автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Свобода совести в истории общественной мысли
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Савельев, Виктор Николаевич
Введение. 5
Глава I. Предпосылочные знания о свободе совести в
Древнем мире и в эпоху раннего феодализма. .20
§ 1. Религиозный плюрализм в системе взаимодействия традиций и новаций.20
§ 2. Общественое и личностное отношение к свободе * убеждений и к религии в греко-римском мире.38
§ 3. Раннехристианские взгляды на свободу религии и свободу вероисповедания.52
Глава II. Формирование представлений о свободе религии, свободе вероисповедания., свободе совести в системе феодальных и раннебур-жуазных общественных отношений. 64
§ 1. Идеи свободы совести и свободы вероисповедания в еретических учениях и оппозиционных социальных движениях.67
• §2. Утверждение личностных приоритетов понимания свободы религиозной совести в эпоху Возрождения и в движениях Реформации.82
§ 3. Основные тенденции философского осмысления проблем свободы совести в Новое время .96
Глава III. Влияние противоречий буржуазного общества на утверждение приципов свободы совести и свободы вероисповедания .110
§ 1. Государственная политика по отношению к религиозным организациям в XYIII - XIX вв.114
§ 2. Рабочий класс и проблемы свободы совести в
XIX - начале XX вв. 126
§ 3. Марксистские принципы свободы совести . 138
Глава IY. Основные этапы обеспечения свободы совести в России в XX веке .151 з 1. Решение проблем свободы совести в период с
1917 по 1928 гг.
§ 2. Критический анализ практики обеспечения свободы совести в СССР.
§ 3. Сравнительный анализ международных норм обеспечения свободы совести и соответствующих норм в России и в других государствах.
154 - 172 173
183 - '
Глава Y. Комплексный анализ теоретических проблем свободы совести.191
§ 1. Проблема определения понятия свободы совести и связанных с ним категорий.196
§ 2. Междисциплинарный анализ проблем свободы совести .206
§ 3. Аксиологический анализ проблем свободы совести .226
Введение диссертации1995 год, автореферат по философии, Савельев, Виктор Николаевич
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В данной диссертации исследуются основные этапы становления и развития свободы совести, являющейся в наши дни не только одной из важнейших демократических прав и свобод, но и общецивилизационным, культурно-социологическим феноменом, выполняющим интегративные и гуманизирующие функции в решении глобальных проблем современности. Важное значение в практике осуществления свободы совести имеет вопрос о том, какое содержание вкладывается в понятие свободы совести, как она гарантируется теми или иными государственными структурами, как решаются проблемы терпимости, взаимопонимания, свободы проявления личностных убеждений в обществе независимо от отношения к религии. Концентрируя основное внимание на философских и религиоведческих проблемах, автор в своем исследовании раскрывает неразрывную связь истории и современности, традиций и новаций, основные тенденции поступательного развития понятия свободы совести и его позитивное влияние на развитие гуманистических отношений в обществе.
Актуальность темы исследования
Актуальность обусловлена прежде всего тем, что проблемы свободы совести по своей общественной значимости перестали быть только национальными и государственными, связанными с декларированием общих демократических прав и свобод. Нарастающее включение проблем свободы совести в широкий спектр общественных отношений, во взаимосвязи с такими вечными проблемами как "личность и общество", "межличностные отношения" поставило их в один ряд с фундаментальными проблемами философской мысли, а исторически сложившийся принцип рассмотрения проблем свободы совести через призму отношения к религии определяет целесообразность широкого использования теории и методологии религиоведения.
Не менее актуальной проблемой является исследование того, как влияют экономические, политические и социальные процессы, происходящие в различных странах, их культурные и национальные традиции, на процесс утверждения в обществе представлений о свободе совести, какие при этом (прогрессивные или регрессивные) проявляются тенденции.
Современная реальность международных отношений позволяет констатировать, что хотя и устранены причины, связанные с идеологическим противоборством двух социальных систем - буржуазной и социалистической, проблемы обеспечения свободы совести и ее толкования остаются актуальными. Замена аксиологической риторикой, лишенной философских и культурологических оснований, не устраняет существовавшие в прошлом негативные явления: проявляет себя стремление отстоять национальные ценности и традиционные представления о свободе совести даже если они не соответствуют в полной мере современному духу эпохи. При этом, как отечественными, так и зарубежными авторами, широко используется формально-правовая аргументация, обосновывающая правомерность такой практики, абсолютизируется роль и значение национальных традиций и теоретических стереотипов осмысления проблем свободы совести.
В Российской Федерации проблемы свободы совести приобрели за последние годы особую актуальность, связанную с необходимостью критического переосмысления практики обеспечения свободы совести в советский период, с необходимостью разработки новых теоретических подходов как результата осмысления социально-политической и экономической ситуации в стране. При разработке концептуальных положений о свободе совести следует учитывать и то, что общественным отношениям в нашей стране ныне свойственны экономическая нестабильность, усиление политического противостояния различных социальных групп, распад прежних механизмов социальной регуляции, ослабление государственной власти. В этих условиях резко возрастает внимание к вопросам личностных прав и свобод граждан. В настоящее время проблемы свободы совести приобрели особую актуальность. Религия стала активнее использоваться как фактор политической борьбы и разделения общества по национально-религиозным признакам. Политические интересы различных социальных групп, идеи вождизма и зыбкая грань между политическим лидерством и культом личности стали благодатной средой для распространения нетерпимости к инакомыслию, для разделения общества по религиозному признаку и по принципу отношения к религии в целом.
Исторический опыт показывает, что если в обществе происходит разделение по принципу отношения к религии или по отношению к одной из конфессий, то создаются условия для привилегированности одних людей за счет других, что порождает нетерпимость, политику ограничений личностных прав и свобод, манипуляцию убеждениями людей. Принципы свободы совести отвергают любые попытки разделения, различия в объемах личностных прав и свобод граждан по конфессиональным или мировоззренческим принципам. Теоретический анализ свободы совести позволяет дать аргументированную оценку перечисленным выше негативным явлениям и определить пути их преодоления.
На фоне существующих различий между теологическими и светскими, между государственно-национальными традициями и международными принципами важно определить исходные методологические и теоретические позиции, уточнить само понятие свободы совести и связанных с ним категорий. Теоретическое исследование должно включать в себя и междисциплинарный анализ, позволяющий полнее осветить различные аспекты свободы совести, и аксиологический анализ, обосновывающий критерии оценки принципов свободы совести. Такой подход требует привлечения философских и историко-религиоведческих методов исследования, позволяющих показать логику становления и развития представлений о свободе совести в истории общественной мысли, в конкретно-исторической ретроспективе, в выявлении процессов взаимовлияния и взаимопроникновения культур.
Сочетание исторического и логического при исследовании проблем свободы совести возможно при обосновании критериев классификации значительного объема эмпирического материала, при выделении существенных и повторяющихся признаков, характерных для различных исторических этапов.
Наличие теоретических противоречий в толковании свободы совести порождает на практике немало проблем, связанных с обеспечением гарантий свободы совести как в плане развития демократических прав и свобод, так и в плане утверждения свободы совести в качестве об-щецивилизационного феномена.
Обозначенный комплекс проблем показывает, насколько актуально для практического обеспечения гарантий свободы совести в наши дни философское и религиоведческое исследование сущности свободы совести, ее становления и развития в истории общества, ее влияния на межличностные отношения.
Степень научной разработанности темы
В отечественной науке обобщающие теоретические исследования проблем свободы совести появились в 60-е годы нашего столетия. Основное внимание в них уделялось систематизации и интерпретации отдельных теоретических принципов, особенно в области правовой науки, рассматривалась практика обеспечения свободы совести в СССР и за рубежом. Противостояние двух различных социальных систем - капиталистической и социалистической - накладывало идеологический отпечаток практически на все отечественные и зарубежные работы, посвященные исследованию проблем свободы совести. В силу ряда политических и идеологических причин большее внимание уделялось по-литико-правовым аспектам проблемы свободы совести и весьма незначительное - вопросам методологии, философскому и историко-религиоведческому анализу. Обращение авторов к историческим событиям, связанным с проблемами свободы совести, часто имело фрагментарный характер, приводило к подмене философии истории - историческим эмпиризмом, научного анализа - идеологизаторством, к субъективизму.
Из работ отечественных авторов можно выделить монографические работы А. И. Барменкова, И. И. Бражника, В. А. Куроедова, И.П. Ца-меряна и др. Из зарубежных исследователей отметим X. Вагнера, В. Вебера, 0. Люхтерханга, В. Казака, А. Кримса, Г. Симона, В. Флетчера, А. Утца, Дж. Эллис и др.
В ряде работ отечественных ученых были обозначены возможности многоаспектного исследования проблем свободы совести, но только в плане постановки проблемы. Здесь можно выделить таких авторов как Ю. Гирман, М. А. Новиков, Е. В. Огневая, 0. Ружелите.
В наши дни проявляет себя тенденция, связанная с осмыслением свободы совести как важной гуманистической проблемы, неотделимой от демократических прав и свобод личности, важнейших нравственных принципов. Эта тенденция проявляется в работах В. А. Алексеева,
A.В. Меня, С. М. Орлова, В. Д. Тимофеева, Е. Д. Фурмана и других. Проблемы государственно-церковных и национальных отношений неоднократно рассматривались за последние годы на конференциях, "круглых столах" с участием Ю. П.Зуева, В. И. Гараджи, Р. А. Ло-паткина, Л. Н. Митрохина, Г. А. Михайлова, А.А. Нуруллаева, М. И. Одинцова, Ю. А. Розенбаума, Н. С. Семенкина, Н. А. Трофимчука и других.
Историко-философское освещение отдельных проблем свободы совести дано в работах В. Ф. Асмуса, В. В. Бибихина, И. А. Гобозова, П.
B. Копнина, д. ф>, Лосева, Г. Г. Майорова, В. В. Соколова, А. Н. Чанышева, в историко-религиоведческих работах А.Я. Гуревича, А. Б. Рановича, 3. А. Тажуризиной, С. А. Токарева, В. А. Федосика и других ученых. Зарубежная философская мысль представлена работами М. Вебера, Б. Данема, А. Донини, Б. Рассела, А. Дж. Тойнби, Дж. Фрезера, К. Ясперса и других.
При разработке методологических оснований исследования автор опирался на работы: М. Вебера, В .Ф. Гегеля, Э. Канта, К. Маркса, К. Поппера, Э. Трельча, П. Фейерабенда и других философов.
Особенно важное значение имели для автора монографии и статьи ученых, специализирующихся на исследовании проблем религиоведения: Ю. Ф. Борункова, В. И. Добренькова, В. И. Гараджи, И. Я. Кантеро-ва, Л. Н. Митрохина, М. П. Мчедлова, К. И. Никонова, М. П. Новикова, Ф. Г. Овсиенко, А. А. Радугина, 3. А. Тажуризиной, В.Д. Тимофеева, Н. А. Трофимчука, М. М. Скибицкого, Д. М. Угриновича, Э. Г. Филимонова, И. Н. Яблокова.
Диссертант использовал обширный эмпирический и теоретический материал монографических работ отечественных историков А. А. Васильева, Р. Ю. Виппера, Г. Г. Грановского, Е. В. Гутновой, И. С. Свенцицкой, С. Д. Сказкина, Е. М. Штаерман.
Междисциплинарный анализ проблем свободы совести был связан с обращением автора к работам С. Ф. Анисимова, М.М. Бахтина, Э. Берна, М. Бубера, А. И. Ильина, Г. Кельзина, В. И. Кириллова, М. Г. Кириченко, В. В. Клочкова, В. П. Кузьмина, А. А. Леонтьева, Ж. Семлена, Ю. И. Розенбаума, В. П. Тугаринова, Ю. А. трейдера, Э. Франка и других исследователей.
Степень разработанности проблемы свидетельствует о том, что в научных исследованиях основное внимание уделялось вопросам религиозно-церковных отношений, исследованию правовых проблем свободы совести и вопросам хронологического изложения исторических событий, связанных с проблемами свободы совести, свободы вероисповедания, свободы религии. В настоящее время существует настоятельная потребность в комплексном исследовании проблем свободы совести как в философском и историко-религиоведческом плане, так и в плане междисциплинарного исследования, позволяющего не только систематизировать результаты исследований проблем свободы совести в общественных науках, но и рассмотреть свободу совести как культурно-исторический общецивилизационный феномен.
Цель и задачи исследования
В диссертации автор ставит перед собой цель осуществить комплексное философское и историко-религиоведческое исследование становления и развития представлений о свободе совести в истории общественной мысли, определить основные тенденции развития свободы совести в современном мире.
Для достижения указанной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:
- обосновываются методологические принципы исследования проблем свободы совести;
- определяются и систематизируются мировоззренческие, политические и правовые взгляды, оказавшие влияние на формирование пред-посылочных знаний о свободе совести;
- исследуются механизмы влияния ценностных представлений и культурных традиций различных народов на становление и развитие представлений о свободе совести, а также влияние на них эволюции общественных систем и цивилизаций;
- дается критический анализ теоретических исследований свободы совести в нашей стране и за рубежом;
- осуществляется междисциплинарный анализ проблем свободы совести и рассматриваются такие ее аспекты, как философский, психологический, правовой, экономический;
- осуществляется аксиологический анализ свободы совести и выявляется ее роль и значение в решении глобальных проблем современности.
Теоретико-методологическая и источниковедческая база диссертации
В основу методологии работы положены общие принципы историзма и диалектики. Они позволяют осуществить комплексный философский и историко-религиоведческий анализ развития представлений о свободе совести. Такой подход помогает сформировать целостное знание о рассматриваемом явлении, отвлечься от случайностей исторического характера и выявить необходимость и закономерность развития представлений о свободе совести, а также наиболее существенные этапы этого развития.
Создавая теоретическую модель развития представлений о свободе совести в истории общественной мысли, мы стремимся не к воспроизведению всей совокупности конкретно-исторических событий, связанных с проблемами свободы совести, а к выявлению внутренних, устойчивых, необходимых и повторяющихся связей и отношений. Принятые методологические принципы позволяют осуществить исследование проблем свободы совести в соответствии с требованиями объективности познания, с учетом развития, взаимопроникновения ценностных представлений и культур.
При определении методологических оснований исследования автор предлагает рассматривать развитие представлений о свободе совести в совокупности с культурно-историческими и гуманистическими ценностями, влияющими на формирование механизма защиты личностного существования в обществе. Такой подход позволяет рассматривать проблему свободы совести как проблему становления и развития обще-цивилизационного феномена, влияющего на процесс утверждения в общественных отношениях роли и значения личностной саморегуляции, общественной интеграции, реализации творческих потребностей и личностных убеждений. Кроме того, автор опирается на принципы соотнесения общих закономерностей и тенденций и специфических особенностей, проявляемых как частный случай, например, при междисциплинарном анализе проблем свободы совести и при рассмотрении практики реализации свободы совести на современном этапе.
Общий замысел диссертационного исследования потребовал систематизации, анализа и обобщения широкого круга источников в области философии, религиоведения, истории, теологии, культурологии, политики и права.
Научная новизна исследования
Диссертация представляет собой комплексное исследование крупной научной проблемы философии и религиоведения, концептуальное воспроизведение процесса становления представлений о свободе совести в истории общественной мысли и развития этих представлений как культурно-исторического и гуманистического феномена. В своем исследовании автор основной упор делает на философский и историко- религиоведческий анализ теоретических проблем свободы совести, не получивших должного отражения в отечественной и зарубежной литературе.
- В диссертации реконструированы предпосылочные знания о причинных явлениях и событиях, связанных с процессом становления и развития представлений о свободе совести. В данном контексте рассмотрено противостояние традиций и новаций, влияние мировоззренческого плюрализма, свойственного Древнему миру, на религиозные, культурно-исторические и ценностные представления, показано распространение представлений о свободе мысли и убеждений в греко-римском мире и выявлены их рациональные установки, а также показано, что предпосылочные знания как первичные представления о свободе совести неотделимы от процесса становления и развития представлений о свободе совести, свободе вероисповедания, свободе религии.
- Анализируя основные этапы осмысления проблем свободы совести в истории общественной мысли, диссертант выявляет взаимосвязь и взаимовлияние культур, ценностей и традиций в деле гуманизации социума и личности и выделяет этапы: формирования представлений о свободе религии, свободе вероисповедания, свободе убеждений в системе феодальных общественных отношений; формирования представлений о свободе религиозной совести во взаимосвязи с идеями секуляризации общественных отношений и антиклерикальными настроениями в эпоху Возрождения и Реформации; утверждения буржуазных представлений о свободе совести; расширения понимания свободы совести и распространение его на всех членов общества независимо от их отношения к религии.
- Осуществленный в работе критический анализ современных отечественных и зарубежных теоретических исследований позволил показать неправомерность выведения свободы совести из трансцендентных начал, выявить недооценку значения философского и историко-религиоведческого подходов, чрезмерную политизацию в отдельных теоретических исследованиях проблем свободы совести и доминирование правового аспекта рассмотрения над другими аспектами - философским, экономическим, психологическим. В результате были уточнены понятие "свобода совести" и связанные с ним категории "свобода религии" и "свобода вероисповедания". Под углом зрения проблемы "личность -общество" обоснован вывод о том, что обеспечение свободы совести, свободы вероисповедания имеет большее значение на уровне личности, чем на уровне общества и организации (к последним относятся такие общественные институты, как политические партии, организованные по различным признакам социальные группы, религиозные организации различного типа).
- Междисциплинарный подход позволил дать анализ проблем свободы совести в разных аспектах - философском, психологическом, социально-психологическом, экономическом. Философское рассмотрение свободы совести показало, что совесть выступает в качестве регулятора стремления человека к свободе, что существует взаимосвязь и различие между понятиями "свобода совести", с одной стороны, и "свобода" и "совесть" - с другой, что понятие "свобода совести" тесно связано с понятиями "свобода воли", "необходимость"справедливость", "равноправие", "толерантность" и другими философскими понятиями . В психологическом аспекте проанализированы проблемы психического отражения, психического смысла и значения применительно к осмыслению свободы совести на личностном уровне, показана взаимосвязь психологических потребностей и желаний с проявлением личностных убеждений; исследованы индивидуальные и социальные стороны общения, проявления их различных вариантов, при обеспечении в обществе свободы совести. В экономическом плане диссертантом рассматривается проблема о том, что реализация гарантий свободы совести невозможна без решения макроэкономических проблем и социально-экономической стабильности в обществе; в противном случае на уровне микроэкономических процессов прослеживаются тенденции нарушения ключевых принципов свободы совести, навязываются религиозные убеждения путем финансирования пропагандистских кампаний, в том числе и исторически несвойственные населению того или иного региона страны.
- Понимаемая аксиологически свобода совести предстает как общечеловеческая ценность во взаимосвязи с такими современными глобальными проблемами, как потребность современного общества в циви-лизационном развитии личности, в согласованных и справедливых путях международных отношений, в формировании принципов планетарного общежития. Показано, что свобода совести во взаимосвязи с этими проблемами может выполнять интегрирующую функцию в становлении человека как личности и в укреплении общественного единства. Свобода совести как общечеловеческая ценность помогает личностной саморегуляции, сближает многослойные культуры и способствует утверждению принципов взаимопонимания и терпимости. Рассматривая перспективы развития представлений о свободе совести, диссертант считает, что в теории и практике будет происходить смещение акцента с проблемы отношения личности к религии на проблему свободы убеждений личности в обществе, согласующихся с ее совестью, социально-гуманистическими идеалами и ценностями, с принципом диалогичности общения.
- Критически осмысливая практику реализации свободы совести в прошлые исторические эпохи и в современных условиях, автор констатирует, что в ходе социальных революций - как буржуазных, так и социалистических, - в тех случаях, когда допускалось насилие над убеждениями личности и, в частности, над религиозными убеждениями, идейная и эмоциональная агрессивность подавляла рациональную терпимость к инакомыслию. В целом положительно оценивая историческую роль декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", провозглашенного в Советской России в 1918 году, автор раскрывает причины последовавших за ним деформаций принципов свободы совести в СССР и прослеживает процесс постепенного снятия давления на религиозные организации со стороны Советского государства, а также обеспечения гарантий свободы совести в Российской Федерации. Сравнивая существующие в наши дни международные нормы соблюдения демократических прав и свобод, включая и свободу совести, вероисповедания, мысли и убеждений, с практикой обеспечения свободы совести в разных государствах, включая Российскую Федерацию, диссертант показывает, что в наши дни декларированные международные идеалы свободы совести, религии и вероисповедания реализуются с различного рода отступлениями от этих норм в силу приверженности к консервативным культурно-историческим традициям, к национальной и религиозной самобытности. Такое сравнение свидетельствует о том, что вопросы свободы совести и свободы вероисповедания требуют своего совершенствования не только в рамках государственных образований, но и на международном уровне.
Теоретическое и практическое значение диссертации
Результаты исследования могут Сыть использованы в научных разработках, посвященных осмыслению теоретических и методологических проблем свободы совести в мировой и отечественной культуре, в истории философии и правовых учениях, в религиоведении. Они могут найти свое применение в учебном процессе в высшей школе, а также при подготовке информационно-аналитических материалов, при разработке законопроектов, направленных на совершенствование законодательства о свободе совести.
Теоретические положения диссертации были использованы при разработке проекта закона СССР "О свободе совести и свободе вероисповедания" в 1990 г., в законотворческой деятельности Верховного Совета Российской Федерации в 1992/93 гг., Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1994 году.
Апробация диссертации
Основные положения и содержащиеся в диссертации выводы изложены в авторской монографии "Свобода совести: история и теория" (8,9 п.л.), в учебном пособии "Основы религиоведения" под ред. И. Н. Яблокова (главы: XXYIII, XXIX), в учебном фильме "Свобода совести в социалистическом обществе", в брошюрах и статьях, в информационно-аналитических материалах Парламентского центра Российской Федерации - общим объемом 25 п.л.
Положения диссертации были изложены на международной конференции "Религия и общество" (Словакия 1988 г.), на Всесоюзной конфе-^ ренции "Проблемы религиоведения и философии религии в условиях перестройки" (Ташкент 1989 г.), на межпарламентской конференции "Религия, национальное согласие и возрождение России" (Москва 1993 г.), при чтении спецкурса "Теоретические проблемы свободы совести" (в Московском автомобильно-дорожном институте в 1985 г.), при разработке учебных вузовских программ по религиоведению, мировой и отечественной культуре в Государственном комитете СССР по народному образованию. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Свобода совести в истории общественной мысли"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая работу, обобщим результаты исследований и выделим те актуальные теоретические и методологические проблемы свободы совести, которые следует включить в план перспективных исследований.
В работе доказано, что нельзя рассматривать проблемы свободы совести вне истории развития общественной мысли, мировой и отечественной культуры. Только такой подход позволяет проследить процесс формирования предпосылочных знаний о свободе совести и показать как на их основе происходило становление и развитие представлений о свободе совести, свободе вероисповедания, свободе религии.
По мнению автора, в Древнем мире предпосылочными знаниями о свободе совести были:
- культ "общего", значимость "целого", являющиеся наследием первобытно-общинных традиций в древних цивилизациях, получившие свое продолжение в культе национального государства, в монотеистических религиозных культах, которые, в свою очередь, сформировали проблему личностной свободы;
- культ правителя, культ национального государства, доминирующие над религиозными культами;
- обожествление власти правителей, законов и традиций, происходящее одновременно с обмирщанием, очеловечиванием богов, порождающее мировоззренческую многоплановость религиозных концепций, закладывающее значимость государственно-политических и правовых установлений для понимания свободы и совести;
- распространение религиозного плюрализма как следствие поли
- £45 теистических религиозно-мифологических воззрений:
- противостояние традиций и новаций., личности и общества и, вытекающие отсюда противопоставления идей свободы убеждений, ненасилия и толерантности , - идеям избранности, запретов и насилия над убеждениями личности, нетерпимого отношения к инакомыслию;.
- наивно-рационалистические и материалистические взгляды об окружающем мире, способствующие утверждению общественной и личностной потребности в свободном выражении убеждений и взглядов, и социальная практика, утверждающая значение и роль личности в обществе, актуализировали проблемы справедливости и равноправия;
- появление в греко-римском мире философских учений о свободе личностных убеждений, о справедливости и равноправии, о функциях государственной власти и месте в обществе религий, о естественном договоре и естественном праве, а также о понимании свободы и со
• вести;
- формирование плюралистических воззрений в раннем христианстве;
- обоснование представителями раннего христианства идей свободы вероисповедания и религиозной веротерпимости и противоположных им идей религиозной нетерпимости к инакомыслию, религиозной избранности;
- развитие противоречий между государством и христианской церковью.
Становление и развитие представлений о свободе совести, свободе вероисповедания и свободе религии представляло собой сложный, зигзагообразный и противоречивый процесс развития, включающий в себя несколько этапов. Здесь можно выделить следующие положения:
- формирование полярных точек зрения в отношении к государственной религии, роли личности в обществе, значения государственной власти:
- влияние культурно-исторических традиций и связанных с ними взглядами о роли личности и гражданина в обществе;
- результаты разрешения противоречий между светской и церковной властью, между ортодоксальным и оппозиционным христианством;
- утверждение в системе общественных отношений представлений о свободе вероисповедания, идей секуляризации общественных отношений и антиклерикальных идей;
- формулирование идеи свободы совести и провозглашение ее политическим лозунгом борьбы буржуазии за свои права;
- философское обоснование приоритетной роли светского государства и подчиненной роли церкви в обществе;
- формирование взглядов о предпочтительности идей светского гуманизма и нравственности - религиозным их интерпретациям;
- философское обоснование целесообразности свободного отношения к религии и возможности распространения права личности на свободу совести не только на верующих различных конфессий, но и на атеистов;
- формирование пролетарских принципов свободы совести как процесса замены политической доминанты, свойственной буржуазии, - на социальную и распространение права на свободу совести на всех членов общества;
- процесс расширения правового объема и общественной значимости свободы совести до уровня общецивилизационного феномена, происходящий в результате формирования планетарного мышления.
Комплексный анализ теоретических проблем свободы свести позволил автору:
- уточнить понятие свободы совести и связанных с ним категорий свободы религии и свободы вероисповедания и дать их определение;
- £47
- осуществить критический анализ, существующих зарубежных и отечественных философских, религиоведческих, теологических, правовых интерпретаций свободы совести и на его основе выделить и систематизировать позитивные знания, показать бесперспективность сведения свободы совести к свободе вероисповедания;
- показать на основе аспектного анализа проблем свободы совести их многозначительность и многоплановость, их взаимовлияние и взаимосвязь, выделив при этом такие аспекты как философский, правовой, правосознание, психологический, социально-психологический, экономический;
- на основе аспектного анализа доказать, что проблемы свободы совести имеют первостепенное отношение к мировоззренческим проблемам, к фундаментальным проблемам философии, а потом уже относятся к политическим и правовым проблемам;
- рассмотреть современные актуальные проблемы свободы совести в контексте аксиологического исследования и обозначить наиболее существенные ценностные характеристики свободы совести, возвысить проблемы свободы совести до уровня проблем глобалистики.
Понимая, что рассмотреть все существующие теоретические проблемы свободы совести в одном исследовании невозможно, автор считает целесообразным обратить внимание на следующие перспективные направления дальнейшего изучения проблемы:
- анализ современных социально-экономических и политических процессов, протекающих в Российской Федерации, и вопросы государственно-церковных отношений:
- разработка понятийного аппарата всего комплекса проблем свободы совести в области философии, религиоведения и права;
- свобода совести как глобальная проблема современности;
- формирование внутригосударственных и международных механизмов обеспечения гарантий свободы совести.
Более частными проблемами исследования свободы совести могут быть:
- экономический аспект свободы совести;
- свобода совести - общецивилизадионный феномен современного общества;
- свобода совести в контексте отечественной культуры;
- свобода совести и национальные проблемы современности.
Список научной литературыСавельев, Виктор Николаевич, диссертация по теме "Философия религии"
1. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 20-21.
2. Поппер К. Соч. В 2-х томах. М., 1992, Т. 2. С. 229.
3. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С.75-76.
4. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. /Вопросы философии. N 3. 1990. С. 88.
5. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования. М., 1973. С.161.
6. Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.39. С.67.
7. См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 40.
8. См.: Хантер Дж. О мирском гуманизме. /Диалог США. N 48, Вашингтон, 1991. С. 65.
9. Гегель. Соч. Т. 8. М., Л., 1935. С. 19.
10. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993. С. 16 17.
11. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т.1. С. 21
12. См.: История искусства зарубежных стран, -/под ред. iM.B. Доброклонского и А.П. Чубовой. М., 1981. С. 85.
13. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1990. С. 414.
14. См.: Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 24-26.
15. См.: Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве (Хуайнаньцзы П в. до н.э). М., 1979. С. 7.
16. См.: Мифологический словарь. М., '1991. С. 331, 469.
17. См: Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986. С.44-46.
18. См.: История ■ ■;.?=-■-. искусства зарубежных стран (перво19