автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Проблема становления мировоззренческого самосознания

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Симоненко, Сергей Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Львов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Проблема становления мировоззренческого самосознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема становления мировоззренческого самосознания"

, и ч

1 ЛЬВОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. ФРАНКО

На правах рукописи

СИМОНЕНКО Сергей Михайлович

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ (историко-логический аспект)

09.00.01 — диалектический и исторический материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ЛЬВОВ — 1990

Работа вьшалняш на т?1фадрв фхлооо^т Львовского ордена Легаша госдарсгойкиого университета им.И.Фрунко.

ИаучннП руководитель Официальные опыонвнты

Ведущая организация

доктор фшософскш наук, профессор ПАШУК Л.И.

доктор философских наук, профессор АРЦИШЕ30Ю1Й P.A.

кавдвдат Зщософсккх наук, додапт ЕВТУШЕНКО А.И.

кафедра фил :о$пи Дрогобычсгсого пединститута

Защита состоится.

» Л " I99.U' г. в

.часов

ые аасодаши спа^пализироз«иного оопата К 068.26.07 по ^влософсеты наукам во Львовском ордена Ленина государственном университета нм.И.Фраико (290000, г.Дьвов, ул.Университетская, I).

G диссертацией можно ознакомиться в научно'й библиотека Львовского'государственного уннверситота им.И.&ранко (г.Львов, ул.Драгоманова, б).

Автореферат разослал

и " ^ - 9М*

1990 года.

Учзшй секретарь специализированного ссвзта кандидат филооо^'жпх паук,

дэдепт Н.И.ЧЕЕМЦ,

• / ОЖАЯ ХАНКГШЮТИКА РЛБиЩ

-Актуальность теми иоследовфтя. Оегодня наша страна вот,улила в сложный и длительный период коронной перестройки всех (£орм общественной жизни. Далью этих изменений является построение общества, а которой человек гшступал бы главно") общественно;! ценностью и где били бы созданы все условия для свободного, творческого раскрытия полива ко и своих потенций и способностей. "В результате перестройки социализм может и должен в полной мера реализовать свои возможности каи строй реального гуманизма, служащий человеку и возвышающий ого"*. Ко-обходимым условием реализации намеченных делай является создание научных разработок, объективно и адекватно представляющих мохатт общественного развития. Особенно это касается сфера духовной кизьа обчесана, которая в силу ряда исторических причин оказалось я а периферия научных исследований. Поэтому изучение процессов формирования и развития самосознания и мировоззрения человека приобретает сегодня насущную необходимость.

Актуальность обращения к изучении проблем мировоззренческого становления человека продиктована тшшз сложностью процессов, происходящих в настоящее время в общественном самосознании, Кок и во все переломные моменты истории сегодня парод человеком о особо!) остротой .встают кардинальные проблемы его бытия. Это активизирует мировоззренческий поиск, направленный на выработку таких оснований п шревоззрзн-ческих установок, которые бы соответствовали новому этапу общественного развития. Отсюда возникает потребность в философских разработках, ориентирующих человека в его мировоззренческом поигае.

Изучение процессов формирования и развития мировоззренческого самосознания имеет тагехе большое значение для воспитательной и образовательно! работы. В этой области наблюдается недостаток псояодова-^ ний по формированию определенных мировоззренческих качество, слабо изучен механизм образования основных категориальных связей марсвоззра-ния и процесс развития мировоззренческого самоопределения человека в мира. Образовательная работа проводится во многом стихийно, часто опираясь на устаревшие,обоснованные не наукой, а идеологией, методы.

Все вшесказанкое долэет актуальным выбор темы диссертационного исследования, посвященного анализу процесса становления мировоззренческого самосознания. Работа проводится в аспекте изучения сшосоэня-ния. При этом мировоззрение рассматривается как одна из форм само-

1 П°^5Падитиздат°К19а?Ь И £е^с/гР°11ка: Революция продолжается., -

сознания, о процесс мировоззренческого самоопределения человека в истории как процесс развития его мировоззренческого самосознания (самосознания мировоззренческого уровня). Выбор такого подхода дает возможность рассмотреть мировоззренческое самоопределение в более шариком контексте и в процессе его развития.

Степень разработанности проблемы. Проблем самосознания и мировоззренческого самиопределения личности является одной из основных л философской традиции. Почти все значительные философы так или иначе касались этой проблематики. Что касаотся работ, выполненных современными советскими и зарубежными учеными, то их условно можно разделить не психологические и философские.

Психологические аспекты проблемы самосознания разрабатывались в работах Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьова, А.Р.Лурии, В.Л.Петровского, А.Г.Спирюша, В.В.Сталина, II. И. Чо стоков ой, Ё.В.'Шо-роховой и др. Этих авторов интересовало самосознание как явление психики, механизм осознания человеком себя, формирований образа, представления и понятия "Я", психологические механизмы саморегуляции, процесс развития самосознания в ^ило- и онтогенеза человека, возрастные особенности самосознания и т.д. Сюда же можно отнести работы ряда иностранных авторов: Р. Бе раса, А.Мосяоу, Е.Пиажа и др. Характерной чертой психологических исследований является то, что в них за редким исключением авторы нд касаются мировоззренческой проблематики.

В рамках философского подхода можно ввделить целый ряд аспектов изучения самосознания. Так, в работах Г.С.Батиаева, 3.В.Ильенкова, В.П.Иванова, Ы.К.Мамардалшшн, 4.Т.Михайлова, С.Л.Рубинштейна акцент делается на выявление сущности самосознания как специфического явления человеческого бытия, а также на изучение деятельности^ основы его воэлшшовешя и существования. Философско-гноссологичзские аспекты, вопросы структуры субъективной реальности представлены в книгах Д.и.Дуброэского, В.А.Лекторского, Е.А.Чврносэитопа и др. В культурно-историческом аспекте самосознание рассматривается в работах Л..'.".Боткина, В.С.Библера, П.П.Га(:денко, М.А.Гарнцева, И.О.Кона, Л.Ф.Лосева и др. Моральные проблемы самосознания поднимаются в работах Р. Г.Апресяна, В.И.Коблякова, Д.С.панского и др. К работам, имеющим непосредственное отношение к наааму исследованию, т.е. кпсащимся мировоззренческого уровня самосознания, его исторических liojt.:, о токхе проблем развития самосознаник, мокно отнести книга Р.А.Арцншевского, А.И.Евтушенко, В.П.Иванова, А.С.Канарского, Л.С.Скворюве, В.И.Шин-карукл, А.И.Яхгзнко и др. К этой же проблематика примыкают работы.

посвященные проблема духовного становления личности, поиска ев низ-ненншс основании и смыслов - И.В.Ватина, В.Н.Воронцова, Ю.Н.Давндо-ва, Н.Я.Ивановой, Л.Н.Когана, И Л'. Фролова, В.И.Толстых и да. Из иностранных авторов, разрабатывавших эти проблемы, можно назвать К.Домбровского, В.Франкла, Э.Фромма, К.Юнга и др.

Вместе о тем недостаточно исследованным остается процесс мировоззренческого становления, не получили достаточной определенности основные проблемы и категориальные связи, лежащие в основе мировоззренческого самоопределения. Остается на совсем ясным, что представляет собой процесс развития мировоззрения - есть ли оно и в чем состоит, каше основные детерминанты и механизмы развития, есть ли определенная лохика в становлении ыировоззранчзского самосознания. Действительно, при решении этих проблем возникают определенные сложности. Пытаясь сегодня осг,шатать процесс мировоззренческого самоопределения а его развитии, исследователь сталкивается с наличием множества мировоззренческих $оры и разнообразием путей мировоззренческого становления. Исходя из сегодняшнего состояния мировоззренческих фэрм, где они выступают как рядополояешше, трудно выявить основания для их сравнения. Поэтому для изучения процесса развития мировоззрвнчео-кого самосознания есть смысл обратиться к истории, где как раз и осуществлялось такое развитие. Отсюда, значительная часть содержания ра. боты связана с рассмотрением исторических форвд мировоззрения, хотя это, само па себе, ца является самоцелью.

Цель работы состакг в том, чтобы на основе исследования исторического материала выявить логику развития мировоззренческого самосознания - определенную последовательность внутренне необходимых моментов этого развития.

Реализация этой пели предполагает решение ряда задач:

- разработку методологии намечаемого научного исследования, исходя из специфики предмета и, прежде всего, выявление сути принципа единства исторического и логического, играющего важную роль в данном исследовании;

- определение предмета исследования - мировоззренческого самосознания - его сути и структуры, основных проблем мировоззренческого самоопределения и связанных с ними категориальных связей;

- выявление основных детерминант развитии мировоззренческого самосознания в историческом процессе, а также механизма превращения факторов социальной истории в мировоззренческие формы;

- рассмотрение основных мировоззренческих форм в процессе юс исторического становления;

- выявление основных логических тенденций в развитии мировоззренческого самосознания;

- определение на основании проведенного исследования основных характеристик развитого самосознания мировоззренческого уровня:

Методологическую основу исследования составляют диалектико-ма-теркалиетичасотБ принципы енатозо социальных явлений к прежде всего -принципы ьсатеряалистичвского понимания истории, единства исторического и логического. Автор опирается на кеторкко-^нлоао^ское наследие, с теки на работы советских ^глосо^ов, разрабатывающих рлософ-скио прзйтамы в гумашютическон аспекте, таких как: Г.С.Батищев, ВЛЬИвыяов, 5.В.Ильенков, А,С.Канарский, М.Х.Мамардяшвкли, ф. Т. Михайлов, 3. П. Толстых, К.Т.Фролов, В.К.Оикксрук и др.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней представлена попытка выявить логик? развития самосознания мировоззренческого уровня на основе исследования исторических мировоззренческих форм.

основные положения диссертации. выносимыо на защиту:

~ самосознаний представляет собой сяогдое, интегратквное, Шюго-Йшкционачьноа и ююгоуровшвоа образования. Ыокнэ выделить четыре уровня самоопределения человека в мире: первый - профессионально-бытовой, нп котором человек определяет себя по профессиональным, половым, возрастнш, физическим, ролей игл признакам; второй - соцпо-куль-турнкй, на котором человек определяет себя через включенность в такие ойадости, кпк класс, нация, рвиюналыю-культурьао образования; третий - социальны!!, на которой человек определяет себя как социальную единицу в общо ста о как кекой целостности, в рейках категориальной связи "ицдпвид-общвстио"; четвертый - мировоззренческий, не котором человек определяет себя в качестве человеческого существа, жи-вущэго в миро, в рамках категориальной связи "человек - ьэтр";

- процесс мировоззренческого самоопределения человека в шра предполагает: а) определенна своего места в киро как человека а пространства всзоби^х мировых связей и во времени; б) выявление своего челодеческогс предназначения « смысла своей кизшц в) определение жазноиного идеала - должного качества своего бытия; г) определение нравственных оснований своей жизни; д) вылвлоше своих возможностей для реализации своего предназначения и достиг.енкя идеаш. При этой человек использует целый ряд категориальных связей: "эдшичное - общее", "конечное - вечное", "жизнь - смерть", "вис-доз - нлз'лоа", "сущее - дожкое", "добро - зло", "свобода - необходимость";

- исследование процесса уазвитш самосознания кироЕоззренчео-

«uro уровня •• мировоззренческого самосознания, продуктивнее и со г и ир.> водить на йсторичаском материала, тек как именно в история; происходило становление мировоззренческих форы, переход одной мировоззрение с.« кой форш в другую;

- специфика мировоззренческого оамосозаания в прсцэссб ого формирования в истории» з делом к в о сковном, определяется характером социального самосознания человека. Зто сгшзйло о тем, что определение человеком своего места в лире осуществляется,прежде всего,через категориальную связь "одиничкое - общее", а осознгшз характера отой связи; прокаодит через более частную «вязь ''индивидуальное - общественное", лежащую в основе социального самоопределения человека. В своа очередь, качество разрешения противоречия "Евдпввдуелы»0в - общественное" зависит, прежде воого, от доминирующей в общества формы связи индивида с обществом. Изменение формы связи индивида с обществом связано о коренным изменением полаяения человека в обществе, качастаенгом изменением степени его социальной свобода;

- можно выделить пять основных исторических форм связи индивида о обадстаом: кровно-родственную; антагонистическую о дошнироивниеи личностных форм зависимости; антагонистическую о преоскалеиаем вещных форм зависимости; классовую, где отаошеняя общества к индивида задаются классовым подходом; рационально-практическую, таи отношения коя-ду обществом и индивидом строятся на взаимовыгодной основе и в шлои согласуются. Доминирование какой-либо из этих форм связи приводит к преобладания в обществе определенных форд социального и мировоззренческого самосознания;

- суще ста у от конкретный механизм превращения факторов содаальяой истории з формы мировоззренческого самосознания. Коренное кэшнекке способа предметно-практической деятельности исходит свое отрожаииз в качественном изменении доминирующей в обществе формы обцастЕзнншс связей, в частности, формы связи "индивид - обвдетао". Зто приводи? к качественному изменении его социального самосознания, способ* мшяепия человека, его представления о времени, о своих возможностях, его идеалов и основополагающих ценноотой и, в конечном итоге, - к качественному изменении мировоззренческого самосознания;

- изучение основных исторических ь-аровоззранческих фе;м, позволяет сделать вывод, что в историческом процесса происходило развитие мировоззренческого самосознания как целостного явления. Оно представляло ообой сложный, противоречивый процесс смены одпюс мировоззренческих форм другими и проявлялось как в плане углубления постановки шро-

воззрончяских проблем, тал и в плане появления принципиально новых ответов на кардинальные вопросы человеческого бытия на основе смены основания мировоззренческого самоопределения;

- на основании изучения исторического развития мировоззренческого самосознания можно виявить определенную логику - основные, внутренне необходимые моменты такого развития и, уже на этой основе, выделить существенные чер^ц развитого мировоззренческого самосознания.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Результаты проведанного исследования могут быть использованы как дал даяьнэГшэго развития научно!') теории становлегпгя самосознания и мировоззрения, так и в практической работе по ^оршровшшю развитого мировоззренческого самосознания - в воспитательном и образовательном процессе. В частности, при целенаправленном формировании мировоззрения важно учитывать ввделенные в работе основополагающе проблемы человеческого бытия, а такле те категории, которые использует человек в процессе своего мировоззренческого самоопределения. Выявлению логические тенденции становления развитого самосознания могут служить своеобразным ориентиром как в целенаправленном воспитательном процессе, так и для отдельной личности в ее мировоззренческом поиске.

В работе нашли определенную разработку методологические принципы материалистической диалектики, в частности, принцип единства исторического к логического, принцип материалистического понимания ио-тории, принцип отракения - конкретизирован механизм превращения факторов социальной истории в определенные ¡¡орлы мировоззрения.

Полученные результаты могут быть использованы при проведении занятий по фиюсодли в рапс ох тем, касающихся раскрытия предназначения 4tuiocoi]ini и ее исторических типов, проблем сознания и самосознания, $орм общественного сознания, а также проблемы личности.

Апробация работы. Диссерташонное исследование обсувдалось на кафедре философии Львэпского государственного университета, на заседании молодежной секипи Львовского отделения философского обществе 0CGP. Свою точку зрения по исследуемой пройдеve автор излагал не республиканской нлучно-тпиретическоП конЗороншш "Форгзгровянив духовного мира молодели в свете решений XX jII съезда КПСС" (Львов, 1936), но республиканской научно-теоретической конференции "Молодые ученые-обществоведы УССР - 70-летип Великого Октября" (Львов,1987), на итоговой научно-практической конференции в Укрг.шскоь полиграфическом институте (Дыша, 1938), на международной конференции по проблеме развитая личности в ЛИР (Яблоновой, I9C9).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБ ОТО

Во "Введении" обосновывается актуальность теш исследования, дается обзор литературы и краткий анализ степени разработанности пробломы, определяется специфика авторского подхода, формулируются цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна и практическое значение диссертации.

Перэая глава - "Мировоззренческое самосознание как форма самоопределения человека в мире" - состоит из двух параграфов и посвящена выявления спвщфвки методологии исследования явлений сознания и самосознаши, а такне определения предмета исследования - мировоззренческого самосознания.

В первом параграфе.- "Методология научного исследования явления сознания. Принцип единства исторического и логического" - определены основные методологические принципы исследования явлений сознания и самосознания. Известно, что успех исследования во многом зависит от того, как оно будет проводиться, какова будет выбрана методология исследования. Опыт научного познания позволяет заключить, что методологией, обладающей достаточно высоким эвристическим потенциалом при изучении духовных процессов, является диалектико-материалисти-ческая методология. Но применение принципов диалектико-матариадиетической методологии затруднительно из-за их неоднозначной интерпретации. Отсюда возникает необходимость определить содаркание этих принципов с учетом специфики предаете исследования. В параграфе последовательно раскрывается суть необходимых для анализа явлений самосознания, -методологических принципов: объективности, партийности, материализма, отражения, практики, развития.

Особое внимание удалено принципу единства исторического и логического, лежащему в основе данного исследования. Логическое определяется как пошлое историческое, как своеобразный ключ к пониманию всего многообразия исторических форм. Определить логическое в история - это значит выявить: во-первых, устойчивые структуры, составляющие существенный и необходимый момент исследуемого явления; во-вторых, закономерности развития предаете - внутренне необходимые этапы его становления. Автор показшает, что в связи с открытостью исторического процесса и отсюда - незавершенностью развития предмета, само исследование приобретает <1орыу своеобразного круга: лота-

чоснор быяеляптся но основе истории поеме очищения ее от случайно-стьй и котсрьтне-историчеслого кстврисла, a историческое рассмотреть предката прохадяг иод олродзленнкм углом зрения, представляющим лсгичошы,'] момент, Для того, чгойы разорвать этот круг, необходимо начать исследование о определения предмета и о выявления необходимых логических предиосниок, позволяющих проводить историческое рассмот-' решш предмета и. представляющих тот самый "угол зрения", иод которым а будет згучаться иогорня.

Во втором ntipurwcfe ~ "Мировоззренческое самосознание, его оугд к структура" - деется определение предмета исследования - ми-ровоэзренчэского самоеоаншшя, рассматривается его специфика и роль в киэподеятяльностд- человека, раскрывается суть процесса мировоззрен-чыска^о самоопределения личности.

Самосознание определяется как специфическая сысобность человека к осознана^ себя самого - своего бь-гил во всех его многообразных срояьлзнигас. Лгтор связываат наличие самосознания со спащфасой человеческого бытия э мире: с его творческо-преобразущим, общественны« характером; с спосрвдоаонвым (культурой) отношением человека к ыиру; с наличием у человека идеальной фарш отражения.

При осознают собя, деятельность "Я" направлена на свое ообст-зениоз битве. Токим образом, "Я" как предмет си,¡осознания предполагает адинотао суб->скта я объекта. Отношение к миру выступает как о'шоппкю "И" х "НЗ-Я", о в оэбе силону - как "Я" к "Л". IIa основе етчоимвм к "Л" осуществляется внутренняя диалог чаливека с оемда собой, игршдт*! значительную роль а развития человека a ato адмасоеисния, Осознание человеком себя происходит через отношение к миру ("Iffi-fi"), о непосредственно •• в качестве человека - чьроз огнощонио к другому человеку. Так как эти отношения Нисят конхрет-но-иоторхческий хороктер, то и осознание чаловькок себя конкретно-кос срично.

Самоопрздслчиио человвкь мире происходит через отнесение им себя к опроделеянш общностям, оощв'/у - чарва зкльчониа собя в общее и выявление своей особенности в р-змкях этого общаго. В зависи-костя от маелтаба и качества того общего, в pawwx которого происходит с&шопреде/гвниз игдавида, 2 структуре самосознания уожно, на HdK БОХОТЛД, ЬЦДЭЛКТ.Ъ четыре уровня: п^вый - проу[сссио!шды»о-бкто~ яоЯ, не котором '»алэвек спредилли? себя но про'есспоиальнык, се-МйИшм, половим и другим рол 5 a ir,; признакам; зторей - соцго-куль-и'урзнй, на котором челчвек определяет сабя через внличенич л такие салимым«* сбщаосси, как кгасс, нация, решонельпо-культуркио об-

разоваиия; третий - социальный, иа котором чоловэк опрэдаотот себя в качестве члена общества как целого, в рамках категориальной связи "индивид - общество"; четвертый - миролоззрснчэскш4, на котором человек определяет свое место в мире, в рамках кятах'ориалим:? сзя-зи "человек - шр". Ишсльзуя терши В.И.Иванова, можно определить самосознание четвертого уровня как мировоззренческое сгмоеоэнанио. Это самосознание и является предметом нашего исследования.

Споцш^лка млровоззракчоского сямосоэна.чъя заключается в том, что человек здесь определяет себя в качества представителя человеческого рода в своем отно'изнкк к миру в целом, то есть доводит саоо представление о человеке и мире до крайней степени обобщетж. Отвечая на. вопрос "Кто Я?", чоловек здесь спраштлет себя: "Кто "Я" как человек?", "Каково мое меохо в мире?". "Как и для чего мне нитьТ*. Таким образом, мировоззренческое самоопределение предполагает: а) определение человеком своего места в мире в про стран отвч всеобщих мировых связей и во времени; б) внявленио своего чолопечбскота предназначения - смыстэ своей жизни; в) определение долляого качество своего бытия - жизненного вд'епла я нрявотвэнных оснований саоо!: живет; г) выявление возможностей для реализации своего предназначения и достинения вдеалз. Соответственно этим основным мировоззренческим проблемам человек в процессе мировоззренческого самоопределения попользует ела души а категориальные капай: "единичное - особенное -общее (всеобщее}", "праходаоцеа - вачнов*1, "жизнь - смерть", "высшее - низшее", "абсолютное - относительное", "судеа - дсляиое", "добро - зло", "свобода - необходимость". В результате разрешения основных мировоззренческих проблем у чэлоьока формируется опрдделегг-ное мировоззренческое самосознание.

Ко мировоэзреотеское самоопределение человека представляет со-боЧ некий процеоо. Возникает проблема: существует ли развитие в рамках мировоззренческого самосознания я астат да, то что оно собой представляет. По мнения автора, исследование процэсса развития мировоззренческого самосознания лучше всего провооти на историческом материале, изучая шровозэрейЧ'чскив §орин в их историческом становлении.

Вторая глава - "Исторические орьгы и основные танден^ш развития мировозэрзнческого самосознания в историческом процессе" -посвящена 5ассмитрешда основных историчоскях мировоззренческих форм о 1телью виязлетм тандепдай развития мировоззренческого само со знания, определенно1) логики его становления.

В первом параграф --"Основные детерминанты и механизмы развития мировоззренческого самосознания в историческом процессе" -исследуется процесс детерминации развития общественного самосознания в истории, а тикже рассматривается механизм превращают факторов социальной истории в фор:.ш мировоззренческого самосознания^

Исследование истории с необходимостью предполагает не только знание предмета - мировоззренческого самосознания, но и понимание самого историчоского процесса, механизмов формирования и развития мировоззренческих ^орм. Все ото составляет необходимый логический момент историчоского рассмотрения и-оедмота.

Все детерминанты развития самосознания в истории можно разделить на внвшша и внутреш:ио, К внешним ыокно отнести различные пакторы социальной истории и, презда всего, общественное бытие. Внатниш эти факторы являются лишь в определенном смысле - по отношению к факторам самодотерлинапни самосознания, которые ввделяются как внутренние. А так как для нос в нашей работе важно пра-кдо всего зафиксировать моменты развития - момент качественного "приращения" содержания самосознания, то различение этих детершнат оказывается не столь существенным.

Первое, что необходимо отметить при исследовании исторической логики развития общественного самосознания - это ее неразрывную связь с логикой развития общественного бытия. Эта связь носат отра-яателышй характер, но зто отражение не является зеркальным, а носит сложный опосредованный характер через конкретно-историческую систему деятельностей и социальных связей. И конечно же, сама логика развития общественного самосознания качественно отличается по своей форме от логики общественного бытия - это "специфическая логика специфического предмета" самосознания.

Существует определенный мзхакизм отражения - механизм превращения факторов социальной истории в определенные формы мировоззренческого самосознания. При качественном изменении способа преобразовали человеком предметов, природы коренным образом изменяются производственные, а за ними и все остальные общественные отношения. Меняется характер связи между людьми, социальная структура общества, положение человека в общество, его социальное самосознание. По нашему мнению, тип формирующегося при этом мировоззренческого самосознашш, в целом и в основном, определяется характером социального самосознания индивида, то есть тем, как человек определяет себя в ршках категориальной связи "индивид - общество". Дело в том, чго

при определении своего места в миро в контексте всеобщих мировых связей - выявления как общего основания своей связи с миром, так и своего отличия от всего остального - сьоеП особенности, чоловок использует прежде всего категориальную связь "единичное - особенное -общее (всеобщее)". И хотя в основе зыдолония и выявления этой связи лежит предметно-практическая деятельность, осознанно характера эгой связи, по нашему мнению, происходит чорез более частную слизь "индивидуальное - общественное", то есть а процесса социального самоопределения. Осознав себя едлничннм, особошшм в отношошш к обществу, индивид осознает эту категориальную связь вообще. Кок он при этом осознает "природу" общего, как разрешает противоречие между единичным и общим, зависит от качества его социального самосознания.

Кардинальные изменения социального самосознания человека про-, исходят в результате качественного и:.;,спеши скорми связи индивида о обществом, задающей определенную степень социально,'? свободы шадиви-да. Опираясь на яиалект*жо-материа>:кстичоскую теорию развития общества, п историческом процессе мол-мо ввделигь ряд качественно отличных друг от друга биты связи индивида с обществом: I) родовую; 2) антагонистическую с преобладанием зависимостей личностного характера, в основном свойственную добуркуазннм обществам; 3) антагонистическую с преобладанием зависимостей вещного характера, свойственную для буржуазного общества; 4} классовую, где отношения личности и общества задаются классовым подходом^ что свойственно обществам социалистического типа; 5) рашонально-практичоскую, где отношения личности и общества строятся на взаимовыгодной основа и з целом согласуются. IIa основа кахдой из этих с]орм связи формируется определенное основополагающее социальное самосознание, которому в свою очередь, соответствует доминирующая в этот период основополагающая форма мировоззрения. Применяя термин основополагающее, ш тлеем в виду такое социальное самосознание, которое является основой для глобальных, осиовоголагаащих мировоззренческих форл, к которым модно отнести: миф, религию, философские секулярннв фоттш. Ужо в рамках этих основополагающих мировоззрений (¡оргаруютсл более частные фор.'.ы мировоззренческого самосознания, характер которих определяются куль«' турними особенностями, социальным положением человека в общества, тем кск сам индивид осознает ото свое положение, кпкую при этом занимает поз тип в отношении к обществу и другим людям. В работе рассматриваются лишь основополагающие формы социального и мировоззренческого самосознания, а секулярннв ({opt.u лизь философского уровня обобщения.

Качественное изменение общественного бытия, формы связи индивида о обществом. приводит к качественному изменению основополагающего социального самосазнашш индивида и соответственно - к смене способа осмыслвния действительности, представления о времени} в мировоззрении - к смень общего основания связи человека о миром, к смена основания ранения смысловых и нравственных проблем и, в конечном итога, - к стлана основополагающего шровоззренчоского самосозна-шш. Проследив эти качественные изменения в истории, мы получим возмолшоегь представить cede как осуществлялся процесс развития мировоззренческих форм.

Зо втором параграфе - "Исторические форды мировоззренческого самосознания личности" - последовательно рассматриваются основные мировоззренческие формы в историческом процессе. Особое внимание уделено историческому пораз:оду одной мировоззренческой формы в другою, где как раз и обиарукивается момент развития - момент кячветвенного "приращения" мировоззренческого -содержания.

Наличие социального сшосоэншшя - самосознания, в рамках которого человек уиа осознает себя как человека, можно констатировать лишь нечиная с образования устойчивой социальной общности - рода. Специфика родового самосознания обусловливается особенностями первобытного способа производства, социальной организации и положением Енддаидь в общества. Основой единства первобытной общности являются кровмо-родствешше отношения. Выступая как социальный субъект, род проявляет себя как целое по отношению к включенным в него индивидам, киторые оказываются относительно безличными моментами ¿того целого. Первобытный человек на отделяет себя от рода в качестве отдельной социальной единицы. Его гдзнениым идеалом является строгое соблюдение родовых норм. Добром считается все, сделанное во имя рода. Выделение своего "Я", споей единичности и особенности происходит только на профессионально-бытовом уровне самосознания: по роду деятельности, полу, возрасту, физическим качествам. На социальном а мировоззренческом уровне самосознания индивид отождествляет себя с родом - "Я" здесь тоадествонно "¡Au", противостоящему "Они". Членение мира на "Мы" и "они" является наиболее общей мировоззренческой структурой, в рамках которой происходит осознание родовым человеком себя в мире. То, что квдкг'эд на отделяет себя из общего, обусловливает и специфическую гносеологию первобытного человека: он не отличает мир своего сознания от внешнего (лира.

Родовой форме общественной организации и социального самосознания соответствует такая форла мировоззренческого самосознания, как мпф. Миф представляет собой целостную, хорошо структурированную картину миря, где каждый элемент, в том числе и человек, имеет свое место к назначение. По содержанию миф представляет собой не что иное как проекцию родовых отношений на окружающий мир. Мир здесь упорядочивается по принципу родовых связей. Вследствие неразличения природного и общественного, в круг связой попадает яивотные и неодушевленные прздаотн -господствует логика оборэтшле ства. Представление о времени носит замкнутый характер. Проблема смерти не несет в себэ трагического оттенка, а проблема смысла жизни еще не стоит перед этим человеком.

Первое крупное качественное изменение мировоззренческого самосознания происходит в период распада родовой обдияы и формирования классовых обществ. Это связано с переходом человека от прая^уествонно потребляющей к преимущественно воспроизводящей форме производства. Появившееся имущественное неравенство приведет к возникновению социального антагонизма ш;утрк общины - между отдельными индивидами п между и£щиви-дом и общностью. Черрз противопоставление себя другому и общности, индивид осознает свою единичность и особенность на социальном и мировоззренческом уровне. Возникает мировоззренческая оппозиция "Я-А!ир", где "Я" ужо противостоит веслу миру. Это знаменует собой появление личностного самосознания - самосознания относительно автономного от общности субъекта, обладающего свободой воли. Таким образом, "рождение" личностного начала связано с противопоставлением индивидом себя традиционной общности. Осознание своей единичности в мире сказывается на гносеологии человека, на способе его мнгиення, на его мироощущении - он начинает различать мир своего сознания и внешний мир, возникает рефлексия на свой внутренний мир, логика оборотничества сменяется рациональным осмыслением мира. Человек осознает свою конечность во времени - смертность, которую пытается преодолеть в своем сознании и которая актуализирует проблему смысла хязни. Внутренний мир человека становится противоречивым, нарушается его целостность, "Я" человека раздваивается. Вгзникает внутренний диалог "Я" - "Л", в котором разрешается конфликт между должным и суши;,!, добром и злом и т.д. Собственно говоря, о этого момента можно констатировать наличие самодетэрмыкатш и саморазвития личности.

Разрушение кровно-родственных связей лягает человека црежнеЛ основы своем единство с людьми и о миром. В социальной действительности, построенной на антагонизме, он не находит реального ойцего, на основа которого он мог бы разрешить сбои проблеет. В сознаний »а, на идеальном

уровне, человек находит это о садао. Основой единства человека с другими людьми и с миром становится идеальная сущность - бог. Религиозное самосознание, приходящее на смену мифу, также представляет собой довольно целостное мировоззрение, в рамках которого, опираясь на понятие бога г веру в его существование, человек разрешает все свои мировоззрен» ческиа проблемы. В рамках религиозного мировоззрения человек уже сознательно отделяет себя от пшроды, фиксируя при этом свою особенную -духовную, человеческую сущность. Религиозное мировоззрение является неотъемлемым моментом общества, построенного на социальном антагонизме. Оно является своеобразной вдеальной компенсацией неразрешенности жизненных проблем. В качестве конкретно-исторической религиозной мировоззренческой фор,щ в работе подробно рассмотрены особенности христианского мировоззрения.

Наряду с религией в период распада общинно-родовых отношений возникает еще одна мировоззренческая форма - философия. В отличии от религии, которая опирается на веру, философия пытается разрешить мировоззренческие проблемы опираясь на рациональное знание. В работе подробно рассмотрено зарождение европейской философской традиции на примере древнегреческой философии, в рамках которой бшш заложены основы всех последующих философских направлений, поставлены все основнго мировоззренческие проблема. В дальнейшем автор обращается к философии, уже рассматривал Новое время, когда наблюдается своеобразное возрождение философии.

В период формирования буржуазных общественных отношений происходит новый качественный скачек в развитии мировоззренческого самосознания. Это связано о коренным изменением способа общественного производства, приведшим к качественному изменению формы связи индивида с обществом -она становится по преимуществу вещной. Это приводит к качественно новому положению человека в обществе - он становится более свободным. Автономность человека достигает максимума. С одной стороны, это приводит к его еще большему отчуждению от общества, но в.то же время к еще большей индивидуализации. Человек буржуазной эпохи осознает себя как человек Человечества, поднимаясь над религиозными, национальными и рас-совыми различиями. Ощутив свою силу, этот человек пытается реально и рационально разрешить стоящие перед ним проблемы. Это приводит к смене геоцентризма антропоцентризмом, к вытеснению религии и появлению секу-лярннх форм мировоззрения, в частности - философских. В работе рассмотрены решения мировоззренческих проблем различными философскими направлениями: объективным и субъективным идеализмом, метафизическим и диалектическим материализмом.

В работе отдельно рассмотрено мировоззренческое с8Мосознаше,связанное о развитием социалистического движения, которое на первое место выдвигало классовое основание в решении всех практических и мировоззренческих проблем. Показано, что такая попытка коренного решения общечеловеческих проблем на частном основании в целом не может быть успешной в силу нарушения диалектики индивидуального и общественного, единичного и общего. Поэтому диалектико-маторпалистичаскод самосознание трэбуег усиления в пен гуманистического момента, связанного с ценностью индивидуального начала.

Современные тенденции в развитии общества связаны с утверждением новых форм общественных отношений; в частности, о утвержденном рационально-практической формы связи индивида с обществом, в котором интересы индивида и общества в целом согласуются. Таким образом, утверждается определенная "диалектичность" отношений между ян»и. Все это приводит к появлению новых тенденций в развитии общественного самосознания, к утверждении таких его качеств, как универсализм, диалогичность, плюрализм, гуманность. Есть основания полагать, что сегодня в мире вдет выработка прингтпшально нового, основанного на общечеловеческих а гуманистических принципах мировоззрения.

В третьем параграфе - "Логика тенденций развития мировоззренческого самосознания в исирии" - осуществляется выделение основных логических тенденций развития самосознания. Это делается путем "очищения" исторического материала от случайностей и конкретных фактов. Выделение тенденций развития осуществляется по отдельным мировоззренческим проблемам: а) по линии определения человеком своей сути и своего места в мире ("кто Я?"); б) по линии сшсяожизненных проблем и определения идеала ("ради чего и как мне жить?"). В качества момента развития фиксируются качественные изменения {"приращения") при переходе от одной мировоззренческой формы к другой. В результате выделяется целый ряд логических линий, тенденций развития самосознания в целом и мировоззренческого самосознания в частности. Выделим некоторые из них:

- существует тенденция к более адекватному представлению человека о своей сути в контексте общемировых связей, одновременно происходит более глубокое понимание самого мира в единстве всех его элементов - природы, общества, человека;

- происходит своеобразное "расширение" человеческой общности, в рамках которой индивид определяет себя в качества человека - от признания человеком лизь представителя замкнутой общности (рода) до

представления о человека как представителе Человечества;

- от признания своей полной зависимости к предопределенности внешними силами к осознанию определенной диалектики свободы и необходимости, своих возможностей з рамкгх объективных природных и сощаль-ннх сзязей;

- ст пассивного приятия традиционных форм бытия и сознания к активному мировоззренческому поиску и сознательному творчеству своей жизни;

- от отсутствия рефлексий да основание своего самосознания до постановки проблемы оснований;

~ от отсутствия постановки смысдоккзнешшх и нравственных проб-лам к их постановке и активному решении;

- от возделенческкх, утилитарных целей ашзш к общественнозначи-ыым и духовным, к поиску истинного бытия;

- от подставления о добра как узкогрупповой или личной пользы к осмыслению добра в общечеловеческом, всеобщем плене.

На основе выделенных тенденций в работе определены основные черты развитого самосознания, которые могут служить своеобразным ориентиром в мировоззренческом поиске личности, а также при сознательном формирования мировоззренческих качеств в воспитательном процессе.

В целом же развитие мировоззренческого самосознания представляет собой слсдшнй и противоречивый процесс, заключающийся в углублении постановки мировоззренческих проблем и в их принципиально, новом разрешении (на новом основании). В рамках же единого' основания это развитие осуществляется прежде всего по линии нравственного самоусовершенствования.

Ззключанае дает общее представление о проделанной работе, содержит основные итоги и намечает персвектизы дальнейшего исследования проблемы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы;

1. Перестройка самосознания личности и ускорение социального раз-ви'.?:ля советского общества.// Молодые ученые-общостаоввды УСОР -

70 латию Великого Октября: Тезисы республиканской научно-теоретической конференции. - Львов, 1388. - 0,1 п.л. (яа укр.яз.).

2. Проблемы формирования мировоззренческого самосознания в социалистическом обществе // Вести. Львов.ун-та. Сер.общественных наук. -Вып.2?. - 1989. - 0,5 п.л. (на укр.яз.).

3. Мировоззренческое самосознание, его суть и структура. - Львов. ун-т._Льы)Е, 1989. - Деп. в ИННОЙ АН СССР. 14.12.89. № 40459. - 1_п.л.

4. Духовные проблемы самосознания в процессГстановления личности // Информационные материалы ФО ССОР. Вып. № 6. - М., 1989. - ОД п.л.