автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему: Сценография Заполярного драматического театра в контексте художественной культуры второй половины XX - начала XXI вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Сценография Заполярного драматического театра в контексте художественной культуры второй половины XX - начала XXI вв."
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
На правах рукописи
003447754
Будникова Лариса Владимировна
СЦЕНОГРАФИЯ ЗАПОЛЯРНОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI вв.
Специальность 17. 00.09 - Теория и история искусства
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
0 2 ОКТ 2008
Санкт-Петербург 2008
003447754
Работа выполнена на кафедре искусствоведения Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Шехтер Татьяна Ефимовна
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор Ступников Игорь Васильевич
Ведущая организация:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Защита состоится 26 сентября 2008 года в 17.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, улица Фучика, 15.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.
кандидат искусствоведения, профессор Громов Николай Николаевич
Автореферат разослан 09 июля 2008 года
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат культурологии, доцент
А.В. Карпов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Сценографическое творчество - художественное явление, занимающее видное место в практике театра ХХ-ХХ1 веков. В настоящее время перед театром встает новая серьезная задача: инновационные режиссерские идеи, условия работы на пересечении различных видов искусств и проникновение современных технологий в театр, требуют обновления облика спектакля в целом и его сценографического решения в том числе.
Современный зритель воспитан на впечатлениях, рождаемых визуальной культурой, динамичность которой является своеобразной тренировкой воображения, формирующей новые представления о формах и способах взаимодействия с художественной культурой. Современный театр не может игнорировать этот обновленный запрос зрителя, поэтому визуальное оформление спектакля (сценография) должно учитывать все происходящие в современной художественной культуре изменения.
На сегодняшний день искусство сценографии развивается в контексте многих современных художественных явлений, интегрирует их. Эта тенденция характерна для ряда современных театров нашей страны, для творчества художников-сценографов разных школ, в том числе для Заполярного драматического театра Норильска. Сегодня художественные приемы, созданные художниками-сценографами (коллажирование, световая и цветовая экспликация и др.) активно используются в дизайне, кинематографе, телевидении, в современных художественных акциях. Это сложная работа, которая требует от сценографа не только понимания требований современной культуры, но и глубокого знания истории сценографии. Именно это знание позволяет, обновляя художественный язык театральной постановки, не нарушить ее природы, не упустить тех возможно скрытых на сегодняшний день, но чрезвычайно важных для становления современной сценографии структурных и образных элементов.
Анализ сценографии Заполярного драматического театра - это исследование важной страницы в истории отечественного сценографического развития, которое при всей своей зависимости от процессов происходящих в центральных театрах обладает, несомненно, уникальностью. Данное диссертационное исследование посвящено основным этапам становления сценографии Заполярного театра драмы (самого северного театра мира) и выявления тех инновационных идей, которые, формируясь на базе традиционного сценографического языка, раскрывали специфическое видение мира, возможное только в условиях Заполярья (с его безграничными просторными пейзажами, своеобразной сменой дня и ночи, образом жизни и бытования). Диссертация по данной теме - одна из первых попыток в полном объеме проанализировать особенности эволюции сценографического искусства Заполярного драматического театра на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
Степень разработанности проблемы. Искусство сценографии, оформление пространства сцены, как художественное явление в теории и практике искусствоведения начало складываться только в конце XIX - начале XX вв. Определение «графика сцены» формировалось в процессе эволюции сценографических поисков. Научное осмысление сценографического творчества, самого процесса декорационного оформления театральной постановки требует обращения к широкому кругу научной и специальной литературы.
Среди исследований по проблемам сценографического искусства можно выделить несколько групп: 1) театроведческие труды, посвященные теоретическому анализу проблем сценографического творчества, а так же монографические исследования по истории развития искусства сценографии и творчеству отдельных художников-сценографов; 2) практико-методологические источники, раскрывающие технологические вопросы построения театральных декораций и особенности композиционной организации театрального действия; 3) театральная критика, где важное значение имеют труды, написанные самими художниками-сценографами, режиссерами и другими практиками театра; 4) философско-эстетические работы, которые повлияли на формирование художественных принципов современного сценографического творчества.
Изучением театрально - декорационного искусства в разные годы занимались представители различных отраслей знания: философы, историки, театроведы, искусствоведы и др.
Наиболее обширен круг театроведческих трудов, посвященных теоретическому анализу проблем сценографического творчества. Среди них - фундаментальные теоретические труды, оказавшие неоценимую помощь в написании данной диссертационной работы, это исследования В.В. Базанова, В.И. Березкина, H.H. Громова, Г. Кайзера1.
Особый круг научных исследований представляют исследования по истории развития искусства сценографии и творчеству отдельных художников-сценографов в работах таких ученых как: Р.И. Власова, Л.И. Ги-тельман, М.В. Давыдова, Е.А. Панкратова, М.Н. Пожарская, Ф.Я. Сыркина, Е.М. Костина2.
1 Базанов В.В. Технология сцены. М., 2005; Базанов В.В. Сцена XX века: учебное пособие. Л.,1990; Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. М.,1986; Березкин В. И Искусство сценографии мирового театра. В 5 Т., М., 2001 - 2006; Громов Н. Н. Горизонты сценографии. Художественная условность в искусстве оформления спектакля. СПб., 2006; Кайзер Г. Принципы анализа сценического оформления. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Л., 1986.
2 Власова Р. И. Русское театрально- декорационное искусство начала XX века. М.,1984; Гительман Л.И. История зарубежного театра. СПб., 2005; Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII - начала XX века. М., 1974; Панкратова Е.А. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX - нач. XX века. Л., 1983; Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX -
Особую значимость для диссертации приобрели работы H.H. Громова, направленные на театроведческий анализ такого явления художественной культуры как сценография. Его оригинальные исследования позволяют проследить эволюцию театрально-декорационного искусства. Наиболее значимыми представляются вопросы периодизации сценографии, типологии средств изобразительного решения, а так же функций сценической декорации. Анализ показал универсальность методологических положений в его исследованиях. Ключевые идеи его исследований послужили отправной точкой для анализа экспериментальной сценографической деятельности.
Так же основополагающее значение для исследования имели фундаментальные труды В.И. Березкина. Анализ его работ позволил не только оценить высокую степень значимости искусства современной сценографии, но и проследить влияние пластических видов искусства на все формы агиографического творчества. В исследованиях выявлен круг понятий, необходимый для становления теории сценографии, а также дан анализ термина «сценография». В декорационном оформлении спектаклей на разных этапах развития автор выделяет ряд систем, соответствующих основным функциям сценографии, что представляется актуальным для данной диссертационной работы.
Непосредственно связаны с тематикой и проблематикой настоящего диссертационного исследования работы по теории пространственного решения спектакля. Этот вопрос рассмотрен в работах Д.В. Афанасьева, Т.И. Бачелис, Д.Л. Боровского, М.А. Френкеля, Й.Свободы и др.1 Важными для диссертации представляются научные труды, посвященные анализу художественного образа спектакля. Среди них исследования В.М. Шепо-валова и A.A. Михайловой 2. В работах этих авторов анализируются положения о деятельности всех форм сценографического творчества, как организованной динамической системе; о концепции единства значений, знаковых средств в сценографии; о стадиях развития пространственного фактора и его уровневой организации в театрально-декорационном искусстве. Исследователи отмечают, что в ряде работ, посвященных театральному искусству, менее всего разработаны проблемы, связанные с пространственной образностью спектакля, его сценографическим решением: «...обычно сценография спектакля рассматривается как нечто привнесенное, поэтому о ней говорят с позиции других видов искусства, например
нач. XX века. М.,1970; Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978.
1 Афанасьев Д.В. Композиция сценического пространства. М., 1973; Бачелис Т. И. Эволюция сценического пространства (От Антуака до Крега) // Западное искусство XX век. М, 1978, Боровский Д Л. Убегающее пространство. М., 2006; Свобода Й. Тайна театрального пространства II Лекции по сценографии. М., 1999; Френкель М.А. Пластика сценического пространства. Некоторые вопросы теории и практики сценографии. Киев, 1987.
2 Михайлова A.A. Образ спектакля. М.,1978; Шеповалов М.В. Сценография в художественной целостности спектакля. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Л., 1986.
живописи. Такой подход сразу разрушает спектакль как целостное произведение»1. Теоретические основания экспериментальной семантики сценографии прослежены в работе A.A. Михайловой «Образный мир сцены. Заметки о современной сценографии»2, в монографии автора даны характеристики образного построения композиции сцены.
Актуальными в контексте данного диссертационного исследования представляются работы, направленные на историко-театроведческий анализ театрального искусства европейских стран. Это труды Л.И. Гительмана, H.H. Громова3. Следует отметить, что в работах H.H. Громова рассматриваются периоды развития театрально-декорационного искусства и выявлены национальные черты сценографии таких стран как: Польша, Венгрия, Болгария и др. Примеры сценографического искусства европейских стран представлены в исследовании Л.И. Гительмана. Авторы данных работ дают яркие описания сценографических решений и находок художников-сценографов стран мира в различные исторические периоды, это представляется значимым для анализа международной фестивальной практики Заполярного драматического театра .
Ряд монографий отражает особенности сценографического творчества отдельных мастеров театрально-декорационного искусства, это работы В.Я. Ворошилова, М.К Иванова и В.В. Иванова, Е.Б. Ракитиной, Е.П. Яковлевой, Б.А. Эренгорсса5. Значительное число публикаций об искусстве сценографии, о художниках театра начинает появляться лишь во второй половине XX века. Обобщаются сведения о художественных театральных студиях, исследуется театральная практика ведущих театров мира. Деятельность художников-декораторов нашла отражение в исследованиях М.А. Васильевой, В.И. Козлинского и Э.П. Фрезе6.
1 Шеповалов В.М. Становление теории сценографии и ее роль в науке о театре // Искусство и эстетическая культура. Сб. науч ст. СПб., 1992. С. 149-157.
2 Михайлова A.A. Образный мир сцены. Заметки о современной сценографии. М., 1979.
3 Громов H.H. Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945 - 1949. Становление театрально-декорационного искусства. Л.,1978; Громов H.H. Сценография стран социализма Л., 1985; Гительман Л.И. История зарубежного театра. СПб., 2005.
4 Практика театральных фестивалей и гастролей заполярного драматического театра наиболее ярко проявилась в следующие периоды: 1970-80-е годы - Всероссийский фестиваль современной польской драматургии; Фестиваль румынской драматургии; Фестиваль искусств ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС; «Корчагинцы 70-ых»; 1990-2000-е годы -Фестиваль «Золотой Остап»; «Сибирский транзит»; «Театральная весна»; «Норильские сезоны», Фестиваль современного искусства «Таймырский кактус» и др.
5 Ворошилов В.Я. Заметки театрального художника. М., 1987; Иванова М.К., Иванов В.В. Театральные тетради С.М. Эйзенштейна. Т.1,2. М., 2000, Костина Е.М. Художники сцены русского театра XX в. М., 2002; Ракитина Е.Б. В зеркале сцены. М., 1975; Эрен-горсс Б.А. Художник в театре. М., 1962.
6 Васильева М.А. Художники театра. Проблемы развития русского и советского театрально-декорационного искусства. Л., 1983;. Козлинский В.И., Фрезе Э.П. Художник и театр. М., 1975.
Первые практико-методологические источники, раскрывающие технологические вопросы построения театральных декораций принадлежали театроведам и практикам театрально-декорационного искусства, в частности В.В. Базанову1. В его трудах описываются основные принципы построения театральных декораций и эстетические функции театральной техники. Автор представляет классификацию материально-технических, вещественных и художественных средств, при помощи которых организуется сценографическая работа, определяется пластический стиль спектакля. Большой интерес для практической части диссертации представляет исследование Н.П. Извекова , где рассматриваются проблемы влияния на художественный строй спектакля световой экспликации (в театрально-декорационном искусстве середины XX века). Эта же проблема в современной сценографии наиболее полно освещена в практических руководствах Д.Г. Исмагилова3. Актуальна для данной диссертации работа H.H. Сосунова4 и его практические рекомендации по созданию театрального макета и воплощения его на театральной сцене, а так же исследования
A.В Сологуба, В.Я. Рывина и А.Д. Понсова5, в которых освещаются проблемы взаимодействия элементов сценографии, раскрываются особенности практического проектирования театральных декораций.
Отдельную группу исследований представляют труды, посвященные основным компонентам декорационного искусства в театре. В работах
B.JI. Климовского, И.С. Сыромятниковой, И.А. Шатохина,
C.П. Школьникова6 представлен обширный материал о сценическом гриме, моделировании театральной мебели и бутафории. Описание технологии мягких декораций, типология сценического костюма рассматривается в монографиях К.В. Градова, Ш. Джексон, Р.В. Захаржевской, Ф.Ф. Коммисаржевского, Т.Б. Серебряковой 7. В этих исследованиях также представлены характеристики фактур и материалов, используемых при создании театральной постановки и сценического костюма.
1 БазановВ.В. Сцена, техника, спектакль. JI-M., 1963.
2 Извеков Н.П. Свет на сцене. Л.-М., 1940.
3 Исмагилов Д.Г. Театральное освещение. М., 2005
4 Сосунов H.H. Театральный макет. М, i960., Сосунов Н.Н От макета к декорации. М., 1962.
5 Понсов А.Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций. М., 2001; Рывин В.Я. Устойчивость театральных декораций. JI., 1987; Соллогуб A.B. Проектирование и выполнение чертежей на театральные декорации. СПб., 1995.
6 Климовский B.JI. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. М., 1982; Сыро-мятникова И.С. Искусство грима и прически. М., 2000; Школьников С.П. Искусство грима. Минск, 1963; Шатохин И. А. Грим как средство художественного воплощения сценического образа. Авторефер. дисс. канд. искусствоведения.Тбилиси, 1978.
7 Градова К.В. Театральный костюм. Кн. 2-я. М., 1987; Джексон Ш. Пособие по изготовлению театрального костюма. М., 1984; Захаржевская Р.И. Костюм для сцены. М., 1973; Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма Минск, 1999; Серебрякова Т.Б. Мягкие и аппликационные декорации. М., 1952.
Диссертантом были проанализированы исследования об особенностях композиционного построения в сценографии. Следует отметить ряд работ, авторы которых подробно раскрывают специфику пластических основ композиции. К данной группе исследователей относятся Ю.П. Волчек, В.М. Мошков, О.И. Кузнецов, A.B. Степанов1. В этих работах рассматриваются средства художественной выразительности, применяемые в сценографическом искусстве (симметрия, асимметрия, статика, динамика, формообразование и т.д.).
Практические руководства для сценографов содержатся в работах Д.Б. Афанасьева, А.Д. Попова, В.Ф. Рындина2. Обширный материал по теории и практике искусства сценографии представлен на сайте Санкт-Петербургской Академии театрального искусства3.
В третьей группе исследований - театральной критике, распространены два жанра: творческий портрет сценографа и размышления по итогам выставок театральных художников, представленных в работах К. Гинкас, Е. Луцкой, А. Касумовой, Э. Кузнецова, JI. Овэс, А. Шапиро и др4. Эти исследования позволяют проследить, как в критической литературе отражается эволюция визуального образа спектакля. Интерес к творчеству художников театра (к концу XX века) отмечается появлением ряда статей, в которых говорится о лидирующей роли сценографа в процессе создания спектакля. Например, в статье Р. Хидекель, посвященной выставке «Итоги сезона» говорится о художнике, как о главном «виновнике зрительского успеха» или в статье Л. Попова обосновывается лидирующая роль художника-сценографа в образном решении театральной постановки5. Наиболее актуальными представляются критические статьи А. Варламовой, М. Дмитриевской, JI. Федишиной, JI. Шебеко6, в которых дан анализ некото-
1 Волчек ЮП. Технология и тектоника. М., 1984; Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции. Проблемы синтеза искусств. СПб., 1994; Степанов A.B. Объемно - пространственная композиция. М., 2004.
1 Афанасьев Д.Б. Композиция сценического пространства. М., 1973; Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. М„ 1986; Рындин В.Ф. Как создается художественное оформление спектакля. М, 1962.
3 Электронный ресурс: http://www. stage.variety.ru/
4 Гинкас К. Сверять по замыслу // Художник и сцена. М., 1978; Луцкая Е. Стенберг // Советские художники театра и кино. М., 1981; Касумова А. Север... Море... Одиночество...// Петербургский театральный журнал. СПб., 1999. № 22; Кузнецов Э. К характеристике сценографического пространства: Постановка вопроса II Советские художники театра и кино. М.,1983. № 5; Кузнецов Э. Эмиль Капелюш или Разомкнутое пространство // Петербургский театральный журнал. СПб., 1999. № 22; Овэс JI. Они не делили город на сферы влияния // Петербургский театральный журнал. СПб., 2001. № 23; Шапиро А. Март Китаев И Художник, сцена, экран. М., 1975. № 3.
3 Хидекель Р. Итоги сезонов // Театральная жизнь. М., 1998. № 16; Попов Л. Театр для главного художника // Театральная жизнь. М., 1990. № 14.
6 Варламова А. Михаил Мокров. Спектакли последних лет // Смена (русско-французский журнал по вопросам сценографии). М., 1995. № 12; Дмитриевская М. У
рых спектаклей Заполярного драматического театра, а так же интересны их работы о фестивальной театральной практике. Это значимо в контексте данного исследования, так как дает предпосылки к возможности сформировать теоретические основания для творческой программы художников Заполярного драматического театра.
Особое значение для диссертационного исследования приобрели статьи практиков театра - художников и режиссеров. Здесь также существуют свои жанры - от мемуарного до специально-методического. Сценографы второй половины XX века (Э.С. Кочергин, В.Я. Левенталь, Д.Д. Лидер, Б.А. Мессерер, В.Г. Серебровский, Й. Свобода, А. Фрейберг, М.А. Френкель) стремятся теоретически обосновать ключевые положения сценографии, сформулировать собственные творческие программы. Важное значение для данного исследования имеют монографии, статьи, эссе, написанные в различные периоды режиссерами-постановщиками и сценографами (П. Брук, Г. Крэг, К. Станиславский, А. Таиров, Вс. Мейерхольд, Г. Товстоногов, А. Эфрос, Л. Додан, М. Захаров, Р. Виктюк и современные художники и режиссеры Заполярного драматического театра: М. Мокров, Т. Ногинова, А. Зыков).
Исследованию теории и практики сценографии, историческим аспектам декорационного искусства посвящены исследовательские работы зарубежных авторов (в монографиях, в периодических изданиях, в специализированной литературе по вопросам сценографии современного театра). В диссертации были проанализированы исследования Я. Ьаппапп, Б.СгаЬй-ее и др.1 Значительный материал по вопросам сценографического искусства представлен в диссертационных исследованиях следующих авторов: А.А. Васильевой, М.Н. Пожарской, О.Н. Савицкой, И.А. Шатохина, В.М. Шеповалова2.
И, тем не менее, при обилии различных источников о современной сценографии ее проблемы освещаются не настолько подробно как, например, проблемы режиссуры..
Среди философских и эстетических работ, важных в аспекте рассматриваемой нами темы, значимыми представляются труды
природы нет плохой погоды. К итогам IX Всеросс. театр, фестиваля «Золотая маска» // Лит. газ. 2003. № 16; Федишина Л. Три вечера «Золотой маски» // Заполярный вестник. 2001. № 36; Шебеко Л. Театральный критик. // Красноярский рабочий. 13.07.2000.
1 Larmann R. Stage design. Cologne, London, New York, 2007; Crabtree S. Scenic Art for the Theatre: History, tools, and techmgues. Boston, 1999.
2 Васильева А А. Ритм в сценографии русских балетных спектаклей XX века. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. СПб., 2003; Пожарская М.Н. Становление принципов декорационного искусства Московского Художественного театра. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1955," Савицкая О.Н. Композиция сценического пространства в спектаклях 70-80-х годов. Автореф дисс. канд. искусствоведения Л., 1987; Шатохин И А. Грим как средство художественного воплощения сценического образа. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Тбилиси, 1978; Шеповалов М.В. Сценография в художественной целостности спектакля. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. JL, 1986.
Е.Ю. Андреевой, В.В. Бычкова,М.С. Кагана, В.М. Полевого, B.C. Турчина, Ю.М.Шора1. В диссертации рассматриваются вопросы сценографии в контексте общих принципов искусства XX- XXI веков, представленные в работах Ю.Б. Борева, Ю.М. Лотмана, Г.П. Степанова, Б.В. Раушенбаха, Т.Е. Шсхтер и др.2
Значительный фактический материал, по указанным темам, введенный в научный оборот в различные периоды, актуален и сегодня, в контексте данного диссертационного исследования. Как показал анализ научной и специальной литературы, существует значительное число исследований, посвященных теоретическим вопросам сценографии, а так же сценографической практике отечественных и зарубежных театров. Однако изучения вопросов сценографии Заполярного драматического театра, его роли в истории отечественной театральной культуры, на данный момент, не проводилось. Рассматривая сценографическое творчество в контексте художественных процессов второй половины XX - начала XXI веков, такая возможность предоставляется.
Объект исследования - Заполярный драматический театр г. Норильска
Предмет исследования - принципы сценографических решений на сцене Заполярного драматического театра на рубеже XX - XXI вв.
Цель диссертационной работы - проанализировать эволюцию сценографических решений на сцене Заполярного драматического театра в контексте художественной культуры второй половины XX - начала XXI вв.
Основные задачи работы:
- проанализировать понятие «сценография» в исследованиях ведущих театроведов и сформулировать его авторское определение (диссертантом);
- рассмотреть сценографию как форму художественного творчества второй половины XX века - начала XXI века; оценить значимость сценографии в развитии современных форм художественного творчества;
- выявить роль художественного пространства в сценографическом искусстве (на основе философских и эстетических работ, исследований по вопросам художественной культуры и театрального творчества); определить основные условия и принципы сценографических решений, исследовать композиционные приемы, основные компоненты сценографии и их
1 Андреева Е.Ю. Все и Ничто: символические фигуры в искусстве второй половины XX века. СПб., 2004; Бычков В.В, Эстетика. М, 1997; Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997; Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989, Турчин B.C. Образ двадцатого в прошлом и настоящем. М., 2003; Шор Ю.М. Очерки теории культуры. Л., 1989.
2 Бореев Ю Б. Эстетика Т.1. 2, Смоленск, 1997; Лотман Ю.М. Искусство в ряду моделирующих систем. М., 1998; Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л., 1984; Раушенбах Б.В Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2002; Шех-тер Т.Е. Искусство как реальность: очерки метафизики художественного. СПб., 2005.
влияние на художественный образ спектакля на примерах театральных постановок Заполярного драматического театра;
- определить основные этапы развития сценографического искусства Заполярного драматического театра в контексте отечественной театральной истории; выявить теоретические и практические предпосылки формирования искусства сценографии на сцене Заполярного драматического театра в различные исторические периоды.
Методология исследования. Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются научные труды по вопросам теории и истории театрально-декорационного искусства, прикладной сценографии. В частности, ключевыми идеями для данной работы послужили:
- развитие современного сценографического творчества в контексте художественной культуры второй половины XX - начала XXI вв., что представляется наиболее актуальным в свете данного диссертационного исследования (В.И. Березкин, H.H. Громов, Г. Кайзер). Универсальной для работы представляется методика сочетания принципов исторического анализа сценографии, представленная этими авторами, и характеристики системы стилей и направлений в сценографии на рубеже XX-XXI вв. Идеи этих авторов стали методологической основой диссертации, так как именно они, способствовали формированию системы периодизации сценографии на сцене Заполярного драматического театра, как с позиций историзма, так и с точки зрения стилистических поисков;
-осмысление исторической роли искусства сценографии, сформулированное в трудах (Р.И. Власовой, М.В. Давыдовой, М.Н Пожарской, Е.А. Понкратовой, Ф.Я Сыркиной, Е.М Костиной), представляющих сценографию как фундаментальный исторический опыт в сфере театральной культуры;
-обоснование роли художественного пространства и художественного образа в театральной постановке (Т.И. Бачеяис, М.А. Френкель, A.A. Михайлова, В.М. Шеповалов). Эти исследования стали методической основой для осмысления содержательной и стилистической роли сценического пространства, а так же процесса создания художественного образа спектакля в игровом пространстве театральной постановки;
-определение основных условий и принципов сценографических решений, технологических аспектов сценографического творчества, композиционной организации пространства сцены (В.В. Базанов, Н.П. Извеков, Д.Б. Афанасьев). Данные труды послужили основой: для анализа материально-вещественной составляющей сценографического творчества; для разработки подхода к стилистическому и композиционному описанию постановок Заполярного драматического театра.
, Методы исследования. В работе над диссертацией использован комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретиче-
ское, историко-художественное и прикладное осмысление сценографического творчества в искусстве ХХ-ХХ1 вв., а так же театрально-декорационного искусства Заполярного драматического театра, в том числе:
метод образно-стилистического и художественно-композиционного анализа спектакля, с целью выявления и теоретического обоснования основных тенденций в сценографическом искусстве на рубеже ХХ-ХХ1 веков;
структурно- типологический с целью выявления и анализа основных модификаций развития современного театрально-декорационного искусства;
сравнительно-исторический метод с целью сопоставления и анализа периодов сценографического творчества Заполярного драматического театра.
Источниковая база исследования. К числу источников диссертационного исследования относятся:
научные труды (монографии по проблемам сценографического творчества, теории и истории театра, философии культуры, эстетики и т.д.), соответствующие теме диссертационного исследования;
архивная документация, отражающая деятельность Заполярного драматического театра (материалы фонда Музея истории освоения Норильского промышленного района, архив Заполярного драматического театра, Муниципальный архив г. Норильска);
публикации, издания (в т.ч. периодические), статьи и критические эссе по вопросам театральной культуры, сценографического творчества, литературы, искусства, в которых нашла отражение деятельность художников, режиссеров, художественных руководителей драматического театра г.Норильска («Петербургский театральный журнал», «Заполярный вестник», «Нью-Йорк Геральд Трибюн» и др.);
рецензии на спектакли Заполярного драматического театра, программы театральных постановок, фестивалей театрального творчества, буклеты, каталоги и аннотации к выставкам сценографического искусства;
спектакли Заполярного драматического театра, театров Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и др.; видео записи и фото-материалы театральных постановок (в т.ч. из личных архивов режиссеров, сценографов и артистов Заполярного драматического театра); макеты и эскизы к театральным постановкам (в.т.ч. авторские оригиналы художников-сценографов Заполярного драматического театра)
записи интервью с ведущими сценографами, режиссерами и художественными руководителями театра;
справочно-энциклопедические издания и другие материалы, связанные с темой диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:
Во-первых, определены роль и значение сценографии Заполярного драматического театра в контексте отечественной театральной куль-
туры ХХ-ХХ1 вв. Диссертантом впервые выявлены основные тенденции развития искусства сценографии на сцене Заполярного драматического театра.
Во-вторых, в данной диссертационной работе впервые проанализированы условия и принципы визуального утверждения сценографии на сцене Заполярного драматического театра, дана классификация вещественно-материальной среды и технологий сценографического творчества в постановках Заполярного театра. Исследовано многообразие решений современной сценографии Заполярного театра драмы.
В-третьих, в ходе теоретического и практического исследования диссертантом была сформулирована собственная трактовка периодизации театрально-декорационного искусства Заполярного драматического театра, даны характеристики исторических и стилистических особенностей сценографии Заполярного театра.
Практическая значимость исследования. Данное исследование может служить:
1. Как учебно-методический материал для разработки лекционных курсов и семинарских занятий, связанных с историей, теорией и практикой сценографии в современной отечественной художественной культуре. Как научно-методическое пособие для ведения специализированного курса «Основы графического дизайна и искусства сценографии», элективного курса «Основы сценографического творчества» и «История Заполярного драматического театра» (введенных в педагогическую практику профильных классов гуманитарной гимназии и филиала Московского гуманитарного университета культуры и искусства в г. Норильске).
2. Как источниковедческая основа для научных исследований, связанных с изучением специфики отечественного сценографического искусства второй половины XX,- начала XXI века.
3. Результаты теоретических и практических исследований могут быть использованы в дизайнерских разработках, практике декорационных мастерских, при рецензировании театральных постановок.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявление и характеристика основных этапов развития Заполярного драматического театра.
2. Определение условий и принципов сценографических решений, лежащих в основе визуального оформления театральных постановок Заполярного драматического театра на рубеже XX - XXI вв.
3. Типология материалов и современных технологий, используемых в сценографических решениях Заполярного драматического театра
4. Характеристика особенностей применения принципов реалистичной, условной и действенной сценографии на сцене Заполярного драматического театра.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы диссертационной работы изложены в десяти научных публикациях, три из них в изданиях рекомендованных ВАК. Результаты диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, представлены на конференциях: региональной научно-практической конференции «Современное образование: от идеи к практике» (Норильск, 2004); межвузовской научно-практической конференции «Художественный рынок как объект гуманитарного знания» (Санкт-Петербург, 2004), «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург 2004-2008). Кроме того, основные положения диссертации были представлены на: всероссийском фестивале Издательского дома «Первое сентября» (Москва 2004, 2005); международном форуме ДНТО «Интеллект будущего» (Обнинск, 2005).
Материалы диссертационного исследования легли в основу: лекций по курсу «Основы художественного конструирования» для студентов факультета искусств Московского Государственного Университета Культуры и Искусства (филиал Норильск); проектов в грантовых программах: «Социальное партнерство во имя развития» (Красноярск), Программы поддержки молодежных инициатив Агентства США по международному развитию ШАГО (Москва). Данные проекты были включены в конкурсные материалы Будниковой Л.В. для участия в Приоритетном национальном проекте «Образование», за которое автор, как победитель, удостоен Почетной грамоты Министерства науки и образования РФ (Москва, 2007).
Структура диссертации. Диссертация состоит из: Введения, двух глав, Заключения, Библиографии (более 200 наименований, в т.ч. на иностранных языках), трех Приложений (содержащих текстовую часть, иллюстрации, фото и видео материалы, компьютерные эскизы сценографических работ). Общий объем диссертации 190 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении автор обосновывает актуальность темы диссертационного исследования; оценивает степень разработанности проблемы; формулирует цель и задачи работы, ее объект и предмет; указывает методологическую базу и источники исследования. Обосновывается научная новизна и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертационного исследования «Сценография как вид творческой деятельности второй половины XX века- начала XXI века» диссертантом анализируются особенности процесса формирования сценографии как вида современного художественного творчества.
Автор рассматривает искусство сценографии середины XX - начала XXI вв. как инновационную систему оформления сценического действия.
В данной главе диссертантом осмысливаются новые задачи сценографии на рубеже ХХ-ХХ1 вв. К началу XXI века возникает потребность в сценографии, не только как в основной составляющей театрального процесса, но и как в способе дизайнерского оформления художественных театрализованных акций, выставок, шоу и других видов арт-деятельности. Решению этой проблемы способствуют новые технологии, которые позволяют увидеть художественный синтез в сценографических решениях.
В первом параграфе «Сценография и виды современного художественного творчества» диссертант анализирует модели взаимодействия разных видов и жанров современного искусства, их значение в сценографическом творчестве.
В исследовании диссертант исходит из того, что процесс взаимодействия видов и жанров искусства отвечает общей тенденции развития современной культуры. Сценография, как показывает автор, в этих условиях максимально сохраняя свою специфику, не оказалась в стороне от общей тенденции. Во второй половине XX века сценография стала востребована другими видами искусства (кинематограф, дизайн, фотографическое искусство и компьютерная графика). Идеи, объединяющие теоретические и практические новации сценографических школ, определили вектор поиска театрально-декорационного искусства будущего.
К середине XX века искусство сценографии развивается в контексте постмодернистской эстетики. Сценография обращается к таким формам художественного творчества как: «сценический дизайн», «инсталляция», «эн-вайронмент», «реди-мейд», «перфоманс» и др. В театрально-декорационном искусстве, как и во многах других видах художественного творчества (интерьере, дизайне) появляются изобразительно-пластические образы, существующие как самостоятельные объекты драматического действия.
Рассматривая в диссертации взаимодействие сценографии и инноваций в искусстве XX - XXI вв., автор отмечает важность момента перехода театрально-декорационного оформления в более широкое явление, определяемое понятием «современная сценография» (на примере современной сценографии Заполярного драматического театра), при котором изображение сюжета постановки, превращает сцену из повторения изображаемого мира в самостоятельный, ирреальный объект. В подтверждение данному тезису, автор проанализировал ряд постановок Заполярного драматического театра1, а так же постановки ведущих театров России1, которые, в той или
1 1997-2007-е гг.: «Школа с театральным уклоном» Д. Липскерова, «Татарин маленький» А. Пояркова, "Любо//» М. Шизгала, «Последние новости мужского платья» К. Драгунской, «Очень простая история» М. Ладо, режиссер А.Зыков, сценограф М. Мокрое; «Пока она умирала...» Н Птушкиной, режиссер Ф. Берман, сценограф Т. Ногино-еа и др.
иной степени, раскрывают эти особенности современного сценографического творчества.
Очерчивая круг проблем, связанных со спецификой современного сценографического искусства, диссертант (в этом параграфе) анализирует вклад, принадлежащий сценографии в формировании представлений о художественном пространстве. Именно современная сценография, по мнению автора, по-новому трактует художественное пространство постановки. Автор исходит из того, что категория художественного пространства, обладает своей спецификой в системе сценографического искусства и подвергается постоянному переосмыслению. Начиная с 70-х годов XX века и по настоящее время «художественное пространство» становится понятием-лидером в искусстве сценографии. Понимание проблемы построения сценического пространства налагает отпечаток на все используемые театральным художником изобразительные средства и представляет собой один из характерных признаков художественного стиля. Это, как доказывает диссертант, позволяет художнику разрабатывать различные сценографические приемы с учетом композиционных требований современных видов искусства. Наиболее ярко идея построения художественного пространства сцены отразилась в современных сценографических поисках, в инновационных видах художественного творчества Заполярного драматического театра.
Во втором параграфе «Основные условия и принципы сценографических решений» автор диссертации рассматривает основные принципы организации сценического пространства, анализирует влияние сценографических решений на художественный образ спектакля. Диссертант устанавливает основные грани содержания художественного решения спектакля, проводит анализ материально-технических и художественных средств, при помощи которых организуется сценографическое пространство, определяет роль компонентов художественного произведения (декорационная мебель и сценические конструкции, декорационный костюм и бутафория, грим, цветовая и световая экспликация), дает их классификацию, а так же выстраивает систему приемов и методов формообразования на сцене Заполярного драматического театра.
В театре последнего столетия, соединяющем многообразие знаковых средств, возрастает значение художественно-визуального образа спектакля, о чем свидетельствуют и театральная практика, и теоретические концепции драматургов и режиссеров, начиная с первых десятилетий XX века до сегодняшнего дня. Сценографическая образность, как подчеркивает
1 1999-2000-е гг., Санкт-Петербург: «Буря» У. Шекспира, театр В.Ф. Комиссаржев-ской, режиссер А. Морфов, сценограф Э. Капелюш; Новосибирск: «Старая, старая сказка», театр «Глобус», режиссер В. Ветрогонов, сценограф В. Фирер, и более ранние работы: 1970-е годы, Красноярск: «Гамлет» Красноярский ТЮЗ, режиссер К. Гин-кас, сценограф Э Кочергин и др..
диссертант, строится и во многом определяется уровнем развития отдельных пространственных искусств.
Исходя из выполненного анализа, представляется возможным в контексте данного исследовании выделить основные составляющие, входящие в понятие сценический (художественный) образ спектакля (взаимодействие компонентов сценографии; художественная целостность композиции; пространство и время существования материальной среды сценической постановки; создание условий для игры актера и др.).
Так же, как доказывает диссертант, одним из главных условий сценографического творчества и создания художественного образа спектакля является композиционная организация сцены, определяющая характер всего действия. Сценическая композиция - это ряд характеристик построения планшета сцены. В диссертации эти характеристики представлены в анализе драматических постановок Заполярного театра рубежа ХХ-ХХ1 вв.1 Для создания сценической композиции, в данных постановках, сценографами эффективно применялись различные средства художественной выразительности (пропорция, контраст, нюанс, цвет, фактура и т.д.).
Рассмотрение материалов, связанных с этими спектаклями, позволяет автору диссертации сделать вывод, что в контексте современного художественного творчества, сценография Заполярного драматического театра к началу XXI в. подходит к иному пониманию своей творческой задачи, к новой системе оформления сценического действия. Как показывает практика, сценография приобретает свой особый предмет познания и предмет изображения, становится, востребована другими видами современного искусства. Анализ современного сценографического творчества потребовал рассмотрения ряда проблем, связанных с периодизацией театрально-декорационного искусства Заполярного драматического театра, обоснованием его историко-художественного развития, формированием основных стилистических принципов в сценографии.
Поэтому во второй глг.ве «Эволюция сценографических решений на сцене Заполярного драматического театра (1940-2007-х гг.)», в соответствии с целью диссертационного исследования, автором рассматриваются этапы становления сценографии Заполярного театра драмы и тех процессов, которые были направлены на ее формирование и эволюцию. Изучение документов архива Музея истории освоения Норильского промышленного района, исследование материалов литературного отдела и фондов театра позволило восстановить основные этапы формирования Заполярного драматического театра, сделать вывод, что за сравнительно краткий исторический период сформировался Заполярный драматический театр им. В. Маяковского г. Норильска. Для анализа берется период с мо-
1 1990-2000-е гг.: «Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, «Королевские игры» Г. Горина, сценограф Т. Ногинова; «Сказки Арденнского леса » (по мотивам пьес У. Шекспира), «Сильвия» А. Герни, режиссер А.Зыков, сценограф М. Мокрое.
мента зарождения театра с 1940-х годов XX века по 2007 год XXI века, рассматривается влияние социальных, экономических, культурных факторов, обусловивших саму возможность появления и существования, такого явления, как сценография Заполярного драматического театра.
В параграфе «Принципы реалистичной сценографии (сценографическое решение спектаклей 1940-1960-х гг.)» автор диссертации анализирует период становления театрально-декорационного искусства Заполярного драматического театра с начала 40-х годов и до конца 60-х годов XX века. Данные временные рамки, как показывает диссертант, вполне обоснованы, так как ориентированы на стилевой тип периодизации в искусстве сценографии.
Особое внимание в данном параграфе уделяется рассмотрению исторических предпосылок формирования театральной культуры Заполярья. Автор указывает на то, что Заполярный драматический театр г. Норильска возник в системе самодеятельности ГУЛАГа (НОРИЛЬЛАГа), так как в описываемый период территория Заполярья представляла систему концлагерей (в т.ч. политических лагерей). Ориентируясь на архивную документацию, диссертант выявил, что впервые в Заполярье профессиональный театр появился в 1935 году, когда по приказу политуправления Главморпу-ти из репрессированных актеров ведущих театров страны (Академического большого театра Союза ССР, Академического малого театра, Московской консерваторит и др.) была создана театральная труппа, условно названная «Заполярный театр», который почти сразу получил статус официального, так как весь его состав состоял из профессиональных актеров, художников и музыкантов (В.Н. Пашенная, Е.Н.Юровская, Э.Ю.Урусова, Б.К. Евстратова, В.К. Лукьянов, C.B. Дягилев, О. Бенуа и др.), в то время являвшихся политически осужденными1.
В этот период, как доказывается в исследовании, одним из ведущих композиционных и стилистических принципов на сцене Заполярного драматического театра являлась реалистичная сценография. К такому выводу автор приходит, анализируя первые постановки Заполярного драматического театра и реконструируя их сценографический облик на основе архивных материалов, фото-материалов, воспоминаний зрителей2. В основе
1 Это территория была названа самой театральной «зоной» в мире, поскольку почти в каждом из лаготделений создавалась своя театральная труппа. На территории НОРИЛЬЛАГа проходили театральные фестивали, в которых участвовали практически все лаготделения. В приказах 40-ых годов звучат формулировки• «Лучший джазовый коллектив НОРИЛЬЛАГа» (Основной фонд архива Музея истории освоения Норильского промышленного района ед. хранения:! 15812 //лист №32; всего диссертантом было проанализировано свыше 200 архивных источников)
2 1940-1950-е гг.: («На дне» М. Горького, «На всякого мудреца довольно простоты» Н.Островского, «Любовь Яровая» А. Тренева, «За тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Макар Дубрава» А. Корнейчука, режиссер Н.И. Бармичев, сценограф Н. Фаюткин, А.Дадулад).
реалистичной сценографии этого периода лежали способы воссоздали I на сцене реального места действия, полной и достоверной имитации окружающего. Благодаря реалистичной декорации художники Заполярного драматического театра воплощали на сцене образы природы, архитектурной, материально-вещественной действительности.
Рассматривая творчество художников-сценографов Заполярного театра драмы в период 40-х - 60-х годов, автор доказывает, что реалистичная сценография создавалась ими на основе живописно-объемного изображения. Для этого этапа было характерно использование техники монументальной живописи. Обычно декорации исполнялись в одной живописной технике, с использованием клеевых красок, масляных красок (чаще всего непрофессиональных), это было связано с ограниченными возможностями в доставке материала и фактур для разработки декораций. Несмотря на это, художниками использовались все возможности живописной техники в сочетании с деревянными конструкциями и другими простейшими материалами (бумага, картон, бортовка). Небольшая сцена Заполярного театра была не приспособлена для демонстрации сложных сценографических конструкций, поэтому художникам, работавшим над декорациями приходилось учитывать реальное пространство планшета, адаптировать его к собственному творческому замыслу. В лагерном театре оформлением спектакля зачастую приходилось заниматься всей труппе, после выполнения наряда работ (от художника, от музыкантов, и нередко от актеров требовались умения живописцев, графиков, архитекторов). Каждый участник творческого процесса привносил в техническое исполнение декораций свое видение. Благодаря этому появлялись самобытные сценографические работы, отличающиеся не столько профессиональным подходом к сценографическому решению сцены, сколько своеобразным техническим решением.
В силу известных причин, как полагает диссертант, в искусстве оформления спектаклей 1940-1960-х годов на сцене Заполярного драматического театра была утеряна творческая связь с художественными традициями начала XX века. Переосмыслить достижения русского художественного авангарда в области сценографии в условиях лагерного театра не представлялось возможным.
К концу 1940-х годов, как показано в диссертационном исследовании, на сцене Заполярного драматического театра ведущим методом театрально-декорационного искусства являлся соцреализм. Парадокс, по мнению автора исследования, заключался в том, что спектакли на тему счастливой жизни новой страны, о справедливости власти и правильности выбранного советским народом пути, ставились на сцене лагерного театра, там, где от этой самой власти больше всего пострадал человек. Иерархия ценностей тоталитарной культуры закреплялась в сценическом (сценографическом) образе на театральных'площадках НОРИЛЬЛАГа.
Анализируя данный период, автор диссертации, указывает на то, что в сценографии Заполярного драматического театра основой композиционного построения были симметрия и монументальность, за счет которых подчеркивалась правильность выбранного страной пути, каждая деталь декорации являлась образцом четко построенной выверенной симметричной конструкции. Монументальность в сценографических работах Заполярного театра была определяющим способом создания тематических декорационных полотен. К середине 1960-х годов Заполярный драматический получает статус муниципального театра и переходит в ведомство Норильского металлургического комбината. На сцене создавались образы строительства молодых городов, освоения человеком просторов Крайнего севера1.
Подводя итог вышесказанному, автор диссертации предполагает, что тип декорации на сценической площадке Заполярного драматического театра, определялся не только творческими особенностями художественных направлений, утвердившихся на данном этапе развития, и эстетическими потребностями, но и условиями социальными, характерными для этого периода.
Во втором параграфе «Принципы условной сценографии (сценографическое решение спектаклей 1970-1990-х гг.)» диссертант, подробно рассматривает периоды, связанные с работой в Заполярном драматическом театре режиссеров и художников разных школ, их вклад в декорационное решение спектаклей.
Если в середине XX века критерием сценографического творчества на сцене Заполярного драматического театра являлось адекватное отражение среды, правдоподобность (которую предполагал и сюжет пьесы), то ко второй половине XX века камерность сценографических решений, реалистичная жизнеописательность, все чаще уступает место метафизическому плану. Несмотря на то, что в театрально-декорационном искусстве этого периода еще сохраняются традиции реалистичной сценографии, внимание художников все больше привлекают более обобщенные сценографические образы, построенные не на визуальном отражении действительности, сколько на ассоциативном обобщении. Отсюда возникает интерес сценографов Заполярного драматического театра к условности в театральной сценографии.
Период 1970-1990-х гг. связан с работой в Заполярном драматическом театре режиссеров и художников московской и ленинградской школ (Т.Шварца, О. Фирера, И. Бибули, С.Шиляевой, Л.Рахмановой и др.). Каждый художник - сценограф привнес в декорационное решение спектаклей свое видение, собственную трактовку постановок. Особенность сценогра-
1 Диссертантом проанализированы стилистические особенности сценографических решений в таких постановках как: 1940-1960-е гг. «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева, «В окнах горит свет» Л. Аграновича, «.Отпуск в Ленинграде» М. Гиндина и Г. Рябкина, режиссер Л. Костричкин, сценограф Е. Материкин; «Последний стык» И. Гладких, режиссер В. Бухарин, сценограф А. Высоцкий.
фических решений состояла в том, что многие художники, оказавшись в условиях Крайнего севера, по-новому рассматривали способы и методы отражения действительности на сцене. На сценографическое решение спектаклей оказывал влияние местный колорит, исторические особенности территории. Необычные северные пейзажи, снежные равнины тундры, смена полярного дня и полярной ночи, северное сияние, горные пейзажи, глубокий горизонт позволили художникам иначе решать оформление сценического пространства, его цветовую и световую экспликацию1.
Анализ исторических документов и репертуарных планов, позволяет диссертанту сделать вывод, что в конце XX века происходят значительные изменения в творческом самоопределении Заполярного драматического театра (новая репертуарная политика, совершенствование технических возможностей и т.д.). Ситуация в творчестве Заполярного театра того времени складывалась таким образом, что сценография постепенно становилась не только необходимым, но основополагающим средством решения сценического замысла2.
Тот путь, который прошел Заполярный театр драмы от реалистичных декораций к условной сценографии, прошли многие отечественные театры (с разницей в несколько лет). 70-е - 90-е годы, в которые формировался метод условной сценографии, были временем существенных перемен в творчестве многих художников Заполярного театра.
Новые тенденции в отечественной сценографии 1990-2000-х гг. (появление современных технологий и материалов, расширение репертуарных планов и т.д.) качественно изменили понимание задач оформления спектакля. Этот период стал отправной точкой для расцвета Заполярного драматического театра к началу XXI века, как в режиссерском поиске, так и в области сценографического творчества. С театром начинают сотрудничество известнейшие драматурги России - Григорий Горин и Юлий Ким3. Исторически сложилось так, что Заполярный драматический театр на рубеже XX -
1 Примером могут служить постановки 1970-Х-1980-Х гг.: «Проводы» И. Дворецкого, режиссер И.СДубов, сценограф И.Бибуля; «Святая святых» ИДруце, режиссер Л.С. Белявский, сценограф О. Фирер.
2 К такому выводу автор исследования приходит, анализируя драматические постановки этого периода (режиссер Л.С. Белявский): «Случай в метро» Н. Баэра, сценограф Т. Шварц; «История одной любви» А. Тоболяка, «Мистерия-Буфф»В. Маяковского, «Ха-нума» А. Цагарели, сценограф И. Бибуля; «Мой красный велосипед» А. Яковлева, «Остановите Малахова» А. Аграновского, сценограф С.Шиляева; «Гостиница «Астория» А. Штейна, сценограф Л Рахманова.
3 В репертуар Заполярного драматического театра вошли пьесы Г.Горина: «Чума на оба ваших дома», «Королевские игры», «Шут Балакирев», «Поминальная молитва» и др, и Ю. Кима «О том, как солдат Иван Чонкин самолет сторожил», «Недоросль» (для работы над этими постановками автор неоднократно приезжал в Норильск. В 1998г. спектакль « О том, как солдат Иван Чонкин самолет сторожил» был признан победителем театрального фестиваля «Золотой Остап» и представлен к награде европейского международного фонда «Партнерство ради прогресса» за лучшую сценографию).
XXI вв. стал единственной театральной площадкой на территории, для многих профессиональных художников-сценографов и режиссеров. Заполярный театр стал местом, где вдали от центра, представлялось возможным осуществить творческие замыслы, новые сценографические решения. На протяжении всего существования Заполярного театра в Норильске сменилось свыше десяти художников-декораторов, каждый из которых привнес в сценографию театра разные творческие подходы, внес вклад в формирование сценографического опыта театра, это, прежде всего: О. Фиррер, Л. Рахманова, II. Ярутис, Т. Ногинова, М. Мокров. Именно этих авторов можно считать создателями современного сценографического образа Заполярного театра1.
В параграфе «Принципы действенной сценографии (сценографическое решение спектаклей 2000-2007-х гг.)» диссертантом анализируются особенности сценографических решений современных постановок Заполярного драматического театра. Определяются тенденции, характерные для сценографии театра к началу XXI века.
Все многообразие методов и приемов современной сценографии (апробированных на сценах центральных отечественных и зарубежных театров), по мнению диссертанта, к началу нового периода (2000-2007-х гг.) утверждается и в сценографии Заполярного драматического театра. Наряду с принципами реалистичной и условной сценографии художниками осваивается новая система искусства оформления спектакля - действенная сценография. Этот термин («действенная сценография»), введенный В. Бе-резкиным в практику сценографического творчества, по мнению диссертанта, наиболее точно характеризует те изменения, которые произошли в понимании задач оформления спектакля к началу нового столетия. В теории и практике театрально - декорационного творчества этот тип визуального оформления постановки имеет еще ряд определений, предложенных и другими исследователями. Например, Г. Кайзер называет такой способ оформления спектакля «иносказательно - вещным», определяя его основные задачи: использование декорации (конструкции, бытовой вещи и т.д.) в иной функции, перевоплощение ее в ходе постановки; символизация декорационных предметов; трансформация объектов сценографии. Эти термины, предложенные исследователями, по мнению диссертанта, не противоречат друг другу, а напротив взаимодополняют и обогащают понимание новых задач сценографии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Основными, как показано в работе, на сцене Заполярного драматического театра в этот период, становятся три типа оформления сценического действия. Во-первых, организация места, среды, пространства, в котором
1 Период 1990-2000-х гг. представлен диссертантом в анализе сценографических решений следующих спектаклей (режиссер А Зыков): «Королевские игры» Г. Горина «Квадратура круга» В.Катаева, сценограф Т. Ногиновой; «О том, как солдат Иван Чонкин самолет сторожил» ( по повести В.Войновича), «Недоросль» (по мотивам произведений Д. Фонвизина) Ю. Кима, сценограф М. Мокров.
действие происходит. Во-вторых, создание сценографии, которая в целом или в отдельных элементах становится непосредственным участником игры актеров. В-третьих, сочинение материально - вещественных образов, как самостоятельных персонажей сценического действия. В контексте вышеназванных особенностей, следует рассматривать всю последнюю четверть XX века (в ведущих театрах страны и мира) и начало XXI века в театрально-декорационном искусстве Заполярного драматического театра, как период утверждения и развития принципов действенной сценографии.
Диссертант доказывает, что сценография на сцене Заполярного театра драмы, в этот период, отходит от жизнеописательности и имитации окружающего, отступает от условного воспроизведения, а выходит на линию разработки и выявления глубинной сущности художественного (символизации, метафоризации). Анализ постановок Заполярного драматического театра 2000-2007-х гг.1 показал, что через эти качества на сцене идет процесс творческого преображения жизненного материала, перевод жизненных форм в художественные образы. Иными словами сценография осуществляет переход от иллюзорного отображения жизни к знаковому, как возможности более глубокого постижения потаенных основ бытия. Знако-вость, в визуальном оформлении спектакля включает современного зрителя в более активный творческий процесс понимания и переживания происходящего на сцене. На сцене Заполярного театра драмы эти особенности современной сценографии отразились в творчестве художников Петербургской школы декорационного искусства (М. Мокрова, Т.Ногиновой, И. Ярутис), в замыслах и постановочных решениях режиссера (А.Зыкова). Благодаря их творческой инициативе и перспективной театральной политики Заполярного драматического, были воплощены совершенно новые к этому моменту постановки. В сценографии Заполярного драматического театра появляются инновационные формы творчества, о которых говорилось выше в Г.1,§1 (реди-мейд, инсталляция, энвайромент и т.д.)
Таким образом, диссертант (в данном параграфе) показывает, что действенная сценография на сцене Заполярного драматического театра предстает на сегодняшний день как система методологически наиболее универсальная. Она не связана какими-либо канонами и правилами, динамично самоорганизуется и саморегулируется, а потому способна отзываться на самые разнообразные требования времени, решать в спектакле сложные задачи и выполнять в нем дифференцированные функции. А это значит, что в дальнейшем она способна развиваться свободно и органично во всех тех направлениях, какие могут оказаться необходимыми театру или будут выражать индивидуальные устремления каждого отдельного художника.
1 В диссертации проанализированы следующие спектакли (режиссер А.Зыков, сценограф М. Мокрое): «Татарин маленький» А. Пояркова, «Школа с театральным уклоном» Д. Липскерова, «Сильвия» А. Герни, «Шут Балакирев» Г. Горина и др.
В Заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования, в котором дается целостное представление об этапах развития и особенностях сценографического творчества Заполярного драматического театра в контексте художественной культуры (театральной практики) на рубеже XX-XXI вв. Диссертантом изложены выводы и результаты исследования:
1. На основе исследований ведущих театроведов и практиков сценографического искусства определена значимость сценографии в развитии современных форм художественного творчества второй половины XX -начала XXI вв.;
2. На примерах театральных постановок Заполярного драматического театра проанализированы композиционные приемы, основные компоненты сценографии и их влияние на художественный образ спектакля;
3. Выявлены и проанализированы основные этапы развития сценографического искусства Заполярного драматического театра.
Диссертация содержит три приложения.
В Приложении № 1 «Репертуарная политика Заполярного драматического театра второй половины XX века - начала XXI века» диссертант представляет более подробный исторический анализ развития Заполярного драматического театра (основанный на архивной документации). В данном приложении анализируются репертуарные планы театра, рецензии на постановки в период с 1940-ых по 2007 гг., представлены образцы театральных программ (уникальных по своему историческому значению).
В Приложении № 2 «Перспективы развития современных сценографических образовательных технологий» описываются новые формы работы и художественно-образовательные технологии (разработанные автором исследования), помогающие привлечь современного зрителя (в большей степени молодое поколение) к театральной культуре, что очень значимо в современном художественно-культурном пространстве региона (Заполярья).
В Приложении № 3 «Макеты, эскизы, фото-материалы сценографических работ Заполярного драматического театра» представлен обширный визуальный ряд сценографических решений на сцене Заполярного драматического театра, а так же компьютерные версии эскизов сценографических работ 1940-1970-х гг. (реконструированных диссертантом)
ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:
а) В изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Будникова Л.В. Симметрия-асимметрия, статика-динамика // Искусство в школе. М„ 2002. № 6. С. 28-29. 0,25 пл.
2. Будникова Л.В. Театральное творчество и сценография как составляющие системы образования в художественной культуре региона //
Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб., 2007. № 15 (39). С. 256-259. 0,4 пл.
3. Будникова J1.B. Становление искусства сценографии в театральной культуре Заполярья середины XX века // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб., 2008. № 34. (в печати; 0,3 пл.)
б) В других научных изданиях:
4. Будникова Л.В. Элективный курс сценографического искусства, как составляющая регионального образовательного модуля // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы международной научно-методической конференции, 26-27 октября 2005 года. СПб.: СПбГУП, 2005. С. 180-181.0,2 пл.
5. Будникова Л.В. Формы освоения пространства сцены (тектоника сценографии Норильского театра драмы) // Искусство Нового и Новейшего времени: сб. науч. ст. кафедры искусствоведения СПбГУП. Вып.1 / Науч. ред. Т.Е. Шехтер. СПб.: Астерион, 2006. С. 70-80.0,7 пл.
6. Будникова Л.В. Театральное фестивальное движение Заполярья (на примере фестиваля «Норильские сезоны») II Современное искусство в контексте глобализации: Материалы всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2008 года / Науч. ред. A.B. Карпов. СПб.: СПбГУП, 2008. С. 116-118. 0,2 п. л.
7. Будникова Л.В. Заполярный театр драмы в истории художественной культуры региона: // Открытый урок: Материалы всероссийского фестиваля педагогических идей. М.: Издательский дом «Первое сентября», 2005. С. 363. 0,1 пл.
8. Будникова Л.В. Социальное обеспечение художественного образования в условиях Крайнего Севера // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы международной научно-методической конференции, 27 октября 2006 года. СПб.: СПбГУП, 2006. С. 180-181. 0,2 пл.
9. Будникова Л.В. Информационные технологии в системе современного профильного художественно-эстетического образования // Художественный рынок как объект гуманитарного знания: Материалы межвузовской научно-практической конференции, 21-23 января 2004 года / Науч. ред. Т.Е. Шехтер. СПб.: СПбГУП, 2004. С. 170-176. 0,3 пл.
10. Будникова Л.В. Технология графического дизайна // Открытый урок: Материалы всероссийского фестиваля педагогических идей. М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 39-40. 0,1 пл.
Отпечатано с готового оригинал-макета в ЦНИТ «АСТЕРИОН» Заказ № 145. Подписано в печать 20.06.2008 г. Бумага офсетная. Формат 60x84'/16 Объем 1,75 п. л. Тираж 100 экз. Санкт-Петербург, 191015, а/я 83, тел. /факс (812) 275-73-00,970-35-70 astenon@astenon.ru