автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Своеобразие единого информационного формата на российском государственном телевидении

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Спиридонова, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Своеобразие единого информационного формата на российском государственном телевидении'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Своеобразие единого информационного формата на российском государственном телевидении"

На правах рукописи

Спиридонова Елена Николаевна

СВОЕОБРАЗИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ФОРМАТА НА РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

(на примере деятельности региональных филиалов ВГТРК)

Специальность 10.01.10 - Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Казань-2014

I \Ш 2014

005548594

Работа выполнена на кафедре журналистики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва»)

Научный руководитель: доктор культурологии, доцент

Ржанова Светлана Александровна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

кафедры истории и теории журналистики ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» Перепелкин Михаил Анатольевич

зам. начальника службы информационных программ ТВ. Шеф-редактор программы «Вести-Мордовия» ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия» Божедаров Дмитрий Александрович

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Нижегородский

государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Защита состоится «3» июля 2014 г. в 13 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.081.14 при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. Татарстан, д. 2, ауд. 207.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35). Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета: http://www.kpfu.ru.

Автореферат разослан «29» апреля 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент

Р.Л. Зайни

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В процессе трансформации социокультурного пространства формируется так называемая экранная культура. Телевидение как основная составляющая экранной культуры ориентирует, расширяет возможности современного человека, формирует его мировоззрение. Обилие информационных ресурсов на отечественном медиарынке является причиной обострения конкуренции среди СМИ, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к качеству медиапродукта. Роль, которую играет информационная тележурналистика в жизни современного общества, определяет актуальность изучаемой темы, которая обусловлена различными аспектами. Во-первых, рассмотрение региональной телевизионной журналистики как целостной динамической системы, релевантной запросам и ожиданиям общества на конкретных этапах его развития, представляют большой теоретический и практический интерес.

Во-вторых, воздействуя на социум и жизнь каждого человека, выпуски местных новостей оказывают влияние на формирование всего российского информационного пространства. В-третьих, типологический подход к изучению специфики контента местных новостей определяет выработку единого стандарта эфирного продукта. В-четвертых, проблема интенсификации деятельности региональных телекомпаний актуализирует изменение требований к творческой составляющей тележурналистов.

Степень научной разработанности темы. В данном исследовании реализуется комплексный, междисциплинарный подход к изучению информационных процессов в контексте тележурналистики. К основным теоретическим концепциям, которые выработаны в гуманитарных науках и имеют значение для данного диссертационного исследования, можно отнести: политологический подход', культурологический2, психологический3, лингвистический4.

' Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций / Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышова. М.: Центр «Право и СМИ», 1998. 160 е.; Правовые аспекты лицензирования телерадиовещания и телекоммуникаций / Под ред. Г. В. Винокурова, Л.Г.Рихтера, В.В.Чернышова. М: Центр Право и СМИ, 1999. 176 с.

2 Каплан B.C. Культурна повседневного общения на телевизионном экране. Изд. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.URL:http://www.slovarmedia.ru/hrestomatia/ avtors/razdel5/text24.html (дата обращения: 02.10.2011); Корнилов Е.А. Классификация социокультурных моделей журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. 1999. №1. С.З; Ржанова С.А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. 212 е.; Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. СПб.: Петрополис, 1998. 120 с.

3 Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Проблемы возрастной и дифференциальной психологии / Б.Г. Ананьев. М.: Директ-Медиа, 2008. 209 с.

4 Александрова О. В. Соотношение устной и письменной речи и язык СМИ / Светана С. В. Слово в эфире // Журналистика и культура русской речи. М., 2003. № 3-4. С. 30-32; Васильев А.Д. Слово в Российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления / А.Д. Васильев. М.: Наука, 2003. 224 е.; Зарва М.В. Первооснова телеинтервью - слово / Э.Г.Багиров // ТВ-репортср. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976. С. 111-118; Солганик Г. Я. Язык СМИ на современном этапе // Мир русского слова. 2010. № 2; СПб.: Петрополис, 1998. 120 е.; Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учеб. пособие / отв. ред M. Н. Володина. Ч. 2. М., 2004. С. 160.

В методологической и теоретической основе диссертации лежат историко-журналистские концепции, воплощенные в трудах Э.Г. Багирова «Очерки истории телевидения», P.A. Борецкого «Телевидение на перепутье», В.В. Гаспаряна «Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985 -1998 гг.)», В.В. Егорова «Телевидение: Страницы истории»1.

В настоящей диссертации ключевую роль играет анализ тенденций телевизионной журналистики через призму регионального компонента. Особенности развития телевидения в регионах рассматривается в работах таких авторов, как H.H. Агапеева «Противостояние регионального и столичного телевидения на медиа-рынке России», И.К. Беляев «Особенности национального телевидения», Е.Я. Дугин «Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ», О. А. Еременко «Феномен регионального телевидения», М.Х. Фатыхова «Особенности развития регионального ТВ (на примере телевидения Республики Татарстан)» и др .

Профессиональное мастерство журналистов анализируется в работе ряда авторов, как отечественных3, так и зарубежных: В.М. Кэрролл, К.А. Таггл, Ф. Kapp, С. Хаффман4.

Изучению жанровой специфики телевизионной журналистики посвящены работы В.Л. Цвик, Г.Я.Солганика, В.З. Гарифуллина, О. Н. Григорьевой, Н.А.Лисичкиной, Г. В. Перипечиной5

1 Багиров Э.Г. Очерки истории телевидения / Э.Г. Багиров. М.: Наука, 1978. 109 е.; Борецкий P.A. Телевидение на перепутье: Сб. ст. 1989 - 1998 / P.A. Борецкий. М.: НИАНО Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998. 105 е.; Гаспарян В.В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985 -1998 гг.) М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000. 18 е.; Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004. 202 с.

2Аганеева H.H. Противостояние регионального и столичного телевидения на медиа-рынке России // Коммуникация в современном мире. Материалы научно-практической конференции, октябрь-ноябрь 2001. Воронеж, Изд-во ВГУ, 2001. 243 е.; Беляев И.К. Особенности национального телевидения / И.К. Беляев. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000. 32 е.; Гильманова А.Н. СМИ и новые информационные технологии в политических процессах в Республике Татарстан. Изд-й дом ТАИ, 2012; Данилов А. А. Становление и развитие телевидения в Чувашской Республике (1961-2005 гг.): исторический опыт: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 Чебоксары, 2006 283 с. Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ / Е.Я. Дугин. М.: Знание, 1982. 112с.; Еременко О. А. Феномен регионального телевидения И Средства массовой информации в современном мире. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун- та, 2000. С. 234-239; Иванова Е.А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы: Дне. ... канд. филологических наук по спец. 10.01.10. журналистика. Ростов-на-Дону, 2003. 152 е.; Кротова Л.Г. Основные тенденции развития информационного телевизионного вещания Красноярского края: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания Москва, 2005 23 с. Фатыхова М.Х. Особенности развития регионального ТВ (на примере телевидения Республики Татарстан) // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Т. 150. Книга 4. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 2008. С. 175-1.

3 Бастриков A.B., Дорощук Е.С., Салмина Л.М., Спирчагова Т.А., Туманов Д.В., Шайхитдинова C.K. Медиа-творчество. Казань: УНИПРЕСС, 2002. 183 е.; Дорощук Е.С. Функционально-психологические особенности вечернего телеэфира: Фрейм игры // Мультимедийная журналистика Евразии-2012: международные медиапроскты, глобальные Сети и информационные тренды Востока и Запада. Программа и сборник тезисов VI Международной научно-практической конференции. Казань, 12-14 декабря 2012 года. - Казань: Издательство Казанского университета, 2012. С. 31-33; Гарифуллин В.З. Способы формирования журналистского текста. Казань: Школа. 2002; Зверева Н. В. Специфика профессиональной деятельности регионального тележурналиста: ИПК. М., 2002; Кемарская И. Н. Телевизионный редакггор-профессионал. М.: Галерия, 2006. 56 с.

* Кэрролл В.М. Новости на TV. - М.: Мир, 2000; Таггл К.А., Kapp Ф„ Хаффман С. Новости в телерадиоэфнре. Подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ. - М., 2006.

5 Гарифуллин В.З. Жанры периодической печати. Казань: КГУ, 2009. е.; Григорьева О. Н. Публицистический стиль в системе функциональных разновидностей языка // Язык СМИ как объект междисциплинарного

На современном этапе развития системы массовых коммуникаций основным вектором развития журналистики исследователи называют мультимедиатизацию и конвергентность. Теоретическое осмысление медиаконвергенции нашло отражение в учебных пособиях, статьях'.

Большой пласт фактического материала удалось собрать благодаря работе диссертанта над личным архивом, обобщению собственного практического опыта работы на региональном телевидении в службе новостей ГТРК «Мордовия».

В рамках диссертационного исследования автором изучались законодательные акты, регламентирующие деятельность СМИ, нормативные акты Президента, Правительства РФ2.

Объектом исследования диссертационной работы выступает информационная региональная тележурналистика, представленная ежедневными программами Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) «Вести-Мордовия», «Вести-Татарстан», «Вести-Чувашия», «Вести-Пенза».

Предметом исследования является процесс унификации структурных элементов единого новостного медиапродукта российского государственного телевидения.

Хронологические рамки исследования охватывают период 2000-2010 гг., что позволяет проанализировать и охарактеризовать модернизационные процессы, произошедшие в тележурналистике четырех поволжских телекомпаний, в большей или меньшей степени типичные для структуры государственного регионального телевидения в целом, которые привели к выработке единого информационного продукта формата «Вести».

исследования / Отв. ред. М. Н. Володина. М„ 2003. С. 167-180.; Лисичкина H.A. Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория: на примере ВГТРК: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2007; Перипечина Г. В. Жанр или формат: к вопросу телевизионной терминологии // СМИ в современном мире. Петербургские чтения : сб. матер, конф. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2010; Солганик Г.Я. Формат и жанр как термины /Солганик Г.Я. //Вестник Моск. ун-та. Сер.Ю.Журналистика, 2010, №6; Цвик В. Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы Н Пестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6

Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ и журналистское образование //Медиаскоп. - 2010. -№1; Готовы ли мы к «мультимедиатизации» СМИ? [Электронный ресурс]: Профессиональный рг-портал Sovetnik.ru - URL: http://www.sovctiiik.ru/iounial/archive/article 5790.lilml (дата обращения: 10.02.12); Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010. 200 е.; Круглова Л. А. Гибридные медиа: роль видео в новых медиа// Вести. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика.-2010.

О государственном языке Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон (извлечения) статья

3 пункт 9 (от 1 июня 2005 г. № 53-Ф3) - URL: hltp://www.mcdínlnw.ru/lnws/russian law.s/txt/46.hlm (дата обращения: 02.10.2011); О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 8 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г.). URL: http://www.constiltantm/onlineAiasc/?reci=doc:base=l.AW:n=72045f датаобрашения: 02.10.2011); О

совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации: Указ Президента Российской Федерации № 511 от 8.05.1998 // Российская газета. 1998. № 88. С. 10-11; Указ Президента Российской Федерации № 511 от 8 мая 1998 года «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» // Российская газета. 1998. 7 мая; Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» от 13.01.2009 г. URL: http://www.cmordovia.ru/ncws/view/4805 (дата обращения: 02.10.2011 г.).

31 июля 2000 года на канапе «Россия» была введена новая сетка совместного вещания центрального (ВГТРК) и региональных (ГТРК) телеканалов, которая наметила тенденции перехода местных государственных телекомпаний с тематического на информационное вещание.

1 января 2010 года внутри холдинга произошла очередная реформа: сразу после новогоднего обращения Президента России Медведева Д. А. четыре телеканала ВГТРК - «Россия» «Спорт» «Вести» «Культура» - были переименованы соответственно в: «Россия-1», «Россия-2», «Россия-24», «Россия К», вслед за этим поменялась концепция формирования вещательного дня телеканала «Россия-1».

Цель исследования - выявить системообразующие процессы создания единого информационного формата российского государственного телевидения в контексте функционирования региональных филиалов, определившие новый этап развития новостной тележурналистики.

Цель предопределила следующие исследовательские задачи:

- определить, вследствие каких факторов развития страны и эволюционных процессов телевизионной журналистики сформировался единый информационный формат государственной тележурналистики;

проанализировать черты, формы и типологию процессов телекоммуникации;

- выявить информационно-креативную специфику журналистского творчества, позволяющую, в числе других факторов, формировать определенный тип информационного выпуска, который соответствует требованиям единого стандарта эфирного продукта формата «Вести»;

- провести сравнительный анализ содержания выпусков новостей и текстов новостных сюжетов для программ «Вести - регион» на четырех российских региональных каналах с целью выявления тематических предпочтений;

- проанализировать верстки региональных информационных программ исследуемых регионов с целью выявления особенностей жанровой структуры «вестийного» формата;

- провести анализ феномена «языковая личность» в телеэфире и выявить языковые и социокультурные компетенции тележурналистов.

Методологическая база исследования основывается на научных принципах историзма, объективности и системности.

Исторический подход в данной работе реализуется посредством двух направлений научного анализа - синхронического (изучение объекта исследования в канве общественно-политических процессов) и диахронического (информационная региональная тележурналистика рассмотрена через призму внутреннего развития).

В процессе исследования были использованы:

- метод наблюдения;

метод количественного и качественного контент-анализа информационных выпусков «Вести-регион», вышедших в эфир ГТРК «Мордовия», ГТРК «Пенза», ГТРК «Татарстан», ГТРК «Чувашия»;

- сравнительно-сопоставительный метод;

- анализ телевизионного контента (текста и видеоряда).

Развитие тележурналистики, как и любой другой сферы, тесно связано с социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходящими в конкретной отдельно взятой местности. Эти основания положены в основу эмпирической базы, которую составили информационные выпуски региональных телекомпаний ГТРК «Мордовия», ГТРК «Пенза», ГТРК «Татарстан», ГТРК «Чувашия».

Регионы, в которых осуществляют вещание данные телекомпании, составляют ядро Приволжского федерального округа, и в то же время они наглядно иллюстрируют градацию субъектов страны по важным критериям, формирующим особенности регионов, которыми являются этнический состав населения, демография.

В основе эмпирической базы лежит три основных фактора.

1. Охват аудитории (Численность населения Республики Татарстан -3 838 374 человек, в Пензенской области и Чувашской Республике проживают 1 360 147 и 1 239 866 человек соответственно, Республика Мордовия - один из самых малочисленных регионов - 812 318 человек).

2. Билингвизм (У телекомпаний, вещающих в Республике Татарстан, Чувашской Республика, Республике Мордовия, аудитория имеет двуязычный характер: русский + национальный).

3. Мононациональное вещание (государственное региональное телевидение Пензенской области осуществляет вещание только на русском языке).

В общей сложности автором было рассмотрено более 4 тысяч материалов (видеосюжеты, репортажи и т.д.), вышедших в эфир ГТРК «Мордовия», ГТРК «Пенза», ГТРК «Татарстан», ГТРК «Чувашия», раскрывающих специфику регионально государственного телевидения.

Проблема структурно-содержательной и лингвокультурологической наполненности регионального телеэфира и специфика информационного формата регионального телевидения стала привлекать внимание ученых сравнительно недавно. Региональные телеканалы многонациональны и многолики, их анализ требует знания особенностей краев, республик, областей, ввиду чего трудно выявить закономерности и дать практические рекомендации, которые бы имели всеобщий характер. Новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые сделана попытка сформулировать концепцию формирования единого информационного формата российского государственного регионального телевидения, определить принципы данного формата и его специфику (единое аудиовизуальное оформление - музыкальные заставки и дизайн студий, единая сетка вещания - время выхода, в эфир н хронометраж выпусков, единая структура и наполнение - расположение материалов в верстке, жанрово-тематические и лексико-стилистические предпочтения).

Научно-нрактичсская значимость диссертационного исследования.

Результаты диссертационной работы заключаются в том, что

сформулированные теоретические положения и практические выводы, полученные автором, способствуют расширению и углублению научных представлений о развитии региональной информационной телевизионной журналистики на современном этапе, разработке типологической модели для объекта исследования.

Данная работа может быть использована в практической деятельности журналистов региональных телевизионных каналов, а также в качестве основы для разработки учебного курса по региональному телевидению для студентов-журналистов. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Основы телевидения и радиовещания», «Телевидение и общественное мнение».

Многие сведения, содержащиеся в диссертации, уже стали базой для курсовых и дипломных работ студентов.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы, предложения и методологические рекомендации, сформулированные в работе, нашли отражение в докладах и сообщениях диссертанта на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях.

Основное содержание работы отражено в 17 авторских публикациях, в том числе в учебном пособии для студентов отделения «Журналистика».

Идеи и материалы диссертационного исследования, касающиеся творческой составляющей репортерского труда, апробировались в процессе работы автора в качестве корреспондента, ведущей эфира и продюсера программы «Вести-Мордовия».

Выдвинуты следующие положения, выносимые на защиту:

1. Изменение вещательной политики ВГТРК привело к тому, что основным продую-ом государственной тележурналистики в плане единого информационного формата стали выпуски программы «Вести-регион».

2. Создание единого информационного формата характеризуется процессом унификации местных новостей: единое аудиовизуальное оформление, единая сетка вещания, единая структура и наполнение.

3. Региональная телевизионная журналистика переживает процесс мультимедиатизации, конвергенции, что формирует жанровые и текстовые особенности контента. В рамках создания единого информационного продукта происходит становление нового телевизионного гибридного жанра.

4. На фоне единой общероссийской информационной политики государственного телевидения новостная журналистика анализируемых регионов актуализирует национальную самобытность, сохраняя различия по тематическим предпочтениям.

Структура диссертации определяется общим замыслом, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы и приложений. Содержание работы изложено на 207 страницах. Библиография включает 277 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введсппп обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, фиксируется степень разработанности проблемы, формулируются цели и задачи работы, определяются ее теоретическая, методологическая, эмпирическая основы, раскрываются новизна и результаты исследования, характеризуется его научная и прикладная значимость, дается информация об апробации полученных результатов.

Первая глава - «Региональное телевидение как ннформационно-коммуникационная система» - состоит из трех параграфов. В ней анализируются предпосылки формирования современной системы государственной региональной информационной тележурналистики, рассматриваются черты, формы и типология процессов телевизионной коммуникации, делается попытка сформулировать основные принципы новостного формата «Вестей» как компонента информационно-креативной среды региона.

В параграфе 1.1. «Основные факторы формирования регионального телевидения» анализируется деятельность Гостелерадио СССР и региональных телекомпаний Поволжья в историческом аспекте. В момент создания все анализируемые в нашем исследовании телекомпании имели сходную структуру и тематику вещания. Анализ телевизионной журналистики Гостелерадиокомпаний «Мордовия», «Татарстан», «Чувашия» и «Пенза» выявил тенденции транслирования посредством местного телевидения культурной информации, однако довольно быстро данный феномен приобрел функции политической пропаганды и социального воздействия.

Изучение советского периода развития телевизионной журналистики в Мордовии, Пензе, Татарстане, Чувашии позволило сделать вывод об одноаспектности проблематики региональных телекомпаний: типичной чертой являлась чрезмерная идеологизированность. Таким образом, единство формы и содержания современной информационной системы государственного телевидения было предопределено исторически.

Характеризуя отечественное телевидение, А.Я. Юровский назвал его плодом тоталитарного режима и инструментом его самосохранения1. Поэтому вслед за периодом разрозненности, разобщенности региональных студий телевидения, произошедшим вследствие аналогичных процессов в политической жизни страны (распад Советского Союза), начался процесс консолидации гостелерадиовещания.

Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1998 года был создан единый производственно - технологический комплекс государственных электронных средств массовой информации на базе Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании2.

' Юровский А.Т. Телевидение - поиски и решения. М.: Наука, 1983. 370 с.

О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации: Указ Президента Российской Федерации №511 от 8.05.1998//Российская газета. 1998. № 88. С. 10-11.

31 июля 2000 года на канале «Россия» была введена новая сетка совместного вещания: федеральный телеканал предоставил своим филиалам равные отрезки времени для эфиров, с точностью выхода до нескольких секунд.

Для всех информационных выпусков местного государственного телевидения было введено общее название - Вести из Пензы, Чувашии, Татарстана или Мордовии - в зависимости от названия региона.

Программы «Вести-регион» стали выходить в эфир из студий, оформленных идентично, единые заставки и их звуковое сопровождение были смоделированы московскими специалистами.

Данные преобразования явились внешними признаками единого информационного формата государственного телевидения. В нашей работе мы используем понятие «формат» в значении структуры медиапродукта: совокупности параметров элементов, составляющих контент и определяющих особенности его подачи.1

Региональные телекомпании сегодня функционируют в новых условиях рыночной экономики, являясь мощным фактором социально-экономических и политических перемен в обществе.

Историческая предопределенность, электоральные функции, которыми овладели региональные телекомпании, большее доверие им со стороны телезрителей, нежели федеральным телеканалам, при этом и больший спрос на качество информации, финансовая зависимость от головного предприятия и рекламодателей - все эти факторы формируют специфику телекоммуникации

местных телеканалов.

В параграфе 1.2. «Черты, формы и типология процессов телевизионной телекоммуникации» раскрываются специфические особенности региональной тележурналистики, основанные на технологических преобразованиях.

Одной из черт информационного общества является органическое единство культуры и техники.

С введением цифрового формата вещания телевидение получило новый вектор развития - улучшенное качество передаваемого сигнала и более широкий спектр доступных для аудитории каналов получения информации, что привело к созданию большого конкурентного поля, на котором главным аргументом в борьбе за внимание зрителя является повышение оперативности в доставке информации.

С инновационными методами и технологиями программирования работы новостных служб меняется структура творческого процесса в журналистике. Информационное продюсирование - феномен современной модели вещания, когда медиапродукт создает корпоративный автор (продюсер, оператор, корреспондент, редактор и пр.), что повышает роль профессиональных обязанностей в области подготовки информационных продуктов к эфиру.

' Методический семинар «Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ»// «Мсдиаскоп»: электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. 2009. URL:

http://www.mediascope.rU/node/41 б

Однако, по мнению некоторых исследователей,' негативной тенденцией развития российского телевидения является отсутствие должной профессиональной подготовки кадров. Так, например, 30%

корреспондентского штата гостелерадиокомпании «Мордовия» в 2008 году составляли студенты. Отсутствие необходимых профессиональных знаний журналистов, приводит к производству некачественного эфирного продукта, однообразности передач, подражанию местными программами центральным.

В рамках нового формата информационного вещания на региональном телевидении сохраняется диалоговая форма телекоммуникации. Так, в 2008 году в рамках программы «Вести-Мордовия» был запущен проморолик, призывающий телезрителей обращаться в информационный отдел редакции и сообщать о проблемах в сфере ЖКХ и не только.

В новом тысячелетии региональная телевизионная журналистика оказалась, как и все масс-медиа страны, на пороге перехода к новой форме коммуникации. Существующий формат построения диалога с аудиторией перестал удовлетворять в полной мере запросам телезрителей.

Реакцией на изменение запросов потребителя стала «мультимедиатизация» (превращение традиционных СМИ в мультимедиа).

Суть мультимедиа в журналистике можно трактовать двояко. С одной стороны, данное понятие можно определить как размещение контента на сайте с использованием нескольких медийных форматов (текст, музыка, видео, аудио, фото, графическая анимация, интерактивные и гипертекстовые элементы и т.д), с другой - интегрированная передача контента посредством различных средств (сайт, электронная почта, SMS, MMS, радио, телевидение, телетекст, печатные газеты и журналы и т.д.).

Первым шагом в данном направлении стало создание инернет-сайтов региональных телекомпаний.

Сайты ГТРК четырех исследуемых регионов обладают сходным дизайном. Сайт ГТРК «Чувашия» и ГТРК «Пенза» - идентичны. Сайты ГТРК «Татарстан» и ГТРК «Мордовия» имеют некоторые отличия в графических решениях. Тоже касается и разнообразия жанров интернет-журналистики данных телекомпаний.

Общей тенденцией является создание некоего гибридного информационного продукта, который отражает специфику данного СМИ (использование видеосюжета, иногда использование аудиозаписи (хрип)), при этом использует средства передачи информации, характерные для других СМИ (фото, печатный текст) и является интерактивным.

Самое значительное влияние мультимедийность оказывает на речевую стилистику телевизионной журналистики: телевизионные журналисты стали осваивать новые средства выразительности (заголовок, подзаголовки, графика, гипертекст).

' Егоров В.В. Проблемы кадровой политики в области электронных СМИ.URL:

hl!p.//miJIionsbooks.orgAookJ36_glava_3_PROBLEMY KADROVOJJ POLITIK! V .html (дата обращения-10.02.2012). " ~ - - v

Телевизионная журналистика в своем арсенале имеет много средств представления информации, такие, как текст, его аудио-интерпретация, музыка, титры, фотографии, видео. Кроме того, понятие, которое современные теоретики журналистики ввели в терминологический обиход СМИ и которое журналисты-практики пытаются внедрить - конвергенция, так же знакомо не по звучанию, а по смыслу региональным ГТРК.

Конвергенция (от латинского сопуе^еге - приближаться, сходиться), значение данного понятия ближе всего по значению к слову «слияние». Конвергентные медиа - это медиа, распространяющие информационный продукт на разные платформы, объединенные одним брендом. Региональные ГТРК конвергентны по своей природе. Они транслируют свой контент на двух

платформах: телевидение и радио.

Однако региональная тележурналистика еще не готова быть в полной мере конвергентной и не вполне соответствует понятию мультимедиа. Причин несколько: не достаточно ресурсов, ни финансовых, ни творческих, не до конца осознана суть происходящих перемен.

Региональные журналисты не в полной мере используют возможности мультимедиа, новые для телевизионной журналистики, но уже давно активно используемые в интернет-журналистике, такие, как фотолента и фоторепортаж,

видеоколонка, инфоргафика и др.

В параграфе 1.3. «Новостной формат как компонент информационно-креативной среды региона» рассматриваются принципы отбора новостей региональными телеканалами, которые способствуют формированию определенного типа информационного выпуска, соответствующего форматным требованиям центрального холдинга.

Анализируя выпуски программ «Вести-регион», мы выделяем 10 критериев к отбору новостей, перечисляя их в порядке значимости для региональных информационных служб телевидения: актуальность, близость, катастрофа, масштабность, конфликт, проблема, социальная значимость, развитие, известность, необычность.

Отдельным блоком мы выделяем информационные сообщения, освещающие жизнедеятельность властных структур. «Ангажированность властью» - критерий отбора информации в выпуск, который является следствием исторически сложившегося функционального признака отечественного государственного телевидения. Это чужеродный для творческой среды, навязанный социальной действительностью признак. В рамках данного критерия мы не рассматриваем информационные сюжеты, посвященные деятельности властных структур, которые имеют социальную значимость, масштабность или соотносятся с иными, приведенными выше критериями. Речь идет о сообщениях, не имеющих никакой другой функции, кроме рассказа о том, как провел день Глава или любой другой руководитель

местной администрации.

Важным креативно-информационным признаком региональной тележурналистики является категория «личность». Он заключается в «персонификации информации» (каждая тема в новостных редакциях

закреплена за определенным автором) и «персонапизации материала» (творческий прием передачи информации на примере конкретного человека, группы людей, тривиальной ситуации).

Во второй главе «Признак» единого новостного формата» анализируются особенности жанрово-тематического и текстового наполнения новостных программ формата «Вестей».

Исследование тематических предпочтений выпусков «вестийного» формата, произведенное в параграфе 2.1. «Тематическое наполнение выпусков «Вести-регнон» показало, что информационный блок региональных государственных телекомпаний строится по единым принципам, где основными лейтмотивами являются сенсационность и демократизация:

- в начале выпуска идет самая важная информация (сенсация дня);

- затем следуют материалы социальной, политической и экономической, спортивной тематики, в зависимости от событий, происходящих в регионе;

- последними идут сюжеты развлекательного характера.

Тематика информационных выпусков местных телекомпаний, анализируемых в данном исследовании, разнопланова, при этом каждый регион имеет свои тематические предпочтения.

Часто в выпусках программ «Вести-Мордовия» в исследуемый период акцент делается на политической и экономической тематике. Из выпусков, попавших в выборку для анализа (более 200 программ), около 70% имеют преобладание материалов данной тематики (до 30% от общего количества информации в выпуске).

Особенностью тематического наполнения выпусков «Вести-Татарстан» в анализируемый период является преобладание спортивной тематики.

Выпуск программы «Вести-Татарстан» от 19.08.2010 г. в 20.30 наглядно иллюстрирует акцентирование региональной тележурналистики на спортивной тематике.

1. Универсиада - репортаж

2. Президент и спортсмены - Б/3

3. Турнир по гольфу - Б/3

4. Многодетная семья - репортаж

5. Проблемы ЖКХ - репортаж

6. Дегустация хлеба - Б/З+синхрон

7. Уборка урожая - репортаж

8. Яблочный спас - репортаж

9. Юбилей сотрудника «Вести-Татарстан» - Б/3

10. Открытие автодрома - Б/3

Как видно из верстки выпуска, сюжеты на спортивную тематику составляют 40% от общего тематического разнообразия выпуска. Кроме того, они вынесены в верстке на открывающие выпуск позиции, что подчеркивает значимость данных событий для региона.

В программах «Вести-Чувашия» предпочтение отдается тематике национально-культурной.

Тематика выпусков «Вести-региои», что вполне оправдано, находится в зависимости от особенностей регионов. Однако существуют общие вопросы развития страны, которые находят свое освещение и решение в программах местных телекомпаний. К таковым относится вопрос национальной идентификации, сохранения самобытности культуры. Проблемы в данной сфере решаются, в том числе, посредством трансляций их региональной государственной тележурналистикой.

В параграфе 2.2. «Жанровые формы региональных новостных программ» делается попытка выделить жанровую модель формата «Вестей».

Классическим определением понятия «жанр» в теории журналистики считается дефиниция авторов книги «Телевизионная журналистика», где жанр определяется как «исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков»1. Наталья Вакурова и Лев Московкин, подчеркивая заимствованную природу трактования жанровой структуры журналистики, дают свое определение данному явлению, называя жанр формально-содержательной категорией, разработанной в литературоведении для классификации творческих произведений по их типу. В конце 20 века данные авторы объясняли малое количество телевизионных жанров консервативностью науки, которая не желает отойти от хорошо разработанного литературоведения, а между тем в тележурналистике, по их мнению, наметилось достаточное число принципиально новых жанров.2

Спустя более чем десятилетие происходит коррекция традиционных взглядов на типологию жанров. Цифровизация и мультимедиатизация привели к трансформации традиционных жанровых форм (хотя и не отменили их) и дали импульс к созданию новых. Специфическим мультимедийным жанром, к примеру, является UGC (от англ. User Generated Content) - контент, созданный пользователями сайта. В рамках информационных выпусков региональных телекомпаний UGC не используется как отдельный жанр, любительское видео может лишь войти в состав журналистского видеосюжета в виде лайфа. Однако потенциал внедрения данного жанра в региональной тележурналистике наметился вместе с развитием интернет-сайтов телекомпаний.

Одна из активно используемых вещательных форм телевизионной информационной журналистики формата «Вестей», которая является разновидностью жанра «анонс», называется на профессиональном языке журналистов «Шпигель». Данная жанровая разновидность представляет собой короткий информационный блок (не более 1 минуты), состоящий из нескольких микротекстов (2-3 простых предложения), анонсирующих темы выпуска, вначале которого он размещается, проиллюстрированных видеорядом, разделенных музыкально-графическими заставками и имеющий музыкальный фон.

1 Борецкий P.A. Телевидение на перепутье: Сб. ст. 1989 - 1998 / P.A. Борецкий. М.: ПИАНО Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998. 105 с.

2 Вакурова, П. В. Типология жанров современной экранной продукции: Учебное пособие / П.В. Вакурова, Л.И. Московкин. - M.: Ин-т современного искусства, 1997. - 280 с.

Основной информационный блок новостного выпуска формата «Вести» наполняется следующими жанрами и жанровыми формами: устная информация, видеосюжет, интервью, репортаж. В свою очередь некоторые жанры телевизионной журналистики в процессе адаптации к особенностям подачи материала в рамках выпусков повоет пых программ приобрели специфические формы вещания.

Информационное сообщение и видеосюжет - данные «типы отображения реальной действительности» у одних исследователей объединяются в границы одного жанра , у других - определяются как самостоятельные жанры2.

В рамках нашего исследования мы также разграничиваем данные жанры.

«Устное информационное сообщение» - это сообщение, которое не перекрывается видеорядом ввиду его отсутствия (если это экстренное сообщение) или в случае, когда видеоряд не требуется (информация слишком короткая, информация предваряет Б/3, видеосюжет в следующих выпусках).

«Видеосюжет» - это устная информация, перекрытая видеорядом. В эфире программ «Вести-Мордовия», «Вести-Татарстан», «Вести-Чувашия», «Вести-Пенза» короткое информационное сообщение, перекрытое видеокадрами, всегда читает ведущий, отсюда и его обозначение на профессиональном языке тележурналистов - Б/3.

«Б/3» (от сокращения без закадрового текста, имеется ввиду озвучивание его корреспондентом) - это информация (чаще хронометражем не более минуты) проиллюстрированная видеорядом. Текст данной информации читает ведущий информационного выпуска.

Разновидностью такого «видеосюжета» (в профессиональной терминологии) является «Б/3 + синхрон» - это Б/3 дополненная синхронном (интервью, комментарий).

«Репортаж» - это цельное информационное телепроизведение с закадровым текстом, с видеорядом, с одним и более ньюсмейкерами (те, кто дает интервью), с интершумом (звуки, сопровождающие видеоряд) и другими средствами выразительности.

Главным отличием данного жанра информационной тележурналистики является то, что на первый план выходит личностное восприятие события автором репортажа: журналист выступает очевидцем или даже участником отражаемых событий.

В эфир «Вести-Мордовия», «Вести-Татарстан», «Вести-Чувашия», «Вести-Пенза» выходят материалы, форма вещания которых образована на стыке нескольких жанров.

«Прямое включение» - наиболее оперативная форма вещания информационного выпуска. Предполагает непосредственное общение ведущего и респондента в прямом эфире. Респондентом может выступать как корреспондент, так и другое официальное лицо. В зависимости от содержания «прямого включения» оно может относиться к видеосюжету, интервью,

^ Телевизионная журналистика: учебник для вузов/Под ред. Г. В. Кузнецова. М.: Высш. шк.: МГУ, 2002. 304 с.

Шестеркипа Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2012. 224 с.

репортажу, выступлению (монологу в кадре) и даже комментарию (жанр аналитической публицистики).

«Хрип». Сокращение от «хриплый звук». Тоже «прямое включение», но опосредованное телефонной связью с присутствием посторонних шумов. «Хрип» является вещательной формой в рамках жанров интервью и комментарий.

Нельзя не отметить, что в современной тележурналистике есть еще одна форма подачи оперативной информации в формате прямого эфира - это Лайф. «Живая» картинка с места события, не комментируемая ни диктором, ни респондентов в момент ее трансляции.

«Прямое включение», «Хрип» и «Лайф» - это формы вещания, которые зародились в практике телевизионной информационной журналистики. С одной стороны они дают возможность увеличить оперативность подачи информации, с другой стороны позволяют усилить эффект прямого эфира, сиюминутности

происходящих событий.

Еще одна форма вещания тележурналистики - монолог ведущего новостного выпуска, который предваряет, иногда комментирует материалы программы.

Дикторская подводка в качестве структурного элемента новостного выпуска является его изобразительным средством и в тоже время имеет некоторое сходство с жанром «выступление» (монолог в кадре).

Жанровая структура информационного выпуска выглядит следующим образом:

1. Информационный выпуск формата «Вести» наполняется следующими жанрами и жанровыми формами: анонс (шпигель), устная информация, видеосюжет (Б/3, Б/З+синхрон), интервью (синхрон), репортаж. В свою очередь некоторые жанры телевизионной журналистики в процессе адаптации к особенностям подачи материала в рамках выпусков новостных программ приобрели специфические формы вещания: «Прямое включение» (в зависимости от содержания может относиться к видеосюжету, интервью, репортажу, выступлению (монологу в кадре) и даже комментарию (жанр аналитической публицистики)), «хрип» (вещательная форма в рамках жанров интервью и комментарий).

2. В период исследования, который охватывает начало 2000-х годов, новостная тележурналистика региональных государственных телекомпаний в жанровом плане представляла синтез «информации» и «публицистики». Тенденции конца первого десятилетия нового тысячелетия свидетельствуют о переходе на чисто информационные жанровые модели, исключающие аналитику, обобщения из новостной тележурналистики. К 2010 году преобладающим жанром стал видеосюжет. Второй по популярности жанр -репортаж.

3. С точки зрения позиции жанров в верстке информационный формат «Вестей» подразумевает только четкое закрепление анонса (шпигеля), как открывающего жанра выпуска. Остальные жанры размещаются произвольно.

Анализ лексической структуры выпусков программы «Вести-регион» в параграфе 2.3. «Текст как выразительное средство телевизионного информационного продукта» позволил сделать вывод о том, что информационные процессы не ведут к культурному обезличиванию общества, а лишь видоизменяют традиционную культуру, адаптируют ее к реалиям информационной эпохи.

Триединство «изображение-звук-речь» определяет восприятие экранной культуры: экранный контекст возникает при сцеплении словесного ряда со зрительным1.

В качестве примера рассмотрим отрывок закадрового текста видеосюжета программы «Вести Мордовия» про молодежную акцию «Нет фашизму»: «Вот так, с помощью черной краски и кисти молодежь пытается почувствовать кожей, что нет в мире высших и низших рас». Данный текст поясняет происходящее на экране: молодые люди раскрашивают половину своего лица черной краской.

Текст на телевидении, являясь выразительным средством информационного телепроизведения, подчиняется определенным

«форматным» требованиям.

Формат любого телевизионного канала-вещателя предусматривает подчинение общепринятым нормам современного русского языка. Изложение информационного характера программ «Вести-Мордовия», «Вести-Татарстан», «Вести-Чувашия», «Вести-Пенза» в контексте телеканала «Россия» подчинено, прежде всего, публицистическому стилю, а ритм приближен к телеграфному.

Доступность и массовость тележурналистики определяет роль экранной культуры в процессах формирования личности.

Анализ «языковой личности» в телевизионном общении показал, что становление и развитие языковой личности в журналистике связано с владением культурно обусловленными коммуникативными компетенциями. Их наличие показывает, как и на каком коммуникативном уровне языковая личность владеет языковыми средствами, культурой речи и этикой общения.

Коммуникативные компетенции журналиста как языковой личности подразумевают одновременно и готовность к рецептивным действиям по восприятию текста, где языковая компетенция направлена на понимание языковой специфики телевизионного текста, а коммуникативная - на понимание его содержательной стороны. Журналист должен обладать коммуникативно-интеллектуальными умениями.

Кроме того, в процессе массовой коммуникации возникает проблема надличностного, которая также накладывает отпечаток на языковую деятельность журналиста. Телевидение должно быть ориентировано на достижение общего, на выражение интересов большинства граждан России. Лексическое наполнение текстов видеосюжетов также должно быть минимально личностным, к примеру, нельзя допускать оценочных

' Минаев В.Ф. Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике // Вестн. Моек ун-та - Сеп 10 Журналистика. 1969. №2. С. 20-21. '

прилагательных, при этом официальная, лишенная экспрессии речь, так же не способствует привлечению зрительского внимания. «Нельзя начинать материал с фразы «Сегодня в Кремле состоялось...». В этот момент зритель в лучшем случае идет ставить чайник, в худшем - переключается на другие каналы и не возвращается», - считает Ксения Пономарева, бывший генеральный директор ОРТ.

При всей «форматной» официальности, речь новостных выпусков, обращенная к огромной аудитории, должна разговаривать на языке этой аудитории, быть понятной.

Рассмотрев параметры и целостную структуру языковой личности, нам представляется правомерным выделение в структуре языковой личности тележурналиста специфичной лексической, грамматической семантики.

Установка на доходчивость языка, тенденция к сближению книжной речи с разговорной, социальная ориентированность языка информационных программ достигается использованием принципов разговорности и

интимизации речи.

В основе принципа разговорности - экономия использования лексики. В то время как, мысль в письменной речи подразумевает развернутость словесного выражения, в устной речи удачное сравнение, метафора или намек могут сделать больше, чем точное и строгое, но длинное доказательство.

В качестве примера отрывок из видеосюжета программы «Вести-Мордовия» о строительстве магазина в селе Большая Елховка.

«Большой скандал в Большой Елховке! Жители села - против нового магазииа. Между тем официальные инстанции не видят причин отказать в строительстве. Встреча населения с представителями власти удивила и категоричностью заявлений - и масштабом. Обсуждать строительство магазина на улицу вышла едва ли не вся Елховка. Одни - прокричать категорическое «нет», другие - как водится - покричать просто. Священник Владимир остановился по дороге на вечернюю службу. Мнение «глас народа - глас Божий» не разделил... А местный бродяга Михалыч, который прилег отдохнуть аккурат посреди стройки, подтверждает: «свято место пусто не бывает».

Принцип интимизации снижает официальность общения, делает его более непринужденным. Этому способствуют разговорная экспрессивная лексика и фразеология, образные средства и стилистические фигуры.

«Свой производитель у покупателя был в большом фаворе. Морковь по 25, по сравнению с магазинной дешевле на 5 рублей, и капуста тоже под засолку, шли на ура. Кто не успел основательно заполнить погреба картошкой, тоже приобретали не по одному мешку. Цены предприниматели и фермеры не завышали, продавая по 20 рублей за кило» (сюжет программы «Вести-Чувашия»).

Функция социализации наиболее ярко выявляется при употреблении прецедентных текстов, стереотипов современных СМИ, названий популярных фильмов, рефренов шлягеров и т. д.

Видеосюжет о здоровом питании и лечебном голодании программы «Вести-Мордовия» начинается с четверостишья Омара Хайяма.

Все журналисты в своем развитии проходят путь от чтения написанного текста к его произнесениго. Следовательно, меняется и сам текст, он приближается к нормам устной речи. Недостаточно высокий уровень культуры речи журналистов иногда приводит к тому, что язык телевизионных новостных программ уподобляется языку «улиц» - не всегда грамотному. Большое количество отступлений от норм в речи телевизионных журналистов связано именно с произношением слов. В ряде случаев орфоэпические ошибки связаны с колебанием нормы, ввиду их массовости (звОнит - звонИт, обеспЕчение -обеспечЕние). Бывают случаи, когда языковую норму восстанавливают сами журналисты. Диктор программы «Вести-Мордовия», употребив слово «судей», уточнил, что ударение в нем ставится именно на судЕй. К отдельной группе относятся лексико-стилистические ошибки. Очевидно, журналисты просто не знают значения слова, когда говорят, например: «Спустя почти два века юбилей «Калевалы» празднуют на марафоне, открывшемся на чувашской земле» («Вести-Чувашия»), Часто путают значения паронимов, и получается «основания» вместо «обоснования»: «Грядущему 1000-летию Мордовии в составе Руси были найдены исторические основания» («Вести-Мордовия»). «В правоохранительных органах заявляют, что выдвигать какие-то версии пока рано» («Вести-Пенза»), (нужно - «какие-либо версии»; «какой-то» -«неизвестно какой, некий», а речь идет о «любой из ряда подобных».

Однако работа над тем, чтобы речь корреспондентов и дикторов была грамотной, правильной, ведется. По крайней мере, это касается программ «Вести-Мордовия», «Вести-Татарстан», «Вести-Чувашия», «Вести-Пенза». Еженедельно в службах информации проходят собрания коллектива, на которых рассматриваются все недочеты работы, в том числе и ошибки при написании текстов видеосюжетов, которые по каким-то причинам пропустила редакторская правка.

В Заключении представлены основные научные результаты, полученные в ходе проведенного исследования.

Определено, вследствие каких факторов развития страны и эволюционных процессов телевизионной журналистики сформировался единый информационный формат государственной тележурналистики (сходная структура и тематика вещания в момент создания региональных государственных телекомпаний; отечественное телевидение - производная тоталитарного режима и инструмент его самосохранения; единая сетка совместного информационного вещания продиктована программной политикой телеканала; единый визуальный стандарт создан для концептуального восприятия информации телезрителем).

Выявлены черты (единство российского государственного информационного поля при сохранении национальных особенностей региональных телеканалов; информационное продюсирование), определены формы (диалоговая форма телекоммуникации) и типология (процессы цифровизации, мультимедиатизации, конвергенции), процессов телекоммуникации.

Изучены информационно-креативные особенности журналистского творчества, которые позволяют, в числе других факторов, формировать определенный тип информационного выпуска, соответствующий требованиям единого информационного формата «Вести» (критерии к отбору новостей: актуальность, близость, катастрофа, масштабность, конфликт, проблема, социальная значимость, развитие, известность, необычность; «персонификация информации» и «персонализация материала»).

Проведен сравнительный анализ содержания выпусков новостей и текстов новостных сюжетов, в результате которого выявлены тематические предпочтения программ «Вести - регион» на четырех российских региональных телеканалах («Вссти-Мордовия» в исслсдусмый период акцент делается на политической и экономической тематике; особенностью тематического наполнения выпусков «Вссти-Татарстан» в анализируемый период является преобладание спортивной тематики; в программах «Вести-Чувашия» предпочтение отдастся тематике национально-культурной).

Анализ версток региональных информационных программ исследуемых регионов позволил выделить жанровую модель «всстийного» формата (1. Информационный выпуск формата «Вести» наполняется следующими жанрами и жанровыми формами: анонс (шпигсль), устная информация, видеосюжет (Б/3, Б/З+синхрон), интервью (синхрон), репортаж. 2. Преобладающим жанром является видеосюжет. Второй по популярности жанр - репортаж. 3. С точки зрения позиции жанров в верстке информационный формат «Вестей» подразумевает только четкое закрепление анонса (шпигсля), как открывающего жанра выпуска. Остальные жанры размещаются произвольно).

Проанализирован феномен «языковая личность» в телеэфире и выявлены языковые и социокультурные компетенции тележурналистов.

Перспективными направлениями в рамках развития темы настоящего исследования могут быть: исследование дальнейших преобразований региональной государственной телевизионной журналистики в рамках единого информационного формата, более детальный анализ влияния процесса мультимедиатизации на лсксико-стилистическис особенности журналистских текстов, выделение в жанровой структуре новостных телевизионных программ новых жанров.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Учебное пособие по изучению региональной журналистики:

1. Ржанова С. А. Мслсшина E.H. В объективе - региональная журналистика: учебное пособие / С.А. Ржанова, E.H. Мслсшина - Саранск: Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2011. - 64 с.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК:

2. Ржанова С.А., Мслсшина E.H. Массмедийная культура новейшего времени (на примере телевизионной программы «Вссти-Мордовия») // Вестник Поморского университета. 2009. - №8 - С. 214-219.

3. Мелешина E.H. Специфика работы корреспондента информационных программ телевидения // Вестник Чувашского университета. 2011. - №2 - С 353-357.

4. Мелешина E.H. Становление информационного вещания в региональном телеэфире // Регионология. 2011. -№2 - С.201-206.

Статьи в научных изданиях, тезисы и материалы научных конференций:

5. Ржанова С.А. Спиридонова E.H. Особенности ТВ-речи. / Материалы докладов 11 научной конференции молодых ученых Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. - Саранск: МГУ им. Н.П. Огарева; филол.фак., 2006.-С. 123-125.

6. Мелешина E.H. Триединство, которое создает магию экранного образа. //Журналистский проспект. Научно-публицистический журнал. 2008. -№ 1(2) - С.99-102.

7. Мелешина E.H. Семейные ценности в объективе видеокамеры. / Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - С. 172175.

8. Мелешина E.H. Формирование коммуникативно-речевых умений у студентов журналистов. / Культура речи и деловое общение: материалы Всероссийского научно-практического семинара. - Саранск: Тип. «Красс Окт.», 2008. - С. 163-167.

9. Мелешина Е. Н. Социо-культурные ценности. Взгляд через объективы видеокамеры/ Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 9-11 февраля 2009 г./ отв. ред. Е. JI. Вартанова, Я. Н. Засурский. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2009. - С. 296.

10. Мелешина E.H. Я имею опыт работы. / Журналистское образование в Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - С.95-96.

11. Мелешина E.H. Интеграция теории и практики тележурналистики. / Интеграция региональных систем образования: материалы 6 Международной конф. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - Ч. 1 - С. 229-231.

12. Мелешина E.H., Ржанова С.А. Масс-медиа Республики Мордовия./ Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - С. 372.

13. Мелешина E.H. Проблемы и типология передач ГТРК Волго-Вятского региона. / Информационное общество и журналистское образование: социокультурные парадигмы 21 века: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 30-летию журналистского образования в Мордовском государственном университете им.Н.П.Огарева. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - С.144-147.

14. Мелешина E.H. В объективе видеокамеры - семья. / Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; Изд-во Моск. ун-та, 2011. - С. 245.

15. Мелешина E.H. Национальный вопрос в региональном телеэфире. / Полиэтническая культура народов Поволжья: методология и методика: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Ульяновск: УлГПУ, 2011. - С. 262-266.

16. Мелешина E.H. Информационное вещание - новый вектор развития регионального государственного телевидения. // Научные труды Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко. Серия: филологические науки. 2011. - № 25 - С. 60-63.

17 Мелешина E.H. Язык информационных программ телевидения (на примере программы «Вести-Мордовия»), / Язык. Культура. Коммуникация: материалы 4 международной научно-практической конференции. - Челябинск: Полиграф-Центр, 2011.-С. 147-148.

Подписано в печать 25.04.14. Объем 1,25 п. л. Тираж 100 экз. Заказ № 565.

Типография Издательства Мордовского университета 430005, Саранск, ул. Советская, 24

 

Текст диссертации на тему "Своеобразие единого информационного формата на российском государственном телевидении"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет

им.Н.П. Огарева»

СВОЕОБРАЗИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ФОРМАТА НА РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИЛИАЛОВ ВГТРК)

Специальность: 10.01.10- Журналистика Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

04201460064

На правах рукописи

Спиридонова Елена Николаевна

Научный руководитель -д-р культурологии Ржанова С.А.

Саранск - 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

ГЛАВА 1. РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ШФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА.................14

1.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ...........................................................................................14

1.2. ЧЕРТЫ, ФОРМЫ И ТИПОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ КОММУНИКАЦИИ.................................................40

1.3. НОВОСТНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСТИ-РЕГИОН» (ИЛИ НОВОСТНОЙ ФОРМАТ) КАК КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-КРЕАТИВНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА...........................................................65

ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ ЕДИНОГО НОВОСТНОГО ФОРМАТА..............88

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКОВ «ВЕСТИ-РЕГИОН».......................................................................................................88

2.2. ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ................................................................................................112

2.3. ТЕКСТ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА.....................................................138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................165

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................174

ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................200

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе российская государственная телевизионная журналистика развивается особо динамично. За одно десятилетие (20002010 г.г.) в целом государственная тележурналистика страны, и регионов, в частности, претерпела значительные изменения по структуре, жанрово-тематическому и стилистическому наполнению, расширилось ее функциональное назначение.

Начатая в 2000 году реформа Всероссийской гостелерадиокомпании (ВГТРК) обозначила не только экономико-политические предпочтения федерального телеканала «Россия» и региональных филиалов, но и творческие. В региональных филиалах (местные ГТРК) произошел процесс смены тематического формата вещания на информационное.

Новости являются практически обязательными формами вещания в программной сетке любого телеканала. Этот феномен объясняется не прихотью собственников или изысканиями творческих групп телеканалов - это современная тенденция. Социум испытывает потребность в получении информации о результатах своей жизнедеятельности. А систематическое, оперативное, объективное информирование населения для телеканала - это возможность формировать свою аудиторию.

Новостные выпуски представляют собой поток ежедневной актуальной информации о реальных событиях, их просмотр позволяет индивидууму ощущать себя участником процессов происходящих во внешней среде. В новостных программах поднимаются и освещаются темы, которые являются предметом обсуждения в социуме.

Телевизионная журналистика начала осваивать интернет пространство, региональные ГТРК, путем оптимизации работы своих сайтов, перешли к мультимедийной стадии развития.

Цель этих трансформаций в сфере региональной тележурналистики заключается в повышении конкурентоспособности холдинга ВГТРК и создании нового единого эфирного продукта формата «Вести».

Актуальность темы исследования. В процессе трансформации социокультурного пространства, формируется так называемая экранная культура. Телевидение как основная составляющая экранной культуры ориентирует, расширяет возможности современного человека, формирует его мировоззрение. Обилие информационных ресурсов на отечественном медиарынке является причиной обострения конкуренции среди СМИ, что в свою очередь заявляет повышенные требования к качеству медиапродукта. Роль, которую играет информационная тележурналистика в жизни современного общества, определяет актуальность изучаемой темы, которая обусловлена различными аспектами.

Во-первых, рассмотрение региональной телевизионной

журналистики как целостной динамической системы, релевантной запросам и ожиданиям общества на конкретных этапах его развития, представляют большой теоретический и практический интерес.

Во-вторых, влияя на социум и жизнь каждого человека, выпуски «местных» новостей оказывают влияние на формирование всего российского информационного пространства.

В-третьих, типологический подход к изучению специфики контента «местных» новостей определяет выработку единого стандарта эфирного продукта.

В-четвертых, проблема интенсификации деятельности

региональных телекомпаний выходит на изменение требований к творческой составляющей тележурналистов.

В-пятых, проблема структурно-содержательной и

лингвокультурологической наполненности регионального телеэфира и специфика информационного формата регионального телевидения стала

привлекать внимание ученых сравнительно недавно. Региональные телеканалы многонациональны и многолики, их анализ требует знания особенностей краев, республик, областей, ввиду чего трудно выявить закономерности и дать практические рекомендации, которые бы имели всеобщий характер.

Степень научной разработанности темы. В данном исследовании реализуется комплексный, междисциплинарный подход к изучению информационных процессов в контексте тележурналистики. К основным теоретическим концепциям, которые выработаны в гуманитарных науках и имеют значение для данного диссертационного исследования, можно отнести: политологический подход1, культурологический2, психологический3, лингвистический4.

В методологической и теоретической основе диссертации лежат историко-журналистские концепции, воплощенные в трудах Э.Г. Багирова «Очерки истории телевидения», P.A. Борецкого «Телевидение на перепутье», В.В. Гаспаряна «Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985 -1998 гг.)», В.В. Егорова «Телевидение: Страницы истории»5.

1 Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникаций / Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышова. М.: Центр «Право и СМИ», 1998. 160 е.; Правовые аспекты лицензирования телерадиовещания и телекоммуникаций / Под ред. Г. В. Винокурова, А.Г.Рихтера, В.В.Чернышова. М.: Центр Право и СМИ, 1999. 176 с.

2 Каплан Б.С. Культурна повседневного общения на телевизионном экране. Изд. Институт повышения квалификации работников телевидения и paдиoвeщaнта.URL:htTp://\vww. slovarmedia.ru/brestomatia/avtors/ra2del5/text24.html (дата обращения: 02.10.2011); Корнилов Е.А. Классификация социокультурных моделей журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10. 1999. №1. С.З; Ржанова С.А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. 212 е.; Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. СПб.: Петрополис, 1998. 120 с.

3 Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Проблемы возрастной и дифференциальной психологии / Б.Г. Ананьев. М.: Директ-Медиа, 2008. 209 с.

4 Александрова О. В. Соотношение устной и письменной речи и язык СМИ / Светана С. В. Слово в эфире // Журналистика и культура русской речи. М., 2003. № 3-4. С. 30-32; Васильев А.Д. Слово в Российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления / А.Д. Васильев. М.: Наука, 2003. 224 е.; Зарва М.В. Первооснова телеинтервью - слово / Э.Г.Багиров // ТВ-репортёр. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976. С. 111-118; Солганик Г. Я. Язык СМИ на современном этапе // Мир русского слова. 2010. № 2; СПб.: Петрополис, 1998. 120 е.; Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учеб. пособие / отв. ред М. Н. Володина. Ч. 2. М., 2004. С. 160.

5 Багиров Э.Г. Очерки истории телевидения / Э.Г. Багиров. М.: Наука, 1978. 109 е.; Борецкий P.A. Телевидение на перепутье: Сб. ст. 1989 - 1998 / P.A. Борецкий. М.: НИАНО Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998. 105 е.; Гаспарян В.В. Три этапа новейшей истории

В настоящей диссертации ключевую роль играет анализ тенденций телевизионной журналистики через призму регионального компонента. Особенности развития телевидения в регионах рассматривается в работах таких авторов, как H.H. Агапеева «Противостояние регионального и столичного телевидения на медиа-рынке России», И.К. Беляев «Особенности национального телевидения», Е.Я. Дугин «Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ», О. А. Еременко «Феномен регионального телевидения», М.Х. Фатыхова «Особенности развития регионального ТВ (на примере телевидения Республики Татарстан)» и др1.

Профессиональное мастерство журналистов анализируется в работе

Л

ряда авторов, как отечественных , так и зарубежных: В.М. Кэрролл, К.А. Тагтл, Ф. Kapp, С. Хаффман3.

телевизионной журналистики (1985 -1998 гг.) М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000. 18 е.; Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004. 202 с.

'Агапеева H.H. Противостояние регионального и столичного телевидения на медиа-рынке России // Коммуникация в современном мире. Материалы научно-практической конференции, октябрь-ноябрь 2001. Воронеж, Изд-во ВГУ, 2001. 243 е.; Беляев И.К. Особенности национального телевидения / И.К. Беляев. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2000. 32 е.; Гильманова А.Н. СМИ и новые информационные технологии в политических процессах в Республике Татарстан. Изд-й дом ТАИ, 2012; Данилов А. А. Становление и развитие телевидения в Чувашской Республике (1961-2005 гг.): исторический опыт: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 Чебоксары, 2006 283 с. Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ / Е.Я. Дугин. М.: Знание, 1982. 112с.; Еременко О. А. Феномен регионального телевидения // Средства массовой информации в современном мире. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун- та, 2000. С. 234-239; Иванова Е.А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы: Дис. ... канд. филологических наук по спец. 10.01.10. журналистика. Ростов-на-Дону, 2003. 152 е.; Кротова Л.Г. Основные тенденции развития информационного телевизионного вещания Красноярского края: автореферат дис.... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания Москва, 2005 23 с. Фатыхова М.Х. Особенности развития регионального ТВ (на примере телевидения Республики Татарстан) // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Т. 150. Книга 4. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 2008. С. 175 - 1.

2 Бастриков A.B., Дорощук Е.С., Салмина Л.М., Спирчагова T.A., Туманов Д.В., Шайхитдинова C.K. Медиа-творчество. Казань: УНИПРЕСС, 2002. 183 е.; Дорощук Е.С. Функционально-психологические особенности вечернего телеэфира: Фрейм игры // Мультимедийная журналистика Евразии-2012: международные медиапроекты, глобальные Сети и информационные тренды Востока и Запада. Программа и сборник тезисов VI Международной научно-практической конференции. Казань, 12-14 декабря 2012 года. - Казань: Издательство Казанского университета, 2012. С. 31-33; Гарифуллин B.3. Способы формирования журналистского текста. Казань: Школа. 2002; Зверева Н. В. Специфика профессиональной деятельности регионального тележурналиста: ИПК. М., 2002; Кемарская И. Н. Телевизионный редактор-профессионал. M.: Галерия, 2006. 56 с.

3 Кэрролл B.M. Новости на TV. - М.: Мир, 2000; Таггл К.А., Kapp Ф., Хаффман С. Новости в

телерадиоэфире. Подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ. - М., 2006.

Изучению жанровой специфики телевизионной журналистики посвящены работы В.Л. Цвик, ГЛ.Солганика, В.З. Гарифуллина, О. Н. Григорьевой, Н.А.Лисичкиной, Г. В. Перипечиной1

На современном этапе развития системы массовых коммуникаций основным вектором развития журналистики исследователи называют мультимедиатизацию и конвергентность. Теоретическое осмысление медиаконвергенции нашло отражение в учебных пособиях, статьях2.

Большой пласт фактического материала удалось собрать благодаря работе диссертанта над личным архивом, обобщению собственного практического опыта работы на региональном телевидении в службе новостей ГТРК «Мордовия».

В рамках диссертационного исследования автором изучались законодательные акты, регламентирующие деятельность СМИ, нормативные акты Президента, Правительства РФ3.

1 Гарифуллин В.З. Жанры периодической печати. Казань: КГУ, 2009. е.; Григорьева О. Н. Публицистический стиль в системе функциональных разновидностей языка // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Отв. ред. M. Н. Володина. M., 2003. С. 167-180.; Лисичкина H.A. Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория: на примере ВГТРК: Дис. ... канд. филол. наук. M., 2007; Перипечина Г. В. Жанр или формат: к вопросу телевизионной терминологии // СМИ в современном мире. Петербургские чтения : сб. матер, конф. -СПб. : Изд-во СПбГУ, 2010; Солганик Г.Я. Формат и жанр как термины /Солганик ГЛ. //Вестник Моск. ун-та. Сер.10.Журналистика, 2010, №6; Цвик В. Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. № 6

Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ и журналистское образование // Медиаскоп. - 2010. - №1; Готовы ли мы к «мультимедиатизации» СМИ? [Электронный ресурс]: Профессиональный рг-портал Sovetnik.ru - URL: http://www.sovetnik.ru/journal/archive/article 5790.html (дата обращения: 10.02.12); Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010. 200 е.; Круглова Л. А. Гибридные медиа: роль видео в новых медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2010.

О государственном языке Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон (извлечения) статья 3 пункт 9 (от 1 июня 2005 г. № 53-Ф3) - URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian laws/txt/46.htm (дата обращения: 02.10.2011); О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 8 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г.). URL:

http■•//www.consultant■rll/online/base/?req=doc:base=LAW:n=72045(дaтaoбpaщeния.• 02.10.2011); О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации: Указ Президента Российской Федерации № 511 от 8.05.1998 // Российская газета. 1998. № 88. С. 10-11; Указ Президента Российской Федерации № 511 от 8 мая 1998 года «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» // Российская газета. 1998. 7 мая; Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства» от 13.01.2009 г. URL: http://www.emordovia.ru/news/view/4805 (дата обращения: 02.10.2011г.).

Объектом исследования диссертационной работы выступает информационная региональная тележурналистика, представленная ежедневными программами Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) «Вести-Мордовия», «Вести-Татарстан», «Вести-Чувашия», «Вести-Пенза».

Предметом исследования является процесс унификации структурных элементов единого новостного медиапродукта российского государственного телевидения.

Хронологические рамки исследования охватывают период 20002010 гг., что позволяет проанализировать и охарактеризовать модернизационные процессы, произошедшие в тележурналистике четырех поволжских телекомпаний, в большей или меньшей степени типичные для структуры государственного регионального телевидения в целом, которые привели к выработке единого информационного продукта формата «Вести».

31 июля 2000 года на канале «Россия» была введена новая сетка совместного вещания центрального (ВГТРК) и региональных (ГТРК) телеканалов, которая наметила тенденции перехода местных государственных телекомпаний с тематического на информационное вещание.

1 января 2010 года внутри холдинга произошла очередная реформа: сразу после новогоднего обращения Президента России Медведева Д. А. четыре телеканала ВГТРК - «Россия» «Спорт» «Вести» «Культура» - были переименованы соответственно в: «Россия-1», «Россия-2», «Россия-24», «Россия К», вслед за этим поменялась концепция формирования вещательного дня телеканала «Россия-1».

Цель исследования - выявить системообразующие процессы создания единого информационного формата российского государственного телевидения в контексте функционирования

региональных филиалов, определившие новый этап развития новостной тележурналистики.

Цель предопределила следующий ряд исследовательских задач:

- определить, вследствие каких факторов развития страны и эволюционных процессов телевизионной журналистики сформировался единый информационный формат государственной тележурналистики;

- проанализировать черты, формы и типологию процессов телекоммуникации;

- выявить информационно-креативную специфику журналистского творчества, позволяющую, в числе других факторов, формировать определенный тип информационного выпуска, который соответству