автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Сущность, содержание правосознания и его социокультурные парадигмы

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Смородина, Елена Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Сущность, содержание правосознания и его социокультурные парадигмы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сущность, содержание правосознания и его социокультурные парадигмы"

На правах рукописи

СМОРОДИНА Елена Павловна

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09 00 11 - социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

□ОЗ16779Э

Воронеж - 2008

003167799

Работа выполнена в Воронежском государственном архитектурно-строительном университете

Научный руководитель

доктор философских наук, профессор Первушина Валентина Николаевна

Официальные оппоненты.

доктор философских наук, профессор Курочкина Лидия Яковлевна

кандидат философских наук, доцент Кукарников Дмитрий Германович

Ведущая организация-

Воронежский государственный аграрный университет им КД Глинки

Защита состоится 16 мая 2008 года в 15 часов на заседании диссертационного Совета Д 212 038 01 по философским наукам при Воронежском государственном университете по адресу 394000, Воронеж, пр-т Революции, 24,

ауд 312

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Воронежского государственного университета

Автореферат разослан «апреля 2008 г

Ученый секретарь

диссертационного совета с^/Со^*^^-— Комиссарова Э С

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Феномену правосознания всегда уделялось большое внимание в социально-философской литературе, а в последнее время интерес к нему в отечественном обществознании возрос, о чем свидетельствует увеличение числа работ, посвященных этой проблеме

Этот факт объясняется рядом причин Во-первых, теоретическое понимание сущности и содержания правосознания дает возможность осмыслить основополагающие правовые идеи, представляющие духовные начала конкретно-исторической эпохи, заложенные в ней ценностные доминанты и тенденции Через идеи правосознание оказывает влияние на формирование правовой сферы общественной жизни, определяет ее фундаментальные характеристики Идеи правосознания, составляющие его основное содержание, выступают «визитной карточкой права данного общества» (С С Алексеев), являются критерием оценки развития социума

Во-вторых, актуальность проблемы правосознания обусловлена практическими потребностями, поскольку правосознание связано с идеей закона, отражает конфликт между действующим законодательством и изменившимися социальными условиями, обеспечивает функционирование правоотношений, развитие правового знания и правовой культуры, дефицит которой всегда ощущался в России Кризисное состояние правосознания в нашем обществе находит отражение в правовой реальности, приводит к обесцениванию правовых ценностей и росту правового нигилизма Поэтому становление развитого правосознания так актуально в современном российском социуме Именно от состояния правосознания зависит реализация прав человека, построение гражданского общества и правового государства в нашей стране Духовные ценности не имеют смысла без соотношения прав человека с законодательством, а реализация его невозможна без развитого правосознания

В-третьих, наличие большого количества литературы не восполняет пробел, до сих пор существующий в научной литературе, а именно содержатель-

ный анализ правосознания в рамках различных социокультурных парадигм1 и те сущностные изменения, которые произошли в нем за последнее время Правосознание представляет собой динамичную модель, меняющую свои смысловые акценты и обретающую новые функции в процессе развития человеческой истории и культуры В условиях глобализации, задающей ценностные ориентиры всему человечеству, современное правосознание фиксирует потребность человека в «онтологической безопасности» (Э. Гидденс), единении человечества и его самосохранении, отражает развитие мирового права

Степень разработанности проблемы В отечественной литературе проблеме содержательного анализа правосознания практически не уделялось должного внимания, а типология правосознания конструировалась по разным основаниям по субъекту-носителю, по степени усвоения правовых знаний С точки зрения глубины отражения социально-правовой реальности правосознание определялось как теоретическое и обыденное (О Е Лейст, Г О Остроумов) Данная типология не отражала ценностных сдвигов, происходящих в правосознании Хотя в философско-правовой литературе существует ряд работ, раскрывающих различные стороны проблемы в философской перспективе Так, в публикациях В С Нерсесянца тематизируются сакральные источники происхождения правосознания В монографии «Общественное сознание и его формы» (Л С Мамут) подчеркивается значимость повседневного опыта в появлении правосознания Необходимо отметить, что в советский период в социально-философской литературе традиционно правосознание рассматривалось как форма общественного сознания, отражающая активно и избирательно правовую реальность и требующая для своего изучения гносеологического и социологи-

1 Под социокультурной парадигмой автор понимает основополагающий принцип, выражающий одну, главную ценность, мировоззренческую доминату Так, для античной культуры характерна космоценгристская доминанта, средневековой (христианской) - теоцекгристская, культуры Нового времени - антропоцентристская Формирование основных идей правосознания зависит от характера ценностей, определяемых мировоззренческой доминантой Современное правосознание отражает процессы глобализации, происходящие в современном социокультурном пространстве О значимости основополагающего принципа для определения типа культуры (социокультурной системы) см Сорокин П Человек Цивилизация Общество Пер с анг - М Политиздат, 1991 -С 28-46

ческого (социального) подходов Показательны в этом отношении работы А К Уледова, В С Барулина, Е А Лукашевой, Я 3 Хайкина, И Е Фарбера и др

С публикациями работ Н Н Алексеева, И А Ильина, П И Новгородцева, Е Н Трубецкого начался новый период в понимании правосознания Появляются исследования на современном этапе развития философской мысли, рассматривающие онтологический, аксиологический и нормативно-праксеологический аспекты правосознания (С С Алексеев, А Б Венгеров, О Г Данильян, В П Малахов, И В Ковалева, В С Нерсесянц, В Д Перевалов и др )

В диссертации используются разработки зарубежных исследователей по проблемам правосознания и философии права (Г Дж Берман, Э Гидденс, Р Дворкин, Г Кельзен, К X Ладер, А МакИнтайер, Ж Маритен, Р Нозик, Дж Остин, Г Радбрух, Дж Ролз, М Сэндел, Дж Тюдор, М Уолцер, Ю Хабермас, Г Л Харт, О Хеффе, Л Фуллер и др) В них анализируются вопросы о взаимосвязи правового и морального сознания, основные идеи современного правосознания В произведениях мыслителей античности, средневековья наиболее разработанным является учение о справедливости, а Нового времени - учение о свободе, равенстве и правах человека Здесь следует назвать имена западноевропейских классиков, таких как Платон, Аристотель, А Блаженный, Ф Аквин-ский, Т Гоббс, Дж Локк, Ж -Ж Руссо, И Кант, Г В Гегель, И Бентам, Дж Ст Милль и др

Таким образом, анализ литературы по теме диссертации показывает, что накоплен достаточный материал по изучению различных аспектов правосознания, его уровней, взаимосвязи правосознания с другими формами общественного сознания Вместе с тем приходится констатировать, что исследование смыс-лообразующих идей правосознания, составляющих его содержание, и построение типологии правосознания в контексте различных социокультурных парадигм еще не стали предметом социально-философского анализа Проделанное нами исследование является шагом в решении этой важной проблемы в современной социальной философии

Целью диссертационного исследования является изучение правосознания в рамках социально-философского подхода Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач

• Выявить сущность правосознания как идеонормативного феномена

• Раскрыть содержание основополагающих идей правосознания

• Рассмотреть сущностные черты правосознания в терминах различных социокучьтурных парадигм

• Показать развитие идей правосознания в современном социокультурном пространстве

• Исследовать взаимосвязь правосознания с моральным сознанием для выявления их единого ценностного основания

Объектом диссертационного исследования выступает правосознание как социокультурный феномен

Предметом исследования - сущность правосознания, его содержание, типология, тенденции развития

Методы диссертационного исследования

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет большой круг источников (монографии, статьи отечественных и зарубежных исследователей а также авторефераты диссертаций), в которых были отражены результаты изучения различных аспектов правосознания, его стр>ктура, взаимосвязь правосознания и морального сознания

Методологической основой исследования явились методы историко-философской реконструкции, направленные на выявление особенностей правосознания в различных социокультурных парадигмах Этот метод неизбежно ориентирует на выявление истоков формирования правосознания, дающий возможность раскрыть его смысл Применение компаративистского метода связано с созданием типологии правосознания Среди методов, используемых в работе, необходимо выделить системно-структурный, осмысливающий изучение сущности и содержание правосознания в рамках конкретного типа общества,

метод восхождения от абстрактного к конкретному Этот метод необходим для изучения различных аспектов правосознания как такового и его функций, а также рассмотрения его функциональной включенности в общественную практику

Научная новизна работы заключается в следующем

• Раскрыта сущность правосознания как идеонормативной модели

• Определена типология правосознания на основе моровоззренческой доминанты социокультурных парадигм

• Показано развитие основных идей правосознания в современном социокультурном пространстве

• Отмечено возрастающее значение аксиологической функции правосознания наряду с регулятивной и гносеологической

Положения, выносимые на защиту

• Идеонормативная модель правосознания позволяет выделить его основные существенные черты идеи, составляющие его ценностно-духовное содержание, базовые установки правосознания, связывающие его с духовной сферой общества (моральными, религиозными и политическими ценностями) Другим существенным признаком правосознания выступает нормативность, выражающаяся в знаковых формах - правовых нормах и законах Содержание идей правосознания определяется мировоззренческой доминантой определенной социокультурной парадигмы

• Правосознание как духовное явление в рамках космоцентристской парадигмы античной культуры имело свои истоки, дающие сакральное представление о порядке, законе, справедливости и возмездии В первоначальном своем содержании правосознание выступало как легалистское Позднее происходит становление рационального представления об основных идеях правосознания справедливости, порядке, законах полисной жизни Космоцентристская доминанта провоцировала преобладание целого над частью, что не способство-

вало признанию свободы и равенства как универсальных идей правосознания (Платон, Аристотель)

• В теоцентристской социокультурной парадигме было выделено три вида права вечное (божественное), естественное и позитивное Основополагающие идеи теоцентристского правосознания сохраняют в качестве абсолютных принципы иерархического целесообразного порядка бытия, включающего, в отличие от античности, идею высшего Бога - Блага, создателя и причины всех вещей Единый Бог выступает моральным обоснованием права Государство признается необходимым в жизни общества, генетически предшествуя его гражданам, приоритетными считаются обязанности, а не права человека

• Антропоцентристская парадигма правосознания в качестве основных идей включает идею свободы, рассматриваемую как контракт, соглашение (отношение взаимной добровольности) Отношение права жестко определяет обращение с контрагентами как со свободными индивидами, осознающими себя владельцами своих жизненных программ и целей Правовая свобода не отделима от ответственности и включает права и обязанности Идея свободы связана с признанием формального равенства и универсальности прав человека и гражданина

• С выходом человечества на глобальный уровень развития возникает потребность в формировании универсальных ценностных оснований Правосознание отражает эти универсальные тенденции развития в современном социокультурном пространстве В современном правосознании подчеркиваются социально-распределительные аспекты в понимании справедливости (Дж Ролз), акцентируется внимание на значимости толерантности и границ ее применимости (М Уолцер), используется расширенная трактовка прав, изменяется понятие «частное» право (постмодернистский дискурс), вводится термин «мягкое» право (Ю Хабермас)

• В современной техногенной цивилизации перед лицом глобальных катастроф определяющим становится ценностное измерение социокультурных феноменов В своей деонтологической и телеологической направленности пра-

восознание соединяется с моральным Их объединяет единое ценностное основание, включающее такие ключевые понятия, как «мир» и «согласие» Наряду с регулятивной и гносеологической усиливается аксиологическая функция правосознания Меняется само содержание «правовая норма» Она идентифицируется не только с принуждением, но и имеет ценностно-прескриптивную (моралистическую) направленность

Научно-практическая значимость работы

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы как теоретическая основа для изучения правосознания по курсу «Социальная философия», а также при чтении курса по истории философии в разделе «История правовых учений» Кроме того, диссертационное исследование может служить основой для чтения спецкурса по философии права

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертации изложены в 7 научных публикациях автора Различные аспекты исследования апробированы в выступлениях на семинарах и научных конференциях Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 138 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка литературы, включающего 188 источников (из них 168 - на русском и 20 на иностранном языке)

II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение обосновывает актуальность темы и анализирует степень его разработанности, содержит постановку цели и вытекающих из нее задач исследования, дает обзор методов исследования Указывается научная новизна исследования, определяются положения, выносимые на защиту, отмечается практическая значимость полученных результатов

Первая глава «Правосознание сущность, содержание, типология» выявляет основные проблемы, связанные с определением правосознания как идео-нормативной модели, дается характеристика правосознания в космоцентрист-ской, теоцентристской и антропоцентристской социокультурных парадигмах

В первом параграфе «Идеонормативная сущность правосознания» приводится обзор научной литературы, связанный с понятием «правосознание» и обозначаются проблемы, имеющие отношение к категориальному определению данного концепта Несмотря на различие в определении понятия «правосознание» в литературе по социальной философии (Г М Гак, В Келле, М Коваль-зон, И Е Фарбер и др) и философии права (С С Алексеев, В Н Кудрявцев, В С Нерсесянц и др) некоторую однозначность в его осмыслении можно отметить Правосознание определяется как форма общественного сознания, выделяются групповой и индивидуальный уровни по субъекту-носителю Правосознание отражает правовую действительность избирательно и активно Его активность проявляется в том, что оно реализуется в практической деятельности людей определяя и направляя их действия

Правосознание рассматривается с точки зрения гносеологического и социологического подходов (А К Уледов) Гносеологический подход подразумевает уровни отражения правосознанием правового бытия - теоретический и обыденный, и в соответствии с этим выделяются два компонента правосознания - социально-психологический и идеологический Социологический (социальный) анализ включает конкретно-историческое рассмотрение правосознания с точки зрения социальной динамики

По мнению автора, подобное определение правосознания обладает методологической ценностью и имеет право на существование Но в нем не раскрывается ключевой срез правосознания, несущий содержательную определенность, а именно идеи права Практические идеи, а к ним относятся идеи права, являются понятиями, посредством которых в ментальном и практическом индивидуальном и социальном опыте людей отражаются высшие духовные ценности Идеи, в данном случае правовые, определяют содержание правовых

ценностей и пути их реализации Таковы идеи свободы, равенства, справедливости, порядка Именно через них человек проявляет себя как разумное, автономное, свободное существо в интерсубъективном пространстве, тяготеющее к универсальности (у И А Ильина третьей аксиомой правосознания выступает закон взаимного признания) Вне этих характеристик право и правосознание не имеют смысла

Идеи права в конкретном социальном мире реализуются через противостояние произволу и насилию, те через ограничения Правовым запретам и оценкам присущи следующие черты исполнение правовых норм обусловлено внешним контролем и страхом возмездия Запреты рассматриваются как абсолютные Правовая практика отличается принудительностью Как правило, нормы права формально кодифицированы Таким образом, другой характерной чертой правосознания выступает нормативность

Идеонормативная модель правосознания, по мнению автора, раскрывает его содержательную сторону Для осмысления содержательной определенности правосознания в конкретно-историческом плане автор выделяет следующие социокультурные парадигмы космоцентристская, теоцентристская (христианская) и антропоцентристская

Во втором параграфе «Основные идеи правосознания в космоцентрист-ской и теоцентристской социокультурных парадигмах» акцентируется внимание на том, что космоцентристская доминанта античности ориентировала на согласование космического (божественного) и человеческого мира Поэтому актуализируются такие идеи правосознания, как «порядок и гармония», справедливость, понимаемая как воздаяние равным за равное (школа пифагорейцев) Такая трактовка справедливости имплицитно включала понятие «равенство», значимое для понимания права и правосознания как равной меры Идея справедливости как универсальное взаимодействие среди сущностей уже обнаруживается в философской пифагорейской традиции наряду с идеями порядка и меры Идея справедливости становится ключевой в соединении космического и человеческого и у представителей натурфилософии (Анаксимандр, Гераклит),

более того, справедливость онтологизируется (наказанию и возмездию подвержено все, что существует) Так, формируется идея естественного права

В античной философии противопоставление законов природы (phusis) и законов полиса (nomos) привело к признанию общественных законов как искусственных образований, носящих условный, конвенциональный характер (софисты) Поэтому неравенство людей проистекает из полисных законов Неписаные божественные законы и писаные человеческие (графе) имеют одну и ту же справедливость, являющуюся критерием законности (Сократ) Идеи Сократа о справедливости, законе и праве в дальнейшем развивает Платон Его точка зрения на закон интерпретировалась исследователями как приверженность античного мыслителя к естественно-правовой теории Идеальное государство Платона представляет собой реализацию в политической и правовой жизни разумных и справедливых законов идеальных сущностей интеллигибельной сферы Естественные законы являют собой обязательные стандарты, которые естественным образом функционируют в мире и служат основой для законов людей в полисе Справедливость означала, что каждое сословие в государстве занималось бы своим делом и не вмешивалось в чужие дела

С именем Аристотеля связано детально разработанное учение о справедливости, основаниях гражданского и политического общества Справедливость трактуется как равномерность и бывает двух видов распределяющая и уравнивающая Распределяющая справедливость проявляется при распределении благ (почестей, власти и т п) в обществе между гражданами Уравнивающая справедливость функционирует в сфере обмена, в юридически - правовой сфере, и реализуется в гражданско-правовых сделках Политическое право бывает естественным и волеустановленным (позитивным)

Стоики внесли новое понятие нормативности, разрушившее антиномию физиса-номоса Полис, субстанциональная основа древнегреческой юриспруденции, передает свои права понятию «легальное существование» А эпикурейство ввело новое понятие «обоснованность закона», чье основание лежит в объективном содержании и калькуляции полезности

При анализе средневековой социокультурной парадигмы автор обращает внимание на то, что средневековый теоцентризм воспринял античную идею всеобъемлющей упорядоченности мира, но осмыслил его по-своему Порядок в мире зависел от трансцендентного Бога, между Богом и космосом складывались личные отношения, отношения покорности Космос средневековья в отличие от античных статических мыслительных метафизических схем осмысливался во времени, устремлялся к трансцендентному смыслу Упорядоченное воспринималось как «расчлененное» (С С Аверинцев) Космос разделялся во времени и пространстве на две части, неравные по своему достоинству и находящиеся в отношении иерархии Время делилось на «здесь и теперь» и «будущий век», пространство на «поднебесный мир» и «занебесный мир», т е противопоставлялось земное и небесное Исторический процесс представлял собой противоборство двух градов, в античном смысле города-государства, мирской государственности, и духовной общности в Боге Для Августина церковь - бездомный град, странствующий Там существует наслаждение Богом и едино-душнейшее общение Жизнь в земном граде отличается несовершенством, поэтому необходим закон, защищающий добро в противоборстве со злом Основой стабильности земной власти выступает справедливость

Ф Аквинский воспринял идеи Аристотеля о сущности закона и рассмотрел его в своих политических и этических трактатах Сущностью закона у Ф Ак-винского является его 1) распространенность, 2) рациональная обоснованность, 3) легитимность, 4) нацеленность закона на реализацию публичного и общего блага Существует иерархия законов Божественный или Вечный закон (Lex Divina, Lex Aeterna) Он является архетипом любого закона Это - вечный закон Бога, заключен в Нем самом, остальные уровни законов сотворены им самим Естественный закон (Lex Naturalis) Он выступает частью божественного провиденциального плана (вечного закона) Через естественный закон люди сопричастны божественному плану правления миром Следует отметить, что Аквинат ранжирует естественный закон На самом низшем уровне находится естественное долженствование, соответствующее низшему уровню склонно-

стей и минимальному добру На этом уровне естественный закон диктует самозащиту против агрессии других Более высокий уровень естественного закона связан с большим добром и ориентирует на создание естественных семейных обязанностей в воспитании и образовании детей На социальном уровне склонность человека соответствует стремлению к политическому или публичному благу справедливости (справедливый обмен) С подобным пониманием справедливости - «воздавать каждому свое» - начинается конституция Юстиниани-на Самые высокие требования естественного закона направлены на интеллектуальное стремление к добру для постижения Бога Позитивный закон является применением его общих принципов через моральные добродетели и практическую мудрость юриспруденции к социокультурной истории во всем ее многообразии

Теоцентристское правосознание вслед за Аристотелем признает государство необходимым в жизни общества При этом государство генетически предшествует его гражданам Целое предшествует части людей необходимо вести Таким рулевым выступало государство Анализ государства-полиса и жизни людей в античности и средневековье показывает значимость в правовом сознании идей справедливости, всеобщего порядка, артикуляцию обязанностей, а не прав человека

В третьем параграфе «Базовые установки правосознания в антропоцен-тристской социокультурной парадигме» обращается внимание на то, что в кос-моцентристской и теоцентристской моделях правосознания естественный закон (право) рассматривался с позиции онтологии Он реапизовывался через сущностные структуры космоса или сотворенной природы Основным элементом естественного права выступала идея идеального порядка согласования (должного) в противовес сущему (человеческий порядок), основанная на принципе справедливости Признание понятия «естественные права», априорно присущие человеку, исследователи (А Ф Лосев) относят к эпохе Реформации, когда призыв к разуму в противовес власти привел к новой концепции легального порядка как средству максимальной защиты своих прав Эту концепцию потом раз-

вивает Гуго Гроций, отметив, что принципы естественного права есть предписания разума

Антропоцентристское правосознание признало идею естественных, потом универсальных, неотчуждаемых прав человека идею свободы и иначе трактуемое, чем в космоцентристской и теоцентристской моделях правосознания, - равенство Автор соглашается с выводом Э Ю Соловьева «действительное правосознание», отличное от религиозно-нравственного, появилось в Новое время, в ХУЬХУП веках2 В работе анализируются те философско-правовые теории, в которых идеи антропоцентристского правосознания идеи прав человека, свободы и равенства - нашли наиболее глубокое освещение В диссертации подробно рассматривается учение Дж Локка о естественных законах, где подчеркивается значимость свободы как идеи права и правосознания Если иметь в виду социально-правовые реалии XVII века, то эта локковская идея свободы подразумевала свободное волеизъявление, отрицание не только добровольного рабства, но и рабства вообще, включая политическое Традиционные модели правосознания включали те или иные элементы политического деспотизма Подданным предписывались обязанности, а не права Налицо была утилизация индивида, стремление сделать из него проводника чужой воли В «Письме о веротерпимости» Локк выступал за свободу совести, переходящую в свободу призвания (право определения общего смысла индивидуального существования), т е свободу разрешать все, что не запрещено законом Правовая формула Локка (жизнь, собственность и свобода) послужила фундаментом, на основе которого появилась концепция универсальных прав, конкретизированная в учении о правах человека и гражданина

Противоречия между самоутверждением индивидуальной воли (насколько и до каких границ человек является хозяином своего тела) и общественного блага в теории естественного права Локка пытался решить Ж -Ж Руссо Для него выяснение вопроса об отношении между личным равенством и свободой, законом, общей волей и индивидуальными интересами было чрезвычайно важ-

2 Соловьев Э Ю Прошлое толкует нас Очерки по истории философии и культуры - М Политиздат, 1991 - С 148

ным Он осознал эту проблему и выразил ее более точно, чем другие В «Общественном договоре» он писал о такой ассоциации, которая защищает и ограничивает всей общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации Благодаря этому каждый, соединяясь со всеми, подчиняется только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде В качестве основы всякой законной власти выступают соглашения, заключенные с целью взаимной выгоды

Идея естественных прав нашла свое развитие и в правовой теории И Канта Кант актуализировал универсализм в понимании прав человека А само право имеет своим онтологическим основанием свободу, из которой выходят все моральные и правовые законы, и все права и обязанности Универсальные (фундаментальные) права обладают абсолютной ценностью, они неотчуждаемы

Право лишено смысла и у Гегеля, если оно не строится на идее свободы Семья, гражданское общество и государство выступают объективацией нравственного духа Нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром Абстрактное право и мораль являются односторонними моментами, приобретающими свою действительность только в нравственности Исполнение индивидом своих обязанностей Гегель рассматривает как реализацию субстанциональной свободы У Гегеля отношения преступник-жертва включены в аксио-логическо-нравственное измерение, т е рассматриваются в контексте субъект-но-субъектных отношений

Идея равенства в антропоцентристской модели правосознания означает равенство в свободе - уважение прав и достоинства другого есть всеобщий принцип права и правосознания Первостепенное значение в правосознании имеют запреты, находящие отражение в признании нормативно-обязательного равенства всех перед законом Идея свободы, формального равенства и признание универсальности прав человека и гражданина отличают антропоцентристское правосознание от космоцентристского и теоцентристского

ВТОРАЯ ГЛАВА «Правосознание как социокультурный феномен» В ней исследуются тенденции развития правосознания в современном социокуль-

турном пространстве, отмечается взаимосвязь правового и морального сознания в современных социально-философских и правовых теориях

В первом параграфе «Тенденции развития правосознания в современном социокультурном пространстве» автор подчеркивает влияние формирующейся глобальной цивилизации на изменение идей современного правосознания В диссертационном исследовании рассматриваются современные философско-правовые концепции, отражающие рефлексию правосознания Либертарианские концепции (Р Нозик) и их истоки (экзистенциальная философия права) Постмодернистский дискурс, приведший к изменению понятия «частное» право, коммьюнитаристская правовая и этическая доктрина (А МакИнтайер, М Сэндел, М Уолцер и др), артикулировавшая значимость приоритета прав человека перед общественным благом и распределительной справедливостью, политико-правовая концепция Ю Хабермаса, акцентирующая внимание на легитимном правотворчестве и его укоренении в публичном дискурсе («мягкое» право)

В работе подчеркивается, что постмодернистский дискурс был основным в 80-е годы XX века Сейчас наиболее актуальной признана социальная теория Э Гидденса, подчеркивающая значимость проблемы глобализации Процесс глобализации неизбежно приводит к признанию унификации права, признающего ценность человеческой жизни, право на самоопределение, с одной стороны С другой стороны, подчеркивается необходимость содействовать космополитической солидарности и сохранению среды человеческого обитания Идея единства мировой цивилизации, признание универсальных ценностей получает «реальную точку опоры» (Э Гидденс)

Для современного правосознания характерны следующие черты 1) артикуляция социальной справедливости (равенство возможностей и необходимость наличия социальных лифтов) В Европейской конвенции зафиксирован перечень из 24 социально-экономических прав человека, 2) осмысление толерантности и границ ее применимости, 3) расширенная трактовка прав не только права человека, но и права животных, природы и г п, 4) иное понимание

жизни - правовой статус зародыша, и отношение к смерти (эвтаназия, изменяется отношение к мертвому телу), 5) усиление аксиологического аспекта в праве - подвергается сомнению, а тем самым и возможность применения уголовно-правовых норм, 6) признание значимости взаимодействия субъектов частного права (индивиды и группы) с позитивным правом, 7) актуализация необходимости «мягкого» права в нормотворчестве для решения спорных вопросов

Во втором параграфе «Взаимосвязь правового и морального сознания» обосновывается положение о том, что общепринятое деление в отечественной философии права (С С Алексеев, О Г Данильян, В С Нерсесянц и др ) на естественно-правовые теории, включающие ценностно-оценочные установки правосознания, и позитивистско-правовые концепции, исключающие базовые ценности правосознания, не является истинным Напротив, анализ теорий правового позитивизма (Дж Остин, Г Кельзен, Г Л Харт) и естественно-правовых учений (Л Фуллер) показывает, что неявно (Дж Остин, Г Кельзен) или открыто (Г Л Харт) поднимается вопрос о ценностно-оценочных компонентах правосознания - ценности принципа утилитарной полезности для оправдания ценности права, а также признание ценности и значимости правового и морального порядка

В рамках правового позитивизма можно выделить следующие концептуальные моменты Во-первых, разделительный тезис (о противопоставлении морального и правового сознания) не может быть признан как концептуальное определение правового позитивизма Существует сильный аргумент против разделительного тезиса, достаточно обратить внимание на западные правовые системы, в которых этические ценности содержатся на уровне концептуальных норм Во-вторых, разделительного принципа придерживаются в основном юристы, ориентируясь на нормативный материал с позиции ценностного нейтралитета, даже тогда, когда он спровоцирован ценностными суждениями

Позитивное право в концепции Дж Остина требовало признание позитивной морали с ее ориентацией на принцип полезности Этот тезис артикулирован И Бентамом, который называл принцип полезности «правителем всех вещей»

Центральная задача закона заключается в том, чтобы установить рамки для социального взаимодействия, безопасности и всеобщего счастья Тесная связь позитивного права и утилитаристской (позитивной) морали очевидна Только принцип полезности может быть основанием системы, чья цель заключается в том, чтобы создать общество всеобщего счастья посредством разума и закона

Г Кельзен, следуя неокантианской традиции, использовал концепты «значение» и «интерпретация» для осмысления события с точки зрения правовой нормативности Правовые нормы, по Г Кельзену, сами требуют обоснования, ибо наполнены значением, а для этого необходимо выйти в сферу долженствования, т е сферу духовных ценностей

У Г Л Харта отмечается попытка поставить вопрос о вне юридических основаниях права Ими являются моральные принципы, принятые в обществе

Другое направление, естественно-правовое, артикулирует идеи и ценностную природу правосознания, проблему обосноваемости правовых норм и их осмысление как правомерных в правосознании Аксиологический подход в этом контексте включает оценочный момент и выполняет критическую функцию по отношению к позитивному праву, оценку права и правовых отношений с позиции должного. Современную версию естественно-правовой теории представляет Л Фуллер Американский исследователь обосновывает нахождение морали в самом позитивном праве как его необходимом компоненте Это сближает теорию Л Фуллера с идеями представителей немецкой классической философии - Кантом и Гегелем, признававшими мораль рациональным ядром позитивного права С другой стороны, обращенность Л Фуллера на сферу сущего в морали сближает его с утилитаристами

Автор делает вывод о том, что разделение в социальной философии и философии права правовых учений на позитивистские и естественно-правовые является условным И те, и другие тяготеют к либерально-юридической концепции, поэтому легистский (lex) и юридический (jus) подходы комплементарны

В параграфе подробно анализируется ценностно-нормативное единство правового и морального сознания, вместе с тем рассматривается их различие

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги сделанной работы, делаются основные выводы

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1 Смородина Е П Коммуникация и взаимосвязь когнитивных и социокультурных (моральных) факторов /' Е П Смородина // Научный альманах Воронежского Государственного Архитектурно-строительного Университета «Гуманитарные дисциплины» - Воронеж, 2004 ~№5 -С 35-36

2 Смородина Е П Характерные черты герменевтической методологии / Е П Смородина // Научный вестник Воронежского Государственного Архитектурно-строительного Университета Серия «Гуманитарные науки» - Воронеж, 2005 -№ 1 -С 176-177

3 Смородина Е П Правосознание в современном российском обществе / Е П Смородина // Национальные проекты как фактор созидания в современной России Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции в 2-х частях (Воронеж, 4-6 апреля 2006 года) -42- Воронеж, 2006 - С 191-194

4 Смородина Е П Правосознание как проблема философии права / Е П Смородина // Правосудие история, теория, практика Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции -41- Воронеж, 2006 -С 347-350

5 Смородина Е П Состояние правосознания в современной России / Е П Смородина // Из режима функционирования - в режим развития Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции в 2-х частях (Воронеж, 23-26 апреля 2006 года) -41- Воронеж, 2007 - С 269-273

6 Смородина Е П К вопросу об определении понятия «правосознание» / Е П Смородина // Вестник Тамбовского государственного университета Сер Гуманитарные науки - Тамбов, 2007 -Вып 9(53) - С 144-148

7 Смородина Е П Становление правосознания и его теоретическое осмысление в античной философии / Е П Смородина // Омский научный вест-

ник Сер Общество История Современность - Омск, 2007 - № 6 (62) - С 8386

Из них 2 (две) публикации (№ 6, 7) размещены в научных журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых ВАК научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации

Подписано в печать 8 04 2008 Формат 60x84 1/16 Уч-издл 1,0Усл-печ 1,1л Бумага писчая Тираж 100 экз Заказ № 184

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Смородина, Елена Павловна

Специальность 09.00.11 - «Социальная философия»

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Первушина Валентина Николаевна

Воронеж

Оглавление:

Введение.

Глава X. Правосознание: сущность, содержание, типология

§1.1. Идеонормативная сущность правосознания.

§ 1.2. Основные идеи правосознания в космоцентристской и теоцентристской социокультурных парадигмах.

§ 1.3. Базовые установки правосознания в антропоцентристской социокультурной парадигме.

Глава 2. Правосознание как социокультурный феномен

§2.1. Тенденции развития правосознания в современном социокультурном пространстве.

§ 2.2. Взаимосвязь правового и морального сознания.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Смородина, Елена Павловна

Актуальность темы исследования. Феномену правосознания всегда уделялось большое внимание в социально-философской литературе, а в последнее время интерес к нему в отечественном обществознании возрос, о чем свидетельствует увеличение числа работ, посвященных этой проблеме.

Этот факт объясняется рядом причин. Во-первых, теоретическое понимание сущности и содержания правосознания дает возможность осмыслить основополагающие правовые идеи, представляющие духовные начала конкретно-исторической эпохи, заложенные в ней ценностные доминанты и тенденции. Через идеи правосознание оказывает влияние на формирование правовой сферы общественной жизни, определяет ее фундаментальные характеристики. Щей правосознания, составляющие его основное содержание, выступают «визитной карточкой права данного общества» (С.С. Алексеев), являются критерием оценки развития социума.

Во-вторых, актуальность проблемы правосознания обусловлена практическими потребностями, поскольку правосознание связано с идеей закона, отражает конфликт между действующим законодательством и изменившимися социальными условиями, обеспечивает функционирование правоотношений, развитие правового знания и правовой культуры, дефицит которой всегда ощущался в России. Кризисное состояние правосознания в нашем обществе находит отражение в правовой реальности, приводит к обесцениванию правовых ценностей и росту правового нигилизма. Поэтому становление развитого правосознания так актуально в современном российском социуме. Именно от состояния правосознания зависит реализация прав человека, построение гражданского общества и правового государства в нашей стране. Духовные ценности не имеют смысла без соотношения прав человека с законодательством, а реализация его невозможна без развитого правосознания.

В-третьих, наличие большого количества литературы не восполняет пробел, до сих пор существующий в научной литературе, а именно: содержательный анализ правосознания в рамках различных социокультурных парадигм1 и те сущностные изменения, которые произошли в нем за последнее время. Правосознание представляет собой динамичную модель, меняющую свои смысловые акценты и обретающую новые функции в процессе развития человеческой истории и культуры. В условиях глобализации, задающей ценностные ориентиры всему человечеству, современное правосознание фиксирует потребность человека в «онтологической безопасности» (Э. Гидденс), единении человечества и его самосохранении, отражает развитие мирового права.

Степень разработанности проблемы. В отечественной литературе проблеме содержательного анализа правосознания практически не уделялось должного внимания, а типология правосознания конструировалась по разным основаниям: по субъекту-носителю, по степени усвоения правовых знаний. С точки зрения глубины отражения социально-правовой реальности правосознание определялось как теоретическое и обыденное (О.Е. Лейст, Г.О. Остроумов).

Данная типология не отражала ценностных сдвигов, происходящих в правосознании. Хотя в философско-правовой литературе существует ряд работ, раскрывающих различные стороны проблемы в философской перспективе. Так, в публикациях B.C. Нерсесянца тематизируются сакральные источники происхождения правосознания. В монографии «Общественное сознание и его формы» (JI.C. Мамут) подчеркивается значимость повседневного опыта в появлении правосознания. Необходимо отметить, что в советский период в социально-философской литературе традиционно правосознание рассматривалось как форма общественного сознания, отражающая активно и

1 Под социокультурной парадигмой автор понимает основополагающий принцип, выражающий одну, главную ценность, мировоззренческую доминанту. Так, для античной культуры характерна космоцентристская доминанта, средневековой (христианской) — теоцентристская, культуры Нового времени - антропоцентрист-ская. Формирование основных идей правосознания зависит от характера ценностей, определяемых мировоззренческой доминантой. Современное правосознание отражает процессы глобализации, происходящие в современном социокультурном пространстве. О значимости основополагающего принципа для определения типа культуры (социокультурной системы) см.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с анг. — М.: Политиздат, 1991. - С. 28-46. избирательно правовую реальность и требующая для своего изучения гносеологического и социологического (социального) подходов. Показательны в этом отношении работы А.К. Уледова, B.C. Барулина, Е.А. Лукашевой, Я.З. Хайкина, И.Е. Фарбера и др.

С публикациями работ Н.Н. Алексеева, И.А. Ильина, П.И. Новгородце-ва, Е.Н. Трубецкого начался новый период в понимании правосознания. Появляются исследования на современном этапе развития философской мысли, рассматривающие онтологический, аксиологический и нормативно-праксеологический аспекты правосознания (С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, О.Г. Данильян, В.П. Малахов, И.В. Ковалева, B.C. Нерсесянц, В.Д. Перевалов и др.).

В диссертации используются разработки зарубежных исследователей по проблемам правосознания и философии права (Г.Дж. Берман, Э. Гидденс, Р. Дворкин, Г. Кельзен, К.Х. Ладер, А. МакИнтайер, Ж. Маритен, Р. Нозик, Дж. Остин, Г. Радбрух, Дж. Ролз, М. Сэндел, Дж. Тюдор, М. Уолцер, Ю. Хабер-мас, Г.Л. Харт, О. Хеффе, Л. Фуллер и др.). В них анализируются вопросы о взаимосвязи правового и морального сознания, основные идеи современного правосознания. В произведениях мыслителей античности, средневековья наиболее разработанным является учение о справедливости, а Нового времени - учение о свободе, равенстве и правах человека. Здесь следует назвать имена западноевропейских классиков, таких как Платон, Аристотель, А. Блаженный, Ф. Аквинский, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.В. Гегель, И. Бентам, Дж.Ст. Милль и др.

Таким образом, анализ литературы по теме диссертации показывает, что накоплен достаточный материал по изучению различных аспектов правосознания, его уровней, взаимосвязи правосознания с другими формами общественного сознания. Вместе с тем приходится констатировать, что исследование смыслообразующих идей правосознания, составляющих его содержание, и построение типологии правосознания в контексте различных социокультурных парадигм еще не стали предметом социально-философского анализа. Проделанное нами исследование является шагом в решении этой важной проблемы в современной социальной философии.

Целью диссертационного исследования является изучение правосознания в рамках социально-философского подхода. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• Выявить сущность правосознания как идеонормативного феномена

• Раскрыть содержание основополагающих идей правосознания

• Рассмотреть сущностные черты правосознания в терминах различных социокультурных парадигм

• Показать развитие идей правосознания в современном социокультурном пространстве

• Исследовать взаимосвязь правосознания с моральным сознанием для выявления их единого ценностного основания

Объектом диссертационного исследования выступает правосознание как социокультурный феномен.

Предметом исследования - сущность правосознания, его содержание, типология, тенденции развития.

Методы диссертационного исследования

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет большой круг источников (монографии, статьи отечественных и зарубежных исследователей, а также авторефераты диссертаций), в которых были отражены результаты изучения различных аспектов правосознания, его структура, взаимосвязь правосознания и морального сознания.

Методологической основой исследования явились методы историко-философской реконструкции, направленные на выявление особенностей правосознания в различных социокультурных парадигмах. Этот метод неизбежно ориентирует на выявление истоков формирования правосознания, дающий возможность раскрыть его смысл. Применение компаративистского метода связано с созданием типологии правосознания. Среди методов, используемых в работе, необходимо выделить системно-структурный, осмысливающий изучение сущности и содержание правосознания в рамках конкретного типа общества; метод восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод необходим для изучения различных аспектов правосознания как такового и его функций, а также рассмотрения его функциональной включенности в общественную практику.

Научная новизна работы заключается в следующем:

• Раскрыта сущность правосознания как идеонормативной модели

• Определена типология правосознания на основе моровоззренческой доминанты социокультурных парадигм

• Показано развитие основных идей правосознания в современном социокультурном пространстве

• Отмечено возрастающее значение аксиологической функции правосознания наряду с регулятивной и гносеологической

Положения, выносимые на защиту:

• Идеонормативная модель правосознания позволяет выделить его основные существенные черты: идеи, составляющие его ценностно-духовное содержание, базовые установки правосознания, связывающие его с духовной сферой общества (моральными, религиозными и политическими ценностями). Другим существенным признаком правосознания выступает нормативность, выражающаяся в знаковых формах - правовых нормах и законах. Содержание идей правосознания определяется мировоззренческой доминантой определенной социокультурной парадигмы.

• Правосознание как духовное явление в рамках космоцентристской парадигмы античной культуры имело свои истоки, дающие сакральное представление о порядке, законе, справедливости и возмездии. В первоначальном своем содержании правосознание выступало как легалистское. Позднее происходит становление рационального представления об основных идеях правосознания: справедливости, порядке, законах полисной жизни. Космоцен-тристская доминанта провоцировала преобладание целого над частью, что не способствовало признанию свободы и равенства как универсальных идей правосознания (Платон, Аристотель).

• В теоцентристской социокультурной парадигме было выделено три вида права: вечное (божественное), естественное и позитивное. Основополагающие идеи теоцентристского правосознания сохраняют в качестве абсолютных принципы иерархического целесообразного порядка бытия, включающего, в отличие от античности, идею высшего Бога - Блага, создателя и причины всех вещей. Единый Бог выступает моральным обоснованием права. Приоритетными считаются обязанности, а не права человека.

• Антропоцентристская парадигма правосознания в качестве основных идей включает идею свободы, рассматриваемую как контракт, соглашение (отношение взаимной добровольности). Отношение права жестко определяет обращение с контрагентами как со свободными индивидами, осознающими себя владельцами своих жизненных программ и целей. Правовая свобода не отделима от ответственности и включает права и обязанности. Идея свободы связана с признанием формального равенства и универсальности прав человека и гражданина.

• С выходом человечества на глобальный уровень развития возникает потребность в формировании универсальных ценностных оснований. Правосознание отражает эти универсальные тенденции развития в современном социокультурном пространстве. В современном правосознании подчеркиваются социально-распределительные аспекты в понимании справедливости (Дж. Ролз); акцентируется внимание на значимости толерантности и границ ее применимости (М.Уолцер); используется расширенная трактовка прав; изменяется понятие «частное» право (постмодернистский дискурс); вводится термин «мягкое» право (Ю. Хабермас).

• В современной техногенной цивилизации перед лицом глобальных катастроф определяющим становится ценностное измерение социокультурных феноменов. В своей деонтологической и телеологической направленности правосознание соединяется с моральным. Их объединяет единое ценностное основание, включающее такие ключевые понятия, как «мир» и «согласие». Наряду с регулятивной и гносеологической усиливается аксиологическая функция правосознания. Меняется само содержание «правовая норма». Она идентифицируется не только с принуждением, но и имеет ценностно-прескриптивную (моралистическую) направленность.

Научно-практическая значимость работы.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы как теоретическая основа для изучения правосознания по курсу «Социальная философия», а также при чтении курса по истории философии в разделе «История правовых учений». Кроме того, диссертационное исследование может служить основой для чтения спецкурса по философии права.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертации изложены в 7 научных публикациях автора. Различные аспекты исследования апробированы в выступлениях на семинарах и научных конференциях.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 138 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка литературы, включающего 188 источников (из них 168 — на русском и 20 на иностранном языке).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Сущность, содержание правосознания и его социокультурные парадигмы"

Заключение

Понимание правосознания как идеонормативной модели, предложенное в диссертационной работе, позволяет, на взгляд автора, определить идеи права, образующиеся в процессе накопления социального и индивидуального опыта человечества, и меняющие свое содержание в зависимости от господствующей мировоззренческой доминанты социокультурной парадигмы и конкретного типа общества. Содержательная сторона правосознания проявляется через идеи права, она представлена в работе следующими социокультурными парадигмами: космоцентристской, теоцентристской, антропоцен-тристской.

Попытаемся в заключении изложить основную концептуальную схему, предложенную автором в диссертационном исследовании. Понимание правосознания как идеонормативной модели позволяет акцентировать внимание на идеях правосознания, составляющих его качественную определенность, обеспечивающую эффективность функционирования правовой сферы общества, внося в нее изменения и коррективы.

Воплощение правовых идей определяется мировоззренческой доминантой, которая обуславливает иерархию ценностей определенной исторической эпохи. Эти ценности через мировоззренческие доминанты выступают в качестве определяющих по отношению к правовым идеям. Например, представление о Космосе в античной культуре, Боге как творце Вселенной, человеке, обладающем неограниченными возможностями в преобразовании природы и общества.

Идеи правосознания в дальнейшем требуют нормативного оформления, носящего обязательно-принудительный характер.

Идеи правосознания - справедливость, равенство, свобода, права человека — трансформируются в понятия и правовые категории, представляют «в концентрированном виде материальные, духовные, нравственные начала данного общества» (С.С. Алексеев).

Идеи правосознания фиксируют развитие социума от древних обществ до современных форм социальной организации. Так, процесс глобализации способствовал расширенной трактовки понятия «прав», пониманию свободы как свободы субъективности, свободы жизненных миров. Признание толерантности как ценности привело к правовому плюрализму. Современное социокультурное пространство выдвигает принцип сопричастности, подчеркивающий несовпадение научно-технической рациональности и человеческой аутентичности. В современном мировом обществе артикулируется унификация и стандартизация правосознания, преодолевающая изоляционизм права, характерный для XX века. Ослабление управляющей роли государства требует использования общих правил игры и интернализации правовых систем. Правосознание понимается как динамичная модель, реализующая в зависимости от особенностей социокультурной реальности, те или иные свои компоненты - идеи, нормы или процесс реализации норм (правоотношения).

Понимание правосознания как идеонормативной модели дает возмож- ^ ность осмыслить дух права, понять его общезначимость, раскрыть его сущностные черты, подчеркнуть его нормативный характер. Правосознание-вы-> ступает не просто идеей, а определяет действие людей, затрагивает гносеологические, аксиологические, праксеологические измерения социальной жизни, создавая необходимые условия для организации общества. Идеи правосознания детерминируют идею законов, отражают противоречия между изменившимися условиями социальной жизни и действующей правовой системой.

 

Список научной литературыСмородина, Елена Павловна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Августин Аврелий (Блаженный). Творения: В 4 т.. / Аврелий Августин // Августин Аврелий Т. 3. О Граде Божием Книги X1. - XXII. - СПб.: Алетейя, - 1998, УЦИММ - Пресс (г. Киев), 1998. - 586 с.

2. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории /С.С. Аверинцев. -СПб.: РХГН, 2002. 432 с.

3. Алексеев Н.Н. Основы философии права / Н.Н. Алексеев. СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 256 с.

4. Алексеев С.С. Государство и право / С.С. Алексеев. М.: «Юрид. литер.», 1996.- 190 с.

5. Алексеев С.С. Линия права / С.С. Алексеев. М.: Статут, 2006. - 461 с.

6. Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев. М.: БЕК, 1995. - 311 с.

7. Алексеев С.С. Философия права: история и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы / С.С. Алексеев. М.: НОРМА, 1997. - 329 с.

8. Андреева И.С. Философия: общие проблемы / И.С. Андреева // РЖ*социальные и гуманитарные науки. 2005. - (4). - сер. 3. - Философия. -С. 5-10.

9. Антология мировой правовой мысли в 5-томах. Т.1. М.: Мысль, 1999. -750 с.

10. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1 М.: Мысль, 1969.

11. Антология мировой философии. Античность. Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 960 е.

12. Апресян Р.Г. Идеи морали / Р.Г. Апресян. М.: ИФРАН, 1995.-325 с.

13. Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словар / Р.Г. Апресян. -М.: Гардарики, 2001. 472 с.

14. Аристотель. Сочинения в 4-х т Перевод. / Аристотель. М.: Мысль, 1984.

15. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: Авто-реф. док. юрид. наук / Р.С. Байниязов. С.: 2006. — 50 с.

16. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни / B.C. Барулин. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 230 с.

17. Бачинин В.А. Философия права / В.А. Бачинин. СПб.: Лань. 2000. -382 с.

18. Беляев Г.В. Философский словарь Владимира Соловьева / Г.В. Беляев. -Ростов н / Д.: Феникс, 1997. 462 с.

19. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. / И. Бентам. -М.: РОССПЭН, 1998.-415 с.

20. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества / Н.А. Бердяев. -М.: Правда, 1989.-607 с.

21. Бережнов А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права / А.Г. Бережнов // Вестник Московского университета, сер.И, Право. 1999. - №4. - С 3-13.

22. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-Л. Бержель. М.: Изд. Дом Nota BENE. 2000. - 576 с.

23. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г.Дж. Берман. М.: Инфра - Норма, 1998. - 684 с.

24. Боргош Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргош. М.: Мысль, 1975. - 183 с.

25. Борискова И.В. Теории происхождения права / И.В. Борискова // Вестник ВИ МВД России. 1(8). - 2001. - С. 76-78.

26. Бугай Д.В. Правовое мышление в архаической Греции. Themis / Д.В. Бугай // Вопросы философии, 2007. - №12. - С. 125-135.

27. Васильев A.M. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права / A.M. Васильев. М.: Юрид. лит., 1976.-264 с.

28. Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. М.: Юриспруденция, 1999. - 621 с.

29. Гайденко П.П. Является ли гегелевский монизм одним из источников пантеизма и имперсонализма / П.П. Гайденко // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика. М.: Республика, 2000. - 383 с.

30. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания / Г.М. Гак. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1960. - 200 с.

31. Галинская И.Д., Панченко А.И. Этико-правовое пространство компьютерных технологий //http://www.auditorium.ru.htm.

32. Галинская И.Л. Компьютерная этика, информационная этика, киберэти-ка //http://www.file//C:Documents and Settings User. 29 с.

33. Гегель Г.В.Ф. Соч. в 3-х тт. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. -М.: Мысль, 1977.

34. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1990. -467 с.

35. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Э. Гид-денс. М.: Академический проект, 2003. - 528 с.

36. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. М.: Весь мир, 2004. - 120 с.

37. Гоббс. Сочинения в двух томах. Т 1 / Гоббс. М.: Мысль, 1989. - 307 с.

38. Гоббс. Сочинения в двух томах. Т 2 / Гоббс. М.: Мысль, 1991. - 731 с.

39. Гречин А.С. Социология правового сознания / А.С. Гречин. М.: ЮНИ-ТИ, 2001.-256 с.

40. Гроций Гуго. О праве войны и мира / Гуго Гроций. М.: Ладомир, 1994. - 868 с.

41. Дворкин Р. О правах всерьез / Р. Дворкин. М.: РОССПЭН, 2004. - 391 с.

42. Деррида Ж.О. Грамматологии / Ж.О. Деррида. М.: Акад. Проект, 2000. -511 с.

43. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. М.: Мысль, 1998. - 572 с.

44. Дробницкий О.Г. Природа морального сознания / О.Г. Дробницкий // Вопросы философии. 1968. - № 2. - С.35-41.

45. Жалинский А.Э. Современное немецкое уголовное право / А.Э. Жалин-сий. М.: Проспект. Велби, 2006. - 560 с.

46. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до Европы XIX века / Э. Жильсон. М.: Республика, 2004. - 678 с.

47. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. 1991. - №2. - С. 17-20.

48. Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. в 10 тт. Т.4 / И.А. Ильин. — М.: «Русская книга», 1994. 620 с.

49. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения / В.П. Казимирчук. М.: Юрид. лит., 1965. - 204 с.

50. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права / В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев. СПб.: Юристъ, 1995. - 297 с.

51. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: Изд-во политической литературы, 1990. - 415 с.

52. Кант И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. М.: Мысль, 1999.- 1472 с.

53. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах / И. Кант // Религия в пределах только разума; метафизика нравов. М.: 1994. -613 с.

54. Кафка Ф. Процесс / Ф. Кафка // Серия: Золотой фонд мировой классики в ЮОтомах. (т.37). М.: ACT, Пушкинская библиотека, 2004. - 878 с.

55. Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания / В. Келле, М. Ковальзон. -М.: Госполитиздат, 1959.-263 с.

56. Керимов Д.А. Философские проблемы права / Д.А. Керимов М.: Мысль, 1992.-472 с.

57. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права / Б.А. Кистяковский. — М.: Тип. Т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1916. 708 с.

58. Кистяковский Б.А. Страницы прошлого. К истории конституционного движения в России / Б.А. Кистяковский. М.: Тип-фия П.П. Рябушкин-ского, 1912. - 132 с.

59. Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Б.А. Кистяковский. СПб.: РХГИ, 1988. - 799 с.

60. Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX начала XX веков / И.В. Ковалева. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. - 160 с.

61. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя / Ф.Ч. Коплстон. М.: Вестком, 1999. - 275 с.

62. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. Основы философии науки / В.П. Ко-хановский, Т.Г. Лешкевич. Ростов - на-Дону.: Феникс, 2004. - 604 с.

63. Кудрявцев В.Н. Современная социология права / В.Н. Кудрявцев. М.: Юристъ, 1995.-303 с.

64. Кулапов В.Л. К вопросу о сущности права / В.Л. Кулапов // Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1(10). Саратов. -1998.-С. 28-31.

65. Лакан Ж. Семинары / Ж. Лакан; пер. А. Черноглазов. М.: Гнозис Логос, 2003.-608 с.

66. Лейст О.Э. Сущность права / О.Э. Лейст. М.: Зерцало - М., 2002. - 288 с.

67. Локк Дж. Английское свободомыслие. Письмо о веротерпимости / Дж. Локк.-М.: Мысль, 1981.-301 с.

68. Локк Дж. Избр. Философ, произв. в двух томах / Дж. Локк. М.: Соцэк-гиз, 1960.

69. Локк Джон. Сочинения в трех томах / Дж. Локк. М.: Мысль, 1988.

70. Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. / А.Ф. Лосев. М.: Молодая гвардия, 2005.-391 с.

71. Лосев А.Ф.Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1982. - 623 с.

72. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность / Е.А. Лу-кашева. — М.: Юрид. литер., 1973. 344 с.

73. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта / Г.Г. Майоров // Опыты теоретические и практические. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 239 с.

74. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. М.: Мысль, 1979. - 431 с.

75. Малахов В.П. Концепция философии права / В.П. Малахов. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2007.-751 с.

76. Малахов В.П. Права Европейского Союза: проблема источников / В.П. Малахов. М.: Изд-во Москов. Ун-та МВД России, 2003. - 193 с.

77. Малахов В.П. Философия права / В.П. Малахов. М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 448 с.

78. Маритен Ж. Человек и государство / Ж. Маритен // пер. Т. Лифинцевой. -М.: Идея Пресс, 2000. - 196 с.

79. Маркс К. Замечание на книгу А.Вагнера «Учебник политической экономии» / К. Маркс. Соч. Т.19. М.: Госполитиздат, 1962. - 377 с.

80. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1955. Т.1.-699 с.

81. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Политиздат, 1955. - 239 с.

82. Милль Дж. Ст. Утилитаризм. О свободе / Дж.Ст. Милль. СПб.: Изд-во И.П. Перевозникова, 1900. - 426 с.

83. Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Этика / Т.В. Мишаткина, Я.С. Яскевич. -Минск: Новое знание, 2003. 175 с.

84. Моисеев С.В. Философия права / С.В. Моисеев. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2003. - 201 с.

85. Невважай И.Д. Философия права: проблема рациональности права / И.Д. Невважай // Известие ВУЗов Правоведение. 1995. - № 3. - С. 67-75.

86. Нерсесянц B.C. Новая философская энциклопедия в 4-х томах / B.C. Нерсесянц. М.: Мысль, 2001.

87. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства / B.C. Нерсесянц. — М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2000. 539 с.

88. Нерсесянц B.C. Платон / B.C. Нерсесянц. М.: Юрид. литер., 1984. - 104 с.

89. Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции / B.C. Нерсесянц. -М.: Наука, 1979.-261 с.

90. Нерсесянц B.C. Проблемы общей теории права и государства / B.C. Нерсесянц. -М.: НОРМА-ИНФРА-М., 2001. 812 с.

91. Нерсесянц B.C. Сократ / B.C. Нерсесянц. М.: Изд. Группа «ИНФРА -М»: Норма, 1996.-305 с.

92. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля / B.C. Нерсесянц. М.: Юрисгь, 1998.-352 с.

93. Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев. СПб.: Лана, 2000. - 349 с.

94. Новгородцев П.И. Сочинения / П.И. Новгородцев. М.: РАРИТЕТ, 1995. - 446 с.

95. Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986. - 376 с.

96. Обыденное сознание // Общество и сознание. М.: Прогресс, 1984. - 318 с.

97. Окара А.Н. Правосознание центральная категория философии права И.А. Ильина / А.Н. Окара // Государство и право. - 1999. - № 6. - С. 8493.

98. Основы марксистско-ленинской философии / Ф.В. Константинов, А.С. Богомолов, Г.М. Гак. М.: Политиздат, 1978. — 464 с.

99. Остроумов Г.О. Правовое сознание действительности / Г.О. Остроумов. М.: Наука, 1969. - 174 с.

100. Палинчак С.Ф. Социально-философский анализ правовой жизни общества: Автореф. канд. филос. наук / С.Ф. Палинчак. Л.: 2006. - 20 с.

101. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства / Е.Б. Пашуканис. М.: Наука, 1980. - 271 с.

102. Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизма / Е.Б. Пашуканис. -М.: Изд-во Коммун. Академия, 1929. 135 с.

103. Первушина В.Н., Змушко К.С. Метафизика власти / В.Н. Первушина, К.С. Змушко. М.: Спутник Плюс, 2006. - 168 с.

104. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. СПб.: Лань, 2000. - 607 с.

105. Платон. Государство. Законы. Политика / Платон. М.: Мысль, 1998. -798 с.

106. Покровский И.Ф. Формирование правосознания / И.Ф. Покровский. -М.: Просвещение, 1972. 188 с.

107. Поппер К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. М.: «Феникс», 1992. Т.1.-446 с.

108. Радбрух Густав. Философия права / Густав Радбрух. М.: «Международные отношения», 2004. - 238 с.

109. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура / В.В. Розанов. М.: Республика, 1992. - 397 с.

110. Ролз Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. Новосибирск.: Изд.-во Новосибирского университета, 1995. — 534 с.

111. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность / Р. Рорти. М.: Русское фенологическое общество, 1996. — 279 с.

112. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права / Ж.-Ж. Руссо. М.: Соцэкгиз, 1938. - 122 с.

113. Сабо И. Основы теории права / И. Сабо. М.: Прогресс, 1974. - 269 с.

114. Сартр Ж.-П. Тошнота. Избранные произведения / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 1999. - 528 с.

115. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения. Традиции, ментальность / А.В. Сергеева. М.: Наука, 2004. - 328 с.

116. Сенека. Марк Аврелий наедине с собой. Симферопль.: «Реноме», 2002. -384 с .

117. Система гуманитарного и социально-экономического знания / под ред. С.А. Хмелевской. -М.: ПЕРСЭ, 2001. 750 с.

118. Смородина Е.П. Характерные черты герменевтической методологии / Е.П. Смородина // Научный вестник Воронежского Государственного Архитектурно-Строительного Университета Серия «Гуманитарные науки».-2005.-№ 1.-С. 176-177.

119. Смородина Е.П. Правосознание как проблема философии права / Е.П. Смородина // Правосудие: история, теория, практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. - Воронеж, 2006.-С. 347-350.

120. Смородина Е.П. К вопросу об определении понятия «правосознание» / Е.П. Смородина // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. - Вып. 9(53). - С. 144-148.

121. Смородина Е.П. Становление правосознания и его теоретическое осмысление в античной философии / Е.П. Смородина // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. Омск, 2007. - № 6 (62). - С. 83-86.

122. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. T.l / B.C. Соловьев. -М.: Республика, 1996. 478 с.

123. Соловьев Э.Ю. И.Кант: взаимодополнительность морали и права / Э.Ю. Соловьев. -М.: Наука, 1992. 210 с.

124. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права: об учении И. Канта. / Э.Ю. Соловьев. М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 415 с.

125. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры / Э.Ю. Соловьев. -М.: Политиздат., 1991. 430 с.

126. Сорокин ПЛ. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М.: Политиздат, 1991. -429с.

127. Социальная философия / под ред. И.А. Гобозова. М.: Савин С.А., 2003. - 522 с.

128. Трубецкой Е.Н. Труды по философии права / Е.Н. Трубецкой. СПб.: Изд.-во РХГИ, 2001. - 543 с.

129. Уваркина Е.В. Правосознание как объект социально-философского анализа: Дис. канд. филос. наук / Е.В. Уваркина. М.: 2004. - 119 с.

130. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. методологии исслед. / А.К. Уледов. М.: Мысль, 1980. - 271 с.

131. Уледов А.К. Духовное обновление общества / А.К. Уледов. М.: Мысль, 1990.-334 с.

132. Уледов А.К. Общественная психология и идеология / А.К. Уледов. М.: Мысль, 1985.-268 с.

133. Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теорет.- социол. ис-след. / А.К. Уледов. М.: Мысль, 1968. - 324 с.

134. Унамуно М. Избранное: в 2-х томах / М. Унамуно. Л.: Худ. литература, 1981.

135. Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер. М.: Идея - Пресс. Дом интеллектуальной книги, 2000. - 160 с.

136. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания / И.Е. Фарбер. -М.: Юрид. литер., 1963.-296 с.

137. Философия права. Социология права: Учебно-методическое пособие / Сост.: А.А. Слинько, Ю.В. Сорокина, В.В. Ячевский. Воронеж: Изд-во Воронеж гос. ун-та, 2003. - 304 с.

138. Философия права / под ред. Л.Д. Байрачная, О.Г. Данильяна. М.: eksmo education, изд.-во Эксмо, 2005. - 412 с.

139. Фома Аквинский. Сумма против язычников / Фома Аквинский. М.: Изд.- во ЗАО «Вестком». Кн. 1, 2000. - 463 с.

140. Формы общественного сознания / Г.М. Гак. М.: Изд.-во Моск. университета, 1960. - 379 с.

141. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. М.: AD MARGINEM, 1998. - 479 с.

142. Фуко М. Рождение клиники / М. Фуко. М.: Смысл, 1998. - 310 с.

143. Фуко М. История безумии в классическую эпоху / М. Фуко. СПб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.

144. Фуре В. Контуры современной критической теории / В. Фуре. Минск.: БГУ, 2002.-164 с.

145. Фуллер JI. Мораль права / Л. Фуллер // пер. с анг. Т. Даниловой. — М.: Изд.-во ИРИСЭН, 2007. 308 с.

146. Фуре В.Н. О социальной теории Э. Гидденса / В.Н. Фуре // Критическая теория позднего модерна Э. Гидденса / В.Н. Фуре // http:// www.ru.ru/sj/sj/sj -01furs.html.

147. Хабермас Ю. Логика социальных наук. Теория коммуникативного действия / Ю. Хабермас // Современная западная теоретическая социология (реферативный сборник). Вып. 1. М.: ИНИОН РАН, 1991. - 150 с.

148. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас // пер. Д.В. Склядиева. СПб.: Наука, 2000. - 379 с.

149. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. М.: Ками Академия, 1995. - 245 с.

150. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма / Ф. Хайек // Пер. с англ. М.: Новости, 1992. - 302 с.

151. Хайек Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек. М.: Новое издательство, 2005. -264 с.

152. Хайкин ЯЗ. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем / ЯЗ. Хайкин. М.: «Высш. школа», 1972. - 279 с.

153. Хелд Д., Гольдблат Д., МакГрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации / Д. Хелд, Д. Гольдблат, Э. МакГрю, Дж. Перратон. М.: Праксис, 2004. - 561 с.

154. Хеффе О. Политика, право, справедливость / О. Хеффе // Основоположения критической философии права и государства. М.: Гносис, 1994. -319с.

155. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Сб. переводов. Вып. 2./ В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Разумович // пер. С.В. Лезов. М.: Изд.-во ИНИОН РАН, 1988.-213 с.

156. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права / Б.Н. Чичерин. М.: Изд. К.Солдатенкова, Н.Щепкина, 1858. - 389 с.

157. Чичерин Б.Н. Философия права / Б.Н. Чичерин. СПб: Наука, 1998. -654 с.

158. Чукин С.Г. Хабермас versus А. МакИнтайер: к вопросу об основании современного философствования / С.Г. Чукин // http:// anthropology.ru/ ru/ texts/chiken/mis///06 html c.78.

159. Чумаков A.H. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст / A.H. Чумаков. М.: Канон+РОИИ «Реабилитация», 2006. -516 с.

160. Шершеневич Г.Ф. Определение понятия о праве / Г.Ф. Шершеневич. -Казань: Типо-Лит. Имп. Казанск. ун-та, 1896. 134 с.

161. Щегорцев В.А. Социология правосознания / В.А. Щегорцев. М.: Мысль, 1981.- 174 с.

162. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы / М.Л. Энтин. М.: Международные отношения, 1992. - 240 с.

163. Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различие / Н.М. Юрашевич // Государство и право. 2005. - № 7. - С. 69-74.

164. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания / Н.М. Юрашевич // Известия ВУЗов. Правоведение. 2004. - С. 165-188.

165. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Республика, 1999.-528 с.

166. Austin, J. Lectures on Jurisprudence or the Philosophy of Positive Law. -Glashutten in Tanus, Auvermann, 1972.

167. Critical legal studies //http://en.wikipedia.org/wiku/.

168. Dworkin R. Theory and Practice of Autonomy. Cambridge University Press. 1991.

169. Dworkin, R. Paternalism// Monist.56. January, 1972.

170. Fuller L. Anatomy of Law. New York: Frederick A. Praeger, 1968, Reprint.

171. Hart, H. L A. Positivism and the Separation of Law and Morals. "Harvard Law Review 72 (1958), 593.

172. Hart, H.L.A. The concept of Law. Oxford: Clarendon Press, 1961.

173. International council of nurses: Code of efnics for nurses. Geneva, 2004 mode of access: //http://www.icn.ch/icncode.-pdf.

174. Jones, Tudor. Modern Political Thinkers & Ideas: A Histirical Introduction. -London; N.Y.: Routlege, 2002.

175. Kultgen, J. Autonomy and Intervention in the Caring Life. Oxford University Press, 1995.

176. Ladeur K.-H. The Theory of Autopoiesis as an Approach to a better Understanding of Postmodern Law. San Domenico, 1999.

177. Maclntyre A. Whose Justice? Which Rationality? Notre Dame University of Notre Dame Press, 1988.

178. Nozick, R. Anarchy, State, and Utopia. -N.Y.: Basic Books, 1974.

179. Rawls J. Justice as a Fairness. A Restatement. Harvard University Press, 2001.

180. Rawls J. Lectures on the History of Moral Philosophy. Harvard University Press, 2000.

181. Rorty R. Private Irony and Liberal Hope // American Continental Philosophy: A Reader/ Ed. By Walter Brogan and James Risser. Bloomington, Indiana. U.P., 2000.

182. Sandel Michael. Liberalism and the Limits of Justice. Cambridge: Cam-bridg University Press, 1982.

183. Taylor, Charles. Sources of the Self. Cambridge University Press, 1989.

184. The Philosophy of Law: an Encyclopedia (Ed. By Christopher Beny yrag.) London, n. y.: wyar land, 1999. vol. 1 pp 1 471.

185. The Philosophy of Law: an Encyclopedia (Ed. By Christopher Berry yrag.) London, n. y.: wyar land, 1999. vol. 2 pp 473 950.