автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Феномен моды в СМИ 1990-х годов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Зайдема-Слотина, Наталья Геннадьевна
Введение
Содержание
Глава I.
МОДА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. 28
§ 1. Мода и ее функциональное значение
§ 2. Обзор основных теоретических концепций, связанных с развитием моды в одежде
Глава II.
ИСКУССТВО МОДЫ КАК ТЕМА В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ
§ 1. Становление и развитие модных журналов XVIII - начала XX веков
§ 2. Основные тенденции развития темы модной одежды в советской прессе
Глава III.
ВОПРОСЫ МОДЫ НА СТРАНИЦАХ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
1990-Х ГГ.
§ 1. Многофункциональный подход к освещению проблем моды в газетах а) «Коммерсант» б) «Сегодня» в) «Московский комсомолец» г) «Комсомольская правда» д) «Московские новости»
§ 2. Журнальная пресса: характеристика и анализ темы мода а) Общественно-политический журнал «Огонек» б) Семейный журнал «Домовой» в) Журналы, преимущественно адресованные мужчинам: «Амадей», «Ом», «Империал», «Матадор» г) женские издания: «ELLE», «Harper's Bazaar", "Cosmopolitan" д) журналы мод: "Vogue" и "L'Officiel"
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Зайдема-Слотина, Наталья Геннадьевна
В последнее десятилетие СМИ в России образовали новую разветвленную сеть периодических изданий, заметно расширилось функциональное многообразие прессы, преобразовалась типологическая и тематическая структура изданий, перераспределилась читательская аудитория.
Среди тем, значительно выдвинувшихся за последнее десятилетие, можно назвать и тему "искусство моды", трансформировавшуюся из прикладной тематики "последних полос", из Золушки отечественной доперестроечной печати, в тему универсальную, имеющую отношение и к определению места человека в социальной жизни, и к проблеме его самоидентификации.
Мода в наши дни занимает особое положение: она образовывает социокультурное пространство, где отражается образ человека. Феномен моды оказался в центре внимания многих гуманитарных наук: психологии, философии, социологии, политологии, культурологии, экономики, искусствознания.
Возникший в начале 1990-х гг. обостренный интерес к моде как к проявлению закрытого ранее для советского человека "западного образа жизни" привел к тому, что в современном обществе образовалась широкая аудитория читателей, сложился целевой информационный рынок, который нуждается в публикациях, связанных с модой.
Анализ, проведенный в данной диссертации, убедительно показывает, что современная отечественная пресса не эпизодически и случайно, но целенаправленно занимается проблемами искусства моды. Специфика ситуации на российском потребительском рынке моды вызывает и специфические формы освещения этой темы в СМИ.
Актуальность настоящей работы обусловлена остротой проблем, связанных в назревшей необходимости для практиков и теоретиков СМИ выявить, классифицировать и проанализировать публикации о моде в отечественной печати 1990-х гг. Подобное системное исследование в российской науке о журналистике до сих пор не проводилось.
Объектом данного исследования является, в первую очередь, российская периодика 1990-х гг. с различной типологической маркировкой и тематикой, помещающая на своих страницах публикации о моде.
В исторической части диссертации объектом исследования стали также русские журналы XVIII — XX вв.
Предмет исследования — феномен моды как социокультурное явление в зеркале российской периодической печати 1990-х гг.
Целью данного исследования является, с одной стороны, обнаружение и обозначение стоящих за информационными и аналитическими материалами о моде социальных, психологических и экономических проблем современного российского общества; с другой стороны, анализ "сильных" и "слабых" сторон публикаций по данной тематике, "точность" или "размытость" их адресации, стилевое соответствие теме.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи исследования: определить моду как социокультурное явление, раскрыть ее основные функции в современном обществе; проанализировать теоретические концепции моды, существующие в гуманитарных науках: философии, психологии, культурологии, социологии, истории искусства; исследовать предпосылки и определить время возникновения темы "модной одежды" в периодической печати Западной Европы и России; выявить основные тенденции освещения темы "искусство моды" в русской периодической печати XVIII - нач. XX вв., в советской прессе 1920-1980-х гг.; выделить и охарактеризовать изменения в подходе к этой теме в российской прессе 1990-х гг., определить влияние основных типообразующих факторов периодической печати (характер аудитории, характер публикации, целевое назначение издания) на типологическую структуру прессы, пишущей о моде; выявить наиболее продуктивный набор типов изданий в условиях современного общества; охарактеризовать нынешнюю ситуацию и перспективы развития данных типов изданий; исследовать содержательную сторону статей о моде, степень приоритетности различных тем и проблем, стилевые особенности; дать заключение об освещении темы "искусство моды" в отечественных СМИ на современном этапе и о возможных путях дальнейшего развития данной проблематики.
Научная новизна исследования заключается в том, что феномен моды, отраженный в отечественных СМИ 1990-х гг. как одна из сторон российской действительности, впервые в теории и истории журналистики стал предметом специального анализа.
Теоретическое значение диссертации в рассмотрении моды как системного объекта, формирующегося и развивающегося под воздействием множества факторов. Исследована и другая сторона проблемы: влияние публикационных материалов СМИ на развитие "индустрии моды". Результаты анализа могут быть использованы как в практической журналистике, так и в теории СМИ для дальнейшего изучения освещения феномена моды в периодической печати.
Степень разработанности темы. До сих пор в отечественной науке не было специальных монографических работ, посвященных данной теме. Однако за последнее десятилетие образовалась довольно обширная литература по истории и теории моды, с одной стороны, и типологии печати, с другой. В процессе изучения исследуемой темы автор диссертации стремился учесть и использовать теоретические достижения научной мысли как российских, так и зарубежных ученых, опираясь на разработанную ими методологию.
Теоретической и методологической базой исследования стали труды по проблемам типологии печати, организации системы СМИ А.Г.Бочарова, Я.Н.Засурского, Б.И.Есина, И.В.Кузнецова, Р.П.Овсепяна, Е.П.Прохорова, М.В.Шкондина.
Вторым блоком литературы явились монографии по истории костюма Р.М.Кирсановой, М.Мерцаловой, Н.М.Тарабукина, А.Дзеконьска-Козловской, Н. Могпз'а, Р.Норрег'а.
Третий блок составляет зарубежная литература, посвященная философскому, социологическому, культурологическому и психологическому анализу феномена моды: работы Г.Тарда, Г.Спенсера, Г.Зиммеля, Т.Веблена, А.Богардуса, В.Зомбарта, Г.Блумера, Р.Барта, Ж.Бодрийяра, М.Томаса и др.
Методы исследования проблемы включают системный подход к анализу изучаемого объекта, метод социологического исследования, метод качественного и сравнительно-исторического анализа.
Эмпирическую базу диссертации составили публикации о моде в следующих российских изданиях XVIII — XX вв.: "Полезное увеселение", "Московский Меркурий", "Московский телеграф", "Библиотека для чтения", "Современник", "Модный магазин", "Венский шик", "Парижанка", "Модный свет", "Денди", "Gentleman и моды", "Искусство одеваться", "Ателье", "Декоративное искусство СССР" и др.
Среди периодических изданий 1990-х гг. автор диссертации выделяет, прежде всего, газеты "Сегодня", "Коммерсантъ daily", "Московский комсомолец", "Комсомольская правда", "Московские новости" и журналы: общественно-политические — "Огонек", семейные — "Домовой", журналы для мужчин — "Амадей", "Ом", "Матадор", "Империал" и переводные для женщин — "Harper's Bazaar", "Cosmopolitan", "Vogue", "Officiel".
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях "Журналистика в 1998 г." (МГУ им. М.В.Ломоносова, ф-т журналистики, 1998), "Журналистика в 1999 г." (МГУ им. М.В.Ломоносова, ф-т журналистики, 1999), а также в публикациях по теме работы. Диссертация обсуждена на кафедре литературно-художественной критики и публицистики и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен моды в СМИ 1990-х годов"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении 1990-х годов, российские СМИ начинают играть принципиально новую роль важнейшего института социальной коммуникации, формирующего картину реальности. В этот период в системе средств массовой информации произошли кардинальные преобразования, связанные с переменами в экономической, политической, социальной и духовной структуре общества.
За 1990-е годы сформировались новые модели функционирования СМИ. С переходом России от тоталитаризма к демократии, от авторитарной журналистики социалистического типа печать начала развиваться на принципах свободы. Освобождение прессы стало началом интенсивных духовных поисков, в ходе которых общество искало новые идеалы и ценности.
Значительно выдвинувшаяся за последние десятилетие тема «искусство моды», трансформировалась из прикладной тематики «последних полос» в тему универсальную. Сложился определенный целевой информационный рынок, который нуждается в публикациях связанных с модой. Об одежде, имидже, модельерах, о домах высокой моды начинают писать многие издания. Мода в СМИ, отчасти, стала решать такую проблему нового общества - как формирование идентичности читателей.
Результатом политического плюрализма стала дифференциация аудитории по мировоззренческим взглядам, общественно-политическим ориентациям. В ходе реформирования общества характер аудитории активнее влияет на тематическую структуру прессы. Культурные потребности аудитории, ее интеллектуальные возможности обусловили наличие аналитической и «бульварной» прессы. В 90-е годы произошел процесс трансформации молодежных изданий под влиянием новой культурной модели. Изменение социальной структуры общества привело к появлению высокодоходных групп, готовых к потреблению дорогих иллюстрированных журналов, образованию новых социальных слоев - к примеру, бизнесменов и предпринимателей, чьи профессиональные интересы нуждаются в информационном обеспечении. Таким образом, под воздействием новых и многообразных потребностей аудитории появились новые типы газетно-журнальной периодики. Возникло огромное количество изданий с разной типологической структурой.
О моде как об культурном, общественном явлении, на протяжении 90-х писали не только специализированные издания (журналы мод или женские журналы), но и общественно-политические, молодежные, семейные, деловая пресса. Для изданий с различной типологической маркировкой мода представляет интерес как способ обработки социальной информации, как периодическая смена объектов выбора. Долгое время модный костюм был средством выражения социального равенства, многие издания, как правило, не упоминали в своих материалах о тенденциях моды. Однако в связи с развитием новых социальных ценностей, возникла потребность идентификации человека, его внешнего образа в социальном мире.
В период реформирования общества возросло влияние аудиторного фактора на процессы формирования изданий. Наряду с сохранением традиционной сетки изданий происходит интенсивное и неуправляемое заполнением тех «ниш», которые не покрывались прежней системой СМИ. Это заполнение диктуется потребностью удовлетворять многообразные интересы личности.
Образовалось несколько основных типов изданий, пишущих о моде -семейный, элитарный, молодежный, женский, журналы мод. Мода в журналах подается не просто как вещь определенного размера, цвета, фактуры, а как желаемый образ социального статуса, межличностных отношений и т. д. Фотографы и дизайнеры озабочены не столько показом всех черт модели, сколько созданием вокруг нее виртуальной социальной среды. Включаясь в процесс смены модных образцов, люди не столько приобретают и используют вещи, сколько приводят в движение модели социальной реальности. Мода, поскольку она становится индустрией, есть процесс воспроизводства социальной реальности в виде ее симуляции.
С вторжением иностранного капитала на наш рынок получили распространение международные издания, пишущие о моде, в массе своей дочерние предприятия американских и европейских издательских домов. Среди них самые известные проекты группы "Independent media", главным срезом содержания изданий нового типа для российского читателя стал стиль жизни современного человека. Журналы представили синтез зарубежной журналистики и журналистики России. Эти издания создаются по образцу своих зарубежных «родственников», сохраняя заимствованную структуру, дизайн, процентное соотношение переводных материалов и написанных российскими журналистами строится в различных изданий по-разному.
В 90-е годы появилась самостоятельная группа читательской аудитории, обладающая специфическими интересами, потребностями и запросами, в России становится востребованным и актуальным еще один новый "глянец" - журналы, адресованные преимущественно мужчинам. Таким образом, события 90-х годов делают очевидным факт, что издания, адресованные мужчинам имеют устойчивую тенденцию роста. Конкурентная борьба между ними вызывает необходимость профилирования этих изданий, т.е. корректировки типологической модели.
Солидную нишу на российском информационном рынке обрели молодежные издания. Можно сказать, что они в современной социокультурной ситуации выполняют двойственную функцию. Во-первых, возникнув и развиваясь во время очередного этапа ускоренной модернизации и формирования общества, выполняют некие образовательные, воспитательные функции. Во-вторых, будучи коммуникативным посредником в молодежной среде, распространяют новейшие образцы молодежной моды.
Публикации о моде выполняли роль «просветителя», чтобы читатель был в курсе событий мира моды, утверждая в читательской среде внешние культурные ценности. В 90-е годы в СМИ значительно расширился круг тем, посвященных моде. На страницах изданий появляются такие актуальные темы, как мода и политика, бизнес и мода, мода и эротика. Поднимаются проблемы моды «от кутюр», а также взаимосвязь высокого искусства и массового. Раскрываются психологические функции современной моды. Таким образом, журналисты выделяют в качестве предмета специального анализа различные функции моды.
Во многих изданиях появляются собственные полосы, посвященные теме мода. Это событие еще раз подтверждает тот факт, что мода в жизни современного человека, да и в обществе в целом играет важную роль.
В 90-е годы произошло заметное расширение функционального многообразия СМИ, усилилась дифференциация подачи материалов в рамках одного издания. Претерпела изменения и жанровая структура изданий, пишущих о моде. Рост потребностей в событийной и иной оперативной информации о моде актуализирует информационные функции СМИ, в связи с этим расширился объем публикаций репортажного, новостного, событийного характера. Также на первое место вышли интервью, обзорные статьи с показов мод. Во многих изданиях предметно-тематическая структура рассматривается как системный объект, формирующийся и развивающийся под влиянием информационных потребностей аудитории, ее различных групп, под воздействием условий общественной жизни, а также концепций, целевых программ различных субъектов массового информационного процесса, обусловленных экономическими, организационными, творческими и иными факторами.
Наш анализ показал, что аналитические, серьезные публикации о моде больше всего встречаются в общественно-политических изданиях и деловой прессе. Их роль заключается в том, чтобы с помощью анализа, расследований, выявления скрытых причин и мотивов, прояснения сложных взаимосвязей, помочь читателю осознать сложное явление моды. Журналистика подобного рода пишет собственную "пьесу" с целью просвещения публики, а не просто служит сценой для саморепрезентации заинтересованных сил.
Для аналитических статей о моде необходимо использовать сразу несколько источников информации. Тем не менее, журналисты, особенно если это журналисты, не специализирующиеся в области моды, ограничиваются лишь одним или двумя источниками. Иными словами, журналист довольствуется лишь тем, что скажет его источник информации. Если источник преследует свои интересы или дает неверные сведения, то он может легко ввести в заблуждение журналиста и, следовательно, его читателей. Российская академия бизнеса и моды планировала создать специальный факультет для обучения журналистов, пишущих на тему моды, но эта акция пока не нашла экономической поддержки.
На протяжении 90-х годов происходит также изменение информационного производства и под влиянием массовой культуры и новых технологий. Деидеологизация прессы в России 90-х достаточно ясно демонстрирует наступление массовой культуры на СМИ. Помимо фрагментарности массового сознания, это достаточно ясно начинает отражаться и в текстовой структуре, произошла своеобразная персонификация. Стихийное существование массовой культуры в рамках конкретного издания приобретает четкие формы, превращающиеся в идеологию, становится более эффективным способом воздействия на аудиторию. Таким образом, пресса массовой культуры стала практически новой, не имеющей предшественника в прессе советского времени тип периодических изданий. В таких изданиях отличается синдром развлекательной и обзорной функции, при полном исключении аналитической функции и зачастую со слабо выраженной функцией информирования о событиях. В таких изданиях мода рассматривается как одна из форм развлечения. Для читателей таких изданий мода является погоней за удовольствием, поэтому процесс потребления одежды трансформируется в вид развлечения.
Внедрившийся в прессе рекламно-практический стиль часто не оставляет места аналитическим проблемным материалам. Определенная часть СМИ, освещающая события в мире моды обслуживает корпоративные интересы определенных групп, конкурирующих в сфере публичной саморепрезентации. Журналисты зависят от материалов, предоставляемых пресс-службами домов мод, компаний, проводящих модные показы, недели высокой моды, которые наращивают свой профессионализм в качестве поставщиков информации, в выгодном для себя ракурсе. Поэтому наблюдается некая схожесть публикаций в различных изданиях, отсутствие качественного подхода к событиям в мире моды, по сути дела происходит обмен заготовленными пресс-релизами.
Мода - тема иллюстративно выигрышная, можно использовать множество эффектных фотографий, поэтому нередко тема моды поддается в развлекательнорекламном аспекте. Что касается рекламной стороны, то нередко издания предоставляют печатные площади под скрытую рекламу без какого-то было регламентирования, где выступающий руководствуется собственными критериями. В этом случае, издание ограничивается ролью владельца сцены, готового сдать ее для представления любому исполнителю, лишь бы тот хорошо заплатил за аренду. В результате талантливыми и модными часто называется вовсе не те, кто ими на самом деле является. В этом случае, читатель становится заложником «псевдо-стиля» и невольным участником грандиозной рекламной компании.
Также экономические факторы подталкивают журналистику к роли агентства по сдаче в аренду своих площадей. Заинтересованные арендаторы -развивающие дома мод, крупные промышленные производители постоянно увеличивают свои рекламные бюджеты, в тоже время сами СМИ нуждаются во все больших доходах от рекламы, поскольку в конкурентной борьбе за аудиторию приходится затрачивать все большие средства. Поэтому растет зависимость СМИ от рекламодателей, при таких условиях единственным критерием журналистской работы становится прибыль, полученная за счет продаваемого тиража и доходов от рекламы. В области периодической печати эти тенденции проявляются прежде всего в падающем влиянии классического типа ежедневной газеты, стремящейся предоставить широкому кругу читателей серьезную и полную информацию об актуальных событиях локального, национального и глобального масштаба. Зато количество читателей и тиражи так называемых "специализированных" журналов непрерывно растут, которые стремятся соответствовать быстрому темпу нашего времени, подавая материал броско, лапидарно, в легко обозримом виде, с использованием богатого иллюстративного материала.
Желание многих изданий быть проводником модной жизни доходит до прямоты рекламного каталога: рассказ о коллекции одежды, зачастую демонстрируемой известными персонажами, неизменно сопровождается указанием цен и места, где можно купить тот или иной наряд. Читатель идентифицирует себя с очередным на страницах журналов «модным героем».
Таким образом, издание становится как бы связующим звеном, средством коммуникации между читателем и производителем.
Во многих глянцевых изданиях журналисты выступают лишь в роли транслятора, т.е. передают информацию о моде такой же, какой она поступает, без ее критического осмысления и переработки. Таким образом, журналист, ограничивающий свою работу селективными функциями. Все его искусство заключается в том, чтобы составить ту или иную смесь и дать к ней некую приправу. Многие издания воспринимают моду глазами обывателя и говорят о ней на самом тривиальной языке, что сейчас модно в некоем абстрактном высшем свете. Неплохо ориентируясь в царящих на Западе новых модных тенденциях, многие издания равняются под «чужой аршин» и равняют своих читателей, не регулируя и не анализируя уровень потока информации.
Проанализировав, каким читательским потребностям отвечают журнальные и газетные материалы о моде, раскрыв связь моды с читательской аудиторией, показав феномен моды, как социокультурный фактор автор надеется, что вывод, после ознакомления с работой, может быть однозначным: тема, нашедшая свое отражение в журналистике в свете новых перемен имеет огромное значение для культурного общества. Мода вышла на авансцену, стала сильно влиять на общественное мнение, она входит составной частью в наши нравы, пользуется большим спросом и является единственной знаковой системой, допускающая универсализацию. Поэтому мода в СМИ решает такую проблему нового общества - как формирование идентичности читателей.
Список научной литературыЗайдема-Слотина, Наталья Геннадьевна, диссертация по теме "Журналистика"
1. Адлер Б.Ф. Возникновение одежды. Очерк. СПб., 1903.
2. Акопов А.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону. 1995.
3. Алпатов М. Социальное значение костюма. М., 1950.
4. Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика, 1998. №3
5. Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988-1998 гг.) // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 1999 №1.
6. Алпатов М. Всеобщая история искусства, М.-Л., «Искусство», 1948.
7. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорация и рынок новостей. М.: Изд-воМГУ, 1991
8. Архипова Л.В. Мода и ее влияние на спрос населения. М., 1977.
9. Бастрюкин А. Ширяев Э. Мода, кумиры и собственное «Я». Л., 1988.
10. Бальзак О. Избранное. М., Мысль. 1984.
11. Бакшин В .В. Типологические характеристики еженедельника. Владивосток, 1984.
12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., Изд.: «Прогресс»,1994.
13. Бодрийар Ж. Главы из книги «О соблазне». Комментарии. 1995. №4.
14. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000
15. Богардус А. Мода и социальный фактор. // Научное обозрение. 1957. № 2.
16. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.
17. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии советских журналов. // Вест. Моск. Ун-та. Cep.ll. Журналистика 1973. №3.
18. Блинов Б.И. «По одежке встречают.» М., Мол. Гвардия, 1973.
19. Бурдье П. Социология политики. М., Мысль. 1993
20. Васильев А. Падения и взлеты большой моды. // Огонек. №15-16. 1994
21. Васильев А. Красота в изгнании. М. 1998.
22. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
23. Вещи вокруг нас. Сб. Статей. М., Знание, 1964.
24. Вигель Ф. Записки. М., 1928
25. Власть, зеркало или служанка? (Энциклопедия жизни современной российской журналистики). В 2-х томах. М., 1998
26. Воронин М.Л. Мода и время. Киев, Знание, 1985.
27. Воронова O.A., Смирнова О.В. Пресса центральная и местная: пересекутся ли две параллели? // Журналистика в 1998 году. 4.1 М., 1999
28. Всеобщая история моды. // Под редакцией Алпатова.
29. Гегель Г. Философия права. М., Мысль. 1990.
30. Гернер В.У. Проблема цветовых классификаций в примитивных культурах. // Сборник статей. «Семиотика и Искусствометрия.» Мир. 1972.
31. Генис А. Гипертекст- машина реальности. // Иностранная литература.1995. №4.
32. Генис А. Глас и слово // Иностранная литература. 1995. № 4
33. Генис А. Хоровод. Заметки на полях массовой культуры. // Иностранная литература. 1993. №7.
34. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения.35. М., Наука 1994.
35. Гуревич А.Я Категории средневековой культуры. М., 1984.
36. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? М., 1994
37. Градова К., Гутина Е. Театральный костюм. // Кн. 1: Женский костюм. М., 1994
38. Грабельников A.A. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1996.
39. Гребенина A.M. Журналы для семейного чтения // Вест. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. 1998. №2
40. Григорьева И.В. Эстетические проблемы моды. М., 1989
41. Гройс Б. Вечное возвращение нового. // Искусство. 1989. №10.
42. Гройс Б. Играем в чужую игру. // Искусство кино. 1994. №10.
43. Гройс Б. Утопия и обмен. М., L-Галерея
44. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1984
45. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? М., 1994
46. Гурбанов И.Г. Пресса как системный объект. М., 1998.
47. Гузявичуте P.A. Цикличность моды XX в. // Мода и промышленное моделирование одежды: Тезисы докл. на Всес. Научной конф. М., 197949. и др., 1993.
48. Дамские моды XIX века. Историко-художественная монография о женских нравах и вкусах. СПб., 1899.
49. Дзялошинская М.И. Штрихи к статистическому портрету российской52. прессы//Журналист. 1995. №1
50. Дзеконьска-Козловска А., Женская мода XX века, М., 1977.
51. Деннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. М.: Национальный институт прессы и Вагриус, 1998.
52. Дишер Ф. Моды и цинизм. СПб., 1879
53. Доклад о критическом состоянии российских средств массовой информации. М.: Союз журналистов России, 1997.
54. Дубин Б. Журнальная культура постсоветской эпохи.//Новое литературное обозрение. №4 1994.
55. Есин Б.И. Путешествие в прошлое (Газетный мир XIX в.) М., 1983
56. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М.: Высшая школа. 1989.
57. Ефремова Л.И. Из истории костюма. Париж и мода. М., 1983
58. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
59. Жанры советской газеты. М.: Высшая школа, 1972.
60. Журналист и пресса российской провинции. М., 1994.
61. Журналистика и социология. М.: Изд-во МГУ, 1995
62. Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М., 1998.
63. Журналистика в переходный период. Ч. V. М., 1997.
64. Засурский И.И. Западники и почвенники: новые российские газеты середины 90-х // Журналист. 1997. №2
65. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во МГУ, 1999
66. Засурский Я.Н. Информационная безопасность: развитие доступа к информации // Вестн. Моск. у-та Сер. 10. Журналистика. 1999. №1
67. Зайцев В.М. Этот многоликий мир моды. М., 1982
68. Западов A.B. Русская журналистика первой половины XVIIIb. М., 1960
69. Зенкин С. Ролан Барт и проблемы отчуждения культуры. // НЛО. 1993. №5
70. Зиммель Г. Избранное. М., 1996
71. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. СПб., 1904.
72. Иванов С. Время и мода. Киев., 1982.
73. Ильина Д. Дизайн как феномен культуры. М., 1982.
74. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972.
75. Кант И. Философское наследие. М.: «Мысль». 1971.
76. Кащенко О.Д., Козлова Т.В. Об одежде и моде. М., 1986
77. Кирсанова P.M. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок, М., 1989.
78. Кирсанова P.M. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М., 1997
79. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М., 1982.
80. Козлова Л .А. Становление аналитических еженедельников в постсоветской России // Журналистика в 1998 году. 4.1 М., 1999
81. Корнилов Е.А. Классификация социокультурных моделей журналистики // Вест. Моск. Ун-та, сер. 10, 1999 №1.
82. Кулев B.C. Деловая пресса // Вест. Моск. у-та. Сер. 10 Журналистика. 1994, №1.
83. Курицын В. К ситуации постмодернизма. //Новое литературное обозрение. 1995, №11
84. Лавреневская A.C. Особенности систематизации и эволюции отечественной журнальной периодики // Журналистика в 1997 году. М., 1998.
85. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1980.
86. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. СПб., "Искусство". 1994.
87. Лепихов И. Муза жизни. Размышления об искусстве информации // Сегодня. 1994. 1 ноября
88. Мазаев А.И. Концепция производственного искусства. 20-х годов. М., 1975.
89. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993.
90. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1995
91. Мироненко H.H. Международные журналы на русском языке в структуре изданий для женщин // Средства массовой информации в постсоветском обществе. 4.1 М., 1997.
92. Мода: за и против. М., 1973
93. Мода как социально-психологическое явление. М., 1981
94. Мордовская Е.И. Перспективы развития деловой прессы // Вест. Моск. у-та. Сер. 10 Журналистика. 1998, №1
95. Моисеенко Е.Ю. Становление европейских форм мужского костюма в России в конце XVII первой четверти XVIII века. Л., 1990
96. Новиков М. Снова кризис жанра // Коммерсантъ. 1.03.1997
97. Овсепян Р.П. Истории новейшей отечественной журналистики. М., 1999.
98. Основные понятия теории журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1993
99. Орленко JI.B. Терминологический словарь одежды. М., 1996
100. Паперный В. Культура Два. М., 1996
101. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 1997
102. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М., 1994
103. Парыгин Б. Основы социально-психологической теории. М., 1971
104. Петрова Е.А., Коробцева H.A. Одежда и психология. М., 1997
105. Постмодернизм и культура. Круглый стол. // Вопросы философии. 1993, №3
106. Покна М-Ф. Кристиан Диор. М., 1998
107. Прохоров Е.П. Средства массовой информации и информационная безопасность // Информационное общество. 1997, № 4-6
108. Прохоров Е.П., Свитич Л.Г. Введение в журналистику: журналистика в социолистическом обществе. М.: Изд-во МГУ, 1989
109. Прохоров Е.П. Средства массовой информации и информационная безопасность. // Информационное общество. 1997, №4-6
110. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999
111. Реснянская JI.JI. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996
112. Реснянская Л.Л. Особенности развития газетно-журнальной периодики. М., 1996
113. Рейнгард Н.В. Социальное и экономическое значение моды. СПб., 1889
114. Рогинская Ф. Советский текстиль. М., 1925
115. Русские ювелирные украшения. М., 1987
116. Савельева Н.Т. Мода и массовый вкус. М., 1966
117. Сборник материалов к изучению истории русской журналистики. Вып.1, Москва. 1952.
118. Семенников В. "Модное ежемесячное издание". М., 1774
119. Система средств массовой информации России. / Под ред. Я.Н.Засурского. М.: факультет журналистики МГУ, 1995
120. Современная советская журналистика. М.: Изд-во МГУ, 1983
121. Совдагалов 3. Мода как эстетический феномен. М., 1982
122. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Республика, 1992
123. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. М., 1972
124. Степучев P.A. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. М., 1991
125. Супрун А.И., Филановский Г.Ю. Почему мы так одеты. М., 1990
126. Тарабукин Н.М. Одежда история моды. М., 1994.
127. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892
128. Тезисы научно-практической конференции «Журналистика в 1996 году: средства массовой информации в постсоветском обществе». М., 1996
129. Тезисы конференции «Журналистика в переходной период. М., 1996
130. Тертычный А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998
131. Теткина П.Ю. Типологическая классификация политической прессы России // Журналистика в 1995 г. Тезисы научно-практической конференции. Ч.З М., 1995
132. Типология периодической печати. М., 1995.
133. Тильке М. История костюма от древности до наших дней. М., 1995
134. Третьяков В. Журналистика не для гениев // Мир на неделю. 1997. 8 сентября
135. Тропинина Т.Н. Русский народный костюм в контексте народной художественной культуры. М., 1988
136. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. М., 1991
137. Толстых В. Мода феномен эстетический // Декоративное искусство СССР. №7. 1971
138. Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1983.
139. Хейзинга Й. Homo Ludens. M., 1997.
140. Художник, вещь, мода. М., 1988
141. Чепкина Э.В. Взаимоотношение автора и адресата в условиях массовой коммуникации // Журналистика конца 80-х: смена приоритетов. Екатеринбург. 1991
142. Шарль Ру. Эдмонда. Непостижимая Шанель. М., 1986
143. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М., 1984.
144. Шубин Г.Г. Мода и эстетическая культура. М. 1987.
145. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995.
146. Шкондин М.В. Система средств массовой информации. М., 1999.
147. Шостак М.И Еженедельник как тип издания. М., 1986.
148. Эдрук Марсель. Загадочная Коко Шанель.
149. Энциклопедия моды. М., 1997.
150. Энциклопедия иллюстрированная моды. Прага., 1966.
151. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А, Ефрон И.А. СПб., 1896.
152. Эко Умберто. Философия чресел. // Театр. 1992. №9.
153. Эйзенгольц Е. "Проблемы массовой одежды" "Изофронт" M.-JL, 1931.
154. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
155. Яковлев В. Понедельник начинается восемь лет назад // Коммерсантъ Daily. 1997. 11 ноября
156. Ямпольская P.M. Типологические особенности изданий для женщин. М., 1996.
157. Книги и статьи на иностранных языках
158. Barthes R. The fashion system. London, 1994
159. Barber B. Social Stratification. New York. 1957
160. Davenport Millia. The book of costume. New York. 1957
161. Fashion of XX century. London. 1994
162. Foie D. Encyclopedia of symbols. 1981
163. Gibbs-Smith C. Costume (Victoria and Albert Museum), London, 1931
164. Hiler, Hilaire and Meyer: Bibliography of costume. New York. 1939
165. Hooper P. Encyclipedia of fashion. New York. 1991
166. Laver James. Catalogue of the exhibition: the literature of fashion. London. 10.1947
167. Laver James. Taste and fashion. London. 1945
168. Morris H. Costume and Fashion. London. 1986
169. Richardson J. Three Centuries of women's dress fashions. Los Angeles, 1940
170. Ross E. Fashion. In: Ross E. Social Psychology. New York. 1971
171. Storey M. The evolution of western style. New York. 1990
172. Young A. Recurring Cycles of fashion 1760-1937. New York. 19371. Журналы1. Амадей. 1994-1999
173. Библиотека для чтения. 1834
174. Вестник парижских мод. 1836-18504. Венский шик. 1901-19085. Вестник моды. 1885-18946. Всякая всячина. 17697. Дамский журнал. 1829-18338. Дамский туалет. 1791-17929. Денди. 191010. Джентельмен и моды. 1912
175. Декоративное искусство СССР. 195712. Домовой. 1994-1999
176. Ежегодник литературы и искусства на 1929 год. 1929
177. Журнал дежурных генерал-адъютантов. 1897-189815.Империал. 1993-199916. Искусство одеваться. 191817. Кошелек. 177418.ЛЕФ.19. Матадор. 1995-1999
178. Мода, журнал для светских людей. 1851-185821. Мир искусства. 1899-190422. Мир женщины .191423. Модный вестник. 1816
179. Модная мастерская. 1903-190625.Модная почта. 1903-1904
180. Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского чтения. 1778
181. Магазин английских, французских и немецких мод. 179128. Моды. 193629. Моды лета. 193630. Моды сезона. 1927-193531. Модный свет. 1868-1916
182. Московский Меркурий. 1803-1806
183. Общедоступные моды. Приложения к «Биржевым ведомостям». 1902-190434. Огонек. 1990-199935. ОМ. 1995-199936. Парижанка. 1908-191037. Парижские моды. 1901-191638. Полезное с приятным. 176939. Полезное увеселение. 176040. Современник. 1849-1850
184. Столица и усадьба. 1914-191642. Трудолюбивая пчела. 175943. Cosmopolitan. 1994-199944.ELLE. 1996-1999
185. Harper's Bazaar. 1996-199946.L'Official. 1998-199947. Vogue. 1998-19991. Газеты1. Коммерсантъ. 1990-19992. Сегодня. 1993-1999
186. Комсомольская правда. 1991-1999
187. Московский комсомолец. 1990-1999
188. Московская правда. 1990-1999
189. Московские новости. 1990-1999