автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Особенности атеизации сознания сельского населения Узбекистана в период развитого социализма

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Сайдуллаев, Панжи
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Особенности атеизации сознания сельского населения Узбекистана в период развитого социализма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сайдуллаев, Панжи

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. АТЕИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА - ОБЪЕКТИВНЫЙ ДИАЖШЧЕСКИИ ПРОЦЕСС.

1.1. Атеизация сознания сельского населения как историческая необходимость.

1.2. Степень атеизации сознания сельского населения и тенденции ее изменения.

1.3. Совершенствование советского образа жизни как важнейшее условие атеизации сознания сельского населения.

ГЛАВА Д. ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

2.1. Дальнейшее повышение роли научно-атеистического воспитания как важнейшего субъективного фактора в атеизации сознания сельского населения.

2.2. Роль новых обрядов и обычаев в атеизации сознания сельского населения.

2.3. Возрастающее значение средств массовой информации в атеизации сознания сельского населения на современном этапе.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Сайдуллаев, Панжи

Актуальность теш определяется идеологическими и политико-воспитательными задачами, стоящими на этапе совершенствования развитого социализма, определенными ХХУ1 съездом КПСС, последующими Пленумами ЦК КПСС.

К.У .Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС указывал: "Немало задач выдвигается течением жизни перед идеологическими работниками. Но неизменной среди них было и остается формирование научного, марксистско-ленинского мировоззрения - основы коммунистического воспитания людей"1.

Программные задачи нашей партии в области атеистического воспитания в период совершенствования развитого социализма направлены на всемерное повышение эффективности атеистической работы с учетом специфики различных слоев и групп населения, в частности, и сельского, а также характера религиозности.

Атеистическое воспитание на современном этапе развития нашей страды, в том числе Узбекистана, требует не просто освобождения от религии - секуляризации сознания всех трудящихся масс, но и формирования подлинно научно-атеистического мировоззрения. Имея в виду, во-первых, различие понятий "секуляризация" и "атеизация" сознания, и то, что целью атеистического воспитания сегодня является полная атеизация сознания, во-вторых, то, что религиозные пережитки больше распространены на селе, жители которого занимают в демографической структуре Узбекистана преобладающее место, в-третьих, что'процесс атеизации сознания сельского населения Узбекистана изучался недостаточно, наш для исследования избрана настоящая тема.

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983г. - М., 1983, с.41.

Необходимо также учитывать, что воцросы религии и атеизма являются постоянным цредметом спекуляции со стороны наших идеологических противников, стремящихся связывать их с вопросами самобытности национальных культур, традиций и обычаев. Они пытаются приписывать религии роль защитницы и хранительницы всего национального .самобытного .Буржуазные идеологи утвервдают, что борьба цротив религии, якобы,является борьбой цротив национального своеобразия народов и их культур,ведет к ассимиляции народов и их языков, к нивелировке их культур,обычаев,традиций,образа жизни в целом. Разоблачение наших идеологических противников, кон трпроиагандистская работа всегда была,есть и будет весьма актуальной задачей.

На современном этапе от эффективности атеистического воспитания зависят не только действенность в целом коммунистического воспитания,но и во многом - успехи совершенствования развитого социализма, темпы дальнейшего расцвета и сближения народов СССР, интернационализации советского общества.

При всех наших успехах в изучении вопросов религии и атеизма, в силу различных причин, вчерашние формы и методы атеистического воспитания оказываются сегодня недостаточными, малоэффективными. Это связано не только с тем, что религия модернизируется, но и с возрастанием уровня общей культуры и образования сельского населения, повышением их духовных потребностей, с расширением круга интересующих их вопросов, перемещением этих интересов на более глубокие мировоззренческие проблемы. Это отчасти также связано с интенсификацией и ускорением темпов сельскохозяйственного производства, изменением сельского уклада жизни, с издержками НТР в межличностных отношениях, оживлением и ростом у части сельского населения рецидивов потребительской, мелкобуржуазной психологии в условиях роста благосостояния народа, нарушением сложившейся вековой гармонии мевду обществом и природой, особенно ощутимой в сельскохозяйственном производстве (экологические проблемы и т.п.).

Все эти факторы не могут не оказывать определенного негативного влияния на цроцесс атеизации сознания сельского населения, и не учитывать это в атеистической работе было бы большой ошибкой. На основе социологических исследований необходимо комплексно изуча.ть закономерности и особенности атеизации сознания сельского населения в период совершенствования развитого социализма, не упуская ни один ее фактор, ни актуальные,ни потенциальные тенденции этого сложного цротиворечивого процесса. В свете сказанного актуальность проблемы становится очевидной.

Актуальность изучения проблемы вытекает также из того факта, что в современных условиях изменение религиозного сознания сельского населения становится более динамичным. В силу объективных и субъективных причин, оно подвергается изменениям как в позитивную, так и в негативную стороны. Необходимо уметь моделировать изменения сознания, прогнозировать их, уменьшая действие негативных факторов.

В связи с недостаточной теоретической разработанностью вышеуказанных вопросов, на наш взгляд, слабо обобщаются и внедряются в практику новые формы и методы атеистического воспитания как составной части идеологической, массово-политической работы, медленно намечаются пути повышения их эффективности.

Степень разработанности проблемы. Претворяя в жизнь установки нашей партии по коммунистическому воспитанию, наши фило-софа-атеистн за последние годы посвящали многочисленные работы

- 6 вопросам атеистического воспитания*.

В их работах освещены закономерности становления и развития атеистического сознания, развитие массового атеизма в нашей стране, взаимосвязь объективных условий и субъективных факторов в атеистическом воспитании. Большое место уделено раскрытию диалектики, социального прогресса и преодолению религиозных пережитков. Секуляризация и атеизация, как понятия научного атеизма разрабатывались в работах Ж.Базарбаева, Р.А.Лопаткина, С.Ш. Муслимова, М.Е[оповой, Н.Х.Саидова, Д.М.Угриновича, Е.И.Филиповой, И.Н.Яблокова и др. Эти авторы внесли ценный вклад в изучение категорий и понятий научного атеизма и исламоведения.

Анализу проблем, раскрывающих особенности становления и развития атеистического сознания среди населения регионов традиционного распространения ислама на различных этапах строительства социализма в СССР посвящены работы таких известных исламоведов, как Алшров П., Артыков А., Алиева В.А., Ахмедов А., Базаров А.Б., Вагабов М.В., Керимов Г.М., Савдбаев Т.С., Усманов М.А. и других, перечень которых дан в библиографии к диссерта

I Абдусамедов А.И. Становление атеистического мировоззрения в Узбекистане (на узб.яз.). Ташкент, 1973; Ануфриев Л.А.Религия и жизнь: вчера и сегодня. Сто ответов на вопросы верующих и неверующих;.Одесса, 1978;Аптекман Д.М.Атеистическое воспитание коллектива.-!, 1977;Баратов М.Буржуазные мировоззрения -оружие реакции (на узб.яз.).Ташкент, 1978:Джаббаров И.Общественный процесс, быт и религия.Ташкент,1973;Его же.Образ жизни, обычаи и поведение Тна узб.яз.).Ташкент,1983; Коновалов Б.Н.Комплексный подход, в научно-атеистическом воспитании.-М., 1982¡Лебедев А.А.Конкретные исследования в атеистической работе. -М.,1976;Лис;авцев Э.И.Религия в борьбе идей.-М.,1975; Мчедяов М.П.Религия и современность.-М.,1982;Окулов А.Ф.Социальный прогресс и религия.-М.,1982;Епатонов Р.П.Научно-атеистическая пропаганда: пути повышения эффективности.Минск, 1980;Саидов Н.Х.Система научно-атеистического воспитания в условиях развитого социализма. Ташкент, 1982; Танчер В.К.

Религиозные пережитки и их преодоление. Киев, 1979; Усманов М. Догмы и обряды ислама Тна узб.яз.). Ташкент, 1977. ции. В них рассматриваются специфические особенности религиозности населения Средней Азии и пути их преодоления. Взаимосвязь преодоления религиозности с решением национального вопроса, с расцветом и сближением национальных культур народов СССР.

Некоторые вопросы об объективных основах освобождения трудящихся от религии, характере и формах проявления религиозности среди приверженцев ислама, научных основах руководства КПСС и Советским государством атеистическим воспитанием, опыте атеистической работы с последователями ислама и т.п. освещены в коллективной монографии советских ученых, в том числе советских исламоведов из Узбекистана - Абдусамедова А. и Артыкова А."Ислам в СССР" (М.,1983, 172 е.). Хотя в этой работе перечисленные вопросы освещены без градации трудящихся на горожан и сельчан, все же ряд ценных идей, оригинальных положений, глубокосодержательных выводов проливают свет на выдвигаемые нами точки зрения.

Раскрытию причин сохранения религиозности среди сельского населения, анализу факторов, способствующих преодолению религиозности наши атеисты также уделяли большое внимание.

Отдельные аспекты избранной проблемы в той или иной мере затронуты в исследовании Т.С.Саидбаева "Ислам и общество" (М., 1978, 251 е.), в которой раскрываются основные этапы и особенности секуляризации общества, анализируются функции современного ислама в городе и деревне, показывается антиобщественная сущность ислама в социалистическом обществе. Автором книги сделан ряд ценных практических предложений по повышению действенности атеистической работы в условиях развитого социализма.

В определенной степени затрагиваются отдельные аспекты диссертации в книге И.Джаббарова "Общественный прогресс,быт и ре. лигия" (Ташкент, 1973, 217 е.), где исследованы, освещены взаимоотношения бытовых устоев и религиозности не только городского, но и сельского населения.

Некоторые воцросы, рассмотренные в нашей диссертации, в определенной мере перекликаются с содержанием книги Т.Жавлиева "Воцросы атеистического воспитания населения кишлаков" (Ташкент, 1979, 120 е.). В ней автор в популярной форме рассматривает цро-цесс утверждения научно-атеистического мировоззрения среди дех-канства республики, особенности этого процесса.

С темой данного исследования перекликается кандидатская диссертация Х.Рахимова "Современное состояние религиозности населения Узбекских: кишлаков и факторы ее преодоления", защищенная в 1983 г. в ТашГУ. В отличии от диссертации Х.Рахимова в нашей работе рассматриваются более сложные многоплановые, злободневные воцросы атеизации сознания сельского населения, объективный процесс и факторы повышения секуляризации и атеизации быта и сознания тружеников села.

Однако необходимо отметить, что атеизация как процесс становления и развития сознания масс почти не рассматривался, как и воцросы атеизации сознания сельского населения Узбекистана в период развитого социализма пока не стали объектом специальных исследований.

Цель и основные задачи. Целью данной диссертации является: на материалах: конкретно-социологических исследований выявить особенности атеизации; оцределить сущность и развитие цроцесса секуляризации и атеизации сознания сельского населения Узбекистана на современном этапе; раскрыть факторы, ускоряющие этот процесс. Для реализации этой цели автор поставил следующие задачи:

- показать, что утверждение научно-атеистического сознания сельского населения в период совершенствования развитого социализма является исторической необходимостью;

- определить степень атеизации сознания различных социальных групп сельского населения республики;

- раскрыть значение развития социалистического образа жизни, выступающего определяющим условием атеистического воспитания тружеников села;

- показать повышение роли научно-атеистического воспитания как важнейшего фактора в атеизации сельского населения;

- раскрыть, что внедрение прогрессивных обрядов и обычаев в быт сельского населения выступает синтетической, многосторонней формой атеистического воспитания;

- выявить возрастание роли средств массовой информации в научно-атеистическом воспитании сельского населения.

Научная новизна работы состоит:

Во-первых в обобщении и систематизации большого теоретического и практического материала, в стремлении автора дать самостоятельную интерпретацию понятия "атеизация" и выяснении взаимосвязи этого понятия с другими категориями.

Во-вторых, автором предпринята попытка на основе изучения большого социологического материала впервые в республике определить степень атеизации сознания сельского населения в период развитого социализма.

В-третьих, автор впервые делает сравнительный социологический анализ различных демографических групп сельского населения по .отношению к атеизму и религии на современном этапе.

В-четвертых, выявлены основные тенденции и раскрыты закономерности атеизации сознания сельского населения на современном этапе с учетом как модернизации ислама под влиянием НТР и других факторов, так и изменения воздействия ислама на мусульман на уровне различных форм общественного сознания.

В-пятых, обобщен опыт партийных и общественных организаций, накопленный ими в процессе реализации решений ХХУ1 съезда КПСС и июньского (1983 г.) Пленума Щ партии в сфере идейно-воспитательной, научно-атеистической работы исключительно в сельских районах республики.

В-шестых, автором делаются теоретические выводы и даются практические рекомендации по повышению эффективности атеистического воспитания в период совершенствования развитого социализма.

Методологической основой исследования явились произведения классиков марксизма-ленинизма, а теоретической базой -Программа КПСС, решения съездов КПСС и ЦЕС КП Узбекистана, Пленумов ЦК КПСС, Конституция СССР и УзССР, доклады и выступления руководящих деятелей КПСС и Советского государства. Широко использована научная литература советских ученых по проблеме коммунистического воспитания и научного атеизма.

Фактологическими источниками явились данные статистических сборников, материалы конкретно— социологических исследований, проведенных в 1976-1980 гг. Институтом философии и црава им.И.М.Муминова АН УзССР. Будучи аспирантом названного института, диссертант принимал непосредственное участие в проведении этих социологических исследований. Исследования проводились в 9 областях УзССР, 104 сельских районах, 754 кишлачных Советах, 62 городах, 58 поселках городского типа, 7 городских районах. Методом анкетирования было обследовано 41.045 респондентов и 1,5 тыс.пропагандистов научного атеизма, интервьюированием бы

- II ло охвачено более 1.402 тружеников республики.

Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что оно вносит определенный вклад в дальнейшую разработку проблемы атеистического воспитания, дополняет,конкретизирует представления о секуляризации и атеизации сознания сельского населения. Выводы и практические рекомендации, предложения, исследования помогут оптимизировать этот процесс.

Практические рекомендации исследования могут быть использованы в организации атеистической работы, в борьбе против религиозных предрассудков, обрядов и обычаев в регионах традиционного распространения ислама.

Материалы диссертации также могут быть использованы в процессе преподавания "Основ научного атеизма" в вузах, системе партучебы, комсомольского политпросвещения, в пропагандистско-агиатционной работе по атеистическому воспитанию.

Апробация работы и внедрение ее. Результаты и выводы диссертации докладывались на научно-теоретических конференциях Института философии и права им.И.М.Муминова АН УзССР, состоявшихся в октябре 1979 г., мае 1981 г., сентябре 1983 г. Составлена программа спецкурса для педвузов.

Автором прочитан ряд лекций по линии Кашкадарьинской областной организации общества "Знание" среди сельского и городского населения, слушателям народных университетов научного атеизма, в школе молодых лекторов-атеистов Каршинского ИИ, руководителем которой является автор в течение нескольких лет.

Практические рекомендации представлены в научно-методический совет по пропаганде научного атеизма при правлении Кашкадарьинской областной организации общества "Знание" УзССР и Каш-кадарьинскому филиалу республиканского Дома научного атеизма. - 12

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Каршинского госпединститута, на совместном заседании секторов социологии и истории свободомыслия в Узбекистане Института философии и црава им.И.М.Муминова АН УзССР, на заседании кафедры этики, эстетики и научного атеизма ТашГУ им.В.И.Ленина.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности атеизации сознания сельского населения Узбекистана в период развитого социализма"

Результаты исследования ясно показали, что в результате происходящих глубоких изменений в социально'-экономических условиях жизни удельный вес верующих людей на селе продолжает постоянно уменьшаться за счет ослабления их религиозности и разрыва с религией и мечетью.

Затухание религиозности населения особенно заметно на примере типа "колеблющихся". Традиционные формы религиозного сознания и поведения играют в жизни незначительную роль, культовые действия совершаются ими все реже. Большая часть колеблющихся, согласно данным исследования, приблизилась к окончательной утрате религиозности.

Выявленные мировоззренческие особенности групп нерелигиозного населения города и села показали, что уровень атеистической убежденности большинства, "безразлично относящихся к религии и атеизму", и некоторой части "неверующих" еще не высок. Такие люди, как правило, не усматривают в религии особого вреда, мирятся с проявлениями религиозности в семье, порой сами участвуют в религиозных обрядах и праздниках, не сознают необходимости активной борьбы с религиозными предрассудками. Поэтому нужны немалые усилия для того, чтобы все нерелигиозное население было поднято до высшего уровня атеистической убежденности, при котором идеи научного атеизма превращаются в убеждение и регулятор поведения личности.

Совершенствование советского образа жизни выступает как объективным социальным условием, так, и комплексным фактором атеизации сознания сельского населения.

Сегодня религиозные пережитки не связаны с элементарным невежеством, с примитивным страхом перед таинственным, неизвестным. Они лежат сегодня в глубоких пластах сознания, смежной зоне между обыденным и теоретическим уровнями. Из других форм общественного сознания влияние религии относительно больше в морали. Поэтому в организации атеистической работы следует учитывать как возросший общеобразовательный и культурный уровень сельского жителя, так и смещение влияния религии на другие формы общественного сознания.

Традиции, гражданские обряды, ритуалы являются необходимыми социальными институтами, регулирующими общественные отношения, обеспечивающие преемственность между поколениями и т.п. Они отражают и выражают психологию, эмоции и ценностные представления общества и личности. Поэтому выступают не только как социальная практика и проявление определенной стороны образа жизни, но и как "опредмеченное" сознание.

Многие гражданские обряды и традиции в результате векового приспособления к ним ислама, с одной стороны, и их к исламу как господствующей идеологии, с друтой,- приобрели религиозный или полурелигиозный характер.

Кошсретно-социологические исследования показали, что особо консервативными и живучими элементами религиозных пережитков в условиях села являются их обрядово-ритуальные стороны. Необходимо отметить, что ряд религиозных традиций и обычаев глубоко проник в семейно-бытовую сферу жизни.

Некоторые обряды, например, похоронно-помшальные, до сих пор отправляются при активном участии духовенства, если даже умерший был атеистом, членом КПСС или ВЛКСМ. Их соблюдают и неверующие, хотя участие в религиозных обрядах по существу есть ничто иное, как моральная поддержка религии.

Проблема преодоления влияния исламских обычаев, традиций, а также религиозных очагов выдвигается на одно из первых мест в научно-атеистическом воспитании населения республики.

На современном этапе одним из важных и основных условий преодоления пережитков ислама, его обрядности (мощного социального института) являются формирование и внедрение в быт сельского населения советских гражданских обрядов и традиций, а сам этот процесс выступает также многосторонней синтетической формой атеистического воспитания.

Преобладание сельского населения в демографической структуре Узбекистана, ставит определенные сложности в атеистическом воспитании. Кишлак, махалля, аул отличаются относительной консервативностью и живучестью старых традиции и обычаев, которые тесно переплелись с религиозными пережитками, что обусловливает более высокую степень влияния их на сельское население. Нельзя не учитывать также то обстоятельство, что на селе существуют широкие родственные связи, сильно влияние аксакалов (стариков), большую роль играет общественное мнение. Все эти факторы влияют на консервацию отдельных религиозных предрассудков, отсталых традиций и обычаев. В условиях села общественное мнение является одним из важнейших регуляторов взаимоотношения людей. Поэтому формирование в кадцом сельском жителе коллективе (начиная от производственного и кончая семейным) атеистического общественного мнения есть необходимое условие секуляризации и атеизации сознания сельских жителей.

Важным моментом повышения эффективности научно-атеистического воспитания является совершенствование форм и методов работы пропагандистов.

Ускорение и углубление процесса атеизации могут быть достигнуты только при условии комплексного решения задач экономического, социального и культурного развития общества по его пути к коммунизму при широко и научно организованной идеологической, воспитательной работе.

Анализ и обобщение данных социологических исследований помогли выработать следующие практические рекомендации для организаций и учреждений, ведущих научно-атеистическую работу среди сельского населения:

1. Рекомендуем всегда учитывать конкретные потребности аудитории, знать ее интересы. Это предполагает систематическое и постоянное изучение общественного мнения по определенным вопросам религии и атеизма.

2. В процессе формирования нового человека рекомендуем помнить и учитывать в воспитательной работе, что за секуляризацией не всегда может следовать атеизация сознания: человек подверг -шийся секуляризации может оказаться в плену индифферентизма и нигилизма; с другой стороны, тот, кто не находится под влиянием религии, не всегда понимает и приемлет атеистические взгляды и ориентации.

3. В связи с преобладанием сельского населения в Узбекистане необходимо организовать опорные пункты филиалов Дома научного атеизма во всех районах и больших кишлаках республики. Создать выездные, постоянно действующие атеистические бригады, состоящие не только из пропагандистов, но и представителей естественных и технических наук.

4. В атеистической работе целесообразно учитывать и бороться цротив того, что часть верующих неверно отождествляет ислам с подлинной нравственностью и национальным в культуре, считая атеизм как нечто безнравственное, чуждое и ненациональным в культуре, чем они в явной или скрытой, осознанной или неосознанной форме, в своем сознании воспроизводят национализм и шовинизм.

5. Чтобы оптимизировать влияние образа жизни на атеизацию сознания сельского населения необходимо не только развивать его объективные материально-экономические основы, но и субъективные: дальше совершенствовать экономическое и социальное планирование и управление на селе, улучшить подбор и расстановку кадров,окончательно изжить бюрократизм, расточительство, равнодушие на всех уровнях, бороться непримиримо с нарушениями социалистической законности и морали, развивать и укреплять социалистический гуманизм.

6. Социальная роль новых традиций и обрядов рекомендуем определять их идейным содержанием, их возможностью закреплять и совершенствовать социалистические общественные отношения, обогащать духовный мир личности. Это и является основным критерием дальнейшего формирования новых советских обрядов и совершенствования старых. При внедрении в быт сельского населения новые гражданские обряды и ритуалы, чтобы атеизировать определенные стороны их образа жизни и сознания.

7. Рекомендуем расширить тематику выступлений по атеистическому воспитанию на страницах республиканской, областных и во всех районных газет, организовать специальные передачи по теле-, радиовещанию: "Советский образ жизни", "Нерелигиозные

- 176 обряды в быт трудящихся", "Быт и религия" и другие. Содержание этих специальных передач должно основываться на конкретных примерах, что позволит повышать доказательность атеистической пропаганды.

8. Через средства массовой информации следует систематически комбинировать различные формы атеистического воздействия на все сферы проявления религиозности: в научной и доступной форме освещать философские, естественно-научные, социально-нравственные проблемы.

В печатных, радиовещательных и телевизионных материалах рекомендуем больше уделять внимания анализу практики »пропаганде положительного опыта работы сельских культурно-бытовых предприятий и учреждений, шире и глубже освещать деятельность партийных организаций по повышению культуры быта сельского населения, по внедрению новых обрядов и обычаев в быт и преодолению религиозных пережитков в их сознании, дальнейшему усилению коммунистического воспитания трудящихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно-критический анализ отношения сельского населения к атеизму и религии ярко свидетельствует о том, что атеизация становится одной из важнейших закономерностей развития общественного сознания. Социалистическое бытие, базисные и надстроечные отношения, их совершенствование с необходимостью обусловливают освобождение общества от религии и вооружение их научно-атеистическим мировоз зрением.

Атеизация не сводится к позитивной стороне секуляризации, т.е. к усвоению принципов атеизма в процессе освобождения от религии. Атеизация - это формирование последовательных научно-материалистических воззрений и убеждений не только у верующих, но и у индифферентных - у людей, отрицающих религию на уровне обыденного сознания, у стихийных материалистов. Атеизация представляет собой также переход от менее высокого уровня атеизма к более высокому, подлинно научному уровню.

Как и всякий диалектический процесс, атеизация протекает противоречиво, зигзагообразно под сложным влиянием объективных и субъективных факторов, которые также постоянно развиваются. Поэтому происходит изменение ролей различных факторов, их соотношения в процессе атеизации.

В условиях совершенствования развитого социализма полная атеизация сознания сельского населения становится исторической необходимостью. Это обусловливается не только тем, что атеистические воззрения выступают составным компонентом научного мировоззрения и без полного господства атеизма не может утвердиться научно-материалистическое мировоззрение, но и тем, что в процессе совершенствования развитого социализма неуклонно возрастает роль субъективного фактора, прежде всего сознательности и социальной активности масс. Кроме того, сохранение религиозных пережитков у части сельского населения не позволяет ей переходить полностью к социалистической системе ценностных ориентаций, к идеалам комгдунизма.

 

Список научной литературыСайдуллаев, Панжи, диссертация по теме "Философия религии"

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч.^, т.З, с. 7- 544.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.Соч., т.4, с.419-459.

3. Маркс К. Капитал, т.1, Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.23, с.3-784.

4. Маркс К. Людмигу Кугельману. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.33, с.175.

5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.42, с.41-174.

6. Маркс К. Интервью корреспонденту американской газеты. в первой половине декабря 1978 г. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.45, с.467-477.

7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.3-508.

8. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. Маркс К. и Энгельс Ф.Соч., т.19, с.306-314.

9. Энгельс Ф. Анти-Дюирнг. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.20, с.5, 326.

10. Ленин В.И. Новый фабричный закон. Полн.собр.соч., т.2, с.265-314.

11. Ленин В.И. С чего начать? Полн.собр.соч., т.5, с.1-13.

12. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142-147.

13. Произведения К.Маркса и Ф.Энгельса даны по 2-му изданию их сочинений.- 178

14. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр.соч., т.17, с.415-426.

15. Ленин В.И. УШ съезд РКП(б). Полн.собр.соч., т.38, с.125-- 215.

16. Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Полн.собр.соч., т.38, с.327-372.

17. Ленин В.И.Доклад на П съезде Коммунистических организаций народов Востока, 22 ноября 1919 г. Полн.собр.соч., т.39, с. 318-331.

18. Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч., т.40, с.314-316.

19. Ленин В.И. Тезисы по П конгрессу Коммунистического итерна-ционала.Полн.собр.соч., т.41, с.159-211.

20. Ленин В.И. Детская болезнь "Левизны" в Коммунизме. Полн. собр.соч., т.41, с.1-104.

21. Ленин В.И. От первого субботника ко всероссийскому субботнику. Полн.собр.соч., т.41, с.107-109.

22. Ленин В.И. X съезд РКП(б). Полн.собр.соч., т.43, с.1-127.

23. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн. собр.соч., т.45, с.23-33.

24. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше. Полн.собр.соч., т.45, с.389-406.

25. П. Официально-документальные материалы

26. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.; Политиздат, 1976. - 256 с.

27. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981. 223 с.

28. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. - 141 с.

29. Конституция (Основной Закон) Узбекской Советской Социалистической республики. Ташкент.¡Узбекистан, 1978. 148 с.- 179

30. XX съезд Коммунистической партии Узбекистана. Ташкент.: Узбекистан, 1981. - 523 с.

31. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 79 с.

32. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.

33. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы Пленума ЦК КПСС 1982 года. М.: Политиздат, 1982. - 112 с.

34. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС 26 апреля 1979 г.-М.: Политиздат, 1979. 15 с.

35. О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды. Постановление ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1978. - с.

36. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года. -М.: Политиздат, 1981. 95 с.

37. Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Узбекистана, 23 июня 1984 г. Ж. коммунист Узбекистана, 1984, й 7. 17-38 с.

38. Народное хозяйство СССР в 1979 г. М., 1980. - 616 с.

39. Народное хозяйство СССР в 1982 г. М., 1983.

40. Народное хозяйство Узбекской ССР в 1980 г. Ташкент: Узбекистан, 1981. - 348 с.

41. Народное хозяйство Узбекской ССР в 1981 г. Ташкент: Узбекистан, 1982. - 310 с.

42. Народное хозяйство Узбекской ССР в 1982 г. Ташкент: Узбекистан, 1983. - 311 с.

43. Ш. Труды руководителей Коммунистической партии и Советского государства

44. Черненко К.У. Вопросы работы партийного и государственного аппарата. М.: Политиздат, 1980. - 398 с.

45. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на Пленуме Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983,с.27-67.

46. Черненко К.У. Речь на Пленуме Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 года. -М.: Политиздат, 1984, с.5-21.

47. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М.: Политиздат, 1982.- 22 с.

48. Усманходжаев И.Б. Доклад на ХУ1 Пленуме ЦК Компартии Узбекистана. 23 июня 1984 г. Ж. Коммунист Узбекистана, 1984, № 7, с. 17-38

49. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М.: 1962, т.10, 682 с.1У. Книги и брошюры

50. Абдусамедов А.И. Становление атеистического мировоззренияв Узбекистане (на узб.яз.). Ташкент: Узбекистан, 1973г. - 184 с.

51. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л.: 1974.- 171 с.

52. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни. М.: Высшая школа, 1980. - 80 с.

53. Артыков А. Общественный прогресс и кризис религии (на узб.яз.).- Ташкент: Узбекистан, 1979. 32 с.- 181

54. Артыков А. Эффективность атеистической пропаганды (на узб. яз.). Ташкент: Узбекистан, 1982. - 80 с.

55. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982. - 270 с.

56. Аширов Н. Ислам и нации. М.: Политиздат, 1975. - 144 с.

57. Атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1983. - 174 с.

58. Актуальные вопросы атеистического воспитания. Алма-Ата: Казахстан, 1976. - 359 с.

59. Ю.Базаров А. Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения Таджикского дехканства. Душанбе, 1971.

60. Базарбаев Ж. Секуляризация населения социалистической Каракалпакии. Нукус: Каракалпакистал, 1973. - 177 с.

61. Баратов М. Буржуазное мировоззрение оружие реакции (на узб.яз.). - Ташкент: Узбекистан, 1978. - 112 с.

62. Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М.; Наука, 1968. -200 с.

63. Борщ Е.Г., Коробова В.А. Атеистическое воспитание сельских тружеников. М.: Профизда,т, 1977. - 48 с.

64. Вагапов М.В. О путях преодоления пережитков ислама в брач-но-семейных отношениях. М.: Знание, 1978. - 56 с.

65. Валиев А. Октябрь, культура, интеллигенция. Ташкент: Узбекистан, 1977. - 199 с.

66. Вопросы партийной пропаганды в условиях строительства коммунизма. М., 1970.

67. Вопросы теории и практики атеистического воспитания. -Ташкент.: Узбекистан, 19,79. 307 с.

68. Глезерман Г.Е. Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба. М.: Политиздат, 1976. - 350 с.- 182

69. Джаббаров И. Тафаккур чироги ва хурофот, Тошкент.: Узбеки-стон, 1979. 212 - бет.

70. Джаббаров И. Общественный прогресс, быт и религия. Ташкент.: Узбекистан, 1973. - 217 с.

71. Дулуман Е.К., Кирюшко Н.И., Яроцкий П.Л. Научно-техническая революция и формирование атеистического мировоззрения. -Киев.: Наука думка, 1980.

72. Жовлиев Т. Кишлок ахолисини атеистик рухда тарбиялаш Масала-лари. Тошкент.: Фан, 1979. - 120 - бет.

73. Зоц В.А. Культура, религия, атеизм М.: Политиздат, 1982.- 154 с.

74. Ислам в истории народов востока. М.: 1981, - 197 с.

75. Ислам в СССР. Особенности процесса секуляризации в республиках Советского Востока. М.: Мысль, 1983. - 173 с.

76. Коновалов Б.Н. Комплексный подход в научно-атеистическом воспитании. М.: Знание, 1982. - 63 с.

77. Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. М.: Наука, 1974.- 167 с.

78. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978. - 223 с.

79. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском обществе. -М.: Политиздат, 1984,-254 с.

80. Касьяненко В.И. Советский образ жизни;проблемы;исследования. М.: Мысль, 1982. - 213 с.

81. Культура села Узбекистана в условиях развитого социализма.- Ташкент.: Фан, 1977. 197 с.

82. Кожевников A.C. Атеистическое воспитание сельского населения. М.: Советская Россия, 1974. - 144 с.

83. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л.: ЛГУ, 1978. - 118 с.

84. Курочкин П.К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы. М.: Знание, 1980. - 64 с.

85. Клочков В.В. Религия, государство, право. М.: Мысль,1978. 230 с.

86. Камфаре П.П., Закович Н.М. Советская гражданская обрад-ность. М.: Мысль, 1976.

87. К обществу свободному от религии. М.: 1970. - 267 с.

88. Лебедев A.A. Конкретные исследования в атеистической работе. М.: Политиздат, 1976. - 72 с.

89. Лисавцев Э.И. Религия в борьбе ' идей. М.: 1975. - 42 с.

90. Лопатин P.A., Фурсин И.И. Социалистическая обрядность и ее роль в атеистическом воспитании населения. М.: Знание,1979. 64 с.

91. Мчедпов М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982. - 271 с.

92. Новые обряды и ритуалы в быт трудящихся Узбекистана. -Ташкент.: Знание, 1978. 16 с.

93. Окулов А.Ф. Научные мировоззрения и атеистическое воспитание М.: Политиздат, 1976. - 87 с.

94. Олтинов М. Кишлокда атеистик тарбия. Тошкент.: Узбекистони, 1978. 175 - бет.

95. Платонов Р.П. Научно-атеистическая пропаганда: пути повышения эффективности. Минск, 1978. - 126 с.

96. Платонов Р.П. Воспитание атеистической убежденности. -Минск. 1973. 143 с.

97. Писманик М.Г. Комплексный подход в индивидуальной работе с верующими. М.: 1981. - 64 с.- 184

98. Попова М.А., Филиппова Е.И. Духовный мир личности и атеизм. -М.,1979.

99. Партийная организация и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1975. - 251 с.

100. Психологический механизм регуляции социального поведения.- М.: Наука, 1979. 168 с.

101. Пивоваров В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкор-Ола, 1976. 184 с.

102. Руткевич М.Н. Социалистический образ жизни. М.: Политиздат, 1980. - 319 с.

103. Саидбаев Т.С. Ислам и общество, опыт историко-социологи-ческого исследования. М.: Наука, 1978. - 253 с.

104. Саидов Н.Х. Система научно-атеистического воспитания в условиях развитого социализма. Ташкент.: Фан, 1982. - 155с.

105. Струков Э.В. Социалистический образ жизни: теоретическиеи идейно-воспитательные проблемы. -М.: Мысль, 1977.-263с.

106. Сдобнов С.И. Советская деревня на пути социального прогресса. М.: Советская Россия, 1974. - 207 с.

107. Социалистический образ жизни и всесторонее развитие личности. Киев.: Наука думка, 1978. - 343 с.

108. Степанов В.И. Партийной пропаганде научные основы. - М., 1974.

109. Селиванов П.Д. Партийное руководство атеистическим воспитанием. М.: Политиздат, 1973. - 144 с.

110. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М.: Политиздат, 1976. 216 с.

111. Сафронов Н.С. Атеистическое воспитание колхозного крестьянства. Йошкар-Ола, 1973. - 67 с.- 185

112. Сафаров P.A. Партийное руководство средствами массовой информации. Ташкент.: Узбекистан, 1979. - 372 с.

113. Танчер В.К. Религиозные пережитки и их преодоление. Киев.: Политиздат Украины, 1979. - 150 с.

114. Турсунмухамедов С. Великий Октябрь' и изменение социальной структуры Советского Узбекистана. Ташкент.: Узбекистан, 1977. - 181 с.

115. Тоштемиров У. Социалистик оила. Тошкент.: Узбекистон, 1977. - 144 - бет.

116. Тепляков М.К. Проблемы атеистического воспитания в практике партийной работе. Воронеж, 1972. - 232 с.

117. Угринович Д.М. Актуальные вопросы атеистического воспитания. M., 1981.

118. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение.1. М.: Мысль, 1973. 239 с.

119. Умурзакова О.П. Закономерности сближения быта и традиций социалистических наций. Ташкент, 1971,-156 с.

120. Усманов М.А. Догмы и обряды ислама (на узб.яз.). Ташкент.: Узбекистан, 1977. - 143 с.

121. Цуркан И.М. Социальный прогресс и атеизм. Кишинев.: Штиинца, 1980. - 185 с.

122. Яблоков И.Н. Социология и религия. М. : Мысль, 1979. -- 182 с.

123. Юсупов Э.Ю. Общие особенности в уничтожении противоположности между городом и деревней в республики Советского

124. Востока. Ташкент, 1972. - 133 с. У. С т а т ь и

125. Бозаров О.Б. Мехнат тугрисидаги диний таглимотнинг реак- 186 цион мохияти. Мехнат ва атеистик тарбия, туплаш. - Тош-кент, 1979. 36-45 - бетлар.

126. Колтунгок C.B. К проблеме эффективности научно-атеистического воспитания. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 12.-М.: Мысль, 1971, с.134-148.

127. Ласло Матриш. Атеизм и эмоциональная жизнь. Е!ур. Вопросы философии, 1977, Ш 2, с.97.

128. ЛевшинЛ.А. Логика педагогического процесса. liyp. Вопросы философии, 1978. №5, с.97.

129. Муслимов С.Ш. Соотношение понятий секуляризации и атеизации. Жур. Философские науки, 1982, JS 3, с.44.

130. Новиков Н.П. О предаете научного атеизма. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 15. - М.: Мысль, 1973, с.25-26.

131. Окулов А.Ф. Янги анъаналар ва атеистик тарбиянинг айрим-масалалари. Янги тумуш ва Янгиа нъаналар, туплами. Тошкент, 1973. 26-34 бетлар.

132. Онищенко A.C. Атеистическое воспитание сельского населения. В кн.: Идейно-воспитательная работа на селе в современных условиях. Киев, 1980, с.257-175.

133. Платонов Р.П. Организация пропаганды научного атеизма и повышение ее эффективности на основе комплексного подхода. В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 26. М.: Мысль, 1980, с.8-9.

134. Саидов Н.Х., Ганиев Д.Н. Конкрет социологик тадкицот ва атеистик тарбия. Илмийатеизм ва атеистик тарбия, туплами. Тошкент, 1978. II6-I36 бетлар.

135. Угринович Д. Специфическое специальное явление. Жур. Наука и религия. 1975, iß I, с.41.- 187

136. Федосеев П.И. Диалектика интернационального и национального в социалистическом образе жизни. Жур. Вопросы философии, 1981, № 12, с.13-15.

137. Шахназаров Г.Х. Развитие личности и социалистический образ жизни. Кур. Вопросы философии. 1977, № II ,с. 12-16.

138. Эгамбердыев Н. Ислом саркитларининг намоен булиш формалари ва унга карши курамда ижтимаий фейдали, мехнатнинг роли. Мехнат ва атеистик тарбия, туплами, 1979, 118-138 бетлар.