автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Становление цивилизованности в условиях Советского Севера

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Михитарова, Мария Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Становление цивилизованности в условиях Советского Севера'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление цивилизованности в условиях Советского Севера"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО ДЕЛАН НАУКИ И ВЫСИЕй ШКОЛЫ

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ли. А.Н.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

ЫИХИТАГОВА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА

СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОГО СЕВЕРА (НА ПРИЫЕРВ КОШ РЕСПУБЛИКИ)

09.00.02 - теория паяного социализма и коммунизма

Автореферат диссертаций ка соискании ученой степени кандидата философских наук

Свердловск - 1991

FodoTa выполнена в Уральском ордена Трудового Красного Унамени государственном университете и«. A.M. Горького на кафедре социально-политических наук и теории социализма философского факультета.

Научный руководитель г доктор философских паук,

профессор Л.Н. Коган

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Г.Е. Зборовский

кандидат философских наук доцент И.В. Логинова

Ведуиак организация - Коми государственный

педагогический институт

Защита состоится " $ п cii'ii-^ч'-\I99Iv. г /С часов на заседании специализированного совета К 063.78.05 по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. А.Н. Горького (620083, г. Свердловск, пр. Ленина, 51, комната 248).

С диссертацией мохно ознакомиться в научной библиотеке Уральского университета.

Автореферат разослан " "»/Лу А 1997г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук,

доцент -А ¿А*-*- Э.П.Овчинникова

ОЩАЯ ХАРЛК'КРИУШСА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из трудностей обновления советского общества является отсутствие четких та оптических представлений о состоянии и направлениях ого развития. Научный анализ кризиса общества и путей выхода из него возможен только на адекватной нашему времени теоретической основз. Неэффективность цз-лого ряда мер, принятых в процессе перестройки, объясняется, на наш взгляд, имение недостаточном их теоретический! обоснованием.

Как в теоретическом, так и э практически,« отношении сегодня чрезвычайно актуальна задача анализа места советского общества в структуре исторического процесса и современного мирового сообщества. Необходимо понять причины застойных и кризисных явлений, осознать пути их разрешения.

Обоснование новой модели общественного развития нше часто связывают с дополнением }ормационного анализа исторического процесса иивилкзацаоннм» подходом. Оба эти подхода взаимодополняют друг друга. Научная ценность этого подхода, на наш взгляд, п первую очередь проявляется в том, что категория "цивилизованность" может выступать инструментом конкретного анализа как общества в целом, так и отдельных его подсистем (регионов, с£ер и т.д.). Поэтому диссертант считает вижюй задачу определить сущность и место понятия "ц;шил!Яоашность" в системе социальных категорий и исследовать его возможности входе конкретной сопиально-историчрской ситуации (региона европейского Севера налей страны).

Степень научной разработанности проблемы. В сов[«ненноЙ лософско-социологической литературе проблема сущности цивилизации получила освещение в работах Е.В.Антиповой, Н.А.Бенедиктова, З.ВруСлевскоН, Ъ.И.Гиренкэ, Г.О.Гудошика, М.А.Гусейюва, П.Е.Дь нидовича, В.С.Елисее пой, Б.С.Красоаа, Д.В.Ермоленкс, С.А.Зав.чд«-ного, Н. Г. Кириченко, Л.Н .Когана, В.П.Куа ьмииа, П.Н.Каниня., В А.Лося, И.А.Майзеля, Э.С.Мэгкаряна, С.А.Милоголопа, Б.И,Мишина, Х.И.Цо--чдаяна, М.Л.Мчедлола, Л.П.Новнкояой, И.Й.Олейникова, В.Н.Песдзрегн, Й.Р.Гюрикова, Л.Д.Урсула, З.ИЛайнбурга, И.Т.'Фролова, В.Т.ЫерлухА-медспа, В.ГСтиш, П.А..Чнгельгардта и да.

Что ка;потея категории "цивнлизо&чнноо гь", то молю указать лииь на несколько работ, ноизящентк ото^ проблеме. Это работа

С.В.Андропова, М.П.Мчедпева, Л.Г.Олехп, В.['.'Гугаринова, ■ Характеризуя степень ре.:.ра5стьккости отой катэгории, можно. на каш всгляд, говорить ладь о гь постановке п современной литературе. Анализ цивилизованности ш конкретном уровне в литературе фактически ке представлен.

Исходя кз актуальности текк и степени ее разработанности в научной литературе, автор определяет цель диссертационной габста: исследовать возможности категории "пилил чгозенность" для комплексной .оцгшеи общества ь пелом я на его региональном уроьне,,

г! еоо'гзегстъяи с отой цель» автор ставит перед собой следующие исследовательские задачи:

- дать определение понятия '''цивили&ошнность", раскрыть его связь с категорией "цивилизация":

- шяснить основные этапы эволюции цивилизованности в современном мире;

- определить критерии цивилизованности;

- рассмотреть проблемы становления цивилизованности в истории советского общества и перспективы ео развития;

- раскрыть особенности и противоречия становления цивилизованности не советском европейском Севере и перспективы эе развития.

Теоретической и методологической основой работы является материалистическая диалектика, труды классиков философско-социологи-ческой масли и представителей современных философских и экономических исследований по проблемам цивилизации, публицистические работы по вопросам перестройки советского общества, выступления политических деятелей и ученых по проблемам культуры, результаты конкретных социологических исследований

Научная новизна работы. Прежде всего новизна исследования заключается в самой постановке проблемы, поскольку исследование цивилизованности, в том более на региональном уровне в Союзе не проводилось, К числу невго проблем, шносимых на ¡защиту, можно

1 Исследования проводились в тресте "Коаисельстрой" С Скктаикал) в 1Ш6г.; б Ухте и Сооногорснэ в 1955-1990гг.лабораторией социологических исследований Ухтинского индустриального института с участием автора. При исследовании била попользована типическая (районированная) шборка. При этом методом марлд/ткого опроса было опрошено более 3 тысяч респондентов.

-4-

отнести следующие:

- уточнено понятае циклизации, исследованк его ыетодслсгичсские возможности;'

- сделана по гайка определить категории "цивилизованность", которая понимается пак возмсзностл общества шязлять, фориирсзаIь и нриче-нять творческий потенциал человека во икл общественного прогресса;

- в диссертации содерс»тая попытка обсс-новать неравпоиеркость становления цивилизованности в различных регионах страни. В частности, диссертант сбращазт внимание на са!ай отсталый ло уревчо и степени цивилизованности регион РЙ'СР, каким является Север;

- сделана попытка показать значение исторического прошлого ретио-на до настоящего момента в становлении цивилизации. Эта поштча, как нам представляется, имеет методологическое значение, ибо становление цисклигации нельзя рассматривать, по наасму мнению, но y4xva2c.fi конкретные особенности какого региона;

- с диссертации сделана лепытда ¡»оделить объектчныб /слсеня, оп-редёлящие степень цивилизованности региона, к субъективные г.'рчд-пос^кк циЕилизоваьности, т.е. степень гогоьносги кьеоленкл региона к цлЕИлигованшш форзац социальной низни;

- проведены социологические исследования в республике Коуи о целью шяаить степень готовности сознашит масс к пошл цавнлизсЕаккьм фориа^ аизни.

Практическая значимость тбо'.и определяется теа, что игучениа степени цивилизованности региона ыожет приобрести инструментальный характер для оцйнки состояния его общественной жизни б целой и на отдельных ее уровнях, эффективности социально-экономических тгрог-1Л1<гчг. Некоторкэ результата проведгнкнх зптсроч социологических исследований уже пялили нржененне в практике упрапления социально-экономическими процессами в тегкопе, кекоторне пелояеьия " реко-кемдации, изложенные в диссертации, »огут быть использованы При грчнятии решений по оптимисации ссц^ялмто-гжоноггетссгаге ргзнитит рег1«о:-а. Материалы диссертации момю использсяать в учебном про-иессо при рлссисгрешга так чу. проблем, нак проблему обреза жияни, тихости, соппулыюй спрятг.длигссти ч социального рдвениза, кукь-1урн, у рог. кг. и гггчестга .тизьл и пр.

тепу хаток яс'лягдгчпиу.чг Ог.;пвике гюяоде'и.? к ре-зулъгата дгссертацик доклад«вались ав-эро-! на научно-п/аитичесхшс ко^.еронциггх в Рах/ (Квб), з Вологде (1УШ5, а такал прл об-

суждении на сессиях Ухтинского, Сосногорского, Печорского Совэтов народных депутатов и заседаниях Ухтинского горисполкома проблем комплексного социально-экономического развития городов; организации работы предприятий с^эрц обслуживания; соверпенствования качества работы учреждений здравоохранения, образования, культуры.

Структура и объем диссертации. Работа ссстоит из введения, трех глав, заключения, приложения и сп.изка использованной литература. Содержание работы изложено на 145 страницах. Список литературы включает 1Ё0 наименований.

КРШОЕ ОО.ЩГ.РЖАНЖ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи работы, характеризуется ее научная новизна и практическая значимость, формулируются основные научные результаты.

Первая глава "Понятие "цивилизация" и его методологическое значение" посвящена анализу осношых подходов к проблема цивилизации в 1С тории социально-политической мьсли и в современной научной литературе.

Понятие "цивилизация" утверждается в научном обиходо в середине XIX в., когда активно формировались капиталистические общеет-вешш отношения и соответствукщие им социалькш институты. Перед прогрессивными мкелителями стояла задача обосновать разумный, всеобщий и прогрессивна! характер этих институтов. В кштзкете таких . понятий, как общественный договор, общественное благо, просвещение, культура, понятие "цивилизация" обрело особый смысл, характаризую-щий обарственное состояние, противоположное "естественному состоянию" и определяющее основания общественного прогресса, Неслучайно первш теоретические предстгаления о цивилизации связаны с формированием "гралданскего общества", хотя поелв'даее интерпретировалось по-разншу, Лвгор анализирует взгляды на проблему, высказанные в ¡«.ботах Ж.-Ж.Руссо, й.Канта, Г.Гегеля и др.

Исторически закономерно возникло критическое направление в оценке цивилизации как теоретическое выражение ее обостряющихся противоречий. Это направление пройде всего связано с именами со-циалистов-утошвтов А.Сен-Си:лона, Ы.Фурье, Р.Оуэна. По их мнения, цизилизация, начавшаяся как освобождение человечества и накопление его сил и богатства, при капитализме вступила в состо-

даие хаоса и возрастающего неравенства. Поэтому они прстпзопостаи-ляют цивилизации ассоциацию - общество, функционирующее нм ооноьз планирования "его организации. На даль»:е;Ьее развит;« взглядов из цивилизацию оказали влияние труди Л.."/органа, особенно отнпграр!Чп::. ~ кий материал, характерпуйций ее генезис.

Основоположники марксизма использовали понятие "цивилизация" в широком и узком смисюх. 3 широком смысле сно означает нсторнча • скуй ступень развития чело во честна, которая началась после згюхи варварства. Сталоэлениз и развитие цивилизации сага л о с экономикой и преаде всего с качественней изменениями в с Ьере технологии труда. Если периода дикости и варяарстиа характеризуются как периода присооечт гстов1« продуктов природ«, то цивилизация представляет собой таку степень развития общества, когда происходит обработка продуктов природа. Это новое социальное качество, благодаря которому обцзство приобретает собственную, здепгаросную (в сиисле нэ данную нзпосродственно природой) основу. Понятие "цивилизация" в узком смысле основоположниками марксизма исполшопалхь для характеристики качественной специфики той или гаю0 страни на определенном этапа ее развития. Автор омечает определенную ограниченность представлений основоположников иоркгздиа о цивилизации, предостерегает против догматического подхода при использовании этих представлений при анализе современного мира.

Спектр взглядов на циеилизации дополняла идея автономности п изолированности циЕллизеший в ра.'л:а>: г,с топического провеса, развиваемая Н.Я.Д;яшлеьошл, 0.Шпенглером, понимание цивилизации как вида культуры, бшКазанисо А.Тоинби.

Диссертант ¡вделает'осношиз кз гляди на понятие цивилизации в сосрецскисЗ сою то кой ::лтора1/се. „'о.пю индздигь слеи>).тле груп-1П1 взглядов на понятие цивилизации.

I. Часть иьчоуок понимает под ^цьтэацдеб ог.свцчлетиП ср-з.-.. с&'ес1'£а 'чЛ.Я.Коь;:ксга, А.В.Ку.чл'^пко, Э.О.Иар»:.»рл.1 и др.). 2. С позиции д[.упс/. т-луж! я - 5то леччяьяоа ¡•■•"тоуи -

«иску, сбаърып!«?, («.Ч.М-мдчсь, ;!.•З.С.Ер'.юог). 3. тья гр-лп:а сп-ш^'Д^т низи.чиз-чцнк с рлу глгмз!» тем; о .'.о1; л л

(Г.С.Гудшник, I*.Л.1 'золь, А.БкСаггл, '!».й.Риройог., й.Н.Ноотерва). Л. Нокотцч» а»тц|>ы ;"'.1\е.:,;лруп1' 'лгикзаяе рс. р'.зл;мн< м соотношении г^г-гшъгл?»:! о лущукак (¡1,В.Д*1чцив|"» JUJ.Kor.-iH, В.Л.'Знгельгордт, Л.И.Тугаршю?!, 'Г.П.Антипода). ¡{ евпоогруппе о'н'.есчя

гг'глнд!.; тел авторов, которые рассматривают понятие "цивилизация" по взанг/осьяьи с понятие:.: "обцественно-зхеномическая формация" З.Ч.Йлвзсчаик, С.В.ГДилоголоз, Н.ИЛаккк й др.). Упираясь на укасьншс Еьие исследования, автор Еь-двигает свои соображения о сухости цивилизация. Ирезгдг всего представляется, чго цивилизации выступает в одно и то п;а Ереяя ступенул исторического разит:« и уо.пехью определенной обазствеккоК Кагдая ::сн:-сютнал циз^тизац/л неповтор;!;« к вместе с тем <;моет определенные обе:? черта з другими, подчас даже отдал егегг.гл ь пространстве цнг.итнеациянн. Являясь единство» общего :: особенного, гагдая цивилизация имеот всемирно-историческое значение, мепов'.оорктае, прису-в;но л;о'5о:'! цивилизации черт обогащают мировую культур, зс» всемию-нук историю, Сл ел к каждой цивилизации, даге полностью уничтоженной, остается в история к влияю? ка постедоватольное развитие обд.естза.

Мировая история интегрирует то ценнее, что С'кяо в каждой цивилизации, обеспечивая "снятий" полохитрльчого содержания, Любая цивилизация существует в многообразии ее локальных проявлений.

На основе нчсказзнкъх етле соображений диссертант даос? след/Ю'-к,ее определение к с еле, дуемого понятия. Цки«лиааирд - ото исторически слоаивп:кГ;СЯ, ограниченный пространс'гвеш'о-вт'рч.сскггжк .гаммам/ тип о'МпедтренноГт г-нзьп. харастеризующий единство к -различие исторического процесса. об гае и спецкфиуесхое в развитии народов, кх влияние на .ьп^льое.глз.ептке•

Автор исследует »озмоякости такого определения в познавательном процессе, выделяет те проблемы, которые требует дальнейшего исследования. Недостаточно разработанным янтяется вопрос о содержании мировой цивилизации и се взаимосвязи с локальными цивилизациями, проблема устойчивости и изменения цивилизации в рамках одной страны, одного народа. При этом мояно с уверенностью утверждать, что в рамках цивилизации всегда сохраняется то, что можно назвать ее сис-темнь'м качеством. Именно ото системное качество, в частности, применительно к России Н.А.Бордяев называет "русской идеей". Таким образом, движение цивилизации есть единство прерывности и непрерывности. Связь цивилизации с общественным прогрессом позволяет рассматривать цивилизацию именно как человеческий смысл истории.

Во ^второй главе "Становление цивилизованности в современном, ми-дается определение цивилизованности. Цивилизованность в самом широком смысле логично понимать как степень приобщения данного об-

-8-

тества или других сс-цизлькьгх субъектов (нация, народ, класс:-;, группа я т.д.) к иксксимся образцам цивилизации, Однако из анализа сущ-гостк человека и о5;пестга витехает и более глубокий см.^сл ноп.ч-т-ия "циби1пзов5нност.ъп, который характеризует генезис и истс'лкчй развития цивилизации. Б этом смысле степень?' цп:':-;ги.чоктнос?и со-гдестьа им называем возможность ра'Ясленнл. £здуясовзшя 'л т:г ння творческого потенциала ч-злозека во имя обузстиокиого прогресс?« ^та возможность характеризуется степень» сьс^оду человека г;о отношения к приоеднкч к социальна сила:.!, а ртк< самым характеризует самое суп-зотвенное з развитая цивилизации.

функция категории "цивилизованность" в научном поннатги существенно отличается, от ¿укяцуй таких понятий, как "уровень пз:п", '"образ .тазнл", "качество жизни", "стиль ¿изки" и др. Гели первая фиксирует определлктаг, общечеловеческое в общественной ячзни, то втерие страка;ст пре:;уу гкстьенно оссбсшюе, преходящее, ьл синее по отжхиеки« к цивилизованности.

йопрсс о непосредственных критериях (показателях) уровня циви-лизогд'гкссти далеко не прост. Автор убе-гден, что :> одном показателе степень цивилизованности измерить нэвозмо.тко. Г,д>: этого необходим определенней комплекс показателей, относязг/хел к четирнм иах-нейяим подсистемам цивилизации:

1. '^хкико-экокомк^ес'-гал подсчете?:.!. Показатели этой систем:! долгим екяски«ь, насколько технолог/я и экономические отношения соответствуют "мирок::.; образцам''. 3 качестве критерия цивилизованности а сфере произг>о,~стгл, но чшенио диссертанта, можно принять степень гаовоботасшл ¿и.чичсспо^ и психической энергнг.; работников, за:-1лтпх в этой сфере, ¡'ель эмпирических индикаторов такого критерия могут выполнять такие показатели, как доля тона рои, находлпгсс-ся на уровне мировых ст&цдартоз и '"< себестоимость. Автор г.окаа»-ьает степень ьлилния на эти показатели таких факторов, как нау;;нчя технология, культура -труда, ггроизводетза и управления, мотивация труда, экологическая чистота прен'звздетаэ,,

2. подсистема сециалг.ио-но.'ттпчг-ской активности населения. Показателя, откосяциосл к дтой подсистеме, растолкает степень политического тнорче-стге-. масс во не ох общеетнеччо-оояптичэс--гой жнзт;„

3« НОДСЧСТОМ! СОЦПЛ.', »-'О-^ЯЧ-ОСКУ. ОТНОЗДСНЧЙ 1 ¡окаГ-!,'! П?с'! •иодс.стемк рас к оч вахт соэможности тпчр-гестпэ человека, Логор т-

дышет наиболее значимые факторы, определяющие меру цивилизованности в этой сфер«, Эту меру характеризуют такиэ показатели, как степень удовлетворенности человека ж -лищчами условиями, состояние его здоровья и др.

4. Подсистема духовной жизни и культуры. Автор не сомневается, что показатели этой подсистема игран? особую роль при характеристике цивилизованности. Определяющей чертой духовной жизни общества является интеллигентность, Это понятие включает в себя прежде всего внутреннюю раскрепощенность, нонконформизм, высокие нравственные качества, толерантность; терпимость к инакомыслию. От уровня интеллигентности зависит полнота раскрытия творческих способностей человека и направленность га использования. Внешне интеллигентность проявляется в поведении человека, ы культуре его быта и потребностей.

Если предпосылки цивилизованности представляют собой определенные "прожилки" общества, характеризующие совершенствование общественных отношений, профессионализм человека и общественных институтов, то цивилизованность характеризует тотальность рационального и оправдавшего себя общечело; зческого опыта. Становление цивилизованности диссертант связывает с утверждением капиталистического общества. В силу своей тотальности цивилизованность оформляется в обществе как относительно самостоятельная система, развивающаяся на своей собственной основе и определяющая темпы общественного развития.

В то же время сформировавшаяся цивилизованность с самого начала заключает в себе внутреннее противоречие: личная независимость человека базируется на его "вешкой" зависимости. Реальная действительность позволяет говорить о том, что разрешение указанного противоречия происходило в направлении все большей социализации общества. Прежде всего в сферу цивилизационньос процессов включается сам человек. Необходимость такого включения обусловлена изменением содержания труда, требующего всесторонне подготовленного, инициативного,' творческого работника. Расширение сферы цивилизованности в современных условиях происходит за счет поля человеческих отношений и проявляется в создании различного рода механизмов социальной защиты.

При становлении цивилизованности в России должны были учитываться ее национальные особенности. Это особенности черт русско-

-10-

го характера: одна черта - стремление к воле, другая - во всем доходить до крайности, до предела возможного Однако, как изрзс.тчо, этого не было сделано. Даже само слово "цивилизованность" в первое трехлетие революции не упоминалось. Считалось, что в ходе резолюции социалистическая культура придет к пролетариату сама собой. Только крайняя деградация, к которой пришла страна в результате гражданской войны, заставила поставить вопрос о цивилизованности и культуре.

Обобщая опыт реализации социалистической идеи в нашей стране и в других странах с аналогичным строем, автор делает зывод о тон, что историческая попытка создать ношй вид цивилизованности пока фактически не удалась, руководство страны не только не умноадло и не развило достижения капиталистической цивилизованности, но и во многом отбросило ее. 5 конце 20 - начале 30-х гг. в стране сформировался и утвердился тоталитагакй режим. Произошло фактическое огосударствление средстз производства, ь экономике возобладали административно-командные методы, происходит крайняя политизация и идеологизация всей общественной жизни, формируется психология человека - "винтина". Следствием длительного господства такого режима стало тотальное отчуэдение человека от средств производства, власти и культуры. Управлению советским обществом была присуща абсолютизация субъективного фактора: стремление наьязать жизни заранее заданную теоретическую схему. Сказалось также отсутствие устойчивых демократических традиций в истории России.

Для идеологии и политики советского периода была характерна абсолютизация классового подхода и недооценка общечеловеческих ценностей в развитии общества. Эта абсолютизация привела к тому, что • .признавалось только то, что разъединяет наие общество с Западом, и отрицалось то, что их объединяет. В международном плане следствием этого явилась изоляция страны, приведшая к конфронтации, к балансированию на грани войны, самоизоляция от мировой интеллектуальной и духовной жизни.

Программа культурной революции бета фактически заменена порочными идеями "Пролеткульта". Продолжалось преследование старой демократической философии и культуры, в результате чего были изгнаны из

-1- Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопр. философии. 1990.И. С,5 "

-II-

России лучшие умы интеллектуально?. мысли (Н.Бердяев, И. Ильин, 'Л.Еунин, А .Куприн, З.Щаляпш и др.). На ХУЛ и ОТ съездах партии с'гао заявлено, что в стрене ужз полностью построена социалистическая кулкура. Поскольку культурная революция была объявлена зсасрленлой, утзерди.-.ся "'остаточный" пржции г>п!&нсирсзания культуры, зо ¡.п:сгом сскранвэд'йся и до кга;х дней. ¿тс привело к ряду сякеягл последзтзиГ;: несколько поколений выллп в жизнь, шлея низ^аг.: урэззяь нравственноета, утвердилась "массовая культура", ориентированная на ызнипул:гзове,н;-:е личностью. Творческая деятельность человека не могла в полис;! юре осуществляться в режиме запретов. Развитие сойотского общества, в послесталинеккй период моею рассматривать кас либеральный вариант комаддчо-адеинкетратив-пей системы, слскивыеися при Сталине.

Оценивая степень цивилизованности советского общества в целсм, следует отмстить, что пре:::де всего ке удовлетворяет оно принципу "тотальности" господства нор:.: цивилизованного обцестза. Для достижения декларированных велик;« цэлзй были использованы противоречащие этим целям средства. Несовместимы:/.;: с цивилизованностью оказались ca.Mii нормы политической и духовно;! з?изни.

Автор делает вывод, что задач-/ развития цивилизованности в советском обирствз нельзя решить за счет частичной рационализации обцестьенной ¡кизни без учета общечеловеческого опыта, без постоянного ззаи.модойстзия с ни, Изоляция ог остального мира и перерыв исторической преемственности в разках собственной страны остро поставили сейчас проблему ее вклтеьия в единый процесс мировой цивилизации. Конечно, это включение предполагаят сохранение всего ценного, завоеванного в прошлом. Е первую очередь надо принять меры, направленны} на снятие всех барьеров на пути раскрытия таорчо-ск.к потенций шех социальных групп.

По мнению автора, историческая практика XX в. позволит выдвинуть гипотезу о том, что генезис современной цивилизации моиет протекать в двух взаиу.оезгаанкда формах: социального капитализм и гуманного, демократического социализма, Е'.сжчанцего в себя все лувдэо, что достигнуто человечеством: товар« о-рыючи&я уксномика, демократия по. основа законности, права и свободы личности, згциго малообеспеченных и обездоленных, терпимость к другое/ (культуре, гдеотегип и пр.). В становлении новой цивилизации существует необходимость коренного измэнешг' существупь'огс, ибо факторы, сдерни- К - ■

цажпе творческие потенция человека, существует в обеих Фор-

мах.

Социалистическая цивилизованность не будет, видимо, и результатом хонветзрвздия, понятой как простое устранение отрицательных сторон пагдой из форм и усвоения кх положительных моментов. Сейчас трудно сделать коккреткпй прогноз, но представляется, что в норой форме будущей цив'.екизации речь доязна идти о реализации ноисполь-зогакгозс ьоз;.'.о:кностей соцкалистхчесгэЗ едой.

Мерой ттоогресса в новых условиях, г.о ынэпн:о диссертанта, выступает этзуогность резлайац:-; сугностг-'/х сил чзлопока, а. значит, ч степень его своболн, нравственного советже'>-'стгог-ания, личного развития._пгодзя^сше общества по_пути г^зу'.'Л и_гт£3232Ш».

И третье?. главе диссертации изложены результаты анализа' специфики становления цивилизованности л северно;.; регионе Росс;..; - Коми Республике. В качестве особенностей региона выделены три ссновпьх момента: а) -окраинный, отдаленный от центра малонаселенный рз-гион; б) в истории и настоящем тсрая особую роль играли ссыль-

ные я замшенные; в) на экономически;'; и общественный уклад жизни населения ресцублжи заметное влияние оказывает '.¡обильные ыетоды организации труда, связанные со значительным перемещением рабочих кадров. В диссертации дана попытка выделить основные этапы истории к гая.

Основой цивилизованности выступает создание современной экономики, современной техники, технологии и организации труда. Нельзя надеяться, что без создания этой основы цивилизованности могут, цивилизоваться все другие стороны общественной геизни. Поэтому автор кратко рассматривает особенности освоения региона, стремясь выделить пгягчины его существенного отставания ст других регионов страны.

Первый этап развития истории края, который, по ынечию автора, !.!0кю ограничить концом УУ в., характеризуется преимущественно натуральным хозяйство;,!, Духовная >г/.знь на этом этапе тесно втаете-на з хозяйственную и бытовую деятельность коренного населения. Формирование предпосылок цивилизованности было связано с поеледу го-35км этапом, а конкретнее- с использованием первых промышленных методов ведения хозяйства, усиления взаимодействия с соседними народами, с возникновением письменности.

1529г. полола начало новому этапу история края, которой сбя-

-13-

зан с его промышленным освоением. Индустриальное освоение края имеет поистине трагический характер, ибо било связано с трудом заключенных. Именно подневольный труд должен был нести в неосвоенный край цивилизацию и прогресс. Б этот процесс были принудительно вовлечена лучгг/е специалисты страны в области геологии, разработки нефтяных месторождений, технологии бурения, транспорта нефти и газа, горного дела, Значительна роль заключенных и ссыльных и в развитии сельского хозяйства Ко.,л края. Трудом заключенных создавались крупные предприятия, которые сыграли Еажную роль в материальном обеспечении фронта во время Великой отечественной войны. Однако именно такой подневольный труд тормозил совершенствование техники, технологии, культуры труда и производства.

Ссыльная интеллигенция сыграла важную роль к в формировании духовной сферы кителей этого края. Зто влияние проявилось в своеобразии архитектурного облика городов и поселков, врачебной практике ссыльных специалистов, в художественном творчестве."Труд заключенных превратил окраинный неосвоенный регион в источник богатств страны, е его сырьевую "кладовую", однако это бил непроизводительный к унижающий человека труд. Таким образом, становление индустрии в регионе осуществлялось крлйне нецивилизованными средствами.

След "лагерного" освоения региона и в настоящее вэемя не исчез: он во многом определяет и современный способ решения социальных и кадровых проблем края. Особенностью решения проблемы кадров в республике ~&ляется использование "мобильных" методов организации производства, широкое развитие, в частности, получил межрегиональный вахтовс-экспедиционный метод. Снимая б некоторой степени проблему обеспечения работников жильем и друг юли социальными благами, ъ использовании этого метода, по мнению автора, преобладают негативные стороны. Снижается работоспособность е начьле и конце вахты, у работников формируется психология "временщика" с соответ-етБуиним отношением к труду, к прьеоде, общественной собственности, ценностям и норчаи мосайо^о образа даякл. Само по себе использование этого цетода бел оопоегавленмя экономического и социального боч прогноза социальных последствий говорит о низкой культуре уг:райло:мл, .тецнуилизованпости использован^;: богатств ре-п::ка. ^эжьо придать таклз иивилисоьачшс форш >;енользозпч:га вахтового метода организации труда работников, «пвущих в базовых городах и поселках самого региона. В первую очередь это касается бы-

товых условий в вахтовых поселениях, культурного и медицинского обслуживания работников Еахт.

1£Б5г. положил начало новому этапу в жизни страны, в том числе и края Коми. В первую очередь этот этап связан с критической оценкой состояния развития региона. Спираясь на выделенные выше критерии цивилизованности, р"т>р предпринимает попытку дать оценку состояния современной ссци.^ьно--экономической жизни края. Конечно, в республике имеется определенные достижения. Созданы базоше для индустриального общества отрасли народного хозяйства, разработаны уникальные технологии, такие наа шахтный метод добычи нефти, оригинальный способ строительства газопроводов в северных условиях, производство канальной саам и др. В области культуры крупным событи -ем стала организация Коми филиала академии наук, университета, единственного на севере технического вуза. В республике функционирует два драматических театра, музыкальный театр, филармония. Вместе с тем возможности социально-экономического развития края гораздо масштабнее. Дазо в том, что развитие экономики Коми ресцублини базируется преимущественно на интенсивном изъятии и нерациональном расходовании природных ресурсов. Это ведет к постепенному расхищении наиболее дешевых и доступных видов сырья, к истощению лесного фонда, к загрязнению земельных гогошадей отходами. В забвении оказались традиционные методы в.едешя хозяйства. Автор заостряет внимание на проблеме необходимости обновления техники и технология производства, на снижении доли ручного труда, преимущественно нетворческого труда, повышения эффективности научных разработок.

О низкой культуре производства в регионе свидетельствует практика необоснованного привлечения работников предприятий и учрежде-, ний на различного рода работы, не связанные с основным производством.

Диссертант выделяет факторы, которые снижают заинтересованность работников в результатах своего труда, отмечает существование своеобразного социального института в северных районах: права лишать работников северной надбавки к зарплате при смене ими работы по собственному желанию.

Анализируя экономическую ситуацию в регионе, автор приходит к вывод', чт0 Для достижении цивилизованности необходимо коренное измен еше всей экономики края. Во-первых, необходимо признать в корне оиибочггнм миф о возможности проведения глобальной индустриали-

-1Ь-

зации края, основанной на разрушении традиционных для местного населения занятий и проми слов. Опит таких стран,как Канада, Исландия, США и других покезая, что разумные сочетанием новых промышленных производств и традициоыш. исторически сложившихся занятой и иро-мыслоз иогно добиться двикзния к подлинной цивилизованности. Во-вторых, необходимо значительно сократить отчисления региона в общесоюзный бедасет российской федерации дтя того, чтобы интенсифицировать экономические преобразования. В - третьих, принципиально Еажным является отказ от представлений о республике как "сырьевой кладовой".

Преобразование экономики может стать надежной базой для решения назреет»: в республике проблем социального развития. Однако в настоящее иреыл удельный вес капитальных вложений в нейро^з водствен-ную сферу с учетом удорожания строительства за счет северных коэффициентов, более сурошх ьлиматическю: условий, неразвитости транспортных систем следует оценивать кйк чрезвычайно низкий. На первой взгляд, ■'благополучные1' показатели обеспеченности населения килой жо&рдьв, по нашему' мнению, не дакт адекватную картину, реальных нилтд-щх условий, ибо существует значительная их дифференциация. Неконкретность программы решения аилнщной проблеш заранее предопределяет сложность, а вероятно, и невозможность ее практического решения.

К числу важных показателей цивилизованности автор относит здоровое рациональное питание. При этом отмечается, что существенное сокращение з рационе традиционных иродуктов питания ( рыбы, оленины, дичи) значительно ухудшило здоровье населения. Поэтому актуальна задача восстановления а развития структура питания на местной природной основе.

В года перестройки е регионе пока не произошло коронного изменения и в сфере культуры. Основы интеллекта и культуры поведения формируются э детство. Главной цель» Енешкольного образования, по мнению автора, долина бнтъ не только подготовка наи'олэе одарэшмх детей к будущей профессионально? карьере, но и подготовка всех же-, льсдиу. цотей к восприятию мира прекрасного, а ь конечной счете - к рисхрагию свои?, тбоьчэскнх потенций. Необходимо наутро обоснованное формиговакие гО|<;дской эстетической среды.

В процессе перестройки ниэкпК уровень цивилизованности общества рельефно проявился в сфере политических и национальных отнеие-

кий, в условиях религиозной деятельности. О ношах политической жизни говорят сяедуюЛие данные социологического опроса. ЗЗХ опрошенных отмечает неравные условия для пропаганда предвыборных программ кандидатов в депутаты, а -32!* - казяа-гезниз икания гтртьГ.них органов средствам массовой ин^ормацяи. Особу» треесгу ьыгываег низкая оценка населением (всего 2\% ',-г.гоа;с:ннкх) вэзмотассти сохранения сгоей национальной самобытности в условиях региона. Это указы-взет на сгргдслепну23 потенцигдьнум напр-жениость в ¿ацкокалььых отношениях.

Важнейпкм угле ей ем процесса стен с-ел един цивилизованности наг: з стране б цело«, так я на региональном уровне, яяляетоя учет и использование ДОС-тяжкий и уроксв прошлого, обеспечение научного подхода к управлении социальными процессами.

Особую роль з научно« обеспечении долина играть социологическая наука. В работе дается оценка планирования социального разгкткя городов, разработке герэдекта комгогзкен^-тх систем управления качеством работы, котогяс осуществлялись с похожа с5Ц^агогпческ;гх методов. Сейчас, очевидно, что предложенная в них система упраатекля социально-экономическими процессач:-: предс-тазлле? собо'Р шиь гдо-поянительный элемент" слоаивтейся административной см;] «ш управления.

Наэгагшие тзшв пути становления циагсгпзоеаяпости с регионе изначально не могли привести и успеху", потону что ; та след дай связывается лишь с эффектом прямого воздействия на объект утграыения. Эти рути в силу их одномерности заранее исключали альтернативные подходы, ТЕорческие возможности людей,

Переход к ркно-кой экономике, с которой связмтается икод из . современного экономического кризиса, ггредполагает переход к методам косвенного влияния па ход социально-экономических процессов, йх ожидаемый эффект» мэжет про изойти за счет многовариантности подходов в решении проблем, за счет роста свободы рабелг./ьа.

Автор приходит к выводу, что в данный момент в регьонэ еи»е не

Успех' новых прогряш общественного переустройства во многом зависит также от того, в какой мере общественное сознание одобряет эти программы, а также от того, какие средства кепользушея длк разрешения противоречий меуду субъектом и объектен управления, Результаты социологических исследований, проведенных ь регионе, регистркру-

ют своеобразное оцепенение общественного сознания. В частности, от 30 до респондентов не могут оценить деятельность различных организаций и руководителей города.

Активизация народа, изменение налраатепности его сознания предполагает смену приоритетов образа жизни. Социологический анализ указывает на недос гаточную требовательность населения к оценке условий их существования; ето относится, в частности, к оценке проблем здравоохранения в регионе, престижности жилого района, формы культурной деятельности и т.д. Корни вццеленнис вше приоритетов ценностей кроются не только в инерционности массового сознания. Неразвитость, неперспективность ориентиров общественного сознания представляет собой сохранившийся з душах ладей осадок господствующего в общества "остаточного принципа". Слабая готовность общественного сознания к восприятию цивилизованные форм жизни может и в дальнейшем вызтупать значительна! тормоз ом на пути перестройки. Тая, только 5?j опрошенных связываю? облик современного культурного человека с его творческими возможностями.

Результаты исследования стиля руководства в тресте "Комисель-строй" (Сыктывкар) говорят о тш, что еще не произошло и необходимого поворота к человеку на уроше руководителей трудового коллектива. llo-прзжнему в их действиях превалирует "хозяйственный"псдход, т.е. они обеспечивают приоритет решению производственных задач по сравнению с ссциальнши вопросами. Эта выводы мошо экстраполировать и ка другие. "этажи" управления регионом. Таким образом, и стиль руководства консервирует застойные явления в сфера общественного сознания и торлозит внедрение цивилизованных форы жизнедеятельности.

В заключении формулируются осношыэ выводы исследования, выделены направления дальнейшего изучения проблемы, представляющиеся актуальными и малого ученными.

Основное содержание работы отражено » слецуюуис публикациях:

1. Комплексный шин социально-экономического радвитня Сосно- , горска на 1976-1930 гг. - Ухта, Ш8. - 7 п.л. (в соавт.).

2. Комплексный план социально-экономического развития Ухты и пригородной зоны ка I93I-IS85 гг. - Ухта, IWI. - 14 п.л. (в ссакт.Х

3. Режим работы предприятий и организаций сферы обслуживания Ухты. - Ухта, 1586. - 5,6 п.л. (в соавт.).

4. Анализ спроса населения на товары культурно-бытового и хозяйственного назначения и возможности увеличения их производства

в Ухте. - Ухта, $985. - 2,4 п.л. (в соавт.}.

5. Ярче северного сияния // Артерии братства. Ужгород, 19Б8. С.Ш-125. - I п.л. (в соавт.).

5. Становление цивилизо ванн ссти: цель и средство развития общества. - Сыктывкар, 1991. - 0,5 п.л.