автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Становление института воспитательной работы в Российской Армии: социально-философский анализ

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Барбаков, Андрей Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Становление института воспитательной работы в Российской Армии: социально-философский анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление института воспитательной работы в Российской Армии: социально-философский анализ"

На правах рукописи

Барбаков Андрей Александрович

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ АРМИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

09.00.11 — Социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

4 М.-Л ¿014

Ростов-2014

005556132

005556132

Работа выполнена в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Агапов Евгений Петрович

Официальные оппоненты: Вакула Иван Михайлович,

доктор философских наук, профессор, ФГКОУ ВПО «Ростовский юридический институт МВД России», заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Шилкина Елена Леонидовна,

доктор социологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» (Институт сферы обслуживания и

предпринимательства (филиал),

заведующая кафедрой социальных технологий

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Донской государственный

аграрный университет» (Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А. К. Кортунова), г. Новочеркасск

Защита состоится «26» декабря 2014 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.245.04 при ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корп. 1, ауд. 416.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 и на сайте университета www.ncfii.ru.

Автореферат разослан «_»_2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат социологических наук, доцент " А.Э. Гапич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Социальные и политические трансформации 1990-х годов, в частности, реформа армии, существенно отразились на системе воспитательной работы в вооруженных силах России. В контексте негативных социально-экономических, социокультурных факторов, политической и социальной незрелости, неготовности общества, и особенно воинской среды, к процессам демократизации и гуманизации, в армии проявился целый ряд негативных тенденций: массовые нарушения устава и уставных отношений; самовольное оставление воинской части; рост преступности в воинской среде; проявления неуставных отношений-«дедовщины» и пр.

Уже в 1990-е годы стали закладываться организационно-правовые основы воспитательной работы в армии. Рост преступности в вооруженных силах, низкая эффективность воспитательной работы и, как следствие, необходимость их реформирования, стали причиной подписания в 2002 г. Президентом РФ программы перехода Вооруженных Сил страны, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания, которая стала основополагающим документом в сфере реформирования воспитательной работы в армии.

После принятия программы началось активное создание новой системы воспитательной работы: Указом Президента в 2007 г. были введены новые воинские уставы, стали активно разрабатываться правовые, организационные и технологические основы новой воспитательной военной системы, разработана Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, активизировалась реализация мер социальной направленности, призванных поднять статус и престиж военной службы, предупредить и преодолеть негативные проявления, повысить морально-психологическое состояние военнослужащих.

Воспитательная работа в армии за последние двадцать лет прошла процесс институционализации. Тем не менее, существует ряд недостатков данного процесса: установленные меры не в полной мере отвечают реалиям социальной практики; остается несовершенной материально-техническая, профессионально-квалификационная, организационная база; остаются высокими показатели нарушений устава и прочих девиаций; одной из серьезных проблем является снижение престижа воинской службы и статуса военнослужащих; отмечается снижение интереса к отечественной военной истории и уважения к героическому военному прошлому Отечества.

Таким образом, задача дальнейшего совершенствования военной организации и повышения эффективности воспитательной работы в армии является актуальной проблемой и неотъемлемой составляющей стратегического развития России.

Степень разработанности темы исследования. Основу научного исследования воспитания личности, ее ценностей и смыслов составляет социально-философское знание: философская аксиология, представленная

зарубежными и отечественными мислителями Л. В. Баевой, Н. А. Бердяевым, Л. И. Василенко, Н. О. Лосским, А. Швейцером, В. В. Соловьевым, В. К. Шохиным, Ю. А. Шрейдером и др.; социально-философская антропология (М. С. Макарычев, И. И. Ремезова, Г. К. Сайкина, М. Шеллер, Э. Фромм и др.), философия жизни (Г. Риккерт, А. Шопенгауэр и др.).

Следует отметить также ряд исследований в области философии воспитания — работы Б. Т. Лихачева, Б. П. Попова, Н. А. Сигиды, Н. М. Чуринова, К. А. Шварцман и др., работы российских ученых в области разработки молодежной аксиологии (В. И. Добреньков, А. И. Ковалева, В. Т. Лисовский, В. А. Луков, Л. Е. Петрова, Н. С. Слепцов, В. И. Чупров и др), которые заявили проблему индивидо- и социоцентризма в воспитании, как проблему диалектики восточной и западной культуры, на теоретико-прикладных исследованиях прослеживали динамику ценностных ориентации поколений, выявляли социальные, экономические, политические, духовные аспекты ценностного в воспитании личности.

Исследованием проблем воспитания занимаются в настоящее время ученые и практики в области философии, педагогики, социологии, психологии и в смежных областях; исследовательские центры ведут работу в направлении исследования ценностных ориентации россиян. Образовательные институты и научные школы осуществляют исследовательскую деятельность, разработку и внедрение технологий, направленных на духовно-нравственные ориентиры россиян (научная школа Ю. Г. Волкова в г. Ростове-на-Дону «Многоуровневая идентичность и идеология инновационного развития российского общества»; научная школа В. Н. Кузнецова в г. Москве по исследованию комплексной социокультурной, геоэкономической и геокультурной концепции личной, национальной и коллективной безопасности; научные школы в рамках компетентностной образовательной парадигмы (И. А. Зимняя, С. А. Хазова) и др.).

Историко-социальный, философско-педагогический анализ

воспитательных традиций и педагогических систем представлен в работах таких отечественных авторов, как Н. В. Бордовская, М. А. Галагузова, Б. Т. Лихачев, В. А. Никитин, Л. Е. Никитина, А. А. Реан, В. А. Сластенин, А. Л. Степашко и др. Концепцию гуманистического воспитания разрабатывает коллектив под руководством В. А. Сластенина и другие ученые.

Анализ воспитания в рамках различных школ и направлений педагогики, в частности в русле компетентностной парадигмы, осуществлен коллективом авторов под руководством И. А. Зимней (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, и др.). В системе образования формируются подходы к внедрению компетентностной модели выпускника (Концепция воспитательной работы Южного федерального университета).

Основы социологии образования и воспитания, понимание воспитания как социального института заложены еще Э. Дюркгеймом. Анализ воспитания как социального института, теорию и методологию социологии образования и воспитания, роль и функциональность воспитательных

институтов в отечественной науке разрабатывают И.А. Бокачев, В. И. Иванова, Н. Матвеева, О. В. Николаева, А. М. Осипов, П. И. Рысакова, и др.

Проблема воспитания в армии является предметом исследования современных отечественных и зарубежных авторов. Так, в зарубежной литературе исследования проходят в русле индивидоценгрисгского подхода к воспитанию, и в последние десятилетия заметен интерес не столько к факторам личностного развития военнослужащего, сколько к вопросам деформации личности, пагубного влияния на отношения в армии вседозволенности власти личности (командиров), социально-психологическим факторам воспитания (Joshua J. Jackson, Felix Thoemmes, Kathrin Jonkmann, Oliver Lüdtke, Ulrich Trautwein).

В отечественных исследованиях воинского воспитания следует выделить историческое, философское и социологическое направления. Исторические, в том числе педагогические и философские, аспекты воспитания в армии изучаются современными отечественными военными историками - коллективом автором под руководством В. Ф. Каморникова, А. А. Кольтюкова, Ю. Маковейчук,

A. В. Стрельникова, M. Н. Цепина, H. X. Юмакулова, Г. Ш. Цобехия,

B. В. Яковлева и др.

Различные аспекты морального, социального, психологического самочувствия, мотиваций, ценностей военнослужащих изучаются военными социологами, прежде всего в рамках Социологического центра Вооруженных Сил Российской Федерации. Так, анализ мотивации учебной деятельности курсантов и слушателей военных институтов и училищ проведен А. В. Захаровым; исследование готовности военнослужащих к выполнению воинского долга осуществил JI. В. Певень; изучение мотивации военнослужащих к военной службе проведено коллективом авторов под руководством генерал-майора А. С. Серова. При этом, наименее разработанным представляется философское направление: так, комплексная ценностно-диспозиционная модель личности военнослужащего на основе синтеза различных теоретико-методологических подходов и принципов гуманистического воспитания разработана В. И. Шерпаевым; проблемы гуманизма, патриотизма, мужества в армии с философских позиций анализирует Н. А. Сигида.

Несмотря на обширную научную и исследовательскую базу, задача изучения института воспитательной работы в армии остается актуальной. Некоторыми авторами предлагаются отдельные элементы анализа проблемы (исторические, социологические, философско-педагогические, методико-практические), часто ограниченные узкими временными рамками. При этом отсутствует комплексный анализ всех заявленных элементов на основе философского осмысления, что затрудняет задачу объективного анализа воспитательной работы в армии как воспитательного института, соответствующего общечеловеческим ценностям, социальному и государственному заказу, как носителю воинских традиций, как институту формирования личности.

Практически отсутствует методологическая база воспитательной работы в армии, основанная на социально-философском и философско-педагогическом знании, в частности, на методологических принципах

философской аксиологии и социально-философской антропологии, философии жизни, философии воспитания и образования, через категории ценностей (жизни, духовности, гуманизма, свободы, творчества, любви), через анализ роли самой личности военнослужащего в самовоспитании, реализации в воинской среде как активного социального субъекта. Только начинает зарождаться методология и теория гуманистического воспитания в армии, в которой остро нуждается практика военного воспитания (В. И. Шерпаев). Наиболее развитая методическая составляющая воспитательной работы в армии продолжает оставаться разрозненной содержательно, концептуально и технологически. Все вышесказанное подтверждает актуальность темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является воспитательная работа в российской армии как форма социальной деятельности.

В качестве предмета исследования выступают ценностно-содержательные основы становления института воспитательной работы в российской армии.

Целью исследования - выявление и осмысление ценностно-содержательных основ, проблем и задач становления института воспитательной работы в российской армии на принципах социально-философского анализа. Эта цель влечёт за собой постановку следующих задач, находящих своё отражение в структуре диссертации:

— рассмотреть методологическую роль философской аксиологии и социально-философской антропологии в воспитании и самовоспитании личности военнослужащего;

— интерпретировать категории воспитания и воспитательной работы в социально-гуманитарном знании;

— произвести социально-философскую реконструкцию воинских традиций, ценностей и целей воспитательной работы в российской армии;

— проанализировать проблему самовоспитания, ценностей и мотиваций военнослужащего как социального субъекта;

— выявить проблемы и задачи воспитательной работы в современной российской армии;

— исследовать проблему гуманизма и гуманистических принципов воспитательной работы в армии.

Научная новизна исследования:

1. Определены концептуальные основы организации воспитательной работы в современной российской армии, заключающиеся в интеграции ценностно-гуманистического подхода с позиций философской аксиологии, социально-философской антропологии и философии жизни.

2. На основе интеграции теоретических положений и принципов гуманистического, компетентностного, социально-ориентированного и индивидоцентристского подходов к воспитанию личности военнослужащего, сформулировано обобщенное определение категории «воспитательная работа».

3. Выявлены социально-исторические корни ценностей, смыслов и целей воспитания личности военнослужащего в содержании воспитательных систем и практик войск, военачальников и командиров, в ценностях сложившейся к концу XIX - началу XX в. национальной школы военного искусства, советской военной науки и практики, военной педагогики, которые в ходе институционализации армии и ее воспитательной системы способствовали оформлению этического кодекса солдатской и офицерской чести, приоритета единства общечеловеческих и профессиональных качеств военнослужащих, уважения личности, высоких нравственных принципов чести, мужества, храбрости, патриотизма, жизни во имя Отечества и героической готовности к самопожертвованию.

4. Показано, что личность военнослужащего современной российской армии отличает нестабильность ценностных ориентаций, мотивации и поведения, а важнейшим условием гуманистически ориентированного воспитания военнослужащего является создание условий для самовоспитания через развитие его социальной субъектности, включающее в себя освоение мира и культуры, переживания, рефлексию, опыт и деятельность.

5. В связи с анализом организационно-правовой, материально-технической и технологической основ воспитательной работы в армии на современном этапе ее институционализации показана положительная динамика в преодолении социальных девиаций, укрепления морально-психологического духа и боеготовности войск как результата реформирования армии и военной воспитательной системы.

6. На основе анализа проблем гуманизма, показаны основные формы проявления гуманности в армии и сформулированы предложения по повышению эффективности воспитательной работы.

Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней сформулированы концептуальные основы организации воспитательной работы в современной российской армии в интеграции ценностно-гуманистического подхода с позиций философской аксиологии, социально-философской антропологии и философии жизни, интегрированы теоретические положения и принципы гуманистического, компетентностного, социально-ориентированного и индивидоцентристского подходов к воспитанию личности военнослужащего, систематизирован значимый опыт воспитательной работы в российской армии, выявлены базовые ценностно-смысловые категории и цели воспитания личности военнослужащего, а также определены актуальные задачи научного поиска и развития практики воспитательной работы в армии на современном этапе институционализации на принципах гуманистического воспитания.

Праетическая значимость диссертации заключается в том, что изучение, критический анализ и систематизация опыта организации воспитательной работы в армии в историко-социальном контексте, ее организационных, правовых и технологических основ на современном этапе

институционализации, позволили сформулировать ряд предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование форм и методов воспитательной работы, которые могут быть использованы в практике воспитательной работы с военнослужащими в воинских частях всех родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Результаты, полученные в диссертации, могут быть также использованы при чтении учебных курсов для специалистов в области философии, социологии, социальной работы и других областей знания.

Методологической основой исследования явились принципы историзма и объективности, противоречия, конкретности и всесторонности. Интеграция ценностно-гуманистического и компетентностного подходов к организации воспитательной работы в армии осуществлена с позиций философской аксиологии, социально-философской антропологии и философ™ жизни.

Социально-философский анализ историко-социальных, философско-педагогических, организационно-правовых, ценностно-содержательных и технологических особенностей, условий, предпосылок и значимых факторов становления института воспитательной работы в российской армии позволил сформировать сущность гуманистически ориентированного воспитания личности военнослужащего как сопровождение процессов объективации базовых общечеловеческих и национально-патриотических ценностей и превращения их в субъективные ценности, смыслы и деятельность военнослужащего.

На принципах объективности осуществлен анализ исторических источников, нормативно-правовой базы, судебных решений и приговоров, методической документации, способствовавший системному рассмотрению актуальных проблем и задач воспитательной работы в российской армии на современном этапе ее институционализации. В концептуальном аспекте методологическим основанием исследования явились теории и принципы гуманистического воспитания.

В диссертации применяются также общенаучные методы исследования, прежде всего системный подход, методы структурно-функционального анализа, историко-сравнительный метод и методы анализа документов.

Положения, выносимые па защиту:

1. Концептуальной основой организации воспитательной работы в современной российской армии является интеграция ценностно-гуманистических принципов философской аксиологии, социально-философской антропологии, философии жизни. Философская аксиология осмысляет проблемы сущности, значения и значимости ценностей, их структуру и динамику, отношения ценностей в мире объективного и субъективного смыслов бытия, а философия жизни и социально-философская антропология ставят проблему жизни как ценности, как сущности и смысла, как единства природного и духовного, как пути соединения объективных и субъективных смыслов бытия. Воспитание ответственной, социально и

культурно компетентной, творчески-активной личности военнослужащего, способной к позитивной социально активной деятельности и саморазвитию, должно строиться на интеграции принципов гуманистического, компетентностного, социально-ориентированного и индивидоцентристского подходов.

2. Воспитательная работа представляет собой специально организованную, целенаправленную, систематическую и скоординированную совместную деятельность субъектов воспитания (общества, институтов, агентов воспитания и воспитуемого как субъекта формирования собственных смыслов, целей и ценностей и самовоспитания), направленную на организацию воспитательной среды, которая способна стимулировать институциональную и межличностно-рефлексивную социализацию и инкультурацию, развивать социальную субъектность личности, а также ее компетентность (информационно-инструментальную, мотивационную, системную, социальную, поликультурную, индивидуально-личностную и межличностную, коммуникативную, социально-экономическую, профессиональную, политическую) и деятельность по приобщению к социальному опыту во всех его формах и проявлениях. Она является основой для развития социализированной, ответственной, социально и культурно компетентной, творчески-активной личности, способной к позитивной социально активной деятельности и саморазвитию. Сущность гуманистически ориентированного воспитания личности военнослужащего заключается в сопровождении процессов объективации базовых общечеловеческих и национально-патриотических ценностей и превращении их в субъективные ценности, смыслы и деятельность в оенно служащего.

3. Воспитательная работа в российской армии представляет собой важнейшее средство формирования личности военнослужащего и здорового морального духа войск, опирающееся на многовековые воинские традиции, патриотизм, общечеловеческие ценности, а также образцы отечественной и мировой культуры. Армия как воспитательный институт характеризуется особенностями, отражающими трансформационные процессы в российском обществе и, в свою очередь, отражающимися на характере воспитательной работы и личности военнослужащего. К положительным тенденциям относятся: повышение престижа службы; положительные результаты военных реформ; развитие нормативно-правовых и организационных основ воспитательной работы в армии и пр., а к негативным: массовость девиантных форм поведения, в том числе нарушений устава, правонарушений, суицидов, уклонений от воинской службы, а также слабая системность и преемственность воспитательных механизмов; несовершенство материально-технической инфраструктуры воспитательной работы.

4. Ценности, смыслы и цели воспитания личности военнослужащего заложены в исторически сложившихся общих и локальных воинских воспитательных системах и практиках, которые, несмотря на

противоречивость социально-политических процессов в ходе институционализации армии и ее воспитательной системы способствовали оформлению этического кодекса офицерской чести, приоритета единства общечеловеческих и профессиональных качеств военнослужащих на основе комплексного нравственного, физического, умственного воспитания, уважения личности, высоких нравственных принципов чести, мужества, храбрости, патриотизма, жизни во имя Отечества и героической готовности к самопожертвованию.

Личность военнослужащего современной российской армии отличает нестабильность ценностных ориентации, мотивации и поведения. Поэтому воспитательная работа в армии должна активно использовать базовые ценности и принципы гуманистического воспитания, целью которого является человек как духовное существо, способное к самоусовершенствованию, обновлению себя и мира, как социальный субъект, способный к осознанному выбору, к наполнению объективного мира субъективным смыслом и значимостью, к превращению базовых общечеловеческих и национально-патриотических ценностей в процессе их объективации в субъективные ценности, мотивы и смыслы через освоение мира, переживания, рефлексию, опыт и деятельность.

5. В современной российской армии отражаются все существенные тенденции, процессы и особенности отношений, которые характерны для российского общества в целом. К числу тормозящих факторов воспитания в армии относятся слабость социально-философской методологической основы и отсутствие преемственности методологии и методики воспитательной работы, несоответствие продекларированных и установленных правовыми и нормативными документами мер реалиям социальной практики, недостаток квалифицированного офицерского состава, нехватка гражданских специалистов в области социально-педагогической, информационно-просветительской, профилактической и культурно-досуговой работы, снижение престижа воинской службы и статуса военнослужащих, а также слабая военно-патриотическая составляющая отечественной культуры, СМИ и образования. В то же время за последние двадцать лет не только разработана и продолжает совершенствоваться организационно-правовая, материально-техническая и технологическая база воспитательной работы в армии, но и начал существенно меняться ценностный аспект — изменяется отношение к воинской службе, отмечается положительная динамика в преодолении социальных девиаций, нарушений правопорядка и воинского устава, повышается морально-психологический дух, укрепляется боеготовность войск, а ценностно-идеологический компонент воспитания в армии направлен на интеграцию государственных и общенациональных ценностей с ценностями индивидуального развития, уважения и свободы военнослужащего.

6. Идеалом различных направлений гуманизма, имеющих своей главной целью развитие свойственных человеку способностей, человеческой культуры и нравственности, а также соответствующего ей поведения по

отношению к другим людям и окружающему миру, является гуманность, которая проявляется в альтруизме и других формах. Основными формами проявления гуманности в армии являются сострадание к мирному населению и великодушие к побежденному противнику. Систему ценностно-целевой ориентации военного воспитания на принципах гуманизма необходимо выстраивать, во-первых, в рамках профессиональной подготовки и переподготовки кадровых военных, развития семейных воинских традиций, во-вторых, путем поддержания положительного образа военнослужащего и героического прошлого России в СМИ, отечественной культуре (литературе, искусстве, кинематографии), системе общего и дополнительного образования и, в-третьих, путем стимулирования самовоспитания, рефлексии, субъектности военнослужащих, развития социально-личностной, коммуникативной, социально-культурной компетентности, в том числе расширяя социально-гуманитарную составляющую воспитательной работы в армии (средствами высшего профессионального образования, общественности, духовенства) и профилактическую составляющую (путем увеличения роли гражданских профессионалов — социальных работников, психологов, социологов и социальных педагогов в воинских частях).

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Научные положения, отраженные в диссертации, соответствуют следующим пунктам области исследования специальности 09.00.11 — Социальная философия: 2. Методологические функции социальной философии в системе современного обществознания. «Кризис фрагментации» современного обществознания и пути его преодоления. 6. Социально-философская теория деятельности. Деятельность как субстанциальная основа общественной жизни людей. 8. Социально-философская трактовка потребностей и интересов действующего субъекта. 14. Формы и механизмы социальной детерминации. Социокультурная причинность. Необходимость, случайность в деятельности людей. Проблема доминант и детерминант общественной жизни. 17. Социально-философские основания «социальной статики». Анализ подсистем, компонентов и элементов общественной жизни в их субординационной и координационной зависимости. 25. Формы социальной динамики. Эволюционные и революционные изменения в истории.

Степень достоверности и апробация результатов исследования. Степень достоверности результатов исследования определяется непротиворечивыми теоретическими положениями, корректным применением положений социальной философии, педагогики, а также философско-педагогического и социально-исторического знания и социологии. Основные выводы исследования лежат в контексте базовых положений современной социологии относительно сущности, структуры и функций института воспитательной работы в армии, а также социальной философ™, философии воспитания и педагогики — относительно сущности, целей, методов и средств гуманистического воспитания в армии. В диссертации используется адекватный задачам исследования эмпирический материал.

Основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались на заседаниях кафедры социальных технологий ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», а также обсуждались на Первой научно-практической конференции «Социальная работа на постсоветском пространстве» (Ростов-на-Дону, 14 февраля 2012 г.) и Втором молодёжном форуме «Благотворительность и волонтёрство в современном мире» (Ростов-на-Дону, 25-26 апреля 2013 г.). По теме диссертационного исследования опубликованы 9 печатных работ общим объемом 2,16 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы, который включает в себя 182 наименования, и приложения. Общий объем диссертации — 164 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, показывается степень её разработанности, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цель и задачи, показывается научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость работы, раскрывается методология и методы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, показывается соответствие диссертации паспорту научной специальности, а также степень достоверности и апробация результатов исследования.

В первой главе диссертации — «Социально-философский анализ теории и методологии воспитательной работы» — раскрывается содержание понятий, играющих фундаментальную роль в диссертационном исследовании.

Первый параграф первой главы — «Аксиология и социально-философская антропология как методология воспитания и самовоспитания личности» - посвящен рассмотрению философских направлений, которые играют наиболее важную роль при анализе феномена воспитания и воспитательной работы. Автор отмечает, что в основе анализа этого феномена наиболее значимыми оказываются философская аксиология, которая осмысляет проблемы сущности, значения и значимости ценностей, их структуру и динамику, отношения ценностей в мире объективного и субъективного смыслов бытия, а также философия жизни и социально-философская антропология, которые поставили проблему жизни как ценности, как сущности и смысла, как единства природного и духовного, как пути соединения объективных и субъективных смыслов бытия.

Для философской аксиологии очевидна многофакторная природа источников ценности, где материальный, иррациональный и рациональный факторы могут сыграть различную роль в зависимости, как от особенностей самого субъекта, так и объективных социально-исторических условий. Первой и неотъемлемой для человека выступает ценность жизни, которая порождает иные виды ценностей. Одно из центральных мест в философской аксиологии и философии жизни занимает проблема осознания смерти как возможности осознать безусловную ценность жизни. Глубокое философское обоснование единства жизни и смерти как сущности бытия и условия подлинного духовного существования представлено А. Шопенгауэром. По мнению автора, в этом обосновании может найти устойчивую опору теория и практика воспитания, в особенности воспитания личности военнослужащего. Условием воспитания героизма, готовности жертвовать своей самостью, собственностью и даже жизнью ради жизни других, Отечества, идеалов, подчиняться требованиям воинского долга и устава является сознание духовного начала как основы человеческого существования и вечности, нетленности и бесконечности духовной сущности человека, его необходимости и объективной значимости. Воспитание безусловной ценности и объективной ценности субъективной жизни как важнейшее направление воспитательной работы в армии является условием и залогом

нахождения и глубокого обоснования субъективного смысла и ценности жизни самим субъектом - военнослужащим, принятия им объективных ценностей патриотизма, гуманизма, духовности, социально значимой деятельности.

Второй параграф первой главы - «Философско-педагогическнн анализ воспитательных традиций и систем: диалектика социо- и индивцдоцентрнзма» - посвящен рассмотрению динамики основных подходов, целей и принципов воспитания в зарубежной и отечественной общественной и философско-педагогической мысли. Автор отмечает, что педагогическая теория и практика с её универсалиями (цель образования, образовательный процесс, его содержание, методы, формы и др.) развивалась в контексте развертывания двух диалектически взаимосвязанных противоположных тенденций: социально- и индивидуально-(личностно-) ориентированные цели; авторитарный и педоцентристский характер взаимоотношений участников педагогического процесса и т. д. В традиционных обществах Востока человек представляется как часть космоса, весь уклад жизни воспроизводит традиционный тип личности и традиционное общество, а философия и педагогика предлагают социоцентрический подход к воспитанию (его влияние сильно и в российской культуре, философии и педагогике). Теория и практика воспитания и образования западной цивилизации развивалась на античной культуре, которой было свойственно критичное отношение к опыту прошлого, опора на собственные силы, личный успех, независимость, творчество.

Ценности современного постиндустриального развития, связанные с идеями свободной самореализации личности, независимого, критичного, креативного мышления, лежат на античных основах и представляют индивидоцентристский подход, не вписываясь в стереотипы восточного сознания. В отечественном воспитании это противоречие особенно заметно: последние десятилетия ознаменовались мощным влиянием ценностей западной культуры, в общественном и индивидуальном сознании образуется разлом, двойственность системы ценностей как результат противоречивых и порой взаимоисключающих ценностей Востока и Запада. Переход к новой парадигме образования и воспитания связан с поиском «золотой середины», гармонии личности и общества, живущих в единой системе ценностей и смыслов, с ориентацией и на человека (свободного, но ответственного в своей свободе поведения, действия, творчества, ориентированного на общезначимые ценности и цели), и на общество (общество с «человеческим лицом»).

Третий параграф первой главы - «Категории воспитания и воспитательной работы в социально-гуманитарном знании» - посвящен рассмотрению многоструктурности и разновекторности теоретической интерпретации понятий воспитания и воспитательной работы. В диссертации отмечается, что многие исследователи выделяют широкую (социальную) и узкую трактовку воспитания (как целенаправленную деятельность,

призванную формировать систему качеств личности, взглядов, убеждений). В рамках компетентностного подхода воспитание понимается как создание условий для становления социально, культурно, личностно, профессионально, политически компетентного человека. Воспитание в узкой трактовке как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса называется воспитательной работой. Реализация воспитательных принципов, целей и задач осуществляется посредством методов и технологий воспитательной работы в различных сферах жизнедеятельности в институционализированных и неинституциональных формах.

На основе проведённого анализа автор делает вывод, что воспитательная работа представляет собой специально организованную, целенаправленную, систематическую и скоординированную совместную деятельность субъектов воспитания (общества, институтов, агентов воспитания и воспитуемого как субъекта формирования собственных смыслов, целей и ценностей и самовоспитания), направленную на организацию воспитательной среды и деятельности, способной стимулировать институциональную и межличностно-рефлексивную социализацию и инкультурацию, развивать социальную субъектность личности, её компетентность. Воспитание в единстве и согласованности всех институтов понимает воспитанника как субъекта воспитания и использует все возможные положительные и ослабляет отрицательные влияния общественной и природной среды.

Во второй главе диссертации — «Воспитание военнослужащего: роль субъективного и объективного» - рассматриваются соотношение субъективных и объективных факторов в воспитании военнослужащего.

Первый параграф второй главы - «Роль и место армии в системе воспитательных институтов» — посвящён рассмотрению армии как института социализации. Автор отмечает, что системы воспитания формировались и развивались с помощью религии, политической организации, наук, состояния промышленности и даже климатических условий и в разных регионах планеты обладают неповторимым своеобразием. Значимым институтом социализации на определенном этапе жизни определённых категорий граждан является армия. Воспитание военнослужащих — это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями обеспечения моральной и физической боеготовности военнослужащих к выполнению задач обороны и безопасности государства.

На основе проведённого анализа автор делает вывод, что значительную роль в формирования личности военнослужащего играет деятельность институтов воспитания, прежде всего армии как воспитательного института, и в целом воспитания как социального института, как системы

целенаправленных организационных, правовых, технологических, идеологических механизмов и субъектов передачи позитивного и значимого культурного, духовного и социального опыта. Базовыми общечеловеческими и национально-духовными ценностями военнослужащего выступают: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, поликультурный мир, искусство, наука, религия, природа, человечество, патриотизм как любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность как свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность как служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода, любовь, творчество, созидание.

Второй параграф второй главы - «Воинские традиции, ценности и цели воспитательной работы в истории российской армии» - посвящен рассмотрению становления и развития воспитательной работы в российской армии. Автор отмечает, что к концу XIX - началу XX в. в России сложилась теория воспитания военнослужащих, которая органично вошла в систему подготовки рядового и офицерского состава российской армии. Воинское воспитание осуществлялось на основе императорских указов, приказов военного министерства, а также требований военной присяги и воинских уставов. Направленное на формирование высоких нравственных качеств военнослужащих и укрепление их боевого духа, оно включало в себя умственное, нравственное и физическое воспитание, которые были органически связаны между собой. Каждый из элементов военного воспитания выполнял специфические функции, имея свои способы воздействия на военнослужащих.

Система воспитания в советской армии развивалась в тесной зависимости от социально-политической обстановки, на идеологии, коммунистических идеалах, коллективных идеях, опыте и традициях боевой славы героев Отечества. На военное воспитание также отложили отпечаток бюрократическая система управления с её формализмом, жёсткие репрессивные меры в отношении военной элиты; суровые уроки Гражданской и Великой Отечественной войн. Это определило противоречивость военного воспитания в советский период, но и способствовало накоплению опыта идеологического воздействия, коллективного воспитания, воспитания через образцы героизма и новое понимание героических воинских традиций русского народа.

На основе проведённого анализа автор делает вывод, что исторический опыт военного воспитания в России выявляет социально-исторические корни ценностей, смыслов и целей воспитания личности военнослужащего в содержании воспитательных систем и практик войск, военачальников и командиров, в ценностях сложившейся к концу XIX — началу XX в. национальной школы военного искусства, советской военной науки и практики, военной педагогики, которые, несмотря на противоречивость социально-политических процессов, в ходе институционализации армии и её

воспитательной системы, способствовали оформлению этического кодекса солдатской и офицерской чести, приоритета единства общечеловеческих и профессиональных качеств военнослужащих, уважения личности, высоких нравственных принципов чести, мужества, храбрости, патриотизма, жизни во имя Отечества и героической готовности к самопожертвованию.

Третий параграф второй главы — «Проблема самовоспитания, субъективных ценностей и мотиваций военнослужащего» — посвящён рассмотрению взаимообусловленности базовых ценностей и правил поведения, принятых в обществе, и внутренних правил личности, а также способов самореализации и самоопределения военнослужащего. Автор отмечает, что личность военнослужащего современной российской армии отличает нестабильность ценностных ориентаций, мотивации, поведения (высокое желание военнослужащих быть причастными к военной службе, защите Отечества, коллективизм, доверие сослуживцам, уважение к командирам; в то же время неудовлетворённость уровнем материального довольствия и условиями службы, высокая доля прагматической мотивации и пр.). Очевидно, что формирование смыслов субъективного бытия личностью военнослужащего требует обращения к ценностям объективного бытия, поэтому воспитательная работа в армии должна активно использовать базовые ценности и принципы гуманистического воспитания.

Целью гуманистически ориентированного воспитания личности военнослужащего является человек как духовное существо, способное к самоусовершенствованию, обновлению себя и мира, как социальный субъект, способный к осознанному выбору, к наполнению объективного мира субъективным смыслом и значимостью, в процессе объективации базовых общечеловеческих и национально-патриотических ценностей к превращению их в субъективные ценности, мотивы, смыслы и деятельность через освоение мира, переживания, рефлексию, опыт и деятельность. Таким образом, роль субъективных ценностей и смыслов военнослужащего как итог освоения объективного мира ценностей, преломления его в личности посредством переживания, чувственного опыта, рефлексии, его дальнейшее проявление в жизнедеятельности является продуктом субъективного выбора личности, но выстроенного на взаимодействии всех элементов системы воспитания и социализации, на общечеловеческих ценностях и принципах гуманизма.

В третьей главе диссертации - «Институт воспитательной работы в современной российской армии» - рассматриваются принципы, на которых строится воспитательная работа в современной российской армии.

В первом параграфе третьей главы — «Проблемы организации воспитательной работы в современной российской армии» -рассматриваются проблемы, стоящие перед воспитательной работой в современной российской армии, а также задачи, которые требуют своего решения. Автор отмечает, что проблемы, возникающие в сфере воспитания, — отражение общественных противоречий, недостатков социума на данном этапе его истории. Это верно и по отношению к армии, которая есть своего рода идеализированная и формализованная модель общества. К числу

актуальных проблем, обретших в последние десятилетия массовые тенденции, отмечаются факты уклонения от призыва в армию, проблемы снижения социально-психологического и личностно-нравственного качества призывников и контрактников, низкое качество профессионализма и неукомплектованность в войсках младшего офицерского состава, снижение престижа воинской службы.

На основе проведённого анализа автор приходит к выводу, что в современной российской армии отражаются все существенные тенденции, процессы, особенности отношений, характерные для российского общества в целом. Отмечаются как положительные (повышение престижа службы, высокое желание военнослужащих быть причастными к военной службе, защите Отечества, положительные результаты военных реформ, развитие нормативно-правовых и организационных основ воспитательной работы в армии и пр.), так и негативные социальные явления и тенденции (девиантные формы поведения, в том числе нарушения устава, конфликтность, правонарушения, уклонения от воинской службы; нестабильность ценностных ориентаций, мотивации, поведения военнослужащих; неудовлетворенность уровнем материального довольствия и жилищными условиями и пр., несовершенство воспитательных механизмов и материально-технической инфраструктуры воспитательной работы).

Основными задачами на современном этапе развития армии являются системная социальная защита военнослужащих и их семей, улучшение условий жизнедеятельности, жилищных условий, материального довольствия военнослужащих, развитие, укрепление и совершенствование воспитательной работы в армии, формирование гражданских и патриотических ценностей и мотиваций, повышение статуса военнослужащего, рост профессионализма военнослужащих, прежде всего офицеров, рост престижа военной службы и др., что в целом направляется на достижение ведущих целей - повышение функциональности армии как социального института, укрепление обороноспособности, силы и стабильности государства.

Во втором параграфе третьей главы - «Организационные, правовые, технологические, ценностные основы функционирования института воспитательной работы в современной российской армии» -рассматриваются организационно-правовые основы, а также технологии решения проблем воспитательной работы в современной российской армии. Автор отмечает, что воспитательная работа в армии за последние двадцать лет институционализирована, разработана и продолжает совершенствоваться её организационно-правовая, материально-техническая и технологическая база. В результате институционализации воспитательной работы в армии очевидно и существенно меняется отношение к воинской службе, отмечается положительная динамика в преодолении социальных девиаций, нарушений правопорядка, воинского устава, повышается морально-психологический дух, укрепляется боеготовность войск.

В то же время существует и ряд недостатков в ходе институционализации воспитательной работы в армии. Наиболее существенным недостатком на данном этапе развития воспитательной работы в армии является несоответствие продекларированных и установленных правовыми и нормативными документами мер реалиям социальной практики, характерное для всей системы исполнения конституционных и организационно-правовых норм в Российской Федерации.

Ввиду усиливающейся тенденции профессиональной дифференциации в современном мире, и в армии в том числе, возрастает роль узких специалистов (психологов, социологов, социальных работников, юристов и т. д.) в сопутствующей воспитательной работе сфере, но многие воинские части не имеют в составе воинских частей достаточного количества специалистов в области профессиональной информационно-просветительской, культурно-досуговой, социально-педагогической, социально-профилактической, социально-психологической работы, что актуализирует вопрос о расширении роли и численности гражданского персонала с соответствующей профессиональной подготовкой в армии. Данные категории специалистов могли бы осуществлять как работу с личным составом в целом, так и методическое сопровождение воспитательной работы через системное социально-психолого-педагогическое образование и повышение квалификации командиров младшего и среднего звена, их социально-культурной и социально-коммуникативной компетентности в целом в рамках отделов воспитательной работы военных округов, соединений, воинских частей.

В третьем параграфе третьей главы — «Проблема гуманизма в армии п гуманистические принципы воспитательной работы» -

рассматривается связь гуманизма с теорией и практикой воспитательной работы в современной российской армии. Автор отмечает, что гуманность как идеал различных направлений гуманизма необходима прежде всего в тех профессиях, которые так или иначе связаны с помощью людям. К этим профессиям, называемым обычно помогающими, относятся медицина, социальная работа, педагогика и др. Что касается армии, то основными формами проявления в ней гуманности являются сострадание к мирному населению и великодушие к побежденному противнику.

Конкретизация проблемы гуманизма и проявлений гуманности в армии проявляется во всех процессах функционирования социального института армии, прежде всего в организации непосредственной жизнедеятельности военнослужащих в мирное, а не только в военное время. Гуманизация в общем плане означает, что личность военнослужащего — его жизнь, достоинство, честь, перспективы развития, профессионального роста — постоянно находится в поле зрения всех армейских подразделений, занимающихся воспитательной работой, выступая важной мерой, критерием эффективности их работы.

Современные тенденции демократизация армии и развития Вооруженных Сил Российской Федерации проявляются в приоритете защиты законных прав и свобод военнослужащего, обеспечения в армии гражданского равенства и социальной справедливости, системной и всесторонней социальной защиты военнослужащего, стимулирования боевой и общественной активности воина, развитие его творческой инициативы и возможностей влиять на выработку управленческих решений, в целом субъектности в рамках функционирования и развития института армии. Результатом совокупных воспитательных усилий должна быть личность военнослужащего - профессионала, патриота и гражданина свободной демократической России, которая бы соответствовала целевой установке, заложенной в Военной доктрине Российской Федерации по подготовке высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, способных обеспечить обороноспособность России и защиту её интересов, народа и территории как в мирное, так и в военное время.

В Заключении подводятся итоги проделанной работы, а также намечаются перспективы дальнейших исследований.

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих работах: Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

1. Барбаков, А. А. Гуманизм и гуманность [Текст] / А. А. Барбаков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. -Вып. № 11 (25). - Ч. П. - С. 43-48 - 0,3 п.л.

2. Барбаков, А. А. Проблемы и задачи совершенствования института воспитательной работы в современной российской армии [Текст] / А. А. Барбаков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. -Вып. № 8 (34). -Ч. И. - С. 51-56 - 0,3 п.л.

3. Барбаков, А. А. Проблема гуманизма в армии и гуманистические принципы воспитательной работы [Электронный ресурс] / А. А. Барбаков // Гуманитарные и социальные науки. Сетевое издание. - 2013. - Вып. № 5. - С. 58-66. Режим доступа: http://hses-online.ru/.

Статьи и публикации в прочих изданиях

4. Барбаков, А. А. Армия и гуманизм [Текст] / А. А. Барбаков, Е. П. Агапов // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: сборник научных статей. Вып. № 14 / под ред. П. Я. Циткилова; -Новочеркасск: НГМА; Ростов-на-Дону: «Логос», 2012. - С. 47-49 - 0,2 п.л.

6. Барбаков, А. А. Сострадание и великодушие как основные формы проявления гуманности в армии [Электронный ресурс] / А. А. Барбаков // 8ПкИа 8осюпописа. Электронный журнал по социальной работе. - 2012. -Вып. № 2 (5). - С. 63-64.-0,2 п.л. - Режим доступа: http://socionomica.sfedu.ru.

7. Барбаков, А. А. Судьба советских субботников [Текст] / А. А. Барбаков // Социальная работа на постсоветском пространстве: материалы

Первой научно-практической конференции / под ред. Е. П. Агапова. — Ростов-на-Дону: «Центр универсальной полиграфии», 2012. — С 69—70 — 0,2 п.л.

8. Барбаков, А. А. Воспитательная работа в истории российской армии [Текст] / А. А. Барбаков // Актуальные проблемы социальной истории: сборник научных статей. - Вып. № 14 / под ред. П. Я. Циткилова. -Новочеркасск: НПМА; Ростов-на-Дону: «Логос», 2013. — С.44-46 - 0,2 п.л.

9. Барбаков, А. А. Роль ополчений в истории русской армии [Текст] / А. А. Барбаков // Волонтёрская деятельность в России и за рубежом: история и современное состояние: сборник научных статей / под ред. Е. П. Агапова. — Ростов-на-Дону: «Центр универсальной полиграфии», 2013. - С. 50-53- 0,3 п.л.

Подписано в печать 21.11.2014. Формат 60x84 1/16 Гарнитура Times New Roman Бумага офсетная. Усл. печ.л. 1,5 Тираж 100 экз. Заказ № 363 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет»

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинала-макета в ООО «Ветеран»