автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Цивилизованность как личностное качество

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Макулбаева, Куляш Тиллабаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Цивилизованность как личностное качество'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Цивилизованность как личностное качество"

п-3 ел ^

" ■; КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ " ' " * ' * УНИВЕРСИТЕТ имени АЛЬ-ФАРАБИ

На правах рукописи

МАКУЛБАЕВА Куляш Тиллабаевна

ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО

Специальность 09.00.02. — Философия человека и общества

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Алмлты, 1904 г.

Работа выполнена на кафедре философ»»! Института повышения ква лификации преподавателей общественных наук при КазГУ имени Аль-Фа раби Республики Казахстан.

Научные руководители: доктор философских паук,

профессор К. М. САТЫБАЛДИНА,

кандидат философских наук, доцент С. Т. ТЕМИРБЕКОВ.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Г. К. АКМАМБЕТОВ,

кандидат философских наук, доцент В. А. НЕВСКИЙ

Ведущая организация — Алматинский государственный медицинский институт, кафедра философии.

Защита состоится « »__1994 г. в час. на заседании

специализированного совета К 14А.01.28. по защите кандидатских диссср таций по философским наукам при КазГУ им. Аль-Фараби по адресу 480046, ул. Тимирязева, 46.

С диссертацией можно ознакомиться в центральной научной бнблиоте ке КазГУ.

Автореферат разослан« »__ 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета

доцент \ \УЬ'-"\' Р. У. ИСКАКОВЛ

Р.1М

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность исследования. Переход к новому типу общественного развития в нашей, да и во многих других странах современного мира связан с освоением уровня "цивилизованности". В этой связи исследование понятия "цивилизованность" и применительно в обществу, и применительно к личности является актуальным.

Есть настоятельная необходимость разобраться на понятийной уровне в том, что собою представляет цивилизованность личности, цивилизованный человек. Не меньший интерес представляет вопрос о том, какое отношение цивилизованность имеет к духовной культуре человека, каковы внешние а внутренние факторы, определявшие цивилизованность личности.

Ускоренное развитие цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и фэрмированяя личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях, в разных культурах, приспосабливаться к разным, постоянно обновляющимся обстоятельствам. Связи человека делаются спорадическими, они, с одной стороны, стягивают всех индивидов в единое человечество, а с другой - изолируют, атомизируют человека.

В современной мире между собой сталкиваются и вступают в диалог совершенно разные культурные традиции, И человечество осознает, что надо учиться вести этот диалог. Нужно уыеть менять систему отсчета, не считать свои ценности и культуру абсолютными, научиться понимать другого.

Еще одной, не менее важной проблемой стало нарастание в конце XX в. глобального экологического кризиса. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально ношх стра-

л

теггй ЕЗаЧЕо-тахиачзского п социального разнится человечества. В £1ш скучав непзбзкен шбор только такпх возможных сценариев са/еяенгя ывра, в которнг ойеспачявавтся стратегия выживания. Лдя цавагизаагонЕнг яачеста главнка является то, что она формв-Ззуггсн нэобходиггосхьЕ, вытекавшей из связи человека с фактора-т естесззе^шо-гсторпческого процесса. Эти качества диктуются усгоЕлигл евзш и деятельности человека. Человеческое сотрудничество в усйозшзх соцгальногс» еслегечзсеого» ивроБоззрекческо-Т0ц бзтавого в геляого иного многообразия возаозно лшаь на основа гууагшз^а» гукангстпческохо вагшваяая.

Аггувльвостъ данного дпссерташонного исследования обусловлена также его теорзгяческоЗ неразработапностьз. Б условиях со-вагеного обцаетва рзчь велась в основное об уровне культуры об-Ейства в сбц-аственного чалозеза, обогащение яг духовного мира. ЕлвзлхзоЕанносгь еэ повидалась абстрактно» в частности, в фор-каавонноЗ схеыат-йкэ игровой всторзп.

Степень тазрабоганаоста проблема. Исходной посылкой в оп-редагенгв "цгвЕлвзоЕааносгс* явыась категория цввшизацнп в ез состнасйннз с категоргой культура. Анализ вкэюивхся в налей гятературз Еоацепцгй показывает, что категория цяввлйзедап пс-Еальзуется в них с разная сйъвггси с содержанием на разных уровнях еЗсгракяш. На уровне обгзхчз цивилизация рассглатрввается ебз предельно гярокое обеесоцяояогзческое понятие, как синоним сониальной $ор:и дбвевшзя матерзс; подобный подход часа всего встречается в концепциям о тал называемых внеземных цивиляза-отяг. На урогпз особенного цевплвэяцея интерпретируется как со^г-ваБно социальная органазадая обсестзонпоЯ жизни я культура, кат новая фор»я социальности, догорая возникает на вазе

разделения труда, обмена, характеризуются новыми социальными проязводствоино-акономичесшлв принципами объединения людей в общество в сравнении с естественно-природными, которые присущи были первобытнообщинной стадия развития общества- Сюда относят-, ся райогы Новиковой Л.И., Козлова H.H., Федотова Л.Г., Кутыре-ва В.Э.*. Ряд авторов понимают под цивилизацией конкретио-исто-раческое, террйтори&тьно-географичзсков того йлп иного формаци-онного типа. Цивилизацию в таком случае характеризует налом-пае формационних чарт на пндивидуалышэ специфические условия

ах конкретно-исторической реализация. Это работа Ерсмлея Ю.В., ?

Мчедлова В.П. и др. .

Надо также отметать, что в нашей литературе нет единого мнения по вопросу соотношения культуры и цивилизации. Определялось в основном два направления во взглядах. В первом случае два названных понятия отождествляются, в частности в фялософ-ских словарях, в работах Тугаринова В.П., Калайковай, и др. . Ко второй концепции два названных: понятия резко противопоставляются: например, Кахабадзз З.Т.4.

НаЮолее устоявшимся можно считать представление о цивилизации как конкретно-историческом понятии, традиционно быто-

I-Новикова Л.И., Козлов H.H., Федотов Л,Г. Цивилизация и исторический процесс. М.,1983; Кутырев В.З. О значения понятая "цивилизация" // Социально-экономическая формация я "культура" в современном общественном сознании. М., 1983.

2 Бромлей Ю.В. О соотношении понятия цивилизация и культура в свете марксистско-ленинского учения об общественно-экономи-чоских формациях // Новая и новейшая история. 1383. № 4.

3 Мчедлов М.П. Социализм - становление нового типа цивилизации. М.,1980; Тугаринов В.П, Природа, цивилизация, человек. Л., 1278; Калайков И. Цивилизация, и адаптация. М,, 1984.

4 Кахабадзе З.Т. Культура и цивилизация // Культура в свете философии. Гб., 1979.

вавшем в разках исторической науки археологии, этнография.

В современной западной социологии понятие цивилизация популярно как никакое другое. Так, американский учений Тоффлер 0. представляет всемирную историю в виде сменяющих друт друга "еолн" цавапизБЦИя. Всего он насчитывает три таких волны: сельскохозяйственную, индустриальную в новую, "третью". Содержание трех ее структурных сфер он анализирует в своей книге "Третья

волна"1. Необходимо отыатитв гакке вклад Тоинби А. в постанов-

р

ву проблемы единства всемирного в локального в цивилизация . В отечественной литературе анализ зарубежных концепций мы встречаем в"трудах Араб-Оглн 3.А., Шахназарова Г.Х. и.др. исследова-талей .

По проблеме человека и личности в отечественной фплооо&ш в рамках традиционного"марксистского подхода бшж получены су- . сэственные результаты. Мокко ьндалить два основных аспекта, в которых раскрывалась проблема человека п личности:

- во-первых, выявление всеобщих существенных определений . человека в его деятельности, здесь ыокно выделить работы Абишева К.А., Авызыбетова Г .К., Арсеньева A.C., Бахтина М.М., Иванова В.П., Сагыбалдиной K.M., Ильенкова Э.В, и др*4.

1 tojfte-r О TU Th-i-rä v/Ave . N-v.t изо,

2 Тоинби А. Постлаение истории. М., 1991.

3 Араб-Оглн Э.А. Д 'Denc^.nijsltiek and eivtogiiuC. f-creciLsi^, (Критика современных, п буржуазных концепций).' М., 1973;. Шахназаров Г.Х. Куда вдет человечество. (Критические очерки немарксистских концепций будущего). Ы., 1985.

4 Абишев К.А. Человек, индивид, личность. Алма-Ата, 1978; Акмаабетов Г.К. Проблема нравственного развития личности.. Алиа-Ата, 1971; Он as.. Знание и нравственность.'Алма-Ата, .. 1972; Бахтин М.И. К философа и. поступка // Философия' и соци-

- во-вторых, исследование специфики существования человека в системе отчуждения. Это работы Ильенкова Э.В.,Арсеньэва A.C., Хамидова A.A. и др.1. Сюда истаю отнести и исследования, посвященные историческии типам человека а общества, мировоззрения и науки и т.д., в работах Еяблер B.C., Бахтина U.M., Лосева А.Ф. и ДР.2.

; Есть и исследования, посвященные проблеме человека в нз-марксистской философии: Габитова P.M., Гайденко П.П. и др. . Сегодня работа зарубекшх философов стала появляться в напей стране чаще, чем ранние. В частности, можно назвать сборник "Проблема человека в Западной фишсофаи". - П.,1988, среда авторов которого Кассирер Э., Сартр 2.-П., Хайдеггер U. и другие работы этих авторов.

ологая науки а техники: Ежегодник. Ы.,1986; Иванов В.П. Человек и мир . человэка.Ы.,1978; Ильенков Э.В.Фплософзя я культура. М., IS9I; Сагыбалдина K.M. В поисках сущности а скисла человеческого существования // Человек в мзре и мир человека. Алма-Ата, 1991.

I Ильенков Э.В. С чего начинается личность. М.,1978; Арсень-ев A.C. Фялософско-психологическяе ироблшн развития образования. М.,1981; Хамидов A.A. Категории и культура. Алма-Ата, 1992.

: 2 Библер B.C. И в. Человек культуры // Человек в система наук. М.,1989; Он же. Нравственность, культура, современность // Этическая.мысль. П.,1990; Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология,науки а техника: Ежегодник. ГЛ., /•1986; Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. Ы., 1991.

3 Габитова P.M. Человек и общество а немецком экзистенциализме // Критика философской концепции М.Хайдаггера и К.Ясперса. М., 1972; Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры // Критика <$илософ1и М.Хайдаггера. М., I2S3.

Что же касается проблемы личности как таковой, то она разрабатывалась и разрабатывается как в философии, так и в ..пси- ' хологии. Среди философов наибольшее значение по этой теме имеют, на наш взгляд, работы Буевой Л .П., Соколова Э.В.,' Багрицкого E.H., Кона И.О. и др.1. Среди психологов следует отметить исследования Леонтьева А,Н.„ Рубинштейн С.Л., Абульхановой-СлавскоЗ К.А., Столика В.В. . '

Однако на сегодняшний день нет на диссертационных, ни монографических исследований, посвященных, собственно проблеме цивилизованности как личностного качества. В вашем исследовании мы стремились рассмотреть становление и сущность понятия цивилизованность, а такне соотноиенае его с понятием "культурность", проанализировать характеристики цивилизованности на личностном ■ уровне. Особенность постановки проблемы в диссертации состоит в понимания цивилизованности как необходимого качества гуманистического выживания. ,

Исходя вз постановки проблемы,.в диссертации ставятся. цели и задачи. ;

Целью данного диссертационного исследования является философский анализ становления понятая "цивилизованность", раскрытие специфика цпвилизациошых качеств человека как необходимых' качеств гуманистического вышивания. При этом*автор исходит вз-того, что гуманизм - это не только нравственные принципы, но и

1 Буева Л.П. Человек: деятельность в общение. М.,19?8; Она же. Человек в мире культуры. М., 1989; Соколов Э.В. Культура и личность, М., IS72; Бысгрецкий Е.Н.,Еытяе человека в культуре (опыт онтологического подхода). Киев, 1991.' ;

2 Абульханова-Славская К.А. Совместная деятельность:'методология, теория, практика. М.,1988; Столин В.В. Самосознание личности." М., 1983. ;• • '' ' .'' ' , -

признанна ценности чат.о£&ка ваз глчноста, его права на сводное развитие, самореализацию. Дзя догтгжензя цапз cicptjzzpo-ваш следующие задачи;

- рассмотреть захсночвряостз cisacaiazaa "цггкагозззно-

сти;

- раскрыть специфику а ссотнс=°нзв псл.-'тза "цнБзляасЕгз-ность" и "культурность" на личностном уревзо;

- проапализзровать становление цлпглгзазазЕосга згз цесса самореализации личности, ^ундгмнгалксй гсгреСзсста человека, осущостаялвсэго на празтгкэ eso» свобода

- дать спрэделекяе свободу чг-зз сонэтгз suiopa» пнутрг-з-иой свободы, липкой ответственности;

- обосновать нах одяв из элементов uzssszsesessosra, моральный выбор дичностг.

Научная новизна дцссертацгп езрэделявтез *."су, г;то а ее2

- проведен фалссоЗскаЭ аналяз пояятзя

- рассмотрены Культурно-Есторзчесгзе ЗЕгогсагрногтг становления цивилизованности, а частностз э с=.тгз со отаноЕ.-з~гв^ гражданского общества;

- анализируется соотнозвнгэ "цзваг.язозяямсст.з*' а "культурности", доказыиаотся их несполпаость друг я другу, недогу «зз-ность отождествления;

- стаиопдонав цггзлязовггшастз рзссаатрзьготел езя .процесс самореализация личности;

- раскрывается специфика проявлензд качеств на личностном уровни.

Теоретической основой асслэаоваг;яи двляетсл Егггсичесгоз наследие мировой í¡uoca[ua, труди мгсс;:гоз нгяэдкей Канта, Гегеля, труди заруОежнл и отечественных гсслэдсзатэ-

лзЗ, ВД?да теоретические достижения в крупных ионографачесйих реЙй^щ.» ©Зс^цдащх итоги творческих исканий отечественных <£я-дасЦйЗ»

РРИНЧЦПЫ диссертации - это диалектика-К£4вцисц единства исторического-и логического, кон-кретаето ьсдо^взна, восхоздения от абстрактного к конкретному н др.

На ддднт^: выносятся следующие положения:

1. %млезованност1 характеризует закономерности гумашс-тачаского. выживания человека-и человечества. Циьилиэовшшость как личностное качество - это способность человека превратить своо Ензцодоятедькость в предает сознания и воли, обуздывая природные ьдеченвя, удовлетворять органические потребности осЗ щественшм способов в, наконец, умение подводить свои индивидуальные действия.под ойщие для всох разумных существ нории а правила.

2. Культурность, в отличие от цивилизованности, ь когорс преобладает принцип полезности, 4орнируется по принципу самоценности человека и человеческой деятельности. Культурность включает этносоциальный, национальный факторы человеческой д< ятельиости, которые сохраняет и приумножает многоцветье мира

3. Меяду понятиями культурность и цивилизованность суща * вует внутренняя корреляция неиирархического типа, которая пр

истекает из их принадлежности к системе понятая, отражающих проПесо развития человека а-общества. Сущность цивилизадионн ГО состояния заключается в том, чтобы обеспечить человеку вс более Гарио1ШЧ1Шв отношении с природой и социальной средой и следовательно, ускорение темпов его культурного развития.

Культура, полагая ценностные и целевые установки цивилизаций^ определяет в целом ее гу?.?знастическуп ориентации.

4. Включенность личности в систему общественных отношений означает степень вхождения человека в систему требований, нор'», роли, прав, обязанностей, которые я составляют уровень цивилизованности. Рассиатривая конкретные "нехаввз'Ш" включенности личности в систему общественных отнозашй, ш шделлем граждап-. ствонность как социальное качество цивилизованной личности.

5. Гражданское общество, правовое государство как объективные формы нязнедеятельности индивида позволяют индивиду быть свободным. В нормально развивакдадся цивилизованное общества каждый человек долкен иметь равный достуя к политической и общественной жйзня.

Права человека - изначальная ценность, присущая ему как представители человеческого рода, ориентир прогрессивного развития общества. Права человека являются реальности) только в условиях автономии личности, ее сознательного с&чоопределония. Политические и гражданские права является стержнем свободы личности, ее самоопределения во веет сферах жизни, они препятствуют огосударствлению гражданского общества, отчуждению человека от власти г собственности.

6. Культурность ость выражение духовной суверенности личности. Человек, ее достигший, обретает духовную независимость от всех внешних факторов и обладает внутренней свободой. Свобода ощущается индивидом прежде всего как личное чувство, субъективное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор. Далее свобода выбора переходит в свободу решения, а патом в свободу действия, свободу самовыражения.

па-ча-те--5те.чес.?об ^.практическое зкачекиэ диссертаца-с:г ^Г огх. г&згсчаз:с& в тсу, Что содерза^з.еся в ней теора-хгчзсЕЕг са-сггггя £ когут быть использованы для даль-

EaZz.il нгз-.иэ! разгабо^ка проблем цпввлазованноств в сШлософдп е Еаужз. Еагзрг&з ддссгртацгв козтут представлять интерес с ■Есчга. зрзнгн сггссвгсгагк содгрза'скся в вах рекоыовладей для едт^нз! срганлзадзг учебного процесса, воспитательной деятель-езсгз учебшгг 2£вгдгнг£. ТеерэгячзскЕз пояснения диссвртацвв усгут &»гь Есиа^ззоганн в процессе преподавания учебник дйсцйп-■дхе хзуанггарзсго цггла, прз разработке и чтении спецкурсов по гулыурслсггЕ, нггпшер, "Еулггура в ПЕЕглизацпя1* и т.д.

Б Пр&Н£32аНГЕ ^СХОСО>?С2 могут быть учтены положения дзс-серзгаггг с загснсвахззсзях, флорах ^ораированяя • циввлизован-ессте, ее- бзазуосегзз оо етаногленЕем гражданского общества.

АиШбгзгя; г-дДсты осуществлялась путеи выступлений автора ез мгггугогсеое научней. кзйзрзеви "Актуальные дроблены раз-езежя культуры яа сазреигееоа втапе" (Алыа-Ата, 1992), на на-учго-та&раггчесггх Ео^ерензгях "ЛоУократкзацпя общества и со-егальная сзрагггдггзета" (Ашгг-Ага, 1331), "Проблемы развития посахЕЧзсгсЗ састш/н Республик к Казахстан" (Алма-Ата, 1992), ез. I Кгзйузародзш сшлюзнугдз-сеапварз "Восток-Запад: диавдг кухмур" Цхва-Ага, 1993).

Ссновзне шведа дгесвртацга наалз отражение в четырех Еу&икацЕях. •". "

Структура дассетда^вз определялась задачами исследования. £йссер*гция состоят из введения, четырех параграфов, объединен енх в два гддгы, зямвченая в списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕЕШДОЕ ДИССЕРГШИ

Во введения обосновывается актуальность томи, раскрывается степень еэ разработанности, ставятся цели а основные задачи исследования, сформулировали полсжзная, выносимые на засяту.

Первая глаза диссертацзн "Цяввляесвапность как продукт и характеристика общественного развития" состоит из двух параграфов. Постановка проблеш в дачной работе начинается с аначиза становления понятия "цивилизованность" в истории фзлоссфни. Оно рассматривается на стыке таких категорай, как культура в цивилизация. Исходным пря атом является положение И.Канта о культуре, как внутреннем по отношении к человеку и цивилизации, как внешнем по отношении к нему.'

Становление понятия "цивилизованность" в значительной мерз повторяет сганозлеяяе понятая "цзвилизацвя". Эволюция понятия "цивилизация" представляет собой довольно сложнуп картину. Мояяо выделить две теорэтачэскне модели: первая - цивилизация как этап исторического развития, - была сфэрмулярована Фурьо Ш. В дальнейшем далнуп традиций продолжили Коргая Л.,, Энгельс Ф. Вторая - теоретическая модель, рассматривает цивилизацию кат? относительно заыкнутув общность - берет начало от Данилевского Н.Я,, позднее данной концепции придерживались Шпенглер 0., Леонтьев К.Н.

Мы полагаем, что понятие "цивилизация" ставит акценты на объектннх аспектах общественного развитая. Оно характеризует социальнув организацию, особенности всего комплекса социальных условий жизнедеятельности индивидов, показывая меру овладения человеком своими собственными отношениями, а также степень развития его управляющей деятельности по отношении к природе.

Поскольку социальность - это основное качество деятельности человека, то цивилизацию можно рассматривать как синтетическую характеристику общественного развития в целом, включающую объэк-тивные и субьективше стороны общественной зешэна в их диалектической взаимосвязи.

Бакен, на наш взгляд, еще один момент в установлении диалектики цивилизации и культуры. Дело в том, что зачатки культуры возникает вглэсто с пЬявлениен трудовой деятельности. Цивилизация возникает позднее, это начало собственно социального типа разватвя общества, когда устанавливается всеобщая, освобожденная от природных зависимостей, связь мекду людьми. В силу этого категория "культура" применима для характеристики всех этапов разватвя человечества доцвввлизацвонного и цивилизационного, в то время как понятна "цивилизация" ■ возникает на болев позднем втапе общественного прогресса. Генезис цивилизации связан с пре одолением человеком своей природной ограниченности, которая ей* сируется в двух аспектах. С одной стороны, человек подчиняя себе внешни» природу, все более освобождается от ее влияния на развитие общественного бытия, с другой выявление общественной сущности человека требует установления господства над его собсч венной внутренней природой.

Город, будучи порождением самодвикения общества разделенного труда, отражает своей планировкой структуру гражданского (городского, политического) общества. Понимание цивилизованности вырастало на гребне городских движений, возвышения городов, их общения, экономических, государственно-политических и культурных притязаний (торговля, национальная консолидация, центра-г лизованная монархия и городская демократия, гражданские права

и равенство). Осшсленае новой общественной субстанции общения индивидов, противоположной деревенскому укладу, феодальной разобщенности, изолированности явилось источником всех ранних образов, моделей цивилизующей тенденции истории.

В диссертации также показана исторически прогрессивная, созидательная, цивилизационная роль частной собственности. Она видна в двух срезах обцественной жизни; в структурном, через отношения "собственник - гражданское общество - государство", и в срезе движущих сил истории через мотивацию человеческой деятельности.

Таким образом, становление понятия "цивилизованность", во-первых - характеризует развитие нового типа социальных связей людей. Оно охватывает все уровни - от семьи до отношения между человеком и обществом на политической, арене.- Во-вторчх. оно выражает требования к творческому содержанию, личностному сиислу и самостоятельности трудовой деятельности чоловека. В общественно-политических отношениях людей однозначная приверженность классовым и другим групповым интересам постепенно уступает мосто болоо свободным, гибким.« плюралистическим связям. Коллективный интерес здось может быть результатом взаимного согласования частных интересов. Могянизми такого согласования вырабатываются тогда, когда принципы социальной справедливости и чплопечоскоЯ солидарности пприотпют гшражать лиип. те или иные групповые интпросн и получают вспобипо признанно, становятся общечеловеческими ценностями.

Во втором параграф первой глаш осноцтится кл»човио.понятия Данной работа - понятно "культурность" и "цивилизованность", а также их соотношпиио на уровне обадстпонного субгокта. При

этом подчеркивается, что до сих пор, как в научной, так и в публицистической литература понятия "культурность" и "цивилизованность" употреблялось как синонимы. Когда речь шла о культуре и о цивилизации предполагалось их различие, а применительно к "культурности" и "цивилизованности", такое различие практически не усматривалось. Мы полагаем, что при исследовании культури и цивилизации, надо найти тот критерий, с помощью которого можно определить точки их соприкосновения и различия. Таким критерием, несомненно, служит понятие "человек". В человека цивилизацию интересует только одно - прсьи водство им ценностей т.е. его рабочая сила. Для нае ваяно не развитие человека как богатой личности, а только лишь объем и структура его рабочой силы. Соответственно цивилизованность - это высокий профессионализм, способность бесконечно приумножать богатства общества, совершенствовать общественные отношения. Культурность - ото духовное возвышение человека. Культура развивает в человека цолосгност-ше, самоценные качества, каковиыи являются: честь, совесть, добро, порядочность, достоинство. Цивилизованность действует по принципу самоценности человека. Нельзя ноучитыввть и то, .что цивилизация технократична, а культура 'является эткоисгори-ческой, впитавшей в себя все стороны жи-.ши того или иного народа. Отсюда вытокает глубоко национальный характер культурности. Технология интернациональна изначально, ибо она ость воплощение научных знаний, которые является нейтральными. Иными словами, научные знания напрямую является оОщочолоадчьскими, они но носят национального характера. Поэтому тихиика, технология глобализируют мир, В культуре же воплощается вкусы льДий, их предпочтения, установки, ценностные ориентации. Они носят изначаль-

но этносоциальный, национальный характер. Этз качественно разные особенности и обусловливает то, что существует два разных понятия "цивилизованность", "культурность", мезду которыми существуют качественные различия.

Вторая глава дпссертацин "Личностный уровень цивилизованности" также состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассматривается в диалектако-логичесдом аспекте сущность и структура цивилизованной личности» .Сущность цивилизованности обосновывается на основе принципа Гуманизма. При этом гуманизм понимается не только как нравственный принцип, но как признание самоценности человека как личности,' эго права на свободное развитие и самореализацию.

• В структура личностных качеств человека мозно выделить следующие группы. Первую группу- ш называем качествами гуманистического выживания или цивилизационшми качествами. Ко второй группе можно отнести так называемые приспособленческие качества, и наконец, в третью группу.входят самоценные качества человека.или культурные качества. О приспособленчестве или точнее о конформизме можно говорить в связи с тоталитарными режимами. ' • .

Самоценные качества вырабатывается путем вхождений человека в ценности духовной культуры. Они есть культурные качества. Культурность - выражение духовной суверенности человека. Человек достигая ее, обретает'духовную независимость от всех внешних факторов и обретает внутреннюю свободу. Цивилизованность не достигает этой ступени человеческого самосовершенствования. ЦпвилЕзвдпонныв качества формируются необходимостью, вытекающей из связи человека с факторами естественно-историче-

ского процесса. Эти качества диктуются условиями жизни и деятельности человека. Дело в том, что цивилизация создает ценности, которыми человек обязан овладеть как социальное существо. Среди них особое место занимавт гражданское общество, правовое государство --как объективные формы жизнедеятельности индивида, позволяющие ему реализоваться как свободному, самодеятельному субъекту. Современный этап развития нашего общества, характеризуется качественной трансформацией политической системы, переходом от посттогалитарного политического режима к демократическому. Человеческое сотрудничество в условиях социального, по-, дитичаского, мировоззренческого, бытового и всякого иного многообразия возможны лишь на основе гуманизма. А именно: признание безусловной ценности человеческой личности, ее изначального права на достоинство и счастье, утверждение приоритета прав человека перед профессиональными, национальными и всякими иными притязаниями. Политические и гражданские права являются : стержнем свободы личности, ее самоопределения во всех сферах жизни (в том числе и экономической), они препятствует отчуждению человека от власти и собственности.

Цивилизационные качества являются сугубо рациональными, враг-мата ческими качествами. Они в определенной степени есть прочно сложившиеся правила игры, которые невозможно нарушить, не поставив себя вне данного общества.

С развитием общества человеческая деятельность раскрепостилась от условностей, активизировался творческий потенциал 'личности, освободившийся от сословных ограничений. Личный мотив деятельности стал ориентировать человека на результат ее. А высокий результат преобразовательной деятельности возможен

на основе выбора оптимальных; средств его достижения. Так, рыночные отношения есть продукт развития цивилизации. И если сегодня человек желает жить в ритма общества, то он обязан обрести "рыночные качества". Эти качества обретаются в процессе мучительных испытаний, риска, напряжения. Они есть проверка человека на прочность; и если люди их выдержат, они станут деятельными субъектами своей жизни, что означает гуманистическое выживание. Гуманизм становления новых общественных отношений состоит в той, что какими бы трудными, мучительными ни были перемены в жизнедеятельности индивидов, в конечном счете они ведут к совершенствованию человека и народа. Таким образом, диссертант считает, что определяющими в становлении цивилизованной личности является способность к свободному развитию, способность к ЕЫбору в свободе.

Поэтому не случайно и то, что второй параграф данной главы посвящен моральному выбору как элементу цивилизованности. Ключевой идеей данного параграфа является идея взаимосвязи цивилизованности п становления гражданского общества. О моральной выборе ысжно говорить п как о выборе поступков, и как о выборе ценностей. Если первое это выбор форм поведения, реализующих уже принятые человеком нравственные ценности, то второй - выбор самих ценностей. Цивилизованность предполагает услбвие социального, гражданского мышления. Формирование гражданственности . связано с формированием высших социальных потребностей личности.

Мораль, точнее, такие типы моральных ценностных систем, которые покоятся и соответственно ориентируют чачовека па универсальные ценности высшего совершенства, и безусловного чело- . веколюбия связаны с реальностью опосредовано - через практиче-

скво цашюств. Пространство реализации, переплетения -и столкновения частных интерасов позволяет иначе взглянуть на соотношение моральности и полезности. Принцип полезности, воплощаясь в общественных отношениях, создает условия для гражданского мышления. Если не смешивать пользу с корыстью (а взаимопонимание, обмен, как видим, ставит предал своекорыстному произволу) полезность становится фактором гармоничного развития общества, раскрепощения сил и способностей живущих в таком обществе людей. Цивилизация обернется катастрофой, если она будет покупаться ценой попрания морар. Точно такта мораль не может победить, если будет противостоять цивилизации.

Не менее важной проблемой сегодня является.и грозящая экологическая катастрофа, которая требует'только таких возможных сценариев изменения мира, в которых обеспечиваются стратегия выживания, что.опять-таки зависит от морального выбора ценностей.

В заключении даны выводы по работе, намечеш пути дальнейшей разработки проблемы.

Основные публикации по тема диссертации

. I. Демократия и проблема формирования цивилизованной личности // Демократизация общества и социальная справедливость: Тезисы докладов и выступлений на межвузовской научно-теорет. конф. 25-26 декабря 1991 г, - Алма-Ата, 1991. 0,25-29 (соавт. ' Темирбеков С.Т.). " ,

2. Культура и личностные качества человека // Актуальные проблемы развития культуры на современном этапе: доклады и тезисы выступ.на научно-практич.конф. 22-24 января 1992 г. -

Алг/а-Лта, 1992. С.25-28.

3. Цивилизующая тенденция истории я развитие человека

// Проблемы развития политической системы Республики Казахстан: тезисы и доклады шст. на научн.конф. июнь 1992-г. - tea-Ата, 1992.

4. О понятии "цивилизация" // I Международный симпозиум-семинар "Восток-Запад: диаюг культур: тезисы докладов и выс-тупл. 22-26 июня 1992 г. - Алма-Ата. 1992. Часть I. С.43-46.

J'oa