автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Техника и человеческая экзистенция в современном обществе

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Гордус, Александр Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Техника и человеческая экзистенция в современном обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Техника и человеческая экзистенция в современном обществе"

равах рукописи

003453706

Гордус Александр Михайлович

ТЕХНИКА И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭКЗИСТЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

09 00 08 - философия науки и техники

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону 2008

003453706

Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре высшей школы Южного федерального университета

Научный руководитель доктор философских наук,

профессор Несмеянов Евгений Ефимович

Официальные оппоненты доктор философских наук,

Защита состоится,^ //2008 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212 208 13 по философским наукам в Южном федеральном университете по адресу 344006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 140, конференц-зал

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу 344006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 148

Автореферат разослан /О 2008 г

профессор Лысак Ирина Витальевна,

доктор философских наук, профессор Рамих Вера Алексеевна

Ведущая организация Ростовская академия сервиса

Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена очевидным фактом глубочайшего и всестороннего воздействия техники на человеческое существование Технический прогресс, открывая все новые и новые возможности и перспективы для человека, порождает в то же время новые риски и угрозы Недаром современное высокотехнологичное общество называют "обществом риска" Однако когда идет речь о "рисках", сопряженных с техническим прогрессом, чаще всего имеются в виду возможные техногенные катастрофы или экологические проблемы Но, на наш взгляд, в современных технологичных обществах возникают и другие риски - "экзистенциальные риски", связанные с глубокими экзистенциальными проблемами современного человека

Современные технологии все глубже вторгаются во внутренний мир человека, внося в него неизбежные изменения, меняют восприятие мира и формы человеческого общения Речь идет не только об информационных технологиях С момента появления индустриального производства и масштабной технологизации трудового процесса, началась экспансия технического подхода к человеку Его поведение все больше приводилось в соответствие с машинным ритмом производства Его мышление также должно было соответствовать изменившимся производственным условиям

Вслед за технологизацией производства началась технологизация досуга, развлечений, в конечном итоге, сформировался "технологический этос" стиль поведения и мышления, согласно которому "технологический", функциональный подход применяется по отношению к любым формам человеческого существования Все меньше значения имеют те формы проявления человечности, которые не укладываются в рамки технологичного подхода Естественные формы поведения человека, например, общение с другими людьми, также подвергаются "технологизации"

Человек становится сам для себя (и, естественно, для других) объектом технических манипуляций Новейшие же технологии предлагают все более совершенные средства для подобного манипулирования Речь идет уже не просто о внешнем подчинении дисциплинарным нормам, но о манипулировании чувствами, мыслями и желаниями людей Наиболее тревожным выглядит тот факт, что человек, по-видимому, сам охотно становится объектом технологического воз-

3

действия, поскольку в тотальной технологизации жизни видит легкий способ решения проблем Этот тотальный технологизм пока еще не находит достаточного отражения в современных философских дискуссиях о роли техники На наш взгляд, современная экспансия технологического этоса коренным образом меняет экзистенциальную ситуацию человека, порождает новые, специфические проблемы Поэтому философский анализ этого процесса представляет собой насущную необходимость

Степень разработанности проблемы. Философский анализ феномена техники имеет давнюю историю и в зарубежной, и отечественной философской традиции Становление и развитие философии техники на Западе связывается с такими исследователями, как И Бекман, Э Капп, Э Гартиг, А Ридлер, Ф Рело, Ф Дессауэр, У Вендт Для проблемы нашего исследования наиболее важны работы тех авторов, которые посвящены не столько самому феномену техники, сколько ее воздействию на общество, культуру и человека, здесь, прежде всего, следует назвать О Шпенглера и Л Мэмфорда, Ж Эл-люля, X Ортегу-и-Гассета, Т Адорно, М Хокхаймера, Г Маркузе, П Сколимовски, К Париса и др Большое значение для нашей работы имела "технократическая волна" западной социально-философской мысли, к наиболее ярким представителям которой можно отнести Т Веблена, Л Мэмфорда, Дж Гэлбрейта, Д Белла, М Маклюэна, а также концепция информационного общества, основанная на революционном воздействии информационных технологий на современную цивилизацию (Д Белл, Э Тоффлер, М Кастельс, Ф Уэбстер и

др)

Поскольку тема данного диссертационного исследования - экзистенциальные аспекты техники, постольку особую важность для нас представлял анализ феномена техники, предпринятый представителями экзистенциализма, главным образом, К Ясперсом и М Хайдеггером Опираясь на результаты этого анализа, мы пытаемся в своем исследовании следовать этому направлению мысли, концентрируясь не столько на обществе, сколько на человеке и изменениях в его экзистенциальной ситуации, происходящих под воздействием техники

В отечественной науке и философии разработкой проблем, связанных с анализом роли техники в развитии общества, воздействия технического прогресса на все сферы социальной жизни занимались многие исследователи Еще в начале XX века философскими аспек-

4

тами техники занимались П К Энгельмейер, с деятельностью которого можно связать зарождение философии техники в России, известные религиозные мыслители П А Флоренский, С Н Булгаков Своеобразную роль в развитии человечества отводил технике один из наиболее ярких представителей русского космизма Н А Федоров Собственно, все течение русского космизма видело в научно-техническом развитии человека продолжение природной эволюции, ее закономерный этап Обращался к проблеме техники и известный русский философ-экзистенциалист Н А Бердяев Его отношение к роли техники в современном обществе, скорее, негативно

Среди современных отечественных авторов, работавших и работающих в данной области знания, следует назвать Г М Тавризян, Р.Ф. Абдеева, Ю С Мелещенко, Э А Араб-Оглы, А И Ракитова, В Г Афанасьева, И А Негодаева, С В Шухардина, А Д Урсула, В С Степина, Л Ф Кузнецову, Е А Шаповалова, Ю Г Волкова, В С Поликарпова, В Г Горохова, В М Розина, В Н Поруса, М А Розова, П С Гуревича и др) Исследованием воздействия на общество и культуру информационных технологий занимаются Н А Носов, В М Розин, И В Корсунцева, А В Петров, В Б Тарасов и др Моральными и этическими проблемами, связанными с развитием новейших технологий, занимаются А А Воронин, Б Т Юдин, П Д Тищенко, ЮВ Хен

Тем не менее, на современном этапе наблюдается все же определенный недостаток философских работ, посвященных проблемам философии техники, особенно, связанных с характером воздействия техники на личность, ее поведение и мышление В отечественной науке доминирует, скорее, изучение социальных и культурологических аспектов развития техники, но не ее экзистенциальных аспектов Именно экзистенциальным аспектам техники и посвящено данное диссертационное исследование

Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что тотальная технологизация жизни в современных обществах способствует формированию "технологического этоса", враждебного по отношению к экзистенциальным проблемам личности, препятствующего их осознанию и решению

Объектом исследования является технизированное современное общество как специфическая среда обитания человека

Предметом исследования выступает влияние техники на человеческую экзистенцию

Цель исследования заключалась в проведении анализа воздействия техники на характер существования (экзистенции) человека в современных обществах

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи

- проанализировать специфику современных обществ с точки зрения огромной роли техники в их функционировании,

- проследить основные направления философского осмысления феномена техники,

- проанализировать специфику анализа техники в рамках экзистенциальной философии и обосновать его особую значимость,

- используя концептуальный и методологический аппарат экзистенциальной философии, проанализировать воздействие техники на условия существования человека в современных обществах,

- установить, как технический способ мышления влияет на понимание сущности человека,

- проанализировать, каким образом тотальная технизация жизни соотносится с экзистенциальными проблемами и потребностями человека

Теоретико-методологические основания исследования. Теоретической базой исследования выступает теоретический, методологический и концептуальный аппарат экзистенциальной философии, представленный, главным образом, в работах К Ясперса, М Хайдег-гера и О Больнова

Исследование опирается также на теории и концепции, разработанные в рамках философии техники XX века, при этом особое значение имеет концепция Л Мэмфорда В работе использовались также результаты социологического анализа феномена техники (концепции технологического детерминизма, технократии), концепции информационного общества, социологический анализ экзистенциальных дилемм, с которыми сталкивается современный человек, предпринятый Э Гидденсом

Научная новизна исследования:

- показана научная продуктивность экзистенциального подхода к анализу воздействия техники на существование человека в современных технизированных обществах,

- установлен факт экспансии "технологического этоса" во все сферы социальной жизни, межличностной коммуникации, внутренний мир личности,

- проведен анализ изменений, которые претерпевает представление о сущности человека под воздействием распространения технологи-ческкого этоса,

- выявлены факторы, способствующие социально-культурной элиминации экзистенциально насыщенных, проблемных сфер и состояний человеческого существования как незначимых и препятствующих эффективному "функционированию" человека в рамках технизированных социальных структур,

- показано, что специфика функционирования технизированных обществ препятствует осознанию и решению экзистенциальных проблем личности,

- установлено наличие фундаментального противоречия между логикой функционирования технической цивилизации и экзистенциальными потребностями личности

Тезисы, выносимые на защиту

1) Глубокое и всестороннее влияние техники на среду обитания человека делает необходимым анализ экзистенциальных аспектов техники

2) Прогресс технологий, являющийся характерной чертой современных обществ, вызывает распространение "технологичекого этоса" на все сферы социальной деятельности, межличностных отношений и на саму человеческую экзистенцию

3) Современные общества предстают как технические системы, а человек - как их элемент, выступающий в качестве работника (homo faber), потребителя или "сырья" для технической обработки

4) Тотальная технизация современной жизни сопровождается социально-культурной элиминацией экзистенциально насыщенных, проблемных сфер и состояний человеческого существования (смерть, страдание, страх, тревога и др ), как незначимых и препятствующих эффективному "функционированию" homo faber в рамках технизированных социальных структур,

5) Подобные условия затрудняют осознание и, соответственно, разрешение экзистенциальных проблем, реальная значимость которых возрастает и стимулирует рост многие негативных тенденций, характерных для современных обществ, в частности - рост наркомании и алкоголизма, рост психических расстройств

6) Редуцирование экзистенциальной проблематики в культуре современных технизированных обществ позволяет констатировать

радикальный разрыв между вектором развития технизированных обществ и экзистенциальными потребностями личности

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Результаты диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований поставленных проблем, а также в преподавании курсов философии техники, социологии и социологии управления Результаты исследования отражены в научных публикациях автора

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы, включающего 120 названий

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ГЛАВА 1. Философский анализ феномена техники

Глава посвящена анализу философии техники, особое внимание при этом уделяется экзистенциальной философии

1.1. История становления и основные представители философии техники. В первом параграфе анализируются предпосылки возникновения философии техники, постоянно возрастающее воздействие техники на общество и человека, формирование в эпоху современности "техносферы" В современных обществах техника перестала быть просто неким нейтральным «подспорьем» процесса освоения человеком окружающего мира Логика, имманентно присущая функционированию технических устройств, получает распространение далеко за пределами собственно техносферы Техника меняет сам способ человеческого существования - формы мышления и деятельности Сегодня никого не удивляют выражения «технология мышления», «технология управления», «политическая технология», «технология разрешения конфликтов» и т д Распространение подобных выражений свидетельствует об устойчивом убеждении в том, что человеческая деятельность поддается некой алгоритмизации и автоматизации и подразумевает уподобление человека технической системе Термин «технология» применительно к человеку, целенаправленному воздействию на его поведение и мышление, подразумевает некий «орудийный» подход к человеку, «овеществление» человека, сведение его деятельности к определенной инструментальной функции Рост влияния техники породил потребность в осмыслении этого феномена, что и порождает философию техники

8

В параграфе рассматриваются концепции Э Каппа, П А Флоренского (концепция техники как "органопроекции"), технологический аспект философии "русского космизма", ранняя западная философия техники (в частности, концепция "манганизма" и "натурима" Ф Рело) Отмечается, что ранняя философия техники трактовала феномен техники в целом, позитивно Однако уже у О Шпенглера ярко обозначается момент негативизма в отношении техники (при всей реальной значимости этого феномена для современных западных обществ) Рождение машинной техники привело к глубочайшим изменениям в культурной жизни западного человечества (а потенциально и других народов, становящихся на путь технического развития) Изменения были как позитивного, так и негативного характера "Микрокосм" (человек) достиг небывалого господства над "макрокосмом" Подобное достижение оказалось под силу, по мнению Шпенглера, лишь западной цивилизации, благодаря присущей "фаустовскому духу" всеобъемлющей воли к господству Но Шпенглер одним из первых отмечает, что именно это всеобъемлющее господство и сделало человека рабом Рабом не природы, а собственного творения

В "Закате Европы" техника рассматривалась, прежде всего, как западный феномен, порождение специфического западного "фаустовского духа" В работе "Человек и техника" Шпенглер рассматривает машинную технику уже не как порождение фаустовского духа, а как некий итог всего предыдущего развития человечества, т е он отходит от той картины исторического процесса, которую рисовал в "Закате Европы" Шпенглер рассматривает технику как орудие (в биологическом соперничестве) борьбы за власть Черта, которая ранее приписывалась лишь "фаустовскому человеку" - жажда господства - становится универсальной биологической характеристикой человека, которая на Западе, в том числе и в западной технике, лишь выразилась с наибольшей отчетливостью Техника (как и человек) биологизирует-ся Шпенглер определяет технику "как тактику всей жизни вообще, это тактика живого в борьбе за существование Но если техника животных - родовая, и особь в ней изменить ничего не может, то человек стал свободен в выборе средств это - "хищник-изобретатель" Вся история — это насилие, причем естественное насилие как осуществление права умного и дерзкого хищника 1,1 Шпенглер утверждает "Мир - добыча, и из этого факта выросла, в конечном счете, чело-

'ТавризянГ М Техника Культура Человек М 1986 С 38-39

9

веческая культура" Совершенно очевидно всеобъемлющее влияние концепции человека Ф Ницше на эти построения О Шпенглера Несмотря на очевидную ограниченность и условность чисто биологиза-торского подхода к человеку и технике как его порождению, Шпенглер совершенно верно отмечает "роковую связь" техники с "волей к власти", достигшей необычайного развития именно в современной цивилизации и "рождение машинной техники из духа господства", если можно так выразиться Одержимость идеей господства человека западной культуры отмечал и другой видный немецкий мыслитель -М Шелер

В становление философии техники первой половины XX века определенный вклад внесли также такие исследователи, как Ф Дессау-эр, К Вайе, Э фон Майер, У Вендт, предлагавшие разные подходы к пониманию техники Таким образом, еще в первой половине XX века сложился довольно широкий круг философских концепций техники Однако, анализируя историю философию техники, отечественный исследователь В Порус датирует начало развития этого направления 60-80 гг XX века2 Это не случайно В этот период в наиболее развитых индустриальных обществах происходит всплеск интереса к исследованиям техники, обусловленный, прежде всего, новым этапом технического развития и возросшей ролью техники в жизни общества Анализ феномена техники становится более комплексным и менее асбстрактно-спекулятивным (что было характерно для предшествующего этапа)

В этот период формируется ряд технократических концепций (о которых мы будем подробнее говорить во второй главе), складывается направление мысли, обозначаемое как "технический детерминизм" Возникновение подобных концепций, с присущим им представлением о самодетерминации технического развития и определяющем его воздействии на другие сферы жизни общества, было связано с масштабом сложившихся в зрелом индустриальном обществе технических структур и лавиной технических изобретений С другой стороны, в этот же исторический период нарастает и волна критики технократических концепций "Антитехницизм" трактует технику как начало, порабощающее человека В следующей главе мы обратимся к творчеству Л Мэмфорда, чья позиция может служить примером критики тотального техницизма Но наиболее радикальным примером

2 Порус В Философия техники // Современная западная философия Словарь М, 1991

10

антитехницизма является критическая позиция представителей Франкфуртской школы В "Диалектике просвещения" ТАдорно и М Хоркхаймер рисуют картину порабощения человека в ходе истории, нарастающего отчуждения его от природы, общества, других людей, самого себя Причиной служит прогрессирующее развитие рациональности, связанной с жаждой господства Человеческий разум становится орудием "расколдования" и порабощения мира Наибольшего масштаба этот процесс достигает в эпоху современности, эпоху формирования научно-технической цивилизации, цивилизации тотального "праксиса" (практической, орудийной, трудовой деятельности) Научное знание и основанная на этом знании техника выступают как мощные орудия господства, превращения человека в бесчувственную марионетку

Продолжая критику научной рациональности, техники и цивилизации, которые они порождают, Г Маркузе возвращается к шпенгле-ровскому противопоставлению культуры и цивилизации Маркузе соотносит культуру с духовным трудом, праздничностью, свободой проявления чувств Цивилизация же - сфера принудительного, отчужденного, механизированного труда, операционального мышления, подавленных чувств Естественно, современная техника относится к сфере цивилизации, лежит в ее основе Проблемы, поднятые представителями Франкфуртской школы, выходят за рамки анализа собственно техники и касаются культурных предпосылок ее возникновения и антропологических последствий Это, собственно, выход в сферу экзистенциального философствования, что и является для нашей работы основным направлением

Прежде чем перейти непосредственно к этой теме, скажем несколько слов о развитии философии техники во второй половине XX века Этот период отмечен ростом информационных технологий Распространение информационных технологий оказало глубочайшее воздействие на условия существования человека в мире Возникло множество концепций информационного общества, предполагающих, что эти общества качественно отличаются от предыдущего - классического индустриального Среди наиболее влиятельных концепций можно перечислить концепцию Д Белла (предложившего термин "информационное общество" вместо предложенного им же ранее термина "постиндустриальное"), М Кастельса (информационное общество как общество сетевое), Ж Бодрийара (информационное об-

щество характеризуется взрывным ростом знаков и отмиранием смысла, возникновением "гиперреальности" знаков)

Все концепции информационного общества сходятся в том, что информационные технологии изменили условия существования человека Информационные технологии сделали возможным мгновенное распространение информации и взрывной рост ее количества Они сделали необходимым формирование новых профессиональных навыков — обработки и поиска необходимой информации, освоения компьютеров, компьютерного обеспечения и др Электронные средства коммуникации сделали незначимыми ограничения, налагаемые на обмен информацией пространством и временем, они создали новые возможности для человеческого общения, способствуют формированию новых сообществ на основе "виртуального", а не реального общения Они создали особую "виртуальную" реальность, надстраиваемую над обыденной повседневностью и провоцирующую "уход" человека от реальных проблем в иллюзорный мир образов Благодаря инфомационным технологиям формируется так называемая "гиперреальность" знаков и символов, отгораживающих от человека действительную жизнь

Таким образом, на исходе XX века технологии совершают новый скачок, в очередной раз меняя среду человеческого существования Осмысление феномена техники не завершается анализом влияния технологий информационных, поскольку сегодня развиваются и другие виды, в частности, следует сказать о биотехнологиях (подробнее речь о них пойдет во второй главе) Все это говорит о том, что технический прогресс превратился в неотъемлемую составляющую жизни современного человека и нуждается в постоянном рефлексивном отслеживании, так как порождает все новые и новые проблемы, в том числе, и экзистенциальные

1.2. Анализ техники в экзистенциальной философии. В параграфе рассматриваются концепции техники, разработанные К Ясперсом, М Хайдеггером, Н А Бердяевым и X Ортегой-и-Гассетом Несмотря на то, что испанский философ не относится, в строгом смысле слова, к экзистенциализму, "дух" его философии позволил нам включить его концепцию техники в данный параграф Ор-тега-и-Гассет вполне в русле экзистенциализма рассматривает технику в теснейшей связи с условиями человеческого существования

Анализируя феномен техники, КЯсперс выделяет его предпосылки, а также позитивные и негативные последствия, останавлива-

12

ется на проблеме "демонизма" современной техники, выявляет последствия технизации жизни для человеческой экзистенции М Хай-деггер, стремясь выявить сущность техники, обращается к глубинным истокам современной цивилизации и современного типа мышления в своей концепции "постава" «Сущность техники не есть нечто техническое», утверждает философ Сущность техники коренится в том, что она есть, а ответ на этот вопрос заключается в определении причин, породивших технику Обратившись к анализу понятия причины в греческой философии, Хайдеггер трактует причину, повод, как «произведение», как «выведение» чего-то из состояния «потаенно-сти», непроявленности, в сферу бытия, явленности

Техника - это специфический «вид раскрытия потаенности», имеющий свои характерные особенности «Выведение из потаенности, которым захвачена современная техника, носит характер предоставления в смысле добывающего производства < > Какого рода открытость присуща тому, что вышло на свет в процессе производящего предоставления? Его во всех случаях заставляют установленным образом быть в распоряжении, а именно с установкой на дальнейшее поставляющее производство Все, что таким образом поставлено, стоит на особом положении Назовем его состоянием-в-наличиии»3 Здесь мы подходим к знаменитому и не совсем ясному хайдеггеров-скому понятию - «постав» «Постав» - это некое организующее, собирающее начало Хайдеггер определяет его так «назовем теперь тот захватывающий вызов, который сосредоточивает человека на постав-лении всего, что выходит из потаенности, в качестве состоящего-в-наличии, - поставом» Таким образом, постав - это предпосланный человеку специфический способ представленности, данности бытия, способ его организации, реализуемый через человека Современная техника - есть следствие, порождение этого «постава», порождение специфической формы данности мира человеку в эпоху Нового времени Этот же постав явлен человеку в феномене естественных наук, родственных по сути своей технике (В отличие от Ясперса, видевшего в науке предпосылку развития современных технологий, Хайдеггер рассматривает науку и технику как проявления одного и того же способа данности мира человеку) Постав, собственно, и есть сущность техники «Поставом мы называем собирающее начало той установки, которая ставит, т е заставляет человека выводить действи-

3 Хайдеггер М Вопрос о технике // Хайдеггер М Время и бытие М,1993 С 227

13

тельное из его потаенности способом поставления его как состояще-го-в-наличии Поставом называется тот способ раскрытия потаенности, который правит существом современной техники, сам не являясь ничем техническим К техническому же относится все знакомое нам в виде всевозможных станков, станов, установок и служащее составной частью того, что именуется производством Последнее вместе со всеми своими составными частями относится к сфере технического манипулирования, которое всегда только отвечает требованиям постава, никогда не формируя его и даже не воздействуя на него»4. Постав, как и рожденная им техника, - это, в некотором роде, судьба современного человека Он не может его избежать, вынужден существовать в мире, структурированным именно этим поставом Постав таит в себе опасность Но речь не идет о каком-то «демонизме» Речь идет о риске утраты человеком собственной сущности. Но если человек ясно осознает сущность постава, сущностные основания своего бытия в мире, он обретет некоторую свободу В поставе таится не только опасность, но и возможности будущего спасения Постижение сущности современной техники как постава может приводить к поискам иных способов выведения из потаенности, иных форм явленности истины

Интересную версию философии техники разработал испанский философ X Ортега-и-Гассет Ортега рассматривает технику как постоянный спутник человека с древности Техника не "продолжает природу", но радикально ей противостоит Испанский философ отрицает распространенное мнение, что возникновение техники обусловлено лишь стремлением к удовлетворению природных потребностей Техника создает условия для реализации более сложных потребностей, делая удовлетворение "природных потребностей" непроблематичным Таким образом, техника создает среду обитания, позволяющую человеку не задумываться о первично необходимом для жизни Анализируя потребности и желания человека, Ортега приходит к парадоксальному выводу, что человек - это существо, "нуждающееся в излишествах" Он отмечает, что жизнь, сведенная лишь к удовлетворению биологических потребностей, невыносима для человека и нередко такая жизнь приводит к отказу от жизни Любой человек желает чего-то помимо элементарного биологического выживания Об этом свидетельствует и развитие техники - с древности человек соз-

"ХайдеггерМ УказСоч С 229

давал не только орудия труда, но и разнообразные средства, позволяющие сделать жизнь более интересной, наполненной, привлекательной Техника вырастает из особенностей сущности человека Она - средство для достижения некоторых стремлений и целей, поскольку вся человеческая жизнь есть стремление к чему-либо Ортега определяет человека как существо проективное, и эта его идея созвучна экзистенциализму Человек не дан самому себе, он должен создавать себя Техника служит достижению поставленных человеком целей и позволяет реализовывать самые разнообразные проекты Но техника не способна сама порождать цели, тем более, она не должна превращаться в самоцель Но именно это происходит на современном этапе развития техники В современной "машине" техника эмансипируется от человека, возможности ее совершенствования - безграничны, в отличие от человека, чьи способности и возможности неизбежно имеют предел Машина становится автономным началом Превращение машины и ее совершенствования в самоценность, а человека в ее придаток обессмысливает человеческое существование, размывает представление о том, что есть человек, в то же время безгранично расширяя его возможности "Будучи безграничной в своих возможностях, техника представляет пустую, чистую форму и, стало быть, не способна определить содержание жизни Вот почему наше время - как никогда техническое - оказалось на редкость бессодержательным и пустым"5

Говоря об анализе феномена техники в экзистенциальной философии, нельзя обойти вниманием и концепцию Н А Бердяева Он обращался к теме техники во многих своих работах, но общая концепция техники не претерпевала у него изменений Бердяев рассматривает феномен техники в контексте своего своеобразного трагического религиозного мировоззрения, согласно которому в человеческой истории и человеческой жизни борются начала свободы, несотворенной Богом, и рабства, источником которого является, в конечном итоге, несовершенное, "падшее" состояние мира и человека Человек свободен как носитель Духа, но как дитя природы, "космоса" он подчинен необходимости Все творчество человека находится под знаком антиномии необходимости и свободы Техника в полной мере выражает эту антиномичность, но не техника древности, а именно современная, машинная техника, ставшая результатом предшествующего истори-

5 Ортега-и-Гассет X Размышления о технике//Ортега-и-Гассет X Избранные труды М ,1997 С 221

15

ческого развития Техника - всего лишь одна из сфер социальной и культурной жизни Но она захватывает автономию и доминирует над всеми остальными Вместо того, чтобы "овладеть техникой", человек подчиняется ее влиянию Огромная мощь современной техники ставит вопрос о соответствии уровня духовного развития человека тем силам, которые он создал Завоевания техники используются во зло Техника способствует нарастанию мощи государства, что также несет в себе новые угрозы (Следует отметить, что феномен тоталитаризма действительно не был бы возможен без техники) Техника многократно увеличивает разрушительность человеческого насилия, в том числе и военного

Бердяев отмечает еще один интересный момент, связанный с развитием техники, предвосхищая более позднюю и знаменитую концепцию "футурошока", предложенную О Тоффлером - нарастание скорости изменений, за которыми человек не может угнаться Бердяев пишет "Происходит страшное ускорение времени, быстрота, за которой человек не может угнаться Ни одно мгновение ни самоценно, оно есть лишь средство для последующего мгновения От человека требуется невероятная активность, от которой он не может опомниться Но эти активные минуты делают человека пассивным Он становится средством вне человеческого процесса, он лишь функция производственного процесса Активность человеческого духа оказывается ослабленной Человек оценивается утилитарно, по его производительности Это есть отчуждение природы и разрушение человека"6

Обзор концепций техники, выработанных в рамках экзистенциального философствования, высвечивает две ключевые проблемы Во-первых, вездесущность техники в современном обществе, тотальную технизацию человеческого мира и самого человека Во-вторых, негативные последствия этой тотальной технизации для человеческой экзистенции Прогресс технологий обедняет человеческое существование в сущностном, содержательном аспекте, хотя неизмеримо увеличивает "внешние" возможности человека Можно сказать, что технизация бытия создает цивилизацию средств, но не цивилизацию целей Понятие цели существования элиминируется, что является закономерным следствием распространения "технического этоса" за пре-

6 Там же С 303

делы собственно технических систем, его экспансии в область межчеловеческих связей и самой человеческой экзистенции ГЛАВА 2. Экзистенциальные аспекты техники В данной главе анализируется сущность феномена техники, формы его существования в разных обществах при акцентировании роли техники в эпоху современности Рассматривается проблема формирования в эту эпоху специфического технического этоса и его экспансии на все сферы человеческого существования

2.1. "Технологический этос" в современных обществах В параграфе рассматривается обусловленность техники спецификой человеческой природы, анализируются взгляды на происхождение техники ряда философов (в том числе, О Шпенглера, Л Мэмфорда, К Париса) Выделяются виды техники (орудийная, организационная, антропологическая), рассматриваются проблема их взаимообусловленности Анализируется специфика технического развития современных обществ, которая заключается в гипертрофированном развитии именно орудийной, производственной техники, по образцу которой создаются и другие виды техники Общество предстает как техническая система, человека - как элемент этой системы На стадии индустриализма и постиндустриализма общество становится объектом тотального технического воздействия Оно становится "технической системой", сложной машиной, в то время как общества традиционные принято сравнивать скорее с организмом Целостность как качество общества меняет свой характер в результате прогресса технологического подхода к миру эта целостность перестает быть естественной и становится искусственной, общество не саморегулируется, а управляется Самоорганизации для функционирования этого сложного "технического устройства" уже недостаточно Тотальность технического подхода к пониманию общества и проблем управления им породили идею технократии — власти технических специалистов (Т Веблен, Д Гэлбрейт, Д Белл и др) В работе анализируются эти концепции как проявление технического этоса применительно к анализу управленческих проблем в современных обществах

В силу своей структурной сложности, сложности задач, связанных с поддержанием своего существования, разобщенности и многочисленности населения, современные общества и составляющие их индивиды оказываются "обреченными" на то, чтобы быть объектами технического воздействия Техника стала судьбой современного человека - и в смысле предрешенности и в смысле неумолимости

17

"Свободное" и "стихийное" развитие социальных, экономических, политических процессов способно привести к катастрофе В связи с этим развивается еще один вид управленческой технологии - "управление рисками" (причем риски нередко порождаются развитием техники) Попытки поставить под контроль возможные риски - деятельность, связанная с попытками поставить под контроль будущее вообще, предвидеть и формировать будущее Несмотря на технологическую мощь, современная цивилизация существует под знаком страха При этом источником страхов и опасений нередко выступают технические достижения самого человека Наряду со вполне реальными страхами, вызванными техническим прогрессом (страх аварий на атомных станциях, террористических актов, связанных с разрушением технической инфраструктуры и др), возникают страхи "неразумные", различные "фобии" технического характера Таким образом, техника в современных обществах становится мощным источником экзистенциального страха Это — новый момент в истории Человек прошлого боялся многих вещей, но едва ли ему пришло бы в голову видеть угрозу в собственных орудиях Едва ли не самым мощным источником страхов в технократическом обществе является война В параграфе подробно анализируются те изменения, которые претерпевает феномен войны под воздействием "технологического этоса", проблема несоответствия технической мощи уровню нравственного развития человека, размыванию ответственности в результате "индустриализации" войны Особое внимание уделяется проблеме терроризма

2.2. Технизация человека. Масштаб технического воздействия на природный и социальный мир в эпоху современности позволяет нам сделать утверждение о том, что коренным образом изменилась ситуация, в которую погружен человек, условия его существования Не только общество, но и индивид превратились в объекты технического манипулирования, при этом общество и само предстает в качестве технической системы Не только собственно "техносфера", состоящая из технических устройств и систем, но и характер социальных, экономических, политических процессов приобрели технический характер, так как стали искусственно моделируемыми и планируемыми. Современный индивид выступает одновременно, и в качестве субъекта и в качестве объекта технического воздействия В любом случае, он - звено в "технологической цепи" Такая ситуация коренным образом меняет представления о человеческой свободе По-

18

являются, например, новые виды зависимостей Помимо того, что выживание человека (как и общества в целом) в чисто физическом смысле зависит от нормального функционирования огромного количества технических устройств, формируются новые индивидуальные "экзистенциальные зависимости" - от компьютерной техники, от мобильных телефонов, телевизора, которые настолько меняют стиль жизни и повседневные привычки, что человек не может без них обойтись Технизация мира дает человеку огромное количество новых возможностей, которые он не хочет терять - отсюда и те формы зависимости, о которых говорилось выше "Технологизм" часто заступает на место естественных и спонтанных проявлений человеческой природы Будучи приученным современной техничной средой обитания к тому, что все должно быть "сделано", "спроектировано", "спланировано" человек начинает искать "технологии" там, где должно быть нечто другое - нормальное, естественное общение, взаимопонимание, спонтанное проявление собственных способностей и возможностей Преобладание в современных обществах "орудийной", производственной техники, связанной, прежде всего, с трудовой деятельностью, распространение "технологического этоса" задает специфический образ человека Человек понимается как homo faber, все остальные аспекты человека воспринимаются как вторичные Эта точка зрения до сих пор является широко распространенной, она лежит в фундаменте современной технологической цивилизации и проявляется, в частности, в стремлении отсчитывать возраст человека (как вида) с того момента, как он начал производить примитивные орудия Но такое понимание человека явно ограничено, оно недооценивает другие сферы человеческой активности, помимо сугубо трудовой, связанной с обеспечением выживания Л Мэмфорд по этому поводу замечает "Рассматривать человека как главным образом изготавливающее орудия животное - это значит пропустить основные главы человеческой предыстории, которые фактически были решающими этапами развития < > Создание важных типов символического выражения, а не более эффективных типов орудий с самого начала было основой дальнейшего развития homo sapiens"7

Формируя человека, современное общество акцентирует моменты рационализации, овладения полезными знаниями и навыками, и дисциплинирование - превращение человека в некого послушного

7 Мэмфорд Л Техника и природа человека//Новая технократическая волна на Западе М , 1986 С 230

19

робота, подчиненного графику, расписанию, заданной программе Все направлено на обеспечение наивысшей функциональности Таким образом, человек сам загнал себя в технологическую западню. Стремясь к свободе через наращивание собственного господства над природой, обществом и самим собой, он не может стать свободным, поскольку инструмент освобождения и стал источником исчезновения свободы Современный человек не может помыслить понятие свободы иначе, как через наращивание технических возможностей Наращивание же этих возможностей порождает новые формы зависимости Однако не стоит спешить с безоговорочным осуждением технической эпохи- человек никогда не был полностью свободным, хотя всегда мечтал о свободе В этом смысле экзистенциальная ситуация не изменилась Специфика современной ситуации в том, что человек "порабощен" своим собственным любимым творением при этом он не просто от него "зависит", но, фактически, ему уподобился Закономерным следствием этой установки выступает желание переделать самого себя, реконструировать, улучшить самого человека Стремление превратить себя в более совершенное функционирующее устройство на современном этапе находят новое выражение все чаще речь идет о совершенствовании самой природы человека, технологического воздействия на его тело и психику В связи с этой проблемой в работе анализируются проблемы биотехнологии, евгеники (и ее эволюции - от "классической" - к "либеральной" евгенике), технологий воздействия на мышление и поведение человека, психокоррекции и т д Техника начинает пониматься как средство тотальной переделки человеческой сущности с целью избавления от проблем (тревоги, смертности, страдания и т д )

2.3. Техника и экзистенция. В параграфе сквозь призму основных понятий экзистенциальной философии рассматривается специфика экзистенциальной ситуации, в которой находится современный человек Экзистенциальная философия (несмотря на разные направления) исходила, в целом, из некоторых общих предпосылок, общих представлений о человеке Ее центральное понятие - понятие "экзистенция", означало "человеческое бытие" как единственный вид бытия, который должно изучать в нынешнюю эпоху Другие базовые понятия экзистенциальной философии - понятия ситуации и пограничной ситуации, трансценденции, смерти, страха и тревоги, временности всегда предстают как характеристики человеческой экзистенции Человеческое бытие отличается способностью обращаться к себе

20

самому, осознавать себя, а также - обращаться к трансцендентому Но для того чтобы обратиться к самому себе, следует преодолеть опредмечивающее, обезличивающее воздействие внешней среды Пока человек находиться под ее влиянием, собственная сущность ускользает от него, и он живет неподлинной жизнью В техногенной цивилизации такое обращение к самому себе становиться весьма затруднительным, если вообще возможным Общество, функционирующее как техническая система, обрекает человека на тотальную вовлеченность Большую часть времени человек вовлечен в исполнение профессиональных обязанностей, при этом для того, чтобы удержаться на уже достигнутом статусном уровне от человека требуется все больше и больше усилий, все большая и большая вовлеченность Сфера досуга, казалось бы, весьма обширная в постиндустриальных обществах, фактически полностью "колонизирована" индустрией развлечений, СМИ и компьютерными технологиями Свободное время все больше становится временем "погружения" в "гиперреальность" -мир образов и знаков, продуцируемых электронными средствами коммуникации, заменяющими человеку подлинную реальность "Созерцая образы", человек уходит от проблемы самопознания, вообще не осознает значимости этой проблемы

С точки зрения экзистенциальной философии, условия для обращения человека к самому себе, своей экзистенции, возникают в разного рода "пограничных ситуациях" - ситуациях, когда обыденное, автоматическое и беспроблемное течение неподлинной жизни оказывается прерванным неким кризисным событием, которое выталкивает человека из обыденной колеи Такими ситуациями являются многообразные проблемы, с которыми сталкивается человек - потери, чувство вины, страдание, страх, смерть и т д Но современные общества склонны функционировать так, как будто этих проблем вообще не существует Это неудивительно Человек-функционер должен быть "в рабочем состоянии", он должен быть готовым к труду и потреблению, любые события, выбивающие его из колеи, должны быть по возможности элиминированы Характерным примером является отношение к смерти Смерть — мощнейший источник экзистенциальных переживаний Лишь полностью отдавая себе отчет в своей смертности, испытывая ужас перед смертью и стремясь преодолеть его, человек осознает, во-первых, ценность каждого актуального момента своей жизни, во-вторых, присутствие трансцендентного начала, обращение к которому способно преодолеть ужас перед смертью

21

Глубокое осознание смертности как своей сущности делает очевидным для человека всю неподлинность целей и стремлений, которыми он руководствуется в своем повседневном существовании До конца продуманная и пережитая мысль о собственной смертности способна дать человеку представление о смысле его существования, об ответственности, которую налагает на него неизбежность смерти Такова "позитивная роль" размышлений о смерти Но современное общество делает все, чтобы сделать смерть "незаметной" Смерть и умирание извлекаются из обыденной жизни и локализуются в определенных "зонах" Сама смерть становится технологичной - находится в ведении медицинских технологий и технологий, связанных с "утилизацией" останков Родственники умершего почти не участвуют в этих процессах Сам умирающий превращается в объект манипуляций со стороны "специалистов" (Эволюция представлений о смерти рассматривается в известной работе Ф Арьеса)

"Секвестированию" подвергается не только опыт смерти Анализируя экзистенциальную ситуацию личности в эпоху модерна, известный британский социолог Э Гидденс полагает, что условия жизни в обществах позднего модерна предполагают, как он выражается, " испарение моральности" или "секвестр опыта" Гидденс имеет в виду "отсечение" некоторых видов опыта, которые способны нарушить чувство онтологической безопасности личности и внушить ей чувство экзистенциальной тревоги "Секвестрированию" подлежит тот опыт, который может разрушить призрачный комфорт личности эпохи современности "Онтологическая безопасность личности требует социальных гарантий, которые достигаются путем институциональной изоляции некоторых областей опыта, потенциально опасных для удовлетворительного психологического самочувствия личности К этим областям относятся а) душевные болезни как совокупность личностных черт и форм поведения, выдвигающих на первый план опыт, вынесенный за скобки повседневности (лечебницы, психиатрические клиники), б) преступность как девиантная форма поведения, предлагающая альтернативы устоявшемуся набору социальных интересов и знаний (пеницитарная система), в) болезни и смерть как точки соприкосновения социальной жизни с внешними критериями, знаменующими конечность человеческой природы (больницы, морги, кладбища), г) сексуальность как форма связи между индивидом и человеческим родом (окончательное разведение рекреационных задач и сексуального наслаждения как одного из средств и результатов новой

22

интимности), д) природа как естественная среда, существующая вне и независимо от социальной активности человека В результате институционального секвестра опыта происходит подавление основных моральных и экзистенциальных компонентов человеческой жизни, которые, по сути, вытесняются на обочину бытия"8 Мы видим, что "секвестированию" подвергаются фактически все сферы опыта, которые способны помешать функционированию индивида в соответствии с базовыми для технической цивилизации принципами рациональности, калькулируемое™, эффективности Все "исключаемые" сферы опыта потенциально способны продуцировать "пограничные ситуации", способствующие обращению личности к собственным экзистенциальным проблемам, способные столкнуть личность с проблемой "трансцендентного"

Трансцендирование в контексте экзистенциальной философии -это устремление за свои пределы, свойственное человеческой экзистенции В этом выходе за пределы своего конечного, смертного бытия человек либо обретает Бога (в религиозном экзистенциализме), либо (в атеистическом экзистенциализме) открывает для себя собственную свободу - как возможность "бунта" против бессмысленного и абсурдного существования или как свободно избранную активную вовлеченность в мир, лишенный какого-либо смысла, помимо того, который вносит в него сам человек Но оба пути в современном технологичном обществе во многом потеряли актуальность Современная технологическая цивилизация не предусматривает понятие Бога, что является, собственно, главной мировоззренческой предпосылкой ее появления Сохраняющиеся в качестве пережитка религиозные верования существуют в качестве незначимого придатка, отсечение которого ничего бы не изменило в функционировании технических обществ, разве что избавило бы от некоторых нравственных дилемм -вроде допустимости или недопустимости эвтаназии Но и свобода как ответственный выбор также теряет свое значение Современная цивилизация сформировала столь мощные социальные и технические "мегаструктуры", что в их рамках выбор отдельного человека ничего не решает С другой же стороны, масштаб и сложность этих мегаст-руктур часто делают невозможным принятие рационального решения отдельным индивидом - он просто не владеет необходимой информацией В этих условиях "свободный выбор" вынужденно концен-

8ГидденсЭ Современность и самоидентичность//РЖ "Социология", 1994 Сер И №2 С 23-24

23

трируется не в сфере значимых решений, а в сфере потребления и досуга, выбора "стиля жизни" - те в выборе варианта из множества "суррогатов времяпровождения"

Экзистенциализм исходит из понятий индивидуальной ответственности и индивидуальной свободы в мире, где этим понятиям остается все меньше места В техногенной цивилизации, где человек сведен к функции работника и потребителя в рамках эффективной Ме-гамашины, от его свободы и ответственности почти ничего не зависит. Сегодня более популярными становятся интерпретации субъективности не в свете понятия "экзистенции", а в рамках структуралистских и постструктуралистких представлений о человеке как слепке внешних влияний Если субъективность представляет собой всего лишь зеркало внешних воздействий, то "технизированный" человек, созданный современной техногенной цивилизацией, является воплощением "нормальности" Однако психологические проблемы, которые переживает современный человек, свидетельствуют об обратном По всей видимости, экзистенциальные проблемы, связанные с ощущением "экзистенциальной тревоги", проблемами смысла и цели человеческого существования присутствуют всегда, при любом общественном устройстве Но разные культуры вырабатывают различные "ответы" на эти сущностные вопросы Проблема современной техногенной цивилизации в том, что в свете ее технизированного, функционального мировоззрения подобные вопросы выглядят "излишними" Вместо того чтобы искать ответы на них, их стараются просто не задавать, избегая, по возможности, тех ситуаций, которые их "провоцируют" Вышеупомянутое "секвестирование опыта" направлено именно на подобную цель Анализ ситуации, в которой пребывает современный человек, показывает, что она враждебна человеческой экзистенции, препятствует осознанию человеком своих сущностных характеристик и действительному решению экзистенциальных проблем

Технологическая цивилизация и человек оказываются антагонистами Сам подход к пониманию человека глубоко технизирован Для преодоления разрыва между человеком и технизированной средой его обитания требуется новое понимание человека, свободное от орудийно-технических коннотаций Но выработка подобного понимания человека означала бы коренной подрыв тех мировоззренческих оснований, на которых базируется современная технологическая цивилизация В частности, обращение человека к собственной экзи-

24

стенции, смысложизненным вопросам означало бы отказ от удовлетворения огромного числа ложных потребностей, продуцируемых современным экономическим и технологическим развитием Но ограничение потребления означало бы ограничение и остановку производственных процессов, что неминуемо привело бы к глубокому экономическому кризису и, соответственно, социальным и политическим потрясениям Казалось бы, экзистенциальный кризис неразрешим в рамках технологической цивилизации Но, на самом деле, экзистенциальный кризис и экзистенциальные проблемы никогда не являются "массово разрешимыми" Особенность человеческой экзистенции -способность обращаться к себе, предполагает индивидуальное разрешение экзистенциальных проблем В технизированном обществе, как и в любом другом, такая возможность существует, хотя ее реализация затруднена всеми перечисленными выше факторами, "уводящими" человека от самого себя Таким образом, технизированное общество не уничтожает специфику человеческой экзистенции, но делает осознание и разрешение экзистенциальных проблем как никогда сложным Ответственность человека перед самим собой и собственной свободой тем больше, чем труднее ее осознать и реализовать

В заключении подводятся общие итоги работы и намечаются перспективы дальнейших исследований поставленных проблем

Список публикаций по теме диссертационного исследования

1 Гордус А М Феномен техники в современной философии К Яс-перс, М Хайдеггер // Гуманитарные и социальные науки 2008 № 3 / http //hses-online ru - 0,4 п л

2 Черкасова МА , Гордус А М Техника и экзистенция // Гуманитарные и социально-экономические науки 2008 № 4 - 0,4 п л

3 Гордус А М «Технизация» человека в современном обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки 2008 № 4 -0,6 п л

Для заметок

Формат 60x84 1/16 Печ л 1,0 Бумага офсетная Ризография Тираж 100 экз

Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Актуальные проблемы современной науки 344006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 140 Тел 264-56-07

Типография ЗАО «Центр Универсальной Полиграфии» 344006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 140, офис 201 тел 8-918-570-30-30

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гордус, Александр Михайлович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ТЕХНИКИ

1.1 История стайовления и основные представители 11 философии техники

1.2 Анализ техники в экзистенциальной философии

ГЛАВА 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИКИ

2.1 «Технологический этос» в современных обществах

2.2 Технизация человека

2.3 Техника и экзистенция 91 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Гордус, Александр Михайлович

Актуальность темы исследования

Актуальность избранной темы диссертационного исследования обусловлена очевидным фактом глубочайшего и всестороннего воздействия техники на человеческое существование. Технический прогресс, открывая все новые и новые возможности и перспективы для человека, порождает в то же время новые риски и угрозы. Недаром современное высокотехнологичное общество называют "обществом риска".

Однако когда идет речь о "рисках", сопряженных с техническим прогрессом, чаще всего имеются в виду возможные техногенные катастрофы или экологические проблемы. Несомненно, все это имеет огромное значение. Но, на наш взгляд, в современных технологичных обществах возникают и другие риски - "экзистенциальные риски", связанные с глубокими экзистенциальными проблемами современного человека.

Современные технологии все глубже вторгаются во внутренний мир человека, внося в него неизбежные изменения, меняют восприятие мира и формы человеческого общения. Речь идет не только об информационных технологиях. С момента появления индустриального производства и масштабной технологизации трудового процесса, началась экспансия технического подхода к человеку. Его поведение все больше приводилось в соответствие с машинным ритмом производственного процесса. Его мышление также должно было соответствовать изменившимся формам производства. Вслед за технологизацией производства началась технологизация досуга, развлечений, в конечном итоге, сформировался "технологический этос": стиль поведения и мышления, согласно которому "технологический", функциональный подход применяется по отношению к любым формам человеческого существования.

Все меньше значения имеют те формы проявления человечности, которые не укладываются в рамки технологических процессов. Естественные формы поведения человека, например, общение с другими людьми, также подвергаются "технологизации". Человек привыкает относиться к себе "технологично": он ищет "технологии" поиска друзей, воздействия на других людей, преодоления личностных кризисов, принятия решений, даже "технологии мышления". Таким образом, человек становится сам для себя (и, естественно, для других) объектом технических манипуляций. Новейшие же технологии предлагают все более совершенные средства для подобного манипулирования. Речь идет уже не просто о внешнем подчинении дисциплинарным нормам, но о манипулировании чувствами, мыслями и желаниями людей. Наиболее тревожным выглядит тот факт, что человек, по-видимому, сам охотно становится объектом технологического воздействия, поскольку в тотальной технологизации жизни видит легкий способ решения проблем. Этот тотальный технологизм пока еще не находит достаточного отражения в современных философских дискуссиях о роли техники.

На наш взгляд, современная экспансия технологического этоса коренным образом меняет экзистенциальную ситуацию человека, порождает новые, специфические проблемы. Поэтому философский анализ этого процесса представляет собой насущную необходимость.

Степень разработанности проблемы

Философский анализ феномена техники имеет давнюю историю и в зарубежной, и отечественной философской традиции. Становление и развитие философии техники на Западе связывается с такими исследователями, как И. Бекман, Э. Капп, Э. Гартиг, А. Ридлер, Ф. Рело, Ф. Дессауэр, У. Вендт. Для проблемы нашего исследования наиболее важны работы тех авторов, которые посвящены не столько самому феномену техники, сколько её воздействию на общество, культуру и человека, здесь, прежде всего, следует назвать О. Шпенглера и JI. Мэмфорда, Ж. Эллюля, X. Ортегу-и-Гассета, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г.Маркузе, П. Сколимовски, К.Париса и др.

Большое значение для нашей работы имела "технократическая волна" западной социально-философской мысли, к наиболее ярким представителям которой можно отнести Т. Веблена, JI. Мэмфорда, Дж. Гэлбрейта, Д. Белла, М. Маклюэна, а также концепция информационного общества, основанная на революционном воздействии информационных технологий на современную цивилизацию (Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Ф.Уэбстер и др.).

Поскольку тема данного диссертационного исследования -экзистенциальные аспекты техники, постольку особую важность для нас представлял анализ феномена техники, предпринятый представителями экзистенциализма, главным образом, К.Ясперсом и М.Хайдеггером. Опираясь на результаты этого анализа, мы пытаемся в своем исследовании следовать этому направлению мысли, концентрируясь не столько на обществе, сколько на человеке и изменениях в его экзистенциальной ситуации, происходящих под воздействием техники.

В отечественной науке и философии разработкой проблем, связанных с анализом роли техники в развитии общества, воздействия технического прогресса на все сферы социальной жизни занимались многие исследователи. Еще в начале XX века философскими аспектами техники занимались П.К. Энгельмейер, с деятельностью которого можно связать зарождение философии техники в России, известные религиозные мыслители П.А.Флоренский, С.Н. Булгаков. Своеобразную роль в развитии человечества отводил технике один из наиболее ярких представителей русского космизма Н.А. Федоров. Собственно, все течение русского космизма видело в научно-техническом развитии человека продолжение природной эволюции, её закономерный этап. Обращался к проблеме техники и известный русский философ-экзистенциалист Н.А.Бердяев. Его отношение к роли техники в современном обществе, скорее, негативно.

Среди современных отечественных авторов, работавших и работающих в данной области знания, следует назвать: Г.М. Тавризян, Р.Ф. Абдеева, Ю.С. Мелещенко, Э.А. Араб-Оглы, А.И. Ракитова, В.Г. Афанасьева, И.А. Негодаева, С.В. Шухардина, А.Д. Урсула, B.C. Степина, Л.Ф.Кузнецову, Е.А. Шаповалова, Ю.Г. Волкова, B.C. Поликарпова, В.Г. Горохова, В.М. Розина, В.Н. Поруса, М.А. Розова, П.С. Гуревича и др.). Исследованием воздействия на общество и культуру информационных технологий занимаются Н.А. Носов, В.М. Розин, И.В. Корсунцева, А.В. Петров, В.Б. Тарасов и др. Моральными и этическими проблемами, связанными с развитием новейших технологий, занимаются А.А. Воронин, Б.Т. Юдин, П.Д.Тищенко, Ю.В. Хен .

Тем не менее, на современном этапе наблюдается все же определенный недостаток философских работ, посвященных проблемам философии техники, особенно, связанных с характером воздействия техники на личность, её поведение и мышление. В отечественной науке доминирует, скорее, изучение социальных и культурологических аспектов развития техники, но не её экзистенциальных аспектов. Именно экзистенциальным аспектам техники и посвящено данное диссертационное исследование. L

Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что тотальная технологизация жизни в современных обществах способствует формированию "технологического этоса", враждебного по отношению к экзистенциальным проблемам личности, препятствующего их осознанию и решению.

Объектом исследования является технизированное современное общество как специфическая среда обитания человека.

Предметом исследования выступает влияние техники на человеческую экзистенцию.

Цели и задачи

Цель исследования заключалась в проведении анализа воздействия техники на характер существования (экзистенции) человека в современных обществах.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- проанализировать специфику современных обществ с точки зрения огромной роли техники в их функционировании;

- проследить основные направления философского осмысления феномена техники; проанализировать специфику анализа техники в рамках экзистенциальной философии и обосновать его особую значимость; используя концептуальный и методологический аппарат экзистенциальной философии, проанализировать воздействие техники на условия существования человека в современных обществах;

- установить, как технический способ мышления влияет на понимание сущности человека;

- проанализировать, каким образом тотальная технизация жизни соотносится с экзистенциальными проблемами и потребностями человека.

Теоретико-методологические основания исследования

Теоретической базой исследования выступает теоретический, методологический и концептуальный аппарат экзистенциальной философии, представленный, главным образом, в работах К. Ясперса, М. Хайдеггера и О. Больнова.

Исследование опирается также на теории и концепции, разработанные в рамках философии техники XX века, при этом особое значение имеет концепция JI. Мэмфорда. В работе использовались также результаты социологического анализа феномена техники (концепции технологического детерминизма, технократии), концепции информационного общества, социологический анализ экзистенциальных дилемм, с которыми сталкивается современный человек, предпринятый Э. Гидденсом.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- показана научная продуктивность экзистенциального подхода к анализу воздействия техники на существование человека в современных технизированных обществах;

- установлен факт экспансии "технологического этоса" во все сферы социальной жизни, межличностной коммуникации, внутренний мир личности;

- проведен анализ изменений, которые претерпевает представление о сущности человека под воздействием распространения технологического этоса;

-выявлены факторы, способствующие социально-культурной элиминации экзистенциально насыщенных, проблемных сфер и состояний человеческого существования как незначимых и препятствующих эффективному "функционированию" человека в рамках технизированных социальных структур;

-показано, что специфика функционирования технизированных обществ препятствует осознанию и решению экзистенциальных проблем личности;

-установлено наличие фундаментального противоречия между логикой функционирования технической цивилизации и экзистенциальными потребностями личности.

Тезисы, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие тезисы:

1) Глубокое и всестороннее влияние техники на среду обитания человека делает необходимым анализ экзистенциальных аспектов техники.

2) Прогресс технологий, являющийся характерной чертой современных обществ, вызывает распространение "технологического этоса" на все сферы социальной деятельности, межличностных отношений и на саму человеческую экзистенцию.

3) Современные общества предстают как технические системы, а человек - как их элемент, выступающий в качестве работника (homo faber), потребителя или "сырья" для технической обработки.

4) Тотальная технизация современной жизни сопровождается социально-культурной элиминацией экзистенциально насыщенных, проблемных сфер и состояний человеческого существования (смерть, страдание, страх, тревога и др.), как незначимых и препятствующих эффективному "функционированию" homo faber в рамках технизированных социальных структур;

5) Подобные условия затрудняют осознание и, соответственно, разрешение экзистенциальных проблем, реальная значимость которых возрастает и стимулирует рост многие негативных тенденций, характерных для современных обществ, в частности — рост наркомании и алкоголизма, рост психических расстройств.

6) Редуцирование экзистенциальной проблематики в культуре современных технизированных обществ позволяет констатировать радикальный разрыв между логикой развития технизированных обществ и экзистенциальными потребностями личности.

Практическая значимость и апробация исследования. Результаты диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований поставленных проблем, а также в преподавании курсов философии техники, социологии и социологии управления. Результаты исследования отражены в научных публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы, включающего 120 названий. Объем диссертации 114 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Техника и человеческая экзистенция в современном обществе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная цивилизация есть цивилизация средств, но не целей, и в этом её специфика. Человек располагает мощнейшим арсеналом средств воздействия на природу, общество и самого себя. Однако он оказался в парадоксальной ситуации, когда отсутствует четкое представление не только о смысле отдельной человеческой жизни, но и ориентирах развития цивилизации в целом.

В то же время, новизна ситуации заключается в том, что современная технологическая цивилизация стала первой в истории глобальной цивилизацией, охватывающей самые разные культурные традиции. И вследствие этого возникает весьма специфическая проблема. На фоне возрастающего влияния западной цивилизации, прежде всего, в области экономики и технологии, усиливается стремление представителей иных культур к отстаиванию собственной идентичности. Это нередко приобретает форму возврата к ценностям традиционного образа жизни, иногда даже форму архаизации. В результате, новейшие технологии Запада служат орудием в руках тех, кто руководствуется в своей жизни совсем другими смыслами и духовными ценностями. Можно вообразить себе господство какой-либо фундаменталистской политической клики, опирающейся на мощь современного оружия. Пользоваться технологиями может любой. Какие цели поставит перед собой подобная группировка? Что сможет противопоставить ей цивилизованный западный мир, находящийся в ситуации ценностно-смысловой неопределенности? Не покажется ли фанатичная вера в любой догмат желаемым выходом из тупика релятивизма и потребительства?

Свой вариант смыслового кризиса переживает и современная Россия, политическая и интеллектуальная элита которой любит говорить о традиционных российсктгх ценностях и особом "третьем пути" России, но при этом не может внятно сформулировать, в чем именно заключается пресловутая российская специфика. Проблема смыслов универсальна, поскольку в современных условиях даже элита тех государств, которые пытаются возрождать традиционное наследие, должна осознавать, что возврат в прошлое полностью невозможен. Нельзя отказаться от уже пройденного исторического пути, и воссоздание "закрытого общества" на основе новейших технологий может быть лишь временным (и к тому же, катастрофическим).

Дальнейшее развитие глобальной цивилизации лишь на основе автоматически осуществляющегося прогресса науки и технологии означало бы лишь наращивание и усугубление уже существующих проблем. Необходимо некое новое мировоззрение, предполагающее новый ответ на вопрос, что представляет собой человек.

Любое новое мировоззрение вырастает из ситуации экзистенциального кризиса. Специфика современной технологической цивилизации в том, что она блокирует осознание значимости экзистенциальных проблем. В этом заключается своеобразный "вызов" (если использовать терминологию А. Тойнби), перед которым она оказалась. "Вызов" пришел не со стороны природной среды, ни стороны других цивилизаций, но со стороны самой человеческой экзистенции. Выход из этой парадоксальной ситуации может быть найден только в одном — более глубоком познании человека, его внутреннего мира. Современная технологичная цивилизация фактически игнорирует этот "мир" за его функциональной ненадобностью, не вырабатывает средств "культивирования", взращивания целостного, гармоничного человека. Она предпочитает манипулировать им как человеко-единицей, как послушным функционером и грамотным потребителем, который "выбирает лучшее". т

От того, сумеет ли современный человек увидеть себя в каком-то ином качестве, несводимом к тому, чтобы быть винтиком Мегамашины, зависит направление дальнейшего цивилизационного развития.

 

Список научной литературыГордус, Александр Михайлович, диссертация по теме "Философия науки и техники"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994.

2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998

3. Адорно М.? Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1997

4. Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М., 1989.

5. Анчишкин А.И. Наука. Техника. Экономика. М., 1989

6. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

7. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992

8. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.2005

9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999

10. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

11. Бжезинский 3. Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2005

12. Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.

13. Вебер А. Третий или четвертый человек // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

14. Воронин А.А. Техника и мораль // Вопросы философии, 2004, №10

15. Воронин А.А. Миф техники. М., 2004

16. Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса // Социологические проблемы развития науки и техники. М., 1976.

17. Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999

18. Гидденс Э. Современность и самоидентичность // РЖ "Социология", 1994. Cep.ll. № 2.

19. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М, 2000.

20. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. пособие. М., 1983.

21. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.

22. Гуревич П.С. Закономерности и социальные перспективы научно-технического прогресса // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

23. Данилин A. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М., 2003

24. Зверева В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки, 2003. №4

25. Зинченко Е., Петренко В. Постфрейдистская аналитика бессознательного и проблема субъективности. — http://identities.hl5.ru/participantstexts/zinchenko3.html

26. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977

27. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М.: РАГС, 1999.

28. Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха http://www. sociology.kharkov.ua/docs/Esse.htm

29. История теоретической социологии. В 4 т. М., 1998

30. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

31. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М., 2000

32. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования. Л., 1988

33. Корнилов И. Философия техники П.К. Энгельмейера" http://www.informika.ru/text/magaz/higher/496/7-l Oral .html

34. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Фатхи Т.В. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д., 2004

35. Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд. ACT, 2001 г

36. Лазарев С.С. Онтология точности и прогностичности // Вопросы философии, 2004, №1

37. Лем С. Сумма технологии. М., 2002.

38. Ленк X. Размышления о современной технике. М., 1996

39. Луман Н. Реальность Н. Реальность массмедиа // Отечественные записки, 2003. № 4

40. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.,2003.

41. Маклюэн М. Пресса: управление посредством утечки информации // Отечественные записки, 2003. № 4

42. Маколкин А. Опыт прочтения Кьеркегора в России и в Советском Союзе: от Льва Шестова до Пиамы Гайденко // Вопросы философии,2004, № 1

43. Марков Б.В. Научное знание и прогресс цивилизации // Наука в культуре. М., 1998.

44. Маркузе Г. Одномерный человек. М.,

45. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970

46. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М., Мысль.

47. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. М., 1999 г

48. Митчем К. Что такое философия техники. — М., 1995.

49. Модификация человека. Круглый стол института философии РАН и журнала "Человек" // Человек. 2006. № 5. С.52.

50. Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. — М., 1991

51. Мэмфорд Л. Техника и культура // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

52. Наука и технология. М., 1990.

53. Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 1997

54. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986

55. Новая технология и организационные структуры. М: Экономика, 1990.

56. Носов Н.А. Виртуальная философия. http://ideashistory.org.ru/pdfs/13nosov.pdf

57. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.,1997

58. Основы современного социального управления. М.: Экономика, 2000.

59. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000

60. Парис К. Техника и философия // Это человек. Антология. М., 1995.

61. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д„ 1992.

62. Поликарпов B.C., Волков Ю.Г., Поликарпова В.А. Современная культура и генная инженерия. Философские размышления. Ростов н/Д., Изд-во РГУ. 1991.

63. Попов А.В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. М.,1989.

64. Порус В. Философия техники // Современная западная философия. Словарь М., 1991.

65. Порус В.Н. Наука как культура и наука как цивилизация // Наука в культуре. М., 1998.

66. Просин В.Е. Мак-Люэн Х.М. // Современная западная философия. Словарь. М., 1991

67. Пушкин В.Г., Урсул А.Д, Информатика, кибернетика, интеллект: Филосовские очерки. М., 1989.

68. Райтер Г. В лабиринтах современного управления. М., Экономика, 1999.

69. Ракитов А.И. Роль науки в устойчивом развитии общества // Вестник РАН. -М., 1997. -№ 12.

70. Ракитов А.И. Заглядывая в будущее // Наука и жизнь. М., 1998. - № 12

71. Ракитов А.И. Наука в эпоху глобальных трансформаций (российская перспектива) // Наука в России: состояние и перспективы. М.: 1997.

72. Реале Дж., Антиеери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб., "Петрополис", 1994

73. Розин В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. 1997. №3.

74. Розин В.М. Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации М.2002

75. Розин В.М. Философия техники. Учебное пособие для вузов. М.: 2001

76. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.

77. Свирский Я.И. П.Тищенко. Био-власть в эпоху биотехнологий //Вопросы философии, 2004, №5

78. Сабо Е.Р. История промышленного переворота. Будапешт, "Корвина", 1979.

79. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

80. Сколимовски X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 245.

81. Стародубцева JI.B. Башня науки или "падшая премудрость" // Наука в культуре. М.,1998.

82. Степин B.C., Горохов В.Г.,. Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

83. Степин B.C., Горохов В.Г. Введение в философию науки и техники. М.: Градарика, 2003

84. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуретехногенной цивилизации. М.: ИФРАН, 1994

85. Тавризян Г. М. Техника.Культура.Человек. М. 1986

86. Талбот М. Голографическая Вселенная. М., 2004

87. Тищенко П.Д. Новейшие биомедицинские технологии: философско-антропологический анализ // Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире. М., Наука. 2004

88. Тищенко П.Л. Био-власть в эпоху биотехнологий. М., 2001.

89. Тоффлер Э. Третья волна // http://exbicio.boom.ru.

90. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., Издательство "ACT", 2001.

91. Тоффлер Э. Футурошок. СПб., Издательство "Лань". 1997.

92. Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.

93. Урсул А.Д. Космические перспективы автотрофности человечества // Общественные науки и современность. 1995. № 2.

94. Урсул А.Д. На пути к экобезопаному устойчивому развитию цивилизации // Общественные науки и современность. 1994. № 4.

95. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

96. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М., 1991

97. Филатов В.П. Наука и мир человека. М., 1990.

98. Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989

99. Философия техники: история и современность. М., 1997

100. Флоренский П.А. Органопроекция // Русский космизм. М.,1993

101. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986

102. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

103. Фуко М. Интеллектуалы и власть. М., 2006.

104. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

105. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

106. Хен Ю.В. Евгеника: основатели и продолжатели // Человек, 2006, № 3

107. Чешев В.В. Технические науки как объект методологического анализа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1981

108. Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. СПб., 1998

109. Шелер М. Формы знания и образования // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994

110. Шпеер А. Третий Рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. М., 2005.

111. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология. М., 1999

112. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Т.2. Всемирно-исторические перспективы. Минск, 1998

113. Шухардин С.В. Техника в ее историческом развитии. М., 1982

114. Эко У. Наука, технология, магия http ://www.religare .ru/article45050.htm

115. Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократичсекая волна на Западе. М., 1986.

116. Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. Антология. М., 1995.

117. Юдин Б.Г.- О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии, 2004, № 2

118. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

119. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

120. Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.