автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Сущность и современное состояние мировоззренческой культуры личности в советском обществе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Сущность и современное состояние мировоззренческой культуры личности в советском обществе"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА 1ЕНИНА., ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕЮЛШ1И И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОЖЮСОВА
Специализированный Совет ( К 053.05.41 ) по теории научного'социализма и коммунизма
На правах рукописи
ЖУКОВ Юрий Николаевич
УДК I Ш
СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СОВЕТСКОМ'ОНДЕСТВЕ
Специальность 09.00.02 - Теория научного социализма и'коммунизма
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации яа соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 1990
л
Работа выполнена на кафедре социологии культуры, образования и воспитания социологического факультета Московского государственного университета лм. Ы.В.Ломоносова.
Научный руководитель - кандидат философских наук
ДЕМИДОВА А.И.
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор Ш&КИН A.B., кандидат философских наук
ЛОГИН В.Н. .
Ведущая организация - Московский ордена Бенина и ордена Октябрьской револшии энергетиче ский институт, кафедра политологии.
Защита состоится 1990 года в Sef. /j
часов на заседании Специализированного Совета /шифр К 053.05.41 по теории научного социализма и коммунизма в Московской государственном университете им. Ы.В.Ломоносова. Адрес: Москва, Ленинские горы, 1-ыЗ корпус гушнитарннх факультетов МГУ, философский факультет, 11-ыё этаж, аудитория 1161.
С диссертацией модно ознакомиться в читальном аале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов.
Ученый секретарь ' ,
Специализированного Совета САМСОНОВА Т Н.
Автореферат разослан
7
Актуальность темы исследования. Объективные закономерности общественного развития вовлекает человека в водоворот сложных, противоречивых социальных реальностей, характеризуемых существенными изменениями в экономике, социальной структуре, духовной культуре общества. Это обусловлено тем, что современное состояние социалистической общественной системы перевивает сложный период в своем развитии, характеризуемый не только переосмыслением я критической оценкой сложившихся в общества экономических, политических и других структур со-цаального устройства. Он требует анализа наших просчетов, научного поиска путей, методов и средств перестройки, направленной на оптимизацио развития всех сфер жизни общества.
В создавшейся кризисной ситуации необходимы политико-экономические реформы, другой альтернативы нет. Это призна-от не только ученые-обществовзды^, но и государственные дея-гели^, рядовш массы.
~ Поскольку главным элементом общественной систем явля-згея люди, то естественно, что проводимые сегодня преобразо,-завия должны быть направлена на создание соответствующих ус-ювий для раскрытия сутвдостных сил советского человека, а гакжа возможностей для их реализации. Осознание того, что че-ювек представляет собой цель исторического развития, а не ipocro средство достижения каких-то результатов -"пожалуй, :амое главное в проводимой сегодня политике перестройки3. Подстройка, несмотря на все сложности, которые она породила,
См. ¡ Богомолов О.Т. Меняющийся облик социализт/Дома^у-дист, 1989, £ II, с. 33; Осипов Г.В. Социализм: утопия или реальность// Вестник АН CfCCP, 1990, Я 8. !. См.: Материалы X—21 Съездов народных депутатов СССР.
I. См.: К гуманному, демократическому социализму. Программное заявление ШШ съезда КПСС. - М., 1990. - С. 8.
это уникальный шанс, разбудивший общество, вдохнувший в него свежий воздух перемен^ Обновление возможно только при активном участии всех прогрессивных сил. Иного не дано. Рост массового социального творчества должен ускорить начавшиеся в обществе процессы. Дм этого необходимо изменение мировоззрения людей. Перестройка и демократизация всех сфер жизни общества как условие выбора обновленного общественно-политического пути развития и объективные потребности социализма предъявляют повышенные требования к каждой личности. Они,касаются основных социальных характеристик человека: его политической зрелости, вкономической грамотности, нравственного облика, правосознания, деловых качеств, то есть всего того, что находит свое проявление в социально значимых формах . общественной практики.
В этой связи одной из фундаментальных и долговременных ' задач, лежащих в основе развитая общества, ввделяегся в качестве первостепенной задача коренных-преобразований в духовной еизни. страны,' в сфере общественного и индивидуального сознания. Исходя из объективных потребностей и реальных условий общественного развития, эта задача приобретает сегодня особую значимость. Ее решение зависит от того, в какой мере удастся обеспечить "возврат к ленинским принципам, поворот к человеку, к духовному обогащению народа"^, к росту его общей и мировоззренческой культуры.
Такая постановка вопроса особенно актуализируется в современных условиях. Как никогда остро на первнй план вышли проблемы духовного развития советского человека. Нега-
I. XIX Всесоюзная конференция КПСС, 28 июня - I июля 1988г.
- Стенографический отчет. - Б 2-х т. Т. I. - С. 39.
тявные моменты в общественном и индивидуальном сознании, деформации его мировоззренческого стержня, явившиеся результатом застойного периода, подчеркивают то обстоятельство, что формирование духовных качеств личности, интегрируемых в ми-ровоззренчекой культуре, диктуется насущными потребностями социально-экономического переустройства общества.
Процессы, порожденные демократизацией советского общества, показали, что современное состояние развития мировоззренческой культуры людей деформировано. Эти деформации детерминированы официально заявленной и реально практиковавшейся политикой, то есть социальными условиями, определяющими осознание человеком своего положения, места, возможностей в данной общественной системе. Наиболее ярко эти негативные тенденции отразились в его духовном стержне'- мировоззренческой культуре. Перестройка' общества вскрыла социальный характер кризиса, причины которого в социально-экономическом отчуждении советских.людей, характеризующих миро-, воззренческую культуру данного периода. Выход из кризиса видится в снятия отчужденности, активном включении людей в преобразования общественной жизни, в реализации их творческих способностей, новой мировоззренческой культуре - действительно действенном факторе духовного обновления и развития общества.
Известно, что общественное сознание по своей природе консервативно, нелегко расстается со сложившимися стереотипами, определяющими представления и взгляды людей, сформированными под воздействием господствовавших догм, идеологических мифов, уравнительных ценностей и иждивенческих ожиданий. В сложившихся динамических условиях развития советского общества, проблема преодоления этих стереотипов до-
вольно сполна. Это обусловлено не высоким уровнем политической культуры - составной части мировоззренческой культуры« При долгом отсутствии действительно демократических институтов, демократические принципы одномоментно, автоматически не могут найти свое адекватное отражение в мировоззренческой культуре.
йедоопенка духовных факторов потребует много временя и сир в их преодолении. Это усложняет задачу формирования ми-' ровоззренческой культуры советских людей. Особенно это ощутимо в условиях коренных,' революционных преобразований, когда практически все, что было отвергается, а новое конструктивное воспринимается с опаской. Демократизация общества создала уникальную ситуацию. Плюрализм мнений, возведенный в ранг официально дозволенного,' легализовал целый ряд политических течений, придерживающийся самых различных мировоззренческих платформ от анархистских до монархических и за- 1. нимаодих откровенно деструктивную акстремиотскую позицию.
Используя социальную демагогию, они воздействуют на сознание людей, их 'убеждения, что является существенным тормозом в формировании новой мировоззренческой культуры адекватной поступательному развитию социального прогресса. Все это необходимо учитывать в воспитательной работе, ориентированной на реализацию духовных качеств лодей в прогрессивной социальной практике. От уровня сознательности и организованности народных масс зависят успех и темпы созидания нового общества, его всестороннее обновление.
Степень научной разработанности проблемы. Необходимоеи исследования проблематики мировоззренческой культуры диктуется состоянием ее научной разработанности. В советском обществознании эта проблема с той или иной степенью полно-
ты нашла свое отражение ,в научной литературе. Однако, разработка проблематики именно мировоззренческой культуры проводилась преимущественно в общем контексте философских изысканий, направленных на исследование мировоззрения. Сложность, многоаспектноеть мировоззрения как духовного образования, дало основание для различных методологических и теоретических позиций, с которых и проводится его исследование. В этой связи* можно выделить такие основные направления исследовательского поиска:
- рассмотрение мировоззрения в общефилософском понимании с позиций взаимоотношений мировоззрения и философии^;
- подходы, в которых разрабатываются общетеоретические и методологические проблемы мировоззрения,.раскрываются воп-
I. См.: Шептулдин АЛ. Роль общественных наук в формировании коммунистического мировоззрения. - М., 1976; Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука. - М., 1979; БьСенко В.В. Марксистско-ленинская философия и мировоззренческие убеждения человека. - Киев - Одесса, 1979; Диалектический и исторический материализм - философская основа коммунистического мировоззрения. - Киев, 1977; Федосеев П.Н. Философия и научное познание. - М., 1983; Ойзерман Т.И.. Формирование философии марксизма. - М., 1986 и др.
росы мировоззренческого отражения действительноетя*;
- раскрытие взаимосвязи, взаимовлияния мировоззрения î различных отраслей науки2.
В последние годы вопросы формирования мировоззрения, адекватной проводимым преобразованиям, мировоззренческой культуры и, прежде все.го, практические аспекты стали предметом более интенсивного изучения. Об это« свидетельствуВт по-
1. См.: Человек и мировоззрение. - Киев, 1974; Василенко В.Л Научное мировоззрение и теоретические проблемы tro формирования в социалистическом обществе. - M., 1975; Оечяяни-,ков B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни обвест-
Е8, - I., 1978; Бальсис А. Мировоззрение в жизни сбшест-ва и человека. - Вильнюс, 1981; Сопиадъно-фвлоссфскае проблемы формирования коммунистического мировоззрения. - M., I981; Дрыгин В.И. Научное мировоззрение, его предмет а функции- - Саратов. 1981; Вяшевский С.С. Воспита-■ ние коммунистической убежденности. - M», 1983; Сулямов Е.Ф, Теория и практика коммунистического воспитания. - М. 1984; Мдншев Ф.И. Феномен социалистической личности. -М. 1985; Коммунистическое мировоззрение: закономерность становления и основные элементы. - Киев, 1986; Мировоззрение сущность, специфика, развитие. - Львов, 1986; Буянов B.C. Научное мировоззрение Социально-философский аспект. - М., 1987; Культура и развитие человека. - Киев, 1989; Человег нового мира: Проблемы воспитания. - ■£., 1989 в др.
2. См.: Предмет и система этики. - Москва - София, 1973; Иванов В.Г. Физика и мировоззрение. - I., 1975; Астрономия, методология, мировоззрение. - M., 1979; Карпинская P.C. Биология и мировоззрение. - М., I960; Мартанычев-И.З Мировоззрение естествоиспытателя. - М., 1980; Мировоззрение и естественно-научное познание. - Киев, 1983; Формирование научно-атеистического мировоззрения в условиях . социального и технического прогресса. - M., 1985; Философские проблемы естествознания. - M,, 1985 и др.
явившиеся в последнее время многочисленные статьи в научных
журналах*, диссертационные исследования Глумилина В.И., Яхон-
I. Уледов А.К. Диалектика общественного сознания в условиях перестройки // Научные доклады высшей школы. Научный коммунизм, 1987, № 4; Сулимов Е.Ф. Некоторые вопросы активизации человеческого фактора // Научный коммунизм, 1987, № 3; :.5инюшев Ф.И. Новое время требует новых лодей // Вестник ЖУ, сер. 12 ТНК, 1987, К 5; Коломиец В.П. Формирование марксистско-ленинского мировоззрения - важнейшая задача коммунистического воспитания // Научный коммунизм, 1987, £ 3; .Мужик Й. О развитии мировоззрения (исторический аспект) // Философские науки, 1987, № 2; Копер Я. К вопросу о социально-психологическом механизме формирования научного мировоззрения личности // Вестник МГУ, сер. 12, 1987, № 2; Казьмина A.A. Демократизация политической системы социализма и углубление самоуправления народа // Вестник МГУ, сер. 12 ТНК, 1988, Ii I; Дорожкин D.H. Демократизация политических сиг - главное направление перестройки // Там же, 1983, & 4; Кон И.С. Психология социальной инерции П Коммунист, 1988, В I; Кириленко Г.Г. Самопознание и мировоззрение личности // Новое в кизня, науке, технике. Сер.. Философия, 1988, № 7; Баталов Э.Я. Социалистическая перспектива и утопическое сознание ! 1 Коммунист, Х988, й 3; Моисеев H.H. Вернадский В.И. и естественнонаучная традиция // Коммунист, 1988, Л 2; Козлов В.А. Социалистическая револшия и человек // Тем ■ же, JE 4; Разумнов A.B. Новое мышление^и "старая философия" // Там же, 1989, Л 2; Амосов U.M. Реальность, .идеалы а модели // Наука и жизнь, 1989, Ä 5; Раушенбах Б.В. К рационально-образной картинё мира // Коммунист, 1989, 'Л 8; Грецкий М.Н. Социализм, демократия я "дорога к Храму" // Вестник !«ТУ, сер. 12 ТНК, 1989, № 2; Минине в Ф.И. Осмысливая уроки проп лого/7 Там se, Ii S; Зотов A.A. îia-ровоззрение на рубеже тысячелетий // Вопросы философии, 1989, Л 3; Любоиирова Н.В., .'¿ежуев В..'Л., Михайлов Ф.Т., Толстых В.К. Перестройка сознания и сознательная перестройка // Там же, И 4; Яковлев А.Н. Гуманистический выбор перестройки // Проблемы.мира ? социализма. - 1989.
• - Я 2; Осипов Г.В. Социализм: утопия ила реальность // Вестник АН СССР, 1990, Js 8 и др.
тобой Ü.С., Дорида A.B., Башлыкова A.M., Шиловой А.П., Азар-хина A.B., Федоренко ¿.Н. и др.
Несмотря на такое большое количество публикаций проблематика мировоззренческой культуры - осмысление ее современного состояния, еще не получила достаточно полного освежения Подтверждением служат относительно небольиое число исследований непосредственно раскрывающих содержание понятия "мировоззренческая культура"^, а также отсутствие работ, раскрывающих проблему выделения основных социальных показателей, с помощью которых можно было бы оиенить степень развития дан ного феномена. В принципе это вполне объяснимо, поскольку проведенный анализ государственных и партийных документов практически однозначно решает данную проблему, гак как до апреля 1985 года - начала перестройки, повлекшей за собой глубокие качественные демократические преобразования, все
сводилось к тому, что в советском обществе господствует пре-
«
имущественно мировоззрение марксизма." Марксистское мировоззрение, интерпритированное в соответствии с проводимой государственной политикой, объявлялось единственно верным и не могло подвергаться сомнениям в отношении его истинности, поскольку подобная ивтерпритация доляна была подтверждать правильность выбранного курса. Следовательно, задаче заключалась в том, чтобы поддергивать этот уровень и поднимать к нему тех-ладей,- которые исключительно только в силу пережитков старого в своем сознании, еще не поднялись до него. Такое понимание мировоззрения вело к политизации исследуе-
I. См.: ,'Ллрсвоззренческая культура личности. - Киев, 1986; Коммунистическое мировоззрение: закономерность становления и основные элементы. - Киев, 1986; Формирование мировоззренческой культуры как условие активизации человеческого фактора. - Алма-Ата, 1989.
мого феномена, усиливаю в нем наличие элементов догматизма и схоластики.
Это предполагает более глубокое рассмотрение проблематики мировоззренческой культуры, особенно в связи с процессом перестройки и обновления социалистического общества, выявившим далеко не 'тождественные мировоззренческие позиции советских людей, а также возрастанием требований к личности, ее гражданская позиции,- мировоззренческой культуре, поскольку "нынешнее состояние духовной сферы, низкий уровень культуры и образованности населения, невостребованность результатов науки представляют угрозу делу обновления социализма, будущему страны"*. Проблемная ситуация состоит'в неадекватности реальных условий, несовершенстве существующего механизма действия социальных факторов на процесс формирования мировоззренческой культуры личности.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования - раскрыть сущность мировоззренческой культуры личности и с помощьо показателей данного феномена - особенности ее проявления в условиях перестройки советского общества.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- выяснить сущность а содержание мировоззренческой культуры личности;
- определить основные социальные показатели, характеризуйте данный феномен;
- дать характеристику состояния мировоззренческой культуры в современном советском обществе;
- наметить пути совершенствования воспитательной работы по формирование мировоззренческой культуры личности в хо-
I,-Резолюции НУШ съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М., 1990. - С. 23.
де перестройки.
Теоретической и .методологической основой диссертационного исследования послужили идеи К.Маркса,•Ф.Энгельса, В.И. Ленина, раскрывающие содержание понятий характеризующих личность и общество во всем многообразии их проявлений; законы и принципы материалистической диалектики и исторического материализма; общая теория диалектики объективного и субъективного в историческом процессе. При этом автор опирался на опыт строительства социалистического общества, документы съездов и пленумов КПСС, материалы Съездов народных депутатов, имеющиеся законодательные акты, другие документы Советского государства. В работе учтены новейшие монографии и статьи ученых-обществоведов по исследуемой проблеме. Кроме теоретических работ широко использовались материала периодической печати последних лег, статистические данные, а также результаты конкретных социологических исследований, опросы общественного мнения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- рассматриваются исходные методологические принципы анализа процесса формирования мировоззренческой культуры личности в условиях революционного преобразования всех сфер жизни советского общества;
- осуществлен анализ сущности, содержания и структуры мировоззренческой культуры как качественной характеристики мировоззрения социального субъекта;
- двна характеристика современного состояния уровня развития мировоззренческой культуры в советском обществе;
- выявлено противоречие между уровнем мировоззренческой зрелости человека, обусловленной деформированной социальной средой и процессом перестройки;
- обозначены основные тенденции развития мировоззренческой культуры советских лвдей в современных условиях;
- определены основные факторы, влияощие на процесс формирования мировоззренческой культуры личности в условиях коренного преобразования общественной системы;
- предложены наиболее существенные социальные показатели оценки мировоззренческой культуры личности.
Практическая-значимость диссертационной работы вытекает из ее актуальности и новизны. Проблематика исследования тесно связана с жизнью, с задачами перестройки современного социалистического общества, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Полученные теоретические выводы и практические рекомендации направлены на повышение эффективности управления, происходящими в стране революцибнно-пере-строечнымя процессами, совершенствование идеологической и идейно-воспитательной работы в масйах.
Результаты работы могут быть использованы в лекциях по общественно-политической теории социализма, социологии культуры, образования и воспитания, при подготовке спецкурсов. Возможно также их использование в системе политического просвещения трудящихся, в лекционной и пропагандистской работе. Некоторые практические рекомендации и теоретические обобщения могут найти свое применение в деятельности педагогов, психологов, юристов, партийных работников, всех тех, кто участвует в процессе формирования нового типа личности, особенно молодежи.
Можно предположить, что сама постановка некоторых актуальных проблем в ходе диссертационного исследования послужит стимулом для их далънейзего изучения и решения.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании
кафедры социологии культуры, образования и воспитания социологического факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.
Основные положения диссертационного исследования нашди отражение в публикациях. Отдельные его положения изложены автором на IX Всесоюзных философских чтениях молодых ученых (Москва - 1989), а также при обсуждении данной проблематики на "Ломоносовский чтениях" в МГУ (1989).
Материалы диссертации использовались автором в лекцион-но-пропагандистской работе.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, грех гдав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована степень ее разработанности в фияософско-сопиологической литературе, сформулированы педь и задачи исследования, определяются научная новизна и практическая значимость работы, теоретико-методологическая основа и науч-' ные источники исследования.
В первой главе - "Теоретико-методологические аспекты исследования мировоззренческой культуры" раскрывается сущность и содержание мировоззренческой культуры, определяется соотношение ее клетевых понятий - "мировоззрение" " и "кул! тура", прослеживается их диалектическая взаимосвязь, анализируются различные подходы к исследованию данного феномена. Так, мировоззрение, будучи ядром общественного сознания, входит в систему духовной культуры как идейный источник формирования и развития ее содержания, определяя в конечном сче-
те общественно-исторический тип, социальное содержание и » направленность духовной культуры. С другой стороны - культурный фон общества, предопределенный сложившейся системой социальных отношений, детерминирует не только уровень культуры самого индивида, но и его мировоззреотескую доминанту.
В этой связи реализация убеждений личности зависит от культурного уровня человека, от того какие способы духовного освоения действительности он использует. В зависимости от освоения природы, социальной действительности в области экономики, политики, права, философии, морали, искусства и т.п. можно выделить соответствующие качественные показатели духовного развития, такие как экономическая, политическая, правовая, философская, нравственная, художественно-эстетическая, экологическая культура..
. Каждый из этих показателей характеризует определенные качества личности в соответствуодих сферах общественной жизни. Исходя из того, что мировоззрение является одним из определявших детерминант поведения индивида, в качестве интегрирующего, показателя духовного развития, возникающего на стыке основных форм общественного сознания и выступающего качественной характеристикой мировоззренческих убеждений человека, правомерно выделить мировоззренческую культуру личности, понимая под этим качественный уровень сформированноети мировоззрения. С этих позиций .мировоззренческая культура личности определяется автором как способ объективации внутреннего мира человека по формировании, сохранение и передаче убеждений, которые воплощается в социально значимых формах общественной практики а направлены на преобразование природных и социальных условий с позиций общечеловеческих ценностей.
В качестве важнейших подходов к исследованию мировоззренческой культуры в работе выделяются следующие принципы:
- единство духовной и практической сторон мировоззренческой культуры;
- рассмотрение факторов формирования мировоззренческой культура с точки зрения объективных законов и организационных механизмов воздействия на личность в процессе социализации;
- влияние нормативного фактора на содержание мировоззренческой культуры;
- анализ содержания мировоззренческой культуры в соответствии с особенностями ее носителя;
- обусловленность структуры мировоззренческой культуру ее содержанием;
- рассмотрение мировоззренческой культуры как целостно го явления;
- определение основных социальных показателей, характе ризующшс мировоззренческую культуру социального субъекта.
Именно поэтому во П главе исследуются "Основные показа тели мировоззренческой культуры". Обращение к проблематике социальных показателей мировоззренческой культуры основано на том, что социальные показатели в определенной мере позво ляют оценивать характер и степень ^меняющихся социально-экономических условий на поведение, деятельность личности. С другой стороны, появляется возможность соотнести поведение, . деятельность индивида с целями перехода к новому качественному состоянию общественной системы, определить меру их соответствия, поскольку раскрывается механизм действия и формы проявления социальных закономерностей в деятельности 'людей.
Учитывая, что разработка показателей исследуемого феномена в настоящий момент не нашла своего отражения в научной литературе и представляет не только теоретический интерес, но и практическую значимость, автор диссертационного исследования считает целесообразным высказать свою точку зрения.
В аспекте проводимого исследования данные показатели позволяют судить о степени развитости мировоззренческой культуры у социального субъекта разного масштаба, ее адекватности целям построения нового общества. Иными словами, с их помощью становится возможным дать опенку современного состояния мировоззренческой культуры. Речь идет о фиксированных характеристиках и свойствах данного феномена, отражающих его существенные особенности с позиций приоритета-общечеловеческих ценностей и идеалов. При этом, автор исходит из того, что понимание идеала должно быть не абстрактным, умозрительным, а основано на учете социальной реальности.-Это созвучно марксистскому пониманию вопроса: "Коммунизм для нас не состояние которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мн называем коммунизмом. действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние"*. Следовательно, судить об уровяе мировоззренческой культуры необходимо исходя из объективных тенденций общественного развития, того насколько реально, потребности, соответствующие объективному ходу исторического прогресса, осознаются отдельной личностью и обществом в целом.
Поскольку социальные показатели изучаемого объекта являются средством познания и измерения мировоззренческой культуры, то следовательно; они доданы включать в себя качественные и количественные характеристики. Эти характерно- .
[. ¡¿арке К., Энгельс ф. •- Соч. - Т. 3. - С. 34.
тики средставмэт собой органическое единство, содержание которого выражается понятием "мера". Мера характеризует соответствие мировоззрешпской культуры направленности социального прогресса. Наиболее общий критерий с£ормированноети мировоззренческой культуры выражается степенью адекватности мировоззренческих убеждений социального субъекта поступательно прогрессивному ходу общественного развития.
Комплексным показателем мировоззренческой культуры личности является ее мировоззренческая убежденность. Мировоззренческая убежденность многогранна в том смысле, что содержание мировоззрения включает ряд аспектов или граней. Поэтому мировоззренческая культура имеет сложную оценку с учетом каждой отдельной грани. Однако сама по себе убежденность -это лишь степень сознания, поскольку о реальности мировоззрения мы ;»;огс." судить лишь по внешним проявлениям, духовно-практической деятельности социального субъекта.
Именно деятельность выступа.ет в качестве всеобщего основания для оценки культуры (в том числе и мировоззренческой) как своеобразного социального пространства развертывания человеческой жизнедеятельности. Но фактором формирования ми- ' ровоззренческой культуры диссертант определяет только ту деятельность, которая проявляется в таких формах общественной практики, которые отвечают нормальным требованиям поступательного развитая и функционирования общественной систе- . мы. Только в такой деятельности наиболее полно проявляется человеческая личность, раскрываются ее творческие возможности. • ■
Однако необходимо учесть, что "между деятельностью и мировоззрением личности.существует далеко не однозначная и не прямолинейная связь, Могут быть внешне совершенно одина-
конце формы поведения и деятельности при различных пенностт них орлентациях и мотивах, возможны и различные формы деятельности при относительном единстве ориентация и мотивов, установок"^. Учитывая вто, автор диссертационного исследования считает, что вопрос должен ставиться не столько о деятельности вообще, сколько о ее формах проявления в конкретных условиях.
В подавляющем большинстве именно конкретные формы проявления деятельности по достижению определенных результатов представляют собой мировоззренческую ценность как для самого человека, гак и для общества. В деятельности объективируется субъективное отношение человека к окружающему природному и социальному миру. В конкретных формах проявления деятельности и, прежде всего, трудовой наиболее объективно, полно, отчетливо проявляются мировоззренческие позиции, убежденность, взгляда, принципы, склонности и предпочтения личности. Именно их реализация в многообразных формах человеческой практика позволяет судить об уровне мировоззренческой культуры личности, ее направленности, адекватности существующему общественному строю. Характерно, что сам процесо трудовой деятельности является осмысленным и предполагает определенную цель и средства ее достижения. Поэтому деятельность, а следовательно, те цели, которые, ставит перед собой социальный субъект и средства, которые он использует для их достижения, слойом, направленность деятельности в конкретных формах ее реализации может да.ть вполне объективную характеристику мировоззренческой культуры личности.
При определении основных социальных показателей миро-
I. Рябов H.H. Мировоззрение и трудовая активность личности при социализме. - Казань. - С. 1986. - С. 85.
воззренческой культуры важное место занимают потребности и интересы, выступающие в качестве главной' побудительной силы духовно-практической деятельности социального субъекта. Выбор деятельности в качестве показателя мировоззренческой культуры объясняется и тем, что она и ее результаты являются эмпирически набяодаемыми фактами. Вместе с тем, данный показатель требует определенного дополнения, позволяющего нам за фактами объективации судить о идеальных феноменах -мировоззренческой культуре личности.
Автор пришел к заключению, что в деятельности проявляется социальная активность, которая может отвечать общественным идеалам либо противоречить .им.
Это вызывает необходимость расширить систему показате-. лей мировоззренческой культуры, которая не может быть ограничена только социально активной деятельностью. Качественная характеристика социальной активности личности общественно-полезной направленности предполагает такой показатель как социальная ответственность индивида, 'где степень личной ответственности в определенной мере характеризует мировоззренческую культуру человека.
Осуществление социальных нормативов, общественных требований, интересов как личностных ценностей и факторов жизнедеятельности человека может основываться на разном внутреннем отношении к ним. О степени развитости мировоззренческой культуры необходимо судить не только по результату деятельности, что и в какой мере реализовано, но и как реализовано, насколько сознательно, добровольно и какими средствами. Высокая мировоззренческая культура характеризуется готовностью человека к разумной, полезной деятельности, и к результатам этой-деятелькости в рамках общественно значп-
мых ценностей.
Б диссертационном исследовании раскрывается диалектическая взаимосвязь социальной активности и социальной ответственности личности, которую автор представляет в следующем. Развитие у личности социальной ответственности вносит в ее активность прогрессивную направленность, определяет и коррелирует в положительном плане активность личности, которая становится ответственной активностью, реализующейся в.социально значимых формах общественной практики.
Такой подход, по мнению диссертанта, позволяет дать объективную оценку реальной мировоззренческой культуре социального субъекта.
^ глава "Особенности проявления и механизм формирования мировоззренческой культуры советского человека". Анализ влияния социалистических общественных отношений на процесс формирования мировоззренческой культуры личности позволяет показать степень этого воздействия, реализующего в духовно-практической жизнедеятельности советского человека. В этой связи внимание автора заострено на несоответствии теоретической концепции социализма его реальному состоянию, тем деформациям социалистического общественного устройства, которые приобрели характер устойчивой тенденции в рамках всей социалистической системы.
Несоответствие теории и практики социалистического строительства наглядно'проявилось в воплощении основополагающих принципов социалистического общества в конкретику повседневной реальности. Реализация основополагающих принципов социалистического общества осуществлялась на уровне лозунгов и деклараций. Это подтверждает анализ государст- . венных а партийных документов,.отражающих тенденции общест-
венного развития с официальной точки зрения, в основе которой был нормативно-долженствующий подход. Такая практика вела к тому, что теоретически желаемое, несмотря на его несовладение с жизнью выдавалась за норму, уже реализованную в существующих реалиях общественной жизни.
Вследствие этого "лакировка", приукрашивание социальной действительности, ее фальсификация, несоответствие реального положения человека с пропагандируемыми официальной идеологией нормами и ценностями социалистического общества, способствовали отчуждению личности. Такой идеологический подход может быть охарактеризован как целенаправленное воздействие на личность по формированию мировоззренческой культуры, адекватной целям и задачам субъекта'воздействия, стоящего на незыблемости принципа авторитаризма лидеров. В основе этой целенаправленной деятельности- ориентация на одномерного человека, под прикрытием лозунгов о благе всего народа, равенстве, социальной справедливости и равной ответственности всех перед обществом и законом..
Таким образом, в соответствии с предопределенными- социально-экономическими условиями деформированного социализма извращается главный компонент общественного и индивидуального сознания - мировоззрение, - а следовательно, и его качественный показатель - мировоззренческая культура. •
Вся система дегуманизированного социализма не могла обеспечить главную цель общественного развития - сформиро-. вать всесторонне и гармонически развитую личность. Объективные условия ее существования детерминировали формирование послушного человека с адекватной мировоззренческой культу-"рой, которая определяла потребности и интересы, социальную ориентацию, позиции а соответствующую активностью квдивада.
Изменения, начавшиеся Ь нашем обществе в апреде 1365 г. и классифицируемые как революционно-перестроечные, внесли определенные коррективы в мировоззренческую культуру советских лвдей. В рамках проведенного исследования этот аспект представляет псвызенныЁ интерес, поскольку именно в этсй плоскости" находятся основные мировоззренческие позиции, формируется соответствующие установки к социальной действительности в.условиях социалистического выбора развития, характеризуя мировоззренческую культуру советских лвдей.
Анализируя состояние мировоззренческой культуры в об-Еестве на современном этапе кардинальных преобразований социализма, автор выделяет ведущие тенденции в развитии этого феномена. Данные тенденции, с учетом сложившихся стереотипов понимания, социализма и малой эффективностью принятых программ его обновления, характеризуются настороженностью, обеспокоенностью, неуверенностью значительной части населения в завтрашнем дне, в правильности выбранного курса проводимых реформ. И как следствие - рост недоверия государственному и политическому руководству страна, .что ведет к дестабилизации экономического и социально-политического состояния, в котором немаловажную роль играет резкая активизация антиперестроечных сил, стоящих на различных мировоззренческих платформах (от анархистских до монархически*). Кроме того, современная ситуация позволяет предположить о потенциальной . готовности определенной' массы лвдей на восприятие антисоциалистических лозунгов..
На основании этого в диссертации делается вывод о том, что современное состояние мировоззренческой культуры советского общества представляет собой довольно мозаичную картину, •• иллюстрирующую нестабильность самого социализма, все его
подъемы и спады, успехи и неудачи. Поэтому только реальные коренные реформы экономической, социально-политической системы - не половинчатые, а последовательно-полные, обеспечивавшие выход страны из кризиса и ее дальнейший прогресс, соответствующие им научно-обоснованные программы немедленных действий, при которых положительные результаты станут очевидными каждому, могут оказать свое соответствующее воздействие на мировоззренческую культуру, повысят положительную активность и ответственность личности.
Реальное достижение подобного состояния в определенной мере зависит от эффективности целенаправленного воздействия на формирование мировоззренческой культуры личности. Это предполагает исследования социальных механизмов воздействия . на данный процесс, раскрытия конкретных социальных причин формирования мировоззренческой культуры.; что позволит выбрать наиболее оптимальный и эффективный путь по управлению данным процессом.
В заключении диссертационного исследования подводятся,, итоги, излагаются краткие выводы, намечаются пути дальнейшего исследования и решения проблемы, формулируются практические рекомендации.
Основное содержание диссертации-отражено в'следувдих публикациях автора:
I. Роль трудового коллектива в формировании потребности личности к повышению образовательного уровня // Тезисы выступлений на научной конференции "Социально-экономическое развитие коллектива и его роль в повышении эффективности общественного производства и ускорения, научно-технического , прогресса" 21-22 октября 1986 г. Тамбов, 1986..- ОД п.л.
2. Мировоззренческая культура личности как фактор ускорения социально-экономического развития социалистического общества // Актуальные проблемы общественного воспитания / Под ред. М.М.Лисенкова. - Деп. Я 35751 от II.IO.88 г. - IL, 1988. - 0,5 с.л.
3. Сормирование мировоззренческой культуры студенческой молодежи в условиях перестройки советского общества // Актуальные проблемы социализации личности / Под ред. "d.M. Лисенкоьа. - Деп. в ИНИОН АН СССР № 41937 от 25.05.90 г.
M., 1990. - 0,5 п.л.