автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Свобода совести как антропологический феномен

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Арефьева, Лариса Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Свобода совести как антропологический феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Свобода совести как антропологический феномен"

На правах рукописи

□03453720

Арефьева Лариса Викторовна

СВОБОДА СОВЕСТИ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

специальность 09 00 13 -религиоведение, философская антропология, философия культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Махачкала- 2008

003453720

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Яхьяев Мухтар Яхьяевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Курбанов Гарун Магомедович кандидат философских наук Рагилюв Абдул Александрович

Ведущая организация: Дагестанская государственная медицинская академия

Защита состоится 28 ноября 2008 г в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-212 053 04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» по адресу 367025, Республика Дагестан, г Махачкала, ул. Ба-тырая, 1

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

Автореферат опубликован на сайте ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» лууулу ёаи ги

Автореферат разослан ^^ 2008 г

Ученый секретарь / /_^

диссертационного совета // К Г Гусаева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования.

В современный период, когда в нашей стране происходят глубочайшие социально-политические изменения,

общезначимая проблема свободы совести приобретает исключительно важное значение Феномен свободы совести представляет собой сложную систему, предполагающую наличие множества взаимосвязанных элементов, характеризующих ее сущность Свобода совести настолько многогранна, что никакое определение не может претендовать на абсолютную полноту В силу невозможности разработать одно всеобъемлющее определение свободы совести, имеет смысл говорить о группе взаимно дополняющих и уточняющих определений Проблема заключается в том, что свобода совести не может рассматриваться изолированно от других категорий, определяющих само существование и деятельность человека Этот подход также не является абсолютно новым, так как еще Н А Бердяев пытался проникнуть в суть свободы совести, выдвигая множество ее определений и пытаясь выразить диалектику свободы Переосмысление проблем свободы совести в настоящий период развития России представляется особенно актуальным, с учетом того, что

—человек действует в объективном мире, в условиях перманентного конфликта необходимости и свободы,

—значимость человеческого фактора в социальных процессах требует от фундаментальных наук применение критериев, осмысление которых невозможно без анализа всего богатства идей, высказанных мыслителями прошлого;

—возникшая в XX веке диспропорция между уровнем постижения мира и глубиной понимания человека как личности, приводит к некоторому принижению его роли в глобальных системах,

—в целях самосохранения политическая система должна дать обществу возможность формировать, публично обсуждать и выбирать альтернативы поведения

Состояние научной разработанности проблемы.

Проблемами свободы совести, свободы вероисповедания занимались и занимаются философы, религиоведы, культурологи, правоведы, политологи и т.д В последнее время появилось большое количество исследований, посвященных проблематике свободы вообще и свободы совести в частности, применительно к российской действительности Это обусловлено тем, что сложные процессы становления и развития институтов гражданского общества и правового государства требуют критического пересмотра ряда концепций, в том числе проблем соотношения свободы и необходимости, стихийного и сознательного, свободы и справедливости, личности и государства, морали и права Однако современные реалии, формируемые под влиянием процессов изменения и трансформации социума, настойчиво выдвигают необходимость философско-антропологического рассмотрения данного феномена

Различные грани феномена свободы в системе категорий осмысливались в трудах Сократа, Аристотеля, Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Бердяева, Шестова, Фромма и др, представителей экзистенциальной философии (М Хайдеггера, К Ясперса, Ж -П Сартра)

Для многонациональной и многоконфессиональной России вопрос о свободе совести был чрезвычайно важен и вместе с тем болезнен В понятии свободы совести возникало и возникает много вопросов В работах С А Бурьянова, А И Виноградова, Ю И Гирмана, Р Б Головкина, П Н Дозорцева, В Н Калинина, М Г Кириченко, В Н Королева, В А Куроедова, А И Кудрявцева, А С Ловинюкова, Г П Лупарева, А Николина, А В Пчелинцева, Ю А Розенбаума, Ф М Рудинского, В Н Савельева, Н А Трофимчука, Г.Г Черемных, ИН Яблокова и других поднимаются проблемы, связанные с реализацией права на свободу совести, дается понятие данной свободы, ее содержание

Исторические аспекты данной проблемы широко освещены как в дореволюционной, так и в современной литературе, в частности в трудах Л М Алексеевой, К К Арсеньева, А И Барменкова, А В Белова, Т И Буткевича, А Гарнака, К М Герасимовой, А А Дорской, Г Еллинека,

И А Ильина, А.В Карташева, В В Коника, О В Курило, А Меня, Л Н Митрохина, Н М. Никольского, М А Рейснера, В П Рябушинского, Р Г Скрынникова, Ю И Стецовского, 3 А Тажуризиной, Е Н Тарновского, Д Цветаева, В. Цыпина, А Н Яковлева и других. Идеи свободомыслия в творчестве дореволюционных мыслителей Северного Кавказа нашли отражение в работах М А Абдуллаева, А.Б Баймурзаева, С Тотоева, X К Цаллаева, 3 П Цховребова и других исследователей философской и общественно-политической мысли народов Северного Кавказа

Специфика развития свободы совести и свободы вероисповедания относительно полиэтничного и многоконфессионального Северного Кавказа нашла свое отражение в работах М А Абдуллаева, Л.Х Авшалумовой, А Г Агаева, А К Алиева, М Г Алиева, 3 С Арухова, МВ В;иабовл. Н М Вагабовд, ЗТ Гасанова, КГ Гусаевой, И П Добаева, Г М Курбанова, С Ш Муслимова, М М Омаровой, К М Ханбабаева, М Я Яхьяева и др

И все же сегодня нельзя говорить об итзученности феномена свободы совести, ставить точку на достигнутом В религиоведческой литературе существует необходимость концептуального осмысления и выражения этого многосложного явления

Объект исследования: Свобода совести как социально-историческое явление, имеющее свою специфику, закономерности функционирования и развития

Предмет ис следования: особенности свободы совести как антропологического принципа, его проявление в многоконфессиональных обществах

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в концептуально-понятийном выражении свободы совести, путей и способов ее реализации в современном мире

Для достижения указанной цели диссертантом решались следующие задачи:

—на основе историко-философского анализа феномена свободы совести, выявить необходимость понятийного выражения ее сущности как антропологического принципа,

—дать сравнительный анализ понятий «свобода», «свобода совести», «свобода вероисповедания»,

—определить современное философское понимание свободы совести как социальнокультурной и мировоззренческой категории,

— исследовать антропологическое понимание свободы совести в качестве основной свободы человека;

—провести анализ состояния и специфики проявления свободы совести на Северном Кавказе, как поликонфессиональном регионе

Методологические и теоретические основы диссертации

Основным теоретико-познавательным средством исследования явились научные принципы познания социальных явлений в их историческом развитии, во взаимосвязи, взаимообусловленности общецивилизационных и региональных особенностей выражения свободы совести

Теоретико-методологическим основанием исследования явились методы единства исторического и логического, метод интерпретаций частнопредметных результатов, принципы системного и сравнительного анализа, а также классические методы философско-антропологического исследования

В работе широко применяются приемы и методы критического использования современного научного категориального аппарата, учет теоретических достижений философской, религиоведческой и культурологической мысли, выработка адекватных способов и средств абстрагирования проблемного поля исследования

Научная новизна исследования. Диссертация является логически завершенным исследованием, формирующим концептуальную модель свободы совести как философско-антропологической категории Новизна выражается в постановке вопроса о пределах и возможностях свободы совести, реализуемой в условиях многоконфессионального общества, характерного для современного периода развития цивилизации

Научная новизна исследования проявляется в следующих положениях, выносимых на защиту

1 Феномен свободы совести представляет собой сложную систему, предполагающую наличие множества взаимосвязанных элементов, характеризующих ее сущность Категория свободы совести настолько многогранна, что никакое определение не может претендовать на абсолютную полноту, при анализе категории свободы совести невозможно разработать одно всеобъемлющее определение, а имеет смысл говорить о группе взаимно дополняющих и уточняющих определений Свобода совести — это обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые реально гарантируют личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрениями и возможность проявлять свои убеждения в обществе

2 По мере совершенствования общественных отношений, расширения объема демократических прав и свобод в развитых государствах Европы и Америки исторически свобода совести стала рассматриваться не только как свобода вероисповеданий, но и как право личности на свободу убеждений и на свободное проявление своего отношения к религии На самом деле свобода вероисповедания является хотя и чрезвычайно важным, но лишь составным элементом свободы совести, поскольку включает в себя свободу выбора только в пределах религиозного сознания Свобода совести подразумевает неотъемлемое право каждого человека иметь или не иметь религиозные убеждения Понятие религиозной свободы несколько уже Оно определяет право каждого человека иметь ту или иную веру или подобные ей убеждения по своему выбору, исповедовать свою религию и выражать свои убеждения единолично или совместно с единомышленниками

3 Свобода совести является конкретно-исторической формой проявления свободы мировоззрения Предметом регулирования, который задается свободой совести, являются отношения, возникающие в связи с формированием, воспроизводством, реализацией и пропагандой того или иного мировоззрения, как теистического, так и атеистического.

4 Уровень демократии и гуманизма социальной системы проявляется не только в ее целевых установках, но и в том, в какой степени учитываются интересы и потребности всех

членов общества Когда речь заходит об обеспечении гарантий свободы совести, то должны реализовываться принципы всеобщности социальной справедливости и равноправия, исключения из любых сфер общественной жизни нетерпимости к противоположным убеждениям Содержание, которое вкладывается в понятие свободы совести, раскрывается через мировоззренческие основы понятия, представленные на соответствующем уровне обобщения, абстракции Развитие демократии, свободной конкуренции, институтов гражданского общества существенно изменили представления о свободе вообще и о свободе совести, в частности Следствием этого является то, что современная личность обладает значительной степенью негативной свободы, которая может проявляется в экстремистских действиях

5 Во всем мире свобода совести и религиозная свобода представляют собой основной элемент прав человека Фактор религиозной свободы играет важную роль и в государственных, и в международных делах. Примером этому является то, что не затихающие вооруженные конфликты в мире сосредоточены на границах традиционных религий. Ближний Восток, Южная Сахара, Балканы, Кавказ, Средняя и Южная Азия - в этих регионах пересекаются ислам, христианство, буддизм и индуизм Поскольку религия формирует культуру, люди в этих районах имеют различные взгляды и мировоззренческие подходы Противоречия нередко разрешаются ценой вооруженного противостояния

6 Анализ конфессиональной ситуации на Северном Кавказе показывает, что она носит сложный и противоречивый характер Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы - мусульмане - сунниты ханафитского толка, почти все народы Дагестана (в том числе тюркоязычные кумыки), чеченцы и ингуши - мусульмане -сунниты шафиитского толка В последние годы в Чечне и Дагестане распространение получили идеи ваххабизма Калмыки являются буддистами -ламаистами, часть православные. Небольшая часть казачества - старообрядцы В этой связи чрезвычайно важно поддержание систематического диалога между представителями ведущих конфессий — ислама

и православия Тем более что обе стороны неоднократно заявляли о своей готовности к сотрудничеству Его главной стратегической целью видится предотвращение роста напряженности во взаимоотношениях представителей различных конфессий

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и рекомендаций как в в научно-исследовательской работе при анализе актуальных проблем современности, так и в практической деятельности государственных , общественных, религиозных организаций по утверждению межконфессионального мира и согласия Значимость исследования состоит также в том, что результаты исследования могут быть задействованы при подготовке курса в рамках таких дисциплин, как религиоведение, культурология, этика и другие

Апробация работы Результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях Всероссийского и регионального уровня Основные положения диссертации отражены в 4 научных статьях общим объемом 4,5 усл. печ л Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Дагестанского государственного университета

Структура работы обусловлена логикой диссертационного исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и библиографию.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении дается общая характеристика диссертационного исследования, а именно излагаются общие положения диссертации, выносимые на защиту, раскрываются ее актуальность, степень разработанности проблемы, научная новизна, определяется цель исследования и научно-практическое значение, приведены формы и способы научно-практической апробации основных положений диссертации Во введении раскрыта также фундаментальная особенность предпринятого исследования - ее комплексный характер,

отразившийся на его методологии и разнообразии исследовательских методов

Глава первая «Методологические проблемы познания свободы совести» имеет концептуальное значение для всей работы В ней обобщается понятие свободы совести и тем самым определяется основное содержание диссертационного исследования

В первом параграфе «Понятия «свобода», «свобода совести», «свобода вероисповедания» рассматриваются существующие в исторической и современной литературе разнообразные подходы к их пониманию

За всю историю своего существования философская наука дала множество трактовок категории «свобода» В настоящее время растет количество работ по теоретическому анализу и обобщению представлений о свободе, находится в стадии становления и уточняется категориальный аппарат ее анализа, ключевыми дихотомиями которого являются диалектически связанные «свобода и необходимость», свобода «внутренняя и внешняя», «конкретная и абстрактная», «относительная и абсолютная», «свобода и ответственность» и другие По мнению автора, определение свободы обретает философскую глубину, когда включает в себя характеристики свободы не только отдельных конкретных действий и деятельностей, но и жизнедеятельности в целом — бытия человека в мире, а также, когда содержание свободы обусловлено законами диалектики и предполагает единство и борьбу индивидуального и социального смыслов свободы, своеобразие переходов количественных изменений достижения и переживания свободы в качественные — глубинные состояния, устойчивые характерологические особенности человека, ценностные ориентации, направленность личности и т п

Категория свободы в науке наполнялась содержанием и претерпевала изменения в процессе развития и смены исторических формаций, философских школ и направлений Являясь по логике своего становления философской категорией, «свобода» на определенных этапах истории человечества обретала социальный статус и выступала в качестве

экономических и политических требований — свободы слова, печати, совести, частной собственности и предпринимательства ит п

Под свободой совести автор понимает право каждого человека на свободный мировоззренческий выбор, определение отношения к религии, включая право иметь, менять, распространять как религиозные, так и нерелигиозные убеждения при исключении каких-либо преимуществ или ограничений в пользовании гражданскими правами в зависимости от этого отношения Как категория религиоведения свобода совести предполагает, прежде всего, право человека на свободу мировоззренческого выбора, осуществляемого как в рамках религиозного сознания, так и за его пределами

Определяя терминологическую ясность понятия «свобода вероисповедания», диссертант отмечает, что она является важным, но лишь составным элементом свободы совести, поскольку включает в себя свободу выбора только в пределах религиозного сознания Свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное Иными словами, свобода совести и вероисповедания означает с одной стороны право верить, а с другой — право не верить Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов

Во втором параграфе «Свобода совести в истории современной цивилизации» представлен исторический аспект исследования данной категории

Опираясь на труды Платона, Аристотеля, Эриугена, П Абеляра, Гроция, Спинозы, Мильтона, Локка, Вольтера, Лессинга, Л Фейербаха, К Маркса и др, автор исследует специфику формирования, становления и разработки понимания свободы совести в философии в конкретно-исторических условиях

Понимание свободы совести имело свои специфические особенности в истории России, которое наиболее полно отразилось в работах М В Петрашевского, В В Берви-

Флеровского, Н П Огарева, Н А Бердяева, С Н Булгакова, Д С. Мережковского

Осмысление содержания свободы совести в истории философии можно свести к следующим постулатам религия является частным делом по отношению к государству, что служит предпосылкой обеспечения подлинной свободы совести, каждый должен быть свободен исповедовать какую угодно религию или не исповедовать никакой, недопустимы никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований, церковные и религиозные общества должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников

Во второй главе «Свобода совести: философско-антропологический анализ» исследуется философско-этическое, антропологическое, онтологическое понимание «свободы совести»

В первом параграфе «Свобода совести как мировоззренческая категория» проанализированы основные элементы мировоззрения относительно формирования свободы совести личности

По мере развития общественных отношений возрастает значимость мировоззренческой позиции личности, ответственности перед обществом за свои действия и поступки В связи с этим обращает на себя особое внимание процесс перехода индивида от правосознания к сознанию моральному, процесс усиления общественного интереса к нравственным проблемам свободы совести, что обусловливает выделение и исследование нравственного аспекта данной проблематики

На протяжении длительного исторического периода многие мировоззренческие вопросы были тесным образом связаны с религиозным мировоззрением, решались с позиций религиозного понимания, религиозной морали Религиозная догматика лежала в основе всех представлений о мире, была исходным пунктом развития и содержания философии В силу многочисленных факторов мировоззренческая ориентация отдельного человека может быть предельно противоречивой, включающей несовместимые по своей сущности убеждения, несогласующиеся принципы Поэтому в настоящее время формирование отношения личности к религиозному и

атеистическому мировоззрениям осуществляется под воздействием общественных, нравственных, ценностных представлений в длительном процессе самопознания и самоопределения

Исследуя реализацию принципа свободы совести в содержании социальных концепций и программ крупнейших российских конфессий, принятых за последние годы, автор приходит к следующим выводам а) свобода вероисповедания является приоритетным правом для религиозных объединений, б) для них принципиально важно, чтобы государство гарантировало реализацию свободы вероисповедания и ее защиту с учетом канонических предписаний, содержащихся в Священных Писаниях В противном случае возможно мирное неповиновение со стороны отдельных конфессий, в) все крупнейшие конфессии призывают своих последователей к толерантности и уважению к убеждениям представителей других религий

Во втором параграфе «Антропологическая природа свободы совести» эта философская категория анализируется через призму познания, деятельности, общения и самосознания человека

Свобода как важнейший фактор мироощущения человека всегда находился в центре его жизненных исканий, что определяет интерес, который во все периоды истории проявляет к проблеме становления свободы философия Феномен свободы совести - явление нематериальное, в известной степени абстрактное, связанное с убеждениями и устойчивыми представлениями человека, которые влияют на поведение индивидов На основе рассмотрения конкретно-юридического, религиоведческого, исторического, философского подходов к пониманию свободы совести, автор резюмирует, что свобода совести выступает как свобода мировоззрения, как основная свобода, включающая в себя целый ряд составляющих мировоззренческих свобод (свободу религии, свободу смены мировоззрения, свободу проведения публичных шествий, свободу распространения религиозной и философской литературы и т д)

Для эффективного его функционирования необходимо широкое правовое понятие религии, свободное от узкоконфессиональных и атеистических ограничений, что возможно в условиях светского государства и формирования толерантности как социокультурной нормы

В третьей главе «Свобода совести и специфика ее проявления на Северном Кавказе» представлен анализ современного состояния и перспектив развития свободы совести на Северном Кавказе и в Дагестане

В первом параграфе «Свобода вероисповедания в традиционных религиях народов Северного Кавказа» исследуются объективные предпосылки формирования свободы совести в условиях поликонфессионального региона

Основными причинами распространения

поликонфессионализма на Северном Кавказе являлись экономические и миграционные Очень часто восприятие населением новых форм религиозного верования проводилось в результате военных действий. Немаловажным фактором конфессионального разнообразия послужил и полиэтничный характер этого региона, так как в условиях народов Дагестана и всего Северного Кавказа любая религия с самого начала преломлялась на местной национальной почве Исторически сложившиеся на территории Северного Кавказа конфессиональные организации представляют собой специфический компонент общей социальной структуры, подвижный и динамичный, который наряду с другими регулятивными системами во многом определяет поведение людей

Изучая основные конфессиональные структуры, сложившиеся и активно развивающиеся на Северном Кавказе, автор особое внимание уделяет исламу, как наиболее распространенной религии в данном регионе

По мере усиления своего господства в условиях народов Дагестана ислам довольно прочно вошел в психологию и быт народа и сросся с национальными обычаями, обрядами, традициями Мистифицируя естественные формы жизни нации, ислам объявлял все без исключения сферы жизнедеятельности человека божественными от бога данными Все это

фиксировалось в обыденном сознании верующих масс, в их фольклоре, морали, общественной мысли и т д Влияние мусульманской религии сказывалось также и на семейную жизнь, и на национальные традиции Естественная потребное людей в общении, особенно членов семьи и их родственников, оформлялась в особом мусульманском церемониале. Религиозные нормы наряду с нравственными стали выполнять аналогичные функции, что позволило им впоследствии приспособить последние к своим целям

В связи с этим существует устойчивое мнение о «конфессиональной неполноценности» северокавказских мусульман, о том, что собственно этнические, горские традиции были и поныне остались для них более значимыми, чем ислам У северокавказских народов в весьма специфических условиях продолжается (или завершается) утверждение монотеистической религии Феномен этот является асинхронным — исламизация, как и христианизация разных народов, растянулась на многие столетия1

В целом можно отметить, что в настоящее время в Дагестане возникла ситуация религиозной свободы, для которой характерны коренное изменение отношения государства и общества к религии и религиозным организациям, резкое повышение уровня религиозности (доли верующих в общем составе населения) и степени религиозности (глубины веры, интенсивности религиозных переживаний и культовых действий) Анализ конфессиональной ситуации на Северном Кавказе показывает, что она носит сложный и противоречивый характер Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы - мусульмане - сунниты ханафитского толка, почти все народы Дагестана (в том числе тюркоязычные кумыки), чеченцы и ингуши - мусульмане -сунниты шафиитского толка В последние годы в Чечне распространены идеи ваххабизма Калмыки являются буддистами-ламаистами, часть - православные Небольшая часть казачества - старообрядцы Характер, диапазон и

1 См Малашенко А В Исламские ориентиры Северного Кавказа -М Гендальф, 2001 С 8

интенсивность межконфессионнальных отношений в современных условиях в Дагестане и на Северном Кавказе, все же определяется исламом, как самой массовой религией Наблюдается рост обеспокоенности последователей традиционных для дагестанского общества ислама, суфизма, православия и иудаизма деятельностью ваххабитских, протестантских общин и нетрадиционных религий Традиционные религии выступают за межконфессиональную солидарность, выступая одновременно атрибутом культурно-национальной принадлежности, в то время как вторая группа конфессий выступает за свободный религиозный выбор В этой связи чрезвычайно важно поддержание систематического диалога между представителями ведущих конфессий — ислама и православия

Во втором параграфе «Специфика утверждения свободы совести в поликопфессиональном регионе», автор отмечает, что на Северном Кавказе на протяжении тысячелетий одновременно мирно сосуществуют и активно контактируют различные этнические, религиозные и культурные миры, цивилизации, здесь всегда существовала реальная практика этноконфессиональной толерантности Исторически такие «авраамические религии» как христианство, ислам, иудаизм, а также буддизм стали этноинтегрирующей силой формирования многих народов региона. Эти религии помогли сохранить национальные культуры и национальное самосознание этих народов на протяжении многих веков своего функционирования

Религия и религиозные организации Северного Кавказа играют в последнее десятилетие XX - начале XXI вв заметную роль в общественно-политической и духовно-нравственной сферах жизни общества За последние 10-15 лет в условиях свободы совести и вероисповеданий в поликонфессиональном дагестанском обществе сложились качественно новые по характеру и формам межрелигиозные, меж- и внутриконфессиональные отношения Существенно вырос общественный престиж религии. Повысился в ее пользу настрой общественного мнения Свобода вероисповедания стала естественным атрибутом современного дагестанского общества

В то же время еще остаются проблемы в данной области это распространение религиозно-политического экстремизма, попытки клерикализации общества, наступление на светские принципы государственного устройства, отсутствие должной толерантности в обществе и др Дагестан - сложная в этноконфессионалыюм плане республика В религиозном плане помимо ислама, который исповедует большая часть населения, существуют общины христиан (православных, протестантов и католиков) и иудеев В этих условиях когда малейшая ошибка или несправедливость в отношении одной из конфессий со стороны власти или общества может привести к серьезному конфликту Только полное соблюдение всех принципов свободы совести, таких, как равенство всех религий перед законом при отделении религиозных организаций от государства, равенство всех граждан вне зависимости от религиозной принадлежности, создание всем конфессиям реальных равных условий для пропаганды своих идей могут предотвратить недопонимание и более крупные неприятности в межнациональном и межконфессиональном общении дагестанцев И все же дальнейшее развитие свободы вероисповедания в Дагестане и в целом на Северном Кавказе видится сегодня, к сожалению, недостаточно определенным Факторы негативного влияния на религию, и внутренние, и внешние, все еще сохраняются В то же время в перспективе укрепление религиозных объединений в большей степени станет осуществляться не путем их количественного увеличения, а за счет внутреннего развития Опыт показывает, что в данных условиях наиболее оптимальным является безусловное проведение в жизнь общепринятого в цивилизованном мире принципа светского государства и отказ от искушения «использовать» те или иные религиозные организации в целях достижения каких-либо политических целей

В Заключении подводятся итоги, обобщаются основные выводы и результаты проведенного исследования

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих научных публикациях автора:

1.Арефьева JIB Историко-философский анализ свободы как социокультурной ценности // Обсерватория культуры - М , 2007. №3 С.90-95.

2.Арефьева JI.B. Конфессиональные отношения в современном Дагестане//Журнал социологии и социальной антропологии -М., 2006 №3. С 165-169.

3 Арефьева J1В Свобода как специфически социальная категория // Региональный вестник молодых ученых - М ИЦ СМУР «Academy». №3(14), 2007. - С 101-102.

4 Арефьева JI.B. Свобода совести как современная социокультурная ценность //Вестник молодых ученых Дагестана. Ежеквартальный научно-практический журнал, №3, 2007 -Махачкала- ИД Наука плюс, 2007 - С 80-83

Формат 60x84 1/16 Гарнитура Тайме Бумага офсетная Тир 100 экз Размножено ПБОЮЛ «Зулу мханова» Махачкала, ул М Гаджиева, 34

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Арефьева, Лариса Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ.

§ 1. Понятия «свобода», «свобода совести», «свобода вероисповеданий».

§ 2. Свобода совести в истории современной цивилизации.

ГЛАВА 2. СВОБОДА СОВЕСТИ: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

§ 1. Свобода совести как мировоззренческая категория.

§ 2. Антропологическая природа свободы совести.

ГЛАВА 3. СВОБОДА СОВЕСТИ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.

§ 1. Свобода вероисповеданий в традиционных религиях народов Северного Кавказа.

§ 2. Специфика утверждения свободы совести в поликонфессиональном регионе.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Арефьева, Лариса Викторовна

Актуальность темы диссертационного исследования. В современный период трансформации социально-политических процессов общезначимая проблема свободы совести приобретает исключительно важное значение. Феномен свободы совести представляет собой сложную систему, предполагающую наличие множества взаимосвязанных элементов, характеризующих ее сущность. Свобода совести настолько многогранна, что никакое определение не может претендовать на абсолютную полноту. В" силу невозможности разработать одно всеобъемлющее определение свободы совести; имеет смысл говорить о группе взаимно дополняющих и уточняющих определений. Проблема заключается в том,,что свобода совести не может рассматриваться изолированно от других категорий, определяющих само существование и деятельность человека. Этот подход также не является абсолютно новым, так как еще Н.А. Бердяев пытался проникнуть в суть свободы совести, выдвигая множество ее определений и пытаясь выразить диалектику свободы. Переосмысление проблем свободы совести в настоящий период развития России представляется особенно актуальным с учетом того, что: человек действует в объективном мире, в условиях перманентного конфликта необходимости и свободы; значимость человеческого фактора в социальных процессах требует от фундаментальных наук применения критериев; осмысление которых невозможно без анализа всего богатства идей, высказанных мыслителями прошлого; возникшая в XX веке диспропорция между уровнем постижения мира и глубиной понимания человека как личности приводит к некоторому принижению его роли в глобальных системах; в целях самосохранения политическая система должна дать обществу возможность формировать, публично обсуждать и выбирать альтернативы поведения.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблемами свободы совести, свободы вероисповедания занимались и занимаются философы, религиоведы, культурологи, правоведы, политологи и т.д. В последнее время появилось большое количество исследований, посвященных проблематике свободы вообще и свободы совести в частности применительно к российской действительности. Это обусловлено тем, что сложные процессы становления и развития институтов гражданского общества и правового государства требуют критического пересмотра ряда концепций, в том числе проблем соотношения свободы и необходимости, стихийного и сознательного, свободы и справедливости, личности и государства, морали и права. Однако современные реалии, формируемые под влиянием процессов изменения и трансформации социума, настойчиво выдвигают необходимость философско-антропологического рассмотрения данного феномена.

Различные грани феномена свободы в системе категорий осмысливались в трудах Сократа, Аристотеля, Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Бердяева, Шестова, Фромма и др., представителей экзистенциальной философии (М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П.Сартра).

Для многонациональной1 и многоконфессиональной России вопрос о свободе совести был чрезвычайно важен и вместе с тем болезнен. В1 понятии свободы совести возникало и возникает много вопросов. В работах С.А. Бурьянова, А.И. Виноградова, Ю.И. Гирмана, Р:Б. Головкина, П.Н. Дозорцева, В.Н. Калинина, М.Г. Кириченко, B.Hi Королева, В.А. Куроедова, А.И. Кудрявцева, А.С. Ловинюкова, Г.П. Лупарева, А. Николина, А.В. Пчелинцева, КЬА. Розенбаума, Ф.М. Рудинского, В.Н. Савельева, Н.А. Трофимчука, Г.Г. Черемных, И.Н. Яблокова' и других поднимаются проблемы, связанные с реализацией права на свободу совести, дается понятие данной свободы, ее содержание.

Исторические аспекты данной проблемы широко освещены как в дореволюционной, так и в современной литературе, в частности в трудах JI.M. Алексеевой, К.К. Арсеньева, А.И. Барменкова, А.В. Белова, Т.И. Буткевича, А. Гарнака, К.М. Герасимовой, А.А. Дорской, Г. Еллинека, И.А. Ильина, А.В. Карташева, В.В. Коника, О.В. Курило, А. Меня, JI.H. Митрохина, Н.М. Никольского, М.А. Рейснера, В.П. Рябушинского, Р.Г. Скрынникова, Ю.И. Стецовского, З.А. Тажуризиной, Е.Н. Тарновского, Д. Цветаева, В. Цыпина, А.Н. Яковлева и других. Идеи свободомыслия в творчестве дореволюционных мыслителей Северного Кавказа нашли отражение в работах М. А. Абдуллаева, А. Б. Баймурзаева, С. Тотоева, Х.К. Цаллаева, З.П. Цховребова и других исследователей философской и общественно-политической мысли народов Северного Кавказа.

Специфика развития свободы совести и свободы вероисповедания относительно полиэтничного и многоконфессионального Северного Кавказа.нашла свое отражение в работах М.А. Абдуллаева, JT.X. Авшалумовой, А.Г. Агаева, А.К. Алиева, М.Г.Алиева, З.С. Арухова, М.В. Вагабова, Н.М.Вагабова, З.Т. Гасанова, К.Г. Гусаевой, И.П.Добаева, Г.М. Курбанова, С.Ш. Муслимова, М.М. Омаровой, К.М. Ханбабаева, М.Я. Яхьяева и др.

И все же сегодня нельзя говорить об изученности феномена свободы совести, ставить точку на достигнутом. В религиоведческой литературе существует необходимость концептуального осмысления и выражения этого многосложного явления.

Объект исследования: Свобода совести как социально-историческое явление, имеющее свою специфику, закономерности функционирования и развития.

Предмет исследования: особенности свободы совести как антропологического принципа, его проявление в многоконфессиональных обществах.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в концептуально-понятийном выражении свободы совести, путей и способов ее реализации в современном мире.

Для достижения указанной цели диссертантом решались следующие задачи: на основе историко-философского анализа феномена свободы совести выявить необходимость понятийного выражения ее сущности как антропологического принципа; дать сравнительный анализ понятий «свобода», «свобода совести», «свобода вероисповедания»; определить современное философское понимание свободы совести как социальнокультурной и мировоззренческой категории; исследовать антропологическое понимание свободы совести в качестве основной свободы человека; провести анализ состояния и специфики проявления свободы совести на Северном Кавказе как поликонфессиональном регионе.

Методологические и теоретические основы диссертации

Основным теоретико-познавательным средством исследования явились научные принципы познания социальных явлений в их историческом развитии, во взаимосвязи, взаимообусловленности общецивилизационных и региональных особенностей выражения свободы совести.

Теоретико-методологическим основанием исследования явились методы единства исторического и логического; метод интерпретаций частнопредметных результатов; принципы системного и сравнительного анализа, а также классические методы философско-антропологического исследования.

В работе широко применяются приемы и методы критического использования современного научного категориального аппарата, учет теоретических достижений философской, религиоведческой и культурологической мысли, выработка адекватных способов и средств абстрагирования проблемного поля исследования.

Научная новизна исследования. Диссертация является логически завершенным исследованием, формирующим концептуальную модель свободы совести как философско-антропологической категории. Новизна выражается в постановке вопроса о пределах и возможностях свободы совести, реализуемой в условиях многоконфессионального общества, характерного для современного периода развития цивилизации.

Научная новизна исследования проявляется в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Феномен свободы совести представляет собой сложную систему, предполагающую наличие множества взаимосвязанных элементов, характеризующих ее сущность. Категория свободы совести настолько многогранна, что никакое определение не может претендовать на абсолютную полноту, при анализе категории свободы совести невозможно разработать одно всеобъемлющее определение, а имеет смысл говорить о группе взаимно дополняющих и уточняющих определений. Свобода совести — это обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые реально гарантируют личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрениями и возможность проявлять свои убеждения в обществе.

2. По мере совершенствования общественных отношений, расширения объема демократических прав и свобод в развитых государствах Европы и Америки исторически свобода совести стала рассматриваться не только как свобода вероисповеданий, но и как право личности на свободу убеждений и на свободное проявление своего отношения к религии. На самом деле, свобода вероисповедания является хотя и чрезвычайно важным, но лишь составным элементом свободы совести, поскольку включает в себя свободу выбора только в пределах религиозного сознания. Свобода совести подразумевает неотъемлемое право каждого человека иметь или не иметь религиозные убеждения. Понятие религиозной свободы несколько уже. Оно определяет право каждого человека иметь ту или иную веру или подобные ей убеждения по своему выбору, исповедовать свою религию и выражать свои убеждения единолично или совместно с единомышленниками.

3. Свобода совести является конкретно-исторической формой проявления свободы мировоззрения. Предметом регулирования, который задается свободой совести, являются отношения, возникающие в связи с формированием, воспроизводством, реализацией и пропагандой того или иного мировоззрения, как теистического, так и атеистического.

4. Уровень демократии и гуманизма социальной системы проявляется не только в ее целевых установках, но и в том, в какой степени учитываются интересы и потребности всех членов общества. Когда речь, заходит об обеспечении гарантий свободы совести, то должны реализовываться принципы всеобщности социальной справедливости и равноправия, исключения из любых сфер общественной жизни нетерпимости к противоположным убеждениям. Содержание, которое вкладывается в понятие свободы совести, раскрывается через мировоззренческие основы понятия, представленные на соответствующем уровне обобщения, абстракции. Развитие демократии, свободной конкуренции, институтов гражданского общества существенно изменили представления о свободе вообще и о свободе совести в частности. Следствием этого является то, что современная личность обладает значительной степенью негативной свободы, которая может проявляется в экстремистских действиях.

5. Во всем мире свобода совести и религиозная свобода представляют собой основной элемент прав человека. Фактор религиозной свободы играет важную роль и в государственных, и в международных делах. Примером этому является то, что не затихающие вооруженные конфликты в мире сосредоточены на границах традиционных религий: Ближний Восток, Южная Сахара, Балканы, Кавказ, Средняя и Южная- Азия — в этих регионах пересекаются* ислам, христианство, буддизм и индуизм. Поскольку религия формирует культуру, люди в этих районах имеют различные взгляды и мировоззренческие подходы. Противоречия нередко разрешаются ценой вооруженного противостояния.

6. Анализ конфессиональной ситуации на Северном Кавказе показывает, что она носит сложный и противоречивый характер. Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы — мусульмане — сунниты ханафитского толка; почти все народы Дагестана (в том* числе тюркоязычные кумыки), чеченцы и ингуши - мусульмане -сунниты шафиитского толка. В последние годы в Чечне и* Дагестане распространение получили идеи ваххабизма. Калмыки являются буддистами -ламаистами, часть — православные. Небольшая часть казачества -старообрядцы. В этой связи чрезвычайно важно поддержание систематического диалога между представителями ведущих конфессий — ислама и православия. Тем более что обе стороны неоднократно заявляли о своей готовности к сотрудничеству. Его главной стратегической целью видится предотвращение роста напряженности во взаимоотношениях представителейфазличных конфессий.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и рекомендаций как в научно-исследовательской работе при анализе актуальных проблем современности; так и в практической деятельности' государственных, общественных, религиозных организаций по утверждению межконфессионального мира и согласия.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Свобода совести как антропологический феномен"

Заключение

Свобода совести - право каждого человека на осуществление свободного мировоззренческого выбора, на определение отношения к религии. Последние годы отмечены высокой степенью этноконфессиональной напряженности в стране, что следует считать лишним свидетельством актуальности темы данного исследования.

В последние годы религиозная ситуация в Республике Дагестан и на Северном Кавказе определяется главным образом следующими тенденциями.

Во-первых, происходит усиление фундаменталистских идей в традиционно исламской среде, где так называемый «ваххабизм» начинает занимать нишу идеологии политического и социального протеста, особенно для молодежи из малообеспеченных общественных слоев и определенного этнического состава.

Во-вторых, под влиянием работы зарубежных религиозных центров и послабления государства происходит некоторый всплеск деятельности новых религиозных организаций, выдерживавших определенную паузу после принятия Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В-третьих, все актуальнее в обществе насаждается идея об агрессивности и экстремизме в деятельности религиозных организаций. Если раньше это относилось в основном к сектам, то теперь, с введением в оборот понятия «религиозный экстремизм», делается попытка распространить это определение и на традиционные для России конфессии и религии.

При этом, состояние научной разработанности проблемы свободы совести оказывает непосредственное и значительное влияние на её реализацию. Слабость научной разработанности проблемы реализации свободы совести касается, прежде всего, методологии и понятийного аппарата: свобода совести понимается ограниченно - как свобода вероисповедания и деятельности религиозных объединений, что изначально предопределяет отсутствие правовых гарантий для лиц, не являющихся членами религиозных организаций, и прежде всего «неверующих»;

- недостаточно разработанными являются вопросы соотношения свободы совести с такими сопряженными с ней понятиями, как антиклерикализм, свобода вероисповедания, религиозная свобода, светскость государства, религиозная политика государства, государственно-религиозные отношения и др.;

- нерешённость проблемы соотношения этих понятий со свободой совести приводит к некорректной трактовке принципов и понятийного аппарата: светскость порой отождествляется с секулярным и определяется как нерелигиозное, при неопределенности религиозного, а религиозная политика государства и государственно-религиозные отношения довлеют над свободой совести;

- неразработанность вопроса соотношения свободы совести и свободы вероисповедания, применение некорректных разделительных принципов (например, верующий/неверующий) опосредованно предопределяют чрезмерное влияние религиоведения на право и экспорт соответствующего понятийного аппарата («традиционные/нетрадиционные» религии (религиозные организации), «культ», «деструктивный культ», «секта» и т.п.) в образование, государственное управление, другие области науки;

- на фоне крайне слабой разработанности методологии для реализации свободы совести, выражающейся, прежде всего, в приоритете «религиозной политики» над «свободой совести», идеологически ангажированными учёными фактически разрабатываются некорректное обоснование и понятийный аппарат для преследований инаковеруюгцих и инакомыслящих: духовная безопасность», «экстремизм», «религиозный экстремизм», «исламский экстремизм», «религиозный терроризм» и т.п.

Большое место в формировании системы регулирования религиозной политики в России составляет практика субъектов Федерации. Через обогащение федерального законодательства местным происходит регламентация системы государственно-религиозных отношений, выстраивается модель «опорных точек» или «площадок», на которых становится возможным отработать ту или иную концепцию на практике. Например, заслуживает внимания факт законодательного запрещения ваххабизма в Дагестане.

В связи с этим, на наш взгляд, назрела необходимость выработки принципиально новой стратегии по решению многочисленных методологических и терминологических проблем в сфере свободы совести, тем более, что в настоящее время активно развиваются общественно-религиозные и межконфессиональные отношения, характерные для становления современного гражданского общества.

 

Список научной литературыАрефьева, Лариса Викторовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абрамов М.А. Неопределенность свободы // Вопросы философии. М., 1996. №Ю.

2. Айвазов И.Г. Проблема свободы в философии Канта. М, 1910.

3. Александрова М.М., Иванова Т.Н. Свобода вероисповедания в IV веке н.э. в Римской империи // Права человека и гуманизация российского общества. Чебоксары, 1998.

4. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР : Новейший период / Моск. группа содействия выполнению Хельсинк. соглашений. — М.: ЗАО РИЦ «Зацепа», 2001.

5. Алиев А.К. Северный Кавказ: Современные проблемы этнополитического развития.- Махачкала, 2003.

6. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе.- М.: Вост.лит., 2003.

7. Алов А. А., Владимиров Н, Г. Иудаизм в России. М., 1997.

8. Алов А. А., Владимиров Н. Г. Ислам в России. М., 1996.

9. Английские материалисты 18 века. Собрание произведений в 3-х томах, М., 1967. Т.2

10. Андрякова Т.В. Развитие идеи свободы вероисповедания в ходе Реформации в Англии // Свеча-99: Сб. науч. и метод, ст. по религиоведению и культурологии. Вып. 1. - Архангельск, 1999.

11. Антология мировой философии. В 4-х томах, М, 1969, T.I.

12. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII начало XX вв.).-М.: МПГУ, 2004.

13. Аристотель. Сочинения. В 4-х томах, М, 1983. Т.4.

14. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики.- Махачкала: Агентство «Кавказ». Редакция аналитической информации, 1999.

15. Афанасьев П.Б., Демьяненко С.П. Функционирование свободы совести в современной России (социальный и юридический аспекты) // Проблемы развития российского законодательства . — Пермь, 2002.

16. Бабий М.Е. Свобода совести: философско-религиоведческая экспликация / Ин-т философии АН Украины. — Киев, 1993.

17. Бакаева С.Ю. Свобода вероисповедания: опыт анализа федерального и регионального законодательства // Социально-экономические проблемы развития Дальнего Востока России в системе АТР. — Хабаровск, 1997.

18. Баязитов А. Отношение ислама к науке и иноверцам. СПб., 1906.

19. Белов Ю. С. Правительственная политика по отношению к неправославным вероисповеданиям России в 1905-1917 гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук. СПб., 1999.

20. Берви-Флеровский В. В. Азбука социальных наук//»Я верю в разум!.» Народники-революционеры об атеизме и религии. JL, 1989.

21. Берман Г. Док. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

22. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Репринт. Вып. 1-4. М., 1994.

23. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Социальная философия постсоветского марксизма//Вопросы философии. 2005. №9.

24. Булгаков С. Н. Христианский социализм. М., 1991.

25. Бурьянов С. А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право, 2001. №2.

26. Бурьянов С.А. О нарушениях Конституции России в сфере свободы совести в 2005г.// Политика и общество. 2006. №1

27. Бурьянов С.А. Свобода совести как право на реализацию мировоззренческой идентичности // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире. СПб., 2005.

28. Бычко И.В. Познание и свобода. М., 1969.

29. Вискулова В.В. К вопросу о свободе совести и вероисповедания как важнейшей характеристике российского государства // Вестн. Амур, гос. ун-та. Сер. : Гуманит. науки. Благовещенск, 2003. — Вып. 22.

30. Вульфиус А. Г. Очерки по истории идеи веротерпимости и религиозной свободы в XVIII веке: Вольтер, Монтескьё, Руссо. СПб., 1911.

31. Гегель. Сочинения. М., 1935, T.I., 4., 7.

32. Гельвеций К. О человеке//Соч. В 2 т. М/, 1974. Т. II.

33. Гирман Ю. И. В чем сущность свободы совести? М., 1966.

34. Гоббс Т. Избранные произведения. М, 1964. Т. 2.

35. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избранные произведения в 2-х томах. М, 1964, Т. 2.

36. Гоббс Т. О свободе и необходимости // Сочинения в 2-х томах. М., 1989. Т.1.

37. Гольбах П. Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936.

38. Гомперц Г. Жизнеописания греческих философов и идеал внутренней свободы. СПб, 1912

39. Государство и церковь в истории Франции и России. Ч. 1. М., 2000

40. Григорьев А.А. Религиозный и культурологический контекст свободы // Культура. Традиции. Образование. М., 1995. — Вып. 3-4.

41. Гусаева К.Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности. Монография.- Махачкала: ИД «Наука плюс», 2006.

42. Гусаева К.Г.Свобода совести как правовая категория // Право и политика. М., 2004. №7.

43. Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения в 2-х томах.М., 1989. Т.1.

44. Добрускин М. Е. Религия и атеизм в европейских странах. М., 1986.

45. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России// Российская юстиция. 1999. №2.

46. Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и церкви,- М., 1998.

47. Дозорцев П.Н. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М., 1998.

48. Документы Второго Ватиканского Собора. М., 1998.

49. Дробниикий О. Г. Понятие морали. М., 1974.

50. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М., 1977

51. Дурхам У.К. Свобода религии или убеждений, законы, влияющие на структуризацию религиозных общин. М., 1999.

52. Дурэм С.В. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. М., 1999.

53. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка.-М.Международные отношения, 2003. С.6-7.

54. Изимбетов Т. Ислам и современность.- Ташкент: Нукус, 1963.

55. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.

56. История религий в России / Под ред. Н. А. Трофимчука. М., 2001.

57. Калягина Г.М. Взаимосвязь духовной свободы и свободы совести // Вопросы научного атеизма. М., 1981. Вып.27.

58. Кант И. Критика практического разума // Сочинения в 6-ти томах. Т.4. М, 1965.

59. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в 6-ти томах. Т.З. М., 1964.

60. Кипарисов В. О. О свободе совести. Опыт исследования в области истории церкви и государства с I по IX в. М., 1883.

61. Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане.-М., 2004.

62. Ковалев А.В. Джон Локк о веротерпимости в свете религиозно-политического конфликта в Англии XVII в // Религия и политика в Европе XVI-XX вв. Смоленск, 1998.

63. Козлов T.JI. Правовые и социально-регулятивные аспекты участия религии в жизни общества.// Политика и общество. 2004. №3.

64. Колесников Л.Ф., Артемьев А.И. Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан // Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. М., 1998. - С. 295-314

65. Комкова Г.Н. Равенство прав независимо от отношения к религии// Правоведение. СПб., 2003. №1.

66. Коник В.В. Свобода совести и ее лжезащитники.- М., 1986.

67. Корнеева Т.Р. Исламский фактор в современных межнациональных конфликтах. Автореф.дисс. .канд. полит, наук. 23.00.01.-М., 2000.

68. Кочегарова А.Д. Право на свободу совести — важнейшее условие формирования научного мировоззрения // Учен. зап. Благовещен, гос. пед. ун-та. Благовещенск, 2002. - Т. 20, вып. 1.

69. Кошева С.В. Ислам в поликультурном северо-Кавказском регионе: социологический аспект: Дисс. . канд.социолог.наук.- Майкоп, 2005.

70. Кудрина Т.А., Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в начале XX века / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: РАГС, 2003. - 198 с.

71. Кузанский Н. Об ученом незнании // Избранные философские произведения. М, 1937.

72. Кузнецова М.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления. Диссертация на соискание ученой степени канд.филос.наук.- Омск, 2003.

73. Кумпф Ф., Оруджев 3. Диалектическая логика. М., 1979.

74. Курантов А. П., Стяжкин Н. И. Уильям Оккам. М., 1978.

75. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии в истории народов Дагестана.-Махачкала, 2006.

76. Курило О. В. Лютеране в России (XVI-XX вв.) М., 2002.

77. Кучер В. Е. Законодательство о религиях в России начала XX в. // Российская государственность: традиции, преемственность, перспективы. М., 1999.

78. Левинсон Л.С. Белая книга: о нарушениях свободы совести в Российской Федерации. М., 1997.

79. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Т.4. М.,1989.

80. Ловинюков А. С. Свобода совести (анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. №1.

81. Лортц И. История церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Т. 1-2. М., 1999.

82. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель.- М., 1993.

83. Лукреций. Фрагменты Эпикура и Эмпидокла // О природе вещей. М., 1947. Т.2.

84. Лучицкий И. Проповедник религиозной терпимости в XVI веке. М., 1895.

85. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа.- М.: Гендальф, 2001.

86. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М.,1998.

87. Мамедов А. К. Философия религии Канта // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1986. М., 1987.

88. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

89. Массэ А. Ислам.- М., 1963. С. 107.

90. Мелъгунов С. П. Старообрядцы и свобода совести. О необходимости для старообрядцев отделения церкви от государства. М., 1917.

91. Мешкова JI.H. Свобода и феномен совести // Свобода, собственность и нравственность в России: возможно ли согласие? : Сб. науч. тр. — Пенза, 2003.

92. Михайлов А.Ю. Концепт «свобода совести» в религиозно-общественной мысли России второй половины XIX-XX вв.: богословская и юридическая интерпретация // Православный собеседник. — Казань, 2006. — Вып. 1(11)-2006, ч. 2.

93. Мозговой С.А. Принципы взаимоотношений российских мусульман с обществом и государством// Право и политика. — М., 2002, №2.94. Мор Т. Утопия. М., 1978.

94. Муравьев И.Б. Свобода и религия // Человек и культура: Сб. ст. и тез. Тюмень, 2001.

95. Муртузалиев С.И. Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи».-Махачкала, 2007.

96. Муслимов С.Ш. От свободомыслия к научному атеизму: процесс секуляризации и атеизации общественного сознания народов Северного Кавказа.- Ростов-на-Дону, 1987.

97. Муслимов С.Ш. Этноконфессиональное сознание современной молодежи // Этноконфессиональные проблемы на Северном Кавказе: реальность и перспективы. Материалы республиканской НПК.-Махачкала, 2006.

98. Немировский Д.А. Свобода как ценность европейской культуры // Культура демократии и право. Новосибирск, 1996.

99. Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 1999.

100. Нечаев А.Б. О некоторых вопросах совершенствования российского законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания //

101. Актуальные вопросы истории России на пороге XXI века. СПб., 2001.

102. Никишов С.И., Маслова А.Г. О свободе совести.- М., 1979.

103. Новиков М. П. Атеизм в духовной жизни общества. М., 1984.

104. Новиков М.А. Свобода совести как философско-этическая категория. Автореферат дисс. канд. философских наук, М., 1980.

105. Нуруллаев А. А. Свобода совести: политический аспект //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюллетень. М., 1999. № 4 (21).

106. Огарев И. П. Частные письма об общем вопросе//Избр. соц.-полит. и филос. произв. М., 1952. Т. I.

107. Огневая Е. В. Диалектическое единство философского и правового аспектов свободы совести. Шауляй, 1968.

108. Омарова М.М. Свобода совести в Дагестане: реалии и перспективы// Этноконфессиональные проблемы на Северном Кавказе: реальность и перспективы. Материалы республиканской НПК.- Махачкала, 2006. С.43.

109. Омарова М.М. Свобода совести как фактор этноконфессиональных отношений в Республике Дагестан //Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Материалы региональной НПК.- Махачкала, 2002.

110. Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. Ярославль, 2001.

111. Основы социальной концепции РОСХВЕ. М., 2002.

112. Павлинова Н.Б. Проблема свободы и необходимости в философии Спинозы: Автореф. дисс.кандидата философских наук. М., 1974.

113. Парижские коммунары о религии и церкви. М., 1971.

114. Первушина В.Н. Взаимодействие социальной и духовной свободы : Автореф. дис.д-ра филос.наук. / Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 1998.

115. Перегудов К.В. Свобода личности и современная власть: опыт социально-философского анализа. Автореф. Дисс. канд.филос.наук. 09.00.11.- Волгоград, 2002.

116. Петрашевцы об атеизме, религии и церкви. М., 1986

117. Пинкевич В. К. Вероисповедная система Российской империи // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2001. №4.

118. Поздняков Э.А. Философия свободы,- М., 2004

119. Познышев С. В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. К реформе нашего законодательства о религиозных преступлениях. М., 1906

120. Понкин И.В. Конституционно-правовое регулирование отношений между государством и религиозными объединениями в российской Федерации. Автореф. Дисс. .канд. юрид. наук. 12.00.02. -М., 2001.

121. Понкин И.В. Светскость государства.- М., 2004.

122. Поспеловский Д. В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995.

123. Пронина М.И. Проблемы религиозного осмысления свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации // Аспирант и соискатель. М., 2006. - N 4. - С. 37-44

124. Пчелинцев А., Чугунов, С. Уголовная ответственность за преступления против свободы совести и вероисповедания // Религия и право. М., 1998. - N 4/5.

125. Пчелинцев А.В. Свобода совести и злоупотребление свободой массовой информации. М., 1998.

126. Рамазанов М.Р. Секуляризация духовной культуры народов Северного Кавказа в условиях строительства социализма (1920-1930 гг.). Автореф. дисс. .канд.филос.наук.- Ташкент, 1991.

127. Рамазанов Т.Б. Проблемы преступности в Республике Дагестан,-Махачкала.: Юпитер, 1999

128. Ранович А. Б. Христианская идеология, организация христианской церкви. М., 1990.

129. Религия и права человека: на пути к свободе совести. М., 1996.

130. Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. М., 1958.

131. Руссо Ж. Трактаты. М., 1969.

132. Руффини Ф. Религиозная свобода. История идеи. СПб. 1914.

133. Савельев В. Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991

134. Саксонское зерцало. Памятник, комментарии, исследования. М., 1985.

135. Самойличенко Т.А. Проблема соотношения свободы вероисповедания и борьбы с религиозным экстремизмом // Ученые записки. Ростов н/Д, 2003. - Т. 22. - С. 86-96

136. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1988.

137. Свобода совести — важное условие гражданского мира и межнационального согласия. М., 2003.

138. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2004.

139. Семенюта Н.Н. Право социально необходимый ограничитель свободы// Право и политика. 2003. №2.

140. См.: Абдуллаев М.А., Вагабов М.В. Актуальные проблемы критики и преодоления ислама.- Махачкала, 1975

141. Смолич И. К. История русской церкви. Т. 1. М., 1996.

142. Сотрудничества и гармонии в религиозной сфере // Вестн. / Мировой обществ, форум «Диалог цивилизаций». — Москва, 2005. № 1.

143. Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 1.

144. Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 2.

145. Спирова Э.М. Свобода как ценность // Политика и общество. 2004. №4.

146. Средневековье в его памятниках. М., 1913.

147. Старостенко В.В. Феномен свободы совести: к теории проблемы // Избранные научные труды ученых МГУ им. А.А.Кулешова. — Могилев, 2003.

148. Степанянц М.Т. Философские и общественно-политические взгляды Абул Калам Азада. Сб. «Идеологические проблемы современной Индии». -М., 1970.

149. Стецкевич М.С. Свобода совести. Учебное пособие.- СПб., 2006.

150. Тагиева Т.Ю. Конституционно-правовое регулирование свободы совести в Российской Федерации. Автореферат дисс. .к.юрид.н.-Екатеринбург, 2003.

151. Тагиева Т.Ю. Проблемы совершенствования отечественного законодательства о свободе совести// Вестник Гуманитарногоуниверситета. Серия «Право». Екатеринбург. 1996. №1.

152. Тагиева Т.Ю. Свобода совести как система мировоззренческих свобод // Толерантность в культуре, этнических и межконфессиональных отношениях . — Курган, 2003.

153. Тажуризина 3. А. Свобода совести для верующих и атеистов // Государство, религия, церковь в России и зарубежом: Информ.-аналит. бюллетень. 1999. № 4 (21).

154. Тимашев Н.С. Религиозные преступления по действующему праву. Пг., 1916.

155. Тульчинский Б.Н. О природе свободы// Вопросы философии. 2006. №4.

156. Усманова Д.М. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе в России (1906-1917гг.).- Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1999.

157. Устименко А.Л. Конфликтологическая парадигма веры (философский и культурологический аспекты): Автореф. дисс. .канд.филос.наук.- Ростов-на-Дону, 2003.

158. Федосик В. А. Церковь и государство (критика богословских концепций). Минск, 1988.

159. Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские сочинения, в 2-х томах, М, 1955.

160. Фокин М.С. Уголовно-правовая характеристика организации религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан. Автореф. дисс.канд. юрид. наук. 12.00.08.- Омск, 2000.

161. Ханбабаев К.М. Религиозная ситуация в РД: социологический анализ//Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Материалы региональной НПК.-Махачкала, 2002.

162. Ханбабаев К.М. Религиозно-конфессиональные отношения в Дагестане: Характер и формы//Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Материалы региональной НПК.- Махачкала, 2002.

163. Хеффе О. Плюрализм и толерантность : К легитимации в современном мире // Филос. науки. М., 1991. — № 12.

164. Хинске Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести // Вопр. философии. — М., 2005. № 2.

165. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.

166. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

167. Шайдаева Г.М. Исламская мораль: иллюзии и реальность.-Махачкала, 1990

168. Шептулин А. Система категорий диалектики. М: «Наука», 1967.

169. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1986.

170. Штрикер Г. Протестантские принципы свободы религии в России? // Лютеране в Сибири: Сб. науч. ст. Омск, 2000. - С. 290-297

171. Элбакян Е.С. Свобода совести в воззрениях либеральной и церковной интеллигенции России (начало XX в.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1999. — N 4.

172. Юм Д. Сочинения в 2-х томах. T.I, М., 1965.

173. Юнусов А.А., Юнусов М.А. Права человека как явление цивилизации и общечеловеческая ценность.// Политика и общество. 2006. №1.

174. Яблоков И.Н. Свобода в аспекте отношения к религии // Государственно-церковные отношения в России. М., 1993.

175. Яхьяев М.Я. Почему я атеист! // Голос разума. 2004. №2.

176. Яхьяев М.Я. Феномен религиозного фанатизма.- Махачкала, 2006.