автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Татарская поэма начала XX века как художественная система
Полный текст автореферата диссертации по теме "Татарская поэма начала XX века как художественная система"
На правах рукописи
□ □34 гмио
Надыршина Лейсан Радифовна
2 7 АВ Г 2009
ТАТАРСКАЯ ПОЭМА НАЧАЛА XX ВЕКА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
10 01 02 - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Казань - 2009
003475508
Диссертация выполнена на кафедре методики преподавания и современной татарской литературы ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им В И. Ульянова-Ленина»
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Галиуллин Талгат Набиевич
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент
Сайфуллина Флера Сагитовна
кандидат филологических наук Рахмани Равиль Файзрахм анович
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Татарский государственный
гуманитарно-педагогический университет»
Защита диссертации состоится «24» сентября 2009 г в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 212 081 12 при Казанском государственном университете им В И Ульянова-Ленина по адресу 420008, г Казань, ул Кремлевского, д 18, корп2, ауд 1113
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им НИ Лобачевского Казанского государственного университета им В И Ульянова-Ленина
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского государственного университета http //www ksu ru
Автореферат разослан « августа 2009 г
Ученый секретарь
диссертационного совета ^
канд филол наук, доцент /^-тс.— А Ш Юсупова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В начале XX века в татарской литературе обнаруживается многообразие жанровых форм, обусловленное культурно-историческим контекстом* ростом национального самосознания, формированием новой татарской интеллигенции, активизацией диалога с русской и западноевропейской культурами В своем творчестве татарские писатели начала прошлого столетия обращаются не только к традиционным жанрам, но и к новым жанровым формам (например, к роману европейского типа), становление которых связано с усвоением художественного опыта других литератур Вместе с тем, и традиционные (канонические) жанры претерпевают изменения в условиях становления нового типа художественного сознания и «полилога культурных традиций» (Ю Нигматуллина)
Актуальность работы состоит в том, что в современном литературоведении значительный интерес представляет проблема взаимодействия различных художественных парадигм В татарской литературе начала XX века, переживающей период ускоренного развития, взаимодействуют самые разные методы просветительский реализм, критический реализм, романтизм, модернизм Изучение процессов этого взаимодействия в разных жанровых формах дает возможность судить об особенностях литературного процесса в целом
Состояние изученности темы. В исследованиях татарских ученых в различное время рассматривались некоторые аспекты развития жанра поэмы в татарской литературе начала XX века В большинстве работ произведения этого жанра либо вписывались в контекст развития татарской литературы в целом, либо исследовались в творчестве отдельных писателей1 Специальных исследований,
1 Госман X Шигърият гомере / X Госман - Казан, 1978, Халит Г М Кешегэ Ьэм
чынлыкка мохэббот белэн / Г М Халит - Казан, 1975, Халит Г Яца гасыр поэзиясе / Г Халит - Казан, 1979, Нуруллин И 3 XX йез башы татар едвбияты / И 3 Нуруллин - Казан, 1982, Гайнуллин М Татарская литература и публицистика начала XX века / М Гайнуллин - Казань, 1983, Ганиева Р К Сатирическое творчество Г Тукая / Р К Ганиева - Казань, 1964, Галиуллин Т Н Шеехзадэ Бабич - сатира остасы / Т Н Галиуллин // Т Н Галиуллин // Дегьва - Казан, 1995 -Б 246255, Ганиева Р К Романтические мотивы творчества Шаехзаде Бабича / Р К Ганиева // Татарская литература традиции, взаимосвязи - Казань, 2002 - С 132-135,
3
посвященных системному изучению этого жанра, его места в жанровой системе татарской поэзии начала прошлого столетия, к" настоящему моменту не создано.
Научная новизна работы состоит в системном исследовании жанра поэмы и его типологии в татарской литературе начала XX века Жанр поэмы рассматривается нами в контексте литературного движения эпохи, в котором обнаруживаются различные тенденции-романтическая, реалистическая, модернистская В исследовании ставится вопрос о влиянии парадигмы художественности на поэтику жанра
Цель работы - системное исследование татарской поэмы начала XX века в культурно-историческом и историко-литературном контекстах
Поставленная цель предполагает решение следующих задач
- определение традиций и новаторства в развитии жанра поэмы в начале XX века в различных художественных системах реализме, романтизме, модернизме,
- создание и обоснование типологии татарской поэмы начала XX века;
- определение жанрового инварианта и его индивидуальных проявлений в рамках различных художественных систем
Теоретической основой данного диссертационного исследования послужили труды М. Бахтина, Ю. Лотмана, А. Веселовского, Б Кор-мана, В Бранского, В Быстрова, М Воскресенской, А. Бертельса, А. Шиммель, Е Мелетинского, М Гайнуллина, И Нуруллина, Г Ха-лита, X Усманова, Ю Нигматуллиной, Т Галиуллина, Р. Ганиевой, Н. Хисамова, Д Загидуллиной, Т. Гилязова и др 2
Гафиятуллина Н М XX йез башы татар шигьриятендэ модернистик эзлэнулар / Н М Гафиятуллина // Фэнни язмалар - 2003 - Казань, 2004, ЗаЬидуллина Д Ф Шеехзада Бабичньщ ижат юлы магьрифэтчелектэн шартлы сурэткэ таба / Д Ф ЗаЬидуллина//Рэмиев С Л , Бабич Ш М Эсэрлэр - Казан, 2005 -Б 159-163, ЗаЬидуллина Д Ф Денья сурете узгэру XX йез башы татар одобиятында фэлсэфи есэрлэр Монография / Д Ф ЗаЬидуллина - Казан, 2006, Яхин Ф 3 XX йез башы эпик шигърияте /О 3 Яхин // Эпик шигърият XX йез башы - Казан, 2002 2 Бахтин М М Вопросы литературы и эстетики /ММ Бахтин - М , 1975, Бахтин М М Эстетика словесного искусства /ММ Бахтин - М, 1986, Лотман Ю М Беседы о русской литературе / ЮМ Лотман - СПб, 1994, Веселовский А Н Историческая поэтика /АН Веселовский - М , 1989, Корман Б О Изучение текста художественного произведения / Б О Корман - М , 1972, Бранский В П Искусство
4
Методика исследования. В работе используется системный метод, в рамках которого применяется контекстный подход определяется влияние контекстов (культурно-исторического и историко-литературного) на развитие жанра поэмы как системы Основные положения, выносимые на защиту: 1 В татарской литературе начала XX века под влиянием культурно-исторических процессов складывается новый тип художественного сознания, одним из проявлений которого становится деканонизация жанров, становление неканонических жанровых форм,
2. В рамках реалистической парадигмы художественности в татарской поэме, сохраняющей связь с традициями просветительского реализма, усиливается критическое (поэмы 3 Башири, Я Мамишева,
и философия Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В П Бранский - Калининград, 1999, Быстрое В Н Идея преображения мира у русских символистов (Д Мережковский, А Белый, А Блок) Дис д-ра филол наук / В Н Быстрое - СПб, 2004, Воскресенская М А Символизм как миропонимание Серебряного века Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа Х1Х-ХХ веков / М А Воскресенская - М , 2005, Бертельс А Е Художественный образ в искусстве Ирана 1Х-ХУ веков (Слово, изображение) / А Е Бертельс -М, 1997, Шиммель А Мир исламского мистицизма/ А Шиммель -М, 2000, Мелетинский Е М От мифа к литературе Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика» / Е М Мелетинский -М,2001,НуруллинИ 3 ХХйвзбашы татар эдэбияты /ИЗ Нуруллин - Казан, 1982, Халит Г Многоликая лирика / Г Халит - Казань, 1990, Госман X Беек Октябрь революциясе Ьэм гражданнар сугышы чорында татар поэзиясе / X Госман - Казан, 1960, Госман X Шигьрият гомере / X Госман - Казан, 1978, Нигматуллина Ю Г Типы культур и цивилизаций в историческом развитии русской и татарской литератур/ Ю Г Нигматуллина -Казань, 1997, Галиуллин Т Н Шэехзадэ Бабич - сатира остасы / Т Н Галиуллин // Двгъва - Казан, 1995 - Б 246-255, Галиуллин Т Н Милли узан Ьэм шигьрият / Т Н Галиуллин // Татар теле, эдэбияты, тарихы - уткэне Ьэм бугенгесе - Казан, 2000 - Б 64-69, Ганиева Р К Татарская литература традиции, взаимосвязи / Р К Ганиева - Казань, 2002, Хисамов Н Ш Хетер сагында Эдэби-фэнни мэкалэлэр, ижат портретлары Ьэм публицистика / Н Ш Хисамов - Казан, 2004, ЗаЬидуллина Д Ф Эдэбият кануннары Ьэм заман (Татар эдэби нэзариясенен барлыкка килуе Ьэм усеш баскычлары) / Д Ф ЗаЬидуллина - Казан, 2000, ЗаЬидуллина Д Ф Модернизм Ьэм XX йез башы татар прозасы / Д Ф ЗаЬидуллина -Казан, 2003, ЗаЬидуллина Д Ф Татар вдэбияты Теория Тарих / Д Ф ЗаЬидуллина, Э М Закиржанов, Т Ш Гыйлэжев - Казан, 2004, Эдебият белеме Терминнар Ьэм тешенчэлэр сузлеге - Казан, 2007, Гыйлажев Т Ш XX йез башы татар эдэбияты тарихын укыту мэсьэлелере Методик кулланма / Т Ш Гыйлажев - Казан, 2002, Гыйлажев Т Ш Татар эдебияты XX гасыр башы лекциялэр, гамэли дэреслэр, тестлар югары уку йортлары ечен уку эсбабы / Т Ш Гыйлажев - Казан, 2007
5
К. Хаммадова, X Усадовой) и сатирическое (поэмы Г Тукая, Ш Бабича, Г. Гайнуллина-Чокалы, X Исхаки) начала;
3 Качественные изменения романтических поэм обусловлены становлением особой романтической парадигмы - «романтизма идей», что нашло отражение в тематике поэм, их пафосе, поэтике. В романтических поэмах начала XX века любовные коллизии, традиционные для этой жанровой разновидности, уступают место социальным: герой поэм все чаще изображается в своих социальных проявлениях;
4 Становление модернистской парадигмы в татарской поэзии начала XX века обнаруживается как на уровне поэтики поэм (обращение к мифологическим образам и сюжетам в новой функции, нечеткость, размытость границ между мифом и «реальностью»), так и на содержательном уровне рецепция модернистских концепций и их художественное воплощение (например, ницшеанской концепции о «сверхчеловеке», в поэме Н Думави «Шэрык даЬие» («Гений Востока»), появление экзистенциальных мотивов (конечности бытия, бренности всего сущего) в произведениях Ф. Ибрагимова, Б Мир-занова, Н Исанбета, С Сунчаляя
Научно-практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке лекционных курсов, семинарских и практических занятий по истории татарской литературы XX века, а также в рамках спецкурсов по проблеме жанра.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях и докладах на итоговых конференциях Казанского государственного университета (2007, 2008), на международной научно-практической конференции «Проблемы изучения и преподавания тюркской филологии1 преемственность поколений» (Стерлитамак, 2008), на международном симпозиуме «Языковые контакты Поволжья» (Казань, 2008), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы изучения и преподавания татарской литературы» (Елабуга, 2009). Основные результаты и положения исследования изложены в 7 публикациях
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность и научная новизна диссертации, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, его теоретико-методологическая база, методика анализа, характеризуется состояние изученности проблемы, излагается теоретическая и практическая значимость полученных результатов
Первая глава «Традиционная татарская поэма и ее развитие» состоит из двух разделов
В первом разделе «Эволюция реалистического направления в татарских поэмах начала XX века» исследуются реалистические поэмы в татарской литературе начала XX века.
В ситуации «полилога культурных традиций» в татарской литературе начала XX века параллельно развиваются и взаимодействуют различные творческие методы просветительский реализм, романтизм, критический реализм, модернизм
По мнению Ю Г Нигматуллиной, «метод просветительского реализма отличается двуплановостью, сосуществованием реалистического и идеального начала в рамках одного произведения Реалистическое - в критике, разоблачении невежества как социального зла, в обусловленности характеров героев общественной средой «Идеальное» - в поэтизации разума, интеллекта, знаний, в абсолютизации роли общественного мнения»3.
Данная оппозиция обнаруживается в целом ряде поэм, в которых на первый план выходит противопоставление просвещения и безграмотности как, например, в поэме Я Мамишева «Кеннекче карт» («Батрак»), где в качестве причины бедственного положения героя выступает его необразованность' Бу щэзалар бар да аца, / Укымаудан яшь чагын / Ьонэр кеби зур байлыкны / Ойрэнмвде ул тагын (Эти наказания все ему / От того, что не учился в молодости / И богатство ремесла / Не освоил он)А. Поэма содержит дидактическое начало автор неоднократно обращается к читателю с наставлениями, в которых выражается идея произведения
3 Нигматуллина Ю Г Типы культур и цивилизаций в историческом развитии русской и татарской литератур / Ю Г Нигматуллина - Казань Фэн, 1997 - С 110
4 Здесь и далее подстрочный перевод автора
В поэме К Хаммадова «Кумелгвн зэкявет» («Погубленное счастье») просветительский модус раскрывается через оппозицию старое - новое На примере судьбы героя поэмы ее автор подводит читателя к обобщениям социального характера о пагубном влиянии старых порядков на прогрессивные идеи К Хаммадов использует ряд интересных приемов для раскрытия идеи поэмы, например, пейзаж и сновидение героя, как способ раскрытия его душевных переживаний
Татарская литература просветительского реализма стала источником для формирования метода критического реализма, который развивался во взаимодействии с просветительским направлением.
В поэмах, созданных в русле критического реализма, характерная для просветительского реализма двуплановость осложняется социальной типизацией, углублением психологизма, обогащением системы характерологических детерминант: писатели открывают социальные и экономические факторы, определяющие характеры героев.
Одним из примеров такого взаимодействия художественных тенденций является поэма Я Мамишева «Моцлы хатын Бибигайшэ» («Печальная Бибигайша»), в которой критическое отношение к современной действительности сопрягается с социальной типизацией: автор в образе героини поэмы воплотил национальный художественный тип «матери нации» («миллет анасы»)
Еще один пример синтеза просветительских и критических тенденций, рассмотренный в данном разделе, - поэма X Усадовой «Саф кунел» («Чистая душа») В ней поднимается традиционная для татарской литературы начала XX века проблема судьбы татарской женщины. Основная идея поэмы раскрывается в монологе насильно выданной замуж героини, которая причину своего несчастья видит в невозможности получить светское образование. Судьба героини становится своего рода основой для дидактического обращения к читателю в конце поэмы Уку кирэк Ьэркемгэ / Хатын-кызларга, ирлвргэ, / Тырышыгыз укырга / Барып ерак щирлорго. / Вакыт э/диткэн укырга, / Туташларым, безгэ дэ, / Куптэн вакыт бит щиткэн, / Яшь егетлэр, сезгэ дэ (Учиться нужно каждому, / И женщинам, и мужчинам, / Старайтесь учиться, / В дальних краях /
Пришло время учиться, / И вам, молодые девушки, / И вам, молодые парни)
Значительный интерес с точки зрения способа художественной реализации идеи произведения представляет поэма 3 Башири «Поезд», в которой идеал, понимаемый как обновление жизни нации, воплощен в символическом образе поезда, которому противопоставляется образ вьюги как символ современного состояния татарского народа, критически оцениваемого автором поэмы.
Сатирическое начало широко представлено в творчестве татарских писателей начала прошлого столетия в разных жанрах литературы, в том числе, и в поэмах
В данном разделе нами были выявлены типические черты сатирической поэмы на основе изучения поэм Г. Тукая, Ш. Бабича, Г Гайнуллина-Чокалы, X Исхаки
В сатирических поэмах начала XX века авторы высмеивают негативные стороны национальной действительности. Способы и приемы выражения сатирического отношения оказываются различными
Так, например, в поэме Г. Гайнуллина-Чокалы «Биш мужик» («Пять мужиков») художественная идея раскрывается через социальную типизацию (в основе рассказа каждого из пяти мужиков сатирически изображенная типическая ситуация) Поэт высмеивает такие черты татарского народа, как беспечность, невежество, вера во всякие сверхъестественные силы. Авторская позиция включает в себя не только сатирическое отношение, но и глубокие раздумья о причинах изображенных социальных пороков.
В другой своей поэме «Надан ата» («Безграмотный отец») Г. Гайнуллин-Чокалы сатирически изображает столкновение нового и старого мышления через конфликт невежественного отца и стремящегося к просвещению сына.
Поэма «Шакерт Ьем хэзрэт вакыйгасы» («История шакирда и хазрата») X Исхаки высмеивает религиозный фанатизм в лице сельского муллы
Вершинными произведениями, написанными в жанре сатирической поэмы, стали произведения Г Тукая и Ш. Бабича.
Сатирические произведения Г Тукая всесторонне исследованы татарскими учеными Поэма Г. Тукая «Печен базары, яхуд Яца Ки-секбаш» («Сенный базар, или Новый Кисекбаш») представляет
интерес с точки зрения использования автором традиционного сюжета для выражения сатирического начала Сюжет о Кисекбаше становится основой для высмеивания различных социальных групп татарского общества Социальный идеал поэта выражается через «антиидеал», представленный гротескным образом Кисекбаша
Сатирические традиции Г. Тукая были развиты в поэмах Ш. Бабича Поэма «Кандала» («Клоп»), вырастая из реалистического и романтического мировосприятия, обогащается и условными элементами. Образ клопа, являясь символом, может интерпретироваться по-разному. Ясно одно поэма создана в годы Первой Мировой войны, что делает глубже его социальное звучание и дает возможность проведения параллели между сюжетом произведения и реальными событиями.
Во втором разделе «Романтические поэмы в татарской литературе начала XX века» исследуется жанровое своеобразие романтических поэм
В татарской литературе начала XX века складывается новая романтическая парадигма, в которой взаимодействуют различные типы романтического отношения к действительности традиции средневековой романтической поэзии Востока («восточный романтизм»), связанный с интересом к русской поэзии и, в частности, к творчеству М. Ю. Лермонтова «байронический» романтизм, наконец, «романтизм идей» «Романтизм в татарской поэзии начала XX века, -пишет Ю Нигматуллина, - в целом имел просветительский характер, это был «романтизм идей» В романтической форме (форме романтической образности - символизации, поэтизации героического, романтического лиризма, особой интонационной напряженности его выражения, использовании традиционных романтических образов восточной и русской литературы и т д.) преподносились идеи национального освобождения, осознания будущего татарского народа»5. «Романтизм идей», таким образом, стал своего рода синтетической формой, в которой соединялись различные романтические тенденции. Синтез этих тенденций по-разному осуществлялся в поэмах татарских поэтов начала XX века.
5 Нигматуллина Ю Г Типы культур и цивилизаций в историческом развитии русской и татарской литератур / Ю Г Нигматуллина -Казань Фэн, 1997 —С 117
Так, например, в поэмах Ф. Бурнаша «Казакъ кызы» («Казахская девушка»), «Дулкыннар арасьшда» («Среди волн») обнаруживается синтез «восточного романтизма» и романтизма европейского («байронического») типа Идеи национальной свободы в поэме «Среди волн» раскрывается через изображение героя-бунтаря, чьи переживания составляют основу произведения. В них на первое место выходит оппозиция прошлого и настоящего мысль о том, что великое прошлое уже не вернуть, а будущее невозможно сделать гармоничнее, лежит в основе конфликта произведения, который можно определить как фаталистический конфликт личности и судьбы
Влияние традиций «восточного романтизма» обнаруживается на уровне поэтики произведений Например, основу сюжета поэмы «Среди волн» составляют восходящие к сюжетам восточных поэм любовные коллизии; автор обращается к традиционным фольклорным образам, в частности, к образу Хызыр Ильяса.
В поэме «Казакъ кызы» восходящее к традициям «восточного романтизма» описание природы («Моцсу тынлык Сандугачлар сайрамыйлар, / Пырылдашып кунар урын сайламыйлар / Тын чабында Ьич берэу юк Яшь егетлэр, / Тавыш биреп, парлап чалгы кайрамыйлар /Яшереним, дип, алтын кояш Каф тавына, / Кача-кача ицэ урман артларына» - «Грустная тишина .. И соловьи не поют, / Не ищут себе места, / Тихо на лугу Никого нет... Молодые парни, / Не точат звонко косы. / Солнце, желая спрятаться за гору Каф, / Прячась, заходит за леса»), включающее традиционные восточные образы (образ соловья) и мотивы (мотив тишины), соединяется с символикой ночи, которая, с одной стороны, приобретает экзистенциальную семантику (подчеркивает трагизм человеческого бытия), с другой - социальную (проводится параллель между ночью и жизнью нации в эпоху перемен).
В поэмах «Айсылу» и «Габдельман» поэтическая идея связана с представлениями об идеальном человеке, который, по мнению автора, должен посвятить свою жизнь служению нации, народу
Героиня первой поэмы, с малых лет воспитывавшаяся среди русских, пробуждается от многолетнего сна и отправляется на поиски своих корней Напротив, Габдельман, герой второй поэмы,
изображается как человек, забывающий о национальных ценностях и, в конечном итоге, расплачивающийся за это своей жизнью
Просветительская доминанта в «романтизме идей» по-разному проявляется в поэтике поэм Противопоставление «идеального» и «реального» может раскрываться через оппозицию прошлого и настоящего, фантастического и «реального»
В романтических поэмах начала XX века их авторы часто обращались к национальной мифологии и историческому прошлому, к легендарным и историческим лицам- Сююмбеки, Чингисхану, Чура батыру и др Интерес к мифологии и истории - одна из особенностей литературного процесса начала прошлого столетия, когда писатели, художественно воссоздавая историческое прошлое, зачастую идеализировали его как время независимости и соотносили с современностью
Например, в поэме К Юлдашева «Чура батыр» используется сюжет известного дастана, в котором, по мнению исследователей, ключевой темой является история падения Казанского ханства6. В образе легендарного эпического богатыря автор воплощает национальный идеал, в котором на первое место выходит идея героического служения своему народу
В поэме Б Мирзанова «Инкыйлаб» («Революция») поэтическая идея раскрывается через обращение автора к фантастике поэт создает образ идеального подводного мира, противопоставленного действительности
Значительный интерес представляют поэмы поэтов, в чьем творчестве взаимодействуют различные художественные тенденции, как, например, поэмы Г. Рахима «Баллада» и «Яу» («Орда»)
Герой поэмы «Баллада» стремится к идеальному, красоте, символом которых выступает Девушка Поэтическая идея раскрывается через ряд бинарных оппозиций небо-земля, мечта-действительность, жизнь-смерть. В описании Девушки обнаруживаются характерные для восточной поэзии образы (образы драгоценных камней, золота). Баскыч буйлап моцар таба югарыдан твшэ бер кыз Мвхеббэтле караш белэн карый моцар буматур кыз Кигэн теме бу гузэлнец ¡шва
6 См ИбраЬимова Л Терки халыклар ижатында «Чура батыр» дастаны / Л ИбраЬимова - Казан Фикер, 2002
кебек зэцгэр атластан, алтын тащы башындагы, тукылган якут-алмастан (По лестнице сверху спусается к нему девушка одна Смотрит на него взглядом, полным любви Одежда на ней из голубого, словно небеса, атласа, золотая корона на голове украшена рубинами и бриллиантами) В образе-символе Девушки воплощена идея красоты, как безусловной ценности, способной преобразить окружающий мир
В поэме «Яу» художественная концепция раскрывается в условно-символической форме Примечательно, что символические образы у Г Рахима зачастую приобретают философское, экзистенциальное звучание, как, например, образ степи, выступающий как символ памяти, связующего моста между прошлым, когда гремели бои, погибали люди - рабы тщеславия, и настоящим, где никто об этих войнах не помнит и не думает о неизбежном конце Мысль о конечности всякого существования отражена в образе Вечного Странника Алмый искэ улэсен, юлчы Ьаман алга бара, / Аньщ арты баш свяклэр квлеп-ыржаеп кала (Не думая о смерти, странник идет вперед, / За ним смеясь-оскалясь остаются только черепа)
Вторая глава «Новые искания в татарских поэмах начала XX века» посвящена изучению влияния модернизма на татарскую лиро-эпику
В рамках модернистской парадигмы в татарской литературе начала XX века получили развитие несколько течений1 символизм, экзистенциализм, импрессионизм, позднее - футуризм (А Кутуй), имажинизм (К Наджми) Наиболее заметными явлениями в рамках модернизма стали символизм и экзистенциализм, что обусловило структуру второй главы
В первом разделе «Влияние символизма на татарские поэмы начала XX века» анализируется поэтика поэм Ш Бабича («Газазил» («Демон»)), М. Гафури («Адэм вэ Иблис» («Адам и Демон»)), Г Сунгати («Хозыр» («Старик»), «Су анасы» («Водяная»)), Г. Хариса («брэк» («Приведение»)), Н Думави («Шэрык даЬие» («Гений Востока»))
Одной из особенностью этих поэм является мифологизм: в основе их сюжетов - традиционные татарские мифы (как языческие, так и сложившиеся в исламской мифологии)
В большинстве из этих поэм авторы создают модель «антижанра» Беря за основу традиционные формы тюрко-татарской поэзии, писатели наполняют их противоположным по сравнению с исходным жанром содержанием, причем возможны две стратегии создания «антижанра», пародийная и непародийная7
Поэмы Ш Бабича «Газазил» и М Гафури «Адэм вэ Иблис» -образцы пародийного антижанра, а «Хозыр» Г Сунгати, «9рвк» Г. Хариса - серьезного.
Ш. Бабич в своей поэме «Газазил», обращаясь к известному мифологическому сюжету изгнания Демона с небес, выражает свое сатирическое отношение к явлениям современной действительности Художественная идея поэмы, состоящая в том, что стремление к власти осмысливается как порок, приобретает комическое звучание, причем комизм усиливается именно за счет соединения несоединимого1 хоровое исполнение «Марсельезы» бесами, благодарственная речь «избранного», жонглирование флагами
В основе сюжета поэмы Г. Сунгати «Хозыр» («Старик») -известный миф о Хызыр Ильясе, одной из функций которого в исламской мифологии является покровительство путникам Мифологический контекст поэмы (Хызыр помогает сбившемуся с пути герою), соединяется с философским (путь выступает в поэме как символический образ, как символ человеческой жизни) и социальным (образы бурана, вьюги, символизирующие катастрофичность бытия. Мена ачы буран башланды, / Куросец бит куз дэ ачып булмый, / Щиле ничек уйнап сызгыра, / Кыямэтме, бэбкем, эй Ходаем, / Бвтен юлга буран туздыра / (Вот начался буран / Видишь же глаза даже не открыть /Как ветер играя, свистит/Не ад ли это, дитя, о Боже / На всем пути метет буран)
Обращает на себя внимание изменение традиционного для татарской мифологии изображения Хызыра в большинстве случаев этот мифологический персонаж, соотносимый с архетипом мудрого старика, изображается как седой старец с посохом, в то время как у Сунгати Хызыр предстает в совсем другом облике (в лохмотьях, с безжизненным лицом, хранящим отпечатки пережитых потерь).
7 Давыдова Т, Пронин В Теория литературы Учебное пособие / Т Давыдова, В Пронин -М Логос, 2003 -С 60-63
I В татарской литературе начала XX века авторы зачастую обра-I щались к историческому прошлому, представляя своего рода мифологизированное видение истории. Эта тенденция обнаруживается в произведениях различных жанров, в том числе, и в поэмах.
В поэме Н Думави «Шэрык даЬие» («Гений Востока») мифологизируется личность Чингисхана, который выступает как символ мужества, силы, свободы Для раскрытия поэтической идеи поэмы автор использует ряд традиционных символических образов, в частности, образ солнца, который в восточных литературах часто используется для идеализации героев. Идеализируя Чингисхана, Н. Думави в то же время утверждает мысль о том, что ни одна личность не может овладеть бесконечной властью: Двнъя зур, фэкать, Чыцгыз, мин до анда / ПадишаЪлык кыла алмыймын бер заманда / Курэмсец, алмаш-тилмэш хвкем итэм / Бер анда, ж^р астында, бер монда (Мир велик, но, Чингиз, и я в нем / Не могу царствовать одновременно / Видишь управляю поочередно, / То там, в подземелье, то - тут)
Во втором разделе «Экзистенциализм в татарских поэмах начала XX века» анализируются произведения Ф. Бурнаша, Н Исан-бета, С Сунчаляя, Г. Шарифи, и Ф. Ибрагимова, в которых обнаруживаются элементы экзистенциального сознания
Характерные для экзистенциального сознания представления о бренности человеческой жизни, о конечности бытия проявляются в поэмах Ф Бурнаша («Коркыт»), Н Исанбета («Сукбай» («Бродяга»), «Качкын» («Беглый»)), С. Сунчаляя («Сунгэн жан» («Угасшая душа»)), Б Мирзанова («Султан гол» («Увядший цветок»)).
В поэме Ф Бурнаша «Коркыт» основной становится идея неминуемой гибели любого человека. Всякая попытка главного героя избежать смерти заканчивается осознанием безысходности положения В итоге, Коркыт понимает основной закон бытия Хэзер белдем котылмак юк улемнэн (Сейчас узнал нет спасения от смерти)
Герои поэм Н Исанбета «Сукбай» («Бродяга») и «Качкын» («Беглый») также приходят к мысли о неизбежности смерти, бессмысленности жизни В поэме «Сукбай» герой изображается на границе прошлого и |^тстоящего. Вечный странник, ищущий свое счастье вдали от
родины, герой остается один на один со своей печалью, понимая, что прошлое уже не вернуть, а счастья в будущем не обрести: Эйттелэр «Ил ташлаган бу», - дип мине1 Яман суз бу1 / Бер баеп кайтмаммы дип йврдем, Ъаман куцелдэ сез> / Калмады мин ятмаган щир бер казарма, тврмэ дэ, / Эзлэдем бэхетне, ah, тик тапмадым бер щирдэ да* (Сказали «Родину он бросил1» Ужасное это слово! / Думал вернусь однажды богатым, а в душе — вы1 / Не осталось места, где бы я не был, ни одной казармы и ни одной тюрьмы / Искал счастья, ах, только не нашел нигде')
В поэмах «Сунгэн жан» («Угасшая душа») С Сунчаляя и «Сулган гел» («Увядший цветок») Б Мирзанова сюжетной основой являются этапы эссенции и экзистенции главных героев Если в первой поэме описывается печальное бытие девушки, так и не узнавшей счастья и радости жизни, то вторая поэма повествует о сорванном цветке, что в символической трактовке предстает как символ красоты, что заставляет читателя задуматься о судьбе татарских девушек.
В поэмах Ф Ибрагимова «Теш» («Сон») и «Гармун тавышы» («Звук гармони») утверждается мысль об абсурдности и бессмысленности бытия
В поэме «Сон» сновидение героя становится точкой оценки, переосмысления жизни, которая осмысливается как путь между жизнью и смертью
Во второй поэме в жизненных перипетиях персонажей обнаруживаются экзистенциальные мотивы. Каждый из персонажей (потерявший надежду старик Ахмед, вдова, вспоминающая о былом счастье и ничего не ждущая от будущего; насильно выданная замуж девушка) экзистенциально переживает собственную драму В переживаниях четвертого героя на первое место выходит не личная драма, а трагизм бытия народа в целом Донья тетрэткэн беек дэулэт сунэ, / Эш Ьаман артка бара, топкэ бата, / Зур арсланнар бетэлэр, кумэлэр (Угасает потрясшее весь мир государство, / Дела идут все назад, идут ко дну, / Могучие львы уходят, их хоронят) говорят уже не только о конце человеческой жизни, а об обреченности всего человечества
I В заключении подведены итоги исследования и сформулированы I основные результаты
1. В начале XX века татарская литература переживает обуслов-I ленный культурно-историческим контекстом период ускоренного развития, проявившийся в полилоге культурных традиций, во взаимодействии различных художественных парадигм, многообразии жанровых форм
2 В поэмах начала XX века трансформируются восходящие к средневековой восточной поэме жанровые традиции, обнаруживается взаимодействие (синтез) различных художественных методов просветительского и критического реализма, восточного романтизма и романтизма идей, романтизма и модернистских тенденций.
3. В реалистических поэмах начала XX века взаимодействуют просветительская и критическая тенденции Формы такого взаимодействия различны, но, вместе с тем, инвариантной остается восходящая к художественной стратегии просветительского реализма оппозиция идеального и реального (произведения Я. Мамишева, X. Усадовой, К Хаммадова), осложненная критическим и сатирическим (поэмы Г Тукая, Ш Бабича, X Исхаки, Г. Гайнуллина-Чокалы) пафосом
4. Синтез различных художественных традиций («восточного романтизма», романтизма европейского типа, «романтизма идей») обнаруживается и в романтических поэмах начала XX века. В произведениях Ф. Бурнаша, Г Рахима, К Юлдашева, Б. Мирзанова и др. используются приемы «восточного романтизма», но в то же время характерные для романтизма бинарные оппозиции приобретают социальное (Ф Бурнаш) и историческое (К. Юддашев, Б Мирзанов) осмысление
5. В ряде поэм начала XX века обнаруживается влияние модернистских течений, символизма и экзистенциализма. На уровне поэтики влияние модернизма проявляется, в частности, в мифо-логизме: авторы этих поэм (М Гафури, Ш Бабич, Г. Сунгати) обращаются к образам и сюжетам национальной мифологии, к историческим и легендарным героям, противопоставляя прошлое и настоящее, идеализируя прошлое и высказывая отношение к
^ настоящему через его соотнесение с прошлым
В ряде поэм Н. Исанбета, С Сунчаляя, Ф Бурнаша, Б. Мирзанова, Ф Ибрагимова обнаруживаются элементы экзистенциального сознания, выражаемого в мотивах безнадежности, смерти, непреодолимости трагизма бытия отдельного человека и всего народа
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
I. Статья, опубликованная в ведущем рецензируемом издании, утвержденном ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
1 Хабибуллина JI Р. Диалектика развития жанра поэмы в татарской литературе начала XX века / Л Р. Хабибуллина // Учен зап. Казан ун-та. Сер Гуманит науки -2008.-Т 150, кн 8 -С 83-89.
П. Статьи, опубликованные в сборниках и научных изданиях:
2 Хабибуллина Л P. XX йвз башы татар поэмаларында мифо-логиянец урыны (Роль мифологии в татарских поэмах начала XX века) / Л Р Хабибуллина // Ученые записки - 2007 сборник / Науч ред И. А Гилязов - Казань Изд-во Казанск. гос ун-та, 2008 - на тат яз. - С 289-295.
3. Хабибуллина Л Р XX йез башы татар поэмаларында мифологик образлар (Мифологические образы в татарских поэмах начала XX века) / Л Р. Хабибуллина // Фан Ьэм тел - 2008 - №1 - Б 26-29
4 Хабибуллина Л Р Архетипический образ Старого Мудреца в татарских поэмах начала XX века / Л Р. Хабибуллина // Проблемы изучения и преподавания тюркской филологии преемственность поколений' Сб. материалов междунар научно-пракг конф, посвящ 80-летию академика M 3 Закиева и 10-летию кафедры татарской и чувашской филологии, Россия, Республика Башкортостан, г Стерли-тамак, 18-20 сентября 2008 г. / Науч. ред M В Зайнуллин; Отв ред И. С. Насипов, Зам отв ред И С. Мансуров - Стерлитамак Стер-литамак гос пед академия им. Зайнаб Биишевой, 2008 - С 267-268
5. Хабибуллина Л. P. XX йез башы татар поэмаларында символлар (Символы в татарских поэмах начала XX века) / Л Р. Хабибуллина // ФанЬомтел -2008 -№4 -Б 26-29
6. Хэбибуллина JI Р. Ф Бурнаш ижатында денья сурэте узгэРУ (Трансформация картины мира в творчестве Ф. Бурнаша) / JI Р Хэбибуллина// Проблемы сохранения языка и культуры в условиях глобализации. Материалы VII Международного симпозиума «Языковые контакты Поволжья», Казань, 2-5 июля 2008 г. / Науч. ред. И А Гилязов - Казань- Казан, гос ун-т, 2009. - На рус. и тат языках - С 398-401
7 Надыршина Л Р XX йез башы татар поэмаларында сызлану фэлсэфэсе (Экзистенциализм в татарских поэмах начала XX века) / Л Р Надыршина // Татар адэбиятын вйрэну Ьэм укыту. Бетенрэсэй фэнни-гамэли конференция материаллары (13 май 2009). - Алабуга АДПУ, 2009 -Б. 153-156
I *
/л
Отпечатано в множительном центре Института истории АН РТ Подписано в печать 30 06 2009 Формат 60x84 'Дб Тираж 100 экз. Усл. печ л 1,25 г Казань, Кремль, подъезд 5 Тел 292-95-68,292-18-09
Текст диссертации на тему "Татарская поэма начала XX века как художественная система"
ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина»
Кафедра методики преподавания и современной татарской литературы
На правах рукописи
04200959046 Надыршина Лейсан Радифовна
ТАТАРСКАЯ ПОЭМА НАЧАЛА XX ВЕКА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации
(татарская литература)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Галиуллин Талгат'Набиевич
Казань - 2009
В.И.Ульянов-Ленин исемендэге Казан дэулэт университеты Укыту методикасы Ьэм хэзерге татар эдэбияты кафедрасы
Кулъязма хокукында
Надыршина Лэйсэн Рэдиф кызы
ЭДЭБИ 1ЩАТ СИСТЕМАСЫ БУЛАРАК XX ЙвЗ БАШЫ ТАТАР ПОЭМАСЫ
10.01.02 -Россия Федерациясе халыклары эдэбияты (татар эдэбияты)
Филология фэннэре кандидаты дигэн гыйльми дэрэж;э алу вчен
диссертация
Фэнни ящтэкче: филология фэннэре докторы Галиуллин Тэлгат Нэби улы
О
Казан - 2009
Кереш
Эчтэлек
4
Беренче булек. XX йез башы традицион татар поэмасы Ьэм
аныц усеше...................................................................................................21
1.1. XX йез башы татар поэмаларында реалистик юнэлешнец яцарышы.......................................................................................................21
1.2. XX йез башы татар эдэбиятында романтик поэмалар.....................40
Икенче булек. XX йез башы татар поэмаларында яцача эзлэнулэр.......87
2.1. XX йез башы татар поэмаларына символизм агымы йогынтысы....................................................................................................87
2.2. XX йез башы татар поэмаларында сызлану фэлсэфэсе..................133
Йомгак........................................................................................................151
Библиография............................................................................................156
!
Кереш
Теманыц актуальлеге. Милли мираска менэсэбэтнец узгэруе нэтиж;эсендэ, халыкныц уз уткэне, мэдэни байлыгы белэн кызыксынуы арту, моца кадэр кулэгэдэ калып, куренми яткан эдэби катламнарныц ачылуы эдэбият тарихына, тикшерелми килгэн яки берьяклырак ©йрэнелгэн куренешлэргэ яцача карарга мемкинлек бирде. Татар эдэби-эстетик Ьэм ю^тимагый фикерендэге яцарыш идеялэре поэзиядэ башкачарак тикшеру критерийларын алга чыгаруга юл ачты. XX йез башы эдэби мэйданындагы поэмаларны терле ижат юнэлеше Ьэм агымнарга мвнэсэбэтле ейрэну дэ -шундый влкэлэрнец берсе.
Поэма сузе грек теленнэн алынган, "эшлим, иж;ат итэм" мэгънэсен ацлата Ьэм кулэме ягыннан уртача яки зур булган шигьри эсэргэ карата кулланыла1. Поэмада прозаныц хикэялэу алымнары, сюжет-композиция твзелеше лирик чигенешлэр, кисэклэр белэн бергэ урелеп, аралашып килэ. Сурэтлэнгэн вакыйга Ьэм персонажларга яки аларга бэйле яшэу, тормыш турындагы мэсьэлэлэргэ автор уз менэсэбэтен, бэясен дэ биреп бара . Анда дэверне лирик-гомумилэштереп сурэтлэу Ьэм чынбарлык куренешлэренэ тегэл-аналитик якын килу кушылып китэ . Поэма терара жанр буларак карала Ьэм "лиро-эпика" дигэн баш астында туплана4. Поэма жанрын хэзерге жанрларныц, гомумэн, эдэбиятныц башлангычы дип билгелэуче галимнэр дэ бар5. Эдэбият белемендэ поэманьщ ике торе аерып чыгарыла: лирик
1 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. - Москва: МПК "Интелвак", 2003. -С. 781.
2 Эдэбият белеме сузлеге / Тез-ред. А. Г. Эхмэдуллин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. -Б. 138.
3 Галиуллин Т. Н. Дыхание времени / Т. Н. Галиуллин. - Казань: Изд-во К ГУ, 1979. - С. 243.
4 Тамарченко Н. Д. Методологические проблемы рода и жанра в поэтике XX века / Н. Д. Тамарченко // Теория литературы. Т. 3: Роды и жанры (особенности проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 96-99.
5 Коваленко С. А. Художественный мир советской поэмы: Возможности жанра / С. А. Коваленко. - М.: Наука, 1989. - С. 3.
башлангыч естенлек иткэн Ьэм эпик башлангыч алга чыккан. Эпик поэма жанрнын, анасы дип бэялэнэ6. Олеге тэгълимат татар эдэбияты яссылыгында да раслана. Чыннан да, куп гасырлык язма мирасы булган татар халкыныц суз сэнгате, нигездэ, шигъри формада усэ-узгэрэ Ьэм' эпик башлангыч алга чыккан поэманьщ теп урын алып торуы белэн характерлана. Татар эдэбиятында беренче поэмалар рэтендэ Йосыф Баласагунлыныц "Котадгу белек" эсэрен карыйлар. Элеге эсэр дидактик поэма теренэ кертелеп тикшерелэ . Татар эдэбияты ечен нигез ташы саналган гаделлек, акыллы идарэ, зиЬен Ьэм саклык, эхлак Ьэм гаилэ проблемалары китапнын, узэгенэ куела Ьэм образлар системасы аркылы ж;иткерелэ.
Болгар чорына караган куренекле "Кыйссаи Йосыф" поэмасы да, эпик башлангыч алга чыккан эсэр буларак, поэма жанрыныц усешендэ яца этапны нигезли. Олеге эсэрне ейрэнугэ Н. Хисамов, Р.1 Ганиева, X. Мицнегулов кебек галимнэрнец купсанлы хезмэтлэре багышланган8. Тикшеручелэрнен, фикерлэре бер ноктада кисешэ: Кол Галинец беек гуманистик поэмасы романтик иждтныц куренекле урнэге булып тора Ьэм, татар эдэбиятындагы кешелеклелек, гаделлек, сабырлык Ь.б. бик куп югары эхлак сыйфатларын зурлап, "камил инсан" тэгълиматын алга серэ.
Татар эдэбияты кичергэн беренче Ренессанс Алтын Урда чоры белэн бэйле. Бу дэвердэ эдэбиятта поэма жанры узэк урынны алып торуын дэвам итэ. Сэйф Сараи, Хисам Кятиб, Котб, Хэрэзми кебек шэхеслэрнец традицион сюжетларны сэнгатьчэ эшкэрткэн лиро-эпик эсэрлэре романтик рухта шэхесне зурлыйлар, илаЬи мэхэббэткэ дан жырлыйлар. Мэсэлэн, X. Ю. Мицнегулов, Сэйф Сараиныц "СоЬэйл вэ Гелдерсен" поэмасын
6 Бройтман С. Н. Историческая поэтика / С. Н. Бройтман. - М.: Академия, 2004. - С. 322323.
7 Татар эдэбияты тарихы: Алты томда: 1 том. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1984. - Б. 76.
8 Ганиева Р. К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали / Р. К. Ганиева. - Казань: Изд-во КГУ, 1988; Хисамов Н. Ш. Беек язмьпнлы эсэр / Н. Ш. Хисамов. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1984; Хисамов Н. Ш. Поэма "Кысса-и Йусуф" Кул Али / Н. Ш. Хисамов. - М.: Наука, 1979; Хисамов Н. Ш. Кол Гали Ьэм терки "Йосыфнамэ" / Н. Ш. Хисамов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2006.
тикшереп, биредэге образларны тудыру алымнарын, шэрык эдэбияты белэн бэйлэнешлэрне, традицион мотивларны барлый9. Геройларны гадэттэн тыш сыйфатларга ия итеп сурэтлэу, мэхэббэт тарихын гэудэлэндеру, лирик кичерешлэр байлыгы поэманы шэркый романтизм кысаларына кертэ. Хисам Кятибнец "Демж;емэ солтан" поэмасы исэ татар эдэбияты Ьэм теле тарихын ейрэнудэ генэ тугел, э урта гасыр татар социаль-фэлсэфи фикере тарихын тикшеренулэрдэ дэ чыганакларныц берсе санала10. Котбньщ "Хесрэу вэ Ширин"е, поэма жанрыннан усеп, шигъри роман буларак та карала ала. Низаминыц шул исемдэге эсэренен, тэрж;емэсе булган хэлдэ, бу поэма татар милли суз сэнгате узенчэлеклэренэ яраклаштырыла. Поэмада традицион рухтагы проблемалар кутэрелэ: "ул гаделлек нигезендэ ил белэн идарэ итуне Алтын Урда ханнарына урнэк итеп куярга тырыша, халык мэнфэгатьлэре белэн яшэуне югарьь кутэрэ"11. Хэрэзминец "Мэхэббэтнамэ"се, мэхэббэткэ дан ж;ырлау, хатын-кызны зурлау аша, гомумэн, кешелекне, яшэешне олылый12.
Казан ханлыгы чоры шагыйре Мехэммэдъяр иж;аты ике поэма* белэн билгелэнэ: "Нуры содур", "Техфаи мэрдан". X. Ю. Мицнегулов фикеренчэ, шагыйрь ижатында "камил инсан" тешенчэсе шактый ачык тесмерлэнэ. Мехэммэдъяр уз укучысын игелекле эш-гамэллэр генэ кылырга чакыра13.
XIX йездэ Габделж;аббар Кандалый иж;атында реальлеккэ йез тоткан поэмалар да мэхэббэт темасын узэккэ ала. Анын, "Фэхри", "Сэхибжэмал" кебек поэмалары, сурэтлэу объекты итеп гади, гадэти жир кызын ала, шагыйрь эсэрлэрендэ шэхес иреген, кешенец бэхеткэ, мэхэббэткэ хокукын таный Ьэм ярату хисен табигый тойгы буларак сурэтли. Шул ук вакытта
9 Мицнегулов X. Ю. Сэйф Сараи. Тормышы Ьэм ижаты / X. Ю. Миннегулов. — Казан: КДУ нэшр., - 1976.-Б. 106-122.
10 Исламов Р. Алтын Урда эдэбияты / Р. Исламов // Казан утлары. - 1998. - № 9: — Б. 176.
11 Ул дэрья да бу дэрья: Борынгы эдэбият. - Казан: Мэгариф, 1999. - Б. 333.
12 Мицнегулов X. Ю. Деньяда суземез бар... / X. Ю. Мицнегулов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1999.-Б. 72.
13 Мицнегулов X. Ю. Гасырлар енен тыцлап... / X. Ю. Мицнегулов. - Казан: Мэгариф, 2003.-Б. 45.
автор татар хатын-кызыныц авыр, фаж;игале язмышын тасвирлый14. Болар Габделж;аббар Кандалыйныц поэмаларын реалистик мотивлар белэн баета. Шагыйрьнен, бу эсэре ж;анлы кеше образы тудыру Ьэм сурэтлэу чаралары яссылыгыннан халык иждтына таянуы белэн узенчэлекле.
Тулаем алганда, XX йоз башына кадэр иж;ат ителгэн поэмаларда традицион сюжет-мотивлар теп урынны алып тора, алар дидактик хикэялэу стилен Ьэм гуманлылык идеялэрен раслауга буйсындырыла. Бу поэмаларныц узэгендэ узен мэхэббэт хислэре очен корбан итэрлек лирик герой тора, Ьэм ул экият каЬарманнарына якыная. Лиро-эпика тулысы белэн романтизм кысаларында карала ала.
Без тикшергэн чор татар суз сэнгатендэ исэ поэма жанры тамырдан узгэрэ, ер-яца усеш сукмакларын барлый. Т. Н. Галиуллин фикеренчэ, куп кенэ сюжетлы шигырыюрнец нигезендэ поэма материалы ята, э шагыйрьлэр элеге кулэмле жанрга вакыйгалы шигырь аша килэлэр. Поэма эЬэмиятле вакыйгаларны узэккэ ала, поэзия усешенец яца юлларын барлый Ьэм шагыйрьнен; башка, аеруча лирика елкэсендэ эзлэнулэренэ, фэлсэфи-этик уйлануларына йомгак ясый. Милли эдэбиятта. поэма кебек зур жанр-формалашу элеге эдэбиятньщ югары усешкэ иреигуе хакында сейли15. XX йоз башы татар эдэбияты да нэкъ менэ поэма жанрыныц яца кеч алып мэйданга чыгуы белэн характерлана. Бу исэ милли суз. сэнгатенец элеге чорда яца усешкэ ирешуен, камиллэигуен раслаучы куренеш булып тора.
Шуныц белэн беррэттэн, XX йез башында шигъриятнец, бигрэк тэ поэма жанрыныц усеп китуен иж;тимагый фикер, сэяси шартлар узгэру белэн яца ж;эмгыятьнец мэдэни нигезен, идеологиясен эзлэу башлану белэн бэйле рэвештэ дэ карарга мемкин. Эгэр урта гасыр йж;тимагый, эдэби фикеренец
14 ЗаЬидуллина Д. Ф.1 Татар эдэбияты: Теория. Тарих / Д. Ф. ЗаЬидуллина, Э. М. Закир^анов, Т. Ш. Гыйлэжев. - Казан: Мэгариф, 2004. - Б. 109.
15 Галиуллин Т. Н. Дыхание времени / Т. Н. Галиуллин. - Казань: Изд-во КГУ, 1979. - С. 249.
бер узенчэлеге булып илаИи сузнец зур абруйга ия булуы торса16, дини идеология арткы планга кучеп, илаЬи сузнец эИэмияте кими барган чорда аныц урынын "басма", юкдци суз ала17. Бу исэ, уз чиратында, шагыйрьлекне пэйгамбэрлек миссиясе белэн тэцгэллэштеругэ китерэ. Бу хакта Ю. Лотман
1 о
ейрэтулэрендэ дэ эйтелэ . Шул рэвешле, агымдагы чорда шагыйрь авызыннан чыккан сузне илаЬи суз дэрэясэсендэ кабул иту шигъриятнец усешен нигезли. Поэмаларныц куплэп иж;ат ителуе дэ, элеге узенчэлеккэ бэйле тестэ, халыкка иж;тимагый-милли, эдэби, фэлсэфи фикерлэрне экиткеру максатыннан чыгып башкарыла.
Гомумэн, XX йез башы татар халкы очен милли мэдэниятнец яцарыш чоры буларак билгелэнэ. Элеге уцай куренешлэр, нигездэ, 1905-1907 нче еллар революциясе белэн бэйле рэвештэ барлыкка килэ. Бу инкыйлаб татар халкыныц юк;тимагый-сэяси фикер усеше Ьэм рухи-эхлакый, мэдэни потенциалын реализациялэу белэн бэйле яца усеш этабын нигезли. Вакытлы матбугат, театр, нэшрият эшендэге уцышлар, милли мэгариф алгарышы И.б. татар халкын яцарыш юлына чыгара19.
Купчелек галимнэрнец билгелэвенчэ, XX гасыр башы татар эдэбияты тизлэтелгэн усеш дэвере кичерэ. Эдэбият белеме тизлэтелгэн процессный;, нигездэ, еч терле формасын аерып чыгара: 1) билгеле юк;ат методларыныц Ьэм эдэби агымнарныц классик эзлеклелек белэн бер-берсен алмаштырып килуе; 2) бу буын-звеноларныц нинди дэ булса берсенец тешеп калуы; 3) билгеле бер тарихи чорда терле ижат методларыныц Ьэм эдэби агымнарныц
16 Гафиятуллина Н. М. XX гасыр татар шигъриятендэ Тукай / Н. М. Гафиятуллина. -Казан: Матбугат йорты, 2002. - Б. 25.
17 Мухаметшин Р. М. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века /
Р. М. Мухаметшин // Очерки истории татарской общественной мысли. - Казань, 2000. - С. 160.
18 Лотман Ю. М. Литература в контексте русской литературы ХУШ века / Ю. М. Лотман // О русской литературе. - С.-Пб., 1997. - С. 122.
19Амирханов Р. У. Татарский народ и Татарстан в начале XX века: исторические зарисовки / Р. У. Амирханов. - Казан: Татар, кн. изд-во, 2005. - С. 143.
очрашуы, аралашуы яки янэшэ яшэве формасында20. XX йвз башы татар суз сэнгатендэ вченче узенчэлек алга чыга. Элеге чорда милли эдэбият традицион романтизм Ьэм XIX гасырныц икенче яртысында усеш алган мэгърифэтчелек реализмыннан тэнкыйди реализм, синтетик характердагы романтизм Ьэм модернизм агымнарынын; янэшэлегенэ йез белэн борыла, Ьэм элеге агымнарныц катлаулы кушылмасы кузэтелэ. Татар суз сэнгате ечен традицион саналган реализм Ьэм романтизм юнэлешлэре дэ сыйфат узгэрешлэре кичерэ, сэнгатьчэ фикерлэунец яца алымнары белэн баетыла, синтетик характерын кечэйтэ.
Чыннан да, XIX - XX гасыр чиклэрендэ татар эдэбияты уз усеш юлында яца сукмаклар сала башлый. Бу фикер, бердэн, Кенбатыштан килгэн яцалыкларны узлэштеру белэн* бэйле, аерым алганда, суз сэнгатендэ модернистик эзлэнулэр, шартлы.алымнарга таяну, икенчедэн, милли-мэдэни. традициялэргэ игътибарныц артуы белэн дэ дэлиллэнэ. Бу алгарыш, уз чиратында, традицион реализм Ьэм романтизм узенчэлеклэреннэн тыш, символлар, экзистенциаль мотивлар, мифологик образлар, архетипик образлар И.б. куренешлэр' белэн кызыксыну кечэюгэ алып килэ. Эдиплэр, татар суз сэнгатендэ гасырлар буе салынган елгелэрне яцадан* куздэн кичереп, реалистик Ьэм романтик эсэрлэрне дэ яца элементлар белэн баету омтылышы ясыйлар. Шуныц нэтиж;эсе буларак, милли поэзиядэ традицион рухтагылары белэн янэшэ терле башлангычларны узендэ берлэштергэн бер твркем лирик Ьэм лиро-эпик эсэрлэр мэйданга килэ. Кенчыгыш эдэбияты традициялэренэ нигезлэнеп ускэн Иэм XX гасыр башында рус, аныц аша конбатыш эдэбиятлары йогынтысын тойган милли суз сэнгате традицион алымнарга яцача караш булдыра, шул ук вакытта татар эдэбияты очен яца булган куренешлэр куплэп кузэтелэ башлый. Моца кадэр ислам- дине белэн. бэйле мифологик элементлар; суфичылыктан ук килгэн* традицион сюжетлар,
20 Халит Г. Кешегэ Ьэм чынлыкка мэхэббэт белэн / Г. Халит. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1975.-Б. 182-183.
образларга нигезлэнгэн эдэбият дини-дидактик, угет-нэсыйхэтчелек максатларын алга серсэ, XX йез башында ижат ителгэн эсэрлэр деньяви фикерлэр уткэру мэйданына эйлэнэ. Без ейрэнугэ алган чор татар суз сэнгате иж;ат агымнарыныц терлелеге нисбэтеннэн Иэм эсэрлэрнен, поэтик эшлэнеше ягыннан яца баскычка кутэрелэ. Элеге куренеш XX йез башы лиро-эпикасында аеруча киц чагылыш таба, яца рухтагы эсэрлэр ике инкыйлаб арасында куп языла. Татар суз сэнгате тэнкыйди реализм узенчэлеклэрен узендэ туплаган, романтизм кысаларында иж;ат ителеп, элеге агымны синтез формасында тэкъдим иткэн, модернистик алымнарны чагылдырган, мифологик образларны узэккэ куйган бер теркем поэмалар белэн баетыла. Г. Тукай, Ш. Бабич, Ф. Бурнаш, Г. Харис, Н. Думави, Г. Рэхим, 3. Бэшири, Г. Сенгати Ь.б. кебек авторларныц иждци-эзлэнулэре татар эдэбиятын тагын да устерэ.
XX йез башы шигъриятендэ поэмалар кулэм ягыннан да, сэнгатьчэ эшлэнеш ж;эЬэтеннэн дэ, идея-эстетик кыйммэте нисбэтеннэн дэ шактый зур Ьэм эЬэмиятле булса да, игътибардан читтэ кала килде. Заман узгэреше, эдэби-нэзари ейрэтулэрнец, фэлсэфи' фикер усешенен, яца юнэлешлэре барлану бу юнэлештэге эсэрлэрне дэ яцача ейрэнугэ, яцача "укуга" ихтыяж; тудырды. Иж;тимагый фикернец узенчэлекле бер тере булган эдэбиятны, шул исэптэн поэтик эсэрлэрне яца кузлектэн максатчан тикшеру XX йез башы поэзиясе хакындагы кузаллауларны шактый кицэйтэ. Эдэби процессны ейрэну, гадэттэ, аерым эдэби эсэрлэр, ищатлар аша алып барыла, шунлыктан поэмаларны тикшеру, XX йез башы татар шигъриятенец милли сыйфатларын тегэллэштереп, эдиплэрнец сэнгати-эстетик Ьэм фэлсэфи эзлэнулэрен ачыкларга мемкинлек бирэ. Бол ар барысы хезмэтнец актуальлеген бил гели.
Теманыц ейрэнелу дэрэи^эсе. XX гасыр башы татар* эдэбиятында
лиро-эпик тернец активлашып китуе, яца усешкэ иреигуе билгеле. Эдиплэр
поэма жанрын аеруча уз итэлэр. Бу чорныц лиро-эпик мирасы аерым
галимнэр тарафыннан елешчэ ейрэнелгэн. Эле совет чорында ук X. Госман,
10
Г. Халит, И. Нуруллин кебек галимнэр XX йез башы татар шигъриятенэ багышланган саллы эзлэнулэр алып бара. Эмма бу тикшеренулэр, чор идеологиясеннэн азат булмыйча, нигездэ, милли мирасны социологик мотивлар чагылышы ноктасыннан ейрэнеп, аны реализм яки прогрессив романтизм кысаларына кертергэ тырышу тесен ала, шун,а нисбэтэн, XX йез башында язылган поэмалардан милли азатлык ечен керэш, революциягэ кадэр халыкныц авыр язмышын сурэтлэу, Аллага, дингэ каршыччыгу кебек мотивлар барлана, чорга тэнкыйди карашлар, яцача эзлэнулэр кулэгэдэ кала яки берьяклы менэсэбэт белдерелэ.
1978 елда X. Госманныц бу дэвер поэзиясен монографию планда ейрэну нэтиж;эсен чагылдырган "Шигърият гомере" дигэн китабы денья лсурэ. Автор элеге чор эдэбиятын. ике, ягъни реалистик Ьэм романтик катламнарга аерып, романтик эдэбиятныц сюжет материалын борынгыдан - тарихи, дини легендалардан, халык экиятлэреннэн алуын билгели. X. Госман легендаларга таянып иж;ат ителгэн поэмаларныц нигезендэ урта гасыр тэртиплэренэ нэфрэт ята, дигэн фикерне алга серэ, эсэрлэргэ берьяклырак якын килэ. Мэсэлэн, мондый урнэклэр рэтендэ Гариф Шэрифинец "Нэнкэждн" поэмасы-карала. Авт