автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Становление епархий Русской православной церкви Московского Патриархата в Великобритании и Франции

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Шабанова, Наталья Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Становление епархий Русской православной церкви Московского Патриархата в Великобритании и Франции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление епархий Русской православной церкви Московского Патриархата в Великобритании и Франции"

На правах рукописи

Шабанова Наталья Юрьевна

СТАНОВЛЕНИЕ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И

ФРАНЦИИ

Специальность 09.00.14 - философия религии и религиоведение

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 п

Москва-2012

005017148

Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Васильева Ольга Юрьевна

Официальные оппоненты:

Акаев Вахит Хумидович,

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории социальной работы Чеченского государственного университета

Медведко Степан Виторович,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник, ведущий советник Аппарата Комитета по связям с общественными объединениями и религиозными организациями РФ

Ведущая организация: Институт всеобщей истории РАН

Защита состоится «29» мая 2012 г. в _ час. на заседании

диссертационного совета Д-504.001.11 при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д. 84,_учебный корпус,

ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС.

Автореферат диссертации разослан «<=28 » апреля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Семедов С.А.

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Русская православная церковь, ее влияние на развитие общества, взаимодействие с государством, отношения с иными конфессиями - эти и другие вопросы долгое время оставались за рамками отечественных исследований. Однако сегодня наша страна, будучи многоконфессиональной, переживает период, характеризующийся изменением идеологических ориентиров, общественных идеалов и ценностей. Данный процесс возрождает интерес к мировым религиям, к мировому духовному наследию, и, в частности, к Русской православной церкви, что способствует пониманию многих аспектов существования современного поликонфессионального мира. В настоящее время в российской науке происходит отход от преобладавших презкде стереотипов, становление новых представлений о религии и Церкви, их роли и месте в общественной жизни, национальном самосознании, духовной культуре народов. За религиозными учениями признается роль носителей и хранителей общечеловеческих, нравственных ценностей. Иными словами, идет складывание новой научной проблематики, связанной с духовной жизнью общества и функционированием церковных институтов.

После окончания Второй мировой войны определились границы влияния Русской православной церкви Московского Патриархата в Европе. Во Франции, где находилось большее число приходов Московского Патриархата, был образован Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви с центром в Париже, который в то же время являлся духовным центром русской эмиграции. В состав Экзархата вошли также приходы в Великобритании. Среди всех православных церквей, находящихся в то время на территории Западной Европы, положение церкви Московского Патриархата было наиболее сложным в силу политической обстановки в мире, поскольку даже в

священнослужителях руководимой из Москвы Церкви видели коммунистическую угрозу. Помимо прочего, Московский Патриархат имел многочисленных недоброжелателей в политических и религиозных кругах Европы.

Несмотря на непростые условия, Московский Патриархат не только сумел сохранить позиции в Европе, но и расширить сферу своего влияния и занять положение соответствующее статусу Патриаршей Церкви. При этом система административного устройства Церкви с годами преобразовалась: от небольшого по численности приходов Экзархата до образования епархий, Сурожской в Великобритании и Корсунской - во Франции, которые существуют по сей день.

Объектом данного исследования является роль и место Русской православной церкви Московского Патриархата в духовной жизни Великобритании и Франции.

Предмет исследования - Русская православная церковь на чужой канонической территории, влияние условий, в которых оказалась Церковь на формы, направления и методы ее работы в процессе становления и развития церковных структур в Великобритании и Франции.

Цель исследования - комплексный анализ становления административного устройства Русской православной церкви Московского Патриархата в Великобритании и Франции, а также процессов ее адаптации вне пределов собственной канонической территории.

В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:

анализ основных этапов становления структур Русской православной церкви во Франции и Великобритании;

определение места Русской православной церкви Московского Патриархата в православной среде Великобритании и Франции;

анализ миссионерской и просветительской деятельности Русской православной церкви в Великобритании и Франции,

определение направленности межцерковных связей епархий; выявление путей адаптации Русской православной церкви к изменяющимся условиям;

определение роли личностного фактора, в том числе роль митрополита Сурожского Антония, в процессе становления епархий Московского Патриархата в Великобритании и Франции.

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. В первую, очередь это проблема сосуществования епархий Московского Патриархата с другими Церквами на европейском пространстве; разработка этой проблемы позволяет дать ответы на вопросы: 1) как Московскому Патриархату удалось сохранить свои позиции в Западной Европе в условиях не всегда положительного отношения к ней со стороны политических институтов и других христианских конфессий; 2) каковы причины и условия становления структур Московского Патриархата в Великобритании и Франции.

Изучение данного аспекта представляется весьма важным, особенно при условии того, что Русская православная церковь в современной духовной жизни Европы, где сохраняется значительная православная диаспора, играет важную роль. Изучение процесса становления институтов Православной Церкви в Западной Европе позволяет расширить представления о духовной и социо-культурной жизни русской эмиграции, а также духовной жизни Западной Европы вцелом.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1945 г. до начала 1970-х гг. Отправная точка исследования - события в истории русского православия, когда окончательно определились сферы влияния Московского Патриархата и других православных церквей в Европе, когда был образован Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата, административный

центр Русской православной церкви в Европе. Верхняя дата исследования относится к завершению становления Корсунской и Сурожской епархий Московского Патриархата, и оформлению, таким образом, нового административного устройства Русской православной церкви на территории Западной Европы.

Многоплановость выбранной темы потребовала привлечения источников исторического содержания.

В основу исследования положены принципы объективности и историзма. Методологическую основу исследования составили методы аналогии, компаративного анализа, метод системно-структурного анализа, а также структурно-функциональный метод.

Научная новизна диссертационной работы, состоит в том, что впервые в отечественном и зарубежном религиоведении уделено внимание сложным проблемам становления структур Русской православной церкви Московского Патриархата в Великобритании и Франции. В работе анализируются факторы, способствовавшие укреплению позиций Русской православной церкви, и приведшие к формированию епархий в Великобритании и Франции, то есть к расширению канонической территории Церкви; дана оценка взаимоотношениям епархий Московского Патриархата с другими христианскими конфессиями.

Степень изученности проблемы не соответствует ее актуальности.

Общие философские и методологические проблемы исследования религии получили разработку в трудах В. И. Гараджи, И. Н. Яблокова, Д. М. Угриновича, Ю. А. Кимелева, Е. И. Аринина1 и др. В этих работах были

1 См.: Гараджа В.Й.Религноведение. М., 1995; Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М., 2000; Он же. Религия в системе культуры. М., 1994; Угринови Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985; Кимелее Ю.А. Философия религии. М., 1998; Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск, 1998.

заложены основы методологических и социально-философских аспектов представлений о сущности религии, а также конкретно-исторических проявлений этого феномена.

Отдельные аспекты изучаемой проблемы освещены в отечественной и зарубежной исторической литературе. Однако в настоящее время в религиоведении все еще нет обобщающего исследования становления и развития русского православия в Великобритании и Франции.

Проблемы русской эмиграции и деятельности Русского студенческого христианского движения рассмотрены в работах А.Л. Гуревича.2

Отношения Русской православной церкви с институтами экуменического движения и формирование экуменических взглядов в русской общественной мысли рассмотрены в работах В.А. Ливцова (в монографии «Формирование идеи объединения церквей в русской общественной мысли XIX - XX вв.»3 и в статье «Русская православная церковь и Всемирный совет церквей: экуменизм или автаркия»4).

Наибольшее освещение получила деятельность и духовное наследие митрополита Сурожского Антония, значительная часть работ увидела свет после его кончины в 2003 г. Можно выделить три направления этих работ: биографические (А.Н. Зайцев «Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь, творчество, миссия»5), воспоминания о митрополите Антонии (статья Дж. Кроу «Православие в жизни: делание митрополита Антония священника и

2 Гуревич AJI.. История деятельности Русского студенческого христианского движения: 1923-1939 гг. М., 2003.; Он же. История издательства "YMCA - Press". М.,2004; Проблемы внутреннего диалога в РСХД в 30-е гг. XX в. // Вера и диалог - общение: проблемы диалога в церкви. Материалы Международной научно - богословской конференции, 24-26 сентября 2003 г. М„ 2004. С. 170-174; Четыре волны русской эмиграции и их отношение к Православию // Альфа и Омега. 2003. №1. С. 357364.

3 Ливцов В.А. Формирование идеи объединения церквей в русской общественной мысли XIX -XX вв. М„ 2003.

4 Он же. Русская православная церковь и Всемирный совет церквей: экуменизм или автаркия // Россия между Западом и Востоком. М., 1999. С. 118-122.

s3aütieeA.H. Митрополит Аитоиий Сурожский. Жизнь, творчество, миссия. М., 2009.

епископа в лондонском Соборе, включая личные воспоминания»6, вышедшая в сборнике материалов конференции «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», статья протоиерея Владимира Тимакова «Встречи с митрополитом Сурожским Антонием»7); и труды, посвященные богословскому наследию митрополита Антония (статья протоиерея Стефана Хедли «Митрополит Антоний: проповедь евангельской простоты»8 в сборнике материалов конференции «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», статьи И. Макарова «Митрополит Сурожский Антоний о значении православного пастыря»9, Е.М. Величко «Антоний митрополит Сурожский»10 и др.).

Среди работ иностранных исследователей также существуют работы, затрагивающие вопросы, рассматриваемые в данном исследовании. Например, работа С. Бенага «Англичанин при дворе царя. Духовное путешествие Чарльза Сиднея Гиббса» 11 , посвященная личности Чарльза Гиббса, будущего архимандрита Николая, служившего преподавателем английского языка для детей последнего русского императора, принявшего в последствии православие и основавшего первый православный храм в Оксфорде.

6 Кроу Дж. Православие в жизни: делание митрополита Антония священника и епископа в лондонском Соборе, включая личные воспоминания // Духовное наследие митрополита Антония Сурожского: материалы Первой Международной конференции, 28-30 сентября 2007 г. M., 2008. С. 114-129.

I Тимаков Владимир, протоиерей. Встречи с митрополитом Сурожским Антонием // Альфа и Омега. 2004. №3. С.239-252.

8 Хедли Стефан, протоиерей. Митрополит Антоний: проповедь евангельской простоты И Духовное наследие митрополита Антония Сурожского: материалы Первой Международной конференции, 28-30 сентября 2007 г. М., 2008. С.31-48.

' Макаров И. Митрополит Сурожский Антоний о значении православного пастыря // София. 2004. №3. С. 3-9.

10 Величко Е. M Антоний митрополит Сурожский//Дельфис. 1993. №2. С. 20-24.

II Benagh С. An Englishman in the Court of the Tsar. The spiritual Journey of Charles Sydney Gibbes. Ben Lomond (California), 2000.

В 2005 г. в Лондоне вышла книга английской журналистки Джиллиан Кроу «Святой человек. Впечатления о митрополите Антонии»12. Книга посвящена воспоминаниям об архиерее, беседам с ним, содержанию его проповедей и определению роли митрополита Антония в духовной жизни Великобритании.

Проблема взаимоотношений Русской православной церкви и Русского Экзархата Вселенского Патриархата во Франции затронута во многочисленных статьях деятелей Экзархата в периодическом издании Русского студенческого христианского движения «Вестник РСХД»13. Вопрос становления Британской епархии затронут в работах одного из виднейших деятелей русской эмиграции в Англии, основателя Содружества св. Албания и преподобного Сергия Радонежского Н.М. Зёрнова14.

Положения, выносимые на защиту:

- Положение Русской православной церкви в Западной Европе менялось в течение обозначенного периода. Московский Патриархат, присутствие которого в Западной Европе изначально не вызывало одобрения со стороны властных структур, Римской церкви и некоторых православных, к началу 1970-х гг. укрепил свои позиции, что в частности выразилось в образовании в Западной Европе епархий Московского Патриархата.

- Миссионерская направленность православия Московского Патриархата в Великобритании, способствовала тому, что Сурожская епархия с первых дней своего существования заняла прочное место на конфессиональном поле Великобритании, в то время как Французская епархия сторонилась миссионерской инициативы.

12 Crow G. This holy man. Impressions of Metropolitan Anthony. L., 2005.

" Например: ЗандерЛ. Участие православных в экуменической жизни // Вестник РСХД. 1957. №44. С.40-46; Андроников К.Я. О Православии на Западе // Вестник РСХД. 1967. №86. С.26-38, и др.

u Zernov N.. Zernova М The Fellowship of St. Alban and St. Sergius. A historical memoir. Oxford. 1979; Зернов Н.М. Вселенская церковь и русское православие. Париж, 1952.

- Миссионерская направленность Сурожской епархии Московского Патриархата повысила авторитет Русской православной церкви, которая заняла одну из ведущих позиций в религиозной жизни Великобритании. Деятельность правящего архиерея Сурожской епархии, митрополита Антония, способствовала укреплению официальных отношений Русской православной церкви с Англиканской церковью.

Апробация исследовании. Отдельные аспекты исследования были представлены на научно-методических заседаниях кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и использованы при чтении лекций на историческом факультете Государственного академического университета гуманитарных наук.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 2 публикациях общим объемом 2,2 п.л.

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

П. Основное содержание исследования

Во введении обоснован выбор темы. Показаны ее актуальность и научная новизна, определены хронологические рамки исследования, объект и предмет

исследования, его цели и задачи, методологические принципы, дана оценка степени изученности рассматриваемой в диссертационной работе проблемы.

В первой главе «Положение Русской православной церкви в Западной Европе в 1920-1945 гг.» рассмотрены предпосылки появления административных структур Русской православной церкви в Западной Европе и сопутствовавшие ему разногласия, приведшие к расколу.

В сложившихся в послереволюционной России политических условиях Патриархии не представлялось возможным осуществлять руководство европейскими приходами из Москвы. По этой причине начинаются переговоры митрополита Антония (Храповицкого) и епископа севастопольского Вениамина (Федченкова) с Местоблюстителем престола Константинопольского Патриархата митрополитом Досифеем о законности существования русского управления. В итоге, 2 декабря 1920 г. было учреждено Временное высшее русского церковного управления за границей в каноническом ведении Константинопольского Патриархата, председателем ВВРЦУ стал митрополит Антоний. В это же время Патриарх Тихон издает указ о временном подчинении всех западноевропейских церквей архиепископу Волынскому Евлогию (Георгиевскому). Таким образом наметилась разобщенность в управлении Русской православной церковью за рубежом. В это же время митрополит Евлогий переезжает в Париж, что станет одной из главных причин становления Франции как русского духовного центра.

Окончательный разрыв отношений происходит после издания «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского). На очередном Архиерейском Соборе в Карловцах был создан Синод, принявший на себя полномочия Высшего церковного управления. Возглавил Синод митрополит Антоний как старейший иерарх. Сложившаяся ситуация стала причиной разногласий между митрополитами Антонием и Евлогием: последний, следуя указу Патриарха относительно его главенства над всеми зарубежными

приходами, не принимал решения Синода. Митрополит Евлогий объявил о независимости Западноевропейской митрополии от Архиерейского Синода за границей.

Однако в июне 1930 г. митрополит Евлогий был отстранен от управления Западноевропейской епархией, нарушив тем самым обещание о лояльности к советской власти. Не согласившись в этим решением, митрополит Евлогий вместе со своими приходами переходит в юрисдикцию Вселенского Патриархата. В ведении Московской Патриархии в Западной Европе осталось лишь несколько приходов во Франции, управление ими было возложено на митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского).

Митрополит Антоний и Зарубежный Синод были запрещены в священнослужении. В свою очередь Архиерейский Собор в Карловцах отверг это запрещение. Совещание «карловацких» епископов не признало также избрания Патриарха Алексия, тем самым окончательно разорвав связи с Московским Патриархатом.

Вторая мировая война изменила отношение к Московскому Патриархату. Это привело к воссоединению митрополита Евлогия с Матерью-Церковью в 1945 г. Также вернулись под омофор Русской православной церкви приходы митрополита Серафима (Лукьянова), входившие ранее в юрисдикцию Зарубежной Церкви. Из вновь вошедших в юрисдикцию Московского Патриархата приходов был образован Западноевропейский Экзархат, главой которого был назначен митрополит Евлогий. Такое положение дел существовало лишь до августа 1946 г., когда после смерти митрополита Евлогия, архиепископ Ницский Владимир (Тихоницкий), не подчинившись назначению новым экзархом митрополита Серафима, вместе с радом приходов вернулся в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, образовав Русский Экзархат Вселенского Престола в Западной Европе.

Таким образом, к началу 1950-х гг. в Западной Европе русское православие было представлено тремя не признающими друг друга Церквами: Московским Патриархатом, Русской православной церковью заграницей («карловчанами»), и Экзархатом Константинопольского Патриархата («владимировцами»).

Во второй главе «Институты Московского Патриархата в Великобритании и Франции после Второй мировой войны» рассмотрен этап становления структур Московского Патриархата, когда все приходы на территории Франции и Англии входили в состав Западноевропейского Экзархата.

К началу 1950-х гг. Экзархат включает в себя приходы на территории Франции, Англии, Швейцарии, Марокко и Алжира. Тем не менее, раскол негативно сказался на развитии Церкви. По числу приходов в Западной Европе Московский Патриархат значительно уступал «карловчанам», и, особенно, «владимировцам», да и административное устройство Экзархата было только в стадии становления, что, несомненно, не соответствовало статусу Патриаршей церкви. Более того, Московский Патриархат нередко воспринимался как «красная» Церковь, священнослужители при этом — советскими агентами. Во Франции, где правительство взяло на себя полномочия представительства Ватикана перед СССР, границы были закрыты для священнослужителей с советским гражданством, уже находящееся во Франции духовенство жило под надзором полиции, будучи под угрозой высылки. В сложившейся ситуации остро вставал вопрос о нехватке священнослужителей, а также об архиерейском служении. С 1951 г. главой Экзархата являлся архиепископ Берлинский Борис (Вик) с местопребыванием в Германии. Во Франции, которая еще в 1920-е гг. стала центром русской эмиграции, тем временем, отсутствовали церковные структуры, что наносило ощутимый урон престижу Московского Патриархата, при этом архиепископ Борис не имел возможности

выезжать во Францию, так как не мог получить французской визы. Поэтому было принято решение учредить в Экзархате Московского Патриархата в Западной Европе викариатство во Франции с пребыванием епископа в Париже. Выбор пал на настоятеля Трехсвятительского подворья архимандрита Николая (Еремина). В 1953 г. епископ Николай сменит архиепископа Бориса на посту экзарха, будучи при этом единственным архиереем в Экзархате, в ведении которого находились рассеянные по Европе приходы.

Еще митрополит Евлогий понимал необходимость миссии среди французов. Уже в 1920-х гг. в одном из приходов языком литургии становится французский. В числе тогда еще «евлогианского» клира появляются священнослужители иностранного происхождения, многие из которых последовали в юрисдикцию Московского Патриархата. В числе патриарших приходов в 1930-е гг. в результате миссионерской деятельности православного Братства св. Фотия появляются французские приходы западного обряда.

Осуществление православной миссии в 1950-х гг. могло способствовать адаптации Русской православной церкви, росту числа прихожан, а также появлению новых кадров духовенства. На этом настаивал известный богослов Парижской школы, ревностный сторонник Московского Патриархата, В.Н. Лосский, считавший, что направленность Экзархата должна стать миссионерской. Владыка Николай, тем не менее, не был сторонником работы с французами. При Экзархате работали богословские курсы, слушателями которых были и иностранцы, но число их было очень незначительным. Лишь некоторые приходы использовали французский как второй язык богослужения. Отсутствие внимания к французам и скудное финансирование приводили к тому, что священники французского происхождения уходили в другие юрисдикции, либо прекращали служение вообще. Иллюстрацией также может служить судьба последнего французского прихода западного обряда в составе

Экзархата - он перестал существовать сразу после смерти его основателя архимандрита Дионисия (Шамбо).

В противоположность Франции, в Великобритании, где Экзархату принадлежали всего два прихода, благодаря активной миссионерской позиции настоятеля лондонского прихода, будущего митрополита Антония, к концу 1950-х гг. численность прихожан одного только лондонского храма была равна численности всех прихожан Франции.

Тем не менее, вопрос укрепления позиций и статуса Патриаршей церкви оставался насущной проблемой. В 1950-х гг. Московский Патриархат, будучи фактически в статусе нежелательной Церкви во Франции, принимает решение о внесении изменений в руководство Экзархатом: речь шла о новых рукоположениях и назначении викариев Патриаршего экзарха. В итоге, систему управления Экзархатом к концу 1950-х гг. удалось преобразовать. Главой Экзархата по-прежнему являлся Патриарший экзарх, в управлении делами ему помогали отныне два его викария (епископ Сергиевский Антоний в Великобритании и с 1959 г. епископ Волоколамский Василий, также проживавший в Англии, но ведавший делами Франции). Все вопросы Экзархата решались экзархом и викариями совместно с Советом при Экзархате. Совершенствование административного устройства Экзархата способствовало укреплению позиций Русской православной церкви за рубежом, а также повышало ее авторитет в условиях соседства с другими православными церквами.

В третьей главе «Корсунская и Сурожская епархии как канонические территории Московского Патриархата в Западной Европе: завершение процесса становления» рассмотрен период от образования Корсунской и Сурожской епархий до окончательного их становления как административных единиц Русской православной церкви в Западной Европе.

Для Западноевропейского Экзархата 1960 г. начался с важного события: указом Святейшего Патриарха Алексия была образована Корсунская епархия во Франции, в сан митрополита Корсунского возведен архиепископ Клишисский Николай, он же оставался главой Западноевропейского Экзархата.

В апреле 1960 г. скончался митрополит Брюссельский и Бельгийский Александр (Немоловский), поэтому было принято решение о переводе епископа Волоколамского Василия в Бельгию, поскольку ему сложно было выполнять обязанности викария экзарха по причине отказа в визе на проживание во Франции. На вакантное место викария экзарха был назначен епископ Медонский Алексий (Ван дер Менсбрюгге), вторым викарием, по-прежнему, оставался архиепископ Сергиевский Антоний. А уже 1962 г. архиепископ Антоний возглавил вновь образованную на Британских островах Сурожскую епархию.

В январе 1963 г. митрополит Корсунский Николай уходит на покой, передав руководство Экзархатом архиепископу Сурожскому Антонию. Утверждение архиепископа Антония в должности экзарха с возведением в сан митрополита состоялось в январе 1966 г. Таким образом, сложилась ситуация, когда управление Экзархатом, а также

двумя епархиями (Корсунской и Сурожской), было возложено на одного архиерея - митрополита Сурожского Антония. Такое положение дел юридически существовало до 1968 г., когда епископ Петр возглавит Корсунскую епархию, а фактически - до оставления митрополитом Антонием должности экзарха в 1974 г.

В годы своего служения во Франции митрополит Антоний пытался изменить направленность французской епархии, и начать работу среди французов. Однако, верная политике управления митрополита Николая консервативная французская епархия, не встретила подобных воззрений митрополита Антония с энтузиазмом.

Сам Антоний понимал, что консерватизм прихожан, а также невозможность его переезда во Францию, создают ощутимое препятствие реформирования французской епархии. Поэтому он неоднократно просил освободить его от должности Экзарха под предлогом ухудшившегося здоровья. При этом митрополит Антоний подготовил себе замену: Владыка писал Святейшему Патриарху Алексию с просьбой хиротонисать во епископа Корсунского архимандрита Петра (Л'Юилье). Эта хиротония состоялась 1968 г., освещали это событие такие крупными французские издания, как «Ле Монд» и «Фигаро». Возведение француза во епископы было тонким политическим моментом, поскольку этот факт значительно повлиял на рост авторитета Русской православной церкви в глазах французов, особенно с учетом роста числа русских во Франции в результате третьей волны эмиграции. С точки зрения церковного управления, епископ Петр оставался в тени митрополита Антония, который задавал тон в делах Экзархата и епархии. Корсунская и Сурожская епархии Московского Патриархата занимают свое место на конфессиональном поле Франции и Великобритании.

21 февраля 1974 г. митрополит Антоний в очередной раз просит Патриарха освободить его от должности экзарха, «с оставлением его правящим архиереем Сурожской митрополии». На это раз его просьба была удовлетворена, и уже в апреле 1974 г. он оставляет должность Патриаршего экзарха в Западной Европе, оставаясь правящим архиереем в Великобритании. Так происходит окончательное становление Корсунской и Сурожской епархий Московского Патриархата. Корсунская кафедра, вакантная на протяжении нескольких лет, обрела правящего архиерея. Митрополит же Антоний остался во главе Сурожской епархии, не совмещая служение с руководством Экзархата. Несомненно, митрополит сыграл важную роль в становлении обеих епархий.

В четвертой главе «Межцерковные связи епархий Московского Патриархата в Великобритании и Франции» дана оценка отношениям епархий Русской православной церкви во Франции и Великобритании с другими церквами. Корсунская епархия не имела связей с Ватиканом, традиционной канонической территорией которого была Франция, и все внешние связи епархии возникали только тогда, когда появлялась надежда на прекращение вражды и воссоединение Русской православной церкви, поэтому работа велась в отношении отошедших от Московского Патриархата церквей -Православной церкви Франции, Русского Экзархата Константинопольского Патриархата. В Великобритании Сурожская епархия активно взаимодействовала с Англиканской церковью, целью этого взаимодействия было построение православно-англиканского диалога.

История Французской православной церкви восходит к появлению в 1930-х гг. в лоне Московского Патриархата приходов западного обряда. В результате миссионерской деятельности Братства святого Фотия к православию пришла так называемая Католико-евангелическая церковь Иринея Виннарта, которая образовала несколько приходов в числе общин Московского Патриархата. Основное отличие приходов западного обряда во Франции заключалось в том, что, будучи православными, они использовали в богослужении Галликанский литургический обряд, который практиковался в Галин в IV-VIII веках до замены его на римский при Карле Великом.

Архимандрит Ириней видел будущее своей Церкви в качестве автономии от Русской православной церкви. Руководствуясь этой идеей об Автономной Церкви, протоиерей Евграф Ковалевский, настоятель прихода святого Иринея, в 1953 г., когда встал вопрос о назначении викарного епископа во Франции, воспринял сложившуюся ситуацию как шанс получить посвящение в архиерейское достоинство для руководства православными приходами Франции. После назначения викарием епископа Николая Ковалевский

покидает юрисдикцию Московского Патриархата, уведя за собой большинство приходов западного обряда и Богословский институт св. Дионисия. В мае 1953 г. «Французская православная церковь» отправляет письмо на имя Александрийского Патриарха Христофора с просьбой о принятии Французской церкви под его омофор. Патриарх Христофор остался равнодушен к просьбе Ковалевского и его последователей. Французская церковь в итоге вошла в состав Русского Экзархата Константинопольского Патриархата в Западной Европе, юрисдикцию которого она также скоро покинула.

Ковалевский не оставлял идеи о епископстве и об автономии, но в то же время осознавал шаткость позиций своей церкви, не имеющей ни апостольского преемства, ни даже связей с православными церквами. Тогда он снова обращается к Русской православной церкви в 1958 г., выдвигая обязательным условием воссоединения, собственную епископскую хиротонию и предоставление автономии Французской церкви. Вопрос о Французской церкви обсуждался на Совете при Экзархате, где было вынесено положительное решение о возвращении приходов западного обряда в лоно Матери-церкви, условие же об автономии было отклонено. Но, возвращение Ковалевского не состоялось, так как у «карловчан» ему была обещана автономия. Ждать ее пришлось несколько лет, и в итоге 11 ноября 1964 г., Евграф Ковалевский был рукоположен архиепископом Иоанном (Максимовичем) во епископа Сен-Денийского с именем Иоанн. Французская церковь входит в юрисдикцию Зарубежной церкви и именуется «Католической Православной церковью Франции». Однако Сен-Денийская епископская кафедра недолго просуществует в составе Зарубежной церкви: После смерти архиепископа Иоанна епископ Иоанн Сен-Денийский по причине недостаточной автономии уходит в октябре 1966г. Из юрисдикции Русской православной церкви заграницей.

Новая попытка сближения с каноническим Православием была предпринята уже после смерти епископа Иоанна Сен-Денийского, итогом стала состоявшаяся в 1972 г. в Париже епископская хиротония нового главы Православно-католической церкви Франции архимандрита Германа (Арди), совершили хиротонию три архиерея Румынской православной церкви. Православно-католическая церковь Франции получила от Румынского Патриархата статус автономии. Все связи с Русской православной церковью были окончательно потеряны. Существование Православно -католической церкви Франции в качестве автономии в составе Румынской православной церкви продлится до 1993 г. После выхода из юрисдикции Румынского Патриархата церковь Евграфа Ковалевского продолжит свое существование вне связи с другими Православными церквами. Православие в Европе, тем временем, укрепляло свои позиции.

Русский Экзархат Вселенского Патриархата, или так называемые «владимировцы» имели храмы во многих странах Западной Европы. Центром же являлась Франция, где число приходов Экзархата сильно превосходило число приходов Московского Патриархата. Паства константинопольской юрисдикции была наиболее многочисленной среди православных церквей во Франции. Административное устройство и социальная деятельность Французской епархии Экзархата Константинопольского Патриархата были хорошо организованы, отчасти, благодаря финансовой помощи от международных организаций. Экзархат принимал активное участие в экуменическом движении, богословы из Свято-Сергиевского института, находящегося в юрисдикции «владимировцев», регулярно выступали на экуменических конференциях. С середины 1950-х гг., в связи с ухудшением здоровья митрополита Владимира, в православной Европе стали обсуждать возможную кандидатуру будущего экзарха. Особенно острым этот вопрос становился в свете непримиримой вражды между викариями экзарха.

«Владимировские» круги в эти годы разделились на три группировки. Первая - вокруг епископа Сильвестра, настроенная крайне враждебно к Московскому Патриархату, вторая группировка во главе с епископом Мефодием держала себя нейтрально; третья, сложившаяся в Свято-Сергиевском Подворье во главе с епископом Кассианом, относилась к Московскому Патриархату нейтрально, но выступала за примат Вселенского Престола. Полагали, что после смерти митрополита Владимира в Экзархате произойдет раскол, и в сложившихся условиях будет велика вероятность возвращения наиболее лояльных групп в лоно Матери-Церкви.

В декабре 1959 г. митрополит Владимир умирает. Митрополит Корсунский и его викарии пишут Патриарху Константинопольскому Афинагору а также «владимировским» иерархам о необходимости воссоединения. В случае успешного исхода в данном деле, Московский Патриархат не только бы восстановил церковный мир, но и занял бы ведущие позиции в православной жизни Франции, однако, несмотря на все усилия, ответа от «владимировцев» не последовало.

Вселенский Престол медлил с принятием решения. Лишь в 1965 г. Патриархом Афинагором был положен конец каноническому существованию Русского Экзархата в Западной Европе. Патриарх благословил воссоединение Экзархата с Матерью-Церковью. Однако, Экзархат не последовал отеческим указаниям Патриарха и избрал путь самочинности, объявив себя независимым, в очередной раз отступив от канона. В статусе независимой церкви бывший Экзархат Вселенского Патриархата просуществует до 1971 г., когда вновь войдет в юрисдикцию Константинополя преобразованным в Архиепископию православных русских церквей в Западной Европе.

Большое место в главе уделяется православно-англиканским отношениям, начало которым было положено еще в середине XIX века образованием Англикано-восгочно-православного союза, и затем созданной в 1916 на его

основе Ассоциацией Англиканской и Восточных православных церквей, основной целью обе организации видели повышение обоюдных знаний и установление дружеских отношений между православными и англиканами. В 1920-х гг. в Великобритании появляются первые кружки Русского студенческого христианского движения (РСХД), выдвигавших идею создания англикано-православного молодежного общества. Эта инициатива была поддержана Ассоциацией Англиканской и Восточных православных церквей, и в 1928 г. начинает свою работу Содружество св. Албания и преп. Сергия Радонежского. В деятельности Содружества принимали участие такие видные церковные деятели как митрополит Евлогий, епископ Чарльз Гор, епископ Вальтер Фрир, протоиерей Георгий Флоровский, епископ Кассиан (Безобразов), протоиерей Сергий Булгаков и др.

Официальные отношения между Англиканской и Русской православной церквами начинают складываться в 1943 г., когда по приглашению Московской Патриархии Москву посетила делегация от Англиканской церкви во главе с архиепископом Йоркским Сириллом Гарбетгом, а в 1945 г. последовал ответный визит. С этих пор устанавливается дружественная переписка между предстоятелями двух Церквей.

В 1948 г. начинает свою деятельность в Содружестве св. Албания и преп. Сергия молодой иеромонах Антоний (Блум), впоследствии митрополит Сурожский. К 1950 г., когда иеромонах Антоний получил назначение на лондонский приход, за его плечами было более 200 лекций, посвященных идее сближения Церквей, прочитанных им в стенах Содружества.

Работа в Содружестве святого Албания и преподобного Сергия Радонежского и участие еще в юношеские годы в деятельности РСХД отразились на взглядах будущего митрополита Сурожского Антония. На начальном этапе своего служения в Великобритании он ставит своей целью сближение англикан с православными; устанавливает общение с

англиканскими священниками и епископами, в том числе, с архиепископом Кентерберийским.

В Англии не менее, чем во Франции, ощущалось присутствие Вселенского Престола: Фиатирская архиепископия была очень сильна; присутствовали и сербы, и румыны, также «карловчане», и «владимировцы», которые превосходили Московский Патриархат в Англии по численности приходов. Митрополит Антоний это осознавал, также понимая, что Московский Патриархат за рубежом так или иначе считается «красной» церковь, к которой относятся с опасением. Тем не менее, это не остановило его проповеднической деятельности. Уже в середине 50-х Владыка Антоной стал центральной фигурой православия в Англии. Он выбрал для своего пастырского служения путь, отличный от пути других священнослужителей Русской православной церкви в Европе: богослужения велись как на русском, так и на английском языке, а в проповедях звучала идея открытости Церкви для всех. Впоследствии он вспоминал: «Я рассматривал нашу роль на Западе как миссионерскую. Не в том смысле, что я думал об обращении всех англикан в православную веру. Мы должны были дать людям знание о Православии, любовь к Православию, и должны передать верующим различных вероисповеданий те частицы, осколки православной истины, которые они сейчас могут впитать, понять и пережить»15. В итоге Лондонский приход стал многонациональным. Многие бывшие англикане приняли православие благодаря проповедям митрополита Антония. За Сурожской епархией закрепился статус миссионерской.

Деятельность митрополита Антония «встряхнула» религиозную жизнь Великобритании. Нынешний архиепископ Кентерберийский Роуан Уильяме отводит митрополиту Антонию важнейшую роль в истории Церкви

15 Митрополит Сурожский Антоний. Быть православным в Англии // О слышании и делании. М., 1999. С. 285.

Великобритании его времени: «Митрополит Антоний Сурожский привлек многих людей в Православную церковь в качестве новообращенных. Однако многие из нас, кто остался в своих Церквях, ощущали, что он говорил о вещах, которые исключительно много значат для всех нас»16.

Об особой роли митрополита Антония Сурожского в истории Церкви в Великобритании говорит также тот факт, что его заслуги были отмечены не только православными: в 1973 г. ему было присвоено звание почетного доктора наук Абердинского университета, в 1996 г. - Кембриджского университета.

Митрополиту Сурожскому Антонию удалось укрепить положение Русской православной церкви в Великобритании, а в его проповеднической деятельности воплотилась идея сближения англикан и православных, что сыграло немалую роль в становлении официальных православно-англиканских отношений.

В заключении приведены основные выводы диссертационного исследования.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

Статья в издании, рекомендованном ВАК:

1. Шабанова Н.Ю. Православная католическая церковь Франции: история и современность // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011.№.3 -4.-0,5 п.л.

В других изданиях:

2. Шабанова Н.Ю. Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата в 1945-1960 гг. М.: Макс Пресс, 2012. — 1,7 п.л.

16 Poyan Уильяме, архиепископ Кентерберийский. Пастырь, который научил меня молиться // http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_3532000/3532248.stm>

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

СТАНОВЛЕНИЕ ЕПАРХИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И

ФРАНЦИИ

Шабанова Наталья Юрьевна

Научный руководитель: Васильева Ольга Юрьевна,

доктор исторических наук, профессор

Изготовление оригинал-макета Шабанова Н.Ю.

Подписано в печать_2012. Тираж 80 экз.

Усл. п.л.

Отпечатано ОПМТ РАНХиГС. Заказ № 119606, Москва, проспект Вернадского, 84

 

Текст диссертации на тему "Становление епархий Русской православной церкви Московского Патриархата в Великобритании и Франции"

61 12-9/305

зФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«российская академия народного хозяйства и

государственной службы при президенте российской федерации»

Международный институт государственной службы и управления Кафедра государственно-конфессиональных отношений

На правах рукописи

ШАБАНОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА

СТАНОВЛЕНИЕ ЕПАРХИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И

ФРАНЦИИ

09.00.14 - Философия религии и религиоведение

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

философских наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Васильева О.Ю.

<п

Москва - 2012

Оглавление

С.

Введение............................................. 3

Глава I. Положение Русской православной церкви в Западной

Европе в 1920-1945 гг.................................. 13

Глава II. Институты Московского Патриархата в

Великобритании и Франции после Второй мировой войны..... 26

Глава III. Корсунская и Сурожская епархии как канонические территории Московского Патриархата в Великобритании и

Франции: завершение процесса становления................ 57

Глава IV. Межцерковные связи епархий Московского

Патриархата в Великобритании и Франции................. 64

Заключение.......................................... 104

Список использованных источников и

литературы.......................................... 107

Введение

Актуальность исследования

Русская православная церковь, ее влияние на развитие общества, взаимодействие с государством, отношения с иными конфессиями -эти и другие вопросы долгое время оставались за рамками отечественных исследований. Однако сегодня наша страна, будучи многоконфессиональной, переживает период, характеризующийся изменением идеологических ориентиров, общественных идеалов и ценностей. Данный процесс возрождает интерес к мировым религиям, к мировому духовному наследию, и, в частности, к Русской православной церкви, что способствует пониманию многих аспектов существования современного поликонфессионального мира. В настоящее время в российской науке происходит отход от преобладавших прежде стереотипов, становление новых представлений о религии и Церкви, их роли и месте в общественной жизни, национальном самосознании, духовной культуре народов. За религиозными учениями признается роль носителей и хранителей общечеловеческих, нравственных ценностей. Иными словами, идет складывание новой научной проблематики, связанной с духовной жизнью общества и функционированием церковных институтов.

После окончания Второй мировой войны определились границы влияния Русской православной церкви Московского Патриархата в Европе. Во Франции, где находилось большее число приходов Московского Патриархата, был образован Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви с центром в Париже, который в то же время являлся духовным центром русской эмиграции. В состав Экзархата вошли также приходы в Великобритании. Среди всех православных церквей, находящихся в то время на территории Западной Европы, положение Церкви

Московского Патриархата было наиболее сложным в силу политической обстановки в мире, поскольку даже в священнослужителях руководимой из Москвы Церкви видели коммунистическую угрозу. Помимо прочего, Московский Патриархат имел многочисленных недоброжелателей в политических и религиозных кругах.

Несмотря на непростые условия, Московский Патриархат не только сумел сохранить позиции в Европе, но и расширить сферу своего влияния и занять положение, соответствующее статусу Патриаршей Церкви. При этом система административного устройства Церкви с годами преобразовалась: от небольшого по численности приходов Экзархата до образования епархий, Сурожской в Великобритании и Корсунской - во Франции, которые существуют по сей день.

Объектом данного исследования является роль и место Русской православной церкви Московского Патриархата в духовной жизни Великобритании и Франции.

Предмет исследования - Русская православная церковь, оказавшаяся на чужой канонической территории, а также влияние условий, в которых оказалась Церковь на формы, направления и методы ее работы в процессе становления и развития церковных структур в Великобритании и Франции.

Цель исследования - комплексный анализ становления административного устройства Русской православной церкви в Великобритании и Франции, а также процессов ее адаптации вне пределов собственной канонической территории.

В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:

- анализ основных этапов становления структур Русской православной церкви во Франции и Великобритании;

- определение места Русской православной церкви Московского Патриархата в православной среде Великобритании и Франции;

- анализ миссионерской и просветительской деятельности Русской православной церкви в Великобритании и Франции;

- определение направленности и динамики межцерковных

отношений:

- выявление путей адаптации Русской православной церкви к изменяющимся условиям;

-выявление роли личностного фактора, в том числе роль митрополита Сурожского Антония, в процессе становления епархий Московского Патриархата в Великобритании и Франции.

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин. В

первую, очередь это проблема сосуществования епархий

Московского Патриархата с другими Церквами на европейском

пространстве; разработка этой проблемы позволяет дать ответы на

вопросы: 1) как Московскому Патриархату удалось сохранить свои

позиции в Западной Европе в условиях не всегда положительного

отношения к ней со стороны политических институтов и других

христианских конфессий; 2) каковы причины и условия

становления епархий Московского Патриархата в Великобритании и Франции.

Изучение данного аспекта представляется весьма важным,

особенно при условии того, что Русская православная церковь в

современной духовной жизни Европы, где сохраняется значительная

православная диаспора, играет важную роль. Изучение процесса

становления институтов Православной Церкви в Западной Европе

позволяет расширить представления о духовной и социо-культурной

жизни русской эмиграции, а также духовной жизни Западной Европы вцелом.

с

Хронологические рамки исследования охватывают период 1945 г. до начала 1970-х гг. Отправная точка исследования -события в истории русского православия, когда окончательно определились сферы влияния Московского Патриархата и других Православных Церквей в Европе, когда был образован Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата, административный центр Русской православной церкви в Европе. Верхняя дата исследования относится к завершению становления Корсунской и Сурожской епархий Московского Патриархата, и оформлению, таким образом, нового административного устройства Русской православной церкви на территории Западной Европы.

В первой главе дан краткий обзор истории Русской православной церкви в 1917-1945 гг., так как без представления об этом периоде истории Церкви было бы затруднено понимание многих процессов, происходящих в период 1945-1970-х гг.

Многоплановость выбранной темы потребовала привлечения источников исторического содержания.

В основу исследования положены принципы объективности и историзма. Методологическую основу исследования составили методы аналогии, компаративного анализа, метод системно-структурного анализа, а также структурно-функциональный метод.

Научная новизна диссертационной работы, состоит в том, что впервые в отечественном и зарубежном религиоведении уделено внимание сложным проблемам становления структур Русской православной церкви Московского Патриархата в Великобритании и Франции. В работе анализируются факторы, способствовавшие укреплению позиций Русской православной церкви, и приведшие к формированию епархий в Великобритании и Франции, то есть к расширению канонической территории Церкви; дана оценка

взаимоотношениям епархий Московского Патриархата с другими христианскими конфессиями. В данной работе впервые в отечественной науке освещен вопрос становления Французской епархии Московского Патриархата.

Степень изученности проблемы не соответствует ее актуальности.

Общие философские и методологические проблемы исследования религии получили разработку в трудах В. И. Гараджи, И. Н. Яблокова, Д. М. Угриновича, Ю. А. Кимелева, Е. И. Аринина1 и др. В этих работах были заложены основы методологических и социально-философских аспектов представлений о сущности религии, а также конкретно-исторических проявлений этого феномена.

Отдельные аспекты изучаемой проблемы освещены отечественной и зарубежной исторической литературе. Однако в настоящее время в религиоведении все еще нет обобщающего исследования становления и развития русского православия в Великобритании и Франции.

В 1990-начале 2000-х гг. выходят монографии, охватывающие длительный период в истории Русской православной церкви, однако вопрос становления и развития церковных структур Московского Патриархата в Великобритании и Франции остается за рамками данных исследований (М.В. Шкаровский «История русской церковной эмиграции»2, В. Цыпин «История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды»3, Поспеловский Д.В.

в

См.: Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995; Яблоков И.Н Основы религиоведения. М„ 2000; Он же. Религия в системе культуры М 1994-Угринови Д М. Введение в религиоведение. М., 1985; Кимелев Ю.А. Философия религии. М„ 1998; Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск, 1998.

^ Шкаровский, М.В. История русской церковной эмиграции. СПб 2009

Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви-Синодальный и новейший периоды. М., 2010.

«Русская православная церковь в XX веке»1, В. Мосс «Православная церковь на перепутье (1917-1999)»2).

Вопросы истории русской эмиграции и деятельности Русского студенческого христианского движения рассмотрены в работах A.JL Гуревича (в монографиях: «История деятельности Русского студенческого христианского движения: 1923-1939 гг.»3 и «История издательства "YMCA - Press"»4, а также в статьях: «Проблемы внутреннего диалога в РСХД в 30-е гг. XX в.»5, «Четыре волны русской эмиграции и их отношение к Православию»6).

Отношения Русской православной церкви с институтами экуменического движения и формирование экуменических взглядов в русской общественной мысли рассмотрены в работах В.А. Ливцова (в монографии «Формирование идеи объединения церквей в русской общественной мысли XIX - XX вв.»7 и в статье «Русская православная церковь и Всемирный совет церквей: экуменизм или автаркия»8).

Наибольшее освещение получила деятельность и духовное наследие митрополита Сурожского Антония, значительная часть работ увидела свет после его кончины в 2003 г. Можно выделить три направления этих работ: биографические (А.Н. Зайцев «Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь, творчество, миссия»9),

1 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке.М., 1995.

2 Мосс В. Православная церковь на перепутье (1917-1999). СПб., 2001.

Гуревич А.Л. История деятельности Русского студенческого христианского движения- 19231939 гг. М., 2003.

4 Он же. История издательства "YMCA - Press". М.,2004.

5 Он же. Проблемы внутреннего диалога в РСХД в 30-е гг. XX в. // Вера и диалог - общение: проблемы диалога в церкви. Материалы Международной научно -богословской конференции, 24-26 сентября 2003 г. М., 2004. С. 170-174.

Он же. Четыре волны русской эмиграции и их отношение к Православию // Альфа и Омега. 2003. «N21. С.357-364.

7

Ливцов В.А. Формирование идеи объединения церквей в русской общественной мысли XIX -XX вв. М., 2003.

Ливцов В.А. Русская православная церковь и Всемирный совет церквей: экуменизм или автаркия // Россия между Западом и Востоком. М., 1999. С. 118-122.

Зайцев А.Н. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь, творчество, миссия. М., 2009.

воспоминания о митрополите Антонии (статья Дж. Кроу «Православие в жизни: делание митрополита Антония священника и епископа в лондонском Соборе, включая личные воспоминания»1, вышедшая в сборнике материалов конференции «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», статья протоиерея Владимира Тимакова «Встречи с митрополитом Сурожским Антонием» 2 ); и труды, посвященные богословскому наследию митрополита Антония (статья протоиерея Стефана Хедли «Митрополит Антоний: проповедь евангельской простоты» 3 в сборнике материалов конференции «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», статьи И. Макарова «Митрополит Сурожский Антоний о значении православного пастыря»4, Е.М. Величко «Антоний митрополит Сурожский»5 и др.). ДР-)-

В зарубежной историографии также существуют работы, затрагивающие вопросы, рассматриваемые в данном исследовании. Например, работа историка С. Бенага «Англичанин при дворе царя. Духовное путешествие Чарльза Сиднея Гиббса» (Benagh С. An Englishman in the Court of the Tsar. The spiritual Journey of Charles Sydney Gibbes6), посвященная личности Чарльза Гиббса, будущего архимандрита Николая, служившего преподавателем английского языка для детей последнего русского императора, принявшего в

1 КроуДж. Православие в жизни: делание митрополита Антония священника и епископа в лондонском Соборе, включая личные воспоминания // Духовное наследие митрополита Антония сТнш™' материалы ПеРВ0Й Международной конференции, 28-30 сентября 2007 г. М„ 2008.

\таш. C.2ÎZT2 пр0т0шрей- ВсТреЧИ с -трополитом Сурожским Антонием // Альфа и Омега.

ъ Хедли Стефан, протоиерей. Митрополит Антоний: проповедь евангельской простоты // Духовное наследие митрополита Антония Сурожского: материалы Первой Международной

конференции, 28-30 сентября 2007 г. М„ 2008. С.31-48

200Г№ЗвСЯ3-^ИТР°ПОЛИТ СУР°ЖСКИЙ АНТ0НИЙ ° Значении православного пастыря // София. ^Величко Е.М. Антоний митрополит Сурожский // Дельфис. 1993 №2 С 20 24

в1Т<?«а1Г£аГ200?е ^ *"" ^ ^ ^^ °f

последствии православие и основавшего первый православный храм в Оксфорде.

В 2005 г. в Лондоне вышла книга английской журналистки Джиллиан Кроу, прихожанки лондонского храма «Святой человек. Впечатления о митрополите Антонии» («This holy man. Impressions of Metropolitan Anthony» 1 ). Книга посвящена воспоминаниям об архиерее, беседам с ним, содержанию его проповедей и определению роли митрополита Антония в духовной жизни Великобритании.

Проблема взаимоотношений Русской православной церкви и Русского Экзархата Вселенского Патриархата во Франции затронута в многочисленных статьях деятелей Экзархата в периодическом издании Русского студенческого христианского движения «Вестник РСХД»2. Вопрос становления Британской епархии затронут в работах одного из виднейших деятелей русской эмиграции в Англии, основателя Содружества св. Албания и преподобного Сергия Радонежского Н.М. Зёрнова3.

Положения, выносимые на защиту:

- Положение Русской православной церкви в Западной Европе менялось в течение обозначенного периода. Московский Патриархат, присутствие которого в Западной Европе изначально не вызывало одобрения со стороны властных структур, Римской церкви и некоторых православных, к началу 1970-х гг. укрепил свои позиции, что в частности выразилось в образовании в Западной Европе епархий Московского Патриархата.

l2 Crow G. This holy man. Impressions of Metropolitan Anthony. L 2005

РГ*лТов?7 3ТллРпЛ'л, УГСТИе ПраВОСЛавных в экуменической жизни // Вестник РСХД: 1967 №86: С.26 38; ** ° Пр™ ** "

\*Z2VHMZr0VaМ The FellowshiP of St- Alban a»d St. Sergius. A historical memoir. Oxford. 1979-эернов Н.М. Вселенская церковь и русское православие. Париж, 1952.

Миссионерская направленность православия Московского Патриархата в Великобритании, способствовала тому, что Сурожская епархия с первых дней своего существования заняла прочное место на конфессиональном поле Великобритании, в то время как Французская епархия сторонилась миссионерской инициативы.

Миссионерская направленность Сурожской епархии Московского Патриархата повысила авторитет Русской православной церкви, которая заняла одну из ведущих позиций в религиозной жизни Великобритании. Деятельность правящего архиерея Сурожской епархии, митрополита Антония, способствовала укреплению официальных отношений Русской православной церкви с Англиканской церковью.

Отдельные аспекты исследования были представлены на научно-методических заседаниях кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и использованы при чтении лекций на историческом факультете Государственного академического университета гуманитарных наук.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.