автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Становление личности современной женщины
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление личности современной женщины"
На правах рукописи
КУЛИКОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА
СТАНОВЛЕНИЕЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
Специальность 09.00.01. - онтология и теория познания
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Иркутск 2004
Работа выполнена на кафедре философии Иркутского государственного университета
Научный руководитель: доктор философских наук,
профессор Коноплев Н.С.
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор Самбуров Э.А.
кандидат философских наук, доцент Щербаков Е.В.
Ведущая организация:
Кафедра философии, социологии и истории Иркутской государственной сельскохозяйственной академии
Защита состоится « 17 » декабря 2004 г. в 11.00. часов на заседании диссертационного совета Д 212.074,02 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук в Иркутском государственном университете по адресу: 664000, ул. К. Маркса, 1, ауд. 410.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Иркутского государственного университета
Автореферат разослан « 16 » ноября 2004г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук
Ю.А. Киселев
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Наша цивилизация воплощает некую уникальность, которая воспроизводится в факторе возрастающего значения личности. При этом личность все более отождествляется с творчеством. Это, в свою очередь, позволяет анализировать женское начало в условиях индивидуализации социума, выявлять подходы в изучении тех изменений, которые происходят с сущностью личности женщины.
Сущность женщины в традиционном представлении есть реализация ее природно-биологического назначения, но сегодня она несводима только к природе, поскольку женщина реализует себя как активный субъект системы общественных отношений. Складывается необходимость разграничения понятий «сущность женщины» и «сущность личности женщины». Сущность личности женщины выражается в творчестве и соотносится с изменчивостью, несвойственной ее природе. Эти основания создают условия философского осмысления сущности личности женщины в сегодняшней ситуации, кризисность которой заложена в противоречивости культуры и цивилизации.
Человечество с момента формирования социальной формы движения и до наших дней осуществляет поиск гармонии и равновесия между индивидуатьным и коллективным, прогрессом и традициями. Сегодня встает задача: как соединить культуру (основанную на традициях, которыми определяется востребованность социума) и цивилизацию (реализуемую процессами НТР, которая ориентирована на прогресс с его массовой индивидуализацией социума)?
Двигателем общественного развития является духовность, накапливаемая цивилизацией и фиксируемая культурой. Именно духовность формирует сущность цивилизации, а ее утрата означает деградацию, упадок и гибель, на что указывали в свое время И. Гердер, Ж.Ж. Руссо, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Ф. Энгельс, Н. Данилевский, В. Соловьев, Н. Бердяев и др. Прогресс как форма реализации цивилизации воплощается в разуме и творчестве мужского начала, тогда как женское начало является носителем культурных
традиций, воплощает в себе мудрость, основанную на жизненном опыте. В современном обществе в соотношении разума и мудрости - преобладает разум. Мудрость как проявление духовности женского начала еще полностью не востребована. Именно этот синтез приводит нас к пониманию того, что личностное начало женщины будет содействовать реализации всеобщей толерантности современного общества и осуществлять всепримиряющую общечеловечность. Поэтому, складывается возможность соотнесения культуры и цивилизации, поиск гармоничных способов взаимодействия человека и мира, мужского и женского начал. В этой связи изучение сущности личности женщины приобретает особую актуальность, а опыт предшественников имеет огромную ценность для решения поставленной нами проблемы.
Состояние и степень изучения темы. От античности до настоящего времени внимание мыслителей притягивала проблема выявления сущности мужского и женского начал в процессе культурно-цивилизационных преобразований. Обобщая достижения науки и человеческие знания в этом направлении, можно кратко изложить их следующим образом.
1. Индивидуально-личностное самовыражение в фокусе социокультурного процесса соотносилось с мужским началом, сущность женского начала осмысливалась и замыкалась в характеристиках второстепенного, пассивного, дополнительного, нуждающегося в покровительстве (Платон, Сократ, Аристотель, Ж. Ж. Руссо, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше , И. Кант, Г. Гегель и др.) .
2. Женское начало являет собой сосредоточение духовного, выраженного в любви и гармонии, того, что может спасти людей от взаимоистребления (В.С.Соловьев, НА. Бердяев, В.В. Розанов, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, З.Фрейд, Ю. Б. Рюриков, О .М. Баранова и др.).
3. Женское (фемининное) по отношению к мужскому (маскулинному) в цивилизационном процессе констатируется как другое, чуждое, неполноценное, неравное (С. Бовуар, С. Файерстоун, К. Миллет, X. Сиксу, Л. Иригарэ, Б. Фридан, Р. Брайдотти, Д. Батлер и др.).
4. Неповторимость сущности личности слагается из мужского и женского, где одно преобладает, и неравномерность их распределения рождает новое (Э. Фромм, 3. Фрейд, К Юнг, И. Фихте, В. фон Гумбольдт, Л. Фейербах, Ф. Виттельс, Ф. Альберони и др.).
5. Женское начало субъективно и пропорционально выражено во взаимодействии с мужским началом в различных сферах деятельности (Р.Столлер, Р.Унгер, Г. Рабин, К. Уэст, Д. Зиммерман, О.А. Воронина, М. Мид. В.И.Слабодчиков, Д. Майерс, Э. Эриксон, О.М. Здравомыслова, Е.Ю. Мещеркина, Л. Попова, А.А. Темкина, Г.А. Брандт, С.Г. Айвазова, Ю.Е. Алешина, Л.Ю. Бондаренко, О.В. Митина, Е.А. Здравомыслова, Т.А. Клименкова, Н.Л. Пушкарева, О.В. Артемьева и др.).
Анализ научной разработанности проблемы показывает, что имеющиеся труды отечественных и зарубежных авторов отражают отдельные аспекты самовыражения женщины и недостаточно выражают целостное философское осмысление сущности личности современной женщины в процессе преобразования социума, В связи с этим нам важно выявить, каким образом осуществляется реализация личностного начала женщины, как развертывается ее внутриличностное самовыражение и осуществляется становление личности современной женщины.
В качестве объекта настоящего исследования выступает жешцина как субъект социальных отношений.
Предмет исследования - историко-культурные, социально-психологические и философско-атропологические основания и подходы к изучению сущности женщины в процессе ее личностного развития.
Исходя из вышесказанного, целью диссертационного исследования является раскрытие характера личностного самовыражения женщины в ее бытийной, т.е. социально значимой выраженности. Указанная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
- выявить специфичность женского начала и раскрыть новые грани понятия «сущность личности женщины» в современном культурно-цивилизационном пространстве;
- выделить роль НТР и значение социокультурных факторов, влияющих на личностное развитие современной женщины;
- выявить методологические основания и подходы, способствующие изучению сущности личности женщины, характеризующие содержание женского начала в условиях синтеза культуры и цивилизации;
- определить основные сферы приложения сущностных сил женщины как способов, раскрывающих личностное начало женщины в параметрах устойчивости и согласующихся с ее сущностью, содействующих преобразованию ее личностного начала;
- определить роль и значение личностного начала женщины в сохранении семьи как социального института воспроизводства и социализации человека, поддержании духовности и самобытности человеческого общества;
проследить траекторию личностного развития женщины в производственной деятельности как активного, творческого субъекта, носителя гуманистических ценностей, способного претворять их в профессиональной деятельности.
Методология настоящего исследования направлена на раскрытие сущности личности женщины и определяется диалектически реализуемой философской антропологией с ее диалектико-системным подходом, опирается на установки всестороннего, комплексного, интеграционного подходов, включает в себя методы и подходы частно-научного характера, такие как: социально-психологический подход, вбирающий в себя методы психоанализа, характероанализ, контекстуальный анализ и др., тендерный и акмеологический подходы. В диссертации применяется структурно-функциональный анализ, который позволяет, с одной стороны, осмыслить природу женского начала как целостности, с другой - выявить и описать специфику личностного самовыражения женщины в условиях синтеза культуры и цивилизации.
Используется гендерно-эгалитарный подход, который предполагает концепцию единства и равнозначности полов, нашедшим свое воплощение в содержании первой и второй глав работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
1. раскрыты новые грани сущности личности женщины, такие как: духовность и мудрость, характеризующие ее внутренний мир, функционально реализующийся в картине женской реальности как значимой основы межличностного взаимодействия, а также претворяемый в личностно воплотимой творческой деятельности;
2. выявлены уровни и исследованы предпосылки реализации личностного начала женщины, в которых нашла выражение диалектика соотнесенности устойчивости и изменчивости как природных характеристик личности;
3. определена аксиологическая значимость семейной и профессиональной сфер в жизнедеятельности женщины как среды, где ее личностное начало реализует себя в субъект-субъектном взаимодействии;
4. проанализирован духовный потенциал личностного начала женщины, являющий собой надежду в ожидаемой толерантности XXI века;
5.определены основные проблемы и трудности личностно-профессионального становления современной женщины.
В связи с этим на защиту выносятся следующие положения;
1. Личностное начало женщины в условиях НТР есть значимая основа возрождения духовности и сохранения культурно-цивилизационных основ существования, оно характеризуется не социальной активностью, а устойчивостью в передаче традиций и ценностей человеческого рода.
2. Сущность личности женщины сосредоточена в ее духовности и мудрости, которые раскрываются в процессе преобразования себя, в способности возвыситься над своим природным бытием, освоить социокультурное пространство, созданное другими людьми и создать свой собственный мир, в котором индивидуальное дополняется высшими надличностными гуманистическими ценностями.
3. Гуманитарная научно-исследовательская программа (ГНИП) есть конкретно-научное познание сущности личности женщины, выявляет специфику ее индивидуально-личностного самовыражения в современном социокультурном пространстве.
4. Динамика, характер раскрытия личностного начала женщины представляется в картине женской реальности, в значимых для нее сферах приложения сущностных сил и подтверждается смыслообразующей деятельностью, благодаря чему личность женщины предстает в духовном воплощении в конкретной жизнедеятельности.
4, Женско-производственная выразимость имеет тендерную обусловленность и реализуема в гармоничном сочетании смыслозначимых ролей и стратегий профессионализации.
5. Личностное начало женщины играет важную роль в созидании и отлаживании цивилизационной системы общественных связей, позволяет более содержательно воплощать толерантный настрой общества.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Материалы диссертации раскрывают методологические подходы изучения сущности личности женщины, расширяют область изучения личностного начала женщины в социокультурной реальности, позволяют рассматривать смыслообразующую деятельность как процесс, раскрывающий ее творческий потенциал в значимых сферах социального бытия. Содержание и выводы исследования могут найти применение в разработке программ по гуманизации общества, в практике преподавания, в дальнейшем исследовании сущности личности современной женщины.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования представлены в выступлениях автора на IV Международном гуманитарном конгрессе в г. Иркутске, 13-16 сентября 2004 г.; на научно-практических конференциях кафедры философии Иркутского государственного университета «Методологическое обеспечение современных философских проблем» (апрель
2002 г.; март 2003 г.; апрель 2004 г). Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре философии Иркутского государственного университета.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении раскрыта актуальность темы, определяется степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования, выделяются его методологические основания. Здесь же излагается научная новизна, приводятся данные по апробации результатов исследования, указывается его научно-практическая значимость.
В первой главе - «НТР как инспиратор женского самовыражения» -рассматривается влияние НТР на женское самовыражение, выявляется своеобразие женской природы и сущности личностного начала женщины. Рассматриваемая проблематика позволила выявить методологические подходы в изучении личностного начала женщины, представить их в системе ГНИП, отражающей картину личностного самовыражения женщины, а также результаты этого самовыражения. Исходя из различных подходов и методов ГНИЛ, раскрывается содержание понятий «сущность женщины», «сущность личности женщины». С позиций принципа соединенности, взаимообусловленности и взаимозависимости раскрывается личностное начало женщины в балансе устойчивого и изменчивого. Подобное «равновесное» состояние в ней есть единение разума и мудрости, способного вывести человечество из тупика существующих проблем.
В первом параграфе - «Женская составляющая» личностной проблематики: историко-философский подход» - дан историко-философский экскурс представлений о сущности женского начала от мифологии до современности. Выявляется, что в обществе с античных времён складывается идеал женского начала, в основе которого лежит культ покорности. Характеристиками ее сущности становятся: благожелательность, очарование, скромность, послушание, сострадание, смирение, целомудрие. Динамичное
развитие общества все более утверждало цивилизационные основы жизни. Но цивилизация развивается в разной соотнесенности с культурой. Процесс взаимодействия культуры и цивилизации более успешно осуществляется в западной цивилизации, где складывается традиция представлять сущность женского начала через характеристики материального, пассивного, телесного, чувственного, неполного, подчиненного, но крайне необходимого носителя душевных сил в жизнедеятельности цивилизации.
В русской философии сущность женского начала не замыкается в характеристиках второстепенного и подчиненного. В нем сосредоточены устойчивые характеристики: духовность и жертвенность, отдача себя другим, беззаветная любовь, преданность и др. Женское начало здесь ассоциируется через категорию любви, оно свободно, ведь любовь есть гармония «я» и «не я». Она достигается, скорее, не самоотречением, а равновесием интересов, мыслей, чувств. Женское начало преодолевает эгоистическую обособленность своего Я, проявляет максимальную устойчивость в отдаче, жертвенности, которые на протяжении веков демонстрирует
В параграфе делается вывод, что к началу XX века НТР, закрепляя цивилизационные основы жизни, мужскую значимость и индивидуальность, формирует новый взгляд на сущность женского начала, согласно которому оно признавалось самостоятельным и равным мужскому.
Во втором параграфе - «Устойчивость женской природы - предпосылка спецификация характера женщины» - раскрывается современное состояние проблемы выявления сущности женского начала в синтезе культуры и цивилизации. Отмечается, что в настоящее время расширяется «поле» исследовательских интересов, связанных с проблемами бытия человека, осмыслением значимости культурных традиций в жизни социума.
В параграфе показано, что женское начало в природе и культуре имеет глубинный, скрытый потенциал, обладающий устойчивостью и культурной выраженностью. Женский характер отличается продуктивной восприимчивостью, поиском покровительства, реализмом, терпимостью и
материнским отношением. Отмечено, что в каждом индивиде оба характера переплетаются, но с преобладанием черт, принадлежащих либо к «его», либо к «ее» полу. Одно преобладает, и неравномерность их распределения придает личности неповторимость. В этой неодинаковости утверждается целостность, сохраняется индивидуальность, осуществляется преобразование личности.
Эти положения находят отражение в современной теории андрогинности и тендерных исследованиях, где природные различия полов бесконечно взаимообогащают слияние целого, а единство мужского с женским раскрывает целостность человека. Сохранение этой целостности есть гармония, а утрата -трагедия. Во взаимодействиях между мужским и женским полом должна быть пропорциональная выраженность. Это важно в том отношении, чтобы соблюдалось общественно выраженное равенство между мужчиной и женщиной, ведущее к синтезу культуры и цивилизации. Раскрытие теории андрогинности и тендерной целостности человека в современных условиях, есть способ, в соответствии с которым выявлена устойчивость женской природы, что и является главным в толерантно расположенной личности женщины. Эти основания подводят автора к пониманию того, что андрогинность присутствует в человеке независимо от пола, она данность. Гендерность же человека выражает соотнесенность его биологической природы с социокультурной реальностью, ролями и функциями, которые он выполняет.
Автор выявила, что женщина выступает в истории культуры как хранительница завоеваний и устойчивых традиций, за ней наблюдается большая склонность к консерватизму, сохранению стабильности. Достоинство женщины - в бытии и существовании, в том, что она есть. Ее прогресс выражается в создании нового типа женственности - утонченно-прекрасного, совершенного и взыскательного.
В параграфе делается вывод о том, что человечество с момента формирования социальной формы движения материи осуществляет поиск гармонии и равновесия, признания равнозначности обоих начал, выявления в женском - эмоционально-духовной основы, ее природной мудрости и
доверчивости как основы контакта межличностного и межнационального диалога, умений выстраивать паритетные отношения.
В третьем параграфе - «Всепримиряющая общечеловечность - главное в «толерантно выраженной» личности женщины» - осуществляется широкое раскрытие сущности личностного начата ЖЕНЩИНЫ В синтезе культуры и цивилизации с позиций гуманитарных наук. Система гуманитарных наук исследует содержание духовной стороны личности женщины как основы, вокруг которой развертывается содержание ГНИП. ГНИП - это программа научного исследования, отражающая картину личностного самовыражения женщины в культурно-цивизлиационном пространстве, методами
гуманитарных наук. Ее содержание выражает тенденции социальных связей, определяемых новой парадигмой духовности, способствует раскрытию сущности личности женщины как устойчивой формы, имеющей культурную выраженность и воплощающей в себе любовь и мудрость Она обращена на то, чтобы женщина не только самоопределилась, но в ходе практическою отношения к миру осуществила бы в себе формирование подлинной человечности, то есть преобразовывала бы себя в личность.
В параграфе обосновывается значимость ведущей методологической позиции в исследовании личностного начала женщины, требующей рассмотрения ее природы как целостности. Диссертант показывает, что наиболее адекватным познавательным принципом, на основе которого возможно исследование и выявление сущности личности женщины, является принцип системности, или системно-структурный подход, включающий в себя системное анатизирование, структурно-функциональный анализ и другие общенаучные методы. Они рассматривают личностное начало женщины как развивающуюся систему, раскрывают ее сущностную природу и принципы развития, функционирование отдельных структур этой целостной системы, выявляют ее внутренние и внешние связи, позволяют увидеть процесс личностного роста, переход от одного состояния к другому и изучить характеристики переходных изменений. В целом, создают основу для
применения в ГНИЛ междисциплинарных методик, служат фоном развертывания конкретной методики исследования.
В параграфе раскрывается содержание нескольких подходов (социально-психологического, тендерного и акмеологического), многоаспектность которых позволила раскрыть сущность личности женщины, определить смысл и назначение личностного начала женщины в современном мире - содействовать сохранению диалектической соотнесенности устойчивого и изменчивого в системе социальных связей и отношений.
Социально-психологический подход (методы психоанализа, характероанализа, контекстуатьного анализа) основывается на общих положениях психоанализа и теории влечений, где базовыми влечениями являются влечения к жизни (Эросу) и к смерти (Танатосу). Автор выделяет роль психосексуальной энергии женщины, оказывающей воздействие на все сферы деятельности, выявляет специфику восприятия женщины, особенности характера и формирование устойчивой ориентации на социальный и профессионатьный успех. Отмечает, что, во-первых, ориентация на Эрос в жизни женщины является смыслообразующей составляющей, а не только осью ее биологического цикла. Эрос, любовь наполняют энергию индивидуального начата, направляют на раскрытие Сверх-Я. Присутствие энергии индивидуального начала формирует личность женщины, где духовный фактор становится преобладающим. Во-вторых, отсутствие Эроса и любви ведет к невротическим синдромам и психопатологии, способствует развитию негативных черт в характере и поведении женщины, выявляет индивидуатьно-своеобразный комплекс устойчивых личностных особенностей женщин, присущие личностным типам формы, способы достижения целей и самопроявления в общении с другими людьми.
С позиции контекстуального анализа автор отмечает, что в основе женской природы лежит установка на единство с миром в соответствии с формулой женского восприятия «я есть ты». Источником специфики женской природы, ее мышления, восприятия является опыт семейной жизни. Именно то,
что на протяжении длительной истории сферой жизнедеятельности женщины была семья, где приоритетными являлись забота, любовь, сочувствие стало причиной специфичного женского мышления, основанного на чувствах и интуиции. Женская интуиция есть что-то врожденное, таинственное. Во взаимоотношениях в семье очень много такого, что невозможно выучить, вычитать. Повседневная, «в высшей степени деликатная работа женщины» как матери, жены всегда требовала знаний конкретных, связанных с чувством индивидуальности каждого члена семьи, с чувством контекста всех условий их жизни, отсюда специфика женского мышления - эмоционально-интуитивное, не исключающее рациональное, представляющее единство с ним.
Женское мировосприятие отличается большей ориентацией на конкретную ситуацию и взаимосвязь людей друг с другом. Специфика женского «образа мысли» заключается в субъективном факторе, то есть женщина воспринимает явления, ситуацию через «здесь и теперь», ее рефлексия устремлена на последствия, так как люди при определенных обстоятельствах не оппоненты в соревновании прав, а члены сети отношений, от продолжения которых они зависят. Автор находит, что социально-психологический подход ГНИЛ характеризует специфично женский образ мировосприятия, который не хуже и не лучше традиционного. Он просто другой еще и потому, что для женского менталитета в моральной сфере определяющими оказываются понятия заботы, понимания и доверия.
При раскрытии сущности и значимости личности женщины в сфере общественных отношений особое значение приобретает гендерный подход. Диссертант раскрывает суть выделенных аспектов: сущностного, экономического, ценностного и биологического, содействующих изучению личностного начала женщины. В параграфе характеризуются гендерные стереотипы, рати, нормы поведения и морали, соотносимые с ним. Так, например, к позитивным чертам женского стереотипа автор относит: теплоту, эмоциональную поддержку, уступчивость, склонность к опеке, большую чувствительность, меньшую агрессивность. Стереотип «женственности»
является своего рода характеристикой женского начала, допускает власть эмоций: женщина всегда должна быть сострадательной, милосердной, нежной, доброй по зову сердца и воле разума. Власть чувств, эмоций в ней превосходит голос разума. Женщина всегда может сказать «я больше не могу», найти убежище в слабости. Силы воли как характеристики «женственности» в сложившемся стереотипе не существует. С изменениями в обществе уходит устойчивая зависимость образа женщины от сферы домашних забот. НТР вынуждает изменить представление о женщине. Ее мягкость, заботливость, уступчивость, милосердие сочетаются иди заменяются напористостью, деловитостью, агрессивностью и другими качествами, нехарактерными для женского начала, разрушающими ее природную устойчивость. А вместе с тем, современной женщине нет необходимости отказываться от особенностей поведенческого стиля, морально-этических качеств, грациозности и эстетизма ее природы, вырабатывавшихся в течение тысячелетий. Нужно сказать больше. Эти особенности есть достоинства женского начала, их нужно стремиться сохранять, утверждая целостность личностного начала.
Диссертант констатирует, что динамичное развитие цивилизации, содействует изменению ценностного мира женщины. Ведущими для женщин остаются ценности: семья и дети, уверенность в себе, творчество, чуткость, терпимость; значимыми становятся ценности: материально обеспеченная жизнь, интересная работа и продуктивная жизнь, независимость, образованность и жизнерадостность, эффективность в делах, смелость в отстаивании собственного мнения и чуткость. Отмечается и то, что духовно-нравственные ценности не сломлены под натиском рынка, и общество в лице женщины располагает механизмом самозащиты, сопротивления духовно-нравственному разрушению.
Глобальные социально-экономические изменения, доступ к образованию, информации изменили положение женщин на рынке труда, повысили ее социальный статус. Возникает понятие «экономическая независимость», соотносимое с личностным началом женщины, характеризующее его как
активного экономического субъекта. Приложение ее сущностных сил рассматривается в сфере экономики как значимое вне зависимости от того, какая это сфера занятости - семейная, где женщина-домохозяйка выполняет максимально полезные функции, или производственная, где она реализует себя в профессии. Никто не оспаривает права женщин на профессиональную творческую жизнь. Речь сегодня идет о другом: «свобода» женщины, ее полная отдача жизни общественной и профессиональной слишком часто оборачивается бедой в ее же собственной семье. В широком спектре проблем современного общества есть новая проблема - проблема сохранения женского начала в женщине и мужского в мужчине.
Источник своеобразия женской природы автор обнаруживает в особенностях ее биологического строения, основываясь на генетическом и эволюционном аспектах тендерного подхода. Согласно им женское начало реализует консервативную тенденцию эволюционного процесса, сохраняет то, чго уже создано, закрепляет признаки, которые необходимо передать по наследству. Женский пол сохраняет в своей генетической памяти все более ценные приобретения эволюции, он ориентирован на выживаемость. С этих позиций хорошо объяснимы многие особенности женского организма, целостность которых составляет специфику сущности женщины. Природа регулирует развитие человека, и в этой регуляции есть загадка.
В параграфе автор подчеркивает, что существующие биологические различия палов есть части единого целого - человека. Равнозначность их неоспорима в современном мире. Действительность говорит о том, что человеческое бытие изначально существует в двух плоскостях. Оба начала стремятся к познанию друг друга и взаимодействию. Абсолютная биологическая равноценность мужского и женского пола не означает абсолютной их идентичности; напротив, именно в различиях между ними заключается смысл существования.
Характер самовыражения, самоопределения личностного начала женщины в профессии раскрывает акмеологический подход ГНИП. Самореализация
женщины в профессиональной среде определяется ею как ценность. Профессиональная самореализация - есть наполненная экзистенциальным смыслом реализация ее потребностей, оформленная как социально значимая деятельность, в которой органично слиты все компоненты личности, раскрывающиеся на этапе зрелости. Личность женщины выходит на уровень рефлексии, осознания собственной значимости и социальной пользы, профессиональной зрелости, готовности к творческому совершенствованию и принятию индивидуальной ценности «Я». Это дает основания рассматривать профессиональную деятельность как путь личностного совершенствования.
Автор отмечает, что профессиональное становление личности женщины должно быть «встроено» в общую систему ее жизненных планов и целей, а не служить простой адаптацией к социальным требованиям, ведущим к выполнению объема работы и блокированию творческого начала при ее выполнении. Именно обретение смысла жизни - основная экзистенциальная проблема, она оформляет и направляет личность женщины по пути личносгаого развития, которое в итоге «венчается состоянием «плодотворности» (Э.Фромм), «самоактуализации» (А.Маслоу), чувством «эгоидентичности» (Э.Эриксон). Только органичное сочетание профессиональных и экзистенциальных смыслов личности женщины обеспечивает удовлетворенность собственной жизнью и содействует гармоничному развитию ее личностного начала.
Выделенные методологические позиции ГНИЛ выявляют в женской сущности специфические особенности, в которых отражается система качеств, составляющих материальный субстрат, материальную основу женского бытия, в рамках которой формируются психические и социальные качества. Сущность личности женщины определяется автором как интегральное качество, возникающее в результате взаимодействия ее природно-биологической, психической и социальной подсистем. Таким интегральным качеством, в котором развертывается личностное начало женщины, ее природный и социальный потенциал бытия, является духовность. Суть духовности
женщины раскрывается в способности возвыситься над своим природным бы гаем, освоить социокультурное пространство, созданное другими людьми и создать свой собственный мир, в котором индивидуальные качества (способности, потребности, установки и др.) дополняются высшими надличностными гуманистическими ценностями
В диссертации подчеркивается, что выделенные методологические подходы ГНИЛ в совокупности отражают картину женской реальности, в которой раскрывается процесс становления личности женщины в культурно-цивилизационном пространстве. Картина женской реальности автором представлена в схеме и раскрывает взаимодействие функциональной и личностной плоскостей, наполненных смыслозначимыми сферами приложения ее с>тдностных сил, где она находит цели, ценности и идеалы, обретает стиль и принципы жизни, проявляет себя как ценное и значимое для других. Смыслом существования женщины является самоотречение, растворение себя, посвящение себя кому-либо через принятие объекта своей любви в свой душевный мир Это, по мнению автора, является проявлениями мудрости и направленности личности женщины, которая на всем протяжении человеческой цивилизации охраняла цивилизацию от рационального самоуничтожения. Взаимодействие плоскостей картины задают вектор развития личностного начата женщины, выявляют уровни раскрытия личностного потенциала женщины в условиях синтеза культуры и цивилизации.
Подводя итог первой главы, имеющей теоретическую направленность в изучении характера женского самовыражения в условиях влияния НТР. автор показывает, что раскрытием научно-философского содержания понятия «сущность личности женщины» осуществлено его методологическое обеспечение. Женское начало выступает фокусом культуры и цивилизации, транслирует социокультурный опыт, вскрывающий ее личностное начало. Анализ методологических подходов позволяет представить процесс становления личности современной женщины как многоуровневое движение, смыслообразующую деятельность усвоения ею определенной системы
ценностей, норм, принципов той социальной общности, в которой она функционирует как значимое, как субъект системы общественных отношений.
Вторая глава - «Производственно-бытовая сфера в фокусе женского освоения» - реализует теоретические компоненты содержания сущности личности женщины в их практическом преломлении.
В первом параграфе - «Бытоукладные подвижки наших дней -результат интенсификации женского присутствия в семье» - подвергается анализу современное состояние семьи, где личностное начало женщины является центром сосредоточения и раскрытия духовности, любви, ценностей человеческого рода, несет на «своих плечах» груз великой ответственности за сохранение духовного здоровья семьи и общества.
Отмечается, что семья как основа общества покоится на паритете поколений отцов и детей, на динамически-равновесном воспроизведении ими различных связей и отношений. Она диалектически сочетает в себе культуру и цивилизацию, где поколение отцов обеспечивает передачу знаний и традиций, а поколение детей обновляет информацию и приобщается к традициям, стремясь сохранить их в своей жизнедеятельности как значимое и ценное. Однако современные тенденции развития семьи обналичивают ее кризисное состояние.
Существующая сегодня «демосемья» растрачивает свои функции. демонстрирует отстраняющийся тип лидерства, то есть практически безвластие, что чаще всего ведет к развалу семьи. Само по себе наличие двух равноправных начал в семье явление перспективное. Однако «демократический стиль» в семье не всегда складывается как демократический, и без ведущего начата семья существовать не может. В ней, как и в семьях другого типа, растрачивается духовный аспект, выражающийся в любви и традициях. С утратой семейных традиций человек растрачивает богатство духовного мира, становясь заложником материальных благ, теряет человеческое в себе.
В параграфе показана особая значимость женщины, мудрость, опыт, знания которой содействуют наполнению ценностного мира ее детей, развитию культуры чувств, эмоций и общения в семейной среде. Женщина в
семье формирует вокруг себя духовный центр, проявляет заботу о детях, муже, родителях, т.е. вкладывает часть «себя» в них. В этом видится автору основная миссия современной женщины, раскрывающая недра духовного богатства в семейной среде.
Отмечается, что семья, дети являются объектом проявления любви и реализации женской сущности. В любви женщина находит значимость приложения сущностных сил. что соответствует ее природной устойчивости и ценностным представлениям. Семья остается той средой, в которой личностное начато женщины получает для себя смысл подлинно человеческого существования, определяет пути и способы самореализации в разных сферах деятельности.
В параграфе делается вывод, что личностное начало женщины, воплощающее в себе жизнетворящую мудрость, призвано решать главную задачу - сохранение семьи. Проявляя устойчивую выразимость в присущих ей качествах: терпеливости, милосердии, сочувствии, заботливости женское начато содействует развитию толерантности в системе человеческих отношений.
Во втором параграфе - «Женско-производственная выразимость профессионального саморазвития: смыслы, проблемы, результаты» -обосновывается тезис о том, что производственная деятельность (на примере педагогической деятельности) выступает способом реализации личностного начала женщины. Социально-экономические условия современного российского общества и характер семейных отношений определяют содержание и уровень профессиональной самореализации личностного начала женщины в одной го сфер профессиональной деятельности - системе образования. Это означает, что особенностью профессионализации женского начала в педагогической деятельности является тендерная обусловленность.
Автор выяснила, что самореализация женщины в педагогической профессии связана с особой формой трансляции ее сущностных сил в область межличностных отношений через личностные «вклады» в других
(персонализацию) и ориентацию на внешнюю позитивную оценку. Особое значение в личностно-профессиональном развитии для женщин-педагогов имеет наличие творческого коллектива единомьшленников и позитивная оценка их деятельности окружающими, некая «обратная связь», возможности и потребности передать педагогический опыт, поделиться достижениями. Сфера человеческих контактов становится центром внимания, пространством реализации личностного начала женщины в педагогической профессии Прежде всего, это реализация себя в отношениях с другим (учащимся, коллегой, родителями и т и ) Эта потребность приложения сущностных сил есть выход более высокий уровень личностного развития
В исследовании обосновывается, что особенностью самореализации женщины является ее тендерная обусловленность, влияющая на стратегии профессионализации, поскольку профессиональная роль либо подчинена тендерной, либо с ней соотносится В процессе профессионально-личностного развития присутствуют несколько стратегий (отказ от профессионатизации в пользу тендерной роли, подчинение профессиональных стремлений тендерной рати, ориентация на совмещение профессиональной и гендерной роли, выбор профессионального продвижения при поддержки семьи), взаимосвязь которых создает разумную расстановку сил в распределении ратей и раскрытии личностного начата женщины значимых для нее сферах жизнедеятельности Это определяет характер, цели и способы самореатизации женщины в педагогической профессии
В параграфе делается вывод о том, что перечисленные стратегии профессионализации в педагогической деятельности раскрывают личностное начато женщины в параметрах устойчивости, согласуются с ее сущностью. Реатизация себя в профессиональной педагогической среде по природе своей для женщины имеет востребованность, носит характер полезного для другого, выводит женское начало на новые рубежи личностного совершенствования
В третьем параграфе- «Характер «отхода» крепнущей феминизации от веками наработанных сообществом мужских стандартов» - раскрываются
достижения НТР, характеризующие уровень развитая современной цивилизации, обналичивающие кризис человека. Причиной происходящих в мире негативных тенденций, отмечает автор, является сам человек, потерявший веру в нравственные, духовные ценности, смысл человеческой жизни.
Динамичное развитие НТР создает среду и условия обновления человека, поскольку человек ищет пути и средства реализации своего творческого потенциала, способы выживания в условиях российской действительности Сложившиеся тенденции развития цивилизации уводят нас от веками наработанных «мужских стандартов», содействуют распространению процесса феминизации. Женское начало приобретает маскулинизированные черты, присущие от природы противоположному полу: агрессивность, амбициозность и властность, напористость, независимость и др. Уместно вспомнить слова выдающегося русского хирурга Н.И. Пирогова о том, что женщина с мужским образованием и даже в мужском платье должна оставаться женственной и никогда не пренебрегать развитием лучших дарований своей женской природы. Удивительно точно выразил Н.И. Пирогов замысел нашей идеи, ведь совершенно очевидно, что чрезмерная социальная активность женщины, которую она сегодня демонстрирует, содействует рассогласованности ее природной устойчивости. По сути, женщина организует свою сущность в деятельностно-изменчивом проявлении, в чуждых ей «мужских стандартах» поведения. А ведь вспомним, что еще Ф.Бэкон отмечал, что счастлив тот, чьи занятия согласуются с его природой. Осмысливая свое будущее, нам стоит обратиться к старине, которая не была глупа, а сохранила в себе мудрость так необходимую нам сегодня.
Обобщая содержание параграфа, автор отмечает, что подобное обновление - разрушительный процесс. Попытка овладеть основами мужского начала может в дальнейшем привести к разрушению социальной формы движения материи, поскольку социальная форма движения материи существует в балансе устойчивого и изменчивого. При уменьшении устойчивости женского начала, при тяготении к установкам изменчивости, этот баланс нарушается. Только
синтез разума и мудрости, присущий женскому и мужскому началам, будет являться основой совместного выживания.
В параграфе делается вывод о том, что на протяжении длительного времени существования человеческого общества женщина своей мудростью содействовала сохранению цивилизации от самоуничтожения, старалась привить в семейной среде те элементы мудрости, которыми сама обладает. Отсюда личность женщины характеризуется не творчеством, которое в наши дни соотносимо с женским началом, не социальной активностью, которую она демонстрирует, а тем, насколько она сохраняет и транслирует человеческие ценности в значимые для нее сферы.
Подводя итоги всему исследованию, выполненному на основе онтологического развертывания содержания сущности личности женщины, автор формулирует выводы. Будучи воплощением традиций, личность женщины наиболее полно раскрывается в социальном окружении и как бы растворяется в нем, играя важную роль в развивающихся общественных связях, более содержательно воплощает толерантный настрой социума. Сущность личности женщины представлена содержанием внутреннего мира, выступает как форма свободного саморазвертывания ее личности, как диалогическое соединение традиций и прогресса, коллективного и индивидуального. Поэтому высшей формой социальной практики
воплощения личностного начата женщины нужно считать толерантность. которая должна стать ориентиром в современных человеческих взаимоотношениях
Диссертация как философское осмысление процесса личностного развития женщины в современном обществе, роли личностного начала женщины в синтезе культуры и цивилизации - на данном этапе представляет собой определенный итог в раскрытии онтологической сущности личностного начала женщины, открывает перспективу для выявления того, что толерантность как перспектива подлинной человечности широко осуществима личностным началом женщины.
В заключении подведены итоги, изложены
мечены
перспективы развития темы.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Куликова Л.Г. Методы гуманитарных наук как способ познания сущности женщины в современном мире // Методологическое обеспечение современных философских проблем: Сб. науч. тр. -Иркутск: ИГУ, 2004. -Вып.4.0,5 п.л.
2. Куликова Л.Г. Тендерный подход как способ изучения личностного начала женщины в условиях ее социальной активности // Материалы IV Международного гуманитарного конгресса. 14-16 сентября 2004 г. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та. 2004. 0,5 п.л.
3. Куликова Л.Г. Профессиональная деятельность как путь личностного совершенствования современной женщины // Актуальные проблемы современной науки. - М.: Изд-во «Компания Спутник+», 2004. - №6. 0,8 п.л.
Подписано к печати 11.11.04. Формат 60x84 1/16. Бумага типографская. Печать RISO. Заказ 12.Тираж 100 экз. Усл.печл. 1,0
Отпечатано в ОПВЦ ИГУ 664025, Иркутск, б. Гагарина, 20 Л.Р.020592 от 09.07.97
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Куликова, Лариса Геннадьевна
Введение.
Глава 1. НТР как инспиратор женского самовыражения.
1.1. «Женская составляющая» личностной проблематики: историко-философский подход.
1.2. Устойчивость женской природы - предпосылка спецификации характера женщины.
1.3. Всепримиряющая общечеловечность - главное в «толерантно выраженной» личности женщины.
Глава 2. Производственно-бытовая сфера в фокусе женского освоения.
2.1. Бытоукладные подвижки наших дней - результат интенсификации женского присутствия в семье.
2.2. Женско-производственная выразимость профессионального саморазвития: смыслы, проблемы, результаты.
2.3. Характер «отхода» крепнущей феминизации от веками наработанных сообществом мужских стандартов.
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Куликова, Лариса Геннадьевна
В современных условиях осуществляется все большая индивидуализация общественной жизни. Это видно по тому, какую значимость приобретает сегодня индивидуальность. Наша цивилизация воплощает некую уникальность, которая воспроизводится в факторе возрастающего значения личности.
Коллизии современной истории нашей страны обостряют внимание к культурно-цивилизационному измерению истории. Злободневным оказалось как соотнесение себя с цивилизацией, ощущение «духовного разрыва» с ней, так и соотнесение себя со слоем национальной традиционной культуры, разрушенным в процессе реформирования общества. Настоящий цивилизационный кризис - это утрата прежнего и поиск нового смысла существования человека и общества. Сегодня происходит перевооружение сознания людей, переход к пониманию первичности культуры в жизни человеческих сообществ. Это, в свою очередь, по-новому ставит вопрос о том, как должны раскрываться общественные отношения, если, повторяем, они все более индивидуализируются. Трансформационные процессы, происходящие в обществе, обнажают духовный кризис цивилизации, приводят человечество к пониманию необходимости построения цивилизации на принципах гуманистических ценностей, плюрализма и толерантности, позволяют анализировать женское начало в условиях индивидуализации общества, выявлять подходы в изучении тех изменений, которые происходят с сущностью личности женщины.
Система общественных отношений и связей пронизана культурой, которая зарождается в недрах человеческой истории. Она представляет определенный способ человеческого бытия, в котором формируются материальные и духовные ценности. Все, в чем и чем человек жил - все это культурные реальности, развитие которых протекало в коллективных формах, а их сохранение и передача, в различных культурах, принадлежало женскому началу. Именно традиции характеризуют отношения таких общностей как семья, род, этнос, нация. В них складываются условия для реализации индивидуальной человеческой деятельности, основанной на способности к умножению знаний и изобретению нового. Ведущим началом, в котором реализуется прогресс, творческий гений индивидуальности, становится мужское начало, а развитие техники, технологий, научных знаний превращается в ведущий детерминант общественного развития. При этом личность все более отождествляется с творчеством, и соотносится с мужским началом.
Современная цивилизация, развивающаяся в стандартах «рацио» (мужских стандартах), вызывает «обновление» сущности женщины. В философском плане под «сущностью» мы понимаем реализацию личностного начала. Однако сущность женского начала традиционно определялась как реализация природного назначения и соотносиласьебиологической организацией. В современных условиях культурно-цивилизационного развития женское начало иначе себя реализует, становится активным субъектом деятельности. НТР содействует изменению понимания сущности женского начала, вносит в содержание этого понятия новые характеристики. Опираясь на приведенное определение в своем изложении мы пытаемся придать понятию «сущность женщины» духовную направленность, согласно которой оно преобразуется в «сущность личности женщины» и будет выступать способом гармоничной соотнесенности индивидуального и коллективного. Следовательно, эти основания создают условия философского осмысления сущности личности женщины, всего процесса становления личности современной женщины в ситуации, кризисность которой заложена в противоречивости культуры и цивилизации.
Человечество с момента формирования социальной формы движения и до наших дней осуществляет поиск гармонии и равновесия между индивидуальным и коллективным, прогрессом и традициями. Сегодня встает задача: как соединить культуру (основанную на традициях, которыми определяется востребованность социума) и цивилизацию (реализуемую процессами НТР, которая ориентирована на прогресс с его массовой индивидуализацией социума)?
Двигателем общественного развития является духовность, накапливаемая цивилизацией и фиксируемая культурой. Именно духовность формирует сущность цивилизации, а ее утрата означает деградацию, упадок и гибель цивилизации, на что указывали в свое время И. Гердер, Ж.Ж. Руссо, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Соловьев, Н. Бердяев и многие другие мыслители. Прогресс как форма реализации цивилизации, как отмечалось выше, воплощается в разуме и творчестве мужского начала, тогда как женское начало является носителем культурных традиций, воплощает в себе мудрость. В современном обществе в соотношении разума и мудрости преобладает разум. Мудрость как проявление духовности женского начала еще полностью не востребована. Именно этот синтез приводит нас к пониманию того, что личностное начало женщины, воплощающее в себе традиции и мудрость, будет содействовать реализации всеобщей толерантности современного общества и осуществлять всепримиряющую общечеловечность. Поэтому, складывается возможность соотнесения культуры и цивилизации, поиск гармоничных способов взаимодействия человека и мира, мужского и женского начал. В этой связи изучение сущности личности современной женщины приобретает особую актуальность, а опыт предшественников имеет огромную ценность для решения поставленной нами проблемы.
Состояние и степень изучения темы. От античности до настоящего времени внимание мыслителей притягивало изучение проблем взаимодействия мужского и женского начал, выявление сущности каждого из них в процессе культур-но-цивилизационных преобразований. Обобщая достижения науки и человеческие знания в этом направлении, можно кратко изложить их следующим образом.
1. Индивидуально-личностное самовыражение в фокусе социокультурного процесса соотносилось с мужским началом, сущность женского начала осмысливалась и замыкалась в характеристиках второстепенного, пассивного, дополнительного, нуждающегося в покровительстве (Платон, Сократ, Аристотель, Ж.Ж. Руссо, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель и др.).
2. Женское начало являет собой сосредоточение духовного, выраженного в любви и гармонии, того, что может спасти людей от взаимоистребления (B.C.
Соловьев, H.A. Бердяев, B.B. Розанов, JI.П. Карсавин, Д. Мережковский, С.Л. Франк, 3. Фрейд, Ю.Б. Рюриков, О.М. Баранова и др.).
3. Женское (фемининное) в цивилизационном процессе констатируется как другое, чуждое и неполноценное, лишенное прав (С. Бовуар, С. Файерстоун, К. Миллет, X. Сиксу, Л. Иригарэ, Б. Фридан, Р. Брайдотти, Д. Батлер и др.).
4. Неповторимость сущности личности слагается из мужского и женского, где одно преобладает, и неравномерность их распределения рождает новое (Э. Фромм, 3. Фрейд, К. Юнг, И. Фихте, В. фон Гумбольдт, Л. Фейербах, Ф. Вит-тельс, Ф. Альберони и др.).
5. Женское начало субъективно и пропорционально выражено во взаимодействии с мужским началом в различных сферах деятельности (Р.Столлер, Р.Унгер, Г. Рабин, К.Уэст, Д. Зиммерман, O.A. Воронина, М. Мид, В.И.Слабодчиков, Д. Майерс, Э. Эриксон, О.М. Здравомыслова, Е.Ю. Мещер-кина, Л. Попова, А.А.Темкина, Г.А. Брандт, О.В. Митина, С.Г. Айвазова, Ю.Е. Алешина, Л.Ю. Бондаренко, Е.А. Здравомыслова, Т.А. Клименкова, Н.Л. Пуш-карева, И.Н. Семенова, О.В. Артемьева, К.Х. Делократов и др.).
Анализ научной разработанности проблемы показывает, что имеющиеся труды отечественных и зарубежных авторов, отражают отдельные аспекты женского самовыражения и недостаточно выражают целостное философское осмысление сущности личности современной женщины. В связи с последней изложенной позицией нам важно выявить, каким образом осуществляется реализация личностного начала женщины, как развертывается внутриличностное самовыражение ее сущности и осуществляется становление личности современной женщины. Это определило выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
В качестве объекта настоящего исследования выступает женщина как субъект социальных отношений. Предмет исследования - историко-культурные, социально-психологические и философско-антропологические основания и подходы к изучению сущности женщины в процессе ее личностного развития.
Исходя из вышесказанного, целью настоящего диссертационного исследования является раскрытие характера личностного самовыражения женщины с точки зрения бытийной, т.е. социально значимой выраженности. Указанная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
- выявить специфичность женского начала и раскрыть новые грани понятия «сущность личности женщины» в современном культурно-цивилизационном пространстве;
- выделить роль НТР и значение социокультурных факторов, влияющих на личностное развитие современной женщины;
- выявить методологические подходы и методы, способствующие изучению сущности личности женщины, характеризующие содержание женского начала в условиях синтеза культуры и цивилизации;
- определить основные сферы приложения сущностных сил женщины как способов, раскрывающих личностное начало женщины в параметрах устойчивости и согласующихся с ее сущностью, содействующих преобразованию ее личностного начала;
- определить роль и значение личностного начала женщины в сохранении семьи как социального института воспроизводства и социализации человека, поддержании духовности и национальной самобытности человеческого общества;
- проследить траекторию личностного развития женщины в педагогической деятельности как активного, творческого субъекта, носителя гуманистических ценностей, способного претворять их в профессиональной деятельности.
Методология настоящего исследования направлена на раскрытие сущности личности женщины и определяется диалектически реализуемой философской антропологией с ее диалектико-системным подходом, опирается на установки всестороннего, интеграционного подходов, включает в себя методы и подходы частно-научного характера, такие как социально-психологический подход, вбирающий в себя методики и практики психоанализа (характероанализ, контекстуальный анализ и другие), тендерный и акмеологический подходы. В диссертации применяется структурно-функциональный анализ, который позволяет, с одной стороны, осмыслить природу женского начала как целостности, с другой - выявить и описать специфику личностного самовыражения женщины в условиях синтеза культуры и цивилизации. Используется гендерно-эгалитарный подход, который предполагает концепцию единства и равнозначности полов, нашедшим свое воплощение в содержании первой и второй глав работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- раскрыты новые грани сущности личности женщины такие как: духовность и мудрость, характеризующие ее внутренний мир, функционально реализующийся в картине женской реальности как значимой основы межличностного взаимодействия, а также претворяемый в личностно воплотимой творческой деятельности;
- выявлены уровни и исследованы предпосылки реализации личностного начала женщины, в которых нашла выражение диалектика соотнесенности устойчивости и изменчивости;
- определена аксиологическая значимость семейной и профессиональной сфер в личностном развитии женщины как среды, где ее личностное начало реализует себя в субъект-субъектном взаимодействии;
- проанализирован духовный потенциал личностного начала женщины, являющий собой надежду в ожидаемой толерантности XXI века; определены основные проблемы и трудности личностно-профессионального становления современной женщины.
В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:
1. Личностное начало женщины в условиях НТР есть значимая основа возрождения духовности и сохранения культурно-цивилизационных основ существования, характеризуется не социальной активностью, а устойчивостью в передаче традиций и ценностей человеческого рода.
2. Сущность личности женщины сосредоточена в ее духовности и мудрости, которые раскрываются в процессе преобразования себя, в способности возвыситься над своим природным бытием, освоить социокультурное пространство, созданное другими людьми и создать свой собственный мир, в котором индивидуальное дополняется высшими надличностными гуманистическими ценностями.
3. Гуманитарная научно-исследовательская программа (ГНИЛ) есть конкретно-научное познание сущности женского начала, выявляющая специфику индивидуально-личностного самовыражения женщины в социокультурном пространстве.
4. Динамика, характер раскрытия личностного начала женщины представляется в картине женской реальности, в значимых для нее сферах приложения сущностных сил и подтверждается смыслообразующей деятельностью, благодаря чему личность женщины предстает в духовном воплощении в конкретной жизнедеятельности.
5. Женско-производственная выразимость имеет тендерную обусловленность и реализуема в гармоничном сочетании смыслозначимых ролей и стратегий профессионализации.
6. Личностное начало женщины играет важную роль в созидании и отла-живании цивилизационной системы общественных связей, позволяет более содержательно воплощать толерантный настрой общества.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Материалы и результаты диссертации раскрывают новые грани сущности личности женщины, расширяют область изучения личностного начала женщины в социокультурной реальности, позволяют рассматривать смыслообразующую деятельность как процесс, раскрывающий ее творческий потенциал в значимых сферах социального бытия. Содержание и выводы исследования могут найти применение в практических разработках программ по гуманизации общества, в практике преподавания, в дальнейшем исследовании сущности личности современной женщины.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены в выступлениях автора на IV Международном гуманитарном конгрессе по теме «Гендерный подход как способ изучения личностного начала женщины в условиях ее социальной активности» (Иркутск, 13-16 сентября 2004 г.); на научно-практических конференциях кафедры философии Иркутского государственного университета «Методологическое обеспечение современных философских проблем» (апрель 2002 г.; март 2003 г.; апрель 2004 г.). Диссертационное исследование выполнено и обсуждено на кафедре философии Иркутского государственного университета. По итогам обсуждения рекомендовано к защите.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление личности современной женщины"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В европейской и российской действительности складывается тип социальной реальности, рассмотрение и изучение которой возможно только через призму индивидуального, личностного начала в человеке. Научная мысль еще и еще раз обращается к сущности человека, к его духовной составляющей, возрождение которой видится безотлагательной, перспективной задачей современного общества.
С утверждением цивилизационных основ и значимости прогресса в жизнедеятельности общества культура как способ коллективного существования, выраженная в традициях, теряет нечто значимое. Человек, живущий разумом, неудержимо рвется к прогрессу и порывает с культурой коллектива, но находит себя в творчестве, где наблюдается дух индивидуализации. Цивилизационно настроенная современность сеет неуверенность в индивиде, он раскрывает множество миров, увлекающих неизвестностью.
Цивилизация закрепила превалирующую роль мужчин, как в семейной, так и в общественной жизни. Ведущее начало обеспечило человечеству выход на те цивилизационные высоты, которыми характеризуется наша повседневность. Место женщины определялось семейными отношениями. Это связано с тем, что женское начало, воплощая собой устойчивость, содействовало закреплению тех завоеваний цивилизации, которые были осуществлены представителями мужского пола. В рассматриваемом отношении цивилизация преимущественно связана с деятельностью разума, который в силу существующего положения вещей приурочен к мужскому началу. Разум есть субъективное воплощение объективно реализуемой изменчивости. Поскольку этот фактор определил суть цивилизации, она, повторяем, развернулась в контексте мужских стандартов. Что касается женского начала, оно, конечно не лишено рацио. Однако он не является прерогативой женского пола. Женщины обладают своим достоинством, не менее важным, чем разум. Женщины, как мы уже подчеркивали, являются воплощением человеческой мудрости. Прогресс женского начала выражается в создании нового, изысканного типа женственности, утонченно-прекрасного, совершенного и взыскательного. К сожалению, сегодняшняя ситуация в России, и не только в ней, есть свидетельство того, что мудрость женщины не нашла должного применения, но, как говорится, не все еще потеряно. Новая социокультурная реальность утверждает паритетный статус мужского и женского начал в тот век толерантности, который уже наступает.
Вместе с тем, становление подлинных отношений равенства между мужчиной и женщиной - дело сложное и по-своему революционное. И сегодня, в век технологических достижений цивилизации и завоевания высокого уровня прав представительницами слабого пола, стереотипное мышление и традиционные представления о сущности женского начала еще живы. Выше мы уже анализировали ситуации неблагополучия, которым характеризуется современная семья. Действительно, будучи патриархальной, семья никак не содействовала социальному утверждению женского начала, подчеркивая различия в природной сфере. Сегодня женщина все более в своих общественных правах выравнивается с мужчиной. Но известны и потери от этого выравнивания. И главная потеря здесь - неравновесное состояние современной семьи. Поскольку мужское и женское начала в семье равнозначны, семья стала демократической и, таким образом, - неопределенной. Но если мы утрачиваем семью как ячейку общества, то разрушается общество как конкретное воплощение социальной формы движения. В таком случае общество неизбежно деградирует, что мы и наблюдаем сегодня.
Отмечая еще раз эти ключевые моменты как позиции обобщающие результаты нашего исследования, мы отметим, что не в коей мере не ратуем за «домостроевщину». Сегодня вся система общественных и межличностных связей должна регулироваться теми принципами, которые определяются синтезом мужского рацио и женской мудрости и проявляются как раз в интерсубъектной модели взаимодействия, которая раскрывает потенциал личности в семейной и профессиональной и других сферах. В такой семейной модели отношений формируется общее пространство, в котором развиваются и взаимодействуют друг с другом равноправные субъекты данных отношений. Каждая из сторон обладает собственным потенциалом саморазвития и взаимодействует с другой стороной путем открытого диалога, привнося в общее пространство свой элемент саморазвития, принимаемый другой стороной.
Субъект-субъектное взаимодействие в кругу семьи конструирует отношение субъектов друг к другу как к ценности и характеризуется установкой в общении на открытый диалог. Данное взаимодействие приводит к тому, что субъекты, удовлетворяющие свои потребности в воздействии друг на друга, стремятся к объединению совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. В связи с этим у них повышается уровень самоуважения, самооценки и значимости. Поэтому в синтезе рацио и мудрости в семье нарабатываются традиции, рождается совместное творчество, раскрывающее всю полноту содержания личностного начала человека. Мудрость и составляет суть женщины — хранительницы жизни на земле. Единение разума и мудрости является показателем динамически выраженной устойчивости как современной семьи, так и системы общественных отношений.
Стремительное внедрение НТР в жизнедеятельность цивилизации отчетливо показало, что женское начало способно проявлять свою значимость в различных сферах, значимых в ее жизнедеятельности. Однако цивилизационное «обновление» семейного уклада и женского начала обнажили увеличивающийся разрыв культуры и цивилизации, духовный надлом сущности человека. Это значит, что мы должны найти компромисс между культурной и цивилизацион-ной составляющими в их фокусе, обеспечивающий всем нам всеобщее выживание.
Проведенное нами философское исследование на основе онтологического развертывания картины женской реальности как способа становления личностного начала женщины позволило сделать следующие выводы.
- Специфичность женского начала, служившая предметом философского осмысления с античных времен до наших дней, выявляется в характеристиках, обладающих устойчивостью в созидательных и жизнеутверждающих тенденциях, связанных с ее репродуктивной функцией и реализацией высшего принципа бытия — сохранением жизни.
- Выделенные методологические подходы ГНИЛ в совокупности отражают картину личностного самовыражения женщины в культурно-цивилизационном пространстве и образуют поле междисциплинарного исследования природной специфики женского начала как взаимосвязанного единства всех ее качеств, составляющих ее сущность.
Сущность женщины определяется нами как интегральное качество, возникающее в результате взаимодействия ее природно-биологической, психической и социальной подсистем. Таким интегральным качеством, в котором развертывается личностное начало женщины, ее природный и социальный потенциал бытия, является духовность. Духовность как качество личности женщины, выражает особенность ее бытия как субъекта деятельности, поведения и общения. Суть духовности женщины раскрывается в процессе преобразования себя, « в творении из себя личности», в способности возвыситься над своим природным бытием, освоить социокультурное пространство, созданное другими людьми и создать свой собственный мир, в котором индивидуальные психические качества (способности, потребности, установки и др.) дополняются высшими надличностными гуманистическими ценностями.
- Трансформационные процессы российской действительности содействуют развитию социальной мобильности женского начала, изменению тех социальных полей и ролей, в которых оно ранее привычно себя реализовывало. Картина женской реальности отражает широкий спектр возможностей личностного начала женщины в современных условиях. Функциональная и личностная плоскости картины наполнены смыслозначимыми сферами приложения ее сущностных сил, где она находит цели, ценности и идеалы, обретает стиль и принципы жизни, проявляет себя как ценное и значимое для других, ведь смыслом существования женщины является самоотречение, растворение себя, посвящение себя кому-либо через принятие объекта своей любви в свой душевный мир. Это, по нашему мнению, является проявлениями мудрости и направленности личности женщины, которая на всем протяжении человеческой цивилизации охраняла своей мудростью цивилизацию от рационального самоуничтожения. Взаимодействие плоскостей картины задают вектор развития личностного начала женщины, выявляют уровни, динамику раскрытия личностного потенциала женщины в условиях социальной активности.
- Процесс становления личности современной женщины представляется как смыслообразующая деятельность усвоения ей определенной системы ценностей, норм, установок, принципов той социальной общности, в которой она функционирует как значимое, как субъект системы общественных связей и отношений. Таковыми значимыми общностями сегодня для нее являются семья, профессиональная среда, где личностное начало женщины видит насущную необходимость применения сущностных сил.
Социально-экономические условия современной российской действительности и характер семейных отношений определяют содержание, уровень реализации личностного начала женщины в семейной и профессиональной сферах. Педагогическая направленность профессиональной деятельности позволяет сближать профессиональные устремления и семейные заботы. Перечисленные стратегии профессионализации в педагогической деятельности раскрывают личностное начало женщины в параметрах устойчивости, согласуются с ее сущностью, поскольку их содержательная характеристика выявляет направленность женского начала в область межличностных отношений через личностные вклады в других. Следовательно, реализация себя в профессиональной педагогической среде по природе своей для женщины имеет востребованность и носит характер полезного для другого.
Названные формы самореализации личностного начала женщины в педагогической деятельности успешно реализуются. Органично сочетаясь в выполнении профессиональных задач, они наполнены ценностным смыслом, способствуют личностному развитию, творческой самостоятельности и индивидуальности в деятельности педагога. Трансляция своих сущностных сил конкретному, а не «абстрактному» другому, в том числе и культуре и обществу, позволяет педагогу видеть смыслы и выстраивать дальнейшие перспективы своей профессиональной деятельности, выходить на уровень рефлексии, то есть осознания собственной значимости и социальной пользы, профессиональной зрелости и готовности к творческому совершенствованию и принятию индивидуальной ценности «Я», а, вместе с тем, содействовать синтезу культуры и цивилизации.
Итак, в чем же выражается личностное начало женщины, чем характеризуется в условиях цивилизации?
Личностное начало женщины сводится к тому, что на протяжении длительного времени существования человеческого общества женщина своей мудростью содействовала сохранению цивилизации от самоуничтожения. Женщина старалась привить в семейной среде те элементы мудрости, которыми сама обладает. Отсюда личность женщины характеризуется не творчеством, которое в наши дни соотносимо с женским началом, не социальной активностью, которую она демонстрирует, а тем, на сколько она сохраняет и транслирует человеческие ценности семье, через профессиональную составляющую, досуговую, бытовую и другие, значимые для нее.
Говоря о личности женщины в рассматриваемом отношении, мы должны иметь в виду, что, будучи воплощением традиций, личность женщины наиболее полно раскрывается в социальном окружении и как бы растворяется в нем, играя важную роль в развивающихся общественных связях. НТР, координально меняющая ценности человеческого сообщества, усиливает в личности женщины социальную зависимость и активнее вовлекает ее сущностные силы в производственную сферу, тем самым, личностное начало женщины растрачивает природную устойчивость и целостность, чувствует в себе раздвоенность. Все это процессы неразделимые, что дает основания рассматривать процесс личностного развития как многоуровневое движение в социальном пространстве, создающее условие для саморазвития и самоопределения.
Такая «метаморфоза» бытия сподвоигнула человека на поиски нового: раскрытия новой духовности, сфокусировавшей культурный пласт и цивилизаци-онные достижения, обретение новых жизненных ценностей, связанных с достижениями НТР. Среди этих ценностей следует специально выделить толерантность как представляющую общезначимое в его взаимосвязи с индивидуальным.
Проблема толерантности как адаптации, терпимости, понимания и приятия обусловлена современными реалиями: общественными процессами, спровоцированными глобализмом, когда наибольшему прессингу подвергалась культура в ее традициях, что повлекло перманентное разложение человека и общества. В условиях социально-политических кризисов, войн альтернативы толерантности нет. Толерантность устраняет всякую возможность противопоставления; в ней превалирует гармоничное взаимодействие человека и мира (индивида и социума), подтверждая их бытийную целостность как единство части и целого. Именно в толерантности сосредоточена возможность противостоять деперсонализации человека и реализовать бытие личности в социальных условиях.
Личностное начало женщины, воплощающее в себе природную устойчивость и культурную выраженность, играет важную роль в создании и отлажи-вании цивилизованной системы общественных связей, позволяет более содержательно воплощать толерантный настрой социума. Духовность женского начала представлена содержанием внутреннего мира, выступает как форма свободного саморазвертывания ее личности, как диалогическое соединение традиций и прогресса, коллективного и индивидуального. Поэтому, высшей формой социальной практики воплощения личностного начала женщины можно считать толерантность, которая должна стать ориентиром в современных человеческих взаимоотношениях.
Сегодня толерантность как воплощение духовности личностного начала женщины обретает особое значение и является абсолютной ценностью. Она регулирует социальность, выступает фундаментальным основанием современных социальных связей, а также предполагает равновесие целостного бытия, раскрытие сущности личностного начала женщины - гармоничного самоутверждения личности женщины.
Философская значимость исследуемой проблемы личностного начала жен щины в синтезе культуры и цивилизации заключается в ее аксиологическом обеспечении как целостного социокультурного явления, открывающая перспективы жизнедеятельности человечества в будущем.
Диссертация как философское осмысление процесса личностного развития женщины в современном обществе и роли личностного начала женщины в синтезе культуры и цивилизации - на данном этапе представляет собой определенный итог в раскрытии онтологической процессуальности личностного начала женщины как субъекта социальных отношений и открывает перспективу для дальнейшего исследования личностного начала человека в изменяющейся действительности. Она должна быть направлена на выявление того, что толерантность как перспектива подлинной человечности широко осуществима личностным началом женщины.
Список научной литературыКуликова, Лариса Геннадьевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Азарова Е.А. Проблема тендерных стереотипов в моральном сознании: Дис. канд. филос. наук: 09.00.05./ Е.А.Азарова; СПбГУ. СПб., 2000. -152с.
2. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком / B.C. Агеев // Вопросы психологии. 1987. - №3. - С. 135-140.
3. Акчурин И.А. Топология и идентификация личности / И.А. Акчурин // Вопросы философии. 1994. - №5. - С. 143-149.
4. Алешина Ю.С., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.С. Алешина // Вопросы психологии. 1991. - №4. - С. 7482.
5. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины / Е.Ю. Алешина, Е.В. Лекторская // Вопросы психологии. 1989. - №5. -С. 80-88.
6. Альберони Ф. Дружба и любовь: Пер. с итал./ Общ. ред. A.B. Мудрика. -М: Прогресс, 1991. 320с.
7. Альбуханова-Славская К.А. Стратегии жизни / К.А. Альбуханова-Славская. -М., 1991.- 141с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. Л., 1968. -360с.
9. Андреева Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия / Т.В. Андреева // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1988. - Вып. 2. -С. 203-216.
10. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Мед-ков.-М., 1996.-342с.
11. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита /Л.И. Анциферова // Психологический журнал. 1994. — №1. - С. 6-13.
12. Аристотель. Политика / Аристотель // Соч: В 4т. М., 1983. - Т.4. - 438с.
13. Арнольд О. Заслужи себе счастье / Книга для женщин, написанная психологом-женщиной / О. Арнольд. М., 1994. - 326с.
14. Арсеньев A.C. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие / A.C. Арсеньев. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 592с.
15. Артемьева О.В. Человек = мужчина + женщина / О.В. Артемьева // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1991. — М., 1992. 186с.
16. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров // Педагогика. 2002. -№3. - С. 52-54.
17. Бабаева J1.B. Женщина: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы) / J1.B. Бабаева // Социологические исследования. 1997. - №7 - С. 51-59.
18. Балханов В.А. Фундаментализация образования как способ становления современного человека (философско-методологические очерки) / В.А. Балханов, В.А. Колесников. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2002. -212с.
19. Барон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Барон // Вопросы психологии. 1990. - №2. - С. 158-165.
20. Баскакова М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? / М.Е. Баскакова // Семья в России. 1995. - №3-4. - С. 75-82.
21. Барсукова С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы / С.Ю. Барсукова // Социологические исследования. 1999. - №9. - С. 75-84.
22. Барш Э. Семь возрастов женщины. Возрастные особенности физиологии и психологии женщины / Э. Барш. М., 1994. - 354с.
23. Бебель А. Женщина и социализм / А. Бебель. М.-Л., 1926. - 298с.
24. Бекарев A.M. Свобода человека в социальном пространстве / A.M. Бека-рев. Н-Новгород, 1999. - 211с.25.26,27,28,2930,31,32