, не вызывали никакого сомнения.

Таким образом, Коласа, Гореггкого и Чорного сближало в 20~э го-ы, несмотря на различия, то, что объектом их творчества в конеч-ом счёте становились не столько обобщённо-социальные аспекты, колько неповторимо-индивидуальные черты, в результате чего чэло-ек в их произведениях предстаавал как самостоятельный, самораз-вающийся характер. Поставив в центр внимания судьбу одного из множества", белорусские прозаики сумели наполнить её значитель-ым конкретно-псторическгш содержанием.

Вторая г-ава "Чд-дуж.д. лшиа.бка11. гооза». £данавлетш. шшш=-ор_ .тгздтзакии ?! тю.торлзма я сдача .толсгодстах _худолест£еллхи: от-рыттш" посвящена рассмотрении того, как а конце 20-х л в ЭО-е ода под влиянием всё большей идеологи занти и политагаст;' обцест-а изменялись масштабы художественного осшсленггя действительнос-

ти. Отмечается, что принцип иоторизма в литературе как правило утверждается разработкой собственно исторической темы. В белорусской же прозе йано исторического романа не цолучкл сразу посла революции особенно заметного развития. Историзм вырабатывался в процессе эстетического осмысления современности, что безусловно, влияло на складывание структуры национальной романной Форш, Задумывая правдивое повествование о судьбах своего народа я эпоху вели- -чайших потрясений, белорусские прозаики обращались к жанру романа-эпопеи, открывавшем широкие ¿возможности в овладении мастерством типизации, в переходе от описательно-биографической композиции к композиции, построенной на драматическом столкновении характеров. Это обстоятельство обусловило, по мнению диссертанта, новый уровень сближения национальной прозы с толстрвскими традициями.

Я. Кэлаоу одному яа первых удалооь во второй части будущей трилогии "11а роостанях", опираясь не толстовскую традицию психологического анализа', показать исторические события в еданстве с процессом духовного роота главного героя. Повесть "В глубине Полесья" знаменовала постепенный переход писателя ко всё более широкому охвату исторической обстановки при постоянном, неослабевающем внимании к психологии человека. В общэН эволюции национальной прозы "Полесские повести" являютоя одновременно и традиционным и новаторским явлением, поскольку Я. Колас, опираясь на лучшие достижения классики, воспринимал и переосмысливал их г >д углом зрения национальных проблем. Рассматриваются также особенности историзма повести Я. Коласа ."Трясина" и романа М. Горедкого "Виленские коммунары" .

Главным событием конца 20-х и первой поювины ЭО-х годов стала аталинская коллективизация, разрушение веками сложившегося жизненного уклада крестьянской массы, принудательное обобществление земли, уничтожение значительной части трудового населения. Бесспорно, что тема коллективизации становится в эти годы доминирующей в белорусской прозе. Такие произведения как повесть Я. Кола-са "Отщепенец", романы З..Еядули "Язэп 1,руаинский", Зарецкого "Вязыл^, "Земля" К. Чорного с различной степенью правдивости отражав простые процессы, происходив^. га -в эти годы в белорусской деревне. • "

В ромача К. Чорного "Земле" и поверт т "Левой Бувглр", по мнению диссертанта, наиболее сщутгшо стремление писателя показать

то

тесную связь, существующую между человеком и реальной обстановкой, осмыслгнъ противоречия переломной эпохи, её трагичность. Как отмечается, выразить свою тревогу за судьбу белорусского крестьянства К. Черпай (.умел только в подтексте романа "Земля", правдиво воссоздавая картины крестьянского быта, сложную струк!уру морально-этических правил, складывавшихся на протяжении веков. В чёц,даже в тех непростых общественных условиях нашла своеобразное воплощение толстовская-идея цельноета. I глубины крестьянского "мира",

В сравнении о первыми крупными произведениями К. Чорного повесть "Левон Бутатар" более компактна, сюжетно организована, характеризуется лаконизмом, стремлением показывать герся в действии, во внешних проявлениях чувств. Отмечается, что толстовская традиция воссоздания самодвижения народной жизни постепенно входит в художественный мир К. Чорного, а повесть "Левон Ермар" становятся как бы предысторией дальнейшего развития в творчестве белорусского писателя толстовской мысли о внутреннем обновлении человека, прошедшего тяжкие жизненные испытания. При этом К. Чорный стремится понять объективные законы общественного развития, выработать собственную "философию истории".

В романе "Отечество" ещё более углубляется тенденция к эпичности, сама историческая реальность наполняет образы.

В диссертации сопоставляются взгляда на человека и историю. Толстого я Достоевского. Отмечается, что оба писателя центральным героем своих произведений делают людей, у которых духовно-нравственный поиск становится главным стимуло" их жизчи. Действующие липа произведений Достоевского, как правило, доди, захваченные какой-либо одной главной "идеей-страстью", причём герой обычно изъят из разнообразных бытовых, економических, социальных отношений и весьма условно определён по своему положению в обществе. Толстой же показывает человека во £сё\<| многообразии его социальных я житейских связей и отношений', подчёркивает его цельность, которая сохраняется в самых сложны): ситуациях. Именно толстовский историзм бил ближе К. Чорному в 30--е годк, когда после разгрома в 1931 голу литобъединенгтя "Узвышша", жестоких репрессий основной -задачей белорусских.прозаиков станощлось противостояние тем деформациям, которые из общественно!; вдзнн проникали в литературу. Возможностей для такого противодействия•5ыло немного, однако и Колас, и Горецкпн, I? Горний сумели судзать о своём времени немало горькой правды, протестуя против насаждавшейся в общество

психологии "человека-винтика^, против утраты литературой общечеловеческих ценностей.

В раоскааах М, Горецкого "Апостол", "Незадача", "Ослеплённый конь", "Чистка", созданы яркие типы хшиопоообленцев и карьеристов, которые, прикрываясь 'демагогическими лозунгами, осуществили настоящий погром белорусского крестьянства. Протестом против засилья подобных "деятелей" во всех областях жизни проникнуты также рассказы К. Чорного "Дело Виктора Лукашевича" и "Л!акарковых Волька".

. В качестве примера писательского протеста против попыток власти уничтожить человеческое в человеке в диссертация рассматриваются повесть Я. Коласа "Отщепенец", роман К. Чорного "Третье поколение" й Документально-художественное повествование М. Горецкого "Комаровокая хроника".

Отмечается, что даже будучи респреёсирован и насильственно отторгнут от литературы в начале 30-х годов, 1.1. Горецкий продал-жал создавать свою "Комаровскую хронику", свидетельствующую о больших возможностях документального жанра в раскрытии всей правды о трагедии крестьянства.

Подчёркивается, что внутреннее несогласие белорусских писателей о происходящим в деревне, предвидение бед и страданий, которые доведётся испытать простому труженику в ходе "великого перелома", а также стремление, проникая в мельчайшие движения .души, улавливать в тх ход истории, приближали национальную прозу к толстовскому принципу нравственной оценки любого исторического события.

В третье Л главе "Человек, № рр,т"?н,е,-, Художеогдендоо доздендо пдо.блещ р. р,органах у. Чорного и толстовские ттаплго-щ".'отмечается, что широкий народный взгляд на проблемы войны и мира, который выявился в творчестве основоположников национальной прозы, одаги-рэвалоя под воздействием антимилитаризма всей передовой литерату-ш прошлого. Народное неприятие войны, трагедия человека, вынужденного в ней участвовать против своей воли, отраноны в стихах •/'Песни войны" Я, Купалы, в поэзии Я. Коласа, в документальных книгах П. Гопоггслго и других антивоенных произведениях, появившихся в начале века.

В рассказах "Литовский то^ок", "Ге^рял", "Руг>пк-':1", "Ка ртапе', в квчге "Па ттмпер^алггетичеокоП во.::но" Гоиетшому бгла близка т^лст^г-скря мысль о том, что тленно просто;' «ч?род выносит , на свпих плеча" <">онг :чу» тя."йсть гт других обзде?вен:чп; по-

трясений.

Главный герой записок "На империалистической войне" Левой За-дума, гак и Андрей Лобанович интеллектуально отон? выше людей овоаго круга, иютояиндя внутренняя работа помогает ему проникать в оущнооть окружающего мира, увидеть те стороны жени, которые тщательно окрываютоя я маскируются правящими а обществе оилами. Художеотвэшгай опыт Толстого-аналитика оказывается дейотввннш средством в "срывании всех и всячлзких масок" о действительности, в создашш болоруоакими писателями героев, которые могут активно противостоять всеобще Г) безнравственности и одичанию. В этой связи рассштриваетоя также расоказ К. Чорного "Семнадцать лет", в котором писатель, повествуя о событиях первой мировой и гражданской войн, о трагедии человекатПэуяеника, стремящегося "убежать от войны", адходит к широким фиглооофоким обобщениям,

Великая.Отечественная война по-новому высветилаобщечеловечоо-кие ценности, показала в иотивном свете многое из того, что происходило в страна в предвоенные года. Именно в это время и происходит одоообраэное освобождение К. Чорного от давящего я мертвя- -щего.влияния вульгарно-социологической критики и он переходят на позиции полной, даже беспощадной правды о человеке и о времени,

Произведения я дневники военных лет выявляют, по мнению диссертанта, не только стремление К. Чорного раоок«8а,гь"воему овету" о величии и благородстве белорусского народа, оралающегооя против гйашизма, они тагсжа- свидетельствуют о глубочайшей внутренней драме, пережитой писателем, который, побывгч в: эаотенках НКВД, оооэ-нал невозможность осуществления своих творческих зйшюлов в условиях тоталитарного режима. Вместе с тем, отмечается, что существует тесная взаимосвязь ме;нду героями романов К. Чорного 20-х— 30-х годов и героя1ли военных романов писателя. Это те самце люди, которые верили в то, что наступившая "новая жизнь" полностью исклотает повторение ужасов прошлого, что "третье поколение" —• их дети никогда не узнают голода, ^лишений, слёз и страданий. К. Чорный показал, что простые леди, сумели сохранить а душах и пронести через вое испытания ту "скрытую теплоту патриотизма", которач в экстремальных усломя.с приводит человека к осознанию своей ответственности.'за судьбу родной земли.

Романы К. Чорного "Поиски будущею", "Млечный путь", а также неоконченные ром*ы "Вдлгкчй день", повесть "Скипъёвокий лес", дают возможность у^гдеть особенности наследования белорусским

прозаиком толстовских градаций,. К. Чорный в этих произведениях показываем выоокодуховного человека, исоледует истоки массового героико-патриотичеокого движения, ищет и находят те глубинные связи, которые оущеотвуют между человеком и человечеством. Проо-тне труженики в романах К. Чорного отнооятоя к войне как к "страшному аду" и шесте о тем как к "страшной необходимости", от исхода которой вависит "вопрос.жизни и омерти отечества". Отрицая войну в принципе, Чорный, подобно Толстому, проводит вмеото с тем мысль о необходмооти и правомерности партизанской, народной войны, рассматривает такую войну как совместный труд множества людей, направленный на то, чтобы очистить овою землю от иноземных захватчиков, стреэдтоя раскрывать психологии героизма в будничном, утверждает мыоль о том, что нравственная правота,воегда торжествует над грубой оилой. Идейно-филобофской основой чорновоких романов являотоя острое ощущение драматизма бытия, когда'-человек возвышается над трагичеаккми обстоятельствами благодаря всему тому, что составляло его повседневную жизнь, а социальная активность героя,.его готовность к подвигу форвдруетоя воем предшествующим жизненным укладом, причём такое событие как коллективизация даже не упоминается пиоагелем, а если упошнаетоя, то в крайне негативном свете, как, например, в отрывке "Еакда", что ещё раз подтверждает неприятие К. Чорннм всяческого насилия над лвдыли.

Отмечается, что ноторизм, свойственный предыдущим романам К. Чорного, приобретает новое'качество в военных произведениях писателя, а в качестве примера рассматривается роман "Поиски будущего", где органически сплетены иоторическт-конкретний и обобщён-но-%лософокий планы повествования, где война рассматривается в нравственной и психологической плоскости. В этом романе люди, которые видели и испытали огромные несчастья, говорят о любви и верности своей родной земло, высказывают уверенность в том, что наступит время, когда мтгр станет большим и радостным, когда в нем не будет насилия, "казармы", а человек будет ответствен за всё, '.что происходит вокруг и в пердуй очередь за последствия своих действий. Образ 1!еэада, созданный писателем в чтом романе, как и обгаз студента Владимира Ермолипкого из романа "ы'лечвн;; путь", вобрал в себя саше сокровенные шели К. Чорного о всечеловеческом единении, что, безусловно, отражает то плодотворное воздействие, которое оказали на писателя урогл Толстого. Ч для Толстого гт для Чорного лог'оиетоИ личность?) является человек, умепстГ»

думать не только о себе, но и о других, остро чувствующий чужую боль и страдания.

.Другой линией, сближающей толстовское и чорновсое понимание войны и человека является неустанный поиск ответа на вопрос о том, почему происходят войны и кто в этом повинен. Фашизм, по мысли К. Чорного является логическим продолжением и крайней формой индивидуализма, когда человек утрачивает способность ощущать угрызения, совести за творимое им. е.ло. Появление в XX столетни таких людей было гениально предугадано Толстым и Доотоевским, причем каждый из них понимал и изображал подобные явления, сообразуясь с собственными взглядами и убеждениями. Однако, подчёркивается в диссертации, задачей обоих писателей являлось'противостояние погружению мира во тьму, поиск путей, ведущих к овету.

Подлинна художественным открытием белорусской прозы стали • образы фашистов и изменников, таких, например как Товхарт и Клебер в романе "Большой день", Шредер а "Поисках будущего", Сущввич в рассказе "Завтрашний день", которые воплощают ту крайнюю степень моральной деградо.-дии, к которой неминуемо приходит любой, кто осуществляет свои жизненные цели за счёт других людей. Писатель поднимает'проблему нравственного выбора.

Отмечается, что в военных романах выявилось стремление К.Чорного осмыслить сложную диалектику отношений мэад/ класоовым и общечеловеческим, что было в эти годы проявлением писательской смелости, своеобразным вызовом своему времени. Роман "Млечный гуть" можно назвать романом-акопвримент' -д, в кокором впервые в белорусской прозе предпринята попытка отказаться от офнциалыю-илакатного понимания "образа-врага", осмыслить и показать процесс его формирования в сознании лщей, что таете указывает на близость к толстовской традиции'моральной оценки человеческих поступков. . К. Чорный пришёл к новой типологической разновидности романа — к роману согтлъно-чрнлосо^скому, в котором главное меото занимает рассмотрение человека в различных отношениях.к действительности. И хотя эта тенденция творчества л. Чорного не стала в те года об-щг-м направлением развития белорусской гшозы, но такой взгляд на человека, на зоГ.ну, па исторч;г> свидетельствовал о её больних потенциальных 1>оп:':<\?чНостях, о каходе на новый уровень хуДо^уствен-ного увплотш» о назревав'"! потребности освободиться от насильственно навчааапих лч1 -;ьтгуоо уцротёшюгта и схематична. С^ои ..

продолжение к развитие уроки творчества К. Чорного получили в творчестве А. Адамовича, В. Быкова, В. Козько, И, Пауменко, И. Чигринова и других современных прозаиков, пишущих о минувшей войне.

В .заотчетот диссертации обобщаются результаты исследования, делаются соответствующие выводы. Отмечается, что белорусская проза прошла в 20-е — первую половину 40-х годов три основных этапа в своём становлении и одновременно приближении к толстовскому художественному опыту:

1. Выработка принципов психологически достоверного раскрытия человеческого характера в 20-е годы, когда важнейшей задачей для белорусских прозаиков становится овладение оекретаыи "диалектики душ'и", тем, что называют "рефлексией" и без чего невозможно создание истинной литературы. Причём эта тенденция к психологизму явилась закономерным продолжением и развитием всего того лучшего, что было сделано Я. Коласом, М. Горецким и другими основоположниками национальной прозы в дореволюционные годы, результатом ускоренного развития молодой литературы.

2. Овладение мастеротвом художественной типизации, рассмотрение человека во всей совокупности его разнообразных качеств и свойств, в' тесной. взаимосвязи о историей, обществом, человечеством. Это — второй уровень или этап в приближении белорусской прозы к Толстому, когда в Ней выявилась взаимозависимость мезду "диалектикой души" и "диалектикой эпохи". Вместе с тем, додается вывод о том, что в это время обозначился таете отход от принципов гуманизма и общечеловеческих ценностей, что нанесло огромный ущерб литературе.

П. Романы К. Чорного о событиях Великой Отечественной войны обозначили собой новый уровень воздействия толстовских традиций на белорусскую прозу, когда раскрытие поведения человека э-экстремальных условиях'позволяет показать формирование в его душе понимания своей сопричастности ко всему человечеству, а вместе с тем . наполнить произведение новым содержанием, придать ему подлинную масштабность.

Автор подчёркивает, что"калдай последующий этап развития национальной пропи и воздействия на не? т^лотояскнх традиций ко отрицает предыдущего, я является «нИтсоячек л продохсек-гел всего обретенного раноо, поскольку диалектически гзптюсБЧзь тга-дицн;: и новаторства касается всех суорои . яудокоотэииного творчест

ва, является залогом непрерывности литературного развития.

■По теме-диссертации опубликованы следующие работы:

1. Традыщп творчасц! Л.М. Талстога У прозе Макс1ма Гарэцка-га i Якуба Коласа У 20-я гада // Веоц! АН БССР. Серия грамад. на-вук. 1987. й 6. — 0,8 п.л.

2. Пад жыватворннм уплывем. С2 1наУленне пс1халаг!чнага май-стэрства Якуба Колаоа — праза!ка i традыцы! Л.М. Талстога <// Беларуская мова i л^таратура У школе. 1988. й 5. — 0,6 п.л.

3. Потарызы прозы Кузьмы Чорнага J традЫцн1 творчасц! Л.М. Талстога /танец 20-х — пачатак ЭО-х гадоу/ // Весу! АН БССР. ' Серия грамад. навук. 1988. J.' 4. — 0,8 п.л.

4. Талото?ск1я традацы! У асвятленн! праблемы "чалавек i г 1с-торыя" Якубаи Коласам-праза i кам // Каласав1ны: То еЛсы дакладаУ ! пааедамленпя? навуковай канферзнцы t, прысвечанай 7.07-й гадав ¡не

з дня нарадазння Я. Коласа. 1989.'— 0,2 п.л.

Jbf

«

Подписано в печать 01.10.91 Бумага писчая № 1. Усл. печ. л. 1,16,

Заказ !Ь 82.

Формат 60 х 041/16. Уч.-изд. л. 1,17. Бесплатно.

Отпечатано на ротапринте издательства "Белорусская Укш:клопедкя: клеив Пот русл Бровки. Я20'»7?, г.Uiu.uk, ул. Ф.ЗкораднДОи.