автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Старообрядчество Восточной Сибири в XVII - начале ХХ вв.
Текст диссертации на тему "Старообрядчество Восточной Сибири в XVII - начале ХХ вв."
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации Иркутский государственный университет
На правах рукописи.
Стахеева Наталья Николаевна
Старообрядчество Восточной Сибири в XVII - начале XX вв.
Специальность 07.00.02. Отечественная история
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
Научный руководитель доктор исторических наук, профессор А.В. Дулов
ИРКУТСК - 1998
Оглавление.
Введение................................................................................................с. 3.
Глава I. Расселение и численность старообрядцев в Восточной Сибири. §1. Размещение и численность староверов во второй половине XVII-
XVIII вв.................................................................................................с.37.
§2. Миграция и толки старообрядческого населения в XIX- начале XX
в............................................................................................................с.75.
Глава II. Власть и старообрядцы Восточной Сибири.
§1. Политика правительства и церкви в отношении старообрядчества
(вторая половина XVII - 30-е гг. XIX в.)..........................................с. 106.
§2. Администрация и староверы в 40-е гг. XIX - 1917г.................с. 139.
§3. Миссионерская деятельность официальной церкви среди
староверов Восточной Сибири в XIX в.............................................с. 180.
Глава III. Мировоззрение и обрядовая практика староверов.
§1. Старообрядцы-поповцы в Восточной Сибири..........................с.223.
§2. Представители федосеевского и поморского толка беспоповцев в
Восточной Сибири.............................................................................с.253.
§3. Странники, иконоборцы и духоборы в Восточной Сибири......с. 277.
Заключение.........................................................................................с.308.
Список использованных источников и литературы.........................с.317.
Приложения........................................................................................с. 336.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность и общественная значимость исследования. В
общественном сознании современного российского общества за последнее десятилетие произошли кардинальные перемены. Религия и вера играют важную роль в реструктуризации общества и формировании мировоззрения отдельной личности. Плюрализм и свобода вероисповедания не только усилили позиции Русской православной церкви, но и способствовали возникновению многочисленных сект.
Современное сектантство нередко пропагандирует идеи, разрушительные для личности и опасные для общества. Если в XIX веке в России самым изуверским учением, проникнувшим из-за границы, признавали скопчество, то в конце XX в. появились последователи секты Аум Синрике, известные террористическими актами, приведшими к массовой гибели людей в Японии. Распространилась практика гипнотического воздействия проповедников сект, подавляющая волю.
Возродившееся староверие является носителем традиционной русской духовности, неотъемлемой частью русской национальной культуры. Современное старообрядчество, трансформировавшись вместе с российским обществом, не утратило особенности древнего православия XVII века. Замкнутость, изоляция, культивирование традиций позволили староверам до XX века сохранить самобытность. Старообрядцы Восточной Сибири сберегли оригинальные образцы декоративно-прикладного искусства, фольклора, древних книг и иконописи. Поэтому интерес историков и общества к феномену - долгожителю, "осколку старой допетровской России" оправдан и понятен.
Представители русской религиозной философии Х1Х-ХХ вв. высоко оценивали вклад старообрядцев в формирование русской духовной культуры. По справедливому замечанию В.В.Зеньковского, "старообрядчество, решало не местный, не провинциальный вопрос, а вопрос всей мировой истории, ... по
своим устремлениям было историософично, боялось обмирщения церкви... Его положительный пафос, конечно, не в ритуализме, не в простом сохранении старины, а в блюдении чистоты церкви"1. Н.А.Бердяев, считая русский народ религиозным по своем типу и "душевной структуре", относил раскол и старообрядческое движение к проявлениям "русской души". Философ показал, что корни аскетизма и фанатизма революционеров Х1Х-ХХ вв. также уходят к староверию2.
Современные старообрядческие авторы развивают традиционную идею о том, что суть движения последователей древнего дониконовского православия - в стремлении сохранить благочестие, чистоту веры, а не обряда3. Вновь на первый план выдвигается религиозный стержень явления, противопоставляется значение веры институту церкви. Новое прочтение приобрела тема раскола в социологии и конфликтологии: раскол рассматривается как качественная характеристика российского общества, а старообрядческое движение неповиновения - как прецедент4.
Объект изучения диссертационной работы - старообрядчество, привлекает внимание исследователей различных областей
гуманитарного знания. Автор рассматривает старообрядчество как православную конфессию, слой верующих, делящийся на два основных согласия: поповцев, беспоповцев, и мелкие толки.
При изучении старообрядчества различные историки исходят их двух противоположных принципов. Сторонники первого из них считают, что старообрядчество очень разрозненно и между мировоззренческими характеристиками согласий существует мало общего.
Автор придерживается другой точки зрения и полагает, что
1 Зеньковский В.В. История русской философии. - Париж, 1948.-T.1, Репринт: Л.,1991. - С. 52-53.
2 Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. // О России и русской философской культурс.-М. :Наука, 1994. - С. 44, 48, 51, 266.
3 Поздняков C.B. К вопросу о философской концепции протопопа Аввакума // Старообрядчество: История, традиции, современность.-Вып.1.- М., 1994. - С. 26-27.
4 Ахиезер A.C. Самобытность России как научная проблема // Отечественная история.-1994.-№4. - С. 3-45.
старообрядчество объединяет в одно движение поповцев (часовенных), 'у беглопоповцев (австрийского согласия), поморцев, федосеевцев, странников (бегунов), рябиновцев, дырников (щельников), иконоборцев. Духоборцы также включены в объект исследования и могут быть названы "позднейшими" старообрядцами, так как появились в конце XVIII в. Кстати, современные староверы толерантны в отношении духоборцев и считают их членами близкой конфессии.
Если воссоздать разделение старообрядцев, существовавшее в XIX веке, то духоборцев тогда относили к сектантам, наряду со скопцами, хлыстами, иеговистами и другими нехристианскими учениями. Но тогда нужно согласиться и с тем, что старообрядцев, приемлющих священство до середины XIX в. в официальных документах также называли "сектантами", а определение "раскольник" одинаково употреблялось в отношении сектантов и старообрядцев. Появившись еще в XVII в. этот термин существовал даже в официальном лексиконе в начале XX в.
Автор считает, что последователей древнего православия всех толков нужно называть старообрядцами или староверами. А духоборцев отнести к особой группе, так как их учение имело элементы сектантства (тезис о живом Боге), и элементы староверия, уходящие корнями к утверждению старообрядцев XVII в. об утрате " чистоты церкви".
В атеистической традиции "старообрядчество" определяли как "совокупность религиозных групп, церквей, которые не приняли реформы Никона" считали его идеологическим выражением обострившихся классовых противоречий1, отождествляли с понятием раскольники. В старообрядческой -как организованное выражение древнерусского благочестия, сохранившегося в русских низах2. Клерикальная историографическая традиция называет
1 Карманный словарь атеиста... - С. 229.
2 Рябупшнский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство: Сборник ст./ Сост. М.Л.Гринберг, В.В.Нехотина. - М, Иерусалим, 1994. - С. 101.
старообрядцев отступниками, фетишизировавшими обряд, исказившими суть вероучения, раскольниками1.
На наш взгляд, представителей этого движения не следует называть "раскольниками", "обрядоверцами". Термин "раскольник" (раскол, расколоть) появился в XVII в. для обозначения на официальном языке деятелей церкви, не согласившихся с реформами Никона.
Совершенно иной смысл приобретает термин, если его включить в логическую цепочку: целое - раскол - расколотое, или старое - реформа -элементы нового, элементы старого. На стадии "раскол" или "реформа" главными движущим элементом были не старообрядцы, а инициаторы реформ. Момент раскола произошел тогда, когда глава церкви принял единоличное решение об изменении обрядов. Следовательно, раскольником правильнее было бы называть не Аввакума, а патриарха Никона. После реформы появились два течения (элемента), сторонники которых считали своих идейных противников виновниками раскола.
Кроме того, носители старой веры считали оскорбительными не только обращение "раскольник", но и термины "обрядоверие", "обрядоверцы", по отношению к вероисповеданию. Согласно официальной точке зрения, их учение сводилось к догматизации обряда. Сами последователи древнего православия называют себя староверами или старообрядцами. Поэтому более корректным и точным будет использовать эти термины. А определение "раскольник" отражает клерикальную концепцию истории церкви, и необъективно так же, как и преувеличение фетишизма староверов.
Вероисповедание староверов представляет собой широкий спектр мелких субконфессий: согласий и толков, отличающихся как резким протестантизмом, радикальностью учения и культа, так и ортодоксальностью, апеллированием к "старине", но всех их объединяет в одно движение
1 Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола, с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических /Составитель Н.И. Ивановский. -Казань, [б/изд. 1,1905. - С. 4.
противопоставление своих обрядов (служение по старопечатным книгам, двуперстие, восьмиконечный крест, сугубая аллилуйя и других) - обрядам "новообрядческой" "никоновской" церкви. Староверами, в полном значении этого слова и в связи с интерпретацией обрядности, могут быть названы последователи поповского согласия XIX века, которые в то время признавали все таинства, обряды, каноны древнего православия; воссоздали церковную организацию, называемую ими наследницей единой, апостольской древлеправославной церкви. Другие согласия сохранили лишь некоторые элементы древнего православия, создали новый культ и догматику.
Современное старообрядчество - это православная конфессия, представленная различными субконфессиями, а также этноконфессиональными группами, разбросанными по всему миру, но по-прежнему общей для всех их чертой остается противопоставление древних православных обрядов, - тем обрядам, которые используются в официальной ("никонианской") православной церкви. Староверы справедливо утверждают, что только в 1971 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял историческое решение, отменив "клятвы" Соборов 1666-1667гг. и подтвердил соответствие, признание равносильными старых и новых обрядов, тем самым уровняв религиозную свободу двух конфессий1.
Автор считает, что старообрядчество - это многоплановое явление в русской истории, выражающее оригинальное мировоззрение и антицерковное движение части православных верующих. Движение старообрядчества следует определять как пример религиозного инакомыслия, возникшего в условиях самодержавной России; как мировоззрение, объединившее в себе ортодоксальные мессианские идеи православия и протест, гражданское неповиновение, основанное на философии староверия. Старообрядцы, носители древнего православия - это слой населения, верующие России, до
1 История старообрядческой церкви: Краткий очерк - М., 1996. - С. 13; Шаги навстречу // Старовер- Горно' Алтайск,- 1994. - С. 62-63.
сегодняшнего дня сохраняющий этнические, конфессиональные,
культурные традиции первой половины XVII в..
Историография. Критические сочинения, направленные на обличение старообрядцев "еретиков", были созданы деятелями церкви уже в XVII в. Но глубокие исторические работы с использованием документального материала стали появляться только в XVIII в. К ним относится книга А.Иванова (протоирея Андрея Иоаннова (Журавлева), перешедшего в православие из раскола), дважды переиздававшаяся в конце XVIII века и неоднократно в XIX веке1. Написанная обличительным тоном, глубокого духовно-полемического содержания, с использованием большого объема источников, старообрядческих сочинений, она с полным правом может быть названа монографией.
Расцвет историографии раскола относится к середине XIX века, когда оформилось, по меньшей мере, два основных направления: доминировавшая клерикально-охранительная и демократическая концепции раскола. Представители первого направления отстаивали позиции официальной церкви, ограничивались обличением "неправославия" староверия, несоответствия их культа и обрядности. Особенно жесткими нападками отличалась клерикальная литература 40-х - 50-х годов XIX века, когда правительство проводило масштабные мероприятия по выявлению старообрядцев и изучению "вредности" их учения. ("История раскола..." митрополита Макария, "Обличение заблуждений...", "О причинах разделения..." и другие)2.
В 60-е годы формируется демократическое направление историографии раскола, что связано с деятельностью А.П. Щапова. Наиболее известная
полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем, церкви Сошествия Духа, что на Большой Охте, протоиереем Андреем Иоановым,- Изд. 5-е - СПб.,1855.
2 Обличение заблуждений раскольников перекрещенцев, частью и других сект, с показанием истинного крещения, совершаемого в православной Восточной церкви и о повторяемости сего таинства.- СПб., 1847; О причинах разделения главных раскольнических сект (поповщинской и беспоповщинской) на многие толки. -Казань, 1857; Макарий, митрополиТ. История русского раскола известного под именем старообрядчества. -Изд. 3-е.-СПб.,1889; ФилареТ. История русской церкви. -М., 1857.
работа "Русский раскол старообрядства..."1 послужила началом дискуссии о расколе. Особое внимание А.П.Щапов уделил странничеству и назвал "общинную оппозицию старообрядцев протестом против всего государственного строя - церковного и гражданского"2.
Идеи А.П. Щапова получили развитие в трудах В.В. Андреева. Главная его работа "Раскол и его значение в народной русской истории" представляет собой попытку исторического анализа старообрядчества в связи с изменением внутренней политики государства (с момента появления их в XVII в. и до указов о веротерпимости в начале XX в.). Высказанные В.В.Андреевым мысли, что крепостное право было главной причиной зарождения раскола как народного протеста и после его отмены раскол должен исчезнуть3 подвергались нападкам клерикальных историков. Но в разработках В.В.Андреева были и справедливые выводы. Один из них, о том что на оформление старообрядческих согласий и толков оказали влияние этнографические особенности русского населения территорий. Детальный анализ историографии о расколе XIX в. несомненно поднимает уровень работы.
С идеей А.П.Щапова, что раскол и протест староверов был объективным следствием "недостатков русской жизни" согласились некоторые историки клерикального направления (И.Нильский, П.Мельников)4. Профессор духовной академии, Н.Ф.Каптерев, проанализировав обрядовые отличия староверов, сделал вывод, что отстаиваемые ими особенности обряда (двуперстное сложение, сугубая аллилуйя и другие) являлись древней формой,
1 Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII и первой половине XVIII веков. Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. -Казань, 1859.
2 Щапов А.П. Земство и раскол // Собр. соч.-Т.1,- СПб.,1906. - С. 451-579.
3 Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории: Исторический очерк. - СПб., 1870.
4 Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В.Кельсиевым. - Лондон, 1863.
заимствованной ранее у греков. Он объяснил, что в этом нет никакого преступления, и показал, что самым древним было единоперстие \
Но в литературе 70-х - 80-х гг. XIX в. сохранились и негативные оценки староверия, как "разрушающего нравственность", "вредного для православия". Содержание части сочинений клерикальных историков традиционно было посвящено богословской полемике со старообрядцами (Е.Зубарев2, А.Канд аринский3).
Но, несмотря на подчас откровенные нападки, необъективность клерикально-охранительной концепции, предвзятость авторов в изложении фактов, впервые предпринимались попытки исторического изучения старообрядчества, появилась учебная литера!ура о расколе. В учебном пособии по истории раскола для духовных семинарий, церковно-приходских школ Г.Стрельбицкого4 удачно показана история возникновения старообрядческих толков в России и их отличительные ос