автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Старшее поколение в системе формирования атеистически ориентированного общественного мнения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Старшее поколение в системе формирования атеистически ориентированного общественного мнения"
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКСКОЙ ССР
ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕН И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА
УДК — 211.301.152.
ЕОЗОРОВ ЭГАМБЕРДИ
На правах рукописи
СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ АТЕИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (На материалах Узбекской ССР)
09.00.06 — научный атеизм, религия (история и современность).
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ташкент — 1990
Работа выполнена на кафедре «Истории и теории религии и научного атеизма ТашГУ имени В. И. Ленина.
Научный руководитель: — доктор философских наук, Заслуженный деятель науки УзССР, профессор АРТЫКОВ А. А.
Официальные оппоненты: — Доктор философских наук,
профессор
ДЖАББАРОВ И. Мм
Кандидат философских паук, доцент ШАРИПОВ Э. Ш.
Ведущая организация: — Ташкентская Высшая партийная
школа.
Защита состоится «А » оац^-^ЛЯ___ 1990 г. в
в часов на заседати специализированного совета
К 067.02.02 по присуждению ученой степени кандидата философских паук в Ташкентском ордена Трудового Красного знамени государственном университете им В И Ленина (700035, Ташкент-35 ул. Энгельса. 60а; ауд. 308).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТашГУ им. В. И. Ленина (Вузгородок).
Ваши отзывы просим направлять по адресу: 700095, Таш-кент-95, Вузгородок, Ученому секретарю.
Автореферат разослан « ^ » 1990 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук,/
доцент: /ЩЛГ' (] ЭГАМБЕРДИЕВ Н. У.
I. ОЬдАЛ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССИПАЦИИ
Актуальность теин исследования. В соответствии о пробв-моии перестройки всей систени обчоственной жизни ооветокого общества и формирования ногаго мышления происходят рядикаль-нно перемен» в отношении ч религии, атеизму церкви и к верующим. Всо ото требует новяк подходов п нэучно-нсоледоаатоль-ской работе, с учетом нового закона "О свободе совеити и религиозных организациях", принятого в сктябро 1У90 года на сессии Верховного Совета СССР.
Программное заявление ХХУИ съезда КПСС даот новое понимание '[о рн и методов идеологической рчботи на со временном этапе, в частности атеистического воспитания населения. ХХУИ съезд призвал активно выступать против авторитарного мишлв-ния, за тшрческоо развитие наследия Маркса, Энгельса и Ленина, социалистической теории, за глубокое осмысление исторического опита XX века, деятельности самой КПСС, достижений мировой общественной мысли. Раскрывая смысл и цель забота партии в этой области, диссертант показывает, что КПСС попользует всо имеюциося средства идейного воздойотвия для широкого распространения научно-материалистического миропонимания, но допуская оскорбления чувств Bopyn^.ix. Выступая эа неукоснительное соблюдение законных гарантий свободы совести, партия, всо передо dúo силы советского общества осуждает попытки использовать религии в ущерб интересам всех людей и каждой, отдельно взятой, личности.
• Всо перечисленные проблемы, важнейшие задачи, основные средства и составные части атеистического воспитания населения, изложенные в диссертации целиком и полностью относятся и у. ¡^скрытии роли старшего поколения совотских людей з распространении и утиорждении атеистически ориентировочного общественного мнения по месту жительства.
Отссда вытекает актуальность темы исследования, которая состоит j том, что:
- стопень религиозности населения Ферганской долины сравнительно о другими регионами УзССР, высокая, так как здесь ортодоксальный, в сегодняшнем выражении, фундаментальный или тргц диционный ислам, насаждался болое прочно, мам где либо в Средней Азии. Следовательно, здесь борьба о религиозники предрассудками оравнитольно больие актуальна чем где-либо;
- поокольку эдеоь сравнительно больве верующих семей, то воспроизводство религии /ислама/ в молодом поколении происходит более интенсивно чем где бы то ни было;
- в настоящее время в Ферганской долине удельный вес религиозных мусульманских общин, по сравнении с другими религиозными общинами, значительно высок и мусульманское духовенство от зари до полуночи проповедует свою религии. К этому следует добавить превосходящую численность населения местной национальности, которая составляет по данным переписи населения 1989 года 85,от общего количества населения ;
- в Ферганской'долине имеется больше, чем где-либо мулл и религиозно грамотных духовников, что подтверждается фактами о том, что число абитуриентов в медресе в Бухаре и высиую исламскую школу издавна доминирует над абитуриентами и тааллибами из, других регионов республики;
- за последние 2-3 года в Ферганской долине, особенно в Наманганской области, происходит активизация деятельности сторонников экстремистской секты вахаббистов, которые имеют большое влияние и престиж среди верующей и колеблющейся /между верой и неверием/ частью молодежи;
- происходит широкомасштабная тенденция, а вернее борьба со стороны местного мусульманского духовенства за открытие новых, восстановление старых зданий бывших мечетей, о чем свидетельствуют данные их регистрации. За последние 2 года /19881989/ зарегистрировано 18 новых мечетей. Только по одному
г. Намангану имеется еще 17 заявлений об открытии новых мече-тэй;
- действует ряд неформальных организаций /пБирлики,"Эркп/, которые наряду о требованиями социально-экономического, поли-
Гоокомстат УзССР об итогах всесоюзной переписи населения 1989 года* В Газете "Правда Востока". № 136, от 15.06.90г.С.3.
тичоского it культурного назначения, настойчиво выдвигают раз-личнио требования, направленные на расширенно сети религиозных организаций, облачение правами служителей культа вплоть до оог-роции яонцин от общества;
- издание и свободна! продажа религиозной литературы, увеличение количества паломников в Мекку, открытие отдельной медресе для Ферганской долины и т.п.
Deo выше перечисленные и им подобные обстоятельства настойчиво диктуют необходимость усиления атеистической работы, в том число научмо-исслодоиатольскей, делают со весьма актуальной .
Необходим поиск новых форм и методов в ооядавшейоя оитуп-ции, противостояния оживлявшийся исламизяции жизни, Сита населения, иэзимоот..оо'.;ний подрастающий и старших поколений на примере 'Ьзрганской долины.
Одним из действенных потенциальных средств воздействия на сознанио лидой по мосту яительства являетоя авторитет пожилых лидой. Л их, и настоящее вроми насчитывается только iv двух*' областях /Ферганской и Наманганокой/ около 200 тысяч чало пак.' -Иного и тох, кто но тем или иным причинам не получаст пенсии, продолжают работать и в понсионном возрасто. Все вияо перечисленные обстоятельства ооусловили выбор темы настоязой диооерта-ции в качестве объекта научного исследовании.
Степень разработанности проблемы. Как показали многочисленные поиски, исследования, попытки диссертанта избранная про — олииа до настоящего времени остается мало разработанной.
Проблемы формирования атеистически ориентированного общественного мнения по мосту жительства с участ юм старших поколений, в той или иной мере затрагивались в монографиях, книгах, диссертациях, научных статьях, пуоликоваваихся в УзбекокоЯ ССР из узбекской к русском языках. Среди ни* следует назвать работы тЭг.их авторов, как A.A.Абдусамвдов, А.А.Артыков, М.Л.Уснпнов, Д.Ьазароаеэ, И.М.ДжаОбаров, Н.Эгамбердиав и др. Труди остальных авторов на сможнуп с томой нааей диссертации либо сильно устароли, лиоо построены на основе критики других нировых ¿.злигиП и на материалах различных регионов,. недостаточно сопри!:асаг,яихся с Узбекской ССР..
Наиболее близким к теме нашего исследажяш является за-
- * -
щищенная в середине 1УВУ года диссертация О.М.Умирканова на тему: "Особенности проявления религиозности у людей преклонного возраста и работа по повышение их активности /на материалах Узбекской CCP/i
В указанной работе логически последовательно, с достаточной убедительностью освещены такие узловые вопросы, как причины кивучести и характер религиозности людей в преклонном возрасте и пути предотвращения влияния религии среди молодежи.
В диссертации О.М. Умарджанова вскрыты причини и специфика проявления религиозности в сознании и поведении людей преклонного возраста, их отношение к вопросам религии и атеизма, оживление тенденции динамики их развития религиозного сознания и т.п. В этой работе дан ряд практических рекомендаций, направленных на повышение общественной активности пенсионеров, использования их авторитета, богатого жизненного опыта по внедрению в быт прогрессивных обрядов и традиций.
В отличие от диссертации О.М. Умарджанова конкретно, на фактологическом материале, собранном по Ферганской долине диссертант показывает, что в этом регионе проейзают свисо пяти миллионов человек, среди них имеются примерно 400 тысяч пенсионеров, участвующих в определенной мере в атеистическом воспитании населения по месту жительства.
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования заключаемся в выяснении отноеония людей старшего поколения к теории и практике атеизма, к истории религии на примере ислама, в выявлении массовых и индивидуальных форм работы, наиболее гибких методов атеистического воспитания населения по месту Еитальства.
Длл реализации постановленных цели и задач предпринимались следующие меры:
- Быяснены типологические группы верующих и неверующих, дана обстоятельная характеристика каждой из указанных мировоззренческих групп}
- выявлена объективные и субъективные причини существования релйгййзных Ьерований у представителей старшего поколения;
- pTeHdfciigitti сгёпе^и и результат" участив людей старшего поколения 1з утвёрвде^йи атеистически ориентированного общест-BQkriiahi кйенйй rib кбст^ >гштел1ртна{
- раскрыто значение, характер и методы индивидуальной работы среди верующих по песту аитолъотвя и роль в этон процессе старшого поколения;
- разработаны и сформулированы практически рекомендация, направленные на активкзацио участия лодей старпего поколения в процессе формирования атеистически ориентированного обдественного мнения по месту питольства;
Методологические основы и источники исследования. й^тодологической основой исследования послумлн ироичиодения классиков марксизма-ленинизма, носвняенные теории и практике научного атеизма, критике религии. Теоретическими источниками явились основополагающие документы Партии и Правительства Совза ССР и Узбекской республики по запросам перестройки со-циально-экономи .еской жизни советского народа, ровслвционно-го обновления духовной жизни общества.
Фактологическими источниками диссертации явились показатели конкрвтно-социологических исследований в форма анкетного опроса, интервьвирования, личных наблсдоний. Анкетным опросом охвачоно свыше 1Ь00 человек, интервызированио провэ-доно с ИО чел., в оолее чем Г.Ю махаллях и в трудовых коллективах имели место встречи в форме диалогов, собеседований.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическое значение ее состоит в той, ч.э результаты данного научного исследования призваны дать новые идеи, теоретические полокания, выводы о месте, значении и ролй представителей стараого поколения, особенна имеющих заслуги перед Родиной, для теории и практики атеистического воспитания,для выявления форм и методов атеистичеокой работы среди представителей старпэго поколения и ого участия в формировании ато-НСТИЧ0СК1! ориентированного мнения по месту жительства.
Практическая значимость, ценность диссертации выражаетоя и том,что изложенные в ней научные положения и философские обобщения,атеистические выводы имевт выход в практику научав го втвизиь,марксистско-ленинского религиоведения. Они могу? онть использованы партийными,советскими,комсомольски .1 Артемами,научными учрекдзниями и общественными организацйями^особен-ио сопотами ветеранов войны и труда, ненсовегами.при чтений куров
- б -
"Истории религий и теории атеизма" в вузах и ссузах, чтении лекций но линии об^естьа "Знание" и в других мероприятиях атеистического характорл.
Научная новизна диссертации. Заключается в той, что в
ней;
- комплексно рассмотрена мало разработанная проОлема работы с верящими старшего поколения по мосту жительства;
- вскрыты объективные и субъективные причины повышенной религиозности людей старвего поколения;
- выявлены пути и средства, влияния лидей старшего поколения на процесс сохранения и воспроизводства предписаний ислама в сенейно-бытовых отношениях;
- выяснены формы и методы активизации льдей старшего поколения в формировании общественного мнения свосюдного от влияния ортодоксального ислама;
Диссертантом под этим углом зрения оооощен огромный материал и сделан теоретический анализ, выдвинуты новыо теоретические обобщения в форме положений и выводов о тон, что разнородность структуры исследованного объекта проявляется в зависимости социально-политической деятельности и непосредственно влияет на их религиозное или атеистическое мировоззрение. Им сделан ряд выводов, имеощих практическое значение для целенаправленного влияния на лсдей старшего поколения но их активизации в формировании атеистически ориентированного общественного мнения по месту жительства.
Апробация диссертации: Диссертация обсуждена в мае и. октябре месяцах 1990 г. на заседаниях кафэдри "История и теория религии и атеизма" ТашТУ им.В.И. Ленина.
Результаты и выводы исследования докладывались на республиканских .областных ,городских конференциях,научно-практических семинарах в течение последних 6-10 лет, отражались в публикациях автора, которые перечислены в конце автореферата.
Структура диссертации. Она состоит из Введения,двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
ГЬ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В I главе Диссертации - "Отношение людей старшего поколения к атеизму и религии в период обновления социализма" -рас-сматрйМайтсй вопросы о степени атеистической зрелости и религи-
озности стараего поколения обследованного региона, дается дифференциация двух основных мировоззренческих групп населения этой категории - нерелигиозные - и религиозные - 76£ /ви-Оорочно/.
В диссертации выясняются объективные и субъективные причини существования повышенных религиозных предрассудков а созна нин и поведении представителей старшого поколения; показываются возможные пути использования атеистического потенциала старшего поколония к обрядам, ритуалам и Корану по каждой типологичоской группе /атеисты, неверующие и верующие/.
Параллельно рассматриваются прооломы нейтрализации влияния религиозных пожилых людоЙ на подразтапщее поколении по месту оттельства к другие категории населения нккросреды; с этой целью дпетсл анализ проявления религиозного мировоззрения старшого поколония и ого ог'оиенип к религиозной и безрелигиозной обрядности по трои основным типологичоскии группам: убежденно верующие, традиционно ворующие и колоолющиося /дифференциация диссертанта, основанная на проведонних ии конкретных социологических исследованиях/.
Социологические исследования соискателя показали, что особо консорватишыи и живучим элементом религиозных предраосуд-ков являются их обрпдово-ритуальные аспекты. Ряд религиозных традиций и обычаев глубоко проникли в сомэР'о-бытовую сферу жизни людей. В современных условиях в оживлении в воспроизводстве ролигии дойствонными средствами стали ролигйозииэ обряди - никох, хатна, капоза, иаърака /поминки/, хоити. Отсюда в диссертации обращается внимание на то обстоятельство, что проблемы преодоления влияния Исламских обычаса, традиций,предписаниями иариата, здата, а такке религиозных очп.'ов доисламского происхождения выдвигаются на одной из первых мест с формировании атеистически ориентированного общественного мнения по месту г.игольства.
Ощущается потребность в радикальном обновлении ритуально-традиционюй стороны бита путей постепенного, продуманно го,разумеется, но дироктивно-валюнтаристского внедрения в быт новин безрелигиизних обычаев, обрядов, традиций, праздников, состав-,, ной частью которых являлись бы семейные традиций. И в этом отношении решающая роль принадлежит авторитету и инициативе отар
шаго поколения.
Далее в данной глава диссертации выясняются объективные и субъективные причины и их последствия существования религиозных предрассудков в сознании и поведении старшего поколения.
Анализируя тесную диалектическую связь между религиозностью старшего поколения и объективными условиями жизни людей диооертант показал, как первопричину, сравнительно большее отставание общественного сознания от общественного бытия.
Затем выявляется сравнительно большее воздействие на сознание и попедоцие людей наличия существенных 'ризличий между условиями жизни населения в сельской и городской местностях,меи-ду образовательным уровнем старшего поколения города и села а т.п.
Выявлена такие объективные факторы, как недостаточная материальная обеспеченность и социальная защищенность пошлых людей по сравнении с другими слоями населения, влияние непредсказуемых стихийных бедствий, неизлечимых болезней и др.
В числе субъективных причин повышенной религиозности людей старшего поколения диссертант анализирует такие, как ослабление социальных связей, оторванность от коллектива, усиление чувства" заброшенности, одиночества, являющиеся следствием равнодушного, невнимательного, бюрократического, неувакительного отношения со стороны государственных организаций, бывшего' родного трудового коллектива и т,п.
Негативное влияние на сознание пожилых людей оказывают такие плохое состояние здоровья и связанное с этим недостаточное медицинское обслуживание их, психологические особенности возраста, вызывающие отторжение от жизни, пессимизм, апатию, страх смерти. Немалую роль здесь играет слабый охват этой категорий нааелеНия по месту аительства политико-воспитательной и кулЬтурНа-ПроСватйтелЬной рйбо*ой атеистического направления. И в йротивовес этому» аНачитвлЬнов влияние активной деятельности релйЫозйых общкй» официального и неофициального мусульманского духовенства Й сфёрб общения людей старшего поколения.
Й ЫйЙ связи дйсйертант обращает внимание на складывающуюся реалЬМуЬ ойтуаЦиЬ» В условиях всестороннего развертываний ЬМСЙООТЙ и Д&ШзИф^М религиозная жизйь мусульман становится йсв Ьалвё ЦаеыщеШШЙ йайнцйи событиями.
В республике, особенно в исследуемом регионе я два о половиной раза выросло количество мечетей, государство передало САЛУНу целый ряд архитектурных памятников ислама. Нэ без влияния мечетей сегодня в семьях все большее внимание удоллвтоя религиозному воспитанию детей.
Принята и осуществляется дыне нерелигиозными учрепдения-ми программа возрождения исламских ценностей.
Но Указу Президента Узбекской ССР Л.Л.Каримова нодавно 355 наших соотечественников совершили паломничество и Мекку,
Впервые на узбекском языка издается Коран.
В Ташкенте выпел и свет первый номер газеты 'Целом нурн" ("Луч ислама"), органа САДУИа. Зто первая ислимская газета в Советском Союзе, издана на узбекской языке в двух вариантах -на арабской графике и кириллице тиражом '»0 тысяч экземпляров. Все эти явления направлены на всемерное усиленна влияния ислама на население.
Клпчон в понимании этих процоссов и руко&эдотвом в практической деятельности атеистов является положение Резолюции XXII съезда Компартии Узбекистана "О проекте Платформы ЦК КПСС к ХХУШ съезду партии", где сказано". "Нельзя признать достаточным, что партия, как указывается в Платформе, не отказывается от своих мировоззренческих позиций, она долина их твердо и аргументированно отстаивать.
Кроме того, надо уточнить линию партии по отношении к религиозный организациям, которые, кроме внесения населенном вклада во взаимоотношения можду людьми, иогут активно влиять на формирование гуманистического сознания, воспитание нравственности и морали, способствовать упрочения чира"^.
■ Материалы исследования, проведенные для иап"сания настоящей диссертации, в полной мере соответствуют положениям вышеуказанного впжнеЯаого партийного документа.
На ^сновании социологических исследований, проведенных в ряде районов Намангонской области и в других районах областей Ферганской долины в течение ГЭвЧ-ГЭвб гг. можно сказать, .го абсолютного увеличения числа убедденно верующих в ислам не происходит. Наблюдается некоторое оживление, так называемой,
* Резолюция ХХП съезда Коммунистической партии Узбекистана "О проекте Платформы ЦК КПСС к ХХУЁ1 съезду партии". Газ."ПравДа Востока", I» 137 от 17.06.90 г. СЛ.
- хи -
практической религиозности, что выраиается порой в более чистом посещении одним и тем ва контингентом верующих мечети и соблюдении обрядов мри абсолютном незнании содержания, назначения и непосредственных последствий посещения мечетей и со-олюдения догм ислама.
В работе диссертант покаэивиет, что умаление опасности ненаучных религиозных верований, наполнение атеистического юс-питания декларативными лозунгами, излившяя веротерпимость, а то и открытое заигрывание о духовенством приводят к религиозному всплеску в исламе и среди людей покилого возраста.
Из всего изложенного вытекают выводы о том, что установленная нами повышенная религиозность людей старшого по колония имеет свои специфические объективные и субъективные причины. Они свидетельствуют о том, что религия, и в частности ислам, пустившая глубокие корни за многие столетия своего существования и поддерживаемая все еще сильными материальными и духовными факторами, не сойдет с исторической арены в течение низни од-ного-двух поколений. Проблема монет решаться где-то далеко в необозримом будущем.
Атеистам необходимо запасаться терпением, научной воору-, кенностьп, и опираясь на опыт старших поколений, продолжать атеистическое воспитание населения, содействуя формированию атеистически ориентированного общественного мнения.
Во второй главе - "Массовые формы и методы атеистической раооты среди представителей старшего поколения и их участие в формировании атеистически ориентированного общественного мнения" - рассматриваются разнообразные формы и методы участия представителей старшего поколения в формировании атеистически ориентированного общественного мнения по месту жительства.
Рассматриваются также ьопросы форм и методов индивидуальной раооты с различными категориями покилых верующих по месту штельства.
Исследуя эти направления, диссертант пришел к выводу о том, Ч1:о формирование атеистически ориентированного общественного Мнения по Иес*у жительства с участием пошлых людей предполагает УИого^аЙЙув йдвйНо-роопитательную работу среди ос-ИовНЬЙ ЙаесШ НаЬёлеМя4 (Юлное преодоление индифферентности, .айЬШЛдИйа й 4ухЬ йв^ЧЙого мировоззрения^ непримиримости к дро~
явлениям религиозных придриссудков.
В работе показывается, что одной пропаганды и культурно-воспитательных мер еще недостаточно для торжества атеистически ориентированного общественного мнения. Здесь необходимо участие общественности, инициатива масс. Недаром В.И. Ленин, говоря о преодолении таких отрицательных явлений, как волокита, бюрократизм, писал: ..."что мешает борьбе с этим явлением? Наши законы? Наиа пропаганда? Напротив! Законов написано сколько угодно! Почему же нет успеха в этой борьбе? Потоку, что
нельзя ее сделать одной пропагандой, а можно завершить,тольао
иХ
если сама народная масса помогает .
В связи с этим в диссертации отмечается, что атеистическое воспитание по месту гштельства эффективно лишь з том случав, если это не просто эвокупность не связанных ненду собой отдельных мероприятий, а определенная система целенаправленного воздействия на людей, использование преаде всего авторитета старших поколений. В свете сказанного в диссертации дается определение философсмго понятия "общественное мнение" /атеистическое и консервативно-религиозное/. Уточняется понятие "общественное мнение", как специфического социального феномена,в хотором на основе познавательной и преобразующей деятельности масс адекватно отражаются в их сознании те факты действительности, которые вызывают общественный интерес и получают оценки носителей с позиции научного мировоззрения и имеют общественное воздействие-на мировоззрение личности и определяет ее поступки. Далее в главе обобщен накопленный опыт массовой и индивидуальной атеистической работы среди людей пожилого возраста и охарактеризована роль стараего поколения в этом процессе на основании социологических исследований.
В диссертации выявлены и охарактеризованы так называемые каналы прямой и обратной связи о участием лпдей старшего поколения, ориентировочно разделенный на 9 групп. К эти группам мы относили следующие"каналы": I. Участие лпдей старшего поколения пенсионеров в деятельности нахалд:щскнх комитетов, различных комиссий и общественных организаций tío насту жительства; 2. Деятельность ИародйУх уйиверсйте^ой »¡áy^iioro áiéiisMa и
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч. -Т;44. -d.Í7Í;
учеба в них пенсионеров; 3. Деятельность женсоветов по месту яительстьа и участив в них кенщин-пенсионерок; Сельские сходи и их роль в формировании атеистически ориентированного общественного мнения; 5. Организация и содержание работы клубов атеистов при чайханах; б. Участио пожилых лвдой в работе выездных агитбригад по месту кительства; 7. -Участие представителей старшего поколения в деятельности Домов боевой и трудовой славы, школьных музеев и их роль в формировании атеистического общественного мнения по месту «штельства; 8. Внедрение новых безрелигноэных обрядов, традиций и ритуалов и участие в них представителей старшего поколения по месту жительства; 9. Создание необходимых социально-бытовых условий ветеринам - один из путей активизации человеческого фактора в развертывании атеистического воспитания населения.
В диссертации подробно, более или монео убедительно аргументированы, логически последовательно излокены и охарактеризованы каждый из этих ^'каналов" прямой и обратной связи. Приведены собранные самим диссертантом факторы и примеры, цифровые данныо и другие иллюстративиые материалы для подтверждения выдвинутых в начало данной главы диссертации.
На всего изложенного во втором параграфе второй главы диссертации о"каналах прямой и оОратноИ связи" выведены следующие выводы:
1. Главная забота советских людей стараего поколения, высокий долг ветеранов - воспитанно молодого и среднего поколения -на революционных, трудовых и боевых традициях. Известно, что
на протяжении десятков лет наиболее •распространенной формой били выступления ветеран в с воспоминаниями перед молодежью. Теперь в махаллях по песту лштельства они приняли дискуссионный характер.
2. Демократизация, расширение гласности пробудили у молодей! больсой интерес к осмыслению опыта старвих. Этот опыт обирает в себя не только достижения, но и овибки, промахи. Ветераны, как никто другие, ярко и доходчиво поквзывиют как кили и трудились миллионы людей, в какие идеалы они верили, как сочетались героическое и трагическое, небывалый энтузиазм масс и попрание норм социалистической законности, про^.воборство научных и религиозных взглядов на мир.
3. Для Советов поле деятельности больпое и еще недостаточно изученное. Многие проблемы лежат на поверхности, но есть и такие, которые загнаны вглубь. Очень важно докопаться до ¡сорной. Особенно нетерпимы в атеистической работе формализм и показуха. Не случайно упор на это был сделан при рассмотрении вопроса о работа Наманганского горкома партии по повышенно эффективности идеологической, политико-воспитательной деятельности, на заседании Бюро ЦК Компартии Узбекистана а апреле 1988 года. Вместе с тем, необходим поиск крупиц положительногб опыта, к чему и стремился соискатель, анализируя положение дел, главным образом, в Наманганской области.
Разумеется, диссертант не претендует на всестороннее и исчерпывавшее освещение всех направлений атеистической работы с представителями старшего поколения. Сочтено целесообразным выделить наиболее вакные из них. Так, освещено участив пенсионеров в деятельности нахаллннских комитетов, различных комиссий и общественных организаций по месту тательства. Лается характеристика махаллн, как формы расселения ладей, возникшей в глубокой древности и претерпевшей значительные изменения в советское время. В работе подчеркивается, что в современных махаллях все еще сохраняется остатки традиционного уклада.жизни, пережитки старых обычаев, обрядов семейно-бытозых церемоний.
Отсюда происходит возрастание роли атеистически ориентированного общественного мнения по несту жительства с участием стараего поколения. Такое общественное мнение определяется как оценочное суждение больших и устойчивых групп людей по общественно значимым вопросам, затрагивающим общие интересы»
Разумеется, но в каддом населенном пункте автоматически обеспечиваются становление и функционирование,атеистически ориентированного общественного мнения 1 Здесь Необходимы целенаправленные, мобилизующие усилия идеологически* кадров Й учреждений.
Практика показывает* что 3 уйловйях микросредц Человек не представляет себе иного поведения» кроие общепринятого» В результате проникновения в йозйгШие дйчностй суйесФвусщйх & обществе социально-экономических й идеал} ЬЫескЙя факторе^ в *ом числе общественного мнейия а ййой характера й сбдэрйашп^ нередко затрудняется, так Ык йх влйдЙий в опредаяеййой с*<зНаЙй йей-
- и -
трализуется религиозным влиянием олижайшего окружения личности, й многие кители данного населенного пункта показывают себя верующими не потому, что являются таковыми по убеждению, а потопу, что вольно и невольно вынуждены .считаться с мнением окружающих родственников, соседей, знакомых.
Анализ мотивов участия людей в отправлении религиозного культа, выявленных в ходе проведенных диссертантом социологических исследований, показал, что давление авторитета старших и влияния их мнения на молодежь остается значительным.
Диссертант показал, что нировоззренческио позиции личности ео многом определяются главой семьи, особенно матери, Э{фоктив-ность влияния маторн в семье обусловлена преимущественным участием имонно кенщины в уходе за детьми. В этой связи в диссертации проиллюстрирована деятельность кенсовотов по мосту жительства с участием в них женщин-пенсионерок по нейтрализации религиозного влияния со стороны верующих кенщин на подрастающее поколение .
В диссертации отмечается, что высокая эффективность формирования атеистически ориентированного общественного мнения не мокот бить обеспечена без преодоления религиозного общественного мнения. Обоснована настоятельная необходимость комплексной выработки средств, форм и мотодов повышения значения атеистического воспитания населения по месту жительства с привлечением силы авторитета старших, в первую очередь, носителей атеистических взглядов.
Среди таких форм и методов в диссертации охарактеризована деятельность наррдных университетов научного атеизма, клубов атеистов при чайханах. Домов боевой и трудогой славы, школьных музеев и участие в нкхспредставитвлей старсого поколения. Выявлена роль сельских сходов с участием пожилых людей, деятельность выездных агитбригад по месту кительства. Раскрыта роль старшого поколения в деле внедрения в быт ногах безрелигиозных обрядов и ритуалов.
В диссертации подчеркнуто необходимость создания нормальных социально-бытовых условий ветеранам как одного из главных средств активизации их усилий в формировании атеистически ориентированного общественного мнения по месту жительства. Как отмечено в диссертации тс, что проделано в этой области, охаракте-
isobbhu особенности индивидуальной работы с верующими по иесту 1тольства, приводится обширный фактологический материал по тному вопросу.
Преодоление религиозности и становление атеистически ори-1тированиого общественного мнения, двлаотся вывод в диссерта--1И, является единим диалектический процессом.
В целях осуществления этих весьма слокных и вашшх задач Заключении данной диссертации выдвинуты следующие практичес-;е рекомендации: v
1. Институту философии АН УзССР, институтам и кафедрам гу-.нитарного направления республики, занимающимся проведением ниологичйсхих исследований, рекомендуем ежегодно включать планы своей работы вопросы изучения места и роли старшего нолем ия в формировании атеистического общественного мнения по сту яительства, имея в виду, что эта роль, ото место з атенс-чоской работа на квотах во многих случаях приобретает решав-
е значение. Координирующим центром всей этой работы в масита-республики мог бы стать какой-то орган при Министерства вис-го н сродного специального образования УзССР. Скопившиеся ма-риалы целесообразно передавать республиканскому обществу "Зна-ои.
2. Рекомендуем правлению общества "Знание" УзССР, исполь-я эти материалы, издавать научно-методинеские пособия, тексты кций п другие печатные издания на узбекском языке в помощь кторак-атеистам и всему идеологическому активу с конкретными комендациями того, как использовать идеологический потенциал сакалов-атеистов по месту жительства населения коренной нацн-алыюсти.
3. Имея в виду, что средства массовой информации также яв~ стся важным средством, способствующим формированию атеистичес-
ориентированного общественного мнения, рекомендуем осущест-ять постоянный обмен опытом работы по месту жительства, nyd-ковать материалы, содержащие мнения аксакалов-атеистов по иному вопросу.
Имея в виду' непрелоннуц истину о том, что в настоящее еыя особенно острую необходимость приобретает атеистическая спитательная работа в семьях,рекомендуем При махаллинских катетах сосредотачивать группы жеищин-активисток Старшего пока-
ления местной национальности, знающих хотя бы основа иаучмо>у©> атеизма, умеющих воспитывать людей, ведавших помочь верув^ш* кенчннам разобратьоя в своих взглядах и настроениях, занять ективнуо визнениув позицию.
5. Считаем вэлательным иметь в виду идею о том, что ие-ипловаиную роль в формировании атепотнческп ориентированного общественного мнения по месту сительства играет внедрение новой советской безрелигиозной обрядности; целесообразно превратить систему ковнх обрядов и ритуалов в неотъемлемые элементы нашего советского образа визнн; более активно способе*^ вовать развитие духовной культуры советских людей; постоянно, и настойчиво пропагандировать советскую обрядность с обязательным участием аксакалов; заниматься этим вплотную призванц соответствующие комиссии при исполкомах местных Советов народных депутатов, располагающих большими возможностями для привлечения к этой работе широкого круга общественности.
6. Келательно, начиная с 1990-1991 учебного года и на последующие учебные годы,в вузах и средних специальных учебных заведениях, где читается курс "История религий и теория атеизма", целесообразно включить специальную тему; "Пути и средства формирования атеистически ориентированного общественного мнения по месту кительства"' с участием представителей старшего поколения.
7. Учитывая то, что в период перестройки с учетом изме-нивпейся религиозной обстановки в условиях развивающейся демократии, когда слукители религиозного культа являются народными депутатами СССР, в том числе и председатель САДУМа Мухал мад Содик, а в Ташкенте готовится издание Корана на узбекское языке; служители культа выступают в печати и по телевидению; те подходы, которыми пользовались атеисты прежде, уке устаре ли, было бы лучше наряду с научной критикой религии, быть бо лее гибкими, предусмотрительными в атеистической работе, уде лять внимание благотворительной, миротворческой и нравствен! > деятельности мусульманского духовенства.
8. Учитывая то,что в условиях обследованного нами ропы
на,где значительно сохранено традиционное уважение старших,
остро ощущается объективная необходимость привлечения поиска
неров,людей старшего поколения к активной общественной деяте ности,особенно к воспитательной,предупредительной, профи-
лактической работа среда молодева, рекомендуем всемирно использовать их престиа, влияние, богатый жизненный опыт, что позволит обеспечивать наибольиее плодотворное воздействие ив лвдей различного возраста.
9. Общественным организациям обратить внимание на необходимость всеми силами и средствами добиваться того, чтобы ветераны КПСС войны и труда были мобилизованы на помопь напей партии в поднятии ее авторитета, влияния, простнаа и роли среди трудяцнхсД,
Основное содерЕзнка д^ейдрЩ|«д.дтраиено в сладурщих публикациях диссертанта;
1. Бозоров Э. "Чукаддас йоСШр язкикат", "Узбекистон" // ТошкенТ, 1976 Яка /В соазторат/
2. Бозоров Э. Статьи, опубдикозанныа в асурпаав "Агитатор Узбекистана" /на узбекском'и русской языках/
2.1. Цактаб курсисидан боазаб, 1987, 3 5.
2.2. Учреждения культуры ц атеистическое воспитанно, 19Ш, I4 23.
2.3. Хар бир диндорга узагз хоо ёпд-зяайлиа, 19В8, $18.
2.4. Саинний ва кизнкараи учрааувлар, 1983, НО.
2.5. Утвврадааи соцналистаческуо обрядность,1988, £20.
2.6. Атеистнк пропаганданпнг оздяигз свфзда,1989,¡122.
2.7. Тугри Яудда, 1989, Ш.