автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Старообрядчество в духовной культуре России

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Баев, Вячеслав Геннадьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Старообрядчество в духовной культуре России'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Баев, Вячеслав Геннадьевич

Введение

Глава I. Старообрядчество в России как социокультурное явление и его место в общественном сознании.

§ 1. Старообрядчество в истории философских и религиозно-культурных связей России.

§ 2. Старообрядчество и старое русское сектантство.

§ 3. Старообрядчество в политической культуре России.

Глава II. Старообрядчество в культурной жизни Северо-Запада России.

§ 1. Исторические нормы народной православно-духовной и социальной жизни Северо-Запада России.

§ 2. Влияние старообрядчества на социокультурную ситуацию

Северо-Запада России.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Баев, Вячеслав Геннадьевич

Актуальность темы исследования. На протяжении двадцатого столетия Россия несколько раз оказывалась в состоянии очередного крутого формационного перелома. Современная ситуация в стране, ставшая слагаемым всех обострившихся социальных противоречий, свидетельствует, что наряду с экономическими, политическими, национальными и прочими проблемами первостепенное значение приобретает проблема духовно-нравственная.

Активно пропагандируемые в российском обществе идеи об исключительной важности материального благополучия и материальных ценностей как обязательного атрибута свободы личности вызывают неоднозначную оценку. В обществе актуализируются самого различного рода стремления к отечественным духовным основам, традициям, нравственно-религиозным ценностям. «Простой человеческий инстинкт подсказывает, - отмечает современный философ, - что корни очень многих явлений нашей жизни - и позитивных, и негативных - уходят в толшу веков, в систему миросозерцания, которое на протяжении столетий формировало наш национальный характер, нашу национальную психологию»1. В связи с этим у значительной части россиян, и в первую очередь - у представителей молодого поколения, растет интерес к важнейшим историческим событиям отечественной истории, к тем духовным исканиям, которые характерны были для развития

1 Замалеев А.Ф. Лепты: исследования по русской философии: Сборник. СПб., 1996. С. 27. общественной и религиозной мысли. И далеко не последнее место в этих исканиях занимает старообрядчество как социокультурное явление.

Среди многочисленных конфессий и деноминаций, существующих в России, старообрядчество занимало и занимает свою духовную нишу, по-прежнему являясь религией многих тысяч современных россиян. Старообрядчество - неотъемлемый компонент духовной культуры сегодняшней России. Оно проповедует и на практике реализует традиционное отношение русских людей к историческому православию. Старообрядчество действует в рамках Конституции Российской Федерации, статья 28 которой гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»2.

С другой стороны, поиски объединяющего начала и духовных истоков, что нашло отражение в понятиях «соборность», «русская идея», «самоидентификация россиян» заставляют нас обращаться к истории. И в этом плане изучение старообрядчества, не потерявшегося в веках, также приобретает актуальное значение. Его опыт учит нас тому, к каким губительным последствиям может приводить отсутствие духовного диалога, неумение услышать и понять друг друга.

Степень разработанности проблемы. Прежде всего, следует отметить, что по данной теме до сих пор отсутствуют обобщающие религиоведческие и культурологические исследования аналитического характера, хотя в литературе предпринимались попытки освещения

Конституция Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 1 февраля 2000 г. СПб., 2000. С. 12. отдельных проблем истории старообрядчества с очки зрения их философского осмысления (В.Г.Сенатов), определения места старообрядческой культуры в духовной жизни России (А.Панкратов4, Е.М.Юхименко5 и др.). В XIX - XX веках старообрядчество нередко становилось объектом повышенного внимания представителей официальной православной церкви. В этом случае методы и подходы к изучению этого явления определялись, прежде всего, стремлением преодолеть старообрядчество, что исключало возможность его объективного анализа. В XIX веке эта тенденция представлена в трудах

6 7 8

Е.Е.Голубинского , С.А.Белокурова , Н.И.Субботина и др. В начале

•з

См.: Сенатов В.Г. Философия истории старообрядчества. В 2 ч. М., 1908.

4 См.: Панкратов А. От востока направо. История, культура, современные вопросы старообрядчества. М., 2000.

5 Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. В 2 т. М., 2002. Т. 1.

6 См.: Голубинский Е.Е. К вопросу о сущности русского раскола старообрядчества //ЧОИДР, 1905, Ш. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами //ЧОИДР, 1905, Ш.

7 См.: Белокуров С. Биография Суханова //ЧОИДР, 1891, I - II, ч.П. Его же. Из духовной жизни московского общества ХУП века. М., 1902. Его же. Сочинения Суханова //ЧОИДР, 1894, II. Его же. Сильвестр Медведев в исправлении богословских книг при патриархе Никоне //ЧОИДР, 1885, №11-12 (кн.3-4). о

См.: Субботин Н.И. Материалы по истории раскола за первое время его существования. Т.1-УШ. М., 1875 - 1894.

XX века - Ф.Е.Мельникова, И.А.Кириллова9, Н.Д.Зенина, Я.А.Богатенко, Н.И.Ивановского10, Г.Флоровского11 и др.

Старообрядческое движение как предмет изучения занимало большое место в трудах российских историков, таких, как (А.С.Пругавин12, С.А.Зеньковский13, Н.И.Костомаров, П.С.Смирнов14, А.П.Щапов15, Г.В.Есипов16, С.П.Мельгунов17, С.Ф.Платонов18 и др.).

9 См.: Кириллов И.А. Правда о старой вере. М., 1916. Его же. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианства. М., 1914; 1996.

10 См.: Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Казань, 1897.

11 См.: Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. Его же. Пути русского богословия. Париж, 1983.

1 л

См.: Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905.

1 Л

См.: Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. JI., 1991. Т. II. Ч. 2. Его же. Русское старообрядчество. М., 1995.

14 См.: Смирнов П.С. Взгляд раскола на переживаемое время в ХУП веке //Христианское чтение, 1897, кн.1,2,3,6. Его же. Происхождение самоистребления в русском расколе //Христианское чтение, 1895, Ш-1У. Его же. Споры в расколе по догматическим вопросам в ХУП в.//Христианское чтение, 1897, кн.7.

15 См.: Щапов А. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII. Казань, 1859.

16 См.: Есипов Г.В. Раскольнические дела ХУШ ст. СПб., 1861-63,1- II.

17

См.: Мельгунов С.П. Старообрядчество и осовободительное движение. М., 1906.

В настоящее время выщел ряд работ, посвященных истории и современному старообрядчеству. Это сборники: «Мир старообрядчества: история и современность» (М.: МГУ, 1999); «Старообрядчество в России» (М.: Государственный исторический музей, 2000); альманахи Музея истории и культуры старообрядчества. В 2001 г. в Санкт-Петербургском государственном университете была защищена диссертация Е.Е. Марченко по истории старообрядческих общин в Санкт-Петербурге во второй половине XIX в.

Особый интерес представляет опыт составления энциклопедического словаря под редакцией С.Г. Вургафта и И.А. Ушакова «Старообрядчество: лица, события, предметы и символы», посвященного истории, теории и практике старообрядчества. Современное состояние старообрядчества в России и ближнем зарубежье подробно анализируется в коллективном фундаментальном исследовании истории русской православной церкви XX столетия19, в котором имеется специальная глава «Русская Православная Старообрядческая Церковь: годы 1917 - 1996» .

Знаковыми явлениями в новейшей истории старообрядчества стали два события последних лет. Первое - это 200-летие возникновения единоверия, то есть возвращения в Российскую православную церковь части старообрядцев, что отмечалось в 2000 г. В связи с этим Патриаршая церковь провела конференцию «200-летие канонического бытия старообрядческих приходов в лоне Русской Православной Церкви», где с

1 R

См.: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории; Учебник русской истории. // Сочинения в 2 т. СПб. - 1993. Т.1.

19 История Русской православной церкви: от Восстановления патриаршества до наших дней. В 2 т. СПб., 1997. основным докладом, посвященном этому событию, выступил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Второе событие - это проведение в 2001 г. VI Всемирного Русского Народного Собора, на котором затрагивалась проблема взаимоотношений современного старообрядчества и Патриаршей православной церкви. С обращением к Собору выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин. В материалах Собора отмечалось, что «раскол - важнейшее трагическое событие в русской истории. Его значение и его смысл до сих пор остается неясным. Обратите внимание, что к этой теме русское православное историческое сознание обращается всякий раз, когда меняются или грозят измениться отношения между Церковью и Государством. При Павле, Александре I, в последние годы Романовых, в Революцию, в конце 1920-х, в начале 1970-х, и, наконец, сегодня проблема русского раскола, драматических событий XVII века осознается КАК ВОПРОС, А НЕ КАК ОТВЕТ (выделено мною - В.Б.), как настойчивое приглашение к изысканию неочевидной истины, а не как усвоение готового и не подлежащего пересмотру окончательного суждения»20.

В настоящее время назрела необходимость в целостном историческом и философско-религиоведческом анализе места и роли старообрядчества как религиозного и социокультурного явления в духовной культуре России, его исторического влияния на социокультурную ситуацию Северо-Запада страны.

20

Фурцев Д. Исторический и духовный смысл единоверия. В сб.: Русская Православная Церковь в пространстве Евразии (материалы VI Всемирного Русского Народного Собора). М., 2002. С. 68 -69.

Цель и задачи исследования. Цель данной диссертационной работы - на основании историко-философского и религиоведческого анализа, с использованием конкретных материалов Северо-Западного региона определить социокультурный смысл старообрядчества и его объективную значимость. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

- выявить исторические источники старообрядческой идеологии;

- определить и адекватно описать социальный и историко-культурный контекст, который обусловливал формирование социально-религиозной и духовно-нравственной проблематики старообрядчества;

- обобщить и систематизировать материал, касающийся традиционных российских духовных ценностей в старообрядческой интерпретации (соборность, личность, личная ответственность, общинность, собрание, соединение, братоводительство, самоуправление и др.);

- раскрыть общие черты, особенности и специфику формирования религиозной идеологии старообрядчества в сравнении с мировоззренческими системами старого русского сектантства, славянофильства, русского консерватизма;

- выявить характерные особенности развития старообрядчества на Северо-Западе России и определить основные аспекты его влияния на социокультурную ситуацию этого региона.

Методология и источники исследования. Методологическим базисом диссертации являются положения и выводы научного религиоведения, касающиеся проблем взаимоотношения религии и духовной культуры, религии и истории, религии и политики. В диссертационном исследовании использован принцип историзма, который предусматривает конкретно-исторический подход к анализу изучаемого социокультурного явления. В работе широко применялись сравнительный и культурно-исторический методы исследования религиоведческой, исторической, социально-философской и богословской литературы.

В качестве источников использованы оригинальные сочинения духовных лидеров старообрядчества (протопопа Аввакума, братьев Денисовых, соловецкого дьякона Игнатия и др.), историческая и богословская литература Русской Православной Церкви, сочинения русских историков и писателей. В диссертации нашли отражение многочисленные архивные материалы, в частности материалы отдела Древней русской литературы АН СССР, подборки Епархиальных ведомостей конца XIX века и другие.

Научная новизна работы заключается в следующих положениях:

- осуществлен комплексный религиоведческий и философско-культурологический анализ старообрядчества как социокультурного явления;

- выявлены место старообрядчества в духовной культуре России и его роль как своеобразного «консерванта» традиционных церковно-религиозных, социально-политических и культурных отношений;

- раскрыты на конкретном материале особенности исторического развития и современное состояние старообрядчества на Северо-Западе России;

- показано значение эсхатологических идей старообрядчества в контексте становления российской политической культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Настоящее диссертационное исследование вносит определенный вклад в современное религиоведение и философию культуры новым подходом к старообрядчеству, рассматривая его как социокультурное явление.

Теоретическая ценность диссертации состоит в разработке методологии комплексного подхода к исследованию старообрядчества, выявлении его культурных, социальных и религиозных оснований, в обобщении конкретного религиоведческого материала Северо-Запада России.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть применены в вузовской лекционной практике по религиоведению, культурологии, политологии, истории политических учений и общественно-религиозных движений.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации отражены в выступлениях на научно-практической конференции с международным участием (1П Петровские чтения. - СПб., 2001 г.), на Международной научно-практической конференции (VI Царскосельские чтения. Пушкин, 2002 г.). Они отражены также в публикациях: Старообрядчество и старое русское сектантство / III Петровские чтения (История, социология, экономика, образование, культура и право): Сборник научных трудов. - СПб., 2001; Понятие соборности в религиозной идеологии старообрядчества / VI Царскосельские чтения: Международная научно-практическая конференция. 23 - 24 апреля 2002 г. - СПб.: ЛГОУ. Т. 1. 2002; Соборность в философии славянофилов и мировоззрении старообрядчества / Гуманизм и право: Межвузовский сборник научных трудов. - СПб., 2002.(в соавторстве); Эсхатология как основа политической доктрины раннего

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Старообрядчество в духовной культуре России"

Заключение

Мы простираем нашу любовь ко всем последователям старых обрядов, как пребывающим в лоне Русской Православной Церкви, так и вне ее, призывая оставить прежние обиды и несправедливости, не возобновлять бесплодных обрядовых споров", - заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии конференции "200-летие канонического бытия старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви". Святейший Патриарх призвал "не допускать взаимных порицаний, так как при единстве догматов веры и православного исповедания те и иные обряды священны и равноспасительны".

В своем торжественном слове на открытии конференции Патриарх подчеркнул, что преследования и ограничения в отношении старообрядцев, насильственные методы преодоления раскола явились следствием непродуманной государственной политики России в прошлых столетиях. "Не столько само по себе исправление богослужебных книг и изменение обрядов, происшедшее при патриархе Никоне, сколько жесткие и неоправданные методы приведения к повиновению сыграли определяющую и самую трагическую роль в углублении раскола", - заявил он. Только в 1800 году, сообщил он, Святейший Синод Российской Православной Церкви, движимый стремлением к уврачеванию пагубного разделения, рассмотрел просьбу части приверженцев старых русских обрядов о принятии их в церковное общение с восстановлением законного священства и принял решение о воссоединении с Церковью обратившихся из раскола, благословив им отправлять богослужение по старым русским книгам. Тогда в Церковь возвратились несколько десятков тысяч старообрядцев, которых стали называть "единоверцами" - в отличие от других старообрядцев, не желавших присоединяться к Российской Православной Церкви.

Патриарх особо отметил "кропотливую и длительную работу" Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов, наметившего ряд важных начинаний, направленных на обретение единства Российской Церкви. Однако только в 1971 году Собор Русской Православной Церкви, подчеркнул Патриарх, подтвердил православие богослужебных книг, бывших в употреблении до патриарха Никона, засвидетельствовал спасительность старых русских обрядов и отменил клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов. Патриарх Алексий II призвал «чад» Русской Православной Церкви помнить, что древние церковные обряды составляют "часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви".

Как каждое большое историческое явление русский церковный раскол XVII века не был результатом случайных событий, беспричинным. Одним из аргументов в пользу закономерности этого социокультурного явления выступает массовый характер старообрядческого движения. Старообрядчество включило в себя консервативное движение поповцев, вождями которого были старые боголюбцы и в первую очередь протопоп Аввакум. Затем наиболее массовым течением в старообрядчестве стало отличное от традиционного православия движение беспоповцев. Последнее характеризовалось приверженностью к эсхатологической философии. Наконец, процесс дальнейшей дифференциации старообрядчества привел к появлению многочисленных толков внутри каждого из этих главных течений. Религиозно-церковный конфликт между старообрядцами и русской православной Церковью в значительной степени был преодолен в рамках единоверия.

Старообрядчество - это не только идеология консервации «старины», «старой веры», «старых обрядов», но и мощное оппозиционное правительству социально-политическое движение. И здесь многое значила собственно политическая практика старообрядцев. Основу старообрядческого движения по преимуществу составляло беднейшее крестьянство, в особенности беглые крепостные, обосновавшиеся на окраинах государства. Приверженными к старообрядчеству были и посадские люди в городах. Духовными лидерами старообрядчества стали представители низшего духовенства, также в основном выходцы из крестьянской среды. Раскол охватил часть стрельцов и некоторую часть боярства и купечества.

Кульминацией первой стадии конфликта между государством и старообрядцами стало восстание Соловецкого монастыря, монахи которого во главе с игуменом отказались отправлять церковную службу по новопечатным книгам, как противоречащим истинной православной вере и «отеческому преданию». Многолетняя (1658 - 1676 гг.) осада монастыря закончилась поражением восставших и захватом монастыря правительственными войсками вследствие предательства одного из монахов. Абсолютное большинство защитников монастыря было физически уничтожено.

Староверы пытались опереться на воинскую силу бунтовавшей части стрельцов и честолюбивых бояр, вроде князя И.А.Хованского. Они являли собой основу стрелецкого бунта 1662 г., когда стрельцы в течение недели фактически правили в Москве. 24 мая 1662 года бунтующие стрельцы держали совет «за возникновение старой веры». Ими была составлена челобитная, на основании которой князь Хованский просил патриарха Иоакима назначить «прения о вере» с Никитой Пустосвятом, одним из вождей раскола. Патриарх от переговоров со старообрядцами отказался, а выступление стрельцов было подавлено.

Помимо массы разрозненных вооруженных выступлений, раскол откликнулся в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. В конце XVII века общины старообрядцев получили широкое распространение на Дону и Кубани. Военные приготовления крестьян-староверов соединялись с их бытом, они даже в церковь «строем с ружьем приходили». Зачастую казаки-староверы переосвящали местные никонианские церкви и ставили своих служителей. Правительство ответило на это царским указом 1684 г., согласно которому за одну только принадлежность к расколу людей осуждали на казнь.

В эпоху петровских преобразований старообрядческое движение еще более революционизировалось. Учение о «вочеловеченном Антихристе» способствовало тому, что старообрядчество стало действительно народным движением. Во второй половине XVIII века оппозиционная- сила старообрядчества была всецело на стороне крестьянской войны, руководимой Емельяном Пугачевым.

В XIX веке правительство проводило политику массового уничтожения старообрядческих скитов и молелен. Тюремному преследованию подвергались старообрядческие епископы. В николаевскую эпоху правовое положение старообрядцев в России было значительно хуже, чем католиков, протестантов, других форм иноверия. Тех, кто почти в неприкосновенности сохранил старую веру, национальный быт и культуру, власть и церковь считали врагами общества и государства.

Правительственный запрет староверам иметь общественное имущество, строить храмы, соединяться в общины, проводить издательское дело сохранялся вплоть до 1905 г. В связи с общей либерализацией общественных отношений в стране в ходе первой русской революции многие запреты на деятельность старообрядчества были сняты. Так, было разрешено проводить собрания и образовывать старообрядческие общины; активно осуществлялось строительство храмов, финансируемое старообрядческим купечеством; получено было разрешение на проведение крестных ходов. Вторая русская революция еще более политизировала движение старообрядцев. Старообрядческие собрания заявляли о поддержке «народоправской» формы правления будущей России по образцу псковско-новгородской республики, они выступали за созыв Учредительного собрания, приветствовали отделение церкви от государства, полагали необходимым уравнение в правах всех вероисповеданий российского государства. В послеоктябрьский период Советская власть в отношении старообрядцев проводила ту же политику, что и по отношению к русской православной Церкви.

В качестве общетеоретических выводов отметим следующее:

Во-первых, раннее старообрядчество в лице его духовных лидеров, и в первую очередь самого расколоучителя протопопа Аввакума, являлось одной из архаичных форм русского консерватизма с его идеологией сохранения исконных традиций, старорусских духовных, нравственных и культурных ценностей. Философско-религиозной основой старообрядчества выступала идея соборности в ее многообразных аспектах, а также требование опоры на общинный уклад русской народной жизни.

Во-вторых, в своей проповеди духовные лидеры старообрядчества исходили из представления, предполагающего радикальные преобразования социокультурной жизни страны исключительно лишь в рамках существующей столетиями традиции и в согласии с нею. Таким образом, можно охарактеризовать старообрядческий консерватизм как революционный консерватизм по своему содержанию, то есть не боящийся нового. В этом аспекте в диссертационном исследовании выявлена органическая связь между основными составляющими идеологию русского консерватизма: старообрядчеством, славянофильством и старорусским религиозным сектантством.

В-третьих, раскол в старообрядческой среде на поповщину и беспоповщину породил различные отношения к главной проблеме политической культуры - проблеме власти. Течение поповцев, а Аввакум выступал его бесспорным лидером, в дальнейшем пошло на максимальный компромисс с существующей властью, тогда как наиболее радикальные беспоповские согласим филипповского и страннического толка характеризовались бескомпромиссным неприятием существующей власти. Вместе с тем взгляды старообрядцев обеих течений были частью единого комплекса монархических представлений, и они ни в коем случае не означали отрицания царской власти, самодержавия в принципе. Самодержавие, народность, православие - краеугольный камень идеологии русского консерватизма.

В-четвертых, определяя исторический и социокультурный смысл церковной реформы XVII века, породившей старообрядчество, следует согласиться со словами известного русского религиозного философа и богослова протоиерея Г. Флоровского: «Не Никон, патриарх с 1652 года, был начинателем или изобретателем этого обрядового и бытового равнения по грекам. «Реформа» была решена и продумана во дворце. И Никон был привлечен к уже начатому делу, был введен посвящен в уже разработанные планы. Однако, именно он вложил всю страсть своей бурной и опрометчивой натуры в исполнение этих преобразовательных планов, так что именно с его именем и оказалась навсегда связана эта попытка огречить Русскую церковь во всем ее быту и укладе. В этой «никонианской» реформе скрещиваются два мотива: церковное «исправление» и равнение по грекам. И «реформа» так обернулась, что именно второе оказалось главным. Казалось, что именно строгий и единообразный чин всего скорее сможет остановить начавшееся «качание» мира. Властный указ и точный устав казалась лучшим и самым надежным средством борьбы против разноголосицы и разлада. Позади книжной и обрядовой справы открывается очень глубокая и сложная

113 r-v культурно-историческая перспектива» . Эта перспектива в истории русской духовной культуры не в последнюю очередь была связана именно со старообрядчеством, которое «гонялось за стариной», но стало явлением «новой, а не древней жизни» (Н.И. Костомаров).

В-пятых, в диссертационном исследовании выявлены основные культурологические особенности старообрядчества, которые затрагивают не только внешнюю, обрядовую сторону церковного бытия, но и сторону внутреннюю, касающуюся социокультурных устоев народной жизни России. Автором диссертации делается особый акцент на выявление литературного влияния старообрядческой традиции на народную культуру. При этом в диссертации отмечается, что достаточно долгое время в исследовательско-критической литературе превалировал упрощенный подход к этой культурно-значимой стороне старообрядчества, когда все сводилось только исключительно к обрядовым различиям.

11Л

Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1983. С. 63.

 

Список научной литературыБаев, Вячеслав Геннадьевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Аввакум. Послание (третье) к Симеону. В кн.: Материалы для истории раскола за первое время его существования /Под ред. профессора Московской Духовной Академии Н.И. Субботина. В 9-ти т. М., 1874 1894. Т. 5.

2. Аввакум. Списание и собрание о божестве и о твари, и како созда Бог человека. В кн.: Материалы для истории раскола за первое время его существования. /Под ред. профессора Московской Духовной Академии Н.И. Субботина. В 9-ти т. М„ 1874 1894. Т. 5.

3. Аквилонов Е.П. Новозаветное учение о церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования //Христианское чтение, 1895, №2.

4. Аксаков И.С. Бюрократическое и земское государство. // Теория государства славянофилов. СПб., 1898.

5. Аксаков К.С. Записка о внутреннем состоянии России, представленная императору Александру II // Теория государства славянофилов. СПб., 1898.

6. Аксаков И.С. Краткая записка о странниках и бегунах //Русский архив, 1866, №4.

7. Аксаков К.С. Краткий очерк Земских соборов. Соч. М., 1861. Т.1.

8. Алексеев И. История о бегствующем священстве //Братское Слово, 1889, № 1.

9. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1870.

10. Ю.Анкудинова Л.Е. Социальный состав первых раскольников //Вестник ЛГУ, №14. Серия истории, языка и литературы, вып.З, Л., 1956.

11. П.Барсов Е. Новые материалы для истории старообрядчества ХУП-ХУШв. М., 1890.

12. Барсов Е.В. Памятники истории старообрядчества XVII в.// ЧОИДР (Чтения в обществе истории и древностей российских (Москва)), 1883, ч.4.

13. Белокуров С. Из духовной жизни московского общества XVII века. М„ 1902.

14. Н.Белокуров С.А. Сильвестр Медведев в исправлении богословских книг при патриархе Никоне //ЧОИДР, 1885, №11-12 (кн.3-4).

15. Богословский М. Земское самоуправление на русском севере в 17 в. М., 1909.

16. Большой толковый социологический словарь COLLINS. В 2 т. М., 2001.

17. Бонч-Бруевич В.Д. Материалы к изучению русского сектантства и раскола. СПб., 1908. Т.1.

18. Бонч-Бруевич В.Д. Раскол и сектантство в России Избр. соч.: В 3-х т. М., 1959. Т. 1.

19. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. М., 1898.

20. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк по истории умственной жизни русского общества в XVII веке. СПб., 1898.

21. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк по истории умственной жизни русского общества в XVII веке. СПб., 1900. Приложение.

22. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во II половине XVII в. СПб., 1995.

23. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной Церкви. М., 1991.

24. Буткевич Т.И. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910.

25. Бухтарминские старообрядцы. M.-JL, 1930.

26. Быстрое С. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности //Церковь, 1913, №24.

27. Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916.

28. Варадинов Н. История министерства внутренних дел. 8-я дополнительная книга. История распоряжений по расколу. СПб., 1863.

29. Варьяс М. Религиозная мораль и политико-правовая действительность: теологический аспект //Общественные науки и современность. 1993. № 5.

30. Виноград Российский (История Выговского общежития). М., 1992.

31. Виноград Российский или описания пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906.

32. Виноградов В.В. К изучению стиля протопопа Аввакума //ТОДРЛ (Труды отдела древней русской литературы АН СССР), t.XIV, 1958.

33. Власов П.И. Иерархи старообрядческой Церкви (от митрополита Амвросия до наших дней), ч. 1-3 //Церковь, 1913, №43, 44, 45.

34. Воробьев. Русские религиозные вольнодумцы XVII в. //Странник, 1887, т. II, май-июнь.(1892, №5).

35. Воронцова Л., Филатов С. Старообрядчество: в поисках потерянного града Китежа. В кн.: Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М., СПб., 2002.

36. Голубинский Е.Е. К вопросу о сущности русского раскола старообрядчества //ЧОИДР, 1905, III.

37. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами //ЧОИДР, 1905, III.

38. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии.1. М„ 1994.

39. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1994.

40. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987.

41. Гордиенко Н.С. Н.М.Никольский и его «История русской церкви». В кн.: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.

42. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. СПб., 1992.

43. Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996.

44. Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988.

45. Дело о патриархе Никоне. СПб. 1897.

46. Долгов В.В. Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI XIII веков. Ижевск, 1999.

47. Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912.

48. Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце ХУП века. СПб., 1889.

49. Дружинин В.Г. Словесные науки в Выгорецкой поморской пустыни. СПб., 1911.

50. Есипов Г.В. Раскольнические дела XVIII ст. СПб., 1861-63,1- II.

51. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М,, 1997.

52. Журавлев А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках так называемых старообрядцах. СПб., 1795 и 1799.53.3аволоко И.Н. Учебник по закону Божию для старообрядцев. Рига, 1989.

53. Замалеев А.Ф. Лепты: исследования по русской философии: Сборник. СПб., 1996.

54. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991.

55. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 1995.

56. Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Казань, 1897.

57. Исаева И.А., Золотухин Н.М. История политических и правовых учений России XI XX вв. М., 1995.

58. Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск, 1992.

59. История религии. В 2 т. М., 2002.

60. История Русской Православной церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. /Под общей ред. М.Б.Данилушкина. В 2 т. СПб., 1997.

61. Кадсон И.З. Антицерковная борьба народных масс в России в трудах советских историков//Вопросы истории, 1969, №3.

62. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Изд. 2-е. М., 1913.

63. Капгерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. T.I-II. Сергиев Посад, 1912.

64. Карлович В. Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядцев. I-III, М., 1881-1886.

65. Карташев А.В. Смысл старообрядчества // Сборник в честь П.Б. Струве. Прага. 1925.

66. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский // Российская соборная мысль. М., 1993.

67. Карцов В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. 4.I-II. Калинин, 1971.

68. Кельсиев В.И. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Лондон, 1863.

69. Кириллов И.А. Правда о старой вере. М., 1916.

70. Кириллов И.А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианства. М., 1914; 1996.

71. Кириллов В. А. Статистика старообрядчества. М., 1913.

72. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.

73. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.

74. Клибанов А.И. Реформационные движения в России. М., 1960.

75. Конституция Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 1 февраля 2000 г. СПб., 2000.

76. Корольков А.А. Восхождение к нравственной философии. В кн.: Какая философия нам нужна? Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества /Сост. докт. филос. наук, проф. Ю.Н.Солонин. Л., 1990.

77. Краткий философский словарь / Составители: Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. М., 2002.

78. Куандыков JI.K. Филипповские полемические сочинения XIX в. о скитской жизни //Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982.

79. Кутузов Б.П. Церковная реформа ХУП в., ее подлинные причины и цели. Рига, 1992.

80. Кучумова Л.И. Сельская община в России. М., 1992.

81. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала ХУ1 в. М., 1983.

82. Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. I-IV, СПб., 1872.

83. Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII в. Киев, 1895.

84. Липранди И.П. Краткое обозрение истории существующих в России расколов, ересей и сект, как в религиозном, так и в политическом их значении. Лейпциг, 1900.

85. Лихачев Д.С. Средневековый символизм в стилистических системах Древней Руси и пути его преодоления //Сборник Академику Виктору Владимировичу Виноградову к его 60-летию. М., 1956.

86. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

87. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

88. Любопытный Павел (Павел Львович Светозаров). Исторический словарь староверческой церкви//ЧОИДР, 1863, 1.

89. Майков Л.Н. Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII в. СПб., 1889.

90. Маймин Б.А. Протопоп Аввакум в творчестве Л.Н.Толстого //ТОДРЛ, XIII, 1957.

91. Макарий (Булгаков, еп.). История русского раскола, известного под названием старообрядчества. Изд. 3-е. СПб., 1889.

92. Макаров В.Е. Очерк истории Рогожского кладбища в Москве. М., 1994.

93. Максимов С.В. Бегуны и их писания //Памятники древней письменности. Вып. 120, СПБ, 1896. С.66-77.

94. Максимов С. Рассказы из истории старообрядчества по раскольничьим рукописям. СПб., 1861.

95. Максимов С.В. Скрытники и христолюбцы //Отечественные записки, 1876, №7,8.

96. Малышев В.И. Материалы и статьи о Аввакуме /ЛГОДРЛ, т.VI -XXIII.

97. Малышев В.И. Писатели и ученые о Житии Аввакума //ТОДРЛ, XIII, 1957.

98. Мальцев А.И. О взаимоотношениях старообрядцев филипповского и федосеевского согласий в XVIII в. //Гуманитарные науки в Сибири. 1995, №1.

99. Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII первой половине XIX века. Новосибирск, 1996.

100. Мальцев А.И. Странники-безденежники в 1 половине XIX в. // Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск, 1989.

101. Маргаритов С. История русских мистических и рационалистических сект. Симферополь, 1910.

102. Марченко Е.Е, Старообрядчество в Санкт-Петербурге во второй половине XIX века. Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. истор. наук. СПб., 2001.

103. Мельгунов С.П. Старообрядчество и освободительное движение. М., 1906.

104. Мельников А. Самобытность старообрядчества //Русская мысль, 1911,V.

105. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969.

106. Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. СПб., 2000.

107. Ю.Милюков П. Очерки по истории русской культуры: В 3-х ч. СПб., 1905.

108. Митрохин JI.H. Религия и нация //Наука и религия. 1989. № 3.

109. И2.Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. М., 1985.

110. Нильский И.Ф. Несколько данных к вопросу: как учили об антихристе первые расколоучители //Христианское чтение, 1889, У-У1.

111. Нильский И.Ф. Семейная жизнь в русском расколе. I-II, СПб, 1869.

112. Ответы Александра диакона на Керженце, поданые нижегородскому епископу Питириму в 1719 г. Вып. 1-2. Нижний Новгород, 1907.

113. Памятники истории старообрядчества XVII в. //Русская историческая библиотека. T.XXXIX. Л., 1927.

114. Памятники старообрядческой письменности. СПб., 1998.

115. Панкратов А. От востока направо. История, культура, современные вопросы старообрядчества. М., 2000.

116. Петров Аввакум. Послания и челобитные. СПб., 1995.

117. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории: Учебник русской истории. // Сочинения в 2 т. СПб. 1993. Т.1.

118. Покровский Н.Н. Крестьянский побег и традиции пустынножительства в Сибири XVIII в. //Крестьянство Сибири. Классовая борьба, общественное сознание и культура. Новосибирск, 1975.

119. Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974.

120. Попов Н. Материалы для истории раскола. М., 1864.

121. Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905.

122. Пятницкий И.И. Русский сектант в своей истории. СПб, 1884.

123. Пятницкий И.И. Секта странников и ее значение в русском расколе. Сергиев Посад, 1906.

124. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. М., 1963.

125. Робинсон А.Н. Творчество Аввакума и общественные движения в конце XVII в. //ТОДРЛ, т. XVIII, 1962.

126. Рождественский Т.С. Памятники старообрядческой поэзии //Записки Московского археологического института. М., 1910, t.IV.

127. Розов А.И. Странники, или бегуны в русском расколе //Вестник Европы, 1872, №11, 12; 1873, №1.

128. Румянцева B.C. Народные антицерковные движения в России в XVIIb. М., 1986.

129. Русь между Востоком и Западом: культура и общество, X XVII вв. М., 1991.

130. Рыбаков А.С. Старая вера. Старообрядческая хрестоматия. М., 1914.

131. Рындзюнский П.Г. Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма //Вопросы истории религии и атеизма. 1950. Вып.1.

132. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Русский хозяин. Статьи об иконе. М., Иерусалим. 1994.

133. Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе по II половине XVII до конца XVIII в. //ЧОИДР, 1891, III-IV.

134. Сарафанова Н.С. Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума //ТОДРЛ, XIV.

135. Сарафанова Н.С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума //ТОДРЛ, XVIII.

136. Сахаров Ф.К. Литература истории и обличения русского раскола. I -III. СПб., 1892-1900.

137. Семевский В.И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881.

138. Сенатов В.Г. Философия истории старообрядчества. В 2 ч. М., 1908.

139. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. М. Л., 1953.

140. Симонов И.В. Соборность как принцип обновления православия. В кн.: Нравственный идеал русской философии. Материалы III Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии. В 2 ч. СПб., 1995. 4.1.

141. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI первая половина XIV в.). Л., 1987.

142. Смирнов И.П. Осмысление старообрядчества в русской философии «духовного ренессанса». В кн.: Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5. М., 1999.

143. Смирнов П.С. Взгляд раскола на переживаемое время в XVII веке //Христианское чтение, 1897, кн. 1,2,3,6.

144. Смирнов П.С. Споры в расколе по догматическим вопросам в XVII в.//Христианское чтение, 1897, кн.7.

145. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898.

146. Смирнов П.С. Выговская беспоповская община в первое время ее существования //Христианское чтение, 1910, У-У1.

147. Смирнов П.С. История русского раскола. Рязань, 1892. (2-е изд. СПб., 1895).

148. Сумцов Н.Ф. О влиянии малорусской схоластической литературы XVII в. на великорусе кую раскольническую литературу XVIII в. и об отражении в раскольнической литературе масонства //Киевская старина, 1895, №12.

149. Славянофильство и современность. Сб. статей. /Отв. ред.

150. В.Ф.Егоров, В.А.Котельников, Ю.В.Стенник. СПб., 1994.

151. Соборность в России и современность. Материалы конференции. Ростов н/Д. 1997.

152. Соколов И.И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVIIb. М., 1880.

153. Соколовский П.А. Очерк истории сельской общины на севере России. СПб., 1877.

154. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1989.

155. Старообрядчество: История, традиция, современность. 1-2. М., 1994-95.

156. Старообрядчество. История, культура, современность. Материалы. М„ 2000.

157. Старообрядчество: Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. /Составители С.Г.Вургафт, И.А.Ушаков. М., 1996.

158. Старообрядчество в России (XVII -XX вв.). Сборник статей. М., 1999.162.Стоглав. СПб., 1863.

159. Субботин Н.И. Материалы по истории раскола за первое время его существования. Т.1-УШ. М., 1875 1894.

160. Судьба Святой Руси //Вестник Христианского информационного центра. № 44. 10 ноября 1989 г.

161. Таубе М.Ф. Познаниеведение (гносеология) по славянофильству.1. СПб., 1912.

162. Таубе М.Ф. Триединство как основа соборности и духовности. СПб., 1910.

163. Толстой Л.Н. Царство Божие внутри вас. //Полн. собр. соч.: В 90 т. Юбилейное издание (1828 1928). М. - Л., 1928 - 1958. Т. 28.

164. Троицкий Е. С. Что такое русская соборность? М., 1993.

165. Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997. Вып. 1.

166. Филатов С., Лункин Р. Православие по-поморски и по-новгородски. В сб.: Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М., СПб. 2002.

167. Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862.

168. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998.

169. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1983.

170. Формаковский В. О противогосударственном элементе в расколе //Отечественные записки, 1866, т. 169, №23.

171. Фурцев Д. Исторический и духовный смысл единоверия. В сб.: Русская Православная Церковь в пространстве Евразии (материалы VI Всемирного Русского Народного Собора). М., 2002.

172. Хвальковский А. В., Юхименко Е. М. Поморское староверие в Москве. В кн.: Старообрядчество в России (XVII XX века). М., 1999.

173. Харламов И.Н.Странники//Русская мысль, 1884, кн.5-6.

174. Холодный В.И. Идея соборности в славянофильстве. Проблема соборной гносеологии. М., 1994.

175. Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта // О старом и новом. М., 1988.

176. Хомяков А.С. Поли. собр. соч. М., 1911.

177. Цимбаев Н.И. Славянофильство. М., 1986.

178. Цой Л.Н. Проблемы раскола и народных ересей в творчестве Ф.М.Достоевского. Якутск, 1995.

179. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX в. М., 1967.

180. Чистович И. Выговская раскольническая пустынь в 1 пол. XVIII в. //ЧОИДР, 1859, II.

181. Шапошников Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб., 1996.

182. Шахназаров О. Л. Старообрядчество и большевизм //Вопросы истории. 2002. № 4.

183. Шлеев С. Единоверие в своем внутреннем развитии. СПб, 1910.

184. Шутова В.Н. Реакционная сущность идеологии и деятельности секты истинно православных христиан странствующих. Томск. 1967.

185. Щапов А. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII. Казань, 1859.

186. Элиасов Л.Е. Протопоп Аввакум в устных преданиях Забайкалья /ЯОДРЛ, XVIII, 1962.

187. Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. В 2 т. М., 2002. Т. 1.

188. Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV-XVII в. СПб., 1913.

189. Crummey R.O. The Old Believers end the World of Antichrist. Madison, 1970.