автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Статус женщины в традиционном удмуртском обществе XIX - начала XX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Статус женщины в традиционном удмуртском обществе XIX - начала XX вв."
'Го ОД * 8 /¡„И ш
На правах рукописи
ИВШИНА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОМ УДМУРТСКОМ ОБЩЕСТВЕ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
' " <3/Ц
Специальность 07.00.07 - этнография, этнология, антропология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ижевск 2000
Работа выполнена на кафедре этнологии и регионоведсния Удмуртского государственного университета
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор В.Е.Владыкин
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор А.А.Петраков; кандидат исторических наук, доцент Л.А.Волкова
Ведущее учреждение - Пермский государственный университет
Защита состоится «17» октября 2000 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета К 064.47.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Удмуртском государственном университете.
Адрес: 426034, г.Ижевск, ул.Университетская, 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Удмуртского государственного университета.
Автореферат разослан « 2000 г.
Ученый секретарь диссертационного Совета кандидат исторических наук 5 Г.Н.Журавлева
О
Общая характеристика работы
Актуальность темы. Проблема женщины в обществе, включающая целый спектр исследовательских направлений, остается актуальной на протяжении нескольких веков. Своим возникновением «женский вопрос» обязан еще XVIII веку. Социальные и политические процессы современности поставили проблему статуса женщины в ряд наиболее напряженных и дискуссионных. Проблема статуса женщины в традиционной культуре вообще, и удмуртской в частности, приобрела особую актуальность благодаря возникновению и развитию в 80-х - 90-х гг. XX в. тендерных исследований, начинавшихся именно как «исследования проблем женщин» ("women's studies"). По сравнению с "women's studies", где единственным объектом внимания являлась женщина, тендерные разработки представляют собой качественно новый этап в общенаучных исследованиях. Во-первых, тендерные исследования уловили и обозначили существенную и, как оказалось, острую проблему пола и актуализировали её для науки. Во-вторых, тендерные исследования изменили и продолжают изменять взгляды на пол как таковой, четко разграничив пол как биологическую данность (sex) и пол как социальный конструкт (gender). Поэтому значимость выбранной темы заключается в том, что ее следует рассматривать не только в рамках становящегося пресловутым «женского вопроса», но прежде всего в русле тендерных исследований.
Актуальность темы определяется также тем, что изучение статуса женщины в традиционном обществе крайне важно для решения проблем женщины, а шире - социогендерных проблем, в условиях современной ситуации кризиса, охватившего все уровни общества от регионального до глобального. Тема принадлежит к области неисследованных проблем в удмуртской этнографии. Анализ места и роли женщины в различных подсистемах традиционного общества удмуртов выступает необходимым условием комплексного изучения этноса.
Цели и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования - определение и анализ статуса женщины в удмуртском традиционном обществе. Определение статуса женщины понимается в большей мере как описание ее положения в системе социальной половозрастной иерархии.
В свете вышеизложенного задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. Выявить роль женщины в системе тендерной сегрегации традиционного хозяйственно-бытового уклада удмуртов.
2. Рассмотреть имущественное и правовое положение женщины в традиционном удмуртском обществе.
3. Определить роль и место женщины в культовом пространстве тра диционного удмуртского общества.
Женщина как социальный пол (gender) рассматривается в качеств объекта исследования. Предмет исследования - тендерные женские харак теристики и роли в удмуртском варианте традиционной культуры. Инач говоря, как предмет изучения можно выделить функционирование тендер, «женщина» в'различных сферах традиционного общества удмуртов: эко номике, правовой сфере, культовом пространстве.
Обозначенные в теме хронологические рамки определяются двум, основными факторами. Во-первых, тем, что используемый в работе источ никовый материал позволяет производить наиболее точный анализ про блемы и делать наиболее достоверные выводы со времени рубежа XVIII -XIX вв. (нижняя граница). Во-вторых, непосредственным функционирова нием традиционного крестьянского общества до 30-х гг. XX в., то есть д< развертывания коллективизации, которая начала активно модернизироват. удмуртскую этническую среду (верхняя граница).
В методологическом плане работа опирается:
во-первых, на исследования социального, экономического, правовой положения женщины в традиционном обществе, проводившиеся в рамка: общинно-семейной тематики на материалах русской традиционной культу ры, а также на исследования, специально посвященные проблеме статус женщины в доиндустриальном обществе (работы Т.А.Бернштам М.М.Громыко, Н.А.Миненко, В.А.Александрова, Н.Л.Пушкаревой и др.);
во-вторых, на теоретико-методологические разработки известных оте чсственных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам знако вых систем, а применительно к теме женщины - проблемам женщинь (тендера) как символа и знака в архаических культурах (исследование В.В.Иванова, В.Н.Топорова, А.К.Байбурина, Т.В.Цивьян, Я.В.Чеснова А.Л.Топоркова, Н.А.Криничной, Н.А.Лавонен, И.Н.Гемуева, М.Элиаде);
в-третьих, на тендерные («гендер-содержащие») разработки последни: лет (исследования L.Stark-Arola, S.Apo, Е.А.Здравомысловой О.М.Здравомысловой, Т.Б.Щепанской и др.).
В качестве опорных методологических принципов в работе использо ваны системный подход к изучению элементов культуры и их комплексны! анализ. Системный подход подразумевает изучение женщины как одноп из элементов в системе этнической культуры удмуртов. С другой стороны он определяет необходимость комплексной характеристики тендера <окен щина» как сложной социально-психологической системы. В качестве ново то методологического приема в ходе исследования был использован ген дерный подход. Суть тендерного подхода к проблеме статуса женщинь заключается в том, что тендер (социальный пол) «женщина» или «мужчи на» представляет из себя не просто социальную роль. Тендер нужно расце нивать как своеобразную «суперроль» (Е А.Здравомыслова). пронизываю
щую все остальные социальные роли и имеющую конкретную этническую окраску.
Из обширного комплекса методов, применяемых в работе, выделяются, в первую очередь, классические методы полевой этнографии - опрос и непосредственное наблюдение, которые использовались в сочетании с сравнительно-историческим подходом к объекту и предмету исследования и частично с методом ситуативного моделирования.
Источники. В ходе изучения поставленной проблемы был привлечен широкий круг взаимодополняющих источников, для удобства исследования разделенных на несколько групп. Первую составляют опубликованные исследования ученых XVIII - начала XX вв., посвященные этнографии удмуртов, а также сообщения представителей местной светской и церковной власти о жизни и быте коренного населения края. Большинство научных исследований XVIII - начала XX вв. выступают как комплексные описания этноса (И.Г.Георги 1766; НЛ.Рычков 1770; П.С.Паллас 1788; Г.Ф.Миллер 1791; Д.Н.Островский 1873; В.С.Кошурников 1880; В.Бехтерев 1880; Г.А.Потанин 1884; Г.Е.Верещагин 1886; 1895; 1886; И.Н.Смирнов 1890; Н.Тезяков 1892; В.Н.Харузина 1898; С.Крекнин 1899; И.М.Катаев 1901; П.П.Инфантьев 1908; П.Н.Луппов 1914). Наряду с работами общего плана, были привлечены специализированные исследования по различным проблемам удмуртской этнографии: обычное право удмуртов (М.Н.Харузин 1883; П.М.Богаевский 1887, 1888; В.П.Тихонов 1891); обряд и его функционирование (Н.Брызгалов 1884; П.М.Богаевский 1896; С.Багин 1897; И.Васильев 1902; М.Хомяков 1911; Г.Е.Верещагин 1911; 1998а); мифология и верования удмуртов (Б.Гаврилов 1880; 1891; Н.Г.Первухин 18881890; П.М.Богаевский 1890, 1892; Г.Е.Верещагин 1896; Н.М.Блинов 1898; К.Жаков 1902; И.Васильев 1906).
Ко второй группе источников относятся архивные материалы. В ходе работы над диссертационным исследованием были использованы документы Центрального государственного архива УР (ЦГА УР), Государственного архива Кировской области (ГАКО), архива Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН (УИИЯЛ УрО РАН), Российского государственного исторического архива (РГИА) и Архива Русского Географического общества (АРГО). Использованные архивные материалы составляют ведомости, циркуляры, отчеты чиновников различных государственных департаментов центрального и регионального уровней, многочисленные документы судебных разбирательств, в основном, имущественного характера, а также сообщения корреспондентов РГО и отчеты священников.
В третью группу источников входят материалы автора, собранные в течение семи лет (1993-1999) в Глазовском, Красногорском, Ярском, Юка-менском. Алнашском районах Удмуртии. Представленные сведения дают возможность проникновения «на глубину» 60-х - 70-х гг. XIX в..
Четвертую группу источников представляют фольклорные материя лы. нашедшие свое отражение в работах Г.Е.Верещагина. Б.Гавриловс Н.Г.Первухина. П.М.Богаевского, К.П.Герда. Их дополняют современны сборники фольклорных текстов, составленные Н.П. Крапиной (1960, 197€ 1995), Т.Г.Перевозчиковой (1982, 1987, 1991), Э.А.Гейвандовым (1995).
Пятая группа источников, имеющих важное значение, - этнографичс ские коллекции музеев. При работе были использованы вещи из коллекци Глазовского краеведческого музея, музея исторического факультета ГГПГ а также исторического факультета УдГУ.
Степень изученности проблемы. В ряду имеющихся научных разра боток и исследований, охватывающих период со второй половины XVIII п XX вв., практически отсутствуют работы, в которых бы женщина являлас специальным объектом, тем более - предметом, изучения. Исключение сс ставляют единичные исследования (А.И.Михайлов 1927, Н.И.Шутов 1995). Проблема женщины в традиционном обществе удмуртов рассматр!: валась только в контексте общей характеристики этноса, тема жснщин1 оставалась как бы растворенной в кругу других, более очевидных вопросо!
Диапазон оценок роли и места женщины в удмуртском традиционно: обществе, представленный в исследованиях XVIII - начала XX вв., достг точно широк. Он колеблется от резко отрицательных характеристик жек ского поведения до признания общественного равноправия женщины. Пс ложение женщины-удмуртки в семье и обществе не являлось отдельны] предметом изучения, однако в большинстве этнографических исследовани XIX в. особо подчеркивалось, что «женщина в вотской семье не играет то приниженной роли, какая выпадает на ее долю у инородцев. Напротив, м) жья... относительно всего, что предпринимают, советуются с ними» (Вя1 ские губернские ведомости. - 1884. - № 101. - С. 3).
В 20-е - 30-е гг. XX в. проблема места женщины в традиционном о£ ществе удмуртов нашла отражение в работах многих этнографов, однако теперь не была вычленена в качестве отдельного предмета для научног анализа. Женская тематика рассматривалась в работах этого периода в ко^ тексте проблем социального развития и эволюции семьи (М.О.Косве 1931), общей характеристики этноса (В.А.Максимов 1925; М.Маркело 1929), тендерной характеристики религиозно-обрядовой сферы, сферы мг териальной культуры (М.Худяков 1920; А.И.Емельянов 1921; П.Н.Луппо 1927; А.Пинт 1931; К.П.Герд 1993).
Среди исследований этого периода особый интерес представляет мс нография А.И.Михайлова «Вотячка» (1927). Интересна она прежде всег тем, что это первая попытка комплексного исследования положения жe^ щины в удмуртском традиционном обществе. Особенностью научных ра: работок 20-х - 30-х гг. по проблеме места женщины в традиционной кул! туре удмуртов является то, что большинство этих разработок типологии« ски близки дореволюционным исследованиям. Они несут в себе богате?
ший фактический материал, что позволяет использовать их. в первую очередь, в качестве источника.
Новейший этап удмуртской историографии является самым ярким периодом изучения «женской темы». Различные аспекты статуса женщины в удмуртском традиционном обществе нашли свое отражение в работах искусствоведов. историков, этнографов. В исследовательской литературе 60-х -90-х гг. XX в. можно выделить несколько крупных тематических разделов, внутри которых получила то или иное решение проблема женщины. Необходимо учитывать, что при этом все исследования в определенной мере содержали и выражали идею тендерного разделения различных сфер жизни.
1 .Творчество и женщина.
Анализ женских занятий и ремесел как следствие тендерной сегрегации в сфере прикладного искусства выступал предметом исследований таких авторов, как В.Н.Белицер (1951), Л.И.Савельева (1975, 1976); K.M. Климов (1979), И.С.Королева (1979), И.А.Косарева (1991). Изучению женской символики и семантики в народном творчестве удмуртов посвящены работы К.М.Климова (1988, 1999), П.А.Орлова (1999), Т.Г.Владыкиной (1998). Третий аспект в искусствоведческих разработках женской проблематики заключается в анализе творчества отдельных мастериц - носителей этнических традиций в искусстве, с одной стороны, и умеющих выразить яркие индивидуальные черты, с другой (К.М.Климов 1979, 1994).
2. Проблема женщины в сфере культа рассматривается многими исследователями. В ряду авторов, уделяющих внимание -характеристике женских образов удмуртской мифологии и проблеме тендерного разделения в области мифа, необходимо отметить, прежде всего, В.Е.Владыкина (1994), а также Л.А.Молчанову (1999). Заметное место среди современных разработок по обозначенной проблеме принадлежит исследованиям Н.И.Шутовой (1994, 1995), в которых женщина выступает как полностью самостоятельный объект и предмет научного анализа. Работы Н.И.Шутовой можно считать первой попыткой в современной удмуртской историографии дать всестороннее определение статусу женщины древне-удмуртского (архаического) общества. К одной из наиболее разработанных можно отнести тему женщины в контексте семейной и календарной обрядности удмуртов, которой посвящены исследования Л.С.Христолюбовой (1984, 1992, 1993) и Е.В.Поповой (1992, 1998).
3. Право и женщина в традиционной культуре удмуртов.
Тема правового и имущественного статуса женщины в традиционном обществе удмуртов особенно широко представлена среди различных исторических и этнологических исследований. В целом круг работ, посвященных этой проблеме, включает изучение правового положения женщины в рамках общеэтнических характеристик (К.И.Козлова 1964), в рамках се-мейно-общинной тематики (М.В.Гришкина 1981, 1985. 1996;
Л.С.Христолюбова 1990. 1992, 1993; Г.А.Никитина 1991, 1993, 199' Л.И.Семенова 1996). а также в рамках исследования обычного права ул муртов (Г.И.Обухова 1985; Ю.В.Александров 1998).
В любом случае, однако, основное внимание уделяется исследованш того контекста (пространство - семья, община, этнос либо система взгля дов), который обусловливает права и обязанности человека (в данном сл> чае женщины).
Научная новизна. Предлагаемое исследование является первой по пыткой комплексного этнологического анализа места и роли женщины традиционном обществе удмуртов XIX - начала XX вв.. В ходе работ! впервые рассматриваются многие сюжеты, связанные с изучением уровн феминной насыщенности различных сфер традиционного удмуртского об щества: хозяйственно-бытовой, правовой, культовой. Выявляются новы! направления, затрагивающие отдельные вопросы имущественного и обще ственно-правового статуса разных социально-возрастных категорий жен щин в удмуртской семье и общине. В рамках диссертации анализируютс: не исследовавшиеся ранее аспекты, принадлежащие к кругу проблем жен ского ритуально-мифологического пространства.
Диссертация вводит в научный оборот новый полевой материал, соб ранный с учетом целей и задач исследования.
В диссертации также впервые применен тендерный подход к иссле дуемой проблеме, который позволяет, во-первых, рассматривать пол ка] социокультурную, а не биологическую категорию и, во-вторых, опрсделяс равноправие полов в качестве предмета для научного анализа. Таким обра зом, изучение статуса женщины в традиционной культуре удмуртов в рам ках тендерного подхода расценивается как исследование одной из дву? равноправных категорий.
Научно-практическая значимость исследования состоит прежд< всего в возможности обратить внимание на сущность тендерных проблем,; также, что очень важно, обозначить истоки и проследить их эволюцию Важнейшим фактором значимости этой работы является её востребован ность, возможность применения материалов и результатов теоретической анализа на практике: включение основных положений исследования I учебные курсы, программы вузов, использование данной разработки пр1 создании обобщающих работ по тендерной, этнографической тематике комплектовании и оформлении музейных фондов и экспозиций. На основе наблюдений и выводов, представленных в работе, возможна разработка практических рекомендаций и программ регионального и государственной: значения по решению современных проблем семьи, пола и, в частности «женского вопроса».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили свое отражение в 14 публикациях Различные сюжеты работы доложены автором на конференциях регио-
нального и международного уровня в Глазове (1997, 1999), Ижевске (1997. 1998, 1999), Сыктывкаре (199*7), Самаре (1998, 1999), Тобольске (1999).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры этнологии и регионоведения Удмуртского государственного университета.
В структурно-композиционном плане диссертация состоит из введения, четырех глав, соответствующих основным проблемно-целевым направлениям исследования, и заключительного раздела.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы, научная новизна и практическая значимость работы, определяются объект, предмет и хронологические рамки диссертационного исследования, ставятся цель и задачи, дается характеристика методологии и методов, а также степени изученности проблемы в исследовательской литературе.
Первая глава посвящена истории и теории тендерных исследований, в главе также дана характеристика тендерного подхода, использованного при анализе проблемы. Включение этой главы в общий контекст диссертационного исследования представляется необходимым в плане актуализации исследуемой темы, которая разрабатывается в рамках тендерной концепции. Анализ истории тендерных исследований позволяет выявить современный уровень их развития, а также локализовать выбранную тему в пределах концепции.
В первом разделе рассмотрена история появления «женского вопроса», охарактеризованы истоки феминизма, а также основные направления женского движения периода первой волны (XIX - сер. XX вв.). Вопрос о правах женщин приобретает общественную актуальность и остроту в эпоху Нового времени. Особенно усиливают значимость проблемы буржуазные революции, провозгласившие свободу и равенство всех и каждого от рождения. При этом женщины не попадают в категорию «свободных и равных», так как патриархатная культура в качестве «каждого свободного и равного» человека признает прежде всего мужчину. Отказ в правах приводит к возникновению движения в защиту политических прав женщин - феминизма (сер. XIX в.). В русле феминизма первой волны развивается несколько направлений: социальное, суфражизм, левый феминизм. Реальные успехи женского движения заключаются в том, что именно в этот период женщины европейских стран и США получают избирательное право. Однако в целом феминизм XIX - первой половины XX вв. мало изменил status quo в отношениях между полами.
В научно-исследовательском аспекте именно XIX век стал отправной точкой в исследованиях «женского вопроса». Было признано, что женщина не всегда имела более низкий по сравнению с мужчиной общественный статус (Л.Г Морган, Ф.Энгельс). В психологическом и физиологическом
плане женщина считалась столь же совершенной, что и мужчина (Г.Плосс). Однако приоритетной сферой психической деятельности женщины по-прежнему признавались чувства, а не ум. Женщина продолжала оставаться за рамками мужского социума, логики, морали, определялась как материя, стремящаяся достигнуть совершенства мужчины (О.Вейнингер).
Во втором разделе анализируется историческая ситуация периода второй волны феминизма - неофеминизма (50-е - 70-е гг. XX в.). К 50-м - 60-м гг. общество и женское движение подошли к тому барьеру, преодоление которого означало новый качественный уровень в понимании проблем пола. Феминизм стал постепенно приобретать прочную научную основу. Одной из базовых научных концепций во взглядах на пол являлась концепция биологического фундаментализма. Ее сторонники продерживались точки зрения, согласно которой половая сегрегация есть универсальный биологический процесс, который культура лишь закрепляет. Наиболее ярким выражением концепции стала теория «взаимной дополнительности полов» Т.Парсонса и Р.Бэйлза. Ученые утверждали, что как бы ни вовлекалась современная женщина в общественную жизнь, женская роль продолжает корениться прежде всего во внутренних делах семьи. В отечественной науке аналогом концепции Парсонса-Бэйлза можно считать теорию В.А.Геодакяна, разработанную им в русле теории эволюции информационных систем.
Одним из первых ученых, преодолевших андроцентризм и биологический фундаментализм во взглядах на пол, была М.Мвд. Она доказывала, что врожденного разделения мужских и женских ролей не существует, а обретение пола есть процесс внедрения традиционных стереотипов фемин-ности и маскулинности. Культурно-историческая детерминированность феминных и маскулинных характеристик стала основным предметом исследований Симоны де Бовуар, по убеждению которой в социокультурном плане, женщина совершенно тождественна мужчине. Такая тождественность определяет возможность автономного существования женской личности, которое С. де Бовуар называет «подлинным существованием» женщины.
Отличительной чертой неофеминизма стало формирование междисциплинарного исследовательского направления - "women's studies". В 70-е гг. повсеместно в западных университетах возникают центры «женских» исследований, а затем разнообразные курсы по «исследованию проблем женщин» включаются в программы вузов Западной Европы, США и Канады. Первенство в феминистских разработках периода "women's studies' принадлежит зарубежным исследователям (Э.Рид, П.Сэнди, А.Шлегель, Ш.Ортнер, Э.Арднер, К.Уайт, А.Сприн).
Третий раздел посвящен анализу тендерного подхода к проблеме женщины. К 80-м гг. исследовательский потенциал "women's studies" оказался исчерпан. Выход из ситуации тупика был предложен социологами i:
состоял в принципиальном разведении понятий биологического и социального пола, имеющих в англоязычной науке два разных названия - sex и gender. Появилась новая фундаментальная исследовательская категория "gender", что, в отличие от понятия "sex" (биологический пол), стало рассматриваться как социокультурный пол. Приоритет в создании тендерной концепции принадлежит западным ученым: И.Гоффману ("Gender display", 1976), Г.Рабин ("The Traffic in Women: Notes the Political Economy of sex", 1975). М.З.Розальдо ("Politics and Gender in Simple Societies", 1981), К.Уэсту и Д.Зиммерману ("Doing Gender", 1997). Введение понятия «ген-дер» должно было подчеркнуть социальный характер неравенства между полами, исключить биологический детерминизм во взглядах на пол.
Среди отечественных исследований в настоящее время основное внимание уделяется разработке тендерного подхода в следующих сферах:
1) теория тендера и сфера социологических исследований. Направление получило наибольшее развитие, что подтверждает актуальность тендерных проблем в России и свидетельствует о необходимости их разрешения. Работы по теории тендера носят, в основном, переводный характер и имеют ведущей целью адаптацию тендерной концепции в российском научном пространстве (Н.Л.Пушкарева 1998, 1999; Г.Г.Силласте 1992, 1995, 1997; Н.М.Рнмашевская 1997, 1999; О.М.Здравомыслова 1997, 1999; Е.А.Здравомыслова 1999).
2) Сфера культурологии становится одной из самых перспективных в русле тендерных разработок (Т.А.Клименкова 1991, 1993. 1996; О.А.Воронина 1989, 1990, 1993; С.И.Голод 1996, 1998; И.С.Кон 1988, 1989, 1997).
3) Тендер и право (С.В.Поленина 1989; Е.В.Иванова 1999; З.А.Хоткина 1999).
4) История феминизма и тендерных исследований (С.Г.Айвазова 1989, 1992, 1997).
Тендерная концепция включает несколько базовых категорий, скрепленных общим понятием тендера. Значительная часть третьего раздела посвящена определению некоторых понятий, входящих в теорию тендера: тендерный дисплей, тендерная система, тендерный баланс, тендерная картина мира, тендерная доминанта сознания.
Во второй главе рассматриваются место и роль женщины (къшшо-мурт - букв, «жена-человек». Ср. кыч - «хомут, обуза») в системе тендерной сегрегации хозяйственно-бытового уклада удмуртов, проводится анализ имущественного и производственного вклада женщины в общесемейное хозяйство. При этом анализ имеет многоуровневый характер, связанный с тем количеством социальных ролей, которые играет женщина в каждый конкретный период жизни' дочь (ныл), невеста (выль кен, бызёно ныл), молодушка (выль кен), хозяйка (кузе-кышно).
Первый раздел посвящен характеристике приданого невесты, а таю анализу калымных отношений у удмуртов. Приданое невесты (придано пирдан) являлось своеобразным «вступительным взносом» женщины в с мейное хозяйство и одновременно ядром, из которого формировалось ли ное имущество замужней женщины, обеспечивающее ее статус. Это реал ная предметная основа, определяющая степень будущей экономическс независимости женщины внутри семьи. В составе приданого достаточ! четко выделяются две основные составляющие: предметы быта, а такя скот и домашняя птица. Внутренняя структура «бытовой» части придано] представляет собой три блока:
1) постельные принадлежности (валес котыр). Особое значение им< льняной (ситцевый) полог - ын. Полог выделял индивидуальное простра! ство брачной пары внутри большой семьи (внутри кеноса), обозначал гр ницы интимных отношений, проникновение в тайну которых было табу) ровано.
2) Одежда и обувь для себя, частично для мужа. Престижн) показательное значение этой части приданого было наиболее велико. Н личие покупной одежды, шуб (шуба), сапог (сапег) свидетельствовало благосостоянии семьи невесты, увеличивало вес семьи в общине. Колич ство и качество одежды, изготовленной невестой (дэрем - рубаха, шортд: рем - распашной халат, пбзь - варежки, чулка - чулки, пыдвыл - носки т.п.), выступало одним из главных критериев в оценке будущей хозяйки.
3) Предметы домашнего обихода: полотенца (чушкон), скатерти (же кышет), покрывала (шобырет), занавески (вбзъет), половики (пыд лёгет просто куски холста (дэра). Эта часть приданого играла ведущую роль формировании внутреннего жилого пространства дома.
Неотъемлемой частью приданого был скот (пудо) и домашняя птш (тылобурдо). Нередко количество приведенного молодушкой скота не пр< вышало двух особей (телка и гусь). Это было приемлемым условием, есл новая семья вливалась в состав большой (до 50 человек). Но если молодь собирались жить отдельно, то такого количества скота было недостаточг для основания нового хозяйства. В этом случае обособление малой семьи самостоятельное домохозяйство происходило после того, как был накопле необходимый «первоначальный капитал», то есть в числе прочего имущ ства увеличивалось и количество скота.
Приданое справлялось из личных средств матери девушки и ее самой, также из полученного от жениха калыма. Наличие в языке термина - «йы] дун», «йырдон» - свидетельство самостоятельного складывания инетту] калыма у удмуртов. Калым занимал важное место в брачных отношенш удмуртов. С экономической точки зрения калым - возмещение расходо понесенных родителями в процессе воспитания дочери. Собственно каль мом являлась лишь его часть, другая возвращалась в семью жениха вместе невестой. В этом выражалась символическая сторона калымных отношени
у удмуртов. Однако главной в выплате калыма была все же не коммуникативная, а экономическая сторона. Калым выступал как оценка имущественного и трудового потенциала семьи невесты и самой невесты. Вопрос о соотношении приданого и калыма тщательно согласовывался брачующимися сторонами при сватовстве. Калым выплачивался только деньгами. Конкретное денежное выражение размеров калыма зависело от сложившейся традиции, при этом определенное влияние на размер калыма оказывало состояние финансовой системы государства в конкретный период времени. Традиционно калым выплачивался в два этапа. Первая часть вносилась сразу после сговора между родственниками жениха и невесты. До срока окончательной выплата калыма невесту часто забирали в родительский дом «дергать свой лен». В семьях с нехваткой рабочих рук дочь старались задержать как можно дольше. Выплата калыма в два приема могла быть обусловлена и затруднениями в семье жениха, так как выкуп собирался из общего семейного имущества. Две стороны калымных отношений - экономическую и коммуникативно-символическую - нужно рассматривать только во взаимосвязи. Взаи-мокомпенсирующий характер приданого и качыма определил коммуникативную сторону этих отношений. С другой стороны, установление отношений между двумя ранее чужими семьями привело к тому, что приданое и калым на практике стали выступать как эквивалентный обмен. Закономерно поэтому, что никакого реального брака-покупки, при котором женщина становилась лично и экономически зависимой от мужа, в удмуртской традиции данного периода быть не могло. «Купля невесты» выступай, скорее, фольк-лорно-обрядовой формулой.
Во втором разделе рассмотрены хозяйственно-бытовые и производственные функции женщины-удмуртки, то есть ее трудовой вклад в жизнь и деятельность семьи и в целом общины. Величина трудового вклада наряду с размерами имущественного выступала обязательным элементом внутрисемейного статуса женщины и ее общественной оценки.
Для удобства исследования принято делить комплекс трудовых функций женщины на хозяйственно-бытовые и производственные. К первым относится обработка огорода и уход за скотом. Огород считался исключительно женской сферой приложения труда. Большая часть ответственности и обязанности по уходу за скотом и птицей лежали также на женщине. Под обязанностями женщины подразумевались, во-первых, повседневный уход за скотом; во-вторых, участие в заготовке кормов вместе со всей семьей; в-третьих, особые хлопоты хозяйке доставлял уход за молодняком скота и птицы, а также лечение и умение уберечь скотину от порчи и сглаза.
К производственным функциям женщины относят изготовление одежды (дйськут), приготовление пищи (сиён-юон), обустройство домашнего пространства (корка, корка пуш), помощь мужу в полевых работах. Функция изготовления одежды входит в более широкий круг занятий по обра-
боткс льна (етйн) и конопли (пыш). Цикл по производству одежды занима: целый год. Доля женского труда, вложенного в производство текстиля, бы ла самой высокой, хотя в разные этапы она не была одинаковой: мужчинь тоже принимали участие в начальных этапах обработки льноволокна. На чиная с момента переработки тресты (куж) в кудель (мертчан) в выделю текстиля участвовали только женщины. При этом варьировалось участи) женщин разных возрастов и категорий в различных видах работ. Сеяли ле! обычно старики (мужчины и женщины). Прядением нити (черсон) занима лись в основном девушки, которым нужно было приготовить приданое, i молодушки. Художественное рукоделие (пужыятон) было также отдано н; откуп девушкам. Основные работы по тканью (куон) и шитью одеждь (дйськут вурон) выполнялись взрослыми женщинами (хозяйка, снохи). Не обходимо отметить, что обработка льна выступала важнейшим атрибуте» социализации женщины. К рукоделию девочек приучали с 6-7 лет, первьн холст поручали выткать в 11-12 лет. Качество нити и холстов подвергалоа строгой оценке в женском сообществе во время посиделок (пукон корка нардуган), обряда мытья мотов пряжи (шорт миськон), смотрин невесть (невеста учкон, эскертон).
Приготовление пищи являлось исключительно женской обязанностью Основное внимание во втором разделе уделено характеристике двух спе цифически женских занятий - выпечке хлеба (нянь) и изготовлению ку мышки. Обращение к этим сюжетам в рамках изучения производственны) функций женщины тем более интересно, что хлеб и кумышка (напиток галлюциноген) имеют ярко выраженный ритуальный статус.
В традиционной системе тендерной сегрегации общества женщине удмуртке принадлежал дом - пространство с самой высокой степенью ос военности. Организация этого пространства являлась тендерной зaдaчei женщины: «Вань юртэз кышномурт уте» («Весь дом на жене держится») Именно в форме организации основного пространства человека (дома) вы ражалась роль женщины в системе общественного производства в период обозначенный в теме исследования. В этом контексте можно говорить < высоком статусе женщины в структуре традиционного хозяйства удмуртов
В третьей главе исследуется правовой статус женщины в традицион ном обществе удмуртов.
Имущественный и трудовой вклад женщины в семейное и обществен ное производство стал тем фундаментом, на котором основывалось ее пра вовое положение. Справедливо, однако, и существование обратной связи тот объем прав/которыми обладала женщина-удмуртка, определялся ело жившейся традицией (сям - традиционное право). Для реконструкции пра вового положения женщины в работе использован комплекс источников, i ходе анализа которых выделено несколько аспектов, позволяющих в сово купности охарактеризовать правовое положение удмуртки.
Личную собственность женщины составляли приданое, а также доходы от продажи продуктов домашнего производства и приплода скота. Уровень обособленности женского имущества внутри общесемейного имущественного комплекса (имеется в виду большая семья) был достаточно высоким. Члены семьи имели право на пользование частью этого имущества, но в семейный раздел, проводившийся по мужской линии, оно не входило.
В традиционных правовых отношениях существовало так называемое «право дочери». В этот комплекс входит, во-первых, право дочери на'пользование отцовским наследством. Однако это право было ограничено замужеством дочери. Исключение составляли те случаи, когда родители проживали в доме зятя либо когда отсутствовали другие наследники. Во-вторых, «право дочери» заключалось также в праве незамужних девушек на «вольное общение» с мужчинами. Это определялось традиционной (дохристианской) сексуальной моралью и представлениями о родильных свойствах девушки.
В качестве показателя высокого уровня правоспособности женщины в удмуртском традиционном обществе можно рассматривать ее право на развод (люкиськон). При этом приходится говорить, скорее, о праве женщины подать жалобу на мужа. Необходимо учитывать, что община (кенеш) в любом случае стремилась сохранить семью.
Особый интерес представляет право женщины наследовать имупцест-во мужа. Общим и обязательным условием наследования женой имущества мужа было ее вдовство («пал кышно», «карттэм кышно» - вдова). Состав наследуемого имущества мог также определяться количеством прожитых с мужем лет. Важное значение имел характер наследуемого имущества: имущество, нажитое мужем и женой отдельно от большой семьи, практически полностью переходило к вдове. Вдова наследовала все «мужнино добро», если оставалась единственным наследником.
Право на землю. Вопрос о наследовании земли в аграрном обществе, как известно, является ключевым для определения правового статуса человека (тендера). Земельный надел, входивший в общесемейное имущество, наследовался только по мужской линии. Женщина имела право наследовать земельный надел мужа только в качестве исключения из правила и при сохранении тех же условий, что и в случае наследования движимого имущества. При этом требовалось учитывать способность женщины платить налоги. Надел мог перейти (очень редко) по наследству от отца к дочери. Независимо от возможностей и желания женщины община могла вынудить вдову содержать земельный надел мужа, чтоб сохранить двср как податную единицу. В этом случае женщине-домохозяйке оказывалась материальная и моральная поддержка со стороны остальных членов общины. Женщина-удмуртка имела право на пользование земельным наделом, но не состояла в числе первых наследников земли. Право на землю в случае его реализации
обеспечивало женщине выход на уровень общины. В целом женщин; удмуртка выступала как правомочный член общества, обладая повыше1 ным уровнем правоспособности и независимости.
В четвертой главе выявляется роль и место женщины в культово сфере традиционного общества удмуртов.
Первый раздел посвящен реконструкции женских образов в мифолс гии удмуртов. В нем охарактеризованы две основные категории женски мифологических персонажей: богини-прародительницы и духи.
Составной частью имен богинь-прародительниц является корень «м) мы» - «мать», «прародительница», стоящая у начала мира и человека. ! удмуртской мифологии мумы выступает одновременно как Праматерь Богиня. Связь, существующая между матерью и ребенком, мыслилась с: мой очевидной и прочной. У каждого явления природы, по представления: удмуртов, была мать, создавшая / родившая его. Современные источник дают возможность реконструировать лишь некоторые образы богиш прародительниц, в то время как представляется правомерным говорить гораздо большем количестве подобных мифологических персонажей. : матерям-прародительницам относились: Инмумы - Мать неба, Вумумы Мать воды, Инвумумы - Мать небесной воды, Шундымумы - Мать солнц; Толэзьмумы - Мать луны, Гудыримумы - Мать грома, Музъеммумы Мать земли, Пужмермумы - Мать инея, Вожомумы - Мать переходног времени, Калдыкмумы - Мать рождения. Каждая мать покровительствовг ла своему созданию.
Особое место в ряду богинь-покровительниц занимала Калдыкмумь Образ этой мумы даже при скрупулезном отборе и анализе всех видов ш точников остается наименее ясным и рельефным. Сейчас не представляете возможным точно определить и сферу приложения интересов и усили Калдыкмумы. С целью возможной реконструкции этого образа в работ проводится сравнение между Калдыкмумы и богом-созидателем в удмурт ской мифологии Кылдысином. На родство этих персонажей указывает первую очередь общая этимология имен (кылдыны - творить, рожать, б< рсменеть), а также их функциональная близость. Контролируемая Калдьп мумы сакральная сфера - воспроизведение жизни - имела высокую сощ альную значимость. В процессе смены материнского рода отцовским эт сфера также стала «зоной ответственности» бога-мужчины - Кылдысин; Однако через функциональное и генетическое родство с Калдыкмумы чет ко прослеживается женская реликтовая природа бога-созидателя. В качест ве межэтнических параллелей использованы такие персонажи уральско мифологии, как мансийская Калтащ-эква и марийская Калтак. С опред( ленной достоверностью можно говорить о существовании женской богин - Матери рождения - в удмуртском обществе периода господства матери? ского рода, то есть до рубежа 1-Й тыс.(по данным Н.И.Шутовой). Возмоя но, это была Великая мумы (Калдыкмумы). создавшая / родившая мир. Пр
определении места Magna Mater в общем пантеоне правомерно, думается, оворить о Калдыкмумы не как о «первой после Инмара», а как о Той-Что-ьыла-До.
Женские мифологические персонажи, относимые к категории духов Обыда, Египеча, Ку1фи-Баба), характеризуются рядом функционально-гипологических особенностей. Во-первых, сферой их мифологического Зытия является лес (нюлэс, чачча), олицетворяющий сопредельный мир предков и одновременно «перводом» человека. Лесные женщины-духи располагаются на «кромке» миров, охраняя «дверь» в мир предков. Во-зторых, по сравнению с мумы эти духи не обладают даром созидания жиз-ш, напротив, они символизируют конец жизненного цикла. В-третьих, они шеют непосредственное отношение к обрядам посвящения (initiation, rites le passage) - перехода в новую социальную категорию, который расцени-¡ается как временная смерть. По отношению к человеку лесные духи-кенщины обладают амбивалентностью, что является обязательным признаком инициации. По аналогии с образом Яги кажется вполне оправдан-ibiM предположить, что удмуртские женские образы леса восходят к то-емному предку по женской линии.
Во втором разделе анализируется место женщины в пространстве и (ремени ритуала. В соответствии с идеями тендерной концепции время и гространство ритуала так же гендерно раскрашено, как и другие сферы [еятельности человека. Раздел посвящен характеристике феминно окра-ценных зон внешнего и внутреннего (обжитого) космоса в традиционной :ультуре удмуртов. Для выявления уровня феминизации внешнего космоса фоанализировано соотношение женщины как символа с основными ритуальными канатами связи между мирами живых (та пал дунне) и неживых со пал дунне): землей (музъем), водой (ву), огнем (тыл), деревом (писпу). Анализ выделенных линий связи позволяет говорить об их насыщенной кенской символике, о том, что в традиционном ритуальном пространстве 'дмуртов именно женщина осуществляет связь между мирами. При этом 1на является не просто олицетворением, но реальным материальным во-шощением каналов такой связи.
В качестве феминно насыщенных зон домашнего пространства опре-[елены и охарактеризованы матица (матица, мумыкор, эмеспикор), окно укно), печь (гур), а также предметы домашнего обихода, объединенные в :атегорию сосудов, емкостей - квашня (нянь шумес), ступа (гыр), сундук сандык) и т.п.. Семантический статус выделенных элементов малого кос-юса также имеет ярко выраженную женскую символику, связанную с эро-ическими мотивами и идеей рождения.
Ритуальный статус женщины в целом можно определить как «маркер [срехода». В традиционной ритуальной сфере удмуртского общества жен-цина выступала деятельным участником, равнозначным мужчине. Но, в тличие от мужской, сущность действий женщины часто заключалась в
экстраординарности, поскольку к женской молитве прибегали как к п следнему средству (при засухе, эпидемии).
В третьем разделе рассматривается ритуально-мифологическая ст рона женского творчества, выявляется уровень архетипического осмысл ния реальной творческой деятельности женщины. В этой связи особое зн чение приобретают два аспекта проблемы: ритуальное переосмыслен! прядения и ткачества как женских занятий и архетипическое восприят! деятельности женщины по созданию внутреннего пространства дома, первом случае архетипизация реальности состояла в том, что земной обр; женщины, занятой прядением или ткачеством, возводился к образу Вел] кой Праматери, выпрядывающей, согласно традиционным космологич ским воззрениям удмуртов, «нить жизни» человека и создающей из множ ства отдельных нитей «ткань мира». Архетипом структурного творчесп женщины по созданию жилого пространства становился космогонически акт творения и упорядочивания мира Великой Богиней. Создавая внутре! ний космос, хозяйка повторяла действия Мумы, сотворившей некогда ми в котором появились боги и поселились люди. Благодаря реальному вклад в производственно-творческую сферу жизни, а также тому, что функщ творчества женщины в ритуальном сознании прочно связывалась с рожд нием и творением жизни женщина наравне с мужчиной выступала творцо культуры.
Роль и место женщины в культовой сфере определялось представлю ниями о женском и женщине как об Изначальном. Такие представлен! могли сложиться только в эпоху материнского рода, а необычайно высоки культовый статус женщины-удмуртки, удивлявший исследователей XIX в - свидетельство сохранения в культуре архаических структурных комп< нентов.
В заключительной части работы подводятся общие итоги, а так» высказываются некоторые предложения, касающиеся проблемы определю ния и оценки статуса женщины в традиционном обществе, в том числе и удмуртском.
Тема женского и женщины в традиционной культуре удмуртов имес достаточно широкие исследовательские горизонты. Значительные перспе] тивы представляет исследователю тендерный подход, который не толь* дает возможность более широкого взгляда на проблему, но и удачно д< полняет активно используемый комплексный метод исследования. В кач-стве примеров исследовательских проблем будущего можно привести » малое количество тем: изучение феминизированных зон в традиционно картине мира удмуртов, проблемы тендерной сегрегации в обрядовой пра] тике, анализ женской составляющей в системе календарных обрядов у, муртов, изучение различных аспектов женского творчества, произволе венной деятельности и т.п..
Основные положения диссертации излагаются в работах:
' 1. Социальный статус женщины в традиционном обществе бесермян и цмуртов // История и культура финно-угорских народов. Материалы мсж-ународной студенческой научно-практической конференции. - Глазов, 1)97. -С. 36-39.
2. Женщина в культовой сфере традиционного общества бесермян и гмуртов // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и соци-1ьных исследований. Материалы III Международной научно-рактической конференции. - Ижевск, 1997. - С. 41-43.
3. Семантическая пара «женщина - печь» в традиционном мировоз->ении удмуртов и бесермян //Духовная культура финно-угорских народов: :тория и проблемы развития. Материалы международной научной конфе-:нции. - Ч. 2. - Глазов, 1997. - С. 54-55.
4. Женские образы леса в культовом и социальном сознании бесермян удмуртов // Материалы XXX Урало-Поволжской археологической кон-еренции молодых ученых. - Самара, 1998. - С. 163-165.
5. Стереотипы дозволенного - недозволенного в поведении девушки >адиционного бесермяно-удмуртского общества XIX -начала XX в. // Женщина и общество: вопросы теории, методологии и социальных иссле->ваиий. Материалы традиционной (IV) Всероссийской конференции с гждународным участием. - Ижевск, 1998. - С. 16-18.
6. Женщина-древо как центральный элемент космической модели в ифологическом сознании удмуртов // XXXI Урало-Поволжская археоло-гческая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Тезисы жладов. - Самара, 1999. - С. 119-121.
7. Женщина в традиционной культуре удмуртов: метафизика пола / :стник педагогического опыта. - Вып. 4. - Глазов, 1999,- С. 47-54.
8. Изучение удмуртов в контексте национальной политики российского .модержавия // Тезисы докладов 4-й Российской университетско-акаде-гческой научно-пракшческой конференции. -41,- Ижевск, 1999. - С.57-58.
9. Как ветер и дождь поспорили: место ветра в мифологической карта -: мира удмуртов // Диалог культур и цивилизаций: тезисы научной конвенции молодых историков Сибири и Урала. - Тобольск, 1999 - С. 14-16.
10. Женщина и творчество в традиционном сознании удмуртов // Ма-риальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и со->еменность. Материалы региональной научной конференции, посвящен->й Д.К.Зеленину. - Глазов, 1999. - С. 9-11.
11. Великая Мумы: потерянное имя // Вестник УдГУ. - 1999. - № 7. :.59-63.
12. Тол, толпери но мукетыз / Кенеш. - 2000. - № 8. - С. 56-57.
13. Калымные отношения у удмуртов в XIX - начале XX вв. (в печати)
14. «Кудель бабы сеют для себя...»: женщина и лен в традиционной ■льтуре удмуртов (в печати).
Текст диссертации на тему "Статус женщины в традиционном удмуртском обществе XIX - начала XX вв."
ВВЕДЕНИЕ
Проблема женщины в обществе, включающая целый спектр исследовательских направлений, остается актуальной на протяжении нескольких веков. Социальные и политические процессы современности поставили вопрос о статусе женщины в ряд наиболее напряженных и дискуссионых. С точки зрения современных проблем женщин и проблем пола вообще вопрос о статусе женщины в архаической культуре становится особенно актуальным. Более того, решение научно-практической задачи «восстановления справедливости в отношении женщины» приобретает знаковый смысл, поскольку проблему неравноправия полов можно рассматривать как одно из проявлений глобального конфликта модерна и традиции.
«Изба - облик жены, двор - мужа» [Перевозчикова 1987: 113]. Удмуртская пословица заключает в себе один из базовых принципов организации любого традиционного общества: разделение всего социума по признаку пола, причем предполагается изначальность и вечность такой половой сегрегации.
Эти условия обеспечивают обществам архаического типа небывалую (казалось бы) стабильность и выживаемость. «В принципе, нет причин, по которым молодая и здоровая женщина не должна была бы охотиться наравне с молодым и здоровым мужчиной» [Тэннэхил 1995: 21]. Но однажды возникшее и закрепленное практикой тысяч лет половое разделение труда, при котором «дом - мир женщины, мир - дом мужчины», продолжает определять существование общества. Историческая универсальность полоролевых стереотипов объясняется тем, что последние «могут рассматриваться как результат длительного отбора, направленного на успешное выживание человека в среде его эволюционной адаптивности» [Бутовская 1997: 328]. От ожидаемого ролевого поведения, соответствия сложившимся стереотипам женщины и мужчины зависит место, которое займет в социальной иерархии
пространство деятельности женщины. Социальное поле деятельности женщины ограничено семьёй, домом, которые все же делают ее пассивность условной: «Пока женщина не возьмется, дом домом не станет» [Женщины в пословицах 1995: 128]. Трудовой вклад женщины велик, но его не принято считать основным, поэтому обычное право резко ограничивает возможность жены быть собственником земли: «Богатство - мужа, труд - жены» [Там же: 133]. Мифология наиболее ярко выражает оппозиционность и одновременную комплементарность пары «мужчина - женщина»: «... в мире, похожем на большое яйцо, обособились и проснулись две сути: мужская - в Небе и женская - в Земле. Проснулись и удивленно раскрыли глаза: тотчас вспыхнули тысячи звезд и отразились в родниках и лесных озерах... Земля и Небо еще не ведали своего назначения, не знали, для чего рождены. Но потом увидели друг друга, одновременно потянулись друг к другу и все поняли, и не стали спрашивать ни о чем» [Семенова 1996: 210].
Древние религиозно-мифологические системы отождествляли небо с мужским активным оплодотворяющим началом, воплощающим в себе абсолютный верх и, как следствие, абсолютную власть [МНМ, II: 206-208]. Женское плодоносящее начало как пассивный член оппозиции соотносилось с низом, с землей, и ей было предназначено подчинение [МНМ, I: 466-467]. И все же женскому началу представлялось право активности, но при этом такая активность выносилась за рамки социума, где мог утверждаться только мужчина. «Земля, Мать, Богиня, она никогда не была для мужчины равной, ее могущество утверждалось за пределами человеческого царства, а значит, и сама она была вне его. Общество всегда было мужским, политическая власть всегда находилась в руках мужчин [Бовуар 1997: 101]. Таким образом, единственно реальной и законной признавалась активность мужчины, ставшего демиургом культуры. Женщина олицетворяла природу и была трансцендентна по отношению к мужчине, к обществу и культуре. Однако, как уже отмечалось, такая асимметричность оправдывала себя в условиях жесткой зависимости индивида от природы и социума [см. напр. Голод 1996: 73]. Четкая половая
диктует свои законы, рисует свои реалии. Современная урбанизованная культура постепенно меняет взгляд на «женские» и «мужские» профессии и сферы деятельности, по-другому определяется место женщины в рамках социума, наряду с традиционными полоролевыми стереотипами давно существуют (и вступают в конфликт) «модернистские». Общество феминизируется, нарушается привычный баланс полов, заданный традицией. Современная наука пытается по-новому взглянуть на пол, разрабатывается точка зрения, согласно которой социальный пол (gender) не может однозначно определяться биологическим (sex'ом). Тематика работ, посвященных полу (gender'у и sex'у) в современной научно-исследовательской среде, достаточно обширна, исследуются самые разные аспекты, и количество таких работ постоянно растет. Однако необходимо отметить замедленность эволюции общественного сознания на всех его уровнях - от бытового до науки. Иными словами, традиционные полоролевые установки во многих случаях начинают играть отрицательную роль, теряя свои стабилизирующие характеристики, и становятся тормозящим фактором. Таким образом, одновременное функционирование в современном мире стереотипов традиционной культуры и модернизированных норм порождает проблему их «мирного сосуществования». Проблема многогранна, и одну из плоскостей этого многогранника можно обозначить как «женский вопрос» в современном обществе.
Спектр проблем женщины в современном западном и российском обществе очень широк: проблема ролевого конфликта работающей женщины, ряд проблем, связанных с половой дискриминацией в производственной сфере, проблема традиционной половой социализации в условяих современности и др. Здесь можно встретить самые неожиданные и замысловатые «цветовые» сочетания, что особенно характерно для России (при условии, что за «норму», как всегда, принимается Запад!).
По мнению современных социологов (Н.М.Римашевская, Г.Г.Силласте, О.А.Воронина), проблемы, испытываемые женщинами в современном обществе, носят общецивилизационный характер. У современной цивилизации
мужское лицо, внешний вид, аксессуары. В мировой истории как субъект выражен прежде всего мужчина («У войны не женское лицо»). Именно мужская деятельность, создавая ценности, утвердила ценность самого существования. Все шедевры мирового искусства, весь культурный фонд человечества принадлежит, в основном, мужчине как автору. Женщина как олицетворение природы по-прежнему определяется за рамками культуры, иначе говоря «ее не существует не физически, - она есть, но... она только есть как воплощенное «хозяином» отклонение» [Клименкова 1993: 183]. Женщина, составляя существо всей поэтической деятельности мужчины, представляется его музой. Муза - это посредник между творцом и природным источником вдохновенья, но сама по себе муза ничего не создает. Отсутствие женщины как демиурга в культуре остается фактом. Не обедняет ли это её? Во всяком случае, человеческая культура не потеряла бы ничего, а многих цивилизованных кризисов удалось бы избежать, если бы женщина перестала быть трансцендентна мужской (человеческой) культуре, мужскому миру.
Вся интеллектуальная деятельность человека является «сплошь и рядом» результатом мужского типа мышления. Наука, способы познания мира, все существующие картины мира имеют ярко выраженный маскулинный характер, являются «точками и углами зрения» первопроходцев - мужчин. Естественнонаучная картина мира, обусловившая научно-техническую (техногенную) направленность цивилизации, создана мужчинами. Признанные классическими способы познания, методы классификации, общий стиль научных конструкций, например, дихотомичность научного мышления, по которой выверяется ход исследования, - все правила игры заданы мужчиной. Любопытно, что эта замкнутая мужская система в качестве практически неисчерпаемого источника питания использует выведенный за пределы патриархатного нелегитимный «женский способ мышления». Как отмечают некоторые исследователи (Т.А.Клименкова, К.И.Скоков), кризис классического мужского мышления и науки «уже не за горами. Будучи закрытой системой, рано или поздно, исчерпав все резервы своего развития, наука вымрет как
реликтовый ящер, освободив дорогу более мобильным и гибким формам познания» [Скоков 1999: 364]. Одной из таких форм может стать так называемое «женское мышление», но не само по себе, а в паре с мужским.
Проблема женщины в удмуртской традиции входит в круг актуальных исследовательских проблем, выступает составной частью общих разработок по статусу женщины в архаических обществах. Исследования такого рода являются одними из наиболее широко развернутых в современном обществоведении. Дополнительную значимость проблема статуса женщины в традиционной культуре вообще, и в удмуртской в частности, приобретает в рамках тендерных исследований, которые начинались именно как «исследования проблем женщин» ("women's studies"). Основное внимание здесь уделялось изучению двух вопросов: женщина в традиционных культурах мира, а также современный феминизм и проблемы женщины. По сравнению с "women's studies", где единственным объектом и предметом внимания являлась женщина, тендерные разработки представляют собой качественно новый этап в общенаучных исследованиях. Во-первых, тендерные исследования уловили и обозначили существующую и, как оказалось, острую проблему пола и актуализировали ее для науки. Во-вторых, тендерные исследования изменили и продолжают изменять взгляды на пол как таковой, четко разграничив пол как биологическую данность и пол как социальный конструкт. Поэтому значимость выбранной темы - «Статус женщины в традиционном удмуртском обществе XIX- начала XX вв.» - заключается в том, что её следует рассматривать в рамках не только становящегося пресловутым «женского вопроса», но прежде всего в русле тендерных исследований.
Актуальность темы определяется также тем, что изучение статуса женщины в традиционном обществе крайне важно для решения проблем пола (женщины) в условиях современной ситуации кризиса, охватившего все уровни общества от регионального (национального) до глобального. Тема принадлежит к области неисследованных проблем в удмуртской этнографии. Анализ места и роли женщины в различных подсистемах традиционного
общества удмуртов выступает необходимым условием комплексного изучения этноса.
Научно-практическая значимость исследования состоит прежде всего в возможности обратить внимание на сущность тендерных проблем, а также, что очень важно, обозначить истоки и проследить их эволюцию. Важнейшим фактором значимости этой работы является ее востребованность, возможность применения материалов и результатов теоретического анализа на практике: включение основных положений исследования в учебные курсы, программы вузов, использование данной разработки при создании обобщающих работ по тендерной, этнографической тематике, комплектовании и оформлении музейных фондов и экспозиций.
Решение проблем современности, в том числе тендерных, невозможно без учета опыта прошлого. Входя в широкую область тендерных проблем, обозначенная тема приобретает не только научно-теоретическую, но и общественно-практическую значимость. На основе наблюдений и выводов, представленных в работе, возможна разработка практических рекомендаций и программ регионального и государственного значения по решению проблем семьи, пола и, в частности, «женского вопроса».
Женщина как социальный пол (gender) рассматривается в качестве объекта исследования. Предмет исследования - тендерные женские характеристики и роли в удмуртском варианте традиционной культуры. Иначе говоря, как предмет изучения можно выделить функционирование тендера «женщина» в различных сферах традиционного общества удмуртов: экономике, правовой сфере, культовом пространстве.
Обозначенные хронологические рамки определяются двумя основными факторами. Во-первых, тем, что используемый в работе источниковый материал позволяет производить наиболее точный анализ проблемы и делать наиболее достоверные выводы со времени рубежа XVIII- XIX вв. (нижняя граница). Во-вторых, непосредственным функционированием традиционного крестьянского общества до 30-х годов XX в., то есть до развертывания
коллективизации, которая начала активно модернизировать удмуртскую этническую среду (верхняя граница).
Цель данного диссертационного исследования - определение и анализ статуса женщины в удмуртском традиционном обществе. Определение статуса женщины понимается в большей мере как аналитическое описание ее положения в системе социальной половозрастной иерархии.
Статус индивида в любом обществе - это определенный ранг, занимаемый им в иерархии общественных отношений. С одной стороны, в соответствии со статусом исполняются определенные роли. В данном случае -это роли дочери, жены, матери, хозяйки, работницы, собственницы и др. С другой стороны, статус в обществе зависит от ожидаемого соответствия или несоответствия традиционным тендерным (полоролевым) стереотипам. Быть мужчиной или женщиной значит быть социально компетентным в своей роли человеком. Статус удмуртки традиционного общества был обусловлен несколькими факторами:
а) качеством исполняемых ею социальных ролей;
б) величиной трудового вклада в общественное производство;
в) имущественным и общественно-правовым положением;
г) местом в культовой сфере общества;
д) духовно-творческими особенностями личности.
В свете вышеизложенного задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:
1. Выявить роль женщины в системе тендерной сегрегации традиционного хозяйственно-бытового уклада удмуртов.
2. Рассмотреть имущественное и правовое положение женщины в традиционном удмуртском обществе.
3. Определить роль и место женщины в культовом пространстве традиционного удмуртского общества.
В методологическом плане работа опирается:
во-первых, на исследования социального, экономического, правового положения женщины в традиционном обществе, проводившиеся в рамках общинно-семейной тематики на материалах русской традиционной культуры, а также на исследования, специально посвященные проблеме статуса женщины в доиндустриальном обществе. К таким исследованиям относятся работы Т.А.Бернштам, М.М.Громыко, Н.А.Миненко, В.А.Александрова, Н.Л.Пушкаревой и др.;
во-вторых, на теоретико-методологические разработки известных отечественных и зарубежных исследований, посвященные проблемам знаковых систем, а применительно к теме женщины - проблемам женщины (тендера) как символа и знака в архаических культурах. К этой группе принадлежат исследования В.В.Иванова, В.Н.Топорова, А.К.Байбурина, Т.В.Цивьян, Я.В.Чеснова, А.Л.Топоркова, Н.А.Криничной, Н.А.Лавонен, И.Н.Гемуева, М.Элиаде;
в-третьих, на тендерные («гендер-содержащие») разработки последних лет (исследования Ь. 81агк-Аго1а, 8.Аро, К.Уэста и Д.Зиммермана, Р.Хоф, Е.А.Здравомысловой, О.М.Здравомысловой, Т.Б.Щепанской).
В качестве опорных методологических принципов в работе использованы системный подход к изучению элементов культуры и их комплексный анализ. При этом системный подход к исследуемому объекту отличается многоуровневостью. С одной стороны, он подразумевает изучение женщины как одного из элементов в системе этнической культуры удмуртов, с другой стороны, определяет необходимость комплексной характеристики тендера «женщина» как сложной социально-психологической системы. В качестве нового методологического приема в ходе исследования был использован тендерный подход, в рамках которого тендер (социальный пол) «мужчина» или «женщина» выступает не просто как социальная роль. Тендер нужно расценивать как своеобразную «суперроль» (Е.А.Здравомыслова), пронизывающую все остальные социальные роли и имеющую конкретную этническую окраску.
Научная новизна. Предлагаемое исследование является первой попыткой комплексного этнологического анализа места и роли женщины в традиционном обществе удмуртов XIX - начала XX вв.. В ходе работы впервые рассматриваются многие сюжеты, связанные с изучением уровня феминной насыщенности различных сфер традиционного удмуртского общества: хозяйственно-бытовой, правовой, культовой. Выявляются новые направления, затрагивающие отдельные вопросы имущественного и общественно-правового статуса разных социально-возрастных категорий женщин в удмуртской семье и общине. В рамках диссертации анализируются не исследовавшиеся ранее аспекты, принадлежащие к кругу проблем женского ритуально-мифологического пространства.
Диссертация вводит в научный оборот новый полевой материал, собранный с учетом целей и задач исследования.
В диссертации также впервые применен тендерный подход к исследуемой проблеме, который позволяет