автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Татары Бурятии: сохранение этнокультурной идентичности

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Кондратьева, Виолетта Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Татары Бурятии: сохранение этнокультурной идентичности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Татары Бурятии: сохранение этнокультурной идентичности"

На правах рукописи

Кондратьева Виолетта Владимировна

ТАТАРЫ БУРЯТИИ: СОХРАНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XXI ВВ.)

Специальность: 07.00.07 -этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

005540630

г* т 2013

Улан-Удэ 2013

005540630

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор исторических наук, профессор Батуева Ирина Батоевна

Бураева Ольга Владимировна, доктор исторических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН», ведущий научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии;

Зайцева Любовь Алексеевна, доктор исторических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия», профессор кафедры истории.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Бурятский государственный университет»

Защита состоится 19 декабря 2013 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.002.02 при ФГБОУ ВПО «ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 1, Зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств».

Автореферат разослан 18 ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Николаева Дарима Анатольевна

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изучение этнокультурной идентичности, путей ее формирования, степени актуализации у различных этнических групп, начиная от титульных этносов до этнических меньшинств, все чаще становятся во главу угла современной исследовательской проблематики. Актуальность изучения проблемы сохранения этнокультурной идентичности определена трансформациями, происходящими в обществе, его социально-экономическими и культурными изменениями.

В условиях нарастающей глобализации урбанистические процессы, развивающиеся на фоне исчезающего традиционного уклада, усиление миграционных процессов, способствуют «стиранию» этнического разнообразия, но абсолютно не снижают значимости категории этнической идентичности в ряду других социальных идентификаций.

Исследование этнических групп - сравнительно небольшой части какого-то этноса, территориально отделившейся от него в результате переселения, но сохраняющей прежнее этническое самосознание и самоназвание, в какой-то степени язык, особенности культуры и быта1, представляет особый интерес для этнографической науки. В настоящее время, несмотря на имеющийся фактический материал и наличие научных публикаций, рассматривающих отдельные аспекты этнокультурной идентичности татар Бурятии, комплексного этнографического исследования, посвященного вопросам ее сохранения нет. В то время как изучение процессов адаптации, ассимиляции, аккультурации, анализ социально-экономической жизни татар Бурятии при сохранении своих этнокультурных дефиниций позволит выявить степень устойчивости их, как этнической группы в современных, во многом неоднозначных процессах этноунификации.

1 Этнические и этно-социальные категории: Свод этнографических понятий и терминов/ под ред. Ю.В. Бромлея, С.И. Вайнштейна. Вып. 6. -М.: ИЭА РАН, 1995. С. 147.

Татары Бурятии, живут и работают в условиях постоянных межэтнических контактов, что, бесспорно, ведет к унификации культурного многообразия и к постепенной их ассимиляции (в культурном, языковом смыслах). Тем не менее, татары продолжают осознавать свою этническую принадлежность, четко очерчивая границы своего культурного пространства. Именно поэтому столь актуальным является изучение сохранения этнокультурной идентичности татар, живущих на территории Республики Бурятия.

Степень изученности проблемы. Исследования различных аспектов истории татарского народа в разных регионах России предпринимались неоднократно. Однако, при наличии большого количества работ по истории и культуре этнотерриторальных групп Поволжья, волго-уральских, крымских, астраханских, сибирских, литовских татар, этническая группа татар Бурятии изучена слабо.

Изучение проблемы совпадает с общепринятой периодизацией истории России: дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Первый — дореволюционный период — начинается с конца XIX века и заканчивается 1917 годом, хотя исследования этнического состава России предпринималось и раньше. Данный период отмечен появлением многочисленных исторических и этнографических работ, посвященных, главным образом, истории татар и происхождению татарского народа. Исследование истории татар в XIX в. связано с деятельностью востоковедов Казанского университета. Значительный вклад в изучение истории татарского народа внес К.Ф. Фукс - краевед, этнограф, профессор, ректор Казанского университета, один из первых исследователей культуры и быта казанских татар. Среди идеологов официального направления необходимо назвать: Е.А. Малова, Н.И. Ильминского, С.Г. Рыбакова, A.A. Сухарева, К. Насыри, Ш. Марджани, Г. Ахмаров и др. Изучение национальных явлений Сибири невозможно без детального анализа количественных параметров различных этносов, но по статистическим источникам трудно точно установить состав населения дореволюционной России.

Кроме того, в определенные исторические периоды на первый план выходили разные этнические маркеры. Иногда национальность подменялась сословными признаками: ясачные, однодворцы, мурзы и пр.

Большой фактический материал для изучения этнического состава населения Российской империи представлен Всероссийской переписью населения проведенной в 1897 году. Начиная с конца XIX в. данные переписи стали вводиться в научный оборот. Внимание исследователей было обращено на сведения о национальном составе населения. Так, например С.К. Патканову удалось проанализировать этнический состав всей Российской империи, в его работе есть богатый материал по расселению татар на территории Бурятии, что представляет большой научный интерес и вносит неоценимый вклад в изучение этнического состава Бурятии в конце XIX века.

Формирование и основные формы деятельности татар изучались и в контексте истории Сибири. В рамках областнической концепции истории Сибири на первом этапе наибольший интерес представляют достижения в изучении национально-колониальной политики, связанные с именем Н.М. Дцринцева. Его подход к инородческому вопросу характеризуется защитой прав аборигенов. В докладе, сделанном на заседании отдела этнографии Западно-Сибирского отдела Императорского Географического общества 23 марта 1881 г. «Об алтайцах и черневых татарах», Н.М. Ядринцев доказывает историческое родство алтайцев с татарами Тобольской и Томской губерний (так называемыми сибирскими татарами). Данная работа важна для понимания этногенеза татар, однако сведений о татарах Бурятии конца XIX века в ней не имеется.

Характеризуя литературу дореволюционного периода, необходимо отметить, что в ней разрабатывались лишь общие вопросьг истории татар: этнический, конфессиональный состав, были предприняты попытки определить численность и места расселения. Процесс переселения и этническая культура татар Сибири, в том числе Бурятии, не изучались.

Во втором (советском) периоде историографии сложилось официальное направление исторических исследований, в которых как известно насаждалась идеология, господствующая в Советском Союзе.

В 1930-е гг. выходят первые библиографические указатели по татароведению. Собранные в них работы касаются большей частью вопросов этнографии, хозяйства, материальной культуры татар и лишь в небольшой степени - общей истории. В 1930 году выходит труд Н.И. Воробьева «Материальная культура казанских татар», которая стала обобщающим этнографическим исследованием по казанским татарам, где впервые подробно описывалась и анализировалась материальная культура.

Начиная с 1955 по 1960 г. выходит коллективная работа -«История Татарской АССР». В данном исследовании изучалась преимущественно, история поволжско-приуральских татар, из групп которых сформировалось татарское население на территории Бурятии. В указанной работе рассматривается процесс миграций татар в пределах Европейской части России, образование, социально-экономическая жизнь и взаимодействие с органами власти. В 1962 году был опубликован коллективный труд советских этнографов «Народы мира», где была сделана попытка проследить движение народов по итогам переписей разных лет (1926,1939 и 1959 гг.).

В 1970-х гг. вышли работы по истории Татарской АССР, в которых освещалась проблема обезземеливания татарских крестьян, что явилось следствием их переселения на территорию Сибири, в том числе и Бурятии. Такую же точку зрения поддерживают Ю.И. Смыков и П.С. Кабытов, они изучили положение крестьян Среднего Поволжья и пришли к выводу, что нехватка земли оказывает влияние на миграционные процессы татар.

Большой вклад в историографию проблемы внесли бурятские ученые В.М. Багонин, Д.Г. Бажеев, М.Н. Балдано, Л.А. Зайцева, Б.М. Митупов, Е.Е. Тармаханов. Рассматривая становление бурятской индустрии и развитие сельского хозяйства, они, так или

иначе, обращались к теме переселения народов на территорию Бурятии. Именно в XX веке, татарское население Бурятии увеличивается в связи с большим потоком мигрантов, связанным с выполнением программы государства по переселению народов, строительством заводов и освоением сельскохозяйственных территорий.

В постсоветский период начинается новый этап в историографии, прежде всего, это было обусловлено теми демократическими явлениями, которые происходили в обществе после политики перестройки. У большинства ученых появляется возможность ознакомиться с прежде закрытыми архивными документами, источниками и публикациями. Это время характеризуется возрождением интереса у российских ученых к истории разных народов, их языку, традициям и культуре.

В 90-е гг. XX века публикуются работы, посвященные татарам, проживающим в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Твери и т.д. Анализируя исследования по московской и петербургской татарским общинам, можно прийти к выводу, что все они, практически, посвящены истории отдельных мечетей, татарским улицам, слободам, известным личностям, проживающим в то или иное время. Работы, описывающие тверских и нижегородских татар, рассматривают их как коренных жителей данных регионов и носят краеведческий характер.

Существенный вклад в изучении этнографии татар внес Д.М. Исхаков. Для нас представляют интерес его работы по общим сведениям о татарах, этнодемографические характеристики, подробный анализ традиционного хозяйства и материальной культуры и демографический прогноз татарского этноса. В последние годы Д.М. Исхаков в своих исследованиях обращает внимание на современное развитие татарской нации.

В 2009 году выходит монография Г.И. Бобковой, посвященная татарам Иркутской губернии в конце XIX в. - начале XX в. В работе приведен подробный анализ численности, расселения и общественной жизни татар. На основе большого законодательного, архивного и статистического материала

Г.И. Бобкова составила таблицы, отражающие удельный вес, материальное положение, уровень грамотности татар переселившихся в Иркутскую губернию. Учитывая количество татар на территории г. Иркутска и Иркутской области, автору удалось выявить и описать сформированные татарами села, где на сегодняшний день они составляют большинство. В Республике Бурятия такие села отсутствуют.

Современные исследователи Бурятии приводят сведения о миграции населения, о формировании различных этнических групп в регионе. К таким работам необходимо отнести исследование И.А. Асалханова, посвященное развитию народонаселения Бурятии в XIX в, труды Д.Д. Нимаева, где он рассматривает этнодемографические процессы Бурятии в XIX -начале XX вв, работы О.П. Дармахеевой, А.Б. Иметхенова, Д.Д. Мангатаевой, B.C. Ханхараева и др.

Учитывая многонациональный состав Бурятии, исследователи неоднократно обращались к взаимодействию народов, на основе хозяйственной деятельности, быта, материальной и духовной культуры. Так, например О.В. Бураева в своих трудах приводит результаты изучения проблемы взаимодействия народов Байкальского региона. Процессы взаимовлияния народов на территории Бурятии рассматривали Б.Б. Батуев, И.Б. Батуева, И.П. Башаров, Б.Ш. Доржиев, А.Д. Карнышев, И.В. Рассадин и др.

Исследователь С.Г. Жамбалова в своем исследовании «Калейдоскоп: этнографические картинки XX-XXI в. в устных рассказах народов Бурятии» изданной в 2010 обращается к татарам, проживающим на территории Мухоршибирского района Республики Бурятия и проводит детальный анализ взаимовлияния и взаимодействия их с местным населением.

Большой ценностью для нашего исследования стала первая коллективная работа, посвященная татарам Бурятии, под руководством С.Р. Баталовой, опубликованной в 2012 году. В монографии рассматриваются отдельные аспекты истории, возрождения и развития татарской общины. В ней собраны также и интервью, воспоминания активистов Региональной национально-

культурной автономии татар (РНКАТ), статьи собкоров и журналистов, богатый иллюстративный материал.

Таким образом, несмотря на разработку различных аспектов изучаемой проблемы, комплексное этнографическое исследование татар Бурятии не проводилось.

Объектом исследования является этнокультурная идентичность татар Бурятии.

Предмет исследования - сохранение этнокультурной идентичности татарами Бурятии.

Цель и задачи исследования. Цель - выявить особенности этнокультурной идентичности татар Бурятии.

Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:

отразить влияние внутренней политики Российского государства на причины переселения татар на территорию Бурятии;

- проследить процесс расселения татар на территории Бурятии и выявить места их компактного поселения;

проанализировать занятия татар в Бурятии;

- охарактеризовать основные черты семейной обрядности и праздничной культуры татар Бурятии;

- определить уровень этнокультурной идентичности татар Бурятии в инокультурной среде.

Методологическая и теоретическая база исследования. Основу исследования составили труды российских и зарубежных этнологов, историков, философов, культурологов, опирающихся на теории конструктивизма и ситуационализа, исходя из которых этническая группа или малая общность понимается как группа людей на основе культурной самоидентификации по отношению к другим этническим общностям, с которыми исторически они оказались в экономических, социальных и этнокультурных связях. (Ф. Барт; К.Х Ким; А. Коэн; С.Ф. Киз; О. Фаттосон; Х.С. Юн).

Большое влияние на авторскую позицию исследователя оказали теоретические работы В.А. Тишкова. Он рассматривает национальную идентичность как неотъемлемый компонент

каждого этноса. В своих трудах он показывает, как все этносы проходят через период «впитывания» национальной культуры принимающей стороны и только после происходит подъем национального самосознания. В последнее время выходит много работ Р.Г Абдулатипова, где приводится подробный анализ современного этнонационального состояния Российской Федерации. Автор в своих трудах указывает на взаимосвязанные процессы: это усиление уровня этнической идентичности народов, проживающих в России, и как следствие этого рост этнических конфликтов.

С помощью принципа историзма в работе определяется диалектическое видение такого сложного объекта как этнос и дается возможность анализировать его не как неизменную, неподвижную, статичную, а как постоянно развивающуюся систему, находящуюся в контексте исторического процесса.

Принцип объективности позволил провести всесторонний анализ источников и дать им оценку в свете требований научной объективности.

Принцип выявления общего и особенного в этнической истории, получившего развитие в теоретических трудах С.А. Арутюнова, В.А. Тишкова, С.А. Токарева позволяет раскрыть феномен этничности и исторического многообразия.

Для определения этапов становления этнической общности татар Бурятии и развития их традиционной культуры, применялась теория культурной трансформации С.А. Арутюнова.

Сравнительно-исторический метод позволил сделать сравнительный анализ традиций и обрядов татар, проживающих на территории Бурятии и в других регионах России, в том числе в Республике Татарстан.

Кроме того, в работе использовались следующие специальные методы:

Обращение к социологическому мониторингу современного состояния традиционной культуры татар было обусловлено специфическими особенностями этого метода, а также

динамичными изменениями, происходящими в современном российском обществе.

Метод опроса в форме индивидуального анкетирования, формализованного интервью и фокусированного интервью для сбора информации по проблемам самоидентификации татар, определения этномаркирующих факторов современного состояния культуры, выявления степени религиозности татарского населения, отношение населения к воспроизводству и возрождению, бытованию отдельных элементов культуры, перспектив развития культуры и т.д.

Метод наблюдения применялся во время сбора эмпирической информации в полевых условиях, в период проведения массовых мероприятий республиканского, районного или поселкового значения, связанных с сохранением и развитием культуры татар Бурятии.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. по настоящее время. Нижняя граница обусловлена первым упоминанием о пребывании татар на территории Бурятии, верхняя граница определяется усилением интереса к собственной культуре и ростом этнокультурной идентичности.

Территориальные рамки охватывают современные административные границы Республики Бурятия.

Научная новизна исследования заключается в комплексном этнографическом исследовании этнической группы татар на предмет сохранения этнокультурной идентичности, в результате чего:

- обобщен и систематизирован накопленный этнографической наукой материал по изучаемой проблеме;

- проведена работа по реконструкции обрядов жизненного цикла и праздничной культуры татар Бурятии, выявлена их социальная роль и значимость в повседневном быту;

- определен уровень самоидентификации татар Бурятии, который свидетельствует о сохранении культурной специфики;

введены в научный оборот архивные материалы Государственных архивов Республики Бурятия и Республики

Татарстан, полевой этнографический материал, собранный автором в ходе экспедиционных работ в 2008-2013 гг. на территории Республики Бурятия, материалы социологического опроса, проведенного среди татарского населения, где количество опрошенных составило 1215 человек.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы Комитетом по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Республики Бурятия, руководителями и методистами этнокультурных центров и национально-культурных автономий Республики Бурятия для подготовки мероприятий по «Формированию толерантности в Республики Бурятия», «Предотвращению межнациональной напряженности», особенно актуальных в свете последних событий. Отдельные разделы работы могут использоваться при написании учебно-методических пособий, разработке вузовских лекций и спецкурсов, школьных программ по этнографии народов, проживающих на территории Бурятии.

Источвиковую базу диссертации составили неопубликованные и опубликованные документы, а также полевые материалы автора.

Первая группа источников представлена неопубликованными архивными материалами, хранящимися в Государственном архиве Республики Бурятия (ГАРБ), Государственном архиве Республики Татарстан (ГАРТ) и личных архивах информантов.

При написании работы автор использовал материал следующих фондов: Ф. 10 ГАРБ в котором содержаться отчеты о статистике населения, что позволяет проследить численность татарского населения в Бурятии. В материалах фонда изложено экономическое состояние разных народов проживающих в Бурятии, что дает возможность определить участие татар в экономической жизни региона. Фонд 527 ГАРБ содержит сведения о деятельности Верхнеудинской татарской мечети, также в этом фонде сосредоточены метрические книги Верхнеудинской татарской мечети, исследование которых позволяет определить

численный состав татарского населения, его естественный прирост и увеличение за счет переселенческих процессов происходивших в России.

С целью реконструкции быта, семейной и праздничной культуры татар Бурятии использовались изобразительные источники - рисунки и фотографии, сделанные непосредственно участниками, описываемых событий, с которыми мы ознакомились в личных архивах информантов.

Вторая группа источников - опубликованные документы, которые условно можно разделить на три подгруппы. Они взаимно дополняли друг друга в обеспечении фактической базы исследования.

К. первой подгруппе относятся законодательные акты. Это Полное собрание законов российской империи (ПСЗРИ), своды законов (СЗ). Данные источники представляют собой важный исторический материал, из которого можно выявить информацию о правовом положении татар России.

Вторую подгруппу составляют данные статистики и переписей населения, которые позволяют определить численный состав татар на территории Бурятии в обозначенный нами период, проанализировать переселенческие процессы и примерные места их расселения.

Богатый фактологический материал содержится в третьей подгруппе источников — периодической печати. Периодическая печать как источник представлена газетами «Верхнеудинский листок», «Бурятия», «Правда Бурятии», «Джидинская правда», «Ленинский путь», «Вперед», «Татарские новости» и журналом «Диаспоры».

В третьей группе представлены полевые материалы автора, собранные в результате анкетирования, личных бесед, делегированного интервью в период с 2008 по 2013 гг.

Полевые исследования проводились автором в следующих районах Республики Бурятия - Заиграевском, Мухоршибирском, Джидинском, Кабанском, Прибайкальском, Кяхтинском, Селенгинском, Тункинском, Иволгинском районах и г. Улан-Удэ.

Материалы полевых экспедиций (сведения, полученные от информантов и сохранившиеся материальные свидетельства этнокультур) явились частью реконструктивного материала и позволили восстановить картину быта, хозяйства, семейной и праздничной культуры изучаемого народа. При написании диссертационного исследования также использовались личные архивы информантов, содержащие письма и фотодокументы.

В результате проведения анкетирования было опрошено 1215 человек. Из них в возрастной категории: от 18 до 30 — 218 человек; от 31 до 45 лет - 210 человек; от45 до 60 лет - 306 человек; более 60 лет - 481 человек.

При проведении мониторинга были использованы следующие методы: метод анализа документов (традиционный анализ) - для сбора статистической информации по министерствам, ведомствам, учреждениям, аналитического обобщения научных публикаций по проблемам татар, анализа информации в СМИ.

Комплексное использование различных видов источников, их тщательный анализ и сопоставление способствовали решению поставленных перед исследователем задач.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Россия постепенно вовлекала в зону своего культурного, экономического и политического влияния новые, слабо обжитые территории с немногочисленным населением. Необходимость сохранения и упрочнения русского влияния на них, потребность в рабочей силе для освоения ресурсов новых территорий побуждали правительство заботиться об их заселении.

2. Особенностью формирования этнической группы татар на территории Бурятии является ее поэтапный характер. Переселение осуществлялось малыми группами, за исключением периода 20-30-х гг. XX века. Прибывшие татары расселялись на территории всей Бурятии, в результате чего были образованы места их компактного поселения.

3. Расселившись на территории Бурятии, татары смогли активно включиться в социально-экономические и культурные процессы республики и внесли определенный вклад в ее развитие.

4. Этнокультурная идентичность татар Бурятии находится на высоком уровне, об этом свидетельствует сохранившаяся культурная специфика, проявляющаяся в жилище, пище, праздниках и в реализации семейной обрядности.

Апробация. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены в докладах и выступлениях на различных научно практических конференциях: «Национальная культура и воспитание толерантности глазами молодежи» (Удмуртия, 2012), «Семья основа традиционной культуры» (Новосибирск, 2012), «Культурное наследие тюркских народов Сибири: вчера,, сегодня, завтра» (Новосибирск, 2012), «Кадырбаевские чтения-2012» (Казахстан, 2012), «Сибирская Чайхана» (Новосибирск, 2012), «Диалог культур» (Улан-Удэ, 2012) и Всемирном форуме татарской молодежи (Казань, 2012).. Результаты исследования отражены в 10 публикациях автора (3 из которых опубликованы в журналах, входящих в перечень ВАК), общим объемом 5,6 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы, источников, приложения (рассказы информантов и фотографии), списка информантов, списка сокращений и словаря.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность исследования, анализируется степень изученности проблемы, определяется объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, научная новизна и практическая значимость, выделены хронологические и территориальные рамки работы, обоснован выбор методологических подходов к исследованию, дается характеристика источниковой базы.

Первая глава «История формирования этнической группы татар на территории Бурятии» состоит из двух параграфов и рассматривает основные причины внутренней миграции, способствующие переселению татар, проведен подробный анализ расселения татар на территории Бурятии и выявлены основные виды их занятий.

В первом параграфе «Основные этапы переселения татар на территорию Бурятии» исследуется внутренняя политика Российского государства и Советского Союза, направленная на расширение границ и освоение новых малообжитых регионов страны. В истории переселения татар на территорию Бурятии были выявлены следующие важные этапы:

1. Середина XIX в. - появление татар на территории Бурятии, что было связано с освоением новых рынков;

2. Конец XIX - начало XX вв. - переселение татар, связанное со строительством Транссибирской Железной дороги и проведением Столыпинской реформы;

3. 20-е - середина 30-х гг. XX в. - переселение татар вызванное голодом и тяжелым экономическим положением в Центральных регионах России;

4. 30-70-е гг. XX в. - выполнение компании по выселению кулаков и их семей, а также строительство заводов;

5. 70-80-е гг. XX в. - экономическая миграция, связанная со строительством БАМА.

Очевидно, что основные причины внутренней миграции татар в конце Х1Х-ХХ вв. были связаны с государственно-национальной политикой государства. Переселение русских, татар, украинцев, казахов и других народов, неизбежно вызывало значительные изменения в численности, половозрастном и национальном составах населения Бурятии.

Второй параграф «Расселение и занятия татар в Бурятии» содержит анализ расселения татар на территории Бурятии и их численный состав. Благодаря подробному анализу статистического материала, удалось выявить точное количество татар в разные периоды и сделать определенные выводы. Например, естественный прирост татарского населения на территории Бурятии был низким, на протяжении всего рассматриваемого периода. Среди татарского населения Бурятии преобладали мужчины. Однако на протяжении конца Х1Х-ХХ1 века наблюдается рост удельного веса женщин: от 25,5% в 1897 году до 30% в 1970 году и 48% в 2010году. В период строительства

бурятской индустрии и Байкало-Амурской магистрали количество татар на территории Бурятии выросла с 3092 человек в 1926 году до 8058 человек в 1959 году и 10 496 человек в 1989 году.

За все время пребывания на территории Бурятии, татары совместно с русскими, бурятами и другими народами, населяющими республику прошли через все исторические процессы ХГХ-ХХ1 века. Принимая участие в социально-экономической, культурной жизни Бурятии татары внесли большой вклад в ее развитие.

Во второй главе диссертации «Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности татар в Бурятии» раскрывается современное положение татар Бурятии, рассматривается семейная обрядность и праздничная культура в контексте этнокультурной идентичности татар.

Первый параграф «Семейная обрядность и праздничная культура татар Бурятии» содержит характеристику основных черт семейной обрядности, и рассматривает праздничную культуру татар Бурятии. Проведенные социологические исследования показали, что обряды являются важным компонентом национальной культуры татар Бурятии. Семейные традиции татарского общества неразрывно связаны с религией. Сегодня многие семейные традиции возрождаются, трансформируются, приобретают новые черты. Важную роль в поддержании и передаче опыта и традиций предшествующих поколений последующим поколениям играет семья.

Особое внимание уделено праздничной культуре татар Бурятии. Анализ празднуемых событий показал, что национальные праздники татар весьма популярны среди татарского населения Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края, русских и бурят, и других национальностей проживающих на территории Бурятии. Татарам удалось сохранить некоторые элементы праздничной культуры и привнести туда местный национальный колорит. Так, например, среди сохранившихся элементов праздничной культуры татар Бурятии можно выделить четкое

деление праздников на религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам) и светские.

Во втором параграфе «Этнокультурная идентичность татар Бурятии» раскрываются основные механизмы, способствующие сохранению идентичности татар Бурятии и способы ее передачи.

В целом этнокультурная идентичность татар Бурятии на современном этапе находится на достаточно высоком уровне, это подтверждают сохранившаяся семейная обрядность и праздничная культура татар, выявленные в ходе этнографических экспедиций и социологического исследования проведенного автором в 20082013 гг. Исходя из результатов мониторинга, можно сделать вывод, что татарская культура сохраняется преимущественно в местах компактного проживания этноса - это деревни и села Республики Бурятия, где условием сохранения выступает семья. Трансляция этнокультурной идентичности происходит в семье (при общении с родственниками более старшего поколения на татарском языке), через деятельность культурно-национальной автономии татар, воскресной школы, а также деятельностью журналистов и СМИ, как местного уровня, так и на уровне Татарстана.

Ш. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что процессы глобализации, урбанизации, вестернизации, миграции, протекающие в современных условиях, не могут не оказывать влияние на характер приобщения человека к ценностям национальной культуры. На примере татар Бурятии был рассмотрен уровень этнокультурной идентичности, сформировавшейся в процессе переселения, расселения и определения рода занятий на территории Бурятии.

Переселение татар происходило постепенно. Численность татар на территории Бурятии росла равномерно с 604 человек в 1897 году до 6813 человек в 2010 году. Это было обусловлено основными причинами миграционной политики российского государства. Формы переселения были различными по своему характеру: в большей степени это было добровольное аграрное

переселение в ходе проведения столыпинской аграрной реформы; вербовка квалифицированных рабочих, технических и инженерно-технических специалистов в период строительства бурятской индустрии; в меньшей степени - следствие процесса раскулачивания зажиточных крестьянских хозяйств.

Чаще всего татары переселялись на слабообжитые территории Бурятии, где их основным занятием являлось пашенное земледелие. Поскольку оказавшись в экономическом пространстве значительно позже других этносов, они не смогли выдержать конкуренции и занять место, достойное статуса «торгового народа», которое им было отведено в других сибирских регионах (например, в Иркутской губернии).

Расселившись на территории Бурятии, татары осели практически во всех современных районах республики, где были образованы места их компактного поселения. Компактность поселения явилась одним из факторов повлиявших на сохранение, трансляцию и формы функционирования этнокультурной идентичности у татар Бурятии

За все время пребывания на территории Бурятии, татары совместно с бурятами, русскими и другими народами населяющими Бурятию прошли через все исторические процессы Х1Х-ХХ1 века. Принимая участие в социально-экономической, культурной жизни Бурятии татары внесли вклад в ее развитие. За это время Бурятия стала для татар второй Родиной, многие из них знают бурятский язык.

Переселенческие процессы не привели к разрушению традиционного бытового уклада первых переселенцев, однако в последующие периоды мы наблюдаем усиление ассимиляционных процессов, которые сопровождались взаимовлиянием культур. При этом этническая группа татар Бурятии сумела сохранить семейную обрядность и праздничную культуру.

Семейная обрядность и праздничная культура являются уникальным комплексом, в котором наиболее полно сосредоточены духовно нравственные ценности, традиции, обряды татарского народа.

Исследование семейной обрядности и национальной праздничной культуры татар Бурятии показало, что они неразрывно связаны с религией и основой их хозяйствования. Сегодня многие праздники возрождаются, трансформируются, приобретают новые черты. Они выполняют воспитательную функцию и обеспечивают воспроизводство культурных ценностей из поколения в поколение.

В целом, этнокультурная идентичность татар Бурятии на современном этапе актуализируется в большей степени на поведенческом уровне. Это подтверждают маркеры этнической идентичности, выявленные в ходе социологического исследования проведенного в 2008-2013 гг. Татарский язык используют лишь в семьях татар проживающих в селах Бурятии, а созданные меры по его сохранению пока не дают результатов. Литература на татарском языке, поступающая в Бурятию из Татарстана, пользуется спросом только среди старшего поколения, тогда как среди молодежи широкое распространение получила татарская музыка, часто используемая в мероприятиях, проводимых Молодежным татарским центром РБ «Тамырлар». В каждой татарской семье, проживающей на территории Бурятии, сохранилась семейная обрядность, праздничная культура татар и блюда национальной кухни.

В приложении приводятся рассказы информантов, иллюстративный материал, фотографии, опросные листы.

IV. Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих публикациях: Статьи, опубликованные в журналах, входящих в перечень научных рецензируемых журналов и издания:

1. Кондратьева В.В. Этническая культура татар в рамках этносоциологических исследований / В.В. Кондратьева // Вестник Челябинской Государственной академии культуры и искусств. -Челябинск, 2012. - №4 (32). - С. 158-161. (0,5 пл.).

2. Кондратьева В.В. История возрождения традиционной культуры татарских диаспор Бурятии /В.В. Кондратьева // Вестник БГУ. - Улан-Удэ, 2013. - № 7. - С. 178-182. (0,5 пл.).

3. Кондратьева В.В. Численность и расселение татар на территории Бурятии / В.В. Кондратьева, И.Б. Батуева // Вестник Челябинской Государственной академии культуры и искусств. -Челябинск, 2013. - № 3. - С. 194-197. (0,5 п.л.).

Статьи в других научных изданиях:

4. Кондратьева В.В. Традиционная культура татар Бурятии на современном этапе / В.В. Кондратьева // Вестник ВСГАКИ. - Улан-Удэ, 2011.-№ 1 (1).-С. 190-195.(0.5 пл.).

5. Кондратьева В.В. Тамырлар - татарский молодежный центр / В.В. Кондратьева // Материалы Всероссийского молодежного форума «Национальная культура и воспитание толерантности глазами молодежи». - Удмуртия, 2012. - С. 113119. (0.5 п.л.).

6. Кондратьева В.В. Истоки формирования татарского населения на Бурятской земле / В.В. Кондратьева // Материалы Ш Международной научной конференции «Кадырбаевские чтения-2012». - Актобе (Казахстан), 2012. - С. 462-466. (0.6 п.л.).

7. Кондратьева В.В. Семья - хранительница традиционной культуры / В.В. Кондратьева, С.Р. Саггарова // Сборник материалов конференции «Семья основа традиционной культуры». - Новосибирск, 2012. - С. 115-120. (0.5 пл.).

8. Кондратьева В.В. Вклад татар в социально-экономическое развитие Бурятии / В.В. Кондратьева // Культурологические чтения «Культурное наследие тюркских народов Сибири: вчера, сегодня, завтра». - Новосибирск, 2012. - С. 110-115. (0.5 пл.).

9. Кондратьева В.В. Особенности традиционной культуры татар на Бурятской земле / В.В. Кондратьева // Культурологические чтения «Сибирская Чайхана». — Новосибирск, 2012. - С. 122-127. (0,5 пл.)

10. Кондратьева В.В. Самоидентификация татар Бурятии в 90-е гг. XX в / В.В. Кондратьева // Материалы научно практической конференции «Диалог культур». - Улан-Удэ, 2012. -С. 22-27. (0,5 пл.).

Подписано в печать 18.11.2013 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Объем 1,4 печ. л. Тираж 100. Заказ № 61.

Отпечатано в типографии Изд-ва БНЦ СО РАН 670047 г. Улан-Удэ ул. Сахьяновой, 6.

 

Текст диссертации на тему "Татары Бурятии: сохранение этнокультурной идентичности"

ФГБОУ ВПО ВОСТОЧНО СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

На правах рукописи

04201450623

КОНДРАТЬЕВА ВИОЛЕТТА ВЛАДИМИРОВНА

ТАТАРЫ БУРЯТИИ: СОХРАНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XXI ВВ.)

Специальность 07.00.07 - этнография, этнология и антропология

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор Батуева И.Б.

Улан-Удэ 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................3

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ТАТАР НА ТЕРРИТОРИИ БУРЯТИИ.................................................22

§ 1 .Основные этапы переселения татар на территорию Бурятии....................22

§ 2. Расселение и занятия татар в Бурятии...........................................................39

ГЛАВА II. СОХРАНЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ТАТАР В БУРЯТИИ...........................................74

§ 1. Семейная обрядность и праздничная культура татар

Бурятии.........................................................................................74

§ 2. Этнокультурная идентичность татар Бурятии....................................102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................127

ИСТОЧНИКИ...............................................................................131

ЛИТЕРАТУРА..............................................................................138

ПРИЛОЖЕНИЕ СПИСОК ИНФОРМАНТОВ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ГЛОССАРИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Изучение этнокультурной идентичности, путей ее формирования, степени актуализации у различных этнических групп, начиная от титульных этносов до этнических меньшинств, все чаще становятся во главу угла современной исследовательской проблематики. Актуальность изучения проблемы сохранения этнокультурной идентичности определена трансформациями, происходящими в обществе, его социально-экономическими и культурными изменениями.

В условиях нарастающей глобализации урбанистические процессы, развивающиеся на фоне исчезающего традиционного уклада, усиление миграционных процессов, способствуют «стиранию» этнического разнообразия, но абсолютно не снижают значимости категории этнической идентичности в ряду других социальных идентификаций.

Исследование этнических групп - сравнительно небольшой части какого-то этноса, территориально отделившейся от него в результате переселения, но сохраняющей прежнее этническое самосознание и самоназвание, в какой-то степени язык, особенности культуры и быта1, представляет особый интерес для этнографической науки. В настоящее время, несмотря на имеющийся фактический материал и наличие научных публикаций, рассматривающих отдельные аспекты этнокультурной идентичности татар Бурятии, комплексного этнографического исследования, посвященного вопросам ее сохранения нет. В то время как изучение процессов адаптации, ассимиляции, аккультурации, анализ социально-экономической жизни татар Бурятии при сохранении своих этнокультурных дефиниций позволит выявить степень устойчивости их, как этнической группы в современных, во многом неоднозначных процессах этноунификации.

1 Этнические и этно-социальные категории: Свод этнографических понятий и терминов / под ред. Ю.В. Бромлея, С.И. Вайнштейна. М.: ИЭА РАН, 1995. Вып. 6.: С. 147.

Татары Бурятии живут и работают в условиях постоянных межэтнических контактов, что, бесспорно, ведет к унификации культурного многообразия и к постепенной их ассимиляции (в культурном, языковом смыслах). Тем не менее, татары продолжают осознавать свою этническую принадлежность, четко очерчивая границы своего культурного пространства. Именно поэтому столь актуальным является изучение сохранения этнокультурной идентичности татар, живущих на территории Республики Бурятия.

Степень изученности проблемы. Исследования различных аспектов истории татарского народа в разных регионах России предпринимались неоднократно. Однако при наличии большого количества работ по истории и культуре этнотерриторальных групп Поволжья, волго-уральских, крымских, астраханских, сибирских, литовских татар, этническая группа татар Бурятии изучена слабо.

Изучение проблемы совпадает с общепринятой периодизацией истории России: дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Первый -дореволюционный период - начинается с конца XIX века и заканчивается 1917 годом, хотя исследования этнического состава России предпринималось и раньше. Данный период отмечен появлением многочисленных исторических и этнографических работ, посвященных, главным образом, истории татар и происхождению татарского народа. Исследование истории татар в XIX в. связано с деятельностью востоковедов Казанского университета. Значительный вклад в изучение истории татарского народа внес К.Ф. Фукс - краевед, этнограф, профессор, ректор Казанского университета, один из первых исследователей культуры и быта казанских татар. Среди идеологов официального направления необходимо назвать: Е.А. Малова, Н.И. Ильминского, С.Г. Рыбакова, A.A. Сухарева, К. Насыри, Ш. Марджани, Г.

Ахмаров и др.2. Изучение национальных явлений Сибири невозможно без детального анализа количественных параметров различных этносов, но по статистическим источникам трудно точно установить состав населения дореволюционной России. Кроме того, в определенные исторические периоды на первый план выходили разные этнические маркеры. Иногда национальность подменялась сословными признаками: ясачные, однодворцы, мурзы и пр.1

Большой фактический материал для изучения этнического состава населения Российской империи представлен Всероссийской переписью населения проведенной в 1897 году. Начиная с конца XIX в. данные переписи стали вводиться в научный оборот. Внимание исследователей было обращено на сведения о национальном составе населения. Так, например С.К. Патканову4 удалось проанализировать этнический состав всей Российской империи, в его работе есть богатый материал по расселению татар на территории Бурятии, что представляет большой научный интерес и вносит неоценимый вклад в изучение этнического состава Бурятии в конце XIX века.

Формирование и основные формы деятельности татар изучались и в контексте истории Сибири. В рамках областнической концепции истории Сибири на первом этапе наибольший интерес представляют достижения в изучении национально-колониальной политики, связанные с именем Н.М. Ядринцева5. Его подход к инородческому вопросу характеризуется защитой

2 Фукс К Ф Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях Казань, 1844, Его же Краткая история города Казани Казань 1897, Малов ЕА Сведения о мишарях Этнографический очерк // Изв о-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те Казань, 1883 Т 1У С 15-91 Его же О магометанских мечетях в России Казань, 1868 С 69, Ильминский Письма НИ Ильминского к крещеным татарам Казань 1896, Его же О переводе православных христианских книг на инородческие языки Казань 1875, Рыбаков С Г Отпадение крещеных инородцев в ислам и их просвещение // Новое время, 1899, 14 июля, Его же Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии СПб, 1900, Его же Статистика мусульман в России // Мир ислама 1913 Т 2, вып 11, Сухарев А А Казанские татары - СПб, 1904, Насыри К Верования и обряды, возникшие в жизни казанских татар вне влияния ислама - Казань, 1880 Марджани Ш Очерк истории Болгарского и Казанского царств // Тр 1У Археологии, съезда Казань, 1884, Его же Мостэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар Т I - Казан, 1889, Т 2 - Казан, 1900, Его же «ЖэваИиру хикмэти дэрвишшан», 1907 Ахмаров Г Тептяри и их происхождение Казань, 1907

3 Кабузан В М Народы России в первой половине XIX века Численность и этнический состав М , 1992 С 49 Патканов С К Статистические данные показывающие племенной состав населения Сибири язык и роды

инородцев На основании специальной разработки материалов 1897 г СПб ,1911 Т 1

5 Ядринцев Н М Сибирь как колония СПб , 1892, Его же Об алтайцах и черневых татарах СПб ,1881

5

прав аборигенов. В докладе, сделанном на заседании отдела этнографии Западно-Сибирского отдела Императорского Географического общества 23 марта 1881 г. «Об алтайцах и черневых татарах», Н.М. Ядринцев доказывает историческое родство алтайцев с татарами Тобольской и Томской губерний (так называемыми сибирскими татарами). Данная работа важна для понимания этногенеза татар, однако сведений о татарах Бурятии конца XIX века в ней не имеется.

Некоторые вопросы аграрной политики Российской империи в отношении коренных народностей Сибири затронули A.A. Кауфман, И.Л. Ямзин, В.П. Вощинин, П.И. Лященко, С.К. Патканов6. В своих исследованиях они рассматривали переселенческую массу как однородную, русскую, хотя в числе переселенцев было много представителей разных национальностей -татар, украинцев, чуваш, белорусов и т.д.

Характеризуя литературу дореволюционного периода, необходимо отметить, что в ней разрабатывались лишь общие вопросы истории татар: этнический, конфессиональный состав, были предприняты попытки определить численность и места расселения. Процесс переселения и этническая культура татар Сибири, в том числе Бурятии, не изучались.

Во втором (советском) периоде историографии сложилось официальное направление исторических исследований, в которых как известно насаждалась идеология, господствующая в Советском Союзе.

п

В 1920-е годы вышло несколько работ по проблемам демографии . Большой интерес для нашего исследования представляет результаты переписи

6 Кауфман А А Переселение и колонизация СПб , 1905, Патканов С К О приросте инородческого населения Сибири // Ежегодник России 1908 г СПб, 1909, Ямзин ИЛ, Вощении ВП Учение о колонизации и переселениях М,Л , 1926, Лященко ПИ Очерки аграрной эволюции в России Т 2 Крестьянское дело и пореформенная землеустроительная политика Ч 1 Первоначальное наделение и осуществление крестьянской собственности СПб , 1913 , Клеменц ДА Заметки о кочевом быте // Сиб вопр 1908 № 49-52, Швецов С П Горный А'пай и его насепение Т 1 Кочевники Байского уезда Вып 1 Барнаул, 1900, Огановский Н П Обновление земледельческой России и аграрная политика Барнаул, 1900 Вып 1

7 Гордлевский В В Элементы культуры у касимовских татар Казань, 1927, Куфтина Б А Татары касимовские и татары-мишари ЦПО Казань, 1929, Воробьев НИ Этнографические исследования в Татарской Республике летом 1927т // Этнография 1929, Худяков МГ Очерки по этнической истории Казанского ханства Казань,

1926 г8, несмотря на ценный материал переписи ее результаты, на наш взгляд, были, недостаточно обобщены. В частности, не достаточно проанализированы этнические миграции в советском государстве, не рассматривается расселение разных народов по регионам, численность татар показана в целом, включая сибирских татар. Данные по Бурятии присутствуют только в процентном соотношении, а ареал расселения татар на ее территории не указывается.

В 1930-е гг. выходят первые библиографические указатели по татароведению. Собранные в них работы касаются большей частью вопросов этнографии, хозяйства, материальной культуры татар и лишь в небольшой степени - общей истории9. В 1930 г. выходит фундаментальный труд Н.И. Воробьева «Материальная культура казанских татар», которая стала обобщающим этнографическим исследованием по казанским татарам, где впервые подробно описывалась и анализировалась материальная культура.

С середины 1930-х гг. в историографии истории и культуры сибирских народов делается упор на изучение социально-экономической истории, рассматриваются проблемы, связанные с проникновением капиталистических отношений, рост популярности земледелия и, как следствие, переход к оседлому образу жизни под влиянием русской колонизации.

Начиная с 1955 по 1960 г. выходит коллективная работа «История Татарской АССР»10. В данном исследовании изучалась, преимущественно, история поволжско-приуральских татар, из групп которых сформировалось татарское население на территории Бурятии. В указанной работе рассматривается процесс миграций татар в пределах Европейской части России, образование, социально-экономическая жизнь и взаимодействие с органами власти. В 1962 г. был опубликован коллективный труд советских этнографов

1923, Никитина Е Ссылка 1905-1910 гг (историческая справка) // Сибирская ссылка Сб 1 M Изд-во Мосполиграф,1927 229 с

8 Всесоюзная перепись населения 1926 года http //demoscope ru/weekly/arc/arccensuslO php

9 Рахим А Материалы для библиографии по татароведению (1918 - 1930) Казань, 1930, Семенов H А СабанТуй Указатель литературы по национальному празднику казанских татар Казань. 1929

10 История Татарской АССР T 1-2 Казань, 1955-1960

«Народы мира», где была сделана попытка проследить движение народов по итогам переписей разных лет (1926, 1939 и 1959 гг.)11.

Исследованием сибирских татар в этот период занимается C.B. Бахрушин12. Он затрагивает вопросы этнического развития тех тюркоязычных групп Западной Сибири, которые называются в настоящее время единым этнонимом «сибирские татары». Автор исследует период до первой половины XIX в. Трудам C.B. Бахрушина в отечественной историографии не раз давалась высокая оценка, поскольку они являлись первой попыткой по обобщению истории и культуры сибирских татар.

Исследователи В.М. Кабузан и С.М. Троицкий13 в своих трудах рассматривают национальный состав Восточной Сибири, однако хронологические рамки работ не совпадают с диссертационным исследованием, а данные по национальному составу Бурятии отсутствуют. Фундаментальным трудом по формированию населения Восточной Сибири является работа В.В. Воробьева14, однако всех переселенцев он рассматривает как русских.

В 1970-х гг. вышли работы по истории Татарской АССР, в которых освещалась проблема обезземеливания татарских крестьян, что явилось следствием их переселения на территорию Сибири, в том числе и Бурятии15. Такую же точку зрения поддерживают Ю.И. Смыков и П.С. Кабытов16, они

" Численность и расселение народов мира М 1962 С 60, Население мира справочник М 1965, Население земного шара Справочник по странам М , 1965, Народонаселение стран мира Справ М , 1978, Симчера В М , Соколин В Л ,Машихин Е А, Шевяков А Ю Энциклопедия статистических публикаций (Древняя Русь, Российская империя, Союз Советских Социалистических республик, Российская Федерация) М 2001 С 279288

12 Бахрушин С В Сибирские служилые татары в XVII в // Бахрушин С В Научные труды М Изд-во АН СССР, Т 3, ч 2 1955 299 с , Его же Сибирь и Средняя-Азия в XVII и XVIII вв Там же Т 4 - М , 1959 -258 с

ь Кабузан В М Народонаселение России в XVIII - первой половине XIX в (По материалам ревизий) М 1963, Кабузан В М , Троицкий С М Новые источники по истории населения Восточной Сибири во 2-й половине XVIII в // Советская этнография 1966 № 3, Кабузан В М Изменения в размещении населения России в XVIII -первой половине XIX вв (По материалам ревизий) М , 1971, Его же Динамика и этнический состав населения в России в эпоху империализма (конец XIX в - 1917 г )//История СССР 1980 №3

14 Воробьев В В Формирование населения Восточной Сибири Географические особенности и проблемы Новосибирск, 1975

13 История Татарской АССР (С древнейших времен до наших дней) (1960 - 1967) Казань, 1970, История

Татарской АССР (С древнейших времен до наших дней) (1967-1975) / Сост В И Шишкин, Н Г Шигапов

Казань, 1986

16 Смыков Ю И Некоторые источниковедческие и статистические проблемы изучения Среднего Поволжья периода капитализма // Тез докл итоговых науч конф за 1970 г Казань, 1971 Его же Земледельческое

изучили положение крестьян Среднего Поволжья и пришли к выводу, что нехватка земли оказывает влияние на миграционные процессы татар.

Корме того, в этот период стало появляться большое количество работ по этнической истории сибирских татар. В работах H.A. Томилова17 рассматриваются проблемы этнического развития сибирских татар, история формирования татарских общин и диаспор на территории Сибири, социально-экономическая и общественно-политическая деятельность татар.

Большой вклад в историографию проблемы внесли бурятские ученые Ч.Г. Андреев, В.М. Багонин, Д.Г. Бажеев, М.Н. Балдано, J1.A. Зайцева, Б.М. Митупов, Ю.Б. Санданов, Е.Е. Тармаханов18. Рассматривая становление бурятской индустрии и развитие сельского хозяйства, они, так или иначе, обращались к теме переселения народов на территорию Бурятии. Именно в XX веке, татарское население Бурятии увеличивается в связи с большим потоком мигрантов, связанным с выполнением программы государства по переселению народов, строительством заводов и освоением сельскохозяйственных территорий.

В постсоветский период начинается новый этап в историографии, прежде всего, это было обусловлено теми демократическими явлениями, которые происходили в обществе после политики перестройки. У большинства ученых появляется возможность ознакомиться с прежде закрытыми архивными

производство Среднего Поволжья в пореформенное время (60-90-е гг XIX в ) // Тез докл и сообщ XIV сессии межрег симп по аграрной истории Воет Европы M , 1972 Вып 2, и др

17 Томилов H А Вопросы этнического развития сибирских татар в дореволюц