автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Стенопись пещер Дуньхуана династии Тан

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Цзинь Мэй
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Стенопись пещер Дуньхуана династии Тан'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Цзинь Мэй

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I ИСТОРИЯ ДУНЬХУАНА.

1.1 краткие сведения по истории дуньхуана.

1.2 буддизм на территории дуньхуана.

1.3 особенности архитектуры древнего китая.

1.4 особенности дворцовой архитектуры танского времении.

1.5 Форма пещер дуньхуна.

1.6 пещерный храм могао как образец храмового комплекса в дуньхуане.

1.7 архитектурное решение основных типов пещерных храмов могао.

1.8 художественные особенности стенописи танского времени.

1.9 скульптура дуньхуана.

1.10 проблемы синтеза скульптуры и архитектуры вдуньхуане.

ГЛАВА II СЮЖЕТЫ СТЕНОПИСИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ.

2.1 сюжеты стенописи в пешерах дуньхуана.

2.2 портреты донаторов.

2.3 сюжет« танец под музыку» в стенописи танского периода. особенности творчества мастеюв и композиции пешер.

2.4 Образ феи в стенописи дуньхуана.

2.5 создание образа персонажей.

2.6 Передача характера персонажей.

2.7 декоративные орнаменты стенописи дуньхуна танского времени.

2.8 линия в рисунке жанровой живописи.

2.9 колорит.

2.10 композиция и песпектива.

ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТЕНОПИСИ: МАТЕРИАЛЫ, ПРОЦЕССЫ И ИНСТРУМЕНТЫ.

3.1 техника подготовки глиняных стен для росписи.

3.2 материалы и технология выполнения стенописи дуньхуана.

3.3 инструменты и материалы.

3.4 процесс создания росписи.

3.5 творчество мастеров стенописи танского времени и его влияние на искусство дуньхуана.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Цзинь Мэй

Диссертация посвящена проблемам развития настенных росписей периода Тан (618-907) пещерного монастырского комплекса Могао (также называемого Цяньфодун - Пещеры тысячи Будд), расположенного в провинции Ганьсу на северо-западе Китая и являющийся главной частью комплекса пещер вблизи города Дуньхуана. Тема эта весьма актуальна в наши дни, когда проблема осмысления и изучения творческого наследия прошлого особенно остро встала перед учеными Китая, стремящимися сохранить культурное богатство страны.

Пещерный монастырь Цяньфодун по праву считается сокровищницей китайского национального искусства. Его многовековая история отразила в себе все особенности эволюции китайского художественного мышления на разных этапах Средневековья. Пещерные храмы дают возможность изучать историю буддизма, а также архитектуру, скульптуру и живопись прошлого, благодаря уникальной сохранности памятника.

Цяньфодун или, как чаще принято его называть Дуньхуан, достаточно полно и тщательно исследован и описан учеными, преимущественно китайскими.

Об этом монастыре в Китае написан ряд серьезных работ. В странах России и Европы искусство Дуньхуана так же изучалось достаточно тщательно. Среди русских ученых, разрабатывавших проблемы, связанные с буддийскими скульптурами и росписями этого пещерного комплекса, можно назвать Н.В. Дьяконову, С.М. Кочетову и К.Ф. Самосюк.

Искусство Дуньхуана по праву считается частью общемирового художественного наследия, поэтому оно является объектом изучения ученых-синологов из многих стран.

Изучение этого памятника началось сравнительно недавно. Монастырь Цяньфодун («Пещера тысячи Будд») был обнаружен учеными только в начале XX столетия. Хотя огромный скальный комплекс создавался в течение тысячелетнего периода, начиная от 366 до 1368 гг., и представлял собой важнейший пункт на Великом шелковом пути, он был заброшен на долгие годы.

Из истории известно, что в конце периода Северной Сун (первая четверть XII века) из-за надвигавшегося вторжения на китайские земли вражеских войск лучшие предметы искусства и ценные рукописи были замурованы в одну из пещер Цяньфодуна. В 1900 году эта пещера была случайно обнаружена настоятелем ближайшего монастыря, даосом Ваном. В 1907 году значительная часть предметов культуры была скуплена англичанином Аурелом Стейном, который вывез в Лондонское географическое общество 24 ящика древних рукописей, 5 ящиков живописи и вышивок.

В том же году французский синолог Поль Пельо , посетив Дуньхуан, так же вывез большое количество предметов культуры и искусства в Париж, отправив в Пекин лишь некоторые из них. Эти предметы в настоящее время находятся в Париже, в Национальном музее, Лувре и музее Гимэ.

Некоторые предметы были куплены русским консулом С.Ф.Косаревым и вывезены в Россию в 1909 году. В 1910 году часть китайских рукописей была доставлена в Пекин и стала достоянием нынешней Пекинской библиотеки.

В 1911 году в Дуньхуане побывали японцы Татибана Мидзуки и Есикава Контиро, которые вывезли 300 рукописей.

Таким образом художественные памятники Дуньхуана приобрели всемирную известность. Первые открытия положили начало длительному изучению этого удивительного памятника.

Благодаря экспедициям П. Пельо Франция занимала ведущее место среди других европейских стран в области изучения стенописи Дуньхуана.

Французская школа изучения стенописи Дуньхуана весьма серьезна и основательна, в 1973 г. по инициативе ученых был создан специальный государственный научный центр по изучению Дуньхуана, получивший название «Группы по изучению документов Дуньхуана».

Первостепенной задачей эти ученые ставили перед собой не только исследование школы Дуньхуана, но наведение порядка и составление каталога документов. Так, в 1907 - 1920 гг. П. Пельо был издан «Каталог документов Дуньхуана в библиотеке Парижа», который до 60-х годов XX века считался наиболее полным и фундаментальным. Затем ученый Цзо Цзинцюань вместе с другими написал книгу «Каталог книги Дуньхуана Пельо, которая сохранилась в Парижской государственной библиотеке до наших дней». Первый том посвящен экспедиции французского ученого П. Пельо и его экспедиции в Дуньхуане. Книга издана в 1920 - 1924 годах.

С 1981 года во Франции началось издание шеститомного сочинения «Описание пещер Дуньхуана» П. Пельо, которое содержит ценные исторические сведения и документы, способствующие изучению ситуации в Дуньхуане в XX веке.

Французские ученые тщательно изучали не только искусство Китая, но его политику, экономику, религиозные представления, что нашло отражение в изданных ими книгах. В качестве примера можно привести труд «Экономика храмов 5-10 веков в Китае».

В сферу их внимания входит и изучение древних книг, сохранившихся в Дуньхуане. Это прежде всего книги о древних языках, однако, именно об искусстве Дуньхуана ими написано недостаточно.

На протяжении длительного периода изучением Дуньхуана также занимались и японские ученые, достигшие значительных успехов.

Начало этому процессу положил один из японских бизнесменов, который в 1909 году ознакомился с собранием вывезенных из Дуньхуана книг и опубликовал эти сведения в газетах и журналах. Именно эта дата считается началом первого этапа изучения Дуньхуана в Японии. В 1911 г. в Дуньхуане побывали японцы Татибана Мидзуки и Есикава Коитире. Они вывезли 300 рукописей.

Японские ученые собирали информацию о Дуньхуане в Западной Европе, занимаясь в библиотеках и собраниях Берлина, Лондона, Парижа. Им удалось собрать и исследовать значительное число ценностей Дуньхуана, что имеет неоспоримое значение для научного изучения этого явления.

До начала второй мировой войны основным для японских исследователей было собирание и систематизация материала, однако в некоторых областях они смогли глубоко изучить и прийти к серьезным научным выводам. Основу для изучения искусства Дуньхуана заложил ученый , который скопировал стенопись в пещере Могао и классифицировал ее. Он издал два тома, в первом из которых систематизировал научный материал («Изучение росписи в Дуньхуане»), а во втором - изобразительный («Иллюстрации»).

В середине 50-х годов внимание к Дуньхуану не ослабло, многие ученые занимались им, в частности, можно упомянуть книгу «Пещерное искусство Дуньхуана» (уШШ~) .

Итоговым трудом в области изучения искусства Дуньхуана японскими учеными является капитальная «Энциклопедия Дуньхуана» в 9 томах (1980г.

Немало важную роль в изучении Дуньхуана сыграли и русские ученые. В России сохранилось много ценных рукописей и документов, относящихся к Дуньхуану. Изучение всего комплекса памятников, связанных с этим пещерным храмом, началось в первые десятилетия XX века. В 1909 году в Зимнем дворце (ныне Эрмитаже) был выставлен ряд предметов, вывезенных русским консулом Косаревым из Дуньхуана.

Экспедиция академика С.Ф. Ольденбурга (1914 - 1915) пополнила собрание Эрмитажа рядом ценных памятников скульптуры и живописи вэйского и танского периодов. Был также издан Каталог книг, обнаруженных в пещерах. Однако систематическое изучение Дуньхуана как одного из важнейших центров средневековой китайской культуры началось после окончания второй мировой войны, с 1950-х годов. С 1957 года активизировалось изучение Дуньхуана и была создана специальная группа по исследованию хранящихся в России памятников.

В 1963 - 1967 годах были изданы два тома «Каталога книг Дуньхуана», написанных на китайском языке. В настоящее время в Эрмитаже продолжается активная работа по изучению живописи и скульптуры Дуньхуана. Н.В. Дьяконова, М.Л. Рудова и К.Ф. Самосюк рассматривают разные аспекты творчества средневековых живописцев и скульпторов, связанные с особенностями буддийской иконографии и ее изменениями на протяжении разных эпох.

В Англии также сохранилось много документов Дуньхуана, поскольку еще в 1907 году, как уже упоминалось, значительная часть художественных памятников была вывезена А. Стейном. С 1950 годов английские ученые стали сотрудничать с китайскими специалистами и достигли определенных успехов. В 1953 году в Лондоне вышла книга французского ученого Анри Масперо.

Вывезенные из Китая Стейном памятники искусства хранятся в Британском музее. На материале этих коллекций Вэйто совместно с японскими учеными издал ряд иллюстрированных книг об искусстве и культуре Дуньхуана.

И все же собственно искусствоведческих исследований об этом уникальном явлении недостаточно. Все исследователи сосредотачивали свое внимание главным образом на изучении комплексных или же слишком частных проблем. Специального труда, посвященного танским настенным росписям пока еще нет.

Китайский ученый Чэн Иньло первым ввел в научный оборот понятие «школа Дуньхуана», которое включает в себя такие аспекты как история, религия, наука и технология, этнография, военное дело и т.д. Чэн Гэн, автор книги «Список Дуньхуана после ограбления», придерживается этой концепции. В центре внимания ученых оказываются история и культура Дуньхуана, стенопись, материалы, скульптура и архитектура и пр. Таким образом, «школа Дуньхуана» - синтез многих дисциплин. С 1931 по 1943 годы было организовано несколько поездок китайских ученых (Лю Фу, Сян Да, Ван Чунмин) в Европу, результатом чего было полное описание вывезенных из Дуньхуана памятников. Статья Ван Гуовэя и Чэн Иньло явилась открытием для китайской науки, так как в ней впервые было сформулировано значение искусства и культуры Дуньхуана. В 1941 году художник Чжан Дацянь с женой и пятью тибетскими мастерами создали копии дуньхуанских стенописей, их работа была продемонстрирована на выставке в центральной части Китая, вызвала большой интерес и имела успех. Это спровоцировало появление ряда научных публикаций, посвященных искусству Дуньхуана. В частности, книги Фу Чжэнлуня «Очерки искусства Дуньхуана», Чжэн Лэя «Буддийское искусство Дуньхуана», Цзин Байхуа «Значение и ценность искусства Дуньхуана». Однако, в этот период в Китае не была выработана методология изучения и анализа проблем синтеза искусств.

В 1944 году в Дуньхуане организован Институт изучения искусства Дуньхуана собравший художников и искусствоведов, его директором стал получивший образование во Франции Чан Шухун. Сотрудниками института были не только сделаны копии и обмеры многих росписей, но и опубликован ряд серьезных научных работ. С этого момента начинается период систематического комплексного изучения памятников. Появились два тесно связанных направления, изучающие документы пещер и их искусство. Школа Дуньхуана стала самостоятельной отраслью науки.

Фу Юньцзы написал книгу «Дуньхуан за 30 лет». Художники Чан Шухун, Дуань Бэньцзе и Ши Вэйсян сделали полные копии стенописи многих пещер, которые хранятся и экспонируются в музее Дуньхуана, что позволило сохранить и полно представить картину искусства Дуньхуана, так как в самих пещерах в ряде случаев стенопись практически не сохранилась.

В 1949 году образована Китайская Народная Республика, в 1951 году Институт искусства Дуньхуана стал называться Научно-исследовательский Институт изучения культурных ценностей Дуньхуана. Он занимался не только научной деятельностью, но и организацией выставок произведений искусства Дуньхуана во многих странах, что послужило целям пропаганды китайской культуры. Сотрудниками НИИ была проделана большая работа, написаны и опубликованы научные труды по буддийскому искусству, сюжетам и технике исполнения росписи, что способствовало широкому и доступному для ученых всего Китая изучению этого явления. В 1954 г. в Пекинском Музее Гугун состоялась выставка копий стенописи пещер Дуньхуана. В 1956 г. в Историческом музее Тайваня был создан макет расположения росписей пещер Дуньхуана. Курс лекций по истории искусства Дуньхуана читается во многих китайских университетах (в таких городах, как Пекин, Шанхай, Сиань и других.).

В 1999 году в Пекине была опубликована «Энциклопедия Дуньхуана», которая явилась итогом более чем десятилетней работы ста ученых, обобщающей результат всего изучения «школы Дуньхуана» за прошедший век.

Таким образом за последние годы именно китайская научная школа оказалась в авангарде изучения наследия Дуньхуана.

Актуальность темы. Искусство Дуньхуана, таким образом, изучено достаточно полно учеными из разных стран, однако стенопись еще не была предметом специального анализа.

1).Социально-политические условия нынешнего времени (бурное развитее экономики, экспансия китайских товаров и технологий в другие страны, открытость страны для экономических и культурных контактов) способствуют повышению интереса к Китаю во многих государствах. Научное исследование, посвященное стенописи пещер Дуньхуана, актуально не только с искусствоведческих позиций, но также и геополитических.

2). Искусство стенописи не осталось только памятником древнего творчества, современные архитекторы и художники используют стенопись как важный декоративный компонент создания образа общественных зданий. Работа о стенописи, таким образом, является актуальной с точки зрения проблемы традиционного национального и современного искусства.

3). Искусство стенописи - фрески - имеет глубокие корни в русском искусстве, работа позволяет сделать сравнительный анализ русского и китайского искусства.

Новизна работы. Искусство стенописи не было предметом отдельного исследования, хотя китайские ученые достаточно основательно занимаются проблемами сюжетаки и размещения росписей в разных пещерах.

Впервые проблемы технологии, материала и их роли в создании художественного образа, воплощении идеи становятся в центре внимания.

Также впервые рассмотрена проблема синтеза искусств в пещерном храме.

Объект исследования - искусство средневекового Китая на примере комплекса пещерных храмов Дуньхуана.

Предмет изучения- стенопись пещер Дуньхуана и проблемы синтеза искусств.

В соответствии с поставленными задачами в диссертации разрабатывается целый ряд проблем:

1). Особенности танских росписей, связанные с культурными и историческими сдвигами в стране, и их зависимость от изменений, происходящих в буддизме.

2). Художественные принципы танских росписей Дуньхуана и их взаимодействие с культурными веяниями Запада.

3). Расположение танских росписей в пещерах Дуньхуана.

4). Сюжеты, технические нововведения, колорит.

5). Взаимодействие танских росписей со скульптурой.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения,

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Стенопись пещер Дуньхуана династии Тан"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Буддийский монастырский комплекс Дуньхуан — сокровищница китайского искусства. Его стенопись, создававшаяся на протяжении тысячи лет с 4 по 14 век дает представление об истории народа, эволюции его философских, эстетических и этических представлений. Она является результатом самоотверженного творчества многих повления о прекрасном.

Огромный пещерный ансамбль, возведенный на месте скрещения торговых путей, шедших через северный и южный оазис Центральной Азии, долгое время служил «узлом» культур Средней, Восточной и Юго-западной Азии. По этому пути в страну проникал и буддизм. Строившийся в течение десяти столетий монастырь Дуньхуана в своих скульптурах и росписях отразил художественные религиозные представления многих народов, постепенно слившиеся с местными традициями. Стилистическая разнородность особенно ощутима в росписях ранних пещер Дуньхуана.

Пещеры Могао в комплексе Дуньхуана по представленным в них произведениям стенописи являются самыми масштабными, полными и высокохудожественными. В них до сегодняшних дней сохранилось около 4500 квадратных метров стенописи очень высокого уровня, особенно танского времени, когда стенопись достигла вершин по мастерству и технологии ведения работ. Однако, разный уровень мастерства художников способствовал тому, что фрагменты стенописи в отдельных пещерах оказывались не столь выразительными.

Танские настенные росписи открывают новый этап в истории Дуньхуана. Они характеризуются тем, что в них, принесенные извне идеи, обрели в большой степени уже собственно "китайское" пластическое воплощение. Росписи пещер этого периода занимают особое место в стенописи Дуньхуана не только по обилию сохранившихся образцов, но тем, что создавались в период подъеме могущественной империи Тан, времени расцвета китайской культуры, когда искусство стенописи достигло самого высокого уровня по технике и мастерству. Буддийская храмовая стенопись периода Тан вобрала в себя черты индийской буддийской культуры, сплавила иноземные и местные традиции, став выразительницей национального художественного стиля.

Сравнительно с прошлыми этапами танские росписи характеризуются расширением границ канонов, введением новых образов и новых сюжетных мотивов, их более свободным расположением на стенах пещер, сближением религиозных и светских начал. Земной чувственной красотой проникнуты образы юных помощников Будды - бодхисатв, небесных музыкантов и танцовщиц. Прообразом сцен Западного рая Будды Амитофо послужили дворцы земных правителей. В стенописи Дуньхуана Танского времени нашли отражение практически все буддийские сюжеты, особенной полнотой отличаются обширные росписи цзинбянь (популярно излагающие буддийские сутры), которые объединяют в себе такие танские жанры как пейзаж, «цветы-птицы» и портрет.

Изображения донаторов, ранее занимавших незначительное место, часто ограничивающееся простым обозначением имени, в танских росписях приобрели особую значимость, превращаясь в "монументальные" картины и своего рода семейные портреты.

Сближению буддийских росписей с традицией китайской живописи на свитках значительно содействовало участие в росписях пещерных храмов известных придворных художников. О стиле их несохранившихся до наших дней картин мы можем судить по фрагментам росписей Дуньхуана.

Анализ танской стенописи Дуньхуана показывает, что она едина на протяжении трех веков правления династии. Однако, вместе с политическими изменениями и сменой буддийских культов, происходила и смена как композиционного расположения росписей, так и трактовки образов. Неравномерность художественного исполнения росписей во многом зависела и от разного уровня образованности и информированности художников — преимущественно народных мастеров, пришедших в Дуньхуан из разных провинций Китая.

Традиции народного китайского искусства преобладая в стенописи Дуньхуана, делают ее гораздо ближе именно народному, а не дворцовому искусству.

Объективные и субъективные условия создания росписей в Дуньхуане привели к появлению в ней следующих особенностей: а) Диктат воли донатора при сооружении пещеры ограничивал свободную волю художника. Донатор преследовал две основные цели: демонстрация своей набожности и участия в создании храма и желание оставить о себе память у потомков. В ранний период образ донатора занимал в стенописи несущественное место, нередко это просто обозначение его имени в нижней части росписи. В последующие периоды изображения донаторов превращаются в монументальное произведение, которое воспевает его добродетели и прославляет заслуги. Образ донатора (жертвователя) претерпевает существенные изменения на протяжении танского периода. Смысл помещения его образа в росписи связан с желанием его, с одной стороны - проявить добродетель, совершить благое дело; с другой же - прославить себя, свою жизнь, то есть увековечить их. Сначала, в ранний период имя донатора писалось в нижней части стены, там же располагался небольшой его портрет. После танского времени портреты донаторов увеличиваются в размере, становясь самостоятельным монументальным изображением, прославляющим его заслуги и добродетели. б) Свобода творчества художника строго ограничена четко определенными канонами буддийского искусства. Это касается не только поз, и одежд Будды, но и всей композиционной схемы росписей. Стенопись строго связана законами буддийского искусства, четко определяющими сюжет и его расположение на стенах, местоположение и размер статуи Будды, расположение орнамента и других декоративных элементов. Однако эти каноны приспосабливаются к объективным условиям: размер пещеры, ее форма, качество материала и т.п. в) Стенопись ограничена не только творческими и финансовыми возможностями, но и размерами пещеры, особенностями ее физического и геологического строения.

Дуньхуанская стенопись является образцом народного творчества, с его пониманием реального и фантазийного, ведь мастер не мог видеть настоящий дворец, он изображает его, следуя либо картине, выполненной в центральной части Китая, либо воплощая свои представления.

Стенопись Дуньхуана явилась воплощением синтеза как идеологии пришедшего из Индии буддизма и национальных религиозных представлений , так и художественных традиций.

Буддийское искусство Дуньхуана, танского времени, является выразителем национального художественного стиля. Датировать роспись помогает типология изображения отдельных предметов, костюма и пр. Подробность и тщательность в изображении костюма, атрибутики, пейзажа могут быть источником знаний о быте, типажах и природе танского времени.

Росписи Дуньхуана пополняют наши знания о почти недошедшей до настоящего времени живописи танского периода. С течением времени они стали не только памятником искусства, но своеобразным музеем истории китайского народа.

Комплекс пещерных храмов Дуньхуана по праву считается сокровищницей китайского национального искусства. Его многовековая история отразила в себе все особенности эволюции китайского художественного мышления на разных этапах Средневековья. Пещерные храмы Дуньхуана дают исключительно ценную возможность изучения истории китайского искусства, в частности, особенностей стиля танской росписи.

Изучение настенных росписей Дуньхуана весьма значимо и в наши дни, так как проблемы осмысления творческого наследия прошлого особенно остро встали перед учеными Китая, стремящимися сохранить культурное наследие страны и воспринять традиции прошлого. Танская стенопись Дуньхуана с ее огромной духовной выразительностью, колористическим богатством, многообразием орнаментальных мотивов активно способствует этой тенденции, так как продолжает служить и поныне неисчерпаемым источником художественных образов, широко используемых современными китайскими художниками, дизайнерами и мастерами прикладного искусства.

Все вышесказанное говорит о том, что столь высокое искусство, с такими глубокими национальными корнями, со своим оригинальным «лицом» не может «умереть», не может не быть востребованным в наши дни. Говорит о том, что изобразительный язык средневековых китайских мастеров вполне современен, и при определенной коррекции сюжетики вполне применим и для произведений стенописи в архитектуре сегодняшнего дня. Он может не только разнообразить, но значительно расширить и обогатить образно, декоративно, пластически и колористически «палитру» современных китайских мастеров стенописи.

 

Список научной литературыЦзинь Мэй, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. ДуаньВэнцзе. Очерки искусства Дуньхуана\\ Ланьчжоу, 1994.

2. Оуян Линь, Ши Вэйсян. Орнамент Дуньхуана \\ Шанхай, 1995.

3. Чэнь Чуаньси. Жанр «горы-воды» в китайском искусстве \\ Наньцзин, 1988.

4. У Юнлян. Лекции по изобразительному искусству Китая. Лекция 50 \\ Ханчжоу, 1995.

5. Чжай Цзунчжу. Религия. Искусство. История. \\ Хофэй, 1987.

6. Чжан Янь Юань. Шедевры искусства танского вреени.

7. Кун Синьмяо, Чжан Пин. Сравнительный анализ китайского и вропейского изобразительного искусства \\ Цзиннань, 2002.

8. Чэн Чжидун. История китайского искусства династий Суй и Тан \\ Труды академии художеств Дуньхуана. 1999.

9. Фань Цзинши. Искусство Дуньхуана \\ Наньцзин, 2000.

10. Инь Шэнпин. Стенопись гробниц танского времени \\ Сиань, 1991.

11. Чжоу Цзумо. Комментарии к «Путешествию в город Ло Ян Цзя Лань \\ Пекин, 1963.

12. Тан Сюй Цзан бянь цзи. Путешествие в ДаТанСиюй.

13. Цзи Сяньлинь. Комментарии к Путешествию в Да Тан Сиюй \\ Пекин, 1985.

14. Хэ Шичжэ. Пещера Могао в Дуньхуане династии Бэй Чжао и идеи созерцания \\ Ланьчжоу. 1982.

15. Чжао Шэнлян. Стенопись Могао династии Бэй Чжоу \\Шеньян.1995.

16. Очерки искусства Дуньхуана \\ Труды НИИ по изучению искусства и истории Дуньхуана. ТТЛ, 2, 3, 4, 5. Ланьчжоу, 1982.1998.17