автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Технология моделирования культурных программ на телевидении

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ванченко, Татьяна Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Технология моделирования культурных программ на телевидении'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ванченко, Татьяна Петровна

Введение стр.

Глава 1. Некоторые проблемы моделирования в сфере культуры

§ 1. К вопросу о моделировании в сфере культуры стр.

§ 2. Специфические особенности моделирования телевизионных программ стр.

Глава 2. Шоу-программы на современном телевидении

§ 1. Шоу как фактор культуры стр.

§ 2. Специфические особенности моделирования телевизионных шоу-программ стр.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Ванченко, Татьяна Петровна

Актуальность темы. На современном этапе развития общества телевидение обрело фундаментальное социальное значение. Телевидение в своем практическом развитии несопоставимо с теоретическими исследованиями в данной области, т.е. телевидение являет собой тот пример, когда не теория дает жизнь практике, а практика заставляет осмысливать уже используемое.

Комплексный и целостный процесс осмысления какого-либо события или явления предполагает в весьма общем, но вполне разумном смысле "теоретическое моделирование". Моделирование— это процесс построения моделей, а поскольку любой процесс по природе своей технологичен, то нам представляется вполне уместным употребление термина "технология моделирования". Оговоримся, что в практической деятельности результатом технологического процесса является реальный продукт, а результатом технологии научного моделирования— теоретическая модель. В широком смысле технология моделирования — это обусловленные состоянием общества знания способов достижения целей.

Суммируя вышеизложенное, можно говорить о технологии моделирования культурных программ на телевидении. В общем смысле мы подразумеваем под культурными те виды телевизионных программ, которые не связаны непосредственно с программами новостей или официальными материалами, регулирующими общественную жизнь. Под термином "культурные программы" мы понимаем совокупность телевизионных программ, состоящую из следующих типов: 1) телевизионные программы, построенные на основе жанров тележурналистики; 2) телевизионные программы, относящиеся к художественному телевидению (телеспектакль, телефильм); 3) телевизионные развлекательные программы, которые в практике телевидения объединяются общим названием "шоу".

Последний из указанных типов программ практически не изучен. Единственное издание, посвященное исследованиям в данной области, — это сборник "Телевизионная эстрада", датированный 1981 годом. Социально-общественное значение культурных развлекательных телевизионных программ нельзя недооценивать. Спорным остается вопрос о том, могут ли программы данного типа представлять собой высококультурные образцы или же они являются продукцией "массовой культуры", но их необходимость в структуре телевидения как средства массовой информации и коммуникации неоспорима.

Радикальные политические, экономические, социальные изменения современного общества вызвали радикальные изменения на телевидении: коммерциализацию; переход от общественно-государственного типа вещания к сетевому; разделение телевизионных компаний на производителей и вещателей; прямую зависимость от рекламодателей, рейтинга и, как следствие, от „ усредненных вкусов массовых потребителей телевизионной продукции; конкуренцию, приведшую к потоку импортируемых из-за рубежа развлекательных программ, являющихся продукцией "массовой культуры".

Наблюдается устойчивая тенденция в телевизионных рейтингах: самые высокие показатели имеют так называемые шоу-программы. Данный факт не позволяет не считаться с тем, что развлекательные телевизионные программы лидируют по количественным показателям. Однако качество данной продукции, созданной по худшим правилам "массовой культуры", оставляет желать лучшего. В современной социокультурной ситуации главной для развлекательных телевизионных шоу-программ становится функция развлечения, неоправданно оттеснив все остальные. Не адаптированные к восприятию российским зрителем западные кальки, представляющие собой, как правило, далеко не самые достойные примеры "массовой культуры", несоответствие их форм и содержания, штампы, постоянное балансирование "на грани" в этическом, эстетическом и других смыслах не просто настораживают, а требуют реальных изменений, перехода данного типа телевизионной продукции из "китча" (низшего разряда "массовой культуры") в разряд "арта", т.е. на облагороженный, художественный, качественно иной уровень. Реальные же методики усовершенствования отсутствуют, в первую очередь, по причине теоретического вакуума в данной области. Возникает противоречие между необходимостью совершенствования культурных развлекательных телевизионных программ и отсутствием технологий осуществления данного процесса. Все это, на наш взгляд, объясняет актуальность и значимость избранной диссертационной темы.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время метод моделирования становится способом освоения различных областей жизнедеятельности индивида, занимает все более прочные позиции в различных областях производства, обучения, науки, организационной практики, играет важную роль в формировании интеллектуальной культуры специалиста и оказывается составной частью ее содержания. Распространение данного метода преобразовало его в общенаучный метод познания. Модель как исходная предпосылка в гносеологии моделирования исследовалась такими учеными, как М. Пешель, Н. Хагер, А. Вартофский и другие. В наше время теоретическими и методологическими основами моделирования как общенаучного метода познания занимались Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин, А.А. Зиновьев, И.И. Ревизии, В.А. Штофф. Соответствие модели оригиналу в метафорических и математических моделях было подробно исследовано Б. Глинским. Этапность моделирования как процесса создания моделей была исследована Д. Гвишиани.

Моделирование как метод создания моделей входит в состав общих методов, изучающих культуру. При рассмотрении моделирования в сфере культуры мы опирались на работы В. Налимова, развившего теорию использования "эскизных" моделей в диффузных системах, с которыми чаще всего приходится иметь дело при исследовании различных сфер культуры.

Рассматривая специфические особенности моделирования культурных программ на телевидении, мы подробно останавливаемся на понятии "массовой культуры". Критические и положительные оценочные модели "массовой культуры" рассматривались такими зарубежными учеными, как американские социологи У. Липпман и Б. Розенберг, теоретик телевидения и "массовой культуры" М. Маклюэн, культурологи У. Бигсби и Э. Ван ден Хааг, философ Т. Адорно, психологи А. Эймс, английский физиолог Ч. Шеррингтон, искусствовед Э. Гомбрих и др. Отечественные исследователи Р. Галушко,

A. Леонтьев, Л. Петров, Г. Ашин и др. также освещают в своих работах проблемы моделирования в "массовой культуре" и на телевидении. Вплотную проблемами специфики телевизионного моделирования занимались такие исследователи, как Г. Ганс, Р. Браун, А. Моль, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Д. Макдоналд и др. Рассматривая процессы воздействия "массовой культуры" на сознание потребителей ее продукции, мы обратились к работам основоположника психоанализа 3. Фрейда и его последователя К. Юнга. А также учитывали что проблемы восприятия телевизионной продукции разрабатывались и изучались такими исследователями, как К. Ховленд, У. Мендэллом, Д. Бурстин, а также русскими учеными Л. Выготским,

B. Бехтеревым, Г. Залесским, В. Куликовым и др.

При рассмотрении природы "шоу" как одного из составляющих развлекательной телевизионной продукции мы провели анализ этимологии понятия, основываясь на переводах значения данного термина из "Англорусского словаря" (издания 1969 и 1997 гг.), "Оксфордского словаря" (1989), а также на данных словарей "Иностранных слов", "Эстетики", "Энциклопедического словаря по культурологии". Некоторые представления об этом явлении были взяты нами из работ С. Клитина, В. Брабича, А. Калмыкова, Е. Кузнецова, А. Баканурского. Истоки возникновения шоу как явления в культуре исследовали Н. Зоркая, А. Некрылова, JI. Тихвинская. Особый тип зрелищности в шоу мы рассмотрели, опираясь на работы Р. Копыловой, А. Банфи, П. Пави, М. Розовского, Я. Ратнера, Д. Генкина, И. Шароева, А. Кужучета, А. Липкова, Н. Хренова, а также на практический опыт русской режиссерской школы (В. Мейерхольд, С. Эйзенштейн, К. Станиславский).

Автор обращался к материалам периодических изданий отечественной и зарубежной прессы: "Телевидение и радиовещание за рубежом", "7 дней", "ТВ-парк", "Искусство кино", "World radio-TV Handbook", "Television factbook", "Broadcasting Yearbook", "Journal of broadcasting", "Television quoterly", "Broadcasting", "TV-Times.

Учитывая актуальность исследования, автор избрал объектом исследования— культурные ТВ-программы; а предметом— технологию их моделирования на телевидении.

Цель диссертационной работы — обобщив накопленный научный материал, исследовать технологию моделирования культурных телевизионных программ как целостный процесс.

Общей цели подчинены следующие задачи:

- рассмотреть научные основы моделирования как метода познания в сфере культуры;

- выявить специфические особенности моделирования культурных программ на телевидении;

- исследовать понятие шоу-программы как феномена культуры;

- проанализировать представленность телевизионных шоу-программ на российском телевидении, на основании анализа охарактеризовать специфические особенности технологии моделирования телевизионных шоупрограмм;

Методологические основы исследования.

В решении общих задач диссертационной работы автор исходит из основных положений диалектики. При этом базовыми служат такие научные принципы, как объективность, историчность, восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к сложному, от частного к общему, единство исторического и логического в познании явлений.

Вместе с тем, мы учитываем и концептуальные основы экзистенциализма, антропологизма, фрейдизма, а также других философских течений современного мира.

Для решения специальных задач исследование опирается на данные социальной психологии, социологии, культурологии, искусствоведения.

Основными методами являются обобщение и систематизация теоретических данных; сравнение, анализ, синтез; обработка результатов социологических исследований; формализация и классификация выводов исследования.

На защиту выносятся следующие положения: - Задачи моделирования в сфере культуры могут быть абсолютно различны, они отвечают тем проблемам, которые ставит перед собой конкретный исследователь. При использовании метода моделирования в сфере культуры сохраняются все научные основы моделирования. Моделирование в сфере культуры — задача весьма сложная, ибо касается она в большинстве случаев масштабных систем, где практически невозможно произвести четкое разделение на отдельные составляющие, где необходимо учитывать взаимодействие и противодействие огромного количества разнообразных факторов; поэтому возникает потребность в так называемых "эскизных" моделях, способных отобразить отдельные явления, происходящие в единой сложной системе.

Исследуемая нами часть культурных телевизионных программ, называемых шоу, является ярким примером "массовой культуры"; в качестве модели в "массовой культуре" может выступать любой объект, подчиняющийся всем известным принципам подобия, которые описаны в общей теории моделирования: объект абстрактно вычленяется и сравнивается с другим объектом, подобным ему, по принципу "оригинал— модель". В этом смысле возможно выделить как минимум три основных направления построения моделей в "массовой культуре". 1. Своеобразной моделью (результат) и типом (процесс) моделирования является "массовая культура" в целом, когда образы в произведениях "массовой культуры" в той или иной степени соответствуют моделям реальности; 2. Выявление своеобразия метода моделирования в "массовой культуре" приводит к постановке некоторых практических задач по замене и дополнению серии аналогий и аналогов, используемых в "массовой культуре", новыми, более оптимальными и даже совершенными вариантами; 3. Совсем в ином плане выступает "массовая культура", когда она сама является оригиналом, а объясняющие ее смысл теории относятся к ней, как модели к оригиналу. Такие модели называются оценочными.

- Моделирование культурных программ на телевидении может осуществляться как социокультурное моделирование жанровой представленности "массовой культуры" (телесериалы, реклама и шоу-программы).

- Шоу— это система специфических выразительных средств, характеризующихся особым типом зрелищности, переводящим психологическое состояние зрителей на другой эмоциональный уровень через аттракционность воздействия и программность построения (в противовес сюжетности); шоу входит в традиционные формы бытования искусства и культуры, а преломляясь в телевидении (само по себе являющееся аттракционом), усиливает все характеристики телевизионных шоу-программ.

- Мы выделяем пять основных видов телевизионных шоу: ток-шоу (разговорное шоу), документальное шоу, шоу-театр, музыкально-развлекательные шоу, шоу-игру. Общие принципы их моделирования таковы:

I. Замысел и сценарий моделируются: 1) в зависимости от структурных составляющих, входящих в него: темы, идеи, конфликта, сюжетного хода (с учетом специфических особенностей телевидения: факта и художественного образа); 2) во многовариантности композиционного построения: а) в композиции сюжета (полярность, закольцованность, ритмический повтор, трехчленность, представленность действующих лиц, ведущего, внутренних зрителей); б) в композиции кадра (пространственное, цветовое и звуковое решения); 3) по выбору жанра теле-шоу (ток-шоу, шоу-театр, музыкально-развлекательное шоу, шоу-игра, документально-развлекательное шоу), куда составляющими компонентами могут входить заметка, видеосюжет, интервью, репортаж, комментарий, дискуссия, миниатюра, интермедия, номер, клип, различные типы ведения программы, телевизионные заставки; 4) в зависимости от адресности телеаудитории.

II. Организационно-методические условия создания телевизионных шоу моделируются в зависимости от: 1) инициации создания теле-шоу: личного или социального заказа; 2) экономического обеспечения; 3) рабочего плана создания программы; 4) принципа отбора участников; 5) образного решения съемочной площадки: декораций, светового оформления, спецэффектов; 6) технических условий съемки и монтажа программы.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней реализуется комплексный подход в изучении технологии моделирования культурных программ, нацеленный на раскрытие их сущности. Обосновывается понимание шоу-программ, которые являются составной частью телевизионных культурных программ, с позиций все большего распространения массовой культуры.

- впервые автором рассмотрены критические и положительные оценочные модели "массовой культуры" с учетом анализа социально-функциональных и художественно-эстетических моделей;

- автором предложена графическая схема "эскизной" модели "массовой культуры";

- автором проанализированы модели собственно телевидения: технические, экономические, телевещания, телевосприятия и социокультурные модели жанрово-тематической представленности;

- автором показан механизм воздействия телевизионной продукции "массовой культуры" на сознание потребителей;

- совершенно новым является исследование природы шоу как культурного явления конца столетия в России;

- доказывается, что построение многообразия моделей при моделировании шоу-программ телевидения основывается на пяти основных типах: ток-шоу, музыкально-развлекательные шоу, документальные шоу, шоу-театр, шоу-игра.

Практическая значимость исследования заключается в разработанной автором программе курса "Моделирование телевизионных шоу-программ и игр", а так же "Режиссура телевизионных шоу-программ и игр", которые преподавались в период с 1993 по 1997 год на экспериментальном курсе "Авторов и ведущих телевизионных шоу-программ и игр" Московского Государственного Университета Культуры. Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы, используются в учебном процессе Московского Государственного Университета Культуры в преподавании курсов "Моделирование телевизионных шоу-программ и игр", "Режиссура телевизионных шоу-программ и игр".

Выводы и рекомендации диссертационного исследования позволяют осуществлять процесс создания собственных национальных телевизионных шоу-программ более продуктивно, не "калькируя" зарубежные аналоги.

Диссертация может быть использована в качестве учебного пособия при подготовке или повышении квалификации работников телевидения.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она складывается из введения, двух глав (каждая из которых, в свою очередь, состоит из двух параграфов), заключения, списка используемой литературы по соответствующей проблематике, состоящего из четырех разделов.

Апробация работы осуществлялась по ряду направлений путем:

- опубликования результатов исследования в печати;

- выступлений на научно-практических конференциях: "Социум и культура: голоса молодых", Москва, МГУК, 25-26 марта 1997 г.; "Современная Россия — горизонты культуры", Москва, МГУК, 20 апреля 1998 г.

- преподавания курса "Моделирование телевизионных шоу-программ и игр" в Московском Государственном Университете Культуры.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Технология моделирования культурных программ на телевидении"

Заключение

Глобальной задачей культурных телевизионных программ выступает приобщение телеаудитории к общечеловеческим идеалам и ценностям, к культуре в самом широком смысле этого слова. Для осуществления данной функции культурные телевизионные программы должны обращаться не только к разуму человека, но и к его чувству, воздействовать на него не только рационально, но и эмоционально. Шоу-программы, как уже было доказано, также относятся к категории культурных телевизионных программ. Однако в результате нашего исследования выяснилось, что большинство современных щоу-программ на российском телевидении не могут претендовать на "звание" высококультурных, несущих истинные ценности. К сожалению, они представляют собой типичную продукцию "массовой культуры" со всеми своими недостатками и достоинствами.

Исследовав критические оценочные модели "массовой культуры" на телевидении, разобравшись как в природе "массовой культуры", так и самого телевидения, мы приходим к выводу, что качество культурных телевизионных программ может быть существенно улучшено. Мы выяснили, что существуют реальные технологии перевода телевизионных шоу-программ как продукции "массовой культуры" из разряда "китча" в разряд "арта", на облагороженный, охудожествленный, принципиально иной уровень. Главное же место среди этих технологий занимает технология моделирования телевизионных шоу-программ. К такому заключению мы приходим на основе следующих положений.

I. Задачи моделирования в сфере культуры различны, они отвечают тем проблемам, которые ставит для себя исследователь и решает их с помощью данного метода.

Вообще, в качестве модели в "массовой культуре" может выступать любой объект, подчиняющийся всем известным принципам подобия, которые описаны в общей теории моделирования: объект абстрактно вычленяется и сравнивается с другим объектом, подобным ему, по принципу "оригинал— модель". В этом смысле возможно выделить как минимум три основных направления построения моделей в "массовой культуре"(II, 13):

ПЕРВОЕ. Своеобразной моделью (результат) и типом (процесс) моделирования является "массовая культура" в целом, когда образы в произведениях "массовой культуры" в той или иной степени соответствуют моделям реальности.

ВТОРОЕ. Выявление своеобразия метода моделирования в "массовой культуре" приводит к постановке некоторых практических задач по замене и дополнению серии аналогий и аналогов, используемых в "массовой культуре", новыми, более оптимальными и даже совершенными вариантами. По такому пути построено немало моделей феноменов в "массовой культуре".

ТРЕТЬЕ. Совсем в ином плане выступает "массовая культура", когда она сама является оригиналом, а объясняющие ее смысл теории относятся к ней, как модели к оригиналу. Такие модели называются оценочными.

II. Рассматривая специфические особенности моделирования культурных программ на телевидении, мы выделяем ту часть, которая относится к продукции "массовой культуры", и приходим к выводу, что моделирование "массовой культуры" на телевидении осуществляется как социокультурное моделирование жанровой представленности, где возможно самое невероятное комбинирование образов и ситуаций, самые фантастические перемещения, самые неожиданные сопоставления различных элементов жизни и характера чувственного отношения к ним. В преломлении продуктивной функции телевидения это: а) реклама — особая, художественная, образная форма воспроизведения окружающей действительности. Первоначально функция рекламы сводилась к тому, чтобы привлечь внимание покупателя к товару. Сегодня сама реклама становится производителем, а ее продукт — сам потребитель. б) телесериалы (жанровая представленность: вестерн, детектив, комедия, мелодрама). Выделяя модели построения композиции телесериалов, можно выделить три типа: 1) серии, в которых действуют одни и те же герои, однако каждый эпизод является сюжетно законченным целым; 2) каждая серия вытекает из предыдущей, завязка очередной серии находится в сюжетной ткани предыдущих, и все они связаны между собой; 3) серии, каждый эпизод которых представляет собой самостоятельное целое с новыми действующими лицами, и единственное, что объединяет такие серии — это общая тема.

Рассматривая модели тематической представленности телесериалов, можно выделить две модели, основанные на двух разнообразных сюжетных ходах: 1. Это знаменитые "рассказы об успехе", истории удачи, счастливого вознесения в верхи. Вознесение это не обязательно происходит на экономическом поприще: речь может идти об успехе в любви, в дружбе, в признании индивида его средой. Рассказы об успехе повествуют о фатальности счастливого случая, который устанавливает соответствие между заслугой и удачей, о стечении обстоятельств, осуществляющем последний справедливый суд над честными и бесчестными искателями удачи. 2. Эта модель строится на изображении живущих не по закону и последующей справедливой расправы с ними (это так называемое "благородное насилие"). Произведения, посвященные этой теме, реализуют философию "среднего" человека, стремящегося к "фактору справедливости". Речь идет об обличении "субъективной тайны" несоответствия между дарованием и успехом, состоящего в коварстве, бесчестии, сговоре, мошенничестве; о неизбежно наступающей ситуации "открытой схватки", когда до сих пор преуспевающий злодей оказывается лицом к лицу с честным искателем выгоды и вынужден вступить в легендарное "равнопартнерское" состязание с ним. Изобличение и расправа с живущим не по закону происходит с такой же фатальной невероятностью, с какой успех сваливается на героя "рассказов об успехе". с) Развлекательные программы содержат в себе элементы самых различных жанров: в них присутствуют и драматические сценки, и скетчи, и музыкальные номера, и викторины, и многое другое. Чем больше компонентов содержит программа, тем она интереснее и привлекательнее. В этих программах есть и свои постоянные герои — ведущие (роль которых исполняют популярные актеры), и герои непосредственно той или иной передачи. Эти программы в практике телевидения носят название "шоу".

III. Рассматривая шоу как явление культуры мы делаем вывод, что шоу с i культурологической точки зрения — это особый тип зрелищности. Рассмотрев этимологическое значение слова, представленное в различных изданиях словарей, мы выявляем, что шоу в первом значении — это некий образец, а во втором — особый тип зрелищности, способствующий переводу состояния зрителя на иной эмоционально-психологический уровень. Попытавшись найти чистое понятие "шоу", существующее как самостоятельная единица, мы выяснили, что таковой в культуре (т.е. в том, что создано человеком) не существует. Шоу входит составной частью в различные формы бытования искусства и культуры: синтез эстрады и шоу являет эстрадное шоу, театра и шоу— шоу-спектакль, телевидения и шоу— телевизионную шоу-программу, политики и шоу— политическое шоу и т.д. Таким образом, шоу может проявляться только в уже существующих видах искусства и явлениях культуры. На основании всего этого мы можем сделать вывод, что шоу — это особый тип зрелищности.

В результате слияния шоу и исходных форм искусства и культуры получается продукция, которая отвечает характеристикам массовой культуры: массовость, товарность, примитивность смыслов, великолепие формы. Рассматривая истоки шоу, делая исторический экскурс в различные культурные эпохи, мы выявили, что зачатки будущей индустрии развлечений присутствуют в древнем мире, в различных исторических формах и типах культуры более позднего времени и вплоть до наших дней. Мы делаем вывод, что шоу в современном значении появляется в истории культуры только во второй половине XIX в. в странах Западной Европы и Америки. Это связано с научно-технической революцией, которая приводит к возможности использования небывалых по масштабу и силе воздействия технических средств, а также с возникновением такого явления в теории культуры как "массовая культура".

IV. Слияние шоу и телевидения рождает телевизионную шоу-программу. Это одно из самых сильных по степени воздействия изобретений "массовой культуры", основанное на том, что телевидение по своей природе обладает особой аттракционностью воздействия на зрителя, а соединяясь при этом со зрелищностью шоу, телевизионная шоу-программа как бы удваивает воздействие на зрителя.

Телевизионное шоу, как и любой вид искусства, призвано сформировать у зрителя образ, но при помощи своих специфических средств: "открытой аллегории", доступной эмблемы, символа, через специальные ударные эффекты, единицей которых является аттракцион. Телевизионные шоу-программы используют экспрессивно-динамичную форму, эффектную подачу материала, яркие изобразительные приемы. Особая характеристика типа зрелищности шоу —- синтетичность, и телевизионные шоу-программы используют этот способ воздействия на зрителя особенно ярко. Программность также используется в телевизионных шоу-программах как главный компонент построения композиции. Игровое начало в телевизионных шоу-программах выступает видовым признаком, а использование технических средств, достижений науки на телевидении возрастает год от года.

Рассматривая жанровую разновидность представленности телевизионных шоу, основанную на анализе совокупности телевизионных программ российских каналов, мы выделяем пять разных типов телевизионных шоу: документальное шоу, ток-шоу, музыкально-развлекательное шоу, шоу-театр, шоу-игра. Также мы можем отметить, что эти модели все чаще являют собой смешанный тип .телевизионных программ.

Безусловно, на первый план в телевизионных шоу-программах выходит функция развлечения, рекреации. Но именно она позволяет воздействовать на аудиторию не через разум (как в политических, новостных и других программах), а через эмоции, что способствует лучшему усвоению содержательного материала, развитию интереса к тому, что составляет "сердцевину" информации, стимулирует эстетическое начало человека и, наконец, просто дает возможность психологического расслабления, отдыха, релаксации.

 

Список научной литературыВанченко, Татьяна Петровна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1.Аль-Улюфи Фадль Али-Абдельазиз. Роль культурных программ телевидения в духовной жизни общества. Диссертация . кандидата• философских наук. М., 1997 — 128 с.

2. Баканурский А.Г. Смеховая, зрелищная культура русского средневековья. Диссертация .кандидата искусствоведения. М., 1983 — 156 с.

3. Зоркая Н.М. Сюжетные и зрелищные формы русской лубочной культуры конца XIX — начала XX века. Диссертация . доктора искусствоведения, М.,1992 —336 с.

4. Ильин Р.Н. Изобразительно-выразительные средства экранных искусств. Автореферат диссертации .доктора искусствоведения. М., 1971 — 506 с.

5. Клитин С.С. "Золотой век" европейской эстрады: исторический и теоретический анализ. Диссертация доктора искусствоведения, М., 1991 — 308 с.

6. Кужугет А.К. "Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев". Диссертация. кандидата искусствоведения. М., 1994 — 120 с.

7. Липков А.И. Аттракционные и карнавальные принципы зрелищных искусств. Автореферат диссертации. доктора искусствоведения. М., 1992 — 329 с.

8. Мартынова Р.В. Видео в контексте массовой культуры. Диссертация . кандидата философских наук. М., 1993 — 209 с.

9. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Диссертация .кандидата философских наук. Л., 1991 — 160 с.

10. Ю.Шляхтин М.Ю. Массовая культура в советском обществе: к методологии вопроса. Диссертация .кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 1989 — 168 с.

11. Раздел П. Общая литература

12. Англо-русский словарь. М.: "Советская энциклопедия", 1970 — 848 с.

13. Ашин Г.К., Мидлер А.П. В тисках духовного гнета. М.: "Мысль", 1986 — 253 с.

14. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: "Искусство", 1978 — 151 с.

15. Багиров Э.Г. Телевидение США. Сборник статей. М.: "Искусство", 1976 — 221 с.

16. Банфи А. Избранное. М.: "Прогресс", 1965 — 291 с.

17. Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: "Наука", 1975 — 192 с.

18. Бехтерев В.А. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Изд. K.JI. Риккер, 1908 — 175 с.

19. Бирюков Б.Н., Пеллер Е.С. "Культура, искусство и научная строгость"// Точные методы в исследованиях культуры и искусства. 4.1. М.: "Наука", 1971 — 148 с.

20. Бирюков Н.С. Буржуазное телевидение и его доктрины. М.: "Мысль", 1977 — 278 с.

21. Ю.Брабич В.М., Плетнева Г.С. Зрелища Древнего мира. Л.: "Искусство", 1971 — 79 с.

22. П.Брук П. Пустое пространство. М.: "Искусство", 1976 — 239 с.

23. Ванченко Т.П. Шоу-программы на российском TV: Типология жанра // Духовные ценности и молодое поколение. М.: МГУК, 1998 — 257 с.

24. Воробьев Н. Художественное моделирование, конфликты и теории // Содружество наук и тайны творчества. М.: "Искусство", 1968 — 450 с.

25. Ворошилов В.Я. Феномен игры. М.: "Советская Россия", 1982 — 124 с.

26. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Акад. пед. Наук РСФСР, 1956 — 519 с.

27. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: "Искусство", 1987 — 572 с.

28. Галушко Р.И. Западное телевидение и массовая культура. М.: МГУ, 1991 — 238 с.

29. Гвишиани Д.М. Методологические проблемы моделирования. М.: Репринт, 1977— 148 с.

30. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: "Просвещение", 1975 — 140 с.

31. Гершкович З.И. Парадоксы "массовой культуры" и современная идеологическая борьба. М.: "Знание", 1983 — 64 с.

32. Гершуни Е.П. Массовые зрелища и народные представления. Д.: "Искусство", 1962 — 32 с.

33. Глинский Б.А. Моделирование и современная наука. М.: "Наука", 1987 — 205 с.

34. Давидюк Г.П., Бобровский B.C. Проблемы "массовой культуры" и "массовых коммуникаций". Минск: "Наука и техника", 1972 — 201 с.

35. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т. 1. М.:ГИС, 1955 —700 с.

36. Дмитриев Ю.А. Гуляние и другие формы массовых зрелищ // Русская художественная культура XIX — XX вв. Кн.1. М.: "Наука", 1968 — 442 с.

37. Долгов К.М. Философия культуры и эстетика Хоссе Ортеги-и-Гассета // О современной буржуазной эстетике. М.: "Искусство", 1972 — 368 с.

38. Дугин Е.П. Телевидение в зеркале международной статистики // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Выпуск 3-й, М.: "Искусство", 1983 — 238 с.

39. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М.: 1993 — 310 с.

40. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: "Аспект-пресс", 1997 — 590 с.

41. Жданова Е.И., Иванов С.В., Кротова Н.В. Менеджмент Шоу-Бизнеса: учебное пособие. М.: МГУК, 1997 — 94 с.31.3алесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: МГУ, 1982 — 119 с.

42. Захаров Е.З. Театр как вид искусства. М.: "Знание", 1961 — 32 с.

43. ЗЗ.Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: "Просвещение", 1978 — 334 с.г34.3ись А.Я. Искусство и эстетика. М.: "Искусство", 1975 — 447 с.

44. Зоркая Н.М. Звезда эстрады на телеэкране. // Телевизионная эстрада. М.: "Искусство", 1981 —248 с.

45. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910. М.: "Наука", 1976 — 303 с.

46. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. М.: "Искусство", 1981 — 167 с.

47. Калмыкова A.M. Праздники и зрелища различных народов. Изд.З., СПб.: "Общественная польза", 1903 — 48 с.

48. Карцева Е.Н. Вестерн. Эволюция жанра. М.: "Искусство", 1976 — 255 с.

49. Кино: Энциклопедический словарь. М.: "Советская Энциклопедия", 1986 — 640 с.

50. Клитин С.С. Эстрада как вид искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. Д.: ЛГИТМИК, 1978 — 148 с.

51. Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. Л.: "Искусство", 1987 — 190 с.

52. Козинцев Г.М. Собрание сочинений. В 5-ти томах. Т. 2. М.: "Искусство", 1982-527 с.

53. Копылова Р.Д. Открытый экран: Телевизионное зрелище и диалог. СПб.: , РИИИ, 1992— 181 с.

54. Корчагина Е. Эстрада и телеэкран диалектика взаимоотношений.// Телевизионная эстрада. М.: "Искусство", 1981 — 246 с.

55. Краткий словарь по социологии. М.: "Политиздат", 1988 — 477 с.

56. Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. М.: "Искусство", 1958 — 367 с.

57. Кузнецова О. О разговорном жанре на телевидении // Телевизионная эстрада. М.: "Искусство", 1981 — 246 с.

58. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: "Политиздат", 1985 — 399 с.

59. Куликов В.Н. Проблемы психологического воздействия. Иваново: Иван. Ун-т, 1978 — 162 с.

60. Культорология XX век. Словарь. Сп-б., 1997 — 703 с.

61. Лейферт А.В. Балаганы. П.г., "Еженедельник Петрогр. гос. акад. Театров", 1922 — 74 с.

62. Леонтьев А.Н. Телевизионное искусство глазами психолога // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: "Искусство", 1984 — 288 с.

63. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. М.: "Наука", 1990 — 237 с.

64. Липков А.И. Развитие форм обратной связи // "Контуры будущего". М.: "Искусство", 1984 — 238 с.

65. Мазаев А.И. Праздник как социально художественное явление. М.: "Наука", 1978 —392 с.

66. Маклюэн М. Телевидение — робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М.: "Искусство", 1987 — 275 с.

67. Марков П.Р. В театрах разных стран. М.: ВТО, 1967 — 395 с.59."Массовая культура"— иллюзии и действительность. М.: "Искусство", 1975 —256 с.

68. Массовые театрализованные представления и праздники. М.: ВТО, 1963 -107 с.

69. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. В 2-х томах. Т. 2. М.: "Искусство", 1968 — 643 с.

70. Методы и службы отдела изучения аудитории Би-Би-Си. М.: "Искусство", 1968 —68 с.

71. Многосерийный телефильм. М.: "Искусство", 1976 -254 с.

72. Моль А. Социодинамика культуры. Искусство и ЭВМ. М., "Мир", 1975, 556 с.

73. Морозов А.А. К вопросу об исторической роли и значении скоморохов // Русский фольклор. Вып. XVI. М., Л.: АН СССР, 1976 — 309 с.

74. Муратов С., Фере Г. Люди, которые входят без стука. М., "Искусство", 1971 — 168 с.

75. Налимов В.В., Мульченко З.М., Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса. М.: "Наука", 1969— 191 с.

76. Некрылова А.Ф. Русские народные, городские праздники, увеселения и зрелища. Л.: "Искусство", 1984— 191 с.

77. Нечай О.Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике. М.: "Искусство", 1990 — 117 с.

78. Нечай О.Ф. Телевидение как художественная система. Минск: "Наука и техника", 1981 — 256 с.

79. Новый англо-русский словарь. М.: "Русский язык", 1996 — 880 с.

80. Органов Г.А. Телевидение по-американски. М.: "Искусство", 1985 — 275 с.

81. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. М.: "Мысль", 1972 —247 с.

82. Пави Патрис. Словарь театра. М.: "Прогресс", 1991 — 480 с.

83. Пешель М. "Моделирование сигналов и систем" М.: "Мир", 1981 — 300 с.

84. Прохоров Е.П. Творческие формы массовой информации // Музы XX века. М.: "Искусство", 1978 — 304 с.

85. Психология. Словарь. М.: "Политиздат", 1990 — 494 с.

86. Разлогов К.Э. Дар или проклятие? Проблемы массовой культуры. М.: "Искусство", 1994 — 250 с.

87. Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблема выразительности. М.: "Искусство", 1982 — 158 с.

88. Райнов Б.Л. Массовая культура. М., "Прогресс", 1992 488 с.

89. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: как построено и как функционирует произведение искусства. М.: "Сов. Художник", 1978— 327 с.

90. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: "Искусство", 1980— 135 с.

91. Розовский М.Г. Режиссер зрелища. М.: "Сов. Россия", 1973 — 110 с.

92. Рубб А.А. Эстрада с точки зрения: Беседы режиссера. М.: Гос. Всерос. Дом нар. тв-ва, 1993 — 259 с.

93. Русский советский театр. 1917-1921. Л.: "Искусство", 1968 — 548 с.

94. Сазонтьева Н.Н. Игра как метод и проблема современной психологии // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: "Наука", 1987 — 228 с.

95. Сапунов Б.М. Телевидение и культура. М.: "Знание", 1988 — 43 с.

96. Семенов В.JI. Массовая культура в современном мире. СПб.: "Мысль", 1991 — 16 с.

97. Синицкий А.Н. "Теория моделирования и искусство // "Точные методы в исследованиях культуры и искусства". 4.2. М.: 1971 — 148 с.

98. Словарь иностранных слов. М.: "Русский язык", 1987 — 606 с.

99. Смольская Е.П. "Массовая культура": развлечение или политика. М.: "Мысль", 1986 — 142 с.

100. Советский Энциклопедический словарь. М.: "Советская энциклопедия" , 1989— 1630 с.

101. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 8-ми томах. Т. 6. М.: "Искусство", 1959 — 466 с.

102. Стойков Ю.Н. К проблеме музыкальной видеокультуры // Образ жизни, проблемы отражения в С.М.К., М.: 1990 — 205 с.

103. США глазами американских социологов. М.: "Прогресс", 1988 250 с.

104. Тайнен К. На сцене и в кино. М.: "Искусство", 1969 — 469 с.

105. Тард Г. Законы подражания. СПб.: Изд. Губинского, 1906 — 120 с.

106. Театрализованные праздники и зрелища 1964-1972. М.: "Искусство", 1976 — 176 с.

107. Телевидение на рубеже двух веков. М.: АОН, 1989 — 203 с.

108. Телевизионная эстрада. М.: "Искусство", 1981 — 246 с.

109. Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюры в России 1908-1917. М.: "Культура", 1995 — 412 с.

110. Тихонов А.Н. Научно-технический прогресс и математика. М.: "Искусство", 1986— 180 с.

111. Тихонова И.П. Возвращение комической эксцентрики //Эстрада: что? где? зачем? М.: "Искусство", 1988 — 350 с.

112. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. Т. 2. М., "Искусство", 1984 — 304 с.

113. Толковый словарь русского языка. Под ред. Ушакова Д.Н., в 4-х томах, Т. II. М.: "Советская энциклопедия", 1938 — 1040 с.

114. Юб.Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованногоконцерта. М.: "Просвещение", 1976 — 88 с. ,107.Уварова Е.Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М.: "Искусство", 1983 — 320 с.

115. Федотова JI.H. Массовая информация, стратегия производства и тактика потребления. М.: МГУ, 1996 — 231 с.

116. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "я". М., 1925 180 с. ПО.Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М.: "Искусство", 1971 — 191с.

117. Д11 .Цирк. Маленькая энциклопедия. М.: "Советская энциклопедия", 1979 — 448

118. Наука", 1982-333 с. ПЗ.Цвик B.JI. С чем придем в XXI век // "Телевизионная мозаика". М.: МГУ, 1997— 101 с.

119. Шапинская Е.Н., Шапинский В.А. Массовая культура в зеркале концепций: Учебное пособие. М.: "Прометей", 1992 — 40 с.

120. Шароев И.Л. Многоликая эстрада. М.: ВАГРИУС, 1995 — 412 с. Пб.Шеннон Р.Ю. Имитационное моделирование систем— искусство и наука.1. М.: "Мир", 1978 —418 с.

121. Шерток А. Неопознанное в психике человека. М.: "Прогресс", 1983 — 311 с.

122. Шестаков В.П. Мифология XX века. Критика теории и практики буржуазной "массовой культуры". М.: "Искусство", 1988 — 222 с.

123. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти томах. Т. 2. М.: 1965 — 325 с.120."Эксперимент, модель, теория". М.: "Наука", 1982 — 333 с.

124. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: "Центр", 1997 — 447 с.

125. Энциклопедический словарь. В 3-х томах . Т. 2. М.: 1954 — 720 с.

126. Энциклопедический социологический словарь. М.: РАН Институтсоциально-политических исследований. 1995 — 939 с. 124.Эстетика. Словарь. М.: "Политиздат", 1989 — 447 с. 125.Эстрада; что? где? зачем? М.: "Искусство", 1988 — 350 с.

127. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: "Прогресс", 1994 -336 с.

128. Юровский A.M. Специфика телевидения. М.: Гос. Ком. По телевидению и радиовещанию, 1960 — 32 с.

129. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: "Политиздат", 1991 — 527 с.

130. Раздел Ш. Иностранные издания

131. Bednarik. К. An der Konsumfront Stuttgart. 1957.

132. Bidgsbu W. Euvrope, America and the Calture / Debate. N.Y., 1982.

133. Brown R. B. Up from Elitism: The Aesthetics of Popular Fiction // Studies in America Fiction. August, 1983.

134. Capitano C. Note sul teatro politico. Roma, 1971.

135. Cheshire D. Music-hall in Britain, London, 1974.

136. Culture for the Millions? Mass Media in Modern Society. Ed. By N. Jacobs. Toronto; L.; New York, 1961.

137. Everson W.K. The detective in film Secaucus. (N.J.) 1972.

138. Fishwik. M. Icon of Popular Culture Bowing Green Vniv. Press, 1970.

139. Gans H. Popular Culture and High Culture. N.Y., 1961.

140. Gombrich E. Art and Illusion. New York, 1961.1111.Idem. Confguratioons of Culture Growth. Berk., L.A., 1944.

141. Jacques-Charles. Cent ans de music-hall. Geneve — Paris, 1956.

142. Klapper J. The effects of mass cjmmunication. The free press of glencoe, Illinois, 1961.

143. Kuna F.M. Homer. Herder und Happenings — "Litratur und Kritik". Wien, 1973, №73.

144. Lash Ch. The Minimal Self/Psichie Survival in Troubled Times. N.Y., 1984.1616.Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1961.1717.Manndell W., HovlandC. Is there a Law of Primacy in Persuasion.— In: "American Psyhologist" 1952, vol. VII.

145. Mass Culture revisited. Ed. By Rosenberg and P. Whit. N.Y., 1971, p. 92.

146. McDonald D.A. Theory of Popular Culture. Politics, 1948, febr.

147. Melchinger S. Theater der Gegenwart. Fr. a/M., 1958.

148. Murdock G.P. The Common Denominator of cultures // The Science of Man in the Mass Culture. The Popular Arts in America. Ed. by B. Rosenberg and D.M. White. Glencoe, 1957.

149. Малишевский Б. Хепенингът. — "Театьр". София, 1974, №3. 23.23.0verstreet Н. Matere Mind. N.Y., 1949.

150. Pepper S.K. The Basis of Criticisme in the Art. Cembridge, Mass., 1946.•25.Popular Culture. Past and Present. A. Reader. Ed. By B. Waites. L., 1982. t

151. Rosenberg В., White D. (eds.) Mass Culture. The Free Press of Glencoe, 1957, p.530.

152. Schramm W. (ed.). Mass Communication. University of Illinois Press, 1963.

153. Morin E. L' esperit du temps. Essei sur la culture de mass. P., 1962. P 432.29."TV Guide", 1989, May 6.

154. The Oxford English Dictionary second edition, volume XV Ser-Soosy. Clarendon press, Oxford 1989.

155. TV Radiocorriere, 1990, № 36.a. Unterhaltungskunst A — Z. Berlin, 1977.32."U.S. News and World "Reports". 1987, Sul. 13.

156. Раздел IV. Периодические издания

157. Ашин Г.К. Элитарная и массовая культура // Общественные науки. № 6, 1985.

158. Голядкин Н. "Взрыв реальности" на телеканалах США. "Телевидение и радиовещание за рубежом", М.: 1989, вып.1.

159. Голядкин Н. Американская документалистика истоки кризиса. "Телевидение и радиовещание за рубежом", М.: 1992, вып.5.

160. Голядкин Н. Образ ведущего на американских телеэкранах. "Телевидение и радиовещание за рубежом", М.: 1990, вып. 2.

161. Елисеева М. Видеоклип: дорогой познания. "Музыкальная жизнь", 1989, * №16.

162. Зиновьев А.А. и Ревизии И.И. Логическая модель, как средство научного исследования. "Вопросы философии", 1960, №1.

163. Мастер ток-шоу. "Телевидение и радиовещание за рубежом", М.: 1991, вып.4.

164. Муратов С. Апология ток-шоу. М.Н., 1996 №51.

165. Новик И. "Гносеологическая характеристика кибернетических моделей". "Вопросы философии", 1983, №8.10. "Советская культура". 1989, 6 мая.

166. Фукс Г. Театр XX века. "Ежегодник императорских театров", 1913, №4. 12.Чудновский В. Актуальные проблемы психологии становления убеждений.

167. Вопросы психологии", 1990, №5.