автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Таттинская локальная традиция якутского эпоса Олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Оросина, Надежда Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Таттинская локальная традиция якутского эпоса Олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Таттинская локальная традиция якутского эпоса Олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы"

На правах рукописи

ОРОСИНА Надежда Анатольевна

ТАТТИНСКАЯ ЛОКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ЯКУТСКОГО ЭПОСА ОЛОНХО: ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ

Специальность 10.01.09 - фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

I 8 ПАР 2015

Якутск-2015

005560704

005560704

Работа выполнена в секторе якутского фольклора ФГБУН «Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН»

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор

Илларионов Василий Васильевич (ФГБУН «Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН»; ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»)

Официальные оппоненты — доктор филологических наук, профессор

Халипаева Империят Арсланбековна (ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»)

кандидат филологических наук Маиджнева Банрта Барбаевна (ФГБУН «Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН»)

Ведущая организация - ФГБУН «Институт филологии Сибирского отделения

РАН» (г. Новосибирск)

Защита состоится «14» апреля 2015 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 002.128.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБУН Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН [367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; т./ф. 8(8722)675903].

Объявление о защите и автореферат диссертации размещены на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ (www.vak2.ed.gov.ru) и на официальном сайте ИЯЛИ ДНЦ РАН (www/iyalidnc.ru) «10» февраля 2015 г.

С диссертацией можно ознакомиться на официальном сайте ИЯЛИ ДНЦ РАН по ссылке (http://www.iyalidnc.ni/disser.html) и в научной библиотеке Дагестанского научного центра Российской академии наук (ул. М. Гаджиева, 45)

Автореферат разослан «9» марта 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук

А.Т. Акамов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Якутский героический эпос олонхо - памятник устного народного творчества, отражающий в яркой художественной форме мировоззренческие и нравственные принципы, образ жизни народа. Олонхо является самым крупным эпическим жанром якутского фольклора, повествующим о подвигах богатыря (богатырок). Оно состоит из 9-20 тысяч стихотворных строк, иногда доходит до 50 тысяч строк. В 2005 г. решением ЮНЕСКО якутский эпос олонхо был признан Шедевром устного и нематериального наследия человечества. В Республике Саха (Якутия) разработаны Государственные целевые программы «Сохранение, изучение и распространение якутского эпоса олонхо на 2007— 2015 гг.», «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012-2016 гг.» и др. В этой связи исследования олонхо, проводимые в разных аспектах, являются своевременными и необходимыми.

Изучение региональных традиций олонхо в якутской фольклористике считается актуальным направлением. В.В. Илларионов выделил в сказительском искусстве якутов три группы очагов эпических традиций: центральную, северную и вилюйскую. Первая группа, включающая татгинскую, амгинскую, мегино-кангаласскую, усть-алданскую, чурапчинскую, хангаласскую, намскую «школы» и «школу» Горного района, характеризуется как центральная традиция. Вторая группа связана с северной традицией, к которой исследователь относит верхоянскую, аллаиховскую, саккырырскую «школы». Третья группа представляет собой вилюйскую «школу»1.

На современном этапе целесообразно начать изучение локальных традиций олонхо, их разработку и систематизацию, что позволит выявить региональные особенности якутского эпоса. Мы поставили перед собой цель

1 Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов. - Якутск: Бичик, 1982. - С. 27-31; Он же. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. — Новосибирск: Наука, 2006. - С. 45^47.

О

исследования таттинской локальной традиции, которая выделялась активной эпической средой и имела ярко выраженные формы бытования. Таттинская земля с давних пор славилась известными сказителями — олонхосутами. По материалам краеведа Е.Д. Андросова, со второй половины XVIII в. до начала Великой Отечественной войны, здесь были зафиксированы 150 олонхосутов2.

Исследование таттинской локальной традиции олонхо относится к неразработанным темам якутской фольклористики. В первую очередь считается актуальным изучение форм бытования, образов, мотивов таттинской локальной традиции якутского героического эпоса олонхо.

Степень разработанности темы. Историография темы включает сбор и публикацию олонхо таттинской локальной традиции.

Сбор источников. Интерес к записям текстов олонхо, бытовавших в конце XIX в. в Ботурусском улусе*, впервые возник у политссыльных Э.К. Пекарского, C.B. Ястремского и др. В сборе и записи текстов большую помощь им оказывали грамотные жители улуса, в котором в то время проживали известные олонхосуты, сказочники и певцы. В частности, К.Г. Оросин, М.Н. Андросова-Ионова, A.A. Петров, Е.Д. Николаев-младший, И.Н. Оросин, В.В. Шестаков, P.A. Александров (Тимофеев), Р.К. Большаков и др., следуя указаниям Э.К. Пекарского, записывали тексты олонхо и других жанров якутского фольклора.

Планомерный и последовательный сбор материалов фольклора, в том числе и олонхо, начался в Якутии с создания Института языка и культуры при СНК ЯАССР. В 1938-1939 гг. институт организовал фольклорно-диалектологическую экспедицию сотрудников С.И. Боло и A.A. Саввина в группу вилюйских районов; тем же составом в 1939—1941 гг. они посетили северные районы Якутии. В 1940 г. такие экспедиции были направлены в Таттинский, Чурапчинский, Мегино-Кангаласский, Горный и Олекминский

2 Андросов Е.Д. Таатта олонхоЬуттара уонна ырыаЬыттара («Олонхосуты и певцы Таатты»): в 2 ч. - Якутск: Ситим, 1993. - Ч. 1. —47 е.; - Ч. 2. - 47 с. - На якут, яз.; Он же. Таагга олонхоЬуттара («Олонхосуты Таатты»). - Ытык-Куел, 2006. - 40 с. - На якут. яз.

* До 1 января 1913 г. Таттннский улус входил в состав Ботурусского улуса.

4

районы. В районах были задействованы собиратели-корреспонденты института, в частности, в Таттинском районе работали П.Н. Дмитриев, С.Г. Сивцев, И.С. Прохоров и др. Также к сбору образцов устного творчества были привлечены местные любители фольклора, в основном, учителя и краеведы.

До начала Великой Отечественной войны был объявлен конкурс на сбор текстов олонхо, которым руководил Д.К. Сивцев, сыгравший большую роль в собирательской деятельности. Но в связи с началом войны конкурс не был завершен. Тем не менее, в результате проведенной работы более 100 олонхо (некоторые из них в неполном варианте) хранятся в Архиве Якутского научного центра СО РАН (далее — Архив ЯНЦ СО РАН). Среди них имеются полные версии эпических текстов, записанные со слов известных олонхосутов Таттинского района: «Тойон Нюргун» И.М. Давыдова в записи P.A. Кулаковского (1940 г.), «Бэриэт Бэргэн» С.Е.Андросова в записи С.Г.Сивцева (1941 г.), «Модун Хара» Е.Я. Бытасытова, «Айыы Дугуйдах» И.Е. Огочуярова и «Богатырь Элик Туйгун» И.М. Давыдова в записи И.С. Прохорова (1941 г.) и др. В 1973 г. участники фольклорной экспедиции Института языка, литературы и истории СО АН СССР (далее - ИЯЛИ ЯФ СО АН СССР) записали исполнения олонхосутов: П.Н. Дмитриев - олонхо «Богатырь Ого Нюргун» С.И. Собакина-Сэмэтээй, «Богатырь Харангаччы Сююрюк» П.В. Аммосова; В.П. Еремеев - олонхо «Богатырь Юёлэн Нюрюйэ» М.Г. Сорова. В 1979 г. П.Н. Дмитриев сделал магнитофонную запись олонхо «Богатырь Юёлэн Нюрюйэ» со слов олонхосута М.Г. Сорова.

В сборе сведений об олонхосутах таттинской локальной традиции большую роль сыграла деятельность Е.Д. Андросова и научных сотрудников ИЯЛИ ЯФ СО АН СССР С.Г.Сивцева, И.С.Прохорова, П.Н.Дмитриева, В.В. Илларионова, В.Д. Окорокова и др.

В 1993 г. Е.Д. Андросов опубликовал историко-популярный очерк в

двух частях «Таатта олоихоЬуттара, ырыаЬыттара» («Олонхосуты и певцы

5

Таатты»), где привел биографии известных олонхосутов XIX-XX вв. В 2003 г. он издал литературно-публицистическую работу «Олоххо тардыЬыы кууЬэ» («Любовь к жизни»), в которую включил материалы о таттинских олонхосутах. В 2006 г. вышла его брошюра «Таатта олонхоЬуттара» («Олонхосуты Таатты»), где он представил имена, репертуар и краткие биографии олонхосутов Таттинского района, подразделив их по наслегам.

Научные сотрудники записывали тексты олонхо и проводили паспортизацию таттинских олонхосутов. Отдельно нужно подчеркнуть собирательскую и научную деятельность сотрудника сектора якутского фольклора ИГИ АН PC (Я) H.A. Дьяконовой, которая записала исполнение олонхосута постсоветского периода П.Е. Решетникова-Кёсёнгё Петра на аудио-, видеоносители и расшифровала текст его олонхо «Милосердный богатырь Айыы Дьурагастай».

Публикация материалов. Издание текстов олонхо татгинской локальной традиции началось еще в дореволюционный период. В результате совместной собирательской работы грамотных якутов и Э.К. Пекарского скопился большой фольклорный материал, который впоследствии послужил основой для академического издания серии «Образцы народной литературы якутов» в трех томах, восьми выпусках (1907-1918 гг.). В первом томе «Образцов народной литературы якутов» под редакцией Э.К. Пекарского были опубликованы шесть полных текстов, четыре неполных варианта олонхо, записанных со слов олонхосутов Таттинского улуса. Ныне их рукописные записи хранятся в Санкт-Петербургском филиале архива РАН.

В 1947 г. впервые Г.У. Эргис перевел на русский язык и выпустил в свет научное издание олонхо К.Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный». Впоследствии в 1990 г. его текст олонхо был переведен на французский язык Жаком Карро. В 2010 г. исследователь Мурат Ерсёз перевел это олонхо с якутского на турецкий язык.

В 1959-1960 гг. издано олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный». В 1975 г., благодаря переводу В.В. Державина, оно стало

6

доступно русскоязычным читателям. В 2012 г. Е.С. Сидоров вновь перевел это олонхо на русский язык, снабдив его научными комментариями. Группа переводчиков, преподавателей СВФУ под руководством A.A. Находкиной, перевела олонхо на английский язык, и оно было издано в 2013 г. в Лондоне.

В настоящее время публикации текстов олонхо таттинской локальной традиции продолжаются. Так, в 2002 г. было опубликовано олонхо «Элэс Боотур» П.В. Оготоева на якутском, русском и английском языках. В 2003 г. в республиканской книжной серии «Саха боотурдара» («Якутские богатыри)» вышло в свет олонхо «Тойон Нюргун», записанное P.A. Кулаковским со слов И.М. Давыдова. В 2010 г. был опубликован текст олонхо «Айыы Дугуйдах», записанный И.С. Прохоровым со слов И.Е. Огочуярова. В 2013 г. из академической серии «Образцы народной литературы» Э.К. Пекарского отдельно были переизданы четыре олонхо Жулейского наслега Таттинского района: «Ёлбёт Бэргэн», «Удаганки Уолумар и Айгыр», записанные со слов Н.Т. Абрамова, «Басымньы Баатыр и Эрбэхтэй Бэргэн», «Элик Боотур и Ньыгыл Боотур», записанные со слов неизвестного олонхосута. Таким образом, публикация таттинских олонхо, в отличие от других локальных традиций, началась еще в дореволюционный период, что послужило основой для дальнейших изданий.

Таким образом, материал, собранный из источников и имеющиеся публикации текстов позволяют начать исследование олонхо таттинской локальной традиции, которое до сих пор не стало объектом отдельного научного изыскания.

Цель работы - исследование форм бытования, основных образов и мотивов таттинской локальной традиции якутского эпоса олонхо. При этом необходимо решить следующие задачи: -рассмотреть центральную региональную традицию якутов, выявить внутри нее таттинскую локальную традицию;

- охарактеризовать таттинскую локальную традицию олонхо, определить ареалы ее бытования;

- описать формы бытования олонхо таттинской традиции по периодам

развития эпических традиций якутов;

- определить и охарактеризовать основные образы олонхо таттинской

локальной традиции;

- проанализировать сюжетно-композиционную структуру, сформировать основные мотивы олонхо Таттинского района.

Объектом исследования является таттинская локальная традиция

якутского эпоса олонхо.

Предметом исследования выступают формы бытования, основные

образы и мотивы олонхо таттинской локальной традиции.

Материалом для исследования послужили 17 текстов олонхо таттинской локальной традиции. Из них 10 текстов были опубликованы в серии «Образцы народной литературы якутов» под редакцией Э.К. Пекарского и в республиканской книжной серии «Саха боотурдара» («Якутские богатыри»). Остальные семь текстов олонхо хранятся в Архиве ЯНЦ СО РАН. В работе также использованы аудио-, видеозаписи олонхо «Милосердный богатырь Айыы Дьурагастай» олонхосута П.Е. Решетникова-Кёсёнгё Петра, хранящиеся в фонотеке сектора якутского фольклора

ИГИиПМНС СО РАН.

Методы исследования. В качестве основных методов применены описательный метод - для характеристики форм бытования, картографический метод с использованием географических информационных систем - для определения ареала бытования олонхо в Таттинском районе и создания информационной базы данных олонхосутов, сравнительно-сопоставительный метод - для выявления образов и мотивов олонхо таттинской локальной традиции. При рассмотрении персонажей проведены структурный и функциональный анализы для определения

основных образов данной традиции.

Общую методологическую и теоретическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных исследователей

8

A.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, В.М. Гацака, В.П. Аникина, Ю.И. Смирнова, JI.A. Астафьевой, Т.Г. Леоновой, Т.Г. Ивановой, И.В. Силантьева и др. При изучении региональных и локальных традиций эпоса использованы теоретические положения, разработанные А.Ф. Гильфердингом,

B.И. Чичеровым, A.M. Астаховой, Б.Н. Путиловым, Ю.И. Смирновым, Ю.А. Новиковым, С.И. Дмитриевой, В.В. Илларионовым, A.A. Кузьминой и др. При рассмотрении форм бытования методологической основой стали труды Н.Ц. Биткеева, Е. Исмаилова, С.С. Суразакова, Э.Б. Овалова, A.M. Аджиева, А.И. Алиевой, М.М. Паштовой, Р.З. Кыдырбаевой, Д.А. Бурчиной, П.Е. Ефремова и др. При систематизации образов олонхо важными являются выводы исследований С.Ю. Неклюдова, P.C. Липец, А.Е. Кулаковского, Г.У. Эргиса, И.В. Пухова, Н.В. Емельянова, А.Ш. Кичикова, У.Б. Далгат, H.A. Алексеева, М.Р. Халидовой, Х.М. Халилова, И.А. Халипаевой, Н.И. Филипповой, А.Е. Захаровой, Л.С. Ефимовой, А.Н. Даниловой и др. При изучении мотивов олонхо большую помощь оказали работы Н.В. Петрова, Н.В. Емельянова, А.Х. Бязырова, E.H. Кузьминой, А.И. Алиевой, З.Д. Джапуа, Т.М. Хаджиевой, Т.Г. Басанговой, Е.Э. Хабуновой, А.П. Решетниковой, Л.Н. Семеновой, Т.В. Илларионовой и др.

Научная новизна работы состоит в том, что таттинская локальная традиция якутского эпоса впервые стала объектом исследования. В диссертации она рассмотрена как самостоятельный очаг центрального регионального эпосотворчества якутского олонхо. Выявлены ареалы и проанализированы формы бытования. В якутской фольклористике впервые был применен картографический метод для изучения бытования олонхо. На основе обобщения материалов предшественников была создана единая информационная база данных олонхосутов таттинской локальной традиции. Определены и охарактеризованы основные образы. Выявлены основные

мотивы олонхо таттинской локальной традиции.

9

Теоретическая и практическая значимость работы.

Диссертационное исследование может стать началом комплексного изучения локальных традиций якутского олонхо. Материалы и выводы исследования могут быть использованы на факультативных курсах по фольклористике в высших учебных заведениях, в практических работах по сравнительно-сопоставительному анализу форм бытования, образов, мотивов якутского эпоса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Центральная региональная традиция олонхо является одним из активно бытовавших и развитых очагов якутской эпической традиции. Она сложилась из нескольких локальных традиций, одной из которых является

таттинская локальная традиция.

2. В работе исследована таттинская локальная традиция. Ареалы ее бытования определены нами по территориальному принципу. В дореволюционном периоде были выявлены следующие ареалы: 1) в нижнем течении реки Алдан; 2) вдоль реки Баяга; 3) в среднем течении реки Таатта; 4) в нижнем течении реки Амга. Из них олонхо активно бытовало в местах, расположенных в среднем течении реки Таатта и вдоль реки Баяга. В советском периоде, после разделения территории района на населенные пункты, оно бытовало во вновь образованных наслегах: Алданском, Хара-Алданском, Баягинском, Уолбинском, Татгинском, Игидейском, Жулейском, Жехсогонском, Селляхском, Октябрьском, Тыарасинском, Усть-Амгинском, Амгинском. В постсоветском периоде - в современных административных границах наслегов, где упразднен Селляхский наслег, но появились села

Харбалах и Дая-Амгата.

3. В олонхо таттинской локальной традиции отмечено наличие трех форм бытования (устная, письменная, мультимедийная). В дореволюционный период активно бытовала устная форма традиции, но, наряду с ней, фиксировалась и письменная форма. В советский период устная форма стала заметно сдавать позиции, в то же время активизировалась

10

письменная форма. В настоящее время, помимо письменной формы, появилась мультимедийная форма бытования.

4. Образы олонхо татгинской локальной традиции подразделены на пять групп: 1) главные герои и их богатырский конь; 2) враги племени айыы аймага* (богатыри, женщины абаасы и богатыри айыы, выступающие как противники героя); 3) образы удаганок; 4) мифологические персонажи (божества Верхнего мира, духи-хозяева Среднего мира, повелители Нижнего мира, мировое дерево, кузнецы, мифические птицы, звери и чудесные предметы); 5) другие образы (посланники и прислужники, племя айыы аймага). Характерными персонажами олонхо таттинской традиции выступают мифологические герои и образы удаганок.

5. Олонхо локальной татгинской традиции придерживаются традиционных канонов. В них элементы сюжетно-композиционной структуры: вступительная часть (эпический зачин), завязка, развитие действия, кульминация, развязка и заключительная часть - следуют установленному образцу структуры якутских олонхо. Выявлены основные мотивы, которые были сгруппированы на инициальные, медиальные и финальные.

Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической аргументированностью исходных и теоретических данных, целью и задачами исследования, публикациями основных положений диссертации.

Основные выводы диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях сектора якутского фольклора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (г. Якутск). По отдельным положениям работы сделаны доклады на республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Гуманитарная наука сегодня: цели, результаты и

" Айыы аймага - племя, родственное добрым божествам айыы, вообще люди, живущие в Среднем мире.

11

перспективы» (г. Якутск, 25 ноября 2011 г.), на всероссийской научно-творческой конференции «Единое пространство культуры Евразии» (г. Якутск, 2-3 декабря 2011 г.); на всероссийской научно-практической конференции «Эрэл-2012» (г. Якутск, 13-16 ноября 2012 г.); на республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Актуальные проблемы современной гуманитарной науки» (г. Якутск, 23 мая 2013 г.), на международной научной конференции «Якутский героический эпос олонхо - шедевр устного и нематериального наследия человечества в контексте эпосов народов мира», посвященной 120-летию со дня рождения П.А. Ойунского (г. Якутск, 18-20 июня 2013 г.); на региональной научной конференции «Наследие народов Северной Азии в этнокультурных исследованиях» (г. Якутск, 25 сентября 2014 г.); на всероссийской научной конференции «Сравнительное изучение тюрко-монгольских эпосов», посвященной 110-й годовщине со дня рождения И.В. Пухова (г. Якутск, 11-12 сентября 2014 г.), на круглом столе «Эпические традиции: проблемы бытования, исполнения и актуализации в современной России» (г. Кисловодск, 25-27 сентября 2014 г.), на П Всероссийской научной конференции «Филологические исследования-2014. Источники, их анализ и интерпретация в филологических науках», посвященной 175-летию со дня рождения И. А. Куратова (г. Сыктывкар, 14-17 октября 2014 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Самобытность культуры народов Сибири и Севера: проблемы изучения, сохранения и развития» (г. Якутск, 25 ноября 2014 г.).

По теме исследования опубликовано 8 статей, 3 из которых - в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка иллюстративного материала и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, излагается степень его разработанности, определяются цель, задачи, объект, предмет; дается характеристика источниковой базы; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; указываются методы исследования, приводятся теоретико-методологическая основа и основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Формы бытования таттннской локальной традиции» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Региональные и локальные традиции эпоса» анализируются теоретические положения в исследовании эпических традиций; определяются основные региональные очаги сказительства якутского эпоса олонхо.

Отечественной фольклористикой накоплен достаточный опыт по изучению эпических традиций. При исследовании фольклорной традиции применяются термины «эпическая традиция», «региональная традиция», «сказительская школа», «локальная традиция», «областной фольклор».

Региональные и локальные традиции также были в поле зрения исследователей тюрко-монгольских эпосов. Так, при анализе бытующих вариантов, версий, сюжетов, мотивов и образов региональные особенности эпической традиции, в том числе сказительские «школы», были выделены в трудах исследователей эпосов тюрко-монгольских народов: башкирских (М.М Сагитов, Р. Султангареева и др.), казахских (Е. Исмаилов, Р. Бердибаев и др.), узбекских (Т. Мирзаев и др.), киргизских (Р.З. Кыдырбаева и др.), шорских (А.И. Чудояков и др.), якутских (В.В. Илларионов, A.A. Кузьмина и др.), калмыцких (А.Ш. Кичиков, Н.Ц. Биткеев, Э.Б. Овалов, Н.Б. Сангаджиева, Т.Г. Басангова, Е.Э. Хабунова, Б.Б. Манджиева и др.), бурятских (И.О. Шаракшинова, P.A. Шерхунаев, Д.А. Бурчина, С.Б. Мархаева, H.H. Николаева и др.).

B.B. Илларионов определял сказительские «школы» в основном по признаку административно-территориальной принадлежности олонхосутов и выделил центральную, северную и вилюйскую традиции, указал известных олонхосутов этих «школ»3. При этом он отметил, что отдельные талантливые олонхосуты могли создавать свои «школы», особенности которых унаследовались молодыми сказителями, тем самым вырабатывалась определенная эпическая традиция. Исследователь также отметил, что в образовании сказительских «школ» большую роль играла эпическая среда, в которой формировались и развивались одаренные олонхосуты.

Работа A.A. Кузьминой «Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы» является первым комплексным исследованием в сфере изучения региональных традиций якутского эпоса. В отличие от В.В. Илларионова, она выделила следующие разновидности эпических традиций: центральную; вилюйскую; северо-восточную; северозападную (долганское олонгко)4. Для выявления специфики вилюйской традиции ею были рассмотрены бытование, сюжетно-композиционная структура и образы олонхо.

Искусствовед В.С.Никифорова рассмотрела локальные традиции в музыке олонхо. Согласно ее исследованиям, олонхо представлено в виде трех локальных традиций: верхоянской (северо-восточные саха), долганской (долганы и северо-западные саха) и ленско-вилюйской (центральные саха)5.

В работе Г.С. Поповой и Г.А. Сосиной «Локальные традиции эпоса олонхо» отражены результаты исследования процесса локализации в целом этнической культуры и якутской эпической традиции на примере Мегинского улуса6.

1 Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов. - Якутск: Бичик, 1982. - С. 21-31.

4 Кузьмина А.Л. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. -Новосибирск: Наука, 2014.-С. 98.

5 Никифорова В. С. Локальные традиции в музыке олонхо: автореф. дис.... канд. иск. - СПб., 1994. - С. 6.

6 Попова Г.С., Сосина Г.А. Локальные традиции эпоса олонхо (на примере Мегинского улуса). - Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2013. - 144 с.

Во втором параграфе «Таттинская локальная традиция» даны краткие сведения о Татгинском районе. Выделены ареалы бытования олонхо по трем периодам. Так, в дореволюционный период олонхо бытовало в среднем течении реки Таатта, в нижнем течении реки Алдан, вдоль реки Баяга, в нижнем течении реки Амга. Из них олонхо активно бытовало в местах, расположенных в среднем течении реки Таатта и вдоль реки Баяга. Основываясь на материалах Е.Д. Андросова и данных «Анкеты олонхосутов», составленной И.С. Прохоровым, С.Г. Сивцевым (1940-1941 гг.), В.В.Илларионовым (1970 г.), можно предположить, что в среднем течении реки Таатта сформировались сказительские «школы» крупнейших олонхосутов И.Н. Винокурова-Табахырова, Н. Татаринова, Н.В. Киляпирова-Улуу Килээпира, И.И. и И.И. Алексеевых-Тусалыровых и др., образованные по принципу «учитель - ученик» и по родственной линии «отец - сын -внук». Согласно материалам Е.Д.Андросова, вдоль реки Баяга также бытовала «школа» баягинских олонхосутов, предположительно, связанная с соседней усть-алданской традицией. В нижнем течении реки Алдан и в нижнем течении реки Амга бытование олонхо не имело особого развития. В советский период олонхо бытовало в Жулейском, Игидейском, Баягинском, Жехсогонском, Тыарасинском, Октябрьском, Селляхском, Татгинском, Уолбинском наслегах. В Хара-Алданском, Алданском, Усть-Амгинском, Амгинском наслегах оно особо не распространено. В постсоветский период ареалом бытования являлся один Октябрьский наслег, откуда был родом и где жил последний представитель татгинских олонхосутов П.Е. Решетников-Кёсёнгё Петр.

Третий параграф «Формы бытования олонхо таттинской традиции» состоит из трех подпараграфов: 1.3.1. «Олонхо в дореволюционный период»; 1.3.2. «Олонхо в советский период»; 1.3.3. «Олонхо в постсоветский период».

В дореволюционный период активно бытовала устная форма и начала

развиваться письменная форма. Следуя этому, олонхосутов можно

15

подразделить на олонхосутов-информаторов и олонхосутов-фиксаторов. Олонхосуты-информаторы при фиксации исполняли олонхо, а грамотные олонхосуты-фиксаторы сами исполняли и записывали тексты олонхо. Устная форма была связана с именами таких олонхосутов-информаторов, как Н.Т. Абрамов, И.Н. Винокуров-Табахыров, Н.И. Малгинов-Кётюёхэ Уола, Н.В. Киляпиров-Улуу Килээпир, И.И. и И.И. Алексеевы-Тусалыровы, Е.М. Егоров-Миинэ уола Джегюёсэ и др. Но до наших дней дошли только олонхо, записанные со слов Н.Т. Абрамова. Письменную форму активно развивали олонхосуты-фиксаторы К.Г. Оросин, М.Н. Андросова-Ионова, A.A. Петров, производившие самозапись олонхо. Помимо них были фиксаторы-собиратели P.A. Александров, Р.К. Большаков, И.Н. Оросин, Е.Д. Николаев-младший и др., деятельность которых осуществлялась под руководством Э.К. Пекарского. В результате совместной работы олонхосутов-фиксаторов и фиксаторов-собирателей в серии «Образцы народной литературы якутов» были опубликованы олонхо: «Нюргун Боотур Стремительный» К.Г. Оросина, «Ёлбёт Бэргэн» (со слов Н.Т. Абрамова в записи P.A. Александрова), «Удаганки Уолумар и Айгыр» (со слов Н.Т. Абрамова в записи Э.К. Пекарского), «Старик Кюл-Кюл и старушка Силирикэн», «Потомки Юрюнг Айыы Тойона», «Баай Барыылаах - дух-хозяин черного леса» М.Н. Андросовой-Ионовой, «Муж-одиночка, имеющий сестру Хара Холорукай» A.A. Петрова, «Богатырь Ёлюю Юёдюлбэ» Е.Д. Николаева-младшего, «Басымньы Баатыр и Эрбэхтэй Бэргэн» (в записи Р.К. Большакова), «Элик Боотур и Ньыгыл Боотур» (в записи P.A. Александрова). Информаторы двух последних олонхо не указаны. Им всем принадлежит большая заслуга в сборе и публикации текстов олонхо и других жанров якутского фольклора в то время, когда активно бытовала эпическая среда.

В советский период бытование олонхо таттинской традиции под

влиянием политической идеологии несколько сдало свои позиции, но

сохранило устную форму, благодаря сильному влиянию сказительской

16

школы предыдущих олонхосутов. Так, на известных олонхосутов И.М. Давыдова, И.Е. Огочуярова, А.Д.Попова, Д.Т. Эльберякова и др., несомненно, воздействовала «школа» олонхосутов дореволюционного периода И.Н. Табахырова, Н. Татаринова, Н.В. Киляпирова-Улуу Килээпира, И.И. и И.И. Алексеевых-Тусалыровых и др. Но стала развиваться и письменная форма бытования с участием собирателей-корреспондентов. Немаловажное значение имели также конкурсы и фестивали олонхосутов, которые проводились в целях сохранения устного народного творчества.

В постсоветский период олонхо татгинской локальной традиции развивалось в творчестве только одного олонхосута - П.Е. Решетникова-Кёсёнгё Петра. Он придерживался традиционной последовательности элементов сюжетно-композиционной структуры, образов татгинской локальной традиции. Таким образом, в татгинской локальной традиции существовали устная, письменная формы бытования и появляется новая -мультимедийная.

Во второй главе «Основные образы олонхо таттинской традиции»

охарактеризованы функции образов данной традиции.

Система образов впервые была детально охарактеризована фольклористом И.В. Пуховым, который распределил персонажи олонхо таким образом: 1) главный герой; 2) богатыри айыы как второстепенные персонажи; 3) женщина-героиня; 4) противники героя; 5) рабы7. Его классификация исходила из роли, которую герои играли в сюжете. Г.У. Эргис выделил следующие персонажи якутского эпоса олонхо: 1) главный герой; 2) враги племени айыы аймага; 3) таежный богатырь; 4) женские образы; 5) другие образы (родоначальники племени айыы аймага - Саха Саарын Тойон и Сабыйа Баай Хотун; парень-табунщик Сорук Боллур, старуха-коровница Симэхсин Эмээхсин)8. Помимо перечисленных И.В. Пуховым образов, он выделил образ таежного богатыря. Н.В. Емельянов

7 Пухов КВ. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. - M.: Изд-во АН СССР, 1962. - 256 с.

8 Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. - Якутску Бичик, 2008. - 400 с.

разделил образы олонхо на: 1) главных героев; 2) женские образы; 3) противников героев; 4) родоначальников; 5) мифологических персонажей; 6) второстепенных персонажей. В отличие от предыдущих исследователей он отдельно выделял образы родоначальников и мифологических персонажей9. A.A. Кузьмина сгруппировала персонажи олонхо Вилюйского региона следующим образом: 1) главный герой и его противники; 2) женщины-героини, помощницы; 3) тунгусский богатырь; 4) рабы; 5) мифологические персонажи; 6) Вселенная10. А.Н. Данилова рассмотрела образы женщин-богатырок олонхо и выявила три основных сюжетных типа: 1) женщина-родоначальница; 2) женщина-воительница; 3) женщина-жена".

В ходе исследования олонхо таттинской локальной традиции мы выявили основные образы, которые описаны в параграфах: 2.1. «Главные герои и их богатырский конь»; 2.2. «Враги племени айыы аймага» с двумя подпараграфами: 2.2.1. «Богатыри и женщины абаасы»; 2.2.2. «Богатыри айыы как противники героя»; 2.3.«Образы удаганок»\ 2.4. «Мифологические персонажи»-, 2.5. «Другие образы». Приведены функциональные характеристики данных образов и рассмотрены мотивы с их участием, встречающиеся в олонхо таттинской традиции.

Главными героями во многих олонхо таттинской локальной традиции являются богатыри из племени айыы аймага, имеющие небесное (божественное) происхождение или изначально живущие с семьей. Встречено олонхо, где главными героями выступают удаганки. Основная функция героев - борьба за создание семьи и защита интересов племени. Важную роль в совершении героических подвигов богатыря выполняет богатырский конь. Помимо того, что он обладает волшебными свойствами, он является близким другом, соратником и советником героя. Недаром

9 Емельянов И.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 2000. - 192 с.

10 Кузьмина A.A. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. -Новосибирск: Наука, 2014.-160 с.

" Данилова А.Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо. - Новосибирск: Наука, 2014. - 166 с.

наряду с именем богатыря обязательно упоминается его конь, без него он не способен совершать свои подвиги и достичь поставленных целей.

Врагами племени айыы аймага выступают богатырь или женщина из племени абаасы*. Они представляют мифологизированное обобщение всякого зла. Иногда роль противника играет богатырь айыы', в чем отражаются внутриродовые противоречия. Конфликт всегда разрешается победой героя.

В олонхо таттинской локальной традиции доминируют образы удаганок, выполняющих функции помощниц (посланниц, целительниц) и богатырок. Они определяют жанровую и сюжетную специфику таттинской локальной традиции якутского эпоса. Их присутствие является архаической предпосылкой, восходящей к временам матриархата. Помимо удаганок, характерными образами олонхо таттинской локальной традиции выступают мифологические персонажи (божества Верхнего мира, духи-хозяева Среднего мира, повелители Нижнего мира, мировое дерево, кузнецы, мифические птицы, звери и чудесные предметы). При анализе мифологических персонажей были выяснены некоторые особенности, отличающие их от других региональных и локальных традиций. Например, в олонхо таттинской локальной традиции характерными являются образы удаганок, тогда как в олонхо Вилюйского региона доминируют образы шаманов. Если в центральной эпической традиции, в том числе и в олонхо таттинской традиции, мировое дерево именуется Аал Луук Мае и дается его детальное описание, то в олонхо вилюйской традиции этот образ выступает как священная изобильная береза Aap Кудук Хатынг и в большинстве случаев лишь упоминается. Также в текстах таттинских олонхо редко встречаются образы тунгусского богатыря и образ мудрого старца Сээркээн Сэсэна, которые ярко представлены в олонхо вилюйской группы районов. В

* Абаасы - общее название врагов племени айыы аймага.

• Айыы - общее название добрых божеств, покровителей людей в якутской мифологии, а также часть сложносоставных имен персонажей якутского фольклора. В олонхо данное слово употребляется в значении «человек, наш человек».

олонхо таттинской традиции активно представлены мифологические персонажи, показаны их тесная связь с главным героем и активное участие в подвигах богатырей. В итоге следует отметить, что образам олонхо таттинской локальной традиции присущи особенности, отличающие их от персонажей олонхо других эпических традиций.

Третья глава «Сюжетно-композиционная структура: мотивы» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Структура олонхо таттинской локальной традиции» рассмотрена сюжетно-композиционная структура, отмечено, что ее элементы - вступительная часть (эпический зачин), завязка, развитие действия, кульминация, развязка и заключительная часть — следуют установленному образцу якутской эпической традиции. Таким образом, сюжетно-композиционная структура таттинской локальной традиции соответствует порядку расположения элементов композиции якутских олонхо, т.е. не отходит от традиционного канона.

Во втором параграфе «Основные мотивы в таттинском олонхо» выявлены и охарактеризованы мотивы олонхо таттинской традиции. Анализ сюжетно-композиционной структуры олонхо данной традиции показал, что специфика композиции проявляется именно в мотивах.

В текстологическом изучении Т.В. Илларионовой мотивы олонхо «Могучий Эр Соготох» вилюйской эпической традиции были разделены следующим образом: 1) основные сюжетообразующие мотивы, куда она относит начальные, медиальные и финальные мотивы; 2) второстепенные сюжетообразующие мотивы, в которые входят композиционно обусловленные и художественно обусловленные мотивы12.

Структура таттинских олонхо придерживается традиционных канонов якутских олонхо, все элементы соблюдаются. Поэтому внутри сюжетов были выявлены основные мотивы, которые для группировки подразделены на инициальные, медиальные и финальные.

12 Илларионова Т.В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох»: сравнительный анализ разновременных записей. - Новосибирск: Наука, 2008. - 96 с.

К группе инициальных мотивов татгинской локальной традиции отнесены мотивы эпического зачина (мотивы описательного характера, такие, как эпическое время; описания Среднего мира, мирового дерева, местности, усадьбы, жилища и имущества героя и др.; мотивы повествовательного характера, связанные с эпической биографией героя: происхождение, предзнаменование, семья героя и др.) и завязки (мотивы причин выезда богатыря из дома - похищение девушки из племени айыы аймага, поиск подвигов, поиск коня и др.; мотивы сбора в поход - благословение духов-

иччи, богатырская закалка и др.).

К группе медиальных мотивов причислены мотивы развития действия

(мотивы богатырского похода - описание пути в Нижний мир, препятствия в пути и др.) и кульминации (мотивы борьбы героя с врагом - единоборство с

противниками, помощь удаганок, братьев героя и др.).

В группу финальных мотивов входят мотивы развязки (победа героя над противником, освобождение пленников, оживление умершего живой водой, возвращение в Средний мир) и заключительного части (празднество ысыах*, благословение духа-хозяйки мирового дерева, постройка кузнецами

дома молодоженов и др.).

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы. На основе материалов Е.Д.Андросова и научных сотрудников ИЯЛИ ЯФ СО АН СССР (ныне - ИГИиПМНС СО РАН) нами выявлены на данный момент имена и репертуар 185 олонхосутов татгинской локальной традиции. В репертуаре многих из них доминируют олонхо о богатырях-защитниках племени: «Нюргун Боотур Стремительный», «Тойон Нюргун», «Бэриэт Бэргэн», «Ёлбёт Бэргэн» и др. Характерной чертой татгинской локальной традиции является бытование олонхо об удаганках: «Удаганки Уолумар и Айгыр», олонхо о братьях-богатырях: «Басымньы Баатыр и Эрбэхтэй Бэргэн», «Ньыгыл Боотур и Элик Боотур». Были

• Ысыах - якутский национальный праздник, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, связанный с культом солнечного божества, с культом плодородия.

21

рассмотрены ареалы бытования по территориальному принципу. В ходе исследования были выявлены три формы бытования: устная, письменная и мультимедийная. Рассмотрены основные образы олонхо таттинской локальной традиции, которые были подразделены на пять групп. Характерной чертой олонхо таттинской локальной традиции является неоднократное присутствие в них мифологических персонажей и образов удаганок, что является признаком эпической архаики. Тексты олонхо таттинской традиции имеют отчетливо сформированную сюжетно-композиционную структуру. Данное явление подтверждает факт следования таттинской локальной традиции установленному образцу композиционной структуры якутского эпоса олонхо. Инициальные, медиальные и финальные мотивы являются отличительной чертой сюжетосложения олонхо таттинской локальной традиции.

Таким образом, таттинская локальная традиция исследована как локальный очаг центральной региональной традиции якутского эпоса. В дальнейшем следует изучить другие - амгинскую, чурапчинскую, усть-алданскую, мегино-кангаласскую — локальные традиции, что поможет комплексному изучению центральной региональной традиции олонхо.

В качестве иллюстративного материала представлены географические карты, где показаны ареалы бытования олонхо таттинской локальной традиции по периодам развития, и информационная база данных олонхосутов Таттинского района.

В приложении представлены таблицы, в которых упорядочены список и биографические данные олонхосутов, основные образы и мотивы олонхо таттинской локальной традиции.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в реферируемых изданиях:

1. ОросинаКА. Собирательская деятельность татгинской интеллигенции по фольклору в конце XIX века (по материалам Санкт-Петербургского филиала архива РАН) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. —Якутск, 2013. - № 3. - С. 81-85.

2. Оросина Н.А. Сказительская «школа» в системе эпических традиций народа: к постановке проблемы // Мир науки, культуры, образования. —Горно-Алтайск, 2013. - № 4. - С. 32-34.

3. ОросинаКА. Образы удаганок в якутском героическом эпосе олонхо таттинской локальной традиции // Вестник Калмыцкого государственного университета. —Элиста, 2014. - № 4. - С. 151-156.

Публикации в других изданиях:

1. ОросинаКА. К.Г. Оросин - первый представитель интеллигенции, увековечивший олонхо татгинской локальной традиции // Гуманитарные науки в Якутии: исследования молодых ученых / редкол: Л.Е. Винокурова (отв. ред.), А.Н. Мыреева; сост. И.С. Астахова. - Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2012. - С. 53-58.

2. Оросина Н.А. Традиционные сюжеты и мотивы олонхо таттинской локальной традиции (на примере олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» К.Г. Оросина и «Тойон Ньургун» И.М. Давыдова // Якутский героический эпос олонхо - шедевр устного и нематериального наследия человечества в контексте эпосов народов мира: материалы международной научной конференции (Якутск, 18-20 июня 2013 г.) / [редкол.: Е.И. Михайлова (отв. ред.) и др.]: сб. науч. ст.- Якутск: Изд. дом СВФУ, 2014. - С. 403—405.

3. Илларионов B.B., ОросинаН.А. Олонхосуты Жулейского наслега и Э.К. Пекарский // Олонхо Жулейского наслега. - Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2013. - С. 3-12. - На якут. яз.

4. Илларионов В.В., Оросина H.A. П.А. Ойунский и якутская фольклористика // Северо-восточный гуманитарный вестник. —Якутск, 2013. -№2(7).-С. 15-23.

5. ОросинаН.А. Влияние эпической среды на творчество П.А. Ойунского (по материалам олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур») // Платон Алексеевич Ойунский: ученый, писатель, государственный деятель: материалы региональной научно-практической конференции с российским и международным участием. - Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2015. - С. 227— 235.

Подписано в печать 03.03.2015. Формат 60/90 !/i6. Усл. п.л. 1,5. Тираж 120 экз. Гарнитура Times. Заказ №59.

Отпечатано в типографии ИГИиПСНС СО РАН. 677000, г. Якутск, ул. Сосновая, 4, тел. 36-58-69. www.igi.ysn.ru