автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Стритстайл как художественное явление молодежной моды
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Музалевская, Юлия Евгеньевна
Введение.
Глава 1. Предпосылки явления стритстайл.
1.1. Обоснование нового термина.
1.2. Функции и основные направления развития костюма стритстайл.
1.3. Образы представителей субкультур как проявление нового трайбализма».
Выводы.
Глава 2. Основные этапы создания художественной образности костюмов стритстайл.
2.1. Идейно-творческие первоисточники художественных образов ф «белых» и «черных» субкультур.
2.2. Эволюция костюмов от байкеров к рокерам.
2.3. Художественные особенности костюмов тедди- бойз, модов и рокабилли.
2.4. Психоделическое искусство 1960-х годов как основа формирования образов хиппи.
Выводы.
Глава 3. Костюмы 1970-2000-годов - новые образы и ® новые материалы.
3.1. От сюрреалистических костюмов панков к нелинейному пути развития стиртстайл.
3.2. Историзм неоромантических направлений
Новые романтики» и «готы»).
3.3. Поиск единства формы и содержания в образах рейверов 1980-х годов.
3.4. Гранж — противопоставление элегантности.
3.5. Соединение этнических и урбанистических мотивов в образах
Би-бойз - флайгерлз и ЭйсидДжаз.
3.6. Отражение технического прогресса в современных направлениях стритстайл.
3.7. Эклектическая ассимиляция образов внутри явлений
Клабленд» и Супермаркет».
Схема взаимовлияния костюмов стритстайл
Выводы.
Глава 4. Художественное явление стритстайл в культурной среде XX века.
4.1. Преобразование Высокой моды под воздействием костюмов стритстайл.
4.2. «Мифы и иконы» молодежной моды. ф 4.3. Черты дендизма в художественных образах представителей молодежных субкультур.
4.4. Авангардное искусство как творческий источник субкультурных костюмов.
4.5. Художественные образы стритстайл в эпоху постмодернизма.
Выводы.
Введение диссертации2006 год, автореферат по искусствоведению, Музалевская, Юлия Евгеньевна
XX век стал эпохой ускоренного развития научно-технического прогресса и глобальных изменений во всех областях жизни. Резко возросшая роль молодежи в социальных процессах привела к тому, что эта возрастная категория была признана особой социально -демографической группой.
Перемены в социальном устройстве общества вызвали резкое обострение вечного конфликта поколений. Произошел «разрыв с традицией, наступающий, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достичь взаимопонимания со старшим, не говоря уже о культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими как с чужой этнической группой»1. Это обострение отношений привело к зарождению новой формы культуры - «префигуративной, содержащей ориентацию на будущее»2. Именно в ее рамках возникли тенденции контркультуры, политического экстремизма. Антагонизм отцов и детей, особые свойства юношеской психики, исчезновение единых доминирующих ценностей и норм в современную эпоху привели к возникновению молодежных объединений, существующих, несмотря на взаимное враждебное отношение, внутри сложившейся общественной среды и испытывающих ее влияние. Молодость более тесно связана со сменой культурных парадигм, чем с традиционной преемственностью поколений, поэтому исследователи представляют это явление в концепции контркультуры.
1 Лоренц К.Ц. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.-59с.
2 Цит.по: Всемирная энциклопедия: Философия.- М.:АСТ, Мн.:Харвест, Современный л итератор,2001.- С.636.
Скрытое неприятие потребительских настроений переросло в открытую полемику с общественными устоями лишь в 1960-х годах, когда новые образования, впоследствии названные молодежными субкультурами, громко заявили о своем существовании. Протест стал воплощением напряженных внутренних процессов, происходивших на протяжении двух предыдущих десятилетий.
Как наиболее прогрессивная и творческая часть общества, молодежь доказала необходимость сопротивления личности стереотипам массового сознания, давая тем самым человеческому сообществу шанс на выживание. Результатом массового неповиновения стало возникновение новой альтернативной молодежной культуры, всевозможные проявления которой отразились в ее составляющих - субкультурах. В основе установок большинства из них - стремление низвергнуть существующие социальные системы или хотя бы поставить под сомнение их незыблемость и правоту. Это противостояние объясняется биологическими особенностями возраста, такими психическими свойствами юности, как неукротимая энергия, энтузиазм, нежелание мириться с существующим положением, стремление активно отстаивать свои права. В этой связи отличительными чертами молодежной культуры являются наличие собственных ценностей, любовь к рок-н-рольным ритмам и поп - музыке, к модной одежде, часто шокирующей представителей старшего поколения.
Молодые люди противопоставили утвердившейся в обществе массовой культуре маргинальные субкультуры с их иррациональным, дионисийским началом. В достаточно короткое время протестные выступления молодежи получили широкое распространение на Западе, дав импульс дальнейшему развитию контркультурных процессов.
Внешний вид представителей субкультур не вписывался в общепринятые представления, но созданные ими необычные образы нельзя было назвать и авангардными. В отличие от авангардных направлений искусства XX века, созданных независимо от наследия прошлого, их своеобразные костюмы имели в своей основе уже существовавшие ранее предметы одежды, зачастую они создавали свой облик в соответствии с требованиями тех новых спортивных, танцевальных или музыкальных направлений, которыми увлекались.
Основным средством противопоставления себя обществу представители молодежных объединений выбрали костюм, как наиболее яркое средство самовыражения и обозначения социокультурной роли человека. Существовавшее понимание красоты не допускало положительного отношения к внешнему виду представителей субкультур, но и не замечать шокирующие наряды молодых людей и их вызывающее поведение, не вписывающиеся в общепринятые нормы, было невозможно. Возникшее явление требовало обозначения. На Западе оно получило название «стритстайл» («streetstyle») .
В России подобного явления не существовало. Стиляги, возмутившие советскую общественность своим обликом в 1950-60-х годах, впервые попытались обратиться к заокеанскому образцу, но эта попытка осталась только внешним проявлением недовольства. Подражательные течения в 1980-х годах, когда в других странах они уже утратили свою актуальность, - хиппи (hippies), панкифипЪ), poKepbi(rockers) и т.д., были лишь слабым отголоском, бледной копией западных первоисточников, без каких - либо глубоких внутренних
3Streetstyle - ( в пер. с англ.- уличный стиль) - Понятие, заимствованное из иностранных научных источников и введенное автором работы в научный терминологический аппарат, как заслуживающее пристального внимания. Представляется целесообразным в дальнейшем использовать оригинал понятия в русской транскрипции. убеждений и идеологических основ. Слепое копирование внешности приводило к появлению неких, порой агрессивных, гибридов, как, например, панки или металлисты, их представителей советские, а затем и российские исследователи назвали «неформалами»4. Костюмы этих объединений в диссертационной работе не рассматривались вследствие своей подражательности.
Актуальность избранной темы определяется следующим:
Отсутствием в отечественных исследованиях единой терминологии и трактовки явления стритстайл, что объясняется в большей степени тем, что Россия не являлась страной зарождения данного феномена. Тем не менее, процессы, индуцированные им, в начале XXI века получают распространение и в нашей стране. В этой связи возникает необходимость глубокого анализа костюмов данного направления.
Требованием комплексного подхода к исследованию стритстайл, объединяющего философско-исторические и эстетикоискусствоведческие аспекты. Такой подход дает возможность более широко охватить, глубоко осмыслить суть и особенности развития моды XX столетия, сформировавшей облик современного человека.
Историческим моментом (конец XX века - начало XXI), позволяющим дать объективную оценку явлениям, возникшим в моде.
Недооценкой влияния образов представителей субкультур на творчество художников-модельеров и на формирование молодежной моды, а также недооценкой идентификационной функции костюма, которая при обращении к костюмам субкультур получает наглядное выражение.
4 См. например, Ольшанский Д.В. Неформалы:групповой портрет в интерьере. М.: Педагогика, 1990 и др. источники
Неосвещенностью проблемы расширения образного и знаково-символического «языка» костюма в эпоху постмодернизма, огромной роли в этом процессе явления стритстайл.
Анализ феномена, определение его действительной значимости необходимы как для науки, так и для изучения будущими художниками-модельерами в целях дальнейшего использования в своем творчестве.
Цель работы заключается в комплексном исследовании и раскрытии сущности и многогранности сложного феномена, называемого стритстайл, выявлении взаимосвязей между костюмами субкультур, их отражения в моде. Представляет интерес рассмотрение влияния авангардных направлений искусства XX века на костюмы субкультур, выявление общих черт и особенностей. Автор видит необходимость изучения эволюционного развития явления, его места в эпоху постмодернизма, особенностей образности и символики, влияния на формирование нового языка костюма.
Достижение цели диссертационной работы определило постановку и решение следующих задач: разработка терминологического аппарата, позволяющего провести стилистический анализ костюмов субкультур; систематизация и анализ костюмов в исторической ретроспективе; выявление функций и особенностей развития костюма стритстайл в эпоху постмодернизма; рассмотрение творчества современных дизайнеров в контексте влияния субкультурного костюма; изучение эволюции костюма субкультур и его взаимодействия с авангардными направлениями изобразительного искусства XX века; Объект диссертационного исследования: европейская молодежная мода второй половины XX - начала XXI веков.
Предмет исследования: стритстайл как художественное явление молодежной моды обозначенного периода.
Территориальные рамки исследования ограничены изучением развития феномена в Великобритании и Америке. Такой выбор обусловлен тем, что именно эти страны явились его родиной. В то время как Америка становилась страной идейного вдохновения и зарождения новых музыкальных направлений, в Великобритании формировалось их визуальное воплощение.
В рамках данной работы не представляется возможным охватить все существовавшие молодежные субкультуры, поэтому проанализированы лишь наиболее яркие, значимые из них, оставившие след в истории моды или оказавшие влияние на ее развитие.
Хронологические границы исследования охватывают период с 1940-х годов XX века до 2000-х годов, т.е. рассмотрение проблемы потребовало обращения к основным этапам развития явления со времени формирования до расцвета.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Теоретической основой работы явились труды западных и отечественных философов, социологов, культурологов, искусствоведов, посвященные проблемам молодежной культуры и модного костюма. Для выявления особенностей функций молодежного костюма потребовалось обращение к различным концепциям моды, изложенным в трудах классиков, таких, как Г.Зиммель, И.Гофман, так и современников -А.Б.Гофман, В.И.Толстых, Е.Я.Басин и другие.
Методологическую основу диссертации составили художественно-стилистический, историко - сравнительный методы, а также метод визуального наблюдения.
Источниками изучения послужили письменные, изобразительные (фото - и кино - ) и вещественные материалы.
О внешнем виде представителей зарубежных молодежных субкультурных движений можно судить в основном по фото- и киноматериалам, подлинным вещам, сохранившимся, в частности, в британских музеях, а также работам социологов и культурологов, исследовавших субкультуры как социальное явление, представляющее часть молодежной культуры. Кроме того, сам феномен стритстайл очень многогранен и неоднозначен, как и субкультурные движения, давшие ему жизнь. Поэтому, большинство использованных источников охватывает и другие науки - социологию, культурологию, философию.
Одними из главных источников изучения стали экспонаты лондонских музеев. В хранилище музея декоративно-прикладного искусства Виктории и Альберта были рассмотрены подлинные вещи эпохи, созданные модельерами 1960-х - 1970-х годов для легендарных бутиков под влиянием идей молодежи. Это модели Бибы (псевдоним Барбары Хуланчики), Мэри Куант, Вивьен Вествуд, и т.д., а также коллекции Ива Сен Лорана, Джона Гальяно, Москино и других.
Выставка «От улицы до подиума», проходившая в феврале 2003 года в «Музее Лондона», позволила ознакомиться с подлинными костюмами субкультур тедди-бойз, новые романтики, панки и произведениями модельеров на эту тему.
Расширило диапазон представлений об интерпретации идей улицы Высокой модой, позволила экспозиция частного музея Зандры Роудз. Некоторые из ее коллекций - «Концептуальный шик», «Поле лилий» - отразили взгляд дизайнера на облики хиппи 1960-х годов и панков 1970-х годов.
Немалый интерес для изучения представляет и каталог выставки «Surfers. Soulies. Skinheads & skaters», проходившей в музее декоративно-прикладного искусства Виктории и Альберта в ноябре 1994 года5. На ней демонстрировались предметы одежды и костюмы, принадлежащие представителям различных субкультур, а также дизайнерские модели, созданные по их мотивам. Этот материал бесценен, прежде всего, своей достоверностью. В каталоге приводятся статьи сотрудников музея, комментирующие работу, проделанную при подготовке выставки, а также глоссарий с краткими характеристиками представленных направлений.
В каталоге фигурируют два разных названия одного явления стритстайл и субкультурный стиль (subcultural style). Определение «субкультурный стиль» относится к костюму каждой отдельной субкультуры и рассматривает его особенности. Определение стритстайл более обширно, поскольку охватывает все направления, включая появившиеся в конце XX - начале XXI века, не имеющие идеологических основ. Кроме того, понятие стритстайл представляется наиболее полно отражающим самую сущность феномена, рожденного именно в уличной среде.
Неудивительно, что в Великобритании этим явлением активно интересуются искусствоведы, ведь именно в сердце Британии - ее столице Лондоне зародились и получили визуальное воплощение большинство субкультурных объединений. Богатая традициями страна, зарекомендовавшая себя как чопорная и консервативная, сыграла ключевую роль в истории стритстайл. Именно поэтому автор представленной работы, прежде всего, обращается к публикациям
5 de la Науе Amy and Dingwall Cathie. Surfers Soulies Skinheads & Skaters. Subcultural style from the forties to the nineties. - V&A publications. 1997. британских исследователей, где наиболее широко изложена история появления субкультурных костюмов.
Предваряя обзор литературы по теме данного исследования, необходимо отметить, что во многих цитируемых произведениях встречается понятие «стиль», используемое для обозначения костюмов субкультур. С искусствоведческой точки зрения использование этого понятия в данном контексте представляется неверным. Другие области знаний и науки вкладывают в понятие «стиль» иное значение. Например, в предмете «художественное моделирование одежды» выделяются такие стили, как классический, романтический и т.д. Философия рассматривает это понятие как эстетическую категорию, для нее понятие «стиль» охватывает широкий круг явлений, не случайно рядом со словом стиль часто употребляется слово «эпоха». «Художественный стиль неразрывно связан с реализацией самовыражения и самосознания индивидуума, отношения его к предметному миру и миру собственных чувств и мыслей»6. Таким образом, с точки зрения искусствоведения явление стритстайл не рассматривалось и является новой, неизученной областью, вследствие этого автор пользуется источниками, упоминающими о его проявлениях как о стилях.
Степень научной разработанности проблемы.
Наиболее полно явление стритстайл представлено в одноименной у работе известного британского антрополога Теда Полемуса . Подробное описание костюмов, начиная от субкультуры зутов (zooties) 1940-х годов
6 Цит по: Всемирная энциклопедия: Философия.- М.: ACT,Мн.;Харвест,Современный литератор, 2001.-С. 1022.
7 Polhemus Т. Street Style from side walk to catwalk. London: THAMES AND HUDSON LTD, 1997.- 144 p. до явления «супермаркет стилей» («supermarket of styles») 1990-х годов, с фотографиями представителей субкультур разных десятилетий, позволяет не только составить впечатление о них, но и проследить взаимосвязи между ними. Профессия антрополога позволяет Теду Полемусу проанализировать истоки возникновения субкультур, найти неоспоримые доказательства их сходства с племенными объединениями, с чем согласен и автор данной работы.
Культурная атмосфера конца XX века и начала нового тысячелетия представлена работой Акилле Бонито Олива «Искусство на исходе второго тысячелетия»8, отмечающей две крайности современного общества - глобализацию и трайбализацию. Глобализация представляет угрозу личностному выражению, ответом на нее является трайбализация, что, по мнению автора, разделяемому диссертантом, составляет основу субкультурного процесса. Современное искусство рассматривается как искусство переходного периода, в котором «культура. не только развивается и растет вверх, но и распространяется вниз»9. Искусство авангарда, движимого идеей прогресса, сменяется искусством трансавангарда, характерным для переходного периода.
Утвердиться в мысли о племенном характере субкультурных объединений позволила работа О.Тоффлера «Футурошок»10, убеждающая, что человеческой природе свойственно стремление к единой сообщности.
Профессор дизайна университета Кингстона Кэтрин МакДемотт в книге «Made in Britain»11 описывает историю зарождения и развития моды в Великобритании. Для данного исследования представляет
8 Олива Акилле Бонито. Искусство на исходе второго тысячелетия. М: Художественный журнал, 2003. - 215с.
9 Там же, с. 42
10 Тоффлер О. Футурошок. Спб.: Лань, 1997.
11 Mcdermott Catherine. Made in Britain. London:Mitchell Beazley, 2002. интерес история появления костюмов подростковой субкультуры тедди -6om(teddy boys), описание костюмов короля Эдуарда, (а также одна из его фотографий), взятых за основу костюма тедди - бойз, и рассмотрение творчества В.Вествуд, участвовавшей в создании образов панков. Отмечены детали в творчестве британских дизайнеров, имеющие отношение к субкультурному костюму.
Профессор истории и культурологии лондонского колледжа моды Кристофер Бревард посвятил свою работу «Fashioning London»12 моде, существовавшей с 1790 по 2000 год в Лондоне. Подробный анализ возникновения костюмов субкультуры тедди- бойз и связь зарождения субкультур с историческими местами Лондона несомненно необходим для данного исследования. Например, книга знакомит с историей лондонского рынка Камден, ставшего культовым местом, точкой сосредоточения культуры стритстайл и являющегося таковым до сих пор.
11
Важна для данной работы и книга «Men in skirts» Андре Болтона -куратора института костюма музея искусства Метрополитен в Нью-Йорке. Его работа связана с изучением такого предмета одежды, как юбка в мужском гардеробе, рассмотренным в исторической перспективе. Она приурочена к выставке с одноименным названием, проходившей в лондонском музее декоративно-прикладного искусства Виктории и Альберта. Юбка - это вид поясной одежды, используемый не только в женском, но и в мужском костюме, и в тендерном аспекте представляющий интересный объект в рамках изучения явления стритстайл. Рассмотрение появления в мужских костюмах субкультур этого предмета поясной одежды дает необычную точку зрения на
12 Breward С. Fashioning London. Clothing and the modern metropolis. OXFORD NEW
YORK. 2003.
13 Bolton A. Men in skirts. London:V&A Publications, 2002. костюм. Исследователь пытается объяснить, почему представителей субкультур (мужчин) привлекает использование предметов женской одежды.
Много достоверных сведений, необходимых для нашего исследования, содержит книга «The leather book»14 французского автора Анны - Лауры Квилльер, посвященная истории появления и развития одежды из кожи, в частности, куртки «Перфекто» и ботинок «доктор Мертенс» - культовых предметах субкультур.
Не менее важна для данной работы книга Клер Вилкокс «Vivienn Westwood»15. Творчество одного из самых неординарных дизайнеров XX века В.Вествуд представляет наибольший интерес для исследования субкультурного костюма, поскольку она принимала участие в создании панк направления - самого шокирующего и анархического из всех и способствовала появлению костюмов новых романтиков (new romantics).
Журнал «I-D» сыграл огромную роль в освещении проблемы стритстайл. Одним из первых он затронул ее интеллектуальную составляющую, обратился к необычным образам, созданным молодыми людьми, публикуя фотоснимки представителей субкультур. К его двадцатилетию была издана книга «Fashion and style: the best from 20 years of I-D», в которую вошли самые лучшие фото, поскольку «I-D» стал своего рода архивным собранием фотоизображений костюмов стритстайл.
Наиболее ценную информацию для диссертационного исследования содержит большая подборка фотографий, посвященных различным проявлениям моды XX века, собранная в книге Гарриет Ворсли «Decades of fashion»16, кратко характеризующей моду по десятилетиям. Особенно
14 Quilleriet Anne - Laure. The leather book. New York: ASSOULINE, 2004.
15 Wilcox Claire. Vivienne Westwood V&A publications.2004.
16 Worsley Harriet. Decades of fashion. KONEMANN 2004.-783p. важны редкие фотографии представителей различных субкультур 1960 -80-х годов.
Франсуа Буше в исследовании моды «А History of Costume in the West»17,охватывающем огромный исторический период от зарождения костюма в первобытнообщинную эпоху до современного костюма, уделяет внимание костюмам 6umHUKoe(bitniks) и хиппи.
Только в конце ушедшего века появились работы, рассматривающие влияние костюмов стритстайл на коренные преобразования моды. Так, в богато иллюстрированном альбоме по истории моды XX века «Мода. Век
1Я модельеров 1900-1999.» Шарлотты Зелинг затрагивается и проблема исследуемого костюма, которому уделяется внимание как одному из проявлений моды. Степень этого внимания находится в зависимости от того, какую лепту они внесли в моду каждого из десятилетий, что представляется недостаточным для видения общей картины. По ее мнению, «антимода»19 родилась в среде субкультур и, в свою очередь, оказала влияние на творчество знаменитых модельеров, а в последующем и на образ жизни общества. В то же время, по нашему мнению, определение «антимода» не соответствует данному явлению, поскольку не отражает всех его проявлений. Кроме того, оно давно перестало быть антимодным, как это казалось ранее, так как идеи, подаренные субкультурами моде, стали восприниматься обществом. В связи с чем понятие «антимода» в настоящее время утратило актуальность.
Наиболее полно история субкультурных течений, начиная с 1920-х годов прошлого века, прослежена немецким исследователем Томасом
Boucher Francois A History of Costume in the West. - London:THAMES AND HUDSON,1987.
18 Зелинг Ш. Мода. Век модельеров. 1900 - 1999., KONEMANN, 2000.
19 в англоязычном варианте - mntifashion», (прим.автора) лл
Хойбнером. В его книге «Вызов неприкаянных» не только подробно описывается внешний облик их представителей, но и затрагиваются идеологические основы и социальные причины их создания, несомненно, представляющие интерес для нашей работы. Однако Хойбнер ставил задачу рассмотрения костюмов субкультур в ракурсе социологической проблемы, составляющей лишь часть исследуемого феномена.
Из российских авторов тема появления и развития в моде XX века костюмов субкультур кратко представлена Д.Ю.Ермиловой в книге «История домов моды»21, где дана не отрицательная, как прежде у отечественных исследователей, оценка этому явлению. Изложенный в книге обзор истории известных домов моды обозначает роль явления, но сущность его не раскрывает.
Тематике молодежной моды посвящена книга М.Н.Топалова «Социальные аспекты моды: мода и цивилизация» , затронувшая и проблему стритстайл, называемую «антимодой». По мнению М.Н.Топалова, разделяемому нами, именно в антимоде впервые проявился молодежный стиль, а роль передовых носителей моды на современном этапе развития перешла от элиты к молодежи.
К теме молодежных субкультур, причем современных, существующих в России, обращено исследование Т.Б.Щепанской «Символика молодежной субкультуры»23, впервые рассматривающей проблемы контркультуры с этнографических позиций. Монография посвящена природе символики, ее роли в молодежной культуре. Для изучения явления стритстайл исследование символики представляет
20 Хойбнер Т. Вызов неприкаянных. М.: Молодая гвардия, 1990.
21 Ермилова Д.Ю.История домов моды. М.: Издательский центр Академия, 2003.
22 Топалов М.Н.Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. М.: ИСАН,1991.
23 Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы 1986-1989 г.г. Российская Академия Наук, Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого. СПб: Наука, 1993. интерес, так же, как и взгляд Т.Б.Щепанской на ритуал как средство перевода символики в состояние активного воздействия на социум.
Следует отметить, что если М.Н.Топалов исследует больше социологический аспект явления, то Т.Б. Щепанская - взаимосвязи символики и социальной структуры, и, к сожалению, костюмы не входят в сферу интересов этих исследователей.
В сборнике «Мода: за и против» в статье Е.Я. Басина и В.М. Краснова «Гордиев узел моды»24 авторы представляют обширное видение моды, ее роль в культуре. Для данной диссертационной работы важна отмеченная ими обратная направленность процесса распространения моды - снизу вверх. По их мнению, это обусловлено ростом значения средних и низших слоев в эпоху демократизации социальной жизни. Однако, по нашему мнению, первостепенная заслуга в этом принадлежит явлению стритстайл.
Представляет интерес работа А.И.Затулий «Костюм в социокультурном контексте»25, рассматривающая связи модного костюма и авангардных направлений искусства XX века. Автор анализирует влияние фовизма, экспрессионизма, примитивизма, кубизма, футуризма, дадаизма, абстракционизма, сюрреализма и поп-арта на искусство костюма. Однако субкультурный костюм остался за пределами анализа, как не являющийся авангардным. Тем не менее, важен сравнительный анализ основных характерных черт авангардных направлений в искусстве и в костюме. Выводы, полученные в результате ее исследования, отчасти затрагивают диссертационную тему. Это касается
24 Басин, Краснов. Гордиев узел моды: Сб. Мода: за и против./ ред. В.И. Толстых.- М.: Искусство, 1973.
25 Затулий А. И. Костюм в социокультурном контексте авангарда.-Хабаровск: ДВГУПС, 2005. систематизации общих признаков авангардного костюма и авангардных течений искусства XX века, проведенной А.И. Затулий.
Важна для исследования и монография С.П.Батраковой «Искусство
А/ и миф: Из истории живописи XX века» , в которой отмечается сопровождение развития искусства XX века интересом к архаике и примитиву, несмотря на развитие науки, что характерно и для некоторых субкультур. Исследование авангардистами возможностей неклассического мышления и творчества способствовало созданию нового, универсального художественного языка, одним из таких творческих приемов является «бриколаж», широко используемый при создании субкультурных костюмов. Рассмотрение традиций дада, продолжение их в поп-арте также представляет интерес для данной работы, как и мнение о вынесении постмодернизмом авторства за «скобки».
Другая книга этого же автора «Художник XX века и язык живописи»27 приводит к очень ценному для данной работы выводу о том, что в XX веке искусство склонно «в постоянной погоне за новизной сближать полюса, сводить антиподы, смешивать противоположности, зачастую порождая парадоксальные смыслообразы, вроде безобразной ло красоты,.сюрреалистической реальности» . Это может служить эпиграфом к описанию исследуемого феномена. Присущая науке бифуркация, в искусстве XX века проявляется как «изживание классического идеала с его опорой на единственное решение, единственную идею». Проводя аналогию далее, можно сказать, что и костюм стритстайл изменчив и непредсказуем, как современная картина
26 Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века.- М.: Наука, 2002.
27 Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: От Сезанна к Пикассо.- М.: Наука, 1996. по
Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: От Сезанна к Пикассо.- М: Наука,1996, -25с. мира. Близка нашей работе и мысль о том, что «художественные новации XX века, усмиряя безумства «свободной воли» протягивают 29 дальше золотую нить преемственности великих творческих открытии» . Отмеченная в монографии способность искусства XX века вбирать в себя бытовое, банальное, примитивное, внеэстетическое присуща в полной мере и костюму стритстайл, как и приведенное в книге мнение С.Дали о том, что дурной вкус плодотворен.
Анализируя костюмы субкультур, невозможно обойти и такое понятие, как «кич», рассмотренное Е.Карцевой в книге «Кич или in торжество пошлости» . Автором отмечено большое влияние теории
Томаса Манро на эстетику кича, в соответствии с которой произошел отказ от концепции прекрасного и возведение в ранг искусства безобразного. Нео-кич, взяв за основу эту теорию, делает безобразное модным и подготавливает почву для появления движения панков. Все предшествующие субкультуры противостояли кичу и по своим эстетическим взглядам, и по нонконформистской направленности.
11
Искусствовед Б. Хиллер в книге «Стиль XX века» повествует об основных стилях, господствовавших в искусстве, в моде и дизайне XX века — от ар нуво и ар деко до психоделии и «стиля» панков. Он высказывает предположение, что панки послужат возрождению настоящего искусства, которое «может начаться только актом дурного вкуса — шокирующим разрывом с конформистским прошлым». Для нашей работы интерес представляет видение основ костюмов этого направления не в тяжелом роке, а в брызгах полотен Джексона Поллока.
Субкультурный костюм, по мнению автора диссертации, имеет сущность, родственную феномену дендизма. Важной для изучения этого
29 Там же , с.39
30 Карцева Е. Кич или торжество пошлости.- М.: Искусство, 1977.
31 Хиллер Б. Стиль XX века.- М.: СЛОВО / SLOVO, 2004. аспекта проблемы является работа Р.Барта «Дендизм и мода»32. По Р.Барту, идея демократии привела к появлению в принципе однообразной одежды, а стремление преодолеть это однообразие породило явление дендизма, уничтоженного модой. Дендизм и стритстайл родственны поиском идентичности и индивидуализации посредством костюма. Оба феномена опережают общественный вкус, задают тон в моде.
Особенный интерес для данного исследования представляют главы книги О.Б.Вайнштейн «Денди: мода, литература, стиль жизни» , посвященные советским стилягам и проводящие параллели между ними и английскими тедди - бойз и американскими зутами (zooties).
Родиной дендизма, как и большинства субкультурных костюмов, является Лондон. Представить атмосферу города, его энергетику, прочувствовать британские национальные особенности, т.е. все то, что повлияло на зарождение этих феноменов именно здесь, способствовала книга П.Акройда «Лондон: Биография»34.
Авторы энциклопедии «Мода и стиль» под редакцией В.В.Володина затрагивают вопрос костюмов субкультур, называя это явление антимодой, что, по сути, является неверным, как было отмечено ранее.
Н.М.Калашникова в книге «Народный костюм»36 отмечает влияние костюмов хиппи на развитие фольклорного направления в моде XX века. М.И. Килошенко в учебном пособии для вузов «Психология моды»
32 Барт Р. Дендизм и мода. Система моды. Статьи по семиотике культуры. -М.: изд. им. Сабашниковых, 2003.
Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни.- М.: Новое литературное обозрение, 2005.
34 Акройд П. Лондон: Биография.- М.: издательство Ольги Морозовой, 2005.
35 Мода и стиль.Современная энциклопедия Аванта + / ред.В.Володин.- М.: Аванта +,2002.
36 Калашникова Н. М. Народный костюм. М.: Сварок и К, 2002. говорит об антимоде с психологической точки зрения, как о негативизме, проявляемом в оппозиции к принятой моде.
Сборник статей коллектива авторов под редакцией Ю.М. Хотченкова «По неписанным законам улицы» кратко знакомит с субкультурами в большей степени с социологической точки зрения, делая основной упор на явление, существующее в отечественном варианте37.
Таким образом, тема субкультурного костюма отечественной литературой практически не рассматривалась, внимание уделялось лишь проблемам контркультуры с социологической точки зрения. В то же время коллектив исследователей: Т.Г. Исламшина, Р.С.Цейтлин, A.JI. Сагалаев и другие в книге «Молодежные субкультуры» представляют проблему контркультуры Запада как определяющую формирование западной цивилизации с конца 1960-х годов.
Многие западные исследователи, как например, Крейг О'Хара полагают, что потенциал альтернативной культуры помог возникновению на Западе совершенно новой культуры. В такой культуре сформировался и резко отличающийся от прежней эпохи костюм, изменился весь механизм его создания и распространения, коренным образом повлиял на это изменение стритстайл. Этому явлению в отечественных искусствоведческих источниках пока не уделялось должного внимания. Ввиду этого, в представленной работе делается попытка восполнить, хотя бы в небольшой мере, данный пробел.
37 По неписанным законам улицы. /Ред.Хотченков Ю.М. - М.: Юридическая литература, 1991.
38 Исламшина Т.Г., Цейтлин Р.С., Сагалаев A.JI., Сергеев С.А., Максимова О. А., Хамзина Г.Р. / Молодежные субкультуры.- Казань: 1997.
39 О'Хара Крейг. Философия панка: больше чем шум.- М.: НОТА-Р,2003.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Стритстайл как художественное явление молодежной моды"
Выводы
Костюмы стритстайл заставили изменить представления о моде, определили ее развитие на десятилетия вперед. Начиная с 1960-х годов прошлого века, высокая мода начинает обращаться за вдохновением к субкультурным направлениям костюма. Под их влиянием преобразовываются общепринятые эталоны красоты, теперь они основываются на идеалах молодости. Первые подобные обращения были основаны на воссоздании образов представителей субкультур, такова, например, коллекция Ив Сен Лорана «Битник» (1960г.). Под влиянием постмодернистских течений взаимодействие Высокой моды и стритстайл носит другой характер - так называемого цитирования, т.е. заимствования отдельных характерных деталей. В качестве примера можно привести творческие коллекции Джона Гальяно, в которых очень часто смешиваются элементы, взятые из различных направлений стритстайл.
Субкультурный костюм сыграл огромную роль в появлении ключевой тенденции времени - культа молодости, а вместе с ней создал совершенно новый облик человека третьего тысячелетия.
Определенный импульс развитию субкультурных костюмов был дан и авангардным искусством XX века, которое мощно заявило о себе, представив множество ответвлений, пытавшихся создать оригинальный образный язык и новую пластичность. Это послужило поводом для продолжения поисков в других сферах. Наибольшее влияние на костюм оказали движения футуристов, дадаистов и сюрреалистов. Разработанный авангардистами принцип коллажа, эволюционировавший затем в форму бриколажа, широко использовался и в костюмах представителей различных субкультур. Заимствуется ими и принцип «реди-мейда», поп-арт и последующие направления искусства также находят у них свое отражение и продолжение. Подобная архаическая «подкладка», как и создание в среде стритстайл новых мифов массовой культуры, говорит о неизбывности интереса к прошлому. Это роднит их поиски с новациями художественного языка живописи, находившими вдохновение в низовых жанрах. А в последние десятилетия XX века искусство пронизано атмосферой трансавангарда, которое не пренебрегает своими истоками -историческим авангардом, низовыми искусствами и ремеслами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В результате изучения костюмов, созданных субкультурами и развившихся в исследуемом явлении, называемом в отечественной литературе «антимодой» или «уличной модой», представляется необходимым предложить введение в научный терминологический аппарат понятия стритстайл (русская транскрипция оригинала понятия), как наиболее полно выражающего смысл явления. В дальнейшем оно может рассматриваться в качестве инструментария для разработки и освоения проблемы молодежной моды как культурно-эстетического феномена.
2. Выявлено, что костюм стритстайл, берущий начало в субкультурном костюме, предназначен для идентификации индивида со своей группой, установления дистанции с другими социокультурными образованиями и обладает многими функциями. Особенностью осуществления этих функций в современном обществе является свобода индивидуального выбора знаково-символических средств костюма.
Отраженный в элитарной теории моды, процесс ее распространения «сверху вниз», под влиянием феномена дополнился обратной направленностью - «снизу вверх». Анализ эволюции костюма стритстайл и его влияния на творчество дизайнеров Высокой моды дает возможность увидеть возникновение обратного процесса.
3. Анализ молодежных субкультур выявил их сходство с «племенными» объединениями. Глобализационные и цивилизационые процессы, разрушающие устои традиционного общества, повлияли на возникновение нового феномена - молодежных субкультур, которые стали играть роль неких этнообразований. Знаково-символическая функция субкультурного костюма неразрывно связана с «племенной» символикой самоидентификации, имеющей архаическую природу
4. Выявлены идейно-творческие «первоисточники» и причины возникновения костюмов «белых» и «черных» субкультур. Подробно рассмотрены их отличительные особенности.
5. Проведенный сравнительный анализ костюмов байкеров и рокеров позволил проследить эволюцию кожаной одежды, ставшей их мятежным символом. Сохранив свою прежнюю функцию, она дошла до наших дней в существенно измененном виде, соответствующем новой эстетике.
6. Субкультуры внесли дополнения в возрастную классификацию, выделив ранее не существовавшую категорию «тинейджер» или «подросток», объединяющую молодых людей в возрасте от тринадцати до девятнадцати лет. Созданные подростками собственные направления в одежде заложили основу дальнейшего развития молодежного костюма.
7. «Отправной точкой» революционного развития стритстайл является атмосфера «свингующего Лондона» 1960-х годов, в которой зародилась основополагающая субкультура хиппи, значительно изменившая моду.
8. Замечено начало нелинейного процесса развития костюма стритстайл, начиная с 1970-х годов и параллельное существование множества направлений. Проанализированы особенности костюмов субкультур периода 1970-2000-х годов, влияние на них технического прогресса и формирование постсубкультурных явлений, отражающих постмодернистские тенденции.
9. В результате исследования впервые разработана схема, систематизирующая костюмы субкультур по десятилетиям, что позволяет уточнить периоды появления тех или иных объединений. Схема демонстрирует взаимопроникновения и взаимовлияния костюмов, сложившиеся на протяжении второй половины XX и начала XXI веков, наглядно показывает начало нелинейного развития стритстайл. В ней также представлена трансформация костюмов, изменение его иконических элементов, инновационный вклад каждого направления в этот процесс.
10. Определена особая роль явления в формировании новых эстетических идеалов. Прежде несовместимые - рафинированные идеалы красоты, воплощенные в образах Высокой моды и идеалы, родившиеся в молодежной среде, - слились в единое целое, преобразовав общепринятые эталоны красоты. В результате, к концу XX века появляется новый феномен - культ молодости. Сфокусировавшийся в молодежном костюме эстетический идеал этого времени распространился и на другие возрастные категории. В конечном итоге, сформировался образ человека нового тысячелетия.
11. Анализ костюмов стритстайл позволил выявить их влияние на процесс утраты модой национальных признаков. Джинсы, футболка, черная кожаная куртка «Перфекто» и ботинки «доктор Мертенс», ставшие иконографической общностью мировой моды, смогли завоевать всемирную популярность. В них, по мнению автора, отразилась двойственность мира молодежи - единства и разнообразия. С одной стороны, его символы служат идеям индивидуализации, а с другой -обладают объединяющим свойством.
12. Найдена общность черт дендизма и исследуемого костюма, что подчеркивает его близость культурным традициям, так же, как и обращение к этническому наследию прошлого.
13. Впервые предпринята попытка провести параллели между авангардными направлениями искусства XX века и исканиями в области костюма, осуществленными субкультурной средой, которая показала как непосредственное использование в костюме найденных художественных приемов, так и общее влияние атмосферы авангарда. Как каждое из направлений авангардного искусства, так и направления стритстайл, представляются автору цельным явлением с мировоззренческой, философской базой. Субкультурная среда, как и авангардное искусство XX века, с одной стороны, стремится возвратиться к архаическим первоосновам - когда в ней создаются образы, обращенные к фольклору и примитивному творчеству. А с другой стороны, для достижения образности прибегает к ирреальным фантазиям. То есть, исследуемый костюм формируется многообразием творческих новаций, чутко реагируя на изменения, происходящие в культурной среде, вбирает в себя все самые современные находки, как в эстетическом, так и в техническом плане.
14. Выявлено влияние постмодернистских течений культурной среды XX века на эволюцию стритстайл. Выразительные средства субкультурного костюма изменяются в соответствии с постмодернистской эстетикой. Отмечается появление двойного кодирования, многозначного и обоснованного эклектизма, ироничного цитирования, широкого использования символических знаков. Быстрое реагирование на изменения в современных технологиях и искусстве оказали значительное влияние на формирование современного образного и знаково-символического «языка» костюма. Начиная с 1970-х годов, под влиянием новых эстетических теорий, стало возможным существование «безобразной красоты», сюрреалистической реальности, немедленно нашедшее отражение в стритстайл. Используя неведомые ранее возможности художественного языка и семантики, эта среда вырабатывает особенные направления, носящие экстравагантно-декларативный характер. Костюмы конца XX - начала XXI веков характеризуются открытостью, незавершенностью, предопределяющей многовариантность. В них прослеживается нелинейная образная логика.
15. Главное в явлении стритстайл — предоставление человеку определенной свободы в создании индивидуального облика. Как альтернатива традиционному костюму, оно отвечает на главный запрос молодых людей - поиск своей сущности. Ранее лишь дендизм был наиболее близок к воплощению идеи самовыражения посредством костюма.
16. В ходе проведенного исследования определен характер феномена, представляющего собой стихийный эксперимент. Вобрав в себя все многообразие явления, современная культурная среда обогатилась мощным потенциалом альтернативной и даже маргинальной культуры и в результате обрела новые духовные и ценностные ориентации.
В процессе развития феномен претерпел изменения. Первые субкультуры создавали активные альтернативные формы с собственной идеологией и образом жизни, последующие занимались поисками эстетических инноваций, не претендуя на идеологические позиции. То есть, рассматриваемое явление отражает развитие общества в целом от контркультурного протеста к эстетическим формам постмодернистского сознания.
17. Костюмы стритстайл убедительны, проникнуты ощущением игры, карнавальности, избыточно пронизаны изобразительными средствами. Эти черты, как и непосредственность, открытость, нечеткость границ, размытость линий, гедонизм, подчеркнутая изобретательность, экстравагантность, позволяют сделать вывод о принадлежности их к направлению необарокко. Барокко, отражающее устремление к сложности, многообразию, изменчивости, динамичности образов, очень близко по своей сути исследуемому феномену, подверженному непрерывным переменам.
18. С научной точки зрения развитие моды в целом — процесс диалектический, а костюм стритстайл представляется автору относящимся к синергетической закономерности, как охватывающей явления и сущности, локализующиеся в фазах (зонах) «единичного -особенного» . Синергетическое начало этого явления просматривается в повышении жизнеспособности такого сложного феномена, каким является мода.
19. Предпринимаемые субкультурами с неизменным постоянством попытки переосмысления возможностей и границ человеческой индивидуальности не новы. Этот путь однажды уже был пройден безрезультатно хиппи. Но необходимость сопротивления личности стереотипам массового сознания, навязываемого индивиду масс-культурой существует. Основная цель субкультур — привлечение общественного внимания к своим проблемам, по мере взросления молодежь становится частью того общества, против которого восставала. Так было с битниками и хиппи, позже с панками. То, что они противопоставляли обществу, вскоре общество принимало и внедряло в массовую культуру, осуществляя, таким образом, ее обновление.
20. Исследуемое явление представляет собой стихийный эксперимент, в результате которого современная культурная среда обогатилась мощным потенциалом альтернативной и даже маргинальной культуры и в результате обрела новые духовные и ценностные ориентации.
Список научной литературыМузалевская, Юлия Евгеньевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Акройд П. Лондон: Биография. Пер. с англ. В. Бабкова, Л.Мотылева,-М.: Изд. Ольги Морозовой, 2005.-896с., ил.
2. Альтернативная культура: Энциклопедия./Сост. Д.Десятерик. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005.- 240с., ил.
3. Альманах «Апполон». Из истории русского авангарда XX века. Бюллетень №1/ Ред. Б.М. Калаушин СПб.: Апполон», 1997.- 218с.
4. Андреев Л.Г. Сюрреализм. М.: Гелеос, 2004. - 352с.
5. Арефьева Т. Эра цветов в мировой моде. /УЗабриски Пойнт. -1993.- №1.- С. 14-15
6. Астафьев Я.У. Постмодернизм в познании общества. -М.: Полис. 1992.
7. Афанасьев К. Ученый идет к «неформалам»// Комсомольская правда.-1987.-11дек.
8. Ashter. Обзор готической моды.// Gothland (первый российский готический журнал) №3 май июнь 2005, с. - 56-63
9. Барановский Н. Искусство татуировки. М.: Славянский дом книщ2002.-192с.
10. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: изд. им. Сабашниковых, 2003.- 512 с.
11. Басин Е.Я., Краснов В.М. Гордиев узел моды. // Мода: за и против. Ред. В.И. Толстых.- М.: Искусство, 1973. с.40-67
12. Батракова С.П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. М.: Наука.2002.-215 е., ил.
13. Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: От Сезанна к Пикассо.- М.: Наука, 1996. 176с.
14. Беликов С. Бритоголовые. Все о скинхедах. М.: 2002.- 175с.
15. Бобринская Е. А. Футуризм. М.: Галарт, 2000, - 192 е., ил.
16. Бобринская Е. А. Футуризм и кубофутуризм: альбом- М.: Галарт, ОЛМА-ПРЕССДООО.- 174с.,ил.
17. Бурлака А.П., Запесоцкий А.С. В ритмах эпохи: Очерки истории музыки «рок». С.- Петерб. Гуманитарный ун-т профсоюзов.- СПб ГУЛ, 1994,-85с., ил.
18. Булычев И.И., Булычева Л.И. О сущности и тендерных проявлениях моды. От мужских и женских к гендерным исследованиям. ТамбовД001.-196с.
19. Бутахин О. Кто такие рокеры? // Аргументы и Факты.- 1987.-№44.
20. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург: изд. Уральского университета, 2001- 288с.
21. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни.- М.: Новое литературное обозрение, 2005. -640с.,ил.
22. Вайнштейн О.Б. Одежда как смысл: идеологемы современной моды // Иностранная литература. -1993 .-№7.
23. Ватсон Ш. Бодо Ф. Дизайнер десятилетия или мадонна панков.// ELLE.- 1996/97.декабрь-январь.- С. 78-82
24. Веклич С.Н. Великие кутюрье и дизайнеры Х1Х-ХХ века.-Комсомольск -на-Амуре: изд. КГПУ,2001.-ч.1-70с., ч.2-74с.,ил.
25. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. СПб.: Мифрил, 1994-176с.
26. Власов В.Г. Стили в искусстве. Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: Словарь: (в 2 т.).- СПб.: Кольна, 1995. Т.1.- 672 е., ил.
27. Всемирная энциклопедия: Философия.- М.: ACT, Минск.: Харвест, Современный литератор, 2001.- 1312 с.
28. Галкина Т.В., Третьякова Т.Н. Влияние истории и культуры на формирование костюма, учеб. пособие. М-во общ. и проф. образования Рос. Фед. Челябинск: изд. ЮУРГУ, 1998.- 90с.
29. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. / пер.с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня-3 изд.- М.: Стройиздат, 1984.- 455 е.,ил.
30. Горбачева Л.М. Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро.-М.: ГИТИС, 1996.-220с.
31. Горбачева Е.Г. Популярная история музыки. -М.: Вече,2002. 511с., ил.
32. ГотикаХ)агк Culture // Забриски Raider. -2001.-№ 13, весна-лето-С.111-115
33. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения.-М.: Наука, философия, социология, психология и право, 1994.-159 е., ил.
34. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. -208 с. ил.
35. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон - Пресс - Ц Кучково Поле, 2000. - 302с.
36. Грибанов В.В., Грибанова Г.И. Инициативные, самодеятельные молодежные движения. РСФСР: Общество «Знание», 1991.- 85с.
37. Гуревич П.С. Проблема субкультур в современной зарубежной культурологии. -М.: Академия наук СССР, институт философии,1987.- 152 с.
38. Гуревич П.С. Субкультура. //Культурология XX век: Словарь- СПб.: Ун-т. Кн. 1997.-С. 89.
39. Дергунова Л.А. Мода в условиях массовой культуры: Автореф. дис. канд.филос. наук.- Ростов, 1998.-22с.
40. Дженкс Ч. Язык архитеюуры постмодернизма. М: Стройиздат, 1985,- 136с.
41. Дзеконьска Козловска А. Женская мода XX века.- М.: 1977.- 296 е.,ил.
42. Добросмыслова И.Г., Молодежная мода как культурно- эстетический феномен второй половины XX века.: Авгореф. дис. канд. философ, наук- М.ДЮ2.-21с.
43. Европейская художественная культура XX века: панорама уходящего столетия./Материалы международной научной конференции (СПб 3-5 ноября 1997 г.) / Отв. ред. к. иск. О.И. Пршыкина.- СПб: изд. РГТ1У, 1999.-124с.
44. Ермилова Д. Ю. История домов моды: Учеб. Пособие для высш. учебн. заведений.- М.: Изд. Центр Академия,2003.-288с., ил.
45. Жидков B.C., Соколов КБ. Искусство и картина мира. СПб.: Алтейя, 2003.- 464с.
46. Жуховницкий JI.A. Между пьяццо и палаццо.- М.: Правда, 1991.-149с.
47. Заплетина Н.И. Мода как фактор формирования культуры внешнего облика молодежи в условиях клуба: Авгореф. Дис.пед.Наук-Л. 1991.-21с.
48. Запесоцкий А.С., Файн А.П. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений.-М.: Профиздат, 1990.-224с.,ил.
49. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств.- М.: ФОЛИО АСТД000.- 248с.
50. Затулий А. И. Костюм в социокультурном контексте авангарда: монография.- Хабаровск: Изд. ДВГУПС, 2005. 198 е., ил.
51. Затулий А.И. Костюм в контексте авангардистских течений: Учеб.пособие.- Комсомольск-на-Амуре гос.техн. ун-т, 2002. 139 с.
52. Затулий А.И. Костюм и авангардистские течения искусства XX века.// Вестник ГОУВПО изд. КнАГТУ,- Социально-экономические аспекты развития Дальневосточного региона Комсомольск -на-Амуре, 2002.- Вып. 3.- С. 3-7
53. Затулий А.И. Поп культура и ее отражение в искусстве костюма// Гуманитарные науки: научно-теоретические и логико- методологические аспекты: материалы науч.-практич.конф. - Комсомольск-на-Амуре: Изд. КнАГТУ ,2002.- С.95-98
54. Захаржевская Р.В. Мода и гуманизм.// Мода: за и против. Ред. В.И. Толстых М.: Искусство, 1973. - С.77-104
55. ЗелингШ.МОДА.Век модельеров.1900-1990.-KONEMANN,2(X)().-655 с.
56. Зиммель Г. Избранное. Созерцание жизни. Т.2.-М: Юрисгь,1996 607 с.
57. Зимин С.М., Мотяшов А.П., Романов В.М. Молодежная мода и торговля.-М.: Знание, 1988,- 156с.
58. Ивченков С.Г. Неформальные объединения. Проблемы участия молодежи.: Автореф. уч. ст.канд. фиолсоф. наук- Саратов, гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. 1991.- 17с.
59. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. / Гоулд Д., Джоунс Р., Мейсон Э., Стюарт Р., Хоукс Н.; под ред. Стюарта Р. пер. с англ. М.: БММ АО, ТЕРРА- Книжный клуб, 1998.-224с., ил.
60. Ильин И.П. Постмодернизм от истока до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.- 255с.
61. Ильичева Е.В. Формирование стиля в проектировании европейского костюма XX века.: Автореф. дис. канд. тех-х наук.- М., 1999.-15с.
62. История мирового искуссгваУ Под ред. Е.Сабашникова. -М.: БММ АО 1998.-718с.
63. История моды с XVIИ по XX век. Коллекция Института костюмов Киото./ Акико Фукай, Таммами Суо, Микки Ивагами, Рэйко Кога -TASCEN / APT- РОДНИК, 2003.- 735с.
64. Кавелиус А. Татуировки, боди-арт, пирсинг. Пер. с нем. Н.Панкратовой.- М.: ACT; Астрель,2001.-112с.
65. Калашникова Н.М. Народный костюм.- М.:Сварок и К, 2002.-374с.
66. Каптерева Т. Дадаизм и сюрреализм// Модернизм. Анализ и критика основных направлений.- М.: Искусство, 1980.- С.30-57
67. Карцева Е. Кич или торжество пошлости. -М.: Искусство, 1977.- 186с.
68. Керуак Дж. На дороге. Мэгги Кэсеиди. Эссе. М: Просодия, 2002.- 460с.
69. Килошенко М.И. Психология моды: Учеб. Пособие для вузов. 2-е изд., испр.-М.: Изд. Оникс, 2006. 320с., ил.
70. Килошенко М.И. Психология молодежной моды. // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. Материалы Российской ювенологической научно-практической конференции СПб.:1998г.- 184с (61).
71. Кирсанова Р. Стиляги. Западная мода в СССР 40-50-х годов.// Родина.-1998.-№8.-С.73-75
72. Козлова Т.В. Ильичева Е.В. Стиль в костюме XX века. Учеб. Пособие для ВУЗов Ml ТУ им. Косыгина группа «Совъяж Бею», М.: 2003- 160с., ил.
73. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система:конспект лекций.- М.: МТИ,1980.-68с.
74. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. Пер. с англ. А.Г. Ракина под ред. Е.И. Старьевой.- М.: Языки русской культуры. 1999.- 328с.
75. Короткова М.В. Культура повседневности: история костюма.- М.: ВЛАДОС,2002.-300с.
76. Кон И.С. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология. // Человек.- М.,- 2001.- Вып. №5.-.С-35-38
77. Кусков С. Палимпсест постмодернизма как «сохранение следов традиции» // Вопросы искусствознания М.: 1993. -№ 2-3.- С.218-224
78. Куликов В. Они такие, потому что.// Семья и школа.-1987,- №12.- С. 10-13
79. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. 2-изд- М.: Политиздат, 1980.-272с.,ил.
80. ЛадаткоА.А. Неформальные молодежные объединения. (Библиотечка мастера производственного обучения по воспитательной работе с учащимися провтехучилищ) М.: Высшая школа,1991. - 47с.
81. Левикова С.И Молодежная культура. М.: Вузов. Кн. ВУЗКОН2002. -359с.
82. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века./ Под общ. Ред.В.В. Бычкова.- М.: РС)ССПЭН,2003.- 620с.
83. Лихачев Б. «Неформальные» молодежные объединения. // Воспитание школьников. 1987.-№5.
84. Лоренц К.Ц. Оборотная сторона зеркала: пер. с нем./ Под ред.А. Гладкого.- М.:Республика, 1998.- 488с.
85. Луков В.А. Социальная экспертиза,- М.: ИМ, 1996. 142с.
86. Луков В.А. Ковалева А.И. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999 350с.
87. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. -СПб: Алегейя, 2000 246с.
88. Маргинальное искусство. Сб. статей МГУ им. М.В. Ломоносова. Философ, фак. каф. Эстетики. /Ред. А.С. Мигунов. М.:изд. Московского университета, 1999.-159с.
89. Мариничева О. Металлический мальчик// Комсомольская правда.-1987.-29 янв.
90. Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. М.: Молодая гвардия, 2003.- 320с.
91. Масленцева Н.Ю. Молодежная мода в одежде в условиях современной России (социологический анализ): Автореф. дис. канд. социол-х наук.-Екатеринбург,2003 .-21с.
92. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энц. Словаря,-СПб.: 2000.- Т. 1 -255с., Т2-552 с.
93. Мид М. Культура и мир детства.- М.: Наука, 1998.-324с.
94. Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. -М.: Согласие, 1997. 328 е., ил.
95. Мода и стиль. Современная энциклопедия Аванта+/ под ред. В.В. Володина. -М.: Аванта+, 2002.- 480 с.
96. Мода: за и против /ред. и сост. В Л Толстых.- М: Искусство, 1973. 288с.
97. Молодежный экстремизм/ под ред. А.А.Козлова.- СПб.: Изд-во Санкт Петербургского ун-та, 1996.-144с.
98. Молодежные движения 1968 г. в ФРГ. Нам нужен «свой 1968» или размышления о западной модели общества. Кочагина М.// Век XX и мир.-1992.-№3.- С.12-15
99. Молодежные субкультуры./ Т.Г.Исламшина, Р.С. Цейтлин, A.J1. Сагалаев, С.А. Сергеев и др.;под ред. д.соц.н. проф. Т.Г. Исламшиной и д.ист.н. проф. Цетлина Р.С.- Казань: Изд-во Казанского гос. технол.ун-та, 1997-115с, ил.
100. Моль А.,Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. пер. с англ. К.О. Эрастова и Н.М.Нагорного.-М.: Мир, 1975.-560с.
101. Мяло К.Г. Под знаменем бунта: Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-1970-х годов.-М.: Мол.гвардия, 1985.-229с.
102. Мяло Н. Кто выковал «металл»? // Комсомольская правда.- 1987.-5 сенг.
103. Нерсесов Я.Н. Они определяли моду.- М.: ACT Астрель, 2005.- 462с.
104. Новгородцев С. Рок-посевы,- М.:1995.- Т.1 Классика.- 350с.
105. Оборонко В.И. Западные молодежные субкультуры 80-хг.г. Научно-аналитический обзор, серия «Молодежь и общество» АН СССР.- М.: ИНИОН, 1990.-32с.
106. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере.- М.: Педагогика, 1990.- 188с.
107. Оргтега и -Гассет X. Восстание масс. - М.: Весь мир,2001.-460с.
108. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды./Сост.А. М.Руткевич М.: Весь мир, 2000 (второе изд.).- 704с.
109. Орлова JI.B. Азбука моды М.: Просвещение, 1989.- 176с., ил.
110. Орлова JI.B. Мы и мода.- М.: Знание, 1982,- 148с.
111. О' Хара Крейг. Философия панка: больше, чем шум. Пер. О.Аксютина, А.Артюх и др.- М.: НОТА-Р, 2003.- 206 е.,ил.
112. Панарин А.С. Контркультура предтеча духовно-этической революции современности/УКонтркультура и социальные трансформации: Сб. тезисов.- М.: 1988.- С. 35-36
113. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования,- М.: Русский мир, 1996.- С. 129
114. Петров Л.В. Массовая коммуникация и искусство Л.: СПбГУКИ, 1976.-159с.
115. Петров Л.В. Феномен моды в процессе межличностного общения в кн. Категории этики и эстетики.- Л.: 1973.- 128с.
116. Пиас Жозе Мачадо. Переходный период и молодежные культуры: формы и перформансы. //Международный журнал социальных наук.-2000.-№31 (ноябрь).- С. 109-124
117. Плотников А.В. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов формирования молодежной культуры.: Автореф. дис. социал. наук- М, 1992.-21с.
118. По неписанным законам улицы./Сост. Ю.М. Хотченков.- М.: Юридическая литература, 1991 .-432с.
119. Почему существует мода? Социально-психологическое исследование.-М.: Центр Благо,2001.-89с.
120. Приходят хиппи, (перевод из «Ньюсвик» «Панорама» Италия май, 1967)// Забриски пойнт.- 1993.- №1.- С.4
121. Психологические проблемы молодежных объединений. Сб. научных трудов/ редколл.: Д.И. Фельдштейн, Л.А. Радзиховский, А.И. Мазурова.-М.: АПН СССР,1988.-379с.
122. Робар М, Тильман Ф. Психология индивида и группы. -М: Прогресс, 1988.-234с.
123. Русакова М. Лицо сцены //HARPER'S BAZAAR.- 2000.- апрель-С.53-56
124. Рюмина М.Т. О маргинальном характере гротеска. //Сб. Маргинальное искусство. /Сост. А.С. Мигунов.- М.: изд. Московского университета, 1999.- С.35-48
125. Солдатенков Н. Кто и почему слушает «металл»? //Аргументы и Факты.- 1987.-№6.
126. Солдатенков Н. «Металл» защита или нападение?//Аргументы и Факты-1987.-№9.
127. Супрун А.И. Филановский Г.Ю. Почему мы так одеты?- М.: Молодая гвардия, 1990.-190с.
128. Сурио Э. Историко стилистические категории. пер.К.З.Акопяна. /Современная западно-европейская и американская эстетика. Сборник статей.- М.: Книжный дом «Университет», 2002.- С.70-97
129. Сюрреализм и авангард. Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в институте мировой литературы.- М.: ГИТИСД999.- 180с.
130. Таирова А. Сатанисты. // НародникЪ.- 2003.- 3 окт.- С. 10
131. Такер Э., Кингсвелл Т. История моды. М.: ACT-Астрель,2003.- 354с.
132. Тард Г. Законы подражания. СПб,1982.
133. Татуировка.- Ростов-н/Д.: Владис,2002.-192с.
134. Терешкевич Т.А. Словарь моды.- Мн.: Хэлтон,2000.-464с.
135. Толстых В.И. Мода как социальный феномен/ Мода: за и против. /Ред. В.И. Толстых.- М.: Искусство, 1973. с.7-39
136. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. Информ. Материалы.АН СССР, инст-т социологии -М.: ИСАН, 1991.-46с.
137. Тоффлер О. Футорошок. СПб.: Лань, 1997. -461с.
138. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление: Авториф. дис. канд. социол. наук.-Свердловск, 1990.-21 с.
139. Хабермас. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб: Наука,2000.- 280с.
140. Хайдеггер М. Бытие и время.- М.: Ad. Marginem, 1997.-357с.
141. Харчев А.Г. Мода и искусство./Мода: за и против./ Ред. В.И. Толстых М.: Искусство, 1973. 105-128с.
142. Хиллер Б. Стиль XX века.- М.: CnOBC)/SLOVO,2004. -240с., ил.
143. Хойбнер Т. Вызов неприкаянных. Модные волны и молодежные течения хиппи, панки, рокеры. - в зап. мире. Пер. с нем./ Науч.ред. А.Ефремов.- М.: Молодая гвардия, 1990.- 301с.
144. Хойзинг Й. Человек и культура.//Современная западно-европейская и американская эстетика. М.: Книжный дом «Университет», 2002.-С.57-68
145. Художественная жизнь современного общества. (4 Т.)/ Ред. А.Я. Рубинштейн. СПб: Рос. Академия наук, Гос. ин-т искусствознания, 1996. Т1:Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К.Б. Соколов Спб: Дмитрий Буланин, 1996 -235с.
146. Художественная культура XX века. Развитие пластических искусств./Ред. В.В. Ванслова, В.П. Толстого, Д.О. Швидковского.- М.: Русское слово,2002.-187с.
147. Черданцева И.В. Ирония от понятия к методу философствования, или до чего доводят философов насмешки.- Екатеринбург: Российское Философское Общество, 1999.- 161с.
148. Шапко В.Т. Актуальная культура российской молодежи.: Автореф. канд. культ.-х наук,- Екатеринбург, 1997.-21с.
149. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы 1986-1989 г.г. Российская Академия Наук. Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунтскамера) СПб.: Наука, 1993.- 340с.
150. Элькина З.Б. Мода и ее социальная роль.: Автореф. дис. канд. социол-х наук. СПб., 1974.-21с.
151. Эриксон Э.Х. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ./ общ. Ред. и прелдисл. А.В. Толстых.- М.: Прогресс, 1996.-340с.
152. Эриксон Э.Х. Детство и общество (библиотека зарубежной психологии) пер. с англ. и науч. ред. к.психол. н. А.А. Алексеева- 2 изд. перераб. и допол. СПб: Ленато и др., 1996,- 589с.
153. Эстетика. / Ред. А.А. Радугин.- М.: ЦЕНТР, 1998.-240с.
154. Bolton A. Men in skirts. London:V&A Publications, 2002.-144p.
155. Boucher F. A History of Costume in the West. London: THAMES AND HUDSON,-45 5 p.
156. Brake M. The Sociology of Youth Culture and Youth Subculture. -London- Boston-Henley: Routledge&kegan Paul, 1980.- 458p.
157. Breward C. Fashioning London. Clothing and the modern metropolis. -OXFORD NEW YORK, 2003.- 223p.
158. De la Haye Amy and Dingwall Cathie. Surfers Soulies Skinheads & Skaters. Subcultural style from the forties to the nineties. London:V&A publications, 1997.-76p.
159. FASHION END STYLE: THE BEST FROM 20 YEARS OF I-D/ Edited by T.Jones.- TASHEN, 2001.-807p.
160. Icons of fashion the 20th century/ edited by G. Buxbaum.-Munich, Berlin.London. New York: PRESTEL, 2005.-192p.
161. Mcdermott С. Made in Britain. London: Mitchell Beazley, 2002.- 436p.
162. Rhodes Zandra a lifelong love affair with textiles./ Cataloguing/ Ed. G.Monsef- London: Antique Collectors' Club. And Zandra Rhodes Publications Limited, 2005.-159p.
163. Polhemus T. Street Style from side walk to catwalk.- London: THAMES AND HUDSON LTD,1994.-144p.
164. Polhemus T. Style surfing what to wear in the 3rd millennium.- London: THAMES AND HUDSON LTD, 1996.-144p.
165. Quilleriet Anne- Laure. The leather book. New York: ASSOULINE, 2004.- 400p.
166. Roszak Th. The maiking of counter culture: Reflection on the Technocratic Society and its Youthful Opposition. Garden City -New York: Doubleday, 1969.- 185p.
167. Roszak Th. PersonalPlanet: The Creative disintegration of industrial society. Garden City New York: Anchor Press Doubleday, 1978.-217p.
168. Stegemeyer A. Who's Who in Fashion. New York: Fairchild Publication, 1996-648p.
169. Shoichi Aoki. Fruits.- London: Phaidon Press Limited, 2004.-250p.
170. Wilcox C. Vivienne Westwood. -London: V&A publications,2004.- 180p.