автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Технотронная цивилизация

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Карачева, Татьяна Иосифовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Технотронная цивилизация'

Текст диссертации на тему "Технотронная цивилизация"

/Л

С/и

V / ,. /

V/

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ Кафедра философии

На правах рукописи

Карачева Татьяна Иосифовна

ТЕХНОТРОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: СДВИГ ОТ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИИ К ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Специальность 09.00 .01 - Онтология и теория познания

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор В.Д.Диденко

и

Москва -1999

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3

Глава I. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СДВИГ К

ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КРИЗИСУ......................................... 11

§ 1. Феноменология экологического кризиса.................................... 11

§ 2. Религиозные ценности в контексте экологических

перспектив цивилизации........................................................ 29

Глава II. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СДВИГ К ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫМ

ПРАКТИКАМ.......................................................................... 48

§ 1. Натуралистическая концепция коммуникативных практик............ 48

§ 2. Виртуальная реальность как проблема эволюционной

эпистемологии....................................................................... 77

§ 3. Формирование познавательной активности в контексте

проблем технотронной цивилизации......................................... 104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................... 125

БИБЛИОГРАФИЯ................................................................................. 128

Введение

В современной философии резко возрос интерес к всестороннему осмыслению коммуникации и виртуальной реальности. Структура коммуникации все более предстает как значительный культурный феномен, как особый способ познания, как духовная ценность, открывающая путь к полноценному общению, к утверждению нравственного достоинства личности. Виртуальная реальность становится я одним из условий | выживания и предпосылкой социальной гармонии в современном обществе, у Стремление к диалогу и сотрудничеству составляет важную тенденцию развития современного общественного сознания. Все чаще раздаются призывы к коммуникации, диалогу, возникают общественные движения, видящие своей целью создание условий и продвижение диалога в различных сферах - между странами и народами, между религиями, между культурами. Виртуальная коммуникация становится ценностью, создающей облик и задающей направление движения современной культуры. „и

В настоящее время изучение коммуникации приобретает комплексный" характер: широко изучаются лингвистические характеристики диалога, его коммуникативные особенности, на основе виртуальности моделируются социальные и технические системы. 1 Созываются конференции, выпускаются журналы с одноименным названием, формируются научно-исследовательские институты и группы. Результаты этой многонаправленной и комплексной научной работы складываются в особую научную дисциплину, получившей название виртуалистики. Активно развивается философское осмысление диалога: целые пласты бытия интерпретируются по-новому, исходя из принципов диалогического мышления. Несмотря на интенсивность этих исследований и наряду с несомненными успехами в этой области, 'следует констатировать, что наука отстает от развития самого явления: диалог активнее формирует культуру, чем это успевает отслеживать

наука. Диалог в политике и культуре развивается быстрее, чем наука и философия его успевают осмыслить. Мы будем понимать диалог в качестве формы связи неязыковой и языковой реальностью, и в этом смысле как форму коммуникации. ;

Актуальность темы исследования

Для современных исследований цивилизованного сдвига от проблем экологии к виртуальной реальности важным является отношение к тем концепциям социального развития, которые были выработаны на Западе. [Запад сориентирован на коммуникативные технологии, задающие смысл феномена виртуальности. Создаются новые основания для формирования познавательной установки человека. Озабоченность проблемами экологии постепенно перерастает в озабоченность виртуальной реальности, создания альтернативной цивилизации, экологически равновесной и духовно наполненной.! Западные модели технотронного развития не могут не быть ответственными за развал духовных основ жизни традиционных обществ, за подрыв и разрушение глобальной и региональных экосистем - жизненной основы самой цивилизации.

Такие обвинения предъявляются прежде всего концепциям индустриализации и модернизации, для реализации которых требуется обеспечение свободного предпринимательства, рациональной организации труда, его материально - потребительской мотивации, рыночной экономики и правопорядка, связанного с демократическим правлением. Выступая против этого, критики западных путей развития оказываются , однако, в трудном положении: если отвергать демократию, открывается дорога тоталитаризму; если отвергать свободу и личную инициативу ради коллективной ответственности, это передаст слишком много полномочий бюрократии со всеми вытекающими отсюда последствиями; если отвергать рынок во имя планирования, последнее окажется принудительным,

близоруким и неэффективным; если отвергать правопорядок, утвердятся коррупция и беззаконие. Короче говоря, отрицая западные пути развития, легко оказаться в тупике.

Научно-техническая революция и компьютеризация коренным образом изменяют процесс промышленного производства, внедряются в сферы научного познания, радикально меняют духовную культуру современной цивилизации, раскрывая человеческому разуму и духу новые горизонты совершенствования. НТР вызвала глубинные сдвиги в современной человеческой культуре, обострив фундаментальные проблемы человеческого бытия, его природного окружения и гармонии с противоречивым внешним миром.

Философский и культурологический анализ взаимосвязи компьютеризации и мировоззрения общества приводит к феномену виртуальной реальности. Рассматривается влияние коммуникативных практик на формирование виртуальной реальности, мировоззренческие компоненты влияют на структуру, направление и динамику развития социальных систем, которое, в свою очередь, корректирует и содержание мировоззрения, и духовную культуру в целом.

Субъектом мировоззрения является человек как социально-историческое существо, в сознании которого формируется система чувственных и теоретических объектов, репрезентирующих объективный мир и закономерности его развития. Теоретические конструкты, обобщающие множество чувственных данных и образов, формируют понятийно - категориальную сетку концепта мировоззрения, которая позволяет систематизировать и понимать феноменальное содержание его денотата. Таким образом, ¡формирование технотронной цивилизации есть не что иное, как процесс создания такой виртуальной реальности, которая не

позволяет отразить реальные процессы объективной действительности, вовлеченной в сферу общественно-практической деятельности.

Бурный процесс компьютеризации создает фантастические перспективы во всех сферах культуры и общественного производства. Внедрение компьютеров обострило не только научные и технические проблемы, но и выявило новые аспекты гуманитарного знания, требующего философского осмысления.

Степень разработанности темы и исследовательская ситуация, сложившаяся к настоящему времени, заключается в следующем. Проблемы развития современной культуры в условиях компьютеризации анализируются различными авторами в разных аспектах. Технические стороны компьютеризации рассматриваются в работах "Кибернетика: ) прошлое для будущего", Глушкова В.М., Раппа Ф.Р., Поспелова Д.А., Позднякова А.И., Панова М.И.

Теоретико-филосовскому анализу использования компьютерной и информационной техники в современном обществе посвящены работы Абрамова Ю.Ф., Жукова Н.И.. Ладенко И.С., Никифорова А.Л., Носова H.A., Ракитова А.И., Розова В.М., Смоляна Г.Л., Урсула А.Д. и других.

Влияние компьютеризации на социально - культурную среду исследуется в работах Виноградова В.А., Гиренка Ф.И., Диденко В.Д., Глушкова В.М., Звягинцева В.А., Зуева К.А., Рудь И.Д., Смоляна Г.Л., , Чурбанова В.Б., Языкова М.Н., Цукерман И.И. —I

При глубоком и всестороннем анализе в философской и социологической литературе всех этих вопросов в отдельности, проблема комплексного, синтетического взаимодействия этих объективных феноменов в условиях современной культуры в литературе встречается редко. Однако, до сих пор в отечественной литературе нет работ, исследовательская

программа которых была бы направлена на осмысление тех "сдвигов" в культуре, которые произошли в результате компьютерной революции в аспекте взаимодействия человека и общества, человека и его мировоззренческих структур, сдвига от проблем экологии к виртуальной реальности.

Многообразие исследований, методологических подходов, аспектов обусловило необходимость целостного синтетического изучения проблем взаимосвязи коммуникативных практик с глубинными процессами, происходящими в мировоззренческой культуре общества, которое, в свою очередь, влияет на социальное развитие в целом. Глубинные процессы в общественном бытии, происходящие благодаря коммуникативным практикам и виртуальной реальности не могут не отразиться на кардинальных изменениях в общественном сознании, во всей духовной культуре.

Чем отличается то новое, которое зарождается в тигле цивилизации конца XX века, от традиционного и привычного, с которым жило человечество всю свою историю - этот процесс имеет не только научно-познавательный интерес. Суть его состоит в том, чтобы выяснить философское содержание сдвига цивилизации от проблем экологии к виртуальности. Структурные изменения в социальных системах под влиянием технической культуры приводят к переоценке мировоззренческих ценностей, к изменениям духовной жизни общества, к формированию новой духовной культуры.

Дели и задачи исследования

Цели и задачи заключаются в анализе проблем воздействия технотронной цивилизации на изменение социального развития, которые

оказывают влияние на формирование нового мировоззрения. Анализ этого процесса позволяет раскрыть не только динамику цивилизационного сдвига и его детерминирующих факторов, но и влияние этих факторов на познавательную активность человека.

Достижение всех этих целей становится возможным при решении следующих задач:

1 .Проанализировать цивилизационный сдвиг к экологическому кризису.

2. Влияние религиозных ценностей на экологическую стратегию цивилизации.

.....,/

3. Провести анализ виртуальной реальности как проблемы] эволюционной эпистемологии.

4.........:

4. Исследовать особенности формирования натуралистической1 концепции коммуникативных практик.

5. Проанализировать формирование познавательной активности в / контексте проблем технотронной цивилизации. у

Методологические основы и источники исследования

Источниками исследования является литература, рассматривающая совокупность проблем развития современной цивилизации. Использованы материалы анализа социо-культурных последствий компьютеризации общества существования виртуальной реальности, коммуникативных практик.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются:

принципы целостного социально-филосовского и культурологического подхода с позицийунивереального гуманизма,

- принципы эволюционной эпистемологии, а также системного анализа в контексте философской теории познания.

Научная новизна

1. В диссертационном исследовании установлено, что экологический кризис современной цивилизации в значительной степени предопределен \ победой капиталистически ориентированной экономики над моральной экономикой крестьянина.

Новизна полученного результата состоит в указании на противоположность нерыночного (морального) способа производства и рыночного. Первое ориентировано на самоистребление, второе - на прибыль.

2. В диссертации показано, что религиозные ценности не являются основанием пути, ведущего к кризису.

Новизна результата заключается в том, что на основе анализа различных религиозных ценностей удалось показать неправомерность утверждений некоторых ученых (Уайт) об ответственности иудио-христианской традиции за экологический кризис.

3. В диссертации установлено, что коммуникативная практика может быть понята не только в теоретико-деятельностных терминах, но и в терминах натуралистической теории.

Новизна результата заключается в том, что подчеркивается не коммуникативный разрыв между человеком и живым миром, а коммуникативное единство. Об этом свидетельствуют прежде всего невербальные элементы коммуникативных практик.

г I

4. В диссертации показана возможность интерпретации виртуальной реальности в терминах эволюционной эпистемологии. В этом случае виртуальная реальность характеризует эволюционный процесс, а не состояние человека. —

Новизна результата состоит скорее в подходе к проблеме, чем в новой ее формулировке.

Апробация исследования

Результаты данного исследования были опробованы в авторском курсе "Философия коммуникации". Результаты диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры философии ГАСБУ.

Научно-практическая значимость состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при исследовании проблем технотронной цивилизации, а также могут быть использованы при чтении лекций и при проведении семинарских занятий.

Глава I.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ СДВИГ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КРИЗИСУ

§ 1. Феноменология экологического кризиса: факты и оценки.

Феноменология, в отличие от сущностных подходов к миру, останавливается на уровне видимых эффектов и зависимостей. Наша задача суммировать описание этих эффектов, используя результаты исследований отечественных и зарубежных ученых1.

Многое из того, что когда-то казалось естественным, современной цивилизации приходится достигать концентрацией огромных усилий. Чистый воздух, чистая вода, здоровый лес - все это становится каким-то недосягаемым идеалом.

Современная цивилизация признает эффективным только то, что делает себя еще более эффективным. Повышение уровня цивилизации выступает как повышение производительности труда. Машины должны еще производительнее производить новые машины. Но наиболее производительна услуга, которая ориентирует цивилизацию не на истину, а на поиски структур, обеспечивающих самовозрастание услуг. В свое время переход от собирательства к земледелию повысил производительность труда в 400-600 раз. Возникло традиционное трудовое общество. Охота уступила место скотоводству, изобретение "крестьянина" как формы жизнедеятельности увеличило производительность труда человека в 20 раз.

'См. Экологическая альтернатива. М. Прогресс. 1990;

Олдак П.Г. Колокл тревоги. М. 1990;

Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М. 1987.

В древнем Шумере для обработки одного сектора требовалось 40-50 рабочих дней, но урожай мог прокормить 3 семьи. Последствия человеческой деятельности еще не были заметны на фоне стихийных катастроф природного происхождения. Тем не менее антропогенные причины вызвали уничтожение полосы леса вдоль Хуантэ, гибель лесов в ныне пустынной Сирии и Северной Африке. Козы, великое множество которых разводили в Оттоманской империи, в конце концов " съели " эту империю. Но не козы являются причиной экологической катастрофы. Более того, экологические проблемы вообще возникли не так давно. На наш взгляд, экологические проблемы как проблемы цивилизации осознаются (а значит и возникают) в эпоху, так называемого, промышленного переворота в Европе. До этого переворота экологические катастрофы наподобие тех, о которых мы уже упоминали, относятся к процессам природного происхождения. Человек выступал еще как сила природы, а не как сила цивилизации.

В ходе эволюции человека и его деятельности водораздел между двумя типами экологических катастроф начинает постепенно размываться. Технические возможности современной цивилизации стали сравнимы по масштабам и действию с планетарными силами. Именно стремительное развитие техники послужило одной из важнейших причин усиливающейся деградации биосферы. "Современная техника достигла таких мощностей, что продолжающееся во времени загрязнение окружающей среды способно вызвать экологическую катастрофу на региональном и даже континентальном уровнях, последней экологической катастрофой может стать атомная война, ведущая к "ядерной зиме", уничтожающей саму биосферу".2

211атас1е Б. ЬеБ catastrofb.es есо1о§1§пез. Р.8.1987 Р.Х.

Эти слова Франсуа Рамада совпадают с точкой зрения П.Г.Олдака, который считает, что человек стал тем, кого в сказках и мифах называли богом. Он овладел энергией атома, вывел свои аппараты в космос, опустился на дно океана, создал механических рабов, начал овладевать генной инженерией. �