автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Становление и развитие отечественных аудиовербальных средств массовых коммуникаций

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Беспалова, Алла Григорьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Становление и развитие отечественных аудиовербальных средств массовых коммуникаций'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие отечественных аудиовербальных средств массовых коммуникаций"

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специализированный совет К 063.52.05. по филологическим наукам

На правах рукописи

БЕСПАЛОВА Алла Григорьевна

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АУДИОВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Специальность 10.01.10 - Журналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ростов-на-Дону 1993

Работа выполнена на кафедре истории журналистики Ростовского государственного университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор Е. ¿.КОРНИЛОВ Официальные оппоненты - доктор филологических наук

А.И.АКОПОВ

кандидат филологических наук И.Н.ТХАГУШЕВ Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный

университет

Автореферат разослан " " 1993 г.

/ /

Защита диссертации состоится " " 1993 года в

часов на заседании Специализированного совета К 063.52.05 при Ростовском государственном университете по адресу: Ростов-на-Дону, Пушкинская, 150.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского госуниверситета.

Ученый секретарь

Специализированного совета, .

кандидат филологических наук S&G^irе.а. ПОКРОВСКАЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях активного обновления всех сфер жизни - утверждения новых отношений в экономике, преобразования социальных структур, раскрепощения духовной жизни людей, функции и роль отечественной журналистики в обществе значительно изменяются. Увеличивающаяся сложность и многообразие социальных процессов требуют, чтобы и содержание, и формы ее наиболее полно отвечали разнообразным запросам людей.

Углубляющаяся дифференциация социальных интересов вызывает у различных групп населения потребность в специализированной информации, что стимулирует процесс профилирования изданий и программ. К числу ярко выраженных специализированных компонентов системы журналистики относятся аудиовербаль-ные средства массовых коммуникаций1. К 1991 году в нашей стране выходили следующие журналы, содержащие1 звуковой компонент: "Кругозор", "Колобок", "Клуб и художественная самодеятельность", "Русский язык за рубежом", "Русский язык в национальной школе". Этот не очень многочисленный, но имеющий почти тридцатилетнюю историю и в определенном аспекте уникальный отряд журналистики до настоящего времени оставался за пределами сферы внимания отечественной науки.

' Аудиовербальные (от лат. аи&ге - слушать, уегЬа1ю - словесный, речевой) средства массовых коммуникаций - это такие средства массовых коммуникаций, которые содержат в своей структуре печатную информацию и звуковой ряд. Более частными по отношению к предлагаемому термину являются определения "звуковой журнал", "журнал со звуковым приложением" и др.

Изучение аудиовербальных средств массовых коммуникаций представляется актуальным в первую очередь в свете тенденции к постоянному взаимовлиянию различных компонентов журналистики. По оценкам ученых интеграционные процессы будут расширяться и углубляться, что ставит перед исследователями новые масштабные задачи. Освоение опыта аудиовербальных средств массовых коммуникаций, в основе создания которых лежит интегра-тивный принцип, значительно расширяет сложившиеся представления о путях, формах и возможностях взаимодействия различных отрядов журналистики.

Анализ деятельности аудиовербальных средств массовых коммуникаций, существующих на стыке печати, радиовещания и фонографии, особенно отчетливо выявляет как общие, так и специфические черты этих трех слагаемых, позволяет раскрыть их максимальные точки сближения и принципиальные отличия. Большой интерес представляет также профессиональная практика журналистов, работающих в звуковых журналах. Обладание наряду с печатным словом таким мощным изобразительным средством, как звуковой ряд, неизмеримо расширяет творческие возможности редакций, открывает новые горизонты для публицистики.

Состояние научной разработки темы. Поскольку аудиовербаль-ные средства массовых коммуникаций не рассматривались исследователями в качестве отдельного, специфического отряда журналистики, история, теория и практика их функционирования представляет собой малоизученную область. Долгое время единственной работой на русском языке; в которой звуковые журналы были выделены в отдельную группу и отнесены к зачаткам типолощческой интеграции разнотипных средств массовой инфор-

мации, оставалась монография болгарского ученого Д. Георгиева.1 В трудах отечественных исследователей журналистики даже упоминание об аудиовербальных средствах массовых коммуникаций встречается крайне редко.

В то же время в периодической печати б(Р70-х годов были опубликованы десятки статей о звуковых журналах: обзоры одного или нескольких номеров, отклики на отдельные выступления, размышления о рубриках, тематике, перспективах развития и т.д.2 При несомненной фактологической ценности, для научного исследования все эти публикации могут иметь лишь вспомогательное значение, так как они носят информационно-публицистический характер, а содержащиеся в них оценки и выводы не всегда глубоки и досточно аргументированы.

Существенную роль в изучении особенностей функционирования звуковых журналов сыграла книга Г.М. Шерговой "Эхо слова. Записки о звучащей публицистике"3, в которой одна из глав посвящена воспоминаниям о работе автора в "Кругозоре". Хотя книга рассчитана на массового читателя и имеет мемуарно-публицисти-ческую направленность, в ней содержатся важные для научного анализа сведения о специфике профессиональной деятельности журналиста в "озвученных" изданиях.

1 Георгиев Д. Режиссура газеты. М., 1979. С. 174-175.

2 Велтистов Е. Уроки "Кругозора" // Журналист. 1974. N 12; Коринец Ю. Оживает сказка в "Колобке" // Учительская газета. 1977. 20 июня; Малков Е. Ваш спортивный "Кругозор" // Советский спорт. 1975. 9 февр.; Нилин А. Профиль идеального собеседника //Московский комсомолец. 1965. 6 янв.; Петров В. "Кругозор" совершенствуется // Советская культура. 1974. 6 сент.; Ревич В. Кругозор "Кругозора" // Журналист. 1967. N 8; ЭпштеЙн Э. Страницы открытий // Музыкальная жизнь. 1969. N 13 и др.

3 Шергова Г. М. Эхо слова. Записки о звучащей публицистике. М., 1986.

Комплексный характер исследования диктует необходимость обращения к трудам ученых, разрабатывающих общенаучные проблемы системного подхода, а также особенности его применения в изучении средств массовых коммуникаций. Сегодня уже имеется достаточно обширная литература, посвященная функционированию системы журналистики в целом и ее отдельных компонентов.1 Несмотря на то, что аудиовербальные средства массовых коммуникаций в этих работах не рассматриваются, достигнутый уровень исследований создает благоприятные предпосылки для их анализа с позиций системности и типологии.

Глубокое и всестороннее изучение вопросов типологии журналистики началось в нашей стране с 70-х годов. За прошедший период появился целый ряд научных работ, в которых были сформулированы основные подходы к типологическому исследованию журналистики как системы. Получили обоснование важнейшие категории и дефиниции, выявлены типообразующие (типоформирующие) факторы и типологические характеристики, иными словами, заложена прочная методологическая основа для дальнейшей разработки данного направления 2.

*Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. М., 1981; Журналистика в политической структуре общества М., 1975; Кондратов П.В. Система средств массовой информации и пропаганды: научные основы ее функционирования. Хабаровск, 1975; Прохоров Е.П. Введение в журналистику. М., 1988; Хелемендик B.C. Союз пера, мщаюфона и телекамеры. М., 1977 и др.

z Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск, 1985; Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестник Москов. ун-та. Сер. XI. Журналистика. 1973. N 3; Западов A.B., Соколова Е.П. Тип издания как научная проблема и практическое понятие // Там же. 1976, N 2; Корнилов Е.А. Типология периодической печати: основные понятия и категории / / Типология периодических изданий. Ростов-на-Дону, 1984; Корнилов Е.А., Акопов А.И. Типология в современной науке о печати (к постановке проблемы) // Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1979 и др.

В отечественной науке накоплен богатый опыт в изучении истории печати, радиовещания и (в меньшей степени) фонографии,1 что способствовало исследованию аудиовербальных средств массовых коммуникаций в процессе их становления и развития.

Научная новизна диссертации заключается в том, что это первый обобщающий труд, в котором всесторонне исследуются отечественные аудиовербальные средства массовых коммуникаций как специфический отряд системы журналистики, впервые введен в научный оборот и обоснован сам термин "аудиовербальные средства массовых коммуникаций".

В работе анализируются условия, уровни и формы взаимодействия печати, фонографии и радиовещания в процессе их исторического развития. Впервые рассматривается такой уровень интеграции между различными компонентами информационного комплекса, на котором появляются качественно новые, пограничные элементы системы журналистики.

Впервые прослеживаются основные этапы развития аудиовербальных средств массовых коммуникаций. Аргументирование аыде-лен и всесторонне охарактеризован тип звукового журнала. Автором выдвигается и обосновывается гипотеза о типообразующей роли такого фактора, как способ кодирования, передачи и восприятия информации. В диссертации исследуются профессиональные журналистские проблемы: особенности жанровых форм, способов подачи материалов, языково-стилистическая специфика аудиовербальных средств массовых коммуникаций.

1 См.,напр.: Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание: страницы истории. М., 1976; Жирков Г.В. Советская журналистика первых лет Советской власти (ноябрь 1917 г. - 1920 г.). Л., 1989; Звучащий мир: книга о звуковой документалистике. М., 1979; Основы радиожурналистики М., 1984идр.

В диссертации используются новые архивные и документальные материалы. В научный оборот вводится массив не изученного ранее фактического материала, который позволяет уточнить и дополнить понятие "журнал".

Главная цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа истории становления и развития, природы, имманентных качеств и специфических возможностей аудиовербальных средств массовых коммуникаций выработать научную концепцию их функционирования в системе отечественной журналистики, определить пути совершенствования с учетом перемен, происходящих в современном обществе, выявить тенденции дальнейшей эволюции.

Отсюда вытекают следующие задачи., стоящие перед диссертантом:

- изучить характер и формы взаимодействия печати, фонографии и радиовещания в процессе их исторического развития;

- определить предпосылки возникновения аудиовербальных средств массовых коммуникаций, этапы их вхождения в систему журналистики;

- обосновать гипотезу о том, что аудиовербальные средства массовых коммуникаций представляют собой закономерную и качественно новую ступень интеграции - синтез возможностей текстовой и звуковой информации;

- дать классификацию аудиовербальных средств массовых коммуникаций, определить их роль, место в системе отечественной журналистики, природные свойства;

- исследовать основные типоформирующие факторы и типологические характеристики звукового журнала;

- проанализировать характер влияния способа кодирования, передачи и восприятия информации на типологическую концепцию издания;

- выявить специфические формы деятельности журнала "Кругозор" по реализации своего назначения и выполнению секторальных задач;

- рассмотреть особенности профессиональной журналистской деятельности в аудиовербальных средствах массовых коммуникаций;

- определить тенденции развития типа звуковых журналов, аудиовербальных средств массовых коммуникаций в целом.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1964 (начало издания первого отечественного звукового журнала) по 1992 год., который стал переломным для аудиовербальных средств массовых коммуникаций: одни начали выходить без звукового приложения, другие перешли на новый звуконоситель - с грампластинок на компакт-кассеты. Существенная трансформация произошла также в аудиторной направленности; предметно-тематическом комплексе и других важнейших характеристиках. В связи с резким удорожанием значительно упали тиражи изданий. Все это в совокупности свидетельствует о • начале качественно нового этапа в развитии аудиовербальных средств массовых коммуникаций.

Комплексный характер исследования требует ретроспективного анализа истоков и предпосылок формирования звуковых журналов. В связи с этим закономерно обращение автора диссертации к этапу от зарождения фонографии в России в конце XIX века до появления отдельных непериодических выпусков изданий с пластинками на рубеже 50-х - 60-х гг. нашего столетня. Однако данный период рассматривается как предыстория аудиовербальных средств массовых коммуникаций, коща объединение текста и звука носило еще спорадический характер.

Эмпирическую базу исследования составляют комплекты журналов "Кругозор", "Колобок", "Клуб и художественная самодеятельность", "Русский язык за рубежом", "Русский язык в

национальной школе". Важное значение для раскрытия темы имеют фономатериалы Российского государственного архива фонодо-кументов (РГАФД), большая часть которых до сих пор не введена в научный оборот.

В диссертации использованы редакционные архивы, читательская почта звуковых журналов "Кругозор" и "Колобок".

Научно-практическое значение работы определяется тем, что она представляет собой первое целостное исследование отечественных аудиовербальных средств массовых коммуникаций. Теоретическое обоснование рассматриваемого явления может найти применение при создании обобщающих работ по проблемам функционирования современной системы журналистики.

нк основе анализа и систематизации материалов звуковых журналов создана теоретическая модель данного типа, внесен вклад э разработку некоторых научных понятий, касающихся типологии и журналоведения. Проведенный анализ позволил наметить тенденции дальнейшего развития звуковых журналов, аудиовербальных средств массовых коммуникаций в целом. Результаты исследования могут быть учтены при создании новых синтетических типов изданий, а также в деятельности любых современных средств массовых коммуникаций.

Материалы исследования позволяют дополнить учебные курсы по истории и современному периоду развития отечественной журналистики, в частности, могут включаться в спецдисциплины по новым и новешим средствам массовых коммуникаций, журналове-дению, типологии.

Апробация диссертации. Отдельные части диссертации и основные выводы освещалиа» автором в 1983-1992 годах в докладах на Всесоюзных, Российских, региональных и университетских конференциях, обсуждались на заседаниях методологического семинара

филологического факультета Ростовского госуниверситета, а также в редакциях анализируемых изданий.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТЫ

Структура диссертации определяется в первую очередь поставленными задачами и особенностями предмета исследования. Она подчинена принципу последовательного раскрытия истории, теории и практики аудиовербальных средств массовых коммуникаций. Диссертация состоит из введения, определяющего ее цель и задачи, двух глав, заключения, подводящего итоги работы, списка использованной литературы и источников.

В первой главе "Аудиовербальные средства массовых коммуникаций в системе отечественной журналистики" рассматриваются системно-интегративные признаки, предпосылки возникновения и история формирования, специфические особенности аудиовербальных средств массовых коммуникаций, дается их классификация.

Говоря о рамках интеграционного процесса, исследователи, как правило, обобщают лишь наиболее распространенные формы взаимодействия между различными компонентами журналистики. При этом высшим уровнем интеграции считается постоянная координация и согласование действий нескольких редакций. Автор диссертации доказывает, что аудиовербальные средства массовых коммуникаций воплощают собой качественно иную степень взаимопроникновения - синтез возможностей печати, радиовещания и фонографии. Подобную синтетическую основу имеют появившиеся в последнее время компьютерная периодика, видеоиздания, что свидетельствует о перспективности интеграционных процессов в журналистике.

При комплексном анализе современной системы средств массовых коммуникаций изучение как новейших коммуникативных образований, так и существующих достаточно длительное время, но не рассматривавшихся ранее в качестве компонентов журналистики, необходимо. Поскольку "именно состав, то есть "набор" частей определенной внутренней природы, образует субстанциональную, содержательную сторону всякой целостной системы, основу ее организации."1

По мнению автора диссертации, полноценным, самостоятельным элементом системы средств массовых коммуникаций страны является фонография, на современном этапе представленная двумя основными видами - грамзаписью и магнитофонной записью. По ряду природных свойств фонография сближается с радиовещанием, а в качестве репродукционного средства имеет общие черты с такими тиражными консервантами, как печать, документальное кино, видеозапись и т.д. То есть в рамках аудиокоммуникационного канала существуют два компонента - радиовещание и фонография, которые активно взаимодействуют, взаимопроникают, но в то же время являются самостоятельными подсистемами. Зарождение и развитие фонографии явилось одной из тех необходимых предпосылок, которые на определенном этапе сделали возможным возникновение зву-котекстовых изданий. С первых лет существования фонографии сформировалось и остается таковым до сего дня ее основное функциональное назначение - удовлетворение эстетических потребностей человека, распространение ценностей культуры, обогащение досуга, развлечение. Наряду с этим постоянно развивалась как в количественном, так и в качественном отношении общественно-политическая звукозапись.

Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. С.106.

В годы первой мировой войны грампластинки стали использоваться для ведения эффективной массовой агитации среди солдат. Большинство записанных в этот период речей отличаются высокой степенью актуальности, конкретностью проблематики, доступностью, ораторским пафосом.1

Качественно новым этапом в развитии речевой политической грамзаписи явились первые годы Советской власти. Сложнейшие задачи, вставшие перед большевиками после Октября, низкий уровень грамотности населения требовали использования самых разнообразных средств воздействия на аудиторию. О степени массовости и роли, которую играли "звуковые статьи" в системе идеологической работы того периода, можно судить по следующему факту: за 1919-1920 гг. отдел Центропечати "Советская пластинка" выпустил более 500 тысяч дисков. Активно занимался подготовкой и записью своих выступлений В.И.Ленин ( им было записано 16 речей), а также другие видные деятели государства.2 В количественном отношении доминировали агитационные грампластинки, связанные с темой гражданской войны и иностранной интервенции, но в целом охватывались самые различные аспекты жизни государства.

Как показывает автор диссертации, в дальнейшем политическая грамзапись утратила свое значение основного вида звуковой публицистики, что связано с действием многих факторов и, в первую очередь, с появлением радиовещания.

1 РГАФД: 6517. Богемский Д.А. Вперед, боевые орлы! 1914-1916; 15808. Единство государства. 1914; Г-18093. Патриотическая речь о русско-германской войне. 1915 и др.

•у

РГАФД: М-5984. Буденный С.М. Взятие Ростова-на-Дону Первой Конной арт . мией. 1920; М-0147. Калинин М.И. О нас будут петь песни. 1919; М-4541. Коллон-тай A.M. К работницам! 1920; 60880. Ленин В.И. Что такое Советская власть? 1919; Г-41902. Луначарский A.B. Старый и новый театр. 1920; М-5584. Семашко H.A. Как уберечься от заразной болезни. 1920 и др.

Уровни взаимодействия печати, фонографии и радиовещания на разных этапах их развития претерпевали значительные изменения. После периодов заимствования, "вырастания" нового средства коммуникации из исторически предшествующих, а затем определенного обособления, развития "внутри. себя", постепенно стали нарастать тенденции к поиску новых форм интеграции. В 1934 году один из номеров журнала "СССР на стройке" был выпущен с вклеенной пластинкой "Повесть о четырех большевистских победах". С конца 50-х годов попытки дополнения печатных изданий звуковыми приложениями стали предприниматься достаточно часто. К этому времени сложились все необходимые предпосылки -материально-технические, социальные, коммуникативные - для появления аудиовербальных средств массовых коммуникаций.

Автор диссертации делает заключение о том, что синтез свойств печати, радиовещания и звукозаписи привел к созданию качественно нового комплекса изобразительных средств и возможностей. Аудиовербальные средства массовых коммуникаций "овеществляют", консервируют не только письменное слово, что характерно для всей печати, но и аудиоинформацию (качество, присущее ранее только фонографии). Эта особенность устраняет зависимость реципиента от программы и темпа информации, позволяет неоднократно возвращаться к интересующему его материалу, избирательно подходить к предложенным публикациям и звукозаписям, самому выбирать порядок и время потребления информации.

С точки зрения оперативности, аудиовербальные средства массовых коммуникаций находятся на одном уровне со всей печатной периодикой. Восприятие информации, заключенной в текстовых страницах, осуществляется непосредственно, а воспроизведение звуковой - требует специальной техники, что усложняет условия контакта реципиента с источником. Объем передаваемой информа-

хщи ограничен периодичностью и емкостью номера. Ее потребление осуществляется в основном индивидуально и может быть двояким: печатная информация требует полного внимания и сосредоточенности реципиента, прослушивание звуковых страниц в некоторых случаях может быть фоновым, совмещаться с какой-либо деятельностью, а в других - необходима значительная концентрация внимания. По способам воздействия на аудиторию аудиовербальные средства массовых коммуникаций обладают уникальными возможностями, одновременно влияя и на разум, и на чувства, аналитичность печатного слова обогащена эмоциональностью звукового ряда.

В деятельности аудиов ербальных средств массовых коммуникаций как бы преодолевается природная ограниченность составляющих их компонентов - "немота" печати, сиюминутность и неовеществленность радиовещания, нерегулярность фонографии. В связи с этим они обладают несомненными преимуществами при выполнении культурно-рекреативных, образовательных, гедонистических функций.

Во второй главе "Звуковой журнал "Кругозор" как тип ауди-овербальных средств массовых коммуникаций" последовательно раскрываются типоформирующие факторы и типологические характеристики издания в процессе их динамического развития.

В качестве учредителя (издающего органа) звукового журнала выступает Российская государственная телерадиокампания "Останкино", отличительной особенностью которой является то, что она является субъектом управления двух ведущих каналов массовых коммуникаций, а в начале 60-х годов осуществляла также общее руководство фонографией. Взаимоотношения "Кругозора" с издающим органом носят достаточно специфический характер, поскольку редакция журнала является структурным подразделением телера-

диокампании. Эта непосредственная организационная связь проявляется в различных аспектах: финансовом (журнал издается на средства телерадиокампании), материально-техническом (используются студии звукозаписи, фонотека), кадровом (руководители журнала назначаются телерадиокампанией), профессиональном (большинство журналистов "Кругозора" имеют опыт работы в радиовещании) и т.д.

Анализ редакционной почты позволяет сделать вывод, что подавляющее большинство читетелей-слушателей "Кругозора" составляют молодые люди от 14 до 25 лет. Константной мотивировкой обращения реципиентов к звуковому журналу является интерес к музыкальному искусству. Чаще всего он носит не профессиональный, а любительский характер. Таким образом, функциональная специфика издания детерминирует его аудиторию, аудитория в свою очередь воздействует на формирование спектра задач, которые ставит перед собой звуковой журнал.

Долгое время отличительной чертой "Кругозора" была полифункциональность. Звуковой журнал, как и все массовые издания страны, выполнял агитационно-пропагандистские, организаторские и другие идеологические задачи. Однако с начала 90-х годов ведущей функцией "Кругозора" становится культурно-просветительская, журнал ориентируется в первую очередь на музыкальное воспитание и удовлетворение гедонистических потребностей реципиента. Он все больше тяготеет к отряду изданий "по интересам", что, по мнению диссертанта, является закономерным развитием типологической специфики данного издания.

Комплексное исследование деятельности "Кругозора" показывает, что типологическая характеристика данного издания не может быть полной, если учитывать в качестве типоформирующих факторов только издающий орган (учредителя), функции и аудиторию. К

>

числу важнейших типоформирующих факторов звукового журнала относится характер трансляции, особый способ кодирования, передачи и восприятия информации (синтез звука и текста).

В тематическом комплексе звукового журнала периода 19641990 годов отмечается наличие черт, свойственных как всем массовым изданиям этого периода, так и специфически "кругозоровских". При явно выраженной многосферности издание ориентировалось в первую очередь на такую тематику, при освещении которой оно имеет более широкие возможности по сравнению с другими типами периодики (историческая звуковая документалистика, произведения музыкального искусства и др.). Нацеленность на молодежную аудиторию как одну из основных читательских групп отражалась в ряде специальных тем - деятельность молодежных организаций, выбор профессии, служба в армии и пр. Специфической чертой текстовых и звуковых выступлений "Кругозора" являлся показ социальных, политических, экономических проблем через жизнь человека, фокусирование основного внимания на творческую личность, яркую судьбу.

Со второй половины 1991 года соотношение между различными тематическими направлениями издания существенно модифицируется: доля общественно-политических, производственно-экономических, научно-педагогических, спортивных и других публикаций начинает постоянно уменьшаться при нарастающем доминировании проблематики, относящейся к сфере музыкального искусства. В результате этой трансформации тематическая индивидуальность издания приобрела ярко выраженный характер. Специализация на проблемах музыкального искусства, которая в определенной степени осуществлялась на протяжении всего периода существования звукового журнала, стала преобладающей.

Взаимосвязь типа "Кругозора" и его жанрового комплекса носит ярко выраженный характер. Проведенный анализ позволяет утверждать, что звуковой журнал имеет свою специфическую систему жанров, присущую только данному средству массовых коммуникаций. Основой, фундаментом этой системы послужили жанровые формы печати, радиовещания и фонографии. Наиболее интенсивно используются в звуковом издании те жанры, которые коррелируют с его типологической спецификой - секторальными задачами, аудиторией, тематикой, периодичностью, объемом и пр. При этом в аудиовербальной знаковой системе происходит значительная трансформация "классических" публицистических жанров, гибридизация разнообразных форм, что существенно затрудняет их дефиницию. Поскольку в единой системе звукового журнала сосуществуют на равных правах жанры и публицистики, и искусства, они подвергаются значительному взаимовлиянию и взаимообогащению. Комплексное действие всех указанных факторов проявилось, в частности, в том, что на страницах "Кругозора" родились качественно новые, синтетические по природе жанры и формы - песня-репортаж, звуковой плакат и др.

Оформление звукового журнала отличается высоким эстетическим уровнем, большим количеством иллюстраций, использованием последних достижений отечественной полиграфии. Типоформирующие факторы и типологические характеристики оказывают воздействие как на весь изобразительный комплекс издания, так и на отдельные элементы оформления. Эта корреляция проявляется в разной степени и в разных формах. Так, ориентация на молодежную аудиторию выражается в высокой динамичности, разнообразии структуры и графического моделирования номеров, смешанной верстке и пр. Функциональная направленность на эсте-

тическое воспитание читателей-слушателей обуславливает, в частности, широкое использование цвета.

Наличие в структуре номеров пластинок или компакт-кассет проявляется в некоторых элементах оформления непосредственно (клише-обозначения соответствующих звуковых страниц .и пр.) и опосредованно, в частности через формат (долгое время "Кругозор" выходил форматом, точно соответствующим диаметру вклеенных пластинок). В целом визуальная концепция звукового журнала включает наравне с общими, стандартными для иллюстрированных изданий характеристиками и ряд специфических, сугубо индивидуальных, обусловленных особенностями типа.

Отличительной'чертой "Кругозора" является органическая соединенность коммуникативных и эстетических признаков. Образуя совокупную систему, произведения искусства и публицистики приобретают общее не только смысловое, тематическое, но и художественное единство. В связи с этим журналист, который работает в средствах массовых коммуникаций, имеющих "двойственную природу", должен обладать особенно обостренным чувством художественного, тонко чувствовать музыку, живопись. Проведенное исследование позволяет утверждать, что творчество журналиста в аудиовербальных средствах массовых коммуникаций является новой специфической разновидностью журналистской деятельности, связанной с работой с печатным словом, статическим изображением и звуком. "В "Кругозоре" все мы верили, что наши материалы не только особая форма журналистики, но и особого рода искусство",-пишет Г.Шергова.1 Не случайно из немногочисленного редакционного коллектива "Кругозора" вышел целый ряд известных писателей и поэтов - Ю.Визбор, Д.Морозов, Л.Петрушевская и др.

Шергова Г.М. Указ. соч. С. 78.

В звуковом журнале речевой комплекс синтезирует в себе две формы - письменную и устную речь, которые имеют как общие, так и специфические законы функционирования. Академик Л.В.Щерба отмечал: "У говорящих и пишущих на общерусском литературном языке два языка: один слышимый и произносимый, а другой написанный, которые находятся один к другому в известных отношениях, но не тождественны - элементы одного не совпадают с элементами другого".1

Аудиовербальные условия осуществления языка требуют особой экспрессивности, вде выразительность печатного слова согласована, гармонизирована со звуковым рядом. Письменная речь в звуковом журнале, находясь в динамическом единстве с устной, ориентирована на звук, подчинена характеру устного рассказа. Описание на печатной полосе определяется спецификой речевого строя героя или героев материала, поэтому авторское "я" журналиста, как правило, опосредовано, объективировано.

Задача создания единой стилистико-языковой среды, синтеза аудио- и текстовой информации, формирования целостного впечатления от прочитанного и услышанного в "Кругозоре", как ни в каком другом средстве массовых коммуникаций, особенно актуальна. Стилистико-языковой комплекс звукового журнала в этом плане уникален, поскольку объединяет вербальный ряд печатных страниц и аудиоинформацию звуковых на равнозначимой основе.

В заключении подводятся основные итоги исследования. Подчеркнуто, что аудиовербальные средства массовых коммуникаций, возникшие "на стыке" печати, радиовещания и фонографии, являются органичным компонентом системы журналистики. Вихдея-

1 Щерба Л.В. О служебном,« самостоятельном значении грамматики как учебного предмета // Избранные работы по русскому языку. М. 1957. С. 11.

тельности обнаруживаются как общие тенденции функционирования периодических изданий, так и специфические черты, характерные для синтетических образований.

Автор диссертации считает, что сложившиеся представления о журнале как об исключительно печатном издании уже не соответствуют современным реалиям. В широком смысле слова журнал сегодня - это периодическое издание, выполняющее коммуникативные функции и имеющее особую систему материальной, технической, знаковой определенности.

Анализ деятельности "Кругозора" на протяжении нескольких десятилетий показывает, что во внутреннем наполнении ряда типо-формирующих факторов и типологических характеристик произошли существенные изменения. Можно сказать, что не только "тип" - понятие историческое, исторически обусловлены также и типологические категории. В синтетических изданиях появляются новые типоформирующие факторы, в частности характер кодирования, передачи и восприятия информации.

Развитие аудиовербальных средств массовых коммуникаций, воплощающих собой одно из направлений эволюции системы журналистики, представляется перспективным как в плане расширения их видового, типологического разнообразия, так и обогащения путем ассимиляции новых элементов - электронной, видеозаписи и т.д.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

- Типологическая концепция советского звукового журнала. Тезисы доклада на Четвертой научной конференции по проблемам становления и развития многонациональной журналистики Северного Кавказа и Дона. Ростов-на-Дону, 1983 // Молодой журналист. РГУ. 1983.14 сент.

- Советский звуковой журнал: к вопросу о типе // Типология периодических изданий / Отв. ред. Корнилов Е.А. Ростов-на-Дону. 1984 С. 122-131.

- Аудиовербальные средства- массовой информации в системе советской журналистики // Научная конференция по методам исследования журналистики. Тезисы докладов. Ростов-на-Дону, 1987. С. 28-29. - Из истории аудиовербальных средств массовых коммуникаций // Журналистика в изменяющемся мире. ( Материалы Всесоюзной научной конференции). Вып. 3. Ростов-на-Дону, 1991. С.29-30.

- Некоторые проблемы типологии современной прессы (на материале звукового журнала) // Журналистика в 1991 году. Тезисы научно-практической конференции. Часть I. М., 1992. С.33-34.

Подписано в печать .02.1993 г. Тир. 100

Заказ № 203 Объем п.л. 1,5

- Бесплатно

Типография ВВКИУ РВ