автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Святочные рассказы Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Кретова, Алла Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Святочные рассказы Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Святочные рассказы Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века"

ШПЖОВСКфЯ) ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

2 г РЕВ 1993 -

Специализированный совет Д.113.11.02

На правах рукописи

Кретова Алла Анатольевна

СВЯТОЧНЫЕ РАССКАЗЫ Н. С. ЛЕСКОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

10.01.01—русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Месква 1992

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы Московского ордена Трудового Красного Знамени педагогического университета

Научный руководитель — доктор филологических наук, |

профессор Л. Д. Громова.

Официальные оппоненты — доктор филологических наук, профессор М. Т. Пинаев; кандидат филологических наук С. М. Телегин.

Ведущая организация — Московский государственный открытый педагогический институт.

Защита состоится «. хшАт^и^ъ г. в часов на за-

седании специализированного совета Д.113.11.02 по литературоведению при Московском ордена Трудового Красного Знамени педагогическом университете (107005, Москва, ул. Энгельса, 21-а).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического университета по адресу: ДОосква, ул. Радио, 10-а.

Автореферат разослан « ^ » 993 г

——

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук, доцент

Т. К. БАТУРОВА.

Становление и развитие жанра святочного рассказа - одна из интереснейших страниц истории русской литературы. Но го последнего врэкегга святочный рассказ как особый калр оставался за пределами внимания исследователе?;.

Заслуга возрог.лшпш святочного ра^-ок^за а русской литературе последней трети XIX века во (л-югем принадлежит Н.С.Лескову, о чем сам писатель не без гордости замечал: "У нас не было хорсяих рождзственских рассказов с Гоголя дс "Зал.<ечатленного> ангела". С "Зал.^ечатленног^ангела они опять восли в иоду"?

Своеобразие творческой системы Лескова определили напряженные поиски писателем новых путей художественного выражения. Известно своеобычное отношение Лескова к традиционным прозаическим жанрам. Часто писатель отказывался от устойчивых кадровых наименований, создавая индивидуально-авторские определения, поражающе своим разнообразием. Лесков отрицал застывшие схеш. Структура жанра у него дшмгачная, во ютогои экспериментальная. Это в полкой мерз относится и к жанру святочного рассказа.

Святочные рассказы Ласкова - наглядный пригэр активного переои/ысления писателем рождественской литературной традиция, новаторского преобразования усто.тскэгосл канонического дояра. Изучение соотнесенности траднпио^гх яотокоз и новаторских алемсптов лесксзекого саигочиого творчества обращает я проолимч связей художественной оиотега Лескова с русской и западно-европейской литературной трашцизй, требует осныс-лэпия взаигяэпоЯствп лескпвского творчества о творчеством

Лесков И.С. Собр.соч. :3 : V. :Гослитиздат, 1956-1958.-

Т V П / ' 1 "

X . X I . — *чио.

других художников олова, Мешанке данных проблем дарует необходимость расширения контекста душ сопоставительного анализа, Тема, связанная с изучением наяра святочного рассказа, дает возмохаооть обратиться к рошшшю проблем народнооти, национального своеобразия русской литературы, разкрнть соотнесенность творчества пноателя о фольклором, о библейской традицией.

Нстчиая новизна работ определяется, таким образом, самим предметом исследования.

цели я задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования заклшаотся в том, чтобы проследить логику зволщии русского святочного рассказа на материале творчества Н.С.Лескова и его созременшжов, выявить идэйно-худо-ео стаенное своеобразие лесковских святочных рассказов, соотношение в них традиционного и новаторского в историко-литературном контексте, в связи со святочной литературной традицией.'

Для подтверждения научной достоверности работы необходимо отметить, что в диссертации использованы, кроме худо-. явственных произведений, письма, статьи Лескова, в том числе не публиковавшиеся долгое время, воспоминания современников; учтены результаты диссертационных исследований последнего времени.

Практическая значта-ость работы. Материалы в результаты исследования могут Сыть использованы при чтении вузовских лекционных курсов и спецкурсов по истории русской литературы XIX века, в спецсеминарах по творчеству Н.С.Лескова; изучение некоторых святочных рассказов Лескова ыожет быть включено в школьную программу по русское литературе.

Аяробапия работы. Диссертация обсуждалась на семгаарах

научного объединения азоирелгоэ, заседаниях яафвдри русской клаосгчаокой ¿штзратурв МПУ. По матагиолам явсеартацяокного ксслэдовання опубдаковано пять отатай.

Структура и объа^ работу. Диеозруааия объемом IB6 стра-

А

ниц состоит га вввдэнкя, трех глаз, згжлю-Ьния я списка литэратура, вастатызащего 225 натэповакяй,

Ео взэяагот сбосиогывается выбор теш, за актуальность, научная ковнзка, опрэдаляптоя даля и задачи псслэдокання, (^ор!фякрувтзя оспов'.пгэ пологе игл, шносимкз ца зехкту, дазтеч краткий обгор литература вопроса.

В пзгтоЯ глагз ?С?аковлонкэ и развитие жанра оеяточного рассказа" прэдотавлза краткий очорн история ланра.

Идз Кмо-содориатольноа качало святочного рассказа -праздш? Рстгтстпа Хряотоза. В глава ясаидуетоя коихлвкс наиболее ргепровтрр.кэшщх, устой тагах "раахзстоввсмпс мотивов", когорда еосхогл? я Езолголмавм екззкздям: семьи, до-¡/лх-эго очага, лгбопного опаиэнзя я оплочепггл лгдзй, чуда, дара, спаозпгя. Вздукей идеей празджгоюго роздзетазпекого мироощущения язлявтея идзя освобсядгизл в спасенгя человечества, преодоления CKSPVH н пафоо утвзрядзяшт 3/3ни. СоОи-тием Тождества утверждается цэийосгь и достогнотво духовного человека, который уже но япляятся узником соостванного тала, а наоборот, способен ямастать в спол Вселенную, в Евангель^ ском послании "К ^латям", потере» читается г-о время Рок лас т-веиской 1!ояготнэгшоЯ литургяи, сказало, что "Бог послал Синя Своэго /Кязнородиого/", "чтооц искупкть подзакокних» даоы пек ':олучи?ь усш!0ВЛйш:з'7Гал. 4, 4 - 5/, "лосоку ты у*з из раб, но С1Ж, а если ешь то н наследник ьохи2 чрез /»'шсуса/Ариста" /Гал. 4,7/.

1Дшволико-содержательнея, образно-эмоциональная суть роадественских празднеств оыла усвоена, интерпретирована в развита в святочной литературе.

В нашей работе исследуются не только святочные /рождественские/ рассказы, но и новеллы, повести - то, что Ласков назвал "рождественским родом литературы",

исновные требования к святочной прозе, определящие по сутн ее видовое своеобразие, оыли сформулированы Лесковым в святочном рассказе "демчужное олерелье": "от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера - от Роздества до Крещенья, чтобы он бил сколько-нибудь Фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть

вроде опровержения вредного предрассудка, к нахмпеп - чтооа

„ т

он оканчивался непременно Езсело"»

Далее нсс.тодугтся естокя с&чкзчной проза в русском фоль--клоре и литературе.

цпоцпалышй раздел посвящен ново ста К, В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" п изучения гоголзвс:;оЗ традясш в святочных рассказах Лескова.

В повести Гоголя раздвинуты рамки кайра обычного святочного рассказа, преодолено достаточно узкоо "роздоственоиое задание". Теага святок сливается с эпической темой народа, национальной нсторзи, приобретаот невиданный досада размах и глубину звучания. •

Одан из основных мотивов "Ночи перед Рождеством" -одоление черта. Христианско-мифологнческае образы зла у.Гоголя огтро'дени, "одомашнены". Это именно народный взгляд, вы-

I.Лесков Н.С. Собр.соч.:В 12т.-М.:Правда.1989.-Т.7 - С.4.

ргботанкиЗ граяацяэй русского фольклора. В то зо время писатель покализаз?, насколько мозвт быть дойствзнка сала "чертовщины", сэдь образа зга, преяатявлотпшз, на пэршЗ взгляд, ирони-часка-п&амшшво,' способа пряности к трагедии, поэтому Сорьба с требуэт больппх усилия, прездэ всего - ирав-ствотпшх. Здесь встает вопрос о духовной силе чэловэка, а ?ают пробгз.'ла нравотв-згаюго выбора, самоопредолзнкя личности.

3 соогззтст^пл с пародзо-соэтзчоспой я христианской: тра-длппзЗ хуппэетЕОН.чий .тар Лссг.сза, гак я Гсголя, дзлзтся гга "удзлц с~зга я глрака". "Удел СЕЗта" - отачзскз цслянз начата руссхма лшзни. С "?.фзяом" ссягэяа котови "ряг.етгя", дзо&птеосзэ, бессЕсггп. Нагся на подсбноз обсроткдчестро содзрглт свлтсггшз рсссксэн Лэспога "Цутег-зстЕГЭ с нигилистом", "Отбсгпоэ зерно" я другая. Соэдавач спои' сстлрячесхкэ гшн, Досйоз ошзраггя сп'гоэггау ввя, г^рзскэгха, бдсстя-гг-'Э Еосг;г™ост1 которой реализовал 1Ъголь.

СгсбгЗ рзздзл глава сосвяаяз прззнашс:^ вяасспзу гжгра сгято'"ого рассхаса Чарлзу Йпдэпеу, который зосал в сознание русского п пгсгс:г-^еглЛ поргод" рг^ангтя литературы.

Благодаря Дп^г.?гзу - создзхолз дпкла "Рсядостезнскпх поаэетзЗ" - ¿а^р получал всекзрзуп ¿звсстность.

Конечно, сгяготпгл прзза в др7гях странах, в том числа а з Россия, сфорг.'зрсгал^сь я существовала до Диккенса, отличаясь разнообразие:* в разработка роадвственсаой темы, па-Ш1скгип,яо своеобразным подходом, стилистикой и т.д. Однако худсг.ссгг.зииыЯ опыт Лжккенса повлиял на дальнейшее развитие ганра - в одних случаях вызнал пелый пзшал ученических подражаний, в другта - был освоеп творчески, что привата к конструктивному развито» традают саяточной литература.

Свой роадестБвнсяшй цлс: £аккеао рассматривая как социальную шосию. Существо 5илоо(4аь, которую ^.аатьдь также назвал "рождественской? - прзододзпяа смерти, Есгуплеяие е воскрзсение, нравстзеняоа возрождение ч<зрез гшюгордао к деятельное добро. Именно ¡¡а этой основа сгроЕ! Диккзкс его» возвышенную апологии Роадаства: "Эхо радостшк дай - дои милосердия, доброты, всепрощекгн"! Дкхкзкс нор/от в сдаалл Нового Завета, и главное в его вэро - ¿угшгеплеская, нраг-ственная сторона, "религия сердца1'.

Эта позиция чрезвычайно близка взкядак Хэсхоза, который

признавал "важность Евангелия", где, по его убегдзнаэ, "сор

крыт глубочайший емнел жизни"? "На цср-ловность по дая таго, ■ злиться, но хлопотать «¡до не о .¿йй, ~ замечая он в одно?,! из писем. - Ее время прошло и гпсюгда более Еоавра^дгая, между тем как цели христианства вечна";'

"Семейными пьсателклш" назвал Д.С.Лихачев Лескова б Диккзнса: "Лесков как бы 0руасд1.й Диккенс". Не по'хои?, чхо -он похож па Диккенса вообще, в мавере своей) ппйи.а, а поте^. что оба - в Дикконс, и Лесков - "сеазйано. югеагаа" • /.../, которих читала в семье, оэ'суждалп всей ськьоЕ, ювса-тели, которые гс/ею! огрогдюе скаччн^е для нравственного ■;-ормгрования человека"?

1. Диккенс Ч. Собр.соч.:3 ЗОт.-Й. :ШЛ,1957--1965. - Г. 12 -

2. Лесков Н.С. Собр.соч.:3 Ит.-.,.'.:Гослктиздат,1?Со-1У53.-

:.П - С.233.

3. Лесков Н.С. - Там хе. - С.287.

4. Лихачеь Д.С. Литература - реальность - литература. - Л.: С^в.писатель, 1984. - С. 145.

"won "Рождаоггснсхиз ясвеотя" Да*»зква пз

acero обпрпог'' r.pyra сгяточиоЯ лигоратурн, пвлзнал их ."пзргсч r^s-sra". йг'згаю от дзилепсозской традяпга оттал-кгаал i создавая сзсЗ оиятотанй щши

Лплпо г. patío re раесмгяразао*ся полеияческсэ усвоенко • с^адзд?! и сгзогобразчо огеиюишх рассказов Лосхсоза.

BjQPfíií J'íüL" - "Русская сюютшая Литература второй па&'>Л'XIX soTta" /тс^цтачэокяЗ cirsp,' гсэтяка гзнре/.

- НТоргя г-лчоггт /ту ^еп врзга рЕсцгзта свято »atoro расскта В р7Г;';-.~;> лпторатурс. 'Нг-чр so;-74í"l гргг^яяоэ Р20-пр.ойзр".'"Г'"'г; :: пвлъг-ополся но-тзгспг.оЛ яопудяркоогаэ у eras« кгрс'ах crc~D пуфгякз. Олкс*» гогьем отот сглзап бия

к) сгпч'г.э о jtisstsG:',. скотт-то » :этлт'л-ст5см язчатпоЯ сгея-

сс'-шо.з vgsyrj&^.ti.

. л ■yzizCi гатот/'-л о стаговлетп^ русского оел .

тотегг? ргсс"г.":з. г.з rcsy-H vi crepaíjpor-ercirг* ясигхпого OOD'1'.'..'г'л г, jx?.-;'-—■-en.'* re С,г?»?. г? ?б>дч jc:ecep?a-

з -с"» ч oí-' •¡-'•"i^.r^b , н

pycova ГГ'-гутгцз половив

XIX Рутснга cth::14t:?j< zzíejxxypa птсгс-сбрзопа и псод-

ZSP0£2&, 3 СГЛЗП С бз.по тгаа5С*.;}ящфоза?ь 3

ссосать К201«чп2.г.ягпгэ сглтэ^пяэ гзторгляя.

В sxop-íS prsmwpsrra нгдболоэ характерны;» темы . з. сзвзтн- ртсетт* сютотагх р-зеекззев, шгоояадо едэлать К1ХЕСЛ о том, тгса з-последазЗ тр-^тг. ПХ звга сформировался яанроЕыЗ cTopícrm рст.лосггенег.ого рассказа, который скла-дкзалсл под c'^nj-":-^ зетгаивм западно—европейской святочной литературной адалин з еэ вэрззшшх достижениях в творчества Гоф^зна» Ддаенса, Дндорсопа и другкх азторов.

Русский святочный реосказ в его кассовой раздоиуггостк . ограничился эшггоиско.1 подрашдеи классЕчаиюй сюточзо£ литература. Его ююль характеризуется ншагас-к устойчивых "рождественских юж)?/, там к образов, постояшшгл иебороы сшетньс: ходов, одаооо'рг&шл композита«. Таковы, наирикэр, святочные рассказы Н.А.Лсйккпа, к.С.Барашювкча н других.

Саь^а практтт создался подойник святочно pLcoicasoii, написанных специально к праздничным я&гам, сзаошщй щ.-и*:-тер газетно-куркашшх публикаций предполагали, что расс^а-зы эти будут прочитали и забь-ш до следующего сезона, к которому поставлялась новая партия "свяготаой продс/i пек".

Однако б этой иасое сыточцах рассказов шделяются произведешь оршънашгцз, бысоког доаесгвокьи'с.

Ис1ф8пкяя задушевность к гч-нлота отлачас» оьяточлто рассказы П.В.Засоднмскаго, едосованшс детям, - "Бздейi Христос", "Ночь иа ГГогахй год", ''История двух олап" и ?р,

Повести Д.В.Грьгорсвкча "Рокдес®зоиокая ноч'и", "И;:..:-Ю1Й вечор", хотя о кс одооодоп от подражания Д^тесгсу, в то гиг Ераш содержа? р«у. 'кихвр^сикк паводок в овяточяогл 8Ыфб, Писателю вельая отказагч» в укаьки найти вмродш»«-ОК1ШЙ подход к разработке lipkbir-itíofi lena.

Совершенно пеобишш» прикерок йуккцкояпромчкя kí-uoíií.-ясского ро^дествьиского гаяра является свАточкай расвс&з A.Oci'.üOHir-ia /А.0.Новодворской}/' "Тотуша". ¡1ро;:зьедыг„о г>тэ г/охет послужсть кялисгрздяей того, кякио удшктслыша ново-ротн г/оглз возникать в судьба каааяась Оц давно устоявшегося -.аира, обреченного вращаться и однообразной круге повтора-« шп/ся тем к мэтивов.

> 9* ..' '

- Пз;:злу2, a. pyocjuü ¿шторагурэ arc одинсгаснЕоа пронзвэде-ÍS3 хзяом рэлз» Гйэ нпргяоггяязго и п то згэ гро"л оргояэт-,ЕЭ- есздолягевй osawnrssí ф>гш п' ocjwaayáo -явдхотсэсксв, рс-£0л?5пс!£зсэ' еогярггзгэ.- Sssysánnaa saspisoEa^äasno каояи-; pgtnss. peu», «ягэтзей ; фзр:.-з a pseorasa Сгпгоат обернулась сутгззггго регкззгпгззгой iTîœsœEresarofi ' ядэдлогла. Зкил '••eTöTj2rae бгагза згтгохзд &ззсэ»оя, прсазволу*

пггл "pîjCTss ззугда*» ' najssra сйззосггхЕзгшоЗ ¿зйги. Толк» злось psib зл»-г о » бьтжзгду з оо «одалгзткчэскоЗ

ТрЛТгГ-СОТЧ» .

• ß зйгея «rbyrra ргзозез • a.0cjk:ozk а, сгч?ль hscçjr;suî-

si*3 r-э trir-cr""», 'fe&sxîKSi sssrá рт? в рзс'лг^ гллра, с-з~ р™сл сгз п кг^Т-гсасиа кч-.

vísí^ « г-з-1'»'.'; Д.С'.ч'зго

/^^r^iT^^rr^A'n.^rv't огз с&тяз"**

'KS S3*» гкгГ'Э, /^vrrr^.'fï rsr'S'f. Я РИЛ «рМЗ-

nzn 'г^гл",- sj:ÄY» ¿^ar^nn /%*-

jcœrtns п ^cp-r-'Лп грягяюЬг» "»ак/ягяикпг:

e^rinV"R»3,-3,e, То-леП

Рс.шетеогзгггЯ рлежг» А^.Зу^з":-:::. ."îftsr-'rw гг-гп гуеул»:::4 tsisps« svajrapMcrx1: «Ьвяо&г: "Сга о-^кь гд> бгг.о» ума» я с.^лгнэ"! Но с?а сашпта - rr.<»no

Сут-оря!?. ■ Ргес-гзз г» гаогск ла удстазтг.зрчл .■'?';;•:-'•-л по' сутасгеу, « n . f' не ирггу-о i::mtí.~,;íc¡ сбои s-v^^^vî , ттгеатзль тег,- иеисэ оцо-гаваог- "Трагеяпп «j-sa пустягоа"

Т. Лесг.-л Н.С. Собр.соч. : В Иг. - Т.П. - -WU.

- 10-

"высшиы о аилом". В этой оценке присутствует глубокая зажн- . терессвакность в дальнеЕпем развитии и обновлении святочного рассказа, неравнодушие к судьбе жанра. Тем более, что именно в это время готовятся к внгоду собственный сборнЕЗ Лескова "Святочные рассказы".

Творческая задача состояла в ток, чтобы разругать штампы, проложить новые пути. Настрой, с которым Лесков приступал к работе, был боевик, полемичным. Прежде всего необходимо было отмежеваться от поставщиков "массового" святочного рассказа, вое изъяны н пороки которого для Лескова бшш очевидны. Писатель выступил не только против современного ому .. примитивного "рождественского чтива", но вступил в творческое, соревнование о главным авторитетом в святочкой литературе - Диккенсом, Лесков отдает должное английскому рома- ■,;; насту, однако не стравзгся вступить о ш в открытое оопер- . качество. В одном вз рвоевааов своего цикла - ."Жемчужное ..'" ожерелье"- Леонов так характеризует "Раадоотввнскнв поввстн" .' Диккенса: "И они. конэчно. прекраснн, но в них есть однообразие... автор неволит себя выдумывать в сочинять фабулу, подходящуюк програиме"?;''

Содерааннеи своЕх святочных рассказов Лесков блестяще доказал, что яесткие рвмкй,"тесвота жанра" вэ препятствуют его аволнлвш: " в святочвнй рассказ,'Находясь во всех его рамках, все-такя может кэдшмэняться ихфедотавлять ¿обд- ^ пытное разнообразие, отражая в себе и свое время и нравы"?

Глава третья 'Святочный рассказ в творчество Лескова и его современников" выявляеттрадидионныв истоки имоыенты -новаторства в лвоковоком свямчном творчестве. . I. Лесков Н.С. Собр.соч.:В 12т. - Т.7 - С.4. 2. ЛесноеН.С. Таи ■: " \ * :

При отбора материала шаги ставилась задача сделать обзор всех свкгочных рассказов Лескова, а нэ только тех, которые сам писатель включил в сборник "СЕЯточные рассказы" IEJ86 года и в 7 том Собранна сочинений 188Ь года. Мно-

>

таз святочные рассказы, напржзр, ".Белый dpan", "Грабеж", "Христос в гостях у мужика", "Под Рождество обидели", "Пустоплясы" и другие по разным причинам в свяючные сбор- шея не еопш, тогда как общая жанровая природа этих произведений в рассказов цякда очэвиднэ.

'. Кроет того, в диссертации исследуется святочная тема^ тика лесковсхого творчества в налом, начиная со "святочных , иотизов" в произведениях Ш-х годов. Ыатерлал исследования составили такаа произведения, пртикакга к святочта рассказам, хотя и пэ Екзгдгэ ссотвзтс?Е8яаого ганрового обозначения. Дело в том, что Леонов всегда стрекался к установлена вяут-ренних СЕяаей мзяду свокка: твореннякз а кэ очень чзтст ссблвдал транша мезду. цихяаиз. Voseo говорзть о взаииоцрэ-нгцаэмоста, открытости лэсковскшс цахсоз, которые не заиккуты, а постоянно перекрепявавтся, пересекается. Об этой свиде-'•'. тельстзуот, к примеру, тот факт, что в рассказа "котатк" "Уха без рыбы" упоминается только что вышедяй собственный лесковокий сборник "Святочныз рассказы". Авгорокая позиция - становится предаю том спора а поводам к рассказу новой святочной каторга. l'epoa святочных рассказов "Пугало", "Ьигура" ' - типичные лесковокгэ "праээдгпая". И s то га преет в рассказах "о праведниках" "Павлин", "Человек па часах" налицо святочная тематика, таким ооразок, лескозскяЗ святочный що'л, скрепленный жанровой ой'шэстнз и обвеа 1^розоз-зрзччзской •/. встгтическо?. установкой на обновление жанра, разоишут в целое художественного клра Лескова.

Начало спепр-ЮТеска роядаствеиекой птоза Бескова отпо-

12 --- ' алтея к 70-и годам. Дебет sior сложат претната нсебшео-венно удачшЕг, соомльку он ознаменован соаданазм oftaaspsa-» . Ивнного шадзвра, когорт цраагвея ."я пара, к поааасрз", - ' "Запечатлй-нкгО: штзл". Свое твореказ шз;гор ск&йдзл гаяро-вша подзаголовком "роадостЕэаскдй р&зсказ".

Конечно, перед е&>,м ко обнчнггй ~ коротка,! - раздай^ векозгай рассказ» По объему эта скорээ повесть. Но узе здесь проявилось отрвдакма каблона, штонЕзарозанаой структуры святочного рассказа, стшшао' творческим кродо Лескова, С одаой оюронн, в развзрауток спхете "гапаотгглг.лохо ангела" соблюдены eco правзша' святочного рассказа. Но пазатель- • скоа мастерство Сголъ велико,'что Еанровкэ препона по ограничивают, г наоборот - оздздущругф з пзоб^г«.-твлшость худийГйЕа. Такой тайрчшаЗ.подход Хзр^ов егщс-кпд и тогда, когда смхочтаЛ рассказ стая постаяшши ган-* ром его писательского "репертуара" £0-х - налога S3-;: голо;*. ' Еасико та "еьн^оадая ксдаль" - рсадостьв^окад хшяз, • ■'.' , которая зароздалась в "Запо-алгдонкаа ангела*, были опроад;- -. роеана затем на шогаа свжсочш» рассказа я ptccjcaau "ваге?*!*. . Цреяде всего это своообразкло "сшгочнао сЗоогоя^ольо-хка" -ни только время, но а каото дэймаяя,. хотореэ обусдазжгзз-ет атмосферу тесного общения, "рохзствонского "Жесточайшая поземная пурга/.»./ загнала кнакотьо.азгзВ в одинокий постоялый £зор, столица бобшшгл среда главой а ' нэобозршвдй ¿мвд <ЩЯЩЗ.оь в одной кучо даоряла» . купца и краезч^^ц руерщ^к кррдва, и чувата"!

Так, с ojgpít озороац, до^тегаатся эффект. "уста задзртоЗ ; ' роздестзенскоЯ кваэаткв", а с. другой ^ миь- ;.

нее - писатель пояучаат ушвгацьну» Е^дмадазгь собрать во- . •

. .. 1> Ласков Н.С. СсЗр.соч.:В12г, ^ Т^Ь - С.ЗЭ7.

' — is -

©д®*о кя бн ¿es Руот»,. зсэ сословия и нации, соединить лю-дгй.. а кз фор«а'5хг»чса5виааа, а просто человеческом общении:'-"Сойлгх-та ч'пщ й рента па такоа ночлеге было невозможной . Сргт.эрао та sa вводная сдана предвествувт святочны.: • рассгазсп "Цтташсгвш о пипккстом", "Отборное .зерне", "Сбггсн", "Бэлй орзд", "Пустопляои", очерковой зарисовке "Пргскчеико знатноехи" а др. Почти во всех святочных и рас- сказах "кстати" подобный зач7.н"провсца11узт" ситуации беседа, салзжгя, сдара, погорай разргиаотся на конкретном пра~ тлело, сс:ю"п1~* cessícm произведения я свое—

сбрсжсм ":|рзготЕзпп:-г!' уроаси*.

1 рассхг;за!"'11з храэ cssta" от привыч-

ке! п;:зи jrtfcsüóro, брггетвзнкого. воссоеда-

сСэт.Ч ""з госстл'-'тгитолкюз сея?п человека о

Гогсг.%

""ат-П".: "На "«зп слста*' о-гтэтя.гм» ргл~п::мч з "сгяточ-рглсузез" З.Г,йсра.'«ка) "Coa "a-capa". Oí^^ -í'í загас загаг.-a cssTOTtac раесг^зоз Гзекоза -- •SiwjI cprf, котор'Л sít'jp о5о?за-с?л з подзаголовке kse ■ разекгз".

Долгое ::t-*5:.7i "сояздгрлтагз озре^ч:^ вредалжтойзо тзнкгтт-гезн'зо у Л-зсксга ргхтзсгаыпьннма уотсрироь--•'•гсж, 'кг то? гркг.'Г2ока!лаггЯ плгп, гюторна такему

т-т ronrftgfc^»' Нсзгч ягтзмэтгя црочгвнгя раесяа» . :-?з в работах ЕЛ.Тйжео", Р.Н.Рагдубпой,

:' •&ГЗЯ5згруя .сздсрпгчйа' й ¿згяжет • «актастачвйсого в "Ёадок

учеггзэ врнхолят з, выводу о сопрзкоеяэввяза зсуясаеет-, дазизЗ ерпрегу регикзаа Устава-.о •¡»»■¡тастачвсю» рваааэ-

■Х.' ^оздэ В»С. Cc3p.eo1.:3 12т. - T.I. - G.397. -

мои" Достоевского.

В рассказе дан автора взево во только субъективное восприятие мистических происшествий горсем-рассказчаком. Не к-епее интересна Лескову читательская субъективность, . позволящая воссоздать при внимательном чтении собственную реконструкцию событий. Вот почему в исследовательской литературе столь шого версий по поводу необычных явленна "Белого орла", но ни одна из них не исчерпывает до конца загадку лесковского текста. "СантЕстичесний изонток"./выражение Е.В.Тюховой/ остается, так что щкшдатся только удивляться творчзской изобретательности автора, оушБ^е« сделать интригующим и непредсказуемым непритязательный :. яанр, в котором обычно все известно заранее.

Перестройка стандарта святочного рассказа у Ласкова идет от особого поникания фантастического, чудоского - втой главной движущей прушшы традиционного роадествеяского ,. псчествования. Циклу "Увяточныз рассказы" /1В8Э/ писатель счел необходима.! предпослать, предисловие, которое во многом объясняет своеобразие его святочного творчества: "Предлагаемое в этой книге святочкыо раоскана наансадп мною разновременно для праздничных - преимущественно для рождественских и новогодних номеров периодических ездзнеё. Из этих рассказов только немногие ¡злеют злекзпт ч.у д е спот о - б смысле сверхчувственного ели таплегезн&оге. ■ Ь прочих пр.тчулливоэ Б^гадочпоа имее* своп основангя ко в сверхъестественном или овс^чувственное, а сстсхазт из свойств русского духа е тах обществсшплг вея!ий, в которых дяя кшогкх, - в той чйсло 5: для самого автора, на- ' писавзего эти рсосказн, заключается яиач::тельная доля странного и удизнтельного"^

I. .ческов Н.С.Пэлн.со5р.соч.:Т.1- 12. - Т.Ш. - Сйй.,

Тахш ойраэок, формирование понятая "чуда" у Лескова /в отличие от загадочного "Белого орла", рассхаза "Христос в гостах уяуаяка" или, к примеру, "Пустоплясы", где силен элейзн? мпоткпизма/ расходится с обычным пониманием. "Лес-ксвокое творчество направлено именно на познание мира, а на некоей мистической истина"? - справедливо утверждает С.Ф.Дгяттренко. Грутсэ дело,+ что Лесков - исследователь ситуаций необычных, "странностей", где часто смешаны противоположные начата, смещены реальные пропорции: "А в жизни, особенно у нас на Руси, происходят иногда вещи мудренее всякого-выкисла - и кояду тем такие странности часто оста-втся созсеы незамеченными"!

Святочный цикл Лескова изобилует такими "престранными, историями", парадохсгми и "прекурьегнита случаяга", , "самыми неожиданными обстоятельстве^" и "метаморфозами", "сюрпризами н Бкезепнестякз", . ■•' Одно из отличий лесковского святочного рассказа от каноничоского в том, что его ядром, кал и большинства произведений Лескова, /шляется курьез, анекдот. Лесков улав- . ливает анекдотзза самой жизна - "неисчерпаемый источник . матаюрфоз а преодолений", распахивая таким образом перед однообразным данром неограниченные обширные просторе открытий И ЕООЖЗДЭВЕШИ 2ЕЗЕИ. ; Статочная градация травестируотся, взрывается изнутри з таких, я йрта*эру, рассз&йах» как "Дух госпожи Жаялис",

1. йиитренко С.Ф. Ддейно-эстетичэсхие (функции вымысла в творчестве Н.СЛескова. - Ддс.на соиск.уч.степ.канд.фил,

■ наук. - М., 1986. - С.198.

2. Лесков Н.С. Собр.соч.:3 Ит. - Т.5 - С.270.

3. Толстзгузов ГГ.Н.Сказка а сказочность в творчестве А.П.Чехова 80-х годов. - ¿зс.на соиск^уч.стеа»канд.Фал.нау*. -1., 1989. -С.166. ' •. г

- 16- •■•■••.. "Малоннюя ояжйм\" "Вяювшш^к". в -др.- ' ' ... *•;'.

"Цреадажв в Изггнвряга зомги" » ея> "рка^та-опрЕ-* . ввддаигм" бос ерааадсаия,- "Путает4 -расвказ ©в "о^оратсэ". ■ баз оборотня. В яьсвсгвззанза .• ' •

самне разные шасси /а ук здгагггг £эмйчвгщ-ея к шйгг- - : рать/: а фагтезпгтеойвй уогвечюоггчг-ОЕЖй *шго$сов?гг;*Ж|»> ный план, и шш2а»дагзр1таро с®го2х«Н£э к грждазэ .

рассаозчиха» к трезв» -пргайЧЕна хаюв сайсгзз®{0 .евада.. ." ■

Анекдоту о к^рх-ваном проаяксггйа -/"пугггтй^ е. не-» ■ гшши-ом", "Отбораое оораэ"/ Леска» ^йКосоФсда ■

глубину и бвблойскай каияаб,- вадави кшнф»зз яшш, па перетй взгдзя,' црайуггз яяоддздвд, В р&кжгах •'-открывается и еагз ойш «• сгзйгякггжЗв « фкзэкет •

ретивая мраоводцзхвмоть к узво агсй-ктежкги у&г^з&сал '.. з обстаяозиэ р«кдаз, вззс&»2 • ..

лгзка обааруихзэт его» .

Тсорчссасз урс«к £сс:зга сняв уелс-«5а АЛ^зо-^сг.- •. Лихтер чоховог-зтг рс^гссг-гг-зэкгх акдаь&сз озз- '•. •

вдаакоэ згсалгдатляе:* П.НЛ'соуп-эг^сса •Ч&'.згА .

с творчсс?«- гс;уи Лгд кглср;^« 1 е;:;:^«

венских рассказов шг^ег«^"- о~л ьз кэ^сг: ' ." '

«ературоведчесюзг рс-оа? о СЕ&яга&г .р»о«а ."0.

Вслед за Гсгагеу г Чзхоь ног.е.,.;; ч

суть "казка", карзо::еткв. Его* "ко^ог-ог;^.;. »л^и«.*

::елаз -зл^а "рях^нюс", -хот сг.-л-о'й:^?.

взносится в заг-гаго, оЛсдгп-тггзе сс-мй ссрга сшнзк и заргсовов. Лисахоль осрсосяпязихт еосс^« общий р.гс1;кя~ роз-отжа. 3 его яхнлихирях "кчекарад" открюастск с.?о»:>: ¿•горда - :;тра:;;пж, кйп?»г.злднцу - нчач.м.:. Ъ тсч^)«?.

сков", "Истого дниэ великомученики" я t/л.др./ на находим пародайно-цроническое сшжегаю праздничного рождественского ритуала. . Стихия чеховского сдаха, г«а л у Лескова, воираэт в себя не только воселутэ шутку, но и сатиру, сарказм. tía шгапкэ шутливыми строками явство1и:э проотупаот абсурд в беспроовот?;ость етш*.

И несмотрл ка явное кижнноз ^благообра-

зно, у Чохоза оотот'лооь иозткчеоксэ ецуг'зшю Гождоотса: "Поздравит ейо с Роздсство;.!, - EsC&s о;{ фятсрогячу » IBC3 году. - Поэкпоский праздник, Eass тояг.?,о, что из Руси народ бедой н гояодаи, а то бк атот праздник с ого снегом, óazssz г,ор"еьк-я п горогон бвл бы/.../ с!-'э:м кра-стагд врзгзпск года. Это когда, тажется, что сам

Еог езда? па '-1- , .

PyccKKQ сгятпн пег. всмодонпе народной вглшей "сказоч-1:осге"о оэ обязатгшлоЗ победе?! .гобра над злом ргсуот Лесков в о&1гочпо.ч рлгодегз "Ззорьп.

Нсслодоватолп кгоднопраиго упровгля писателя в том, что финал рассказа гыгяядпт неправдоподобию, подогнатшм под "святочное законна", что иораяизаторский "счсстливий кеягп-' даетоа а дагсгеЕсогзгоЗ трактовке?

Традпдая, безусловно, ирпоутеттуо?, по событейлий ряд рассказа подчиняется егззй соботвэпной вкутрештй логккэ. Еаетщо како пяцпозмк» -сегоездтгя гудг^зсгвопная сноюфша поьсстговмкя. Яазгегоаяоь по своим внутренним загонам, велю- • чаэдкм и фольклорный г.-отгш чудзепого, рассказ из сод?рглт нп одной фзльяооя ноты.

Огшсшшз г.еобнкнокеняо^ дружби крепостного с ручная

1. Чехов \.И, ;;олн.солр.соч. и писем: В Зит,- К.:Наука, 1У74 - 1У6И. - Письма: Т.З - U.I02.

2. ttJ, ¡¿ц J^rcu ¿.«»/¡и-/:«(t.-¡L-<¡ * ¡л.íj J.l:fiidi : ti - /Ш-

- IB -

медведем, которого разъяренный берет осудил на смерть, а потом простил поп впечатлением роздественскоз проповеди, несет в cede еще одну очень валшуя пдею - фатстьзшгаго единения нэ только людей, но и человека с природой, всего живого, сущего. В таком соотношения чэловек выступает как часть целого, единого и неделимого гармоничного rapa.

Писатель кчтал соединить ж»де8, "разлученных неравенством" по какому он то ни оыло признаку - социальному-юш национал, нспу. -Бесспорно, главная забота сгго&шюго лзс-коеспого творчесгва - "загадан" и' "таинства" ругокеп луш, ко кояно смело утверждать, что Лоакоз, пготкггЛ "соадаша' •человеческого родства со всем кяром"? бия гдаьапки ютор-кадзонолистоп.

Есть в cBfíío42o« творчаотвэ Леовоеа одаз рассказ_ва додшатиув, болсапонау» дал Poccsnt таку с5 оврзяа ~ "жидовоквя кувнрбшгшгаг:0. Рассказ в'гог долгой . ■ vpcisa eq переиздавался, сил кез еа код здирснга а ездздэ пояБваоя в незе врогл только в 7 tc.v.o кд 4 ''

редакцией В.Ю.Тооещкзго в IS89 ro;iy. .

В чем причала такого зашпчиашшя?- Воронгво, щштасаы : рассказ казался тенденциозным, отразивши якебн нацпепа - ■ лястическяе настроения писателя. На cmx:.i деле это абсолютно не соответствует лзскоеской позшеш, истине текста рассказа.

"Надо избегать племенного разлада"? - таково биЬо принципиальное убевдзние писателя. "Единства трам человеческого v что на roBQpass» - ík> езть утопая,шдао. Лесков, -чс-сэвак плавай всего ддстоек участка, потому что он человек, — его состояние я повгмаю, к какой <5« нашюнадьности

Г» Лесков Н.С. Co6p»co4»iB Ит. - TJX»'.-'G»..3Q1, 2. Там хв. - С»404.

он кк принадгалал. "Родство ез духовноз паче плотского"!

Таизл образом, рождестваискуа идея объединения Лесков

подникаэт па порядок вкгпо: оп ратует за братское одиесннэ

по просто отдельных лвдзЗ, но цэльк народов, когда "несть

1 Г

нз элзпша,' ни кудзя, а бсэ Хрг.стос'Ч:

В святочЕи рассказах Ласкова оцукэяиз непредсказуемости, парадоксальности яизая карас?астг поэтому задачи -

и-

уврвпякь человека в "разукошш дозра и гла" - отаяеейтся оссбешю актуальной.

В СЕЯгочнув раясг Лесков суквл клзотать самое разнообразное содергаагэ. Вопросы социально-политические, идеологические, остро гц.гуадкка сзогносятся с йраЕСТЕСККо-чвд-лого&зкпяЕ гоэорйа»гш.я, П згеоь рождествзноко-

го раосяаза, гогоггз которого' соехо£Зг а евангельским оказаниям, раскршлэ'г газокогшэ в зем возмеаноотя кзебралб-ппя ремгтссг:» гхгга в дажнв вечного, в «сою "и»1?«

поЗ потг» Сга«Лйоэ качало ьногзх рассказов ич

явк'.зтея, гэдяд образом, чпего шесазй, ^.¿г&згздягкоЗ как есагоат шока псс.жс^'гзгп:, Ого не уелегпьл, а орга:пг«шЗ пазгсгл лззковского рож-

десувгнслок» рйзкс&а, г.зюргЗ срсавяяется часто как под-водяоз 1е>:б!глэ, кой*ско?» оевеяащай актуальныэ проблема сгп?-С-!.5 котки®, заповеди, завота. Таким образом

с;г.;алозал объемность, эпическая ю'.ого1рашос?ь

тегдтси-

Сппзздгя повествования предполагает и лярк^есгуп устремленность азторз, позвелявдуэ еку оъг:ь "блкзго к читатола", Яягяческое начало ураввовзпигает дидаягиз.'л некоторых рассказов, которие завершаются откр^гоГ: святочно;:

1. -г.есков ¡1.0. Собр.соч.:В 11т. - 7.П - 3.404.

2. Так* ге. - 3.^05.

- 20 -

проповедь». Проповеднический пафоо, обусловленный стремлением донести слоео "вечной правды", сблияазт Ласкова с Толстым, Достоевоким , Диккенсом.

При всем своеобразии художественного воплощения святочной темы писателями-гуманистами внутреннее единство между ними очень существенно. В лучших святочных рассказах доминирует общая тема - необходимость человеческого единения, соучастия н сострадания перед лицом общих проблем, таинства жизни и сдгэрги.

Обращение к святочному яаВру таких ыастерои, как Лесков, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов, Королонко, рассказы котор^гх исследуются в напэй работа, является лучшим под'гиерадзнпем актуальности и ЕззЕеспособности святочного рассказа. Универсализм и глубина идэйно-Еравстаопного содержания делают эти произведения прокр^о'игл чтением но

только на Рсвдэстео, по. ъ лкбог к; оия.

_* . ,

Таким образом, русский смгФ^Г рассказ кэ должен

рассматриваться как "преходящее яелэнзз" "бадяетристичес-

• ' '" е

кого быта" наяэЗ литератора.

Специальное изучение проблем русского святочного рассказа только начинаотсл. Дальнейшзз Еоадедовагкэ его художественной природа, особенно па фспо Есторпко-летератур-ного контекста, - интересное ж перспективное направление литературоведческой науки.

В зя&таченви назэГ работы подводятся итоги исследования, предлагается общее вшюды, вамачаэтея перспективы дальнейшего изученгя теми.

: Основные, положения днссертаюа отражены в оедушпе публикациях: . " '/

I. Фолк'лорннэ традиции в новостях H.G.Лескова "Очарованной странник" в "¡[г.сглортелхный Голзваа" //Фольклорные традиции в русс.х;; п советской литературе: Межвузовский сборник научных трудов. - М.:!/.ГЛИ им.В.И.Ленина, 1987. - С.88 - Юй. ?.. Vonz* фольклорных мотивоэ в крестьянском романе Н.С.Лескова "Еитне одной бабы" //Творчество Н.С.Лескова: {/ажвузов-скиЗ сборши научных трудов. - Курск: ШИК, 1у8и. - C.'jV - 114.

3.Н.С.Лесков о П.ИЛкушсше /"Овцебык", "Товарищеские воспо-(/пгажш о П.И.Якушкине"/ - £еп. з ИйЛЖ Aîi СССн от 12.09.89. 53057?,

4.Святочный рассказ э творчестве п.и.Лескова п "{.¿кккенса // Тезиса докладов иеавуаозскоЛ научной дсон.Гвренаил, посвященной 160-лзткэ со для ракюаая и.U.ласкова. - Орел, iSSI. -С.23 - 30.

5» Р&чзгк-е гапровой традоася в евлточянх рассказах H.C.JfeQiMoa s Д.ПЛзхога-. - ¿en. я ДО.Яа Дн СССР от 28.I2.9i. Л4а8А2.

/